Новости кто написал оперу хованщина

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Мусоргский сам написал либретто "Хованщины", художественно соединив события 1682 и 1689 годов и косвенно введя образ Петра I. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. Хованщиной называют один из наиболее значимых эпизодов стрелецкого бунта 1682 года.

Об опере "Хованщина" (1958 г.), часть 1

Хованщина как зеркало добра и зла В частности, Борис Вишневский признался, что узнал его фамилию из недавних новостей.
По ком звучал набатный колокол? Хованщина, опера М В частности, Борис Вишневский признался, что узнал его фамилию из недавних новостей.
Смутное время навсегда Вы знаете, как он писал свою бессмертную оперу «Хованщина»?
«Нескучная классика». Модест Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (из оперы «Хованщина») Русской опере обещана новая надежда - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира.
Кто написал оперу "Хованщина"? Снимок в открытие статьи: сцена из оперы композитора Модеста Мусоргского «Хованщина» в постановке режиссера Александра Лазарева на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко/ Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ.

Хованщина - Khovanshchina

Мариинка покажет оперу "Хованщина" на сцене Большого театра впервые за 20 лет. Предыстория дягилевской «Хованщины» началась в 1907 году, когда в одном из концертов «Русского сезона» впервые в Париже был исполнен V акт оперы в редакции Римского-Корсакова. Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. Опера «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Вся соль» NEFER`S JOURNAL» Кто написал оперу "Хованщина"? В том же году маэстро с огромным успехом исполнил оперу Мусоргского в Ла Скала, а весной 2019-го повторил и упрочил свой триумф, выступив дирижером-постановщиком новой «Хованщины» в Милане с участием российских певцов.

Наши партнеры

  • Альбом Мусоргский: Хованщина слушать онлайн бесплатно на Яндекс Музыке в хорошем качестве
  • Опера "Хованщина". Академия духовного и телесного развития
  • Большой театр • Хованщина
  • Как отдать «Жизнь за царя»

«Хованщина»

Воссоздавая эпизоды борьбы старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, Модест Петрович Мусоргский связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Фото из оперы "Хованщина" в постановке Ростовского музыкального театра. Фотограф - Марина Михайлова. Иван Хованский - заслуженный артист России Александр Мусиенко В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных исторических исследованиях и подлинных документах XVII века. Мусоргский М. Мусоргский Модест Петрович очень дотошно и тщательно исследовал сюжет и характеры всех персонажей, каждому придав свою специфичность и неповторимость. Являясь сторонником «школы Пушкина», он разгадывал психологию людей, ночами сидел над историческими документами, создавая из разрозненных отрывков цельные законченные образы. При этом он отталкивался не только от «историчности» персонажа, но и глубоко раскрывал его внутренний мир, его переживания, дополняя их своим творческим воображением.

Звучит он убедительно мощно, что регулярно отмечают зрители аплодисментами.

Раскольница Марфа в исполнении Ксении Дудниковой предстаёт женщиной современной, стойко переживающей душевную драму — страсть князя к другой — и решившей действовать в сложившихся обстоятельствах путём интриг. Владимир Дмитрук достойно ведёт роль Князя Василия Голицына. В поисках следующего персонажа снова хочется обратить внимание на общую группу — хор, которая гремит решимостью стрельцов, переживаниями московского люда и сенных девушек и едино затихает в трагедии финальной сцены. Возвращение состоялось Премьерный спектакль, возвратившийся на московскую сцену, зрители встретили, без сомнений, тепло: одаривали аплодисментами и, не сдержав порыва, посреди спектакля выдавали поддерживающее "Браво! А покидая зал, обсуждали силу и мощь постановки. Не обошлось в разговорах знатоков и без многозначительных намёков относительно выбора времени возвращения оперы. Некоторые, делясь впечатлениями, со знанием дела напоминали, что премьеры "Хованщины" случаются в непростые времена, переломные. Так уж сложилось.

Пётр назвал заговор «хованщиной» и велел сыскать зачинщиков. Со старообрядческим песнопением крестным ходом через слободу идут раскольники. Марфа тяжело переживает измену князя Андрея, вспоминает их счастливые дни. Ей кажется, что есть только один утешительный выход: вместе с возлюбленным покончить с собой самосожжением. Досифей ласково вразумляет её: «Гореть!.. Страшное дело!.. Не время, не время, голубка». В мрачном раздумье появляется Шакловитый. Он твёрд в борьбе с «хованщиной», но его гнетут мысли о многострадальной Руси, о том, сколько она претерпела и сколько еще ей предстоит вытерпеть. Просыпаются хмельные стрельцы. Они кутят и веселятся, не слушая брани своих жён. Неожиданно появившийся подьячий сообщает о приближении петровского войска. Стрельцы ошеломлены и просят Хованского вести их в бой. Но Хованский понимает, что его дело погибло. Приказав стрельцам идти по домам и ждать решения судьбы, он прощается со своим войском. Четвёртая картина В своём тереме Иван Хованский пытается отвлечься от мрачных предчувствий песнями крепостных девушек. Клеврет князя Голицына сообщает, что Хованскому грозит беда. Князь разгневан и удивлён: кто может грозить ему в его собственном доме? Он велит выпороть посланника от Голицына и привести персидских рабынь, чтобы они танцевали для него. Входит Шакловитый с приглашением на тайный совет к царевне Софье. Князь приказывает подать парадные одежды, но на пороге падает, сражённый предательским ударом. Пятая картина Площадь у собора Василия Блаженного. Царь Пётр решительно чинит расправу над заговорщиками.

И личные недостатки обуреваемых честолюбием политиков не отменяют правоту или кривду отстаиваемой ими линии. Если ты сражаешься за правое дело, то тщеславие, гордыня или алчность твоего вождя становятся второстепенными факторами, мешающими победе добра и — наоборот — будь вождь лично безупречным, но если он встает на сторону зла, то ты неизбежно придешь к оправданию зла. Это отчетливо видно в реалиях современной Украины. Личные добродетели некоторых людей, вышедших на майдан и искренне расстроенных человеконенавистническими воплями марширующих укрофашистов с евромайдана: «Москаляку на гиляку! При всех их недостатках. Испания 1939 года была лучшим доказательством этого. Говорят, что сцена не терпит лжи, беспощадно освещает ее словно прожектором, не давая замаскироваться холодности под горение, пустоте — под содержательность, ничтожеству — под значительность, злу под добро. Мы не вправе упрекать талантливых постановщиков и актеров Хованщины в МАМТе за то, что они сводят всю политику к грязи честолюбия, забывая о ее объективной роли в развитии рода человеческого. Но чем больше талант художника, тем масштабнее и его ошибки. Но спектакль вышел очень мощным. Постарайтесь его не пропустить. Он того стоит. Спи, русский люд, ворог не дремлет! Ах, ты и в судьбине злосчастная, родная Русь! Кто ж, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет?

Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО

Режиссер спектакля Савва Мамонтов проделал огромную работу для осуществления первой постановки «Хованщины», после которой опера получила сценическую известность и начала ставиться в других городах и театрах Киев — 1892; Москва, театр Солодовникова — 1906, опера Зимина — 1910; Петербург, Мариинский театр — 1911, Театр музыкальной драмы — 1915—1916. Первая постановка оперы после Октябрьской революции состоялась в Ленинграде 1926 , затем в Большом театре 1928 и филиале Большого театра 1939 в Москве; после Отечественной войны «Хованщина» была возобновлена в Большом театре 1950 , затем в Ленинграде 1952 и поставлена в Новосибирске 1954. Дирижерами оперы были столь известные музыканты, как Похитонов, Сук, Голованов, Хайкин. Великолепные декорации дореволюционных постановок, осуществленные по эскизам художника В. Васнецова и К. Коровина, были заменены также весьма удачными и впечатляющими декорациями художника Ф. Из всего этого, далеко не полного, перечня постановок и исполнителей, участвовавших в опере «Хованщина», видно, какой силой притяжения обладал спектакль, постоянно привлекавший широкий круг слушателей и выдающихся исполнителей.

А Софья Алексеевна решила использовать их как таран, чтобы перевернуть ситуацию в свою сторону. На царство были венчаны одновременно Петр и Иван, а Софья был объявлена регентшей при них из-за малолетства Петра и неспособности Ивана управлять государством. Главой стрельцов был поставлен князь Хованский — человек лихой, удалой, пользовавшийся у стрельцов большим уважением. Он не упустил возможность и прибрал власть в стране к своим рукам на какое-то время, но, как мы знаем, царем потом стал Петр I. Они поняли, что власть слаба, и они тоже могут достигнуть своих целей: вернуть старую веру, которую считали истинной. Старообрядцы после никоновских реформ ушли в скиты, но по возвращении начали вести агитацию среди стрельцов и стали требовать диспута с текущей церковью. Диспут не вышел, все скатилось к взаимным обвинениям, однако старообрядцы объявили, что они победили, но в скором времени князь Хованский был схвачен, а стрельцы стихли.

А теперь давайте обратимся, наконец, к музыке и посмотрим, что же в ней осталось от сюжета. Но Мусоргский считал, что оно к лучшему, ведь он хотел писать жизнь народа, а власть — это все же обратная сторона народа. Спас ее Римский-Корсаков: он восстановил оперу, доработал ее, и в 1886 году состоялось первое представление. Однако все устроено несколько сложнее, комическое и трагическое переплетены. Возьмем первую сцену: Красная площадь, утро, боярин Шакловитый диктует подьячему донос на Хованских. В воздухе висит предощущение тревоги, хотя реплики подьячего достаточно забавные. Столкновение двух контрастов — человека, наделенного властью, и мелкого служащего.

Именно высоко. Sublime, если угодно. Но вопрос: при чём тут, в деяниях русской истории XVII века, барокко и отнюдь не в ключе, скажем, партесов того времени, что хотя бы формально было непротиворечиво — а высокое барокко, коего в русской музыке и не бывало? Тем паче — при чём тут классицизм? Когда во вступлении к III действию для характеристики полузападной обстановки кн. Голицына звучит некая пародия на классицистскую композицию — это понятно; композиция как бы обозначает образ Запада. Пусть он и не соответствует требованиям изображаемого времени — но в условном мире оперы нужны яркие, чёткие образы. А зачем нечто похожее прослеживается в гадании Марфы?

Здесь уж явно ни к чему образ Запада любого времени. Буйные стрельцы, разом протрезвевшие и с трепетом призывающие своего начальника — здесь-то с какой стати нечто около-баховское, пусть и примитивизированное? И уж тем более — старообрядцы в V действии. У них есть и так свои мелодии, пусть поздние — но из их мира и прекрасно использованные в опере. Зачем же для передачи их чувств притягивать то некое полу-баховское прелюдирование, то нечто монтевердиевское? Вроде бы нелогично. И никак не отвечает тогдашним установкам на нечто «исконное», натуралистическое. Но ведь получилось!

Да ещё как получилось — при всей недописанности оперы! Вывод может быть только один: Мусоргский убедился — или, лучше сказать, почуял — что все его прежние авангардистские находки в этом диапазоне не работают. Что для того, чтобы передавать задушевные, потрясающие предсказания, взывания толпы к своему вождю или страшную решимость идти на гибель, надо унестись в прошлое. Надо начать писать языком иногда времён барокко, а иногда времён классицизма. На тех «новых берегах», на которые манил всех Стасов и на которых одно время усердно пасся сам композитор, такое не растёт. Нужно воскресить то, над чем смеялись — и тогда будет возможность написать нечто высоко-трагическое. Пресловутый прогресс дал немало интересного, но ничего высокого, по-настоящему трагического. Надо признать немощь современного искусства, ограниченность новых находок, всего этого «ковыряния», которое он так смачно описывал в своих письмах.

Только так можно объяснить его действия, обернувшиеся великим достижением. Смог бы он, томимый своим страшным и, увы, типичным для России недугом, если бы пожил подольше, всё это признать и как-то выразить своим колоритнейшим языком не говорю уж — дописать оперу?

Далее — по часовой стрелке — камера, где скрючился на детском троне-стульчике царь Пётр в белой рубашонке и коротких трусишках Томас Вебер , уже коронованный, но ни в опере, ни в стране роли пока не играющий. Светлица царевны Софьи Барбара Цандер , регентши, к которой фактическая власть перешла после смерти Фёдора III; меховая шаль поверх футболки; этой героини у Мусоргского тоже нет хотя есть её любовные письма Голицыну , но Чернякову важно представить всех, в том числе, и закадровых фигурантов «дела Хованского». Ещё одна «вертикаль» — князя Василия Голицына Джон Дашак , человека в парадном мундире, подобающем царевниному фавориту и опытному закулисному игроку. И самый объёмный, занимающий классическое сценическое пространство «короб» — бункер, который стрельцы — люди в военизированной одежде — зачищают от трупов в чёрном целлофане: грязный подземный шум предшествует ласковым переливам увертюры; на смерти и грязи покоится собор «Хованщины». А наверху уже Голицын утешает Софью: действие симультанно и безостановочно, и эпос Чернякова смотрится как динамичный триллер на подлинном историческом материале; Мусоргский довольно улыбается с небес. Не все ключевые персонажи представлены в прологе: вот вояка Андрей преследует Эмму Камилла Нюлунд — не как любимую, как жертву; вот раскольница Марфа Дорис Соффель , андреева бывшая, красивая зрелая дама, встаёт на защиту Эммы; нож из либретто Черняков заменяет пощёчиной и пистолетом; его младший Хованский приставит к виску Эммы. А вот и спаситель, глава раскольников Досифей Анатолий Кочерга , в рясе и приличном, хоть и явно советского образца, пальтеце.

Не забываем и о народе, в принципе, ухоженном, одетом, опять же, по-советски, бедненько, но чистенько; не безмолвствующем, а славословящем Хованского. Народ, конечно, жертва кровавого круговорота, где дворцовые интриги нещадно используют жажду духовного, превращают религию в инструмент политической борьбы.

Премьера оперы "Хованщина"

В декабре 1988 года с приходом Валерия Гергиева к художественному руководству театром постановка эта была возобновлена. Это была первая крупная художественная акция Гергиева в новой роли. Подробнее Премьера постановки: 13 июля 1952 года. Последнее возобновление: 1 мая 2000 года.

Даже вера не дает в этой постановке отдушины — Досифей заставляет вспомнить бессмертную фразу великого бородача про дух бездушных порядков, а сверхчувственная Марфа-раскольница — про сердце бессердечного мира. Так, открыто лесбийское решение сцены между Марфой-раскольницей и раскольницей Сусанной пуританизм вашего автора слегка шокировало, хотя замысел Тителя в отношении Марфы, главная черта ее характера — это сверхчувственность, и странность сцены которую ваш автор раньше относил на сумасшествие Сусанны становится понятной и достаточно убедительной. Однако дело в том, что тот факт, что добро и зло относительны, вовсе не означает отсутствие разницы между добром и злом. И личные недостатки обуреваемых честолюбием политиков не отменяют правоту или кривду отстаиваемой ими линии. Если ты сражаешься за правое дело, то тщеславие, гордыня или алчность твоего вождя становятся второстепенными факторами, мешающими победе добра и — наоборот — будь вождь лично безупречным, но если он встает на сторону зла, то ты неизбежно придешь к оправданию зла. Это отчетливо видно в реалиях современной Украины. Личные добродетели некоторых людей, вышедших на майдан и искренне расстроенных человеконенавистническими воплями марширующих укрофашистов с евромайдана: «Москаляку на гиляку! При всех их недостатках. Испания 1939 года была лучшим доказательством этого. Говорят, что сцена не терпит лжи, беспощадно освещает ее словно прожектором, не давая замаскироваться холодности под горение, пустоте — под содержательность, ничтожеству — под значительность, злу под добро. Мы не вправе упрекать талантливых постановщиков и актеров Хованщины в МАМТе за то, что они сводят всю политику к грязи честолюбия, забывая о ее объективной роли в развитии рода человеческого. Но чем больше талант художника, тем масштабнее и его ошибки. Но спектакль вышел очень мощным. Постарайтесь его не пропустить. Он того стоит.

Иван Хованский - заслуженный артист России Александр Мусиенко В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных исторических исследованиях и подлинных документах XVII века. Мусоргский М. Мусоргский Модест Петрович очень дотошно и тщательно исследовал сюжет и характеры всех персонажей, каждому придав свою специфичность и неповторимость. Являясь сторонником «школы Пушкина», он разгадывал психологию людей, ночами сидел над историческими документами, создавая из разрозненных отрывков цельные законченные образы. При этом он отталкивался не только от «историчности» персонажа, но и глубоко раскрывал его внутренний мир, его переживания, дополняя их своим творческим воображением. Мусоргским была специально создана особая тетрадь, названная им «Хованщиной». В тетради композитор хранил выписанные данные из прочитанных книг, касающиеся интересующих его событий и исторических личностей. Изначально было девять основных источников, но затем композитор настолько расширил свои познания в этой области, что перестал делать записи, держа все в голове.

Вся опера, при всех новаторских гармонических и прочих фокусах, оказалась в немалой степени наполнена стариной — да такой стариной, что, казалось бы, Стасову только и ругаться по поводу «ветхозаветности», «отсталости», «замшелости» и т. Причём эта старина оказалась сосредоточена в самых ключевых, драматургически предельно насыщенных местах оперы. А новшества рисовали нечто, мягко говоря, неприглядное, выдаваясь во всей красе там, где нужно было обрисовать спесь, тупость, злобу, склочность, руготню, пьяный разгул и всё такое прочее действующих лиц. Оно, конечно, выглядит до сих пор эффектно — но как-то получается, что стасовские «новые берега» оказались просто старым кабаком. Невольно вспоминается известное выражение В. Розанова об определённой литературе, как о гениальной — но всё же плевательнице. При внимательном просмотре и иногда проигрывании первым делом сразу бросился — не в глаза, а скорее уж «в уши» — хор стрельцов «Батя, батя, выйди к нам», где они молят, оказавшись в тяжёлом и тревожном положении, выйти к ним начальника — кн. Хованского-старшего известного в реальной истории под прозвищем «Тараруй». Само гармоническое построение хора сразу вызвало в памяти композиции времён барокко — с цепочкой уменьшенных септаккордов и их разрешений: сперва ум. Эта «цепочка» вызывает в памяти множество барочных композиций — ну хотя бы знаменитое «Stabat Mater» Эм. Асторги, композитора баховского времени — хотя, конечно, фактура у Мусоргского в разы примитивнее. Затем, уже в последнем действии, ариозо вождя старообрядцев Досифея, принявшего страшное решение о самосожжении. Фактура сопровождения весьма интересна — по большому счёту, скупое двухголосие, гаммообразные ходы баса, да ещё и с напряжёнными тритоновыми построениями, вызывающие в памяти аналогии с прелюдированием баховских времён, примитивизация фактуры — явная попытка сделать нечто ещё более архаическое по сравнению с баховским временем когда Римский-Корсаков в песне Веденецкого гостя в «Садко» употребил нечто похожее в сопровождении — его верный приспешник Ястребцев сравнил такую музыку с живописью прерафаэлитов, старавшихся, как известно, писать картины «под XV век». Опять трагический момент, ответственный, тяжёлый — и опять архаика. И далее — Досифей вопрошает старообрядцев, готовы ли они сжечь сами себя. В его партии — речитатив, иногда на одной ноте, иногда похожий на дьяконские возгласы. А вот аккомпанемент — строгий, из простых аккордов, иногда с гармоническим «перекрашиванием» той или иной ступени, опять же похож на подобный речитатив с сопровождением у… Монтеверди, композитора аж начала XVII века! Опять напряжённейший по драматургии момент — и опять архаика! И далее — просто предельная чёткость. Досифей поёт: «Да сгинут плотские козни ада» хроматическим ходом в сопровождении довольно-таки ехидных, авангардных для того времени гармоний — и дальше: «от лица светла правды и любви» — и «светлое лицо» сопровождено буквально тремя простейшими аккордами, да ещё и в похожей на церковное пение фактурой! Просто плакатно показано: авангард — аду, простейшая гармония — правде и любви! Да, и ещё до того. Старообрядка Марфа, бывшая возлюбленная Хованского-младшего, гадает кн. Голицыну, предсказывая ему незавидную судьбу «Тебе угрожает опала и заточенье в дальнем краю». Пока идут воззвания к разного рода, гм, духам — гармония также по тому времени авангардна. Но вот гадание свершилось, предсказана печальная судьба — и Марфа поёт предсказание на мелодию, взятую из народной протяжной песни крайне рекомендую послушать старую запись в исполнении Максаковой-бабушки, чтобы прочувствовать, что такое пение, а не просто «вокализирование», более или менее умелое.

М. П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Краткое содержание

Модест Петрович самостоятельно написал либретто оперы, постоянно советуясь со Стасовым по всем вопросам. Оперу «Хованщина» и концертную программу показал коллектив Мариинского театра в Псковской филармонии. «Опера «Хованщина» впервые прозвучала целиком на родине великого композитора, – сказал художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев на экскурсии в Псковском Кремле. Сейчас, наверное, опера «Хованщина» не задевает чьи-либо религиозные чувства.

«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского

В частности, Борис Вишневский признался, что узнал его фамилию из недавних новостей. 28-29 сентября в Музыкальном театре состоится премьера оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского. Не далее, как сегодня, мне пришлось прочитать статью, написанную в газете «Новости» и проникнутую необычайно сильной злобой и ненавистью. Представляем Вам фрагмент оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена.

«Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского

Мировая премьера оперы «Хованщина» состоялась 21 февраля 1886 года в Петербурге. В исполнении «Хованщины» принимают участие хор и оркестр Большого театра. Юлия Маточкина в "Хованщине" поет с 2015 года, когда после победы на конкурсе Чайковского была принята в состав оперной труппы Мариинского театра. одно из главных произведений Модеста Петровича Мусоргского, написанное им в период расцвета творчества. Опера всецело поглотила его мысли и думы, он с полным основанием говорил: «живу в «Хованщине», как жил в «Борисе»».

Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский ныне Мариинский театр на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир». В 1988 году Валерий Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996-м — его художественным руководителем — директором он принял руководство оркестром, оперной и балетной труппами. C декабря 2023 года Валерий Гергиев также генеральный директор Большого театра России и сопредседатель Союза театральных деятелей России по музыкальному направлению. С приходом Валерия Гергиева в Мариинский театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В рамках таких фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся — или вообще прежде не видевшие сцены — сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке: празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева в 2016-м, 175-летия Римского-Корсакова в 2019-м, 90-летия Щедрина в 2022-м.

Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более восьмидесяти лет, в 1999-м возрожден «Лоэнгрин», а к 2003-му целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение тетралогии на российской сцене и первое в России — на языке оригинала. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» 2005 и «Летучего голландца» 1998, 2008. Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар — все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире.

В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013-м — вторая сцена театра Мариинский-2 , с 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке Приморская сцена , а с 2017-го — во Владикавказе. Среди других проектов Валерия Гергиева, реализованных в Мариинском театре, — организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009-м начал свою работу лейбл Mariinsky, на котором к настоящему моменту вышло уже более тридцати дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. На протяжении всех этих лет международная деятельность Валерия Гергиева была не менее насыщенна и активна, но сегодня маэстро полностью сконцентрирован на работе дома, в России, и прежде всего — в Мариинском театре. Работал с Международным оркестром мира которым руководил с 1997 года, после кончины основателя коллектива — Георга Шолти , с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау Амстердам , а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра затем был почетным дирижером этого коллектива , с 2007 по 2015 год — Лондонского симфонического оркестра.

В 2015—2022 годах маэстро возглавлял Мюнхенский филармонический оркестр, в 2018—2022 годах — Оркестр Музыкального фестиваля Вербье. Валерий Гергиев — основатель престижных международных фестивалей, в числе которых — «Звезды белых ночей» 1993 , Московский Пасхальный фестиваль 2002 , Гергиев-фестиваль в Роттердаме, Музыкальный фестиваль в Миккели Финляндия , «360 градусов» в Мюнхене. С 2011-го он возглавляет оргкомитет Международного конкурса им. Валерий Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. С 2013 по 2022 год маэстро руководил Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступал с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации 1993, 1998, 2015 , званиями народного артиста Российской Федерации 1996 и Героя Труда 2013 , орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени 2003, 2008 , орденом Александра Невского 2016 , премией Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства 2017 , высокими государственными наградами Армении, Болгарии, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.

Екатерина Семенчук Екатерина Семенчук родилась в Минске. Окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. Римского-Корсакова 2001, класс Евгении Гороховской. Удостоена премий на Всероссийском конкурсе молодых вокалистов имени Надежды Обуховой в Липецке и Международном конкурсе молодых оперных певцов имени Н. В 1999 году дебютировала в Мариинском театре, в 2000-м приняла участие в гастролях труппы в театре Ла Скала партия Сони в опере «Война и мир» Прокофьева и Зальцбурге Полина в «Пиковой даме» Чайковского. В настоящее время — ведущая солистка Мариинского театра.

Певица получила признание как исполнительница партий в операх Верди. В 2021 году за эту работу удостоена Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль в опере». В концертных программах исполняла сольные партии в реквиемах Моцарта, Верди и Дворжака, Stabat Mater Перголези и Россини, «Торжественной мессе» и Девятой симфонии Бетховена, драматической симфонии «Ромео и Джульетта», драматической легенде «Осуждение Фауста» и кантате «Смерть Клеопатры» Берлиоза, «Поэме любви и моря» Шоссона, симфониях и кантате «Жалобная песнь» Малера, кантате «Александр Невский» Прокофьева, «Пульчинелле» Стравинского, «Часе души» Губайдулиной; а также вокальные циклы «Песни и пляски смерти» Мусоргского, «Из еврейской народной поэзии» Шостаковича, «Песни об умерших детях» Малера, «Летние ночи» Берлиоза, «Шехеразада» Равеля и другие, камерную вокальную лирику. В сольных концертах выступала с пианистами Дмитрием Ефимовым записанный с ним концерт певицы в Большом зале Московской консерватории вошел в «золотую коллекцию» телеканала «Культура» , Семёном Скигиным, Василием Поповым, Хельмутом Дойчем. Окончил Оренбургский государственный институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей. В 2006—2007 гг.

Глинки, в 2014—2016 гг. В 2015 году дебютировал на сцене Мариинского театра в партии Пимена, с 2016 года — солист оперной труппы. В концертном репертуаре певца — партии баса в Реквиеме Верди, «Маленькой торжественной мессе» Россини и «Патетической оратории» Свиридова. Михаил Петренко Михаил Петренко родился в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. Римского-Корсакова класс Булата Минжилкиева.

В 1998 году был приглашен в только что открывшуюся Академию молодых оперных певцов Мариинского театра. Лауреат международных конкурсов «Новые вердиевские голоса» имени Марии Каллас в Парме 2000 , имени Н. С 1998 года — солист Мариинского театра, дебютировал в опере Прокофьева «Семён Котко».

Мощно прозвучала в Мариинке народная музыкальная драма Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, повествующая об исторических событиях, имевших место в России в период между 1682 и 1689 годами.

Дирижер — Валерий Гергиев. С первых нот увертюры "Рассвет на Москва-реке" тревога и ожидание всяческих напастей разлились по залу, несмотря на мирное кукареканье петухов и привычное пробуждение большого города. Набатный колокол не оставлял никаких надежд на тихое течение жизни. Неспокойны и люди: стрельцы возволнованно судачат, подьячий Андрей Зорин места себе не находит, князь Шакловитый Вячеслав Васильев тоже на взводе, анонимный донос диктует подьячему, хочет извести Ивана Хованского Михаил Петренко , готовящего заговор, и его шального сыночка Андрея Евгений Акимов , но при этом мечтает остаться в тени.

И ватага работных людей, забредших из любопытства на Красную площадь, полна тревоги и воинственности. Шутка ли! Головы, можно сказать, летят направо и налево, бояр ссылают, всего лишают. И на видном месте у Кремля их имена на камне высекают, чтобы все знали!

Премьера картины прошла в рамках Гамбургского кинофестиваля 2010. Глинки при Государственной академической капелле Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. Будучи солистом Академии молодых певцов Мариинского театра, в 1999 году дебютировал на сцене театра в роли Гвидо Барди в опере Цемлинского «Флорентийская трагедия». С 2007 года Сергей Скороходов является одним из ведущих солистов Мариинского театра. Штрауса, «Король Рогер» Шимановского и других. Певец также много выступает на зарубежной оперной и концертной сцене. Скороходов выступал на сцене Большого театра партия Самозванца в «Борисе Годунове». В мае 2013 года принимал участие в гала-концерте, посвященном открытию новой сцены Мариинского театра при участии Пласидо Доминго.

Сергей Скороходов часто работает с Анной Нетребко. Летом 2009 года он выступил с ней в опере «Иоланта» в Валлийской национальной опере, а также в гала-концерте в Мюнхене дирижер — В. В рамках гастролей по Европе пели в 11 концертных постановках оперы «Иоланта». В сезоне 2016-17 в Мариинском театре С. Евгений Акимов Евгений Акимов окончил вокальный факультет Ленинградской государственной консерватории имени Н. Римского-Корсакова класс профессора Льва Морозова. С 1991 года — солист Детского музыкального театра «Зазеркалье». В 1996 году принят в труппу Мариинского театра.

Евгений Акимов удостоен звания заслуженного артиста России, национальной театральной премии «Золотая маска» и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»; награжден двумя медалями общества Сергея Рахманинова за участие в исполнении оперы «Франческа да Римини» и поэмы «Колокола». Евгений Никитин Евгений Никитин родился в Мурманске. В 1997 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. В конце 90-х стал лауреатом международных конкурсов оперных певцов имени Н. Печковского и имени Н. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, а также конкурса имени П. Чайковского в Москве. Еще студентом IV курса Евгений был приглашен в труппу Мариинского театра.

C тех пор певец принимает участие в самых значительных постановках театра. За исполнение партии Григория Грязного в «Царской невесте» был удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая роль в музыкальном театре», 2005. Музыке Вагнера посвящен и первый сольный альбом певца, записанный в 2015 году с Льежским филармоническим оркестром под управлением Кристиана Арминга. В него вошли сцены из опер «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Летучий голландец» и «Валькирия». Мастерство и талант артиста неоднократно отмечались отечественной и зарубежной критикой. Никитин транслирует ощущение власти, сочетающееся с широкой палитрой завуалированного сострадания, испытываемого великим исполнителем по отношению к своему персонажу» MatthewParis. В последнее время певец много выступает на сценах крупнейших театров мира: Метрополитен-опере в Нью-Йорке, Театре Шатле в Париже, Баварской государственной опере, Венской опере. Среди наиболее заметных ангажементов — главная роль в опере «Узник» Л.

Даллапикколы в Парижской опере и в Мариинском театре российская премьера, 2015 , участие в новой постановке «Огненного ангела» Прокофьева в Баварской опере реж. Барри Коски , в постановке «Фиделио» Бетховена на Венском фестивале реж. В 2013 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. Римского-Корсакова класс Надежды Дроздовой. С 2013 года — солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, где дебютировал в опере «Саламбо» Мусоргского Балеарец. В составе солистов Академии молодых певцов принимал участие в цикле концертных исполнений советских опер и оперетт: «Овод» Спадавеккиа, «Москва, Черёмушки» Шостаковича, «В бурю» Хренникова, «Укрощение строптивой» Шебалина, «Кола Брюньон» Кабалевского заглавная партия и других. В 2015 году выступил в главной роли в опере «Демон» Рубинштейна на сцене Северо-Осетинского театра оперы и балета во Владикавказе. В 2000 году был принят в Академию молодых оперных певцов Мариинского театра, с 2007 года является солистом оперной труппы.

В качестве приглашенного солиста участвовал в постановках Большого театра: «Золотой петушок» реж. Кирилл Серебренников и «Леди Макбет Мценского уезда» реж. Темур Чхеидзе. Яркую характеристичность его персонажей неоднократно отмечала пресса: «Андрей Попов в партии Горбатого в опере Рихарда Штрауса «Женщина без тени» запомнился острым рисунком роли» «Музыкальное обозрение». Он справился отлично: все пятеро вышли характеристично, ярко, и голос певца звучал стабильно, ровно, в меру пронзительно» «Независимая газета». Попов участвовал в концертном исполнении оперы «Майская ночь» в усадьбе Архангельское дирижер Михаил Плетнёв , в первом исполнении оперы «Кащей бессмертный» в Японии дирижер Владимир Ашкенази.

Он писал её с перерывами до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…» и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился [1]. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» 3-е действие и Песня Марфы. Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков , предпочитавший называть свою работу не оркестровкой, а обработкой. Исходя из собственных профессиональных убеждений и учитывая требования времени, он значительно сократил оперу, дописал необходимые связки, изменил голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г. В 1958 г. Дмитрий Шостакович по авторскому клавиру, изданному П. Ламмом 1932 сделал новую оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» 1959 г. В 1960 году опера в данной редакции была поставлена в Ленинграде в Кировском Мариинском театре. Партитура Шостаковича издана в 1963 году. Собственную версию заключительного хора в сцене самосожжение раскольников написал И. Стравинский , совместно с М. Равелем подготовивший новую редакцию оперы для постановки в 1913 году в Париже труппой С.

Из истории оперы «Хованщина»

«Хованщина» О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО Хованщина. Спектакль Мариинского театра с участием хора и оркестра, а также солистов оперы (в отдельные дни) Большого театра.

Наши партнеры

  • Опера "Хованщина"
  • Хованщина как зеркало добра и зла
  • Премьера оперы "Хованщина"
  • Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО

Опера «Хованщина»

"Хованщина", опера Мусоргского, новая сцена Мариинского театра, 10 февраля 2023 года. В сюжете оперы «Хованщина» объединены события, которые в исторической реальности растянулись на семь лет: два стрелецких бунта, второй из которых возглавил князь Иван Хованский в союзе со старообрядцами, и приход Петра I к власти. Купить официальные билеты на оперу Хованщина (гастроли Мариинского театра) в Государственный академический Большой театр России. "Хованщина", опера Мусоргского, новая сцена Мариинского театра, 10 февраля 2023 года. Об опере М.П. Мусоргского «Хованщина» Либретто оперы «Хованщина».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий