Державная икона Пресвятой Богородицы была обретена в тот самый день, когда Россия осталась без Царя. 15 марта 2024 года Церковь празднует явление иконы Божией Матери «Державная». О чем молятся перед иконой Державная? Обретение иконы Божией Матери «Державная» вошло в историю России и Церкви особым образом.
Празднования икон в январе 2024
- Поздравления
- Глобус митрополии
- Навигация по записям
- Молитвословия
- Использованные материалы
Значение Державной иконы Божией Матери, в чем помогает образ Богородицы
В конце 1920-х годов Державная икона оказывается в спецзапаснике Государственного исторического музея. Во время всех этих перипетий серьезные исследования Державной иконы были невозможны. К 100-летию обретения святыня впервые публично демонстрировалась в светском экспозиционном пространстве — в выставочных залах Московского государственного объединенного музея-заповедника, рядом с ее нынешним «домом». Этому событию предшествовала кропотливая поисково-исследовательская работа, в результате которой удалось установить и уточнить малоизвестные ранее факты из предыстории явленного образа. Этот факт, правда, не документирован и восстановлен лишь по косвенным сведениям, а также по художественным особенностям иконописи, — говорит главный хранитель Московского государственного объединенного музея-заповедника заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Полякова.
Там ее то ли потеряли, то ли о ней забыли. Но из официальных монастырских описей тех лет она не исчезла, именуясь с тех пор в документах женской кремлевской обители «Коломенским образом Божией Матери». Раскрытие образа Трудно доподлинно установить, когда именно икона приобрела внешний облик, знакомый верующим последних поколений. Сейчас в реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры идет исследование живописного слоя.
Точнее, не одного, а целых двух: как выяснилось, поверх первозданного образа лежат еще два слоя изображений. Много сложностей реставраторам доставляет потемневший лак на смоляной основе. В какой момент им покрыли икону, тоже не очень понятно. Под Его одеянием зеленого цвета, как оказалось, таится выполненное ранее белоснежное.
В верхней части удалось раскрыть лик благословляющего Саваофа тонкого письма. Но, пожалуй, сильнее всего нас порадовала «обновившаяся» держава, которую прижимает левая длань Божией Матери, — рассказывает заведующая реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры Наталья Алдошина. Однако, как теперь понятно, поначалу она выглядела несколько иначе и включала обруч с ажурным сложнофигурным орнаментом, опоясывающим сферу по большой окружности. Консультирующим реставраторов членам научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации докторам искусствоведения Льву Лифшицу и Андрею Баталову только предстоит определить, какие элементы нижнего красочного слоя и в каком объеме следует восстановить и явить миру, а также каким в итоге будет внешний вид иконы.
Это явление означало, что «свержение диавольскими силами с Престола последнего Российского Императора и его последующее убийство не принесло победы диаволу», - говорилось в одной из статей сборника, посвящённого Державной иконе О. Царица Небесная и Владычица наша. Явление иконы возвестило о том, что Москва остаётся Третьим Римом и после 1917 года.
И даже ещё больше возрастает её значение в судьбах мiра - тогда, когда до крайности обостряется борьба сил света и тьмы. Но поскольку Сама Пречистая встаёт на защиту Своего Дома, берёт на Себя власть Удерживающего мiровое зло, зло победить не сможет. И вся история прошедшего столетия подтвердила это, и прежде всего - Победа в Великой Отечественной войне, которая стала возможной прежде всего заступлением Державной Владычицы.
Вопрос, жизненно важный для нашей страны сегодня - ради и завтрашнего её дня. Что, в России слабее, чем в других странах, была вера? Наш народ оказался грешнее других?
Если грешнее - в глазах Божиих - то по особой, высшей мерке: Всякому емуже дано будет много, много взыщется от него Лк. Нам дано было больше всех: хранить истинную веру на земле. И ведь хранили.
Разумеется, не все, и отступление от веры было, особенно у образованной части общества, подпавшей под западное влияние. Но простой народ в основном оставался верующим. К 1917 году у нас было множество действующих храмов, монастырей, было старчество, была великая Оптина пустынь...
И самым ярким доказательством того, что не слабее была вера в России, а сильнее, чем где бы то ни было в мiре, служит сонм новомучеников и исповедников российских - для них вера оказалась дороже жизни. Нигде, никакой другой народ не показал такой верности Христу в ХХ-м веке, как наш народ. Значит, причину катастрофы 1917 года можно видеть не только в грехах нашего народа - которые, разумеется, были, - но и в грехах других народов, за которые Россия сподобилась пострадать, принести жертву, взойти на свою Голгофу, - по слову Спасителя, сказанному Им Своим ученикам: Аще Мене изгнаша, и вас изженут...
Протоиерей Сергий Булгаков, участник Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов, один из близких помощников святителя Тихона, писал о тех событиях: «Такой судьбы и Россия не заслужила, она как будто агнец, несущий бремя грехов европейского мiра, и она заклана и растлена. Здесь тайна... Все исчадия адова слетелись и душат Россию...
Никогда ещё в истории не было явлено столько откровений, знамений, чудес Божией Матери, как в ушедший век Русской Голгофы... Где же должна быть Пречистая, если Её Сын распинается на Кресте? Своими иконами, явленными в ХХ веке, «Матерь Божия перекрестила Русь, оградила её с четырёх сторон, как стеной нерушимой, и сохранила от злобы и погибели Антихриста в последний век.
Иначе трудно понять и объяснить, как могла спастись Русская Земля от великой напасти сатанинской, как смог доныне устоять Дом Пресвятой Богородицы» Цит. Господь определяет рамки, в которых только и может действовать сатана. В 1917 году Матерь Божия вновь умолила за Россию - и эти рамки Господь сузил, не до конца прогневался.
Россия не погибла. Изнемогает наша Родина в тяжких муках, и нет врача, исцеляющего её... Грех разжёг повсюду пламень страстей, вражду и злобу, и брат возстал на брата, тюрьмы наполнились узниками, земля упивается неповинной кровью, проливаемою братскою рукою, оскверняется насилием, грабежами, блудом и всякою нечистотою...
Неужели ты совсем изжил свою силу?..
Многие стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона. В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня. Но вскоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы «Державная» был изъят и более полувека хранился в запасниках Исторического музея.
Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого. С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного «Акафиста акафистов».
Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки. Когда царя отринули и рушилась страна, Когда народ голодный, как на паперти, Как во спасенье нам была дана "Державная" икона Божьей Матери. Губил священников и храмы звал взрывать Злой Губельман со сворою безбожников, "Державная" икона, словно мать, Сынов Руси спасла во время грозное. А гибли миллионы как в боях, В репрессиях, расстрелах и от голода, Но не убили ни палач, ни страх Народа душу, что ценнее золота. За раскулаченных крестьян и казаков, За убиенных голодом в репрессиях, Кто выжил, поднимался в бой, суров, Чтоб оглашать Берлин Победы вестями. Когда уж шёл к концу двадцатый век, Вновь разнесло державу время смутное, Но обратился к вере человек, Чтоб пережить в сердцах смятенье трудное. И вновь духовной силой, как щитом, Дала народу крепость, силы ратные, Вела нас сквозь сомненья напролом Икона Божьей матери "Державная". Считается, что этот образ значим для людей облеченным властью государства, мол, покровительствует Она правителей страны. Но это не совсем так. Чудотворный образ возят в разные храмы, православные выстраиваются в очереди, желая прикоснуться к святыне. На сегодняшний день стало известны свидетельства того, как искренние молитвы возле лика Пресвятой Богородицы помогают верующим справиться с их проблемами. Через икону Державная молятся обычно об укреплении веры и о мире, но нельзя забывать, что мир наступает в первую очередь в наших сердцах, а потом уже это проявляется во внешнем: в семье, в доме, в государстве. Много чудес сотворила икона «Державная», о чем еще молятся Божией Матери: Молятся о здравии своих родных, просят дать возможность преодолеть тяжелые недуги и быстрее восстановиться после болезни.
Празднования икон в феврале 2024
- Державная икона Божией Матери: История
- Икона Божией Матери «Державная» Артемиево-Владимировский монастырь / Монастырский вестник
- 15 марта — день обретения Державной иконы Божией Матери
- Державная икона Божией Матери — Рувики
- Явление Державной иконы Божией Матери - главное событие 1917 года
Молитвы Иконе Богородицы Державная
это благословение русскому народу, она сегодня пребывает в Казанском храме Коломенского (территория Москвы), у правого клироса. Державная икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года в день отречения Царя-Мученика Николая Александровича от Престола. ДЕРЖАВНАЯ икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ это забытая на 105 лет КОЛОМЕНСКАЯ. Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года — в день отречения от престола императора Николая II, будущего царственного страстотерпца, — в селе Коломенском близ Москвы.
15 марта Русская Православная Церковь празднует явление иконы Божией Матери «Державная» (1917)
«Сама взяла Я скипетр и державу». Церковь празднует день иконы Божией Матери Державная | Державная икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года в день отречения Царя-Мученика Николая Александровича от Престола. |
ИСТОРИЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ "ДЕРЖАВНАЯ" | В настоящее время чудотворный образ Богородицы «Державная» пребывает в Храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. |
История православного праздника в честь иконы Божией Матери «Державная» 15 марта 2023 года
Державную икону Божией Матери называют "главной святыней монархистов России", пишет Регалии царской власти отныне оставались только у Божьей Матери, на Её чудесно обнаруженной иконе. Чудесное обретение Державной иконы Божьей Матери 2 марта 1917 г., в день отречения от престола последнего русского императора Николая II, имеет глубокий символический смысл. Чтимый список иконы Божией Матери «Державная» Николо-Перервинского монастыря. Третья молитва перед иконой Божией Матери «Державная». Икона Божией Матери «Державная» Началось все со следующих событий.
Икона Божией Матери "Державная"
Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе; но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и наконец в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее отмыли от многолетней пыли, то всем присутствовавшим в храме представилось изображение Божией Матери, как Царицы Небесной, величественно возседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с царской короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях находился благословляющий Богомладенец. Необычайно для лика Богоматери был строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить благодарственный молебен, так как в этом образе она увидала полное исполнение своих сновидений.
Очистив икону от пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне. По мере приведения иконы в порядок обнаружилось, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой — державу знаки царской власти над миром , на главе Ее была корона, а на плечах — красная мантия или порфира.
Обнаружили его в подвале, и Евдокия поняла, что это и есть та самая «черная» икона А вечером этого дня пришло известие об отречении Николая II. Почитание Оно началось сразу после обретения иконы, чудотворность которой была очевидна: были сделаны десятки списков, которые рассылались в храмы по всей России; образ находился в Коломенском лишь по воскресным дням: все остальное время его непрерывно возили по храма Москвы, перед ним совершались также молебны на московских заводах, в них принимали участие тысячи рабочих; известно, что по крайней мере раз Державная побывала в Марфо-Мариинской обители милосердия великой княгини Елисаветы Феодоровны — она и сестры обители молились перед святыней; уже в первые месяцы было составлено несколько служб Державной, причем автором многих песнопений был Патриарх Тихон; более того, в честь образа по его благословению был написан особый акафист, составленный из частей других акафистов иконам Богородицы; его называли Акафист Акафистов, текст рассылали по стране. Казалось, что вот-вот, и произойдет так чаемое многими всеобщее покаяние, обращение русского народа к своей Покровительнице и Ее Сыну. Но страну уже захлестывали волны гражданской войны, начинались страшные антицерковные гонения — и так случилось, что Державная стала не символом возрождения потерявшей монархию страны до этого было очень далеко! Хранители образа Богоматери Через несколько лет большинство из тех, кто писал службу и канон образу, были арестованы и расстреляны. А иконы Державной изъяли из храмов — и лишь немногие списки удалось спасти отважным верующим. Некоторые из них хранились в избежавших закрытия церквях столицы и ее окрестностей, например: в церкви прор. Илии в Обыденском переулке; известно, что этот образ был написан в 1920-е художником Н. Чернышевым; в храме другой иконы Богородицы, Казанской, в Коломенском; несколько списков, свезенных сюда из разных церквей столицы, хранились в одном из приделов; есть также данные, что один из списков сохранился в надвратном храме Рождества св. Иоанна Предтечи в Троице-Сергиевой лавре; образ удалось сохранить после закрытия монастыря в 1919 г. Явленный же образ в 1928 г. Икона тоже оказалась в музее — Государственном историческом. И пребывала здесь около 60 лет. Второе обретение С началом «перестройки», ослабели антицерковные репрессии. Именно тогда по личному распоряжению директора Государственного исторического музея икона была передана для выставки Издательского отдела Патриархии, по случаю 1000-летия Крещения Руси было это в 1988 г. Впоследствии образ удалось оставить в домовом храме при отделе — но в алтаре, скрытый от верующих. Так прошло еще два года.
Радуйся, вдов и сирот надежный покрове; радуйся, алчущих Питательнице. Радуйся, духовных сокровищ Подательнице; радуйся, богомудрых премудрая доброто. Радуйся, пресветлая, Божественная красото; радуйся, обоняние Христова благоухания. Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго. Кондак 3 Силу Божественныя благодати даруй нам, Пресвятая Богородице, во еже неуклонно и непреткновенно ходити нам спасительным путем Христовых заповедей, сердцем же и устами непрестанно воспевати Всемогущему Богу: Аллилуиа. Икос З Имуще Тя, Богоизбранная Заступнице рода христианскаго, яко зарю светлую, просвещающую душ наших темноту и разгоняющую мрак сердечнаго неведения нашего, припадаем к честней иконе Твоей "Державней" и с умилением вопием Ти сице: Радуйся, сохраняти и спасати всех призывающих Тя обещавшая; радуйся, прославляющих Тя прославляющая. Радуйся, к Сыну Твоему и Богу нашему молитвы верных приносящая; радуйся, благодать Твою иконам Твоим честным даровавшая. Радуйся, всю вселенную лучами Твоея благодати озарившая; радуйся, премудрости Божия приятелище. Радуйся, Божественныя благодати Подательнице; радуйся, яко Тобою от вечныя смерти свобождаемся. Радуйся, яко Тобою безконечныя жизни сподобляемся; радуйся, честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Кондак 4 Буря житейскаго моря сокрушает духовный корабль наш волнами мирских попечений, и мир убогих душ наших мятется. И где обрящем тихое пристанище спасения? Токмо на Тя возлагаем надежду, Владычице; имущи бо державу непобедимую, от всяких бед, глада, скорбей и болезней избави нас, верно вопиющих Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше православнии людие повеление Твое, Владычице, молитися пред образом Твоим "Державным", со умилением сердечным прибегают к Твоему всесильному заступлению у престола Всемогущаго Бога и благоговейно вопиют Ти сице: Радуйся, горняго мира украшение; радуйся, дольняго мира заступление. Радуйся, демонския полки побеждающая; радуйся, враги спасения человеческаго посрамляющая. Радуйся, яко волею Твоею сокрушаются еретические главы; радуйся, яко вернии Тобою сподобляются славы. Радуйся, телес наших безмездная Целительнице; радуйся, душ наших к Царствию горнему Путеводительнице. Радуйся, яко сотвори Тебе величие Сильный; радуйся, яко призре на смирение Твое Господь. Кондак 5 Боготечная звезда явися нам, Владычице, честная Твоя икона "Державная", страну Российскую всю обтекающая и лучами чудес Твоих осиявающая всех блуждающих по морю страстнаго жития, мрак печалей и мглу всяческих недуг и скорбей прогоняющая и наставляющая на путь спасения с верою к Тебе притекающих и вопиющих Богу: Аллилуиа. Икос 5 В дни лютых скорбей и злых обстояний явила еси нам, Владычице, велию милость обретением честныя иконы Твоея "Державныя", да вси, с верою молящиися пред нею, приимут здравие и душ спасение. Сего ради и мы, прославляюще Твое милосердие неизреченное, усердно вопием Ти сице: Радуйся, светило незаходимое, светом истиннаго богопознания нас просвещающее; радуйся, Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Радуйся, многотекущая река Божественныя благодати; радуйся, неистощимый источниче святыни. Радуйся, ко благочестию наша Наставнице; радуйся, душ наших освящение. Радуйся, кающихся грешников с Богом примирение; радуйся, добрыя обеты приемлющая. Радуйся, благим намерениям способствующая; радуйся, злыя начинания разрушающая. Радуйся, вражия козни расторгающая; радуйся, скорая человеком Помощнице. Кондак 6 Воспеваем Твое милосердие досточудное и многое к нам снисхождение, Пресвятая Богородице, не престаеши бо молитися о нас, грешных, Сыну Твоему и Богу нашему, еже отвратити гнев Его праведный, на ны движимый, и помиловати всех, верно вопиющих Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсиявает в души наша, омраченныя скорбию и унынием от множества согрешений, свет благодатнаго утешения, и сердце наше исполняется веселия и радости, егда непрестанными Твоими, Владычице, вразумлениями возбуждаеши нас вопити к щедрому Богу, да милостив будет и простит нам прегрешения наша. Не премолчи убо, Владычице, наставляющи и вразумляющи нас, зовущих Ти сице: Радуйся, в скорбех и болезнех долготерпению нас научающая; радуйся, вся помышления наша к распятому за грехи мира Спасителю устремляющая.
Икона Божией Матери, именуемая "Державная"
Она повелела вернуть деньги прихожанам и не делать ризу, ведь вскоре церковное имущество все равно будет разграблено, но со временем образ все равно обретет достойное обрамление. В конце концов образ попал в Москву, в женский монастырь, настоятельницей которого была великая княгиня Елизавета Федоровна, одна из самых набожных и в то же время просвещенных женщин России. Елизавета Федоровна всегда тяготела к религии и милосердию. После гибели от рук террориста ее мужа, великого князя Сергея Александровича, она удалилась от мира в организованную ею же Марфо-Мариинскую обитель. Ныне Елизавета Федоровна причислена к лику святых. После Октябрьской революции княгиня, вместе с другими членами царской фамилии, была насильственно вывезена в Екатеринбург, а затем — в Алапаевск. Их ожидала страшная участь: люди были сброшены в шахту живыми. Ее взорвали, забросали бревнами и засыпали землей.
Свидетели этого зверства утверждали, что еще несколько дней из-под земли доносились стоны и слова молитв. А когда шахту вскрыли, вместе с телами была обнаружена и икона Божией матери, исколотая штыками.
Некой крестьянке Евдокии Адриановой, жительнице деревни Перервы, было трижды во сне открыто, что есть позабытый образ Богородицы, через который отныне будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Она ясно слышала слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Настоятель храма в Коломенском, отец Николай Лихачев, к которому обратилась Евдокия, не стал препятствовать, и они вместе осмотрели все иконы, находившиеся в церкви.
Недавно нашла в террасе икону и поняла что это Троеручница. Икона принадлежала моей прабабке Марье. Ощутила какой-то трепет и нежность внутри.
Вера живет в сердце. Спаси и сохрани всех Боже. Даруй надежду всем страждущим.
По всей видимости, они частично компенсировали утраченную соединительную функцию сильно обветшавших шпонок. После их извлечения резчики-реставраторы заменили ветхие элементы и укрепили соединения трехчастного иконного щита новым деревянным крепежом. С верхнего полукружья сняли негативно воздействовавший на древесину железный обруч. Торцы иконы оказались в многочисленных щелях, зацепах и зазубринах, местами напоминая трухлявую губку. Все эти изъяны после анализа снимков иконы в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах удалось исправить с помощью старинных технологий с применением рыбьего клея и глубокой обработки реставрационным антисептиком для защиты доски от грибка и иных пагубных микроорганизмов. Далее началась работа с самим образом.
За все время своего существования Державную икону всерьез, тем более современными исследовательскими методами, не изучали. Икона из Коломенского, олицетворявшая для многих верующих заступничество принявшей под Свое покровительство осиротевшую русскую державу Матери Божией, сразу после обретения в 1917 году стала «путешествовать» по приходам и монастырям Центральной России. По воспоминаниям современников, образ только в воскресные и праздничные дни пребывал в Коломенском; известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители, где перед ней молилась будущая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна2. Деятельное внимание к образу проявил Предстоятель Русской Церкви: будущий святитель Патриарх Тихон лично участвовал в составлении службы и акафиста иконе3, призывая православных христиан молиться перед образом Державной и просить благословения Богородицы на все начинания. Там его очистили от стойких загрязнений и наскоро восстановили утраты масляными красками, а одеяние Богородицы сделали пурпурно-красным, исполнив таким образом повеление свыше из видения крестьянки Андриановой см. Но все эти работы, увы, выполнялись по поверхности доски без восстановления грунта. В последующие годы с Державной иконы удалось сделать несколько списков один из них в середине 1920-х годов пребывал в церкви Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне Северной столицы 5. Некоторые из них сохранились в московских храмах — как, например, находящийся в церкви во имя пророка Божия Илии в 1-м Обыденском переулке, вышедший из-под кисти художника и иконописца Николая Сергеевича Чернышева6 в 1926 году. Интересно, что икона Чернышева внешне несколько отличается от явленного образа по крайней мере в его нынешнем виде. Богородичный нимб в исполнении Николая Сергеевича золотой, а почти полностью лишенный украшений плат выглядит строже.
Положение Богомладенца статичнее и монументальнее, а благословляющая Его рука расположена по вертикальной оси иконы.
Икона Божией Матери именуемая "Державная"
А по иной версии, явление образа Пречистой свидетельствовало о грядущих испытаниях для Православной Церкви и всей страны как наказание за многочисленные грехи. В день обретения образа, в Коломенском, вышел из земли целебный источник. С тех пор много списков с иконы было написано, и много верующих прибыло в село. Было выявлено множество чудесных исцелений недугов тела и души перед Ее ликом. В чем помогает «Державная» Божья Матерь? Чудотворный образ стали возить в разные храмы, православные выстраивались в очереди, желая прикоснуться к святыне. На сегодняшний день стало известны свидетельства того, как искренние молитвы возле лика Пресвятой Богородицы помогают верующим справиться с их проблемами. Ей молятся о здравии своих родных, просят дать возможность преодолеть тяжелые недуги и быстрее восстановиться после болезни. Пречистая помогает одиноким людям найти верного спутника жизни, вторую половинку, наставляет на путь истинный. Просят Царицу Небесную о помощи при возникновении серьезных финансовых проблем.
Молитвы к Ней дают уверенность, и покой, исцеляют душевные травмы. Приходят к образу в поисках сердечной радости и правды.
Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. После революции, в годы жестокого гонения на Церковь, новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Изъятая властями святыня десятки лет хранилась в запасниках Исторического музея. По книге Орехова Д.
Радуйся, рабов Божиих тайное вразумление; радуйся, Заступнице всех сущих в скорбех и болезнех. Радуйся, благодатное безстрастие ищущим его подающая; радуйся, всех в чистоте целомудрия живущих зело любящая. Радуйся, пристанище небурное подвижников благочестия; радуйся, гневом Божиим вразумляющая сынов нечестия. Радуйся, безмолвствующих сладкая Собеседнице; радуйся, отшельников Христа ради крепкое упование. Радуйся, постников Божественное радование; радуйся, пустынножителей тихое веселие. Кондак 8 Странни и пришельцы есмы на земли сей: житие бо наше суетно и маловременно есть. Мы же смерти безвестное во ум никогдаже приемлем, ни помышляем о Страшнем судищи Христове, в немже имамы праведному Судии предстати и дати ответ о всяком же деле и слове. Темже молим Тя, Владычице: возбуди нас скоро от сна греховнаго, да не постигнет нас час смерти неисправленных и да сподобимся Твоим ходатайством получити беззакониям нашим прощение и во гласе радования воспевати Христу Богу: Аллилуиа. Икос 8 Вся бывши горе, к небесным взята еси и земных не оставляеши, Пресвятая Богородице, священным Твоим предстательством: имаши бо дерзновение к Сыну Твоему и Богу нашему. Темже утверди, Владычице, в мире глубоце страну нашу православную и вся полезная даруй рабом Твоим, да величающе воспеваем Ти тако: Радуйся, умным очесем нашим горький и страшный час смертный представляющая; радуйся, на кийждо день, аки уже на последний жития нашего, взирати нас научающая. Радуйся, любити мир и яже в мире нам воспрещающая; радуйся, пристрастие к тленному богатству из сердц наших искореняющая. Радуйся, вся блага земная быти привременна и скоропреходяща нам показующая; радуйся, славы человечи, аки тени преходящия, искати нам возбраняющая. Радуйся, яко сладчайшее имя Господа Иисуса Христа устами непрестанно произносити и во уме держати нас побуждаеши; радуйся, яко от празднословия, многоглаголания, паче же от кощунства нас удержаваеши. Радуйся, яко воздержанию в пищи и питии приобучити нас печешися; радуйся, яко Твое за нас ходатайство сильно есть пред Богом, еже не вверженным нам быти во тьму кромешнюю. Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния, да избавимся геенны адския; радуйся, яко побуждаеши нас день и нощь молитися, да не посланы будем со демоны мучитися. Кондак 9 Всякое естество ангельское удивися делу Твоего милосердия, Господи, яко даровал еси нам толико твердую и теплую Заступницу роду христианскому во дни гневнаго Своего посещения, нам невидимо сопребывающую, слышащую же Тебе поющих: Аллилуиа. Икос 9 Витии многовещаннии, непросвещеннии светом истиннаго богопознания, поклонишася златому тельцу. По слову же апостола, всяк любостяжатель есть идолослужитель. Сего ради Божие гневное посещение всему миру зряще, и мы, грешнии, смиренно молим Тя, Владычице: умилостиви Создателя, да потщится гнев Свой праведный преложити на милость и помиловати нас, вопиющих Ти сице: Радуйся, яко Твоея помощи и заступления никогдаже нас лишаеши; радуйся, яко ум наш, омраченный небрежением, светлым Твоим покровом озаряеши. Радуйся, яко Тобою от страстей телесных избавляемся; радуйся, яко Тобою сладостей духовных исполняемся. Радуйся, твердое Православия укрепление; радуйся, честное Пресвятыя Троицы носило и похваление. Радуйся, и во временней жизни полезная нам подающая; радуйся, душевныя раны наша елеем спасительным умащающая. Радуйся, яко из рова беззаконий наших рукою Твоея помощи нас исхищаеши; радуйся, яко греховный сон душевредныя нашея лености отрясаеши. Радуйся, душевное умиление и сердечное сокрушение в нас раждающая; радуйся, яко твориши всем спастися, в державный покров Твой прибегающим. Кондак 10 Спасти хотя многия люди от обдержащих их скорбей и болезней и веру их утвердити во всесильное заступление Твое, Владычице, даровала еси нам изображение честныя иконы Твоея "Державныя", да вси, видяще являемую Тобою милость, вопиют со умилением Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стена явилася еси, Богородице Дево, Российстей стране честными Твоими иконами, изливающи чудеса во бранех и осеняющи благодатною помощию Твоею христолюбивых воинов. Под державным бо покровом Твоея благости Российская страна созидашеся, и врата адова не одолеша Православныя Церкве Христовы. Сего ради припадающе к честней иконе Твоей "Державней", радостно вопием Ти сице: Радуйся, Российския страны покрове и утверждение; радуйся, от нашествия иноплеменных избавление. Радуйся, сущих в пленении свобождение; радуйся, от глада и болезней наше спасение.
Токмо на Тя возлагаем надежду, Владычице; имущи бо державу непобедимую, от всяких бед, глада, скорбей и болезней избави нас, верно вопиющих Богу: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше православнии людие повеление Твое, Владычице, молитися пред образом Твоим "Державным", со умилением сердечным прибегают к Твоему всесильному заступлению у престола Всемогущаго Бога и благоговейно вопиют Ти сице: Радуйся, горняго мира украшение; радуйся, дольняго мира заступление. Радуйся, демонския полки побеждающая; радуйся, враги спасения человеческаго посрамляющая. Радуйся, яко волею Твоею сокрушаются еретические главы; радуйся, яко вернии Тобою сподобляются славы. Радуйся, телес наших безмездная Целительнице; радуйся, душ наших к Царствию горнему Путеводительнице. Радуйся, яко сотвори Тебе величие Сильный; радуйся, яко призре на смирение Твое Господь. Кондак 5 Боготечная звезда явися нам, Владычице, честная Твоя икона "Державная", страну Российскую всю обтекающая и лучами чудес Твоих осиявающая всех блуждающих по морю страстнаго жития, мрак печалей и мглу всяческих недуг и скорбей прогоняющая и наставляющая на путь спасения с верою к Тебе притекающих и вопиющих Богу: Аллилуиа. Икос 5 В дни лютых скорбей и злых обстояний явила еси нам, Владычице, велию милость обретением честныя иконы Твоея "Державныя", да вси, с верою молящиися пред нею, приимут здравие и душ спасение. Сего ради и мы, прославляюще Твое милосердие неизреченное, усердно вопием Ти сице: Радуйся, светило незаходимое, светом истиннаго богопознания нас просвещающее; радуйся, Вратарнице, двери райския верным отверзающая. Радуйся, многотекущая река Божественныя благодати; радуйся, неистощимый источниче святыни. Радуйся, ко благочестию наша Наставнице; радуйся, душ наших освящение. Радуйся, кающихся грешников с Богом примирение; радуйся, добрыя обеты приемлющая. Радуйся, благим намерениям способствующая; радуйся, злыя начинания разрушающая. Радуйся, вражия козни расторгающая; радуйся, скорая человеком Помощнице. Кондак 6 Воспеваем Твое милосердие досточудное и многое к нам снисхождение, Пресвятая Богородице, не престаеши бо молитися о нас, грешных, Сыну Твоему и Богу нашему, еже отвратити гнев Его праведный, на ны движимый, и помиловати всех, верно вопиющих Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсиявает в души наша, омраченныя скорбию и унынием от множества согрешений, свет благодатнаго утешения, и сердце наше исполняется веселия и радости, егда непрестанными Твоими, Владычице, вразумлениями возбуждаеши нас вопити к щедрому Богу, да милостив будет и простит нам прегрешения наша. Не премолчи убо, Владычице, наставляющи и вразумляющи нас, зовущих Ти сице: Радуйся, в скорбех и болезнех долготерпению нас научающая; радуйся, вся помышления наша к распятому за грехи мира Спасителю устремляющая. Радуйся, страдания Его и крестную смерть в памяти нашей обновляющая; радуйся, правосудием Божиим к ожесточенным и нераскаянным нас устрашающая. Радуйся, ожиданием будущих небесных благ нас услаждающая; радуйся, к наследству нетленному и вечному нас приводящая. Радуйся, наследниками Царствия Божия нас сотворяющая; радуйся, трапезо святая, хлебом жизни нас питающая. Радуйся, маслино благоплодная, елеем милости сердца умягчающая; радуйся, яко молитвою пред иконою Твоею приемлем духовное утешение. Радуйся, яко сердцам нашим даруеши благодатное сокрушение; радуйся, яко благостынею Твоею угашаеши в нас огнь нечестия. Кондак 7 Хотяй всем человеком спастися и в разум познания истины прийти, премилосердный Господь и Создатель наш посла во дни гневнаго посещения Своего ангела пресветла в новоявленнем образе Твоем "Державнем", да вси, с верою молящиися пред ним, приимут помощь и заступление Твое всесильное и радостно вопиют Всемогущему Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новую показа милость всех Творец и Владыка наш Господь, егда положи во гневе Своем наказати род человеческий огнем, мечем, гладом и болезньми, сотвори сие наказание для многих человеков ко вразумлению и исправлению во спасение душ. Сего ради и мы, Владычице, припадающе к Пречистому образу Твоему "Державному", усердно молим Тя: не даждь нам погибнути до конца, но милосердия двери отверзи нам, вопиющим Ти сице: Радуйся, неприступнаго Божества селение; радуйся, ангельское непрестающее удивление. Радуйся, рабов Божиих тайное вразумление; радуйся, Заступнице всех сущих в скорбех и болезнех. Радуйся, благодатное безстрастие ищущим его подающая; радуйся, всех в чистоте целомудрия живущих зело любящая. Радуйся, пристанище небурное подвижников благочестия; радуйся, гневом Божиим вразумляющая сынов нечестия. Радуйся, безмолвствующих сладкая Собеседнице; радуйся, отшельников Христа ради крепкое упование.
Икона Божией Матери, именуемая "Державная"
Икона Божией Матери Державная: в чем помогает образ Богородицы и тексты молитв | ДЕРЖАВНАЯ икона БОЖИЕЙ МАТЕРИ это забытая на 105 лет КОЛОМЕНСКАЯ. |
15 марта исполнилось 100 лет со дня обретения иконы Божией Матери «Державная» | 15 марта 2024 года Церковь празднует явление иконы Божией Матери «Державная». |
ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ | это благословение русскому народу, она сегодня пребывает в Казанском храме Коломенского (территория Москвы), у правого клироса. |
Икона Божией Матери "Державная" | С тех пор икона Божьей матери «Державная» выступает как хранительница государства Российского и всего русского народа. |
15 марта Русская Православная Церковь празднует явление иконы Божией Матери «Державная» (1917)
По некоторым данным, эта Державная икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в Москве. Икона Богородицы «Державная» ПРАЗДНОВАНИЕ: 15 марта. 15 марта 2024 года Церковь празднует явление иконы Божией Матери «Державная». Державная икона Божией Матери явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года в день отречения Царя-Мученика Николая Александровича от Престола. О такой иконе, как лик Богоматери «Державная» стало известно незадолго до октябрьского переворота, в результате которого к власти в РФ пришли большевики, тогда как царь был не просто свергнут, но и предан вместе с семьей жестокой смерти. Так и появилась икона Божией Матери "Державная". Сон Евдокии Адриановой приняли за чистую монету, как послание Высших сил, а не отголосок психического расстройства.
О чем молиться и что просить у иконы Божией Матери “Державная”
Много сложностей реставраторам доставляет потемневший лак на смоляной основе. В какой момент им покрыли икону, тоже не очень понятно. Под Его одеянием зеленого цвета, как оказалось, таится выполненное ранее белоснежное. В верхней части удалось раскрыть лик благословляющего Саваофа тонкого письма. Но, пожалуй, сильнее всего нас порадовала «обновившаяся» держава, которую прижимает левая длань Божией Матери, — рассказывает заведующая реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры Наталья Алдошина. Однако, как теперь понятно, поначалу она выглядела несколько иначе и включала обруч с ажурным сложнофигурным орнаментом, опоясывающим сферу по большой окружности. Консультирующим реставраторов членам научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации докторам искусствоведения Льву Лифшицу и Андрею Баталову только предстоит определить, какие элементы нижнего красочного слоя и в каком объеме следует восстановить и явить миру, а также каким в итоге будет внешний вид иконы. Параллельно продолжается изыскательская работа в архивах. Затем иконостас заменили — как раз тогда икона временно исчезла. Похоже, в тот момент она была к тому же и несколько длиннее вероятнее всего, нижнюю часть позднее опилили из-за разрушения древесины.
Надеемся, ученым еще удастся найти документальные сведения, подтверждающие или опровергающие эти предположения. Пока же по результатам фотоснимков и визуального обследования иконы под бинокулярным микроскопом, а также с помощью исследований в ультрафиолете, инфракрасных лучах и рентгеноскопии у нас есть основания осторожно надеяться, что отнюдь не весь первозданный красочный слой руинирован. Невысокое качество поздних записей позволяет как минимум усомниться в том, что их выполняли в монастырской мастерской в 1917 году, а если и выполняли, то, вероятно, наспех, в условиях острого цейтнота, — считает протоиерей Леонид Калинин. Прецедент именно научной реставрации памятника, внесенного в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации, особенно важен. В будущем понадобится реставрировать другие иконы, и Церковь вправе заявить, что она с этим отлично справляется. Жестких сроков реставраторам никто не ставит, подгонять их не нужно. Однако, несмотря на то что мы сейчас наблюдаем лишь начальный этап процесса научной реставрации, специалистами взят хороший темп: они поспешают не торопясь.
Некой крестьянке Евдокии Адриановой, жительнице деревни Перервы, было трижды во сне открыто, что есть позабытый образ Богородицы, через который отныне будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Она ясно слышала слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Настоятель храма в Коломенском, отец Николай Лихачев, к которому обратилась Евдокия, не стал препятствовать, и они вместе осмотрели все иконы, находившиеся в церкви.
Служба и акафист Державной иконе были составлены с участием св. Тихона Патриарха Московского и всея России; после прославления иконы по его указанию было написано славословие, названное Акафист акафистов. Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке — скипетр, левая возложена на державу, на голове — царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы — отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках — благословляющий Господь Саваоф. Низ иконы был опилен на 15-20 см, вероятно, после ее обретения из-за сильных повреждений доски. После закрытия храма Вознесения икона была перенесена в храм св.
Восприняв это как знамение Самой Царицы Небесной, Ерчак передал икону священнику этого прихода во имя Всех святых прот. Феодору Повному. В авг. С 1992 г. Наума Байбородова , архим. Кирилла Павлова и схиигум. Илия Ноздрина группа верующих ежедневно читала акафист Д. В 1993 г. Закладка храма состоялась 10 нояб. Тогда же в качестве храмового образа был создан список Д. В 2000 г. Шеховцовой в серебряном окладе с драгоценными камнями. У него сохранилась фотография образа 1917 г. Ангелины Обуховой. С 1997 г. Кирилла Павлова и по заказу общины храма Христа Спасителя начали создавать списки Д. Штатнова, М. Игуменова, М. Леонтьев, Н. Нужный, Е. Чиркова и др. Иконография образов соответствует подлиннику, они исполнены в древнерус. Так, на произведениях М. Шабаева, как правило, на полях написан вязью тропарь Д.