Монолог Александра Усатова — бывшего священника, разочаровавшегося в служении и вере, вызвал большой резонанс. Протоиерей Александр Усатов, служивший в Ростовском кафедральном соборе в своем блоге на сайте «Сноб» признался в своей гомосексуальной ориентации и рассказал о том, почему был вынужден уйти из РПЦ и покинуть Россию. Александр Усатов 15 лет был священником, но потом утратил веру в Бога и ушел из РПЦ. Прослушать новость Остановить прослушивание Александр Усатов Александр Усатов rostovskiisandros/Instagram Уже год экс-протоиерей из Ростова-на-Дону Александр Усатов живет в Нидерландах – он сбежал из России после каминг-аута.
Вопрос радуют ли вас штраф за помощь?
- Что ни день - то расстрига: diak_kuraev — LiveJournal
- «Святых в РПЦ нет. Ни одного»
- Пандемия атеизма
- Александр Усатов - все новости, события и происшествия за сегодня на сайте «Панорама»
- Александр Дворкин: Какая книга священника Усатова заставила отречься от веры
Донская духовная семинария уволила священника-гея
Пожалуй, даже наоборот. Если бы нам пришлось выбирать одно из двух: недуг душевный или телесный, то мало бы кто решился выбрать психическую болезнь. И это естественно. Ведь при физической болезни, мы, по крайней мере, сохраняем свое самосознание, которое в случае душевной болезни помрачается или вовсе исчезает. Поэтому многие справедливо воспринимают сумасшествие как одну из самых ужасных бед, которые могут случиться с человеком. Между тем, неверие многие современные люди не причисляют к душевным недугам. А напрасно. Многие активные атеисты заканчивали жизнь полным безумием. Обезумевший Фридрих Ницше незадолго до смерти Ярким примером является знаменитый богоборец и христоборец Фридрих Ницше, который последние годы жизни провел в психиатрической лечебнице. На закате дней вдохновенный певец «сверхчеловека», объявивший всему миру, что «Бог умер», «играл на пианино локтем своей руки, пел и кричал во славу Диониса» [4] и писал друзьям письма от лица... Бога: «Мир преображен.
Бог вновь на Земле. Вы не видите, как радуются небеса? Пример Ницше не является исключением. Нередко богоборцы заканчивают жизнь если и не в психиатрической больнице, то с явными психическими отклонениями. Впрочем, даже если неверующий человек не проявляет признаков психической болезни, само неверие в существование Бога Священное Писание называет безумием: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» Пс. Богословски это утверждение легко объяснимо. Человек не имеет автономного существования ни по своему происхождению, ни по своему пребыванию в тварном мире, ни даже по своему личностному бытию. Бог — это образ, по Которому человек сотворен, и Бог же поддерживает жизненную энергию человека, питает его, дает ему возможность и силу существовать. Атеизм — это форма отсроченного самоубийства, поскольку неверующий человек отделяет себя от источника жизни, что рано или поздно приводит его к гибели. Поэтому отрицание человеком Бога можно уподобить ситуации, в которой некий больной беспомощный человек, живущий на полном иждивении своего отца, стал бы уверять окружающих в том, что он сам, своим трудом, полностью обеспечивает себя, и никакого отца у него нет, да и вообще никаких отцов в природе не существует.
Их придумали глупые боязливые дети из страха перед взрослой жизнью. Без сомнения, всякий признал бы такого человека повредившимся умом и не способным к адекватному восприятию реальности. Атеизм как слепая вера Как это ни странно звучит, но неверие — это тоже форма веры. Неверующий человек верит в то, что Бога нет, и что мир со всеми неисчислимыми законами возник и сохраняется случайно. Причем, эта вера несравнимо менее обоснована, чем вера в существование Творца и Промыслителя. Вероятность случайного появления и сохранения нашего мира настолько близка к нулю, что, по сути, этим самым нулем и является К примеру, вероятность случайного появления одной молекулы белка оценивается учеными как 10-120. Вероятность случайного образования одного гена равна 10-600 [6]. И вероятность каждого этапа возникновения изумительных гармонии и многообразия нашего мира будет выражаться в таких нереальных минусовых степенях, которые нужно еще перемножить между собой. Если же учесть, что сохранение вселенной во времени каждое новое мгновение многократно увеличивает эти фантастические степени вероятности точнее — невероятности , то мы будем вынуждены признать, что вероятность случайного появления и сохранения нашего мира настолько близка к нулю, что, по сути, этим самым нулем и является. Вся Вселенная прославляет Божественное величие.
Весь макро— и микромир — планеты, звезды, галактики, созвездия, черные дыры, белые пятна, молекулы, атомы, волны, кванты, все стихии мира — вода, огонь, земля и воздух, все указывает нам на всемогущего Творца. Весь животный и растительный мир от лишайника до баобаба, от гусеницы до антилопы, от мошки до слона, от рыбы-удильщика до орла словно бы сливается в несмолкающем хоре, прославляющем премудрого Промыслителя. И наконец, сам человек, этот венец творения, с его способностями мыслить, чувствовать и желать, с его тягой к прекрасному и справедливому, с его способностями самоопределяться порой вопреки собственной выгоде , создавать новое и при этом изнывать от неизбывной тоски по идеалу и невозможности до конца удовлетвориться какими бы то ни было материальными благами, разве не открывает нам завесу над тайной своего происхождения? Разве не являет он себя как бы зеркалом, пусть зачастую и кривым, но все же зеркалом, в котором мы можем разглядеть черты образа любящего и смиренного Бога и Спасителя? Но подобные аргументы мало кого убеждают.
Ежемесячно писал какие-то пасквили в адрес церкви. И вот сейчас мы увидели, что причина ухода была в процессах, которые происходили не в его голове, а гораздо ниже. Очевидно, что "лёгкая карьера геям" в епархии не светит. Сейчас многое стало ясно. Открылись обстоятельства тайных похождений Усатова, истории домогательств, эксцессы харрасмента. Заявление предсказуемо и долгожданно.
Это не значит, что гомосексуалисты специально засылались в церковь. Просто спецслужбы относились к ним доброжелательно, подставляли плечо для карьерного роста». Возможно, это и правда домыслы. Но вот какая история: незадолго до Нового года Священный синод без особого шума лишил сана бывшего епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана Митрофанова «за духовное падение». Ранее стало известно, что ФСБ провела обыск в питерском особняке епископа, обнаружив там наркотики и… 22-летнего Каина Монтанелли — бывшего работника гей-эскорта. Флавиан рассказал следователям, что наркотики не его, а Каина он просто пожалел как падшую душу. После чего рванул в Лондон — там у него оказалась квартира и британский паспорт. Уже из Англии епископ написал, что сбежал, поскольку ФСБ вовсю вербовала его. Геи, церковь, спецслужбы — что за адская смесь… Кстати Содомию в церковной среде обличал ещё Иван Грозный во время собора 1580 года. Громкий гей-скандал, как писал кандидат богословия Александр Мусин, произошёл в конце XIX века в Петербургской духовной академии. После коллективной жалобы студентов архимандрит Исидор Колоколов был изобличён «в педерастии». Решением обер-прокурора синода Исидора отправили в ссылку, но уже через пять лет он вернулся в столицу и стал епископом. Следы «содомской пагубы» исследователи находят и в знаменитом апокрифе о «стоянии Зои». Распространённая и не имеющая документальных подтверждений легенда гласит, что в 1955 году в Куйбышеве некая Зоя сняла со стены икону и начала с ней танцевать, пошутив, что если бог есть, то пусть её накажет. После этого Зоя окаменела и простояла недвижима несколько месяцев, пока к ней не пришёл священник Серафим и не прочёл молитвы, за что его забрали в КГБ. Согласно приводимым документам, как раз в это время живший в Куйбышеве иеромонах Серафим попал под следствие за мужеложство.
Имя оппонента священник не сообщил, но отметил, что священник носит сан -протоиерей. В марте прошлого года «доброжелатель» сообщил Усатову, что некто написал на него донос, в котором обвиняет священника в поддержке Навального, пропаганде идей оппозиции и ЛГБТ-агитации среди молодежи». На тот момент единственным решение было отказаться от сана. В прошении он отметил, что утратил веру к Богу и именно эту формулировку, по мнению Усатова, ему и не простили. Угрозы Усатов начал получать после того, как разместил на «Снобе» манифест о разочаровании и своём уходе из РПЦ. Угрозы поступали от людей, приближенных к митрополиту.
Все новости
- Что ни день - то расстрига: diak_kuraev — LiveJournal
- Погода этим летом в России будет жаркой — синоптики
- Бывший священник рассказал, как распределяются доходы внутри храма в Ростове-на-Дону
- Российский священник совершил каминг-аут и обвинил митрополита в травле: Общество: Россия:
Бывший священник рассказал, как распределяются доходы внутри храма в Ростове-на-Дону
Прослушать новость Остановить прослушивание Александр Усатов Александр Усатов rostovskiisandros/Instagram Уже год экс-протоиерей из Ростова-на-Дону Александр Усатов живет в Нидерландах – он сбежал из России после каминг-аута. Бывший ростовский священник протоиерей Александр Усатов на «Сноб» опубликовал статью, где заявил об унижении и угрозах со стороны митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, который знал о его нетрадиционной сексуальной ориентации. Главные новости Ростова и Ростовской области. Священники оценили поведение протоиерея-гея Александра Усатова. Все новости с меткой Александр Усатов за сегодня и 2016 год. Все самое интересное: последние свежие события, лента новостей за последний час Вы можете найти на страницах бывший священник РПЦ (лишен сана решением патриарха Кирилла), теолог по образованию, сторонник светского гуманизма, блогер-атеист, беженец.
Ростовский экс-священник объявил о нетрадиционной ориентации и сбежал за границу
Александр Дворкин: Унесенный Эрманом. Какая книга заставила священника Усатова отречься от веры | 3 марта 2021 - Новости Санкт-Петербурга. |
Александр Дворкин: Унесенный Эрманом. Какая книга заставила священника Усатова отречься от веры | 15 апреля в журнале «Сноб» появился монолог бывшего протоиерея и руководителя миссионерского отдела Ростовской митрополии Александра Усатова, который кроме миссионерской деятельности активно занимался катехизацией. |
Ростовский священник признался в гомосексуальности и был вынужден покинуть Россию
Протоиерей Александр Усатов, служивший в Ростовском кафедральном соборе в своем блоге на сайте «Сноб» признался в своей гомосексуальной ориентации и рассказал о том, почему был вынужден уйти из РПЦ и покинуть Россию. В Нидерланды переехал протоиерей Александр Усатов, служивший в Ростовском кафедральном соборе. Вынужденный отъезд в другую страну состоялся после того, как признавшийся в нетрадиционной ориентации протоиерей стал, по его словам, получать угрозы. usatov Опубликована работа священника Александра Усатова «Оглашение на современном этапе», подготовленная по благословению Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского.
Александр Дворкин: Унесенный Эрманом. Какая книга заставила священника Усатова отречься от веры
Протоиерей Александр Усатов. Штатный клирик Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы и руководитель духовно-просветительского центра имени святителя Димитрия Ростовского при соборном храме. Протоиерей Александр Усатов, который служил в Ростовском кафедральном соборе, на сайте «Сноб» опубликовал статью, в которой признался в своей нетрадиционной сексуальной ориентации, рассказал о. 3 марта 2021 - Новости Санкт-Петербурга -. Ростовский экс-священник объявил о нетрадиционной ориентации и сбежал за границу. Экс-протоиерей Александр Усатов рассказал, что женщины не привлекают его так, как мужчины, после чего в микроблоге Усатова. Признавшийся в гомосексуальности ростовский священнослужитель Александр Усатов рассказал новые подробности о РПЦ. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов), как и другие священники, не были в курсе ориентации протоиерея Александра Усатова, совершившего РИА Новости, 15.03.2021.
Ростовский священник признался в гомосексуальности и был вынужден покинуть Россию
Аргументы неверия Прежде всего, бросается в глаза, что аргументы Александра, направленные против самой идеи существования Бога и против Церкви, носят какой-то... В частности, когда он описывает картину церковной жизни, то сетует, что среди прихожан распространены суеверия и множество фобий вроде ИНН, чипов, кодов и т. Сопротивление священников катехизации, ложный глянец отчетности также не являются секретом, но каким образом из подобных фактов слагается отрицание существования Бога, также остается загадкой. Так же, как и ссылки на мысли и опыт некоторых западных критиков Священного Писания скорее вызывают недоумение, чем объясняют столь неожиданную метаморфозу — превращение христианского благовестника в крайнего атеиста. Когда подобный вопрос задает автор многочисленных пособий по катехизации, естественно спросить: а насколько искренен этот человек? Этот вопрос, конечно же, серьезный, но когда его задает автор многочисленных пособий по катехизации, долгие годы призывавший людей в Церковь, то естественно возникает вопрос: а насколько искренен этот человек? Ведь если он долгое время пытался проповедовать Христову веру, не разобравшись в фундаментальных вопросах этой самой веры, то возникает мысль, насколько искренно его исповедание атеизма? Не поторопился ли он с выводами и на этот раз, не является ли его атеизм просто неким подобием одежды, которая на данном этапе жизненного пути показалась ее носителю более удобной? Возможно, глубинные причины отмеченного превращения лежат в другой, не идейной плоскости.
К примеру, это могут быть неприятности в личной жизни или обиды в сфере профессиональной деятельности. Так или иначе, мы видим, что катастрофы, подобные той, которая случилась с Александром Усатовым, последнее время происходят все чаще и требуют серьезного осмысления. В вере ли мы? Стержнем церковной жизни, ее душой являются личные отношения с Богом Что касается отречения Александра Усатова, то здесь самой большой загадкой остается следующий вопрос: что держало этого человека в Церкви в течение 30 лет, из которых 15 он провел в священном сане? Ведь церковная жизнь не ограничивается участием в богослужении, исполнением молитвенного правила, знакомством со Священным Писанием, заучиванием катехизиса и видов доказательств бытия Бога. Стержнем церковной жизни, ее душой являются личные отношения с Богом, без которых всё превращается в бессмысленное участие в формальных обрядах и интеллектуальных играх. И наоборот — для человека, который привык относиться к Богу не как к отвлеченному принципу, а как к живой Личности, как к Богу Авраама, Исаака и Иакова, вся его жизнь и весь окружающий мир становятся зеркалом, отражающим Божественный лик и Божественные действия. Да, и у таких людей бывают искушения и сомнения в вере, но все они преодолеваются прежде всего с помощью опыта личного богообщения, доступного и необходимого каждому верующему человеку.
Жизнь верующего человека как бы соткана из миничудес, малых богооткровений, которые пробиваются через жизненное событие, «случайную» встречу, через слово, фразу, евангельскую цитату, через грандиозный вид живой природы или через бытовую мелочь, через мысль, звук, образ, через явные для немощного, но все же верующего сердца извещения, что молитва твоя услышана, что Бог видит тебя и помнит о тебе, в какой бы ситуации ты не находился. Именно это переживание Божественного присутствия становится основой жизни верующего человека и делает невозможным отречение от веры в Бога, поскольку невозможно отрицать то, что является основой твоей жизни. Он не может сказать о Боге: «не знаю Его», поскольку в этом случае он будет «лжец» ср. Следовательно, можно предположить, что бывший протоиерей Александр Усатов... Поэтому и отречение от веры в Бога для него не столько отречение, сколько признание, констатация факта. Зачем только нужно было столько лет притворяться? Бывший проф. ЛДА Александр Осипов В 1959 году произошел похожий случай с профессором Ленинградской духовной академии Александром Осиповым , также бывшим протоиереем и также отрекшимся не только от Церкви, но и от веры в Бога.
Вот что писал об этом игумен Никон Воробьев : «Несчастный Александр своими словами о молитве показал, что он никогда ни разу не помолился, а, следовательно, никогда и не верил в Бога. Он и отрекается не от Бога, не от христианства, а отрекается от того представления о религии, которое он имел» [3]. Впрочем, дерзнем предположить, что опыт личного общения с Богом у Александра Усатова был, но что-то заставило его этим опытом пренебречь, вменить «бывшее в небышее», представить этот опыт набором совпадений, объяснить его мнительностью и самовнушением. Печальный пример одного из ведущих священников-катехизаторов Русской Православной Церкви показывает, что у веры нет «несгораемой суммы», и ни сан, ни должность не гарантируют нам незыблемого пребывания в вере. Как говорится: «Это может случиться с каждым». Давайте же попытаемся разобраться в том, что представляет собой неверие и как нам можно избежать падения в бездну атеизма. Атеизм как... Болезнь не физическая, а душевная, но от этого она не становится менее опасной.
Пожалуй, даже наоборот. Если бы нам пришлось выбирать одно из двух: недуг душевный или телесный, то мало бы кто решился выбрать психическую болезнь. И это естественно.
С другой стороны — наиболее активные прихожане церкви — ярые гомофобы, и опираясь именно на них, РПЦ строит из себя оплот традиционной сексуальной морали, — рассказал Усатов. Главным девизом среди духовенства является «можно всё, главное — не спалиться! Если священника ловят на подобных связях, то на него тут же обрушивается весь гнев церкви. Вот только епископов-геев это не касается, их РПЦ будет защищать до последнего.
Проблемы у Александра Усатова начались после конфликта с «самым известным священником-геем в Ростовской епархии». Последнему якобы не понравилось, что Усатов общается с мальчиками, на которых тот положил глаз. Александр Усатов — На почве ревности он стал распространять обо мне лживые слухи, пугать мной митрополита и даже писать доносы в «органы». Думаю, его пугала возможность собственного разоблачения, и он старательно играл в защитника традиционных ценностей, чтобы отвести от себя подозрения. Поэтому его так бесило, что я вовсе не собирался плясать под ту же гомофобную дудочку, — написал бывший священник. После этого у Усатова испортились и отношения с митрополитом Меркурием, которому пожаловались на неудобного священника. Глава донской епархии же, по словам Усатова, очень боится скандалов, чтобы не получить «нагоняй» от патриарха Кирилла.
Поэтому любой скандал вокруг РПЦ, который может потревожить Гундяева, Иванов старается максимально купировать у себя в Донской митрополии. Меркурия, в свою очередь, окружают протоиереи-карьеристы, которые пытаются предугадать любые капризы своего шефа и зачастую перегибают палку, — рассказал Усатов. Конфликт подвиг священника на мысли о том, чтобы покинуть лоно Русской православной церкви. Александр попросту боялся, что его ориентация станет достоянием общественности и его попросту затравят. Работать Александру Усатову становилось все сложнее. Митрополит пытался постоянно поддеть или уколоть его на публичных мероприятиях. Осенью 2019 года митрополит, подкравшись сзади, отвесил мне щелбан прямо на глазах у моих коллег.
По словам бывшего протоиерея, в РПЦ, с одной стороны, все знают о существовании гей-лобби и возможности сделать легкую карьеру, «пройдя через архиерейскую постель». С другой стороны, наиболее активные прихожане церкви — ярые гомофобы, и опираясь именно на них, РПЦ строит из себя оплот традиционной сексуальной морали. Ему не понравилось, что я общаюсь с парнями, на которых он положил глаз, и на почве ревности он стал распространять обо мне лживые слухи, пугать мной митрополита и даже писать доносы в органы, — отметил бывший священник. По словам Усатова, митрополит Меркурий якобы «писал доносы в серьезные ведомства», в котором обвинял протоиерея в поддержке оппозиционера Алексей Навального и том, что преподаватель занимается ЛГБТ-агитацией среди молодежи. Позже его уволили из семинарии, а Ростовская епархия запретила его в служении на основании 25-го правила апостолов: «Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священного чина, но да не будет отлучен от общения церковного». По словам бывшего протоиерея, он получал угрозы, попросил убежища у властей Голландии и вылетел в Амстердам.
Усатов признается, что сейчас у него гармония в душе: он «спокоен, изучает языки, думает о тюльпанах и старается быть самим собой».
Усатов счёл такое решение противозаконным и обратился в прокуратуру и трудовую инспекцию. Там лишь посоветовали идти в суд. Про отъезд из России В апреле 2020 года Усатов опубликовал на сайте «Сноба» свой манифест , где рассказывал о разочаровании в РПЦ и утрате веры. После чего ему якобы поступили звонки и сообщения «от людей из ближайшего круга митрополита». Опасаясь за свою жизнь и здоровье, опальный священник достал координаты гей-активистов в Германии и Нидерландах, связался с ними, запросил убежища у голландских властей и в мае 2020 года вылетел в Амстердам. Я никому бы не пожелал того, что пережил за прошедший год. Разрыв всех связей, угроза преследования органов, оскорбления от клириков РПЦ, будто я стал «покровителем цветастых».
Было непросто и в новой стране: пришлось понервничать, ожидая решения, и пожить в лагере для беженцев», — пишет Усатов. Теперь у него всё хорошо. По словам Усатова, сейчас он живёт в своём доме с газоном и гаражом для велосипеда, изучает языки и старается быть самим собой, «чего был лишён все 30 лет пребывания в церкви». Обид ни на кого он якобы не держит, а все его мысли занимают «тюльпаны, мельницы и научные идеи». Кто такой Александр Усатов? Усатов родился в 1978 году. В 2004 году митрополитом Пантелеимоном руковоложен во диакона, в 2005 году — во пресвитера, в 2015 году возведён в сан протоиерея. С 2005 по 2008 годы возглавлял миссионерский отдел Ростовской епархии.
До 25 марта 2020 года являлся штатным клириком кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Ростова, возглавлял образовательный центр и преподавал основное богословие в Донской духовной семинарии, возглавлял духовно-просветительский центр имени святого Димитрия Ростовского при Ростовском кафедральном соборе.
Александр Дворкин: Какая книга священника Усатова заставила отречься от веры
Думаю, его пугала возможность собственного разоблачения, и он старательно играл в защитника традиционных ценностей, чтобы отвести от себя подозрения. Поэтому его так бесило, что я вовсе не собирался плясать под ту же гомофобную дудочку и изображать из себя ханжу. Этот человек красочно описал митрополиту последствия моего вольнодумства для РПЦ и карьерные риски лично для Меркурия», - написал Усатов. По словам бывшего священнослужителя, за последние годы его отношения с митрополитом «свелись к игнорированию и нескрываемому презрению».
Сам пример бывшего отца Александра показывает, что ориентация — не помеха. Но если человек решает служить страстям, то служение Богу от него ускользает.
Страстями не хвастаться надо — их надо побеждать», — сказал он «Газете. Другие же священники заявили «Газете. Ru», что придерживаются категоричного мнения о том, что геям в РПЦ не место. С такими священниками должен разбираться церковный суд», — сообщил настоятель храма св. В то же время клирик одного из столичных храмов, пожелавший остаться анонимным, сообщил, что признавшемуся в нетрадиционной ориентации человеку можно дать время на искупление греха, при условии, что тот будет соблюдать пост и строгую аскезу.
По словам Усатова, Донскому митрополиту Меркурию он признался давно, так как воспринимал его как духовного отца. Наиболее активные прихожане церкви — ярые гомофобы, и опираясь именно на них, РПЦ строит из себя оплот традиционной сексуальной морали», — написал экс-протоиерей. При этом Усатов считает, что это — лишь прикрытие, и в РПЦ на самом деле существует даже гей-лобби.
В сельских условиях приход существует за счет бабушек и еле сводит концы с концами. Хорошо, если у него сложились дружеские отношения с руководителем колхоза или иной местной организацией. Но даже в богатых приходах обычный священник может влачить нищенское существование. Так бывает, когда клирик не находит уважения у настоятеля, а доход прихода распределяет именно он», — рассказывает Александр Усатов.
Он отмечает, что выручка в сельском храме в воскресенье может составить от 2 до 10 тысяч рублей. Для сравнения, ежемесячный доход в кафедральном соборе Ростова-на-Дону — порядка 10 миллиона рублей. Сейчас всё изменилось. Священников стало очень много, а количество прихожан постоянно снижается. Среди моих учеников ни один священник не владеет мерседесом», — делится мнением Усатов. Куда уходят деньги Александр Усатов рассказывает, что настоятель храма сам решает, куда направить вырученные за крещение, венчание или отпевание средства: на покупку автомобиля для жены, на ремонт крыши храма или на иные цели. Однако в обязательные расходы входят взносы в епархию, оплата коммунальных услуг и выплата зарплаты сотрудникам и клирикам храма.
А их число в храме может превышать 100 человек. Источник — бывший ростовский священник Александр Усатов. В выгодном положении по получаемому доходу оказываются священники, которые имеют возможность дополнительного дохода. В итоге обычный священник может получать до 45 тысяч рублей», — поясняет Усатов. Многие люди работают в храмах и бесплатно. Часто с такими людьми настоятель заключает договор о работе в качестве волонтера. Но таких волонтеров недостаточно, чтобы покрыть главные позиции.
По его словам, некоторые храмы в Ростове работают на грани катастрофы. Их настоятели сокращают зарплату сотрудников или задерживают ее выплату. Иногда приходится увольнять. Но, по мнению Усатова, митрополита Меркурия это мало беспокоит. Взносы после временного ослабления продолжают расти. Также эксперт, знакомый с внутрицерковной ситуацией, замечает, что большое количество храмов в Ростове и их новое строительство увеличит конкуренцию за верующих и их пожертвования. Ведь прихожан больше не становится, а храмы вынуждены будут конкурировать между собой.
Однако источник поясняет, что от прихожан не поступает достаточно средств для покрытия всех расходов прихода. Даже «свечной» бизнес имеет значение только в том случае, если храм ежедневно посещает большое количество людей. А чем больше и значительнее храм, тем больше средств уходит на его обслуживание. Важным способом дохода собеседник считает «церковный бизнес».
Он также рассказал о своём конфликте с митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием. Из Донской духовной семинарии протоиерея уволили в марте 2020 года.
Формально Усатов сана до сих пор не лишён.
«Ориентация — не помеха»: как в РПЦ восприняли каминг-аут ростовского протоиерея
- «Святых в РПЦ нет. Ни одного»
- Мимикрия под Православие среди неохаризматиков и современных обновленцев
- Вопрос радуют ли вас штраф за помощь?
- Мимикрия под Православие среди неохаризматиков и современных обновленцев
- Пандемия атеизма
«Попы на мерседесах»: как зарабатывают церкви Ростова
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов), как и другие священники, не были в курсе нетрадиционной ориентации протоиерея Александра Усатова, совершившего каминг-аут и уехавшего в Нидерланды, сообщил РИА Новости пресс-секретарь главы Донской. Бывший клирик Ростовской и Новочеркасской епархии Александр Усатов признался, что был вынужден уйти из РПЦ из-за своей нетрадиционной сексуальной. 15 апреля в журнале «Сноб» появился монолог бывшего протоиерея и руководителя миссионерского отдела Ростовской митрополии Александра Усатова, который кроме миссионерской деятельности активно занимался катехизацией. Бывший клирик Ростовской и Новочеркасской епархии Александр Усатов признался, что был вынужден уйти из РПЦ из-за своей нетрадиционной сексуальной. Ровно год назад Усатов опубликовал свое «громкое» заявление о том, что он потерял веру и разочаровался в церкви на страницах все того же журнала «Сноб», где теперь он заявляет, что является носителем нетрадиционных ценностей. Прослушать новость Остановить прослушивание Александр Усатов Александр Усатов rostovskiisandros/Instagram Уже год экс-протоиерей из Ростова-на-Дону Александр Усатов живет в Нидерландах – он сбежал из России после каминг-аута.
Бывший священник рассказал, как распределяются доходы внутри храма в Ростове-на-Дону
Со слов Усатова зарплата диакона может составлять порядка 20 тысяч, священника — до 30 тысяч, об этом сообщает rostovgazeta. В итоге обычный священник может получать до 45 тысяч рублей, - отметил рассказчик. Напомним, Усатов был отстранен от своего поста после того, как признался в своей нетрадиционной ориентации и раскрыл несколько неприятных для епархии моментов.
Александр Усатов начинает свой текст следующими словами: «Я отдал РПЦ 30 лет своей жизни, многие годы я горел верой и стремился нести свет Христов людям. После 15 лет священнического служения я полностью разочаровался в религии и решил оставить сан священника». Мне хотелось бы начать со сходных хронологических констатаций, но, может быть, с меньшим пафосом «горел верой и стремился нести свет Христов людям». Я тоже служу в Церкви больше 30 лет. После 20 лет священнического служения с уверенностью говорю о том, что ни дня не разочаровывался в своем решении стать священником. И эта разница в подходах, мне кажется, дает право попробовать взглянуть на ситуацию, изложенную господином Усатовым, с отличающейся от его точки зрения. Не полемизировать с ним, потому что, если честно, я не вижу здесь каких-то серьезных оснований для полемики, но предложить иную перспективу.
Странствующие ренегаты Те аргументы, которые высказывает в своей статье господин Усатов, конечно, абсолютно не новы. Именно поэтому я говорю, что здесь нет почвы для дискуссии — это «хорошо забытое старое» унылого антирелигиозного агитпропа середины прошлого столетия. Если вы возьмете брошюрки и книжки против Церкви, написанные в 1950—1960-х годах, то увидите то же утомительное единообразие подходов, стиля и аргументов.
Потом мы получили достоверные сведения, что в Решме практикуется глоссолалия» 100. Свидетельства, собранные автором данного исследования, также говорят об очень тесном сотрудничестве игумена Евмения с неохаризматическим движением вплоть до причащения их адептов. Примечательно, что подобные «откровения» получали не рядовые посетители семинаров, а лишь «избранные» молодые люди, которые с точки зрения игумена Евмения могли «вместить» новое учение и принять харизматические мистические практики. На фотографиях Приложение 1 видно, что в этих беседах принимали участие клирики Решемского монастыря — иеромонахи Павел и Никита.
Последний впоследствии под влиянием игумена Евмения покинул Православную Церквь и перешел к харизматикам. Из шести постриженных игуменом Евмением клириков лишь иеромонах Павел Малков продолжает бытие в Церкви и сотрудничество с упомянутым игуменом 101. Остальные вернулись в мир 102. В конференции приняли участие 140 представителей из 34 епархий РПЦ из России, Белоруссии и Украины, среди которых — более 40 священнослужителей. Доклады представили члены «Альфа-Курса» из Великобритании, а общей организацией конференции занимался игумен Евмений Перистый. В ходе выступлений директор Теологического центра имени апостола Павла доктор богословия Грэм Томлин рассказал о создании «Альфа-Курса» в приходе лондонской церкви Святой Троицы в Бромптоне, о задачах и структуре курса, о распространении его в мире. Также было указано на опыт переживания участниками «Альфа-Курса» «воздействия Святого Духа».
После выступления западных гостей некоторые из участников конференции миссионеры РПЦ выразили свои мнения относительно возможности внедрения предлагаемого курса в Православной Церкви. Так протоиерей Алексий Куренков признал, что хотя православным пора вооружаться «передовыми миссионерскими технологиями», однако есть большие сомнения, что эту «столь отличную от православной», «откатанную» методику можно адаптировать к нашим условиям. По его мнению, «надо разработать свой «современный православный курс социального общения с неверующими» 104. Руководитель Саратовского отделения «Центра религиоведческих исследований» А. Кузьмин предостерег участников конференции об опасности использования опыта «Альфа-Курса», указывая на его связь с «еретическим учением неопятидесятнических тоталитарных сект» 105. Возникшее в начале конференции воодушевление некоторых участников конференции впоследствии сменилось скептическим отношением к актуальности данного курса. С учетом глубокого кризиса Англиканской церкви, не справляющейся с проблемой сокращения численности прихожан и слабого посещения англичанами церкви 106 , утверждения британских докладчиков об эффективности «Альфа-Курса» на Западе представляются весьма странными 107.
Вызывают также удивление факты приглашения африканских миссионеров в Англию для привлечения в Англиканскую церковь новых прихожан 108. Во время перерыва в работе конференции в фойе зарубежные гости брали у участников конференции интервью. В частности, у автора данного исследования они поинтересовались об отношении православного священника к говорению на иных языках. При этом в ответ на сомнения собравшихся миссионеров игумен Евмений заявил, что не видит никаких противопоказаний для православных в использовании «Альфа-Курса». Во время проведения указанной конференции участникам было объявлено, что миссионерскую программу представят члены Англиканской церкви, однако был скрыт тот факт, что лондонская церковь Святой Троицы Holy Trinity Brombton является общиной харизматического толка и тесно сотрудничает с МХХЦ «Роса». От православных миссионеров было скрыто и то, что в нашей стране принцип «Альфы» уже много лет используют не столько консервативные евангелические деноминации, сколько харизматики и неопятидесятники. Православное сектоведение указывает, что стремление утаивать подробности о своей деноминационной принадлежности является признаком скорее тоталитарной сектантской организации, чем традиционной инославной церкви 109.
Указанное недоразумение относительно конфессиональной принадлежности западных докладчиков возникло по той причине, что в сознании россиян консервативная Англиканская церковь никак не ассоциируется с харизматическим движением. Однако в настоящее время фактически все классические деноминации римо-католическая, пресвитерианская, епископальная англиканская и лютеранская церкви охвачены т. Второй и Третьей «волнами пятидесятничества», в результате влияния которых в указанных церквях и деноминациях на официальном уровне было признано харизматическое движение. В 1975 г. Описан случай, когда англиканский священник во время схождения на него «духа» «катался по полу и ревел, как лев» 111. Относительно мнения о консервативности англиканства можно отметить, что современная Церковь Англии значительно отличается от Англиканской церкви XIX века, с «высоким крылом» которой тогда велись серьезные переговоры о возможности присоединения к Православной Церкви. Ныне миф о существовании «консервативного англиканства» развеивается не только проникновением в него харизматических веяний, но и фактами повсеместного введения «женского священства» и рукоположения практикующих гомосексуалистов.
Альфа Курс» В числе информационных материалов, розданных организаторами конференции всем участникам, был сборник цитат православных авторов, подобранных специально по 15 темам «Альфа-курса» 112. В преамбуле к опубликованным «Рабочим материалам конференции» Приложение 5 составители пояснили, что данный сборник восполняет недостатки основного учебного пособия «Альфа-Курса» — книги Никки Гамбла «Вопросы Жизни»: поскольку для православного сознания ссылки на католических и протестантских богословов в вопросах веры могут показаться неприемлемыми, мы посчитали необходимым составить в качестве пособия к Православному «Альфа курсу» сборник цитат из православных источников: святых отцов, современных православных богословов, русских писателей и поэтов. Интересно, что в списке заявленных «православных источников» встречаются имена таких людей как В. Белинский, А. Герцен и даже пантеист Б. Игумен Евмений Перистый был первым православным священнослужителем РПЦ, который после увлечения идеями латвийского неопятидесятнического пастора Алексея Ледяева обратился к методике «Альфа-Курса» как к инструменту миссии неохаризматиков. Впоследствии именно игумен Евмений стал с готовностью делиться своим опытом «адаптации «Альфа-Курса» к православному контексту» 113 , и указанный сборник можно рассматривать как его личный опыт подобной «адаптации».
Рассмотрение структуры и методики цитирования источников указанного сборника показывает, что она почти полностью соответствует типовому «Альфа-Курсу» из 15-ти занятий в названиях глав допущены минимальные перестановки местами. По образному выражению самого игумена Евмения здесь одно и то же содержание было преподнесено в новой «упаковке». Наполнение любой инородной для Православия «формы» православным содержанием, ее «воцерковление» есть дело творческое и обусловленное особенностями склада личности составителя. Однако в данном случае возникает множество вопросов к самой методологии наполнения данной «структуры» цитатами из православных и далеко не православных авторов, а также к содержанию этих цитат. Анализ приведенных текстов показывает, что многие из них содержатся в подборке цитат Официального сайта Просветительского центра и издательства «Свет Православия» 114 , возглавляемого игуменом Евмением Перистым. Как сказано в разделе сайта «Из записной книжки православного миссионера», в этой рубрике составители предполагают «размещать цитаты разных авторов, которые так или иначе [их] зацепили». Подбором цитат занимался игумен Евмений Перистый 115 , а также упомянутый выше Андрей Горяйнов.
Одним из признаков восприятия авторами православного «Альфа-Курса» постпротестантских воззрений является их особое словоупотребление. Уже первые читатели сборника «Рабочие материалы…» были обеспокоены тем, что «вопросы «Альфа-Курса» составлены так, что они имеют для обывателя чисто протестантское звучание: «Кто такой Иисус? Достаточно вспомнить классические сектантские призывы а-ля «Иисус любит тебя! Как же быть тогда с качеством восприятия «Альфа-Курса» как миссионерской проповеди Православной Церкви? В ответ на этот вопрос игумен Евмений Перистый согласился, что протестантское мышление чаще называет Господа «Иисусом». Мы же чаще называем Господа «Христос»… Между тем, — продолжил он, — «Иисус» — это человеческое имя Господа, и мы об этом часто забываем. Иисус — краеугольный камень нашей веры и здесь ничего стыдиться не надо.
Если мы называем Господа «Иисус», то с православной точки зрения мы ничем не погрешаем. Так говорят все Евангелия: «и сказал Иисус», а не «сказал Господь Иисус» 117. Ведь изложение этой темы каждый человек все равно пропускает через себя, на том языке, на котором он привык творить молитву. Каждый из нас из глубины сердца говорит ровно на том языке, на котором говорят православные христиане. Просто потому что мы другого не знаем. В этом смысле «Альфа-Курс» застрахован от инославной экспансии, потому что мы можем читать их книги, но мы не пересказываем протестантские учебники, а говорим от своей веры, от своего сердца 118. Противоречивость такого ответа подчеркивается тем, что употребление имени «Иисус» в настоящее время совершенно нехарактерно для православного контекста.
Можно даже утверждать, что «в культурных рамках своей Церкви» православный священник не выражается подобным образом. А апелляция к евангельскому словоупотреблению имени Спасителя еще раз показывает не только оторванность от Предания Православной Церкви, но и активное желание Ему противостоять, причем следуя протестантскому принципу «назад к Писанию! В 5-й главе «Рабочих материалов…» «Зачем и как мне следует читать Библию? В указанную цитату святителя Иннокентия Андреем Горяйновым 120 намеренно введено излишнее и редукционное пояснение к термину «понять», дабы рельефнее проступила мысль о том, что Писание может «истолковать» самый простой человек. В той же 5-й теме приведены слова святителя Иоанна Златоуста о том, что «Апостолы и Пророки… преподали свое учение ясно и понятно для всех…, чтобы каждый и сам собою мог при одном чтении понять все, что говорится» 121. При таком цитировании у читателя вполне может сложиться впечатление, будто для постижения Божьего Откровения достаточно читать лишь текст Священного Писания. Приведенное мнение преподобного Симеона Нового Богослова о том, что «человек, лишенный Духа, не может понимать Писание» 122 также мало помогает далекому от Церкви читателю уяснить ответ на поставленный в заголовке вопрос: «как мне следует читать Библию?
Ведь «изъятое из потока Священного Предания Писание не может быть понято как должно никакими научными исследованиями» 123. Об использовании святоотеческих толкований как традиционном методе православной экзегезы Писания в указанной подборке цитат не нашлось ни одного высказывания. Указанный подход отражает принцип «Sola Scriptura! В главах «Что делает Дух Святой? Здесь приводятся цитаты, призванные подвести читателя к принятию мысли о том, что всякая душа, вдохновленная «от сильного стремления… к Богу становится достойной пророческого дара. И Бог отверзает душевные очи для понимания видений» святитель Василий Великий 124. Далее неподготовленному читателю рассказывается об опыте преподобного Силуана Афонского , который мог вместе с иными подвижниками утверждать о стяжании Духа Святого: «мы чувствуем Его в себе» 125.
Однако за словами этого святого стоит мистический опыт, который невозможно постичь, лишь читая об этом в вырванных из контекста цитатах. В одном из своих интервью игумен Евмений Перистый так пояснил свой взгляд на дары Духа: чтобы быть компетентным в этом вопросе, стоит внимательно изучить 14 главу Послания к Коринфянам св. Апостола Павла, где речь идет о древнем даре иных языков, который был тогда дарован всей Церкви. У нас в конспекте есть тексты игумена Агафона — нынешнего настоятеля Свято-Николо-Тихонова монастыря, который говорит, что у его духовника был такой дар. Но поскольку этот дар слишком экстравагантный, то он дается только для назидания. По словам отца Агафона, возможно, он существует и сегодня, но больше для внутренней молитвы. В современной православной практике он не принят, и понятно почему.
Православное духовное делание больше сконцентрировано на других духовных дарах: на даре покаяния, даре Божьего страха, даре любви, даре прощения. Но при этом, излагая тему духовных даров, разумеется, мы можем упомянуть о тех дарах Духа Святаго, которые упомянуты у апостола Павла 126. Из 22-х отрывков в этой главе двенадцать прямо затрагивают вопрос говорения на «иных языках». Этот неслучайный факт можно объяснить лишь убеждением составителя сборника в том, что «дар языков» не прекратился в Церкви, и доступен в наше время. Цитирование наместника Свято-Николо-Тихонова мужского монастыря Ивановской епархии игумена Агафона Чеснокова 127 было необходимо автору сборника для выражения своего убеждения чужими устами. В общении с православной молодежью игумен Евмений Перистый высказывает мысль, что дар языков, являясь православным феноменом, существовал на протяжении всей истории Церкви, и был как бы «похищен» сектантами-глоссолалами у Церкви. Чтобы восполнить такую «потерю» ему пришлось пригласить адептов МХХЦ «Роса» в свой монастырь, и вместе с ними молиться и возлагать руки на «избранных» православных людей что категорически воспрещается церковными канонами , дабы и они стали причастны этому «утерянному» дару Духа.
В 10-й теме рассматриваемого сборника приводятся «признаки присутствия Духа Святого». Некоторые из них описаны согласно учению преподобного Серафима Саровского мир и тишина, свет, сладость, радость, благоухание, теплота , хотя эти «признаки» также нуждаются в дополнительном уточнении с точки зрения православной аскетики, ведь у конкретного человека за указанными словами может стоять как благодатный опыт, так и нервно-физиологическое возбуждение, сопровождающее «прелестные состояния». Остальные фрагменты в большинстве случаев говорят об экстатических состояниях христиан, пребывающих в озарении Святого Духа. Так из учения праведного Иоанна Кронштадского о молитве приведен отрывок с описанием «ощущения в себе божественного действия»: «так что по телу вашему, как будто пробежит электричество. Это Господь посещает вас» 128. За этими словами стоит стремление прикрыть авторитетом православного святого свойственные именно неопятидесятническому движению феномены. Для сравнения можно привести следующее описание опыта «крещения духом» у неохарихматов: «Чувствовалось, будто кончики пальцев отделились, и из моей руки выходил полный заряд помазания и силы Божией; он истекал конкретно из моей руки и конкретно в ее лоб, и тогда она начала корчиться на полу…» 129.
Подобный неохаризматический опыт должен был быть «обоснован» для православного контекста, и приведенная цитата, как будто описывающая абсолютно тождественный мистический опыт праведного Иоанна Кронштадского, оказалась очень кстати. Слова преподобного Симеона Нового Богослова , которые игумен Евмений Перистый цитировал во время проведения курса «Альфа и Омега», он позже внес в «Рабочие материалы»: Человек, внутри которого свет Святого Духа, не может этого вынести, он падает обессилено на землю; он кричит в страхе и великом трепете… Он похож на того, у кого воспламенились внутренности: поглощенный огнем … он вне себя, он не может владеть собой… 130. Здесь для современных апологетов религиозного экстаза видится обоснование их бесконтрольных движений и глоссололии во время схождения на них «духа». Свой опыт «выхода из себя» они пытаются отождествить с реальным опытом восхождения до мистических высот обожения у великих святых. Однако такое отождествление гипотетично и вне рецепции духовника является прямым путем впадения в прелесть. В дважды цитируемых отрывках из книги епископа Каллиста Уэра «Личный опыт общения со Святым Духом по текстам греческих отцов » 131 приводится мнение, что «все Божьи дары, доступные христианам в апостольский век, доступны в наше время. Предположить иное — худшая из ересей, подразумевающая, что Бог как бы покинул церковь ».
Второй отрывок из этой книги также приводит в пример описание экстатического опыта подвижника: иногда человек в молитве впадает в транс «экстасис» … воздействие видения внутреннего света является таким опустошительным, что человек теряет самоконтроль: поглощенный сладостью созерцания он был более не властен над собою 132. Далее цитируется отрывок, уже прямо касающийся глоссолалии: Вспоминая излияние Духа на Пятидесятницу, Макарий говорит: «Апостолы закричали не по своей воле. Просто как флейта, когда через нее дует воздух, выдает звук, которого хочет флейтист, так же происходит и с апостолами, и с теми, кто походит на них. Когда они были «рождены свыше» Ин. Хотя в Гомилиях и нет четкого одобрения глоссолалия, очевидно, что автор или авторы понимали, что осознанное переживание Духа отмечается какими-то другими внешними проявлениями, как слезы и экстатические видения 133. Примечательно избирательное цитирование указанного источника. В приведенной выше цитате намеренно опущен отрывок текста, в котором автор полагает «неразумным слишком полагаться» на приведенное мнение преподобного Макария: «в Гомилиях есть много моментов, как бы нейтрализующих этот отрывок о Пятидесятнице, где осуждается «неподобающий и беспорядочный плач» во время молитвы» 134.
В конце своего труда епископ Каллист делает весьма сдержанный вывод: хотя Макарий и Симеон говорят об этом более подробно, упоминая особо о даре слез, видении божественного света и даже случае, походящем на современный опыт говорения языками. Но их упоминания об этом последнем даре весьма нечасты 135. Павел Евдокимов отмечает, что «Макарий говорит о «духовном восприятии», харизме осознания Божественного присутствия, этот термин не имеет ничего общего ни с сенсуализмом, ни с психическим эмоционализмом» 136 , о чем необходимо делать оговорку при цитировании подобных мистических трудов для новоначальных христиан. Таким образом, цитируемая работа епископа Каллиста Уэра ставит лишь вопросы в теме глоссолалии, а в «Рабочих материалах…» цитаты из данной работы преподносятся как доказательства уместности глоссолалии в молитвенном опыте православных христиан. Немаловажно и то, что указанная работа епископа Каллиста была представлена на Европейской Конференции по харизматическим исследованиям, проводившейся в Праге в 1997 году. Епископ Каллист Уэр осознавал «неоценимую важность будущего православно-пятидесятнического диалога» [что не может не вызывать недоумение — с. Глава 10 «Рабочих материалов…» содержит весьма обширную цитату из толкования блаженного Феофилакта на Первое Послание апостола Павла к Коринфянам.
Стоит отметить, что в указанном послании апостол Павел перечисляет самые различные проявления благодатных даров в жизни верующих, упоминая наряду с дарами пророчества, исцелений и языков и такие дары, как «слово мудрости», «слово знания», «вера» 1Кор. После перечисления всех этих даров Духа апостол Павел указывает на превосходящий все дары путь любви 1Кор. Тем не менее, в рассматриваемом сборнике из всего спектра ответов на вопрос «Как я могу быть наполнен Святым Духом? Из приведенного отрывка читатель может уяснить, что «языки … не совершенно бесполезны сами по себе», что ап. Павел «не только не препятствовал говорить языками, но желал, чтобы [христиане Коринфа — с. Составитель сборника особо акцентирует через выделение жирным шрифтом виновность христиан в неполучении дара истолкования языков: «они сами виновны в том, что не получают дара истолкования, потому что не просят его у Бога [так в тексте — с. Подход составителя сборника к феномену глоссолалии весьма коррелирует с позициями неопятидесятников, отрицающих в чуде Пятидесятницы возможность апостолов вести проповедь на иностранном языке.
Тем самым «дар иных языков» редуцируется к «возможности говорить с Богом», а заодно устраняется «недоразумение», связанное с отсутствием научно доказанных способностей говорения на известных науке языках без соответствующей лингвистической подготовки. Вопреки такому сектантскому пониманию дара Пятидесятницы, в цитируемом отрывке блаженный Феофилакт прямо говорит о том, что в древности некоторые вместе с даром языков получали дар молитвы, и произносили слова персидские или римские, но ум не понимал того, что они говорили 139. Таким образом, для него этот дар был, во-первых, связан с древностью, во-вторых, со способностью говорить на латыни и языках жителей Персии, то есть благовествовать на этнических языках. Дальнейшее цитирование в 10-й главе продолжает рассмотрение феномена глоссолалии. Шесть цитат приведены из труда Михаила Скабаллановича «Толковый Типикон». Указанный автор приводит различные подходы к этому феномену, среди которых: 1 «устранение национальных границ языка», так что «слушатели до 15 национальностей слышали из уст апостолов свое родное наречие» 140 ; 2 богослужебное употребление иных языков наподобие «особого пения»; 3 дар языков мог «бесконечно разнообразиться» в своих проявлениях, а все дело было во «внутреннем возбуждении». Это глубокое чувство «пользовалось для своего выражения всеми возможными способами, выбирая между ними наиболее высокие и благородные.
Язык — наиболее тонкий способ такого выражения» 141. Интересно, что цитирование в сборнике приводилось таким образом, что читатель далее обязательно узнает о том, что, по мнению Михаила Скабаллановича , «дар языков не непременно надо понимать, как сплошную речь на иностранных языках», что «языкоговорение было состоянием особенной духовной, глубокой молитвы», «состоянием религиозного экстаза» 142 , что и после прекращения дара языков его благодатное дыхание сохранилось в других формах в богослужении, что в XI-XVI веках в Русской Церкви практиковались т. В приводимых здесь текстах поражает обилие таких терминов и оборотов, как «харизматические лица» 144 , «харизматическое богослужение», «поется и говорится харизматиками» 145. В настоящий момент подобные термины уже стали «техническими» обозначают феномены пятидесятнических и неохаризматических сект , поэтому подобное цитирование без особых оговорок способно создать впечатление общности духовного опыта древних христиан и адептов современных харизматических сект. Слова митрополита Московского Платона также призваны утвердить читателя в доступности в наше время «дара языков»: «не думайте, что эти огненные языки, почившие на главах апостольских, никому другому посланы быть не могут» 146. Говоря о «огненном языке» святитель Филарет Московский заключает: «если Божественный дар Духа кажется нам редким явлением, не заключим из этого, что он не для всех. Он для всех… Если не замечают более следов Его, то имеют очи — и не видят» 147.
Одним из таких «замеченных следов» дара языков в наше время составитель видит свидетельство упоминаемого игумена Агафона Чеснокова , который в 1975—1980 гг. Сам, обладая этим даром, он мог свободно понимать любой этнический язык и даже «говорить» на любом языке, включая! Серафим Саровский , разговаривавший с медведем, и все те, кто прославились контактами с дикими животными прор. Даниил, прп. Герасим Иорданский, прп. Зосима и др. Таких много, но поскольку они были людьми не пишущими или мало пишущими, а предмет этот очень труден для понимания и изложения, то он остался невыясненным до сих пор.
Между тем нет ничего более важного в богослужении и молитве, и нынешняя нехватка харизматиков должна быть когда-нибудь восполнена [выделено мной — с. И в том нет ничего невозможного. Понятно, что на этом пути возникает опасность подмены и шарлатанства. Но где такой подмены нет на духовных путях? Прелесть существует всегда, пока существует диавол. Это искусство не может быть утеряно окончательно. Наверняка оно существует и на Афоне и в России.
Глоссолалия — это искусство молиться на богослужениях с большим результатом. Мы должны возвратиться к этому искусству, ибо наша словесная молитва не только не совершенна хотя ею и назидается ум , но и недостаточно соединяет нас с Богом и открывает нам духовные уши, а при изъяснении и уши других людей… Я думаю, что дар глоссолалии не прекратился, как считает автор. Просто при нынешней секуляризации он не востребован, хотя молитвенники им, несомненно, обладают 148. Приведенное мнение игумена Агафона Чеснокова неоднократно цитировалось игуменом Евмением для подтверждения своей гипотезы о допустимости и важности глоссолалии для православных христиан. Рассмотрение приведенных в главе «Как я могу быть наполнен Святым Духом? Цитирование рассмотренных весьма спорных текстов в сборнике, предназначенном для далеких от Церкви людей, можно обозначить как попытку профанирования мистического опыта Церкви, низведения его на уровень нервно-душевного возбуждения, свойственного харизматическим сектам. Возможным последствием воплощения в жизнь описываемых в данном сборнике духовных практик для неподготовленного человека можно считать впадение в экстатические состояния включая т.
Обзор «Альфа-Новостей» показывает осознание организаторами «Альфа-Курса» проблематичности перенесения харизматического опыта в православную среду: Общение с православными в Финляндии показывает, что священники не против содержания курса с теологической точки зрения, но их смущает форма — некоторые формулировки, например.
Одни посчитали строительство православных храмов в новых районах разумной идеей. Другие заняли нейтральную позицию, заметив, что для строительства храма потребуется большой земельный участок земли, и кроме как в парках, возвести его негде. А парки Ростова и без того теряют свое основное предназначение. Третьих возмутило, что в новых районах не хватает объектов социального назначения — школ, больниц, детских садов, спортивных площадок.
Люди не поймут — храм вместо школы», — делится мнением Артемий Зайцев. Инициатор строительства одного из храмов в Ростове, не пожелавший публиковать свое имя, сообщил, что возвести культовое сооружение очень сложно в финансовом плане. Поэтому сразу храм никто не строит, а возводят маленькую, недорогую в строительстве «церковь» — вагончик. И только после этого начинается серьезный поиск инвесторов, который в среднем, занимает 2-3 года. Он добавляет, что нередко маленькая церковь может простоять и 10 лет.
Однако и она сразу же ставится на баланс епархии. В ней проходят службы. Ярким тому примером может служить небольшая церковь Иоанна Воина на ул. Возводят храмы, как правило, обычные строительные компании. В этом вопросе требования к исполнителю просты: выбирают тех, кто дешевле.
В итоге, за выполненную работу нам не заплатили, а вскоре, слева по Халтуринскому появилась тривиальная голубая церковь», — рассказывает руководитель архитектурной мастерской «Новая Аттика» Владимир Кирьязиев. Тем не менее, другой проект компании — проект реставрации Храма Рождества Пресвятой Богородицы с семейной усыпальницей атамана М. Платова в хуторе Малый Мишкин Аксайского района, был успешно реализован. Большие деньги Бывший клирик Ростовского кафедрального собора, запрещенный в служении протоиерей Александр Усатов, в беседе с корреспондентом RostovGazeta рассказал, что для восстановления некоторых храмов выделяются бюджетные средства. И это, по его словам, большие деньги.
По его подсчетам, на строительство храма потребуется минимум один миллион евро. Экс-клирик вспоминает известную церковную поговорку: «Если хочешь разбогатеть — строй храм». С одной стороны спонсоры видят результаты финансовых вложений, а с другой — наглядное подтверждение необходимости новых пожертвований, — поясняет Усатов. Это охладило пыл многих меценатов, а условия пандемии еще более сократили помощь спонсоров». Современные городские храмы живут за счет спонсоров-богачей.
Но найти такого мецената — большая удача. В сельских условиях приход существует за счет бабушек и еле сводит концы с концами. Хорошо, если у него сложились дружеские отношения с руководителем колхоза или иной местной организацией. Но даже в богатых приходах обычный священник может влачить нищенское существование. Так бывает, когда клирик не находит уважения у настоятеля, а доход прихода распределяет именно он», — рассказывает Александр Усатов.