Складывается впечатления,что у меня ребенок-интроверт. Мамы с типом мышления интроверта часто устают от занятий с детьми. Ребенок интроверт может буквально из-за пустяка начать капризничать, оттого что многое держит в себе, но в конце концов не справляется со своими переживаниями. Рассмотрим особенности воспитания ребенка-интроверта вместе с семейным психологом Лозицкой Ириной. Ребенок-интроверт может столкнуться с неправильной оценкой его поведения и способностей в школе.
выбираем профессию. Если ребёнок интроверт. Фрагмент моей книги "Характер ребенка - приговор?"
Многие интроверты обладают острым умом и любопытством. Они пытаются понять, как все работает. Но они больше склонны быть наблюдателями, предпочитая смотреть и размышлять, а не действовать. Они любят играть в безопасные игры, а не рисковать. Они смотрят, прежде чем прыгнуть и думают, прежде чем говорить. Интроверт чувствителен к окружающей среде. Он может плакать, находясь в местах, где много шума или деятельности.
Младенцы реагируют на незнакомые раздражители и взрослых, растут застенчивыми и замкнутыми.
В отличие от экстравертов, все равно стремящихся поладить даже с теми, кто вызывает неприязнь, интроверт не станет льстить как окружающим, так и самому себе. Интроверты могут больше слушать и меньше говорить в компаниях. Но при этом они отнюдь не глупы. Также не стоит стремиться брать ребенка с собой в компании или на экскурсии против его воли. Как помочь ребенку развиваться? Родителям важно учитывать нюансы характера ребенка в любом возрасте. В раннем детстве основной упор можно сделать на учебе и интеллектуальных навыках, не заставляя общаться ребенка с кем-либо против его воли. Такие дети могут наотрез отказаться ходить в секции. Но согласятся позаниматься с репетитором и это необходимо учесть.
И тогда они задают вопрос что я делаю. Я отвечаю как есть - читаю или смотрю что-нибудь, и тогда они начинают задавать кучу других ненужных вопросов: "Что именно", "Как называется", "Почему именно это" и т. Это очень сильно раздражает. Самое ужасное то, что это повторяется изо дня в день. Они задают те же самые вопросы, на которые я продолжаю отвечать одно и тоже.
Я стараюсь сохранять спокойствие, но чаще всего у меня не выходит. Я правда не понимаю смысла всего этого. Когда у меня уже прикипело я попросила перестать меня трогать и задавать эти дурацкие вопросы, завела речь о личном пространстве и т. Реакция у родителей была разная. Отец смеялся.
Не понятно. Мать злилась. Опять же - не понятно. Что не так? Я бы поняла, если бы я вообще с ними не общалась, интерес к ребёнку и всё такое, но это ведь не так!
Стоит произойти чему-нибудь интересному, я тут же бегу докладывать родителям. Общаемся нормально, в последнее время часто речь заходит о дальнейшей учёбе, планах на будущее. По моему мнению, у нас с родителями довольно доверительные отношения, а особенно с матерью. Но как оказалось это не так. Меня стали упрекать в том, что слишком скрытная и необщительная.
Не так давно я поссорилась с матерью и причина довольно банальна - ко мне опять зашли в комнату и с подозрением спросили чем я занимаюсь. С того разговора я узнала о себе много нового, что я лезбиянка, не люблю мать, неблагодарная дочь и много чего интересного. Все это, конечно, полный бред. Вообще, мою мать очень легко обидеть. Но я не понимаю, что я делаю не так!
Мне очень не хочется её обижать.
В детском центре пострадавшего мальчика описывают как весельчака, шутника и задиру. Старший мальчик довольно замкнутый и не очень общительный, но отзывчивый, с чувством справедливости и помогает младшим. Конфликтных ситуаций ранее ни с одним из них не было.
Как определить, что ребенок – интроверт и как с ним взаимодействовать?
Возможно, на первых порах детям интровертам и приходится несколько сложнее в мире экстравертов. О том, что важно знать и помнить родителям детей-интровертов, смотрите в этом выпуске. Психолог Глебова рассказала, что родителям детей-интровертов часто завидуют Наталья Астрожникова Дети-интроверты выделяются среди сверстников не только благодаря своей. По полочкам разложено, в чем особенность детей интровертов, как с ними взаимодействовать, как помочь адаптироваться в мире экстравертов. В одном из этих двух случаев, ваш ребенок-интроверт целиком сфокусирован, на каком-то важном занятии и не может оторваться, пока полностью его не завершит или не добьется.
Интровертный ребенок: инструкция по употреблению
Ребенок-интроверт, которого подталкивают к разговору, чувствует себя некомфортно и будет пытаться максимально быстро выйти из ситуации вынужденного общения. Психолог Глебова: дети-интроверты чрезмерно осторожны, но легки в воспитании. Психолог Глебова: дети-интроверты чрезмерно осторожны, но легки в воспитании. Галиуллин дал некоторые рекомендации, которые помогут детям-интровертам адаптироваться в начальной школе и завести друзей. Если ребенок-интроверт не идет на контакт, хмурится, отказывается разговаривать, то лучшее, что могут сделать взрослые – на время оставить сына или дочь в покое. Заслуженный учитель России, доктор педагогических наук Евгений Ямбург рассказал, что дистанционная форма обучения помогла детям-интровертам повысить успеваемость.
Мой ребенок — интроверт, или Тайная сила застенчивых подростков
Обсудите обстоятельства, расскажите подробнее о незнакомцах. С детьми постарше можно договориться. Малышей придётся занимать любимыми игрушками или книгами, проявлять терпение. Иначе ребёнок будет капризничать или впадать в истерику. Внимательно следите за его эмоциональным состоянием. Интроверты склонны его скрывать. Родным нужно изучить поведение ребёнка и реагировать на изменения. Можно предложить малышу поговорить о том, что его беспокоит. Или увлечь любимыми занятиями. Оставляйте ребёнку личное пространство.
Интроверту жизненно необходимо оставаться наедине с собой. В идеале у него должна быть собственная комната или уголок, где никто не станет беспокоить. Время в одиночестве позволит ему пережить накопленные за день эмоции, отдохнуть от общения. Помогайте находить общий язык с людьми. При таком темпераменте сложно выстраивать социальные связи. На первых порах окружающим может показаться, что интроверт угрюмый, нелюдимый. На самом деле, он не испытывает негатива к обществу, ему просто труднее даётся взаимодействие. Родителям потребуется терпение и время на то, чтобы научить малыша правилам общения. Не принуждайте ребёнка к разговорам, если он этого не хочет.
С раннего возраста малыш может отказываться говорить или начнёт это делать позже других. Не стоит паниковать, даже если родственники намекают на отклонения в развитии, если по остальным параметрам ребёнок развивается нормально. Он заговорит, когда сам этого захочет. С пониманием относитесь к потребностям ребёнка. Интровертам трудно привыкать к новым правилам и коллективам. Это относится и к образованию. Для ярко выраженного типа характера стоит задуматься о домашнем обучении. Без должного внимания к потребностям в отдыхе от общения и одиночеству интроверт может впасть в стрессовое или депрессивное состояние. Лучше заранее позаботиться о комфортной обстановке для таких детей.
О чем следует помнить Спокойный, задумчивый ребёнок — настоящая находка для родителей, но только на первый взгляд. Взрослые могут столкнуться с негативными последствиями особенностей такого характера. Например: Ребёнок не хочет общаться со сверстниками и заводить друзей. Окружающие и некоторые врачи могут углядеть в этом даже признаки аутизма. На самом деле, интроверты способны выстраивать прочные отношения и становятся прекрасными друзьями. Просто не торопите малыша. Ему нужно на это немного больше времени. Отказывается от взаимодействия с малознакомыми взрослыми. Стандартная ситуация: в гости приезжают дальние родственники, а малыш встречает их плачем, отказывается даже подойти, не говоря об объятиях или посиделках на руках.
С понимающими родственниками можно договориться, предложить им вести себя сдержанно. С непонимающими лучше ограничить контакты, пока крошка не подрастёт. Не уверен в себе.
Таким дошкольникам нужно объяснить, что воспитателю и другим педагогам не важно что они скажут, а важно как они скажут. Задание на говорение- всего лишь возможность закрепить новые слова в речи. Не задавайте слишком личные вопросы, интроверты не любят делиться своими переживаниями. Интроверты предпочитают работать в одиночестве, когда есть достаточно времени подумать и проявить свои творческие способности. Эмоции интроверта понять сложно. Поэтому преподавателю лучше лишний раз уточнить, что думает ребенок по поводу какого- то задания, ситуации соответствует ли какая-то тема его ожиданиям, не устал ли он и т. И скорректировать программу обучения.
О чём следует помнить при работе с экстравертами?
И Энн мама одноклассника моего сына говорит: «А я думала, ты не любишь людей». Да, прямо так и сказала. Я была в смятении. Но отшутилась, мол, я думала все нормальные люди вымерли, а оказалось, нет. Мы посмеялись и сейчас до сих пор дружим семьями.
К чему эта история? Я хочу сказать, что быть интровертом — это нормально. Это не какое-то психологическое отклонение. А особый стиль мышления. Ничего плохого в том, чтобы быть интровертом, нет. И насиловать, чтобы изменить себя в сторону экстраверта не нужно.
Принимайте себя такими, какими вы есть. Но помните о своих психологических особенностях. Во-первых, мы крайне ревностно относимся к своему личному пространству. Мы не пускаем туда всех подряд. Потому и окружающие думают, что заслужить доверие интроверта — длительный и тернистый путь. Это так.
Но не стоит носит маску недоверчивости во всем. Ты — мама. Ребенка твое чрезмерное недоверие может испортить. Он любознателен, все ему интересно, верно? Так пускай ребенок свободно изучает мир. А от тебя требуется только, чтобы быть рядом и любить его таким, какой он есть.
Конечно, можно предупреждать. Давать советы. Но не устанавливай слишком узкие границы. Помни, мир ребенка гораздо шире нашей. Это мы, став взрослыми, ограничиваем себя определенными рамками. Но став матерью, мы получаем возможность вновь расширить свой мир.
Во-вторых, мы — ранимые существа. Если нас задеть за живое, то так просто мы не простим. И очень зря. Ведь не прощая и отпуская свои обиды, мы копим в себе весь негативный багаж. Возможно, из-за этого мы и кажемся мрачными и нелюдимыми. Научитесь прощать и отпускать обиды.
И последнее, что мне хотелось бы отметить, у нас, как у интровертов, большой потенциал. В нас скрыты лидерские качества. Да, именно. Мы можем быть лидерами.
Сейчас я работаю с одной капризной девочкой-интровертом по имени Рэйчел. На ее подростковые выкрутасы мать отреагировала гневом и обидой. Но теперь, подстегнутая болезнью переходного возраста, Рэйчел закусила удила. Началась борьба за независимость, и пока, насколько я могу судить, побеждает Рэйчел. Она ведет себя отчужденно и высокомерно.
Она грубит матери. Она смотрит на меня холодным надменным взглядом. Мне с большим трудом удалось убедить маму не воспринимать первые ростки независимости как личную обиду. Эта женщина никогда не была плохой матерью — даже наоборот. Просто Рэйчел ведет себя абсолютно нормально для девочки-подростка. Я говорила с девочкой об ее чувствах и не нашла в них ничего патологического. То, что она устала от своих родителей, — обычное явление. Когда и мать, и дочь признали это, их отношения намного улучшились. Игра, беседа и искусство релаксации Разговаривайте с детьми, поощряйте творческие игры, учите принимать решения и бороться со стрессом Порой взрослые смотрят на игры как на нечто несерьезное, необязательное, чем ребенок может заняться только после того, как сделает уроки, посетит музыкальную школу и выполнит свою работу по дому.
Но ведь игра — и есть работа для ребенка. В это время ребенок учится, снимает стресс, исследует мир, развивает воображение и примеряет на себя социальные роли. Современная американская культура на первое место ставит стремление к реальным достижениям детей. Из-за этого они лишаются возможности свободно играть с родителями и друзьями. Под настоящей игрой — по крайней мере, в этой книге — я имею в виду возню с глиной, растениями, водой, беготню в парках и на спортивных площадках, рисование, кубики и ролевые игры. Игра — это свобода строить и творить, задавать себе вопрос: «А что, если…? Дети-интроверты с их насыщенной внутренней жизнью особенно нуждаются в игровом пространстве. Там они безболезненно для себя приобретают первые навыки взаимодействия с разными событиями, людьми и понятиями еще до того, как встретятся с ними в реальном мире. В игре дети-интроверты могут проверять свои идеи, совершенствовать речь, учиться разрешать конфликты и справляться с проблемами, примерять новые формы социального поведения.
Игры «внутренников» не требуют больших затрат энергии и сопровождаются «всплесками счастья». Дети-интроверты осознают, что взаимодействие с внешним миром может доставлять радость, в то время как сама обстановка игры позволяет им сохранять спокойствие в атмосфере уютного, предсказуемого, созданного ими самими ритуала. Дети-интроверты обычно полностью сосредоточиваются на игре и получают от нее большую пользу. Выбираем полезные игры Для оптимального развития мозга следует подбирать соответствующие игры. По своей природе дети-интроверты с доминирующим правым полушарием особенно склонны к играм. Они нуждаются в полноценной интеллектуальной пище, а не в пустых суррогатах — таким детям нужны обогащающие игры. Один из ведущих исследователей мозга Антонио Дамасио выражает озабоченность тем, что мы воспитываем детей, обладающих повышенной способностью к аналитическому мышлению, стимулируя их левое полушарие, но забываем о тренировке эмоциональных и моральных функций правого полушария. В результате дети перегружают логическое левое полушарие и хронически недогружают правое. Очень многие дети в наше время играют в скоротечные, агрессивные, ориентированные на конкретную цель компьютерные «стрелялки» или в электронные игрушки с запрограммированными реакциями.
Такие развлечения не требуют в принципе деятельного участия человека и не развивают детское воображение. Проведенные исследования показывают, что гиперстимуляция допаминовых путей приводит к формированию устойчивых нейронных цепей, которые приучают детей к быстрому вознаграждению деятельности и частым «всплескам счастья». То есть повышенная активность допаминергической системы поощрений приводит к повышенной импульсивности в поведении. Дети ищут быстрые источники удовольствий, а действия, вознаграждение за которые приходит с задержкой, откладывают в долгий ящик. Дети получают куда большую пользу от тех игр и развлечений, которые предоставляют им свободу воображения, исследования, строительства и наблюдения. В этом отношении я рекомендую занимать детей играми с непредсказуемым результатом: кубиками и конструкторами, куклами и инструментами. Отлично подойдут и наборы для творчества. Долгие прогулки тоже открывают для детей массу возможностей проявить фантазию: камни, палки, листья и цветы — все это можно превратить в игрушки. Дети получают массу удовольствия, часами наблюдая жучков и животных.
Природа превосходно восстанавливает энергию детей-интровертов, и поэтому они, как правило, с радостью выезжают за город. Природа никуда не спешит, она тонкий, мудрый и талантливый учитель. Помню один ценный урок, преподанный мне еще в детстве. Однажды мы с подругой Шэрон построили из бамбука и дощечек крепость в русле пересохшего ручья недалеко от нашего дома. Потом начался сильный ливень, и, когда мы с Шэрон пошли посмотреть на нашу крепость, ее там не оказалось: бурный поток смыл все до последней веточки. Я очень хорошо помню охватившее меня тогда чувство благоговения перед силой природы. Мы погоревали о потере и построили другую крепость, но уже на склоне холма. Как я уже говорила, мозг интровертов устроен так, что они умеют оценивать прошлые события и делать из них выводы на будущее. Никогда не забуду я разрушительную силу и мощь природы, осознанные мною, когда я смотрела на размытое водой старое русло.
Воспоминания о том случае помогли мне заново отстроиться после того, как два моих дома были уничтожены землетрясениями, а третий — пожаром. Как играть с ребенком Играя с ребенком, вы укрепляете связывающие вас эмоциональные узы. Это прекрасный способ вместе провести время. Но не все игры одинаково эффективны. Проведенные на эту тему исследования показали, что дети проявляют меньше творческой изобретательности, когда взрослые направляют игру и сами придумывают ее правила. Дети, особенно интроверты, склонны использовать в игре свою богатую внутреннюю жизнь, если дать им волю и позволить действовать спонтанно. Они будут просто счастливы принять вас в игру, но не делайте все за них! Что ты строишь? Он может подумать, что вы на него давите или что вы им недовольны.
В игре ребенок может посмотреть на мир с нового для себя угла зрения, развить свои социальные и познавательные навыки. Малыш будет одерживать победы и терпеть поражения, оставаясь в полной безопасности. Это своего рода тренировка, ведь в настоящей жизни последствия любого действия неизбежны. Планирующий мозг ребенка-интроверта продумывает и живо представляет себе каждый возможный сценарий развития ситуации. Игра-репетиция не потребует от него много энергии, зато прекрасно подготовит ребенка к действиям в реальном мире. Чем занять интроверта Удачно подобранные игры развивают уникальные дарования детей-интровертов. С одной стороны, «внутренников» сбивают с толку игры, которые требуют большого количества предметов или участников. С другой стороны, их оставляют равнодушными развлечения, не требующие обдумывания, творчества или изобретательности. Вот несколько советов.
Только следите, чтобы игрушек не было слишком много! Очень хороши матерчатые животные, конструкторы «Лего», наборы посуды, машины, пластилин, мелки, карандаши и бумага. Интроверты — творческие натуры с абстрактным мышлением. Самые обычные игрушки, например строительный конструктор, дети-интроверты могут использовать для воплощения своих собственных идей. Пусть ваш малыш играет с другом, подругой или со взрослым, с которым чувствует себя комфортно. Естественная способность разглядеть то, чего не видят другие, — это одно из самых замечательных качеств интровертов. Во взрослой жизни многие дети-интроверты используют эту способность: становятся писателями, учеными, психологами или преподавателями — и это далеко не полный список нужных и важных профессий, требующих особой наблюдательности. Подарите ребенку одноразовый фотоаппарат или набор «шпионских игрушек», играйте с ним в шарады или другие игры на смекалку. Не жалейте для них игрушек для ванны, воронок, губок, кувшинов, чашек и других плавающих безделушек.
Кроме того, такие дети любят рисовать пальцами и акварелью. Карточные и другие подобные игры прививают детям важные социальные навыки, учат их следовать правилам, а также выигрывать и проигрывать с достоинством. Эти назойливые электронные гости Есть несколько вопросов, которые я бы выделила, рассуждая о теме «дети и массмедиа». Под этим понятием я объединяю телевидение, DVD, кинофильмы, радио, газеты, журналы, видеоигры, компьютерные игры и интернет. Во-первых, это содержание, во-вторых, сами по себе медийные средства и, в-третьих, то, что ребенок из-за них теряет. Впрочем, бояться массмедиа не нужно — это часть нашего мира, и в жизни каждого найдется место для нее. Дети-интроверты могут использовать медийные средства для того, чтобы просто разгрузить голову. Получая новую информацию, они дают какое-то время передохнуть своему активному разуму. Для «внутренников» это своеобразное средство релаксации.
Многие дети-интроверты смотрят телевизор или слушают музыку на ночь, чтобы быстрее уснуть. В отличие от большинства экстравертов, они действительно чему-то учатся через массмедиа. Дети-интроверты, как правило, любят научные, зоологические и исторические образовательные телевизионные каналы. Очень часто такие дети сами ищут интересующие их материалы в интернете. Многие интроверты в том числе и взрослые любят, когда им читают вслух, и поэтому охотно пользуются аудиокнигами. Объем потребления массовой информации должен быть строго дозированным. Когда дети смотрят телевизор, их мозг непрерывно бомбардируют грубые, часто манипулирующие коммерческие ролики, специально рассчитанные на юную аудиторию. Конечно, по телевидению показывают много хорошего. Но все же слишком часто по «ящику» мы видим сцены жестокости и насилия, страшные картины и пугающие сюжеты.
Дети должны смотреть телевизор вместе со взрослыми, которые могут в любой момент вмешаться и ответить на вопрос ребенка. Очень важно обсуждать с маленькими интровертами спектакли, шоу, игры и другие медийные развлечения, с которыми ребенку приходится иметь дело. Детям нужна помощь, чтобы они могли переварить все, что обрушивается на них с экранов. Помните, что дети-интроверты очень восприимчивы. Иногда они на лету хватают отрывочные фрагменты информации. Это сбивает их с толку больше, чем если бы перед ними открылась полная картина событий или явлений. Беда в том, что дети часто не знают, как подступиться к взрослым с интересующим их вопросом, и, кроме того, не знают, как его сформулировать. Я познакомилась с родителями одного шестилетнего мальчика вскоре после событий 11 сентября 2001 года и спросила их, разговаривали ли они об этом с сыном. Они ответили: «Что вы, он вообще почти ничего не знает, мы не разрешаем ему смотреть новости».
Я возразила: «Вы, вероятно, удивитесь, если спросите его, что он знает об этом теракте». Действительно, они были поражены, узнав, что их сыну хорошо известны такие понятия, как террорист, самоубийство и угон самолета. Начав говорить об этих вещах, мальчик начал задавать разумные вопросы, пока не сложил целый пазл из уже известных ему фрагментов и новой информации. Родителям лучше обсуждать со своими детьми такие вещи. Знания о мировых проблемах могут тяжким бременем лечь на психику вдумчивого ребенка-интроверта. Но возможность задавать нужные вопросы жизненно важна для него, так как ответы на них помогают ему скорректировать и расширить свои знания. В противном случае ребенок будет бесконечно и безрезультатно перемалывать кусочки информации в своей маленькой перегруженной головке, а это непосильная для него работа. Экраны, повсюду экраны Многие современные родители сильно встревожены влиянием электронных средств информации на детей, особенно в свете того, что эти средства стали поистине вездесущими. Однако помимо отрицательного воздействия у электронных средств информации есть и несомненные плюсы.
Важное условие — ограничьте время, которое ребенок проводит перед монитором, и обсудите с ним все, что он посмотрел. Например, постарайтесь уговорить ребенка «включить» его способность к здравомыслию и понять, как реклама манипулирует людьми. Часто дети знают намного больше, чем вы думаете. Очень важно, чтобы они имели возможность обсуждать свои знания и идеи с взрослыми членами семьи. Поговорите с ребенком С маленьким интровертом надо разговаривать не меньше пятнадцати минут в день. Беседа для него — это мощный инструмент связи с вами: так он видит, что тоже является равноправным членом семьи. Разговоры по душам вызывают у ребенка «всплески счастья», внушают ему доверие к вам и помогают лучше понять его собственные мысли и чувства. Слушайте ребенка внимательно, обдумывайте то, что он говорит, и серьезно, откровенно ему отвечайте. Вопросы задавайте с искренней заинтересованностью: «Так что произошло на перемене?
Спросите его, что он думает и как собирается решать свои проблемы. Попробуйте поиграть в ролевую игру: «Если бы можно было все повторить сначала, что бы ты сделал? Поэтому позвольте мне предложить несколько полезных советов, которые помогут вашему ребенку-интроверту раскрыться в беседе. Задавайте вопросы, начинающиеся со слов «почему», «где», «что» или «кто». Вы нужны ребенку для того, чтобы «разговорить» его, вовлечь в беседу и обсудить то, что волнует вас обоих. Это растормошит ребенка, не даст ему зациклиться на своих мыслях и чувствах. Ежедневные беседы помогают «внутреннику» понять: ему тоже есть что сказать другим. Он нуждается в безопасном общении, когда собеседник не отмахивается от его мыслей, чувств, оценок и вопросов. Он поймет: «Мои идеи стоят того, чтобы их слушали».
Диалог — это мощная стратегия, помогающая вселить уверенность даже в самых юных интровертов. Время бесед — самое подходящее для тесного сближения с ребенком. Когда вы оба отвлекаетесь от насущных дел во время купания, отхода ко сну или просто приятного ничегонеделанья, это создает превосходные возможности для того, чтобы ваш маленький интроверт удивил вас своими неожиданными умозаключениями. Непринужденный разговор, ненавязчивые вопросы и их совместное обдумывание — все это раскрепощает ребенка. Ищите темы, интересующие ребенка, — иногда одно упоминание о них развязывает ему язык. Одна из моих пациенток недавно начала уделять пятнадцать минут в день разговорам со своей семилетней дочерью Элизой. И мать, и дочь — интроверты, и отношения между ними никак нельзя было назвать безоблачными. Мать не любит играть и ждет от Элизы «взрослого» поведения. После довольно долгих уговоров мамочка наконец согласилась испробовать новую тактику.
Теперь каждый вечер, перед тем как погасить свет, мама с дочкой усаживаются на кровати Элизы и обсуждают прошедший день. Наступает время спокойной задушевной беседы.
Мой ребенок — интроверт. Как правильно с ним общаться и помочь адаптироваться в социуме?
Ребенок-интроверт в большинстве случаев не поддается стадному чувству и всегда стремится выяснить суть вещей. Если ваш малыш мечтателен и спокоен, любит проводить время наедине с собой и не торопится делиться с вами своими мыслями и чувствами, не пугайтесь: скорее вс. Если ребёнок-интроверт не общается совершенно ни с кем, это тревожный звоночек, на который стоит немедленно обратить внимание.