Эксперт по ораторскому искусству Лидия Спевак рассказывает, какие приемы помогут покорить любую аудиторию. Цель занятия: Овладение начальными навыками публичных выступлений, ораторского искусства. Применение юмора в ораторском искусстве может быть эффективным инструментом для создания расслабленной атмосферы, снижения напряжения и установления более тесной связи с аудиторией. Тренинги публичных выступлений и искусства речи от актрисы театра и кино, режиссёра, доцента кафедры сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина c 23 летним педагогическим опытом. Ораторское искусство перешло на новую ступень развития, улучшились технологии, а публика стала более капризной.
Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать
Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. С чего начать работу над совершенствованием своих ораторских навыков, вы узнаете из лекции Дмитрия Мезенцева «Психофизиологические техники влияния в коммуникациях». Из книги "Ораторское искусство для начинающих" известного психолога и журналиста Владимира Шахиджаняна вы узнаете, как произносить речь эмоционально, убедительно и доходчиво, как избавиться от слов-паразитов, как улучшить свою дикцию. Хорошая новость в том, что красивой, складной речи можно научиться. Ораторское искусство перешло на новую ступень развития, улучшились технологии, а публика стала более капризной. Хорошая новость в том, что красивой, складной речи можно научиться.
Учимся говорить: 14 простых упражнений для начинающих ораторов
Школа ораторского искусства > Статьи по ораторскому мастерству и Коммуникации > Как научиться ораторскому искусству — Школа Ораторис. Смотрите видео на тему «Ораторское Искусство Онлайн» в TikTok. Цель курса ораторского искусства — помочь каждому освоить основы риторики и научиться выступать перед публикой с помощью различных материалов и уроков.
Ораторское искусство: для чего нужно и с чего лучше начать
К примеру, есть интересный эксперимент. В одни выходные людям сказали просто пробежать 30 минут по парку. У них была обычная спортивная одежда. За пол часа они пробежали одну конкретную дистанцию. На следующей неделе этим же людям сказали пробежать еще раз. Однако в этот раз им дали самые лучшие спортивные вещи от топовых брендов. На этот раз они все пробежали намного быстрее более длинную дистанцию за эти пол часа. В общем, в красивых вещах мы себя чувствует более комфортно. Из-за этого мы более способны физически и интеллектуально. Поэтому обращайте внимание на одежду оратора.
Это тоже один из хитрых приемов риторики. Язык мимики и жестов Обращайте внимание на язык мимики и жестов оратора. Это тоже лежит в основе риторики. Расскажу об одном эксперименте. А именно, как профессоров в одном университете снимали на камеру. Затем показывали студентам эту картину, но уже без звука. Самое интересное, что эти студенты хорошо смогли определить насколько симпатичен тот или иной профессор. Хотя вообще, они не знали, о чем человек говорит, так как не было звука. Кроме того, студенты определили, насколько компетентным они считали профессора.
Поэтому язык мимики и жестов важен для того, как вас определяет и оценивает целевая аудитория. Зрительный контакт с публикой Современная риторика очень похожа на кухню. Если мы не самые лучшие повара, то все равно сможем оценить, насколько вкусно приготовлено блюдо. И также можем говорить об ораторе. Даже если мы сами не лучшие ораторы, то можем хорошо определить насколько хорош спикер. Насколько он себя уверенно чувствует перед публикой. Если говорим о языке мимики и жестов, то главным моментом будет визуальный контакт с публикой. Если не смотрим на всех слушателей, то нас люди воспринимают, как неуверенными и не компетентными. К сожалению, не многие смотрят на свою публику!
Вместо этого они обращают внимание на пол, стол или всматриваются в потолок. И делают это особенно тогда, когда люди думают о следующей мысли. Именно в этот момент оратор, как спикер не кажется компетентным. Ведь если человек не знает, что хочет сказать, тогда он смотрит совсем в другую сторону. А если он знает, тогда смотрит именно в публику. Вот вам еще один урок риторики. Когда будете записывать себя, обратите внимание, насколько константно вы смотрели в камеру. А также насколько часто смотрели по сторонам. Если заметили, что плохо, то повторите упражнение 2 — 3 раза.
Если перед нами сидит публика, то часто плохие ораторы смотрят именно в одну сторону. А если и смотрят в публику, то на пару человек, которые им симпатичны. Но они не смотрят на всех участников семинара. Это грубая ошибка! Ведь хорошим визуальным контактом мы можем интегрировать публику в свою презентацию. И сделать это как будто мы говорим в диалоге с человеком, а не группой. Поэтому важно не просто смотреть вверх, вниз или прямо в одну сторону. Нужно смотреть на абсолютно всех людей в помещении. Это еще одна хитрость в искусстве оратора.
Где и как стоять во время презентации Многие не знают, где стоять во время презентации. Слева, справа или по центру. Ответ прост. Стоять нужно в центре того места, которое предрасположено для спикера. То есть не сбоку, не далеко или близко от публики. Если человек не центрально стоит на ожидаемом для спикера месте, то он воспринимается как неуверенный в себе. А как именно нужно стоять? Понятно, что осанка должна быть прямой. Не нужно горбиться, стоять криво и опираться на одну сторону.
Есть те, кто спереди опираются на стол. Этого тоже не нужно делать. Также не нужно шатать ногами и руками. Стойте фронтально к публике. Не бойтесь немного сдвигаться вправо, влево, вперед и назад. Не нужно все время стоять на одном месте, как вкопанный. В больших помещениях лучше немного подвигаться в стороны. Это полезно для глаз аудитории. Нужно иногда прогуливаться по своей сцене.
Однако не нужно все время передвигаться, как маятник. Сделайте к примеру, два шага влево и там остановитесь. Оттуда поговорите 30 — 50 секунд и снова поменяйте позицию в помещении. При этом оставайтесь вблизи публики и не уходите сильно вдаль. В общем, такие легкие движения в сторону тоже хороши. Но стоять центрально еще лучше. Жесты оратора Очень часто люди вообще, не жестикулируют. Некоторые держат руки за спиной. В таком случае нет связи со спикером и доверия к нему.
Кажется, что он что-то прячет. Поэтому держите руки всегда на виду. Причем держать нужно в активной зоне. Все, что ниже пояса в риторике является пассивной зоной. А еще если спикер нервничает, то он начинает шатать свои руки из стороны в сторону. Выглядит это не профессионально. Поэтому руки должны быть в активной зоне. Это примерно перед своим животом. Для политиков есть еще агрессивная зона.
Это, где жесты на уровне головы или еще выше. Но этого вам не нужно делать! Еще жесты должны быть конкретными и визуализировать то, что говорите словами. Особенно это полезно при сравнении разных опций. Можно хорошо визуализировать каждую характеристику своими руками. Если взвешиваете их, то руками можно показать весы и уровень ладоней для каждой опции. Как будто вы взвешиваете на весу. Если говорите, что нужно быть точным, то рукой поставьте точку в воздухе. При этом скажите, что в этом пункте нужно быть очень точным.
Вот этот жест точки в воздухе поможет вам визуализировать свою идею. Или если говорите, что где-то проходит лимит, то нарисуйте рукой линию в виде границы. Покажите слушателям ту стену, через которую нельзя переступать. Нужно ли каждую идею визуализировать жестами? Нет, не нужно. Визуализируйте только самые главные идеи. К примеру, если хотите дистанцироваться от какой-то компании, то сделайте отталкивающий жест. Как будто отталкиваете кого-то руками от себя. Как спонтанно придумывать жесты если акцент идет на другом?
Скажу, что в своей ораторской речи хорошо иметь хотя бы один конкретный и продуманный жест. Для важных моментов придумайте, какую визуализацию и с каким жестом можно подчеркнуть сказанное. Казалось бы, причем тут ноги. Но на самом деле люди обращают внимание на свою верхнюю часть тела. Они стараются контролировать жесты и взгляд. Однако при этом забывают, что у них есть еще и ноги. В итоге с ногами случаются всякие казусы. К примеру, когда женщины нервничают, они просто перекрещивают ноги. А мужчины начинают шатать коленками.
Создается такое ощущение, что они хотят куда-то убежать. Поэтому ноги должны быть прямые и не перекрещиваться. Публика сознательно может и не смотреть на ваши ноги. Однако она подсознательно будет чувствовать, что в этот момент вы не уверены. Вот вам еще одно упражнение. Рекомендую дома записать себя на камеру и посмотреть выступление, но уже без звука. Это нужно чтобы сконцентрироваться на языке своего тела. Так можно проверить, насколько точно вы смотрите в камеру. Насколько жесты подчеркивают, то что говорили.
Если не понравилось, то повторите упражнение несколько раз. Как побороть боязнь сцены Вот советы, которые помогут вам побороть боязнь сцены. Эти правила тоже очень важны при выступлении. Особенно перед большой аудиторией. Если будете соблюдать ниже приведенные рекомендации, то никаких проблем со страхом у вас не возникнет. Почему у многих есть сценический страх? Откуда возникает сценический страх? Первая проблема заключается в том, что люди всегда боятся нового или того, что редко делают. Если вы практикуете выступления еженедельно, то у вас не будет такого страха.
Моя цель — не просто помочь тем, кто хочет научиться говорить интересно и убедительно; нет, она эгоистичнее: надеюсь получить замечания, предложения, рассказы о прохождении курса, советы. Один из занимающихся спросил меня однажды чуть сердито: а насколько школа может ему помочь, действительно ли он научится хорошо говорить, если выполнит все упражнения? Могу ли я это гарантировать?
Невероятно трудный вопрос. От меня требуют гарантий. А как их дать?
В устной речи задавать вопрос и отвечать на него — эффективный приём, речь становится понятнее и эмоциональнее. Всё зависит от того, на каком уровне находится ученик. Гарантирую: если вы честно пройдёте все упражнения прочтёте рекомендованные книги; выполните все задания, постоянно контролируя себя; поверите мне как учителю, меньше будете обсуждать рекомендации и больше работать , то серьёзно улучшите свою устную речь по сравнению с тем уровнем, на каком находитесь сейчас.
Вы заметили, что я об этом уже упоминал? Сознательный повтор. Допустим, вы молчун.
Даже на вопросы отвечаете не словами «да» или «нет», а кивком головы: наклон вниз — да, поворот влево и вправо — нет. Некоторые люди на тот или иной вопрос отвечают мычанием трудно воспроизвести буквами — ыуым да , эыэ нет. После освоения курса вы сумеете легко произносить эти слова.
Надеюсь, что некоторую утрированность примера, доведённую до парадокса, все поняли. Иногда стоит упростить мысль, а то и довести её до абсурда, чтобы другие понимали тебя лучше. А если вы нормально общаетесь, не испытывая особых сложностей, то после прохождения курса станете говорить ещё лучше.
Почему же мы не умеем говорить? Да не учили нас этому ни в детстве, ни в юности, ни в школе, ни в институте. Впрочем, а не преднамеренно ли это делалось?
Это же удобно правителям — то, что большинство людей не умеют говорить, стесняются, боятся высказать собственную мысль. Как вы думаете, почему более семи десятилетий риторика, ораторское искусство — а оно существует несколько тысячелетий вспомним Древнюю Грецию и Рим — изгонялись из учебных заведений в нашей стране? Я получил в своё время огромное количество писем от желающих заниматься в нашей школе.
Среди них немало прекрасно написанных, но авторы сетуют: писать убедительно могут, а говорить — нет. Боровых из Владивостока. А вот с новыми знакомыми, в обществе, где много людей, или с людьми, которых едва знаю, или после того, как я давно не видела человека и вдруг встречаю его случайно на улице или где-нибудь ещё, у меня пропадает дар речи.
