Масленица издавна считалась праздником молодоженов: период с Рождества до начала Великого поста был временем свадеб или сватовства. В субботу на масленичной неделе Русская православная церковь празднует единственный день памяти по всем святым преподобным отцам и жёнам. Традиция праздновать Масленицу пришла к нам еще с языческих времен. Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки. Время перехода от зимы к весне сопровождалось и ритуальным «убийством» соломенного чучела, которое сжигали на четвертый день масленичной недели.
В 2024 году Славянский Праздник Масленица приходится на 18 марта
- Масленица 2023: традиции, история, рецепты блинов
- Почему раньше масленица праздновалась с 19-25 февраля, в другие года....
- Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве? — (не)Культурные заметки на
- Масленница. История праздника и традиции.
Почему христиане празднуют Масленицу, если в церковном календаре ее нет?
языческая масленица, масленица языческий праздник, масленица у славян, как известно масленица это языческий, масленица язычество, какой языческий праздник был прообразом масленицы. Почему масленица связана с пасхой (ведь масленица праздник языческий)? У Масленицы «плавающие» даты — каждый год она празднуется в разные дни. О том, что славянская Масленица была приурочена к дню Весеннего Равноденствия, указывал в своё время ещё академик Рыбаков. Масленицу начинают праздновать за неделю до Великого поста — дата празднования привязана к православной Пасхе и меняется каждый год.
Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео
Масленица 2022: история, обряды и обычаи | Блог компании «Лина» | По традиции, во время Масленицы все ходят в гости друг к другу и наслаждаются вкусными блинчиками и другими угощениями. |
Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве? — (не)Культурные заметки на | Масленица по дням недели: у каждого дня Масленицы есть свое особенное название, традиции и правила: церковные и народные. |
Масленица: как языческий славянский праздник оказался в православном календаре | Во время Узкой Масленицы дух праздника был еще не так силен, и можно было заниматься сельхозработами и делами по дому, а начиная с четверга, Разгуляя, наступало время только отдыхать, веселиться и угощаться традиционными масленичными блюдами. |
Почему Масленица каждый год отмечается в разное время?
В 2024 году Масленицу празднуют с 11 по 17 марта. История и название праздника 1 Древний славянский праздник уходит корнями в языческую культуру и связан со сменой времен года и встречей весны. С приходом на Русь христианства языческий праздник осуждался церковью. В календаре Русской православной церкви Масленица называется Сырной седмицей, которая предшествует Великому посту. Согласно церковному обычаю, верующие за это время могут подготовиться к 40-дневному посту и примириться с ближними. Единой версии о происхождении названия праздника нет. Одно из объяснений связано с маслом. Именно весной на Руси начинали телиться коровы, молоко появлялось в каждом доме. Масло, как символ достатка в семье, и круглый горячий блин — олицетворение солнца, были обязательными атрибутами праздника. В народе Масленицу всегда ждали, ласково и кратко называли "пеpебуха", "объедуха", "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "веселая", "честная масленица", "пеpепелочка", "ясочка". Масленичная неделя 2 Неделя делится на два периода.
Узкая Масленица — понедельник, вторник и среда, и широкая Масленица — четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься делами по хозяйству, а с четверга все работы прекращались. Каждый день праздничного цикла имеет свое название и предназначение.
Время мирских обрядов на очищение, время волховских обрядов на защиту и благополучие. В чём его суть? Пусть простят меня те, кто, причмокивая и смачно вытирая жирноватые пальцы, собирается вкушать в этот праздник Масленицы круглые, ароматные, вкуснющие блины, как символ Молодого Солнца.
Пусть простят меня те, кто в начале марта славит праздник Комоедицы. У тех попрошу прощения, кто в это время с веселыми играми и хороводами привык сжигать чучело Зимы, думая, что это и есть прекрасная Масленица, что таким должен быть сценарий традиционного славянского праздника. Не у тех прошу прощения, кто, не вкладывая особого смысла, просто гуляет толпой и жарит домашние блинчики. Попрошу прощения у всех, кто развлекался, пировал, думая, что празднует Великую Славянскую Встречу Весны. Потому что собираюсь испортить вам этот праздник. Это весёлое поедание блинов в честь марта — вовсе не сам славянский праздник встречи весны!
Что же делать тем, кто хочет сохранить традиции языческого праздника, древнего торжества жизни над смертью? О том нынче и пойдёт речь. Шумная Масленица, сценарий которой распространен сейчас — не славянский праздник Здесь мы объясняем традиционный обряд, обращённый к Солнечному Богу-Управителю. Обряд делается с помощью структурированной воды, которая становится «святой» чистой в определённые дни года. Особенность этого обряда: Солнце посылает лучи мужской силы, Луна — убывающая. Если Вам нужно: пошаговое описание того, как это нужно делать; таблица с датами лучших дней этого обряда; тексты заговоров в форматах pdf, epub, fb2.
Приобрести пошаговый обряд Первое и важное: когда будет праздник Масленицы Помните, когда будет Масленица в этом году? А в какие даты её праздновали год назад? Почему-то даты встречи весны меняются год от года и часто не совпадают не только с природной, но и с календарной весной. То, что ныне зовется праздником Масленицы — большая неправда. Гуляния, затеваемые перед великим постом, предшествующим Пасхе — это вынужденная, кривая, как всякая полуправда, попытка совместить древнее язычество и христианство. Еще в пятнадцатом веке, в соответствии со своим природным календарем, славяне праздновали приход Весны в день весеннего Равноденствия.
Кто-то считает, что этот праздник есть проводы зимы или даже некой богини зимы, упоминания о которой в исторических источниках до нас не дошли. Кто-то связывает Масленицу с празднеством в честь бога Волоса, кто-то с почитанием Ярилы, кто-то — с почитанием богини Лады существование которой отвергается современными исследователями. Проблема в том, что все эти гипотезы совершенно умозрительны и не имеют опоры на исторические источники, которые почему-то не сообщают нам о таком языческом празднике у славян. Адмиралтейская площадь во время Масленицы, 1850—1862, И. Шарлемань рисунок , Жакотте Ж. И тут вроде бы всё просто и очевидно — как показывает собранный ими материал, Масленица была широко распространённым в России и малоизвестным в Белоруссии и на Украине праздником. А поскольку церковь явно не причастна к его установлению, то остаётся думать, что это языческий праздник, чудом дошедший до наших дней. Вроде бы да. Во всяком случае это мнение никто всерьёз не оспаривал.
А коли праздник языческий, то легко увидеть в масленичном чучеле какую-то забытую богиню. Но стоп! Можем ли мы быть уверены в том, что это древний обычай? Если не полагаться на современные СМИ и почитать этнографическую литературу самостоятельно, то мы не без удивления обнаружим, что, во-первых, чучело вовсе не обязательно было женским — встречается такой термин, как "соломенный мужик"; во-вторых, чучело могли не сжигать, а просто рвать на части, топить в реке, закапывать в снег или в землю или просто выкидывать а, скажем, в Томске в XIX в. Например, в некоторых районах Нижегородской области зафиксирован обычай в конце Масленой недели водить "кобылу" или "коня". Для этого несколько мужчин брали лестницу, клали её себе на плечи, приделывали голову из глины, соломы или тряпок, хвост из мочала, накрывали всю эту конструкцию покрывалами и так ходили по деревне. Потом "коня" ломали. Показательно, что известный фольклорист И. Снегирёв, описывая в своём труде 1838 г.
Он лишь пишет, что в Нерехте Костромская область вечером в воскресенье жгли снопы соломы. Вспоминая в этой связи о соломенных чучелах, которые сжигались или бросались в воду, автор приводит такие примеры из обычаев немецких славян или поляков, но не русских. Некоторые другие авторы XIX в. Современный историк М.
Такое природное явление, которое наши Предки просто не могли обойти стороной. До сих мы ассоциируем весну с перерождением и обновлением, на всех планах, физический и энергетический.
Поэтому сопровождается данный обряд: кулачными боями, вкусными блинами, хороводами, катаниями на санях, молодецкими играми и сжиганием чучела Богини Мары. По традиции бралась солома и в течении масленичной недели ею каждый день ометали углы хаты. Потом из этой соломы делали чучело и сжигали весь негатив. В 2024 году Славянский Праздник Масленица приходится на 18 марта Древнейший славянский праздник Масленица дошёл до наших дней в искажённом виде с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту. Так происходило со многими праздниками, но масленица — наиболее яркий пример.
Известно, что до 17 века этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни пытались запретить и преследовали тех, кто праздновал его открыто. Понятно, что из этой затеи искоренить «бесовское веселье» ничего не вышло, и народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. С 18 века церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гуляния царей только укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили суть происходящего. Со второй половины 18 века церковь «адаптировала» масленицу для своих целей и не запрещала прихожанам участвовать в общей вакханалии, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов, пригодных к пище в эти дни, и строгий «регламент» молитв. Каждый из семи а до 17 века четырнадцати дней масленицы имел своё название. К началу 20 века все названия перемешались — древние, церковные, народные, и сейчас Масленица — это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное — блинами.
Блины на масленицу стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки славили Бога Ярила, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло. Каждый блин символично означал один солнечный день, потому пекли блинов как можно больше, чтобы тепло и свет не покидали людей целый год. Почему же праздник называется Масленица? Название Масленица пошло с празднования весны, то есть с 19 — 25 марта.
В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало, то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин — как маленькое солнце — круглый и горячий. Смазать блин маслом — значит поднести дар солнцу, задобрить его.
Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны.
Масленица: как языческий славянский праздник оказался в православном календаре
в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него. О том, что славянская Масленица была приурочена к дню Весеннего Равноденствия, указывал в своё время ещё академик Рыбаков. Почему не «Блинница»?Масленица — народное название православной Сырной недели, которая готовит верующих к Пасхе.
Откуда пошла традиция праздновать Масленицу?
Широкий четверг, 4 марта - Тещины вечерки, 5 марта - Хлебосольная Масленица. Масленицу начинают праздновать за неделю до Великого поста — дата празднования привязана к православной Пасхе и меняется каждый год. Праздник возглавлял назначаемый на время Масленицы шутовской «Патриарх», возглавлявший «всешутейший и всепьянейший собор».
Новости страны Северной
Верили, что всех, кто по какой-то причине проигнорирует всеобщее веселье, настигнут горести и неудачи. Ну, и осуждение соседей, конечно же. День 5. Тещины вечерки В пятницу уже зятю было положено со всеми почестями принять тещу. Блины к приходу матери пекла дочь — жена зятя. Теща приводила с собой подруг, чтобы похвастаться перед ними, за какого хорошего парня выдала свою дочку.
День 6. Золовкины посиделки В субботу молодые невестки уделяли внимание своим золовкам — сестрам и родственницам мужа. Девушки собирались, чтобы поесть, пообщаться и посплетничать. Кроме золовок приглашали и подруг, и свою родню, причем, если сестры мужа были замужем, то подруг приглашали замужних, и наоборот. Доброй приметой считалось сделать всем пришедшим в гости какие-то небольшие, но приятные подарки.
Это интересно Православная церковь в масленичную субботу празднует Собор всех преподобных отцов — в этот день почитают всех, кто заслужил место среди святых своим монашеским подвигом. День 7. Проводы, или Прощеное воскресенье Самый важный день всей Сырной седмицы. В воскресенье совершалось заговенье перед Великим постом. Верующие просили прощения друг у друга, а в ответ слышали «Бог простит, и я прощаю».
В этот день было принято поминать усопших и посещать кладбища.
Масляна, Масляница, Масляная, Масленая неделя, Сырная неделя [4] , Мясопуст [5] , Сыроястная неделя, Всемирный праздник, Прожорная неделя, Обжорная масленица, Маслено заговенье [6] , Блинщина, Блинная неделя [7] , Поползуха в связи с подвижными датами , Объедуха [8] , Честная масленица, Широкая масленица, Весёлая масленица [9] , Кривая неделя [10] , Боярыня-масленица, Госпожа Масленица [11] , Молочная неделя [12] , Молочница [13] ; полес. В языках православных народов России названия последней недели перед Великим постом являются заимствованием из русского эрз. Масинця, Мастя, мокш. Масла, Масланьце, коми Масьленича, удм. Масленча , либо калькой : чуваш. Май чабу атнасы, мар. Урсы къуыри «неделя молочной пищи» букв.
Другая модель названия связана с традицией катания на лошадях — эрз. Кирякшчи «День катаний», коми Гажа валяй «весёлое катание», кряшенск. Дьылгайак «каток». В некоторых этнических традициях март называется «месяцем Масленицы» чуваш. Происхождение и цели обрядов[ править править код ] Санкт-Петербург. Масленица с горками в 1860-х гг. Первое упоминание о масленице относится к XVI веку, хотя мясопуст упоминается в Лаврентьевской летописи при описании мора в Киеве в 1092 году: «продали мы гробов от Филиппова дня до мясопуста 7 тысяч» [20]. По мнению Вс.
Миллера [21] и Б. Рыбакова [22] , в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию , которое у ряда народов, использующих солнечный календарь , является началом нового года. Согласно этой гипотезе, празднование нового года и проводы зимы оказались вытеснены с 22—24 марта на более ранние даты в результате введения христианского Великого поста , во время которого веселье считалось недопустимым. Среди дореволюционных исследователей было распространено мнение, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Волоса. Снегирёв писал: «может статься, самая масленица, приходящаяся около Власьева дня , не была ли праздником Волосовым. Масло, приносимое ему в жертву, называлось волосиным или воложным» [23].
Проводы зимы на Руси всегда сопровождались большим количеством ритуалов и обрядов. Например, было принято разжигать костры. Правда, как отметила экскурсовод, по сохранившимся свидетельствам, делалось это для жертвоприношения — люди прыгали через костры, и кого-то в итоге приносили в жертву богам. Похожий обряд проводили в Рождество и сочельник — огонь разжигали, чтобы умершие могли прийти и погреться, — пояснила Светлана Клименко. Сохранившаяся и по сей день традиция проводить народные гуляния, устраивать кулачные бои, скачки, перетягивание каната, различные другие игры, печь блины, по словам экскурсовода, также связана с тризной — поминальным обрядом. Светлана Клименко рассказала, что многие ученые находят сходство между нашей Масленицей и европейской традицией проводить карнавалы — ряженые люди, игры и гуляния очень похожи. Как и Масленица, карнавалы тоже устраивались накануне поста. Но все же считается, что это две незаимствованные самостоятельные традиции, просто они похожи», — отметила экскурсовод. Православие и Масленица Даже после принятия православия традиция отмечать Масленицу не исчезла. Христиане продолжают ее соблюдать, хоть и немного переосмысливают. Во время нее уже нельзя есть мясо, но пока еще можно позволить себе яйца и молочные продукты». Гуляния, которые устраивались в языческой традиции, тоже сохранились. Экскурсовод отметила, что европейские путешественники 17-го века писали в своих заметках, что в России проходили очень широкие гуляния на этот праздник. Семь традиционных дней Масленицы Первые три дня недели считаются узкой Масленицей, а четыре последующие — уже широкой.
Чучело делали из соломы и наряжали в женскую одежду, иногда в платье невесты. В последнее воскресенье Масленицы иногда на 4-ю или 5-ю неделю Великого поста Марену так же, как восточнославянское чучело, выносили за пределы деревни и уничтожали. Было важно, чтобы её провожали все жители, ведь если кто-то пропустит этот обряд, то может заболеть или умереть. В Моравии говорили: «Кто со Смертью не ходил, тот сам умрёт». Чучело не всегда сжигали, его могли утопить, закопать в землю или разорвать на части. После этого нужно было со всех ног бежать обратно в деревню и не оглядываться. Считалось, что если упадёшь, то в этом году тебя ждут несчастья. Все славяне верили, что уничтожение чучела служило оберегом от природных бедствий, болезней и смерти, обеспечивало скорый приход лета, хороший урожай и счастливое замужество девушкам. По одной из версий, чучело Масленицы — это отголоски невероятно древнего образа умирающего и воскресающего божества. Чучело является воплощением растительных сил природы. Его убивают и разбрасывают по полю, чтобы оно переродилось в посевах и всходах. Эта теория может подтверждаться тем, что символическому уничтожению кроме чучела Масленицы подвергается берёза на Русальной неделе, чучело Ярилы и Костромы. Все они воплощают растительную мощь природы и направлены на то, чтобы принести хороший урожай. Масленичные обряды очень разнообразны и многогранны, а истоки праздника лежат в глухой древности. Очень надеюсь, что когда-нибудь мы узнаем, как и где зародился этот праздник. Источники: 1 Зеленин Д. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901-1913. Нечистая, неведомая и крестная сила. Азбука, 2018. Святский Д. Часть I, 1961. Полесский народный календарь.
Как Масленицу раньше отмечали и почему традиции так поменялись
Примечателен и другой вывод учёного: нередко этнографы заранее представляют себе те результаты, что хотят найти, и подгоняют ответы своих информантов под шаблонные представления о Масленице. Взятие снежного городка, 1891 Но, хотя мы видим, что сожжение чучела не было непременным атрибутом праздника, без забав с огнём обычно не обходилось. Чаще всего — и это действительно делалось повсеместно на территории России — в последний день Масленицы просто разводились костры. Но и тут наблюдалось большое разнообразие: костры могли жечь за околицей деревни, либо на перекрёстке дорог, либо просто на дороге, костры могли жечь в центре села или где-то на близлежащей возвышенности, костры могли быть передвижными, когда их разводили прямо в санях, либо в санях могли возить бочку, в которой горели дрова, либо могли привязывать к саням ворох горящей соломы и волочить её по селу. Костры могли быть разной формы и величины, иной раз топливом обкладывали дерево или большой куст и сжигали всё вместе. Пожалуй, только лишь это, как бы мы сказали теперь, файер-шоу да повсеместное обжорство и веселье и можно признать поистине универсальными признаками Масленицы. Другие известные элементы этого праздника были распространены хотя и широко, но всё же не повсеместно.
Примечательно, что фольклористам почти не известно каких-то чисто масленичных песен, что также плохо вяжется с мнением о древнем ритуальном характере праздника. Вероятно, преувеличено и значение традиции непременно угощаться на Масленицу блинами. Да, блины были распространённым блюдом, но не везде. Где-то пекли пироги разной формы и с разной начинкой, где-то пекли хворост, но вообще на Масленицу ели всё, что было запасено на этот случай. Главным было как следует наесться перед долгим и строгим постом. Не будем забывать и о том, что эта неделя называется сырной или масленой, но не блинной.
Масленица, 1889 Почему же наши представления о Масленице сейчас так схематичны, если не сказать примитивны? Чучело да блины… Чтобы понять, в чём тут дело, надо немного рассказать о новейшей истории этого праздника. В советское время его разгульный характер плохо вязался с культурными идеалами новой эпохи. По мере роста уровня образованности населения, внедрения в народную жизнь новых культурных практик, перетекания населения из деревни в города старые обычаи закономерно уходили из народного быта. Кулачный бой на Москва-реке, 1897 Полностью уйти из нашей жизни Масленице помешала… всё та же советская власть! В 60—70-е годы в рамках мер по атеистическому воспитанию в народный быт внедрялись безрелигиозные праздники.
В рамках этой деятельности родилась идея проведения праздника "Проводы русской зимы", за основу которого и были взяты некоторые элементы русской Масленицы. Разрабатывались сценарии проведения этого праздника, они брались на вооружение работниками домов культуры, и вот постепенно соломенные чучела стали гореть в честь прихода весны даже там, где раньше о таком обряде никогда и не слышали. Мнение о языческой подоплёке Масленицы — это наследие учёных XIX в.
Краткая история: как появился праздник? Сама приготовительная к Великому Посту неделя имеет происхождение… монашеское!
Возвращались они лишь к Пасхе. Понятно, что такое подвижничество требовало некоторой подготовки не только духовной, но также — физической. Отсюда идет обычай вкушения молочной, рыбной пищи в течение семи дней подготовки к Посту, вплоть даже до отмены поста среды и пятницы. Причем послабления касались не одной пищи. Интересный факт Известна такая история из жития прп.
Антония Великого IV в. Однажды некий мирянин, охотник, проходя по пустыне увидел Антония с братией, которые… весело смеялись! Возмутившись «неподобающим» поведением, он высказал свое недоумение великому авве. На это Антоний попросил его натянуть до предела тетиву лука. Разумеется, мирянин не согласился, справедливо полагая, что она разорвется.
Тогда преподобный с улыбкой сказал: «Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения». А вот как уже в XIX в. Серафим Саровский , с любовью, мягко обличая ее излишнюю строгость: «Ведь веселость не грех, матушка, она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет, оно все приводит с собою. Вот и я, как поступил в монастырь-то, матушка, на клиросе тоже был и какой веселый-то был, радость моя, бывало, как ни приду на клирос-то, братья устанут, ну и уныние нападает на них, и поют-то уж не так, а иные и вовсе не придут.
Все соберутся, я и веселю их, они и усталости не чувствуют. Ведь дурное что говорить ли, делать ли нехорошо и в храме Божием не подобает, а сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех перед лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был, — вовсе не грешно, матушка…» Впоследствии традицию «мягкого» вхождения в Великий Пост переняли миряне, хорошо понимавшие, что переход к строгости воздержания должен быть не резким. Так возникла подготовительная к Четыредесятнице седмица. Как относится к празднику Церковь Ап. Павел говорил, что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах…» Рим.
Церковь, отвергая язычество, никогда не отвергала людей, тех, кто, по мере сил своих, ищет Бога, пусть ошибается, как человек. Оттого она не столько уничтожала обычаи, сколько «переплавляла» их, давая новое, христианское содержание.
Пасха привязана к циклу Луны. Соответственно по церковному календарю масленичные дни ежегодно выстраиваются по Луне. Полнолуние и новолуние "бегающие" явления, поэтому праздники ежегодно в разные дни. А для расширения кругозора поинтересуйтесь что такое Масленица Комоедица , которая привязана к циклу Солнца.
Считается, что с приходом христианства культ Велеса перешёл в почитание Св. Власия, сохранив при этом черты языческого божества — они оба считались покровителями скота. Праздник этого христианского святого приходится на 11 24 февраля, когда «Власий сшибает рог зиме», что трактуется как конец зимнего времени и начало весны. Кроме того, в этот день принято было освящать коровье масло и печь блины. Коров в это время старались кормить как можно сытнее и лучше. Связь Св. Власия с маслом сохранилась в фольклоре, например, в Беларуси есть поговорка: «На Власа бери ковшом масло». Ещё одна народная пословица гласит: «У Власия и борода в масле». Однако правдоподобность связи Масленицы с Власием или Велесом ставится под вопрос, ведь, вероятнее всего, эти праздники существовали в одно время. Обряды Масленичные обряды — это целый сложный комплекс, связанный с несколькими направлениями: 1. Эту связь подкрепляют верованиям о том, что умершие предки уходят в загробный мир и оттуда помогают живым. Особенно сильно, по поверьям, они могли воздействовать на урожай. Например, у русских крестьян была традиция зимой зажигать поминальные костры для предков. Они надеялись, что «от этого огня пшеница народится ярая» [Зеленин]. Есть мнение, что Масленица, как и Святки, была когда-то поминальным праздником. Раньше было принято первый испечённый блин класть на окно или отдавать нищим «на помин усопших». В последнее воскресенье Масленицы Прощёное женщины в полном молчании шли на кладбище. Там они просили прощения у умерших, плакали и причитали. Затем клали на могилы блины иногда ставили и водку и также в молчании уходили обратно. К поминальным обрядам можно отнести кулачные бои, песни, пляски и скачки, которые проводят на Масленицу. Пропп считает, что они дошли до нас с древнейших времён тризны — восточнославянского погребального обычая, когда после сожжения покойника в его честь устраивались пиры, военные состязания и т. Кроме того, танцы и хороводы были направлены на плодородие и хороший урожай. У чехов была поговорка: «Не будешь танцевать, не уродится у тебя репа».