Когда Николай Цискаридзе выходит на сцену, зрители не могут сдержать восхищённых возгласов. Существование мирового искусства невозможно без русского, считает народный артист России, и.о. ректора Академии Русского Балета им. А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе. В интервью РИА Новости он рассказал о том, что, по его мнению, ждет Большой театр после назначения.
К счастью, знаменитый артист обозначил и перспективы этого искусства в России.
- НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ —
- Николай Цискаридзе раскритиковал Большой театр за многочасовые очереди на «Щелкунчик»
- Цискаридзе – последние новости
- Николай Цискаридзе: «Я отличник, мне можно смотреть сериалы и играть в телефон»
«Преследовал и унижал». Цискаридзе рассказал о харассменте в Большом театре
знаменитый балетмейстер, ректор Академии Русского балета им. Вагановой в Петребурге. Николай Цискаридзе — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. «Вот такая рожа!»: Вероника Степанова сравнила Цискаридзе с Волочковой. Николай Цискаридзе: все новости. Каким орденом наградили Николая Цискаридзе. Артист балета заметил, что он всю свою жизнь служит родной стране и русской культуре. личная жизнь сейчас, здоровье, карьера, семья и много других интересных фактов | STARHIT. Цискаридзе назвал Гергиева гением в ответ на вопрос о его возможном назначении в ГАБТ.
Николай Цискаридзе: Балет в России - больше, чем балет, это достояние нашей культуры
И вообще, почему она появляется? Единственное, что могу вам сказать как педагог, руководитель школы и как артист балета: вся гадостность ребёнка идёт из семьи. Простите, но здесь: а генетика; б нравы в семье. Если ребёнок вырос в семье, где он видит одни скандалы, где мать обманывает папу, где отец обманывает мать, — всё это будет повторено.
Но я могу только предупредить. Потому что всё равно человек поступит сообразно своему... У меня есть пример: один из моих учеников, в которого я вложил гигантское количество времени, любви, — стукач.
Такой известный в Большом театре сейчас стукач. И делает очень неплохую карьеру, по его разумению. Она для меня неприемлема.
И главное, что она не обоснована его способностями. Всё зиждется на стукачестве и подлостях. Но что сделать?
Тот человек, о котором я вам говорю, он, слава богу... Там способности очень простые. Как говорила Майя Плисецкая: «Мужик хорош лишь тем, что большой».
К сожалению, когда есть реальный талант и человек подонок, меня рядом не будет. Но, как мы знаем, Пушкин написал: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Самые большие артисты не бывают подонками, стукачами, лжецами.
Они, как правило, очень раненые люди, но очень порядочные. А вот этот «середняк» пошёл на все подлости, которые возможны. Я вам даже описать не могу.
Человек лжёт 24 часа всем: родителям, руководству, тем, с кем живёт, с кем дружит. Знаете, была очень интересная вещь. Когда у меня начались трудности в Большом театре...
По приказу определённое количество педагогов подчёркиваю — педагогов! С одной стороны, мне было безумно приятно, что меня в одну секунду возвели в ранг уже неумирающих и я моментально попал к великим артистам. Сразу понятно — статус подтвердился окончательно.
Но я с этими людьми провёл массу времени. С некоторыми из них танцевал, кто-то был моим педагогом, кто-то — коллегой. И я, с одной стороны, понимаю, почему каждый из них так поступал: кто-то из зависти, кто-то из-за детей, кто-то из-за того, что боится увольнения.
Четыре человека только встали и сказали «нет». Как человек традиционной культуры, как вы относитесь к современным её проявлениям? Театральные перформансы, рэп-баттлы, стрит-арт...
Вас это увлекает, привлекает? Нравится вам эта тенденция или не нравится. Когда появился такой серьёзный рок...
Был же период моего детства, оно пришлось на диско. Вдруг диско стало сменяться роком. Очень много рок-групп пошло серьёзных.
И появился... Я не знаю почему, но я их слушал. А это талантливо безумно.
И посмотрите... Прошло уже 30 лет, мелодии и цитаты Фредди Меркьюри и Queen каждый человек знает, а всё остальное кануло в Лету. Конечно, сейчас рэперов очень много.
Опять-таки пройдёт 30 лет, мы с вами, дай бог, будем разговаривать и вспомним только две-три композиции.
В этом году у Николая Цискаридзе юбилей — 50 лет В жюри на телевизионном конкурсе «Синяя птица» на телеканале «Россия» Преданность балету — Николай, в этом году — десять лет, как вы возглавляете Академию русского балета имени Вагановой в Санкт-Петербурге. Я этого даже не заметил. За это время было сделано и решено множество вопросов: и в хозяйственном плане, и в нормализации программы. Мне есть чем гордиться — но это должны говорить другие люди, а лучше — выпускники или те, кто еще учится. Но в принципе всё говорит само за себя. Я это очень хорошо понимал. В первый день своего ректорства я сказал: «Вы знаете, я прекрасно осознаю, что всегда буду премьером Большого театра, но сколько бы я ни проработал ректором — я все равно буду один из…» Я делаю всё так, чтобы те дети, которые здесь учатся, чтобы те сотрудники, которые работают вместе со мной и служат искусству, — чтобы всё было для блага профессии и всё было подчиненно именно ей. Я всегда говорю одно и то же: балет я люблю больше, чем себя! Учеников жалко?
В Московском хореографическом училище моим педагогом был Петр Антонович Пестов. Он преподавал больше 40 лет. И он, глядя на то, как я веду урок, сказал: «Ой, ребята, какой же Николай Максимович добрый! Вам бы к Пестову — вы бы увидели, что такое жесткость! Я не могу объективно сказать: добренький я или нет. Конечно, когда мы выходим из класса — я уже не буду ничего требовать. Я требовательный в зале, я ругаю только за невнимание к моим требованиям. Он пришел ко мне учиться, и в этом смысле я за него в ответе. Какие навыки и качества вам пригождаются в работе? Потому что я очень много прочитал, у меня был огромный кругозор.
И на пост ректора я пришел с двумя высшими образованиями. Я по первому образованию балетный педагог, а по второму — юрист.
Пуанты покупать стало негде, а ведь это очень индивидуальная вещь. Все производство многие годы разбазаривалось. Но если вы в него зайдете, вы не увидите этих денег. У меня все время вопрос, когда я смотрю на сантехнику, на состояние репетиционных помещений... Почему так грязно, не убрано и все течет? На шее государства сидит много лишнего груза, и я уверен, что скоро будет необходимо делать ревизию. У нас в академии бюджет гораздо меньше, но спросите любого нашего педагога — и вам скажут, что зарплаты в пандемию не изменились. Я считаю, что ситуация, которая сейчас произошла, позволит перезагрузить систему балета и вообще искусства, отделить зерна от плевел.
Очень надеюсь, что все наконец поймут, что «эффективные менеджеры», которые дербанили государственный бюджет, культуре не нужны, потому что они не смогут ничего сделать. Нас приравняли к сфере услуг — к сантехникам, токарям и т. Мы не могли этого допустить. Я очень много ходил по совещаниям, выступал в Госдуме. Члены правительства меня услышали. Вузы культуры не тронули, и Болонская система не распространилась на балет, на консерватории. Ваши студенты лишены плюсов системы? Все дипломы нашей страны надо переподтверждать в мире за исключением балета и музыки. Нам нет равных в балете и в музыкальном образовании. На Западе прекрасно понимают свою несостоятельность рядом с нами.
С английским газоном очень сложно соревноваться, потому что его 400 лет стригут и удобряют. И то же самое с балетом: с нами сложно соревноваться. У нас 300 лет идет обучение без остановки, и идет на очень серьезном уровне. Я им ответил со ссылками на нормативные документы международного права и Конвенцию о правах ребенка, что они поступают противоправно. Понимаете, если бы они лично меня осудили, я бы промолчал. Но из их письма следовало, что они разрывают отношения с целой школой. Со школой, выпускники которой создали понятие «балет» в мире: выберите любой театр — и вы найдете там выпускников с улицы Зодчего Росси. Мне вчера позвонили коллеги из Хельсинки и сказали, что мой ответ обсуждали даже там: мол, вот что значит у Николая два высших образования и что он юрист. Но здесь кроется наша трагедия. До того как в 1956 г.
Большой театр выехал первый раз за границу, СССР был закрытым государством, и настоящие версии постановок до этого никто не видел. Потом мы стали их привозить, и некоторые артисты смогли сбегать — оставались после гастролей за границей. Они стали зарабатывать на русской классике: ставить свои версии русских балетов. К сожалению, в Советском Союзе никому в голову не пришло запатентовать русскую классику. Русский балет мог быть отдельной нефтяной трубой. Сейчас нет театров в мире, где бы не шли русские балеты. А после 1990-х гг. Раньше это был эксклюзив, а теперь нет. Это как с балетмейстером Мариусом Петипа: на любом балетном конкурсе слышно — «постановка Петипа», потому что за него не надо платить. А если вы, допустим, упомянете фамилию Нуреев, вам выставят счет.
