Новости сколько азербайджанцев живет в иране

азербайджанцев проживают в Иране (четверть населения страны). Обучение в школах Ирана возможно только на фарси. Но как так получилось, что в соседнем Иране азербайджанцев проживает больше, чем в самом Азербайджане? Как передает во вторник Trend со ссылкой на доклад, группы этнических меньшинств в Иране, в том числе азербайджанцы, регулярно жалуются на то, что правительство нерационально управляет природными ресурсами, в первую очередь водой, в регионах. Более того – Алиев пообещал защитить светский образ жизни миллионов азербайджанцев, живущих в Исламской Республике. Иранские азербайджанцы — Карта народов Ирана Иранские азербайджанцы (Азери) (перс. آذری) — южная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана (провинции Западный, Восточный Азербайджан.

Дело этнических азербайджанцев в Иране

В интервью иранской газете Donya-e Eqtesadi аналитик Салар Сейфалдини назвал эти действия "ясным сигналом" для Баку. Кроме того, в иранской прессе в последнее время выросло число антиазербайджанских публикаций. А 24 августа турецкий провластный таблоид опубликовал оскорбительные и провокационные высказывания об Азербайджане, якобы позаимствованные из аудиозаписи бывшего высокопоставленного иранского дипломата Абульфазла Зухтевенда. Нахичевань должна быть полностью присоединен к Ирану, — якобы сказал он. Так было всегда на протяжении всей истории.

Никакого Азербайджана не существует… Азербайджан должен быть снова присоединен к Ирану. Если он не будет аннексирован, он поразит Иран, как раковая клетка". Начиная с 2020 года напряженность в отношениях между Ираном и Азербайджаном резко усиливалась уже несколько раз. В мае Алиев вступил в публичную дискуссию с иранским аналитиком, обвинившим Баку в предоставлении сепаратистам из числа иранских азербайджанцев платформы с государственной поддержкой.

Прошлой осенью арест азербайджанской полицией двух иранских водителей грузовиков вылился в иранские военные учения на азербайджанской границе. В обоих этих случаях казалось, что Баку лишь слегка раздувает сепаратизм, но в последнее время появляются призывы, гораздо более откровенные, чем когда-либо в прошлом. Армения-Азербайджан: дорога к миру, вымощенная войнамиПоследние события вокруг карабахского конфликта дают повод для оптимизма, считает автор французского журнала "Козёр".

Общая численность армянской диаспоры оценивается в 7 — 8 млн. Армяне являются вторым по численности народом в Ливане и Абхазии, третьим по численности в Грузии, Сирии и Иордании. Стоит почитать.

Зыбкий баланс Недовольство иранцев чрезмерным вмешательством духовенства в их частную жизнь накапливалось последние двадцать лет. Но до недавнего времени теократическому режиму все же удавалось находить общий язык с людьми, требующими больших светских свобод. Экс-президент страны Хасан Рухани , позиционировавший себя как реформатор, шел на уступки людям и выступал за отмену чрезмерно жестких религиозных правил. Удавалось не все. Духовный лидер Ирана, Аятолла Али Хаменеи , обладающий всей полнотой власти рахбар , блокировал президентские реформы. Однако сам факт, что прогрессивный президент выступает на стороне общества и спорит с духовенством, внушал людям оптимизм. Кроме того, Рухани поддерживал расширение прав национальных меньшинств Ирана. При нем проживающие на севере страны азербайджанцы — самое многочисленное иранское нацменьшинство — получили возможность изучать родной язык в начальной школе в качестве факультативного предмета. Власти много лет проводили политику ассимиляции курдов, белуджей, азербайджанцев, арабов, и это им в целом удавалось. Независимо от этноса, жители Ирана определяли себя прежде всего как иранцы, а уже потом упоминали принадлежность к той или иной этнической группе. Время от времени недовольство вызывало то, что они ограничены в культурных и образовательных правах, и это выливалось в протесты. Однако власть оставалась глуха к ним. Реформы Рухани так и не коснулись фундаментальных принципов иранской государственности. Полиция нравов по-прежнему контролирует частную жизнь людей, а этнические меньшинства ограничены в правах быть представленными в политических институтах, бизнесе и культуре. В августе 2021-го, когда пост президента занял Ибрахим Раиси — друг и единомышленник аятоллы Хаменеи — консерватизм снова взял вверх над светскостью, и преобразования предыдущего главы государства заморозили. Раиси прочат в преемники Верховного лидера — Аятолла Хаменеи стар и слаб здоровьем и в любой момент может отойти от дел. Раиси использует свои президентские полномочия для ужесточения норм шариата в стране, что усиливает недовольство в обществе, особенно среди жителей городов. Первыми возмутились иранские женщины. Сначала они снимали видео, как отрезают волосы и сжигают хиджабы, а затем вышли на массовые акции протеста. Но постепенно демонстрации перекинулись на северо-запад Ирана, где проживает курдское меньшинство. Зазвучали призывы не только наказать виновных в гибели Амини. Толпа потребовала отставки правительства, а на похоронах Махсы скандировала «Смерть диктатору». Этот лозунг в последние пару лет используется в отношении верховного лидера аятоллы Али Хаменеи. Чтобы пресечь провокации, полиция открыла огонь по толпе, но часть подразделений перешла на сторону протестующих. Кроме того, демонстрантов поддерживает Фарах Пехлеви — вдова бывшего иранского монарха Резы Пехлеви — и все представители бывшей правящей династии. Постепенно демонстрации распространились на другие регионы Ирана и захлестнули 20 провинций из 31-й, а что самое главное — приобрели националистический характер. Что случилось с Махсой Амини 13 сентября в Тегеране полиция нравов задержала 22-летнюю иранку курдского происхождения Махсу Амини за неправильное ношение хиджаба.

Первые упоминания об этой группе, как и о Персии в целом появляются в IX веке до н. Согласно надписям, этническая группа «парсуа» обитала возле озера Урмия на территории современного северо-западного Ирана. В первой половине I тысячелетия до н. Но позже персидская династия Ахеменидов сформировала уникальное государство с богатой культурой и традициями, которые оказали огромное влияние на последующие поколения. Сегодня персы составляют большинство населения страны. В основном занимают центральные провинции. Говорят на персидском языке. Интересное наблюдение: могут возникнуть трудности в понимании того, как говорят в разных провинциях. Наречия персов в Тегеране, Ширазе и Исфахане значительно разнятся. Азербайджанцы Вторая по численности этническая группа после персов. Составляют по разным оценкам от 15 до 40 процентов жителей Ирана. Говорят на азербайджанском и персидском языках. Многие представители этой этнической группы переезжают в Тегеран. Азербайджанский этнос в свою очередь делится еще на множество маленьких групп. Это и шахсевены, и карапапахи, и байаты, и каджары, и афшары, и карадагцы и т. Это следующее этническое меньшинство по численности после азербайджанцев. Их оценивают примерно в 5-7 миллионов человек. Как и в случае с другими народами Ирана, из-за постоянной мобильности населения тяжело определить точное количество представителей этноса. Основная территория проживания народа поделена между Ираном, Ираком и Турцией. Курдские поселения раскинуты и по другим провинциям. Например, в Северном Хорасане, куда при шахе Аббасе I воинственные курды были отправлены для охраны территорий от туркменов. Можно предположить, что иранские курды говорят на общем для всех курдском языке. Однако не всё так просто. Язык, в свою очередь, поделен на множество наречий и диалектов, которые порой сильно отличаются друг от друга. Многие курды исповедуют ислам суннитского толка. Хотя на юге Керманшаха можно найти и шиитов. Северные народы Ирана.

Бывшие сотрудники Минюста США и ФБР бросили тень на дело против Илана Шора

  • Сколько азербайджанцев живет в мире? – Список
  • Культ флага
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Азербайджанцы в Иране — Википедия

Azərbaycan veb portalı

Его слово было законом для жены и не оспаривалось, к женщинам относились пренебрежительно. Мужчинам разрешалось многоженство, практиковались левират и сорорат, допускались измены. Азербайджанские мужчины отличаются спокойным и твердым характером, сохраняют серьезное выражение лица, держатся скромно и с достоинством. Они быстро принимают решения и четко им следуют, не допуская сомнений. Трепетно относятся к посягательству на честь семьи или собственную, держат слово, особую важность имеет общественное мнение, статус, внешний вид. Женщины Женщина у азербайджанцев всегда была на вторых ролях.

Главная ее задача — следить за хозяйством, не выходить на улицу и воспитывать детей. Всю работу по дому женщины делали сами, в том числе кололи дрова и носили воду. После замужества им приходилось слушать не только мужа, но и всех его старших родственников. В родной семье, помимо отца, законом было слово братьев. В женщине ценилась скромность, покорность, трудолюбие и красота.

Первостепенную важность играла ее честь: ни до, ни после замужества она не должна быть замечена в порочащих связях с мужчинами: это считалось позором. Семейный уклад Главными в семьях и родовых поселениях были старики, которых называли аксакалами. Они принимали все общественные решения, к ним ходили за советом, их привлекали к разрешению споров, хозяйственных вопросов, просили помощи в сватовстве. В малых семьях ее глава имел решающее слово, ослушаться его не могли дети, жена, сестры и братья. Брачный возраст для девушек наступал в 15-17 лет, иногда замуж выдавали и раньше.

После свадьбы невеста приходила в дом мужа. Традиционно к этому времени родители готовили для сына отдельное жилье, в ряде селений принято было жить с родителями. Невестке запрещалось первой заговаривать со свекрами, а в случае диалога требовалось прикрывать рот уголком платка. Рождение ребенка, особенно сына, было настоящим праздником. По традиции сразу после обрезания пуповины его купали в соленой воде, чтобы был чистым и смелым.

После этого передавали матери, с которой тот не расставался до 7-10 лет. Имя выбирали обычно созвучное именам других детей, часто давали имена дедушки или бабушки. Жилище В горных районах азербайджанцы селились скученными поселениями, расположенными террасами.

Развитию сельского хозяйства способствует достаточное количество круглогодичных осадков, поскольку фермерам не нужно полагаться исключительно на ирригационные системы для поддержки выращивания пшеницы, ячменя, табака и хлопка.

В связи с этим Азербайджан нередко называют «житницей» Ирана. Промышленность Азербайджана представлена ковроткачеством, дублением, текстильной промышленностью и добычей меди. Представительство азербайджанцев в парламенте Ирана В соответствии с конституцией Исламской Республики Иран, каждый остан должен быть представлена в высшем законодательном органе страны — меджлисе парламенте. Провинция Восточный Азербайджан имеет 19 мест в парламенте, Западный Азербайджан — 12,.

Во все времена особую роль для народа играла песня. В народных танцах участвовали юноши и девушки. Для первых характерны резкие, эмоциональные движения, вторые же танцевали плавно, элегантно, сдержанно. Типичное строение танца трехчастное: сначала участники двигаются по кругу медленно, затем застывают в символической позиции, а после продолжают круговое движение, но более эмоционально и выразительно.

Незначительная часть представителей нации относится к ханафитам, приверженцам суннитской ветви. В последние годы набирает популярность обращение в православие: по данным 2007 года, число представителей этой конфессии в Азербайджане насчитывало 5 тысяч человек. Традиции На весь мир известна прошедшая сквозь века традиция гостеприимства. Раньше важных гостей выходило встречать все селение во главе с аксакалами.

Визитера угощали сладостями и чаем, развлекали народными песнями и танцами. Любой путник найдет приют у азербайджанца, если его попросит. Первым делом его проводят в дом на пороге необходимо снять обувь и поят чаем из национального стакана армуду со сладостями. В переводе слово «армуду» означает «грушеподобный», что соответствует его форме.

Есть мнение, что его необычный вид отсылает к фигуре восточной красавицы. Ученые объясняют форму с научной точки зрения: благодаря узкой «талии», жидкость из нижней части не остывает, а выделяемая ей энергия подогревает напиток в верхнем отсеке. Чайная церемония и сладости — это неизменные атрибуты любого застолья и праздника азербайджанцев. Чаем начинают и заканчивают любую трапезу, его пьют во время переговоров, отдыха, сватовства.

В стране популярны чайханы, однако, в отличие от азиатских, в них подают лишь сладости и чай. Здесь вечерами собираются исключительно мужчины, чтобы отдохнуть и обсудить дела. Сладости символизируют сладкую жизнь: в огромном количестве они присутствуют на свадьбах. Если же гостю чай не наливали, то это означало, что видеть его в доме не рады.

А неожиданное вручение полного мешка еды говорило о том, что гостеприимством злоупотреблять не стоит и хозяева просят чужака покинуть дом. Еда Основу рациона народа составляли мучные, молочные и мясные продукты. Хлеб и лаваш пекли в тандырах, популярны были кутабы — пирожки из пресного теста с начинкой из зелени или творога. В повседневной жизни ели наваристые супы из баранины — бозбаш и пити.

Во время общенациональных протестов в 2018 г. Общество искало замену исламизму. На первый план вышел персидский национализм. Стихийные массовые собрания у гробницы Кира, основателя Персидской империи, вызвали удивление наблюдателей и репрессии со стороны сил безопасности.

Но со временем режим сам стал использовать националистическую риторику в попытке вернуть популярность. Иранские лидеры, как отмечает американо-иранский аналитик Мохамад Аяталлахи Табаар, признали факт отхода общества от исламизма, сделав ставку на национализм и включив патриотические лозунги в государственную идеологию во время празднования 40-й годовщины исламской революции в феврале 2019 г. Ответом на рост персидского национализма стал усилившийся национализм азербайджанцев и других меньшинств. Иран осторожно поддерживает Армению.

Он поступает так, чтобы сформировать в регионе противовес усилившейся Турции и ее союзнику Азербайджану, а также в качестве противодействия их попыткам влиять на иранских азербайджанцев. Но Тегеран не сможет игнорировать значение внутренних азербайджанских протестов. Поэтому его возможности в деле оказания помощи Армении ограничены.

Azərbaycan veb portalı

Одновременно на территории северного Азербайджана была провозглашена независимая Азербайджанская Демократическая Республика. Появление турецких войск в Тебризе в 1918 году всколыхнуло национальные чувства азербайджанцев и стимулировало стремление к объединению азербайджанцев Ирана и Закавказья [59]. Национальные чувства азербайджанцев безуспешно пытались использовать пантюркисты. По этому поводу газета «Сетар-е Иран» в 1921 году писала: «Благодаря энергичным выступлениям населения Азербайджана против турецких агентов удалось парализовать их деятельность… Азербайджанцы ярко проявили своё патриотическое чувство к Персии» [60]. Важным событием в общественно-политической истории Ирана и населения Иранского Азербайджана стало национально-освободительное движение под руководством шейха Мохаммада Хиябани , направленное против шахского режима. Эпоха правления Реза-шаха[ править править код ] Поставив своей целью восстановить былое величие страны, пришедший к власти Реза-шах , взял курс на европеизацию страны, укрепление государственности и армии. Идеологической базой внутренней и внешней политики стали идеи иранского национализма, получившие в дальнейшем довольно сильное развитие. Господствующей концепцией официальных монархических кругов была концепция «единой иранской нации», согласно которой все мусульманские народы страны представляют одну нацию на персидской основе. Особое место придавалось распространению персидского языка в неперсидских районах. Пехлеви запретили использование азербайджанского языка в образовании, прессе и делопроизводстве [59].

Губернаторами в Азербайджан были назначены персы, большинство высоких административных постов также занимали персы, а не азербайджанцы. Один из азербайджанцев рассказывал о том периоде: К нам относились, особенно к концу правления Реза-шаха, как к иранцам второго сорта; характеризуя наши умственные способности, чиновники-персы сравнивали нас с животными [ослами]. С началом второй мировой войны эта политика, казалось, стало более ярко выраженной. Чем более режим Пехлеви чернил нас, тем активнее росло неприятие персидской культуры [61]. В стране переименовывались иноязычные топонимы. Название «Курдистан» при подстрекательстве «Организации по руководству общество» было заменено на « Западный Азербайджан », а сама провинция Курдистан стала административной частью Азербайджана [63]. Шахский режим использовал также неприязненные отношения между проживающими в Иране курдами и азербайджанцами. Подавляя курдов при помощи их исторического неприятеля политика Пехлеви напоминало деятельность каджарской администрации. Высшие административные посты в Иранском Курдистане занимали как персы, так и азербайджанцы.

Все полицейские силы Мехабада к началу Второй мировой войны состояли из азербайджанцев. Такая политика ещё сильнее усилило у курдов традиционную антипатию к азербайджанцам, которая и без того имела многовековую традицию [63]. По мнению израильского ученого Бренды Шаффер , национализм в Иранском Азербайджане возник вследствие официальной политики, проводимой пришедшей к власти династией Пехлеви. Азербайджанцы, как и другие национальные меньшинства Ирана , стали подвергаться культурной дискриминации, что выразилось у них в выражении национальной самоидентификации. Инициированная новой властью политика «иранского национализма», заключавшаяся в объединении всех народов и племён под персидской национальной идентичностью и вследствие этого проводимая ассимиляционная политика, в частности закрытие национальных школ, запрет на публикации на иных языках и смена имён и названий на персидский лад, вызвали рост национал-патриотических настроений в среде азербайджанцев. Позже, в 1930-е годы, начала проводиться политика экономической дискриминации. По мнению Б. Шаффер, дискриминационная экономическая и культурная политика шаха Реза Пехлеви в отношении азербайджанцев возможна была наказанием за их участие в антишахском национально-освободительном движении 1920 года, возглавляемом Хиябани. В 1937 году большая часть Иранского Азербайджана, составлявшая одну административно-территориальную единицу Ирана, была поделена на две провинции остана.

Некоторые традиционные территории Азербайджана были переданы в состав других иранских провинций. Ухудшение экономической ситуации в регионе и запрет на выезд в Советский Азербайджан на сезонные работы, привёл к массовому оттоку азербайджанского населения в Тегеран в поисках работы. Это, в свою очередь привело, с одной стороны, к ассимиляции части мигрировавших азербайджанцев, и росту националистических чувств другой части. Эти процессы вылились в попытку увязать свою национальную идентичность и идеологию с некоторой свободой национальной самоидентификации азербайджанцев в СССР , что привело к тому, что начавшаяся в последующем национально-освободительное движение в Иранском Азербайджане ориентировалось на укрепление связей с Советским Азербайджаном и носило коммунистическую направленность [64]. Основная статья: Демократическая Республика Азербайджан Территория Национального правительства Азербайджана зелёный и Мехабадская республика жёлтый Контакт между азербайджанскими частями Ирана и Советского Союза был ограничен до тех пор пока в 1941 году советские войска не вошли в северный Иран во время Второй мировой войны. Азербайджанский народ получил возможность объединения [35]. В 1945 году на территории Южного Азербайджана, занятой советскими войсками, образовалось де-факто самостоятельное государственное образование — Национальное правительство Азербайджана Демократическая Республика Азербайджан. Между курдскими и азербайджанскими националистами в данный период продолжали сохраняться острые и до конца не преодолённые противоречия, причём советские власти чаще склонялись на азербайджанскую сторону. Несмотря на это, курдские и азербайджанские националисты старались наладить сотрудничество и соблюдать декорум взаимной лояльности [65].

Один из пунктов Демократической партии Иранского Курдистана гласил: «Демократическая парти Курдистана будет предпринимать максимум усилий, чтобы добиться единства и солидарности курдов, азербайджанцев, армян и ассирийцев англ. К несчастью, это сотрудничество оказалось недолговечным. Курды не признавали Иранский Курдистан частью Иранского Азербайджана, и в начале 1946 года в Иранском Курдистане была провозглашена Мехабадская Республика. Курдское правительство в Мехабаде гарантировало права меньшинств, в том числе и азербайджанцев [67]. Государственное образование в Южном Азербайджане просуществовало всего один год, до момента, пока советские войска не были отозваны назад под нажимом альянса США , Франции и Великобритании [35]. На следующий день несколько тысяч иранских азербайджанцев были убиты [36]. В последующие годы сепаратистские настроения в Азербайджане внимательно отслеживались, и использование азербайджанского языка ещё больше подавлялось [59]. Эпоха правления Мохаммад Реза-шаха[ править править код ] В тот период в иранской общественной мысли появились некоторые изменения относительно национального вопроса. Благодаря обществу «Азербайджан», издававшего газету «Азербайджан», в общих чертах было сформулировано некоторое понимание нации как народа, обладающего общностью языка, чувств, традиций и территории и на основе этого обоснована самостоятельность азербайджанской нации и её право на свободное национальное развитие.

Такое положение встретило противоположную реакцию среди иранских идеологов, представления которых об нации и «иранской нации» к тому времени уже были более менее систематизированы. Например, в 1942 году вышла работа Г.

На сегодняшний день существование нашей диаспоры в различных странах мира связано именно с этим фактором. Больше всего азербайджанцев расселилось в северной, центральной и южной части Американского континента. Численность их в Соединённых Штатах составляет от 80000 до одного миллиона, в Аргентине — 12000, в Бразилии -75000, Канаде — 170000, в Мексике — 27000 тысяч человек. В странах Американского континента Гондурасе, Гватемале, Перу и других, также поселились наши соотечественники. Однако точных сведений об их численности пока нет.

Большинство азербайджанцев, поселившихся на Американском континенте, являются нашими соотечественниками, переселившимися из Ирана. Поток наших соотечественников из Турции, начавшийся с 1970 года и из Азербайджана — с 1991 года, повлиял на состав нашей диаспоры на этом континенте и ее социально — экономическую деятельность.

При этом никакого подобия культурной, не говоря уже о политической, автономии у жителей Южного Азербайджана нет. Отметим, что у Южного Азербайджана в XX веке был опыт сепаратистской государственности. Народное правительство ДРА опиралось на советский контингент, расквартированный в Северном Иране в 1941—1946 годах. После вывода советских войск на территорию ДРА вступили тегеранские шахские войска, ликвидировавшие южноазербайджанскую государственность. В Баку это меньше чувствуется, но тенденция поддержки своих собратьев в ИРИ чувствуется», — отметил Сажин. Первым объектом этой революции стал тогда еще советский Азербайджан, где большинство верующих составляют мусульмане-шииты, как и в Иране», — продолжает востоковед. В нынешней Азербайджанской Республике азербайджанцы в большей части довольно далеки от религиозных догматов, проблем шиизма», — добавил он. Более того, если в самом начале конфликта в Нагорном Карабахе Тегеран поддерживал Азербайджан, но после того, как Баку стал больше ориентироваться на Турцию, Израиль и США — заклятых врагов Ирана, в Тегеране уяснили, что все потуги по исламизации тщетны, поэтому «шиитский Иран стал поддерживать христианскую Армению», напомнил Сажин.

Сейчас Тегеран с тревогой относится к одному из последствий Второй Карабахской войны — проекту создания транспортного «Зангезурского коридора» из Азербайджана в Нахичевань и далее в Турцию. Коридор должен пройти по армянской территории вдоль границы с Ираном. На эту тему.

Но как так получилось, что в соседнем Иране азербайджанцев проживает больше, чем в самом Азербайджане? Азербайджанский народ сформировался на рубеже 15 и 16 веков в результате ассимиляции тюркских кочевников и местного персидского населения. В этот же период после падения империи Тимуридов к власти приходит Исмаила I, так возникает династия Сафевидов, которая образует империю с одноименным названием. Одной из особенностей Сафевидского государства так это то, что в нем было два ведущих и государствообразующих этноса: азербайджанцы и персы иранцы. Но на рубеже 18 и 19 веков Персидское государство ослабевает и проигрывает войны со своим северным соседом Россией.

Так в ходе русско-персидской войны 1804-1813 гг Персия подписывает Гюлистанский договор в результате которого передаёт России свои северные территории Восточная Армения, Восточная Грузия, Дагестан и Северный Азербайджан. После русско-персидской войны 1828-1829 гг. Согласно Туркманчайскому договору граница между двумя империями прошла по реке Аракс, в результате этого раздела Северный Азербайджан населенный преимущественно азербайджанцами , оказался в составе России, а южный Азербайджан остался за Персией. Так один народ азербайджанский народ оказался разделенным между двумя государствами. В течение двухсот лет некогда единый народ оказался разделенным не только между двумя государствами, но и двумя цивилизациями.

Смогут ли азербайджанцы Кавказа и Ирана объединиться?

Определить количество переселившихся из Ирана в Баку азербайджанцев сложно. Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны. Так, в июле 2001 года военные самолеты Ирана пролетели над проводившими геологоразведочные исследования в азербайджанском секторе Каспийского моря кораблями и угрожали применением силы в случае, если азербайджанцы не остановят работы. Главная» Новости» Иран и азербайджан новости. Иранские азербайджанцы — Карта народов Ирана Иранские азербайджанцы (Азери) (перс. آذری) — южная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана (провинции Западный, Восточный Азербайджан.

Дело этнических азербайджанцев в Иране

Согласно Туркманчайскому договору граница между двумя империями прошла по реке Аракс, в результате этого раздела Северный Азербайджан населенный преимущественно азербайджанцами , оказался в составе России, а южный Азербайджан остался за Персией. Так один народ азербайджанский народ оказался разделенным между двумя государствами. В течение двухсот лет некогда единый народ оказался разделенным не только между двумя государствами, но и двумя цивилизациями. Так Северный или Кавказский Азербайджан испытывал на себе влияние русской христианской цивилизации. В советский период Азербайджан и во все стал светской республикой, что отразилось на менталитете азербайджанского общества, который больше имел схожести с турецким, чем с иранским. После распада СССР теперь уже независимый Азербайджан пытался укрепить союз с соседним Ираном, однако эта политика не имела успеха по многим объективным и субъективным причинам.

Дело в том, что после падения династии Каджаров в Иране в 1925 году установилась династия Пахлеви, которая стал проводить паниранизма и персидского национализма. Проще говоря, в Иране стали притеснять азербайджанцев, стали запрещать им говорить на родном языке и пытались полностью иранизовать тюркский народ. Причиной этому был страх сепаратизма и поглощению иранского Южного Азербайджана с советским Азербайджаном. И эти опасения не были беспочвенными, так как СССР всячески пропагандировал прокоммунистические идеи, в результате которых в иранском Азербайджане начались национально-освободительные движения.

В свете сказанного, крайне наивными выглядят некоторые политические «прогнозы» и «обобщения» по Ирану, порождённые в недрах аналитических сообществ постсоветского пространства, основанные на якобы «этнической» атрибуции того или иного иранского деятеля. Помнится, три года назад немалый ажиотаж вызвал тот факт, что лидер оппозиционного «Зелёного движения» Мир-Хосейн Мусави был родом из деревни Хамене близ Табриза. Его тут же окрестили «азербайджанцем», а иные стали всерьёз утверждать, что в случае его прихода к власти политика Ирана станет «проазербайджанской». К тому же, — продолжали они свой «анализ», — лидер страны Аятолла Сеййед-Али Хаменеи, ведь, тоже «азербайджанец» 12 — так что получится своеобразный «азербайджанский» тандем. И это наваждение ещё долго занимало умы аналитической братии, пока страсти не улеглись в результате твёрдой поддержки, оказанной Хаменеи не своему земляку, «азербайджанцу» Мусави, а Махмуду Ахмади-Нежаду, выходцу из тегеранской окраины, Шабдолазима. Очень многим, в том числе западным проектировщикам цветной революции в Иране, похоже, неведомо то обстоятельство, что региональные корни никогда не были фактором в иранской политике.

Более объективным было бы на этом фоне считать Хаменеи, скорее, арабом — поскольку он потомок Пророка, сеийед, — чем «азербайджанцем» в данном понимании. Для иранских политиков — независимо от их происхождения например, нынешний первый вице-президент Ирана, Рахими, — курд — приоритеты иранского государства никогда не оттеснялись на задний план никакими местечковыми интересами. Не стоит забывать, ведь мы имеем дело с державой, имеющей почти трёхтысячелетнюю непрерывную историю государственности, где политическая линия — тем более связанная с вопросами целостности страны — не меняется со сменой даже самых харизматичных лидеров. А уж для выходцев из северо-западных провинций личностные мотивы или жизненные приоритеты, обусловленные их происхождением, могут выражаться разве что в мечте о пересмотре Туркменчайского договора, но не более того. Несколько слов об употреблении термина торк «тюрок; говорящий на тюркском наречии» в Иране. Выше я уже писал, что данный термин как некий региональный ярлык в применении к населению северо-западных провинций, говорящих в быту на тюркских наречиях, вошёл в употребление только со второй половины XX века. Ранее жители этих мест обозначались, как водится, по месту жительства. Не в последнюю очередь перемена произошла благодаря иранским коммунистам, в частности, после возникновения схизмы в партии в 1945 году и создания так называемой «Демократической фракции Азербайджана» Фергейе демократе Азарбайджан , которая всецело находилась под контролем советского Баку. В декабре того же года партия объявила о формировании «демократического правительства Иранского Азербайджана», которое было разгромлено властями — причём при активном участии местного населения — в конце 1946 года. Кстати, тот же термин в применении к османцам османли в самой республиканской Турции был введён в употребление Кемалем Ататюрком.

Между тем, в сегодняшнем Иране обозначение торк лишено конкретной этнической коннотации. Оно указывает — причём, опять-таки с несколько пейоративным оттенком — только на тех, кто живет в северо-западных провинциях Ирана Азербайджане и в быту говорят по-тюркски торки. Интересный пример из личного опыта автора этих строк может наглядно проиллюстрировать и данную реальность, и утверждение о вторичном определении идентичности при изменении места жительства. Однажды в Тегеране на частном приёме у одного из депутатов иранского Меджлиса от Азербайджана, заметив, что дети общаются между собой по-персидски, я спросил хозяйку, знают ли они тюркский торки и кто она сама по происхождению. На что хозяйка ответила: «Дети — уже тегеранцы техрани , говорят только по-персидски, а я тюркский знаю, — и продолжила: — Ман ке ходам торк будам букв. Ясно, что «была тюрчанкой торк » значит «жила в Азербайджане а теперь вот — тегеранка ». Теперь посмотрим, кто же такие «азербайджанцы» Ирана и каково их происхождение. Азербайджан — древняя иранская земля на северо-западе Ирана северо-западная часть Мидии. Оно относится к той категории хоронимов, которые восходят к имени предполагаемого вождя или предка-эпонима, в данном случае — к имени одного из военачальников Александра Македонского Атропата Атурпата , впервые в 320 г. В эпоху Сасанидов Атурпатакан впервые выступает в качестве отдельной провинции, которой от имени монарха управляли марзпаны сатрапы.

Атурпатакан был одним из основных религиозных центров Ирана: здесь, в городе Шизе ныне Тахт-е Солейман находился первый из трёх главных «Священных огней» страны — Атур-Гушнасп. В отдельные исторические периоды — после арабского завоевания края 639—643 гг. Тем не менее, арабские географы всегда чётко различают территорию Азербайджана и граничащие с нею на севере Арран и Армению. Они подразделяют провинцию Азербайджан на две административные единицы — западную, с центром в Мараге, и восточную, с центром в Ардабиле арм. В более поздний период, однако, место Ардабиля занимает Табриз арм. Население Азербайджана до инфильтрации тюркских племён было исключительно ираноязычным. С середины XII века тюрки постепенно начинают заселять Азербайджан и прилегающие к нему с севера области Закавказья, изобилующие пастбищами для их многочисленных стад. В результате, уже к началу XVI века эти области, за исключением Армении, в значительной степени становятся тюркоязычными 13. С 1502 года Азербайджан становится оплотом вновь образовавшегося иранского государства Сефевидов — выходцев из Ардабиля и говоривших на местном иранском наречии азари, древнем языке населения Азербайджана, который сохранился вплоть до XVI века и находился в близком родстве с прикаспийскими иранскими диалектами — талышским, южнотатским, гилянским, мазандаранским, гурани и заза. По преданию, основатель династии Шейх Сафи-ад-дин Ардабили писал стихи на своём родном языке.

Судя по всему, этот конгломерат диалектов так и не трансформировался в единый язык и исчез с исторической арены. В такой форме существовал и язык древних кавказских албанцев. Точно в такой системе функционирует и язык нынешних курдов — массив диалектов, довольно разрозненных и порою весьма далёких друг от друга. Часть этих языковых островков, известных под общим названием южнотатский, ещё и поныне существует в Азербайджане. Schwartz, Iran im Mittelalter nach den arabischen Geographen, Bd. Наряду с косвенными историческими данными о языке азари, сохранились и прямые текстовые свидетельства в виде отдельных вкраплений цитаций в произведениях, написанных по-персидски, образцов поэтического творчества, в том числе больше десятка стихотворных отрывков, приписываемых тому же Шейх Сафиаддину — родоначальнику Сефевидов. Указанные тексты, называемые фахлавийат-е азари, вкупе с данными исторической диалектологии, позволяют в точности определить место этого исчезнувшего иранского диалекта в контексте окружающих его близкородственных наречий 14.

Территория расселения азербайджанцев в Иране. Население Азербайджана в Иране. Этнические азербайджанцы в Иране 1970. Этнические меньшинства в Иране. Этническое меньшинство в Азербайджане фото. Баку народ. Нация азейбарджанец. Жители Азербайджана. Иран состав Этнический Иран карта. Этническая карта народов Ирана. Талыши в Иране. Талыши и азербайджанцы. Количество азербайджанцев в мире. Численность азербайджанцев в России 2021. Тегеран жители. Тегеран население. Иранский национализм. Митинги в Азербайджане. Талыши нация. Талыши народы Азербайджана. Талыши в Азербайджане. Талыши албанцы?. Флаг азербайджанцев Ирана. Иранские азербайджанцы как выглядят. Азейбарджанцы нация. Азербайджанские люди. Провинция Южный Азербайджан в Иране. Худаферинский мост Азербайджан. Худаферинские мосты. Освобожденные районы Худаферинский мост. Азербайджан народ. Азербайджан люди. Азербайджанское население Ирана. Жители Турции. Азербайджанцы в Турции. Здороваться на азербайджанском. Иранские азербайджанцы 90е. Иранцы в Баку. Иранские народы азербайджанцы. Южный Азербайджан иранская. Иранцы в Армении. Азербайджанцы в Ереване. Иранские парни в Армении. Армяне в Иране. Иран Алиев саммит. Иран жизнь в Тегеране. Иран люди.

Путин говорит в 2012 г. Пантюркисты, пытающиеся показать, что процент коренного населения Ирана, говорящего на языке тюрков огромный, почему-то не удосуживаются представить каких-либо доказательств своим словам. Вопрос: как они определяют псевдомногомилионную диаспору азербайджанцев в Иране, если там все себя называют по национальности иранцами и переписей по языку не делают?

Сколько в ИРАНЕ азербайджанцев? Кто такие ИРАНСКИЕ АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ?!

Азербайджанцы в Иране — основная часть азербайджанского этноса, составляющая большую часть населения Иранского Азербайджана. Азербайджанцы в Иране численность. Иран сколько Азербайджан живет. 3 Сколько азербайджанцев живут в Азербайджане? Пока же рассмотрим вопрос о численности «азербайджанцев» в Иране, ставший сегодня одним из ключевых элементов проекта по разделу Ирана. Азербайджанцы проживают преимущественно в северо-западных провинциях Ирана, таких как Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль и Зенджан. По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране – 30 миллионов человек, Турции – 3 миллиона человек и России – 2 миллиона человек.

Сколько азербайджанцев проживает в Иране?

По неофициальным данным, больше всего азербайджанцев за пределами Азербайджана проживает в Иране – 30 миллионов человек, Турции – 3 миллиона человек и России – 2 миллиона человек. Сколько азербайджанцев живут в Иране и в какой части страны? Точное количество проживающих в Иране азербайджанцев неизвестно, поскольку власти Ирана долгое время не признавали наличия в стране подобного этноса, считая азербайджанцев Ирана этническими иранцами, говорящими на тюркском языке (Годс, 1994: 144, 145–146). Там проживают азербайджанцы и это известно, еще в советское время в сборниках указывалась цифра в 3 тысячи азербайджанцев, проживающих в Ираке.

Хаос на дорогах

  • Иран и его азербайджанская община
  • Сколько азербайджанцев в иране
  • От «Арийского простора» до Азербайджанского мифа. Часть 3. «Азербайджанцы» и прочие - Иран.ру
  • Сколько азербайджанцев живет в Ираке?
  • Азербайджан между Персами и Турками

Азербайджан между Персами и Турками

Это видят и в Иране, где медленно, но верно переоценивают свои отношения как с Баку, так и с Ереваном, признавая за Азербайджаном статус более важного и честного партнера. При том, что в Иране не преподается азербайджанский язык в отличие от армянского. Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны. Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Иран считает Нагорных Карабах частью Азербайджана, но призывает решать проблемы региона путем диалога.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий