Стоит отметить, что в Санкт-Петербурге не так много адресов Есенина. Роль Петербурга в жизни Есенина Для Есенина Петербург становится не только местом, где он представляет свои произведения публике, но и городом, который вносит важный отпечаток на его творчество. Есенин читал свои стихи, а Блок после ухода Сергея Александровича короткими фразами выразил свои впечатления от встречи на обороте той записки, в которой Есенин просил его о встрече.
Сочинял пьяным? 6 мифов о поэте Сергее Есенине, в которые пора перестать верить
Причем Есенин читал свои стихи в присутствии Царицы и Царевен неоднократно. В госархивах сохранилось всего 4 записи чтения стихов самим Сергеем Есениным, и несколько документальных кадров, на которых мы можем его увидеть. Есенин прочитал ему свои стихи и получил рекомендательные письма для поэта Сергея Городецкого и влиятельного журналиста из «Биржевых ведомостей» Михаила Мурашова. Новости - Кино - 0:00 Монолог Хлопуши из поэмы «Пугачев»1:47 Исповедь хулигана3:19 Разбуди меня завтра рано 5:13 Я покинул родимый дом6:27 Видели ли вы, как бежит по степям. Такое смягчение оценки С. Есенина в посмертной статье очевидно: «Держал себя со скромностью, стихи читал, когда его просили, — охотно, но не много, не навязчиво: 3—4 стихотворения.
Войти на сайт
В сериале Александр Михайлов, играющий следователя, начинает скрупулезное расследование давних событий. В ходе расследования у следователя Хлыстова возникает множество версий таинственных обстоятельств смерти поэта. Он начинает скрупулезное расследование давних событий. Изучение жизни Есенина которого играет Сергей Безруков иллюстрируется кадрами из его жизни. Таким образом, демонстрируется как бы фильм в фильме. Например, Хлыстов обнаруживает факт, что Есенин порезал вены.
Вы надеваете наушники, слушаете подряд несколько раз. Вы слышите, что Блок читает белым, таким полумертвым голосом, что Толстой таким немножко даже в дискант срывается, что Ахматова — торжественно, что Гумилев картавит и не произносит хорошо несколько букв» и так далее… Я проделал этот эксперимент не один раз и получил и получаю удовольствие от того, как я слушаю эти фонозаписи. И всегда жалею тех людей, которые говорят мне о том, что фонозаписи слушать невозможно. Нужно просто научиться это делать.
И тогда к вам в комнату войдут эти люди. Лучше, конечно в наушниках, а хорошо и вместе с кем-то еще, вот как мы сегодня вместе слушали голоса Толстого и Бунина. Но услышим и другие. Итак, продолжая разговор о литературной звукоархивистике, о подвижниках, которые занимались этим искусством, я не побоюсь этого слова, в начале его развития, надо назвать имя человека, который стоял у истоков удивительной одной литературной научной институции — Института живого слова, который был образован в Петрограде в 1918 году. То есть мы сейчас опять же в юбилейном сюжете по отношению к Институту живого слова. Сергей Игнатьевич Бернштейн, вот кого я имею в виду. Это, кстати говоря, был учитель Льва Шилова, и в книжках Шилова о Бернштейне довольно много рассказывается. Записывали поэтов и прозаиков, демонстрировали эти записи студентам, слушателям Института живого слова и изучали вместе с ними и теорию декламации, и взаимоотношения между текстом и его аудиоверсией, пытались найти и понять, если они есть, взаимоотношения между этими совершенно разными вариантами демонстрации текста. То есть одно дело, когда ты читаешь глазами, другое дело, когда ты слушаешь это чтение и думаешь о том, есть ли там связь.
Но это отдельная тема разговора, я сейчас не буду в нее углубляться. У нас мужской сегодня получается такой разговор. И после Толстого и Бунина я сразу перейду к Маяковскому. К сожалению, фоноваликов с голосом Маяковского, то есть оригиналов, исходников, не сохранилось. Перед Великой Отечественной войной была попытка перевести голос Маяковского с фоноваликов, которые делал Сергей Бернштейн, на грампластинки, и эти попытки были не особенно удачными. А потом вообще случилось так, что валики с голосом Маяковского пропали и все, что осталось, -— эти переведенные на другие носители звукозаписи. Лев Алексеевич в своей книжке «Голоса, зазвучавшие вновь» вспоминает о том, как это все происходило. И мне очень нравится цитата, которую он приводит, из газетного отчета о том, как переводили голос Маяковского на тогда понятные и привычные носители, то есть на грампластинку, писали об этом Лев Абрамович Кассиль и Макс Поляновский, журналист. Иногда пропадали отдельные слова, изредка голос казался невнятным.
Но это был живой голос Маяковского с его великолепными переходами от пафоса к иронии, с его убедительной простотой и покоряющей искренностью. Это было в 1940 году. И вот, забегая вперед, скажу: были выпущены пластинки, и Лев Алексеевич, конечно, эти пластинки составлял, с голосом Маяковского, были диски-гиганты, были вот такие миньоны, вот у меня в руках один из них с этикеткой Государственного литературного музея. Тут написано: «К 50-летию Государственного литературного музея. Интересно, что к пластинке приложены тексты, и это правильно, чтобы можно было следить за записью, заглядывая в текст. И вот как представлена сохранившаяся звукозапись стихотворения футуристического периода Маяковского «А вы могли бы? Так и издавался этот звуковой автограф долгие-долгие годы до самого последнего времени — без первой строчки, без слов «Я сразу смазал карту будня» Вот, посмотрите, как это издавалось. Мы послушаем так, как это много раз выходило на пластинках фирмы «Мелодия». Звучит отрывок стихотворения.
Я прерву Маяковского, потому что у нас есть возможность услышать это стихотворение целиком, с этой найденной первой строчкой. Это вроде бы мелочь, но как может быть это мелочью, если мы можем сейчас услышать полностью, целиком весь этот маленький замечательный звуковой автограф. Шилов рассказал в своей книжке, как он, вообще говоря, из небытия возник. Среди отбракованных пластинок, когда пытались перевести Маяковского на современные тому времени носители, была пластинка с этим стихотворением, и на нее уже не обращали никакого внимания. Первую строчку было слышно плохо. А потом к этой пластинке вернулись, Лев Алексеевич в своей книжке пишет, что и этой пластинки могло бы не быть, если бы ее не спас сподвижник, друг Маяковского, когда-то поэт-футурист тоже, как и он, — Василий Васильевич Каменский. Был какой-то вечер, посвященный Маяковскому, понадобилась запись, и Каменский вспомнил, что есть запись этого стихотворения на конкретной пластинке, которая считается отбракованной. И он поехал туда, где хранились все эти браки, как гласит предание, девушкам, которые отвечали за это все, купил каких-то конфет. И при нем разобрали эту кучу этого винила, который и винилом-то назвать нельзя, тогда, наверное, было другое слово, и услышали эту запись.
Лев Алексеевич представил это впервые в звуковом журнале «Кругозор». Был такой журнал, люди моего поколения и более старшие помнят, на него можно было подписаться. В этом журнале помимо всяких текстов были вложены гибкие пластинки, на которых звучали голоса, и не только писателей, журналистские репортажи, Юрий Визбор, в частности, работал для этого журнала «Кругозор» довольно много.
Он также добавил, что впредь будет чтить закон. Петербуржца приговорили к двум годам и восьми месяцам колонии общего режима. Ранее в Петербурге мужчину осудили за нарисованную на листовке для участников СВО свастику. Что думаешь?
Древние римляне говорили: ищи того, кому это выгодно. Кто-то во всём винит многочисленные любовные связи и женщин Есенина. Кто-то винит конфликты поэта с власть держащими. Кто-то причину смерти видит в пьянстве и нервном расстройстве. Кто-то видит причину в творческом кризисе. Одной из причин ранней смерти Есенина называют его самоубийственное ощущение своей исключительности, избранности и защищённости. Да, он нашёл себе покровителя в лице Троцкого. Но как-то в хмельной компании Есенин сказал: "Тошно мне, законному сыну российскому, в своём государстве пасынком быть… Россиею правит Троцкий-Бронштейн… А он не должен править". Поэтам лучше держаться подальше от власти и политики. Власть не перехитришь, в игре с дьяволом всегда побеждает дьявол. Есенин запутался. Запутался в своих любовных и семейных связях, в отношениях с властью, с друзьями и недругами. А может быть, во всём виноваты женщины? Женщин, любивших поэта, было много, а любви, как таковой, мало. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это - искусство... В 1914 году они вступили в гражданский брак. Она родила ему дочь и сына. В конце 1919 года Есенин ушёл из семьи. На руках беременной сыном Константином Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком. Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму — Куда несёт нас рок событий. Начиная с 1920 года и на протяжении почти всей жизни Есенин живёт у своего литературного секретаря Галины Бениславской. Галина считала Есенина своим мужем, а он ей говорил: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю... Возможно, она следила за Есениным и стучала на него, как и многие «друзья» поэта. Через год после смерти поэта, 3 декабря 1926 года Галина покончила жизнь самоубийством на могиле Есенина. Осенью 1921 года Есенин познакомился с мировой знаменитостью танцовщицей Айседорой Дункан. Есенин был честолюбив и захотел покорить её. Дункан была старше Есенина на 17 лет.
Есенин и Петербург
Девять мифов о Есенине | В 1924 году Есенин порвал с имажинизмом из-за: ответ на. |
Они стремились быть обласканными властью / / Независимая газета | Роль Петербурга в жизни Есенина Для Есенина Петербург становится не только местом, где он представляет свои произведения публике, но и городом, который вносит важный отпечаток на его творчество. |
Живые голоса: Маяковский, Бунин, Есенин - Православный журнал «Фома» | С минуту Есенин разговаривает о каких-то пустяках и затем, улыбаясь, читает наизусть всю первую руну из "Калевалы". |
Голос Сергея Есенина ( Сергей Есенин сам читает свои стихи ) | Мемориальная доска Есенину С. А. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 33 В этом доме. |
Сергей Есенин читает свои стихи На фото: Сергей Есенин и ... | Юлия | Фотострана | Пост №792864711 | Поэзия Есенина особо полюбилась Александре Федоровне, по протекции которой литератора и пригласили во дворец вживую познакомить царских особ с творчеством. |
«Только скажут: Сергей Есенин – всей России встают черты…»
Сергей Есенин: биография, личная жизнь, читать книги писателя. | Есенин прочитал ему свои стихи и получил рекомендательные письма для поэта Сергея Городецкого и влиятельного журналиста из «Биржевых ведомостей» Михаила Мурашова. |
В день 125-летия со дня рождения Сергея Есенина стихи классика читают по всему миру | 5. Кому Есенин читает свои стихи в Петербурге? |
В день 125-летия со дня рождения Сергея Есенина стихи классика читают по всему миру | Первым, к кому Есенин обратился в Петербурге, был Александр Блок. |
Кому есенин читает свои стихи в петербурге | Сергей Есенин читает свои стихи 1922 – Монолог Хлопуши из. |
Сергей Есенин читает свои стихи.
Кому Есенин читает свои стихи в Петербурге? - Вопросник.про | Главная» Новости» Кому есенин читает свои стихи в петербурге. |
Жителям Фрунзенского района прочитают малоизвестные стихи Есенина | Юлия Стешкина здесь прочитает цикл авторских стихотворений о Сергее Есенине», — сообщили ГТРК «Пенза» в пресс-службе областного министерства культуры и туризма. |
Вывешиваю 3-ю главу биографии Есенина | Есенин читал стихи, Маяковский поднялся со стула и сказал. |
кому есенин читает стихи в петербурге | Дзен | Сергей Есенин читал свои стихи перед различной публикой в Петербурге. |
Живые голоса: Маяковский, Бунин, Есенин
Дошёл до откровений: «Блок и я первыми пошли за революцией, а они нас…». К тому времени Александр Блок уже трагически погиб, и Есенин тяжело переживал его смерть. Зал зашумел, засвистел, началось возмущение. Но вдруг поэт словно очнулся, начал читать свои стихи. Люди стихли и стали слушать, словно зачарованные. Он читал им до полного изнеможения. В конце концов толпа его подхватила и понесла в «Европейскую». По дороге поклонницы вынули у него шнурки из ботинок и порвали на части, отрезали кусочки его галстука и другой одежды. Потом он писал Гале Бениславской: «Вечер прошёл блестяще. Меня чуть не разорвали». Малая Морская, 24 Вернувшись из Москвы в Ленинград, поэт решил начать всё заново.
У него были дерзкие замыслы — вести свой журнал, продуктивно работать. Есенин привёз стопки стихотворений, все свои рукописи и черновики, чемодан модной одежды из Америки. Самое главное, что здесь готовилось к выпуску полное собрание его сочинений. Он очень беспокоился, что без него всё сделают не так. Последние дни и часы жизни поэта окружают загадки. Даже то, как он оказался в «Англетере» Малая Морская улица, 24 , странно. Известно, что вначале он хотел поселиться у Вольфа Эрлиха, но почему-то не смог. По странному совпадению, номер Есенину достался тот, где он уже был с Айседорой Дункан. Тогда они поменяли его, так как он очень плохо отапливался. И вот ему попался тот же самый номер.
Компания обрабатывает личную информацию о пользователе персональные данные всякий раз, когда пользователь указывает ее на сайте, отправляет по электронной почте или сообщает лично. Передавая Компании свои персональные данные, пользователи соглашаются с условиями, приведенные в настоящей Политике конфиденциальности. Компания гарантирует, что никакая полученная от Вас информация никогда и ни при каких условиях не будет предоставлена третьим лицам без Вашего согласия, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
На поэта было заведено несколько уголовных дел — в основном по обвинению в хулиганстве. Советская власть беспокоилась о состоянии здоровья Есенина. Так, в письме Раковского к Дзержинскому от 25 октября 1925 года Раковский просит «спасти жизнь известного поэта Есенина — несомненно самого талантливого в нашем Союзе», предлагая: «пригласите его к себе, проборите хорошо и отправьте вместе с ним в санаториум товарища из ГПУ , который не давал бы ему пьянствовать…» [12] На письме резолюция Дзержинского, адресованная его близкому товарищу, секретарю, управляющему делами ГПУ В. Герсону: «М. В конце ноября 1925 года Софья Толстая договорилась с директором платной психоневрологической клиники Московского университета профессором П.
Ганнушкиным о госпитализации Есенина в его клинику. Об этом знало только несколько близких поэту людей. Особые, взаимоуважительные были отношения у поэта с А. Сытина », куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они вступили в фактический брак. В 1917 году познакомился и 30 июля того же года обвенчался в селе Кирики-Улита Вологодской губернии с Зинаидой Райх , российской актрисой, будущей женой режиссёра В. Свадьба происходила в здании гостиницы «Пассаж». От этого брака родились дочь Татьяна 1918—1992 , журналистка и писательница [17] , и сын Константин 1920—1986 — инженер-строитель, футбольный статистик и журналист.
В конце 1919 или в начале 1920 года Есенин покинул семью, а на руках беременной сыном Константином Зинаиды Райх осталась полуторагодовалая дочь Татьяна. Впоследствии Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом. В 1920 году Есенин живёт дома у своего литературного секретаря Галины Бениславской. Их периодические личные отношения продолжались вплоть до женитьбы поэта на С. Толстой осенью 1925 года. В 1921 году Есенин с 13 мая по 3 июня гостил в Ташкенте у своего друга, ташкентского поэта Александра Ширяевца [18]. По приглашению директора Туркестанской публичной библиотеки 25 мая 1921 года Есенин выступил в помещении библиотеки на литературном вечере, устроенном его друзьями, перед слушателями «Студии искусств», которая существовала при библиотеке [19]. В этом поезде он и жил всё время своего пребывания в Ташкенте, затем в этом поезде совершил путешествие в Самарканд , Бухару и Полторацк современный Ашхабад.
Есенин в 1924 году Осенью 1921 года в мастерской Г. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан [21] , на которой он женился 2 мая 1922 года. При этом Есенин не говорил по-английски, а Дункан едва изъяснялась по-русски. Несмотря на скандальный антураж пары, литературоведы полагают, что обоих сближали в том числе отношения творчества [22]. Тем не менее их брак был краток, и в августе 1923 года Есенин вернулся в Москву. Запись о рождении Георгия Сергеевича Есенина. Замоскворецкий сорок, церковь Воскресенская в Даниловской слободе 1915г. В 1923 году у Есенина завязалось знакомство с актрисой Августой Миклашевской , которой он посвятил семь проникновенных стихотворений из цикла «Любовь хулигана».
В одной из строк, очевидно, зашифровано имя актрисы: «Что ж так имя твоё звенит, Словно августовская прохлада? Осенью 1976 года, когда актрисе было уже 85, в беседе с литературоведами Августа Леонидовна призналась, что роман с Есениным был платоническим и с поэтом она даже не целовалась [25]. Толстого , в ту пору заведующей библиотекой Союза писателей. Этот брак также не принёс поэту счастья и вскоре распался. Неприкаянное одиночество стало одной из главных причин трагического конца Есенина. После смерти поэта Толстая посвятила свою жизнь сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений Есенина, оставила мемуары о нём [27]. Смерть Гостиница Англетер слева 24 декабря 1925 года Есенин прибыл в Ленинград, поселившись в гостинице « Англетер » в номере 5. Устинов с супругой.
В момент смерти поэта дверь внутрь номера была наглухо заперта, её взламывали ломом. После взлома двери вошедшие друзья Есенина увидели страшную картину: весь номер был перевёрнут вверх дном, на шее лежавшего на диване поэта была подвешена петля, сделанная из разорванной простыни. На теле поэта были ссадины — на лице и на грудной клетке, пятна крови на полу, беспорядок в номере, скрещённые ноги и сведённая судорогой рука — вечером 28 декабря об этом свидетельствовало состояние друзей, увидевших его мёртвым. Последнее стихотворение поэта, написанное 27 декабря — « До свиданья, друг мой, до свиданья… » [6] — по свидетельству Вольфа Эрлиха , было передано ему накануне: Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью [28]. Посмертное фото Есенина Похороны. Могила Сергея Есенина в 1983 г. Надгробие С. Есенина на Ваганьковском кладбище Москвы в 2015 г.
Рядом — могила матери поэта Вскрытие тела проводил судебно-медицинский эксперт А. Гиляревский 29 декабря 1925 года.
Неудивительно, что бывал молодой поэт в этом салоне недолго. На прощание подарил Зинаиде Гиппиус свой первый сборник «Радуница», вышедший в январе 1916 года. На форзаце написал: «Доброй, но проборчивой Зинаиде Николаевне Гиппиус с низким поклоном. Сергей Есенин. И исчез с ее горизонта. Про многие места, связанные с Сергеем Есениным, можно узнать на выставке «Есенинская Русь», открыв шейся в Новом здании Российской национальной библиотеки Московский пр. Каждый адрес — рязанский ли, московский или ташкентский — представлен той или иной книгой.
Например, книга младшей сестры Есенина Александры «Родное и близкое» рассказывает о селе Константиново, о рязанской природе, воспетой поэтом. А репринтное издание сборника «Москва кабацкая» с посвящением Августе Миклашевской связано с Камерным театром Александра Таирова, где служила актриса. Ей он посвятил несколько стихотворений. В ее нежном, акварельном облике, сдержанности, даже в самом имени Августа поэту чудилась прохлада, способная остудить терзавшие его темные страсти. Это золото осеннее, Все явилось, как спасенье Беспокойного повесы. Но спасения не было. На выставке в Новом здании РНБ представлена одна из последних биографий поэта «Есенин: обещая встречу впереди», написанная Захаром Прилепиным и опубликованная в 2019 году в серии «ЖЗЛ». Рекомендую также посмотреть электронную коллекцию цифровых копий книг о поэте, выложенную к 125-летию со дня его рождения на сайте Президентской библиотеки.
Они стремились быть обласканными властью
Прочитавший школьникам стихи Есенина учитель из Петербурга лишился работы В Санкт-Петербурге учителя уволили после того, как он артистично прочитал школьникам стихотворение Сергея Есенина. Есть в Петербурге и памятник поэту – в Таврическом саду, созданный Альбертом Чаркиным к 100-летию со дня рождения поэта. Имя Сергея Есенина навсегда вписано в историю Петербурга: здесь поэт читал свои стихи на литературных вечерах, общался со светом интеллигенции в салонах, жил и влюблялся. Существует предание, в котором описано, как Сергей Есенин, подобно простому русскому парню Михайло Ломоносову, из родного села Константинова отправился прямо в своей деревенской одежде в российскую столицу, чопорный и надменный Санкт-Петербург. Читая свои стихи о Петербурге на родной земле, Есенин передавал всю боль и красоту этого города, заставляя слушателей проникаться к его истинной сути. Есенин читал свои стихи, а Блок после ухода Сергея Александровича короткими фразами выразил свои впечатления от встречи на обороте той записки, в которой Есенин просил его о встрече.
Есенина дважды вынимали из петли
Читал свои стихи Есенин и перед великой княгиней Елизаветой Романовой. Гуляя по Таврическому Саду в Санкт-Петербурге я наткнулась на молодую пару: юный курсант и симпатичная девушка, не обращая внимание на людей, страстно целовались. Петербург стал для Есенина судьбоносным: здесь он открылся России как поэт, познакомился с литературной элитой XX века и добился оглушительного успеха и именно в этом городе закончилась его е пройдёмся по знаменательным местам, где когда-то бродил. Когда Есенин читал свои стихи, то слушающие уже не знали, видят ли они золото его волос или весь он превратился в сияние. Скульптор писал, что, когда Есенин читает свои стихи, он много жестикулирует, и жесты его по-шаляпински уместны. Помните эпизод, когда Есенин вдруг начинает читать Айседоре Дункан свое знаменитое стихотворение «Не жалею, не зову не плачу».
Сергей Есенин читает свои стихи
Кухарка Блока велела ему ждать на лестнице, доложила барину, лишь потом пустила внутрь. А там его уже душевно встретил сам Блок и пригласил на беседу. Казалось, что в этой истории необычного? Обратимся к другой версии знакомства.
Дело в том, что в блоковском архиве сохранилась есенинская записка с просьбой принять деревенского поэта. И далее — комментарий Блока об этой встрече, которая и состоялась по предварительной договоренности. Сочинял под градусом У Есенина была специфическая слава скандалиста, хулигана и пьяницы.
Да и многие его стихи имеют декадентский характер. Но, как не раз говорил сам Есенин, он никогда не писал стихи в пьяном виде.
В конце декабря 1925 года он приехал в Ленинград сбежал как до этого на Кавказ. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года здесь трагически оборвалась жизнь Сергея Александровича Есенина. Тема великого города на Неве не получила у Есенина такого глубокого и всестороннего художественного воплощения, как, скажем, у Пушкина и Блока, по он любил этот город, гордился, дорожил им и, отдав ему едва ли не лучшую часть своей рано оборвавшейся жизни, до конца дней связывал с ним самые радужные надежды, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. Смерть Есенина ошеломила Ленинград. Известие о его самоубийстве появилось 29 декабря 1925 г.
Это случилось в 5-м номере гостиницы "Интернационал" бывшей "Англетер". Там же, в газете, было опубликовано его предсмертное стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья... Как провел Есенин свой последний день, 27 декабря? Установить это помогают воспоминания друзей Есенина - Елизаветы и Георгия Устиновых, которые снимали номер 130 там же, в "Англетере", поэта Вольфа Эрлиха, - а также свидетельства тех, кто хотя бы коротко видел Есенина в тот день. Эрлих, который по просьбе поэта ночевал у него, вспоминает, что с утра поднялся шум: Есенин кричал, что его хотели взорвать. Он хотел принять ванную, но оказалось, что колонку растопили, а воды в ней не было. Пустили воду.
Потом Устинова, Эрлих и Есенин завтракали у него в номере. Вдруг Сергей начал жаловаться "тете Лизе" так он называл Устинову , что в номере нет чернил: "Это безобразие! Ты понимаешь?
Бениславская спасала его от пьяных друзей, бегала по редакциям и требовала гонорары для него. Есенин ценил это, но не любил Галину. И говорил ей об этом. А уже в июле состоялась их свадьба. Сергей Александрович не любил свою жену и даже не пытался скрыть это. На вопросы друзей: «Как дела?
А что же Софья Андреевна? Она искренне любила Сергея Александровича. Любила вопреки всему. А ему льстило то, что он член семьи самого Льва Николаевича. А как сложилась судьба всех этих женщин после смерти Есенина? Уход Зиночки Райх загадочен и ужасен: ее нашли в собственной квартире с выколотыми глазами и разбитой головой. Она умерла по дороге в больницу. Когда-то Айседора Дункан подарила поэту шарф. Он постоянно находился у Есенина.
А другой шарф стал «убийцей» для танцовщицы: 14 сентября 1927 года Дункан трагически погибла — длинный шарф намотался на колесо машины и сдавил актрисе шею. Последние ее слова, как утверждают некоторые историки, был обращен к Сергею Александровичу: «Я иду к тебе! Она курила папироску за папироской. Потом быстро достала листок бумаги и написала: «Тут, в могиле, самое дорогое для меня». Отложила записку и достала пистолет. Выстрелила себе в сердце. Выстрелила еще раз. Женщина упала на могилу любимого. Это была Галина Бениславская.
Мы сегодня не узнаем правды. Но ясно одно: женщины, которые любили поэта, не могли жить без него. Они словно «звали» смерть. Когда-то я брала интервью у актера Сергея Безрукова, который так блистательно сыграл Сергея Есенина. Мы говорили о поэте. Самородок, талант. Но он был где-то мнительным человеком. Возможно, неуверенным человеком.
Коненков вылепил бюст из глины и сделал несколько карандашных набросков.
А потом Есенин сказал, что уезжает в Туркестан, и Коненков делал бюст из дерева уже по памяти, по впечатлениям от их встреч, которых в начале двадцатых годов, до отъезда Есенина в Америку, было много. Он воплотил образ Есенина, читающего свои стихи, таким, каким его запомнил. Есть среди них материалы, способные удивить тех, кто знает Есенина только по самым известным его стихам? Наиболее уникальные из них, наверное, рукописи поэмы «Пугачев», потому что там огромное количество правки. Когда стали издавать собрание сочинений, оказалось, что там где-то пятнадцать слоев текста. Есенин работал над каждой строкой, над каждым образом. Когда вы видите рукописи с его правкой, становится понятно, что это не было легкое, спонтанное творчество. И об образовании Есенина не всегда помнят: он окончил земскую школу, потом в Спасс-Клепиках второклассную учительскую школу, то есть мог уже работать учителем начальных классов. И после этого он приехал в Москву, учился в Народном университете Шанявского, потому что туда можно было поступить, не имея документа об окончании гимназии.
