(Входной диктант для 4 класса по ФГОС для УМК школа России для проведения в начале 1 четверти в 4 классе 2023 год для учебника Канакина В.П., Горецкий В.Г и др.). Главная › Диктанты 4 класс › Диктанты по темам 4 класса › Диктанты по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных». Итоговый диктант 4 класс Демоверсия. Весна в лесу Наступила радостная, шумная весна. Среди поисковых запросов на сайте часто встречаются просьбы о текстах диктантов для 4 класса. Какой диктант идёт следуйщий после рассвета в лесу за 3 четверть 21 век программа 4 класс.
Диктанты на тему «Зима» для 4 класса
Много врагов у зайчишки. Гналась за зайцем хитрая лисица. Его пугал страшный филин и ловила разбойница-рысь. От всех врагов убежал маленький зайчик. Слова для справок: закуковала, кончилась, его. Грамматические задания.
Крепким клювом стучит по стволу дятел. В густой листве деревьев прыгает с ветки на ветку золотистая иволга. Мелькнула пушистым хвостом и скрылась в соснах цепкая белка.
Далеко в чаще раздаётся треск.
Мотылёк проснулся и уже завтракает, погружает в сладкий сон свои губы. Сидишь у палатки, смотришь вокруг, дышишь и не надышишься лёгким, свежим воздухом. Свежесть росистой травы наполняет бодростью ваше тело. Объём слов: 75 Грамматические задания: Выписать из текста глагол, в котором имеется такой состав: I вариант — приставка, корень, окончание, суффикс; II вариант — приставка, корень, суффикс, окончание.
Но многие птицы зимуют в Беларуси. Это воробьи, синицы и другие птицы. Птицы - наши друзья. Они поедаютвредителей полей и лесов. А как радуют нас их чудесные песни!
Весной школьники спешат повесить на деревьях скворечники. А зимой ребята мастерят для пернатых кормушки. В сильный мороз птицам очень нужна помощь людей. Предупредить о постановке запятых и тире. Охраняйте его. Не ломайте ветки и сучья. Не обрывайте листья и кору со стволов. Не жгите на полянах костры. Деревья- наши друзья. Они дают пищу и жильё птицам и животным.
Из дерева делают мебель, строят дома. А как вкусны лесные орехи осенью и сок берёзы весной! Лес - наш верный друг. Предупредить о тире и запятых кроме первого предложения. Обратить внимание на правописание приставок и запятую при обращении. На землю легли густые тени. Затаилось всё живое. Голодная лиса спешит на охоту. Вот крадётся она по лесу. Прячутся от неё лесные звери и птицы.
Ловкая лисица всегда найдёт добычу. Она очень хитрый зверь. Её шаги не слышны в тишине. Пушистым рыжим хвостом заметает она свои следы. После охоты лиса идёт в самую глушь. Ночью она сладко спит в норе. Чётные тучи уползли с неба. Оно чистое и ясное. Вдруг по небу протянулась большая дуга.
Диктанты по русскому языку 4 класс. Первое полугодие
Тексты контрольных диктантов по русскому языку для учеников 4 класса за 2 полугодие для подготовки к ВПР. Русский язык: 80 диктантов для подготовки. Ошибкой в диктанте следует считать: • нарушение правил орфографии при написании слов; • пропуск и искажение букв в словах; • замену слов; • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; • неправильное написание слов, которые не проверяются.
Диктант "Рассвет в лесу"
Контрольные диктанты 4 класса за 2 полугодие | Главная › Диктанты 4 класс › Диктанты по темам 4 класса › Диктанты по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных». |
Диктанты на тему; Зима; для 4 класса | Словарный диктант Комплексная итоговая контрольная работа на материале основных тем, изученных во 2-4 классах. |
Контрольные диктанты 4 класс | Итоговые контрольные диктанты 4 класс Весна в лесу Наступила радостная, шумная весна. |
Диктанты на тему; Зима; для 4 класса
Запиши предложение. Разбери предложение по членам. Укажи части речи каждого слова в предложении. Выпиши словосочетания. Ранним утром рыбаки отправились на лесное озеро. Запах сладкого мёда наполнил тёплый воздух. Разбери по составу слова. Осенняя, срезают, канавки 3. Выпиши из диктанта по одному слову к данной схеме. Разбери по составу.
Корень, суффикс, окончание 4. Выполни звуко-буквенный анализ слова: Контрольный диктант за 1 полугодие 4 класс, декабрь Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели. Землю она покрыла мягким мхом и сухими листьями. На мху лежали три забавных волчонка. Малыши любили выбегать на волю. Они там играли, боролись, кувыркались. Потом зверьки ложились около ёлки и грелись на солнышке. Их удивляло и пугало всё. С раннего утра до позднего вечера голодная волчиха бродила по лесу.
Она внимательно осматривала местность и домой возвращалась с добычей. Волчиха была заботливой матерью, а её малыши всегда сыты. Слова для справок: внимательно, осматривала, возвращалась. Указать склонение и падеж существительных в первом и восьмом предложении. Разобрать слова по составу: солнышко, листьями, старая. Указать склонение и падеж существительных во втором и десятом предложении. Разобрать слова по составу: волчиха, корнями, голодная. Диктант по теме «Имя существительное, падежные окончания имен существительных», январь. Ребята жили в деревне недалеко от леса.
На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку.
Диктант "Зимняя природа". Чудесен был вид зимней природы. Лучи солнца освещали холодным светом всю местность.
На скатерти снегов видны были следы зверей и птиц. Склонив тяжёлые головы, застыли вековые ели. От ёлки к ёлке прыгал пушистый зверёк. С дерева падали шапки снега. В лесу пахло смолой и хвоей. Но вот пухлая туча медленно затянула горизонт. Начал валить хлопьями снег. Мы подъехали к деревне. В окнах мелькали тусклые огни.
Быстро наступали длинные зимние сумерки. Мы подошли к изгороди. Дом стоял в прекрасном саду. На клумбе росли чудесные цветы. Это были колокольчики. Они весело звенели от ветерка. Вдоль дорожки росли ромашки. Мохнатый шмель подлетал к ним и громко жужжал. Сад тянулся далеко.
За садом начинался лес. Этот лес подходил к самой речке. В густых кустах жил соловей. Каждый вечер он пел свою чудесную песню. Люди слушали соловья и улыбались. В этой песне было много тепла и радости. Стоит декабрь. В декабре то ясное небо, то набегают тяжёлые тучи. Вот и метель разгулялась.
Пушистое белое покрывало легло на землю. Оно надёжно защищает растения. У подорожника, земляники под снегом зелёные листочки сохранились. Под защитой снега проводят зиму мыши, полёвки. От осинки к осинке бегут следы зверьков. Зайцы, лось, косуля, волк отдыхают на снегу. Хорошо, когда зима снежная. Декабрь хитрые узоры и на окнах рисует.
Грамматическое задание: Запиши слова в две группы: слова, в которых нужно писать Ь на конце; слова, в которых ь писать не нужно.
Испеч…, чертеж…, плющ…, не плач…, придумаеш…, много задач…, глуш…, мяч…. Запиши глаголы , обозначь спряжение глаголов. Крас…м, слуша…м, приглаша…м, пил…м, боле…м, не обид…м, гуля…м, прос…м. Выпиши 9-е предложение, разбери по членам предложения, укажи части речи. Критерии оценивания.
Но если приглядеться, то снег не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым. Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона.
А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы. Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их число и падеж. Разберите по составу слова: длинные, проглядывает. Сделайте грамматический разбор последнего предложения. Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке.
На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу! Выписать три словосочетания «прил. Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных. Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.
На … небе загорелись … звёзды. На дворе — зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом. На небе — ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли.
Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щеки, нос и уши. Как будто тонике иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел. Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она — от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи.
Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует. Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая — кукушка!
Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки. Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой. На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком. Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился.
Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом. Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число. Поставь глаголы в неопределённую форму. Пришла, идёт, посмотрит. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали.
Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась. Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения. Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения. Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы.
На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями. Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы. Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь — белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке. Гриб был очень хорош. Слова для справок: свинцовые, золотисто-коричневый, ворох. Грамматическое задание: Найти в тексте предложение с однородными дополнениями, разобрать его по членам, выписать словосочетания. Чудесная пора осени Летели и летели осенние листья.
Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.
Слова для справок: собрал, словно. Грамматическое задание: Iв. В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи. В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, рать его по составу, указать части речи. Диктант на «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» Как мужик убрал камень На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши.
По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй. Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы.
Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна. В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух! Выполни синтаксический разбор предложения: I в. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев. Солнце льёт на землю жаркие лучи. Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении: В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта. Диктанты по программе «школа России» 4 класс Пронеслась дождевая туча.
Мы идем в лес. У нас с собой ножи и корзинки. После грибного дождя в лесу много грибов. Появляются лисички, рыжики, сыроежки, дождевики, маслята. Иногда мы замечаем подберезовики. Они растут на полянках и под деревьями. Порой их охраняют колючки. Они прячутся в сочной траве и под мохнатыми елками. Лесная мошкара также мешает грибникам. Впереди, дорога, библиотека, аллея, прекрасный, здравствуйте, здесь, желтый, коллектив, пассажир, хозяйство, автомобиль, вчера, потом, комбайн.
В золотые осенние дни готовились журавли к отлету. Покружились они над рекой, над родным болотом.
Диктанты 4 кл год русскому. В зимнюю стужу
Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая — кукушка! Это был сухонький, маленький старичок. Его никто не знал.
Он не занимался ремеслом. Рассказать о его жизни было нечего. Весной незнакомец разбил перед домиком клумбы, посадил редкие сорта цветов. Очень хорошо было у него летом! К нему начали ходить ребята. Он рассказывал им интересные истории, показывал старинные монеты.
Их он собирал давно. Скоро дети и старик стали неразлучными друзьями. Сделайте разбор по членам предложения второго предложения из первого абзаца. Контрольные диктанты Идёт последний месяц весны. Под лучами майского солнца всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники.
Развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Но вот грянули холода. Утренний туман не поднялся колечками с лесной полянки. Он замер и лёг пушистым инеем на землю.
Тишина в лесу. Певчие птицы молчат, они боятся застудить своё горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. Все ждут тепла. Природа устала от зимних холодов. Вот она — весна!
Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце светит и греет. Через стекло чувствуешь весеннее тепло. На солнечной стороне тает. На крыше висит длинная сосулька.
С её конца падают капельки. Воробьи чирикают и выглядят нарядными. На ветку берёзки взлетела ворона. Она вытягивает шею и хрипло кричит. Молодая галка ищет место для гнезда. На дальней изгороди сороки головами вертят, хвостами качают и трещат.
Вот слышишь нежную песенку овсянки. Её песенка позванивает, как маленький колокольчик. Подберите антонимы к словам: широкий, ясный, громкий. Найдите синонимы к словам: застенчивый, красный. Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе.
Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом. Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети.
Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха. Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок.
На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части ещ? Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебел? Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка.
Прекрасный подарок русского леса! Догадались, о каком растении ид? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки! Выделите грамматическую основу и укажите части речи 3 и 4 предложении. Разоберите слова по составу: прибежишь, тенистой, подарок, подарила.
Определите падеж существительного в первом предложении. Укажите время глаголов в 1, 2, 3, 4 предложениях. Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой. На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой.
Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком. Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом. Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела.
Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. Поставьте глаголы в неопределённую форму, например: пришла, идёт, посмотрит. Однажды утром я нашел у забора синичку. Она лежала и не двигалась. Глазки у нее были закрыты.
Я взял синичку в руку и стал греть своим дыханием. Она открыла глаза и жалобно пискнула. Я принес синичку домой. Синичка ожила, встрепенулась и громко зачирикала. Мама осторожно подставила синичке чашечку с зерном и блюдце воды. Синичка наелась, напилась, стала летать по комнате, села на комод.
Так и прожила она с нами всю зиму. А весной мы выпустили ее на волю. Определите склонение, род, число, падеж. Подберите к существительным прилагательные, укажите их число, падеж. Выпиши из текста местоимения. Укажи их лицо и число.
Однородные члены предложения Родина моя Нет ни одной страны краше нашей России. Горькая и трудная судьба её. Много пережил русский народ от иноземных захватчиков: шведов, поляков, немцев. Но всегда находились люди, которые поднимали народ на освобождение от цепей рабства. Под их предводительством люди спасали не только свою Родину, но и народы Европы. Выделите предложения с однородными членами, составьте схему одного из них на выбор.
В последнем предложении найдите известные вам части речи. В 3 предложении укажите падеж имен существительных. Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась. Выпишите сложное предложение.
Выпишите из текста предложение с союзом с однородными сказуемыми. Выпишите из текста слово с удвоенной согласной. Выпишите из текста два слова с парной согласной в слабой позиции. Напишите проверочные слова для них. Правописание падежных окончаний имен существительных Редкая гостья Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую.
Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка.
Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. Для каждого имени существительного в единственном числе укажите падеж. Выпишите по одному существительному каждого типа склонения в форме, в которой оно дано в предложении, а потом укажите его начальную форму.
Зимний лес Я любовался пейзажем леса. После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветви. Издалека видны красные гроздья рябинки.
Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. Пробороздил сугроб лось. А под сугробом теплилась жизнь.
Разгреби снег до земли.
Лес — это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов — звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству. С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток.
Поймают жуков, гусениц — несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники — лесные санитары. Леса наши — это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд.
Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа. Сок апельсины и мандарины содержит много витамины.
Бабушка сварила варенье из вишня и абрикосы. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант 1 — вредителей, вариант 2 — гусениц. Записать противоположные по значению фразеологизмы парами. Семи пядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Зимний день. Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо.
Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена.
Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев. Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу. Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. Выписать три словосочетания «прил. Составить три словосочетания: прил.
Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные. Контрольный диктант по теме «Местоимение» Лесной голосок. В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она - от меня. В прятки со мной играет.
Но оказывается, что есть и другие регионализмы, которые выглядят как знакомые всем, широко известные слова, но таят в себе смыслы, понятные и близкие только жителям определенного региона. Тайга — одно из таких слов. О нем рассказывает филолог Наталья Сергеевна Милянчук в книге Тотального диктанта «Сто текстов о языке». Она обращает внимание на значение слова тайга, приведенное в словаре С.
Сибирская т. Непроходимая т. Таёжный житель.
Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев. Закружилась пыль по дороге и умчалась. Засверкали молнии, прокатился по небу гром. Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя. Вдруг на землю обрушилась сплошная стена воды.
Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем и лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже выглянуло горячее солнце, но дождь ещё не прошёл. Это падают дождинки с деревьев и блестят на солнце. Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки и направился к опушке. Дерево цвело.
Липа пожаловалась: «Неумелый портной сшивал сегодня облака». Я закинул голову и увидел, что дерево примеряет платья облаков. Ветер отбрасывает ее бело-снежную одежду в сторону. Все окрестные липы готовились к балу цветения. Пошел грибной дождь. Сквозь тучку выглянул радостный луч солнца, в небе выстроилась разноцветная радуга. Липа решила перекинуть радугу через платье. Такого чудесного наряда на празднике еще никто не видел. Не бывает в жизни радостным и удачным каждый день.
Обезьяны в минуты возбуждения бьют себя в грудь, собака рычит и скалит зубы, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой! Выдержка ценится людьми, но нелегко даётся. Ты сел играть с товарищем. У тебя чудесное настроение. Но вот ты проигрываешь. Сразу становишься подозрительным, проверяешь каждый ход, споришь, ссоришься. Будь справедлив и скажи себе: «Мой друг был сильнее». Сумей овладеть своими чувствами.
Самообладание сослужит тебе хорошую службу. Не с кем ей играть, вот и убежала она как-то в лес. Идет навстречу лев, а крошка фея львов никогда не видела. Зарычал он грозно, присел, к прыжку готовится! А фея ласково улыбается, поиграть с ним собирается. Удивляется лев! Почему его не боятся? Плохо это или хорошо? Сердиться нужно или смеяться?.
Протянула фея льву волшебную палочку. Лев сначала слева к палочке подошёл, потом справа. Так и не взял. Но сердиться уже никак не получалось. Фея и грозный лев скоро подружились. В орешнике на берегу озера ребята поймали белку. Они обрадовались красивой зверюшке с пушистым хвостом, любопытными глазами и проворными лапами. Мальчики привели в порядок старую беличью клетку. Они сделали подстилку из листьев, поставили блюдце с молоком, положили орешки.
Ребята подумали, что осчастливили белочку. А зверёк не стал обживать свой домик. Белочка печально сидела в углу и жалобно повизгивала. К корму она не притронулась. Дети удивились. Мальчики решили отнести белку снова в орешник. Там она жила. Зверёк легко и стремительно понёсся с ветки на ветку. Впереди них шла хроменькая старушка.
Из её сумки выпал кошелёк с деньгами. Костя увидел это. Он нагнулся, схватил его, побежал и отдал старушке. Старушка назвала себя растеряхой и взяла кошелёк. Костя вернулся к сестре и стал жаловаться на старушку. Он был обижен тем, что она ему не сказала спасибо. Сестра остановилась и строго посмотрела на брата. Она сказала ему, что быть честным — долг каждого человека, а не заслуга. Не сразу Костя понял слова сестры.
А когда понял, то запомнил их на всю жизнь. Виноват в этом человек. Иногда сознательно, а иногда и нет, но он распространяет различные виды живых организмов по планете. Во время войны англичане для маскировки аэродромов в Индии использовали вьюнок из Южной Америки. Вражеские разведчики ничего не видели под сплошным пологом вьющегося растения, которое, к тому же, очень быстро растёт. Сейчас этим вьюнком покрыты тысячи квадратных километров. Другие растения там жить не могут. Люди уже десятилетия воюют с вьюнком, но победить его не получается. Однажды около дерева работали люди.
Орёл подлетел к дереву с рыбой в когтях. Люди увидели рыбу, стали бросать в орла камнями. Он выронил рыбу. Люди взяли её и ушли. Орёл сел на край гнезда. Орлята просили корм. Орёл устал и не мог лететь. Он прикрыл орлят крыльями и стал их ласкать. Птица как будто просила чуть подождать.
Но птенцы стали кричать. Тогда орёл полетел к морю. Он вернулся поздно вечером. В когтях у него была опять рыба. Орёл огляделся, сел на край гнезда и накормил детей. Он же встречает его, когда моряк возвращается в порт. В древности моряки ориентировались по звёздам. Позже кто-то додумался создать рукотворную звезду и разжёг костёр на берегу. Это и был первый маяк, который помогал мореплавателям попасть в узкую бухту, не налететь на подводные камни.
О первом построенном маяке написал греческий учёный седьмого века до нашей эры. Самый известный маяк, без сомнения, Александрийский. Его высота достигала сто тридцать метров, а свет был виден на шестьдесят километров. От названия острова Фарос, на котором стояло это чудо света, происходит слово фары. С чего началась её история? Наверное, с тростникового пера, которым писали в Древнем Египте. Позже, на протяжении полутора тысяч лет, люди писали перьями птиц: павлинов, лебедей, а чаще всего — гусей. Перьев нужно было много. Писатель не садился за стол, если перед ним не стояло пятнадцать — двадцать подготовленных перьев.
Пишущих людей становилось всё больше, нужны были перья металлические. Они были созданы в Германии и Англии. Перо вставлялось в деревянную ручку. Такие ручки у нас дожили до шестидесятых годов прошлого века. Учителя считали, что такая ручка может выработать «правильный почерк». Но победил прогресс, и ученики начали писать шариковыми ручками. На их склонах растёт необычный цветок — королевская примула. Она буйно цветёт перед извержением вулкана, как будто предупреждая об опасности. Другие растения и животные также чувствуют приближение стихийного бедствия.
Во время последнего разрушительного цунами в Бирме ни один слон не погиб. Животные почувствовали приближение волны и ушли в джунгли. Было много случаев, когда собака вытягивала ребёнка из колыбели и выбегала с ним на улицу. За собакой, разумеется, выбегала вся семья. И тут же землетрясение превращало дом в кучу обломков. Ящерицы, змеи, грызуны за несколько часов до катастрофы покидают свои норы. Значит, живя в опасном районе, нужно быть внимательным. Но напрасно. Сегодня чудесная царица Музыка отвергала меня своей властной рукой.
Свистнув последний раз, я умолк и производил звуков не больше, чем бессловесный камень. Я принялся созерцать окрестности. Местность была довольно холмистая. Вдалеке виднелись крепостные стены и красная крыша замка. Там жили когда-то доблестные рыцари и вели интересную и опасную жизнь, полную яростных битв. Теперь в замке живут их честные и серьёзные потомки. Они ходят по тесным коридорам, карабкаются по узким винтовым лестницам. Они едят вкусные обеды в парадном зале, где на стенах ещё висят железные доспехи. Та далёкая эпоха кажется этим людям ужасной и безобразной, а собственная пресная жизнь — прекрасной.
Но сегодня с самого утра небо ясное. Ласково пригревает летнее солнце. Чудесный денёк! Мы решаем залезть на гору и посмотреть местную старинную крепость. Это очень интересно! Поздним утром мы вышли из дому и зашагали по широкой тропинке по направлению к крепости. Она стоит на вершине небольшой горы и видна издалека. Возникает такое чувство, что идти до неё недолго. Но нам потребовался целый час.
Вот и крепостные стены. Прекрасный вид открывается сверху! Все окрестности как на ладони. Напрасно мы не взяли видеокамеру. Залезаем на стену. Мы, доблестные защитники крепости, отражаем атаки грозного врага. Положение серьёзное и опасное. Сквозь узкие, тесные бойницы мы стреляем из арбалетов. Яростный штурм окончен.
Враг бежит. Погода была чудесной. Лёгкие облачка бежали по небесной лазури. Юный паж любезно беседовал с принцессой. На лестнице собралась группа прелестных фрейлин, Вдруг раздался ужасный плеск. Из тростника вылезло безобразное чудовище. У него гигантское зелёное тело и красные лапы с алмазными когтями.
Диктанты по русскому языку для 4 класса
Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя. Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она - от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз.
Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует. Гляжу — через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала.
Вот она какая — кукушка! Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж. Распределить слова по группам и записать в два столбика. Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения. В субботу… пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На… были красные, жёлтые, оранжевые листья.
На … дождём посыпались осенние листья. Контрольный диктант по теме «Глагол» Совесть. Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой. На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком. Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился.
Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом. Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. Гайдару Грамматическое задание 1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.
Поставить глаголы в неопределённую форму. Пришла, идёт, посмотрит. Итоговый контрольный диктант Последние денёчки. Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили.
Радостно ребятишки бегут по последнему снежку. Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать.
Наступило раннее утро. На краю болота токует глухарь.
Далеко раздаётся его громкая песня. Над полянами стелется туман. Роса покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы.
Сидишь у палатки, смотришь вокруг, дышишь и не надышишься лёгким, свежим воздухом. Свежесть росистой травы наполняет бодростью ваше тело. Объём слов: 75 Грамматические задания: Выписать из текста глагол, в котором имеется такой состав: I вариант — приставка, корень, окончание, суффикс; II вариант — приставка, корень, суффикс, окончание. Обозначить графически однородные сказуемые во всех предложениях.
От всех врагов убежал маленький зайчик. Слова для справок: закуковала, кончилась, его. Грамматические задания. Выполнить 3 задания на выбор. Итоговый контрольный диктант Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Диктанты за 1 полугодие. 4 класс.
В глухом лесу на краю озера остановились птицы на отдых. Диктанты на все орфограммы для учащихся 4 класса для проверки пройденного материала и для подготовки к ВПР. И снова над лесом светит ласковое солнце. Диктант «Рассвет в лесу». На опушке леса лежит сверкающий снег. Рассвет в лесу: Диктант 4 класса, 3 четверть 2022-2023 учебного года (демоверсия).
Диктанты по русскому языку за 4 класс, программа 2100 Бунеев и Бунеева
Среди поисковых запросов на сайте часто встречаются просьбы о текстах диктантов для 4 класса. В документе представлены тексты контрольных диктантов и заданий к ним для 4 классов по программе. В лесу тишина и покой. Диктанты за четвертый класс по программе Начальная школа 21 века на весь год в соответствии с УМК и ФГОС. Диктант «Весна в лесу» Наступила радостная, шумная весна.
Диктанты для 4 класса по теме "Глагол"
Диктанты 4 класс на тему Имя прилагательное. Диктант для 4 класса – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста. (4 класс, 3 четверть). Рассвет в лесу. Контрольный диктант 4 класс Рассвет в лесу. Если ночу_шь (в) лесу, то всегда просыпа_шься раньше. Но не потому, что спишь не на мя_кой постели. ВложениеРазмер diktant_tema_orfogrammy_izuchennye_v_3_ 13.9 КБ Диктант по теме «Окончания глаголов в. Диктант «Весна в лесу» Наступила радостная, шумная весна.
Диктанты по русскому языку - 4 класс 4 четверть
Текст для контрольного списывания с пропущенными буквами. Текст 3 класс русский язык диктант с пропущенными буквами. Итоговый диктант по русскому языку 2 класс школа России. Контрольный диктант по русскому языку 2 класс 2 четверть школа России. Диктант русский язык 3 четверть школа России. Диктанты для 4 класса по русскому языку школа России под диктовку.
Диктант 2 класс по русскому 3 четверть. Диктанты для третьего класса по русскому языку маленькие. Диктант за 3 четверть 2 класс школа России. Диктант 3 класс 2 четверть школа России большой. Диктант зимнее утро.
Зимнее утро диктант 4. Русский язык диктанты книга. Диктант для 1 класса по русскому языку 3 четверть школа России. Диктант 2 класс 1 четверть по русскому языку школа. Диктант 4 класс по русскому языку 2 четверть школа России.
Текст кончилась теплая летняя ночь. И С Соколов Микитов кончилась теплая летняя ночь. Диктант кончилась летняя теплая ночь. Диктант летом в лесу. Диктант улетают Журавли.
До свидания Журавли диктант. Улетают Журавли диктант 4. Контрольный диктант Журавли. Списывание 3 класс русский язык 1 четверть. Текст для списывания 4 класса по русскому языку.
Контрольное списывание 3 класс. Текст для контрольного списывания 3 класс. Летний диктант. Диктант утро 4 класс. Диктант прогулка.
Летний диктант 4 класс. Зимний лес диктант 3 класс. Диктант зима 3 класс. Диктант 2 класс 2 четверть. Диктант 2 класс 3 четверть.
Диктант с однородными сказуемыми 4 класс. Диктант ночь в лесу 4 класс. Диктант зимняя ночь. Диктант 9 класс. Диктант 1 класс.
Диктант для 9 классов. Диктант 11 класс. Текст по русскому языку по 2 класс для списывания. Текст для контрольного списывания 2 класс. Текст для списывания 5 класса по русскому языку.
Текст для списывания 2 класс 4 четверть. Контрольное списывание 2 класс. Текст 80 слов. Текст для диктанта 4 класс. Диктант лето.
Летнее утро диктант. Контрольный диктант лето. Диктант 3 класс по русскому языку 1 четверть. Текст под диктовку 1 класс. Текст под диктовку 2 класс.
Диктант 3 класс по русскому языку 3 четверть. Диктант 2 класс по русскому 3 четверть школа России. Диктант 3 класс по русскому 3 четверть школа России. Диктант 3 класс по русскому языку школа России. Диктант для 3 классов с заданиями.
Диктант 4 класс по русскому с заданиями. Диктант 6 класс. Диктант для пятого класса. Проверочный диктант 4 класс. Диктанты по русскому языку 4 класс школа России с заданиями.
Диктант 4 класс по русскому языку с заданиями. Контрольный диктант 4 класс. Подготовка к диктанту. Диктанты из ВПР. Подготовка к контрольному диктанту.
Разобрать третье предложение по членам предложения подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж например, во втором, или третьем, или четвертом предложении. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме. Контрольный диктант за первое полугодие Солнце Выплыло из-за леса солнце.
Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке. Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа.
Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна.
С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце.
Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной. Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных. Диктант в 3 четверти. Тема: «Имя прилагательное» Зимний лес Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце.
Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты.
Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки.
Эти нарядные птицы живут дружными стаями. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания. Разобрать по составу прилагательное: серебристым янтарным.
Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении. Тема: «Местоимение» Где же приятель? Пришла весна. Кругом зажурчала вода.
Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки.
Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок.
Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна.
Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель?
Со всех сторон к шумному ручью стекались другие ручьи. Он становился шире и глубже. Течение его замедлилось. Наш ручей стал речкой.
В мягком иле поселились различные животные. На поверхности воды закачались белые кувшинки. Птицы свили гнездо на высоком берегу. Вода несёт жизнь людям, растениям, птицам, животным. Чистая вода — главное богатство природы. Берегите воду! Слова для справок: в зарослях, шире, глубже.
Открывает птичье весеннее расписание месяц март. В полях еще лежит снег, но уже появились первые проталины. В это время мы встречаем грачей. Пришел апрель. Треснул на речке лед. Это весенний салют в честь прилета трясогузки. Речка освободилась от ледяного плена.
Весело журчит вода. Над ней шумят птичьи крылья. Белые лебеди, серые гуси, дикие утки возвращаются домой из теплых краев. В лесу пылят сережки осины. Лезет из влажной земли молодая трава. В это время можно услышать голос кукушки. Снег заметно стаял.
В полной лесной тишине словно сама собой шевелится еловая веточка. А как раз под той елкой прикрылся широкими еловыми ветками и спит заяц. В страхе он встает и прислушивается. Не может же веточка сама собой шевелиться! Заяц метнулся, побежал, присел столбиком и слушает. Откуда беда? Куда бежать?
Замер заяц на месте, прислушивается к тишине. А перед его носом как выпрямится, как закачается целая березка! Как махнет рядом ветка елки! И пошло, и пошло. Везде прыгают ветки. Вырываются они из снежного плена. Весь лес кругом шевелится.
Наступает вечер. Голодная лиса спешит на охоту. Тихо ступает мягкими лапками, не заденет куст, не потревожит тишину. Ее не услышишь в лесу. Ловит лиса птиц, мышей, жуков. Может-схватить зайца или белку, не пропустит лягушку на болоте. Встретит птичье гнездо — съест яйца.
Свои следы рыжая лисица заметает пушистым хвостом. Очень не любит лиса деревенских собак. Не подходит близко к жилью людей. В ненастную погоду дремлет она в своей норе. Знает лиса много ходов и выходов из норы. Она самый хитрый лесной зверь. Лес — самый верный помощник человека в борьбе за урожай.
Он хранит влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры. Из лесных болот берут начало реки. Безлесные места часто размывают дожди и талые воды. Сильные порывы ветра иногда уносят плодородную землю за тысячи километров. Это черные бури. Они приносят людям много бед. Истребление лесов вызывает тяжелые последствия для людей.
Лес — настоящее наше богатство. Поэтому надо любить лес и беречь его. На северо-западе России в Онежском озере есть знаменитый остров. Здесь расположен известный во всём мире музей Кижи. На территории заповедника собраны старинные памятники деревянного зодчества народов Севера. В музее под открытым небом есть крестьянские избы, бани, амбары, колокольня, часовни. Настоящим украшением коллекции стали церкви.
Их серебристые луковки-главки изящно и величаво возносятся к суровому северному небу. Каждый год на остров приезжают тысячи туристов. Удивительное мастерство наших предков и спустя столетия продолжает восхищать потомков. Постановку дефиса проговаривает учитель. Выпишите из текста два имени существительных с орфограммой «Парный согласный в корне слова» и два имени прилагательных с орфограммой «Проверяемый безударный гласный в корне слова». Докажите правильность написания, подобрав проверочные слова. Выполните синтаксический разбор последнего предложения в первом абзаце.
Разберите по составу слова: известный, серебристые, памятник, мастерство. Дело было под вечер. По ровному шоссе через лес мчался рейсовый автобус. В пути он находился уже долго. Пассажиры успели устать и приуныли. Кто вздремнул, а кто в окно смотрит. Только водитель глядит все время вперед на дорогу.
Вдруг автобус резко затормозил. Что случилось? Да ничего особенного. Это рябчик вышел из лесу и важно переходит дорогу. Смешной такой! В автобусе настроение резко переменилось. Повеселели пассажиры, зашумели, заулыбались.
Будто родней друг другу стали! Давно уже над полями звучат песни жаворонков. Сады и рощи ожили от звонких голосов зябликов. Лес наполнился веселыми песнями дрозда. Но нет еще главного певца. И вот явилась маленькая серая птичка с чудесным голосом. Появился соловей!
Соловей начинает петь в конце апреля или в начале мая.
Звонко закуковала кукушка. Вот взошло тёплое солнце. Оно обсушило росу. Радостно запели птицы.
Усталый заяц вернулся с ночной охоты. Много врагов у зайчишки.
Диктанты по русскому языку для 4 класса
Все диктанты ВПР 2024 по русскому языку 4 класс с ответами | ЕГЭ ОГЭ СТАТГРАД ВПР 100 баллов | В лесу было очень тихо. |
диктанты. диктанты 4 класс. Входной диктант по русскому языку 4 класс, сентябрь Птицы прощаются | Диктант «Весна в лесу» Наступила радостная, шумная весна. |
Диктант рассвет в лесу 4 класс
Диктант рассвет в лесу 4 класс | Диктанты 4 класс 2020/2021. |
Рассвет в лесу диктант 4 класс школа 21 века | Среди поисковых запросов на сайте часто встречаются просьбы о текстах диктантов для 4 класса. |
Диктанты по русскому языку для 4 класса - | сборник диктантов по русскому языку 4 класс Сборник диктантов 4 класс Русский язык 4 класс. |
ВПР4: текст для диктанта
Реальные тексты для диктантов ВПР 2024 по русскому языку 4 класс с ответами для подготовки к всероссийской проверочной работе 2024 года. Каждый тренировочный текст диктанта составлен. Тексты контрольных диктантов по русскому языку для учеников 4 класса за 2 полугодие для подготовки к ВПР. Контрольный диктант Класс 4. Рассвет в лесу. Кончилась летняя, тёплая ночь.