К Указу прилагался Проект Петра I «Положения об учреждении Академии наук и художеств», которая бы состояла из «самолучших ученых людей».
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Зарождение и становление главного научного учреждения страны
- Основание Академии наук
- В Петербурге основана Российская Академия Наук
- 300 лет Академии наук: как Россия стала научной сверхдержавой
Академии наук 300 лет
Члены академии разработали основные положения реформы, участвовали в подготовке профессиональных педагогических кадров, составили около 30 учебников и пособий. По инициативе академии в 1803 — 1806 годах состоялась кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского, а в 1820 году экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева открыла новый материк — Антарктиду. Читайте также: Российские колумбы: дальние походы русских моряков Таким образом, Россия в XIX веке становится одним из центров мировых географических открытий, и не только географических. Серьёзные успехи были достигнуты в минералогии, кристаллографии, геологии, стратиграфии, сейсмометрии. Разрабатывались проблемы метеорологии, земного магнетизма, электричества. Выдвинулись биологические науки: сравнительная эмбриология животных, эволюционная эмбриология, эволюционная физиология растений, теория иммунитета.
Во второй половине века стала активно развиваться химия, в том числе органическая, органический катализ при высоких давлениях и температурах, физическая химия, систематика химических элементов», — рассказывал в одном из интервью директор Архива РАН в 2013 — 2018 годах Виталий Афиани. В это время физик и электротехник Александр Попов изобретает радио, химик Дмитрий Менделеев открывает периодическую таблицу химических элементов, биолог Дмитрий Ивановский открывает вирусы, а будущий Нобелевский лауреат Иван Мечников разрабатывает клеточные механизмы иммунитета, другой Нобелевский лауреат Иван Павлов создаёт науку о высшей нервной деятельности. Как в России боролись с эпидемиями Время великих достижений После Февральской революции 1917 года Петербургская или Императорская академия наук меняет название на Российскую академию наук и впервые получает право самостоятельно избирать своего президента. Им стал выдающийся геолог Александр Петрович Карпинский, сохранивший этот пост вплоть до своей смерти в 1936 году. С этого момента во главе советской академии всегда стояли крупные учёные с мировым именем — Вавилов, Несмеянов, Келдыш, Александров, Марчук.
Читайте также: Знай наших! Мстислав Келдыш — «генерал науки» С одной стороны, советская власть понимала важное значение науки для построения нового общества, а с другой — мечтала поставить её на марксистско-ленинские рельсы. Поэтому параллельно с существующей Академией наук была создана и Социалистическая академия наук, которая позже стала Коммунистической, но успехов в её работе это не прибавило, и в 1936 году её распустили. Несмотря на угрозы роспуска, личные трагедии репрессированных учёных, советский период стал временем великих достижений советской науки. Академия исследовала Курскую магнитную аномалию и минеральные ресурсы Кольского полуострова и Сибири.
В предвоенные годы физики П. Черенков, И. Тамм и И. Франк открыли и дали теоретическое объяснение эффекту излучения света заряженной частицей при её движении со скоростью, превышающую фазовую скорость света в среде. В 50-е годы физики Н.
Басов и А. Прохоров создали ряд типов лазеров. Данные открытия были удостоены Нобелевских премий. К 1941 году Академия наук СССР насчитывала уже восемь отделений по всем направлениям научного поиска: физико-математическому, химическому, геолого-географическому, биологическому, техническому, истории и философии, экономики и права, литературы и языка. В союзных республиках открывались филиалы Академии наук, лаборатории, создавались научные базы.
В предвоенный период была создана мощная научная база, которая позволила значительно усилить обороноспособность страны.
Второй класс: физика теоретическая и экспериментальная; анатомия; химия; ботаника. Третий класс: красноречие и древности; история древняя и новая: «право натуры и публичное, купно с политикою и этикою нравоучением ». Академики обязывались: 1. Изучать всё, что уже достигнуто в науке, составлять «экстракты» из лучших сочинений «добрых авторов» и готовить их для издания. Развивать свою область науки, исследуя все, что необходимо к ее «изправлению или прирощению». О своих открытиях сообщать секретарю.
Участвовать в еженедельных заседаниях, в которых «каждый мнение свое предлагает, советом и мнением других пользоватца и партикулярно учиненные эксперименты в присудствии всех членов поверять может». Отмечена польза сотрудничества учёных разных специальностей: «в таких экспериментах многократно один другого, яко например анатомикус механика и пр. Исследования должны были приносить пользу стране, улучшать техническое оснащение производства: «Притом же бы вольные художествы и мануфактуры, которые уже здесь заведены суть и впредь еще заведены быть могут, от помянутого заведения пользу имели, когда им удобные машины показаны и инструменты их исправлены будут».
При Академии наук были созданы Академический университет и Академическая гимназия. Регламент Академии был утверждён в 1747 году. Первым президентом назначен Л. Первые академики АН математик Я. Герман, астроном Ж. Делиль, физиолог и математик Д.
Бернулли и др.
Подготовку проекта положения "Об учреждении Академии наук и художеств" Петр I поручил своему лейб-медику и по совместительству управляющему царской библиотекой и Кунсткамерой Лаврентию Лаврентьевичу Блументросту 1692-1755. В проекте были описаны функции университета и академии и были предложены способы их сочетания "Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юриспруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают. Страница из Книги именных указов 1724 года с заметками Петра Первого на полях Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют" В проекте заключалось, что в условиях России создание Академии наук и университета в качестве обособленных друг от друга учреждений не принесет пользы, поскольку в России еще нет кол, гимназий, семинарий, и не распространены в народе науки. Поэтому Академии наук предлагалось придать некоторые функции учебного заведения.
Академики должны были наряду с научными исследованиями заниматься преподаванием наук - читать публичные лекции и готовить молодых людей к преподавательской деятельности. Указ Екатерины I об Академии Для более эффективного выполнения университетской функции Академию наук планировалось разделить на "три класса". В первом классе должны были объединяться "все науки математические и которыя от оных зависят", во втором - "все части физики" к этому классу относились, кроме физики, также анатомия, химия и ботаника , а в третьем - "гуманиора, история и права" 20 января 1724 г. Петр направил проект в Сенат, сопроводив его запиской: "О Академии, в которой бы языкам учились. Также протчим наукам и знатным художествам.
И переводили б книги. Назначить место для сего. И доход... А Генваря 22 дня, его императорское величество, будучи в зимнем доме и слушав о сочинении тои Академии проекта, на котором собственною своею рукою подписать изволил, тако: На содержание оных определить доходы, которые збираются с городов Нарвы, Дерпта, Пернова и Аренсбурга, таможенных и лицентных, 24 912 рублев. И по тому его императорского величества указу Правительствующий Сенат приказали, оные доходы собирая, содержать в Рентерии, из которых отпускать в тое Академию по указом из Сената.
А кроме того, ни на какие росходы не употреблять. И о том в Каморколлегию и в Штатс-кантору указы посланы. N 4443.
К 275 ЛЕТИЮ АКАДЕМИИ НАУК: ИСТОРИЯ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
- Учреждение Академии наук при Петре I
- В Петербурге основана Российская Академия Наук
- Российская академия наук | это... Что такое Российская академия наук?
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Читайте далее:
К 300-летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук
году подписал указ о создании Петербургской академии наук. По проекту это было учреждение, которое совмещало в себе и научные, и образовательные функции. 8 февраля 2019 года Российской академии наук исполняется 295 лет. Больше всего его впечатлила Парижская Академия Наук, по образцу которое он захотел создать похожее учреждение и в Российской империи. День Российской науки не зря отмечается 8 февраля: именно в этот день в 1724 году из Сената был объявлен именной указ императора Петра I об учреждении Академии наук и художеств с приложением —. При подготовке документов об учреждении академии наук он руководствовался установками императора и успешно вел дела от его имени, а затем и от имени императрицы Екатерины.
К 300-летию Российской академии наук
300 лет Российской академии наук. Через тернии к звёздам… | На практике идея создания Академии наук в России постепенно начала реализовываться с начала 1720-х годов. |
Российская Академия Наук — ChronoWiki | С 1803 года учреждение стало называться Императорской Академией наук, с 1836 года – Императорской Санкт-Петербургской АН. |
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история | Дата приурочена к основанию Российской академии наук, созданной по указу Петра Великого ровно 300 лет назад. |
К 300-летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук | 8 февраля 2024 года в День российской науки отмечается 300 лет со дня основания Российской академии наук. |
В 2024 году Российская академия наук празднует 300-летие | История Российской Академии Наук начинается с 1794 года. Академия объединяет под своим крылом тысячи ученых, которые работают на благо людей. |
Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724
22 января 1724 года Петр I представил на обсуждение в Сенате "Проект положения об учреждении Академии наук и художествЭ, подготовленный придворным врачом Л.Л. Блюментростом, подписал "Определение об Академии". Академия наук, построенная как государственное учреждение, на протяжении почти трёх столетий выполняла исследования, направленные на укрепление государственности, на подъём культурного уровня народа. К Указу прилагался Проект Петра I «Положения об учреждении Академии наук и художеств», которая бы состояла из «самолучших ученых людей».
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года. – Сегодня Академия наук активно участвует в экспертном и научном обеспечении государственной деятельности. С 1917 года организация называется Российской академией наук, с 1925-го — Академией наук СССР. История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года. Академия наук была основана 8 февраля 1724 года указом российского императора Петра обнародования указа "Об учреждении Академии Наук и Художеств", 8 февраля (28 января по ст. ст.).
Этот день в истории: 1724 год — по указу Петра I учреждена академия наук
О проекте учреждения Академии наук | 28 января (8 февраля) 1724 года Петр Первыйиздал указ "Об учреждении Академии. |
Учреждение Академии наук при Петре I - предыстория создания и история развития Академии наук | В 1917 году Петербургская академия была переделана в Российскую академию наук. |
Основана Академия наук
В соответствии с ним АН была объявлена «первым ученым обществом в империи» Уставы. По Уставу 1836 г. В 1841 г. В структуре АН образованы 3 отделения: физико-математических наук, русского языка и словесности бывшая Российская академия , исторических наук и филологии с 1844 историко-филологическое, с 1916 исторических наук и филологии. Действительными членами АН были, как правило, крупнейшие отечественные учёные — математики М. Остроградский , В. Буняковский , П. Чебышёв , А.
Марков , А. Ляпунов , физики В. Петров , Э. Ленц , Б. Якоби , князь Б. Голицын , химики Н. Зинин , А.
Бутлеров , Н. Бекетов , Н. Курнаков , астрономы В. Струве , А. Белопольский , Ф. Бредихин , биологи К. Бэр , А.
Ковалевский , физиолог И. Павлов , минералог Н. Кокшаров , геолог А. Карпинский , филолог А. Востоков , литературовед А. Веселовский , историк С. Соловьёв и др.
Многие крупные учёные имели звания почётных членов математик Ф. Миндинг , исследователи Средней и Центральной Азии Н. Пржевальский , П. Семёнов-Тян-Шанский , лингвист В. Даль , историк флота Ф. Веселаго , врач Г. Захарьин и др.
Ковалевская , механик Н. Жуковский , филолог А.
То есть, Петр с самого начала хочет, чтобы в стране одновременно решались три задачи. Во-первых, нужно, чтобы сразу же появились ученые, которые бы занимались собственно научным процессом. Во-вторых, чтобы Академия готовила этим ученым смену — всех желающих молодых людей обучали. А в-третих, чтобы эти — уже российские люди — формировали, говоря современным языком, педагогический корпус в нашей стране. При этом Петр, в том же положении, размышляет — что лучше будет для страны: академия или университет?
В первом же абзаце следует определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют». Очень четкое определение — и за ним следует понимание, что ни академия в европейском понимании , ни университет — а Петр побывал и в первых, и во вторых — не смогут совершить то великое деяние, которое задумал император. Значит, нужно создавать некий гибрид: «И понеже сие учреждение такой академии, которая в Париже обретается, подобна есть кроме сего различия и авантажа, что сия академия и то чинит, которое универзитету или коллегии чинить надлежит , того для, я наденусь, что сие здание удобнейше академиею названо быть имеет». Бурная подготовка К реализации своего плана Петр приступил задолго до формального указа. Будущий директор Академии, соперник Ломоносова — но это в будущем. А в 1721 году у Шумахера инструкция — прощупать почву у ведущих ученых Европы на предмет потенциального переезда в Россию.
Более того, Петр понимает, что поначалу среди соотечественников мало кто захочет учиться.
К вопросу распространения наук в России император подошел системно — в том числе изучил и сравнил разные научные и образовательные институты европейских стран, сформулировал разницу между ними и решил, каких целей хочет достичь. Так, в самом начале проекта Положения Академии наук и художеств Петр дает следующее определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют». При этом Петра интересовало одновременно, чтобы в России сразу появились ученые, которые бы занимались научным процессом как таковым, чтобы эти ученые готовили себе смену, обучая молодежь, и чтобы также шла подготовка будущих педагогов для дальнейшего обучения российского юношества: «1. Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли». Таким образом, ни академия в ее чисто европейском виде, ни университет — а Петр в своих заграничных поездках посещал и те, и другие — не годились для того комплексного решения задачи, которое он задумал. Нужно было их соединить.
РАН ведет экспертизу государственных заданий на исследования и отчетов по ним. К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Уже в этом году мы выдали свыше 40 тыс. Сегодня РАН ведет экспертизу всех значимых государственных проектов. Планами Петра и их реализацией восхищались многие европейские исследователи: в Европе внимательно следили за реализацией замысла. Так, уже упомянутый Фредерик Рюйш писал, что видит в Академии венец завоеваний Петра. Однако император умер в первую годовщину своего великого детища, 8 февраля по новому стилю 1725 г. Первое официальное заседание и первые годы работы Наследница Петра Екатерина I повелела «удвоить усилия по ее Академии организации», подтвердила контракты с европейскими учеными — и они начали прибывать в Петербург. Якоб Герман, швейцарский математик на российской академической службе, сделал доклад о математическом доказательстве того, что Земля сплюснута у полюсов. Это первое документально зафиксированное заседание Петербургской академии наук.
Кроме того, историки отмечают большое публичное собрание 27 декабря 1725 г.
Царь, окончательно плененный Лейбницем, дал ему чин тайного юстиц-советника и пенсию в 2000 гульденов, рассчитывая и в дальнейшем пользоваться его советами. В то же время Лейбниц, уже предвидевший примирение Англии с Францией, настаивал в Германии на союзе немецких держав с царем для противодействия Франции. Развитие европейской торговли, повсеместная борьба за торговые пути не могла не отразиться на этом государстве, давно уже связанном торговыми сношениями с Западом, но ограниченном в своих сообщениях Архангельском и Белым морем. Борьба за Черное и Азовское море, недоконченная и оставленная, длительная и увенчавшаяся успехом борьба за Балтийское море, связанная с этим необходимость реформы военного дела, создание флота, появление крупной мануфактуры и металлургических заводов — все это как будто выдвигало на переднюю линию торговую буржуазию. Выдвижение худородных, создание буржуазной администрации, борьба против знати вызвали соответствующую оценку петровской политики у историка-купца. Но вся реформа, включая и развитие промышленности, проводилась не только на старой социальной, в основе крепостной, базе, но и с дальнейшим закрепощением масс. А перед этим сословием даже легшие на него тяготы — в частности повинность военной службы — открыли новые возможности. С другой стороны, буржуазии не хватало ни капиталов, ни знаний, ни рабочей силы.
А в двадцатых годах, когда после окончания Великой Северной войны стала с каждым годом расти и шириться балтийская торговля, было уже несомненно, что вся эта торговля целиком в руках у иностранцев, прежде всего англичан, что русского коммерческого флота нет и при существующих условиях быть не может. И к моменту смерти Петра уже чувствовалась дворянская реакция против его политики развития промышленности и военного дела за счет земледелия. Несмотря на это обстоятельство, повернуть назад уже было невозможно. Российская империя нуждалась в сильной армии и флоте, а тем самым в обслуживающей их крупной промышленности и в дальнейшем росте внешней торговли, дающей государству необходимые средства. В рамках крепостной действительности начальные элементы будущего капитализма были уже заложены. Необходимость знаний Новая Россия требовала развития знаний, прежде всего прикладных знаний. Нужны были инженеры, техники, знающие офицеры, мореплаватели. И мы видим и в действиях, и в высказываниях Петра и его сотрудников тот же утилитарный практический взгляд на науку, который так характерен для изучаемой эпохи. Организация прежде всего навигацких школ, где обучали арифметике, геометрии, тригонометрии, геодезии, навигации и астрономии, и морской академии свидетельствует о том, какой вид профессионального образования насаждался прежде всего.
Переводы иностранных книг в первую очередь таких, как география Варения, архитектура Виньоля, искусство фортификации Вобана, кораблестроение Аллярда и т. Нельзя сказать, чтобы при этом пренебрегали гуманитарными знаниями. Так, известны старания Петра о собирании материалов по русской истории, включая материалы по его собственному царствованию. Это больше всего история военного дела, промышленности и техники. Русские образованные кадры Когда говорят о петровской эпохе, обычно подчеркивают роль иностранцев и невозможность обойтись без них в деле выучки и насаждения нового. Это указание совершенно правильно. Но нельзя забывать и того, что страна создавала и свои, пусть очень немногочисленные, образованные кадры. Прежде всего отметим самого Петра. Он не только царь, полководец и администратор.
Он и первый редактор первой русской газеты, и редактор переводов иностранных книг, и изобретатель русской гражданской азбуки. Он сам всю жизнь учился. Недооценивают обычно работу таких людей, как В. Татищев историк, экономист, политик, инженер и администратор и совсем забывают таких узких, но высококвалифицированных специалистов, как Ф. Соймонов и А. Однако в громадном большинстве случаев эти люди были действительно очень узкими специалистами и при том практическими деятелями прежде всего. Ученых, кроме Татищева, не было. Да и этот ученый прежде всего нужен был для административной деятельности, где так не хватало образованных людей. Думать об осуществлении проекта Лейбница без помощи иностранцев нельзя было.
А думать об этом начали задолго до практического осуществления. Так уже в 1714 г. В 1718 г. Утилитарный взгляд на науку И несомненно, что взгляд на задачи этой Академии был практический, утилитарный. Таков вообще был взгляд на науку передовых людей эпохи. Идеолог передовой торговой буржуазии эпохи, Посошков, перечисляя необходимые науки ставил вслед за языками и арифметикой геометрию, архитектуру и фортификацию [34]. Сношения Петра с западными учеными начались еще во время его пребывания в 1697 г. Сюда относится знакомство с ученым, бургомистром Амстердама Витзеном, бывавшим ранее в Москве и составившим карту восточной и южной Европы и Азии. С помощью Витзена Петр познакомился с другими учеными, осмотрел анатомический кабинет Рюйша и другие кабинеты и музеи.
Выше мы говорили о встречах и общении с Лейбницем. Смерть последнего в 1716 году помешала ему работать в направлении осуществления его проектов. Связь с французской Академией наук Поездка Петра в 1717 году в Париж имела прежде всего политическое значение. Враждебное отношение Англии к России, резко обнаружившееся после побед последней над Швецией, побуждало Петра искать сближения с Францией. Но в Париже он заинтересовался и учеными, посетил Академию наук и установил с ней связь. По возвращении в Россию Петр послал в Париж Нартова для усовершенствования в токарном деле. В 1720 г. Между тем в 1720 г. Соймонов привез в Петербург из Астрахани составленную им карту и описание Каспийского моря.
Петр послал карту на отзыв в парижскую Академию. Петр был избран членом Парижской Академии наук. К этому времени окончательно был решен вопрос об учреждении Академии наук в Петербурге. Работу над этим делом Петр поручил своему лейб-медику Блюментросту. Блюментрост Отец Лаврентия Блюментроста переехал в Россию при Алексее Михайловиче: он был сюда вызван по протекции своего пасынка, пастора. Молодой Блюментрост, окончив в Москве школу Глюка, продолжал образование за границей, вернулся в Россию в 1714 году и стал лейб-медиком сначала сестры царя Натальи, а с 1718 г. Командировка Шумахера В феврале 1721 г. Он вез с собой в Париж и вышеупомянутую карту Соймонова и благодарственное письмо Петра по поводу избрания в Академию. За несколько месяцев перед этим Петр писал германскому философу Вольфу, ученику Лейбница, о своем намерении создать Академию [39].
Шумахеру было поручено звать Вольфа в Россию. Такое же поручение ему было дано и в отношении французского астронома Делиля и других ученых. В Париже Шумахер присутствовал в заседаниях Академии, где рассматривалась карта Соймонова, потом осматривал обсерваторию и кабинеты. В Германии, Англии и Голландии Шумахер осматривал кабинеты и музеи, дав их подробное описание в своем отчете [40]. По возвращении Шумахера в Россию Петр поручил Блюментросту составить проект учреждения Академии наук. Возражения против Академии наук в правящих кругах Но в правящих кругах России эта мысль не встречала единодушного одобрения. Та дворянская реакция, которая в то время уже чувствовалась, опиралась на широко распространенное в населении убеждение, что меры Петра тягостны и непосильны для страны, что они в конце концов искусственны и вредны. Внешняя слава достигалась ценой неслыханных жертв и разорения. Так и Академия Наук в безграмотной стране казалась ненужной и дорогой роскошью.
Как-то кто-то из его приближенных высказал сомнение в полезности Академии при отсутствии обучения юношества тем наукам, которые будут разрабатываться академиками. На это Петр прямо ответил, что на Академию будут возложены не только ученые, но и учебные функции. Академия должна быть подобна парижской, но с указанным отличием. Отметим, однако, и другое отличие, больше сближавшее нашу Академию с Берлинским обществом наук. Учреждалось 3 класса: 1 математический, 2 физический, 3 гуманитарный. Таким образом здесь было место для гуманитарных наук — истории и юриспруденции. В Академии учреждались должности президента и секретаря, назначенных императором, который брал на себя протекторат над Академией. Избирались академики общим собранием и утверждались императором, причем в отличие от французской Академии здесь избирали одного, а не трех кандидатов. Петр утвердил проект Блюментроста и определил сумму доходов Академии 24.
В общем в этом проекте, который впоследствии сам Блюментрост называл регламентом, сказалось, как мы уже отметили, влияние Франции и отчасти Пруссии. Самое характерное в нем — это зависимость Академии от правительства. Весь свой проект уже при Екатерине I Блюментрост разработал подробнее и в сентябре 1725 года представил на утверждение императрицы. Во втором классе — пять профессоров: 1 физики, 2 физиологии, 3 анатомии, 4 химии, 5 ботаники. Устав этот почему-то не был утвержден. Далее проект более подробно разрабатывал все вопросы, связанные с организацией преподавания [43]. Жалованье академикам было определено по 1000 руб. На дорожные расходы определено было отпустить особую сумму. Академикам обещалось кроме жалованья квартира, дрова и свечи.
Подчинялись они только императору и кураторам. Никаких других работ, кроме упомянутых в регламенте 22 января, на них возлагать было нельзя. Президентом Академии был назначен Блюментрост, секретарем и библиотекарем — Шумахер. Переговоры с иностранными учеными Переговоры с иностранными учеными о переезде их в Россию для работы в Академии велись полным ходом.
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Российская академия наук
- Другие статьи раздела
- История создания Российской академии наук
- Главная по науке — Бизнес России
Рождение академической науки в России
Дата приурочена к основанию Российской академии наук, созданной по указу Петра Великого ровно 300 лет назад. К организации своего контроля над Академией наук Сталин приступил не позже 1925 года, уже в феврале 1926-го оформив это документально: на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) утвердили специальную «Комиссию по взаимодействию с Академией наук СССР». Нынешняя Российская академия наук является восстановлением Российской академии наук, существовавшей в период с 1917 по 1925 годы — которая в свою очередь была наследницей Петербургской академии наук — и в 1925 году преобразованной в Академию наук СССР. 28 января (8 февраля) 1724 г. указом Правительствующего Сената был введён в действие именной указ императора Петра I от 22 января (2 февраля) 1724 г. об учреждении в Санкт-Петербурге Академии наук.
Российская академия наук празднует 300-летие
Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб. Значение этого факта даже сегодня трудно переоценить. С маленького объявления в петербургской газете «Ведомости» от 26 ноября 1728 г. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, это здание вмещало в себя Кунсткамеру, Академию наук и ее библиотеку и соседствовало с наиболее важными постройками столицы — домом «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи.
Кунсткамера по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Здание Кунсткамеры и по сей день является символом и логотипом Российской академии наук. Современный логотип Российской Академии Наук Академия была основана 28 января 8 февраля 1724 г. Создание Академии имело очень важное политическое значение: оно демонстрировало стремление России соответствовать европейскому уровню не только в военно-технической области, но и в сфере просвещения.
Академия открылась под президентством Лаврентия Лаврентьевича Блюментроста. Первый президент Академии наук Лаврентий Блюментрост родился в Москве в 1692 году. Первоначальное образование ему дал отец — Лаврентий Алферович Блюментрост — ведущий специалист по медицине допетровского времени, реформатор и организатор Аптекарского приказа. Отец занимался с ним греческим и латинским языками.
Потом свои знания иностранных языков он оттачивал у немецких профессоров, проживавших и практиковавших в России. Школу он окончил, показав выдающиеся способности, так что уже в 15 лет слушал медицинские лекции в Галле и в Оксфорде. Затем Блюментрост отправляется в Голландию, где под руководством известного голландского ученого Германа Бургаве защищает диссертацию и получает степень доктора медицины. Петр Великий назначил его лейб-медиком при дворе, а также на него было возложено заведование Императорской библиотекой и Кунсткамерой.
Христиан фон Вольф 1679-1754 — немецкий учёный-энциклопедист, философ, юрист и математик, основоположник языка немецкой философии. Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост 1692 — 1755 — лейб-медик Петра I; первый президент Академии наук и художеств.
В 1725 году в Петербург начали прибывать из-за границы первые академики: математики Я. Герман и Х. Гольдбах, физик Г. Бильфингер, физиолог Д.
Бернулли, медик И. Дювернуа; в 1726 г. Делиль, историк Г. Байер и другие. Блюментрост заложил основы организационного устройства Академии. Основные усилия на посту президента он направил на создание академической типографии.
Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается.
И переводили бы книги. Назначить место для сего. И доход". Мысль создать в России высшее научное учреждение возникла у Петра гораздо раньше. В 1718 году один из иноземных сподвижников императора, Герман Фик, вызвался представить проект "О нетрудном воспитании и обучении российских младых детей, чтобы оных в малое время в совершенство поставить".
На докладную записку Петр наложил резолюцию: "Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции". А спустя три года, когда Парижская академия избрала Петра своим членом, он ответил: "Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть... Вначале она называлась Академией наук и художеств, а в 1803 году была переименована в Императорскую академию наук. Название "Российская академия наук" было восстановлено указом Президента России от 21 ноября 1991 года, и 17 - 20 декабря в Актовом зале МГУ состоялось учредительное общее собрание Академии. С первых же дней своего существования Академия стала выпускать не только научные и художественные издания, но и литературу для самообразования - первый в России научно-популярный журнал "Ежемесячные сочинения". Долгое время она была чуть ли не единственным центром, где печатали переводные книги древних и современных авторов. В самом конце XIX века был издан первый в стране словарь русского языка - "Словарь Академии российской, произвольным порядком расположенный". Материалом для него послужили литературные произведения XVIII века, летописи и церковные книги; собирали его 47 членов Академии, в том числе Е.
Дашкова, Д. Фонвизин, Г. Державин, Я.