О том, обойдут ли украинцы татар по численности, почему северо-запад РБ еще долго будет предметом для спора и кто такие «ново-башкиры», и многом другом Исхаков рассказал в интервью «БИЗНЕС Online». Кто богаче – башкиры или татары? Будьте в курсе новостей IT-индустрии.
Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Разница между башкирами и татарами
Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов. Почему в Башкирии татар больше, чем башкир. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена. Башкиры прямолинейные и скромные, татары более гибкие и бережливые. отличается национальная одежда — у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый язык схож, несмотря на то, что отличается алфавит. Башкиры прямолинейные и скромные, татары более гибкие и бережливые. отличается национальная одежда — у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый язык схож, несмотря на то, что отличается алфавит. Первая часть, вышедшая несколько раннее, очевидно подняла досрочно обсуждение о положении башкир и татар на сегодняшний день.
Римзиль Валеев: «Татары и башкиры разные нации по этнокультуре, но по языку мы едины» - видео
Дорогие наши зрители, сегодня поговорим о татарах и башкирах! Эти два народа издревле живут рядом, говорят на похожих языках и имеют поожие традиции. Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов.
Чем татары отличаются от башкир?
Их культура и обычаи отличаются от татар-мусульман, речь отличается диалектными особенностями, но всё это – социальные признаки. Отличия татар и башкир В сегодняшней статье мы осветим тему отличий татар от башкир. План Узбека: Разница между башкирами и татарами Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. Главная» Новости» Яем татары отличаются от остальных.
Чем же отличаются башкиры от татар?
Между башкирами и татарами существуют значительные культурные и религиозные различия, которые могут повлиять на взаимоотношения между этими этническими группами. Однако, несмотря на различия в религии и традициях, татары и башкиры имеют общие черты и общую историю. Чуваши отличаются также и знанием судоходства Эти татары – культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей». Татары не особо жалуют гостей в отличие от башкир. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов Разница между башкирами и татарами Башкиры и татары – два близкородственных.
Интервью: уфимский публицист о «соперничестве» между Татарстаном и Башкирией
Татары же не так любят гостей — у башкир сохраняется традиция преподносить подарки детям, которые приходят в гости. В целом у народа более трепетное отношение к детям, поэтому больше многодетных семей — любимое национальное блюдо башкир — бешбармак, у татар — чак-чак и эчпочмак — отличается национальная одежда: у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый — в башкирской семье больше развит культ почитания старших, слово родителей — закон. Языком, обычаями. До Революции - отношением к земельной собственности.
В татарских избах с виду кажется все чистым и прибранным, но большинство татар нельзя, однако, похвалить за чистоту и опрятность. У них постоянно случается, что в одной и той же посуде стирается грязное белье и подается кушанье.
Чистоплотности от татар также, кажется, можно было бы ожидать, вследствие частых омовений, предписываемых им законом; но на деле бывает далеко не то: у них чаще, чем у какого-нибудь другого племени встречаются разные накожные болезни, порождаемые неопрятностью, а также парша на голове от грязных тюбетеек, не пропускающих головных испарений. Вместе с тем, как сам татарин, так и дом его, насквозь пропитаны каким-то особенным запахом от бараньего сала, которое они постоянно употребляют в пищу, в виде приправы к разным кушаньям. Гастрономический вкус татар — все мучнистое, все жирное и сладкое. Обыкновенная пища татарина-поселянина состоит в следующем: «толкан» — мука вареная в воде с солью; болтушку эту едят утром вместо чая. За обедом подают салму — мучные шарики, иногда с мясом, разваренные в воде; лепешки из гречневой муки.
Вечером опять варят «толкан». По праздникам лакомятся лошадиным мясом или бараниною. Самый общительный татарин не станет с русским есть мяса: надо, чтобы животное было заколото татарином, который, перерезывая горло, произносит молитву: "бис-милях" во имя Божье. Часто случается, что, приходя в русский трактир, татарин приносит с собою курицу или кусок говядины и отдает ее зажарить; если же принесенная птица живая, то татарин тут же сам закалывает ее с молитвою. Уход за скотиною в татарском хозяйстве весьма тщателен и примерно чист.
Их вареные сливки — каймак — очень вкусны. Они запасаются ими на зиму, замораживая их в больших кадках, и едят затем разогретыми. Впрочем, это делается большею частью в домах зажиточных татар. Богатые татары преимущественно едят лапшу, пельмени, жаркое, жирные лепешки с чаем , пироги с зелеными огурцами и сухие плоды. До разных овощей татары весьма болышо охотники: они возделывают их с любовью, запасаясь ими на зиму.
Татары, живущие в Казани, почти совсем не едят конины. Это невкусное мясо в употреблении только у деревенских жителей, которым продают на убой обыкновенно старых, еле живых лошадей. До чаю все вообще татары страстные охотники; быть может, это потребность желудка после их жирных обедов. Но замечательно, что пристрастие к чаю и ко всему сладкому не уничтожает в них, как и в русских крестьянах, склонности к вину. Несмотря на заповедь пророка и запрещение мулл, татарин любит выпить, оправдываясь тем, что пьет не вино, а бальзам попросту — настой трав на водке.
Трактирная жизнь татарину очень по сердцу; в этом, может быть, проявляется здесь любовь восточного жителя к кофейням. В трактире татарин обыкновенно выпивает несколько рюмок бальзаму и множество бутылок пива. Выпить в течение дня 10 — 15 бутылок у татарина не считается гастрономическим подвигом. За пивом распевает он свои песни, или слушают орган, курит табак, а у себя в доме курить не позволяется. Пьяные татары не так скоро ссорятся, как русские; зато уж если случится драка, то унимается она не скоро.
Фото неизв. Нижегородские татары. Дмитриева, 1893. Татары очень набожны и отличаются сильной приверженностью к обрядам своей религии, исправно посещают богослужение и обязательно пять раз в день совершают моление, которому всегда предшествует омовение. Нахождение даже в пути не освобождает татарина от исполнения религиозных обязанностей, и он свято выполняет их.
Самым важным в религиозном отношеши у татар считается месяц рамазан — девятый месяц в лунном году мусульманского летосчисления, так как, по словам корана, в этом месяце основатель ислама начал получать откровения Божии, и потому все мусульмане, кроме детей, престарелых, беременных женщин, больных и путешественников, обязаны держать в этот месяц пост. Пост состоит в том, что с появлением утренней зари все воздерживаются от употребления пищи и питья, курения и пр. Мещеряки современное название мишари — татарский субэтнос, представители которого обитают в Среднем Поволжье и Приуралье, наиболее компактно — в окрестностях Нижнего Новгорода нижегородские татары. В XIX веке бытовала версия их происхождения от финно-угорского племени мещёра, жившего в среднем течении Оки. Существует также версия происхождения мишарей от племени буртас, смешавшегося с булгарами.
Некоторые исследователи полагают, что мишари произошли от смешения золотоордынских кипчаков с булгарами и буртасами. Тек или иначе, но мишари имеют свой диалект татарского языка, свои этнокультурные особенности, хотя в ХХ веки многие различия мишарей и татар были во многом нивелированы. Часть мещеряков приняла христианство и слилась с русским населением, часть оккончательно "отатарилась" и утратила субэтнические признаки. Семья мещеряков. Фото Круковского, 1897.
Кузница у мещеряков. Татары Сергачского уезда. Происхождение другой поволжской народности, чувашей , также вызывает споры исследователей. По нынешней версии, чуваши — это потомки древних племен суваров и булгар. Существовала также версия финно-угорского происхождения чувашей.
Бытуют даже мнения, правда, ничем не подкрепленные, что чуваши произошли от шумеров, или египтян, или этрусков. До присоединения чувашей к России, случившегося после завоевания Казанского ханства, они исповедовали языческую религию на основе многобожия, анимизма и поклонения духам предков. На рисунке из книги Паули чувашка, как видим, вполне находит общий язык с представителями финно-угорских народов Поволжья. Чуваши, как начинает говорить о них история, являются зависимыми и подчиненными другим народам, более сильным и самостоятельным. Так в период совершенного покорения русскими Казани, чуваши прежде других инородцев здешнего края стали изъявлять покорность.
Местность по речкам Цывилям, принадлежащая к главнейшим становищам чувашского населения, является почти в полной зависимости от русских еще в конце XV столетия. Есть предания, что здешние чуваши впоследствии сами просили о построении у них города, куда бы они могли являться для сдачи ясака. Эти обстоятельства, без сомнения, имели немаловажное влияние на характер чувашей, от природы тихий и робкий. Они же, быть может, послужили главною причиною , что чуваши селились преимущественно в глуши лесов, в стороне от больших до-рог, и непременно в каком-либо овраге, так что самое слово «овраг» — сирмы сделалось синонимом слова «деревня», и не-редко слышится в названиях чувашских селений: Оба-сирмы, Ирх-сирмы, Ялдым-сирмы и пр. Надобно к тому присовокупить, что обычай чувашей селиться патриархально, усадьбами, «каждо с родом своим» имеет последствием то, что в чувашских деревнях дворы располагаются не улицами, но более или менее сближенными группами, между которыми пролегают вообще не широ-кие, прихотливо извивающиеся проезды.
Правительство, хотя и принимало меры к более правильному расположению чувашских селений, однако и ныне селений, выстро-енных по правильному плану и с «белыми» избами, еще весьма немного. Относительно пост-ройки самих домов можно сказать, что они вообще отличаются обширностью и прочностью; дверь в них всегда обращена на восток, страну священную по древнерелигиозным понятиям чувашей. К дому примыкают такой же прочной постройки амбары и другие хозяйственные заведения, между прочим, пивоварни и особые здания для летнего житья. Все это придает чувашскому селению вид благосостоятельности. И действительно, зажиточность распространена между чувашами ровнее, быть может, главным образом от того, что в чувашах нет наклонности к щегольству, а напротив заметна скупость и крайняя неприхотливость в жизни.
Главный промысел чувашей — земледелие, и они считаются в здешнем краю даже лучшими, усерднейшими земледельцами, умеющими с выгодами пользоваться каждым клочком земли для пашни, хотя и не очень удобряют свои поля. Успешности их земледельческих занятий в немалой степени способствует и то, что чуваши по преимуществу живут немноголюдными поселка-ми, и потому пахотные поля имеют в недальнем расстоянии, да к тому же сами селения, как сказано выше, стоя в оврагах, ничего не отнимают у пахотных полей. Другие промыслы между чувашами не развиты; к ремеслам и торговле они не обнаруживают особого влечения, — и в этом отношении они состоят под влиянием русских, которые с промышленно-торговыми це-лями живут весьма во многих чувашских селениях. Чуваши почти все обращены в христианство, но еще весьма не тверды в познании этого учения. Курьезнее всего то, что с принятием христианства чуваши от русских получили насмешливо-почетное прозвища «Василиев Иванычей», усвоенное и самими чувашами, хотя во-обще они склонны к употреблению русских имен собственных в уменьшительном виде: Митька, Тишка и проч.
Сохраняется предание, что поводом к упомянутому прозвищу послужило следующее обстоятельство: один из главных крестителей чувашей иеромонах Вениамин Пуцек-Григорович впоследствии митрополит Казанский крестил их целыми толпами, причем любил им давать свое мирское имя «Василий». Впрочем, если христианство привилось к чувашам только од-ною внешнею обрядностью и если они не очень немного усвоили от русских, — тем не менее, нельзя сказать, что они не спо-собны вовсе к развитию более высшему. Учителя училищ, за-веденных в чувашских селениях, вообще весьма выгодно отзываются о понятливости и прилежании чувашских учеников. Некоторая часть чувашей, особенно живущих вместе с татарами, приняла мухамеданство. Этнографическое обозрение чувашей Чуваши-язычники Казанской губ.
Фото Шумилова, 1890-е. Свыкаясь с физиономиею чуваша, всматриваясь в ее отдельные черты и сравнивая их с другими народностями Казанской губернии, нельзя не придти к заключению, что выдающиеся скулы, узкий разрез глаз и покатый назад лоб суть непременные признаки чувашского типа. Лицом они смуглы, глаза карие или черные, лоб узкий, нос тонкий разного очертания, зубы белые, роста среднего, походка тяжелая, переваливающаяся, при сильном махании рук. Волосы у них темно-русые, усы и борода густые, ровные, свивающиеся иногда в виде пряди. У женщин узкий разрез глаз и выдающиеся скулы еще больше заметны, чем у мужчин.
Одежда мужчин совершенно схожа с русскою. Женская одежда более разнообразна, причем разные местности имеют свои характеристические оттенки одежды, тем не менее, по некоторым предметам всеобщей носки легко признать чувашку. Чуваши смотрят на свою жену, как на человека, которого они должны любить, как на существо им, вместе с тем, вполне подчиненное и способное быть не только подспорьем мужа, но и трудиться в одинаковой с ним мере. Оттого нигде, вероятно, женщины не работают так усердно дома и в поле, как у чуваш; нигде они не ездят так лихо верхом, как там. Женятся чуваши очень рано, т.
Родители медлят выдавать их замуж, ценя в них рабочую силу. В прежнее время нередко бывало, что пятнадцатилетнего мальчика женили на тридцатилетней девице. Браки чувашская молодежь устраивает большей частью сама, знакомясь предварительно друг с другом на посиделках или так называемых девичьих пирах, устраиваемых обыкновенно в промежуток между Рождеством и Масленицей. Для своих гулянок иногда девицы снимают особый дом, куда и собираются, принося с собой пива и водки; иногда же просто собираются в топленых банях. На посиделки являются молодые парни, и начинается веселье.
Кроме игр и плясок, поются песни, сказываются сказки, загадки и прибаутки.
Башкиры Башкиры — коренное население современного Башкорторстана. Их предки переселились на Южный Урал примерно 1500 лет назад и занимали также территории современных Оренбургской и Челябинской областей, а также части соседних областей. При этом, как часто бывает с кочевниками, этногенез башкирских племен неоднороден. Некоторые племена обладают тюркским происхождением, другие — финно-угорским, третьи — индоиранским. Среди представителей могут встречаться индивидуумы как с европейской внешностью, так и ярко выраженные монголоиды. Хотя при этом современнный башкирский этнос — тюркоязычный. Всего в мире насчитываются 1,7 млн башкир.
Предложение создать язык на основе трех диалектов, как это предлагала часть ученных, было рассмотрено, но разумно отклонено, так как северо-западный диалект башкирского языка, территориально используемый в зоне пограничья, был подвержен влиянию татарского языка. Новый литературный язык был введен в 1923 году и стал языком официальной, деловой и культурной жизни республики. Однако в дальнейшем в результате неправильной языковой политики произошло искусственное отделение северо-западных башкир. Грубые ошибки пропагандисткой машины, не сумевшей простым и понятным языком объяснить населению этих районов принадлежность северо-западного диалекта к башкирскому языку, привели к тому, что северо-западные башкиры, видя, как их диалект отличается от литературного башкирского, стали считать свой язык татарским, сохраняя при этом башкирскую идентичность. В результате этого появилось несколько поколений с деформированным этническим сознанием, когда человек, осознавая себя башкиром, считал при этом, что он говорит на татарском языке. Именно искусственно порожденный комплекс обусловил резкое сокращение численности татароязычных башкир к 1989 году с последующим переходом их в татарский этнос. Большинство татарских ученых-лингвистов не признает наличие северо-западного диалекта в башкирском языке, определяя «место говоров тюркского населения Западной Башкирии в системе татарских диалектов».
Не углубляясь в этот сложный и политизированный вопрос, отметим, однако, важный момент: как в таком случае объяснить наличие в этих районах групп людей, достаточно четко идентифицирующих себя с башкирским этносом при всех переписях, начиная с 1920 года? Основной упор в этой дискуссии делается на то, что существовавшая при царизме сословная система поощряла нерусское население записываться башкирами. Отсюда утверждение, что при обозначении «башкирами» татар Уральского региона этот этноним применялся как сословный термин. Но революция 1917 года, ликвидировавшая сословные привилегии, должна была в таком случае привести к полной самоидентификации населения северо-западного региона с татарским этносом. Почему же этого не произошло? При этом в основном это были так называемые «новобашкиры» — мишари и тептяри. Лев Гумилёв Конечно, нельзя отрицать влияние этого фактора, но при этнической самоидентификации сословный термин не мог стать доминирующим, поскольку решающими факторами при этом становятся укорененные в подсознании архетипы коллективного бессознательного и историческая память, защитным полем для которых является традиция.
Как убедительно доказал выдающийся этнолог и историк Л. Гумилев даже субэтнические группы, при всей самобытности и несхожести, все равно входят в систему основного этноса. А в нашем случае речь идет не о субэтнической группе, а о части этноса, то есть северо-западных башкирах, исторически проживавших на данной территории. Лев Гумилев также выяснил, что единство языка не является фактором, приводящим к этническому единству, так как существует «много двуязычных и триязычных этносов и, наоборот, разных этносов, говорящих на одном языке». По его мнению, лишь в отдельных случаях язык может служить индикатором этнической общности, но все же он не является ее причиной.
Что отличает башкиров от татар — сравнение и сходства двух народностей
Однако с мобильным интернетом у них возникают проблемы. Что ж, оператор связи, о котором идет речь, действительно отсутствует в республике. Интересно, что вопрос о его работе сами жители Башкирии ставили еще в 2017 году. В региональном Минцифры жителю республики на этот вопрос тогда не ответили. А сам оператор объяснял, что не обладает лицензией на оказание услуг в регионе. На этот раз Минцифры заявило, что у Tele2 есть лицензия на услуги подвижной радиотелефонной связи в стандарте GSM-900 на территории Абзелиловского и Белорецкого районов, а также лицензии на оказание телематических услуг связи и передачи данных на территории республики. В самой компании Mkset сообщили, что пока не планируют работать на территории Башкирии.
Почему в Уфе нет метро Главный вопрос об Уфе — почему в столице Башкирии нет метро — вероятно, тоже в основном задают жители других регионов. Сами уфимцы прекрасно знают ответ на этот вопрос и, кажется, давно с этим смирились. Строительство метрополитена в Уфе одобрили в 1981 году. Подземная линия проектировалась вдоль оси города от железнодорожной станции Правая Белая до северной промзоны. На строительство даже в определенный период выделялось финансирование. Но потом от проекта уфимского метро отказались из-за экономической нецелесообразности, соответствующее постановление в 2011 году принял мэр города Ирек Ялалов.
Хотя некоторые республиканские геологи называли причиной отсутствия метро в Уфе опасность возникновения карстовых провалов.
Историческое прошлое башкир и татар Тюркские народы точнее, тогда это были не народы, а, скорее, племена издавна кочевали на всем пространстве Великой Степи — от Забайкалья до Дуная. В первые века нашей эры они вытеснили или ассимилировали известных нам по античным источникам кочевников — ираноязычных скифов и сарматов, и с тех пор безраздельно господствовали на этой территории, поочередно грабя соседей или воюя друг с другом. И до позднего Средневековья 14-15 вв. В то время многочисленные тюрки делились на роды или племена. Они назывались по-разному, и «татары» — как раз одно из таких племен, позже давшее название современному народу.
Этноним «татары» фонетически перекликается с греческим названием подземного мира — «Тартар». Кочевники, вторгшиеся с Батыем в Европу в начале 1240-х годов, своим бесстрашием, всесокрушающей мощью и жестокостью напоминали знатокам греческой мифологии выходцев из ада, поэтому название народа вслед за Русью закрепилось и в европейских языках. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше — примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. Башкиры считаются автохтонным населением Южного Урала и прилегающих территорий, и, несмотря на многолетнее соседство с близкородственными татарами, ассимиляции не возникло. Скорее было взаимодействие и культурный обмен. Татары, в этногенезе которых приняли большое участие булгары — древний тюркский народ, государство у которого Волжская Булгария возникло в последние века первого тысячелетия нашей эры, — довольно быстро перешли от кочевничества к оседлой жизни.
А башкиры вплоть до 19 века оставались преимущественно кочевниками. При первом контакте с монголами башкиры оказали ожесточенное сопротивление, и война продлилась целых 14 лет — с 1220 по 1234 годы. В конце концов башкиры вошли в Монгольскую империю с правом автономии, но с обязанностью военной службы. В «Сокровенном сказании монголов» они упомянуты как один из народов, оказавших наиболее сильное сопротивление. Сравнение Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного.
Всего в мире насчитываются 1,7 млн башкир. Татары Этот народ моложе башкир. Его формирование началось в эпоху Волжской Булгарии, продолжалось в период Золотой Орды и приняло законченный вид после завоевания Московским царством. При этом, поволжские, сибирские и крымские татары не имеют общих предков. Они складывались независимо друг от друга и, фактически, являются народами разными. Население современного Татарстана — это потомки волго-уральских татар. Общая численность — свыше 2 млн. Подобно башкирам, они обладают разными антропологическими признаками.
Несмотря на то, что "семейные сцены" и склоки бывали и раньше, последнее время поляризация достигла новых пределов. Кто-то умело пользуется любыми шероховатостями в отношениях и хватается за каждый повод посеять раздор. Очередной такой повод, но, похоже, далеко не последний — всероссийская перепись населения. Эксперты "Реального времени" указывают на возможных интересантов противостояния Татарстана и Башкортостана: "федералы", "профессиональные" башкиры и татары. В причинах и последствиях зреющей "татаро-башкирской войны", которую надо прекратить до перехода к "боевым действиям", попыталось разобраться "Реальное время". Оттепель и похолодание Поволжье — один из центров сосредоточения национальных республик, куда после развала СССР, как на малую родину, потянулись народы, разбросанные ранее по огромной стране. Сложности во взаимоотношениях сильнейших регионов округа — Татарстаном и Башкирией — бывали. Но сегодня риторика обострилась как никогда ранее. Хотя еще "вчера" в отношениях братских республик двух братских народов была самая настоящая оттепель. Лидеры Татарстана и Башкортостана не раз с официальными визитами навещали друг друга: Рустам Минниханов бывал в Уфе, где открывал памятник Габдулле Тукаю, а Радий Хабиров — в Казани, где присутствовал, например, на открытии статуи Мустаю Кариму. Башкирские чиновники, деятели культуры неоднократно ездили к своим западным соседям, а татарстанские — к восточным. Собственно, звезды национальной эстрады давно стали общим достоянием. Как и неоднозначные высказывания соседей в сторону Казани. Более того, Хабиров заставил извиниться художника Камиля Бузыкаева, который нарисовал карикатуру , оскорбившую некоторых казанцев карикатурист извинился другой картинкой. Конечно, когда дело касается спорта, на льду встречаются казанский ХК "Ак Барс" и уфимский "Салават Юлаев", такие "зеленые дерби" привлекают внимание далеко за пределами двух республик, и на эмоции просто никто не обращает внимания. Принципиальный характер теперь носят и матчи на газоне — между казанским футбольным клубом "Рубин" и ФК "Уфа". Ученые в свою очередь любят сравнивать две братские республики и по социально-экономическим показателям, хотя о таком соперничестве говорят еще с советских времен. Казалось бы, дружите и вместе добивайтесь высот, а отношения выясняйте на спортивной площадке или на майдане Сабантуя. Имеют место и опасения фальсификации результатов переписи.
БАШКИРЫ и ТАТАРЫ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?
Фото: город Уфа, источник: puteved. Любой татарин поймет башкира. У башкир есть дополнительные специфические буквы и звуки в алфавите - оба народа религиозны. Среди татар много тех, кто держит пост во время Рамадана - если в башкирской и татарской семье трепетно относятся к религии, то замужние девушки обязаны носить платок на голове - в башкирских и татарских семьях особое бережное отношение к женщине - есть забытые национальные праздники, но все они связаны с наступлением весны. Сейчас любые национальные праздники отмечают с большим размахом - самым значимым праздником народов считается Сабантуй.
Наименее правдоподобно выглядят итоги переписи в Москве: 9072 тысячи русских, 3418 тысяч людей без национальности и лишь 518 тысяч человек всех других известных национальностей, кроме русских. Среди людей без национальности 2950 тысяч человек — «лиц, в переписных листах которых отсутствуют данные о национальности», — те, кто, скорее всего, не участвовал в переписи; и 362 тысячи «указали другие ответы о национальной принадлежности» — возможно, это люди, которые участвовали в переписи, но по незнанию или намеренно указали несуществующие нации или не поняли вопрос. Еще у 105 тысяч человек «нет национальности». Хотя мы знаем, что эта доля постоянно растет. Общее число трудовых мигрантов в РФ колебалось в последние годы от 7 до 12 миллионов.
Это значит, что большинство представителей нерусских народов в Москве остались непереписанными. На основе приведенных цифр мы можем восстановить возможную схему получения этих результатов переписи в Москве: Лично — через переписчиков или Госуслуги — переписалось около половины жителей Москвы. Оставшихся порядка 6-6,5 миллиона зарегистрированных жителей переписали по паспортным данным. Остальные 3 миллиона остались в категории «лиц, не указавших национальность». Русские среди них тоже есть, но лишь около одной трети. Подобные схемы, позволяющие без явно видимых нарушений и фальсификаций получать нужный власти результат, вероятно, использованы в большинстве регионов РФ. Прежде всего, в Петербурге, других крупнейших городах, как Самара, Челябинск, Новосибирск, и в развитых регионах с высокой долей мигрантов: Московская область, Югра... Главный этнолог страны Валерий Тишков ругает организаторов за провальную перепись. И утверждает, что при переписи потеряли не менее 0,5 миллиона татар и не менее 13,5 миллиона русских.
Еще в число русских могли попасть до 1,5 млн украинцев, чувашей, финно-угров из пропавших 2,5 млн человек. Еще было массовое переселение из Донбасса в 2014-2015 годах — минимум 0,5-0,7 млн человек. В результате убыль русских в границах 2010 года может получиться 9-10 миллионов. Но часть потерь находится среди «лиц без национальности». Сколько их там?
Татарский алфавит Отличия в лексиконе Имеется ряд слов, которые в переводе на русский язык имеют совсем другое значение. Например слова, кошка, далеко, нос, мать. Различия в фонетике В татарском языке нет некоторых специфических букв, которые характерны для башкирского.
Из-за этого наблюдается небольшие различия в написании слов. Так, например, буквы «к» и «г» имеют разные произношения. Также у многих существительных во множественном числе различаются окончания слов. По причине фонетических различий, башкирский язык воспринимается мягче, чем татарский. Самыми многочисленными являются волгоуральские татары, включающие субэтносы казанских татар, касимовских татар и мишарей. На территории Среднего Поволжья и Приуралья сформировались казанские татары и мишари, а на Нижней Волге — астраханские татары. Касимовские татары тат. Мишарей, переселявшихся в Башкирию, стали называть мещеряками и тюменцами.
Астраханские татары являются потомками населения Золотой Орды, испытавшего этническое влияние более ранних компонентов хазары, кипчаки , а в XV—XVI вв. В прошлом у всех этно-территориальных групп татар имелись локальные этнонимы: у волго-уральских — меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим; у астраханских — нугай, карагаш, юрт татарлары. Сохранение локальных наименований указывает на незавершенность консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть нагайбаков и некоторые другие субэтнические группы продолжают выделять себя из состава остальных татар. Отдельные группы татар разнятся в антропологическом отношении. Среди татар Среднего Поволжья и Урала преобладают представители большой европеоидной расы. Часть астраханских и сибирских татар по внешнему облику близки к монголоидной расе. Народно-разговорный татарский язык относится к кипчакской группе тюркского языка и делится на три диалекта: западный мишарский , средний казанско-татарский и восточный сибирскотатарский. Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определенную специфику.
Наиболее древняя татарская письменность — руническая. В 1939—1940 гг. В прикладном искусстве татар определенное место занимает графика, соединенная с каллиграфией.
Ливни и грозы, по их данным, принес циклон с Каспия, из-за которого в республике было не только мокро, но и холодно. Дожди, наконец, прекращаются — в пятницу и субботу в республике потеплеет. Однако в последующие два выходных дня снова будет прохладно. По-настоящему летняя погода установится только начиная со вторника.
Почему в Башкирии нет сахара Это не совсем так. Сахар действительно исчезал и становился продуктом роскоши — еще в марте цена за килограмм обычного «песка» превышала 100 рублей. Похожая ситуация наблюдалась и в других регионах страны и очень тревожила россиян. Власти Башкирии списывали дефицит на ажиотажный спрос, однако позднее ФАС установила , что один из сахарных заводов отправлял продукцию в магазины по разным ценам, а некоторым ритейлерам отказал в поставках. В то время попытки купить сахар в Башкирии превратились в настоящий квест, и это отразилось на поисковой статистике. Сейчас товар уже есть в магазинах — хоть и не по той цене, какая была в 2021 году. Почему Башкирия отдыхала 4 мая Иногда жители Башкирии действительно отдыхают, пока в других регионах работают.
В этом году мусульманский праздник Ураза-байрам выпал на 2 мая. Этот день должен был стать нерабочим. Но на 2 мая уже перенесли выходной день 1 мая, который выпал на воскресенье.
"Зеленое дерби" ученых, политиков и общественников
- Татары и башкиры в России - Перепись 2021
- Уникальная традиционная музыка татар и башкир
- Чем отличаются татары и башкиры — разбираемся в вопросе
- Культурные и религиозные различия
Башкирская кровь и татарский язык
Они сохранились в количестве 400 человек и называют себя татарами по племенной принадлежности, но говорят на монгольском языке. Оказалось, что наиболее близкие родственники этих «монгольских» татар — сибирские татары и наши татары-мишари. Вот как это можно трактовать? Возможно, что из мишарей мы изучили те группы, которые напрямую исходили из времён Золотой Орды. И среди сибирских татар такие есть. Никаких далеко идущих выводов из этого мы не можем делать. Насколько я понимаю, в Татарстане очень многие из татарской интеллигенции завидуют, с какой тщательностью башкиры обращаются к своим шежере.
В Башкирии очень хорошо отлажена работа по тому, как с помощью шежере можно любому татарину доказать, что он на самом деле башкир, а не татарин. Например, известный текстолог и специалист по татарским рукописям Марсель Ахметзянов несколько книг издал по этому поводу. В Башкирии на это обращают особое внимание потому, что них были племенные сообщества, сохранилось много родо-племенных родословных, которые позволяют проследить свои далёкие корни. Сегодня минцы есть в составе ногайцев, в их среде они очень хорошо известное племя. Если ты оттуда и начинаешь искать предка, то вылезет не башкир, а ногаец. Эти родословные достоверны только более или менее до 17 века.
Чтобы этот источник имел научный вид, его надо же перепроверять с помощью других данных. Например, есть эти люди в ревизских сказках? В Переписных книгах? А когда нить уже уходит далеко в глубь, перепроверить это уже невозможно. Можно только в это верить. Например, есть генеалогии башкирских родов, которые начинаются от Адама.
Или от пророка Ноя-Нуха. Есть родословные, которые берут свои начала от Сократа-Локман Хакима. Башкирские идеологи всё это используют, чтобы конструировать башкир. Даже если человек говорит по-татарски и ощущает себя татарином, но у него в роду есть башкиры, значит он и есть башкир. Скажем, недавно наш бывший татарский певец Альберт Исмаил в это поверил и заявил, что отныне он башкир. У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир, которые до сих пор помнят о своих родах и кланах.
Да, татары индивидуально разрабатывают свои шежере. Я таких людей знаю много. Мы фиксируем целые сообщества — были аргыны, барыны, кипчаки, ширины, мангыты. На карте Татарстана их указать нельзя. Мы можем выявить только некоторые их следы. Вообще, клановые сообщества лучше всего сохраняются в кочевых обществах.
По большей части башкиры были кочевниками, некоторые группы на Северо-Запада Башкирии осели относительно поздно, и они сохранили свои родовые маркеры. У татар такого нет, у нас население перемешанное. Только специальные исследования позволяют выявить эти «кусты» кланов. Он жил в направлении селения Дубьязы Высокогорского района. Там есть и шежере Чура-Батыра. Видно, что там проживало племя аргын и у населения есть специфические особенности в языке.
У этих двух народов также отличаются и предпочтения в еде: башкиры- любители бешбармака, а татары - чак-чака и мучного. Это опять же стереотипное мнение в предпочтении национальных блюд. Одежда татар очень яркая - преобладают красный, оранжевый и зелёный цвета. Башкиры любят жёлтый цвет. Теперь отметим сходства: 1. Абсолютно любой татарин в состоянии понять башкирскую речь. Однако, у башкир есть специфические буквы и звуки в языке. Часто в словах вместо привычной татарину буквы "С", звучит буква "Х". Люди обоих народов глубоко религиозные ислам суннитского толка : они соблюдают пост во время Рамадана и часто молятся.
Такие претензии на самостоятельность доминирующему народу кажутся блажью. Они уверены, что соседняя страна — искусственное образование. Прежде всего потому выдвигается этот посыл, что на значительной части Башкорстана преобладают этнические татары, а башкиры, к тому же, очень часто разговаривают по-татарски. Естественное желание преобладающего на территории населения — сделать свой язык государственным и добиться, чтобы все жители им пользовались. Необходимо доказать, что хозяева этой земли — башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать. Однако так не получается. Татары и башкиры — один народ, уверены в Татарстане и многочисленных татарских поселениях Башкорстана. Башкиров обвиняют в искусственной ассимиляции и навязывании языка. Это вместе с требованием, чтобы татарский язык стал вторым государственным в Татарстане. Итак, историческое доминирование, приближающееся к шовинизму, против навязчивого нациестроительства. Кто больше прав? Башкиры и татары — отличия или идентичность? Как заморозить этнические конфликты Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты. И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья! Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары — вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы кумыки никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё. Видео по теме Национальные сложности Рассмотрим этнический состав поближе. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен. Из истории создания государства Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ.
Например, в башкирской культуре особое значение придается семейным ценностям и традициям, таким как уважение к старшим и сохранение семейных уз. В то же время, в татарской культуре больше внимания уделяется национальным и религиозным праздникам, таким как Ураза-байрам и Курбан-байрам. Религиозные различия также существенно влияют на взаимоотношения между башкирами и татарами. Башкиры в основном являются мусульманами суннитского течения, тогда как в татарской культуре преобладает ислам ханафитского течения. Эти религиозные различия могут влиять на общение и понимание обрядов и традиций друг друга. Несмотря на эти культурные и религиозные различия, можно сказать, что башкиры и татары имеют общую историю и культурное наследие. Важно принимать во внимание эти различия и стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству между этими народами. Читайте также: Чухан: что это за язык и где он говорится Различия в традициях Взаимоотношения между башкирами и татарами часто определяются их различными традициями. Оба народа имеют богатое культурное наследие, которое отражается в их обычаях, религиозных праздниках, ритуалах и национальных костюмах. Одной из основных различий в традициях башкиров и татар является религиозная принадлежность. Башкиры в большинстве своем исповедуют ислам суннитского течения, в то время как татары относятся к разновидности ислама — суннизму. Эти различия в религии могут влиять на повседневную жизнь и взаимоотношения между башкирами и татарами. Другим важным аспектом различий в традициях башкиров и татар является культурная и кулинарная наследия. Башкирская кухня отличается своими особыми блюдами, включая мясные и молочные продукты, такие как щи, манты и кефир. Татарская кухня также известна своим богатством вкусов и ароматов, включая блюда из мяса, пироги, сладости и национальные напитки, такие как балыкчы и чак-чак. Важную роль в традициях башкиров играет национальная одежда. Башкиры носят традиционные костюмы, которые состоят из ярких и красивых национальных узоров и орнаментов. В то время как татары также имеют свои национальные костюмы, которые выражают их уникальность и культурное наследие. Таким образом, различия в традициях башкиров и татар играют важную роль в их взаимоотношениях. Они отражают их историю, религию, культуру и уникальность каждого народа. Несмотря на различия, башкиры и татары также могут находить общий язык и уважать друг друга, чтобы совместно сохранять и развивать свое наследие и культуру. Языковые различия Башкиры и татары оба относятся к тюркской языковой семье, однако существуют значительные отличия в их лингвистических характеристиках. Башкирский язык принадлежит к башкирской группе тюркских языков, в то время как татарский язык — к кипчакско-булгарской группе.