Новости что такое каторжные работы

Как по Сибирскому тракту вели декабристов на каторгу и шли караваны с товарами из Китая Казанские историки предлагают увековечить память о Сибирском тракте, который на протяжении полутора в. каторга? Когда она появилась в царской России и когда закончилась? Когда в СССР узаконили каторгу? Смотрите видео онлайн «Русская тюрьма. Современное значение каторжных работ заключается в их исторической значимости и напоминании о бесчеловечности практик подавления гражданских свобод.

Наказания в историческом прошлом и современном мире

Заключенные на галерах. Как жили каторжники в XVIII веке | АиФ Санкт-Петербург Каторга, или каторжные работы (от греч. κάτεργον — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими, с точки зрения государства, преступниками.
Русская каторга - царский ГУЛАГ: pauluskp — LiveJournal Ка́торга, или каторжные работы — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими, с точки зрения государства, преступниками.
Что значит каторжные работы Как по Сибирскому тракту вели декабристов на каторгу и шли караваны с товарами из Китая Казанские историки предлагают увековечить память о Сибирском тракте, который на протяжении полутора в.

Каторга: что делали на ней

Каторга, каторжные работы (от греч. — катергон, большое гребное судно с тройным рядом весел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневольный труд, отбываемый в пользу государства самыми тяжкими с точки зрения государства преступниками. Так, по мнению главы СПЧ Валерия Фадеева, будет целесообразным восстановить каторгу как вид уголовного наказания. В большей степени к каторжным работам, на мой взгляд, можно отнести такой вид наказания как «пожизненные исправительные работы» в Северной Корее, которые предусмотрены статьей 97 Уголовного кодекса КНДР. Помимо изнурительных работ, постоянными спутниками каторжной жизни были болезни, нередко эпидемии, и недоедание, следствием чего являлась высокая смертность среди каторжан (в том числе по пути следования на каторгу). КАТОРГА (каторжные работы), тяжелый принудительный труд, выполняемый преступниками как наказание в пользу государства.

История каторжных работ в России

Статьи, обзоры, фото и картинки. Каторга — что это такое? Автор текста - Валерий Рублёв. Каторга Каторжные работы - суровое наказание в виде длительного, вплоть до пожизненного, подневольного физического труда, на который обрекали преступников и захваченных пленников.

В нашем примере — одну десятую положенного по ставке времени. Но на деле человек работает как все, то есть полный рабочий день, а зачастую и более. При этом камеры в любом случае могут отключать после 17.

Осужденные рассказывают о случаях, когда к концу дня их выводят из цехов, а когда камеры выключаются, заводят обратно, на дополнительную смену. Третий фактор — низкая себестоимость труда заключенных и возможность его бесконтрольного использования. Пусть квалификация заключенных как работников низка, пусть они выдают много брака, но низкие затраты и возможность использовать неучтенную рабочую силу в отсутствие какого-либо контроля дают возможность обогащаться здесь и сейчас.

Речь идет именно о неучтенных рабочих ресурсах: есть масса свидетельств того, что администрации колоний используют нехитрые уловки — привлекают к «серому» труду фактически нетрудоустроенных даже на частичные ставки осужденных. Для этого от них получают согласие на труд по благоустройству колоний свыше двух часов в неделю. Такая работа до двух часов в неделю — обязанность осужденного, предусмотренная статьей 106 УИК.

Это согласие не дает права работать на производстве, но формально ретуширует использование фактического раба. Проверять и расследовать подобное, казалось бы, несложно, но реальность говорит о другом. О любых проверяющих колониях знает загодя.

Зэков готовят, инструктируют. И оно работает. Сами проверяющие чаще всего со спецификой труда осужденных знакомы мало, да и вдаваться нет ни времени, ни желания.

Непосредственная проверка в колонии, собственно, проверкой не является, членов ОНК, прокуроров или других гостей водят по заранее оговоренным маршрутам и болевых точек не показывают. Но даже то, что на поверхности, остается без внимания. К примеру, мы не встречали случаев, когда проверяющие обратили бы внимание на то, что количество рабочих станций, обустроенных и функционирующих в швейном цехе, в два-три раза превышает количество трудоустроенных на этом производстве людей.

Казалось бы, что проще, задать вопрос «Почему? Но никто не задает. Бывает, что СКР проверяет условия труда осужденных, например, при травмах на производстве.

Но и в этих случаях система отработана. Следователи изучают лишь официальные документы и опрашивают «активистов», которые, разумеется, никаких жалоб не имеют, но подтверждают, что пострадавший был грубо неосторожен, хоть и прошел все инструктажи. Почему люди не жалуются?

Хоть и без особых надежд быть услышанными, но в с твердой уверенностью в неизбежности кары за жалобы. Она рассказала о невыносимых условиях труда на швейном производстве. По ее словам, администрация поставила задачу: за неделю сшить 600 костюмов для работников РЖД, то есть примерно 120 костюмов в день силами 160-170 заключенных.

За невыполнение — снижение месячной зарплаты. Это подтвердила бывшая заключенная ИК-2 Алеся Бондаренко. Она рассказала, что женщин заставляют работать практически до ночи.

В 18 часов выводят из производственных помещений, выключают камеры, а потом заводят обратно. Когда правозащитники подали заявление в СК и история получила огласку в СМИ, в колонию из-за подозрений в помощи Анне перестали пускать священника, а каждая поездка адвоката к ней превращается в бесконечное издевательство. Саму Анну стали наказывать — помещать в штрафной изолятор, доведя до попытки суицида.

Схожие практики существуют в ИК-14 Мордовии. Их не прекратило даже осуждение бывшего начальника — в фонд «Русь сидящая» уже обращались освобождавшиеся женщины с жалобами ровно на те же условия, что были при прошлом начальнике. Классический случай — история Арины Родиной, осужденной за мошенничество в период работы в страховой компании.

