Миссия NASA «Артемида-1» передала на Землю первые снимки из космоса.
Артемида Капитолийская: что происходит с американской лунной программой?
Для астронавта Канадского космического агентства CSA Хансена этот полёт станет первым в карьере, сообщает "Интерфакс". Первая миссия программы Artemis 1 "Артемида-1" была осуществлена в конце прошлого года - 16 ноября сверхтяжёлая ракета SLS вывела на орбиту непилотируемый корабль Orion, который в течение 25 суток дважды совершил облет Луны, приближаясь к ее поверхности на расстояние около 130 км. Кроме того, он провел шесть дней на дальней ретроградной орбите вокруг Луны. В капсуле летали три манекена, которые использовались, в частности, для отслеживания условий полета и уровня радиации.
Orion состоит из капсулы экипажа и служебного модуля.
Впрочем, инженеры всё ещё надеются, что сумеют реанимировать его двигательную установку, что позволит со временем выполнить научные задачи миссии. Кубсат LunIR вышел на связь, но его сигнал оказался слабее, чем предполагалось. Когда люди вернутся на Луну? Итак, SLS и Orion продемонстрировали свою «профпригодность».
Когда же нам ожидать обещанного возвращения людей на Луну? По концепции она напоминает знаменитый полёт Apollo 8, осуществлённый под Рождество 1968 года. В ходе миссии Artemis II корабль Orion, на борту которого будут четыре астронавта трое от NASA и один от Канадского космического агентства , облетит Луну по траектории свободного возврата и затем спустится на Землю. В общей сложности полёт продлится десять дней. Но при всём желании экипаж Artemis II не оставит отпечатки своих ног в реголите.
Да, Orion может доставить людей к Луне. Но чтобы добраться до её поверхности, нужен отдельный спускаемый аппарат, аналогичный лунному модулю Apollo. Им станет Starship HLS — модификация корабля Starship, предназначенная для доставки людей и грузов на Луну принципиальное отличие от базовой версии — отсутствие теплозащиты. Starship HLS будет выводиться на околоземную орбиту, дозаправляться прямо в космосе и затем лететь к Луне. Там он состыкуется с космическим кораблём Orion или с окололунной станцией Gateway , после чего астронавты перейдут на его борт и затем высадятся на Луну.
Примерно так выглядит план миссии Artemis III. В её ходе Orion доставит на южный полюс Луны двух астронавтов, которые проведут там несколько дней. NASA подчёркивает, что одним из участников высадки станет первая женщина на Луне. Пока что миссия Artemis III назначена на 2025 год. Впрочем, уже сейчас очевидно, что NASA вряд ли удастся выдержать эту дату.
Несмотря на ряд эффектных атмосферных тестов, на счету Starship пока что нет орбитальных полётов. Даже если такой полёт состоится в ближайшее время и завершится успехом, маловероятно, что к 2025 году SpaceX успеет довести новый корабль до ума, создаст его отдельную лунную модификацию и проведёт необходимое беспилотное испытание с посадкой на Луну. Скорее всего, дата запуска Artemis III сдвинется ещё как минимум на несколько лет. Недавно NASA решило подстраховаться. Осенью 2022 года организация объявила о запуске конкурса, победитель которого получит право построить второй спускаемый аппарат для нужд программы Artemis.
Так что, если с одним из них возникнут проблемы или его строительство слишком затянется, у NASA останется резервный вариант. В прошлом подобная тактика была с успехом опробована при создании частных кораблей для доставки людей на МКС. Корабль CST-100 Starliner от компании Boeing, считавшийся заочным лидером состязания, до сих пор не отправил ни одного человека в космос, а вот Crew Dragon уже несколько лет с успехом летает, возя на орбиту как астронавтов NASA, так и частных клиентов. Создание двух конкурирующих лунных аппаратов было изначальным намерением NASA. Однако из-за финансовых ограничений организация не смогла сразу получить необходимые деньги и потом ограничилась лишь одним контрактом для SpaceX, предложившей наименьшую цену.
Более того, это решение спровоцировало скандал.
В процессе работы инженеры искали пустоты в линиях скрепления, а также измерили ступеньки и зазоры между блоками. Промежутки были заполнены специальным клейким материалом. После установки и проверки системы тепловой защиты инженеры и техники подвергли теплозащитный экран испытанию тепловым циклом. Это гарантирует, что блоки правильно склеены и будут работать должным образом, когда они будут подвергаться воздействию экстремальных температур во время миссии.
Затем теплозащитный экран покрыли белой эпоксидной краской. Для рассеяния поверхностных электрических зарядов и поддержания приемлемой температуры сверху нанесена алюминизированная лента. Такая серьезная подготовка не случайна. Это почти в два раза меньше, чем на поверхности Солнца. Специалисты НАСА перед полетом провели более тысячи тестов в специальной установке, которая имитирует вход в атмосферу, но точно понять будет ли щит работать правильно можно будет только во время и после посадки.
Тепловой щит «Ориона». Приземление посадочного модуля для экипажа космического корабля «Орион» будут транслировать в прямом эфире на каналах НАСА и Европейского космического агентства. Комментируемая трансляция начнется в 19:00 по московскому времени. По плану , в 20:00 Европейский служебный модуль отделится от посадочной капсулы. Корабль должен войти в атмосферу в 20:20 и приземлиться около 20:40.
Что будет дальше? После того, как капсула приводнится, она останется в воде в течение двух часов, чтобы провести тест «обратной пропитки».
Как оказалось, это стало серьезной проблемой для всех остальных проектов в дальнем космосе, включая миссию космического телескопа «Джеймс Уэбб», — ресурсов системы связи перестало хватать на всех. В NASA знали, что «Артемида» нагрузит сеть дальней космической связи — агентство организовало модернизацию некоторых антенн и добавило две новые в январе 2021 года и марте 2022 года. Но времени на коммуникацию по-прежнему мало. Связи с «Джеймсом Уэббом» может не быть до 80 часов — это примерно три с половиной дня.
Ученые работающие с «Уэббом», обычно отправляют команды в обсерваторию стоимостью 10 млрд долларов примерно раз в неделю, и нерегулярные сообщения особой угрозы миссии не представляют.
США планируют обеспечить возвращение своих астронавтов на Луну в 2025 году
Ракета SLS стартовала с космодрома в США в рамках миссии "Артемида-1" | США отправили на Луну сверхтяжелую ракету SLS в рамках миссии «Артемида». |
Капсула "Орион" вернулась на Землю, "Артемида-1" завершена | Соединенные Штаты планируют обеспечить возвращение своих астронавтов на Луну в рамках программы "Артемида" (Artemis) в 2025 году. |
Миссия «Артемида», или Успеть до 2024: американский миллиардер взялся за проект по высадке на Луне
На текущий момент ключевым вопросом остается, отработают ли столь же успешно механизмы посадки «Ориона» на Землю. Художественная иллюстрация возвращения «Ориона» на Землю. После путешествия за пределы Луны на расстояние свыше 430 тыс. Это примерно в 25 раз больше скорость звука в воздухе. Основная задача финальной стадии испытательного полета — проверить, что теплозащитный экран капсулы устоит в этих экстремальных условиях, а участники будущих пилотируемых миссий будут в безопасности. Космический корабль «Орион» состоит из космической капсулы Crew Module и Европейского служебного модуля. Первая из них предназначена для размещения экипажа из шести человек, а второй — включает компоненты основного управления за пределами низкой околоземной орбиты и двигатели корабля. Строения корабля «Орион».
Защитный корпус справа и стартовый модуль слева окружают Европейский служебный модуль слева в центре и капсулу для экипажа справа в центре. Изображение : NASA Всего за 40 минут до приводнения, доставив «Орион» на Землю, Европейский служебный модуль отделится от капсулы и уйдет в верхние слои атмосферы. Управлять приземлением будут собственные двигатели модуля экипажа, а служебный компонент сгорит в атмосфере. При этом траектория финального полета служебного модуля выбрана так, чтобы он не повредил капсуле, людям и кораблям и полностью сгорел в атмосфере над Тихим океаном. После отделения от служебного модуля капсула экипажа запустит собственные двигатели и начнет опускаться в атмосферу с помощью специально разработанной для корабля техники входа. Он войдет в верхние слои земной атмосферы под пологим углом, а затем использует ее и изменение наклона капсулы, чтобы выскочить и снова «нырнуть» в нее для финального приземления. Эта техника, напоминающая камень, который отскакивает от воды при броске под правильной траекторией, поможет «Ориону» выйти на точное место посадки.
Альтернатива — традиционный вход под прямым углом, он проще, но существенно ограничивает возможности для дальнейших маневров.
Дело в том, что для заправки модуля на орбите требуется дополнительное топливо, которое может быть доставлено только при помощи «Старшипов»-заправщиков. Называлось разное количество запусков для заправки, сейчас считается, что их должно быть от 4 до 14. Вот и получается, что, для того чтобы использовать лунный посадочный модуль для миссии «Артемида», SpaceX требуется: Запустить на орбиту «Старшип», а затем вернуть его на Землю. Убедиться, что «Старшип» можно вновь запустить в короткие сроки, либо подготовить достаточное количество систем для дозаправки лунного посадочного «Старшипа». Разработать систему стыковки и передачи топлива из «Старшипа» в «Старшип» в условиях невесомости.
Либо создавать отдельный модуль «Заправочная станция». Протестировать эту систему и убедиться в ее работоспособности. Создать лунный «Старшип» с большими ногами и системой спуска космонавтов с высоты 50 метров, протестировать его посадку на неровную, неподготовленную поверхность, как на Луне. Заправить на орбите лунный посадочный «Старшип» 4—14 полетов «Старшипа»-заправщика и отправить его на орбиту Луны. Все эти задачи сами по себе очень сложны, и каждая из них — серьезный вызов для инженеров и конструкторов. Но что еще хуже, если хоть какая-то из них не будет решена, NASA придется вернуться к ситуации апреля 2021 года и вновь выбирать один из вариантов посадочного модуля.
Было бы желание Есть у программы «Артемида» и еще одна проблема — политическая. Дело в том, что на этапе президентской гонки Байден, как и прочие демократы, утверждал: космонавтика должна решать «земные», экологические проблемы. Став главой государства, он поддержал программу «Артемида», но неизвестно, будет ли он и дальше к ней благосклонен. Скорее всего, вскоре программа потребует дополнительного финансирования. Возможно, придется принимать непопулярные решения, к примеру, менять основную ракету с SLS на многопусковой вариант при помощи Falcon Heavy. Кроме уже упомянутых проблем есть еще и задержка с созданием скафандров — их тоже не успевают сделать в срок.
И абсолютно не факт, что Байден и новый глава NASA Билл Нельсон готовы убеждать Конгресс в нужности этого проекта и изыскивать под лунную миссию еще больше денег. Тревожным звоночком стало то, что Билл Нельсон, выступая в октябре на Международном астронавтическом форуме в ОАЭ, не сказал о программе «Артемида» ни слова. Все это говорит о том, что сегодня у американской лунной пилотируемой программы очень много проблем, причем как финансовых, так и технологических. И недавний перенос первого полета человека на Луну в рамках программы «Артемида» с 2024-го на 2025 год — это далеко не последнее изменение сроков.
Лунную миссию NASA задержали: агентство расследует проблему теплозащиты До сентября следующего года Миссия NASA Artemis I успешно отправила капсулу Orion вокруг Луны, но инженеры столкнулись с неожиданной проблемой: неравномерное обугливание теплозащитного экрана. Несмотря на благополучное возвращение, космическое агентство откладывает миссию Artemis II с экипажем до сентября 2025 года, чтобы выяснить причину проблемы.
Сгорело больше материала, чем ожидалось, что ставит под сомнение работоспособность теплозащитного экрана в будущих миссиях с астронавтами на борту.
Artemis I begins a new chapter in human lunar exploration. На ракете-носителе и космическом корабле установлено 24 камеры для документирования основных событий миссии, включая старт, подъем, развертывание солнечных батарей, внешние проверки ракеты, посадку и восстановление. Ожидается, что корабль также сможет прислать новые снимки Земли и Луны. Успешный запуск произошел после двух неудачных попыток в конце августа и начале сентября.
Снова перенос: NASA отложило старт миссии «Артемида 1» на 27 сентября с «резервом» на 2 октября
Затем капсула развернулась для правильной ориентации теплозащитного экрана и вошла в атмосферу Земли, после чего выпустила парашюты и приводнилась в Тихом океане в 20:40 по московскому времени недалеко от острова Гуадалупе. В ближайшее время капсулу поднимут на борт спасательного судна. О начале возвращения людей на Луну и деталях «Артемиды» можно узнать в материале «Посыльный Артемиды». Еще кое-что Единственным рукотворным памятником на Луне на сегодняшний день является «Павший астронавт» — небольшой алюминиевый человечек в скафандре, оставленный в Море Дождей на видимой стороне Луны командиром «Аполлона-15» Дэвидом Скоттом.
Вместе с ним он оставил табличку, на которой выгравированы имена 14 астронавтов и космонавтов, погибших в 60-70 года прошлого века во время полетов или испытаний.
Они были сделаны спустя девять часов после запуска, когда корабль «Орион» находился в 57 000 милях 91 732 км от нашей планеты на пути к Луне, сообщает CNN. Космический аппарат пробудет в космосе 42 дня, облетит Луну и вернется на Землю. Камеры, расположенные внутри и снаружи, запечатлеют спутник с разных ракурсов. Первый полет проходит без участия людей, но в будущем NASA планирует вернуть астронавтов на лунную поверхность. Американский миллиардер заявил, что сейчас компании нужна реорганизация, но после первоначального всплеска активности он сократит свое присутствие в Twitter, сообщает The Guardian. Сейчас он планирует круглосуточно находиться в штаб-квартире компании в Сан-Франциско, пока не урегулирует все проблемы.
После прохождения через земную атмосферу, капсула медленно опустилась на поверхность Тихого океана при помощи трех больших парашютов. В течение многих лет тысячи людей участвовали в этой миссии, которая вдохновляет мир работать вместе, чтобы достичь новых космических берегов. Космический корабль «Орион» опускается на воду при помощи трех парашютов После приводнения, капсулу «Ориона» окружили вертолеты — на ее поверхности не было ни одного видимого повреждения. Также к аппарату приплыл военный корабль «Портленд», экипаж которого долгое время тренировался вызволять тяжелый груз из воды. Но специалисты подняли корабль из воды только спустя пару часов, потому что это было необходимо для сбора данных о температуре внутри капсулы и ряда другой информации. После поднятия капсулы на борт, его перевезут в калифорнийский штат Сан-Диего для извлечения находящихся внутри манекенов со встроенными датчиками. Видео возвращения космического корабля «Орион» на Землю Читайте также: Смогут ли люди жить и работать на Луне через 10 лет? Цель миссии «Артемида-1» Собранные во время миссии «Артемида-1» данные помогут агентству NASA успешно провести другие этапы космической программы по возвращению людей на Луну.
Потрачены огромные деньги, строительство сопровождалось многолетними скандалами, но вот он, межпланетный корабль — лежит на складе, гораздо больше и тяжелее легендарного «Аполлона». И миссия «Артемида» стала чуть более реальной. Да, именно в таком порядке. Ведь изначально предполагалось построить лунную орбитальную станцию LOP-G на орбите Луны и её же использовать для посадок на лунную поверхность. Удобно же: полетели на Луну, передохнули на станции, сели в давно уже пристыкованный к ней посадочный модуль — и вперёд, бегать по лунной поверхности, втыкать флаги, говорить заранее заготовленные речи. И всё это году в 2030-м, когда станция уже будет готова. А тут внезапное правительственное требование «к 2024 году высаживаться и все силы на это бросить». В NASA пораскинули мозгами, вытащили на стол картофелины и стали тактику высадки придумывать. Но никак не получалось. Вроде можно было бы станцию LOP-G не достраивать, собрать всего пару модулей на лунной орбите и использовать хотя бы так. Но и на это времени нет. Ещё и Boeing никак не успевают ракету SLS сделать: проблемы на каждом этапе деньгами заткнуть не получается, сроки ползут, и вообще — ничего хорошего. Ракета SLS опаздывает изо всех сил, но как же мы без Boeing.
Ракета SLS стартовала с космодрома в США в рамках миссии "Артемида-1"
О начале возвращения людей на Луну и деталях «Артемиды» можно узнать в материале «Посыльный Артемиды». Еще кое-что Единственным рукотворным памятником на Луне на сегодняшний день является «Павший астронавт» — небольшой алюминиевый человечек в скафандре, оставленный в Море Дождей на видимой стороне Луны командиром «Аполлона-15» Дэвидом Скоттом. Вместе с ним он оставил табличку, на которой выгравированы имена 14 астронавтов и космонавтов, погибших в 60-70 года прошлого века во время полетов или испытаний. Этот факт полезен? Уверены, что да.
Как оказалось, это стало серьезной проблемой для всех остальных проектов в дальнем космосе, включая миссию космического телескопа «Джеймс Уэбб», — ресурсов системы связи перестало хватать на всех. В NASA знали, что «Артемида» нагрузит сеть дальней космической связи — агентство организовало модернизацию некоторых антенн и добавило две новые в январе 2021 года и марте 2022 года.
Но времени на коммуникацию по-прежнему мало. Связи с «Джеймсом Уэббом» может не быть до 80 часов — это примерно три с половиной дня. Ученые работающие с «Уэббом», обычно отправляют команды в обсерваторию стоимостью 10 млрд долларов примерно раз в неделю, и нерегулярные сообщения особой угрозы миссии не представляют.
А кто знает куда именно эти люди пойдут и где они найдут работу. Поэтому было необходимо держать их в NASA, до тех пор пока частная космонавтика не разовьется настолько, что эти инженеры останутся в США. Но гораздо важнее чисто экономический аспект этой программы. Человечество уже давно поняло, что такие грандиозные космические программы рождают огромное количество продуктов и открытий, которые потом легко находят выход на потребительский рынок. Поролон с памятью формы или эффектом памяти, очистители воздуха, пирометры, пластик для солнцезащитных очков, который почти не царапается, и даже инсулиновая помпа. Ну и та самая липучка конечно!
Все это только малая часть того, что было придумано для космоса и потом нашло свое применение в нашей жизни. Так и было решено, что программе Артемиде быть! И самое интересное, что целью этой программы в отличие от программы Аполлон, является не столько сама высадка на Луну, сколько разработка космической станции, которая позволит людям летать на Луну регулярными рейсами! Вообще это конечно звучит очень круто: «Осторожно шлюзы закрываются, следующая станция — Луна конечная! Зачем нам вообще тратить десятки миллиардов для лунной станции? И это наверное самая важная деталь этой миссии, которую надо зафиксировать. Программа Артемида призвана не просто вернуть человека на Луну, а создать там плацдарм для дальнейшего покорения космоса! Так вот в рамках программы Артемида планируется отработка не только высадки человека на Луну, а вообще разработки целой системы, для исследования дальних космических объектов. И никто даже не сомневается, что основной и финальной целью является именно Марс!
В рамках программы планируется разработка и создание целого спектра универсальных решений для дальних космических полетов и исследованию Луны и Марса! Как видите цели у программы Артемида более чем амбициозные. А для таких амбициозных цели нужен амбициозный бюджет. И вот тут возникают проблемы! Бюджет программы около 35 миллиардов долларов: на создание новой ракеты, на разработку лунной станции, скафандров и посадочных модулей. И вроде бы звучит внушительно. Но на самом деле, если сравнивать с бюджетом программы Аполлон, то становится понятно, что денег совсем немного. В 1966 году бюджет Аполлона был около 22 млрд долларов, что при пересчете на инфляцию дает около 250 млрд долларов сейчас! Ну а как же тогда все разрабатывать, спросите вы, если программа так сильно недофинансирована?
Все дело в новом подходе NASA к покорению космоса. Если в 1960-х NASA были единственными разработчиками и операторами, то есть они все делали сами, то сейчас концепция поменялась. Благодаря SpaceX и другим частным компаниям, NASA поняли, что они скорее готовы выступать как бы менторами и направляющими! Кроме того у них уже были кучи разработок оставшихся от других программ, например от Шаттла, или программы Орион! В новой ракете от Шаттла используются двигатели RS25, боковые твердотопливные ускорители, и даже центральная ступень — такой же бак, что использовался в программе Шаттл.
Через два года, в 2019-м, когда президент Дональд Трамп поставил руководителю NASA Джиму Брайденстайну задачу отправить американских астронавтов на Луну, было решено использовать наработки безымянной ресурсной программы и назвать ее «Артемида». Что изменится после подписания Трампом указа об использовании лунных ресурсов Артемида в греческой мифологии — целомудренная богиня-охотница, связанная с Луной. Ее брат — Аполлон, божество солнечное и, что для нас особенно важно, давшее имя американской лунной программе 1960-х. И раз уж эта программа оказалась успешной, то, рассудили в NASA, и названная в честь его сестры программа тоже не подкачает. Тем более что теперь на Луну предстояло отправить женщину, которым Артемида покровительствует.
А еще в группу астронавтов обязательно должен войти чернокожий, чтобы она соответствовала стандартам американской политкорректности и принципу разнообразия diversity. Срок осуществления программы «Артемида» был с самого начала выбран очень нереалистичный. Предполагалось, что менее чем за пять лет NASA успеет подготовить пилотируемый орбитальный облет Луны, начать строительство международной окололунной станции Gateway и, собственно, впервые в истории отправит женщину на Луну. Почему были заданы такие временные рамки, понятно — виной всему политика. Дональд Трамп надеялся переизбраться в 2020-м, и 2024 год пришелся бы на конец его второго срока. Если бы удалось реализовать лунную программу, то Трамп ушел бы с поста в лучах славы, а если бы реализовать проект вовремя не удалось, то это стало бы уже головной болью его преемника. А чтобы программа обошлась дешевле, использовать готовые или находящиеся в разработке технологии. Тем более что к 2019 году уже практически был готов космический корабль «Орион», изначально предназначенный для межпланетных миссий. Создание «Ориона» началось еще в 2006-м при президенте Буше-мл. Итогом этой программы должны были стать пилотируемые полеты и высадка на Луну, а затем на астероиды и Марс.
Вообще в последние десятилетия наблюдается такая тенденция: американские президенты-республиканцы затевают масштабные межпланетные проекты, а демократы больше склонны к космическим программам, нацеленным на изучение Земли, ее атмосферы и климатических изменений. Заехав в Белый дом, новый лидер меняет «космический курс» предшественника зачастую на 180 градусов. Вот и с «Созвездием» произошло именно это. Занявший президентское кресло в 2009 году Барак Обама фактически закрыл программу, сохранив лишь несколько проектов, слабо связанных друг с другом их не стали сворачивать, поскольку работы уже шли и не довести их до конца было бы неправильно. Обама предложил упростить корабль, сделав его чем-то вроде «спасательного плота» для Международной космической станции. Идея достаточно спорная, особенно если учитывать стоимость корабля.
Запущена "Артемида-1": миссия, которая проложит человечеству путь к Луне
Их в будущем можно будет применять на Луне. Системы смогут стабильно работать независимо от наличия солнечного света или внешних условий. Концепты компаний также можно будет использовать при разработке двигательных установок для космических кораблей большой дальности. Первый полет к Луне 16 ноября 2022 года космический корабль Orion в беспилотном режиме направился к Луне и пробудет на ее орбите несколько недель. Сама миссия продлится 42 дня. После этого спускаемая капсула корабля приводнится в Атлантике.
Lunar IceCube будет наносить на карту участки с водой на поверхности Луны, а также в ее экзосфере — тонком слое газа, окружающем спутник. LunaH-Map будет исследовать ранее выявленные потенциальные области льда на южном полюсе Луны. Если кубсатам удастся обнаружить воду, то инженеры NASA смогут заняться разработкой решений для производства ракетного топлива прямо на Луне. Художественное изображение спутника Lunar IceCube Фото: Государственный университет Морхеда А еще американское космическое агентство хочет отправить на орбиту Луны iPad, чтобы продемонстрировать, как голосовой помощник Alexa поможет улучшить жизнь и работу астронавтов в космосе. Например, они смогут получать доступ к информации о состоянии полета и телеметрии, к примеру, ориентации космического аппарата в пространстве, уровне подачи воды или состоянии батареи, при помощи простых голосовых команд.
Экипаж облетит вокруг Луны и вернется на Землю. Космический корабль Orion запустят с помощью ракеты-носителя Space Launch System со стартового комплекса Космического центра имени Кеннеди в штате Флорида. После этого два члена экипажа перейдут на борт ракеты и высадятся на поверхности Луны. Это позволит получить данные о глубине залегания, распределении и составе подповерхностных льдов.
А кто знает куда именно эти люди пойдут и где они найдут работу. Поэтому было необходимо держать их в NASA, до тех пор пока частная космонавтика не разовьется настолько, что эти инженеры останутся в США. Но гораздо важнее чисто экономический аспект этой программы. Человечество уже давно поняло, что такие грандиозные космические программы рождают огромное количество продуктов и открытий, которые потом легко находят выход на потребительский рынок. Поролон с памятью формы или эффектом памяти, очистители воздуха, пирометры, пластик для солнцезащитных очков, который почти не царапается, и даже инсулиновая помпа.
Ну и та самая липучка конечно! Все это только малая часть того, что было придумано для космоса и потом нашло свое применение в нашей жизни. Так и было решено, что программе Артемиде быть! И самое интересное, что целью этой программы в отличие от программы Аполлон, является не столько сама высадка на Луну, сколько разработка космической станции, которая позволит людям летать на Луну регулярными рейсами! Вообще это конечно звучит очень круто: «Осторожно шлюзы закрываются, следующая станция — Луна конечная! Зачем нам вообще тратить десятки миллиардов для лунной станции? И это наверное самая важная деталь этой миссии, которую надо зафиксировать. Программа Артемида призвана не просто вернуть человека на Луну, а создать там плацдарм для дальнейшего покорения космоса! Так вот в рамках программы Артемида планируется отработка не только высадки человека на Луну, а вообще разработки целой системы, для исследования дальних космических объектов.
И никто даже не сомневается, что основной и финальной целью является именно Марс! В рамках программы планируется разработка и создание целого спектра универсальных решений для дальних космических полетов и исследованию Луны и Марса! Как видите цели у программы Артемида более чем амбициозные. А для таких амбициозных цели нужен амбициозный бюджет. И вот тут возникают проблемы! Бюджет программы около 35 миллиардов долларов: на создание новой ракеты, на разработку лунной станции, скафандров и посадочных модулей. И вроде бы звучит внушительно. Но на самом деле, если сравнивать с бюджетом программы Аполлон, то становится понятно, что денег совсем немного. В 1966 году бюджет Аполлона был около 22 млрд долларов, что при пересчете на инфляцию дает около 250 млрд долларов сейчас!
Ну а как же тогда все разрабатывать, спросите вы, если программа так сильно недофинансирована? Все дело в новом подходе NASA к покорению космоса. Если в 1960-х NASA были единственными разработчиками и операторами, то есть они все делали сами, то сейчас концепция поменялась. Благодаря SpaceX и другим частным компаниям, NASA поняли, что они скорее готовы выступать как бы менторами и направляющими! Кроме того у них уже были кучи разработок оставшихся от других программ, например от Шаттла, или программы Орион! В новой ракете от Шаттла используются двигатели RS25, боковые твердотопливные ускорители, и даже центральная ступень — такой же бак, что использовался в программе Шаттл.
Коммандер Муникин Кампос - манекен-мужчина, ранее использовавшийся в вибрационных испытаниях Ориона. Во время полета манекен займет кресло командира, одетый в тот же скафандр, который будут носить астронавты Артемиды во время путешествия на Луну. Манекен оснащен двумя датчиками излучения и имеет дополнительные датчики под подголовником и за сиденьем для записи данных об ускорении и вибрации на протяжении всей миссии.
Манекен был назван в честь Артуро Кампоса, ключевого участника в благополучном возвращении «Аполлона-13» на Землю.
Он излучал до 9 миллионов фунтов 4,1 миллиона килограммов тяги, чтобы оторваться от стартовой площадки во Флориде и подняться в воздух, ярко прочертив ночное небо, пишет CNN. На вершине ракеты находился космический корабль «Орион» — капсула в форме мармеладки, которая отделилась от ракеты после достижения космоса. Орион предназначен для перевозки людей, но его пассажиры для этой испытательной миссии — неодушевленные существа, в том числе несколько манекенов, собирающих жизненно важные данные, чтобы помочь будущим живым экипажам. Ракета SLS израсходовала миллионы фунтов топлива, прежде чем части ракеты начали отделяться, и Орион остался летать по орбите только с одним большим двигателем.
NASA показало возможное место посадки лунной экспедиции «Артемида III»
Теперь специалистам NASA предстоит проанализировать полученные данные и в деталях подвести итоги миссии «Артемида-1», которую уже можно назвать успешной. Первая в серии миссий, которые постепенно будут становиться сложнее, "Артемида-1" позволит протестировать дальний полёт без экипажа. Из похожих букв у специалистов NASA собрать миссию «Артемида» тоже не получалось. Журнал Все о космосе, включает в себя новости космоса, космонавтики, астрономии и технологий, научные и информативные статьи посвященные космосу, документальные фильмы.
Новая лунная миссия США Артемида-1 с «фальшивыми астронавтами» вернулась на землю
«Артемиду» пытались безуспешно запустить несколько попытка старта планировалась на 29 августа, с 2-часовым стартовым окном. Собранные во время миссии «Артемида-1» данные помогут агентству NASA успешно провести другие этапы космической программы по возвращению людей на Луну. После первого пуска, нас ждет долгая тестовая миссия под названием «Артемида-1» длиной в пару месяцев. Если “Артемида 1” успешно завершит свою миссию от запуска до приводнения, “Артемида 2” будет запланирована следующей. NASA объявило о переносе миссии "Артемида III", которая должна была отправить астронавтов на Луну. США отправили на Луну сверхтяжелую ракету SLS в рамках миссии «Артемида».
К Луне и обратно. Всё о миссии Artemis I и лунных планах NASA
Миссия «Артемида-1»: Orion впервые показал видео Луны | NASA успешно запустило лунную миссию Artemis 1 («Артемида-1»), пишет |
Ракета SLS стартовала с космодрома в США в рамках миссии "Артемида-1" | На сайте NASA можно скачать 130-страничный Reference Guide, в котором подробно рассказано про строение аппарата и миссию Artemis. |
США запустили лунную миссию «Артемида-1» — Новости — Forbes Kazakhstan | Завершена миссия “Артемида-1” (англ. |
Миссия «Артемида 2024»: NASA готовит огромную ракету, чтобы доставить людей на Луну
"Артемида 1" – первая из миссий в рамках программы NASA по возвращению на Луну. летные испытания ракеты СЛС и корабля Орион пройдет уже в этом году! В NASA сообщили, что для разработки научной программы экспедиции «Артемида 3» (Artemis 3) подобрана специальная группа геологов.