Как таковая вотчина включала в себя территорию, на которой находились постройки/имущество самого различного назначения, сельскохозяйственные угодья, леса, пастбища, мосты и дороги. Вотчина – это «отцовская собственность», т.е. передаваемый по наследству комплекс собственности (родовой земельный участок и право на заселенные зависимыми людьми). это земельное владение, надел, передающийся по наследству от отца к сыну.
Вотчина на Руси
Ее можно было передавать по наследству и крестьяне в ней сохраняли общинную организацию в форме коммуны или альменды. Древняя Русь. Что мы узнали? Вотчиной в Древней Руси называли земельное владение, которое было получено по наследству. Этим она отличалась от поместья, так как его давали за службу. Тест по теме.
Александр Архангельский, «Александр I», 2000 г. Тынянов, «Пушкин», 1935—1943 г. Анатолий Азольский, «Глаша», 2003 г. Виталий Цепляев и др. Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир.
Они служили князю, который их наделял землей. Что такое феодальное поместье вотчина? Описание: земли, где велось хозяйство самого феодала, а также земли надельные, на которых вели хозяйство зависимые от него крестьяне.
Независимо от размера господского хозяйства основной экономической единицей вотчины было мелкое хозяйство крестьян, трудом которых производился прибавочный продукт. Что такое Вотчинный режим? Что такое Княжеская вотчина? Вотчина — комплекс феодальной земельной собственности земля, постройки, инвентарь и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Княжеская вотчина была неделимой и передавалась по старшинству. Какие формы землевладения существовали на Руси в 11 12 веках? Вотчина — это наследственная частная земельная собственность княжеско-боярского сословия Руси.
Вотчинник мог завещать часть своих земель собственной жене, но только во временное владение — «на прожиток». Распоряжаться отданной землей женщина не могла. После прекращения владения такая вотчинная земля передавалась государю.
Для крестьян оба вида собственности были равнозначно тяжелыми — и владельцы вотчины, и собственники поместий имели право взыскивать подати, вершить суд, забирать людей в армию. Итоги поместной реформы Эти и другие изложенные ограничения преследовали две основные цели: поддерживать «свои» служивые фамилии и стимулировать их готовность к государственной службе; не допустить переход «служебных» земель в частные руки. Таким образом, поместная реформа практически упразднила юридический смысл вотчинного землевладения. Вотчина сравнялась с поместьем — из законного и безусловного владения обладание земельной собственностью превратилось в собственность условную, напрямую связанную с законом и желанием царской власти. Трансформировалось и понятие "вотчина". Это слово постепенно исчезло из деловых документов и разговорной речи. Развитие частного землевладения Поместье стало искусственным стимулом развития землевладения в Московской Руси. Огромные территории были розданы государевым людям благодаря поместному праву. В настоящее время невозможно определить точное взаимоотношение поместных и вотчинных земель — точной статистики земельных угодий не велось. Приращение новых земель затрудняло учет существующих владений, которыми на тот момент обладали частные лица и государство.
Вотчина — это старинное правовое землевладение, на тот момент оно значительно уступало поместному. Такое количество земель нуждалась не только в правовом, но и в административном аппарате управления. Типичным местным органом защиты землевладельцев стали уездные дворянские собрания. Уездные общества Развитие поместного землевладения вызвало рождение уездных дворянских обществ. К 16 веку такие собрания были уже достаточно организованны и выступали весомой силой местного самоуправления. За ними закреплялись и некоторые политические права - например, складывались коллективные челобитные государю, формировалось местное ополчение, писались ходатайства царским властям о нуждах таких обществ. Имение В 1714 году вышел царский указ о единонаследии, согласно которому вся земельная собственность подчинялась единым правам наследования. Возникновение этого вида земельной собственности окончательно объединило понятия «поместье» и «вотчина».
Определение термина вотчина — что это
- Вотчина: определение и историческое значение
- Понятие вотчины
- Что такое вотчина в истории 7 класс
- Что такое вотчина. опишите ее
- Что такое вотчина. опишите ее -
- Вотчина и поместье
Что такое вотчина кратко
сеньорами Виды вотчины Родовая Купленная Выслуженная До XVIII века вотчина и поместье были разными понятиями. Вотчина – это тип феодальной землевладельческой собственности, который существовал в Русском государстве до принятия Петровских реформ. Новости Новости. Запоминаем базовые исторические понятия с учителем истории и обществознания Грищук Екатериной Григорьевной. Что такое вотчина?Что такое поместье?Чем отличает. Типы феодальной собственности вотчины. Вотчина это кратко. Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами.
Вотчина в Древней Руси это…
За свои боевые заслуги вотчинные помещики получали новые земли и повышение своего социального статуса. Вотчина была типичной формой землевладения в раннем феодализме, когда феодалы владели собственными землями и крестьянами, и передавали их по наследству. С течением времени вотчина утратила свое значение, и феодальное землевладение стало основываться на других принципах. Однако понятие вотчины осталось в истории и помогает нам понять, как функционировала экономика и общество раннего феодализма. История 6 класс кратко История 6 класса включает в себя изучение различных периодов и событий. Учебный материал включает уроки об основах исторической науки, древних цивилизациях, Средневековье, новой истории и современности. Уроки начинаются с описания роли и значения истории в нашей жизни.
Обучающимися также изучаются основные методы изучения истории, включая использование архивных документов, карт, археологических находок и других ресурсов. Уроки включают в себя изучение различных древних цивилизаций, включая древний Египет, Месопотамию, Грецию и Римскую империю. Ученики узнают о политической, социальной и экономической системах этих древних цивилизаций, а также о их влиянии на современность. Затем ученики изучают Средневековье и его особенности, включая феодализм, рыцарей, церковь и крестовые походы.
Древнерусская вотчина. Наследственное земельное владение называлось. Усадьба феодала в средневековой деревне. Поместье хозяйство феодала. Феодальное поместье в средневековье.
Вотчина это земельное владение. Вотчинная усадьба. Вотчина и поместье общее и различия таблица. Структура вотчины. Структура феодальной вотчины. Схема вотчины. Вотчина и ее социальная структура. Наследственное земельное держание на Руси называлось. Наследственное держание в древней Руси земельное держание.
Вотчинники и помещики. Вотчинники и помещики разница. Вотчина и поместье определения. Феодальная деревня. Вотчина в средние века. Феодальная вотчина и Крестьянская деревня. Вотчина Деда Мороза Великий Устюг. Вотчина Деда Мороза Великий Устюг летом. Великий Устюг вотчина Деда Мороза территория.
Великий Устюг резиденция. Вотчина феодализм. План схема вотчины в древней Руси. Вотчина вотчина надел. Господский надел. Твоя вотчина. Вотчина синоним. Великий Устюг резиденция Деда Мороза. Великий Устюг вотчина Деда.
Вотчина Деда Мороза Великий. Великий Устюг резиденция Деда Мороза ворота. Княжеская вотчина на Руси. Сауна на вотчине Деда Мороза Великий Устюг.
Начиная с Х и вплоть до XII столетия, вотчина являлась основной формой земельной собственности. Сам термин произошел от древнерусского слова «отчина», то есть то, что перешло сыну от отца. Также это могла быть собственность, полученная от деда или прадеда.
Князья или бояре получали вотчину по наследству от своих отцов. Существовало три способа приобретения земельного угодья: выкуп, дарование за службу, родовое наследование. Богатые землевладельцы управляли одновременно несколькими вотчинами, они увеличивали свою собственность за счет выкупа или обмена земель, захвата общинных крестьянских угодий. Вотчина — это собственность конкретного человека, он мог землю обменять, продать, сдать или поделить, но только с согласия родственников. В том случае, если кто-то из членов семьи выступал против такой сделки, то вотчинник не мог обменять или продать свой надел.
Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному военно-служилому , то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг "под дворским", которым князья на известных условиях платеж оброка натурой и натуральные повинности давали земли в условное, временное и личное владение.
Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты начало XIV в. Впервые термин "поместье" в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466-1478 годами в актах литовско-русских — несколько ранее. Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III, они ошибались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое в классе военно-служилом , оно возникает лишь во второй половине XV века и развивается под влиянием ряда политических и финансовых причин. С середины XVI века класс помещиков быстро растет, поместье делается весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступает на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяется поместьем, а с другой стороны — населению предоставлена возможность двойной уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую-то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошибку, смешивая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях. Так, со второй половины XV в.
Превращение Московского великого княжения в Московское царство, растворение кормленщика в помещике и замена его выборной земской властью, и быстрое развитие поместной системы заметно отражаются на вотчинном праве. Именно в Москве слагается понятие о служилой земле и появляется ряд правительственных мероприятий, вся цель которых сводится к тому, чтобы "в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила". Здесь под словом "земля" равно разумеется и поместье, и В. Правительство предпринимает перетасовку во владении землями, ибо оказались служилые люди, завладевшие многими землями и оскудевшие службою, — "не против государева жалованья т. Здесь подчеркивается не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья, и с вотчины, но и высказывается, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землей. Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, может быть, теоретическому сближению между ними; установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившим по московскому списку, и к служившим с городов.
Оставляя в стороне подробности вопроса о сближении поместья и вотчины, закончившемся указом 23 марта 1714 года, по которому "впредь... Существенная разница между этими тремя типами заключается в правах распоряжения. Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством, и вотчичами особенно сильны были ограничения, налагавшиеся государством, относительно княжеских вотчин. Государство старалось об обращении В. Вотчичи пользовались правами родового выкупа и родового наследования. Некоторые писатели по истории русского права см.
Владимирского-Буданова намечают эпоху, когда вотчинники вовсе не имели права отчуждать, с получением вознаграждения, вотчины без согласия на то вотчичей. Неволин совершенно основательно высказался против подобного взгляда, признавая право родового выкупа институтом, выросшим на почве государственной хотя, прибавим, вовсе не в исключительных интересах поддержания знатных фамилий. Согласно указанному праву покупатель родовой вотчины в известный срок и по известной цене мог быть принужден продать ее обратно в род по требованию кого-либо из вотчичей. Условия родового выкупа, известного по актам с XVI века, подвергались различным видоизменениям.
Что такое вотчина
Вотчина — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной. Понятие вотчина в древней Руси. Вотчина определение кратко. В России вотчина стала формироваться в 10 – 11 вв. В статье подробно говорится о том, чем была вотчина в Древней Руси, отдельно разобрана княжеская и боярская вотчина, кратко коснулись монастырских.
Что такое вотчина
На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы. Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см. Лествичное право. В Великом княжестве Литовском[ править править код ] После того, как значительная часть западных русских земель вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши , вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам.
Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины. В Великом княжестве Московском[ править править код ] «Вотчина господ баронов Строгановых » в северо-восточном углу карты , 1745 В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси , где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства. Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее. Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву.
Крестьяне нарушавшие правила могли быть наказаны своим господином, за это им могли отрезать уши или руки. Вотчина официально была отменена только в 1861 году Александром II. В результате отмены крепостного права помещики утратили свободу владения крестьянами, которые получили свободу личности и более широкие права. Однако вотчина не была полностью исключена из правового поля, она продолжила существовать в других формах. Сегодня вотчина уже не существует, но ее значение историческое, и она является одной из важных составляющих многовекового прошлого российского народа.
Вотчина представляет собой сложную систему, которая диктовала условия жизни многих поколений и сделала свой вклад в формирование культуры и традиций России. Читайте остальные статьи цикла: Что такое Дольмен? Вотчина также была неотъемлемой частью экономики России в течение многих столетий. Она обеспечивала продовольственную безопасность страны, дающую прочные корни в аграрной и феодальной системе. Кроме того, вотчина являлась важным элементом территориальной организации страны. Большая часть земли в России была вотчинной, что означает, что владельцы вотчин могли оказывать значительное влияние на территориальный развитие страны.
В Московской Руси - родовое имение крупного землевладельца князя, боярина , переходившее от отца к сыну.
Толковый словарь Ушакова. Территория, место, где кто-либо является полновластным хозяином. Толковый словарь Ефремовой. Энциклопедический словарь Ф.
В дальнейшем вотчина — всякая феодальная земельная собственность.
Как правило, делилась на господское хозяйство домен и крестьянские держания. В пределах вотчины её собственнику обладавшему правом иммунитета принадлежали административная и судебная власть, право взимания налогов. Синонимы вотчины — сеньория, манор, поместье. Синонимами вотчины являются сеньория, манор, грюндершафт Grundherrschaft , а также поместье см. Вотчина была основой господства феодалов в средневековом обществе.
Как правило, она делилась на господское хозяйство домен см. ДОМЕН и крестьянские держания. В пределах вотчины ее собственнику обладавшему правом иммунитета принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов. Для реализации своих прав владелец вотчины опирался на собственный аппарат принуждения и центральную власть. Вотчинное хозяйство характеризовалось тем или иным соотношением домена и держаний и различным сочетанием форм эксплуатации крестьян барщина, натуральный оброк, денежный оброк.
В разные периоды в зависимости от общих социально-экономических условий преобладали вотчины с различными экономическими структурами. В Западной Европе 8—10 веков для значительной части вотчин, главным образом крупных, было типично широкое использование барщины для обработки домена при сохранении большей части земель не менее двух третей в руках зависимых крестьян-держателей, обязанных продуктовым отчасти денежным оброком.
Что такое вотчина?
Вотчина — это особый вид земельной собственности, который был широко распространен в России в период феодального уклада. Вотчина Вотчина (от слова отец) — наследственное земельное владение. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов. * * * ВОТЧИНА. ВОТЧИНА, термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Что такое вотчина, исторический факт, ЕГЭ история.
Что такое вотчина кратко
В статье подробно говорится о том, чем была вотчина в Древней Руси, отдельно разобрана княжеская и боярская вотчина, кратко коснулись монастырских. Нередко в вотчинах этого знаменитого русского рода встречались крестьяне двойной подчиненности «крепостные крепостных крестьян» и «крестьяне-фабриканты». Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами. 1) в России - древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству.
Вотчина и поместье
Развитие вотчины с этого времени получило разновекторное направление в землях, подчинённых Орде, и тех, что отошли под юрисдикцию Польского королевства и Великого княжества Литовского. В последних она приобретала со временем всё более выраженные черты самостоятельного хозяйства с укреплением прав частной собственности на землю и крестьян. На Руси же, напротив, всё большее значение в управлении наделами стало приобретать государство. Перед северо-востоком встала задача освободиться от захватчиков. Первый шаг на этом пути — объединение страны вокруг общего центра, каким стала Москва, благодаря хитрой и последовательной политике князей Данилова дома.
Ограничение вольностей боярства способствовало централизации, собиранию сил для восстания против монголо-татарской деспотии. И действовали москвичи, используя пример своих врагов — ханы Орды являлись неограниченными владетелями всей земли государства. Формирование служилого сословия Противостояние князей с представителями боярских кланов всегда угрожало единству страны перед лицом внешнего врага и ограничивало верховную власть на внутриполитической арене. Однако именно крупные вотчинники являлись основными поставщиками для армии государя человеческих и материальных ресурсов, что ставило его в зависимое от них положение.
Стремясь изменить подобный расклад сил, великие князья с XIV века постепенно внедряют раздачу земель во временное пользование людям, исполняющим военную службу. Новые хозяйства Практика эта выросла из института кормленщиков — слуг, которые осуществляли сбор и доставку кормов дани княжескому дворцу. Они на местах организовывали выполнение обязательных работ на государственных землях, распоряжались отправкой людей на мостовое или городовое дело, в извоз и т. Ими вёлся учёт населения, количество дворов основной податной единицы , определялся размер налога.
За выполнение своих обязанностей эти чиновники получали установленное по закону вознаграждение в виде продуктов натурального хозяйства.
Это и вело к всесилию монарха и отсутствию на Руси XV-XVII веков условий для возникновения сословий в западноевропейском понимании этого слова. Процесс «закрепощения» служилых людей не мог не отразиться на положении простолюдинов.
По мере роста управленческого аппарата и военных сил государство испытывало нужду в земельных ресурсах для раздачи государевым людям, как плату за службу. С XVI века государи начали жаловать служилым людям черносошные государственные земли. Это означало, что монарх-вотчинник вправе распоряжаться не только землей, но и населением своей страны-вотчины.
В одночасье ранее свободные черносошные превращались в зависимых владельческих крестьян. Заповедные лета 1581 , урочные лета 1597 и Соборное Уложение 1649 года превратили их в крепостных, причем в дальнейшем в «европеизированной» России XVIII века крепостное право только усилилось. Анахронизмом прежних времен, выглядели самостоятельность церкви и ее огромные изначально аллодиальные земельные владения.
Правда на практике эти правители сумели лишь существенно ограничить источники роста монастырских земельных имений, запретив заклад частных вотчин в монастыри и завещание им земельных владений на помин души. Однако само это действо ярко демонстрировало право государя ограничивать как распоряжение вотчинников своими владениями, так и возможность государственного вмешательства в землевладение церкви. Борис Годунов лишил церковные земли налоговых льгот, а Алексей Михайлович в XVII веке уже контролировал доходы от монастырских земель через Монастырский приказ, и использовал часть их на государственные нужды.
Русская церковь медленно, но верно превращалась из самостоятельного союзника власти в придаток вотчинного государства. Таким образом, система социальных отношений, построенная по принципу «государь — холопы», создала в Московской Руси менталитет, резко контрастирующий с менталитетом западноевропейцев XV-XVII веков. Его аксиомой было представление о России, как о личной вотчине ее монарха.
Вплоть до Смуты начала XVII века в России не отделяли понятие «государства» от личности монарха, да и потом размежевание не отличалось четкостью. Именно поэтому, возникшие уже в XIX веке споры о том, принадлежит Россия Европе или нет, во многом были порождены безусловным различием русского средневекового вотчинного уклада и западного социокультурного устройства. Одновременно, используя западные «новшества», которых не было у восточных соседей, Россия со второй половины XV века постепенно начала создавать свою империю.
Она двигалась в Азию как европейская держава. И в этом смысле само становление России как империи полностью соответствовало аналогичным процессам в Европе в Новое время.
В то время крестьяне не были крепостными, они могли свободно переходить с земель одного вотчинника на территорию другого. Но все же землевладельцы обладали некими привилегиями, особенно это касалось сферы судопроизводства. Они формировали административно-хозяйственный аппарат для организации повседневной жизни крестьян. Владельцы земель имели право собирать подати, обладали судебной и административной властью над проживавшими на их территории людьми. В XV веке появилось такое понятие, как поместье. Этот термин подразумевает крупное феодальное владение, подаренное государством военным или государственным служащим. Если вотчина — это частная собственность, и забрать ее никто не имел права, то поместье изымалось у собственника по прекращению службы или из-за того, что оно имело неухоженный вид. Большую часть поместий занимали угодья, обрабатываемые крепостными крестьянами.
В 11-12 веках права вотчинников закрепляются в своде законов — Русской правде. В период раздробленности, в 13-15 веках, вотчина стала господствующей формой землевладения. Наряду с князьями и боярами вотчинами владели члены их дружин, монастыри, высшее духовенство. Вотчинами стали удельные княжества, получаемые князем в наследство от отца. Количество и размеры вотчин увеличивались путем захвата общинных крестьянских земель, пожалования, купли, обмена. Помимо общих вотчинных прав, вотчинники владели иммунитетными привилегиями в суде, при сборе налогов, уплате торговых пошлин.
С середины 15 века часть удельных князей и родовитого боярства оказывала сопротивление процессу становления Русского централизованного государства. Поэтому, когда в конце 15 — начале 16 века к Московскому княжеству были присоединены новгородские, тверские и псковские земли, многие крупные вотчинники были лишены своих владений, а их земли передавались на правах поместья дворянам, на которое опиралась великокняжеская власть. Вотчинные права и иммунитетные привилегии стали все более ограничиваться. В 1550-х годах вотчинники были приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, было ограничено и право родового выкупа вотчин.
Что такое вотчина: история 6 класс кратко
Вотчина (отчина), владения, перешедшие от отца. В Древней Руси этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся поместью, как владение на более прочном праве собственности. сеньорами Виды вотчины Родовая Купленная Выслуженная До XVIII века вотчина и поместье были разными понятиями. Вотчина могла быть разной по размеру – от небольших участков земли до крупных земельных владений. Вотчина является формой древнерусского землевладения, которая появилась в X веке на территории Киевской Руси. В статье подробно говорится о том, чем была вотчина в Древней Руси, отдельно разобрана княжеская и боярская вотчина, кратко коснулись монастырских. Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси – земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр.