Норвегия вслед за Финляндией готова закрыть КПП на границе с Россией.
Одной из причин объявления Норвегии недругом России сочли посягательство на Шпицберген
Комментируя включение Норвегии в список недружественных стран, она отметила — нет оснований утверждать, что Осло ведёт себя недружественно по отношению к Москве. Статья Министра иностранных дел Российской Федерации а «Отношения России и Норвегии: общее прошлое и прагматичное будущее» для норвежской газеты «Афтенпостен», 23 октября 2019 года. МИД Норвегии в середине июня отклонил запрос РФ пропустить грузы для российских поселений на Шпицбергене. По его словам, тогда Россия уступила 175 тыс. кв. км Баренцева моря Норвегии. Россия не отдаст новые регионы ни при каких условиях, в том числе и в обмен на замороженные на Западе российские активы.
В МИД Норвегии сообщили, что страна заинтересована в дипсвязях с Россией
Отношения России и Норвегии в рыбопромысловой сфере выстраивались годами, были разные трудности от спорных зон для освоения квот (в том числе по Шпицбергену) до работы в пандемию коронавируса. В Норвегии денонсацию договора о Шпицбергене со стороны России считают незаконной, а блокировку российских грузов для находящихся там россиян – видимо, нет. Вячеслав Павловский, посол России в Норвегии, сообщил российскому информационному агентству ТАСС в 2015 году.
Россия и Норвегия согласовали условия промысла общих водных биоресурсов в 2023 году
Она добавила, что нет оснований утверждать, что Осло ведет себя недружественно по отношению к России, однако отметила, что в решении Москвы «нет ничего удивительного». Правительство России сегодня включило Норвегию в список недружественных стран. В отношении государств, попавших в черный список, принимаются специальные меры.
За эту спешку Россия до сих пор расплачивается серьезными политическими и существенными экономическими последствиями. Завеса секретности, которой была покрыта подготовка договора в МИД, и та поспешность, с которой «проталкивали» ратификацию Договора с Норвегией, несмотря на негативную оценку многих специалистов по международному праву, рыбопромышленников, стала сюрпризом для большинства экспертов. А, как известно, поспешность нередко приводит к ошибкам, часть из которых в связи с Договором с Норвегией будет рассмотрена в этой статье. Договор с Норвегией в России ратифицирован федеральным законом «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» от 5 апреля 2011 г.
Статья 2 Закона о ратификации гласит: «1. Распространить режим исключительной экономической зоны Российской Федерации, установленный законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на упомянутый в статье 3 Договора Специальный район со дня вступления Договора в силу». На рисунке этот «Специальный район» отмечен штриховкой. Расстояние от ближайшей точки на побережье России до самой северной точки границы этого района «исключительной экономической зоны Российской Федерации» составляет 225 морских миль см. То есть, исключительная экономическая зона России согласно Закону о ратификации простирается на 25 миль за пределы 200-мильного морского пояса. Но ведь это существенное нарушение положений статьи 57 Конвенции ООН 1982 года7 и, соответственно, пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г.
На протяжении восьми лет с 1974 по 1982 год в ходе 11 сессий и 192 пленарных заседаний международное сообщество прилагало немалые усилия для достижения общей договоренности. В результате было разработано важное международное соглашение, кодифицировавшее разрозненные обычаи и ставшие обыкновением правила морского права, регламентирующее широкий спектр морской деятельности, определившее права и обязанности не только прибрежных государств, но и не имеющих выхода к морю. Одним из главных достижений III Международной конференции явилось то, что на основе консенсуса удалось договориться и зафиксировать в Конвенции ООН 1982 года четкие пространственные пределы различных по статусу морских зон национальной юрисдикции прибрежных государств. В соответствии с положениями статьи 57 Конвенции ООН 1982 года исключительная экономическая зона России не может быть установлена далее 200 морских миль от ближайших точек ее побережья. В соответствии со статьей 300 Конвенции ООН 1982 года государства-участники добросовестно выполняют принятые на себя по этой конвенции обязательства и осуществляют права и юрисдикцию и пользуются свободами, признанными в ней таким образом, чтобы не допускать злоупотребления правами. Законодательно расширив свою исключительную экономическую зону за пределы в 200 морских миль, Российская Федерация злоупотребила своим правом и нарушила положения Конвенции ООН 1982 года, которую ратифицировала и которая имеет для нее юридическую силу с 1997 года.
Здесь оппоненты, наверное, могут «сослаться» на пункт 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, который гласит: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Однако автор считает, что эта правовая норма применима только к международным договорам, государством-участником которых Россия стала после 1993 года, и к национальным законам, которые были приняты до 1993 года. Если законодатели в 2011 году принимают закон Закон о ратификации , положения которого заведомо! Как бы то ни было, автор считает, что в данном случае указанная правовая норма Конституции Российской Федерации не может «завуалировать» существенное нарушение положения Конвенции ООН 1982 года, присутствующее в Законе о ратификации. Применительно к «Специальному району», положения о котором являются составной и неотъемлемой частью Договора с Норвегией, Закон о ратификации представляет собой прямое нарушение Конвенции ООН 1982 г. В этой связи с учетом положений пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации возникает вопрос о том, действует ли вообще или в каком объеме действует Закон о ратификации в отношении самого Договора с Норвегией.
Самое удивительное в том, что у России не было никакого повода для распространения «исключительной экономической зоны» России на «Специальный район» и, таким образом, нарушения конвенционного предела в 200 морских миль, поскольку такие действия противоречат не только Конвенции ООН 1982 г. В Договоре с Норвегией прямо указывается, что «Специальный район» не представляет собой исключительную экономическую зону п. По Договору с Норвегией в «Специальном районе» ст. Решение об отнесении дна и недр в центральной части Баренцева моря за пределами 200 миль от побережья России до линии разграничения с Норвегией к национальному континентальному шельфу России принято Комиссией по внешней границе континентального шельфа при ООН далее — Комиссия 8 еще в 2002 году. При этом «передаваемые» Норвегией права и юрисдикция на самом деле имеют очень ограниченную сферу объекты применения. То есть объем прав и юрисдикции, а также сфера применения, «передаваемые» России, значительно меньше предписанных Конвенцией ООН 1982 года и Законом об ИЭЗ для исключительной экономической зоны и по этой причине не соответствуют ее «особому правовому режиму».
Пункт 3 статьи 311 Конвенции ООН 1982 года гласит: «Два и более государств-участников могут заключать соглашения, изменяющие или приостанавливающие действие положений настоящей Конвенции и распространяющиеся только на отношения между ними, при условии, что такие соглашения не касаются тех положений, отступление от которых несовместимо с эффективным осуществлением объекта и цели настоящей Конвенции, и при условии также, что такие соглашения не затрагивают применения основных принципов, закрепленных в ней, и что положения таких соглашений не затрагивают осуществления другими государствами-участниками своих прав и выполнения ими своих обязательств по настоящей Конвенции». Из этой юридической нормы следует, что права и юрисдикция России в отношении отдельных видов деятельности в «Специальном районе» в частности, на рыболовство и морские исследования в водной толще могут распространяться только на суда под норвежским флагом. Все остальные государства — участники Конвенции ООН 1982 года в «Специальном районе» имеют все права, предоставленные им этой конвенцией за пределами 200 морских миль от побережья России. Таким образом, «переданные» Норвегией права и юрисдикция имеют строгие ограничения и сильно отличаются от того объема прав и юрисдикции, которые предоставляются Конвенцией ООН 1982 года прибрежным государствам в их национальной исключительной экономической зоне до предела в 200 миль. Отсюда следует, что в «Специальном районе» должен действовать, соответственно, «специальный режим», который позволяет России применять часть суверенных прав или юрисдикции из исключительной экономической зоны к норвежским и только к ним юридическим и физическим лицам. Вполне понятно, что такой «специальный режим» не предусмотрен федеральным законодательством.
Именно поэтому Россия в соответствии с п. То есть в федеральное законодательство, например в Закон об ИЭЗ, необходимо внести изменения, дав определение «Специального района», описав объем конкретных прав и юрисдикции России в этом районе указав по отношению к кому , права и обязательства отдельно Норвегии и отдельно других государств — участников Конвенции ООН 1982 года, а также определив прочие правила и обстоятельства, включая такие нюансы, как охрана и защита национальных интересов в этом районе уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Вполне очевидно, что такие изменения необходимо было бы внести как минимум одновременно с ратификацией Договора с Норвегией. Иначе получается, что Договор с Норвегией как бы «вступил в силу» с 7 июля 2011 года , но то, как исполнять положения о «Специальном районе» — в национальном законодательстве не прописано. И соответственно в этой части Договор с Норвегией не подлежит исполнению и применению. Не означает ли это, что такое заведомо предсказуемое неисполнение положений договора представляет собой ясно выраженный отказ России от соблюдения Договора с Норвегией?
В соответствии с положениями федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. Это российское министерство организует переговорный процесс, руководит переговорами и готовит проекты международных соглашений. Договор с Норвегией подлежит обязательной ратификации пп. И МИД России в соответствии со ст. При соответствующем представлении в Федеральное Собрание Российской Федерации МИД России был обязан в сопроводительных документах дать оценку возможных последствий его ратификации. Например, потребует ли ратификация данного международного договора дополнительного финансирования или внесения изменений в российское законодательство.
В сопроводительных документах МИД России, касающихся ратификации Договора с Норвегией, говорится, что он «не потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации». А такая формулировка и представление МИДа о том, как должны исполняться положения этого международного договора, как было рассмотрено выше, противоречат положениям самого Договора с Норвегией. Предложения о заключении международных договоров Российской Федерации, устанавливающих иные правила по сравнению с теми, что предусмотрены законодательством Российской Федерации в данном случае «правила» для «Специального района» иные, чем предусмотренные законодательством для исключительной экономической зоны , представляются президенту Российской Федерации по согласованию с Минюстом России ст. Этого, видимо, сделано не было, и тем самым нарушен порядок представления и процедура ратификации Договора с Норвегией. В свою очередь, это повлекло за собой нарушение положений ст. А как же быть с исполнением Договора с Норвегией в «Специальном районе»?
Если использовать весь спектр суверенных прав и юрисдикции, предусмотренных для исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с п. А иные нормы и правила в нашем законодательстве до сих пор не прописаны. То есть здесь употреблено сослагательное наклонение, предусматривающее ситуацию, которая не существует в реальном мире и которая имеет гипотетическое значение. Автор полагает, что для договора, затрагивающего вопросы юрисдикции государства в прилегающих морских пространствах, сослагательные наклонения не могут применяться. В предыдущей статье 2 Договора с Норвегией говорится: «Каждая Сторона соблюдает линию разграничения морских пространств, установленную в статье 1, и не претендует, и не осуществляет какие-либо суверенные права или юрисдикцию прибрежного государства в морских пространствах за пределами этой линии». Автор — не юрист, и потому ответ на вопрос, каким образом Норвегия умудрилась «передать» России «свои» суверенные права и юрисдикцию на российской стороне от линии разграничения, которые она не осуществляла и на которые не претендует, остается для него загадкой.
Возможно, это некий юридический «задел на будущее», для грядущего очередного «компромисса» по аналогичной передаче уже самой Норвегии прав, которые Россия «иначе была бы вправе» осуществлять на норвежской стороне от линии разграничения в соответствии с положениями Договора о Шпицбергене 1920 года.
По его словам, позиция Осло по украинскому вопросу, его следование санкциям, что, среди прочего, выражается как в проблемах вокруг Шпицбергена, так и осложняет взаимодействие в Арктике в целом, вызывает сожаление. В то же время, в Осло извлекают прибыль от политической турбулентности на континенте. В 2022 году доходы страны от экспорта углеводородов достигли рекордных 140 млрд долларов. В том числе и поэтому каких-либо серьезных подвижек в ее позиции в ближайшее время ожидать вряд ли стоит», - резюмировал политик.
В Осло в ответ на поручение Володина заявили, что договор о сотрудничестве в Баренцевом море является бессрочным, в нём нет положения о денонсации, соответственно это невозможно. В России прокомментировали этот момент.
Так, сенатор Константин Косачёв напомнил , что любая страна может свободно как присоединяться к международным соглашениям, так и выходить из них. Если же в договоре отсутствует положение о денонсации, то можно применить Венскую конвенцию о праве международных договоров, которая допускает возможность любой стороны прекратить или приостановить действие соглашения, если другая сторона допустит существенное нарушение.
Норвегия под шумок отнимает у России Шпицберген
Правительство Норвегии присоединилось к пакету санкций, ранее введенных Евросоюзом в отношении России. Норвегия выступила против нахождения войск НАТО у границы с Россией Правительство Норвегии хочет, чтобы военные самолеты и корабли НАТО «держались на некотором расстоянии» от норвежско-российской границы, заявила глава МИД Норвегии Анникен. Включение Норвегии Правительством РФ в список недружественных государств стало логичным и закономерным последствием антироссийской политики этой скандинавской страны.
WSJ: опыт Норвегии показывает — что бы ни происходило, а с Россией соседям нужно общаться
Российская квота выросла более, чем в 3 раза по сравнению с текущим годом - до 78,2 тыс. Мойва пользуется хорошим спросом у наших потребителей и переработчиков, но такое увеличение станет вызовом для российских рыбаков в связи с коротким сезоном промысла мойвы. Рыба быстро уходит в зону Норвегии.
Именно так и должны вести себя ответственные соседи, имеющие общую границу — самую старую в Европе. В этом плане символично, что, помимо юбилея освобождения Восточного Финнмарка, в эти дни мы отмечаем также 70-летнюю годовщину заключения Договора о режиме советско-норвежской границы и о порядке урегулирования пограничных конфликтов и инцидентов. К сожалению, после государственного переворота на Украине в феврале 2014 года динамичное развитие сотрудничества затормозилось.
Осло присоединился к антироссийским санкциям. В результате оказались свернутыми целые направления взаимодействия. Не думаю, что это отвечает коренным интересам наших стран и народов. Серьезную озабоченность вызывают все более активные военные приготовления в приграничных с Россией регионах. Норвегия отходит от своей «базовой политики», размещая в мирное время на своей территории якобы на «ротационной», а на самом деле — постоянной основе тренировочные базы для военнослужащих США и Великобритании, увеличивает военный бюджет, модернизирует соответствующую инфраструктуру.
В октябре-ноябре 2018 года вблизи российских границ состоялись крайне агрессивные учения НАТО «Trident Juncture» с участием военнослужащих стран-партнеров.
Такое число трудовых договоров теперь смогут заключать дипмиссии и представительства госорганов данной страны с физлицами, которые находятся в России. Норвегия является не первым государством, в отношении которого Россия ввела такие ограничения. Так, в июле прошлого года правительство России добавило в список недружественных государств Грецию, Данию, Хорватию, а также Словению и Словакию.
Тогда отмечалось, что для Греции закреплен лимит на найм работников в 34 человека, для Дании - 20, Словакии — 16, а Словения и Хорватия вообще не смогут принимать сотрудников в свои дипломатические миссии и консульские учреждения в России.
По состоянию на июль этого года он по-прежнему составлял 900 миллионов. Импорт российской трескиНорвегия по-прежнему импортирует рыбу с российских морозильных траулеров. В этом году Норвегия завезла из России морепродуктов на сумму 400 миллионов крон. Основную массу составляет замороженная треска. Торговая статистика гласит, что импорт замороженной трески из России продолжился и в 2023 году. Ингрид Кристин Петтерсен из Высшей школы рыболовства при Арктическом университете в Тромсе — специалист по доступу рыбы на рынки. Она отмечает, что важнейший импортер — норвежские производители полуфабрикатов.
Экспорт кормов для лососевыхНа сегодняшний день главный экспортный товар в Россию — это корма для аквакультуры. В этом году производители кормов для лососевых продали товаров на сумму 596 миллионов крон. Это более чем на сто миллионов крон больше, чем за аналогичный период 2022 года. Кроме того, компании в Мурманской области на северо-западе России также завозят смолт молодь лосося.
Россия и Норвегия
Целей несколько. Одна из них цель Норвегии — заставить РФ уйти со Шпицбергена. Цель западных нефтяных компаний, орудующих в Северном море — захватить нефтеносные районы на востоке, в том числе в районе Шпицбергена. Имеем ли мы права защищать его и как?
Проблема в возможностях. У Норвегии есть возможность блокировать груз на Шпицберген. А что может сделать Россия?
Полагаю, она должна дезавуировать решение Медведева о передаче Норвегии части морской акватории, причем сделать это по суду. В начале XX века в Заполярье развернулось небывалое соперничество России с недавно получившей независимость Норвегией. Основными объектами российско-норвежского спора оказались богатые ресурсами и имевшие важное геополитическое значение при проведении границ архипелаги Новая Земля, Шпицберген и Земля Франца-Иосифа.
Летом 1910 года случился Новоземельский конфликт: Россия провела полицейскую операцию с привлечением кораблей береговой охраны по изгнанию норвежских зверопромышленников с Новой Земли и объявила свой суверенитет над архипелагом, который тогда же заселили русскими подданными. Норвежская агентура активно действовала и в Архангельске, и в Романове-на-Мурмане нынешнем Мурманске , и даже в Петербурге. Поэтому не в последнюю очередь благодаря её усилиям как финансирование с материальным снабжением, так и комплектование личным составом экспедиций Седова и Брусилова, вышедших в море под Андреевским флагом, назвать удовлетворительным крайне сложно.
Провиант обоим экспедициям часто поступал некачественный, а вещи — непригодными для использования. Например, судно для экспедиции Седову удалось зафрахтовать только в конце июня 1912 года.
На архипелаге Шпицберген действует закон, согласно которому любое передвижение должно осуществляться таким образом, чтобы не наносить ущерба окружающей среде и культурным памятникам. По данным Норвежского полярного института, на архипелаге Шпицберген моржи были практически вымершими до тех пор, пока в 1952 году их не стали охранять законом.
Еще через год — Финляндия. Следом мигранты снова окажутся на границе с Норвегией. Они идут подготовленные, с картами, иногда их сопровождают местные «Сусанины». Конечно, перед нами работа подпольного центра, скорее всего, находящегося в Минске и курируемого белорусскими пограничниками. Деньги зарабатывают». В Россию с двумя-тремя пересадками или в объезд через Финляндию Обращает на себя и другой аспект этой проблемы: а что будет с многочисленным русскоязычным населением той же Эстонии? Станет ли сдерживающим фактором для властей этой страны риск роста недовольства со стороны жителей Нарвы и других мест, где живут выходцы из России? Им придется добираться в Россию через 2-3 авиаперелета, или в объезд в полторы тысячи километров через север Финляндии, если, конечно, финские КПП еще будут работать. То есть подавляющее большинство таких граждан не смогут вообще приехать в Россию. Поэтому, эксперт считает, что закрытия, к примеру, самого удобного пропускного пункта Нарва — Ивангород, вероятно, не произойдет, даже несмотря не требования эстонских националистов, ведь это «означает не только огромные экономические убытки, но и прямую дискриминацию русскоязычного меньшинства. В то же время среди политического истеблишмента Эстонии пока наблюдается более прагматичная позиция о постепенном введении ограничений, которое не предполагает быстрого закрытия границ, однако в перспективе следующих нескольких лет вероятность такого варианта развития событий очень высока». Аналитик канала «Друид» тоже считает, что рано или поздно границу Эстония закроет: «В Эстонии более трёхсот тысяч граждан имеют русское происхождение и говорят на русском языке. В последнее время Россия пошла им навстречу и разрешила в электронном формате получать визы и приезжать на историческую Родину. Транзитный статус Эстонии приносит ей значительную прибыль, но маленькая балтийская республика в лице её политических элит или, точнее, политических марионеток США мыслят иными категориями.
Российская квота трески для промышленного и прибрежного рыболовства составит 193,124 тыс. При этом существенно увеличен объем вылова мойвы. Российская квота выросла более, чем в 3 раза по сравнению с текущим годом - до 78,2 тыс.
МИД: Россия призвала Норвегию к диалогу по решению проблем со Шпицбергеном
Норвегия выступила против нахождения войск НАТО у границы с Россией Правительство Норвегии хочет, чтобы военные самолеты и корабли НАТО «держались на некотором расстоянии» от норвежско-российской границы, заявила глава МИД Норвегии Анникен. Отношения между Россией и Норвегией на архипелаге Шпицберген остаются прагматичными даже на фоне усложнения геополитической ситуации, заявил РИА Новости генконсул России Андрей Чемерило. Как складываются отношения России и Норвегии в арктическом регионе, выяснял корреспондент RTVI Артем Филатов.