А вот плюсы и минусы обучения на дому, по словам специалиста, индивидуальны для каждого ребенка. Домашнее обучение – это получение образования в школе, но не на её территории. Преимущества и недостатки домашнего обучения для детей и родителей В чем плюсы Какие минусы Почему домашнее обучение лучше, чем школьное Стоит ли переходить на дистанционное образование. Например, если ребенок профессионально занимается спортом, и домашнее обучение для него единственный путь закончить школу.
Что не является хоумскулингом
- Домашнее обучение в 10-11 классе
- Виды обучения в школе
- Популярное
- Особенности обучения на дому
- Домашнее обучение: как перевести, основания и опыт родителей
Мой дом — моя школа: плюсы и минусы домашнего образования
Расписание в российских онлайн-школах гибкие, и мало кто предлагает определенный режим занятий. Чаще всего материалы доступны круглосуточно, и родители сами выбирают удобное время для учебы ребенка. В некоторых онлайн-школах предлагается индивидуальный график занятий, в том числе с онлайн-репетиторами за дополнительную плату. Но при этом родителям нужно самостоятельно искать способы социализации ребенка. Можно записать его на кружки или в спортивные секции.
Общение со сверстниками жизненно необходимо для развития каждого человека. И если в процессе обучения вы или семейный психолог замечаете недостаток социализации, стоит задуматься о возвращении на стандартный путь школьного образования. Этот вопрос решается индивидуально внутри каждой семьи. Родителю, на котором по закону лежит ответственность за обучение ребенка, нужно контролировать и фиксировать успеваемость школьника по учебной программе.
Обычно онлайн-школы предоставляют для этого удобные инструменты: личный кабинет, статистику успеваемости или личного куратора. Таким образом, у вас будет время подтянуть «слабые места» и улучшить результат. Среди проблем, с которыми сталкиваются клиенты онлайн-школ, основные — технического характера. Например, система не распознает речь ребенка, особенно на уроках иностранного языка, и отмечает голосовые ответы как неверные.
Некоторые родители отмечают ошибки или неточности в тестах для закрепления материала или учебных материалах. Чаще всего, такого плана вопросы быстро решаются со стороны заведения. Бывают проблемы с организацией коммуникаций. В некоторых онлайн-школах не лучшим образом настроена связь с администрацией, и иногда родителям тяжело дозвониться или получить ответ на свой вопрос по электронной почте.
Не стоит исключать и проблемы социального характера: например, не везде можно выбирать педагогов, с которыми ребенок будет заниматься онлайн если есть такая опция. И если произошло несовпадение в характерах ученика и учителя, процесс усвоения материала может быть некомфортным для обеих сторон. Однако при правильном подходе, учитывающем все факторы, ребенок в приятных и гибких для себя условиях получит необходимые знания, а родители используют преимущества дистанционной учебы не только для ребенка, но и для всей семьи.
Однако социализация - это не просто навык общения со сверстниками. В процесс социализации входят и воспитание в семье, и умение разговаривать и вести себя с людьми разного возраста, и знание человеческой культуры книги, музыка, архитектура и т. Некоторые процессы социализации длятся всю нашу жизнь. Первую и самую важную роль в социализации ребенка играет все-таки семья, а не школа. Именно из семьи ребенок берет самые первые ценности, взгляды, нормы поведения. Это называется первичной социализацией. Любой класс в школе - это коллектив, где собраны дети с разными ценностями, полученными в семье. Хорошо, конечно, когда ребенок взаимодействует с разными детьми. Но стоит помнить, что не каждый готов к этому, не каждому комфортно сталкиваться с ценностями других. Еще одно возможное явление в школе - буллинг. Причем как от одноклассников, так и от учителей. Но если в начальной школе подобную проблему можно решить с педагогом и школьным психологом, перевести ребенка в другой класс, то в средних и старших классах придется отправлять сына или дочь в другую школу. Буллинг в подростковом возрасте говорит о том, что скорее всего класс уже давно педагогически запущен и внутри коллектива наладить обстановку практически невозможно. В секциях и кружках все-таки неблагоприятная атмосфера встречается в разы реже. Там собираются дети с общими интересами, и они обычно учатся делать одно дело вместе. Подобное взаимодействие не только благоприятно для социализации и психики, но и больше напоминает рабочий процесс во взрослой жизни. Дети, которым точно нужно учиться дома Если ваш ребенок робкий и стеснительный, если он с трудом переносит чей-то крик и строгий голос, то ему лучше дать возможность учиться дома. Но не посадить его там, а начинать социализировать через кружки, секции, игру во дворе с другими ребятами. Хочу еще отметить одаренных или нестандартно мыслящих детей. Есть малыши, подростки с очень пытливым умом, с нестандартными вопросами, умеющие делать свои выводы или имеющие свое мнение. Очень часто они подвергаются давлению со стороны учителей. Случаи из моей практики говорят о том, что это случается не так уж и редко. Таких детей я бы тоже советовала переводить на домашнее обучение, чтобы сохранить их уникальность. Если же ребенок очень общительный и рад быть в любых коллективах, если это доставляет ему удовольствие, то школа может стать для него комфортным местом. И здесь домашнее обучение можно исключить. Как решиться на домашнее обучение Принимая решение о домашнем образовании, родителю стоит оценить свои силы, наличие свободного времени, финансовое положение. Нужно поговорить с ребенком на эту тему, узнать его мнение, объяснить, как и что будет происходить на домашнем обучении, продумать, как он будет общаться со сверстниками, чем будет заниматься в свободное время и т.
Вывод Домашнее образование позволяет обеспечить индивидуальный подход к ребенку, исключает давление со стороны преподавателей и не задает четких временных рамок для усвоения информации. Одновременно с этим, позволить своему ребенку обучаться в домашних условиях могут только состоятельные люди, которые в состоянии не только оплатить услуги одновременно нескольких репетиторов, но и обеспечить ему возможность общения с достаточным количеством сверстников то есть, посещение кружков, секций и т. Школьное образование позволяет ребенку развиваться не только умственно, но и социально, получить опыт командной работы и преодоления трудностей. И все это "почти" бесплатно. Конечно же, об индивидуальном подходе в государственных школах говорить не приходится, однако это легко можно компенсировать, если уделять своему ребенку достаточно внимания, и участвовать в его жизни. Подводя итог, хочется отметить, несмотря на все преимущества домашнего образования, опыт школьного общения ничто заменить не сможет. Поэтому к домашнему обучению рекомендуется прибегать только в случае необходимости например, по медицинским показаниям. Если же Вы переживаете, что педагоги в государственной школе не смогут раскрыть всех способностей Вашего ребенка, и не будут уделять ему должного внимания, отдайте предпочтение частной школе, но не оставляйте ребенка дома. Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Минусы домашнего обучения К минусам домашнего обучения можно отнести: недостаточную социализацию, вытекающую из ограниченности общения, особенно при отсутствии дополнительных групповых занятий; необходимость постоянного контроля со стороны взрослых в отношении ленивых, неусидчивых и неспособных к самоорганизации детей; отсутствие ориентиров и оценки со стороны посторонних, неограниченная свобода могут сформировать в ребенке недисциплинированность, безответственность и неспособность полноценно взаимодействовать с окружающими; организация обучения требует от родителей большей вовлеченности и материальных возможностей. Образованный человек — не столько эрудированный, сколько умеющий думать, понимать, задавать вопросы и принимать рациональные решения. Устоявшаяся десятилетиями классическая система школьного образования не гарантирует удачного определения своего места в жизни и успешной самореализации. Сегодня домашнее обучение — отличная альтернатива, позволяющая дать ребенку качественное образование и необходимые в современном мире знания и навыки.
Почему родители выбирают домашнее образование?
- Пять важных фактов о семейном образовании
- За и против школы на дому — Реальное время
- Домашнее обучение: плюсы и минусы, причины перехода
- Домашнее обучение школьника: виды, преимущества, недостатки
- Содержание статьи
- Что лучше: домашнее или школьное обучение?, Школы – “Навигатор Образования”
Как окончить школу, не заходя в неё: выясняем плюсы и минусы семейного обучения
Домашнее и дистанционное обучение становятся такими же востребованными формами получения образования, как и очное обучение в школе. Общественная служба новостей выяснила, в чем плюсы и минусы домашнего обучения ребенка. Домашнее обучение – это форма обучения, при которой ребёнок получает образование дома, а не в школе.
Как перевести ребенка на домашнее обучение и в чем его плюсы и минусы?
И всё же они нужны. Во-первых, такие проверки полезны для самих учащихся, так как позволяют обнаруживать слабые места и возможные пробелы в знаниях, предметы и темы, которым стоит уделять повышенное внимание. Во-вторых, государственные школы, в которых проводятся итоговые аттестации, без промежуточных проверок не допускают к экзаменам — ОГЭ после окончания девятого класса и ЕГЭ в конце последнего, выпускного учебного года. Без их сдачи учащемуся не выдадут аттестат, подтверждающий успешное завершение общего образования: основного после 9-го класса или среднего после 11-го. Как аттестации проходят? Их график с точными датами устанавливается конкретной организацией, на базе которого проводятся проверки. План фиксируется либо в уставе, либо в отдельном локальном акте.
График обязательно и заблаговременно доводится до сведения родителей. На один день назначается аттестация по одному предмету. В индивидуальном порядке возможно тестирование по двум дисциплинам, но только смежным. Интервал между проверками составляет не меньше двух дней. Формы аттестаций бывают разными: Письменные. К ним относят выполнение заданий, написание самостоятельных и контрольных работ, эссе, сочинений, изложений, диктантов, а также прохождение тестов с вопросами.
Такие аттестации предполагают беседы с учителями, во время которых учащиеся отвечают на вопросы, выступают с подготовленными рефератами. Это может быть прочтение текста с последующим пересказом и письменными ответами на вопросы. Такой формат актуален для физики, биологии, химии: по этим предметам могут проводиться лабораторные работы. Удалённо учащийся может проходить тесты, отправлять выполненные задания по электронной почте или другими способами, например, в мессенджерах. Для такого формата нужен выход в интернет. Как часто проводят промежуточные аттестации?
Общей для всех периодичности нет, она определяется конкретной организацией. В младших классах желательно аттестовать учеников чаще, та как редкие проверки больших объёмов знаний — это значительная нагрузка. Если аттестация пройдена, ребёнок получает справку со списком дисциплин и с оценками. Если учащийся не аттестован без веских причин, возникает академическая задолженность, которую нужно в установленные образовательной организацией сроки ликвидировать. На это даётся две попытки, причём при последней присутствует специальная комиссия. Если задолженность не устранена, то, согласно 58-й статье регламентирующего сферу образования закона 273-ФЗ, ребёнок с домашнего обучения переводится на образование в школе.
Аттестации промежуточного типа чаще всего устраиваются по всем главным дисциплинам и второстепенным предметам. Это русский и иностранный язык английский, французский , история, математика, биология, география, литература, химия, физика, обществознание и прочие. Если ребёнок посещает спортивную секцию, то он может взять там справку об успешной сдаче нормативов, которую засчитают, как аттестацию по физкультуре. Также можно подтвердить тестирование по ИЗО или музыке, взяв соответствующий документ в музыкальном или художественном кружке. Во время прохождения промежуточных аттестаций учащийся считается экстерном и получает право пользоваться ресурсами организации: брать учебники и книги из школьной библиотеки, получать консультации психологов и педагогов. Также он может участвовать в олимпиадах и конкурсах, посещать тренажёрный зал, ходить на кружки.
Итоговые экзамены Аттестации итоговые — это обязанность каждого учащегося, в том числе ребёнка, который находится на домашнем образовании. Обучение в 9 классе завершается основным государственным экзаменом — ОГЭ. В 11 классе выпускники сдают единый государственный экзамен, называемый сокращённо ЕГЭ. Все государственные итоговые аттестации ГИА проходят только в муниципальных общеобразовательных учреждениях, с обязательным личным присутствием учащихся, включая хоумскулеров, которые обязаны соблюдать единый для всех график. Стоимость домашнего образования Сколько стоит домашнее обучение? Это зависит от того, как оно организуется.
Теоретически оно может быть бесплатным, если родители обучают ребёнка сами, без привлечения частных учителей. Но фактически избежать расходов сложно. Сколько стоит домашнее обучение с репетиторами? Цена зависит от стоимости услуг педагогов и их количества. Можно нанимать преподавателей не по всем предметам, а по самым сложным. Сколько стоит домашнее обучение в онлайн-школе?
Это зависит от её расценок, пакета услуг, уровня подготовки, программы и прочих особенностей.
Семён как раз отказался, начался буллинг». Анна рада, что у неё получилось увести сына от неприятной ситуации. К тому же на качестве обучения это не сказалось. Но так было и при очном обучении в школе, — говорит Анна. А что касается общения, его хватает на дополнительных занятиях — появились хорошие друзья, с которыми Семёну интересно и комфортно». В следующем году младший сын Анны идёт в первый класс, и мама размышляет, как быть: сразу обучать его дома или дать попробовать школьной жизни. Так спокойнее и ребёнку, и родителям». Но не всем родителям по душе такое спокойствие. Это дисциплина, это умение искать компромиссы, это понимание, что люди на свете разные, — считает мама одиннадцатиклассницы Арина из Нижнего Новгорода.
Ломоносова Галина Клочкова Нижний Новгород : «Родителей, работающих на удалёнке, после завершения пандемии коронавируса меньше не стало. Из-за долгой изоляции люди поняли, что работать из дома комфортнее — у них в том числе появилась возможность присматривать за детьми. Кроме того, теперь есть определённое количество образовательных платформ, позволяющих ребёнку вместе с родителями выстраивать образовательный маршрут. И здесь есть свои преимущества. На самом деле дети, родившиеся в 2010-х годах, слабо различают реальную и виртуальную реальность, а значит, и наши привычные рассуждения о социализации в школе должны меняться. Мы должны понимать: если виртуальный мир существует для школьника наравне с реальным, то и социализация должна быть иной. Какой смысл в том, что ребёнок 11 лет учится с одними и теми же учителями и одноклассниками? Разве так он развивает навыки, подчеркну, разнообразного общения? И всё же есть некое лукавство в словосочетании «домашнее образование». Сегодня открыта масса учреждений дополнительного образования на любой вкус и кошелёк, по факту они дублируют программы школьного образования, дополняют их.
Например, удовлетворяют потребность современных школьников в творчестве и ручном труде.
Преимущества домашнего обучения: возможность самостоятельно планировать свой график без привязки к школьному расписанию; свобода передвижений — благодаря дистанционным технологиям ученик и преподаватель могут быть за сотни километров друг от друга; гибкая учебная программа — ребенок может уделить больше времени тем предметам, которые ему интересны; возможность профессионально заниматься искусством или спортом, уделять больше внимания внешкольным делам; выбор удобной формы подачи материала: видеоуроки, лекции, учебники, презентации, курсы с наставником. Сложности и возможные проблемы: все организационные вопросы при домашнем обучении ложатся на плечи родителей, им нужно самостоятельно выбирать учебную программу и график занятий; если дети не числятся в учебном заведении, бывают сложности с получением скидок для школьников, льготных билетов на транспорт или в музей; при семейном обучении в младших классах одному из родителей придется больше бывать дома, что не очень совместимо с обычным рабочим графиком; от подростков домашнее образование требует самодисциплины и умения правильно распределять время, соблюдать распорядок дня. Кроме того, возникает вопрос социализации, ведь ребенок, который учится дома, не участвует в жизни школьного коллектива. Но родители детей на семейном обучении в один голос говорят, что эта проблема — скорее миф. Дети, не связанные школьным расписанием, обычно занимаются в кружках и спортивных секциях, где у них много общения со сверстниками. К относительным минусам можно отнести финансовый вопрос. Цена домашнего обучения складывается из стоимости услуг репетиторов, онлайн-школы или других учебных курсов — это может отразиться на семейном бюджете. Но уже в средних классах дети начинают учить многие предметы самостоятельно. Родители же могут навсегда забыть о взносах в фонд класса, о тратах на подарки учителям, на школьную форму и о других расходах.
Реальный опыт семейного обучения Мы поговорили с родителями, чьи дети давно учатся дома, и узнали, с какими сложностями они столкнулись и что им нравится в таком формате учебы. История домашнего обучения: Кристина Сандалова Юрист, психолог, эксперт по семейному обучению Национальной ассоциации семейного образования , автор блога, мама десятиклассника Гриши и 4-летней Киры. Почему выбрали семейное обучение О семейном обучении я знала давно, но эта идея казалась мне странной. Я представляла, как дети целыми днями сидят дома в четырех стенах, без социализации, без коллектива. Словом, у меня в голове были традиционные мифы. Все изменилось, когда я познакомилась с человеком, который занимался семейным образованием в России уже более 30 лет — Игорем Моисеевичем Чапковским. Он перевернул мое представление о домашнем образовании. Я увидела его семью, его четверых уже взрослых детей, которые в свое время учились дома, — это были успешные, интеллигентные люди. Всерьез о домашнем обучении я задумалась, когда пришла пора отправлять сына в 1-й класс. К 6 годам у Гриши было много увлечений: спорт, шахматы, музыка, театральная студия — стало понятно, что совместить все это со школой просто нереально.
Я предложила сыну выбрать два кружка, которые можно оставить, но он очень расстроился, потому что не хотел выбирать. После долгих обсуждений мы решили, что готовы попробовать учиться дома. Именно попробовать, а если ничего не получится — с 7 лет пойти в школу вместе со всеми. Было сложно. Я столкнулась с тем, что нужно самой выбирать школьную программу, самой все организовывать, а в интернете на тот момент по теме домашнего обучения был полный вакуум. Именно тогда я начала вести блог, чтобы делиться своими наработками с такими же родителями. Мне хотелось пробудить нет, скорее, не убить в ребенке тягу к знаниям, любопытство, интерес. Хотелось, чтобы во главе угла стояла его собственная мотивация. Ведь даже кружки мы в свое время выбирали те, на которые Гриша бежал с удовольствием. Если у ребенка есть собственная мотивация, родителям не нужно тратить время и ресурсы на контроль.
Об административных трудностях Большая часть трудностей связана с административными вопросами: далеко не все директора школ лояльны к «семейникам». В школе, к которой мы прикрепились в самом начале для аттестации, был молодой директор, который с большим интересом относился к этому формату обучения.
Мама школьницы Ольга Фесенко также перевела дочь на домашнее образование, но после отказалась от него. Аттестацию сдавала в школе. Из плюсов: обучение шло качественно, интересно, хватало времени на музыку, спорт, здоровье и отдых. Из минусов: я превратилась из мамы в круглосуточного наставника, учителя.
Нашей семье такой вид обучения не подошёл, — рассказывает о своём опыте Ольга. Впрочем, большинство психологов также считают, что в домашнем образовании особенно учеников младших классов есть два огромных минуса: трудности с социализацией и постоянное напряжение родителей. Помните, как в период коронавирусной инфекции все дети ушли на удалёнку? Сколько родителей тогда поняло, что учительский труд бесценен?.. Спокойно и доходчиво объяснить ребёнку новую тему, помочь справиться с выполнением задания — на такой подвиг готовы немногие. А там статьи говорят одно, а блогеры — другое.
И это может представлять сложность при обучении. Ещё многим людям не хватает самодисциплины, а это важный шаг на пути к самообразованию.
Плюсы и минусы домашнего образования в 10-11 классе
В отличие от ряда своих коллег, он понимает родителей, которые уводят детей из лона школы, и даже видит в этом некоторые плюсы, хотя и минусов не отрицает. Плюсы и минусы домашнего обучения детей. Сотрудники ведомств, ответственных за образование, уверяют: школа со звонками, переменами и перекличками останется с нами навсегда, несмотря ни на что. Главным плюсом домашнего обучения специалист считает сохранённое время, физические и интеллектуальные ресурсы ученика.
Родители — об опыте семейного обучения: «Дочь читает учебник ОБЖ взахлеб!»
Главный плюс «домашней школы» — это индивидуальный график и план обучения. рассмотрим формы, которые практикуются в Москве и на территории всей России, а так же плюсы и минусы образования на дому. Как окончить школу, не заходя в неё: выясняем плюсы и минусы семейного обучения. Рассмотрим плюсы домашнего обучения и узнаем, сколько это стоит.
Домашнее обучение в школе. Обучаем ребенка на дому
Как перевестись. Если ребенок учится в государственной школе, нужно написать заявление на имя директора о переводе на дистанционное обучение. Или отчислиться из школы, где оно невозможно, и заключить договор с новой. Образец заявления о переводе на дистанционное обучение Плюсы дистанционного обучения. В школах есть готовый учебный план, преподаватели и система контроля знаний. А если ребенок не прикреплен к школе, ими займется репетитор. Родителям не нужно об этом беспокоиться.
В частных школах обычно гибкое расписание и ученик может прослушать урок в любой момент. Это позволяет ему высыпаться, самому планировать день и путешествовать с родителями. Буллинг тоже маловероятен: ученики не пересекаются в перерывах между занятиями и могут вообще не видеть друг друга.
Если он не хочет уходить из школы и образовательный процесс протекает для него комфортно, то переход на домашнее обучение может его демотивировать. Нехватка общения и изоляция от мира — этого боятся многие родители. Как правило, это в большей степени касается детей-экстравертов, для которых учеба в индивидуальном формате может оказаться непривычной. Экстраверт — это общительный человек с активной социальной позицией, переживания и интересы которого направлены на внешний мир. Экстраверты удовлетворяют большинство своих потребностей через взаимодействие с людьми. Однако специалисты и опытные родители считают, что домашнее обучение не подразумевает необходимости держать ребенка взаперти. Как показывает практика, проблему нехватки общения у детей решить легко.
Избегая токсичных отношений в классе, дети находят хороших друзей в кружках, спортивных секциях, в летних лагерях. Сложности домашнего обучения Любое обучение подразумевает систему, иначе его эффективность и качество будут низкими. Поэтому при домашнем обучении будьте готовы к тому, что вам придется: оборудовать специальное помещение для учебы; разрабатывать планы уроков; составлять расписание; организовывать выезды или экскурсии. Все это потребует немалого времени. При этом никто не отменял и других ваших обязанностей — ходить на работу или вести домашний быт. Сложно сохранить добрые семейные отношения, когда мама находится в статусе "учителя" Кроме того, находясь в статусе «родителя», сложно перейти в статус «учителя». И обратно. А ведь семейные отношения подразумевают, что дома та самая тихая гавань. Ее нет, так как мама теперь «учитель». Да и самой маме бывает сложно перенастроиться, что она еще и педагог, находясь в тапочках.
И необходимо помнить, что школа — это дисциплина, расписание, смена преподавателей, командная работа, проектная деятельность и др. Всего этого у детей, которые находятся на домашнем обучении, нет. Финансовый вопрос Как говорят опытные родители, финансовые затраты на домашнем и традиционном обучении приблизительно равнозначны. С одной стороны, домашнее обучение поможет сэкономить на школьной форме, канцелярских принадлежностях, классной «копилке» или школьных завтраках и обедах. С другой стороны, к обучению, скорее всего, придется привлекать помощников в виде репетиторов, курсов или онлайн-школы.
Сумма может разниться в зависимости от субъекта Федерации. Дистанционное обучение Юридически самостоятельной формой домашнего образования не является. Ребята, обучающиеся таким образом, осваивают обычную школьную программу с применением дистанционных образовательных технологий ДОТ. Под таковыми, согласно закону, понимаются «технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных сетей при опосредованном на расстоянии взаимодействии» учеников и педагогов. Дети и учителя общаются по видеосвязи, ученики отправляют готовые задания преподавателям в электронном виде. Аттестации в основном очные. С ДОТ чаще работают частные, платные учебные организации. Обычные школы к такому пока технологически не готовы, что наглядно продемонстрировала пандемия. В таких школах ДОТ — вспомогательный инструмент для обучения детей из отдаленных сел или с инвалидностью. Единого плана дистанционного образования и методической литературы об этом еще нет. На что обратить внимание родителям, чьи дети учатся дома? Подготовка рабочего пространства и инструментов У ребенка должно быть удобное рабочее место. Проверьте, оплачен ли интернет, исправны ли камеры и микрофон, работают ли наушники, какие программы для обучения установлены на компьютер и понимает ли ребенок, как ими пользоваться. Режим занятий На первых порах лучше составить оптимальный и удобный для ребенка график уроков, не забыв о 15-минутных перерывах между предметами. Через пару-тройку часов после начала занятий рекомендуется устроить перерыв минимум на полчаса. Привыкнув к домашнему обучению, ваш сын или дочь, вероятно, научится планировать время сам но периодический контроль все равно не помешает. Важно, чтобы во время учебы ребенка не отвлекали ни семья, ни друзья: несмотря на то что он дома, ему, как и школьнику на уроке, необходимы тишина, покой и возможность сосредоточиться. Здоровье ребенка Беспрерывное сидение за компьютером чревато как минимум порчей зрения и осанки. Проследите, чтобы ребенок действительно делал предусмотренные перерывы между занятиями, вставал из-за стола, выполнял гимнастику для глаз, вовремя обедал, соблюдал личную гигиену. На рабочем столе должен всегда стоять стакан воды. Комнату, где занимается ребенок, нужно периодически проветривать. Психологический комфорт ученика Убедитесь, что ребенок хорошо себя чувствует и не страдает от одиночества, занимаясь вне школы. Не запрещайте ученику, занимающемуся дома, общаться с друзьями, но проследите, чтобы встречи и переписки происходили только тогда, когда ребенок закончил заниматься. Связь с учителями Не нужно «изобретать велосипед»: если есть вопросы по организации домашнего обучения, лучше не гадать, а адресовать их профессионалам — из школы, к которой прикреплен ребенок, или сторонним специалистам. Самообразование Старшеклассники, которым родительский контроль уже не нужен, могут перейти на самообразование. Мы уже упомянули о том, что в законе прописана такая возможность для учеников 10-11 классов. В этом возрасте школьники способны сами определить, в каком формате и по какому графику хотят учиться и чему готовы уделять больше и меньше внимания.
Это зависит от амбиций родителей и от степени их желания принимать непосредственное участие в учебном процессе. Понадобятся репетиторы минимум по следующим предметам: математика, физика, химия и русский язык. Также по профильным предметам для выбранного ВУЗа. Школьная программа с репетиторами осваивается в десять раз быстрее. И это получается не так и дорого, если брать репетиров в 6-7 классе. Дополнительные занятия в секциях и кружках. Здесь все зависит от возможностей родителей: можно определить ребенка на бесплатные занятия в муниципальные учреждения, а можно заплатить за самый престижный и дорогой клуб города. Как правильно подобрать репетитора? Для меня важным критерием является искренняя любовь и хорошее отношение к детям. Кроме того, у педагога должны «гореть глаза» по поводу своего предмета, ему самому должно быть интересно! Я обычно ищу педагогов по рекомендациям. Также важно выяснить, какая стоимость урока у этого репетитора, и за какой срок он может дать программу школы по своему предмету. Как правило, достаточно 100-200 часов занятий для получения нормальной оценки, 200-300 часов — для отличного знания предмета. Школа как-то принимает участие в жизни ребенка на домашнем обучении? Школьные учителя посещают только тех детей, которые находятся на домашнем образовании по медицинским показаниям. Обычно это дети с ограниченными возможностями. Если вы приписаны к школе, то вас обязаны обеспечить учебниками. Как правильно организовать день ребенка, который учится дома? Если со школьным обучением ребенок тратит около 9 часов в день на школьные уроки и домашние задания, то при домашнем обучении тот же объем знаний можно получить за 2-3 часа. Представьте, сколько времени есть у ребенка на дополнительный сон и прогулки! К тому же нет потерь времени на выслушивание чужих ответов на уроках, на установление дисциплины в классе, на переходы из класса в класс. Ребёнок занимается приносящей результаты деятельностью, потратив совсем немного времени. Например, моя дочь заполняет полугодовую тетрадь по математике за полтора дня. Поэтому можно никак не организовывать день. Конечно, в определенное время приходят репетиторы, есть график посещения дополнительных занятий, кружков и спортивных секций. А конкретно организовывать дома занятия по часам смысла нет.
Как перевести ребенка на домашнее обучение и в чем его плюсы и минусы?
Увы, дальше все пошло намного хуже, вздыхает мама. В конце концов, накопив академических «долгов», она ушла из-за нервного срыва и не захотела учиться! Чем эта история закончилась? Работой с психологом, а затем восстановлением через два года на вечернем отделении. Психолог, работавший с Верой, вскоре понял: девушка привыкла ко вниманию со стороны репетиторов и, столкнувшись в вузе с самостоятельностью, не справилась.
Здесь ее никто не контролировал, не спрашивал, как у нее дела, не объяснял. Вернее, чтобы преподаватель объяснил, надо было сначала его найти, попросить о помощи. А Вера к этому не привыкла. Правда, ребята-сокурсники общались друг с другом, пересылая в чатах не только приколы, но и полезные ссылки, лекции, события, информацию о переносах занятий.
Но Вера была вне этой коммуникации, а потому, бывало, пропускала занятия. Таким образом, первый курс, время активной адаптации в новом образе жизни, у нее он был крайне сложным. И девушка не выдержала этого испытания. И это был запрограммированный кризис, поскольку даже самый слабый класс обеспечивает главное: социализацию ребенка,- разъяснила «МК» суть проблемы Светлана Симоненко.
Ребенок учиться взаимодействовать с социумом, учиться принимать решения, не бояться новых вызовов. Изолируя ребенка, родители должны понимать: изолировать всю жизнь не получится. И когда-нибудь ему в любом случае придется налаживать с миром отношения. Ну а чем дальше, тем человеку сложнее социализироваться.
Кривое зеркало коварных успехов Больше всего, наверное, в истории Веры поражает то, что девочка, не сумевшая адаптироваться к институту и вынужденная из-за этого его оставить, до того прекрасно училась в школе! Какими же коварными оказались ее школьные «успехи»! Ориентируясь на них, родители были уверены, что с дочкой все в порядке. Но зеркало, отражавшее ее развитие, оказалось кривым.
Однако «успехи» школьника в этом случае — не более чем срез знания, разовая оценка, на которую он сдал в школе конкретный материал, пройденный дома,- напоминает Симоненко. А это дает представление не только об одномоментном срезе знаний, но и о многом другом. Например, об усидчивости. К примеру, учащийся прилично английский язык, но ленится делать домашние задания, а потому получает заслуженные «двойки» и «тройки».
Это уже не просто срез, а оценка всей его работы. Более того. Нельзя забывать, подчеркивает эксперт, что «школа дает не только знания! Это - часть единой системы социализации ребенка, обучающий его быть членом общества.
Маргарита Макаревич, многодетная мама: «В сентябре у нас пора заготовок, мы приступаем к занятиям позднее, постепенно мы расходимся, в октябре у нас уже полный список предметов. Мы все успеваем, а штаны просиживаем меньше». В день может быть всего один урок. Родители сами составляют расписание, сами ставят оценки. В школу дети ходят только на аттестацию. Маргарита Макаревич: «Мы свободолюбивые люди, а школа — это такое учреждение, куда нужно утром прийти, откуда днем надо забрать детей.
Рая Демидова, которая наняла репетитора по английскому языку, рассказывает о таком результате при двух занятиях в неделю по 1 часу 60 минут по итогам второго класса: «Дочка ждет занятий по английскому языку с нетерпением, читает и даже пишет по-английски почти без ошибок, пересказывает детские книги на английском, мультики типа «Ветер в ивах» смотрит в оригинальной озвучке без русских субтитров, а на прогулках обожает играть в диалоги».
Но… «Да, возможность заниматься с хорошим учителем — удовольствие недешевое. Мы платим за одно занятие 800 рублей. За месяц получается плюс-минус 6000». Проблему русского языка и литературы в этой семье решили малой кровью: бабушка — учитель русского и литературы с огромным стажем, а девочка начала самостоятельно читать задолго до школы. Остальные предметы легли на маму, которая в свое время окончила школу с золотой медалью — и не подвела ребенка. Составили расписание и занимались каждый день до обеда. При этом девочка посещала три кружка: по актерскому мастерству, по хореографии и по ИЗО, и у нее оставалось время на прогулки.
Еще один вариант — онлайн-курсы для семейного обучения, и это подходит тем родителям, которые не готовы преподавать ребенку сами. Особенно если речь идет о старших классах. В онлайн-школах есть все, что нужно: обучающие лекции, вебинары, проверочные задания, все необходимые материалы, причем можно выбрать курсы в полном соответствии с ФГОС. Вариантов множество, остается только выбрать то, что подойдет именно вам. О сложностях «стыковки» — Начиная семейное обучение, мы столкнулись с двумя трудностями, требующими серьезной корректировки учебного курса, — рассказывает Рая Демидова. Как следствие, часть тем, которые должны были встретиться дочке на экзамене, по программе прежней школы не изучались. Во-вторых, имелись пробелы в знаниях, которые должны были быть получены в школе, но получены не были из-за особенностей здоровья ребенка и отличий местной образовательной системы от образовательной системы региона, в котором мы выбрали новую школу.
Плохо усвоенный русский язык создал сложности с изучением других предметов, поскольку они требовали хороших навыков письма и умения работать с текстом. В итоге я проштудировала и выписала все темы по каждому предмету, которые дочка должна изучить, сверила их с имеющимися знаниями, побеседовав с дочкой, — и приняла решение по русскому языку, математике и английскому языку начать обучение по новой программе с нуля. Они делились на вечерние занятия 1—2 раза в неделю после кружков, и только тогда, когда у дочки было настроение; новые темы на таких занятиях не изучались — только закрепление уже изученного материала и утренние занятия 2 раза в неделю, до кружков. Утренние занятия, во время которых происходило основное обучение, длились по полтора часа. Почему не по 45 минут, как в школе? Из-за особенностей дочкиного здоровья, опытным путем мы выяснили, что оптимальны для нас примерно полтора часа в утреннее время, посвященные изучению одного и того же предмета, но с перерывами и с частой сменой деятельности.
Однако во второй класс Егор всё же пошёл в школу — частную, она основана как раз на той самой альтернативной системе образования. Финансово семье это вполне по силам. Учиться в этой школе мальчик сможет до восьмого класса. Не хватает перемен Никита К. Учителя на него не жаловались, с одноклассниками тоже находил общий язык. Проблемы начались, когда мальчика определили в математический класс вместо гуманитарного, который был переполнен. А у Никиты тяга к иностранным языкам... Мама Екатерина подумала, что в этой школе сын всё равно не сможет углублённо изучать французский и испанский, и решила заниматься с Никитой дома, благо сама переводчик. Перешли на домашнее обучение. Обязанности в семье строго распределили: алгебру и геометрию Никите преподавал отец, литературу, русский и иностранные языки — мать, физику мальчик постигал сам по учебникам, а на химию и биологию пришлось раскошелиться — наняли репетиторов. А ещё школьнику купили мощный компьютер, чтобы мальчик всегда был на связи с педагогами и мог найти нужные материалы. Несмотря на все эти траты, родители нашли много плюсов в ситуации: сын начал высыпаться, он уделяет больше времени предметам, которые нужны для поступления в вуз. Вышла существенная экономия на обедах, школьной форме, проезде… Минусы, конечно, тоже есть: Никите не хватает школьных перемен, он любил дурачиться с друзьями. Товарищи иногда заходят в гости, но дома им не так весело. Сплошные плюсы А ярославского шестиклассника Никиту резкий переход на домашнее обучение превратил из заурядного ученика в преуспевающего отличника. Осенью Никита упал с самоката, травмы оказались серьёзными: мальчик несколько недель провёл в больнице, перенёс сложную операцию, а выписался с металлической конструкцией на ноге. Носить её предстояло ещё два месяца, и передвигаться самостоятельно ребёнок почти не мог. Ни о каких уроках речи не шло — мальчика перевели на домашнее обучение. Ведь нет надежды, что вместо тебя спросят кого-то другого! Когда педагог работает с учеником один на один, информация усваивается гораздо лучше.
Что такое домашнее (семейное) образование?
- Домашнее обучение: плюсы и минусы
- Вас могут заинтересовать эти статьи
- Плюсы и минусы семейного обучения
- Что не является хоумскулингом
- Плюсы и минусы образования на дому
Мифы о домашнем обучении. Что нужно знать про семейное образование
А вот плюсы и минусы обучения на дому, по словам специалиста, индивидуальны для каждого ребенка. Плюсы и минусы домашнего задания при обучении. Домашнее обучение – это получение образования в школе, но не на её территории. хорошее образование. Домашнее обучение позволяет детям думать своей головой и принимать решения самостоятельно для того, чтобы ориентироваться в неизведанных водах. Минусы домашнего образования всплыли в первый же год.
Организация семейного обучения ребенка – стоит ли?
В целом хотелось бы услышать резолюцию о домашнем обучении в многодетной семье без привлечения посторонних учителей, обучают родители. Рассмотрим плюсы домашнего обучения и узнаем, сколько это стоит. О плюсах и минусах домашнего образования и других альтернативах традиционной школе рассказывает эксперт Family Tree, нейропсихолог, консультант по вопросам обучения детей Анна Высоцкая. Какие вы видите плюсы и минусы в обучении ребёнка на дому, так называемое семейное образование? У семейного образования есть существенный минус.