Притом учился он на свои деньги. Сейчас много ли таких семнадцатилетних юношей, которые едут в другой город, зарабатывают себе на жизнь и еще учатся?
ЕСЕНИН И БЛОК - СМЕРТЬ ГЕНИЯ
Из интересного можно назвать беловую рукопись поэмы «Пугачев», она с 1935 года хранилась в частной лондонской библиотеке, и о ней никаких сведений не было. Недавно она была обнаружена благодаря нашим сотрудникам. Есенин подарил ее английскому журналисту здесь, в Москве, он хотел, чтобы его стихи знали. И Есенин действительно был известен, еще при жизни он был переведен на семнадцать языков, его стихи публиковались на японском, французском, английском. И даже «Нью-Йорк таймс» в день его смерти в 1925 году написала: «Скончался великий русский поэт Сергей Есенин». Я просматривал газеты за несколько лет, когда был в Нью-Йорке, и видел, что вспоминали об этом трагическом событии год за годом. Есть ли основания полагать, что он не покончил с собой, а был убит? Тогда, в 90-е годы, была создана комиссия Союза писателей по выяснению обстоятельств смерти Сергея Есенина, которая привлекала и представителей Генеральной прокуратуры, и следователей, и патологоанатомов, и криминалистов, которые тогда занимались также расследованием обстоятельств смерти царской семьи. Они сказали, что документальных данных, свидетельствующих об убийстве поэта, обнаружить не удалось. Но при этом они отметили, что следствие в 1925 году было проведено на удивительно низком профессиональном уровне.
Понятно, что это были первые годы советской власти, и уровень следствия мог быть не очень высоким, но, если учесть известность Есенина, это удивляет. Фотографии предоставлены организаторами выставки.
Показывал ему твои портреты и стихи. Где нищий дает Богу хлеба, понравилось чрезвычайно. Карточка наша с тобой отличная. Завтра отправлю непременно. Приехал Ширяевец. Тяжеловат и телеграфом пахнет. От города голову потерял. Снялись мы с ним — два каторжника — взгляни сам!
Напиши мне, в каком ты полку будешь. Все мне кажется, что я на тебя не нагляделся и стихов твоих не наслушался. Пошли мне книжку свою теперь же, хоть какая она есть. Будь здоров, весел и певуч. Не забывай про меня. Не влюблен я в тебя, а люблю здорово. Твой Сергей». Музей-квартира Александра Блока, ул.
И вот она подействовала, в частности, и на поэта Петра Семынина. Вот он написал такие строки замечательные: Я слышал по радио голос Толстого, Запечатленный на воске фонографа, — Как мохом, обросшее шумами слово Учило детей величию доброго. И острое чувство любви и печали Пронзило меня: из умершего, давнего, Слова, воскресая, сквозь годы звучали, Заветом оратая правды подавленной. Обратите внимание, что здесь есть это слово «воскресая». И вообще, много раз в разговорах о звукозаписях я сталкивался с тем, что, когда и люди рассуждают об этом, и поэты об этом пишут стихи, а мы сегодня услышим замечательное стихотворение начала 1960-х Александра Кушнера «Магнитофон», присутствует эта тема воскрешения. Потому что, действительно, это чудо: человека нет, он давным-давно умер, а мы включаем кнопочку «пуск», «play», как сейчас, — и слышим его голос. Причем чем ближе к нам этот голос записан, то есть чем качественнее запись, тем реальнее его присутствие рядом с нами, в нашей душе, в нашем сознании и так далее. Сейчас давайте послушаем одну запись Льва Николаевича, которая связана с темой фонописи. Дело в том, что он решил приспособить фонограф как-то к своей ежедневной жизни. И действительно, на фоновалики — в Ясной Поляне был фонограф — он записывал такие маленькие письма, которые отсылались с человеком адресату в то место, где тоже был фонограф. Там ставили фоновалик на ось, и человек слышал обращенное к нему письмо звукрвое с голосом Льва Николаевича. То письмо, которое мы услышим сейчас, я его очень люблю, это письмо свояченице, сестре Софьи Андреевны Толстой Татьяне Кузьминской, которая прожила удивительную жизнь, дожила до середины 1920-х годов, до 1925 года, по-моему. Известно, что она частично, в очень такой серьезной степени, послужила прототипом Наташи Ростовой в «Войне и мире». Вот что говорит Лев Толстой, обращаясь к своей любимой а он очень ее любил Тане. Я прочитаю сначала этот текст, а потом включу запись, и мы услышим голос Толстого. Это письмо звуковое было записано 24 марта 1908 года. Опять, видите, на конце восьмерка, и у этой записи есть своя маленькая дата круглая — 110 лет. Рад, как всегда, вспомнить и живо восстановить отношения с тобою. Ты напишешь, как ты верно пишешь, наверно, больше сердцем Кузьминская собиралась что-то писать. Пожалуйста, печатай, и я с удовольствием и, наверно, с большой радостью, прочту это твое писание. Передай мой привет своим. Братски целую тебя. Я расставил ударения так, как их расставил Лев Николаевич. Фонограф он назвал фоногрАфом, слово новое. Звучит письмо. Вот эту последнюю фразу, когда Лев Алексеевич делал эту запись для радио, он вытащил, скажу по секрету, из другого, как выразились бы сегодня, трека, просто для того чтобы было слышно, как Лев Николаевич себя называл. Вы расслышали? Он назвал себя «Лёв Толстой», он делал именно такое ударение. В 1910-е годы в России существовало довольно замечательное общество, которое, помимо разных своих мероприятий, связанных с пропагандой литературного творчества и так далее, стало заниматься подготовкой и выпуском грампластинок. Эпоха грампластинок развивалась параллельно фонографу. Надо сказать, что грампластинки выходили, а фоновалики еще продолжали тоже выходить, они как-то шли параллельно. Потом в какой-то момент фонограф отошел в прошлое и стал музейной редкостью. И вот были выпущены пластинки с голосами русских литераторов, поэтов и прозаиков. И в частности, была выпущена запись с голосом, чтением стихотворений тогда еще совсем не классика, но писателя уже известного, и по группе «Знание», Ивана Алексеевича Бунина. Эта запись издавалась. Голос Ивана Бунина, и вообще эти старые фонозаписи 10-х и 20-х годов на первых виниловых пластинках комментировал — а без комментария здесь нельзя понять, потому что слышно плохо, человека надо подготовить, — комментировал замечательный литературовед, писатель, я бы назвал, рискнув, его гениальным актером устного жанра, Ираклий Луарсабович Андроников. Представляя на пластинке голос Ивана Алексеевича Бунина, Ираклий Андроников напомнил о предыдущей виниловой пластинке-гиганте с голосами писателей, где Бунина еще не было, о пластинке 1959 года, — вы сейчас это услышите. И рассказывает о том, как об этой пластинке и записи из нее говорили на радио и обратились к слушателям. И один из слушателей в Москве откликнулся, и появилась запись голоса Бунина, включенная уже в следующую пластинку, которую тоже комментировал Ираклий Андроников. Ираклий Луарсабович заботливо, перед тем как голос Бунина зазвучит, читает сам это стихотворение «Одиночество». Давайте послушаем вместе. Звучит чтение. Прерывает запись комментарием: «Сейчас Андроников предупредит нас о том, как человек может подготовиться услышать эту запись, предупредит очень просто: он прочитает это стихотворение сам.
Сологуб с Чеботаревской ввели? Затем — Сергей Городецкий. Фотография Николая Клюева с дарственной надписью«Сергею Есенину. Прекраснейшему из сынов крещеного царства, моему красному солнышку, знак любви великой — на память и здравие душевное и телесное. В его рассказе, дошедшем в передаче Всеволода Рождественского, Есенин предстает некомильфотным, но влюбленным в поэзию деревенским самородком, незвано явившимся к маститому поэту и покровителю юных дарований. Только ты, милый, выйди на лестницу и там постой. У меня тут, сам видишь, кастрюли, посуда, а ты человек неизвестный. Кто тебя знает! Наконец дверь опять настежь. Кто вы такой? Объясняю, что я такой-то и принес ему стихи. Блок улыбается: — А я думал, вы из Боблова. Ко мне иногда заходят земляки. Ну, пойдемте! Всеволод Рождественский. Воспоминания» 1962 Однако педантичный Блок сохранил иные свидетельства об этой встрече. Я хотел бы поговорить с Вами.
Есенин у Блока в Петербурге
11. Одна из основных тем поэзии Есенина: а) призыв к внутренней революции б). Мемориальная доска Есенину С. А. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 33 В этом доме. Потом Есенин вырывает из блокнота листок (показывает: стихи), складывает его вчетверо и кладет Эрлиху в карман: "Тебе". Помните эпизод, когда Есенин вдруг начинает читать Айседоре Дункан свое знаменитое стихотворение «Не жалею, не зову не плачу».