Я и рада видеть старых знакомых, но у меня начинают трястись руки, а иногда и губы, и я напрочь забываю всё, о чём хотела сказать. И в это время я себя ненавижу. Я быстро прощаюсь с человеком, придумываю какую-нибудь отговорку и ухожу.
Я отказываюсь от приглашений на торжества, не могу работать там, где мне бы хотелось, да и вообще…» Уверен, что моей заочной ученице, как, впрочем, и многим другим, страдающим от застенчивости, неловкости, часто возникающей при общении особенно когда нужно выступить публично , поможет книга Ф. Зимбардо, которая так и называется: «Застенчивость». Если эту книгу не просто прочесть, а проработать, то, не сомневаюсь, успех обеспечен.
Советую вам посмотреть и книги психологов М. Литвака, Н. Все мне говорят, что я ужасная болтушка, но мне кажется, что говорить много так же плохо, как и говорить мало.
К тому же, кроме этого, у меня ещё один существенный недостаток речи — неумение кратко и точно выразить нужную мысль. Я слишком много лью воды». Анна Герман 1936—1982 , певица Допускаю, что с выполнением этого этюда у многих возникнут трудности.
Два дня вам нельзя ничего говорить. На два дня вы должны стать немыми. Как найти дни для молчания?
И вообще, как это: вдруг замолчать? Какие-то глупости предлагает автор. Нет, не глупости, а вполне серьёзные вещи.
Но не советую так поступать, ибо знаю, что вам опять не захочется молчать, вы снова перенесёте выполнение задания. Вы ведь решили заниматься. Вы верите мне, преподавателю.
Если говорим монотонно без ударения как робот , то через 15 минут слушателю становится просто неинтересно. А если делаем ударение на не том слове, то говорим то что вообще, не хотели сказать. К примеру, давайте возьмем простое предложение.
Я это сейчас не хочу. Интересно то, что если поставить ударение на другую частицу предложения, то значение полностью поменяется. Можно поставить ударение на первую букву «я».
Я это сейчас не хочу Это означает, что я не хочу, но может быть другие люди хотят. Но именно я не хочу. Можно сделать ударение на «это».
Тогда значит, что с этим предложением я не согласен и именно это я не хочу. Если поставить ударение на слово «сейчас», то принципиально я может и хотел бы. Однако сейчас на данный момент этого не хочу.
И если сделать ударение на «не хочу», то я действительно, не хочу. Не то, что я не могу или мне это не подходит. А именно у меня нет желания это сделать.
Что теперь это все значит? У меня не правильное ударение? Теперь я должен при каждом слове думать?
Или при каждом предложении себя спрашивать на какое слово лучше поставить ударение? Пристально обращать внимание на каждое предложение не нужно. Только на ключевых моментах подумайте, где лучше поставить ударение.
Что самое важное в моей речи и что я хочу, чтобы аудитория меня смогла запомнить? И именно в этом предложении я себя бы спросил, на какое слово поставлю ударение. Мелодичность Стоит упомянуть и про мелодичность голоса.
Есть люди, которые говорят монотонно и без эмоций. В основном, это мужчины. Все идет в одном или двух тонах.
Практически нет подвижности в голосе. Как правило, через 15 минут весь зал засыпает. Женщины часто говорят слишком эмоционально.
Они от самого высокого тона могут переходить на самый низкий. Такое количество нот очень сильно мешает слушать. Поэтому нужно найти баланс между монотонным 3 — 4 ноты и слишком мелодичным движением голоса.
А если есть проблема с уверенностью в себе, следите за направлением интонации. Если делаете утверждение, то в конце предложения идите интонацией вниз. Это звучит более уверенно.
А если хотите поставить вопрос, то в конце можно идти интонацией вверх. Как избавиться от «ээм» Также стоит упомянуть о специфическом звуке речи. К примеру, «аам» или «ээм».
Люди, когда не знают, что сказать дальше, вставляют вот это «аам» или «ээм». Это сильно мешает и нервирует. Есть люди, которые в течении минуты могут 30 — 40 раз издавать такие раздражающие звуки.
Если мы риторически захотим украсить речь, то нужно полностью избавиться от таких звуков. Что можно сделать? Можно заключить спор со своим другом или коллегой.
Нужно, чтобы ваш партнер считал, сколько раз вы скажете слово «эм». Например, нельзя в течении 15 минут сказать больше 20 раз слово «эм». Если спорите первый раз, то ставьте цифру повыше.
Потом в дальнейшем сокращайте число. Например, не 20, а 5 раз. Еще в качестве упражнения запишите свой голос на диктофон.
Возьмите какую-нибудь статью и прочитайте ее 2 — 3 минуты. Просто читаете статью и обращаете внимание на то, о чем выше говорили. Проделайте так несколько раз, чтобы отточить навык красиво говорить.
Практикуем искусство речи Если плохо готовимся к своей речи оратора, то почти гарантированно мы будем слабо ее презентовать. Поэтому практикуйте искусство речи минимум один раз в слух. К сожалению, многие так не делают.
Они считают, что достаточно просто подготовить слайды. Но важно проговорить хотя бы один раз свою речь в слух. Потому что именно тогда мы поймем насколько длинная презентация.
Иногда нам кажется, что мы говорим 5 минут. Но на самом деле может быть намного больше или меньше. А проговаривая речь в слух, мы можем хорошо оценить и просчитать время.
Также понимаем, в каких переходах нам не хватает слов, аргументов или конкретных примеров. Именно тогда у нас появляется чувство презентации. С каким настроением говорим и заканчиваем.
Если хотите стать искусным оратором, то тренируйте речь не только в теории и на слайдах. Но проговаривайте ее минимум один раз. Для особо важных презентаций советую держать речь 2 или 3 раза перед зеркалом.
Или еще лучше, запишите себя на камеру и дайте оценку выступлению. Одежда оратора Людей встречают по одежке, а провожают по уму. Поэтому первая картина человека создается в первые 20 — 40 секунд.
Вначале видно то, в чем вы одеты. Перед тем, как открывать рот, человек, с которым мы разговариваем, уже имеет первое представление. Поэтому всегда одевайтесь красиво!
Это хорошо не только для того, чтобы изменить восприятие своей аудитории. Но это также психологически полезно для нас самих. К примеру, есть интересный эксперимент.
В одни выходные людям сказали просто пробежать 30 минут по парку. У них была обычная спортивная одежда. За пол часа они пробежали одну конкретную дистанцию.
На следующей неделе этим же людям сказали пробежать еще раз. Однако в этот раз им дали самые лучшие спортивные вещи от топовых брендов. На этот раз они все пробежали намного быстрее более длинную дистанцию за эти пол часа.
В общем, в красивых вещах мы себя чувствует более комфортно. Из-за этого мы более способны физически и интеллектуально. Поэтому обращайте внимание на одежду оратора.
Это тоже один из хитрых приемов риторики. Язык мимики и жестов Обращайте внимание на язык мимики и жестов оратора. Это тоже лежит в основе риторики.
Расскажу об одном эксперименте. А именно, как профессоров в одном университете снимали на камеру. Затем показывали студентам эту картину, но уже без звука.
Самое интересное, что эти студенты хорошо смогли определить насколько симпатичен тот или иной профессор. Хотя вообще, они не знали, о чем человек говорит, так как не было звука. Кроме того, студенты определили, насколько компетентным они считали профессора.
Поэтому язык мимики и жестов важен для того, как вас определяет и оценивает целевая аудитория. Зрительный контакт с публикой Современная риторика очень похожа на кухню. Если мы не самые лучшие повара, то все равно сможем оценить, насколько вкусно приготовлено блюдо.
И также можем говорить об ораторе. Даже если мы сами не лучшие ораторы, то можем хорошо определить насколько хорош спикер. Насколько он себя уверенно чувствует перед публикой.
Если говорим о языке мимики и жестов, то главным моментом будет визуальный контакт с публикой. Если не смотрим на всех слушателей, то нас люди воспринимают, как неуверенными и не компетентными. К сожалению, не многие смотрят на свою публику!
Вместо этого они обращают внимание на пол, стол или всматриваются в потолок. И делают это особенно тогда, когда люди думают о следующей мысли. Именно в этот момент оратор, как спикер не кажется компетентным.
Ведь если человек не знает, что хочет сказать, тогда он смотрит совсем в другую сторону. А если он знает, тогда смотрит именно в публику. Вот вам еще один урок риторики.
Когда будете записывать себя, обратите внимание, насколько константно вы смотрели в камеру. А также насколько часто смотрели по сторонам. Если заметили, что плохо, то повторите упражнение 2 — 3 раза.
Если перед нами сидит публика, то часто плохие ораторы смотрят именно в одну сторону. А если и смотрят в публику, то на пару человек, которые им симпатичны. Но они не смотрят на всех участников семинара.
Это грубая ошибка! Ведь хорошим визуальным контактом мы можем интегрировать публику в свою презентацию. И сделать это как будто мы говорим в диалоге с человеком, а не группой.
Поэтому важно не просто смотреть вверх, вниз или прямо в одну сторону. Нужно смотреть на абсолютно всех людей в помещении. Это еще одна хитрость в искусстве оратора.
Где и как стоять во время презентации Многие не знают, где стоять во время презентации. Слева, справа или по центру. Ответ прост.
Стоять нужно в центре того места, которое предрасположено для спикера.
Работа с аудиторией Наука под названием ораторское искусство, обучающая, как научиться говорить красиво, подразумевает обязательные публичные выступления. Только многократно шлифуя свое искусство оратора, пока не исчезнет страх перед аудиторией, а речь станет плавной, легкой, как пение соловья, можно добиться каких-то серьезных результатов.
Основные примеры можно найти на нашем сайте — это практикумы, видеоуроки, интервью с актерами. Но лучше со временем выработать свой собственный, уникальный стиль, обобщив опыт известных ораторов. Ошибки начинающих ораторов Каждый, кто заявляет: хочу научиться ораторскому искусству, не застрахован от ошибок.
Это практически неизбежно, поэтому опытные тренеры выделяют самые характерные из них: Бедный словарный запас. Выход из положения обычно пытаются найти, заучивая свой доклад, но в случае, если забыта хотя бы пара слов, все труды идут прахом. К этой же группе относится употребление «паразитов» — слов, огрубляющих или искажающих гармонию человеческой речи.
Опытный ритор контролирует себя, следя за темпом и составом предложения, управляя интонацией. Неоднородный темп. Докладчик путается: то спешит, глотая слова, то растягивает, вгоняя в сон.
Хороший доклад должен произноситься четко, в определенном ритме, удерживая слушателей в напряжении. Очень важно суметь выбрать «свой» темп. Бедная на интонации, скучная речь.
Опытные ораторы тонко чувствуют, когда нужно разрядить атмосферу шуткой, а когда уместно рассказать философскую притчу, проведя аналогии с современностью. Не помешает использование умело подобранных цитат, примеров. Их нужно выделять голосом, акцентируя внимание слушателей.
Ответ на вопрос, можно ли научиться ораторскому искусству, звучит однозначно: да, можно. Но при этом придется затратить достаточно времени и сил, исправляя свои ошибки, приобретая бесценный опыт и знания. Большинство известных ораторов добились успеха, годами оттачивая мастерство, постепенно все больше удаляясь от своего первоначального образа косноязычного, плохо говорящего человека и приближаясь к идеалу.
Практика показывает, что именно так можно добиться поставленной задачи, а не с помощью волшебных методов или мультимедийных технологий. Похожие публикации:.
Ораторское искусство
Ораторское искусство: уроки риторики — 4BRAIN. Смотрите видео на тему «Ораторское Искусство Онлайн» в TikTok. Смотреть бесплатно видео пользователя Татьяна Ларина в социальной сети Мой Мир.
Красиво спорить и не экать: 6 онлайн-курсов для развития речи
Ораторское искусство — это умение вдохновлять людей речами, но не только вдохновлять, а также: успокаивать, утешать, подбадривать, веселить и направлять к цели. Ораторское искусство для чайников не подлежит восприятию без всех вышеупомянутых правил и без специальной литературы по ораторскому мастерству, разработанных методик для начинающих. Курсы для начинающих. Поговорим про ораторское искусство для начинающих. После просмотра этого видео вы сможете выступать публично, проводить презентации более эффективно и приходить к поставленной цели самого выступления. 20 секретов публичного выступления от мастеров ораторского искусства.
Советы для тех, кто решил овладеть искусством оратора
Запишите свою речь на диктофон, поэкспериментируйте со звучанием и выберите тот тембр, который нравится вам больше всего. И помните: низкий голос подсознательно воспринимается более авторитетным и вызывает доверие. Но переусердствовать не нужно, иначе вы будете звучать неестественно. Читайте книги и слушайте лекции Вот мы и перешли от звучания к содержанию. И первый совет, который будет дан в это части, — старайтесь узнавать много нового. Ведь основа интересной речи — это достаточный словарный запас и широкий кругозор. Если вы можете привести в презентации пример из жизни или разбавить доклад забавной историей — половина дела сделана! Слушатели не заскучают и точно лучше запомнят сказанное. В сети сейчас множество интересных видео от популяризаторов науки: лекторы центра «Архэ», проекта «Антропогенез» и другие легко и непринужденно посвящают широкую публику в тайны антропологии, медицины и математики.
Помогут расширить кругозор и книги, например, из серии «Наука на пальцах». Не читайте с листа Даже самый интересный и насыщенный веселыми историями рассказ становится пресным, если оратор читает его с листа или из слайдов презентации. Помните, как в школе нас заставляли не зубрить тему, а рассказывать своими словами? Этот навык полезно применять и в выступлениях: составляйте тезисный план, но не пишите текст полностью. Как перестать бояться публики Казалось бы, все мы умеем говорить и общаемся между собой. Но как только впереди ждет беседа с начальником или выступление перед аудиторией — все слова почему-то вылетают из головы и остается лишь невнятное мычание и дрожь в коленях. Бороться с этим можно лишь постоянными тренировками, да и то волнение никуда не уйдет, просто оно перестанет мешать вашей речи. Почаще рассказывайте истории друзьям и коллегам, заведите видеоблог с роликами в режиме «говорящая голова» или попробуйте рассказать о своей работе на одном из уроков для одноклассников вашего ребенка.
Дети, кстати, очень благодарные слушатели: они обычно не обращают внимания на оговорки и запинки, зато задают массу интересных вопросов. Отвечая на них, вы еще и попрактикуетесь в импровизации. Курсы и мастер-классы Занятия с профессиональным тренером принесут ощутимую пользу: это и взгляд со стороны, и опыт коммуникации, и общение с одногруппниками. Обучение может проходить в онлайн-режиме, но посещение уроков вживую гораздо эффективнее, так как помогает побороть страх перед публикой и незнакомым собеседником. Артикуляционная разминка Как спортсмену нужно разогреть мышцы перед тренировкой, так и оратору необходимо согреть связки и размять речевой аппарат перед выступлением.
А мы со всеми ребятами проделаем их. Кью-икс Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды. Зевок Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают. Выдох-стон Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох. Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон. Три улыбки Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно. Упражнение йогов Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса. Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд. Протяжные слоги Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа. Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно. Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки. Длинный язык Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.
Легко и свободно выступать не только в кругу друзей, но и на большой сцене — такое возможно? Все секреты эффективных коммуникаций на самом деле скрыты в работе нашего мозга. Научиться воздействовать на сознание оппонента может каждый.
Прочтите несколько цитат. Выберите из них самую, на ваш взгляд, удачную. Наш ум ленивее, чем тело. Франсуа де Ларошфуко 1613—1680 , французский писатель Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление. Красноречие — это живописное изображение мысли; если, выразив мысль, оратор добавляет к ней ещё какие-то чёрточки, он создаёт не портрет, а картину. Мы браним Цицерона за напыщенный слог, меж тем у него есть почитатели, и в немалом числе. Иные люди отлично говорят, но пишут из рук вон плохо: обстановка и доброжелательные слушатели разжигают их ум и заставляют его работать живее, чем он работает без этого топлива. Порою, подготовив речь, мы замечаем, что в ней повторяются одни и те же слова, пытаемся их заменить и только портим — настолько они были уместны; это знак, что всё надо оставить как есть: пусть себе зависть злорадствует, она слепа и не понимает, что порой повторение — не порок, ибо единого правила тут не существует. Блез Паскаль 1623—1662 , французский мыслитель, учёный и писатель Подумайте: зачем даны годы жизни тех, кого я предлагаю цитировать? Не для того ли, чтобы вы могли сказать: «Ещё четыреста лет назад известный французский мыслитель философ, писатель, учёный говорил…» — и дальше пойдёт выученная цитата. Ещё лучше, если вы не преминете заметить: «Как вы знаете, четыреста лет назад известный вам Блез Паскаль сказал…» Пусть 90 процентов слушателей впервые слышат это имя — поверьте, они промолчат, ибо каждому хочется считать себя образованным и умным человеком, и многим неловко спросить: а кто такой Блез Паскаль и чем он знаменит? Проведите психологический опыт. Спросите своих знакомых: нет ли в их библиотеке учебника по ораторскому искусству известного оратора Индии Нянаждихаша? Запишите их ответы. Сколько человек зададут вам вопрос: а кто это, собственно, такой — Нянаждихаш? Сколько — коротко ответят вам: увы, к сожалению, нет? Только, пожалуйста, фамилию запомните как следует и произносите её громко, чётко, с уверенностью в голосе. Обычно мы фамилии, имена, отчества произносим скороговоркой, так, что и понять сложно. А зря! Выступая на собрании, коллегии, совете директоров, на праздничном вечере, обязательно произносите фамилии, имена и отчества как можно чётче! Это действительно известный вам человек. Прочтите мою фамилию не слева направо, а справа налево. Всё поняли? А может быть, рассердились? Составьте список вопросов: Что вам известно о Нянаждихаше? Нет ли у вас книг Нянаждихаша? Как вы относитесь к новой системе преподавания ораторского искусства Нянаждихаша, о котором однажды была большая телепередача? Можно взять любую другую фамилию свою, приятеля, начальника, подчинённого, любимого писателя. Главное, чтобы она звучала непривычно. Продолжите список вопросов, которые зададите знакомым, а может быть, и незнакомым людям. Запишите эти вопросы. А после того как зададите их другим в ходе выполнения задания, проанализируйте ответы и составьте юмористический отчёт по этому поводу. Кто и как отвечал? Как при этом смотрел на вас? Долго ли думал? Чесал ли при этом репу? Смущался, удивлялся, а может быть, возмущался? Учитесь наблюдать за другими людьми и потом рассказывать о том, что увидели, отмечая любопытные детали, запоминая забавные словечки, и все свои впечатления записывайте, не ленитесь. Выполнили этюд — и записали. Так вы приучитесь анализировать, размышлять, подводить итоги. А может быть, вам удастся выступить перед небольшой аудиторией пусть это будут всего лишь три-пять человек с призывом заниматься в заочной школе «Учимся говорить публично». Какой окажется ваша первая фраза? Мы ещё много раз будем возвращаться к этой теме: как правильно начать выступление? Удачное начало — залог успеха. Но пожалуйста, запомните, с каких предложений начинать не следует: — Я хочу начать своё выступление. Вы уже начали, вот и говорите сразу по существу. Зачем спрашиваете, если всё равно начнёте, не дожидаясь ответа слушателей? Хочется, так говорите, тем более что уже начали говорить. В редких случаях, если вы уверены, что слушатели к вам относятся хорошо, такое начало допустимо. Из уважения к вам, не исключаю, в зале станет тише. Но в такой ситуации или слушатели должны знать вас, или вы представляете для них особый интерес, они вас понимают.