С 2017 года в России официально разрабатывается сверхтяжёлая ракета-носитель «Енисей» грузоподъёмностью в 100 тонн. Строительство стартового комплекса российской сверхтяжелой ракеты «Енисей» начнется на космодроме Восточный в 2022 году, заявил гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин 16 декабря на пресс-конференции на космодроме. Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс» (входит в госкорпорацию «Роскосмос») приостановил создание сверхтяжелой ракеты «Енисей» и задерживает разработку средней многоразовой ракеты «Амур-СПГ», передает РИА Новости заявление генерального директора. «Роскосмос» приостановил разработку российской сверхтяжелой ракеты-носителя для полетов к Луне «Енисей». Об этом сообщил генеральный директор Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов, передает «РИА Новости». А ещё «Союз-5» это реинкарнация боковых ускорителей ракеты носителя «Энергия» Как следствие, окончательная подготовка ракеты может сигнализировать и о скором появлении «Енисея».
Рогозин назвал сроки первого запуска сверхтяжелой российской ракеты
Напомним, что высадка человека на Луне стала возможной благодаря инженерному гению сотрудников NASA, спроектировавших сверхтяжелый носитель «Сатурн-5». Которая даже сейчас остается самой грузоподъемной, наиболее мощной, самой тяжелой и самой большой из созданных человечеством ракет, выводивших полезную нагрузку на орбиту. Ее аналог — советская «лунная» ракета Н-1 — так и не достигла стадии готовности. В будущем Россия хочет получить целое семейство сверхтяжелых ракет, которые смогут доставлять космонавтов на спутник нашей планеты. Впрочем, пока что США опять впереди. Достаточно сказать, что сейчас единственной находящейся в эксплуатации сверхтяжелой ракетой является Falcon Heavy. Это лишь начало. Space Launch System Данный носитель, активно разрабатываемый корпорацией Boeing, подвинет с пьедестала упомянутый выше Falcon Heavy, став самой мощной во всех отношениях ракетой на Земле. Комплекс в базовой версии будет способен выводить 95 тонн груза на низкую опорную орбиту: у Heavy данный показатель составляет 63 тонны.
Разница очень велика. В дальнейшем разработчики хотят увеличить массу Space Launch System до 130 тонн, что приблизит ракету к показателям «Сатурна-5». Конечно, цена старта перспективного носителя просто «фантастична»: 500 миллионов долларов расчетная. Для сравнения, у тяжелой Falcon 9 цена запуска — 60 миллионов. Раньше потенциал Space Launch System хотели использовать для полетов в дальний космос, в том числе — к Марсу. Сейчас планы более скромные — обеспечить доставку грузов и экипажей к будущей лунно-орбитальной станции Lunar Orbital Platform-Gateway.
Ранее он сообщал, что первая ступень сверхтяжелой ракеты-носителя будет состоять из пяти или шести блоков, являющихся первой ступенью ракеты среднего класса "Союз-5".
Это части конструкции универсальных ракетных модулей нашей новой ракеты сверхтяжелого класса "Енисей", - написал Рогозин на своей странице в Twitter. Сообщения сопровождаются соответствующими фотографиями. Хорошие новости из самарского Ракетно-космического центра "Прогресс": это уже изготовленные обечайки баков и другие детали конструкций новой ракеты "Союз-5". Собраны корпуса межбаковых отсеков блоков первых ступеней для огневых, динамических и статических испытаний.
Тогда же, в декабре Рогозин, видимо, воспользовавшись образовавшейся паузой, решил поменять проект с керосин-кислородного на метановый. Основным аргументом стало то, что ракету с таким двигателем можно использовать многократно. Но как такового двигателя пока нет. Выигрыш, если он возможен, будет незначительным, особенно при использовании метана в двигателе первой ступени. Из-за того, что метан меньше по плотности, чем кислород-керосин, для него потребуется создание более крупных топливных баков, за счет чего возможно придется экономить на полезной массе. К примеру, Falcon Heavy у Маска имеет такие возвращаемые двигатели. Кстати, когда мы создавали двигатели РД-170 и РД-171 для ракеты-носителя «Энергия», тоже закладывали для них возможность неоднократного применения, до 20 раз. А теперь подсчитайте, сколько надо вложить средств на создание не только самих метановых двигателей, но и ракеты для них, заправочных комплексов... Все это сделает проект дороже при том, что особой выгоды от него будет не слишком много. Есть и другое мнение по поводу строительства сверхтяжелой ракеты-носителя в России.
Хруничева Москва - в части создания третьей ступени. В начале ноября 2018 года Рогозин заявил, что Россия намерена изучать Луну с помощью роботов-аватаров. В декабре стало известно, что полномасштабную базу России на Луне планируется развернуть между 2036 и 2040 годами.
«Роскосмос» раскрыл название новой сверхтяжелой ракеты. Ее запустят вокруг Луны
Роскосмос начал изготовление составных частей сверхтяжелой ракеты «Енисей» | «Роскосмос» приостановил разработку российской сверхтяжелой ракеты-носителя для полетов к Луне «Енисей». Об этом сообщил генеральный директор Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов, передает «РИА Новости». |
Меню сайта | Но в 2018 году президент Владимир Путин подписал Указ о создании такой ракеты к 2030 году, и Роскосмос рапортовал о готовности к 2028-му году начать летные испытания ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Енисей». |
Легендарная ракета. Когда появится российский «убийца» Falcon 9 | Ракета «Енисей» станет третьей ракетой-носителем сверхтяжелого класса в России. |
Роскосмос начал изготовление составных частей сверхтяжелой ракеты "Енисей"
По словам Баранова, эскизное проектирование среднего носителя, который должен работать на топливной паре кислород — метан, завершено примерно на 95 процентов. Я думаю, где-то в третьем квартале этого года эскизное проектирование будет закончено», — заявил руководитель. По мнению Баранова, американская компания SpaceX для продвижения собственных пусковых услуг могла использовать нерыночные механизмы.
Использование Ракету тяжелого класса планируют использовать в рамках российской лунной программы, так как грузоподъемность РН «Ангара-А5В» 37,5 т на НОО будет недостаточной для подобных целей. Она подразумевает 2 пуска сверхтяжелой ракеты и 1 пуск ракеты «Союз-5». Новый проект, как и прошлый четыре запуска «Ангары , подразумевал сборку на низкой околоземной орбите лунного экспедиционного комплекса. Сборка предполагается на протяжении несколько месяцев с осуществлением запусков ракет с интервалом между пусками в 1 месяц. К тому же, корабль «Федерация» в лунной модификации с экипажем запустят ранее на МКС, где он будет ждать сборки лунного экспедиционного комплекса. При этом сам комплекс будет включать Межорбитальный буксир, Лунный взлетно-посадочный корабль, разгонный блок ДМ с дополнительными блоками и корабль «Федерация». Вначале осени 2017 года глава Роскосмоса И.
Комаров рассказал журналистам о том, что кроме луной программы сверхтяжелый носитель собираются использовать для исследования дальнего космоса, в том числе и в совместных программах с США, к примеру, Deep Space Gateway. В ноябре 2017 года вице-премьер Д. Рогозин сообщил журналистам, что сверхтяжелый носитель будет применяться в миссия к Луне, Юпитеру и Марсу. Весной 2018 года Игорь Комаров рассказал журналистам, что сверхтяжелый носитель будут применять в пилотируемой экспедиции на Марс.
Для первой ступени ракеты Falcon Heavy требуется 9 таких двигателей и итоговая стоимость составит 13 млн. РД 170 ракета Зенит-2 — 14 млн. КБ «Южмаш» в 2014 году не смогло договориться о поставке двигателей из России. Зенит не летает, спутник «Лыбидь» не запущен, готовые двигателе на балансе ФГУП «Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры». Теперь мы знаем текущую стоимость одного РД 170 для ракеты Энергия! Устанавливалось на сверхтяжелой ракете 4 ракетных двигателя такого плана. РД-180 — 13 млн. Курс валюты и стоимость изготовления сильно изменились, а заключенные ранее договора не были пересмотрены. Эти данные подтвердила Счетная палата при аудите Энергомаша. Итоговая стоимость только первой ступени составит: 37,5 млн. Уникальная ситуация сложилась с производством РД-191 для ракеты Ангара. Чтобы снизить стоимость производства завод Хруничева вынужден наладить тех процесс создания ракетного двигателя для ракеты Ангара на собственном производстве. Вторая странная ситуация с Энергомаш! По состоянию на конец 80-ых годов двигатель РД-170 являлся самым мощным ракетным двигателем созданным человечеством, его тяга составляла — 20 млн л. Сравнительно небольшой вес, использование закрытого цикла сгорания топлива, высокое давление в камерах сгорания и использование дешевого керосина и кислорода позволили РД-170 показать не только выдающиеся тяговые характеристики, но отличные показатели по экономичности расхода топлива. По состоянию на 2010 год аналогов этому двигателю не появилось и различные модификации РД-170 используются по сей день. Даже на будущей сверхтяжелой ракете Енисей планируется использовать модификацию РД-171МВ, а ее запуск только планируется в 2028 году. И вроде все хорошо, но итоговая стоимость производства двигателей модификаций РД-170 настолько высока, что ставит под угрозу развитие каждого космического проекта в текущих экономических реалиях.
Слайд презентации Рогозина по лунной программе, 2019 год Между тем в январе 2021 года Совет по космосу Российской академии наук рекомендовал отложить создание сверхтяжелой ракеты и вместо нее использовать для полетов на Луну уже существующие модели. Представители РАН говорили, что для новой ракеты нужен «принципиально новый маршевый двигатель», «новые, облегченные материалы для обечаек и топливных баков», а также «новое незатратное производство с минимизацией накладных расходов с продуманной логистикой доставки готовых изделий на космодром». Исполнительный директор Роскосмоса по науке Александр Блошенко говорил , что России потребуется 400 млрд рублей для того, чтобы доставить человека на Луну с помощью ракет «Ангара» и без учета полезной нагрузки. Для этих целей потребуется доработать водородную версию «Ангары», чтобы она могла поднимать облегченный вариант космического корабля «Орел». Блошенко напоминал, что стоимость лунной программы с использованием «Енисея» составляет около 1,7 трлн рублей, из которых 900 млрд пойдет на разработку полезной нагрузки и около 800 млрд — на создание самой ракеты. В июне со ссылкой на документы госзакупок сообщалось , что Роскосмос планирует использовать многоразовые ступени для ракеты сверхтяжелого класса. Двигатели ракеты должны работать на метане и кислороде.
Ракета-носитель "Енисей" полетит на Марс и Юпитер
Ее запустят вокруг Луны Сверхтяжелая ракета-носитель, которую планируют построить к 2028 году и запустить вокруг Луны, получит название «Енисей». Об этом написал в Twitter глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин. Чиновник рассказал, что 4 января в "Роскосмосе" подписали детальный график строительства третьей ступени сверхтяжелой ракеты-носителя. В мае 2017 года президент Владимир Путин поручил ускорить разработку ракеты-носителя, которую собираются запустить вокруг Луны. Факт Ракеты-носители делятся на пять типов по массе нагрузки: нано-носители десятки кг , легкие носители до 5 тонн , ракеты-носители среднего класса от 5 до 20 тонн , тяжелые ракеты-носители от 20 до 50 тонн и сверхтяжелые носители от 50 тонн. Сейчас мире есть всего одна сверхтяжелая ракета - американская Falcon Heavy.
В феврале 2018 года стало известно, что президент подписал указ о строительстве на космодроме «Восточный» специального комплекса исключительно для запуска новой ракеты.
Хруничева Москва - в части создания третьей ступени. В начале ноября 2018 года Рогозин заявил, что Россия намерена изучать Луну с помощью роботов-аватаров. В декабре стало известно, что полномасштабную базу России на Луне планируется развернуть между 2036 и 2040 годами.
Сегодня подписан детальный план-график создания к 2028 году ракеты-носителя сверхтяжёлого класса класс "Енисей". Хруничева Москва - в части создания третьей ступени. В начале ноября 2018 года Рогозин заявил, что Россия намерена изучать Луну с помощью роботов-аватаров.
Можно представить куда уйдут зарубежные технологии за это время", - говорится в письме Рачука, поступившем в РИА Новости.
По словам специалиста, концепция ракеты на керосиновых технологиях не предусматривает многоразового использования и включения в полете двигателей. В то же время все это можно реализовать при использовании метана в качестве ракетного топлива. Аналогичным путем пошли США.
Рогозин раскрыл характеристики лунной ракеты «Енисей»
На разгонном блоке возможно использование двух двигателей РД-0146 либо двух РД-0150. Напомним, что РД-171МВ представляет собой модернизированный вариант двигателя РД-170, разработка которого стартовала еще в 70-е годы. РД-171 используют для ракет-носителей «Зенит». Важно отметить, что к моменту летных испытаний ракеты, намеченных на 2028 год, двигатели РД-180 и РД-171МВ, скорее всего, устареют морально.
Напомним, что именно ее Илон Маск хочет применить на своем новом двигателе Raptor, с которым компания SpaceX связывает свои главные чаяния. Некоторые другие ракетостроители тоже пошли по этому пути, да и в России признали, что он самый правильный. Другая проблема — цена.
В январе этого года стало известно, что «Роскосмос» поставил задачу уложиться в триллион рублей при разработке и создании первого образца «Енисей». Стоит ли говорить, что итоговая сумма может возрасти и хорошо, если не в разы. Сверхтяжелые ракеты — это вообще очень дорогое удовольствие.
Из нее еще несколько лет назад вычеркнули такие программы, как «Создание лунного взлетно-посадочного комплекса», «Создание лунной орбитальной станции», «Создание лунной базы», «Создание лунного скафандра», «Создание системы робототехнического обеспечения на Луне». Грубо говоря, это своего рода «Перл-Харбор» для лунных амбиций России. И высадка первых русских космонавтов, как минимум, перенесена на неопределенное время.
Ситуация с носителем «Енисей» получается откровенно фантасмагорическая. Российские инженеры работают над фантастически дорогим, невероятно сложным и очень рисковым проектом, который к моменту своего рождения успеет устареть. И это при том, что он, как таковой, не слишком то и нужен.
Вот как происходит автоматический спуск блоков первой ступени у SpaceX: Видео посадки первой ступени ракеты Falcon 9: Не стоит так же забывать о том, что первом в мире многоразовым ракетоносителем должен был стать проект «Энергия-2». Многие не слышали о существовании этого проекта, а тем временем уже на проекте Энергия-Буран были заложены некоторые элементы будущей многоразовой ракеты. Например: парашютная система спасения! Подробнее о проекте Энергия-2 читайте в отдельном материале — Первый в мире многоразовый ракетоноситель Энергия — 2 статья в стадии написания. Сравнение сверхтяжелых ракет Энергия и Енисей Прежде чем сравнить две сверхтяжелые ракеты Энергия и Енисей читателю пришлось прочесть много подготовительной информации. Об этом я прошу прошения, но к сожалению, без этого никак! Подойдя к сути проблемы сразу оговорюсь, что мнение в этом сравнении субъективное, хоть и обоснованное. Автор статьи очень скептически смотрит на проект сверхтяжелой ракеты Енисей и рациональность ее применения по выводу больших весов на орбиту Земли и вот почему: Енисей — это не прогресс, а попытка повторить сделанное через 41 год Проектная документация не имеет новых идей: используются старые двигатели на разных блоках, применяется компоновка пробованная на Ангаре и многое другое. Нет проектов под использование сверхтяжелой ракеты!
На ближайшие 30 лет у Роскосмоса нет планов по использованию сверхтяжелой ракеты. Просто нет достойных проектов в стране. Стресс для экономики государства при создании сверхтяжелого ракетоносителя непосилен для России. Высокая стоимость двигателей РД 170 14 млн. Но с тенденцией уменьшения стоимости двигателей и попытками сделать многоразовые ракетоносители перспектива одноразового дорого РД 170 смотрится с каждым годом менее перспективно. Для решения большинства задач проще использовать несколько пусков более дешевых и менее подъемных ракет, но вывести на орбиту большегруза за счет количества стартов. Ракета одного запуска Мировая тенденция — это многоразовость использования дорогих космических компонентов. Ракета Енисей уже на стадии разработки не предусматривает многоразовое применение. На мой взгляд проект ракеты Енисей — это шаг назад.
Чтобы снизить стоимость производства завод Хруничева вынужден наладить тех процесс создания ракетного двигателя для ракеты Ангара на собственном производстве. Вторая странная ситуация с Энергомаш! По состоянию на конец 80-ых годов двигатель РД-170 являлся самым мощным ракетным двигателем созданным человечеством, его тяга составляла — 20 млн л.
Сравнительно небольшой вес, использование закрытого цикла сгорания топлива, высокое давление в камерах сгорания и использование дешевого керосина и кислорода позволили РД-170 показать не только выдающиеся тяговые характеристики, но отличные показатели по экономичности расхода топлива. По состоянию на 2010 год аналогов этому двигателю не появилось и различные модификации РД-170 используются по сей день. Даже на будущей сверхтяжелой ракете Енисей планируется использовать модификацию РД-171МВ, а ее запуск только планируется в 2028 году.
И вроде все хорошо, но итоговая стоимость производства двигателей модификаций РД-170 настолько высока, что ставит под угрозу развитие каждого космического проекта в текущих экономических реалиях. И если для СССР конца 80-ых другого решения просто не было, страна нуждалась в сверхтяжелой ракете! Планировался запуск Буран требовавшего мощную ракету, существовали другие задачи для применения исключительно сверхтяжелых ракет: база на Луне, новая версия станции МИР, полет на Марс.
Современные же условия мне кажется требуют немного иного решения. Очень важно создать экономически выгодную систему первой ступени. Важно конкурировать с другими разработчиками мира и не сдавать позиции, находясь в тренде вектора развития космической отрасли!
Если использовать советские наработки и добавить к ним современные системе спуска боковых блоков, то эта система позволит разработать универсальную платформу. Вот как происходит автоматический спуск блоков первой ступени у SpaceX: Видео посадки первой ступени ракеты Falcon 9: Не стоит так же забывать о том, что первом в мире многоразовым ракетоносителем должен был стать проект «Энергия-2». Многие не слышали о существовании этого проекта, а тем временем уже на проекте Энергия-Буран были заложены некоторые элементы будущей многоразовой ракеты.
Например: парашютная система спасения! Подробнее о проекте Энергия-2 читайте в отдельном материале — Первый в мире многоразовый ракетоноситель Энергия — 2 статья в стадии написания. Сравнение сверхтяжелых ракет Энергия и Енисей Прежде чем сравнить две сверхтяжелые ракеты Энергия и Енисей читателю пришлось прочесть много подготовительной информации.
Сейчас этот вопрос пока до конца не решен, поэтому сейчас разработка поставлена на паузу. Мы готовы продолжить работу после того, как соответствующее решение будет принято. Я думаю, что это вопрос нескольких месяцев, я бы так сказал, до середины этого года", - сказал Баранов журналистам.
Проект сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей» скоро отправят на согласование
Роскосмос начал изготовление составных частей сверхтяжелой ракеты "Енисей" | Решение этой задачи потребует использования сверхтяжелого «Енисея», поэтому к указанному времени ракета-носитель должна быть доработана и протестирована. |
Рогозин обмолвился о новой российской сверхтяжёлой ракете «Енисей» — Новости авиации и космонавтики | «Енисей» — российская ракета-носитель сверхтяжёлого класса (РН СТК-1). Это первая сверхтяжёлая РН, разрабатываемая российской промышленностью в постсоветский период. |
Рогозин назвал дату начала строительства стартового комплекса под «Енисей» | ИА Красная Весна | В России остановлена разработка ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Енисей». |
Рогозин обмолвился о новой российской сверхтяжёлой ракете «Енисей»
Создание российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса "Енисей" приостановлено работа над "Енисеем" будет продолжена после того, как будет принято решение по коррекции облика ракеты. Разработка российской сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей» приостановлена. Работы по созданию сверхтяжелой ракеты «Енисей» временно приостановлены, поскольку ее технический облик может быть изменен в ближайшие месяцы, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на главу РКЦ «Прогресс».
В РФ приостановили создание сверхтяжелой ракеты для полетов к Луне
Специалисты Ракетно-космического центра «Прогресс» (Самара) начали изготавливать составные части российской сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей», передает ТАСС. Новая концепция российской сверхтяжелой ракеты-носителя "Енисей", работы над которой приостановлены, будет представлена через три-четыре месяца. Генеральный директор Ракетно-космического центра «Прогресс» (предприятие «Роскосмоса») Дмитрий Баранов в среду, 10 февраля, сообщил, что создание российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса «Енисей» для полетов к Луне приостановлено.
Рогозин обмолвился о новой российской сверхтяжёлой ракете «Енисей»
Луна не наша? На «Прогрессе» приостановили разработку ракеты «Енисей» | АиФ Самара | «Енисей» — российская ракета-носитель сверхтяжёлого класса (РН СТК-1), первая сверхтяжёлая РН, разрабатываемая российской промышленностью в постсоветский период. |
Проект российской сверхтяжелой ракеты приостановили для переработки | Сегодня с «Байконура» ракета-носитель «Союз» вывела его на околоземную орбиту. |
Рогозин раскрыл характеристики лунной ракеты «Енисей»
«Роскосмос» приостановил разработку российской сверхтяжелой ракеты-носителя для полетов к Луне «Енисей». Об этом сообщил генеральный директор Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов, передает «РИА Новости». Создание российской ракеты-носителя сверхтяжелого класса "Енисей" приостановлено работа над "Енисеем" будет продолжена после того, как будет принято решение по коррекции облика ракеты. ракета-носитель сверхтяжелого класса российского производства. На базе ракеты-носителя "Енисей" разрабатывается ракета-носитель "Дон" (РН СТК-2) с добавлением еще одной ступени.[4]. В апреле глава Роскосмоса, Юрий Борисов, подчеркнул необходимость многоразовости ракеты “Енисей”. Глава Роскосмоса пояснил, что к созданию ракеты-носителя сверхтяжелого класса нужно подступать "исключительно на основе новейшего научно-технического задела".