НА́ТО, Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, Североатланти́ческий алья́нс (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. НАТО, Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation), международная политическая и военная организация, созданная подписанием Североатлантического договора в Вашингтоне 4 апреля 1949 и включавшая в себя. НАТО была создана как ответ на угрозы, связанные с холодной войной.
«И урановое сердечко на память»: кровавая история блока НАТО
Фактически прекратил свое существование и Союзный контрольный совет. США стремились сохранить за собой западногерманский плацдарм, поскольку, как считал Г. Трумэн, без Германии оборона Европы стала бы арьергардной операцией у берегов Атлантики5. К серьезному ухудшению отношений между СССР и его бывшими союзниками привели решения Лондонской конференции февраль-июнь 1948 г. Повестка этого мероприятия также была составлена без учета даже гипотетической возможности того, что соглашения с Советским Союзом по германскому вопросу можно достигнуть. Основные вопросы касались отношения Западной Германии к программе экономического восстановления Европы, контроля над Рурским райном, репараций, вовлечения стран Бенилюкса в процесс разработки общей западной политики в отношении Германии и некоторых других проблем. К ключевым решениям конференции относится достижение договоренности о совместном управлении тремя оккупационными зонами как единым политическим и экономическим пространством. Наряду с постановлениями англоамериканского совещания во Франкфурте-на-Майне январь 1948 г. Протест против действий западных держав был выражен в советской ноте 6 марта 1948 г.
Малые европейские государства пытались исключить из проекта договора упоминания о противодействии германской агрессии, надеясь на привлечение в будущем к участию в блоке Западной Германии. Франция же наоборот считала необходимым сохранить формулировку об отражении германской агрессии. Великобритания заняла 5 Truman H. Memoires by Harry S. Расхождения во взглядах дипломатов западных стран вызывали как форма создаваемого союза, так и его дальнейшее развитие. В частности, Лондон видел в создаваемом объединении прежде всего прообраз будущего широкого альянса и необходимую ступень для расширения военно-политической интеграции в Западной Европе. Такие взгляды разделялись и Соединенными Штатами. После согласования всех спорных вопросов Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали 17 марта 1948 г.
Четвертая статья договора предполагала оказание помощи в случае вооруженного нападения в Европе на какую-либо из договаривающихся сторон8. Для урегулирования всех политических и военных вопросов в отношениях между участниками предусматривалось создание постоянно действующего консультативного совета. Начав работу, Совет сразу же принял решение о создании штаба Западного союза, объединенного командования его сухопутными, морскими и воздушными силами9. С лета 1948 г. В качестве первого рубежа обороны предлагалось использовать линию Бремен — Баден. Соединенные Штаты в целом положительно оценивали процесс западноевропейской военно-политической интеграции, однако полагали, что сделанного недостаточно. По мнению Вашингтона, Западный союз все же не отвечал задачам сдерживания СССР и поэтому требовалось создание более широкого объединения. Они послужили основой для проведения англо-американо-канадских переговоров с 22 марта по 1 апреля 1948 г.
На них определялась общая линия развития блоковой 7 Там же. В результате стороны пришли к согласию, что отвечать их интересам может только многостороннее военно-политическое объединение. Однако весной 1948 г. Вашингтон еще не принял окончательного решения о необходимости связать себя военным союзом с Западной Европой. Отчасти причиной этого были укоренившиеся традиции изоляционизма. Препятствие было преодолено 11 июня 1948 г. Резолюция санкционировала кардинальные изменения во внешней политике США. Летом 1948 г.
Он в значительной степени ускорил формирование Организации Североатлантического договора. В ответ на проведение 20 июня 1948 г. Призыв его участников провести мероприятия по демилитаризации последней, созданию временного демократического общегерманского правительства и в соответствии с Потсдамским соглашением заключить с ней мирный договор не встретил поддержки западных держав11. В июле 1948 г. Предметом переговоров было заключение Атлантического союза. Руководствуясь интересами национальной безопасности, Вашингтон стремился включить в сферу действия будущего объединения в том числе и государства, обладающие стратегическими плацдармами для размещения американских баз — Норвегию Шпицберген , Данию Гренландия , Португалию Азорские острова , Исландию. В свою очередь в неспокойной международной обстановке конца 40-х гг. Поэтому дальнейшее ускоренное развитие процесса западноевропейской военно-политической интеграции с участием североамериканского элемента было вполне логичным.
В сентябре 1948 г. Его председателем был избран фельдмаршал Б. К ноябрю правительства ведущих западных государств в принципе одобрили проект создания американо-западноевропейского альянса как основного направления военно-политической интеграции Запада. Впрочем, переговоры по этому поводу продолжались вплоть до конца 1948 г. Обсуждались в основном два вопроса — об обязательствах по будущему договору и зоне его действия. Наконец, 4 апреля 1949 г. Характеризуя направленность этого союза, американский обозреватель У. Липпманн писал: «В действительности Атлантический пакт и военная помощь преследуют тройную цель: во-первых, увеличить вооруженные силы в Западной Европе до такой степени, чтобы было ясно, что ни одно правительство не может быть свергнуто пятой колонной; во-вторых, заложить основы для договоренностей, в соответствии с которыми Соединенные Штаты сохранят вооруженные силы в Европе после того как мирный договор с Германией будет согласован; в-третьих, создать уверенность в том, что блицкригу можно будет оказать сопротивление так, чтобы у нас было время послать подкрепление»12.
В выработке своей блоковой стратегии США уделяли большое внимание достижению идеологического единства со своими союзниками. Атлантический блок виделся в Вашингтоне как всемирный антикоммунистический альянс с определенной идеологической концепцией. Суть ее состояла в том, что так называемые «атлантические государства» страны Западной Европы и Северной Америки представляют собой особый тип цивилизации, что делает их отдельным культурным и политическим сообществом. В качестве примера теоретических изысканий в этом направлении можно привести опубликованную еще в 1940 г. Стрейта13, в которой предлагалось создать союз демократий на основе федеративной модели, 12 Цит. Union Now. Считается, что именно Стрейт ввел в оборот понятие «Североатлантический союз». В 1944 г.
Липпман, предложивший создать военно-политический блок западных держав под названием «Атлантическое сообщество наций». К числу участников такого объединения он относил 42 государства14. При этом культурная общность атлантических стран обосновывалась им следующим образом: «Национальные различия внутри атлантического района являются вариациями одной и той же культурной традиции. Ибо атлантическое сообщество есть распространение западного или латинского христианства из Западного Средиземноморья на весь бассейн Атлантического океана. Его границы...
Именно так ее официально по-другому называют. Штаб-квартира расположена в Брюсселе Бельгия. Сколько стран в НАТО 2024? В 2024 году альянс может расшириться за счет принятия Швеции. Какие страны вышли из НАТО?
В июле 1966 года Париж покинул альянс, оставаясь при этом его участником на политическом уровне. Кто во главе НАТО? Что такое НАТО? НАТО — военно-политическая организация ряда европейских и американских государств. Цель альянса — гарантия безопасности своих членов через политические и военные средства.
К Североатлантическому договору присоединились Польша, Венгрия и Чехия. Это лишний раз спровоцировало усиление присутствия альянса в государствах Восточной Европы и откликнулось изменением концепции организации Североамериканского договора в сторону защиты от возможной агрессии России. Шестой этап расширения: явная угроза Последний на сегодняшний момент этап расширения Североатлантического альянса произошел в 2009 году. Организация выдвигает ряд требований к потенциальным участникам. Среди таких критериев членства основополагающие требования, принятые в 1949 году: расположение потенциального члена НАТО в Европе; согласие всех участников альянса на вступление государства. С последним пунктом уже имелись прецеденты. Греция, например, препятствует присоединению Македонии к организации Североатлантического договора по той причине, что до сих пор не разрешен конфликт относительно наименования Македонии. В 1999 году список обязательств участников НАТО был дополнен еще несколькими пунктами. Теперь потенциальный член альянса обязан: разрешать международные споры исключительно мирным путем; решение этнических, внутригосударственных, территориальных и политических споров в соответствии с принципами ОБСЕ; соблюдать права человека и власть закона; организовывать контроль над вооруженными силами государства; при необходимости свободно предоставлять информацию об экономическом состоянии страны; принимать участие в миссиях НАТО. Что интересно: список обязательств несколько неверный, так как предусматривает в том числе и невыполнение некоторых пунктов. Игнорирование потенциальным членом альянса отдельных пунктов влияет на окончательное решение о принятии в НАТО, но не является критическим. Программы партнерства организации Североатлантического договора Военный альянс разработал несколько программ сотрудничества, которые облегчают вступление в НАТО других государств и обеспечивают широкую географию влияния. Основные программы являются следующими: "Партнерство ради мира". На сегодняшний момент в программе принимают участие 22 государства, бывших участников насчитывается тринадцать: 12 из них уже являются действительными членами альянса, Россия, оставшийся бывший участник программы партнерства, вышла из ПРМ в 2008 году. Вступлению государства в НАТО препятствует Турция, ссылаясь на неразрешенный конфликт между турецкой и греческой частями Кипра. Индивидуальный партнерский план.
Договаривающиеся стороны будут стремиться к устранению противоречий в своей международной экономической политике и способствовать развитию экономического сотрудничества между любыми из них и между собой в целом. Статья 3 В интересах более эффективного осуществления целей настоящего Договора, Договаривающиеся стороны, порознь и совместно, посредством постоянных и действенных самостоятельных усилий и взаимопомощи, будут поддерживать и наращивать свой индивидуальный и коллективный потенциал борьбы с вооруженным нападением. Статья 4 Договаривающиеся стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой. Статья 5 Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признаваемого Статьей 51-ой Устава Организации Объединенных Наций, окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся или Договаривающимся сторонам, подвергшимся подобному нападению, путем немедленного осуществления такого индивидуального или совместного действия, которое сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы с целью восстановления и последующего сохранения безопасности Североатлантического региона. О любом подобном вооруженном нападении и всех принятых в результате него мерах немедленно сообщается Совету безопасности. Подобные меры будут прекращены, когда Совет безопасности примет меры, необходимые для восстановления и сохранения международного мира и безопасности. Статья 6 В целях Статьи 5-й считается, что вооруженное нападение на одну или несколько Договаривающихся сторон включает в себя вооруженное нападение: на территорию любой из Договаривающихся сторон в Европе или Северной Америке, алжирские департаменты Франции, территорию Турции или острова, расположенные в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака и находящиеся под юрисдикцией какой-либо из Договаривающихся сторон; на вооруженные силы, суда или летательные аппараты какой-либо из Договаривающихся сторон, если эти вооруженные силы, суда или летательные аппараты находились на этих территориях, или над ними, или в другом районе Европы, или над ним, если на них или в нем на момент вступления в силу настоящего Договора размещались оккупационные силы какой-либо из Договаривающихся сторон, или в Средиземном море, или над ним, или в Североатлантической зоне севернее Тропика Рака, или над ней. Статья 7 Настоящий Договор ни в коем случае не затрагивает и не подлежит толкованию как затрагивающий каким-либо образом права и обязательства Договаривающихся сторон, являющихся членами Организации Объединенных Наций, по Уставу ООН или преимущественную ответственность Совета безопасности за поддержание международного мира и безопасности. Статья 8 Каждая Договаривающаяся сторона заявляет, что ни одно из ее действующих международных обязательств в отношении какой-либо другой Договаривающейся стороны, или какого-либо третьего государства, не противоречит положениям настоящего Договора, и обязуется не брать на себя каких-либо международных обязательств, противоречащих настоящему Договору. Статья 9 Настоящим Договаривающиеся стороны создают Совет, в котором для рассмотрения вопросов, касающихся выполнения настоящего Договора, должна быть представлена каждая из них. Совет подлежит организации таким образом, чтобы иметь возможность быстро собираться в любое время. Совет обязуется создавать вспомогательные органы, в которых может возникнуть необходимость; в частности, он обязуется немедленно создать Комитет обороны, которому надлежит давать рекомендации относительно мер, направленных на выполнение Статей 3 и 5. Статья 10 Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему Договору. Любое государство, получившее подобное приглашение, может стать Договаривающейся стороной путем передачи на хранение правительству Соединенных Штатов Америки документа о своем присоединении к настоящему Договору. Правительство Соединенных Штатов Америки будет уведомлять каждую из Договаривающихся сторон о передаче ему на хранение каждого подобного документа о присоединении. Статья 11 Настоящий Договор подлежит ратификации, а его положения претворению в жизнь, Договаривающимися сторонами согласно их соответствующим конституционным процедурам. Статья 13 По истечении двадцатилетнего срока действия настоящего Договора любая Договаривающаяся сторона может выйти из него через год после того, как она уведомит правительство Соединенных Штатов Америки о расторжении ею настоящего Договора, которое будет сообщать правительствам всех других Договаривающихся сторон о вручении ему на хранение каждого уведомления о расторжении настоящего Договора.
«И урановое сердечко на память»: кровавая история блока НАТО
Кто и когда создал блок НАТО – история, структура и организация вооруженных сил | НАТО (North Atlantic Treaty Organization) Организация Североатлантического договора или Северо-Атлантический Альянс — крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. |
Страны НАТО (31 государство на 2023г): расшифровка названия альянса, состав, история, на карте | идентичные названия крупнейшего в мире военно-политического блока, объединяющего большинство стран Европы, США и Канаду. |
НАТО. История и перспективы | Все о блоке НАТО: новости, учения, выступления официальных представителей Североатлантического альянса, публикации экспертов НАТО. |
Страны-члены НАТО (31 государство): полный список 2023, история, структура, цели | 4 апреля 2024 года исполняется 75 лет со дня создания Организации Североатлантического договора. |
Зачем и против кого они придумали НАТО
Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля 1949 г. Смотри также: Текст Североатлантического Договора Редактировать Органы управления блока Главным руководящим политическим органом альянса, которому делегированы полномочия по принятию решений, является Североатлантический совет САС. В его функции входят проведения регулярных консультаций и принятия решений по всем вопросам, затрагивающим безопасность государств-участников. В соответствии со статьей 9 САС наделен полномочиями по созданию «вспомогательных органов, в которых может возникнуть необходимость» в целях выполнения Договора. Как правило, САС собирается на регулярные один раз в два года сессии на уровне глав государств и правительств, два раза в год — на уровне министров обороны и иностранных дел. Руководство текущими делами союза осуществляет Совет НАТО на уровне постоянных представителей, заседающий не реже одного раза в неделю. Для проведения политических консультаций создан Политический комитет, а для обсуждения экономических вопросов — Экономический комитет. В рамках НАТО создано объединенное военное командование. Главным военным органом НАТО является Комитет военного планирования, определяющий важнейшие направления строительства и использования Вооруженных сил союза.
В настоящий момент в НАТО входит 28 государств и ведутся переговоры о вступлении Македонии, Грузии, Украины, Сербии, которые находятся в различной степени завершенности. Необходимо отметить, что СССР в период своего существования два раза в 1949 и в 1954 гг. В 1949 году для правых правительств стран-членов НАТО это было бы катастрофой, к 1954 году НАТО выросло в самостоятельную организационную структуру, полностью зависимую от идеи противодействия СССР, к тому же такое развитие скорее дестабилизировало ситуацию "взаимной неприязни", которая парадоксальным образом всех начала устраивать. Применив против Сербии практически весь спектр вооружений, войска НАТО добились победы одной из сторон этнического конфликта, хотя геноцид имел место, как со стороны сербов, так и со стороны мусульман. В результате военных действий погибло около 500 мирных граждан. Если первая война в Ираке вызвала в принципе поддержку у мирового сообщества, то вторая война была и остается крайне не популярной как в США, так и в мире. США прямо обвинили в захвате нефтяного потенциала Ирака, к тому же причины войны оказались во многом надуманными. В ходе второй войны в Ираке погибло более 1 млн.
Среди обвинений в адрес НАТО все чаще зазвучал упрек в том, оно отходит от принципов демократии, прикрывая традиционными западными ценностями чисто корыстные интересы. Стоит отметить, что вторая война в Ираке и война в Афганистане были начаты, в том числе, в рамках концепции противодействия терроризму с целью создания новой среды безопасности, а война в Сербии и операция в Дарфуре Судан относятся к т. Фундаментальным аспектом стратегии НАТО в эпоху после холодной войны провозглашена открытость для новых членов, развитие партнерства и "конструктивных отношений" с остальным миром. Путин заявил о необходимости пересмотра отношений с НАТО в духе прагматизма. Эти события привели к принятию в 2002 г. В 2001 г. В 2004 г. В настоящий момент обе стороны продолжают винить друг друга в живучести пережитков холодной войны, после выступления В.
Путина в Мюнхене к ним добавились и обвинения, направленные против США, оживляющие застарелые противоречия между ними и европейскими членами альянса. Официальная позиция России направлена против расширения на восток, включение в НАТО бывших советских республик. Острейшие противоречия в частности, непосредственно затрагивающие военные интересы России на Черном море и в Абхазии сопровождают решения Грузии и Украины стать членами НАТО. В то же время, все же очевидно, что должен иметь будущее только дальнейший поиск вариантов диалога и компромиссных решений, чтобы оправдать те громкие заявления, которые делают обе стороны. В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу "Западноевропейского союза" WEU. Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса.
Военно-промышленный комплекс получает выгодные заказы на поставку вооружений, ученые — гранты на разработку нового оружия, частные подрядчики — военные контракты. Во-вторых, расходы на оборону создают новые рабочие места, причем не только на предприятиях ВПК, но и в смежных областях. В-третьих, война — хороший способ отвлечь внимание своих граждан от внутренних проблем.
Наконец, бомбежки и ракетные атаки, убийства мирных жителей порождают ненависть к агрессорам, а значит, постоянно создают для США новых врагов, которых непременно надо уничтожить. Получается такой вот замкнутый круг… Из истории вопроса... За 73 года своего существования альянс никого не защищал, а только нападал, постепенно превратившись в инструмент расширения американского влияния в мире. Роковая ошибка В США любят подчеркивать свою исключительность, приверженность миру, свободе и демократии. А под этими лозунгами не грех вторгнуться в чужую страну, побомбить мирное население, устроить очередной переворот и разграбить ресурсы.
Речь о Сирии, которую с 2013 года обвиняют в применении химического оружия. На фоне сомнений — а они возникают в связи с операциями НАТО всё чаще — премьер Великобритании Гордон Браун поставил вопрос на голосование. Парламент Соединённого Королевства высказался против вмешательства в дела Сирии силой оружия. К переговорам подключились российские власти.
При посредничестве Владимира Путина в 2013 году заключили договор, позволивший избежать бомбардировок. В 2017 и 2018 годах к теме ударов по Сирии возвращались снова. США нанесли их, но ограничились точечными атаками. Одновременно Вашингтон продолжил вывод своих войск из других стран Ближнего Востока. По крайней мере, официально в альянсе до сих пор не жалеют ни о чём. Документом оговаривалось, что на территории новых членов альянса не будет размещаться ядерное оружие, а также крупные военные контингенты стран НАТО. Правда до этого был конфликт в Южной Осетии, где агрессором выступила Грузия. Тогда Россия вмешалась в ситуацию и признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Размещение батальонов и биолабораторий В последние годы повышенное внимание альянс уделяет вопросам безопасности, главным образом, в связи с событиями на Украине.
Ее основная задача — "сдерживание угроз на восточном рубеже". Она способна к размещению в любой точке мира в течение 48 часов. Кроме того, в шести восточноевропейских странах-членах были учреждены штабы, которые должны обеспечить быстрое развертывание Сил реагирования альянса. По мнению экспертов, решение о развертывании четырех батальонов НАТО в Прибалтике и Польше свидетельствует о постепенной реализации плана альянса по наращиванию своей военной инфраструктуры и численности войск на восточных рубежах, итогом которого может стать его выход из основополагающего акта Россия-НАТО.
Торжество абсолютного милитаризма: 75 лет назад началась история НАТО
Положение о коллективной обороне — краеугольный камень устава НАТО. В 1952 году в альянс вступили Турция и Греция. С 1955 года — Германия ФРГ. С 1982 года — Испания.
Что такое НАТО История создания НАТО Уже после ялтинских соглашений сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. Советское правительство под руководством И. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения.
Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения. Со стороны СССР оно заключалось в интенсификации поддержки коммунистических партий по всей Европе, и, в особенности, в "советской" зоне. Особое значение имели события в Чехословакии в феврале 1948 г. Бенеша и захвату власти коммунистами, а также в Румынии и Болгарии, блокада Западного Берлина 1948-1949 гг. Они позволили не входящим в зону оккупации СССР правым политическим режимам европейских стран, выработать единую позицию, переосмыслить проблему своей безопасности, обозначив нового "общего врага". Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора с 1955 г. Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграли желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для "западной" цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков.
Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока. НАТО на протяжении около сорока лет оставалось главной ударной силой холодной войны со стороны запада. Именно в это время была сформирована организационная структура альянса. К концу 1950-х гг. Постепенно нарастают и внутренние противоречия между членами альянса, основное из которых — скрытое соперничество между США и европейскими державами. Они были связаны прежде всего с тем, что Европа смогла окончательно оправиться после Второй мировой войны и заявить о своей политической субъектности. Дискуссии велись в основном о размещении ядерного оружия и управлении им. Появляются две основные доктрины контроля за стратегическими вооружениями: многонациональности и многосторонности.
Согласно концепции многонациональности основной силой НАТО должны были стать войска суверенных государств, переданные в подчинение командующему НАТО с правом отзыва последнего.
Спустя 6 лет структуры альянса зафиксировали в новой концепции сдерживание "любой агрессии" России. Кто создал НАТО и в каком году? История создания альянса такова.
Он окончательно вступил в силу 24 августа 1949 года после ратификации. Рождение военно-политического блока в Европе в 1949 году СССР назвал угрозой собственной безопасности. В ответ 14 июня 1955 года на территории Восточной Европы образуется военный блок — Организация Варшавского договора. Помимо этого, Москва стала членом Совета евроатлантического сотрудничества и участником программы "Партнерство ради мира".
В мае 1997 года был подписан "Основополагающий акт Россия - НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. Москва заявляла о готовности вступить в военно-политический блок, но получила отказ. Резкое сближение сторон после терактов 11 сентября спустя годы перешло в конфронтацию.
Состав страны-члены и структура НАТО По данным на 2019 год, в состав блока НАТО входят 29 стран: Численность контингента объединенных военных сил перечисленных стран составляет около 3,2 миллионов человек. Но это не значит, что есть определенная территория и казармы, где эти военнослужащие дожидаются, пока «труба позовет» их на ратные подвиги. Военный контингент НАТО делится на 2 вида: объединенные вооруженные силы ОВС — непосредственно находятся в распоряжении альянса около 140 тыс. Эти силы будут задействованы в военных операциях в случае необходимости. Комитет военного планирования был переформирован в Комитет оборонной политики и планирования. Для решения наиболее важных вопросов дважды в год собирается парламентская ассамблея собрание руководящих органов НАТО. Блок НАТО является открытым для сотрудничества с государствами, не являющимися членами организации. Поэтому в рамках сотрудничества была создана специальная программа «Партнерство ради мира», в рамках которой подписаны договоры о сотрудничестве, в том числе — с Россией. Формальной причиной стала смена политического строя страны и следующие за ней беспорядки, вооруженные столкновения и безвластие. Вмешательство вооруженных сил НАТО в эту страну продолжается и по сей день.
НАТО: организация Североатлантического договора и её члены
История создания НАТО. После Второй мировой войны СССР стремился расширить сферу своего влияния в Европе. Ровно 73 года назад был создан военно-политический альянс под названием НАТО – Самые лучшие и интересные антифишки по теме: Войны, международное право, нато на развлекательном портале 24 августа 1949 года вступил в силу договор о создании Организации Североатлантического договора (НАТО), подписанный в апреле того же года 12 странами. О предпосылках и последствиях создания НАТО – в материале ЯСИА.
НАТО (ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА)
Вместе с тем создавалось впечатление, что все участники блока имеют в той или иной мере возможность влиять на формирование его общей политики. Однако в силу разветвленности всего механизма управления альянсом никто, кроме США, не имел реальных шансов на то, чтобы держать ее под контролем в полном объеме. Наконец, такая достаточно сложная структура хотя и создавала определенные трудности в процессе выработки согласованных позиций, в то же время позволяла давать выход неизбежно возникавшим разногласиям без излишнего обострения конфлик-та19. Если же принять во внимание и те конкретно-исторические условия, в которых происходило становление Североатлантического альянса как военно-политической организации 1949-1955 , то конфликт в его рядах был маловероятен. С учетом того, что Западная Европа, безусловно, нуждалась в США для сохранения в неприкосновенности основ своей цивилизации, было ясно, что консенсусный тип отношений внутри НАТО будет превалировать. И только время могло показать степень устойчивости нового объединения государств.
Между тем очевидное неравенство позиций участников потенциально таило в себе зерна будущих конфликтов. В этой трехступенчатой иерархии особо важную роль играла вторая подгруппа. Обладая прочными позициями в Европе, она выполняла функцию связующего звена между лидером неевропейским государством и рядовыми, западноевропейскими участниками блока, помогая консолидировать разномастную коалицию в прочную общность. Помимо этого Лондон, Париж и Бонн облегчали инкорпорацию чужеродного североамериканского компонента в ткань европей- 19 См. Такая ситуация позволяла США на протяжении первого десятилетия существования НАТО надежно контролировать всю сферу отношений с союзниками, которые предпочитали проводить политику «добровольной солидаризации» во всяком случае, на первых порах с бесспорным 20 лидером20.
Следует отметить, что вхождение ФРГ в группу привилегированных партнеров США сопровождалось ее ремилитаризацией 1951-1955. Финальным аккордом подведшим международную правовую базу под этот нелегитимный с точки зрения Потсдамских соглашений процесс стала прошедшая с 28 сентября по 3 октября 1954 г. На ней обсуждался вопрос о присоединении Западной Германии и Италии к Западному союзу и проект создания на его основе Западноевропейского союза21. В связи с решением о присоединении ФРГ к НАТО и Брюссельскому договору Бонн сделал официальное заявление о том, что он не будет применять военную силу для объединения Германии или изменения внешних границ западногерманского государства, а также станет мирным путем решать любые споры между ним и другими странами22. В свою очередь США, Великобритания и Франция подчеркнули, что рассматривают правительство ФРГ как единственное германское правительство и как представителя всего германского народа в международных делах23.
Таким образом, после провала планов создания ЕОС западные державы сумели найти ему замену, оказавшуюся достаточно эффективной. После лондонских решений в этом направлении последовал вполне логичный второй шаг. Согласно проекту ЗЕС 20 Там же. В Западноевропейском союзе не было наднациональных органов а в Европейском оборонительном сообществе они являлись неотъемлемой частью всей конструкции. Некоторые элементы наднациональности все же существовали и в ЗЕС в ряде случаев при голосовании в Совете решение принималось большинством голосов.
Вместе с тем трудно спорить с утверждением, что политическое руководство стран-участниц этого интеграционного объединения сохраняло большую самостоятельность. В его рамках не предполагалось и создание европейской армии. Вместо этого предусматривался так называемый «максимальный вклад в оборону», который мог быть изменен по решению либо ЗЕС, либо Совета НАТО решение должно было приниматься единогласно. Для Великобритании этот вклад составлял 4 дивизии при этом Лондон оговаривал особые условия участия , для Франции — 14, для Западной Германии и Италии — по 12, для Бельгии, Нидерландов и Люксембурга— 524. Парижские соглашения октября 1954 г.
В мае 1955 г. Западный блок был отмобилизован и консолидирован. Настала очередь оппонентов сформировать аналогичную структуру. Итак, во второй половине 40-х— начале 50-х гг. Столкнувшись с неуступчивостью СССР по целому ряду вопросов, Запад предпочел создать геополитическую конструкцию, которая могла бы служить инструментом давления на Москву и одновременно оказывать западным державам помощь в достижении политических, экономических и военных целей.
Сам по себе процесс военного объединения государств Западной Европы и США на антисоветской основе представлял собой вызов СССР, который, еще не вполне оправившись от последствий войны, вынужден был прилагать сверхусилия, чтобы дать адекватный ответ. Конечно, в сложной обстановке первых послевоенных лет, когда бывшие союзники смотрели друг на друга сквозь призму целого набора стереотипов, трудно было ожидать безоблачного развития 24 См. Поэтому ответственность за возникновение «холодной войны» ложится на всех ее участников. Вместе с тем политика Вашингтона, ставшая катализатором западноевропейского блокового строительства, в целом ряде случаев носила откровенно провокационный характер, своей направленностью вынуждая советское политическое руководство к жесткой ответной реакции. Нужно помнить, что созданием блока НАТО бывшие партнеры СССР по антигитлеровской коалиции сделали первый шаг и инициировали переход биполярного противостояния в более активную форму.
Структурное оформление западного блока сопровождалось попытками переложить ответственность за его образование на Москву. Жупел советской угрозы стал объединяющим фактором для союзников по НАТО. В связи с этим стоит отметить огромную роль Берлинского кризиса 1948 г. Будучи достаточно грубой попыткой «влезть в карман» к восточногерманскому государству, она была призвана обеспечить резкий ответ со стороны Советского Союза. Последовавшая блокада, растянувшаяся на достаточно долгий срок, предоставила США и их союзникам прекрасную возможность обвинить Кремль в агрессивном поведении и в наличии у него далеко идущих экспансионистских планов.
Таким образом решался целый ряд проблем: от сплачивания разношерстных партнеров по коалиции до создания сепаратного западногерманского государства и предотвращения нейтрализации объединенной Германии как это предусматривалось комплексом соглашений о послевоенном мирном урегулировании. Германский вопрос, ставший нервом «холодной войны», после 1948 г. В политическом же а также идеологическом плане официальный Вашингтон умело использовал его с целью реализации своих геополитических расчетов — создания проамериканского военного блока в Европе и обеспечения своего военного присутствия на континенте на неопределенно долгий срок. Впрочем, сам процесс западноевропейской военно-политической интеграции начался довольно хаотично. Конечно, англофранцузский договор, подписанный в 1947 г.
Созданный на его основе в 1948 г. Лишь подписание в 1949 г. Вашингтонского договора о создании НАТО представляло собой заявку на формирование коалиции, направленной непосредственно против Советского Союза. Она имела весьма существенное отличие по сравнению со своими предшественниками — этот альянс инкорпорировал чужеродный североамериканский элемент в геополитическое пространство Европы. Однако еще в течение нескольких лет влияние Организации Североатлантического договора было относительно невелико.
Требовалось вдохнуть в нее жизнь, сделать ее дееспособным объединением государств. К сказанному можно добавить, что в этот период США решились на весьма важный с точки зрения их традиционной внешней политики шаг — полностью отказаться от свойственного их политическому руководству «изоляционизма» и резко активизировать свои действия не только в «ближнем зарубежье» Карибском бассейне , но и в далекой Европе. Конечно, с началом «холодной войны» победа «интервен-ционалистов» была предопределена поскольку широкого зарубежного вмешательства требовали государственные интересы США , и все же этот шаг дался американскому политическому истеблишменту совсем не просто. И это некоторое время сдерживало ускоренное развитие структур Североатлантического блока. Окончательное превращение Вашингтонского договора из соглашения о формальном союзе в военно-политический альянс произошло во многом под влиянием войны в Корее.
Именно она внесла серьезный вклад в «демонизацию» образа СССР и формирование представлений о нем как о враждебной Западу агрессивной державе. События 1950-1953 гг. Инициировав создание сепаратного западногерманского государства, Соединенные Штаты и поддержавшие их политику в этом вопросе хотя и с некоторыми оговорками Великобритания и Франция сделали его членом антисоветского альянса. Если учесть, что Бонн не признавал образование ГДР и в этом находил поддержку своих союзников и считал себя единственным представителем народа Германии, то следует признать, что подобная политика была открытым вызовом Москве, не принять который она не могла. Впрочем, среди стран Западной Европы изначально не наблюдалось единства в деле создания европейско-североамерикан-ского блока.
Боязнь и подозрительность существовали как в отношении Советского Союза, так и в отношении Германии.
Но генсек НАТО Йенс Столтенберг идет ва-банк, объявляя о создании европейского фонда на 100 миллиардов долларов, чтобы и дальше поставлять оружие Киеву, если американская помощь так и не успеет прийти. Скептически это оценивает даже непримиримая глава германского МИД Анналена Бербок, указывая на «слабые места» и «жонглированием цифрами». Видимо, совсем пусто в кармане. А такие страны, как Венгрия, тем более отвергают такое многомиллиардное расточительство.
И это, пожалуй, самый неприятный сюрприз — опять споры и обиды. Альянс раздора поздравлять не с чем: в этом смысле самый символичный подарок, пожалуй, преподнесли власти Брюсселя, переодев в синюю натовскую униформу не кого-нибудь, а своего знаменитого «писающего мальчика». Когда дела «мокрые», то и репутация подмоченная.
Создание блока Москва восприняла как угрозу собственной безопасности. Однако данная инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз был вынужден образовать в 1955 году военный блок из социалистических государств -ОрганизациюВаршавского Договора Несмотря на «джентльменские» договоренности между руководителями СССР и лидерами Запада о нерасширении альянса, в период с 1952 по 1982 гг. Все эти шаги далеко не альтруистские и безобидные занятия. В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости» А. Солженицынсправедливо отмечал: «НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат - на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-Атлантических интересов - в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета». Сейчас эту должность занимаетАндерс Фог Расмуссен.
В мае 1945 года с огромным архивом документов Гелен сдался американцам и стал активно сотрудничать с ЦРУ. Страна к тому времени уже год как состояла в НАТО. Поддерживая тесные связи с ЦРУ и лично с Алленом Даллесом, стал активно подбирать для дружной национальной команды Североатлантического альянса подходящих людей. Просто пройдемся, что называется, по верхам… Ханс Шпайдель Начал службу еще в Первую мировую. С 1940 года командовал штабом оккупационных войск во Франции, позже воевал на Восточном фронте и возглавлял штаб группы армий «Юг». Участие в антигитлеровском заговоре 1944 года едва ли хоть отчасти оправдывает подобную карьеру. По подозрению в причастности к организации покушения Шпайдель был арестован гестапо и пробыл в тюрьме 7 месяцев, но ни в чем не признался и никого не выдал. Есть достаточно достоверные сведения, что Ханс Шпайдель был не участником антигитлеровского заговора, а провокатором, который «сдал» Роммеля. После войны работал в минобороны ФРГ и дослужился до генеральского чина. С 1957 по 1963 гг. Тогда это назначение наделало немало шума. Особенно яростно высказывался против бывшего нациста во главе «миротворческих» сил Шарль де Голль, сумевший в конце концов добиться своего. Фридрих Гуггенбергер Немецкий офицер-подводник, потопивший за годы службы 17 кораблей, среди которых и британский авианосец «Арк Ройял».
Тема 3.2. Нато - военно-политическая организация Североатлантического договора.
Объединение западных стран в НАТО, 4 апреля 1949 года, началось с якобы "угрозы", которая исходила от Советского Союза. О предпосылках и последствиях создания НАТО – в материале ЯСИА. Исторические предпосылки создания НАТО. Необходимость в создании различного рода союзов появилась на осколках старого мира после Второй мировой войны. Краткая история от создания до распада. В эти дни Россия ведёт переговоры с НАТО по вопросам, связанным с его расширением. Достаточно сложно выделить основной критерий периодизации истории НАТО. Годом позже была создана Миссия учебной подготовки НАТО для Ирака, предназначенная содействовать иракскому правительству в подготовке и укреплении собственных сил национальной безопасности.
Генсек НАТО объяснил принятие рискованных решений соседством блока с Россией
Датой создания НАТО считается 4 апреля 1949 года. Годом позже была создана Миссия учебной подготовки НАТО для Ирака, предназначенная содействовать иракскому правительству в подготовке и укреплении собственных сил национальной безопасности. Некоторые эксперты говорят, что НАТО создавали как ответ на планы Иосифа Сталина — предполагалось, что после Победы он считал, что СССР как страна-победитель имеет больше прав решать, каким будет мир дальше. Первый в истории НАТО случай применения военной силы произошёл в 1994 году в Боснии[77]. история создания нато НАТО, история его создания и деятельность. Введение. В переводе с английского аббревиатура НАТО переводится как Организация Североатлантического договора. В просторечии организ.
NATTO (НАТО) История создания.
Зачем создали НАТО и почему у этой организации всегда плохие отношения с Россией | История создания НАТО. |
Как фашисты создали НАТО | Ровно 73 года назад был создан военно-политический альянс под названием НАТО – Самые лучшие и интересные антифишки по теме: Войны, международное право, нато на развлекательном портале |
НАТО — что это такое (расшифровка), цели и история создания, страны-члены НАТО | О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. |
Захарова: НАТО за счёт учений пытается втянуть Россию в гонку вооружений — РТ на русском | 24 августа 1949 года вступил в силу договор о создании Организации Североатлантического договора (НАТО), подписанный в апреле того же года 12 странами. |
НАТО: что это, состав, цели, кто, когда и для чего создал альянс?
история создания нато НАТО, история его создания и деятельность. Введение. В переводе с английского аббревиатура НАТО переводится как Организация Североатлантического договора. В просторечии организ. История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политического союза North Atlantic Treaty Organization, NATO; Organisation du traité de l'Atlantique Nord, OTAN. На этой неделе НАТО исполнилось 70 лет. Годом позже была создана Миссия учебной подготовки НАТО для Ирака, предназначенная содействовать иракскому правительству в подготовке и укреплении собственных сил национальной безопасности. По словам генерального секретаря НАТО (2009–2014) Андерса Фог Расмуссена, организация была создана для защиты Европы от советского ав весной 1948 года Брюссельский договор, западноевропейские страны – Бельгия, Великобритания, Люксембу. Главными целями основанного в 1949 году Североатлантического альянса (НАТО) были провозглашены мир и безопасность.