Дело крайне неоднозначное, но Арина явилась с повинной, возместила потерпевшим все мыслимые расходы и ущерб, осталась без имущества, при том что у нее трое детей, два из них - малолетние на момент осуждения. Следователь Арину арестовал, хотя потерпевшие в суде просили не лишать ее свободы. Суд вынес приговор с реальным сроком лишения свободы - четыре года.

Арина отбывала наказание в Чувашии, в ИК-5 поселка Козловка.

В Современной России основным местом проведения каторжных работ являются исправительно-трудовые колонии и колонии-поселения. Данные учреждения предназначены для содержания осужденных лиц, которые отбывают наказание в виде лишения свободы. Основной целью применения каторжных работ в Современной России является реабилитация осужденных лиц и их социализация через приобретение новых навыков и профессиональных компетенций. В ходе каторжных работ осужденные выполняют различные виды работ, включая строительство, сельское хозяйство, промышленное производство и др. Задачи и объемы работ зависят от характера преступления и назначенного наказания. Каторжная система в Современной России также призвана обеспечивать экономическую выгоду для государства. Осужденные предоставляют свою рабочую силу в обмен на существование в колонии. Таким образом, каторжные работы способствуют поддержанию экономической активности и улучшению производительности.

Однако система каторжных работ в Современной России вызывает обсуждение и критику среди правозащитных организаций и общественности. Основные критики указывают на возможность нарушения прав осужденных лиц, а также на недостаточную эффективность системы реабилитации и социализации. В заключение, каторжные работы в Современной России остаются важным аспектом исполнения наказания и социализации осужденных лиц. Вопросы эффективности и соблюдения прав осужденных требуют дальнейшего обсуждения и совершенствования системы каторжных работ. Важность каторжных работ в истории Каторжные работы имеют огромное значение в истории различных стран и эпох. Они были широко применяются в разных периодах и культурах. Каторжникам приходилось выполнять тяжелую и унизительную работу в течение длительного времени. Одно из главных значений каторжных работ заключается в их воздействии на экономику и инфраструктуру. Каторжники выполняли различные работы, такие как строительство дорог, каналов, фортов, шахт и других объектов гражданского и военного назначения.

Эти работы важны для развития страны и улучшения ее инфраструктуры. Второе значение каторжных работ связано с эффектом дисциплины и контроля. Каторжный труд использовался для подавления протестов и бунтов, а также для демонстрации силы и репрессий государственной власти. Факт существования такой системы наказания напоминал о возможных последствиях несоблюдения законов и вызывал страх у граждан. Кроме того, каторжные работы имели социальное значение. Они влияли на структуру общества, создавали новые группы и классы людей. Каторжане образовывали своеобразную социальную группу, имели свои традиции и нормы поведения.

Пожизненный срок вместо смертной казни Пожизненное лишение свободы считается альтернативой высшей мере наказания — смертной казни. В 1999 году президент России Борис Ельцин своим указом помиловал всех преступников, кому на тот момент был вынесен смертный приговор.

В зависимости от тяжести их преступлений, расстрел заменили пожизненным заключением или 25-летними сроками. По некоторым данным, под «ельцинское помилование» тогда попали более 700 особо опасных преступников из расстрельного списка. В целом же с 1993 по 1999 годы в России помиловали 1153 человека, приговорённых к смертной казни, 837 их них вместо полагающейся пули в затылок именно таким образом в последние годы существования СССР и в первые годы современной России приводили в исполнение смертный приговор получили пожизненное заключение. Несколько лет назад ФСИН сообщала , что по состоянию на 2021 год в колониях особого режима находились 538 бывших смертников, которым расстрел заменили пожизненным лишением свободы. Сколько всего пожизненно осуждённых в России Всего, согласно открытой статистике ФСИН , по состоянию на начало 2022 года в российских колониях особого режима содержалось 1975 осуждённых на пожизненное заключение. Более свежих данных нет. Прогулка осужденных. Колония для пожизненного заключения на острове Огненный. Условия содержания в них заметно строже, чем в любых других исправительных учреждениях страны.

Из-за того, что в таких колониях содержатся известные маньяки, людоеды, серийные убийцы, киллеры, террористы и другие особо опасные преступники, сами колонии получили широкую известность в медиа, а некоторые из них даже обрели звучные неофициальные названия. Получила своё название из-за скульптуры дельфина, которую вместе с другими заключёнными сделал маньяк Криштопа. По легенде, своё название колония получила из-за требования к заключённым низко опускать голову, наклоняться вперёд почти на 90 градусов и высоко задирать руки за спиной при передвижении внутри учреждения. Главный двор учреждения украшает статуя совы. Колония расположена на острове посреди озера на территории бывшего монастыря. Учреждение открылось в 2017 году и стало самой новой колонией особого режима в России. Получила своё название из-за необычного расположения корпусов — в форме снежинки, с расходящимися из центра семью лучами-зданиями. Считается первой и самой старой колонией подобного типа в России. Учреждение было закрыто в 2019 году.

По информации из открытых источников, вышеперечисленные колонии кроме «Чёрного беркута», закрытого в 2019 году считаются открытыми и действующими, однако, согласно официальной статистике ФСИН, на январь 2023 года в России действует всего шесть исправительных колоний особого режима для осуждённых на пожизненное лишение свободы. Вероятно, в настоящий момент используются не все имеющиеся в стране колонии этого типа.

Каторга – что это такое?

Шпанку описывали так: Это те крестьяне, которые "пришли" за убийство в пьяном виде во время драки на сельском празднике; это те убийцы, которые совершили преступление от голода или по крайнему невежеству; это жертвы семейных неурядиц, злосчастные мужья, не умевшие внушить к себе пылкую любовь со стороны жен, это те, кого задавило обрушившееся несчастье, кто терпеливо несет свой крест, кому не хватило силы, смелости или наглости завоевать себе положение "в тюрьме". Это люди, которые, отбыв наказание, снова могли бы превратиться в честных, мирных, трудящихся граждан. Иваны и храпы презирали шпанку и смотрели на этих людей свысока, называя их "от сохи взятые на время". Если иваны ощущали себя чем-то вроде элитного криминального ордена и имели своеобразную солидарность, как и храпы, пытавшиеся прибиться к криминальному миру, то шпанки были разобщены, не ощущали единства и не могли противостоять давлению более дерзких, хотя и малочисленных иванцов. Именно шпанки выполняли самые тяжелые каторжные работы, в то время как иваны старались занять самые выгодные места. Вплоть до конца XIX века каторжане часто работали на рудниках и в некоторых сибирских шахтах и заводах. Однако позднее эта практика была прекращена. Запретные слова и действия Вопреки распространенным представлениям о криминальном мире, в дореволюционных каторжных тюрьмах за словами следили не слишком строго. Ругань и матерные перебранки между каторжанами были в порядке вещей и не приводили к серьезным последствиям.

Якубович вспоминал: Самая страшная перебранка для них в сущности не что иное, как пустое словопрение, своего рода артистический турнир. За несколько лет моего пребывания в Шелайском руднике не больше 2-3 раз пришлось мне наблюдать потасовки и мордобои, причиной которых были словесные оскорбления. Было лишь несколько оскорблений, которые могли повлечь за собой драку, а то и убийство, поэтому в перебранках и спорах они практически не употреблялись. Якубович перечислял их: Есть только два бранных слова, нередко бывающих причиной убийства: одно из них означает шпиона их обычно называли хамами — прим. Дорошевич утверждал, что такое слово есть, но только одно: Все ругательные слова русского слова на каторге только обычная приправа к разговору. Но есть одно слово, за которое режут. Это грубое, простонародное слово, в переводе на более благовоспитанный язык означающее "кокотку". Это объясняется особыми условиями каторги.

Но указать на то, что человек занимается этой профессией, назвать его этим именем — за это хватаются за ножи. В каторжных тюрьмах сформировался особый жаргон, в то время никому не понятный никому за исключением самих каторжан, но в настоящее время ставший неотъемлемой частью современного русского языка: пришить — убить, шишка — начальник, важный человек; стрелять — просить, фартовый — удачливый, везучий; баланда — похлебка. Воровство у сокамерников не считалось табу. Как правило, обворованный должен был сам разбираться со своим обидчиком в меру своих сил. Чаще всего обворовывали представителей шпанки, которые не могли за себя постоять и "арестантского закона" не знали. Коллективному избиению подлежали только не знавшие меры воришки либо покусившиеся на имущество иванов. Абсолютным табу было только "наушничество" — доносы администрации на других каторжан. В лучшем случае если доносчик просто пожаловался на кого-то, его могли сильно избить.

В худшем, если донос существенно навредил каторжанину, доносчика могли убить. Иногда в тюрьме был один арестант, оказывавший остальным сексуальные услуги по своему собственному желанию насилие в данном случае абсолютно исключалось. Как правило, эти заключенные и на воле предпочитали лиц своего пола. Гомосексуалистам обычно давали женские имена Манька, Катька, Танька и относились к ним с презрением. Вместе с тем они не были неприкасаемыми, другие каторжане не считали зазорным пользоваться их личными вещами в случае нужды. Большевик Александр Воронский встретил такого человека во Владимирской пересыльной тюрьме: Его звали Марусей: он торговал собой, зазывая ночами арестантов под нары. За "ласки" ему платили гривенниками, махоркой, чаем, сахаром, побоями. Днем он кокетничал.

Он по-женски расслабленно вихлял бедрами, заворачивал кверху полушубок, складывал "сердечком" губы, "делал глазки", смотрел в зеркальце немного больше медного пятака, слюнявил нечистую ладонь, чтобы пригладить свалявшиеся войлоком волосы.

По уставу о ссыльных 1822, созданному М. Сперанским, каторга более сближалась со ссылкой и также разделялась на бессрочную и срочную. Но для первой уже был установлен предельный срок в 20 лет, по истечении которого осужденный освобождался от работ и переходил в разряд ссыльных поселенцев. Согласно уставу, на поселение вместе со ссыльными отправляли и приговоренных к срочной каторге, отбывших срок своего наказания. Уложением 1845 каторжные работы еще более тесно соприкасались со ссылкой на поселение: была установлена срочность каторжных работ с категоричностью, неизвестной прежнему законодательству; далее, ссылка на поселение начиналась по правилу с заводских, т. Понятие о каторжных работах было более четко сформулировано как высшее после смертной казни уголовное наказание, и сообразно с тяжестью преступления они делились на работы в рудниках наиболее тяжкие , в крепостях и на заводах. По закону н. По данным за 1898, на Сахалине числилось ссыльнокаторжных и поселенцев, отбывших наказание, 16 038 мужчин и 3516 женщин.

Сталинские репрессии и каторжные работы продолжались в СССР до середины XX века, когда политический климат начал меняться. Тем не менее, наследие этих событий осталось на всю историю Советского Союза и стало символом нарушения прав человека и политического подавления. Каторжные работы в Современной России Каторжные работы в Современной России представляют собой систему трудовых работ, осуществляемых под присмотром и контролем правоохранительных органов. Система каторжных работ в современной России была восстановлена в 1996 году после ее отмены в 1956 году. В Современной России основным местом проведения каторжных работ являются исправительно-трудовые колонии и колонии-поселения. Данные учреждения предназначены для содержания осужденных лиц, которые отбывают наказание в виде лишения свободы. Основной целью применения каторжных работ в Современной России является реабилитация осужденных лиц и их социализация через приобретение новых навыков и профессиональных компетенций. В ходе каторжных работ осужденные выполняют различные виды работ, включая строительство, сельское хозяйство, промышленное производство и др. Задачи и объемы работ зависят от характера преступления и назначенного наказания. Каторжная система в Современной России также призвана обеспечивать экономическую выгоду для государства. Осужденные предоставляют свою рабочую силу в обмен на существование в колонии. Таким образом, каторжные работы способствуют поддержанию экономической активности и улучшению производительности. Однако система каторжных работ в Современной России вызывает обсуждение и критику среди правозащитных организаций и общественности. Основные критики указывают на возможность нарушения прав осужденных лиц, а также на недостаточную эффективность системы реабилитации и социализации. В заключение, каторжные работы в Современной России остаются важным аспектом исполнения наказания и социализации осужденных лиц. Вопросы эффективности и соблюдения прав осужденных требуют дальнейшего обсуждения и совершенствования системы каторжных работ. Важность каторжных работ в истории Каторжные работы имеют огромное значение в истории различных стран и эпох. Они были широко применяются в разных периодах и культурах. Каторжникам приходилось выполнять тяжелую и унизительную работу в течение длительного времени. Одно из главных значений каторжных работ заключается в их воздействии на экономику и инфраструктуру. Каторжники выполняли различные работы, такие как строительство дорог, каналов, фортов, шахт и других объектов гражданского и военного назначения. Эти работы важны для развития страны и улучшения ее инфраструктуры. Второе значение каторжных работ связано с эффектом дисциплины и контроля. Каторжный труд использовался для подавления протестов и бунтов, а также для демонстрации силы и репрессий государственной власти.

Эти музеи не только выглядят прекрасно — они пользуются большой популярностью среди приезжих туристов. Китайский опыт и убедил в мысли, что, во-первых, исторические тюрьмы можно с полным правом считать объектами нашего культурного наследия, сохранять их, а во-вторых, что в России должны появиться такие же музеи, для начала хотя бы — на Нерчинской каторге. В чем отличие каторги от советских лагерей? Очень часто приходится слышать, как эти две системы пытаются сравнивать, но на самом деле это не совсем корректно. Коренное отличие между ними заключалось в том, что советская лагерная система 30-х годов ХХ века была построена фактически на «утилизации» людей. Если имперской каторгой заменяли смертную казнь совершившим тяжкие преступления, то в годы политических репрессий люди могли попасть на каторгу без всякой вины, и отправляли их туда на верную гибель. Я сам, например, вырос в Магаданской области и видел лагерные пункты, в которых находились заключенные советской эпохи. Их заставляли работать и жить практически под открытым небом — на Колыме тогда добывали золото. Зимовать зэкам приходилось в палатках при 60-градусном морозе. Кто выживет — тот выживет. На новый сезон привозили свежую «партию», и так год за годом. Что это, если не утилизация? Здесь человек не только мог приносить реальную пользу обществу. Ему обеспечивали все необходимое для жизни, давали возможность социализироваться, начать жить иначе. При этом даже отъявленным злодеям, реальным государственным преступникам давали шанс. Вспомним хотя бы того же самого Николая Чернышевского — человека, чьи воззрения носили явно революционный характер. Его не уничтожают, как поступили бы, например, в Советском Союзе.

Каторга в царской России. Как появилась?

КАТОРГА (каторжные работы), наказание за тяжкие преступления, включавшее тяжёлые принудительные работы и, как правило, строгий режим лишения свободы. В чём-то его функции выполняли каторжные работы. слово, которое ассоциируется с карательными работами, которые использовались для наказания преступников именно в России.

Вы точно человек?

Ежегодно с каторжных работ бежали сотни заключенных. каторга, или каторжные работы (от — катергон, большое гребное судно с тройным рядом вёсел; позднее такое судно стали называть галерой) — подневол. В современном уголовном законодательстве Российской Федерации такой вид наказания, как каторга либо каторжные работы, отсутствует. галера, см.). 1. Место принудительных работ для ссыльных преступников (дорев. и загр.). слово, которое ассоциируется с карательными работами, которые использовались для наказания преступников именно в России.

Что такое каторга? История русской каторги

В то время как в Российской империи каторжная система была наиболее развитой и неумолимой, она также существовала в различных формах и в других государствах. Она часто применялась к преступникам и политическим заключенным, которые были отправлены на галеры. Каторжане на галерах были вынуждены регулярно грести веслами, обеспечивая движение корабля. Работа на галерах часто была связана с жестокими условиями и очень низкой продолжительностью жизни. Великобритания В Великобритании каторжная работа была применена в колониальных землях, включая Австралию. Они были вынуждены трудиться на фермах, в шахтах и на строительстве инфраструктуры. Таким образом, каторжники помогли осваивать новые территории и развивать колонию.

До отмены рабства в 1865 году, афроамериканцы были вынуждены работать в условиях каторжного труда на плантациях и в домакинствах белых владельцев. Это было связано с тяжелыми физическими трудностями, лишениями и жестоким обращением. Даже после отмены рабства, система каторжищ продолжала существовать в виде цепного рабства и принудительных работников.

За камерой было установлено постоянное наблюдение. Выходить из нее он мог только в сопровождении конвойного.

Без разрешения тюремного начальства никто из заключенных к нему не допускался. В Александровском Заводе Чернышевским было написано несколько пьес, окончен роман Пролог пролога, последние части трилогии Рассказы из Белого зала, повесть Тихий голос и др. Дом хорошо сохранился, в одной из его комнат воссоздана обстановка, в которой жил Н. Чернышевский кровать, стол, стул, этажерка с книгами. В Кадае Потом группа прибыла в Кадаю.

Серебросвинцовый рудник был открыт здесь в 1757 году. По соседству вырос целый тюремный городок, обнесенный высокой стеной. В 1893 году на месте полусгнивших бараков выстроили новую деревянную тюрьму, а в 1906-1907 годах каменную. Здание ее сохранилось до наших дней. В Кадае, кроме мужской, имелась и женская тюрьма.

В Кадаю к Чернышевскому в августе 1866 года приезжала его жена Ольга Сократовна с восьмилетним сыном Михаилом. Здесь отбывали каторгу многие ссыльные политзаключенные, матросы броненосца Потемкин и транспорта Прут, солдаты участники революции 1905 года. Кирпичное здание Кадаинской каторжной тюрьмы хорошо сохранилось, вокруг него остатки стен тюрьмы из дикого камня. Расположено здание тюрьмы в самом центре поселка, и до конца 1990-х годов использовалось местным рудоуправлением. После ликвидации предприятия здание не эксплуатируется, небольшую его часть занимает местный Дом культуры.

Горно-Зерентуйский централ И вот мы в Горном Зерентуе.

В 1893 году на месте полусгнивших бараков выстроили новую деревянную тюрьму, а в 1906-1907 годах каменную. Здание ее сохранилось до наших дней. В Кадае, кроме мужской, имелась и женская тюрьма.

В Кадаю к Чернышевскому в августе 1866 года приезжала его жена Ольга Сократовна с восьмилетним сыном Михаилом. Здесь отбывали каторгу многие ссыльные политзаключенные, матросы броненосца Потемкин и транспорта Прут, солдаты участники революции 1905 года. Кирпичное здание Кадаинской каторжной тюрьмы хорошо сохранилось, вокруг него остатки стен тюрьмы из дикого камня. Расположено здание тюрьмы в самом центре поселка, и до конца 1990-х годов использовалось местным рудоуправлением.

После ликвидации предприятия здание не эксплуатируется, небольшую его часть занимает местный Дом культуры. Горно-Зерентуйский централ И вот мы в Горном Зерентуе. Здесь находится самый главный памятник Нерчинской каторги объект культурного наследия федерального значения здание Горно-Зерентуйского централа. Тюрьма в Горном Зерентуе была основана в 1825 году при серебросвинцовом руднике.

Первоначально это были небольшие деревянные бараки, где содержались закованные в цепи колодники. В 1889 году была построена новая каменная двухэтажная тюрьма, к зданию которой впоследствии надстроили третий этаж. До 1828 года в Горном Зерентуе содержались лишь уголовные преступники. Первыми политическими каторжанами явились декабристы Сухинов, Соловьев, Быстрицкий и Мозалевский.

Кроме декабристов в Горном Зерентуе содержались польские повстанцы, солдаты Семеновского полка, а начиная с 1890-х годов сюда стали партиями приводить участников рабочего движения, а затем первой русской революции. Были здесь и матросы с восставших военных судов Потемкин и Очаков. В советские времена здание тюрьмы было передано школе.

Нет у нас тюрем для Березовских, Лужковых, министров, прокуроров - не построили еще тюрьмы для таких крупных воров.

Будем ждать новой революции - тогда их всех просто перестреляют и вся недолга. Как же обидно будет тем, кто бегом с работы на работу При том - нелегкой работы! А ТЕ будут ту же работу выполнять, да еще и с кормежкой... Да и по правам человека не будут работать более 60 часов в неделю, как вынуждены это делать провинциалы с 4000-ой зарплатой.

Морозов Василий 1 час назад -1 Пару дней назад меня ни за что обматерили и ударили пониже носа в вагоне метро - мужик с рожей бывшего солдафона!

Как в СССР чтили Кандальный тракт и какие привилегии у блатных были на царской каторге

Они постепенно лишаются в глазах каторги своего обаяния. Их ужасная, их тираническая власть при последнем издыхании. Ослабление их власти подтверждал и Якубович: В последнее время бродягам, слышно, сломили рога. В конце XIX века администрация тюрем начала противодействовать бродягам и не допускать их на места старост. Со временем иванцов стали ссылать на Сахалин, откуда было трудно сбежать. Так их влияние в сибирских каторжных тюрьмах было подорвано, хотя и не уничтожено до конца. Ниже иванов стояли храпы. Им не хватало сил, лидерских качеств или дерзости для того, чтобы занять место иванцов, но они охотно принимали сторону сильнейшего и шли к нему в услужение. Внутри этой группы существовали небольшие подгруппы, например, поддувалы — аналог современных "шестерок". В самом низу каторжной иерархии находилась шпанка — обычные люди, попавшие на каторгу по воле случая и не являющиеся профессиональными преступниками. Шпанку описывали так: Это те крестьяне, которые "пришли" за убийство в пьяном виде во время драки на сельском празднике; это те убийцы, которые совершили преступление от голода или по крайнему невежеству; это жертвы семейных неурядиц, злосчастные мужья, не умевшие внушить к себе пылкую любовь со стороны жен, это те, кого задавило обрушившееся несчастье, кто терпеливо несет свой крест, кому не хватило силы, смелости или наглости завоевать себе положение "в тюрьме".

Это люди, которые, отбыв наказание, снова могли бы превратиться в честных, мирных, трудящихся граждан. Иваны и храпы презирали шпанку и смотрели на этих людей свысока, называя их "от сохи взятые на время". Если иваны ощущали себя чем-то вроде элитного криминального ордена и имели своеобразную солидарность, как и храпы, пытавшиеся прибиться к криминальному миру, то шпанки были разобщены, не ощущали единства и не могли противостоять давлению более дерзких, хотя и малочисленных иванцов. Именно шпанки выполняли самые тяжелые каторжные работы, в то время как иваны старались занять самые выгодные места. Вплоть до конца XIX века каторжане часто работали на рудниках и в некоторых сибирских шахтах и заводах. Однако позднее эта практика была прекращена. Запретные слова и действия Вопреки распространенным представлениям о криминальном мире, в дореволюционных каторжных тюрьмах за словами следили не слишком строго. Ругань и матерные перебранки между каторжанами были в порядке вещей и не приводили к серьезным последствиям. Якубович вспоминал: Самая страшная перебранка для них в сущности не что иное, как пустое словопрение, своего рода артистический турнир. За несколько лет моего пребывания в Шелайском руднике не больше 2-3 раз пришлось мне наблюдать потасовки и мордобои, причиной которых были словесные оскорбления.

Было лишь несколько оскорблений, которые могли повлечь за собой драку, а то и убийство, поэтому в перебранках и спорах они практически не употреблялись. Якубович перечислял их: Есть только два бранных слова, нередко бывающих причиной убийства: одно из них означает шпиона их обычно называли хамами — прим. Дорошевич утверждал, что такое слово есть, но только одно: Все ругательные слова русского слова на каторге только обычная приправа к разговору. Но есть одно слово, за которое режут. Это грубое, простонародное слово, в переводе на более благовоспитанный язык означающее "кокотку". Это объясняется особыми условиями каторги. Но указать на то, что человек занимается этой профессией, назвать его этим именем — за это хватаются за ножи. В каторжных тюрьмах сформировался особый жаргон, в то время никому не понятный никому за исключением самих каторжан, но в настоящее время ставший неотъемлемой частью современного русского языка: пришить — убить, шишка — начальник, важный человек; стрелять — просить, фартовый — удачливый, везучий; баланда — похлебка. Воровство у сокамерников не считалось табу. Как правило, обворованный должен был сам разбираться со своим обидчиком в меру своих сил.

Чаще всего обворовывали представителей шпанки, которые не могли за себя постоять и "арестантского закона" не знали. Коллективному избиению подлежали только не знавшие меры воришки либо покусившиеся на имущество иванов. Абсолютным табу было только "наушничество" — доносы администрации на других каторжан.

После многих часов варки появлявшуюся на дне котла массу белых кристаллов выгребали лопатами на деревянные лотки, там соль долго сушили, а потом готовый продукт ссыпали в мешки. Такой способ получения соли просуществовал почти до конца XIX века. Помимо трудоёмкого процесса «вымораживания» и «варки» эта технология требовала заготовки огромного количества дров и древесного угля.

Одним словом, соль доставалась слишком большим трудом и потому ценилась высоко. Летом, по понятным причинам, «вымораживание» морской воды было невозможно, поэтому каторжников отправляли в окрестную тайгу рубить лес и в специальных ямах готовить древесный уголь. К Охотску дрова сплавляли летом по реке, а в конце осени по установившемуся снежному покрову на собачьих упряжках свозили к «соляному заводу» заготовленный древесный уголь. Как только начинались сильные морозы, стартовал сам процесс получения соли. Отдельной трудностью была «заготовка» морской воды: из-за частых штормов её было непросто даже набрать, поэтому черпали вручную вёдрами, обливаясь ледяной влагой. Среди каторжников два — два с половиной века назад почти не было грамотных, так что воспоминаний об их тяжком труде не осталось.

Зато сохранились отдельные документы начала XIX века, в которых начальство Охотского завода отмечало тюремную «бухгалтерию»: сколько каторжников за плохое поведение и побеги заковано в ножные кандалы, какому количеству добавлены ручные оковы и сколько из особо «злостных» прикованы к угольной тачке. Сохранились и документы о том, как кормили каторжан в Охотске. С учётом, что цены в Охотске были в разы выше, чем в Москве и Петербурге картина привычная для Крайнего Севера и в наши дни , то этих денег на еду не хватало. Поэтому летом каторжников, свободных от цепей, иногда отправляли на лов рыбы. Однако, как докладывало начальство Охотска, каторжане, «беспрерывно находясь в казённой работе», часто не успевали заготовить достаточное количество пищи, и в результате местные власти регулярно жаловались вышестоящему руководству на «самое жалкое положение находящихся в солеваренном заводе бедных людей…» Доходило до того, что из Охотска отправляли в Якутск и Иркутск ходоков собирать «вспомосуществование» гуманитарную помощь, как бы сказали сегодня для каторжников. Сохранились и факты такой помощи.

Например, в 1813 году некий иркутский мещанин Храмков «из человеколюбия» пожертвовал охотским каторжникам 23 фунта масла и 130 швейных иголок. В том году непосредственно на Охотской солеварне работало 68 каторжников под охраной 14 солдат и 5 казаков. Ежегодно этими силами получали около 2 тысяч пудов почти 33 тонны соли, которой снабжали всё побережье Охотского моря, Камчатку и Чукотку. Однако в начале XIX века в Сибири наладили массовую добычу соли, цены на этот продукт упали и существование каторжной солеварни в далёком Охотске стало экономически невыгодным. В 1836 году власти Иркутской губернии куда в то время входило Охотское побережье со всей Камчаткой подсчитали, что пуд соли, добытый в Охотске каторжным трудом, обходится казне в 15 рублей 44 копейки, тогда как сибирская соль, привозимая на морское побережье через Якутск, стоит не дороже 8 рублей за пуд. После такой неутешительной бухгалтерии 19 сентября 1836 года вышел приказ «прекратить совершенно действие Охотского солеваренного завода».

Просуществовавшая целое столетие каторга на берегу Охотского моря была ликвидирована. Но российский Дальний Восток недолго оставался без подневольного труда заключённых — спустя всего два десятилетия новая каторга возникла на Сахалине. Каторжный уголь СахалинаОсенью 1851 года недалеко от устья Амура капитан Геннадий Невельской, глава исследовавшей эту дальневосточную реку экспедиции, заметил на одежде местного аборигена-нивха необычные застёжки, сделанные из чёрного блестящего камня. Моряки того времени, плававшие на пароходах, хорошо разбирались в угле — без сомнения застёжки были сделаны из каменного угля, при том очень качественного. Невельской тут же стал расспрашиваться «гиляков», как называли тогда русские нивхов, об этом необычном камне. Вскоре ему принесли увесистый чёрный обломок.

Мыс Погиби — самая близкая к материку часть Сахалина. И уже к началу 1852 года люди из экспедиции Невельского достигли острова по льду замерзшего пролива на собачьих упряжках и обнаружили на Сахалине огромные запасы каменного угля, выходящие прямо на поверхность. Находка имела стратегическое значение. Россия в то время активно развивала Тихоокеанский флот, приходилось платить большие деньги за уголь, покупаемый в Китае и Японии. Наиболее качественный по высокой цене закупали даже в Англии. Уголь Сахалина по качеству не уступал английскому, был куда лучше китайского и японского.

К тому же иные месторождения каменного топлива на российском Дальнем Востоке тогда были ещё не известны. Уже осенью 1853 года на Сахалине матросы со шхуны «Восток» вручную добыли первые 30 тонн угля. Сначала сахалинский уголь добывался силами военных моряков, но вскоре решено было привлечь для этих целей дальневосточных ссыльных и заключённых. Чехов в книге «Остров Сахалин» пишет: «Существует мнение, что мысль избрать это место для ссыльной колонии пришла впервые самим каторжным: будто бы некий Иван Лапшин, осуждённый за отцеубийство и отбывавший каторгу в г. Николаевске, попросил у местных властей позволения переселиться на Сахалин, и в сентябре 1858 г. В апреле 1859 г.

Маленькое село Дуэ и ныне находится на берегу Татарского пролива, здесь некогда работала самая старейшая угольная шахта Сахалина. Первые каторжники, добывавшие там уголь, работали фактически без охраны — бежать в совершенно диких краях было некуда, а казна платила им 2 копейки за каждый добытый пуд угля.

Однако в 1786 году местом каторги было решено сделать восточное побережье Австралии. Вскоре в Австралии было создано множество каторжных поселений, затем была основана каторжная тюрьма для рецидивистов с очень суровым режимом на острове Норфолк, существовавшая до 1854 года. С 1833 г. Ссылка в Австралию была прекращена в 1868 году.

Франция в 1852 году создала кайенскую каторгу во Французской Гвиане, существовавшую до 1946 года. Эту каторгу ещё называли «сухой гильотиной», так как шанс выжить там, в условиях жары, влажности и тяжёлого труда, был минимален. В Великобритании каторга англ. Zuchthaus до 1970 года. В Японии каторга в том числе пожизненная существует по сей день. В США принудительный труд каторжников применялся до 1970 года, затем был снова восстановлен в 1994 году в штате Алабама и окончательно ликвидирован в 1997 году.

Временным правительством после Февральской революции 1917 г. Для этого в ГУЛАГе были организованы каторжные отделения с установлением особо строгого режима: полная изоляция осуждённых на каторжные работы от остального лагерного контингента, содержание каторжан в отдельных зонах усиленного режима, использование каторжан на тяжёлых работах в угольных шахтах, удлинённый рабочий день. Каторжане не имели права носить «вольную» одежду и даже иметь её при себе в бараках , им выдавали спецодежду: телогрейку, бушлат, ватные брюки, шапку-ушанку, чуни с калошами. На одежде в трёх местах на спине, на брюках выше колена и на шапке-ушанке пришивались номера. В 1948 г. Доля каторжников среди заключенных была небольшой.

К июлю 1944 года в каторжных лагерях находились 5,2 тысячи человек из 1,2 млн всех заключенных лагерей и колоний. Возникновение каторги До середины XIX в. В иерархии наказаний занимала 2-е место после смертной казни. Подневольный труд в пользу государства как мера наказания известен с Древнего мира. На вечную каторгу осужденных направляли вместе с женами и детьми, но последних к каторжным работам не привлекали. Сибирь и каторга: В 3 ч.

Очерки ее генезиса, значения, истории и современного состояния. Ссылка в Сибирь. Очерк ее истории и современного положения. Минск, 1971; Политическая ссылка в Сибири. Нерчинская каторга. Новосибирск, 1993; Мошкина З.

Нерчинская политическая каторга. Вторая половина XIX в. Чита, 1998; Фархутдинов И. Сахалин, музея: ежегодник Сахалин, обл. Зуев, А. Константинов, З.

Мошкина Сопротивление и побеги Даже власти признавали, что положение политкаторжан изменилось к худшему. Так, генерал-губернатор Восточной Сибири Дмитрий Анучин в марте 1882 года в письме царю называл их жизнь «невыносимой», в том числе — из-за содержания в тюрьме с запретом работы на приисках, что ведет к помешательству. В знак протеста против ужесточения режима переведенные в тюрьму заключенные решили готовить побег. Внутри тюрьмы режим пока еще оставался относительно вольным, каторжане ходили из камеры в камеру свободно. В мае 1882 года с Карийской каторги бежали восемь заключенных, среди которых был Ипполит Мышкин, фигурант «процесса 193», ранее пытавшийся освободить из ссылки революционного идеолога Николая Чернышевского. Мышкин и его товарищ смогли добраться до Владивостока, но в итоге все восемь беглецов были пойманы и подвергнуты телесным наказаниям.

После побега режим на Каре был резко ужесточен, политкаторжан расселили по камерам разных тюрем, общение между собой им запретили, а сами камеры разделили на небольшие боксы перегородками. Политических лишили книг, теплой одежды, личного белья и права покупать продукты за свой счет. Репрессии коснулись и женского отделения, хотя никто из каторжанок не имел отношения к побегу. В ответ на угрозу применения телесных наказаний политкаторжане объявили голодовку, в которой участвовали более 50 закованных в ручные и ножные кандалы человек. Администрация каторги оказалась не готова к таким действиям и под угрозой массовой гибели заключенных пошла на уступки: на 13-й день комендант согласился вернуть осужденным белье, часть книг и теплую одежду. До этого он получил из Петербурга распоряжение каждый день докладывать о состоянии здоровья голодающих.

Вторым и неожиданным ответом политзаключенных на репрессии стало покушение народницы Марии Кутитонской на губернатора Забайкальской области Луку Ильяшевича, которого считали виновным в ограничении прав каторжников. Незадолго до этого Кутитонскую по состоянию здоровья перевели с каторги на поселение, которое она тут же самовольно покинула. Вооруженная револьвером, революционерка пришла на прием к губернатору и выстрелила в него.

Николаевске, попросил у местных властей позволения переселиться на Сахалин, и в сентябре 1858 г. В апреле 1859 г. Маленькое село Дуэ и ныне находится на берегу Татарского пролива, здесь некогда работала самая старейшая угольная шахта Сахалина. Первые каторжники, добывавшие там уголь, работали фактически без охраны — бежать в совершенно диких краях было некуда, а казна платила им 2 копейки за каждый добытый пуд угля. Труд заключённых оказался крайне выгоден: добыча одной тонны сахалинского угля в итоге стоила казне 1 рубль 25 копеек, тогда как за тонну японского угля платили свыше 20 рублей, а британский уголь стоит вообще 68 рублей. Неудивительно, что добыча угля каторжанами стала стремительно развиваться.

В 1861 году на Сахалин, несмотря на все сложности с транспортировкой, прислали вторую партию — более 80 каторжников. Официально документ назывался «Положение Комитета об устройстве каторжных работ» — предполагалось, что каторжники будут осваивать далёкий остров и добывать уголь для создававшегося Тихоокеанского флота России. Каторга должна была ускорить освоение Сахалина, который считался «ничейной землёй» и на который тогда претендовали одновременно три империи: Китай, Япония и Россия. Правительство Александра II решило использовать английский опыт; к середине XIX столетия успех заселения Австралии ссыльными и осуждёнными стал как раз очевиден. Решено было перевести на Сахалин каторжников из Иркутской губернии и Забайкалья. Но до появления Транссибирской железной дороги оставалось ещё почти 40 лет, поэтому каторжники шли на Восток пешими этапами. Путь из Москвы в Забайкалье занимал больше года и обходился государству минимум в 125 рублей на одного заключённого. Отправить каторжника из Иркутской губернии на Сахалин — больше двух тысяч вёрст только до Охотского моря — стоило ещё дороже, почти 150 рублей. За первые три года существования каторги на остров сумели доставить ещё 665 приговорённых, затем новых заключённых на Сахалин не поступало целых восемь лет: слишком дорогим, тяжёлым и долгим было пешее «этапирование» на край империи.

Сахалинская каторга при всей нужде в местном угле могла завершится, так и не начавшись, но на помощь пришёл технический прогресс XIX века. Плавучие тюрьмы для СахалинаЧерез несколько месяцев после царского указа о создании каторги на Сахалине в Египте завершилось строительство Суэцкого канала, соединившего Средиземное море с Индийским океаном. Если ранее, чтобы добраться из Петербурга или Одессы до дальневосточных берегов России, нужно было обогнуть Африку, а путь этот занимал больше полугода, то после открытия Суэцкого канала оснащённое паровой машиной судно могло дойти из Чёрного моря в Охотское за два-три месяца. Решено было наладить отправку каторжников на Сахалин из Одессы через Суэцкий канал при помощи пароходов, переделанных в плавучие тюрьмы. Первый рейс, или, как тогда говорили, «сплав» плавучей тюрьмы на Сахалин состоялся летом 1879 года. Пароход «Нижний Новгород» за 52 дня перевёз на Сахалин 569 каторжников. За следующие 20 лет на Сахалин через Египет было перевезено 22 642 заключённых мужского пола и 1838 женщин-каторжниц. Иногда вместе с ними или вслед за ними на тюремных пароходах добровольно отправлялись на каторжный остров члены их семей — за два десятилетия таковых было 1548 женщин и всего 6 мужчин. Именно эти «морские этапы» впервые в истории обеспечили массовый завоз заключённых на Дальний Восток.

Большую часть плавания до Сахалина заключённые проводили в раскалённых тропической жарой трюмах, когда пароход шёл через Красное море и Индийский океан. Доктора тюремного ведомства оставили записки с ежедневными замерами температуры и влажности воздуха в трюмах с каторжниками. Страшная жара и духота — основной мотив всех дошедших до нас воспоминаний о плавучем «этапе» на Сахалин. Бывший студент петербургской Военно-медицинской академии Борис Еллинский, получивший за революционную деятельность 20 лет каторги, плыл на Сахалин в 1894 году и позднее описал быт раскалённого трюма: «Люди пораздевались донага. Пот лил со всех ручьями, как в бане. Грудь сжимало и в глазах мутило. Казалось, что голова сейчас лопнет от боли. У многих все тело покрылось нарывами, из которых сочился гной. Это — так называемая тропическая сыпь.

Появились смертные случаи от тепловых ударов… Как только с кем-либо случался обморок, кричали часовому; он давал свисток; являлись два санитара и уносили беднягу на палубу. Большинство не возвращались уже оттуда. После я узнал, что почти все они умерли и их спустили в море зашитыми в холст». Труд в угольных шахтах по праву считался самым тяжёлым и страшным: никакой механизации не было. Петербургский журналист Влас Дорошевич в 1897 году посетил Сахалин и оставил впечатляющее описание угольных шахт, где работали каторжане. Вода просачивается, капает на вас большими, тяжёлыми, холодными каплями, руки хватаются за мокрое, холодное, скользкое, вы ползёте по чёрной жидкой грязи…» В сопровождении горного инженера Дорошевич рискнул проползти вглубь шахты, чтобы увидеть, как работают каторжане: «Словно какие-то черви, мы ползли в недрах земли по узеньким, кривым, извилистым параллелям… На четвереньках идти можно было только местами, в виде роскоши. По большей же части приходилось ползти на животе. Схватиться правой рукой за какой-нибудь выступ в стенке и притягиваться на мускулах, в левой держа свечу…— А рабочим здесь постоянно приходится лазить.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий