Новости хованщина мусоргский опера

Идея создания оперы «Хованщина» у Мусоргского могла возникнуть после завершения первой редакции «Бориса Годунова» или летом 1872 года. Хованщина на сайте РуСтих Кратко.

В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины"

21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». 29 марта Валерий Гергиев продирижировал заключительным показом премьерной постановки оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в миланском Ла Скала. Лауреат международных конкурсов баритон Роман Бурденко предложил слушателям яркую трактовку образа боярина Шакловитого, в чьи уста Мусоргский вкладывает важные для «Хованщины» слова: «Спит стрелецкое гнездо. Мусоргский: Хованщина. сборник. 2011 мировая классика.

«Хованщина» — характеристика оперы М.П. Мусоргского

В Астрахани прошла грандиозная премьера народная музыкальной драмы пера композитора Модеста Мусоргского − оперы “Хованщина”. В начале оперы боярин доносит Петру о случае, недавно произошедшем в городе: начальник стрельцов Иван Хованский метит на престол Петра, причем на престол он хочет посадить своего сына. Мусоргский работал долго и трудно, начинал и бросал свои сочинения: к моменту смерти композитора в 1881 году «Хованщина» за исключением финальной сцены последнего акта была готова в клавире.

Хованщина Мусоргский

Путь к мировой известности оказался окольным: значительную его часть «Хованщина», повторив судьбу «Бориса Годунова», прошла в редакции Римского-Корсакова. Отдавая дань уважения этой версии, музыканты начиная с 1950-х годов выражают предпочтение авторскому клавиру, бережно воссозданному Павлом Ламмом 1932 , и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича 1959 , наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. В свое время Кировский театр первым обратился к редакции Шостаковича 1960. В декабре 1988 года с приходом Валерия Гергиева к художественному руководству театром постановка эта была возобновлена.

Симфонический оркестр им. Рихтера Калужской областной филармонии. В концерте, конечно, не может не прозвучать «Рассвет на Москва-реке» - вступление к опере Модеста Мусоргского «Хованщина».

Это произведение входит в репертуар большинства оркестров мира. Такая широкая популярность объясняется удивительными качествами этой музыки. В опере «Хованщина» — подлинной народной музыкальной драме — Мусоргский обращается к рубежному периоду российской истории - началу царствования Петра.

Отвергнутая Мариинским театром опера впервые была поставлена — с урезками и цензурными сокращениями — силами любителей Петербург,1886 г. Далее последовали антрепризные постановки оперы — Киев 1892 , Петербург 1893 ,. Полноценное признание пришло к "Хованщине" после московской постановки Русской частной оперы в театре Солодовникова с участием Ф.

В 1907 году в режиссуре Шаляпина и с его участием в партии Досифея опера была поставлена на Мариинской сцене. Впервые за рубежом Париж. Антреприза С.

Пользуясь своим влиянием на стрельцов и раскольников, они пытаются задержать шествие нового. Однако «хованщина» так назван в опере стрелецкий мятеж находит свой бесславный конец, в горящем скиту гибнут Досифей и верные ему раскольники. Над русской землей всходит заря новой жизни, символически воплощенная в музыке знаменитого вступления к опере «Рассвет на Москве-реке». Конечно, содержание «Хованщины» шире и многообразнее этого схематического изложения. В ней рассказано о душевной драме Марфы, обманувшейся в своей любви к князю Андрею Хованскому, о сложных дворцовых интригах, в которых замешан князь Голицын, при всем своем «западничестве» также являющийся приверженцем старого. Самое же главное высказано композитором в замечательных народных сценах.

Они поражают богатством и жизненностью зарисовок, правдой раскрытия народных характеров. Здесь с особенной силой раскрывается дар композитора-психолога, воплощающего в своей музыке тончайшие черты и широкие движения народных масс. Мусоргский глубоко и тонко сумел показать трагедию обманутого в своих надеждах народа. Один из главных узлов драматургического конфликта находится во втором действии, где в начале слышится архаическая песня раскольников. Они являются, по замыслу Мусоргского, символом косного, отжившего и реакционного, отступающего перед восходом нового. Во втором действии мы слышим и арию Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо», звучащую как проникновенное раздумье о судьбах родины.

Много раз высказывались критические замечания по поводу того, что она вложена композитором в уста Шакловитого — лица далеко не положительного, замешанного в различных темных интригах. Но как бы то ни было, ария занимает одно из центральных мест в музыкальной драматургии оперы. Горестное предчувствие надвигающейся беды нарастает в заключительной сцене «Стрелецкой слободы», где появляется скорбная мелодия хора «Батя, батя, выйди к нам».

Опера о русском Холокосте

Сюжет «Хованщины» был предложен Мусоргскому его близким другом – знаменитым критиком Стасовым, которому автор и посвятил свое сочинение. Сюжет «Хованщины» был предложен Мусоргскому его близким другом – знаменитым критиком Стасовым, которому автор и посвятил свое сочинение. Мусоргский. Опера «Хованщина». Народная музыкальная драма в 5 действиях, 6 картинах. Появление «Хованщины» Мусоргского на сцене Большого театра стало событием ожидаемым. Автограф Мусоргского: посвящение оперы «Хованщина» В. В. Стасову, 1872 год.

Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский

Оперу «Хованщина» и концертную программу показал коллектив Мариинского театра в Псковской филармонии. 2011. Прослушать отрывки. Мусоргский: Хованщина. Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. О рукописи заключительного хора Стравинского к «Хованщине» Мусоргского Заключительного хора, скорее всего, не связан со Стравинским сколь-нибудь прослеживаемыми родственными узами. Итак опера Мусоргского "Хованщина". Сюжет оперы о времени борьбы за престол царевны Софьи и Петра 1. Не буду пересказывать сюжет, в нём много действующих лиц и всевозможных политических интриг, напишу только что мне понравилось в этой опере. Опера Мусоргского снова идёт в редакции Шостаковича, ведь Модест Петрович работу не завершил.

М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание

Они являются, по замыслу Мусоргского, символом косного, отжившего и реакционного, отступающего перед восходом нового. Во втором действии мы слышим и арию Шакловитого «Спит стрелецкое гнездо», звучащую как проникновенное раздумье о судьбах родины. Много раз высказывались критические замечания по поводу того, что она вложена композитором в уста Шакловитого — лица далеко не положительного, замешанного в различных темных интригах. Но как бы то ни было, ария занимает одно из центральных мест в музыкальной драматургии оперы. Горестное предчувствие надвигающейся беды нарастает в заключительной сцене «Стрелецкой слободы», где появляется скорбная мелодия хора «Батя, батя, выйди к нам». Отсюда композитор ведет к развязке трагедии — гибели самого князя Хованского и концу его буйного войска: стрельцы идут по Красной площади к месту казни. В этой сцене, так же как и в финале оперы самосожжение раскольников , Мусоргский достигает вершин своего трагического искусства, оживляющего страницы далекого прошлого во всей их жизненной реальности и в верности передачи каждой черты характера, каждого переживания. Мусоргский ввел в партитуру оперы несколько подлинных народных песен — «Исходила младешенька», «Возле речки на лужочке», «Поздно вечером сидела», «Плывет лебедушка». Они еще больше подчеркивают русский колорит музыки, соответствующий сюжету и образам оперы. В ней много речитативно-декламационных эпизодов, но они неизменно мелодически насыщены.

Напевность была осознанной целью композитора: «Работою над говором человеческим, — писал он Стасову, — я добрел… до воплощения речитатива в мелодии… Я хотел бы назвать это осмысленною, оправданною мелодией». Действительно, свободно льющийся напев становится в «Хованщине» основным средством драматургической характеристики. Это относится и к инструментальным эпизодам, среди которых замечательны «Рассвет на Москве-реке», с его почти зримой образностью, и «Пляска персидок», с ее истомно-знойной медленной темой, сменяющейся затем вихревым танцем. Как и «Борис Годунов», «Хованщина» произведение глубоко трагическое, повествующее о трудных временах, принесших народу неисчислимые страдания. В обеих операх на первый план выступает протест против сил социального угнетения.

Раннее утро. Дозорные стрельцы хвалятся недавней расправой над ненавистными боярами.

Боярин Федор Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подьячему донос на главу Стрелецкого приказа, князя Ивана Хованского, задумавшего захватить власть и посадить на престол сына Андрея. Иван Хованский, в окружении стрельцов и приветствующих его людей из народа, выходит на площадь. Князь и стрельцы отправляются в обход по Москве. На площади появляется Эмма — девушка из немецкой слободы. Она пытается скрыться от преследующего ее, одержимого страстью Андрея Хованского. Раскольница Марфа, бывшая возлюбленная Андрея, останавливает насилие. Эту сцену застает возвратившийся Иван Хованский.

Он отдает девушку на растерзание стрельцам, но Андрей готов скорее убить ее, чем допустить это. Занесенный над девушкой нож властно останавливает Досифей, глава раскольников. Старообрядец дарит Эмме свое благословение и тем самым спасает от поругания: отец и сын Хованские отступают перед волей своего властного союзника. Но в девушке зарождается жажда мести. Князь погружен в тяжелое раздумье, его одолевает страх перед будущим. В княжеские покои входит Марфа. Под видом гадания она усыпляет бдительность Голицына, чтобы выкрасть важный документ и передать его петровцам.

Предсказание опалы приводит суеверного князя в ужас.

Синопсис Время: 1682 год. Место: Москва В некоторых исполнениях и записях оперы некоторые фрагменты удалены в зависимости от интерпретации оригинальных нот, которые описано в [скобках]. Акт 1 Москва, Красная площадь Утром в на Красной площади, один из стрельцов по имени Кузька подпевает свое пьянство, в то время как двое других стрельцов рассказывают о своих хулиганских действиях накануне вечером. Приходит писец; они все придираются к нему и уходят. Шакловитый, боярин и агент регента и царей, входит и диктует письмо ко двору, предупреждая о восстании, запланированном князем Иваном Хованским капитан стрелецкой гвардии и старообрядцы. Закончив письмо, он предупреждает писца не повторять услышанное.

Писец, напуганный перспективой вовлечения в политическую интригу, подписывает письмо вымышленным именем. Он и толпа уходят. Князь Андрей, сын Хованского, преследует Эмму, немецкую девушку, намереваясь напасть на нее. Вмешивается старообрядка Марфа, бывшая невеста Андрея. Андрей грозится убить Марфу, но Иван-царевич возвращается и решает сам схватить Эмму. Последовавшая ссора между отцом и сыном прерывается приходом Досифея, вождя старообрядцев. Досифей ругает всех за то, что они такие сварливые и нехристианские, и просит их всех присоединиться к старообрядцам для воссоединения России.

Князь Иван Хованский уезжает с князем Андреем Хованским. Марфа уезжает с Эммой. Досифей, оставшись один, молится за будущее России. Акт 2 Летний этюд князя Василия Голицына Голицын, нервный прогрессивный дворянин, читает письма своей возлюбленной [и матери, которая предостерегает его хранить себя в чистоте ]. Князь Голицын пытается умилостивить пастора и предлагает какую-то форму политического преимущества, которое пастор обещает получить позже, хотя Голицын категорически отказывается позволить ему построить еще одну церковь; затем князь задается вопросом об истинных мотивах действий пастора]. Князь нанимает Марфу, чтобы та тайно гадала ему судьбу. Она предсказывает, что он потеряет власть и столкнется с изгнанием; он отпускает ее и приказывает своему слуге убить ее.

Оказавшись в одиночестве, он обдумывает все действия, которые он предпринял для продвижения России, но прерывается, когда князь Иван Хованский входит без объявления. Иван по иронии судьбы неуважительно относится к Голицыну, который сам реформировал традицию объявлять дворянских гостей.

Приплетается подъячий и приносит очередную хорошую новость. Близко уж было Белгорода, у самой слободы стрелецкой, налетели злые вороги на жён и детей ваших, и окружили... Вдруг на подмогу рейтарам, откуда взялись, петровцы подоспели, и свалка началась. Как сказано выше, никаких «петровцев» в 1682 году не было и быть не могло.

Мало похоже это и на события 1689 года, где также были замешаны стрельцы — собственно военных столкновений не было, под давлением Петра вожди заговорщиков были быстро выданы и казнены. Видимо, речь идет о мятеже 1698 sic! Но дело этим не кончилось. Стрельцы надеются, что Подъячий все набрехал со страху слегка сгустил краски и вызывают начальника для прояснения обстановки. Действительно, к 26 годам Петр дозрел до понимания политической важности момента, немедленно прервал загранкомандировку, вернулся в Москву и произвел доследование, вскрывшее некоторые интересные факты. К этому мы еще вернемся.

Переносимся в имение князя Хованского, где старый хрен маститый старец развлекается с персидками, распивает спиртные напитки, слушает непотребные песни и вообще всячески прожигает жизнь, не веря, что не только дни его, но и часы сочтены. Посланнику Голицына, предупредившему об опасности, в качестве благодарности приказывает всыпать по заднице. Вот забавно, вот-то смешно! Пугать изволят князя!.. Литва проснулась! Вставай, Хованский!

Князь вспоминает единственное достойное дело в своей никчемной жизни — победу под Мяделем в войне с Речью Посполитой. В феврале 1659 Хованский одержал блестящую победу над частью литовской армии под Мяделем. За эту победу 27 марта 1659 года на Вербное воскресенье князь Иван Андреевич был пожалован в бояре с почетным титулом «наместника Вятского». Входит Шакловитый — как всегда, с сюрпризом за пазухой. Но Мусоргскому смерть на плахе, видимо, показалась недостаточно сценически эффектной, и Хованского убивает подосланный киллер. Поэтическая вольность, что поделаешь!

Опять Красная Площадь. Голицына везут в ссылку. Помоги тебе господь в твоей неволе! Голицын пал вместе с Софьей в 1689 году и только благодаря заступничеству двоюродного брата, Бориса Алексеевича, близкого сподвижника Петра, отделался очень дешево — пожизненной ссылкой в Архангельскую губернию. Велено рейтарам окружить нас в святом скиту и без пощады, без сожаленья губить нас. Видимо, отсылка к «12 статьям» царевны Софьи от 7 апреля 1685 года, первая из которых гласила: "Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять".

Неудивительно, что многие такой радости не дожидались и сжигали себя сами. Появляется Андрей Хованский, которому вообще-то семь лет назад отрубили голову. Но голова, похоже, приросла обратно — князь здоров, полон сил и готовится умереть вторично. Продолжение любовной линии, не представляющей для нас интереса. Выходят мятежные стрельцы с плахами, секирами и женами. Неожиданно следует хэппи-энд.

Deus ex machina, принявший на сей раз облик боярина Стрешнева, появляется как раз вовремя. Стрешнев Тихон Никитич 1644 — 1719 — окольничий, «дядька» Петра. В бояре будет пожалован только в 1698 sic! Впоследствии — видный деятель петровского времени. Цари и государи Иван и Пётр вам милость шлют: идите в домы ваши и господа молите за их государское здоровье. Тогда все действительно обошлось малой кровью: «11 сентября, в 10 часов вечера, против Лавры, у большой дороги, вывели преступников на смертную казнь при большом стечении народа.

Шакловитому отрубили голову топором. То же сделали стрельцам Обросиму Петрову и Кузьме Чермному. Полковнику Семену Рязанцеву велели положить голову на плаху, потом велели ему встать, дали несколько ударов кнутом и отрезали кусок языка. Такому же наказанию подвергли еще двоих — пятидесятника Муромцева и стрельца Лаврентьева; наказанных сослали в Сибирь». Видимо, весь этот балаган должен символизировать человеколюбие Петра с одной стороны и надежды на светлое будущее — с другой. В жизни, как обычно, все оказалось немного иначе.

Вернемся к мятежу 1698 года. Петр, прибыв из-за границы, энергично взялся за дело: "С половины сентября начался новый розыск. Из разных монастырей велено было свезти стрельцов; затем иных разместили по московским монастырям, а других содержали в подмосковных селах под крепким караулом. Число всех содержавшихся стрельцов было 1714 человек. Допрос происходил в Преображенском селе под руководством князя Федора Юрьевича Ромодановского, заведывавшего Преображенским приказом. Устроено было четырнадцать застенков, и каждым застенком заведывал один из думных людей и ближних бояр Петра.

Признания добывались пытками. Подсудимых сначала пороли кнутом до крови на виске то есть его привязывали к перекладине за связанные назад руки ; если стрелец не давал желаемого ответа, его клали на раскаленные угли. По свидетельству современников, в Преображенском селе ежедневно курилось до тридцати костров с угольями для поджаривания стрельцов. Сам царь с видимым удовольствием присутствовал при этих варварских истязаниях. Если пытаемый ослабевал, а между тем нужен был для дальнейших показаний, то призывали медика и лечили несчастного, чтобы подвергнуть новым мучениям. Несметная толпа народа собралась смотреть, как повезут преступников.

В это время патриарх Адриан, исполняя предковский обычай, наблюдаемый архипастырями, просить милости опальным, приехал к Петру с иконою Богородицы. Но Петр был еще до этого нерасположен к патриарху за то, что последний повторял старое нравоучение против брадобрития; Петр принял его гневно. Я побольше тебя почитаю Бога и Пресвятую Богородицу. Моя обязанность и долг перед Богом охранять народ и казнить злодеев, которые посягают на его благосостояние». Патриарх удалился. Петр, как говорят, собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам в селе Преображенском.

Затем длинный ряд телег потянулся из Преображенского села в Москву; на каждой телеге сидело по два стрельца; у каждого из них было в руке по зажженной восковой свече. За ними бежали их жены и дети с раздирающими криками и воплями. В этот день перевешано было у разных московских ворот 201 человек. Снова потом происходили пытки, мучили, между прочим, разных стрелецких жен, а с 11 октября до 21 в Москве ежедневно были казни; четверым на Красной площади ломали руки и ноги колесами, другим рубили головы; большинство вешали. Так погибло 772 человека, из них 17 октября 109-ти человекам отрубили головы в Преображенском селе. Этим занимались, по приказанию царя, бояре и думные люди, а сам царь, сидя на лошади, смотрел на это зрелище.

В разные дни под Новодевичьим монастырем повесили 195 человек прямо перед кельями царевны Софьи, а троим из них, висевшим под самыми окнами, дали в руки бумагу в виде челобитных. Последние казни над стрельцами совершены были в феврале 1699 года. Тогда в Москве казнено было разными казнями 177 человек. Тела казненных лежали неприбранные до весны, и только тогда велено было зарыть их в ямы близ разных дорог в окрестностях столицы, а над их могилами велено было поставить каменные столпы с чугунными досками, на которых были написаны их вины; на столпах были спицы с воткнутыми головами". Скит в сосновом бору. Раскольники готовятся к самосожжению.

Мы выданы, нас окружили... Негде укрыться, нет нам спасенья!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий