10 Интересных фактов Павел Петрович Бажов.
Биография Бажова
Двойственная позиция Бажова объяснялась тем, что в советской фольклористике на какое-то время были утрачены критерии, позволяющие четко отличать произведения фольклора от литературы. У биографов Бажова нет точных данных о первой любви публициста, хоть в мемуарах он отмечает факт, что первое романтическое увлечение случилось с ним в 15 лет. Бажов Павел Петрович (1879-1950) – русский писатель, фольклорист, журналист, публицист, революционер. Павел Петрович Бажов, открывший всему миру уральские легенды, родился 27 января (15 января по старому стилю) 1879 года, в поселке Сысертский Завод в семье рабочего. — Герои видеороликов «Открой Бажова» признавались, что участие в проекте побудило их освежить в памяти произведения писателя.
На Урале забыли про Бажова: в год писателя разруха даже на его могиле
Павел Петрович Бажов, открывший всему миру уральские легенды, родился 27 января (15 января по старому стилю) 1879 года, в поселке Сысертский Завод в семье рабочего. Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале Правильный ответ. Павел Петрович Бажов, открывший всему миру уральские легенды, родился 27 января (15 января по старому стилю) 1879 года, в поселке Сысертский Завод в семье рабочего. Сказочник Павел Бажов и его ученица: Кем на самом деле была Хозяйка медной горы. К 145-летию Павла Бажова вспоминаем малоизвестные факты из его работы депутатом. Павел Петрович Бажов, открывший всему миру уральские легенды, родился 27 января (15 января по старому стилю) 1879 года, в поселке Сысертский Завод в семье рабочего.
Интересные факты о Бажове
Директор очутился лицом к лицу с председателем упрофбюро… П. Директор был зол и настойчив. Он решил обратиться к прессе. В Усть-Каменогорске с первых же дней восстановления советской власти стала выходить газета «Известия Усть-Каменогорского ревкома». Облачившись для солидности в парадный вицмундир, директор предстал наконец перед ясным взором редактора газеты — Павла Петровича Бахеева. Павел Петрович встретил его приветливо, с добродушной улыбкой. Водники долго потом вспоминали эту историю с музыкальным инструментом». Он часто и безотказно выступал. Когда надо было убедить, растолковать, разъяснить, призывали Бахеева. И тот, негромко, улыбаясь, ни в коем случае не свысока, говорил, убеждал, находил необходимые аргументы. Ему, педагогу и словеснику, сделать это было не так уж и трудно.
Однажды он читал доклад о выступлении Ленина на Восьмом съезде. Речь шла о необходимости электрификации всей страны, о тех неисчислимых выгодах и расцвете, которые сулит электричество. Доклад проходил зимой, в нетопленом клубе, но все же расстарались: пустили ток, и над головами сияла, как доказательство, лампочка Ильича. Но вдруг она зашипела и погасла — на электростанции кончились сухие дрова, а сырые гореть не желали. Доклад про электричество, заливающее светом всю Россию, вплоть до самых отдаленных уголков, продолжился при свечах, взятых в соседней церкви. Ни докладчика, ни слушателей это не смутило. И когда Бажова обвиняли в том, что он фантазер, тот спокойно парировал, что фантазии для революционера — вещь необходимая. В июне 1920 года состоялся выпуск на организованных им курсах: в казахские школы отправились восемьдесят семь учителей-казахов, и это была решительная победа. Но самым дорогим и важным детищем для Бажова стал Крестьянский Алтайский университет. В Усть-Каменск, где было все-таки посытнее и полегче, чем в других уголках растерзанной страны, съезжались измученные представители старой интеллигенции — и попадали под опеку Бажова.
В Усть-Каменске закипела культурная жизнь. Оказавшаяся в Усть-Каменске неплохая театральная труппа ставила спектакли, несмотря на жуткую нехватку бумаги, выпускался литературный журнал, а в новообразованном Крестьянском университете читали столичные профессора, которых судьба закинула в Усть-Каменск. Увы, долго оставаться здесь Бажов не смог. Он заболел малярией, та дала легочные осложнения. Врачи настоятельно потребовали, чтобы он сменил климат. Вместе со своей верной помощницей и лучшим другом — Валентиной Александровной — и детьми Бажов получил мандат на поездку в Москву, на 4-й всероссийский съезд профсоюзов. Но в дороге к малярии и воспалению легких прибавился тиф. От тифа в дороге сгорел трехлетний Ваня, спасти малыша не удалось. Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале.
Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил. Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце. Видимо, это и спасло его. Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы. Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации. Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации. В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен. Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью.
Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу. В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова. Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был. Писать так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать». Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился.
Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка. Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров. Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы». Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое. Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т. Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным. Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману. Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым.
Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком. Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит. Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения. Еще через два года он был переведен в качестве полит. Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников». Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности. По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года.
В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован. Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете. Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток. Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди. В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий».
Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена. Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. Васильев и В. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным. Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя. Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему. Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба.
В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца. Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват. Возможно, это было наилучшей стратегией. Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего. В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы. Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка». Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам между прочим, реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом , зазвучал в полную силу.
Еще до этого Бажов попробовал было перейти от бытописательных очерков и полуприключенческих повестей из собственной жизни и затронуть пласт фольклора. Собирал он свою «коллекцию народных сокровищ» с детства — еще Смородинцев приучил его относиться к этому «даровому золоту» с уважением и вниманием. К сожалению, все наработки и карточки с диалектными словами, над которыми он работал, еще будучи учителем, погибли в Гражданскую, и теперь приходилось все начинать снова. Да он и сам был плотью от плоти этих удивительных мастеров, творцов каменной красоты, истории и легенды эти хранил в себе. И не только Сысерть, Полевая — Алтай тоже подарил ему своё золото. Урал, Сибирь, Алтай гармонично дополняли друг друга. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей провозгласили, что фольклор — — часть литературы и перед ним стоят те же задачи, что и перед литературой, а значит, можно и нужно руководить фольклорным процессом.
Сегодня доспехи можно увидеть в краеведческом музее города. Музейные сотрудники любовно называют экспонат Сашенькой. Так выглядит Сашенька 5. Именно Иванко Крылатко придумал знаменитого крылатого коня, который красуется на современном гербе Златоуста. В честь уральского гения Ивана Бушуева в Златоусте установлен памятник и проводится единственный в мире фестиваль холодного украшенного оружия, Всероссийский Бушуевский фестиваль. Впервые опубликован сказ про Иванко Крылатко тоже у нас — в газете «Челябинский рабочий» от 4 апреля 1942 года. В 1944 году Бажов был в Челябинске — выступал в редакции «Челябинского рабочего» перед журналистами и литактивом. Вместе с ним приезжал его друг, писатель Евгений Пермяк, и дочь писателя Ариадна. Кстати, сейчас 98-летняя Ариадна живет в Екатеринбурге. На той встрече Ариадна прочла собравшимся сказ отца «Богатырева рукавица», сам Бажов читал сказ «Тараканье мыло» о том, как заезжий немец опростоволосился перед простым рабочим. Летом 1945 года Бажов снова оказался на Южном Урале — был на юбилее Ильменского заповедника, которому тогда исполнялось 25 лет. В музее писателя в Екатеринбурге сохранили раритетные снимки из поездки. Павла Петровича можно опознать на фото по пышной окладистой бороде. Пятнистого оленя увидеть не удалось, но соловьев наслушался, рыбку прекрасную ловил, а сирени там цвело... Он так и начинается: «Против нашей Ильменской каменной кладовухи по всей земле места не найдешь.
Почему же она располагается в коридоре, а не в рабочем кабинете? Во-первых, сказы он считал своим увлечением и выносил процесс их написания за пределы работы и рабочего кабинета, соответственно. Во-вторых, он создавал их, как мы уже говорили, за пределами работы и в основном, в ночное время, что могло помешать отдыху супруги. И, наконец, в-третьих, — он писал стоя, а для вдохновения — ходил по коридору. Как позже вспоминала младшая дочь писателя, когда за окном темнело, был виден свет небольшой лампы, Павел Петрович прогуливался по коридору и курил трубку. В доме далеко за полночь чувствовался запах табака. Пишущая машинка Известно, что автору уральских сказов всегда больше нравилось писать «от руки». Но в начале 1940-х годов, когда у Бажова начало садиться зрение, его друзья и коллеги-литераторы прислали подарок — трофейную пишущую машинку. По какой-то причине механики, которые меняли шрифт с латинского на русский, забыли про букву «M», об этом автор упоминал в письмах: «При такой машинке приучишься обходиться вовсе без буквы "M"» Позже редакторы уральского издательства подсуетились и при помощи младшей дочери писателя все-таки исправили эту техническую ошибку. А сказы он так и продолжал изначально писать от руки, и только потом «выстукивал» на машинке. Мемориальная библиотека автора Библиотека Павла Бажова насчитывает более 2000 книг. Она прелестна тем, что здесь можно найти книги практически обо всем: от грамматики русского языка XVIII века до трудов, так или иначе связанных с Уралом.
Однако за довольно малый отрезок времени Павел Петрович все же смог добиться выдающихся результатов на литературном поприще. Давайте более подробно рассмотрим самые интересные факты из жизни Бажова. Писатель стал автором нового жанра — «советского литературного сказа». В период Гражданской войны 1917-1922 он состоял в отряде так называемых «Красных орлов», преследовавших религиозных деятелей и всех тех, кто верил в Бога. Нередко Бажов печатал свои произведения под именем «Колдунков», поскольку так его называли в детстве другие ребята. Интересен факт, что в 1937 г. Павел Бажов был исключен из компартии, поскольку на него был совершен донос.
Советский журналист и великий сказочник: кем был Павел Бажов, создатель «Малахитовой шкатулки»
Павел Бажов — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Читай также: Интересные факты о жизни Александра Блока, биография, творческое наследие, личная жизнь. Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале Правильный ответ. В данной презентации представлена подборка интересных фактов о жизни и творчестве Павла Петровича Бажова, автора знакомых многим с детства сказов, замечательного писателя, публициста и фольклориста. Писатель Павел Петрович Бажов оставил после себя богатое литературное наследие в виде замечательных сказов.
Павел Бажов - биография, новости, личная жизнь
Жизнь такая была. Особые условия. Рубеж между Европой и Азией, между вольницей и каторгой. Но уж если вас тут полюбят, то уж знайте — это навсегда. Лев Кассиль. Воспоминания о Павле Бажове» «Малахитовая шкатулка» Павел Бажов начал печатать сказы в журналах в середине 1930-х. В 1939 году вышел сборник «Малахитовая шкатулка», в нем были опубликованы авторские произведения по мотивам рабочего фольклора. Изначально книга состояла из 14 сказов. Затем Бажов дополнил его произведениями из циклов «Сказы об оружейниках» и «Сказы о немцах».
В некоторых из сказов повествование ведет вымышленный рассказчик, дедушка Слышко. Его прототипом стал сторож заводского склада Василий Хмелинин, который рассказывал Бажову много историй. В речи дедушки Слышко автор использовал много диалектизмов и профессиональной лексики горных рабочих. Один из главных сказочных образов в творчестве писателя — Хозяйка Медной горы, или Малахитница. В цикл о ней входят десять сказов, в том числе «Каменный цветок», «Горный мастер», «Травяная западенка», «Малахитовая шкатулка». Эта героиня — дух Уральских гор, хранительница ценных минералов. В сказах она появлялась перед рабочими как прекрасная девушка в нарядном платье: «А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье.
Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить». Волосы ее Бажов описывает так: «Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине.
Действие многих его сказов разворачивается в окрестностях города Полевской, в котором он жил около трёх лет. На современном гербе Полевского даже можно увидеть образы из его сказов — Каменный цветок и Хозяйку Медной горы. В некоторых сказочных произведениях Павла Бажова упоминаются вполне реальные люди. Так, в двух из них есть упоминание о Ленине. Литературная карьера его была довольно короткой.
Всерьёз Павел Петрович увлёкся ей за 14 лет до смерти, в возрасте 57 лет. До этого он уже собирал фольклор, но сказов ещё не писал. Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях! Отправить оценку Средний рейтинг: 3. Количество оценок: 134 Оценок пока нет. Поставьте оценку первым. Читайте также:.
Великий сказитель земли Уральской - Павел Петрович Бажов ушел из жизни ровно 70 лет назад - 3 декабря 1950 года, так что сегодня повод вспомнить о нем и его творчестве. Сказ "Медной горы хозяйка", как правило, открывает его сборники, в том числе и самый известный из них - "Малахитовая шкатулка".
Вообще вся его жизнь напоминала собой легенду и поэтому многие писатели посвятили ему свои произведения, к примеру, Н. Антонов, Е. Бажов глубоко знал и понимал людей. Все его произведения отличались широтой взглядов и трезвостью ума. Он мечтал о счастье для своего многострадального народа и эту свою мечту старался донести в своих произведениях до читателя. От этого брака у Ариадны родился сын, названный Егором, ставший затем политическим деятелем. Таким образом, Павел Бажов был дедом Егора Гайдара. Любимец детворы В воспоминаниях о своём любимом отце дочь писателя Ариадна Бажова-Гайдар пишет о том, что Павел Бажов очень любил детей, и они отвечали ему такой же преданной любовью. Писатель разговаривал с детьми безо всякого сюсюканья, как с взрослыми людьми, так как был опытным и наблюдательным педагогом. Он всегда с должным пониманием относился к ребячьим проблемам и хотел видеть их счастливыми. На его столе как знак особого детского доверия лежал пионерский галстук, который ему вручили пионеры первой железнодорожной школы. В период с 1938 по 1945 годы им были написаны специально для детей целый ряд произведений. Среди них Серебряное копытце, Золотой волос, Голубая змейка.
Бажов, Павел Петрович
А после того, как благодаря своим сказам стал орденоносцем, лауреатом Сталинской премии, депутатом Верховного Совета СССР, он продолжал жить жизнью обычного человека, в чем свердловчане могли убедиться, заглянув на улицу Чапаева, в дом семьи Бажовых. Когда писателя провожали в последний путь, весь проспект Ленина был полон людьми, как не на всякой демонстрации. И это тоже было свидетельством народного признания. Насколько эта ментальность свойственна современным уральцам? Смотрите, немало героев русской классики XIX века заняты напряженной внутренней жизнью еще и потому, что им не надо постоянно работать ради куска хлеба, они сосредоточены на самопознании, самоанализе.
А у Бажова человек — прежде всего работник, но трудится он не только ради заработка, он хочет стать мастером своего дела. Бажовский герой переживает за результаты труда как поэт, у которого не получаются стихи, а у него — каменный цветок. Томление мастера по идеалу — вот что такое уральский характер по Бажову. В какой степени бажовские традиции прослеживаются в творчестве современных писателей и поэтов?
В последнее время работы приходят и из-за рубежа. Главный критерий отбора — мастерство, это качество считал самым важным Павел Петрович. Хочется верить, что за годы существования премии не было такого, чтобы ее дали тому, кого Бажов бы не одобрил. Но всякий раз принимать решение очень сложно.
Искусство все-таки не спорт, и здесь объективность рождается из суммы субъективностей. При прочих равных условиях решающим фактором становится привязка произведения к Уралу, приверженность автора бажовской идее мастерства и любви к родному краю. Скажем, ныне в номинации «Мастер. Проза» лауреатом стал Алексей Сальников с романом «Опосредованно», действие которого прописано в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле.
А годом ранее в этой же номинации была отмечена Анна Матвеева за книгу «Горожане», посвященную людям, олицетворяющим наш город. Как бы ни был важен для нас Бажов, он существует в ряду других авторов. Каждый по-своему участвует в литературе, не конкурируя с великим предшественником, а продолжая его и тем самым обеспечивая преемственность и глубину отечественного самосознания. Материал в газете «Уральский рабочий» Уральский федеральный университет — один из ведущих вузов России, расположен в Екатеринбурге.
Участник проекта по созданию кампусов мирового уровня — части национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России.
У директора от страха, говорят, тряслись колени. Но все же он нашел в себе силы попросить предчека отсрочить возврат пианино и разрешить ему проконсультироваться у заведующего отделом народного образования, коему по службе подчинен. Предчека разрешил. Павел Петрович Бахеев, заведующий отделом народного образования, принял жалобщика приветливо, сказал ему, что и сам бывший учитель, понимает его с полуслова, но пианино, сказал он, клубу водников нужнее, чем супруге директора училища. Раздосадованный неудачей директор решил найти управу на Бахеева в профсоюзе. В то время явочным порядком было уже создано упрофсоюза работников просвещения. Директор очутился лицом к лицу с председателем упрофбюро… П. Директор был зол и настойчив.
Он решил обратиться к прессе. В Усть-Каменогорске с первых же дней восстановления советской власти стала выходить газета «Известия Усть-Каменогорского ревкома». Облачившись для солидности в парадный вицмундир, директор предстал наконец перед ясным взором редактора газеты — Павла Петровича Бахеева. Павел Петрович встретил его приветливо, с добродушной улыбкой. Водники долго потом вспоминали эту историю с музыкальным инструментом». Он часто и безотказно выступал. Когда надо было убедить, растолковать, разъяснить, призывали Бахеева. И тот, негромко, улыбаясь, ни в коем случае не свысока, говорил, убеждал, находил необходимые аргументы. Ему, педагогу и словеснику, сделать это было не так уж и трудно.
Однажды он читал доклад о выступлении Ленина на Восьмом съезде. Речь шла о необходимости электрификации всей страны, о тех неисчислимых выгодах и расцвете, которые сулит электричество. Доклад проходил зимой, в нетопленом клубе, но все же расстарались: пустили ток, и над головами сияла, как доказательство, лампочка Ильича. Но вдруг она зашипела и погасла — на электростанции кончились сухие дрова, а сырые гореть не желали. Доклад про электричество, заливающее светом всю Россию, вплоть до самых отдаленных уголков, продолжился при свечах, взятых в соседней церкви. Ни докладчика, ни слушателей это не смутило. И когда Бажова обвиняли в том, что он фантазер, тот спокойно парировал, что фантазии для революционера — вещь необходимая. В июне 1920 года состоялся выпуск на организованных им курсах: в казахские школы отправились восемьдесят семь учителей-казахов, и это была решительная победа. Но самым дорогим и важным детищем для Бажова стал Крестьянский Алтайский университет.
В Усть-Каменск, где было все-таки посытнее и полегче, чем в других уголках растерзанной страны, съезжались измученные представители старой интеллигенции — и попадали под опеку Бажова. В Усть-Каменске закипела культурная жизнь. Оказавшаяся в Усть-Каменске неплохая театральная труппа ставила спектакли, несмотря на жуткую нехватку бумаги, выпускался литературный журнал, а в новообразованном Крестьянском университете читали столичные профессора, которых судьба закинула в Усть-Каменск. Увы, долго оставаться здесь Бажов не смог. Он заболел малярией, та дала легочные осложнения. Врачи настоятельно потребовали, чтобы он сменил климат. Вместе со своей верной помощницей и лучшим другом — Валентиной Александровной — и детьми Бажов получил мандат на поездку в Москву, на 4-й всероссийский съезд профсоюзов. Но в дороге к малярии и воспалению легких прибавился тиф. От тифа в дороге сгорел трехлетний Ваня, спасти малыша не удалось.
Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале. Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил. Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце. Видимо, это и спасло его. Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы. Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации. Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации. В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен.
Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью. Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу. В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова. Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал.
Запас слов был. Писать так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать». Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился. Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка. Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров. Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы». Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое.
Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т. Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным. Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману. Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым. Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком. Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит. Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения.
Еще через два года он был переведен в качестве полит. Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников». Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности. По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года. В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован. Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете.
Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток. Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди. В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий». Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале».
К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена. Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. Васильев и В. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным. Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя. Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему. Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба. В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца.
Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват. Возможно, это было наилучшей стратегией. Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего. В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы. Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка». Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам между прочим, реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом , зазвучал в полную силу.
Еще до этого Бажов попробовал было перейти от бытописательных очерков и полуприключенческих повестей из собственной жизни и затронуть пласт фольклора.
Бесспopно одно — среди... Соколы обитают во многих уголках нашей планеты.
Они способны... Чтобы восполнить этот пробел многие люди пишут соответствующие статьи. Ведь для...
В своих произведениях он часто писал о... Она продвигает собственный бренд женской одежды, а также... Является продюсером программы «Студия Союз».
Детство и юность Айдар Гараев родился 15 апреля 1985 года в... Они популярны во многих странах мира. Тюльпаны не требовательны в...
Это известно из общедоступной статистики интернет запросов. Именно поэтому предлагаем... Енисей протекает по всей Сибири и оказывает...
Оно находится на стыке Азии и Европы, оказывая серьезное... Это название обросло мифическими сказаниями и легендами. Но интересные факты о городах и странах не терпят вымыслов.
Мы предлагаем вам краткий отчет о возникновении этого понятия.... За свою биографию Толстой... Переводчик на белорусский...
Верно, пока к вам не пригляделись наши, будут держаться нелюдимыми. Исторически сложился такой характер. Жизнь такая была.
Особые условия. Рубеж между Европой и Азией, между вольницей и каторгой. Но уж если вас тут полюбят, то уж знайте — это навсегда.
Лев Кассиль. Воспоминания о Павле Бажове» «Малахитовая шкатулка» Павел Бажов начал печатать сказы в журналах в середине 1930-х. В 1939 году вышел сборник «Малахитовая шкатулка», в нем были опубликованы авторские произведения по мотивам рабочего фольклора.
Изначально книга состояла из 14 сказов. Затем Бажов дополнил его произведениями из циклов «Сказы об оружейниках» и «Сказы о немцах». В некоторых из сказов повествование ведет вымышленный рассказчик, дедушка Слышко.
Его прототипом стал сторож заводского склада Василий Хмелинин, который рассказывал Бажову много историй. В речи дедушки Слышко автор использовал много диалектизмов и профессиональной лексики горных рабочих. Один из главных сказочных образов в творчестве писателя — Хозяйка Медной горы, или Малахитница.
В цикл о ней входят десять сказов, в том числе «Каменный цветок», «Горный мастер», «Травяная западенка», «Малахитовая шкатулка». Эта героиня — дух Уральских гор, хранительница ценных минералов. В сказах она появлялась перед рабочими как прекрасная девушка в нарядном платье: «А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь.
Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает.
На Урале забыли про Бажова: в год писателя разруха даже на его могиле
Для нас становилось ясным, что [его] мысль работала в совершенно противоположном предполагаемому им предмету направлении. Окончательно эта наша мысль нашла своё подтверждение после следующего случая. У семинаристов была традиция после пасхальных каникул на первом занятии приветствовать своих учителей словами: «Христос воскресе! Известная фраза Варсонофия Оптинского, что революция вышла из семинарии, в случае Бажова справедлива полностью. Так получилось, что в Революцию он действительно уверовал, как в божественное откровение.
О морали моей. Партийная позиция писателя — это дело его гражданской порядочности. Какой же ты советский писатель, если без внутренней партийности? Что ты можешь сказать нашему гражданину?
Он же партийный. С детства. Значит, твоя партийная убежденность большой глубины и силы быть должна». Заменить «советский» на «русский», а «партийность» — на «православие» — и Пермская семинария была бы полностью солидарна со своим питомцем.
В 1899 году Павел Бажев, семинарист, третий по успеваемости в своем выпуске то есть закончивший по первому разряду, с отличием , отказался от предложения продолжить образование в Киевской духовной академии, полностью за государственный счет. Хотя Киевская академия и была весьма уважаемым и серьезным высшим учебным заведением, но это было бы именно богословское образование, а вчерашний семинарист Павел Бажов духовной карьерой решительно не интересовался. Соблазнительно было бы представить знакомство «бородатого колдуна», будущего певца всей уральской потусторонней силы, и автора Воланда, самого эффектного дьявола русской литературы, но от этого соблазна приходится воздержаться. Возможности дальнейшего светского образования для Бажова при этом были ограничены.
Собственно, для семинаристов оставались открытыми только окраинные университеты Томский, Дерптский и Варшавский , на такой шаг государство шло, чтобы молодые люди, столько лет обучавшиеся в семинариях, шли не в студенты, а в священники. Семинаристу, все-таки желающему поступить в университет, требовалось сдать экзамены за гимназический курс это был довольно серьезный объем знаний , а для поступления в эти три конкретных университета к тому времени, как Бажев закончил семинарию, выпускники первого разряда должны были из гимназического курса досдать только латынь. Ни в Дерпт, ни в Варшаву Бажев поехать не мог. К тому времени его мать овдовела, и здоровье ее сильно пошатнулось: из-за постоянной кропотливой работы при плохом освещении Августа Степановна к старости почти ослепла.
Уезжать в такую даль и бросать ее он не мог, а ехать вместе было не по карману. Бажев попытался поступить в Томский университет, но не прошел. И на медицинский, и на юридический его факультеты конкурс был огромен — в основном из тех же семинаристов, желающих продолжить образование, но вне церковных рамок. Иногда причиной неудачи с Томским университетом называют «незаконопослушность» Бажева — небольшую отметку в его характеристике от начальства семинарии.
Иногда — отсутствие необходимых средств для продолжения обучения. Возможно, повлияли все факторы одновременно. Павел Петрович выбрал стезю учительства — отправился в деревню Шайдуриха, в 26 км от железнодорожной станции Невьянск. Шайдуриха была относительно велика — 150 дворов, церковь, почта, население в основном было старообрядческое.
Молодого учителя уважали, но кормили все равно из отдельной посуды: раскольник. Детям это не мешало, дети в учителя были влюблены. Когда через много лет Бажов навестил деревню, его еще помнили — и, как свидетельствуют очевидцы, радостных слез было много с обеих сторон. В Шайдурихе он проработал недолго.
Причина была в том, что Бажову, окончившему семинарию, в приказном порядке велели, кроме положенных дисциплин, — родная речь и все, что необходимо в начальных классах, — заняться еще и Законом Божьим получив духовное образование, он имел право его преподавать. Право имел, а желания — нет, тем более что учить бы пришлось детей староверов в сравнительно небольшой деревне. Назревал скандал — и строптивый учитель просто уволился, тем более что в Екатеринбурге открылась вакансия в том самом духовном училище, которое он когда-то окончил с отличием. Занимался и русским языком, и церковно-славянским, вел черчение, арифметику, чистописание.
Много путешествует по стране во время летних каникул заработная плата учителя в Российской империи это вполне позволяла. Увлеченно собирает и записывает фольклор родных мест: сказки, песни, яркие диалектизмы — «баские» словечки. Тем временем обстановка в стране постепенно накалялась, ожидания перемен и глухое недовольство среди рабочих, которое уже давно ощущалось в Питере и Москве, постепенно добиралось и до уральских заводов. Собственно, сыну Петра Сверла, местного «неблагонадежного», никаких иллюзий питать не приходилось с детства: все заводские — от старух до ребятишек — отлично знали, как и когда рабочие устраивали «педагогическое» избиение зарвавшихся мелких заводских чиновников рабочих — участников подобной «учи» потом старательно скрывали всем заводом , кого и за что уволили, кто чем недоволен.
Обстановка на заводах все время балансировала на грани взрыва. Знакомство с различными экономическими и политическими воззрениями готовило почву, а большевики окончательно открыли Бажову глаза на причины этой ожесточенной и безнадежной войны «верхов» с «низами». Все больше и больше Бажов погружается в политику, примыкая к анархистам-народникам, чаще и чаще начинает оказываться «в ненужное время в ненужных местах». Он присутствовал в Сысерти при забастовке, выступал как ходатай по делам рабочих.
В 1906 году он впервые пострадал за свою активную гражданскую позицию. Во время митинга 19 октября 1905 года спортивные ребята-черносотенцы напали на митингующих, среди которых были и школьники, в массовые избиения полиция, разумеется, не вмешивалась. В ближайшее воскресенье епископ Владимир по этому поводу произнес проповедь, в которой не только не осуждал пролившейся крови, но, наоборот, всецело поддержал не избиваемых — избивавших. Такая позиция церковноначалия вызвала настоящий шквал возмущения среди интеллигентов, была составлена некая телеграмма в Синод, ее подписали довольно многие, в том числе Бажов.
Телеграмма достигла цели: в январе 1906 прибыла комиссия, Синод проводил расследование. Вызовы, допросы… За участие в недозволенном «учительском совете» педагог Бажов и другие «подписанты» были арестованы и две недели просидели в тюрьме. Естественно, его уволили из духовного училища. Но, по счастью, права преподавать его не лишили — и вскоре Бажов отыскал себе новое место.
Преподаванию Бажов отдал 18 лет жизни и, по воспоминаниям своих питомцев, был в числе любимейших учителей. Особенно обожали остроумного и притом деликатного педагога девочки — воспитанницы епархиального училища, сами будущие учительницы. По воспоминаниям одной из его учениц: «Павел Петрович был самым любимым учителем среди епархиалок. На литературных вечерах в училище в знак особого уважения ученицы прикалывали своим любимым учителям разноцветные бантики из лент — красные, голубые, зеленые.
Павлу Петровичу бантиков доставалось больше всех. Стоит, бывало, он у дверей учительской, улыбается всем приветливо, глаза счастливо блестят, а грудь у него вся — в ярких лентах. Никогда не повышал голоса, при ответе не торопил. Наводящий вопрос даст, подскажет… Знаете, какой он человек!
Мы каждый раз ждали встречи с ним, как с родным. Взгляд у него был ласковый». Павел Бажов Со своей будущей женой он познакомился, когда она была еще ученицей епархиального училища. Бажов сделал ей предложение практически сразу же после выпускного бала.
Валентина ответила согласием. В 1911 году «преподаватель екатеринбургского епархиального училища П. Бажов, православный, 32 лет, первым браком обвенчан с псаломщицкой дочерью, девицей Валентиной Александровной Иваницкой, 19 лет». Свидетелем со стороны жениха был его коллега, учитель.
После венчания молодые отправились в Крым. Этот брак продлился почти 40 лет — разлучила их только смерть. Вообще чета Бажовых, по воспоминаниям всех окружающих, — и своих, близких, и посторонних, — была на удивление гармонична, даже несколько неправдоподобно гармонична для этого мира. Судьба Бажовых не баловала, им выпало пережить множество по-настоящему страшных вещей — и вместе, и поврозь, — но все равно они были неразлучны.
Вот так — с самого начала и на всю жизнь. По воспоминаниям дочери, Ариадны Павловны, на Бажова неоднократно засматривались дамы, но он никогда и в мыслях не мог допустить, что рядом с ним может оказаться кто-то, кроме его Валяночки. И сама Валентина Александровна, овдовев, так и осталась женой единого супруга. Интересно, что такую же возвышенную, чистую любовь к своей жене питал еще один уроженец здешних мест, сказочник и педагог Александр Мелентьевич Волков русский автор «Изумрудного города».
Может быть, такие взаимоотношения и не были настолько редкими в это время, просто сейчас воспринимаются как нечто исключительное. Как подобает супругу, мужчине и главе семьи, Павел Петрович озаботился самыми насущными вопросами. Оставаться на казенной квартире с перспективами все более увеличивающегося семейства было бы хлопотно — и, взяв ссуду, Бажовы купили участок земли в Екатеринбурге и начали строить просторное, поместительное жилище. Дом из крепких толстых бревен, с высокими потолками и большими окнами до сих пор стоит в Екатеринбурге, добротный, сработанный на совесть.
Теперь там музей Бажова. Валентина Александровна после смерти супруга оставила там все в точности так, как было при нем, и передала его государству, переселившись в обычную городскую квартиру. Но, конечно, когда строительство началось, никто и представить не мог, сколько бед и потрясений придется испытать молодому семейству и как дело обернется. В Екатеринбурге в семье Бажовых появилось уже двое детей, мать Павла Петровича, почти слепая, сама нуждалась в постоянном пригляде и помочь невестке никак не могла, и было решено на время переехать в Камышлов: там жили Иваницкие, которые могли при случае оказать помощь.
В Камышлове родился третий ребенок Бажовых, сын Алексей, там же, к великому горю всех домашних, скончалась Августа Степановна и была погребена на местном кладбище. Во время Первой мировой отца троих малолетних детей, педагога, на фронт никто не призывал — и в добровольцы Бажов не торопился, хватало своих хлопот. К 1917 году Бажов был уже давно и крепко связан с большевиками, выполнял поручения партии, работал в местном партийном издательском органе — и автором, и корректором, и метранпажем. В своей автобиографии он довольно скупо описывает этот период так: «Работал в контакте с рабочими железнодорожного депо, которые стояли на большевистских позициях.
С начала открытых военных действий поступил добровольцем в Красную армию и принимал участие в боевых операциях на уральском фронте. Основной работой была редакторская». После Февральской революции к педагогической деятельности Бажов не вернулся. Он с головой ушел в общественную жизнь: был даже городским головой, но выступал от эсеров.
В РКП б вступил только в 1918 году. В июле 1918-го ему и 28 солдатам Камышловского полка было выдано партийное поручение: отправиться в Пермь и сдать губисполкому экспроприированные банковские ценности. Возвратиться в Камышлов, к семье и беременной жене, он уже не мог, поскольку Камышлов оказался отрезанным. Там были белые — и оказаться в их руках заведомо красному было бы самоубийством.
Бажов остается с Красной армией, становится секретарем парторганизации штаба дивизии, становится редактором газеты политотдела 29-й дивизии «Окопная правда». Газета вместе с типографией располагается в двух вагонах поезда. В качестве редактора боевого листка Бажов собирал информацию, встречался с бойцами, участвовал в боевых действиях. Дочь его Ариадна вспоминала, что не могла бы представить своего сугубо мирного отца в бою, но сам Павел Петрович, хоть и не любил рассказывать родным о боевом опыте, его не отрицал.
И еще — он всегда был хорошим стрелком. Обрабатывая информацию, редактор составлял политические сводки, фиксировал изменения на фронте, в том же вагоне доставляли на фронт почту. В декабре 1918 года эшелоны с частями Красной армии, отступавшие через Нижний Тагил на Пермь, попали в ловушку: 25 декабря в Пермь вошел Колчак. Отступать было некуда, разгром был колоссальный.
Редактор получил приказ — уничтожить вагон с документы. Он не успел до конца выполнить поручение, его схватили, и Бажов оказался в колчаковской тюрьме. Впоследствии, оправдываясь за то, что попал тогда в плен, он писал: «Когда человек выбегает из зажженного им вагона и сразу попадает под удар прикладом, а потом после зверского избиения уводится в бесчувственном состоянии в тюрьму, то трактовать это как сдачу — значит, либо не понимать действительного смысла этого слова, либо злоупотреблять им в каких-то особых целях».
Почему же так поздно написал Бажов, этот невысокого роста, с большой окладистой бородой уральский сказочник, свое лучшее произведение? Да, Бажову многое в жизни пришлось пережить. Посему, думается, читателями так достоверно и воспринимался волшебный фон его сказов, что сказовая манера повествования никогда не заслоняла в них реального, основанного на глубоком знании жизни содержания, черпаемого Павлом Петровичем из хорошо, даже досконально изученной им уральской мастеровой среды, где творили его излюбленные «каменных дел мастера» — гранильщики и камнерезы. Те самые мастера, которые из малахита и яшмы талантливо, артистически, с любовью к своему непростому делу, вытачивали каменные фигурки, становившиеся прообразами для героев его произведений, воспевавших, как известно, беспокойную пытливость рабочего человека. Ну а в сам волшебный мир уральских сказ Бажов погружал уже живых русских людей, наделенных земной недюжинной силой, способной побеждать условность сказочной волшебности.
Собственно, именно так, как, помнится, земная любовь простой русской девушки однажды победила волшебную силу хозяйки Медной горы. Долгие годы Бажов занимался народным фольклором, сбором легенд, сказов и других устных народных творений, передавшихся на Урале из поколения в поколение. И придавал Павел Петрович этой деятельности огромное значение. Либо это его желания, мечты, либо отзвук каких-то давно прошедших событий, либо попытка по-своему объяснить недоступные ему тайны природы, а иногда все вместе. Дело литератора, фольклориста — отыскать это зерно, правильно понять, объяснить его. Сказки не для одной забавы складывались. В настоящей, нефальсифицированной, сказке обязательно есть народная мудрость и скрытый смысл, по-ученому — подтекст». Подробно изучал он и известную Азов-гору, всегда занимавшую видное место в устном народном творчестве Урала.
В старину именно через Азов шла тропа в Сибирь. А во временна Грозного этот путь связывал Сибирь с Уфой. По этой тропе двигалась и камско-чусовская вольница. Несомненно, что видимый издалека профиль Азова был приметным пунктом на этом историческом пути через завоеванные, но не освоенные еще земли, покрытые дремучими лесами и таившие на каждом шагу немало опасностей.
А в своих многочисленных поездках он собирал уральский фольклор. Вот почему существует эта загадка: нам кажется, что сказы Бажова были всегда. Да, на Урале-то они были всегда, это называлось: "тайный рабочий сказ". Дед часто говорил про себя, что он "обработчик" фольклора… В силу его такой авторской скромности и сдержанности создается ощущение, что это идет откуда-то из глубины - все его сказы. Но на самом деле это работа авторская и писательская, она лишь основана на народном творчестве. Дед построил наш дом в Екатеринбурге еще до революции - взял ссуду в ипотечном банке на свою заработную плату, которую он получал как преподаватель.
С 1911 года семья жила в этом доме. Дед сам его распланировал. Многих удивляло: когда заходишь на крыльцо, входишь в сени, и потом тебе еще надо очень высоко вступить на ступеньку, уже находясь собственно в доме, - зачем это? А затем, чтобы холод сразу не растекался по полу. Все было продумано по-уральски. Дед был чрезвычайно занят в последние годы, он же был депутатом и к нему постоянно шел народ. Дом вообще был открыт, он никогда не закрывался, дверь была на каком-то хлипком замочке.
Эта книга принесла писателю мировую известность. Талант Бажова как нельзя лучше проявился в сказах данной книги, которую он постоянно пополнял. В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие.
В 1943 году благодаря этой книге Бажов получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество. Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы. Смерть и наследие Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Писатель был похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище. В родном городе писателя, в доме, где он жил, открыт музей.
Отправление в Санкт-Петербург
- 12 интересных фактов из жизни Бажова
- 25 интересных фактов о Павле Бажове
- 7 интересных фактов о личной жизни и потомках Павла Бажова | Детские книги издательства АСТ | Дзен
- Интересные факты о Павле Петровиче Бажове
- 45 интересных фактов о Павле Бажове — Общенет
Полосатая жизнь Павла Бажова
Сказ "Медной горы хозяйка", как правило, открывает его сборники, в том числе и самый известный из них - "Малахитовая шкатулка". Вообще-то, сказителем Бажов стал не столько по зову сердца, сколько по заданию партии.
Дед был чрезвычайно занят в последние годы, он же был депутатом и к нему постоянно шел народ. Дом вообще был открыт, он никогда не закрывался, дверь была на каком-то хлипком замочке. Удивительно, но еще в детстве складывается представление, что Бажов принадлежит стародавнему времени Гоголя, Аксакова, Погорельского... С годами фигура деда проясняется для вас или какие-то загадки прибавляются? Вам все понятно в его судьбе, в том, что с ним происходило, к примеру, во время революции? Никита Бажов: Наверное, в жизни любого человека есть тайны.
Просто, как мне представляется, мой дед оказался еще одним русским интеллигентом, обманутым иллюзорными ожиданиями "царства свободы" и попавшим в мясорубку революции и Гражданской войны. А что может быть страшнее войны своих со своими... Дед в разговорах никогда не возвращался к этой поре своей жизни? Никита Бажов: Он, мне кажется, не любил об этом говорить. Не бывает ничего на пустом месте. Почему память о Павле Петровиче хранится так долго? Очевидно, потому, что не только его родственники были, так скажем, о нем хорошего мнения.
Народ дважды избирал его депутатом Верховного Совета в 1946 и 1950 годах. Во время своего депутатства Бажов обстоятельно разбирался в каждом вопросе, быстро реагируя на возникающие проблемы, а главной чертой его депутатской деятельности была настойчивость. Он нес своё высокое звание депутата с честью и достоинством. Увековечивание памяти Павла Бажова Народ бережно хранит память о талантливом писателе. В Свердловске, Копейске, а также в других городах Урала есть памятники, установленные в честь Бажова. Его именем названы улицы не только в уральских городах, но и в столице нашей страны — Москве. Причём рядом с улицей имени Бажова расположена улица Малахитовая, названная так в честь сказа Малахитовая шкатулка, а на территории ВДНХ находится установленный в 1954 голу фонтан, который выполнен в виде каменного цветка. Есть и теплоход «Павел Бажов», курсирующий по Волге.
По его сказам создано немало музыкальных произведений, в том числе балет «Каменный цветок» знаменитого композитора, дирижера и пианиста С. Кроме того ещё при жизни писателя по его сказам создано немало спектаклей как взрослых, так и детских. Учреждение премии имени Павла Бажова В 1999 году была впервые учреждена премия имени Павла Бажова, которая вручалась авторам, пишущим на уральскую тему. Среди получивших эту премию был, например писатель Алексей Иванов с его, нашумевшей и шокирующей публику книгой Ебург. В заключение перечислим ещё ряд интересных фактов из жизни замечательного уральского писателя: Создание фестиваля народного творчества имени Бажова в 1993 году в городе Челябинске.
Интересные факты о Павле Бажове — это прекрасная возможность подробнее рассмотреть творчество русского писателя. Он работал в разных литературных жанрах, однако наибольшую популярность получил, как автор уральских сказок. Предлагаем вашему вниманию самые интересные факты из жизни Бажова. На протяжении всей жизни Бажов собирал сказки, которые слышал от деревенских жителей.
Стоит отметить, что он стал родоначальником такого литературного жанра, как — «советский литературный сказ». Интересен факт, что в 20-летнем возрасте Павел Бажов успешно окончил Пермскую духовную семинарию, после чего несколько лет работал учителем русского языка в двух духовных училищах. Когда к власти пришли большевики, Бажов вошел в состав отряда «Красных орлов», которые преследователи как священников, так и простых верующих людей.