Новости кронштадт во время блокады ленинграда

В первый год блокады по Малой дороге жизни Кронштадт снабжал Ленинград продовольствием, не прекращал работу Кронштадтский Морской завод, кронштадтцы тушили зажигательные бомбы, купол Морского собора служил навигационным постом. Морская блокада Ленинграда была прорвана летом 1946 года. Кронштадт сыграл важную роль в прорыве и в освобождении Ленинграда от фашистской блокады. день полного снятия блокады Ленинграда. Немногие знают, что Петербургский дацан принимал самое непосредственное участие в защите города.

Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

В Кронштадте открывается выставка «Флот для блокадного Ленинграда» С днем полного снятия блокады Ленинграда!
Музей истории Кронштадта расскажет о «Подвиге блокадного учителя» К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Музей истории Кронштадта подготовил несколько выставок.
Завод 1941-1945 Во время блокады Ленинграда были построены «Дорога жизни» и «Дорога победы», но мало кто знает где, как и кем они были сооружены.

История обороны Кронштадта и Ораниенбаумского плацдарма время Блокады Ленинграда

Таллин обороняли 10-й стрелковый корпус, подразделения морской пехоты и отряды добровольцев из числа эстонских рабочих. Защитников города поддерживали корабельная артиллерия, береговые батареи и морская авиация. Подготовка к эвакуации 25 августа советские войска отступили к предместьям Таллина, а немцы получили возможность обстреливать всю территорию города, в том числе и корабли, стоящие на рейде. На следующий день ставка Верховного главнокомандования приняла решение о проведении эвакуации таллинского гарнизона и кораблей Балтийского флота в Кронштадт и Ленинград. Подводник, капитан первого ранга Георгий Обушенков так описывал эти дни: "Противник все ближе и ближе подходил к Таллину. Фашистская авиация совершала налеты на корабли, стоящие в гавани.

В один из солнечных августовских дней я сошел с "Амура" минный заградитель — прим. Baltnews на пирс, и ко мне подошли трое краснофлотцев. В это время стервятники Люфтваффе, германские военно-воздушные силы — прим. Baltnews совершали очередной налет, а артиллерия противника открыла огонь по рейду. Сброшенная с самолета бомба попала в большой буксир.

Вскоре он ушел под воду на наших глазах". К этому моменту немцы успели многое сделать, чтобы помешать морякам-балтийцам прорваться в Кронштадт. Были сосредоточены дополнительные силы авиации, артиллерии, Кригсмарине германские военно-морские силы осуществило масштабные постановки минных заграждений в акватории Балтийского моря. Адольф Гитлер требовал не допустить прорыва кораблей из Таллина. Командующий Балтийским флотом вице-адмирал Владимир Трибуц получил приказ о проведении эвакуации 27 августа.

В этот же день немцы ворвались в город. Погрузка на корабли осложнялась постоянными бомбежками и обстрелами, наличием большого количества раненых среди эвакуируемых.

К январю 1944 года, кроме обычных рогаток, проволочных заграждений, заборов и спиралей, перед окопами немцев появились двухъярусные препятствия из положенных поверх рогаток спиралей Бруно. Во многих случаях ширина препятствий перед немецкими окопами доходила до 400 метров. Нормальной считалась полоса заграждений в 70—100 метров. В ее составе было свыше 4100 орудий и минометов.

Силы немецкой армии также были значительны. В первой линии перед южным сектором Ленфронта гитлеровцы сосредоточили 12 пехотных и одну танковую дивизию, имелась возможность направить туда еще до шести пехотных дивизий. Для подкрепления под Ленинград был переброшен из Югославии 3-й танково-гренадерский корпус СС и до 50 тысяч человек пополнения. Подготовка к наступлению советских войск Советскому наступлению предшествовала длительная подготовка: армия должна была пройти обучение перед тем, как начать масштабную операцию, целью которой была не только деблокада Ленинграда, но и освобождение оккупированных районов Ленинградской области, в том числе Новгорода и Пскова, и выход в Прибалтику. В подготовительный период в 1943 году на Ленинградском и Волховском фронтах были созданы специальные учебные городки с полосами заграждения по типу немецких, где солдаты тренировались прорывать и преодолевать эти преграды, штурмовать дзоты, учились маневрировать, совершать длительные марши с полной выкладкой, идти сквозь леса и болота, прокладывать гати, взрывать завалы, прорубать просеки. Непосредственно перед наступлением саперы Второй ударной армии разрушили более 500 погонных метров проволочных заграждений, 100 метров завалов и 200 метров дерево-земляных валов.

Это оказалось полной неожиданностью для противника. В ночь накануне наступления девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника", — рассказывал командующий Второй ударной армией генерал-лейтенант Иван Федюнинский. Ход операции "Январский гром" Красная армия действовала по плану. К 17 января 1944 года прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом.

Фашисты стали отступать. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц. В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области. Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны. Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады.

В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве. Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена — кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать. Когда салют кончился, мы прокричали "Ура! К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тысяч жителей из почти трех миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тысячи до одного миллиона ленинградцев.

Были ранены почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей. Всего в 1941—1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуированы 1,7 миллиона человек. Значение обороны и освобождения Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. В победах под Москвой, Сталинградом и Курском весомая доля — защитников Ленинграда.

Подвиги жителей блокадного Ленинграда Рассказываем о некоторых подвигах жителей блокадного Ленинграда. Героизм альпинистов. У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м. При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40.

Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей.

Находившиеся воентехник Лившиц, инженер Лютоева, немногочисленные офицеры флота были поздравлены адмиралом Трибуцом, возглавлявшим Балтийский флот в то время до прибытия маршала Г. Адмирал поблагодарил дежурную смену за отличную работу и дал высокую оценку действиям старшего оператора Г. Он обещал представить смену к высоким государственным наградам, а старшего оператора Гельфенштенйа к званию Героя Советского Союза. Однако до сегодняшнего времени важность Кронштадтского сражения не ценят и не вспоминают должным образом. Гельфенштейне, внесшим особый вклад в победу советских войск 21-23 сентября на "Ораниенбаумском пятачке" и в Кронштадте. Важность победы в Кронштадтском сражении можно сравнивать с налетом немецкого союзника- Японии в Пёрл-Харборе. Событие произошло позднее Кронштадтского Сражения. Оаху сосредоточила главные силы американского Тихоокеанского флота.

Замысел этой операции заключался в том, чтобы скрытно подойти и нанести внезапный массированный удар авиацией по американским кораблям, береговым сооружениям и самолетам на аэродроме в Пёрл-Харборе. К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных заградителей и 10 тральщиков Тихоокеанского флота США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, Противовоздушная оборона Перл-Харбора обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Утром 7 декабря 41 года в 7 часов дежурные операторы американской РЛС засекли огромную цель на максимальном расстоянии 220 км. Только семь минут, а это не мало, потребовалось для определения координат целей. Но ситуацию усугубил офицер связи по авиации преследования. Операторы станции попытались поставить в известность информационный центр форта Шефтер. К телефону долго никто не подходил.

Спустя несколько минут, трубку снял офицер. В его обязанности входило информирование командования о приближении любых неизвестных целей. Выслушав сообщение радиолокаторщиков, он решил, что это «свои» и дал указание дежурной смене радиолокационной станции "не обращать внимания на эти самолеты". Подобная оплошность и недоверие сведениям постов РЛС привели к трагедии. Операторы наблюдали за полетом самолетов до мертвой зоны. Когда группа самолетов вошла в мертвую зону на расстоянии 30 км и исчезла с экрана РЛС, то было уже слишком поздно! Это были японские самолеты. Таким образом, японская авиация осуществила главную стратегическую цель практически беспрепятственно и без существенных потерь. Элемент внезапности и халатность американского офицера сделали свое дело.

В результате японцы помешали вмешательству Тихоокеанскому флоту США на юге и сумели потопить 4 американских линкора, 10 военных кораблей. Ещё 4 линкора сильно были повреждены. США потеряли 349 самолетов, а среди убитых или раненых 3581 военных американцев и 103 гражданских. Со стороны Японии потери составили 29 самолетов и пять подводных лодок.

Всё же два снаряда попало — один пробил подкупольное пространство и взорвался там без особого ущерба, а другой пробил, упал на пол, разбился, но не взорвался, — вспоминает научный сотрудник филиала центрального военно-морского музей «Кронштадтская крепость» Виталий Пирогов. Разбитые плиты даже не стали восстанавливать — отныне это музейный экспонат, сохранились даже даты — 23 сентября и 2 марта 43 года с подписью: «Жертв нет». В морском соборе находился радиоузел, а под самым куполом — наблюдательный коррекционный пункт — обзор на 40 километров. Данные о передвижениях гитлеровцев по всем направлениям поступали непрерывно, и это позволило не подпустить захватчиков близко к крепости.

Доставалось противнику и от зенитчиков — первые фашистские самолёты были сбиты 22 июня в 3:37 утра. Для следующих атак на Кронштадт командованию Люфтваффе пришлось придумать новую тактику — так называемые звёздные налёты вместо обычных — по звеньям. Фото: Музей обороны и блокады Ленинграда Знаменитая чугунная мостовая, тянущаяся вдоль Якорной площади, к началу войны уже почти стала действующим музейным экспонатом.

Что посмотреть в Кронштадте за один день

Последний морпех блокадного Ленинграда: как стальной город уничтожал врага | Русская весна После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание.
Победа без сражения. Как Кронштадт обороняла рота огнемётчиков Кронштадт в прорыве блокады Ленинграда. Полное снятие блокады произошло 27 января 1944 года.

Кронштадт. Война. Блокада.

В первый год блокады по Малой дороге жизни Кронштадт снабжал Ленинград продовольствием, не прекращал работу Кронштадтский Морской завод, кронштадтцы тушили зажигательные бомбы, купол Морского собора служил навигационным постом. К годовщине снятия блокады Ленинграда ветеран написал статью. 27 января 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции фашистские войска были окончательно разгромлены, а блокада. Главная Новости Местное время КРОНШТАДТ.

Коридор смерти: как снабжался Кронштадт в годы блокады Ленинграда

Артиллерия всех калибров стала более широко использоваться для стрельбы прямой наводкой, а танки — в качестве неподвижных зарытых в землю и маневренных огневых точек. Были также приняты меры по прикрытию стыков и флангов войск огнем и минными полями, организовано тесное взаимодействие между соединениями и объединениями. В интересах всемерного укрепления обороны города были успешно использованы силы и средства Балтийского флота под командованием вице-адмирала В. Для укрепления обороны в инженерном отношении дополнительно были мобилизованы силы местного населения на строительство тыловых оборонительных рубежей и подготовку города к обороне. По предложению Г. Жукова Ставка подчинила в оперативном отношении Ленинградскому фронту Балтийский флот, 2-й и 7-й истребительно-авиационный корпуса ПВО страны. Говоря об обороне Ленинграда, особо следует отметить оперативную роль Ораниенбаумского плацдарма. Отступившая из Прибалтики, понесшая огромные потери, но не побеждённая 8-я армия сумела при поддержке Балтфлота и береговых фортов организовать здесь оборону на небольшом прибрежном пятачке.

Несмотря на полную блокаду с суши и трудности снабжения, советские войска держались здесь до начала наступательной операции в январе 1944 года. Автору настоящей статьи довелось воевать на Ленинградском фронте во всё время блокады. Я был бойцом 50-й отдельной стрелковой бригады морской пехоты, которая занимала центральную часть 65-километровой линии фронта Ораниенбаумского плацдарма. Историю обороны этого плацдарма, я постарался изложить в книжке «Под Ленинградом в дни блокады». Как человек, работающий в печати Таджикистана с 1954 года, я не мог пройти мимо героических подвигов воинов-таджиков, защищавших Ленинград. Этот город для жителей Таджикистана был особенно близок, так как с 1929 года — образования Таджикской ССР, он был шефом республики, его посланцы помогали таджикскому народу в развитии экономики, культуры, науки, образования, подготовке кадров. Поэтому тревога за судьбу Ленинграда жила в душе каждого воина — посланца Таджикистана, которые составили немалую часть в многонациональном коллективе ленинградских фронтовиков.

С колокольни собора хорошо заметен огромный якорь, выложенный на площади светлой плиткой. Ансамбль Якорной площади также дополняют несколько важных для истории города объектов: скульптура причисленного к лику святых адмирала Фёдора Ушакова перед входом в храм, вечный огонь в память о погибших революционерах и памятник вице-адмиралу С. Макарову, русскому полярнику и океанографу, начальнику Кронштадтского порта. Около этого монумента принимают присягу молодые моряки. Также на площади можно заметить любопытный фрагмент мостовой, собранный из чугунных шашек. В Кронштадте это решение сочли очень практичным и замостили таким образом много улиц.

Однако во время Великой Отечественной войны шашки переплавили на боевые снаряды, и от чугунных мостовых осталось только два фрагмента: подлинный на Октябрьской улице и восстановленный на Якорной площади. Памятник морякам-подводникам Балтики Далее пеший маршрут сворачивает в сторону Финского залива. Однако если вы располагаете временем, сделайте небольшой крюк и двигайтесь на север от Никольского собора, чтобы посмотреть монумент морякам-подводникам Балтики. В нём использованы фрагменты рубки реальной подводной лодки. Мемориал увековечил подвиг военных моряков, сражавшихся в Кронштадте во время блокады Ленинграда. Музей-квартира Иоанна Кронштадтского В 15 минутах ходьбы на запад от мемориала, на пересечении улиц Андреевской и Посадской находится квартира, в которой в первой половине XX века жил протоиерей и проповедник Иоанн Кронштадтский.

Этот священнослужитель был горячо любим в народе, а в 1990-х годах канонизирован. Поэтому и сегодня в его дом приезжают паломники из разных регионов России. Для неверующих людей локация не представляет большого интереса, и её можно пропустить. Обводной канал и Адмиралтейство Возвращаемся в активную туристическую зону, двигаясь по улице Карла Маркса в сторону Обводного канала. Здесь могут получиться красивые фотографии на фоне воды и краснокаменных стен. Особенно живописно выглядят утопающие в зелени ветшающие постройки Адмиралтейства.

Императрица Екатерина II планировала перевести в Кронштадт Адмиралтейство из Санкт-Петербурга и даже поручила строительство комплекса знаменитому архитектору Василию Баженову. Однако Павел I отказался от этой идеи. Кстати, внутрь Адмиралтейства можно попасть с Якорной площади. В восстановленной части находится парк «Патриот», в котором представлены экспозиции, посвящённые морскому делу. Синий мост Через Обводной канал перекинут Синий мост, рядом с которым расположены три достопримечательности. Чтобы осмотреть один из старейших в мире футштоков — чугунную линейку с делениями для определения уровня воды и абсолютных высот — нужно спуститься по лестнице под мост.

Планка закреплена на опоре.

Южный бастион Николаевской батареи. Картина В. Овчинникова Первый форт был построен на насыпанном за одну зиму 1703 — 1704 годов острове, на отмели, тянущейся от материка на север и оканчивающейся вблизи острова Котлин — на краю фарватера со стороны материка: в северной части залив был слишком мелок для прохода больших судов в чём Пётр убедился, лично проверив доложенные ему результаты замера глубин.

Для возведения форта на льду из хвойных пород дерева сколачивались ряжи , вокруг них прорубались проруби майны , после чего заполнявшиеся камнями ряжи опускались под своей тяжестью на дно, создавая основу для насыпи. Возведя затем на острове и на берегу по форту, Пётр создал надёжный заслон. Работа проходила в напряжённом темпе, и уже на следующую весну шведы, открывая навигацию , с удивлением обнаружили в заливе, который они ещё недавно считали своим, откуда ни возьмись появившуюся крепость, отныне закрывшую им подход к Невской губе. Этот день и считается датой основания города Кронштадта, а архитектором крепости является Доменико Трезини.

Расположение Кроншлота оказалось настолько удачным, что за всю его историю и Кронштадта впоследствии мимо него не прошло ни одно неприятельское судно [33]. В летние кампании 1704 и 1705 годов крепость совместно с флотом дважды успешно выдержала оборону от шведского флота [34]. В 1706 году крепость дополнена Александр-шанцем в западной оконечности острова. В Кронштадт на постоянное место жительство переселяли дворян, купцов с семьями и многочисленных работных людей.

Меншикова [5]. В 1717 году на острове был основан морской госпиталь [35]. Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом, что означает «коронный город». С 1720-х Кронштадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота.

В 1722 году сооружён форт-остров «Цитадель». В 1723—1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши [5]. В январе 1733 г. После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С.

В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780—1790-х годах по проектам архитекторов М. Ветошникова, В. Баженова и Ч. Камерона [37].

Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта. В 1789 году был построен казённый Кронштадтский чугунолитейный завод, входивший до 1827 года в состав Олонецких горных заводов. В начале 1800-х количество мастеровых доходило до 190 человек [38].

Вот как описывает Кронштадт И. Город занимает наиболее к востоку находящуюся часть острова, велик, с множеством хороших домов, церквами, публичными зданиями; но ради великого числа малых домов, пустых мест, немощёных, часто грязных улиц и прочего не имеет хорошего вида.

Всего на фронтах Великой Отечественной войны воевали 762 рабочих и инженера Морского завода; многие из них не вернулись домой. В сентябре 1941 года с ухудшением положения на фронте под Ленинградом у противника появилась возможность приступить к постоянным авианалётам и артиллерийским обстрелам Кронштадта и кораблей Балтийского флота. Морской завод оказались на линии фронта. Разрушения на заводе. Сентябрь, 1941 год Первый авиаудар вражеская авиация нанесла утром 19 сентября. Массовые воздушные налеты продолжались до 29 сентября 1941 года. Многие корабли получили тяжелые повреждения или затонули. Постоянно страдали от авианалетов и артобстрелов заводские доки, разрушались цеха.

Станочное оборудование механического и моторного цехов Морского завода перевезли в северные казармы города. Для работ на оборонных объектах Кронштадта в городе оставили около 18 тыс. Ремонт боевых кораблей. Кроме ремонтных работ на кораблях рабочие Морского завода изготавливали 50-мм минометы для частей Ленинградского фронта, станки для станковых пулеметов, детали для автоматов ППД, колючую проволоку, ножи-финки, ручные гранаты РГД, штыки для винтовок, саперные лопатки. Для обеспечения зимней обороны острова Котлин и Кронштадта завод изготовил санные установки и плавучие доты для размещения в них 45-мм пушек, минометов и пулеметов. На территории завода были созданы 10 бронированных огневых точек, 114 блиндажей, 2 дота, в зданиях — 160 амбразур. Было протянуто 2000 м заграждений, вырыто 700 м щелей, 3 убежища, санпункт, склад боеприпасов, проведены маскировочные работы. Количество вражеских авианалетов к зиме снизилось, но артобстрелы не прекращались. Люди стали умирать прямо на рабочих местах. Всего в первую блокадную зиму от голода и обстрелов в Кронштадте погибло около 6 тыс человек — каждый третий горожанин.

Всего в 1941 году на территории завода взорвались 1241 снаряд и 31 бомба. При этом работы не прекращались. Под открытым небом в жестокие морозы команды кораблей и рабочие завода выполнили огромный объем работ.

Мемориал "Малая дорога жизни" в Кронштадте обрёл подсветку

От нее я впервые узнал реальную историю блокады Ленинграда. Кронштадт внес неоценимый вклад в защиту Ленинграда во время блокады. Добирался до Ленинграда очень сложно (через Кронштадт) и не без волнений – фарватер у Петергофа простреливался противником. Для детей блокадного Кронштадта, отправившихся в первый класс в 1942 году Александра Ивановна стала первой учительницей.

Таллинский переход: как Балтийский флот по немецким минам шел в Кронштадт

«Зимовщиками» в блокадном Кронштадте именовали школьников, которые пережили страшную блокадную зиму 1941-1942 годов и продолжали ходить в школу всю зиму. Во время блокады население быстро столкнулось с нехваткой продовольствия, поэтому необходимо было максимально использовать все имеющиеся ресурсы. За время осады и блокады Ленинграда немецко-фашистскими варварами бомбами и снарядами разрушено и повреждено 187 исторических зданий города, выстроенных прославленными зодчими. В Кронштадте отдали дань памяти павшим защитникам блокадного Ленинграда 8 сентября.

Кронштадт во время Великой Отечественной войны

Был возобновлен массовый выпуск морских шлюпок 125 единиц и 12-весельных баркасов. Всего завод выполнил 1380 оперативных заданий, выполнив годовую программу по судоремонту 1943 года досрочно - к 1 ноября. Немецкая подлодка U-250 в доке. В дальнейшем Морской завод продолжал работы по ремонту кораблей уже без артиллерийских обстрелов и авиационных налетов. В ходе войны заводом руководили капитан 1 ранга Б. Волосатов 1938-1942 , капитан 1 ранга А. Бурлаков 1942-1948.

Главными инженерами были капитан 1 ранга Т. Гушлевский 1940-1941, 1942-1945 , капитан 1 ранга С. Афанасьев 1941-1942. Награждение завода орденом Ленина в 1944 году. Орденами и медалями были награждены многие заводчане. Среди них: капитаны 1 ранга А.

Бурлаков и С. Афанасьев, П. Ермаков, И. Лаврентьев, М. Бевзюк, П. Гигилев, Б.

Заглядимов, П. Милявский, П.

На сцене Дворца молодежи, в преддверии памятного дня, прозвучали музыкальные композиции ленинградских авторов, каждое из которых является гимном героическому беспримерному подвигу Ленинграда, мужества и стойкости его защитников. В мероприятии приняли участие творческие коллективы Кронштадтского Дворца культуры: Народный коллектив любительского художественного творчества вокально-эстрадная группа «Паллада» рук. Семенова , академический женский хор рук. Матросова, конц. Железняк , ансамбль танца «Ритм и Мы» рук. Зыкова , артисты театра-студии «Ступени» рук. Звездина , студия эстрадного вокала «Фреско» рук.

Впоследствии эта трасса, сыгравшая спасительную роль в жизни Ленинграда, будет названа Дорогой жизни. Всего таких разведывательных групп на льду озера, начиная с середины ноября, действовало больше десяти. Известно, что они формировались, как правило, из состава гидрографов Балтийского флота и сапёров 88-го отдельного мостостроительного батальона РККА. Участие же военнослужащих войск НКВД в этой разведке имело целью определить меры для защиты будущей трассы от нападений диверсантов и для пресечения хищений идущего в город и к фронту имущества. Результатом рекогносцировки явилось вскоре последовавшее решение командования 2-й дивизии войск НКВД командир — полковник Янгель, военный комиссар — полковой комиссар Громов о формировании в одном из полков этой дивизии 51-м полку войск НКВД совершенно нового 3-го батальона трёхротного состава - специально для охраны продовольственных грузов, поступающих через Ладожское озеро, включая перевалочные базы.

В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные. При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин. Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку. Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем. Паша бросился тушить их, но на крышу упали еще две бомбы. Получивший сильные ожоги мальчик все равно встал на ноги и потушил все бомбы. Награды за освобождение Ленинграда В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". Ею награждены полтора миллиона человек, среди которых жители города и участники боев за его освобождение. Свыше 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза.

Кронштадт. Война. Блокада.

Всего за время блокады от голода, холода, болезней и бомбежек в Кронштадте погибли более 6000 мирных жителей. Погибших могло было быть значительно больше, если бы командование не организовало и не обеспечило «Малую дорогу жизни», которая позволила снабжать грузами население города-острова, Ораниенбаумского плацдарма, гарнизонов островов Сескар и Лавенсаари. По «Малой дороге жизни» были эвакуированы около десяти тысяч человек. А в последующем она обеспечила успешное начало наступления 2-й ударной армии. Несмотря на блокаду, Кронштадт оставался важнейшим промышленным районом. Рабочие Морского завода под непрерывными обстрелами и бомбежками, страдая от холода и голода, за годы блокады отремонтировали более 600 кораблей и судов, изготовили 126 шлюпок и баркасов, большое количество боеприпасов и оружия. Кронштадтцы чтят память погибших в годы блокады.

Кроме ледовой Дороги жизни, была еще ледовая оборона, которая насчитывала несколько десятков километров вокруг острова Котлин. Это то, что фактически обороняло от возможного прорыва противника по льду в сторону Кронштадта", — перечисляет Кобчиков. По дороге ходили в основном легковые, полутора- и трехтонные машины, отмечает Шатров. Но были грузы и значительно тяжелее. По льду на Ораниенбаумский плацдарм проводили даже тяжелые танки по традиционной классификации машины весом более 40 тонн считались тяжелыми, для примера: вес одного из самых распространенных тяжелых танков начала Великой Отечественной — КВ-2 — составлял 52 тонны — прим. Малая Дорога жизни — сеть дорог, которая также имела и второй маршрут. Он шел от Кронштадта до островов Сескар и Лавенсаари в восточной части Финского залива, где базировались советские гарнизоны. Трасса протяженностью 75 километров начиналась от Шепелевского мыса на южном берегу и шла перпендикулярно другому маршруту ледовой дороги "Так как трасса шла вдоль захваченных врагом земель, впереди колонны шел отряд разведчиков, за ним — аэросани, а затем уже шли наши машины, доставлявшие продовольствие и боеприпасы", — рассуждает историк. Как младший брат защищал старшего Кронштадт с начала блокады стал тыловым щитом флота Ленинграда. Военно-морская база, расположенная на острове, обеспечивала морскую и противовоздушную оборону. На Кронштадтском морском заводе ремонтировали корабли, подводные лодки и катера, боевую технику, производили оружие для фронта. Но ситуация в Кронштадте, особенно с продовольствием, в годы блокады была еще более тяжелой, чем в Ленинграде. Здесь хранились и боеприпасы, и продовольствие для всего Балтийского флота. Большая часть кораблей ушли с острова в Ленинград. Перевезти отсюда должны были и войска, и население, чтобы не перегружать маленький Кронштадт со своими небольшими возможностями", — рассказывает Кобчиков. После этого решения, когда стало известно о проблемах доставки продовольствия в блокадный город, Кронштадт отдал в Ленинград продуктовые запасы, рассчитанные на три года. Мастеров, инженеров-гражданских, работавших на военных предприятиях, эвакуировать не предполагалось. Они должны были полностью обеспечивать работу предприятий. Предполагалось перевезти все мирное население, в первую очередь женщин и детей", — описывает события историк. Увы, этим планам сбыться было не суждено. Не удалось завершить даже первый период эвакуации населения Кронштадта.

Подготовка к наступлению советских войск Советскому наступлению предшествовала длительная подготовка: армия должна была пройти обучение перед тем, как начать масштабную операцию, целью которой была не только деблокада Ленинграда, но и освобождение оккупированных районов Ленинградской области, в том числе Новгорода и Пскова, и выход в Прибалтику. В подготовительный период в 1943 году на Ленинградском и Волховском фронтах были созданы специальные учебные городки с полосами заграждения по типу немецких, где солдаты тренировались прорывать и преодолевать эти преграды, штурмовать дзоты, учились маневрировать, совершать длительные марши с полной выкладкой, идти сквозь леса и болота, прокладывать гати, взрывать завалы, прорубать просеки. Непосредственно перед наступлением саперы Второй ударной армии разрушили более 500 погонных метров проволочных заграждений, 100 метров завалов и 200 метров дерево-земляных валов. Это оказалось полной неожиданностью для противника. В ночь накануне наступления девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника", — рассказывал командующий Второй ударной армией генерал-лейтенант Иван Федюнинский. Ход операции "Январский гром" Красная армия действовала по плану. К 17 января 1944 года прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц. В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области. Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны. Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве. Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена — кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать. Когда салют кончился, мы прокричали "Ура! К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тысяч жителей из почти трех миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тысячи до одного миллиона ленинградцев. Были ранены почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей. Всего в 1941—1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуированы 1,7 миллиона человек. Значение обороны и освобождения Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. В победах под Москвой, Сталинградом и Курском весомая доля — защитников Ленинграда. Подвиги жителей блокадного Ленинграда Рассказываем о некоторых подвигах жителей блокадного Ленинграда. Героизм альпинистов. У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м. При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40. Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей. В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном.

Народная книга памяти» имеется множество подобных свидетельств. Аналогичным способом, «по крошечкам» питались дети, оказавшиеся в детских домах, которых этому никто не учил. Авторы книги «Война и блокада» Александр Чистиков и Валентин Ковальчук, пишут, что всегда существовала опасность того, что в выстраданную долгими часами ожидания очередь могут вклиниться полукриминальные, а то и просто «нахальные» личности. Нератова рассказывала, что для того, чтобы избежать подобных инцидентов, каждый участник очереди обхватывал локти впередистоящего и плотно прижимался к нему всем телом. Такая сплоченность не только препятствовала преступникам, но и помогала сохранить тепло и не давала упасть на землю, если кому-то вдруг становилось плохо от голода. Если в сентябре 1941 года суточная норма для рабочего составляла 600 граммов, то в ноябре она сократилась до 250 граммов. Все остальные, в том числе и дети, получали всего по 125 граммов. Но и столько хлеба печь было не из чего: в тесто добавляли все, вплоть до древесных опилок. Поэтому неудивительно, что ленинградцы даже передвигались с большим трудом. Однако, несмотря на слабость, двигаться было необходимо. О правиле «не ложиться и все время что-нибудь делать» вспоминают многие пережившие эти страшные дни. В дни блокады горожане объединялись, чтобы помочь тем, кто оказался на грани жизни и смерти. Специальные бытовые отряды обходили квартиры. Когда находили детей, их забирали и отправляли в детские дома. Лежачим затапливали печь, согревали кипяток. Так было легче. И человек вставал, начинал потихоньку двигаться. Люди оживали… А ещё почти все блокадники курили. Табак, пусть и смешанный с высушенными листьями, притуплял голод. Ленинградцы шутливо прозвали эту смесь «сказками Венского леса» за наличие внутри самокрутки суррогатов табака , и с сигаретой в зубах можно было встретить даже десятилетних мальчишек. Мало кто знает, что солдаты… охотились на передовой! Они крошили на землю немного хлеба и ждали, когда слетятся воробьи. Затем по команде стреляли по птицам из рогаток. И шутили — два воробья на котелок воды — доппаек Ленинградского фронта! Юмор и в этой ситуации помогал выжить.

Кронштадт — как щит для Ленинграда

Солдаты несут противовоздушный аэростат. Первые дни блокады. Однако нацисты ставили пред собой маниакальные задачи. Они хотели именно уничтожить город. Захватывать его и не хотели. Вот что было подписано Гитлером в его ставке 21 сентября 1941 года: «Сначала мы блокируем Ленинград герметически и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией… Остатки «гарнизона крепости» останутся там на зиму.

Весной мы проникнем в город, …вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии». Декабрь 1941 года. Пианист Владимир Софроницкий дает концерт в театре имени Пушкина.

Шло озеленение улиц. К 1950 году зеленый фонд Кронштадта насчитывал 15 тысяч деревьев и около 30 тысяч кустарников. К концу первой послевоенной пятилетки город был полностью восстановлен. По книге «Кронштадт. Архитектурный очерк» Б. Розадеев, Р. Сомина, Л.

Клещева Другие записи с тегом Кронштадт.

Работа по поиску информации и архивных документов во всех регионах России, куда в годы Великой Отечественной войны эвакуировали ленинградцев, продолжается. Рассказы о блокадном Ленинграде Невский пятачок Немцы 27 августа, захватив вблизи реки Тосны сёла Ивановское и Отрадное, вышли на левый берег Невы.

Котлеты из этой рыбешки жарили на ярко-оранжевом рыбьем жире, который добывали из нее же. Особым изыском считалась уха, сваренная из колюшки с добавлением рыбной муки. Справочно: Колюшка - очень маленькая рыбка с колючками на спине, которую рыбак даже на корм котам не возьмет.

Вместо чешуи ее бока покрыты костными пластинками, как панцирем. Перед спинным плавником и на брюхе - по три шипа. Кстати, колюшка продолжает служить людям и в наши дни. Ее жир вовсю применяется в средствах для похудения, для производства линолеума, лаков и пластмассы.

Малая Дорога жизни: специальный репортаж ЛенТВ24

* Медали «За оборону Ленинграда» были вручены также группе учителей, хозяйственным работникам школ и учащимся 5-6 классов, активно участвовавшим в дни обороны Ленинграда в создании овощной базы для Кронштадта и показывавшим. На выставке «Подвиг блокадного учителя» представлен материал об истории кронштадтских школ в период блокады. Ораниенбаумский плацдарм стал в буквальном смысле щитом Кронштадта и Ленинграда. В Музее истории Кронштадта состоятся мероприятия, приуроченные к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Кронштадт во время войны

Корабли Балтийского флота также принимали участие в сражениях, в прорыве (1943 г.) и ликвидации (1944 г.) Блокады Ленинграда. В юбилейный для снятия блокады год совместно с Шенкурским краеведческим музеем мы провели презентацию фотоальбома военврача Григория Кулижникова, лечившего военно-морских летчиков Кронштадта во время Великой Отечественной войны. Кольцо блокады было прорвано 12 января 1943 года: во время операции «Искра» удалось прорвать позиции германской армии в районе Шлиссельбурга. Кронштадт в прорыве блокады Ленинграда. Полное снятие блокады произошло 27 января 1944 года.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий