Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: консорциум (consortium) был самым первым видом семьи — это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
Римская семья. Агнатское и когнатское родство. Отцовская власть.
Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь).
Реферат на тему «Римская семья. Римский брак»
По описанию, которое даёт этой форме заключения брака Гай, а также по отдельным замечаниям Цицерона и других писателей, coёmptio представляет так: В присутствии пяти свидетелей и весовщика. Libripens, которые участвовали во всякой mancipatio п. Затем жених произносил слова, установленные для совершения всякой купли путём mancipatio и передавал paterfamilias невесты, в виде покупной цены, слиток металла, якобы взвешенный весовщиком. Из этих трёх форм заключения брака раньше других отпал usus. Если usus ещё существовал во времена Цицерона, то Гай уже говорит о нём как о форме, отчасти отмененной законом, отчасти просто забытой. По- видимому, в начале I в.
По крайней мере Гай, а также Тацит сообщают, что в 23г. Однако, с таким ограниченным кругом действия confarreatio продолжала существовать до падения язычества. Coёmpptio, видимо, существовала ещё во времена Гая 1. Менее достоверно, чтобы её считали действующим институтом юристы III века, несмотря на упоминания о ней Папиниана и Павла Жирар. Параллельно с отмиранием или ослаблением роли старых форм заключения брака шел процесс утверждения неформального совершения брака путём простого соглашении брачующихся consensus facit nuptias- брак совершается соглашением D.
Необходимо следовать deduction feminae in domum mariti. Поэтому и указывал: vir absens nubere potest, femina absens nubere non potest Sent. Обстоятельства, прекращающие брак Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования.
К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции. Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался: 1 Capitis deminutio maxima одного из супругов, то есть обращением его в рабство, ибо у рабов не было ius conubii. При этом, если взятый в плен и обращенный в рабство супруг возвращался затем в Рим, то в силу postliminium п. Брак же sine manu, как некоторая только фактическая, но не юридическая связь, считался прекращенным, ибо postliminium применялся к res iuris; однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга были вместе в плену.
Брак sine manu мог быть прекращен волеизъявлением одного из тех лиц, согласие которых требовалось для совершения брака п. Свобода развода была, как уже сказано, одним из основных начал римского брачного права. И, несмотря на множеств и разводов в конце периода республики и в период империи, несмотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о брке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничина, если не считать невыгодных имущественных последствий развода для супруга, по инициативе или по вине которого брак прекращен разводом. Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений. Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов divortium , так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни repudium.
Свобода развода была одним из начал римского брачного права. И, не смотря на множество разводов в конце периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом. Личные и имущественные отношения супругов. Свободному браку соответствовала свобода правового режима имущества супругов, основанного на его разделении. Брак не создавал общности имущества супругов, напротив, их имущество было обособлено и составляло две отдельные независимые массы.
Все имущество жены, как приобретенное до брака, так и во время его, являлось ее собственностью если она — persona sui juris. Принцип целостности имущественных масс супругов сохранялся и после их смерти: они не наследовали друг другу. Только нуждающаяся вдова получала определенную часть имущества умершего супруга, интерпретируемую как алименты. Впоследствии претор предоставил супругам право наследовать друг другу, но при условии абсолютного отсутствия наследников. Дарения супругов друг другу признавались ничтожными, что имело целью гарантировать независимость их имущественных прав.
Однако материальное обеспечение жены, детей, расходы на ведение домашнего хозяйства и т. Супруги могли вступать друг с другом в любые юридические отношения имущественного характера: заключать договоры и т. Соответственно могли возникнуть и иски друг к другу. При этом, в силу необычности потенциальных субъектов правоотношений, были обозначены некоторые изъятия из общих правил. Так, супруги несли ответственность друг перед другом за небрежность не по абстрактному мерилу когда не проявлена мера заботливости, присущая самому заботливому хозяину , а по конкретному когда не соблюдена мера заботливости, которая проявляется в собственных делах : Кроме того, между ними исключались иски о бесчестии infamia.
При взыскании с имущества супруга в пользу другого супруга придерживались определенного предела, чтобы не доводить должника до бедственного положения. Изложенная схема имущественных отношений между супругами сформировалась не вдруг и, кроме того, она не была неизменной. Взаимодействие позитивного права и социальной практики имело своим следствием столкновение интересов, неопосредованных правом, практика социального развития не всегда вмещалась в рамки права. В этот период утвердилось представление о римской семье как основанной на общности имущества супругов. Из речи Катона Старшего; произнесенной в 169 г.
Катон говорил о женщине, удерживавшей большое состояние, которое она дала в долг мужу, а затем, рассердившись, приказала своему рабу ходить по пятам за ее мужем и требовать возвращения долга. Катон сокрушался по поводу того, что поведение женщины подрывало модель римского брака, основанного на общности имущества. С другой стороны, из Дигест явствует, что относительно приобретений жены действовала презумпция в пользу мужа, т. Практика выработала и другую презумпцию: предполагалось, что вещи, находящиеся во владении одного из супругов, составляют собственность мужа. Своеобразными гарантиями имущественных интересов супругов являлись dos —особое приданое со стороны невесты и donatio ante nuptias — предбрачный дар со стороны жениха.
Dos представляет собой имущество, выделенное невестой, ее paterfamilias либо третьим лицом с целью облегчения мужу бремени семейных расходов. В эпоху брака cum manu, а также до широкого распространения брака sine manu, оно составляло собственность мужа и не подлежало возврату ни при каких обстоятельствах. По-видимому, было немало случаев, когда недобросовестные мужья получив dos, разводились с женами.
Не следует забывать, что брак без мужской власти, с упрощенным порядком развода, был известен в Риме с древнейших времён. В республиканском периоде пошло широкое распространение разводов, это произошло вследствие процессов, которые развивались в римском обществе, в частности снижения уровня нравственности. Семейные узы ослабляются в период поздней республики и ранней империи. Августин был вынужден урегулировать весь институт брачного права социальными законами из-за нестабильности брачных связей. В 18 году до нашей эры император Август издаёт закон, который карает за прелюбодеяние. Виновникам грозила ссылка на острова. Однако при императоре Юстиниане было иное наказание, супруга определялась в монастырь, но муж мог её вернуть в течение двух лет.
Государственная власть столкнулась с ещё одним явлением, подрывавшим отношения в семье. Этим явлением являлось нежелание супругов иметь детей. Государственная власть стремилась стимулировать вступление в брак и рождаемость. Теперь в законном порядке все мужчины, которые были в возрасте от 25 до 60 лет, и все женщины обязаны были состоять в браке и иметь детей. Кто не состояли в браке, те не могли получать ничего по завещанию. Те, кто состояли в браке, но при этом не имели детей, получали только половину наследства. Бездетными не считались: мужчины, имеющие хотя бы одного ребёнка; женщины, имевшие трёх детей; вольноотпущенные, имеющие четырёх детей. При Августе были предприняты уникальные направления на укрепление семьи. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности. Лица, не состоявшие в браке, лишались права наследования.
Даже из двух консулов преимущество по службе получал имеющий больше детей. Вместе с тем законным стало сожительство лиц, которым брак запрещался, то есть браки вольноотпущенных с сенаторами. Получил некоторые черты законности конкубинат. Свободное расторжение брака сохранялось, но если брак расторгался без основательных причин, то устанавливались имущественные санкции. Если в разводе был виновен муж, он терял предбрачный дар. Виновная в разводе супруга лишалась приданного. В заключении хочется сказать, что принимавшиеся в поздней республике и ранней империи законодательные меры по укреплению семьи были далеки от того, чтобы существенно повлиять на укрепление семейных устоев. Личные и имущественные отношения между супругами Взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера предполагали действительный брачный союз. На жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены, что выразилось неравенством партнёров внутри римского права. Личные и имущественные отношения между супругами были различны в браке cum manu и sine manu.
В браке cum manu жена после того, как стала чужой своей старой семье, переходила в подчинение власти мужа. Власть мужа в принципе не отличалась от власти отца над своими детьми. Муж при помощи иска, который был подобен виндикации, мог истребовать покинувшую дом жену. Также он мог продать её в кабалу и наложить на неё любое наказание вплоть до лишения свободны. Жена приравнивалась в области имущественных отношений к рабам и детям, так как была лишена правоспособности в данной области. Всё имущество жены после перехода из старой семьи доставалось мужу. В прочем, всё нажитое во время брака также переходило во владения мужа. Несмотря на то, что положение жён было бесправным, римские обычай и традиции смягчали их в области семейных отношений. В качестве примера можно привести римские обычаи, которые обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников. В отличие от брака cum manu, брак sine manu не изменял юридического положения жены.
Она остаётся in patria potestate, но это наступает, если она была под властью отца до брака. В результате этого имущество, которое принадлежало ей до брака, остаётся у неё, но, если при этом она была persona sui iuris. В браке sine manu действовал принцип, при котором имущество делилось между супругами. Муж был вправе распоряжаться доходом, но не имел права присвоить это имущество себе без специального разрешения супруги или его прежнего домовладыки. Если муж злоупотреблял в управлении имуществом, то прежние родственники имели право предъявить мужу требования и даже иски о восстановлении имущества. Форма брака делилась на две категории брачных имуществ при особом правовом положении: приданое dos и брачные дары dos propter nuptias.
Когда учитель горит своим делом, когда он добр и открыт, на уроках царит комфортная обстановка и дружественная атмосфера Мария Тяпкина Ученица Школы 48 г. Копейск, Челябинская обл. Занятия очень интересные и отличаются от уроков в школе. Мы много разговаривали, разбирали сложные темы. Некоторые уроки проходили в развлекательной форме. Например, просмотр мультфильма и дальнейший разбор заданий по лексике. Общее впечатление от АПО положительное. С собой я увезла багаж новых знаний.
Римское право: конспект лекций Пашаева Ольга Михайловна 4. Общий строй римской семьи Основные черты семейного строя. Правовой строй римской семьи относится к числу специфических римских правовых институтов. Только римский гражданин мог вступить в римский брак и основать римскую семью. Основные черты семейного строя были выражены в римском праве с исключительной законченностью и последовательностью, а изменения их знаменовали глубокие изменения и в условиях хозяйственной жизни Рима, и в идеологии его господствующих классов. Итак, область семейного права в Риме начинается с моногамической семьи, в основе которой лежала власть главы семьи и домовладыки paterfamilias. Все члены в такой семье подчиняются власти одного. Это - агнатическая семья, в состав которой кроме главы семьи входили: его жена in manu mariti , т. Все подвластные главе семьи члены семьи назывались sui. В такой семье лишь домовладыка был вполне правоспособным лицом persona sui iuris , а остальные члены семьи полной правоспособности не имели personae alieni iuris. Отсюда и пошло выражение, что жена по отношению к мужу находится loco filiae, мать по отношению к детям - loco sororis и т. Сыновья и внуки не получают свободы от подчинения отцовской власти даже если получают должность магистрата. Не освобождает от власти главы семьи и никакой возраст подвластных. Она прекращается только со смертью или по воле домовладыки. Понятие агнатического и когнатического родства. В римском праве различались два вида родства. Агнатическое родство. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья. Дочь pater familias, выходившая замуж, поступала под власть нового домовладыки. Она становилась агнатической родственницей новой семьи и переставала быть агнатической родственницей своего соб ственного отца и членов своей бывшей семьи. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола» Gai. Агнатическое родство могло быть близким и далеким. Близкими родственниками считались лица, находящиеся под властью определенного домовладыки. Дальние агнатические родственники - это лица, которые когда-то были под его властью. С развитием хозяйства, превращением Рима из общества производите лей в общество потребителей власть домовла дыки стала принимать более определенные границы; род ство по крови когнатическое родство приобретало все большее значение. Когнатическое родство. Когнатические родственники - это лица, имеющие хотя бы одного общего предка. Кровные родственники - это: а родственники по прямой или боковой линии: Родственники по прямой линии linea recta - лица, происходящие одно от другого дед, отец, сын. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; Родственники по боковой линии linea collaterales - лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья , племянники и др. Свойство affinitas - это родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены. Степень родства исчислялась количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого: по прямой линии - количество рождений непосредственно между этими лицами по восходящей или нисходящей, а по боковой линии - количество рождений от общего предка. Степень свойств исчислялась таким же образом, как родство супруга например, муж является свойственником тестя 1-й степени по прямой линии. Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: Консорциум consortium был самым первым видом семьи - это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; Патриархальная семья familia сменила консорциум; Когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Когнатическая семья являлась союзом близких, только кровных родственников, живущих совмест но. В когнатическую семью входили обычно глава семьи с женой, детьми и другими близкими родственниками. Власть домовладыки больше не была неограниченной и сводилась к благоразумному наказанию «ad modicam castigationem». С появлением когнатической семьи стало признаваться, что и рабы могут иметь родственные связи cognatio servilis ; это положение было новым для римлян. При развитой патриархальной семье, когда рабы были лишь «говорящим орудием», рабы могли только сожительствовать и их семейные связи не признавались. Последовательное ограничение власти домовладыки во всех ее проявлениях: в отношении жены, детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательственного права от его изначального формализма. Из книги Исследование о смертной казни автора Кистяковский Александр Фёдорович Общий вывод Нет ничего бесплоднее и в научном отношении неуместнее, как отвлеченно-схоластическое, помимо истории и действительной жизни народов, решение вопроса: справедлива или несправедлива, необходима или не необходима смертная казнь. Подобный способ решения этого Из книги Шпаргалка по семейному праву автора Щепанский Роман Андреевич 6. Понятие семьи в семейном праве. Функции семьи. Различают понятие семьи в юридическом и социологическом смысле. Общий ход производства Производство и в формулярном процессе сохраняет свое разделение на две стадии - jus и judicium. В этом состоит обычный порядок - ordo judiciorum privatorum, почему и самый этот процесс, как ординарный, противополагается всякому административно - судебному Из книги Всеобщая история государства и права. Общий ход ее образования Несложная и строго формальная система старого цивильного права должна была, разумеется, оказаться недостаточной, когда около половины республики экономическая жизнь Рима начала под влиянием развивающегося оборота существенно изменяться. Из книги Покупка и продажа квартиры: законодательство и практика, оформление и безопасность автора Брунгильд Аделина Геннадиевна Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна Из книги Римское право. Общий раздел 1. Плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, являются граждане Российской Федерации , иностранные граждане и лица без гражданства далее именуемые « физические лица » , которые становятся собственниками имущества , Из книги автора 24. Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство Семья - сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной Из книги автора 14. Агнатическое и когнатическое родство Институт, который регулировал семейные отношения, распространялся только на лиц, являющихся гражданами Рима. Римская семья носила патриархальный характер. В ее состав входили глава семьи, жена, дети, Из книги автора 40. Свободные и рабы в Римской республике В 509 г. Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две Из книги автора 42. Появилось немыслимое количество рабов, что обесценило труд крестьян и привело к их обезземеливанию. Неизбежным результатом этого процесса 1. Понятие римских видов родства и семьи Родство - это кровная связь между людьми, с наличием которой закон связывает определенные правовые последствия. В римском праве различались два вида родства: Агнатическое родство. Прямая линия может быть восходящей linea ascedens или нисходящей linea descedens в зависимости от того, проводится она от потомства к предку либо от предка к потомству; Родственники по боковой линии linea collaterales - лица, имеющие общего предка, но не состоящие в родстве по прямой линии братья, сестры, двоюродные братья, племянники и др. Виды семьи: Римская история прошла через развитие семей от агнатического к когнатическому родству: - консорциум consortium был самым первым видом семьи - это семейная община, основанная на агнатическом родстве и возникшая после распада рода на отдельные группы. Во главе общины был старейшина, взрослые мужчины решали судьбу общины на общем собрании; - патриархальная семья familia сменила консорциум; - когнатическая семья появилась позднее с улучшением правового положения лиц, не имеющих полной правоспособности alieni iuris. Понятие и виды брака. Конкубинат Римский законный брак, в свою очередь, так же делился на два вида: -брак с мужней властью cum manu - брак без мужней власти sine manu. Брак с мужней властью заключался посредствам трех способов. Первый - религиозный, в присутствии десяти свидетелей из разных провинций Римской империи у статуи Юпитера - «обряд поедания лепешки». Этот брак был особенно необходим для тех римских граждан, кто готовил себя в жрецы. Такой брак получил широкое распространение среди зажиточной, обеспеченной части римского общества, будущих государственных служащих. Второй способ заключения брака - покупка жены у ее отца по правилам манципации с помощью меди и весов. Третий способ - usus - по этому браку жена в конце очередного года должна была уходить на три дня из дома мужа, чтобы прервать срок давности владения ею мужем. В случае, если жена не использовала свое право на три ночи уходить из дома мужа, брак sine manu прерывался и превращался в cum manu. При браке cum manu власть мужа на женщину по сути дела не ограничивалась. Муж имел право убить жену не только в случае измены, но и в случае нарушения запрета пить вино, за похищение ключей от винного погреба. Римские женщины в классическую эпоху принимали только имя своего рода nomen. Например, женщина рода Юлиев носила имя Юлия. Если дочек было несколько, то старшая называлась Юлия первая Maior , следующая сестра - Secunda - вторая или Minor младшая ,третья - Tersia и т. При браке sine manu жена выходит из неограниченной власти домовладыки. За мужем сохранялось право на выбор места жительства и методы воспитания детей. В этом браке появляется независимость, свобода развода у женщины. У последних временами сосредотачивались огромные богатства, так как в имущественных отношениях при этом браке лежал принцип раздельности имущества. Участившиеся разводы, браки по расчету отрицательно сказывались на нравственных устоях римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены. Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права. Римлянам известны два вида брака: законный римский брак и брак между перегринами и другими свободными, которые не имели права вступать в римский законный брак iustum matrimonium. Фактически брачные отношения людей, которые не могли вступить в римский законный брак, получили название конкубинат. Итак, конкубинат - устойчивое сожительство с целью создать семью. Последнее отличало брачное сожительство от случайной или временной половой связи. Конкубинат практически не порождал никаких правовых последствий: 1. Дети от этого барка не могли стать наследниками отца. На них не распространялась отцовская власть, алиментирование. Женщина не принимала имени жившего с ней мужчины. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой. Наихудший вид брака - это брак замужней женщины с не женатым мужчиной, при котором основное наказание ответственность за связь с мужчиной, несла женщина. Был еще один вид брачных отношений это брак между рабами - контурберниум. Брак характеризуется: 1. Взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака; 2. Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров. Не может рассматриваться в качестве такового "брак" между людьми одного пола, а также между партнерами несоответствующего традиционным представлениям возраста.
2.1 Имущественные отношения между супругами
- Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. ~ 10 простых правил
- Общий строй римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство.
- Агнатское и когнатское родство контрольная работа
- Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство | ФемидаКлио | Дзен
- Конспекты юриста
Родство в рамках римской семьи
- Глава 6. Когнатическое и агнатическое родство
- Семья в римском праве: виды родства, какую роль занимал отец, свойство | ФемидаКлио | Дзен
- АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО Наследование —
- Правовые черты Римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство
- Браки в Древнем Риме
- - zavtrasessiya Ресурсы и информация.
PECULIARITIES OF FAMILY LAW REGULATION IN ROMAN PRIVATE LAW
- Популярные категории
- Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима
- Римская семья. Виды родства.
- Агнатическое родство
- Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство
Римская семья. Агнаты и когнаты
Правовые черты римской семьи. Агнатическое и когнатическое родство. Отцовская власть Коллектив авторов, 2017 Римское право. Отцовская власть Коллектив авторов, 2017 Римское право Коллектив авторов, 2017 10.
Отцовская власть Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной собственностью членов семьи на средства производства и продукты производства. С образованием государства в семье происходит трансформация — во главе семьи становится домовладыка paterfamilias.
Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой и была patria potestas отцовская власть. Родство определяется по линиям — прямым parentes — родители и liberi — дети и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными germani и неполнородными: consanguinei и uterini единоутробными.
У заимодавца после передачи вещи не было никаких обязанностей перед заемщиком, было лишь право требовать от заемщика возврата определенной договором суммы или вещи. Договор займа являлся беспроцентным договором, однако проценты могли устанавливаться путем специального указания в договоре или заключения отдельного соглашения. Начисление процентов на проценты в римском праве было запрещено. В римском праве договор займа мог заключаться как на определенный срок, так и без указания срока, так как срок не являлся существенным условием договора.
Заключение договора займа могло происходить в форме сделки ne Виды коллизионных норм Деление коллизионных норм на виды зависит от критериев их классификации и от особенностей их коллизионных привязок, регулируемых коллизий, источников происхождения коллизионных норм, действию коллизионной нормы во времени и пространстве. По способу выражения воли законодателя различают следующие виды коллизионных норм - это императивные, альтернативные и диспозитивные коллизионные нормы. Императивная коллизионная норма— это властное предписание законодателя о применении права только одного конкретного государства, устанавливаемого на основании какого-либо объективного критерия.
Следуя из вышесказанного, можно определить, что в когнатическом родстве была установлена кровная связь родственников по линии матери, что свидетельствует о том, что рассматриваемый на данный момент тип родства становился полным по крови. Соответственно, после появления этого типа родства в семейном праве Древнего Рима изменялось положение женщин, вступивших в семейство своего мужа под власть его домовладыки и их детей - с этого момента и она, и её потомки считались юридически родственными её родителям, братьям и сестрам. Само полное кровное родство по своей сути являлось куда более сильным союзом в отличие от предшествующего ему типа родственной связи между членами одной familia. Данный союз объединял людей, которые уже не были в состоянии назвать отца семейства, который когда - либо осуществлял свою власть над их общими предками, но они, тем не менее продолжали являться носителями одного и того же имени, осуществлять один и тот же родовой культ, а также при отсутствии агнатических родственников у отца семейства призываться к наследованию и опеке.
Запрещалось осуществлять одному лицу опеку более чем над тремя лицами. А несовершеннолетние мальчики до достижения 14 лет, девочки — до 12 лет ;.
Ассоциация победителей олимпиад
Агнатическое и когнатическое родство Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной. Агнатическое и когнатическое родство. Римская семья. Агнатическое и когнатическое родство. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Подчинением власти главы семьи определялось агнатическое родство, на базисе которого и основывалась римская семья.
zavtrasessiya.com
Особенности римской семьи обусловили и особенности родства в Древнем Риме. раздел Образование, Понятие Римского права Семья В Древнем Риме Представляла Собой Патриархальную Семью, Объединенную По. Агнатическое и когнатическое родство. Римский семейный строй Гай считал настолько нетипичным, что называл его «исключительным достижением» римского народа. Окончательно трансформация семьи от агнатической к когнатической завершилась в эпоху Юстиниана, а агнатское родство стало пережитком цивильного права. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь). Далее, родство, и притом как агнатическое, так и когнатическое, служило препятствием к браку: в прямой линии без ограничения степеней, в боковых линиях — в древнейшее время, по-видимому, до шестой степени; по упразднении этого правила и до конца республики.
Семейное состояние. Понятие римской семьи
Si agnatus nec essit, gen- tiles familiam habento. Heredes sui. Это положение устанавливало три разряда наследников. Первый разряд составляли sui heredes, т. Жена, дети и усыновленные делили имущество поровну. Если же в наследовании участвовали внуки от ранее умерших сыновей, то имущество делилось per stir- pes, поколенно, и внуки наследовали по праву представ- ления ius repraesentationis , т. Наследованию sui heredes в придавался некоторый осо- бый характер: они не столько становились обладателями нового для них наследственного имущества, сколько всту- пали в управление своим имуществом, принадлежавшим им вместе с paterfamilias на праве семейной собственности Гай говорил о sui heredas, что они vivo quoque parente quodammodo domini existimantur - 2. Точно так же Павел называл наследование sui heredes не чем иным, как continuatio dominii, ибо они itaque post mortem patris non heredi-tatem percipere videntur, sed magis liberam bonorum administrationem consequuntur D. Agnati proximi. Вторым разрядом наследников бы- ли agnati proximi, т.
Так, прежде всего, призываются к наследованию, при отсутствии sui heredes, братья, сест- ры и мать умершего, состоявшая с его отцом в браке cum manu и тем самым поставленная в положение сестры умер- шего, loco sororis. Все эти лица являются по отношению к умершему агнатами второй степени. Агнаты дальнейших степеней устраняются от наследования наличием указанных наследников. При отсутствии агнатов второй степени при- зываются к наследованию агнаты третьей степени и т. Однако женщины далее полнородной сестры к наследованию не призывались voconiana ratione, т. Все призываемые к наследованию агнаты делят между собою наследство поголовно. Третьим разрядом наследников были gentiles, наследование которых отпало к концу рес- публики. Выше уже было указано, что в цивильном пра- ве действовало правило: in legitimis hereditatibus successio non est. Это означало призвание к наследо- ванию в каждом отдельном случае только лиц, ближай- ших к умершему в момент смерти.
Если эти лица отка- зываются от наследства разумеется, при наличии пра- ва на отказ - см. Bonorum possessio intestati Преторская bonorum possessio, отражавшая в ходе своего развития постепенный распад старой зем- ледельческой семьи и последовательное вытеснение аг- натического родства родством когнатическим, постро- енным на кровной связи, была закреплена edictum perpetuum п. Преторский эдикт устанавливал четыре разряда наследников. Unde liberi. Первый разряд unde liberi - все дети умершего и лица, приравнивав- шиеся к детям. В этот разряд входили: sui, emancipa- ti, то есть эманципированные дети умершего, а также in adoptionem dati, то есть дети, отданные им в усыновле- ние, если к моменту смерти наследодателя они были освобождены от patria potestas усыновителя. Таким образом, уже в этом разряде наряду с агнатами наследодателя насле- дуют его когнаты. Наследники более близкие по степе- ни родства и здесь устраняли наследников дальнейших степеней родства. Внуки и другие нисходящие детей наследовали и здесь по праву представления.
Призвание к наследованию эманципи- рованных детей вызвало к жизни ряд специальных поло- жений: эманципированные дети обязаны были при насле- довании вносить в наследственную массу все свое имущество collatio bonomm emancipati , которое и поступало в распределение между всеми наследниками в составе наследственной массы. Таким способом устраня- лась несправедливость, которую создавало бы уравнение в наследственных правах эманци-пированных детей, облада- телей собственного имущества, с неэманципированными, весь продукт труда и все приобретения которых поступали при жизни paterfamilias в состав имущества последнего, т. В то же время призвание к наследованию эманципиро- ванных сыновей ухудшало положение детей этих сыновей, остававшихся in patria potestate деда: пока эманципиро- ванные не наследовали, внуки наследодателя были его sui heredas, теперь их устранял от наследования их отец, как более близкий родственник paterfamilias. Между тем труд внуков также содействовал образованию имущества умершего. Ввиду этого Юлиан при пересмотре эдикта вклю- чил туда новое постановление - nova clausula luliani или edictum de coniungendis cum emancipate liberis, в силу которого эманципиро-ванный сын обязан был разде- лить свою наследственную долю пополам со своими детьми. Unde legitimi. Второй разряд, unde legitimi, призывался к наследованию при отсутствии лиц, принадле- жавших в первому разряду, а также в случаях, когда ник- то из этих лиц не испросил bonorum possessio в установ- ленный срок. Таким образом, в этих последних случаях преторское право в отступление от цивильного права, до- пускало successio ordinum. Если у наследодателя не было sui heredes, наследство переходило к одним агнатам.
Unde cognati. Третий разряд, unde cognati, об- нимал кровных родственников умершего по порядку степе- ней до шестой степени включительно из седьмой только sobrino и sobrina nati, т. Вследствие кровного родства sui призываются в этом разряде в третий раз, emancipati во второй раз, in adoptionem dati даже состоя in patria potestate усыно- вителя ; боковые когнаты наследуют без ограничении прав женщин. Ближайшая степень родства устраняет дальнейшую, родственники одной степени делят наследство поровну. В этом разряде дети, законные и незаконные, наследу- ют после матери так же, как и мать после детей. Unde vir et uxor. Четвертый разряд, unde vir et uxor: при отсутствии родственников перечисленных разрядов к наследованию призывается переживший суп- руг: муж после жены или жена после мужа. Таким обра- зом, преторская bonorum possessio, отдавая предпоч- тение агнатическому родству, впервые признавала, од- нако, основанием наследования также и когнатическое родство. Кроме того, преторская система наследования в противоположность цивильной, как уже указано, исходила из successio ordinum et gra- duum, т.
Наследование ab intestato по праву Юстиниана 254. Императорское законодательство о наследовании до новелл Юстиниана. Законодательство пе- риода империи продолжало тенденции преторского пра- ва: постепенное вытеснение агнатического родства когнатическим в качестве основания наследования. Ряд senatusconsulta превратил в цивильное наследование пре- доставляющуюся ранее претором bonorum possessio матери после детей и детей после матери. Затем были расширены права детей на наследование после родственников с мате- ринской стороны. Все эти наслоения на старые постанов- ления, внося в наследственное право некоторые новые тенденции, соответствовавшие интересам развивавшегося оборота, в то же время чрезвычайно усложняли и запуты- вали его. Наследование по новеллам Юстиниана. Новеллой 118 543 г. Юстиниан упростил систему наследования по закону, построив его исключительно на когнатическом родстве.
По системе Юстиниана к наследованию призы- ваются четыре разряда наследников. В тех случаях, когда внуки наследовали вместе с детьми, они все вместе получали долю, которую получил бы их умерший родитель, и делили ее поровну между собою. Наследники этого разряда делят наследство поровну, од- нако, дети ранее умерших братьев и сестер получают до- лю, которая причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни восходящие, то наследство делится in li- neas, одна половина идет восходящим с отцовской сторо- ны, другая - восходящим с материнской стороны. Ближайшая степень устраняет дальнейшую; все призванные делят наследство in capita. О насле- довании супругов новеллы не упоминают. Предполагают, что оно продолжало регулироваться нормами преторско- го права.
Последовательное ограничение patria potestas во всех ее проявлениях:в отношении жены детей и их потомства и параллельно осуществлявшееся постепенное вытеснение агнатического родства родством когнатическим составляют основное содержание процесса развития римского семейного права. Это развитие осуществлялось на основе глубоких изменений экономической жизни Рима, под влиянием хода его политической истории, одновременно с последовательным изменением форм собственности освобождением договорно-обязательс венного права от его изначального формализма, в неразрывной связи с победным шествием ius gentium хотя внешне, в стороне от его влияния. Большинство институтов, сложившихся в ходе этого развития, давно отмерли, гражданское право Новой Европы не реципировало их. Однако другие остаются и доныне основой соответствующих институтов семейного права капиталистических стран. А совокупность институтов римского семейного права в их историческом развитии является наиболее ярким образцом семейного права рабовладельческого общества от начальных ступеней его развития до последней его стадии, уже овеянной атмосферой близкого разложения. Отношения между родителями и детьми на всем протяжении римской истории определялись идеей patria potestas, патриархальной и односторонней власти отца. По собственному признанию римских юристов, такой власти над детьми, как римляне, не знал ни один доступный их наблюдению народ Gai. I, 55: "Quod jus proptium civium romanorum est: fere enim nulli alii sunt homines, qui talem in filios suos habent potestatem, qualem nos habemus". Конечно, с течением времени эта власть значительно изменилась и ослабела, но многие патриархальные заветы сохранили свое значение до конца. Так, прежде всего, римское право знает только patria potestas — только власть отца, а не родителей вообще. Мать по отношению к своим детям от того же брака никаких родительских прав не имеет — не только при жизни мужа, но и после его смерти. При старом браке cum manu мать, как известно, находилась в положении сестры своих детей, после смерти мужа семья распадалась на новые самостоятельные семьи, по отношению к которым мать никаких прав власти не приобретала; она сама делалась теперь persona sui juris, но попадала под опеку своего ближайшего агната, чаще своего же собственного сына. Лишь с течением времени, с постепенным признанием родства когнатического, ее отношения к детям получают некоторую юридическую физиономию: мать и дети получают взаимные права наследования друг после друга. В период империи признается затем право на содержание алименты , а также, — по крайней мере, в известных случаях, — и право матери быть опекуншей над своими детьми. Но этим все и исчерпывается: каких-либо прав, присущих patria potestas, например прав на пользование известными имуществами детей, она не имеет. Юридические отношения между родителями и детьми мыслятся, далее, только на почве законного брака и законной семьи. Дети незаконные, внебрачные в древнейшем римском праве, построенном исключительно на принципе родства агнатического, стояли вообще вне всяких юридических связей: они были чужими не только своему естественному отцу, но и матери. С признанием родства...
Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа cum manu. Брак sine manu — это форма брака, основанная на равен стве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала пре обладающей. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. При конкубинате права детей и самой конкубины были ограничены. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наслед ственных правах. Личные отношения между супругами в браке с властью мужа cum manu : 1. Но она давала сама на это согласие; 7. Наличие между ними половой связи было обязательно. Отказ в выполнении супружеского долга и измена жены считались основаниями для прекращения брака; 10. Имущественные отношения между супругами в браке без власти мужа sine manu : 1. Отцовская власть Отцовская власть patria potestas , первоначально безграничная, постепенно, с развитием древнеримского общества, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи в связи с развитием рабовладельческих хозяйств , развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство.
Эллинистическая и римская философия. Семья — сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной собственностью членов семьи на средства производства и продукты производства. С образованием государства в семье происходит трансформация — во главе семьи становится домавладыка paterfamilias. Правовые черты римской семьи: 1. Власть, которую отец семейства имел над детьми, внуками и правнуками, над женой, находившейся в положении дочери, и всеми домочадцами в совокупности. Рим начал свою историю в области семейного права с моногамной семьи, основой которой была patria potestas отцовская власть.
Семейно-правовые отношения в римском праве
Понятие семьи в римском праве. Агнатское и когнатское родство; свойство. | Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). |
Семейное право древнего Рима. Когнатическое и агнатическое родство | Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь). |
Реферат на тему «Римская семья. Римский брак» | это родство по крови. В начале имелось в виду родство по женской линии, но затем cognatio стало означать родство только по крови. |
Общая характеристика римского семейного права - Римское частное право (2013) | Агнатическое и когнатическое родство. |
Семейно-правовые отношения в римском праве
Агнатическое и когнатическое родство в семейном праве Древнего Рима. Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства, первоначальное родство (по римской терминологии — юридическая связь). 3. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. АГНАТИЧЕСКОЕ И КОГНАТИЧЕСКОЕ РОДСТВО: Шпаргалка по римскому праву Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. 3. Подчинением власти одного и того же paterfamilias определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство.