Википедия в биографии Юрия Гагарина сообщает, что к 50-летнему юбилею полёта Гагарина в космос были рассекречены выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели. О подвиге Юрия Алексеевича Гагарина написаны документальные повести и романы, стихотворения и песни на многих языках мира, сняты кинофильмы. Гагарин Юрий Алексеевич – первый в мире советский лётчик-космонавт, майор. Первый космический полет вызвал большой интерес во всем мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года, по документам в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (в настоящее время — Гагаринский район Смоленской области) [4] [7], то есть по месту жительства (прописки) родителей.
фотографии >>
- Юрий Гагарин — биография
- Биография Юрия Гагарина
- Юрий Гагарин: биография, личная жизнь, фото
- Юрий Гагарин — история первого полета в космос | Hi-Tech
90 лет со дня рождения Юрия Гагарина: жизнь, полёт и гибель первого космонавта Земли
Биография Гагарина Юрия Алексеевича :: | 27 марта 2018 года — полвека с момента гибели первого космонавта планеты Земля Юрия Алексеевича Гагарина. |
Гагарин, Юрий Алексеевич | Недалёко от деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области во время учебного полёта на реактивном двухместном учебно-тренировочном самолёте МиГ-15УТИ погиб Юрий Гагарин, ставший легендой при жизни. |
Гагарин Юрий | О подвиге Юрия Алексеевича Гагарина написаны документальные повести и романы, стихотворения и песни на многих языках мира, сняты кинофильмы. |
«Принял душ. Пообедал с земным аппетитом»
- Путь в Первом отряде космонавтов
- Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
- Юрий Гагарин — первый космонавт, биография, фото
- Начало летной службы
- Полет Юрия Гагарина в космос
Десять фактов из биографии Юрия Гагарина
Гагарин Юрий Алексеевич родился в маленькой деревеньке Клушино, расположенной недалеко от Смоленска. Юрий Гагарин стал не просто первым в космосе, он стал человеком, который вдохновил миллионы людей на исполнение самой смелой мечты. Жизнь Юрия Гагарина в фотографиях. Юрий Гагарин был призван в армию в 1955 году и сразу был отправлен в военно-авиационное училище имени К. Е. Ворошилова. Точно известно только то, что небо забрало своё, погиб первый космонавт нашей планеты — Юрий Алексеевич Гагарин. В своей книге Юрий Алексеевич Гагарин написал, что «был болен болезнью, которой нет названия в медицине».
Юрий Гагарин
Гагарин Юрий | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов | Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в роддоме города Гжатска. |
Гагарин Юрий | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов | Юрий Алексеевич принял участие в закладке первого куба бетона в тело станционной части плотины". |
Юрьева тень: неизвестная жизнь Гагарина | Биография Гагарина Юрия Алексеевича. |
Юрий Алексеевич Гагарин
Биография Юрия Гагарина: личная жизнь, фото, первый полет в космос, причина смерти на Юрий Алексеевич Гагарин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область, СССР — 27 марта 1968) — советский лётчик-космонавт. Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области (ныне Гагаринский район Смоленской области) в крестьянской семье.
Научил королеву пить чай по-гагарински. Удивительная история первого в мире космонавта
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в городе Гжатске Смоленской области. Юрий Алексеевич Гагарин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область, СССР — 27 марта 1968) — советский лётчик-космонавт. Новости с Юрием Гагариным. Первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин в кабине космического корабля "Восток" перед стартом. Информация о полете в космос Юрия Алексеевича Гагарина, краткая биография его и торжественная встреча героя в Москве стали новостью номер один для всего мира.
ЮРИЙ ГАГАРИН. ПОСЛЕДНИЙ МИГ. Документальный фильм.
Юрий Алексеевич Гагарин: годы жизни, биография, первый полет и причина смерти | Гагарин Борис Алексеевич, (1936 – 1975), работал на Гжатском радиоламповом заводе. |
Десять фактов из биографии Юрия Гагарина | ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН (к 50-летию первого полета человека в космос посвящается). |
Юрий Гагарин
Молодые военные произвели сильное впечатление на мальчика. Когда через Клушино начали проходить военные колонны, население приступило к эвакуации, но семья Юрия не успела своевременно собраться — деревню оккупировали немецкие солдаты. Дом Гагариных заняли вражеские войска, устроив там мастерскую. Двое взрослых и четверо детей ютились в наскоро срытой землянке, в которой было невозможно встать в полный рост. Несмотря на это, они пытались бороться, подкидывая стекло и гвозди под немецкие машины. До конца оккупации Клушино оставалось совсем недолго, когда эсэсовцы погнали на работы в Германию молодых деревенских жителей, среди которых оказались старшие брат и сестра Юрия. После освобождения деревни в 1943-м глава семейства ушёл с советскими войсками. Юра после двухлетнего перерыва снова начал ходить в школу, где вместо палочек для обучения счёту применяли патронные гильзы, а для практики чтения использовали «Боевой устав пехоты». Отец Гагарина из-за больной ноги остался в соседнем Гжатске служить нестроевым. Зато на фронте оказались сбежавшие из плена брат и сестра Юрия: Зоя служила в кавалерийской части ветеринаром, а Валентин воевал в танковых войсках. Когда в 1945 году боевые действия окончились, глава семейства перевёз в город супругу и младших сыновей.
Здесь Юру зачислили в третий класс Гжатской четырёхлетней школы при педагогическом училище. С пятого класса мальчик входил в пионерскую организацию, а также обучался в духовом оркестре, и играл в детских спектаклях. Вскоре трудолюбивого и способного подростка назначили старостой. А когда среди школьных предметов появилась физика, юный Гагарин познакомился с бывшим лётчиком Львом Беспаловым, преподававшим у них этот предмет, который сумел объяснить им суть работы летательных аппаратов. Окончив шесть классов средней школы, в 1949-м, юноша был устроен в Люберецкое ремесленное училище в Подмосковье. Ему хотелось увидеть Москву, открытки с которой он коллекционировал. В столице жил его родной дядя Савелий с семьёй. Будущий космонавт учился с полной отдачей, особенно ему полюбилось черчение. Параллельно он вместе с сокурсниками работал учеником литейщика на Люберецком заводе сельскохозяйственных машин. Но окончить ремесленное училище ему казалось недостаточно: юноша мечтал иметь диплом о высшем образовании.
Для этого ему требовалось получить полное среднее образование или техникум. Но проучился там всего год — учителя в ремесленном предложили ему пробоваться в Саратовский индустриальный техникум по направлению. Он входил в бюро комсомольского отделения учебного заведения, работал секретарём местного спортивного общества, а во время летних каникул — физруком в лагере для детдомовцев. Литейную практику молодой специалист осваивал на московских и ленинградских заводах. Но его всегда тянуло к авиации, поэтому на последнем курсе он зачислился в Саратовский аэроклуб. Юрий Гагарин в детстве Юрий Гагарин в юности Служба в авиации Окончив обучение, Юрий Гагарин был без вступительных испытаний зачислен в Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. Будущий Герой Советского Союза был убеждённым патриотом, из-за чего и предпочёл военную авиацию простым гражданским авиаперелётам и работе в сельскохозяйственной сфере. Молодому человеку хотелось быть первым во всём. Он усиленно зубрил теорию и осваивал практику. Качества, которые особо подчёркивали в нём его коллеги по космосу, — быстрая обучаемость, пунктуальность и стрессоустойчивость, — были присущи ему уже тогда.
В лётном училище его назначили помощником командира взвода. Спустя ещё два года службы ему была присвоена квалификация лётчика-истребителя. Выпускнику предлагали отправиться в хорошо обустроенные гарнизоны на юге СССР, но он, желая испытать себя, попросил направить его на Север.
Я и наточил. Мы же гербарий делаем для школы". В Москве парни не только побывали в Политехническом музее и на выставке трофейного вооружения, но и успели обезвредить вора в троллейбусе: "Юркина реакция была на высоте. Гагарин в один приём выполнил подсечку и свалил карманника. Приёмом самбо стал заворачивать руки вора за спину, сидя у него на спине. Видно, старший брат — фронтовик Валентин — научил Юрку драться. Стоявшие рядом мужики опомнились и помогли удержать карманника на полу...
Подоспел водитель троллейбуса, а двое мужчин согласились препроводить вора до милиции. Звучит как ещё одна сцена из кино, но всё правда: и как Гагара на спор прыгал с моста в реку отказаться нельзя, на кону честь компании , и как он из тех же соображений лез по отвесной церковной стене, и как состоялось его близкое знакомство с алкоголем — нашли с ребятами на станции цистерну спирта и, пока набирали "гостинцы" для отцов, напробовались сами. Гагарин гоняет на коньках, уцепившись за грузовик, ловит и продаёт раков, спасает приятеля от смерти при взрыве в немецких складах, делает первые фотоработы, подсматривая на пляже за одноклассницей, — и тот же Гагарин играет работника Балду и гайдаровского Тимура в школьных спектаклях, занимается в авиационном кружке, ухаживает за девочками и кричит на всю улицу, встретив гуляющих учителей — влюблённую парочку: "Лев Михайлович, как Олимпиада Петровна? Даже в дни, когда репетиций не было, оркестранты носили с собой мундштуки как аналог кастета: при встрече с вражескими шайками очень пригождалось музыкальное образование. Вообще говоря, у Гагарина было немало шансов погибнуть в юности: парни увлекались настоящим оружием, менялись им, ремонтировали, чистили и воронили — парабеллумы, вальтеры, браунинги, наганы. Родительские тумаки только разжигали интерес, Юра не задумываясь менялся на новые системы и умел стрелять из любого образца. Иногда такая подготовленность становится основанием для слухов о причастности к серьёзному противозаконию. Гагарину такие вещи тоже приписывались, и с ними даже связывался его "нелогичный" отъезд из Гжатска до окончания семилетки. Никаких адекватных свидетельств тому, впрочем, нет, а внезапное решение очень даже объяснимо. В войну Гагарины потеряли всё, отец, и прежде незавидного здоровья, стал инвалидом "по ногам", но продолжал плотничать.
А обучение в 8—10-х классах тем временем стало платным. Ровесники один за другим бросали школу, чтобы "получать специальность" и зарабатывать. Сидеть на шее у родителей 15-летнему Юре, как и любому тогдашнему подростку, не хотелось. Гагарин мог стать литейщиком Отправился Юра не куда-нибудь, а в Москву, но в столичные "ремеслухи" с шестью классами не принимали. Помог дядя, брат отца, который в сентябре 1949-го устроил-таки племянника в ремесленное училище — правда, не Московское, а Люберецкое, с условием поступления в школу рабочей молодёжи. И не на понятную специальность вроде токаря или слесаря, а на литейщика. Так это же формовщики и литейщики их отливали. Огненные специальности, очень нужные, и вы будете ими владеть! Завуч вспоминал: "Юра показался мне поначалу слишком хлипким, тщедушным. А вакансия оставалась единственно в литейную группу, где дым, пыль, огонь, тяжести… Вроде бы ему не по силам".
В Люберцах Гагарин провёл два года, и здесь его имя впервые попало в газету: заметка в "Заводской правде" похвалила учеников седьмого класса — Гагарина, Чугунова, Черножукова, Золотова, Напольскую и других, которые на экзаменах "первыми до установленного времени сдали работы по алгебре". После голодных лет условия в училище казались райскими: харизматичные преподаватели, красивая форма, общежитие по 15 душ в комнате , трёхразовое питание, а для литейщиков — ещё и молоко за вредность. В училище Гагарин завёл соперника по спорту, который научил его крутить "солнце" на турнике, а в вечерней школе редакторствовал в стенгазете и нравился девочкам. Друг по училищу вспоминает: "Для девочек он был Юрочкой — настолько он привлекательный был, настолько добрый, никогда никого не обидит; улыбка, сам весь как мяч-попрыгун". Позже преподаватель уже в лётном училище заметит: "У него не было такого сугубо мужского крутого характера… Бывало, ругаешь Гагарина, он опустит голову и хлопает глазами, покраснеет весь. Похвалишь его, он тоже голову опустит, чуть не плачет стоит, то есть какой-то девичий характер был у него в натуре. Было в нём что-то такое милое". На втором году группа Гагарина практиковалась на заводе; делали не что-нибудь, а архитектурное литьё для новых зданий МГУ: решётки, "ажурные колпаки" — всё вручную. Фактически это уже была профессия, и теоретически вполне можно было вернуться на родину и работать. Гагарина такой стандартный вариант не привлёк: в следующем кадре мы видим его уже в Саратове, в техникуме, где готовили мастеров-литейщиков, в том числе технологов.
Отличника Гагарина приняли без экзаменов, но в качестве теста он снова отливал чугунные ажурные решётки, удивляя мастеров: "маленький, сноровистый и сильный, с отлитыми решётками челноком сновал". Став "индустриком", Юра воевал, как все, с городскими и продолжал музыкальное образование, начатое в Люберцах: трижды в неделю трубил в оркестре. А ещё он впервые попал в планетарий, где читали лекции и показывали научное кино, и записался в физико-технический кружок, где впервые услышал о Циолковском.
Гагарин приземлился в районе деревни Смеловка Терновского района Саратовской области [1].
После своего полёта Гагарин, бывший на тот момент старшим лейтенантом , был удостоен звания майора , минуя звание капитана [3]. После своего полёта Гагарин посетил около 30 государств по приглашениям руководства этих стран, некоторые из них — два-три раза, а Канаду — четырежды. В ходе своих визитов в некоторых странах он был удостоен высших наград этих государств. Иногда он сам пилотировал самолёт [4].
В свободное время увлекался катанием на водных лыжах и коллекционированием кактусов [7]. В мае 1961 года Гагарин был назначен командиром отряда космонавтов, а в 1963 году — заместителем начальника Центра подготовки космонавтов по лётно-космической подготовке. В сентябре 1965 года начал готовиться к космическому полёту в качестве командира космического корабля «Союз». В 1968 году с отличием окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского.
Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. Гагарин был дублёром Владимира Комарова в полёте на корабле Союз-1 , полёт из-за неисправности солнечной батареи был прерван досрочно, а закончился гибелью космонавта из-за неполадок парашютной системы. Гагарин был в этой миссии дублёром Комарова.
Весьма вероятно, что если бы был жив Королёв, Гагарин был бы основным пилотом Союза-1, поскольку Королёв обещал ему полёт на корабле нового типа. Гагарин не мог самостоятельно летать на истребителе, будучи заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке и поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель. Гибель После защиты дипломной работы в академии Жуковского Ю. Гагарин приступил к лётной практике — тренировочным полётам на самолёте МиГ-15УТИ учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — «спарка».
В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта — с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным. На момент взлёта условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты в 10:30 Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу.
После этого связь с самолётом прервалась. Внешние изображения Фотография на Panoramio 56. G O Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржача Владимирской области.
Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва. Для расследования катастрофы была создана Государственная комиссия, но даже после многомесячной работы сотен специалистов комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. В результате отчёт комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. По сей день причины и обстоятельства катастрофы не являются выясненными.
Существует ряд противоречивых версий случившегося. Перед полётом в космос Гагарин составил прощальное письмо — на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом. В СССР был объявлен общенациональный траур.
Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в связи со смертью человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства. Урны с прахом Гагарина и Серёгина замурованы в Кремлёвскую стену. Отдельно работала комиссия КГБ, выяснявшая «по своей линии», не была ли катастрофа результатом заговора, теракта или злого умысла. С телами пилотов было сложнее — их разметало от удара машины о землю, в результате которого образовалась воронка диаметром 6 м и глубиной 2,7 м.
Опознание обоих лётчиков было произведено по отдельным фрагментам тел. Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50—70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землёй и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было.
Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил. Наиболее вероятной причиной падения самолёта, согласно данным архива президента РФ, является резкий манёвр уклонения от шара-зонда, или, что менее вероятно, для предотвращения схода в верхний край облачности. Манёвр в результате привёл к попаданию самолёта в закритический режим полёта и к падению. Белоцерковского и ряда учёных По данным доктора технических наук генерал-лейтенанта С.
Белоцерковского и космонавта А. Леонова который был членом правительственной комиссии , исследования доказали: самолёт Гагарина и Серёгина перевернуло и бросило в плоский штопор воздушной волной от другого самолёта. Факторами, приведшими к трагедии, были: Плохие погодные условия нижняя кромка нижнего слоя облаков была на высоте 500—600 метров ; неточные сведения о погоде. Конструктивные недостатки самолёта — неудачные в аэродинамическом отношении два подвесных топливных бака и необходимость для инструктора катапультироваться первым.
Неудовлетворительная организация радиолокационного слежения за полётами, неисправность части оборудования. Серьёзные нарушения в планировании полётов. Белоцерковский и Н. Каманин обвиняют генерала Н.
Кузнецова в том, что в сложившихся условиях он мог и должен был отменить полёт Гагарина. Ему предстояло делать разворот со снижением, при отсутствии видимости естественного горизонта. Далее произошло какое-то неожиданное событие, которое привело к тому, что самолёт оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования. Наиболее вероятным «событиями» могли быть: Уклонение от самолёта, шар-зонда или стаи птиц; Попадание в след пролетевшего самолёта; Попадание в восходящий вертикальный поток воздуха или даже горизонтальный порыв ветра.
Могло иметь место сочетание двух каких-либо из указанных событий, а может быть, и всех трёх. С подвешенными баками допустимые перегрузки самолёта уменьшались с 8-кратных до 3-кратных. Если во время разворота со снижением возникли дополнительные факторы, то самолёт мог свалиться в штопор. Ошибочная информация о высоте облачности по сообщённой лётчикам сводке погоды, нижний край был на высоте 900 метров в сочетании с неправильными показаниями высотомера дали лётчикам неверное представление о запасе высоты и времени, которым они располагали.
Комиссия пришла к выводу, что попытка катапультироваться лётчиками не предпринималась. По мнению полковник-инженера в отставке, лётчика I класса И. Качоровского, «Серёгин, оценив обстановку, как командир экипажа даёт команду Гагарину катапультироваться. Но тот, зная, что по техническим условиям это должен первым сделать инструктор, напоминает ему об этом».
Когда, выйдя из облачности, экипаж сориентировался, катапультироваться было поздно. Эти же перегрузки являлись практически максимальными и для пилотов. По данным комиссии, экипаж находился в работоспособном состоянии, позы обоих лётчиков до конца были рабочими. Так, Гагарин левой рукой держался за ручку управления двигателем, ноги у того и другого лётчика были на педалях.
В течение нескольких секунд Гагарин и Серёгин, сохраняя чёткость согласованных действий, самым активным образом боролись за жизнь, хотя и находились под воздействием огромных перегрузок. Им не хватило 250—300 метров высоты или 2 секунды полёта. Он рассказал, что в ЛИИ им. Громова после катастрофы проводились специальные испытания аналогичного УТИ МиГ-15 то есть с подвесными баками , которые показали, что попадание этого самолёта в «струю» не приводит к сваливанию в штопор.
Наиболее вероятной причиной, приведшей к катастрофе, Степан Микоян назвал уклонение или даже столкновение с метеорологическим зондом. По утверждению начальника Центра подготовки космонавтов в 1963—1972 годах, Серёгину в те времена нездоровилось: его часто рвало и он жаловался на сердечные боли. Во время выполнения виражей Серёгину снова стало плохо, очевидно, произошёл сердечный приступ. Он расстегнул ремни кресла и ремни парашюта.
Гагарин, выполняя пилотаж, не сразу заметил состояние инструктора. Тело Серёгина, перемещаясь по кабине, сдвинуло из нейтрали органы управления и это заблокировало некоторые из них. Бросать друга в беде и сразу катапультироваться Юрий не стал. Боролся до конца и почти 10 минут ходил кругами над Новосёлово, пытаясь эволюциями самолёта привести в чувство Серёгина, а когда шансов на спасение не осталось — погиб вместе с ним.
«Поехали!»
- «Поехали!»
- Please wait while your request is being verified...
- Юрий Алексеевич Гагарин
- Научил королеву пить чай по-гагарински. Удивительная история первого в мире космонавта
Гагарин Юрий Алексеевич
Юрий Гагарин во время вестибулярной тренировки в Центре подготовки космонавтов. Юрий Алексеевич Гагарин – советский летчик-космонавт, герой Советского Союза. Юрий Алексеевич Гагарин – советский летчик-космонавт, герой Советского Союза. Юрий Гагарин вел большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, членом ЦК ВЛКСМ, президентом Общества советско-кубинской дружбы. Биография Гагарина Юрия Алексеевича, совершившего первый полет в космос, фото, личная жизнь, семья и дети, причина смерти.
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
Травмы оказались довольно серьезными, будущий космонавт целый месяц провел в больнице. Освоение профессии в авиационном училище давалась молодому человеку легко. Однако он никак не мог справиться с посадкой самолета. Получалось очень неуверенно. Руководство приняло решение отчислить Юрия Алексеевича за профнепригодность, но в последний момент передумало. Изучив вопрос подробнее, инструкторы поняли, что всему виной маленький рост Гагарина: был чуть выше 155 сантиметров. После переоборудования кресла, летчик идеально справился с задачей. Гагарин — курсант Саратовского аэроклуба, 1955 г. В 1957 году Юрий Алексеевич завершил образование. Еще в течение 2-х с лишним лет молодой человек служил в истребительной авиации.
После выпуска у него было больше 250 часов опыта самостоятельных полетов. К моменту, когда произошла судьбоносная встреча Гагарина и команды, ответственной за разработку космической кампании, Юрий Алексеевич был старшим лейтенантом, военным летчиком 3-го класса. Подготовка к отправке в космос В 1959 году руководство Советского Союза приняло решение о скорейшем развертывании космической программы. Полет человека за пределы земной атмосферы стал первым шагом на пути к решению масштабного вопроса. Постановлением властей было приказано отобрать 20 кандидатов для первого космического полета. Узнав о программе, Гагарин одним из многих подал рапорт, где просил зачислить его в список кандидатов. Отбор проходил в Москве. Юрий Алексеевич отправился в столицу. До момента включения в перечень будущих космонавтов, Гагарин прошел несколько медкомиссий, его исследовали психологи.
Единогласно специалиста признали мужчину годным для космических войск. После оценки личности, Юрий Алексеевич получил довольно лестную характеристику. В 1960 году советское руководство приказало создать отдельную военную часть, на территории которой будет проходить подготовка личного состава для полета в открытый космос. Юрий Гагарин не был единственным кандидатом. Кроме него в список вошло еще 19 человек. Все так или иначе имели отношение к военной авиации. По мнению Королева и его коллег-конструкторов, они как нельзя лучше подходили для реализации космической программы. Потому как у них был опыт перегрузок, летчики были подкованы в технической части, умели пилотировать воздушные суда. Гагарин на физзарядке Большую роль отводили здоровью кандидатов.
У потенциальных космонавтов не могло быть заболеваний. На кону стояло слишком многое. Кроме того, комиссия обращала внимание на социальное происхождение кандидата, его политическую позицию, членство в партии. Некоторые критерии отбора были чисто физиологическими. По мнению конструкторов, летчик, космонавт не мог быть выше 170 сантиметров, весом более 70 килограммов. Такие жесткие выкладки диктовали особенности конструкции ракеты. Больше она бы скорее всего не выдержала. Рисковать инженеры не хотели. Они намеревались действовать наверняка.
Обучать летчиков начали практически сразу. Подготовка проходила в городе Жуковский Московской области. Инструктором и наставников будущих космонавтов был знаменитый летчик-испытатель М. Интересно: Именно Марк Галлай стал автором одной короткой фразы, которая вошла в историю — «поехали». Мужчина произносил ее всякий раз, как очередной кандидат влезал в кабину ракеты-симулятора и был готов заниматься на тренажере.
Официальное расследование: причины Официальное расследование аварии показало, что Гагарин сманеврировал, чтобы избежать столкновения с птицей или метеозондом. Резкий маневр вызвал сваливание самолета в штопор, для выхода из которого не хватило высоты.
Всего каких-то 200 метров. Многие авиационные специалисты считали этот вывод неправдоподобным, и слухи о причинах крушения циркулировали в обществе самые невероятные: от алкогольного опьянения пилотов до столкновения с неопознанным летающим объектом. Между этими двумя крайностями были версии о разгерметизации кабины и гипоксии пилотов, ошибки пилотирования, диверсии или саботаж по политическим причинам, и много чего еще. За прошедшие десятилетия было выдвинуто множество теорий, от технических до конспиративных. Основной причиной возникновения и распространения таких слухов стала секретность отчета. Отчет, над составлением которого работало четыре подкомиссии, никогда не был опубликован. Официальные власти впоследствии опровергали некоторые версии катастрофы, получившие широкое распространение.
Так, были опровергнуты данные о возможном опьянении или гипоксии пилотов. Исключена версия технической неисправности самолета и столкновения с птицей или метеозондом. Расследования, проведенные непосредственно после крушения самолета, также исключили саботаж. Из документов, рассекреченных в 2003 году, видно, что сотрудники КГБ подозревали авиадиспетчеров и метеорологов. Якобы из-за неточных или несвоевременных сведений о метеорологической обстановке в зоне полетов пилоты полагали, что нижняя граница облачности значительно выше, чем в реальности. Поэтому им не хватило времени и высоты для вывода самолета из штопора. Эта версия впоследствии тоже была опровергнута.
Версия Алексея Леонова Среди всех конспирологических теорий о причинах гибели Гагарина особое место занимает версия, озвученная Алексеем Леоновым. Он изложил ее в эфире телеканала RT 11 июня 2013 года. Алексей Леонов, как и Герман Титов, входил в комиссию по расследованию злополучного происшествия, оборвавшего годы жизни Юрия Гагарина. В день катастрофы Леонов находился на аэродроме и утверждает, что слышал вдалеке два громких удара с интервалом примерно в полторы-две секунды. По мнению Леонова, первым громким ударом был звук реактивного самолета, преодолевающего звуковой барьер. Второй удар был вызван крушением самолета Гагарина и Серегина. Согласно этой версии, в зоне полетов МиГа-15 пролетел еще один, более тяжелый самолет, Су-15, который по неизвестной причине пролетел намного ниже запланированной высоты полета.
Нарушение процедуры испытательного полета пилотом Су-15 и привело к катастрофе МиГа. В условиях густой облачности и минимальной видимости оба самолета оказались в опасной близости друг к другу. В такой ситуации шансов спастись у пилотов не было. Леонов утверждает, что одной из причин сокрытия правды о произошедшем был страх, что подобные нарушения в режимах испытательных полетов в непосредственной близости от Москвы могут повлечь принятие строгих мер к руководству ВВС со стороны властей. Алексей Леонов отказался назвать имя летчика-испытателя, пилотировавшего Су-15 в день катастрофы гагаринского истребителя, ссылаясь на возраст и плохое состояние здоровья предполагаемого виновника крушения МиГа. О пилоте Леонов сказал: "Он хороший летчик-испытатель. Это ничего не исправит".
Эту версию причины крушения самолета и гибели Гагарина и Серегина категорически отвергает член Правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы профессор Арсений Миронов. Он неоднократно публиковал опровержения версии летчика-космонавта Алексея Леонова в специализированных авиационных журналах, но широкая публика их не читает. Миронов располагает документальными подтверждениями непричастности жуковского летчика-испытателя к катастрофе истребителя, пилотируемого Гагариным. При расследовании были изучены журнал регистрации полетных листов аэродрома. В момент крушения МиГ-15 ни одного Су в воздухе не было. Государственная комиссия при расследовании причин обнаружила много других факторов, которые могли стать причиной катастрофы. Но в те годы о них умолчали.
Очевидно, правда была такова, что полетели бы не только погоны, но, возможно, и головы. Поэтому в ней не был заинтересован никто. Уже сам факт того, что на имя Брежнева члены отряда космонавтов написали письмо с обвинениями членов комиссии по расследованию в попытке очернить погибших летчиков Гагарина и Серегина, говорит о многом. Арсений Миронов утверждает, что к катастрофе истребителя привела цепочка нарушений как в организации полетов и обслуживании самолета, так и ошибки пилотирования, допущенные экипажем. Гибель первого летчика-космонавта положила конец и карьере Валентины Терешковой. Ей категорически запретили и полеты на самолетах, и последующие космические полеты.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 апреля 1961 года за героический подвиг — первый полёт в космос, прославивший нашу социалистическую родину, за проявленные мужество, отвагу, бесстрашие и беззаветное служение советскому народу, делу коммунизма, делу прогресса всего человечества майору Гагарину Юрию Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С 20 декабря 1963 года был заместителем начальника ЦПК по лётно-космической подготовке и начальником отдела лётно-космической подготовки. С 14 марта 1966 года до своей гибели вновь был заместителем начальника ЦПК по лётно-космической подготовке. С сентября 1965 по апрель 1967 года проходил подготовку по программе «Стыковка» к полёту в качестве командира активного КК «Союз» в составе 2-го экипажа. Во время старта КК «Союз-1» 23 апреля 1967 года был дублёром пилота корабля В. Темой его дипломного проекта был космический корабль многоразового использования. С миссией мира и дружбы он посетил многие страны. Самолёт упал в лес вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Экипаж в составе полковника Ю. Гагарина и командира учебного полка Центра подготовки космонавтов Героя Советского Союза полковника-инженера В. Серёгина погиб. Урны с прахом Ю. Гагарина и В. Серёгина захоронены в Кремлёвской стене на Красной площади в городе Москве.
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. День авиации и космонавтики — международный праздник, который отмечают 12 апреля. Это особенный день в истории человечества — день, когда впервые космос покорился человеку. Настоящий триумф науки и всех тех, кто сопричастен космической отрасли! Первооткрывателем, проложившим путь к звёздам, стал советский лётчик — Юрий Гагарин. Его имя знает даже сейчас каждый школьник, но есть много любопытных фактов в его биографии, которые никогда не были достоянием общественности. Всё, что лежит на поверхности: добродушное открытое лицо и его искренняя улыбка. Таким Гагарина до сих пор помнит мир. Автор культовой фразы «Поехали! Юрий Гагарин в детстве и юности. Родился будущий космонавт 9 марта 1934 года в обычной советской семье сельских тружеников, в Смоленской области. Маленький городок Гжатск сейчас носит его имя. После того, как Юрий окончил школу в своём родном городе, он поступает в ремесленное училище, на специальность формовщик—литейщик. После окончания этого учебного заведения, он решает поступать на учёбу в индустриальный техникум. В эти годы Гагарин страстно увлёкся авиацией, стал посещать Саратовский аэроклуб. Юрий Гагарин мечтал о небе. Летом 1955 года Гагарин заканчивает техникум с отличием. Через месяц ему посчастливилось осуществить свою давнюю мечту - совершить свой первый самостоятельный полёт на самолёте ЯК-18. В том же году Юрия призвали на службу в рядах Советской армии. Служить он стал в городе Оренбург. Там он поступил в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище лётчиков имени К. Валентина Гагарина.