Цифровая зависимость тесно связана с дизайном соцсетей, который вызывает привыкание. Würth Museum, Schwäbisch Hall. Итак, признаки того, что у вас есть цифровая зависимость. Цифровой детокс — 2023: о пользовании интернетом и отдыхе от него.
Что хотите найти?
цифровая зависимость (как интернет-зависимости, так и зависимости от гаджетов), современные стратегии профилактики, диагностики и лечения данных состояний (прежде всего у детей и подростков), которые в обобщенном виде можно представить следующим образом. Впервые об интернет-зависимости заговорили в 1995 году, когда Всемирная паутина еще только начинала захватывать мир. Эксперты в области психологии и нейрофизиологии определяют «цифровую зависимость» как «нарушение функций головного мозга, которое ведет к ухудшению его работоспособности». Связь между цифровой зависимостью и синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Страшилки цифровой зависимости
В данной статье мы рассмотрим понятие цифровой зависимости, ее влияние на психическое здоровье, признаки и последствия, а также методы профилактики и. Зависимость от наркотических веществ и поведенческая зависимость от смартфонов задействуют одни и те же участки мозга. По словам экспертов, цифровая зависимость россиян растет — в 2021 году в ней признались 42% опрошенных. Цифровая зависимость затем используется для обозначения зависимости от использования цифровых устройств или технологий таким образом, который приводит к поведенческим симптомам, сходным с любым аддиктивным расстройством (Joseph and Hamiliton-Ekeke, 2016). Философы ЮУрГУ работают над проектом «Цифровая аскетика», который направлен на снижение цифровой зависимости (аддикции) школьников и студентов и поиск баланса между онлайн и оффлайн пространствами. Официально ни интернет-зависимость, ни цифровая зависимость так и не признаны заболеваниями: для них по-прежнему не существует медицинских критериев в DSM-5 и МКБ-10 – авторитетных классификаторах заболеваний.
Содержание
- Что же такое цифровая зависимость?
- Цифровая одержимость: рассказываем, чем опасна зависимость от гаджетов
- Зависимость от интернета - причины и симптомы
- Освобождение от цифровой зависимости
Интернет-зависимость
Да, это финансово обременительно, но еще большим обременением впоследствии может стать лечение от интернет-зависимости. Если же близкие не уверены, что правильно смогут выстроить беседу или уже наталкивались на агрессивную реакцию, то лучше сразу же обратиться к специалисту и совместно с ним выработать алгоритм действий. Об интернет-зависимости почти не говорят — В 2015 году вы открыли центр по борьбе с интернет-зависимостью «Чистый разум». Это первый подобный центр в Казани? Мы единственные не распылялись на другие виды зависимости. По России сказать сложнее. Я не мог отследить всех психиатров, которые работают в этой области.
Собирал опыт. Получал обратную связь от знакомых врачей-психиатров, которые сталкивались с интернет-зависимыми людьми. Консультация была бесплатной. Дальше по результатам тестирования и после определения состояния человека я передавал его в руки специалистам. Это мог быть социальный психолог, семейный психолог. В некоторых случаях требовался психотерапевт.
На данный момент мы приостановили все консультации на коммерческой основе. Сейчас существует социально-просветительский проект «ИнтернетНезависимость». В рамках него люди могут получить консультацию бесплатно. Такое решение было принято в связи с ситуацией, с которой мы столкнулись в Татарстане и в целом в России. Люди оказались мало информированы о том, какой вред здоровью человека может нанести зависимость от технологий. Об этом практически не говорят.
Первый сюжет на эту тему я увидел на одном из федеральных каналов буквально пару месяцев назад. До этого была полная тишина. Поэтому сейчас мы пытаемся выйти на школы, детские сады, средне-специальные учреждения, чтобы в рамках школьных часов или родительских собраний говорить об этой проблеме. Просто мы перестали вкладывать деньги в рекламу. Люди туда могут обратиться, но мы не продвигаемся. Но у нас и не было возможности принимать больше людей, ресурсов не хватало.
После запуска проекта «ИнтернетНезависимость» мы будем дальше думать как развивать это направление в республике и в России». Почему берете на себя такую ответственность? И, если требуется, мы можем человека перенаправить к кому-то из профильных специалистов. Сколько обращений поступило? Тут ведется работа не только с самим зависимым, но и с его близкими, которые становятся созависимыми. От рецидива опять же никто не застрахован.
Поэтому люди, которые к нам обращались, находятся постоянно на связи со специалистами, и работа с ними продолжается по сей день. Самый главный результат для меня — возможность заявить о том, что такая проблема существует. Мы отработали алгоритм и приобрели бесценный опыт работы с этим, для многих экзотичным, видом зависимости. Сразу скажу, что пациентов за два года не набралось и десятка. После запуска проекта «ИнтернетНезависимость» мы будем дальше думать как развивать это направление в республике и в России. Digital Detox как профилактика информационного инфаркта — Летом этого года вы открыли офлайн-лагерь для взрослых «Все выключено».
Правильно ли я понимаю, что проект — продолжение «Интернет Независимости»? Как родилась идея его создания? Лагерь также преследует профилактическую цель. В его рамках я читаю лекции для участников о том, как технологии влияют на нас. Отдыхающие могут почувствовать, насколько они зависимы от технологий. Какой смысл вы вкладываете в этот термин?
Фактически это означает цифровой детокс — отдых от компьютера, интернета, телефона. В Калифорнии есть лагерь, который проводит Digital Detox для взрослых. Я взял эту идею и адаптировал под наши условия. Участники могут выбрать один из двух вариантов проживания: либо в палатке за 3600 рублей, либо в бревенчатом доме за 5400 рублей. Сейчас мы готовим зимнюю смену, она будет дороже, ее стоимость составит 7600 рублей. Поскольку смена пройдет в февральские праздники, планируем ее чуть удлинить.
Это не место для нетворкинга.
Современные люди не видят проблемы в том, что целый день они могут провести в телефоне, даже не двигаясь с места. Это не мешает им жить, поэтому они не обращаются к психологам. Между тем, влияние на психику, уверяют врачи, такая зависимость может оказывать колоссальное. Гаджеты ведут к цифровой деменции Зависимость от гаджетов, уверяют врачи, может спровоцировать более серьезные проблемы. Механизм развития зависимости универсален. Если у человека уже сформировалась какая-то зависимость, то всегда остается риск, что она может перейти в другую форму и со временем будет только прогрессировать.
Не потому, что он ищет ярких эмоций, хотя такое тоже возможно, а потому что он хочет снизить тревогу. Тревога — из-за недостатка информации. И возникает ощущение, что если я сейчас узнаю больше, то это мне поможет успокоиться, но происходит ровно наоборот. Тревожность повышается», — объяснила специалист. Многочасовое использование гаджетов, когда смартфоны и планшеты не выпускают из рук, приводит к снижению когнитивных способностей. Она проявляется снижением внимания и памяти, затруднениями в чтении и устном пересказе прочитанного, что наибольший вред приносит детям, потому что у них эти функции находятся в процессе развития», — добавила Мария Щевлягина. Если гаджеты вмешиваются в жизнь малыша, то вероятность стойкого снижения когнитивных способностей, вплоть до клинического уровня, усиливается.
Должна быть профилактика гаджетозависимости. Нельзя допускать, чтобы она развилась и потом перешла в более тяжелую зависимость. Дети более уязвимы перед гаджетами Данных о том, кто больше подвержен зависимости, — дети, которые растут с гаджетами в руках, или взрослые, которые взяли смартфоны в сознательном возрасте, нет. И чем раньше ребенок начинает использовать гаджеты, тем более высок риск последствий от этого», — отметила психолог. Если родители сами вручили гаджет ребенку, а потом вдруг озаботились тем, что их ребенок слишком много играет в телефоне и смотрит мультфильмы, глупо пытаться отобрать у малыша телефон или планшет. С пониманием нужно к этому относиться. Если вашему ребенку 12 и все 12 лет он провел за планшетом, то просто отобрать гаджет уже не поможет», — рассказала Мария Щевлягина.
Раньше о зависимости от гаджетов и смартфонов больше переживали родители маленьких детей, которым было сложно ограничивать экранное время для растущих чад. Теперь же сами взрослые становятся заложниками виртуальной реальности, при этом не всегда осознавая проблему. Почему цифровая зависимость — это плохо? Гаджеты и технологии делают нашу жизнь проще. Дают круглосуточный доступ к важной информации, объединяют людей, которые не могут встретиться лично, расширяют наш кругозор. Почему же мы в принципе говорим о них в столь негативном контексте? Любая зависимость рано или поздно ведет к неприятным последствиям. В случае зависимости от мобильных устройств они будут заметны в нескольких аспектах. Социальный аспект — когда виртуальные разговоры вытесняет реальные, слабеют не только наши социальные связи, но и навыки качественно коммуницировать свои мысли при личном общении.
Это повод задуматься, так ли выгоден нашему мышлению фриланс и что мы теряем, исключая себя из социальной иерархии. Второе последствие аутизма — добровольное одиночество. Социальные сети и мессенджеры создают иллюзию общения. Но, встретившись с кем-то, кто регулярно лайкает ваши посты, вы вряд ли найдете о чем поговорить. В Нидерландах была установлена скульптура «Поглощённые светом».
За ее гиперреализмом считывается социальная критика современного человека, не способного на живое общение. Создатели сервисов Blogger и Twitter ограничили доступ к смартфонам и планшетам своим детям до 1 часа в день, а Крис Андерсон, один из основателей 3D Robotics, запрещает себе пользоваться гаджетами в спальне и также ограничивает своих детей. Идея отказаться от смартфонов и перейти на кнопочный телефон и стационарный компьютер кажется привлекательной, но мало совместимой с жизнью. Есть, конечно, луддиты, которые яростно протестуют против технологий и отправляют письма только Почтой России. Но как быть тем, кто не готов вернуться к плугу и родная клавиатура ему природу заменила?
Что же делать? Следите за экранным временем и поставьте лимит на приложения, в которых больше всего тратите времени. Отключите уведомления и не дергайтесь каждый раз, когда кто-то поставил вам лайк. Проверяйте почту систематически, а не спонтанно. Найдите для этого специальное время.
Убирайте телефон за 1 час до сна и 1 час после пробуждения. Возможно, вам скучно лежать в кровати одному и вы страдаете. Так вот, хорошая новость в том, что если вы страдаете от одиночества — вы точно не аутист. Общайтесь с людьми: смотрите им в глаза, улыбайтесь, пытайтесь понять человека напротив вас. И не доставайте в это время телефон, это не прилично, в конце концов.
Здоровайтесь и разговаривайте с людьми.
Цифровой аутизм: как не попасть в капкан виртуальной зависимости
Специалисты утверждают, что раннее знакомство детей с достижениями цифровых технологий может иметь негативные последствия. Попробуйте прожить без телефона хотя бы день - В чем выражаются эти негативные последствия? Они просто не умеют общаться. Планшет, телефон заменяют им общение с живыми людьми. И вероятно, им в будущем будет сложно выстраивать отношения, создавать семью.
Вы заметили, что мы постепенно разучиваемся выражать свои эмоции, мысли словами? Нам легче отправить смайлик. Это тоже результат глобальной цифровизации. Ребенку справиться с ним сложно, отсюда повышенный уровень агрессии, тревожности, неуверенности в себе, подверженность стрессам.
В одном классе самой обычной школы провели эксперимент - ученикам предложили сдать на день все телефоны, планшеты. Через 1,5 - 2 часа у детей началось беспокойство. Без привычного интернета, соцсетей они явно ощущали себя дискомфортно, потерянно. Некоторые ребята стали вести себя неадекватно.
Вот настолько все эти гаджеты стали продолжением нас. Мы просто «приросли» к ним. У нас зависимость от телефона. Когда его забываешь дома, ощущаешь, чего-то не хватает, кажется, что ты можешь пропустить какой-то важный звонок, какую-то важную информацию.
А когда телефон в руке, есть обманчивое ощущение, что ты контролируешь ситуацию. В общем, «цифровое детство» - тема многогранная, сложная, и вопросов здесь больше, чем ответов… Но об этом необходимо говорить, это необходимо обсуждать педагогам, медикам, психологам, нейрофизиологам, другим специалистам совместно с родителями. Альтернатива «цифре» есть - Как вытащить ребенка из этой «цифровой» зависимости и виртуальной реальности?
Корекция семейных отношений формирование отношений, способствующих полноценному воспитанию ребенка, общие интересы всех членов семьи, эмоциональная поддержка, психологическая защита и т. Принципы терапии и коррекции компьютерной зависимости В некоторых случаях необходима госпитализация в стационар для купирования абстинентного синдрома. Но ведущее место в лечении занимает психотерапия.
Учитывая определенные трудности в осуществлении межличностных контактов и социальной адаптации лиц с компьютерной зависимостью, целесообразнее использовать групповые виды терапии.
Информационный публикации, телефон доверия, психологическая служба, социальная поддержка. Образовательный просветительские программы; программы обучения родителей, педагогов, психологов, социальных работников, работников компьютерных клубов, учебные программы для учащихся школ, лицеев и колледжей. Обеспечение занятости клубная работа, дополнительное обучение, временное трудоустройства и т. Корекция семейных отношений формирование отношений, способствующих полноценному воспитанию ребенка, общие интересы всех членов семьи, эмоциональная поддержка, психологическая защита и т.
Одобрение общества Мы, люди, испытываем базовую потребность в пище и убежище. Но кроме нее у нас есть еще одна врожденная потребность — принадлежать к группе и формировать прочные связи с другими людьми. Пусть мир вокруг нас сильно изменился со времен палеолита, но наш мозг остался прежним.
В саванне нам приходилось тщательно следить за своим социальным положением в племени. Одиночки и изгои, как правило, подвергались нападкам. Наше выживание зависело от того, как сильно в нас нуждаются и как высоко ценят. В подростковом возрасте мы особенно остро ощущаем давление общества и хотим принадлежать к какой-нибудь группе. Я замечаю, что среди моих пациентов-тинейджеров многие одержимы своим присутствием в социальных сетях. Для них это способ подтверждать и демонстрировать дружбу, то есть делать все то, чем человечество занимается с незапамятных времен. Если среди ваших близких есть подросток, подумайте, как рассказать ему о том своем посте в социальной сети, который не собрал ни одного «лайка». Опишите, как неловко и больно вам было, ведь казалось, что общество вас не принимает.
Объясните, что, хотя те ваши болезненные ощущения были вполне реальны, неприятия со стороны людей на самом деле не было. Количество собранных «лайков» на Facebook вовсе не показатель популярности. Настоящие друзья любят вас целиком и полностью — вместе с вашими недостатками, талантами и странным чувством юмора. Согласно научным данным, ребенку нужен 1—2 близких друга в реальной жизни, а не 800 «друзей» в социальных сетях. Можно предложить ему попробовать альтернативные платформы, которые не отслеживают данные пользователей, не показывают рекламу и не пытаются привязать вас к себе с помощью «лайков» и «страйков». Автовоспроизведение и бесконечная лента YouTube и Netflix знают, что самый простой способ удержать детей и их родителей! Неудивительно, что пользователи стали запоем просматривать сериалы целиком, когда Netfl ix добавил функцию, запускающую следующий эпизод после окончания предыдущего и десятисекундного обратного отсчета. Социальные сети часто используют тот же принцип.
Благодаря автозаполнению вашей ленты и возможности бесконечно ее прокручивать, выйти из приложения все сложнее. В следующий раз, когда вы с ребенком будете смотреть сериал на Netflix, нажмите на паузу перед тем, как следующий эпизод начнет автоматически воспроизводиться. Объясните, как это работает. Напомните ребенку, что именно он должен контролировать то, как долго будет что-то смотреть в интернете. Переменное вознаграждение Возможно, это покажется нелогичным, но лучший способ заставить молодежь чаще проверять Instagram — не «награждать» их каждый раз, когда они запускают приложение. Случайность — вот что их действительно привлекает. Комментарии и «лайки» не выгружаются по расписанию, поэтому человек вынужден постоянно проверять приложение, ведь он не знает, в какой момент его вознаградят дозой дофамина. Существует даже научный термин для этого — «переменное вознаграждение».
Разработчики устройств позаимствовали выводы, к которым пришел американский психолог Беррес Скиннер, открывший силу случайной раздачи награды в серии экспериментов, которые проводил над голубями. Скиннер учил голубей клевать кнопку, чтобы получать корм. В процессе он понял, что способен приводить бедных птах в ярость, если станет выдавать им награду случайным образом. Они продолжали клевать и клевать, надеясь сорвать куш. Один голубь клевал кнопку 16 часов подряд, чтобы добыть еду! Простыми словами объясните дочери-подростку, что именно так работают онлайн-медиа. Всякий раз, открывая Instagram, Snapchat или Twitter, она словно дергает за ручку игрового автомата. Что она там увидит — увлекательную историю или порцию глупых «твитов»?
Это и заставляет ее постоянно обновлять ленту. Люди, как и голуби, жаждут предсказуемости. Вариативность — это наш криптонит. Она заставляет человека совершать сумасшедшие поступки, например открывать Snapchat 45 раз в день. Научите ребенка каждый день выделять на проверку социальных сетей определенное время, чтобы он заходил в них с конкретной целью.
Цифровая зависимость — проблема XXI века
Цифровая зависимость может быть связана с внутренними проблемами? Интернет зависимость – навязчивое и неконтролируемое желание проводить как можно больше времени в сети для общения или игр. В статье рассматриваются симптомы «гаджет-зависимости» и «цифровой деменции», разобраны методы борьбы с ними. Почти половина (45 %) россиян признались в том, что они испытывают зависимость от интернета.
Как справляться с цифровой зависимостью? 10 правил цифровой гигиены
Люди подвержены их пагубному влиянию на психическое и физическое состояние. Цель работы: Выяснить причины зависимости от гаджетов и способы ее лечения. Гипотеза: гаджеты вызывают зависимость, основа которой заложена в формировании психической и эмоциональной зависимости от процесса использования гаджетов. Задачи: - Проанализировать исследования психологов и ученых; - Изучить понятие «номофобия»; - Провести анкетирование среди школьников с целью выявления частоты и причин использования ими гаджетов; - Сравнить зависимость от гаджетов у взрослых и детей; - Рекомендации по уменьшению степени зависимости от гаджетов у школьников; - Выявить пользу и вред от гаджетов; Методы исследования: опросы, интервью, анализ, обобщение. Смартфоны, помимо совершения звонков, давно уже превратились в популярные и необходимые гаджеты, которые позволяют оперативно выходить в интернет, слушать музыку, смотреть кино и читать книги. Ученые предупреждают, что это может привести к нарушениям зрения, а также сильным головным болям. Основными факторами «вредности» гаджетов противники увлечённости ими называют вред здоровью и развитие у подростков зависимости от них. Я решила узнать насколько вредно использование гаджетов, чтобы решить для себя и дать советы друзьям, как пользоваться современными устройствами, с которым мы живём и пользуемся изо дня в день. Роль гаджетов в современном мире В настоящее время тяжело представить человека, который бы не пользовался гаджетами. Они так глубоко проникли в нашу повседневную жизнь, что мы уже не представляем свою жизнь без них. Мы живём в мире, где компьютер, планшет, мобильный телефон, смартфон считаются такой же привычной вещью, что и электрическое освещение, телевизор или автомобиль.
Человек постоянно стремится к новому и более совершенному, что могло бы облегчить ему жизнь, тем самым, двигая вперед новые технологии. С течением времени гаджеты становятся компактнее, увеличивается их функциональность, появляются новые их разновидности и модели. Количество гаджетов в современном мире значительно растёт на глазах. На сегодняшний день они используются во различных сферах деятельности: - В образовании активно используются гаджеты и программы для дистанционного обучения, подготовки и выполнения домашних заданий, составлении презентаций, программирования и творческих задач. В школах у каждого ученика есть учетная запись в электронном дневнике, где в онлайн - режиме он может узнать свои оценки, домашнее задание, и связаться с учителем; - В медицине цифровые технологии помогают быстрее находить новые лекарства и вакцины, точнее ставить диагноз даже на ранних стадиях, собирать аналитику для прогнозирования заболеваний, проводить онлайн-консультации и даже операции с применением AR и роботов; - В сфере искусства и развлечений цифровые технологии открывают неограниченные возможности для игр, покупки и чтения книг, прослушивания музыки и просмотра Full HD видео онлайн, на стриминговых сервисах. Нейросети участвуют в создании музыки, живописи и книг, а виртуальные актеры и музыканты заменяют настоящих; - В спортеиспользуются шагомеры, пульсометры и прочие фитнес-трекеры. Гаджеты в спорте необходимы для мониторинга физической формы и анализа хода тренировок не только «любителям», профессионалам, но и тренерам. Эти устройства «считают пульс» и количество сделанных шагов, а так же представляют статистику по тренировкам и оценивают «эффективность» движений; - В науке гаджеты нередко бывают настолько высокотехнологичными, что могут применяться даже в работе ученых. Полная замена профессиональной техники гаджетами в сфере науки, конечно же, невозможна, однако они могут существенно облегчить работу в полевых условиях или ускорить процесс проведения мелких анализов. Наибольшей популярностью в профессиональном сообществе пользуются миниатюрные устройства, которые можно носить с собой повсюду — в частности, портативные микроскопы, работающие «в паре» со смартфоном.
Начните с распорядка дня. Определите время на посещение интернета. Заведите дневник своей интернет-активности.
Анализируйте свои записи. Если заметили повышенную интернет-активность, попробуйте понять причины затяжного пребывания в интернете. Поняв причины и потребности, можно найти альтернативы в реальности.
Вполне возможно, что альтернативы со временем превратятся в любимое хобби. Научитесь ставить себе цель пребывания в интернете и план её достижения. Как только цель достигнута, выходите из интернета без колебаний.
Устраивайте регулярные физминутки. Делайте зарядку для тела или глаз. Например: сделайте несколько приседаний, пройдитесь по периметру комнаты, круговые движения шеей.
Для глаз можно выполнить следующие упражнения: «шторки» быстро моргайте в течение 1-2 минут , «большие глаза» крепко зажмуриваем глаза на 5 сек. Повторите 8-10 раз. Часто вполне достаточно просто пройтись до кухни, протереть пыль, полить цветы, сделать приседания или отжаться 10 раз.
Если у вас нет в настоящий момент необходимости выйти в сеть, выключайте компьютер, выходите из социальных сетей. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
Отключите автоматические оповещения о поступлении новых писем и сообщений, если особой необходимости в них нет. Не употребляйте пищу, сидя за компьютером. Во-первых, это не гигиенично.
Во-вторых, может привести к засорению клавиатуры. В — третьих, процесс потребления еды — это важный момент в жизни человека и должен приносить удовольствие сам по себе. Устраивайте дни без интернета.
Всей семьёй. Замените его чем-то увлекательным: отправьтесь гулять в незнакомое место в городе, сходите на пикник или спортивный праздник, играйте в настольные игры, читайте, а главное — просто разговаривайте с родными, близкими, друзьями. И помните — новая привычка вырабатывается за 21 день, поэтому данные рекомендации необходимо соблюдать регулярно и систематически.
Для этого надо научить человека оценивать и различать полезную и вредную информацию, чтобы это стало его привычкой, особенно при взаимодействии с любым медиаконтентом. По-другому — это значит сформировать навык осознанного восприятия информации. На слайде показаны основные этапы этого процесса. Осознанное восприятие информации подразумевает Знание, что распространение информации — это процесс управления, что любая информация на нас всегда влияет. Умение выявлять цели, на достижение которых работает информация в нашем случае медиаконтент. На основании такого сопоставления человек может оценить информацию, как полезную или вредную для него лично; либо хорошую или плохую в отношении всего общества, если анализируемый материал относится к сфере массовой культуры. В принципе именно этот процесс и отражает то, что в обиходе принято называть «критическим мышлением». Ситуация в массовой «культуре» Кто-то скажет: «а разве сегодня большинство людей при взаимодействии с медиасредой не оценивают то, что они потребляют с экранов? Схема условная.
Но она позволяет наглядно понять, что происходит с большинством современных детей по мере их взросления. В семье ребёнок в первые годы жизни получает обычно достаточно хороший уровень воспитания: родители заботятся о нём, проявляют любовь, стараются привить хорошие нравственные качества, закалить характер, научить множеству навыков и так далее. Понятно, что в жизни не всё идеально, и семьи бывают разные, но, тем не менее, практически все родители искренне желают своим детям добра, видят в них своё будущее и стараются сформировать им благоприятную для развития среду, в которой ребёнок будет с одной стороны обучаться и социализироваться, а с другой — постепенно формироваться в качестве Человека с большой буквы. Но дети растут и постепенно начинают выходить из-под родительского крыла, всё больше входя в самостоятельную жизнь и всё больше сталкиваясь с внешним миром. И речь здесь не столько о физическом пространстве — соседний двор или соседняя улица, а о современных информационных потоках, в которые погружается человек по мере взросления и которые начинают наполнять его мировоззрение, влиять на мысли, желания и, в конечном счёте, на поведение.
Но и интернета есть обратная сторона. Интернет - зависимость — это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти. У человека возникает постоянная потребность в интернете, он находит любой повод, чтобы проверить почту, просмотреть новости, поиграть в игры и т. Менее распространенными видами интернет-зависимости являются тяга к покупкам в интернет-магазинах и скачивание музыки и видео для создания своей базы. Стадии развития интернет - зависимости: 1. На первой стадии пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формируется собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни. Далее происходит отдаление от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии.
Ребенок и компьютер
- Профилактика цифровой зависимости
- Интернет зависимость – причины и виды
- В цифровой зависимости признались 4 из 10 россиян
- Ну и гад же ты
Концентрация — золото XXI века
- Что же такое цифровая зависимость? - презентация онлайн
- Зависимость от интернета - причины и симптомы
- Треть родителей в России волнует проблема детской цифровой зависимости - CNews
- Чем опасна зависимость от гаджетов? | АиФ Воронеж
- Последствия «цифровой» зависимости непредсказуемы
- Интернет-зависимость: причины, признаки, риски (фото, картинки)
Манипулятивные алгоритмы социальных сетей и цифровая зависимость
Профилактика цифровой зависимости | это особенно серьезная проблема, так как она влияет на их физическое и психическое развитие, обучение и социализацию. |
Цифровая зависимость — признаки и советы от психолога | Различных видов цифровой зависимости'. |
Интернет-зависимость: причины, признаки, риски (фото, картинки) | Цифровая зависимость тесно связана с дизайном соцсетей, который вызывает привыкание. |
Зависимость от интернета - причины и симптомы
В принципе именно этот процесс и отражает то, что в обиходе принято называть «критическим мышлением». Ситуация в массовой «культуре» Кто-то скажет: «а разве сегодня большинство людей при взаимодействии с медиасредой не оценивают то, что они потребляют с экранов? Схема условная. Но она позволяет наглядно понять, что происходит с большинством современных детей по мере их взросления. В семье ребёнок в первые годы жизни получает обычно достаточно хороший уровень воспитания: родители заботятся о нём, проявляют любовь, стараются привить хорошие нравственные качества, закалить характер, научить множеству навыков и так далее. Понятно, что в жизни не всё идеально, и семьи бывают разные, но, тем не менее, практически все родители искренне желают своим детям добра, видят в них своё будущее и стараются сформировать им благоприятную для развития среду, в которой ребёнок будет с одной стороны обучаться и социализироваться, а с другой — постепенно формироваться в качестве Человека с большой буквы. Но дети растут и постепенно начинают выходить из-под родительского крыла, всё больше входя в самостоятельную жизнь и всё больше сталкиваясь с внешним миром.
И речь здесь не столько о физическом пространстве — соседний двор или соседняя улица, а о современных информационных потоках, в которые погружается человек по мере взросления и которые начинают наполнять его мировоззрение, влиять на мысли, желания и, в конечном счёте, на поведение. Если на первых порах, это отдельные мультики, фильмы и песни, которые обычно проходят хоть какой-то контроль со стороны родителей, то по мере взросления объём всевозможного медиаконтента и степень вовлечённости начинает быстро увеличиваться. По статистике, современные подростки проводят перед экранами мониторов, телефонов и телевизоров по несколько часов ежедневно, большую часть времени потребляя так называемый развлекательный контент, который относится к сфере массовой в кавычках «культуры». Как показывает проведённый в рамках проекта Научи хорошему анализ основных сфер окружающей нас массовой «культуры»: современной музыки, телевидения, кинематографа и так далее, внутренняя алгоритмика этого доминирующего информационного потока крайне деструктивна, и сводится по сути к завуалированной пропаганде всевозможных пороков и воспитанию слабой безвольной атомизированной личности, ориентированной на удовлетворение своих инстинктов. Иллюзия «развлекательной» информации Такая ситуация стала возможной как раз потому, что в обществе доминирует иллюзия существования некоего «развлекательного контента», не несущего никакого потенциала влияния. Это ошибочное мнение, так как развлекательная составляющая любого произведения — это всегда лишь оболочка, никак не характеризующая начинку, которая может быть вредной или полезной, истинной или ложной.
Если человек воспринимает музыку, фильм, сериал, компьютерную игру или просмотр ТВ только с точки зрения развлечения, то он автоматически отказывается от оценивания поступающей к нему информации.
Интернет-зависимости можно избежать, если вовремя её обнаружить и скорректировать. Она имеет типичные признаки, а также может включать в себя дополнительные симптомы которые разные авторы включают в перечень симптомов зависимости или исключают из него. На сегодняшний день психологи разработали модели выявления любой зависимости, в том числе от Интернета и цифровых устройств, и они включают следующие признаки. Предмет, вызывающий зависимость, становится для человека сверхценным, имеющим особую значимость. Отмечаются колебания настроения, которое значительно улучшается, если есть возможность выйти в Интернет, например, во время путешествий.
Возникает необходимость всё чаще обращаться к предмету зависимости, повышать время использования. Если лишить человека доступа к предмету зависимости, он начинает испытывать своеобразную ломку, стресс, тревогу, беспокойство, физиологическое недомогание. Зависимый человек начинает испытывать трудности с адаптацией в обществе, в реальном общении его преследуют недоразумения и конфликты. Человек не в состоянии отрегулировать то время, которое он проводит с предметом зависимости, и после произвольного или непроизвольного перерыва возвращается к нему с прежней интенсивностью. Ашманова и Н. Касперской Лекция на тему «Иммунитет к вредной информации.
Место проведения опроса: Россия, все округа Населенных пунктов: 220 Время проведения: 1—17 июня 2021 года Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет Размер выборки: 1600 респондентов Вопрос: «Как вы считаете, есть ли у вас цифровая зависимость от современных электронных гаджетов и интернета?
Научитесь делать паузы между желанием схватиться за гаджет и моментом, когда вы возьмёте его в руки. Тогда вы перестанете использовать смартфон бездумно и у вас высвободиться большое количество времени. Если раньше актуально было выражение «Кто владеет информацией, тот правит миром», то теперь, когда информации в переизбытке, и нет никаких проблем ее отыскать, выражение приобрело другую форму: «Правит миром тот, кто владеет концентрацией». Чтобы смартфон не подрывал вашу способность к концентрации, сократите количество внешних стимулов. Дело в том, что наш мозг затрачивает ресурс внимания не только на то, чтобы фокусироваться на важных вещах, но также и на то, чтобы не фокусироваться на неважных. Поэтому, чем меньше раздражителей будет вокруг вас, тем дольше вы сможете держать внимание на нужной задаче. Так что целесообразно будет на время работы отключить уведомления.
Если вы будете вне сети пару часов, мир от этого не рухнет, а вот задача будет сделана быстрее. Также можно поставить экран компьютера в черно-белый режим, а вкладки браузера - в режим чтения. Это поможет не отвлекаться на цветовой фон и рекламу. Какой же отдых может быть альтернативой смартфону и позволит по-настоящему восстановиться? Главный отдых для мозга — это смена деятельности.
«Цифровой детокс необходим всем»: психолог — о признаках зависимости от смартфона, депрессии и СДВГ
Последствия «цифровой» зависимости непредсказуемы. Современные дети так ловко обращаются с мобильным телефоном, айпадом, можно подумать, что они уже рождаются с ними. Связь между цифровой зависимостью и синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Я к вам с долгожданной и радостной новостью: вышел мой вебинар «Цифровая зависимость: как избавиться от цифрового ожирения». Философы ЮУрГУ работают над проектом «Цифровая аскетика», который направлен на снижение цифровой зависимости (аддикции) школьников и студентов и поиск баланса между онлайн и оффлайн пространствами. Если компьютерной зависимостью является пристрастие к машине, то какие же причины данной зависимости? Последствия цифровой зависимости. К сожалению, цифровая аутизация приводит к тому, что человек тупеет.
Цифровая зависимость — проблема XXI века
Плюсы «звонилок» не только в том, что они помогают бороться с цифровой зависимостью, но и в их способности держать заряд. Почему цифровая зависимость – это плохо? Статья автора «RT на русском» в Дзене: Клинический психолог медицинской компании «СберЗдоровье» Дарья Яушева перечислила признаки цифровой зависимости. Цифровая цивилизация предоставила нам бесконечное количество информации, которую мы пожираем ежесекундно. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, кор рекция и профилактика: Монография.—.
Компьютерная зависимость
Современные психологи делят проявления зависимости от сети на следующие виды: Постоянное общение в чатах и соцсетях. В группе риска — стеснительные подростки или неуверенные в себе взрослые люди, которые испытывают трудности в общении в обычной жизни. Большим соблазном для некоммуникабельной личности является возможность создать в интернете любой образ себя. Можно быть красивее, умнее, отважнее, чем человек есть на самом деле. Зависимый от беспрерывного общения на просторах сети человек отличается от здорового тем, что стремится максимально расширить круг своего общения, а не поддерживать контакты лишь с теми, кого уже знает. Это зависимость от информации, при которой пользователь непрерывно ищет новые материалы и неустанно следит за обновлениями сайтов. Даже зайдя в интернет в поиске конкретной информации, человек может в итоге неожиданно для себя оказаться на постороннем сайте, бесцельно читая статьи и комментарии, переходя по всем ссылкам. Со временем такой поток ненужной информации начинает негативно влиять на настроение и психику, а мозг с трудом воспринимает те данные, которые действительно необходимы. Зависимость от сетевых игр — настоящая беда как молодежи, так и зрелых людей. Привычка с утра до ночи играть может возникнуть из-за отсутствия увлечений, желания повысить собственную значимость или просто от скуки. С головой погружаясь в виртуальный мир, игроман гонится за лайками, призовыми местами, а иногда даже тратит на свою зависимость все имеющиеся сбережения, с азартом играя в онлайн-казино.
Просмотр взрослых фильмов. Такая привычка чаще всего возникает из-за неудовлетворенности реальной жизнью и может стать причиной серьезного расстройства психики и возникновения проблем сексуального характера. Почему возникает интернет-зависимость и как она развивается? Психологи еще не полностью изучили причины, которые могут привести к зависимому расстройству, но очевидным является тот факт, что нереализованность человека в обычной жизни и низкая самооценка могут спровоцировать этот сетевой недуг. Из-за постоянного нахождения в виртуальной реальности пользователи сети способны потерять связь с окружающим миром. И это, пожалуй, главная опасность. Люди перестают встречаться с друзьями, ходить по магазинам, развлекаться, потому что не видят в этом смысла — все это доступно на просторах интернета и можно сделать, не выходя из дома. Получается, что лень-матушка — не последний виновник возникновения интернет-зависимости. Аддиктивное расстройство развивается не сразу. Изначально человек начинает пользоваться сетью для достижения своих целей.
Цифровая зависимость действительно существует? Цифровой зависимостью принято называть состояние, при котором человеку становится сложно обходиться без современных цифровых технологий. В частности, без гаджетов, соцсетей, популярных порталов Youtube, TikTok , видеоигр, азартных онлайн-игр и сайтов знакомств. Официально ни интернет-зависимость, ни цифровая зависимость так и не признаны заболеваниями: для них по-прежнему не существует медицинских критериев в DSM-5 и МКБ-10 — авторитетных классификаторах заболеваний. Возможно, ситуация скоро изменится.
Американская психологическая ассоциация APA активно изучает тему цифровой зависимости еще с 1990-х годов. Западные специалисты планируют вскоре включить её в DSM-5, в неформальной части которого уже есть понятие «Internet Gaming Disorder» — расстройство интернет-игр. К ним относится как виртуальный покер, так и совсем не азартный Minecraft. Как это работает на уровне мозга? Цифровая зависимость связана с дофамином: этот нейромедиатор, в том числе, вызывает ожидание счастья и побуждает человека искать то, что принесёт ему удовольствие.
Причём сладостное предвкушение продолжается и после того, как желаемое получено — мы смотрим мем, смеёмся и ждём новый, ещё более смешной. Дело тут не в настоящем моменте удовольствия, а в ожидании следующего — нового ролика на YouTube, видео в TikTok или сообщения. На нейрохимическом уровне дофаминовое потребление работает так: нейромедиатор воздействует на мозг через рецепторы, и чем больше вещества на них попадает, тем сильнее получается передаваемый сигнал. Когда нейронная система постоянно вырабатывает одно и то же количество дофамина, он накапливается и появляются новые рецепторы. Из-за этого чувствительность падает.
Постоянная стимуляция соцсетями и YouTube-роликами, возможно, формирует толерантность к дофамину. Дофамин — ценное химическое соединение, наш организм им просто так не разбрасывается. Нейромедиатор хранится в синаптических пузырьках, из которых попадает в синаптическую щель между двумя нейронами во время смешных видео в TikTok. Есть мнение, что длительное использование интернета уменьшает количество белков-транспортёров, которые помещают вещество обратно в пузырьки. Стоит отметить, что нейрохимические механизмы цифровой зависимости ещё до конца не изучены.
На самом деле ситуация складывается не самая позитивная. Всей полноты личного общения социальная сеть не предоставляет. Более того, возникает иллюзия, что те люди, которые находятся у человека в «друзьях» в соцсети, подписаны на его каналы или страницы, действительно с ним дружат. Однако это не так, и со многими из них в реальной жизни человек даже не знаком. А если бы познакомился, то, возможно, не захотел бы общаться. Реальное общение, которое мы получаем при личном контакте, наиболее ёмкое.
Поэтому формально круг контактов расширяется, а качество этих контактов резко снижается. Цифровая зависимость создаёт иллюзию расширения социальных границ, а на самом деле значительно их сужает. Конечно, социализация зависит от того, какую цель ставит для себя общество. Традиционное человеческое общество изначально было основано на личном общении. И возможно, сейчас оно претерпевает некую эволюцию, возможно, в дальнейшем мы вообще перестанем выходить из дома.
Но методы, приёмы выживания и правила, которыми руководствуются дети в виртуальной реальности, не переносятся непосредственно на повседневную жизнь, потому что задействуются другие нейронные связи. Поэтому игры на компьютере или телефоне в дошкольном возрасте абсолютно бесполезны.
Современные дети, что называется, рождаются со смартфоном в руках и встроенным дисплеем в головах, поэтому у них нет ощущения реальности. По словам психолога, это также серьёзная проблема, поскольку сегодня кажется, что для ребёнка существование в параллельных мирах — норма. Жить реальной жизнью — задача со звёздочкой Елена Бахадова отмечает полную ответственность родителей за цифровую осознанность или неосознанность детей, потому что именно взрослые устанавливают границы дозволенного и недозволенного. Кроме того, они же растят ребёнка в цифровой реальности, постоянно расширяя его возможности, показывая, как он может заполнять собой пространство. Иными словами, родители контролируют постепенную цифровую социализацию детей. Среди наиболее действенных и важных инструментов влияния на ребёнка психолог называет личный пример, а также формирование навыков цифровой гигиены. Так как процесс появления новой привычки занимает не менее 40 дней, взрослым придётся изрядно потрудиться, прежде чем новое правило пустит корни в семье.
Тогда можно будет говорить, что все гаджеты, подаренные детям, не личные, а являются достоянием семьи. А значит, родитель имеет полное право на установление границ и качества распоряжения телефоном или планшетом. Ведь родителю важно знать и контролировать, в какие сети и на какие площадки ребёнок имеет доступ. Очень важно понимать, что гаджет — это инструмент для изучения, исследования чего-то нового, а не предмет поощрения и наказания. Елена Бахадова категорически не советует использовать времяпрепровождения в интернете как бонус за хорошее поведение или отметки в школе, поскольку таким образом увеличивается самоценность того или иного гаджета. А это, в свою очередь, может привести к необратимым последствиям, когда телефон или компьютер превратятся в сакральный предмет. Психолог объясняет: возвращение ребёнка в реальность — тяжёлый каждодневный труд.
Необходимо найти достойную альтернативу ярким картинкам на экране, что по своей сути задача практически невыполнимая. Главное — чтобы детям было интересно в семье и реальности. Рецепт успеха Чтобы установить границы дозволенного, необходимо выполнять некоторые условия. Они хотя бы немного упростят задачу по выстраиванию барьеров между реальным и виртуальным мирами. Во-первых, чтобы добиться взаимопонимания, в особенности с подростками, необходимо выстроить доверительные отношения с ребёнком.