Арка́дий Дми́триевич Се́верный — советский музыкант, певец, гитарист, исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. Источник:Шелег Михаил,,Аркадий грани одной жизни. С 1963 г. под псевдонимом "Аркадий Северный" принимал участие в подпольных записях песен.
Аркадий Северный – биография, фото, личная жизнь, песни, смерть
Зазвучала песня Аркадия Северного «Сладка ягода», и под эту мелодию закончилась его земная биография. В 1980 году Аркадий Северный находился в любимом им Ленинграде. Человек без имени, профессии, определенного места жительства, Аркадий Северный стал одним из самых легендарных и романтических артистов 60-70-х годов прошлого века.
Аркадий Северный
Аркадий Северный слушать лучшее онлайн бесплатно в хорошем качестве на Яндекс Музыке. биография, новости, личная жизнь Аркадий Северный Аркадий Северный (настоящее имя - Аркадий Дмитриевич Звездин). Родился 12 марта 1939. В годовщину смерти Аркадия Северного в разделе «Судьба и песни» я публикую две истории о том, как Северный мне помог. друга и коллеги Сергея Маклакова. 12 апреля 1980 года Биография Полная версия на сайте Шансон Аркадий Северный Жизнь Аркадия Северного можно разделить на две части.
Аркадий Северный: биография, национальность, фото, причина смерти
А после возвращения из тюрьмы старшей сестры Людмилы, использует тексты из подаренной ему сестрой тетрадки. В ней она записывала специфичную тюремную лирику. В 1956 году он окончил школу, и поступил в Лесотехническую академию в городе Ленинграде, на лесоинженерный факультет. Студенческая жизнь певца проходила бурно. На военной кафедре он получает специальность штурмана. Но после третьего курса решает перевестись на экономический факультет. В 1965 году Аркадий заканчивает обучение и идёт работать в ленинградскую контору «Экспортлес». С 1968 по1969 год Северный служит в рядах Советской Армии. Служба проходила под Ленинградом, в вертолётном полку. Позднее он придумает легенду, о том, что воевал во Вьетнаме. Начало творчества Студенческие годы Аркадию приносят много новых знакомств, зачастую это фарцовщики, стиляги, любители неформальной музыки, диссиденты и музыкальные коллекционеры.
Новый знакомый Рудольф Фурс, случайно услышал исполнение Аркадием романса под гитару. Вдохновленный пением, Фурс загорается идей записать его на ленту. После нескольких неудачных записей летом 1963 года, Фукс с компанией коллекционеров-подпольщиков организует домашнюю запись Северного под ансамбль. И первый домашний концерт Аркадия распространяется по фарцовщикам. Тогда же он и взял себе сценический псевдоним Северный, так появился новый исполнитель шансона и блатных песен Аркадий Северный. Небывалый успех После окончания службы в Армии, у Аркадия вновь происходит встреча с Рудольфом Фуксом, который решает возобновить запись песен. Фукс сам пишет сценарий «литературно-музыкальной композиции», в которую входят анекдоты, одесские песни, и миниатюры. Запись назвали «Программа для Госконцерта», и в конце 1972 году они её записывают, в исполнении Северного. Успех был небывалый. Вдохновлённый успехом Аркадий увольняется с работы, и начинает гастролировать по городам Советского Союза.
Аркадий Северный с Рудольфом Фуксом Продолжает совместно с Фуксом работать над новыми сценариями, фактически они создают новый жанр в магнитиздате, «театр у микрофона». Выходит в свет еще один сценарий «Одесской программы», он тоже становиться популярным и востребованным публикой. В период с 1972 года по 1974 год Певец продолжает упорно работать, и записывает большое количество домашних концертов. Репертуар составляют в основном блатные песни, студенческая лирика, есть немного романсов. На этом фоне ярко выделилась запись скандальной поэмы 19 века «Лука Мудищев», сделанная знакомым Фукса, известным в своих кругах ленинградским коллекционером Маклаковым. Аркадий Северный записывается у Владимира Васильева В этом же, 1974 году, Фукс начинает подготовку к концертам Северного с «одесским джазом». А уже в феврале они записывают концерт с ансамблем, в актовом зале «Ленпроект», в котором работает Рудольф Фукс. Эту запись они назвали «Первый одесский концерт». Она моментально разошлась по всему СССР и имела очень большой успех. Её организовал Сергей Маклаков.
Аркадий пришел к Фуксу домой, чтобы купить то ли пластинку, то ли еще что-то. И Фукс предложил Севрному исполнить несколько песен. Оказалось, что репертуар певца невелик - около 30 песен. Но наметанный глаз Фукса разглядел талант Аркадия. В то время по стране уже ходило много пленок с песнями бардов, и появление еще одной вряд ли было так уж заметно.
И тогда Фукс определяет неповторимый и запоминающийся образ: "Никакой советской эстрады, никакого джаза, никаких палаток-костров! Твой козырь - блатняк! Фукс активно записывал Северного с 1972г. Из ранних записей можно упомняуть т. Последняя запись у Фкуса датируется ноябрем 1975 года: "На дне рождения дочки Фукса".
Ранние записи Северного охотно покупались, но большую конкуренцию таким исполнителям авторской песни, как Галич, Высоцкий, Кукин, Визбор Северный не составил. Однако у многих коллекционеров были его записи. Заитересовался Северным и Сергей Иванович Маклаков -страстный "магнитофонщик" и меломан. Через посредников ему удалось разыскать Северного, и в том же 1972г у Шелега 1969 года Аркадий приехал на квартиру к Маклакову. Одной из первых "маклаковских" записей Северного была баллада "Лука Мудищев".
Голос ведь у него низкий, хриплый. К тому же я был уверен, что он настоящий уркаган, жиган с Молдаванки, имевший не одну отсидку. Сознаюсь, я даже немного побаивался - черт его знает, что это за личность! Тогда сходу была записана целая 500 метровая бобина. И с тех пор завязались хорошие дружеские отношения между Северным и Маклаковым.
И, сделав несколько записей Северного, исполнявшего песни под гитару, Маклаков задумал записать Аркадия в сопровождении оркестра. И встреча свела Маклакова с Николаем Резановым - руководителем ансамбля, игравшего в ресторане "Поплавок". Профессиональным музыкантом Резанов стал в 1968 году. Руководитель ленконцертовского "Традиционал-джазбэнда" Роман Моргулян помог Николаю Резанову пройти худсовет и взял его в свой коллектив. В следующем году Резанов переходит в "Джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна" и осваивает банджо.
Здесь он получает музыкальную кличку Мишель Жемчужный. Через некоторое время Резанов оседает в ленинградском ресторане "Поплавок" как руководитель ансамбля "Братья Жемчужные". У Аркадия с Колетиным завязывается дружба, а с осени этого же 1975 года Аркадий поселяется у него на квартире. У Колетиных Северный прожил около полутора лет. За это время Д.
Колетиным было произведено много записей Аркадия под гитару, на которых исполнялись как уличные и блатные, так и лирические песни и романсы. В 1976 году Аркадий предпринимает несколько попыток избавиться от своего уже развившегося недуга - алкогольной зависимости. К сожалению, и лечение в ленинградском институте им. Бехтерева, и в московской клинике на Каширском шоссе приводят лишь к кратковременной ремиссии. Примерно с середины 1976 года Аркадий уже нигде не работает, и полностью переходит на богемный образ жизни подпольного артиста.
Его личные отношения с семьей Колетиных все более и более осложняются. В дальнейшем записи проводились в квартире Маклакова. Северный очень любил записываться на магнитофон. Он чувствовал, что его песни нужны, что их ждут. И выкладывался на каждой записи по полной программе.
Как он выкладывался! Почему должны прятаться? Ведь вот она - русская душа, во всей ее полноте, открытая и больная, светлая и радостная. Сегодня редко можно услышать, чтобы кто-то так до самозабвения выкладывался. Все, что нам подсовывают,- продажно и неискренне.
Я - поклонник джаза, истовый поклонник.
И это качество — решительность — перенял у него подрастающий сын. Домой Дмитрий Иванович вернулся в 1946 году. Как раз к тому моменту, когда Аркадий пошел в первый класс 39 начальной мужской школы. Родители не могли предположить, что из худенького первоклассника вырастет знаменитый на всю страну исполнитель русского городского романса — Аркадий Северный, дискография которого будет изучаться через много десятилетий после его кончины. Школа: первые аккорды на гитаре Может быть, сегодня уже не многие знают, что начальная школа в Советском Союзе была раздельной. Мальчики учились отдельно от девочек. Вот в таком мужском коллективе и прошли первые 4 года обучения. А затем уже была общая школа, которую Аркадий окончил в 1956 году. За время учебы он ничем не выделялся, и сверстники запомнили его немного застенчивым и стесняющимся шумных компаний парнем.
Есть еще одна примечательная деталь, рассказанная его двоюродным братом, Борисом Соловьевым, который был на год старше. По его свидетельствам, одежда у Аркадия была бедной, да и обувь настолько изношенной, что Борису приходилось его переносить через лужи. Видимо «руководящей» зарплаты Дмитрия Ивановича не хватало на всю семью. Однако именно в школьные годы мальчишка освоил гитару. Уже в 7 лет он научился играть вполне прилично для своего возраста. В этом нет ничего удивительного — было с кого брать пример. Глава семейства любил музыку и часто музицировал в домашнем кругу. Гитара стала верным другом и спутником молодого человека. Все, кто был знаком с ним в юношеские годы, вспоминают, что, начиная петь, Аркадий преображался. Репертуар был незатейливым.
Что-то из песен, услышанных по радио, — дворовые, блатные, фронтовые. В более старшем возрасте появились лагерные и тюремные композиции. Это было не удивительно — через бараки и пересылки за колючей проволокой прошло немало народу, и «зоновский» фольклор уверенно прописался в подворотнях и на пустырях, которые стали сценой первых дворовых концертов Аркадия Звездина. Но был еще один человек, подстегнувший его интерес к запрещенным песням. Сестра В то время процветали рукописные сборники песен. Были и военные композиции, которые собирали мальчишки, выросшие на рассказах отцов и старших братьев о войне, и романтические стихи, заботливо переписанные в тетрадку ровным девичьим почерком. Совсем другой песенник подарила Аркадию старшая сестра Людмила. Она, отсидевшая срок по бытовой статье, привезла с собой сборник незатейливых лагерных песен. Они и стали основой дворового репертуара начинающего музыканта. Не знал он в те годы, что этот фольклор сделает его известным на всю страну.
И с упоением настоящего артиста под гитарный аккомпанемент самозабвенно исполнял песни родившиеся в тюрьмах и лагерях. Существует история о том, что вместо уроков Аркадий пел песни в близлежащих пивных, откуда его извлекали преподаватели во главе с директором школы. Едва ли так было. Потому что времена были строгие, и за подобные «шалости» вполне могли из школы выгнать. Но аттестат о получении среднего образования Звездин получил в положенный срок, в 1956 году. В 1958-ом по другим сведениям в 1957 г. Довольно странный выбор для парня, которого лесное дело никогда не привлекало. И неизвестно, чем он занимался после окончания школы. Не принято было в то время бездельничать. Скорее всего, надоели родителям дворовые концерты, и отправили они Аркадия подальше от родного Иваново.
А выбор учебного заведения объясняется легко. Дмитрий Иванович Звездин некоторое время занимал пост директора Лесного техникума в Горьковской области. Возможно, что воспользовался он старыми знакомствами. В том же 1958 году отец Аркадия скончался. А у сына начался новый жизненный этап. Ленинград на длительное время стал для него родным городом. Занятия он посещал, зачеты и экзамены сдавал, но сфера интересов молодого человека была далека от профессиональной деятельности будущего инженера-лесотехника. Вольные, и даже антисоветские настроения части студенчества на переломе 60-х годов не могли пройти мимо приезжего провинциала. Он знакомится с учащимися из других вузов. Гитара открывает ему дорогу в любую компанию.
Аркадий с интересом читает книги, за которые могли дать тюремный срок по очень неприятной статье. Но судьба хранила его для других целей. Да и политика не слишком интересовала молодого человека.
Лев по гороскопу. До войны семья Бальберов проживала на Константиновской. Интересно, что в этой семье классических евреев, все разговаривали исключительно на идиш.
Не отсюда ли в первый вариант песни про Подол был про Константиновскую:.
Аркадий Северный — биография музыканта
А впервые записался Аркадий (под псевдонимом "Северный") ещё в далеком 1963-ем году, при содействии все того же ленинградского приятеля Рудольфа Фукса. Аркадий Северный (настоящее имя — Аркадий Дмитриевич Звездин; 12 марта 1939, Иваново — 12 апреля 1980, Ленинград) — советский музыкант и певец, исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. В апреле 1975 года запись Аркадия Северного с ансамблем организовал и Сергей Маклаков. В апреле 1975 года запись Аркадия Северного с ансамблем организует и Сергей Маклаков. Аркадий й Северный (настоящее имя — Аркадий Дмитриевич Звездин; 12 марта 1939, Иваново — 12 апреля 1980, Ленинград) — исполнитель песен современного городского фольклора, авторских неподцензурных песен, романсов и стилизаций. Саморазрушение стало любимым хобби внутренних эмигрантов, а Аркадий Северный — король советского андеграунда — одним из самых ярких декадентов застоя.
12 марта – 80 лет великому русскому певцу Аркадию Северному
Зато во время обучения он не пропускал ни одного концерта студенческой самодеятельности или КВН, и везде Звездин появлялся с гитарой. В это время он увлёкся джазом и пел в оркестре академии по-английски без знания языка: феноменальная память помогала запоминать и точно воспроизводить тексты иностранных песен. На одной из встреч с неформальными представителями советской молодёжи Звездин познакомился с Рудольфом Фуксом, подпольным советским бизнесменом, который в домашних условиях изготовлял музыкальные пластинки и записывал самодеятельных певцов. На одном из вечеров Фукс услышал, как поёт Звездин, и сразу же предложил сделать запись. С этого момента "бизнесмен" занялся созданием сценичного образа певца, он же и придумал ему псевдоним Северный. В качестве амплуа для певца был выбран образ одесского вора: на выступлениях между песнями Северный от лица персонажа рассказывал о своей непростой жизни. Первый домашний концерт Северного состоялся по сценарию, написанному Фуксом.
Концерт состоял из 18 песен, которые разбавляли рассказы и комментарии из истории Одессы и жизни одесситов.
После Тихорецка будет Ростов, а после — Одесса. В Южной Пальмире Аркадий записывает свой «золотой диск», совместно с «Черноморской чайкой». Большой концерт, состоящий из произведений одесской классики. Из Одессы Аркадий перебирается в Москву, где будет жить на квартире у Анатолия Писарева до весны 1980 года, играть в ресторанах, нелегально писать на магнитофонную ленту домашние концерты, в которых большое место займут произведения самого А. Февраль — короткая поездка Аркадия Северного в Ленинград. Возвращение в Москву, и снова — Ленинград в апреле 80-го. Личная жизнь Первый брак Аркадия Звездина состоялся еще в студенческие годы, но об этом событии известно очень мало: первую жену Аркадия звали Ниной, поженились они быстро, и также быстро развелись.
Детей у молодых людей не было. В следующий раз Аркадий Северный сразу же после прохождения армейской службы в вертолетных войсках. Часть дислоцировалась недалеко от Ленинграда и однажды Аркадию поручено было ехать в Ленинград. Свою избранницу молодой лейтенант увидел на перроне и бросился вслед за ней. А уже в декабре 1969 года был зарегистрирован брак между Аркадием Звездиным и Валентиной Бойцовой. С супругой Валентиной 1970-ые В 1971 году, 14 июня, у пары родилась девочка Наталья. С дочерью Натальей Богемная жизнь часто испытывает на прочность семейные узы, и брак Аркадия Северного не стал исключением. К сожалению, в 1975 году пара рассталась.
В 1979 году у Аркадия был недолгий гражданский брак в городе Одессе. Жену звали Зинаидой. Вместе они прожили около года. С Зинаидой Жизнь творческих людей зачастую подстерегает еще одна опасность — алкоголь. Крайне редко концерты и выступления обходятся без такой дополнительной «подпитки». Вот и Аркадий Северный несколько раз пытался порвать с этой пагубной зависимостью: первый в 1976 году, потом в 1977.
Там Северный дал несколько ресторанных концертов.
В конце лета он приехал в Одессу, где записал «золотой диск» — большой концерт с «Черноморской чайкой» из одесской классики так называемый «херсонский концерт». Новый надгробный памятник на кладбище крематория Затем певец уехал в Москву. Во время пребывания в Москве Северный вновь выступал с ресторанными концертами, которых, по воспоминаниям разных людей, было довольно много. Молва приписывала Северному и специальные концерты для высокопоставленных советских и партийных деятелей, но точных подтверждений этому нет. Жил он в этот период на разных квартирах, пока, наконец, не поселился у Анатолия Писарева. Здесь он жил до самой весны 1980 года, записывая много домашних концертов, в том числе — с песнями, сочинёнными самим А. В феврале по приглашению С.
Маклакова Северный ненадолго приехал в Ленинград, где записал концерт с «Братьями Жемчужными» «Олимпийский концерт», или «Трезвость» , а также домашний концерт у Владимира Раменского. После этого он возвратился в Москву, но в начале апреля вновь приехал в Ленинград. Здесь, на квартире В. Шорина, у него неожиданно произошло обширное кровоизлияние в мозг. Певец был похоронен на кладбище Ленинградского крематория. Есть версия, что урна с прахом была утеряна ещё до её похорон на кладбище. Вот что рассказывают об этом: «Поставили урну на полку в коридоре, помянули, попели, поплясали, а потом обнаружили, что она куда-то пропала.
Может быть, и выкинули в угаре…». Памятник певцу на территории Санкт-Петербургского крематория — кенотаф [3]. В апреле 2016 года на кладбище крематория был установлен новый надгробный памятник автор — петербургский скульптор Владимир Шпалет [4]. Наследие Творческое наследие А. Северного состоит из более чем ста магнитофонных альбомов. Их список продолжает уточняться коллекционерами-энтузиастами. Далеко не все записи Северного можно считать разысканными на настоящий момент.
Неизвестные ранее записи время от времени «всплывают» до сих пор. В 1989 году по инициативе Рудольфа Фукса на ленинградской студии грамзаписи фирмы «Мелодия» был выпущен диск «Памяти Аркадия Северного». В 1990-х годах записи Северного издавались на компакт-дисках московской фирмой RCD и рядом других мелких фирм звукозаписи, а в дальнейшем — студией «Ночное такси» Александра Фрумина, которому в настоящее время принадлежат юридические права на издание записей А. Качество изданных записей довольно посредственное, к тому же издаются концерты не полностью. Увековечивание памяти Книги, публикации в прессе В мае 1980 года уже эмигрировавшим Рудольфом Фуксом в нью-йоркской газете « Новое русское слово » была опубликована статья памяти Аркадия Северного. В дальнейшем Фукс опубликовал ещё несколько статей, посвящённых Северному. В 1995 году Михаилом Шелегом была написана и опубликована книга «Споём, жиган», где впервые излагалась краткая биография Северного.
Позже М. Шелег изложил её в книге «Аркадий Северный. Две грани одной жизни», которая была издана в 1997 году и переиздана в 2000 году.
В случае неисполнения этого условия при проведении следующего фестиваля, либо в любой акцидентной продукции при его подготовке и рекламе вынуждена буду обратиться в суд с иском о защите права на имя, принадлежащее мне по закону».
Подчеркнем: интерес к шансонье страны Советов раздул с новой силой в девяностых годах зять Северного. Александр Фрумин даже создал термин «шансонье». Утверждают, что именно этот хитрый маркетинговый ход и позволил запрещенной музыке покинуть подполье и выйти на большую цену. Музыканты тогда впервые смогли зарабатывать деньги как утверждают источники в сфере шоу-бизнеса — большие деньги законно: они покинули ночные кабаки и вошли в концертные залы, на телевидение и радио.
Размер доходов, конечно, доподлинно нельзя установить, но их оказалось достаточно, чтобы Фрумин смог открыть собственную студию звукозаписи «Ночное такси», на которой под знаком «русский шансон» выпустил более двадцати компакт-дисков с концертами Аркадия Северного и десять его тематических сборников песен, здесь же — на собственной студии — Фрумин записывает альбомы Александра Розенбаума, Вилли Токарева, Михаила Шуфутинского, Михаила Круга, Трофима Сергея Трофимова , Славы Бобкова, Зиновия Бельского, Виталия Аксенова, Татьяны Кабановой, Владимира Асмолова и еще много-много других. Итого с 1994 года студия «Ночное такси» выпустила более двухсот номерных альбомов исполнителей жанра «русский шансон». Сам Александр говорил, что изготавливает аудио- и видеопродукцию от клавира до эфира. С 2004 года на «Ночном такси» записывают и выпускаются уже видеофильмы в стандарте DVD, а с 2009 года — стандарта Bluray.
И переиздавали их по нескольку десятков раз», — рассказывает Наталия Звездина. В 1995 году интерес к творчеству Аркадия Северного достигает такого уровня, что в Санкт-Петербурге организовывают Фестиваль памяти. С этого момента он становится ежегодным, участники фестиваля записываются на видео, позже записи с выступлениями распространяются по всей территории России на дисках DVD, номера даже транслируются на собственном телеканале в YouTube. В 2001 году Александр Фрумин организовывает в Государственном Кремлевском дворце первый сборный концерт звезд русского шансона.
Кроме того, Фрумин отказался от права на использование бренда «русский шансон» и отдал их компании MasterSound — подразделению студии «Союз», выпускавшей блатную музыку. Под маркой стали выпускать многомиллионными тиражами записи Петлюры, Ивана Кучина, Геннадия Жарова, «Нэнси», Трофима, Любы Успенской и других ранее маргинальных артистов. А 15 апреля 2017 года страна узнала, что Фрумин скоропостижно скончался. И у него осталось очень много незавершенных проектов.
И для того, чтобы эти проекты завершить, и чтобы имя Александра никто не смог очернить и обвинить в неисполнении обязательств, Эля — его последняя жена — продала свою квартиру. Ведь это бизнес такой: ты берёшь деньги, запускаешь проект и, не получив еще прибыль, запускаешь другой проект. Саша вкладывал все деньги в бизнес на развитие и для себя почти ничего не оставлял».
СЕВЕРНЫЙ АРКАДИЙ
В это время он увлёкся джазом и пел в оркестре академии по-английски без знания языка: феноменальная память помогала запоминать и точно воспроизводить тексты иностранных песен. На одной из встреч с неформальными представителями советской молодёжи Звездин познакомился с Рудольфом Фуксом, подпольным советским бизнесменом, который в домашних условиях изготовлял музыкальные пластинки и записывал самодеятельных певцов. На одном из вечеров Фукс услышал, как поёт Звездин, и сразу же предложил сделать запись. С этого момента "бизнесмен" занялся созданием сценичного образа певца, он же и придумал ему псевдоним Северный. В качестве амплуа для певца был выбран образ одесского вора: на выступлениях между песнями Северный от лица персонажа рассказывал о своей непростой жизни. Первый домашний концерт Северного состоялся по сценарию, написанному Фуксом. Концерт состоял из 18 песен, которые разбавляли рассказы и комментарии из истории Одессы и жизни одесситов. Проникновенный бархатный баритон Северного, мастерское исполнение, одесский акцент, интересные сюжеты рассказов придали своеобразный колорит концерту, и он молниеносно разошёлся среди любителей звукозаписей Музыкальный коллекционер Валентин Шмагин После окончания учёбы в академии в 1965 году Северный остался в Ленинграде и начал работать в Союзэкспортлесе.
Глядя на снимки артиста, поверить в столь громкий титул сложно. На фото мужчина вовсе не похож на харизматичную звезду, чьими песнями заслушивались жители Советского Союза. По воспоминаниям друзей, стоило Северному взять в руки гитару, как мужчина преображался до неузнаваемости и привлекал к себе внимание всех, кто находился поблизости. Аркадий Звездин настоящая фамилия певца стал пятым ребенком в семье начальника железнодорожной станции и врача. Мальчик появился на свет 12 марта 1939 года в городе Иваново артист — русский по национальности. Вскоре после рождения сына отец Аркадия ушел на фронт и вернулся только в 1946 году, когда мальчик пошел в первый класс. В школе ребенок не выделялся среди сверстников. Звездин рос тихим и незаметным, сторонился шумных компаний. Все изменилось, когда в биографии Аркадия появилась гитара. Уже в школьные годы подросток увлекся шансоном. Юноша самостоятельно сочинял музыку на стихи из самодельного сборника, который Аркадию отдала старшая сестра. Людмила так звали родственницу после возвращения из тюрьмы подарила младшему брату тетрадь, где были собраны специфические рифмованные произведения. В 1957 году молодой человек перебирается в Ленинград, чтобы получить диплом Лесотехнической академии имени С. Вместе со студенческими развлечениями в жизнь Аркадия приходят знакомства с фарцовщиками и любителями неформальной музыки. Одним из таких любителей был Рудольф Фукс, нынешний член Клуба одесситов Санкт-Петербурга, который случайно услышал, как Аркадий исполняет незатейливые романсы под гитару. Вдохновленный талантом Аркадия, Фукс предлагает молодому человеку записать кассету.
В природе оттепель - это когда вдруг зимой пригреет солнышко. Начнет таять снег, потечет с крыш, птички запоют. И кажется, зима подходит к концу, скоро наступит весна. На душе светло и радостно. Берия - ясно, враг! Сталин - увы, со всяким руководителем случается - ошибался, перегнул палку, поощрял культ своей ичности. Одним словом, хватит! Повернемся лицом к человеку. Докажем всему миру, что мы - не империя зла. Где наша культурная интеллигенция? Задача ясна? Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Народу наприглашали - негров, китайцев-уругвайцев разных - море! Хотя въезд простых советских граждан в столицу Родины на время проведения фестивалей строго ограничен. Общение, обмен сувенирами с участниками фестиваля категорически запрещен. Пригласить к себе в гости представителя какой-нибудь капиталистической страны - Боже упаси! Последствия - исключение из комсомола или, того хуже, из партии, увольнение с работы или даже... И все же люди общались. Гости фестиваля шумными компаниями, принимая жест советского правительства за чистую монету,бродили по улицам Москвы и Ленинграда, пели песни на непонятных языках, носили экзотические наряды, а советские граждане глазели на них как на диковинных животных, которых выпустили из зоопарка погулять. Мальчишки обменивались с гостями значками, юноши постарше - пластинками, девушки улыбались смуглым кубинцам и черным, как уголь, конголезцам. Впрочем, не только улыбались - через год в роддомах стали появляться разноцветные детишки. Молодежь со свойственным ей легкомыслием стала собираться на квартирах, в кафе, в клубах. Заиграл джаз. Вышли на улицу молодые поэты - стали публично читать стихи. Запустили в космос первый советский спутник, потом туда же полетели собачки - Белка и Стрелка. Физики расщепляют атом и пишут стихи о гипотенузах, лирики сочиняют песни про атлантов и параллельно защищают диссертации по квантовой механике. Хрущев в ООН стучит ботинком по трибуне. С детской наивностью и юношеским задором художественная интеллигенция бросается осваивать вечные темы.
Но запись была сделана, и процесс, что называется, пошел. Профессиональным монтажером на ленинградском радио была сделана вполне «товарная» фонограмма. Через знакомых Рудольф Фукс начинает ее распространять — сначала в Ленинграде, а затем и в других городах. Одновременно запись тиражируется старым проверенным способом — на рентгеновской пленке. И везде указано новое имя — Аркадий Северный. Так и запомнилось оно любителям подпольного «русского шансона». Аркадий и Рудольф 1963—1971 Наступил 1965 год. Аркадий Звездин Северный наконец-то окончил «Лесопилку» и начал работать. Затем была служба в армии. Выпускник вуза Звездин попал служить в вертолетный полк под Ленинградом. Далее последовала женитьба и рождение дочери 1971. Жизнь шла по накатанной колее. Но была проблема — постоянно не хватало денег. В поисках дополнительного заработка пришлось возрождать старые знакомства. Для Рудольфа этот период тоже был насыщен событиями. Правда, несколько иного рода. Его подпольная музыкальная коммерция все-таки привлекла к себе внимание милиции. Пока созданный им Аркадий Северный, биография которого текла в русле советской жизни, оканчивал учебу, он в 1965 году получил тюремный срок за подделку документов. После освобождения стал работать в «Ленпроекте», но от старых пристрастий не отказался и пребывал в нескончаемом поиске любых возможностей заработать. В таких обстоятельствах возрождение знакомства сулило выгоды им обоим. Деловой напор Фукса и остающееся на слуху у любителей имя Северного давали хорошие перспективы новому совместному музыкальному проекту. Программа для Госконцерта 1972 Идея была не нова. Фукс решил использовать уже многократно испытанную тему — одесский юмор и песни. В роли старого одессита должен был выступить Аркадий Северный. Режиссер и сценарист новой программы Рудольф развернул кипучую деятельность — его замысел был шире, чем простое вокальное исполнение песен под гитару. Фуксу был нужен образный, броский юмор старой Одессы. Он хотел сделать что-то, чего еще не выпускали в подпольном «Магиздате». Он перерабатывал старые и известные одесские анекдоты, придумывал новые истории. Одним словом, Фукс погрузился в творческий процесс с головой, а для достижения поставленной цели он пробудил в себе литературные способности. Готовый сценарий исполнителю понравился. Аркадий Северный, биография которого никогда не была связана с Черным морем, обладал врожденным артистизмом. Он быстро смог представить себя в предложенном одесском колорите. Даже сложно охарактеризовать, в каком сценарном ключе был реализован этот музыкальный проект. Небольшие зарисовки из еврейско-одесской жизни вперемежку с песнями или, наоборот — песни, между которыми звучали небольшие стилизованные миниатюры. Успех был поистине ошеломляющим. За короткое время альбом разошелся по Советскому Союзу. Не останавливаясь на достигнутом, предприимчивый Рудольф быстро готовит вторую программу. На этот раз шквал одесского юмора облечен в форму концерта по заявкам. Вторая запись закрепила успех. Доподлинно не известно, сколько копий этих двух альбомов было сделано, но с этого времени Аркадий Северный стал настоящей звездой подпольной музыкальной индустрии. Но голос Северного знали от Сахалина до Бреста. Предприимчивые теневые дельцы, которых по иронии советской действительность называли коллекционерами, продолжали зарабатывать на популярном исполнителе. Набирался музыкального опыта и Аркадий Северный. Биография героев его песен перерастала в нечто личное и родное. Период с 1973 по 1978 год был наполнен записями в каких-то наспех организованных студиях и нелегальными концертами. К 1975 году были записаны «Лука Мудищев», «Первый одесский концерт», «Ой, мамочка! Запрещенная музыкальная индустрия уже переросла уровень исполнения одесских песен под гитару. Для записи стали привлекать профессиональных музыкантов. Чаще всего такие коллективы находили в ресторанах. Под незамысловатыми названиями они участвовали в записи песен. Артист выступал под аккомпанемент «Братьев Жемчужных» и «Черноморской чайки». Аркадий Дмитриевич к известности привык быстро.
Аркадий Северный - легенда советского времени
Познакомились молодые люди, когда будущий поэт был еще студентом. Ни детей, ни общего имущества пара нажить не успела, поэтому и претензий друг к другу не имели. Как-то раз солдата послали в Ленинград по какому-то делу, и из вагонного окна еще не успевшей отъехать электрички он увидел красивую девушку, спешащую на свой поезд. Аркадий и Валентина Недолго думая парень выскочил из вагона и устремился навстречу своему счастью.
Свадьба Аркадия и Вали состоялась в декабре 1969-го. В середине июня 1971 года в семье Северного и Бойцовой родился ребенок — дочка Наташа Северная. А вы знали, что… Несмотря на бешеную популярность Северного, существует лишь одна видеозапись, где он присутствует.
Это черно-белый любительский ролик, снятый на свадьбе.
Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту. Биографии дополнены рубрикой "творчество". Вы можете послушать произведения авторов в формате mp3. Поиск биографии:.
Их список продолжает уточняться коллекционерами-энтузиастами. Далеко не все записи Северного можно считать разысканными на настоящий момент. Неизвестные ранее записи время от времени «всплывают» до сих пор. В 1989 году по инициативе Рудольфа Фукса на ленинградской студии грамзаписи фирмы «Мелодия» был выпущен диск «Памяти Аркадия Северного». В 1990-х годах записи Северного издавались на компакт-дисках московской фирмой RCD и рядом других мелких фирм звукозаписи, а в дальнейшем — студией «Ночное такси» Александра Фрумина, которому в настоящее время принадлежат юридические права на издание записей А. Качество изданных записей довольно посредственное, к тому же издаются концерты не полностью.
Увековечивание памяти Книги, публикации в прессе В мае 1980 года уже эмигрировавшим Рудольфом Фуксом в нью-йоркской газете « Новое русское слово » была опубликована статья памяти Аркадия Северного. В дальнейшем Фукс опубликовал ещё несколько статей, посвящённых Северному. В 1995 году Михаилом Шелегом была написана и опубликована книга «Споём, жиган», где впервые излагалась краткая биография Северного. Позже М. Шелег изложил её в книге «Аркадий Северный. Две грани одной жизни», которая была издана в 1997 году и переиздана в 2000 году.
В 2002 году в журнале «Наша улица» опубликовано эссе русского писателя и литературного критика Юрия Кувалдина «Северная звезда». В 2006 году она была опубликована в собрании сочинений писателя. В 2006 году в Интернете был опубликован текст книги И. Ефимова и Д. Петрова «Аркадий Северный, Советский Союз». В 2010 году новосибирский журналист Дмитрий Тростников опубликовал в Интернете текст романа «Знаменитость» , прообразом главного героя в котором стал А.
В конце года книга была издана [5]. Сто друзей и недругов». В ней помещена глава «Аркадий Северный», в которой повествуется о взаимоотношениях Высоцкого и Северного. В 2014 году начинающий кинодраматург Роман Тензин опубликовал в Интернете текст написанного им сценария полнометражного художественного кинофильма «Аркадий Северный — король советского шансона». В 2015 году он же опубликовал в Интернете обновленную версию этого же сценария. До настоящего времени сценарий не экранизирован.
В 2016 году в книге Е. Лесина «И немедленно выпил» опубликована глава «Король подпольной песни. Аркадий Северный». В 2017 году в книге И. Были использованы фрагменты песен «Не надо грустить, господа офицеры» и «Поручик Голицын» [8]. В 2005 году выходит американский фильм на русско-еврейскую тему «И всё осветилось» англ.
В одном из эпизодов фильма звучит песня «Здравствуйте, моё почтенье…» вариант из Тихорецкого концерта, июнь 1979 года в исполнении Аркадия Северного. В начале картины звучит отрывок два куплета и начало припева из песни «Воркута — Ленинград» «Это было весною…» в исполнении Аркадия Северного под гитару [9].
Зацепило и такого искушенного в подпольной лирике ценителя, как Фукс. И тот решил записать песни Аркадия. Летом 1963 года Рудольф Фукс организовал запись домашнего концерта Аркадия. Участвовали в этом и несколько других коллекционеров. Разумеется, не могло быть и речи о том, чтобы распространять записи песен под настоящим именем исполнителя. Звездину нужен был псевдоним. Так родился Аркадий Северный. Легенда о Северном В этом человеке не было ничего от скромного уроженца Иваново, выпускника «Лесопилки», служащего «Экспортлеса».
Аркадий Северный родился в солнечной Одессе, впрочем, некоторые утверждали, что он — из семьи эмигрантов первой волны, что живет в Нью-Йорке и поет в ресторане «Одесса». Находились люди, которые клялись, что видели Аркашу Северного на Колыме, когда сами мотали там срок, так вот, судьба свела как-то на пересылке. Причиной появления всех этих легенд был, разумеется, репертуар записей Северного. Фукс, послушав своего нового друга, категорически заявил ему: «Никакого джаза, никаких романсов и никаких палаток и костров. Только блатные песни! В этом был резон. Все прочие жанры были прекрасно представлены на подпольном рынке «коллекционеров музыки». Все, кроме блатных песен, так любимых народом.
Школа: первые аккорды на гитаре
- СЕВЕРНЫЙ Аркадий
- Аркадий Северный - легенда советского времени
- СЕВЕРНЫЙ Аркадий
- Аркадий Северный — биография музыканта
От одесского жулика до подпольного музыканта СССР. Аркадий Северный
После третьего курса обучения перевелся на планово-экономический факультет. В 1965 году Аркадий Звездин закончил Лесотехническую академию и начал работать экономистом в ленинградской конторе объединения «Экспортлес». Позже об этом периоде своей жизни сам Аркадий запустил в народ легенду, что службу ему якобы пришлось проходить в небе Вьетнама. В декабре 1969 года Аркадий заключил брак с Валентиной Бойцовой. Мечникова в Ленинграде. Творчество Поскольку Аркадий не особо лояльно относился к советской системе, то за время учёбы он близко сошёлся с различными представителями «несоветской» молодёжи — со стилягами, фарцовщиками, диссидентами, и, наконец, с музыкальными коллекционерами. Среди последних был студент кораблестроительного института Рудольф Фукс. Однажды Фукс случайно услышал пение Аркадия и сразу загорелся идеей записать его на ленту. После нескольких пробных записей летом 1963 года Фукс вместе с компанией других коллекционеров-подпольщиков организовал домашнюю запись Аркадия под ансамбль.
В соответствии с модой тех лет, в репертуаре были в том числе и блатные песни. На этой записи и родился сценический псевдоним Аркадия — «Северный». Фукс решил возобновить записи песен в исполнении Аркадия, а вскоре пришёл к мысли сделать из Аркадия Северного легендарную личность советского магнитиздата в амплуа «старого одессита». Рудольф Фукс сочинил сценарий «литературно-музыкальной композиции» из одесских песен, миниатюр и анекдотов и в конце 1972 года произвёл её запись в исполнении Аркадия Северного. Запись получила название «Программа для Госконцерта» и очень быстро завоевала популярность практически на всей территории СССР. Вдохновленный успехом, Фукс осуществил запись ещё одной «одесской программы», написанной по его же сценарию, а затем ещё целый ряд сценарных концертов, открывая, по существу, новый жанр в магнитиздате, своего рода «театр у микрофона». Кроме того, в этот же период, в 1972—74 годах, Аркадий записал под гитару немало других домашних концертов, состоявших не только из блатных песен, но и из уличной лирики, романсов, студенческих и прочих «неподцензурных» песен. Особо следует выделить запись известной скабрёзной поэмы XIX века «Лука Мудищев», которую сделал знакомый Фукса, известный ленинградский коллекционер Сергей Иванович Маклаков.
Первая пробная запись состоялась в январе 1975 года на квартире басиста ВИА «Поющие гитары» Владимира Васильева, а в феврале была произведена запись концерта Аркадия Северного с ансамблем в актовом зале института «Ленпроект», по месту работы Рудольфа Фукса. Запись получила название «Первый одесский концерт», быстро разошлась по всей стране и имела большой успех. В апреле 1975 года запись Аркадия Северного с ансамблем организовал и Сергей Маклаков. Ансамбль состоял из музыкантов ресторана «Парус», которые под именем «Братья Жемчужные» уже записывались у Маклакова в конце 1974 года. Запись Жемчужных с Северным, получившая впоследствии название «Ой, мамочка! У Аркадия с Калятиным завязалась дружба, а с осени того же 1975 года Аркадий поселился у него на квартире. Дело в том, что к этому времени Аркадию было негде жить, он ушёл из семьи и из дома, лишился работы в «Экспортлесе». У Калятиных Северный прожил около полутора лет.
За это время Д. Калятиным было произведено много записей Аркадия под гитару, на которых исполнялись как уличные и блатные, так и лирические песни и романсы. В свою очередь С. Маклаков и Р. Фукс продолжали свои проекты оркестровых записей Аркадия. В 1976 году произведены записи с ансамблями «Братья Жемчужные», «Четыре брата и лопата», «Альбиносы», «Светофор», «Крёстные отцы». Концептуально выдержанными можно назвать, пожалуй, лишь несколько записей, организованных Фуксом — «Памяти Вертинского», «На проспекте 25 Октября», концерты на одесскую тематику — «Памяти Кости-аккордеониста», «Третий одесский». Остальные концерты были весьма эклектичны, как в музыкальном, так и в репертуарном плане.
Как, впрочем, и весь жанр «улично-ресторанной» эстрады, в котором и выступал тогда Аркадий Северный. В 1976 году Аркадий предпринял несколько попыток избавиться от своего уже развившегося недуга — алкогольной зависимости. Лечение и в ленинградском Институте имени Бехтерева, и в московской клинике на Каширском шоссе привели лишь к кратковременной ремиссии. Примерно с середины 1976 года Аркадий уже нигде не работал, и полностью перешёл на богемный образ жизни подпольного артиста. Его личные отношения с семьёй Калятиных всё более и более осложнялись.
Наш сосед по коммуналке тогда сказал: «Это происки империализма. Так не бывает. Видимо, специально сдали в комиссионку такую чистую запись, чтобы она пошла по городам». Я слушал этого Галича только по пьянке да и то в наушниках.
И ни разу никому не переписал. Тем не менее, однажды позвонил мне незнакомый человек и говорит: «Вот мне сказали, что у вас можно достать Галича». Честно говоря, я тогда сильно испугался. За распространение Галича могли и посадить. Северный в зените славы ночевал в подъездах. Мы же против советской власти не выступали. К тому же нас было сложно зацепить. Я находился практически в вакууме. Конечно, знали, что существует такой Маклаков.
Но выйти на меня было не так-то просто. Ну, какой коллекционер даст телефон Маклакова, чтобы тот, кто у него переписывает, пошел напрямую ко мне?! Конечно, при желании посадить нас могли. Тогда в УК была статья за незаконный промысел. Допустим, я вам что-то записал за небольшую плату. Вот я и попал. Но у нас не было цели делать на всем этом деньги. К примеру, Тихомиров сделал «Химика-2». У него даже играть было не на чем.
Он взял у приятеля магнитофон. А братья Гатниковы все оплатили. И сделали два концерта. Просто так, ради интереса. Музыканты тоже участвовали в записи не ради заработка. Они у себя в ресторане больше зарабатывали. Да, были и такие, кто имел дома по 10-20 магнитофонов. Где-то запишет за десятку новый концерт, поставит на перезапись и потом продает. Так они все и сидели.
Взять, к примеру, легендарного Руслана Богословского. Он был очень умный парень. Сам делал декордеры. Знаете, что это такое? Это конструкция на базе патефона. Только вместо пластинки ставился рентгеновский снимок или какой-то другой материал. И игла, на которую подавался сигнал с магнитофона, записывала на него музыку. Руслан ухитрялся делать в домашних условиях даже виниловые диски. В качестве исходного материала он использовал диски с речами Ленина.
Они стоили по 15 копеек. И директор любого магазина «Мелодия» был рад от них избавиться. Руслан скупал их оптом, подогревал и при помощи матрицы наносил на них новую звуковую дорожку. Кстати, я был лично с ним знаком. В молодости я тоже пытался делать деньги на музыке. Даже пару раз попадал в газеты. Помню, статьи назывались «Они мешают нам жить» и «Пятна на Невском». Потом я все это забросил к черту, чтоб отстали. Самое главное — не выпячиваться, не идти в передовых.
Многих жадность сгубила. Хапали деньги, вот их всех и пересажали. А нас-то за что? Концерт со всеми делами — оплата музыкантам, такси для перевозки аппаратуры, выпивка и закуска — обходился в 450 рублей. И я еле-еле оправдывал свои расходы. И неплохо по тем временам зарабатывал. А музыка была для меня как бы хобби. Вот Аркадий с какого-то момента нигде не работал. Когда после рождения дочери его выгнали из семьи, он некоторое время ночевал по парадным, как самый настоящий бомж.
Прах Аркадия Северного покоится на кладбище крематория. Источник изображения: wikipedia. По другой версии, урна была украдена уже с могилы. В общем тайна, покрытая мраком... А на последок послушайте песню Аркадия Северного "Годы мчатся". Горькая судьба шансонье.
Внезапная смерть. Вдова и дочь сейчас. Гибель шансонье. Смерть на пике славы. Дочь певицы сейчас. Сорок струн он порвал...
Жизнь шансонье и смерть на пике славы. Им могилы. Как живут и выглядят их дети? Если Вам понравилась статья, пожалуйста, оцените! Милости просим на наш канал, там есть и другие интересные статьи.
Детство и юность Аркадий Звездин, настоящая фамилия певца, родился в городе Иваново 12 марта 1939 года. Он был пятым ребенком в семье начальника железнодорожной станции и врача. Когда мальчик появился на свет, его отец ушел на фронт и вернулся только в 1946 году, когда Аркадий пошел в первый класс. Артист русский по национальности. Аркадий Северный в молодости Ребенок не привлекал внимания в школе и был обычным среди своих сверстников. Звездин был тихим и не заметным, избегал шумных групп. Однако все изменилось, когда в биографии Аркадия появилась гитара. В юности парень увлекся шансоном и начал сочинять музыку на стихи из сборника, который ему дала старшая сестра по имени Людмила. Она подарила ему тетрадь с рифмованными произведениями после того, как вернулась из тюрьмы. Музыка В 1957 году юноша переезжает в Ленинград, чтобы получить диплом Лесотехнической академии имени С. Вместе со студенческими развлечениями Аркадий знакомится с фарцовщиками и любителями неформальной музыки. Один из таких любителей - Рудольф Фурс, случайно услышал, как Аркадий исполняет простые романсы на гитаре. Аркадий Северный с гитарой Фурс, вдохновленный талантом Аркадия, предлагает молодому человеку записать кассету. Летом 1963 года запись первого домашнего концерта Аркадия Северного расходится по фарцовщикам - так называл себя студент и новый исполнитель песен в стиле шансон. В 1968 году Северный был вынужден прервать свою творческую деятельность, так как его призвали в армию. Он был отправлен в вертолетный полк Ленинградского военного округа.