А это та же хореография, но чуть-чуть изменена. Понимаете, в чем дело? Представьте себе картину, допустим, «Последний день Помпеи».
И как правило, мы всегда берем кота в мешке. Кто-то в переходном возрасте полнеет, кто-то очень сильно вырастает, кто-то вообще не вырастает. Этого не предугадать. Вагановой — самое уникальное учебное заведение в мире. В Японии, в Токио, есть национальная школа балета, там в год принимают только пять детей. А мы только в Санкт-Петербурге принимаем 60. Плюс есть еще Академия танца Бориса Эйфмана, которая принимает больше 40 детей. В России гигантское количество учебных заведений только в области культуры. Такого в мире нет нигде. Но ни одна балетная школа в мире не покажет полноценный спектакль, как это могут вагановцы. На следующий год балету в России исполняется 290 лет, а Академии им. Вагановой — 285 лет. Мы существуем дольше, чем университеты. В царское время на балет тратилось огромное количество денег. Балет, опера — это дворцовые виды искусства, они могли существовать только благодаря королевским домам и царским фамилиям. Но, например, в Англии, где до сих пор монархия, балету всего лишь 100 лет. Если бы не случилась русская революция 1917 г. Примут участие все или только лучшие ученики? Действительно, будет исполнен третий акт «Раймонды» в редакции Юрия Григоровича 1984 г. Далеко не в каждом театре состав танцовщиков позволяет поставить данный спектакль, однако вагановцам это оказалось по силам. Зрители увидят новых артистов. Также в зале будут находиться представители российских театров, которые смогут сразу решить, хотят ли они пригласить наших выпускников к себе. Это выступление мы повезем и в Калининград в рамках гранта, который академия выиграла по программе «Приоритет-2030». На программу выделяется 100 млн руб. Цель этой поездки — не только показать таланты, но и провести смотр детей, которые могут поступить к нам. В Калининграде своих балетных училищ нет. Но сложилась очень неприятная ситуация: в каждом регионе есть свои школы, которые зарабатывают на этом. Им невыгодно, чтобы ребенок куда-то уехал, потому что они получают деньги за его обучение. И очень часто такие школы прячут детей. Был момент, когда нам говорили: «А чего вы приехали? Вы нам здесь не нужны».
Цискаридзе сообщил о давлении на иностранных студентов Академии Вагановой
И остаться в истории человеком, который запомнился, — это чрезвычайно непросто. Я безумно счастлив, что по сей день всем принцам, которых я исполнял, пока замены не нашлось. Потому что ни один человек не звучит в этом репертуаре. Да, называют одну фамилию, другую, говорят: дескать, он такой милый мальчик… А так, чтобы пошла волна, что на этого человека есть поток зрителей, — этого нет.
И мне, с одной стороны, грустно, потому что я работал со многими учениками, а с другой стороны — приятно, потому что я пока все равно победитель. Так что быть принцем гораздо сложнее. Автор этого вопроса Ольга Полицан была отмечена звездным гостем наградой в виде книги с дарственной надписью «Мой театр.
По страницам дневника. Второй вопрос-победитель звучал так: «Какой герой вам ближе — Вронский, Левин или Каренин? И почему?
Я с самого начала был его поклонником. Я очень люблю этот роман, люблю его перечитывать, потому что со временем ты меняешь к нему отношение. Левин всегда вызывал у меня уважение, но его пространные размышления — это не мое.
А Каренин всегда умел служить. И с таким служением делу, с пониманием чести, долга, — этот человек мне всегда больше всех нравился.
Я все думал, каким буду — как Галина Сергеевна или Марина Тимофеевна… Однажды я задал последней этот вопрос — буду ли я заниматься после завершения карьеры, она сказала: «Нет, ты способный слишком, ты вытанцуешься». И действительно: я пришел в зал, присел и понял — хватит, больше не хочу. Знаю многих, которые уйти от балетной карьеры не в состоянии. Принять финал для них невозможно, другой жизни нет. Некоторые активно продолжают работать на сцене или продолжали до совсем не балетного возраста: Барышников, Плисецкая… Барышников ту карьеру, которая у него была, закончил. Другое дело, что он нашел иной пластический рисунок и в нем существует. Майя Михайловна была а гениальным человеком и б женщиной.
Последнее «Лебединое озеро» она танцевала в 50 с лишним лет. Конечно, это было не то, что в 20, но природа ей позволяла. А потом у нее был совершенно иной репертуар. Ты спокойно отнесся к тому, что все закончилось? Да, и я знаю почему: я похоронил такое количество людей к своим 20 годам! Я по-другому ко всему отношусь: есть финал, и надо спокойно проститься. Когда было прощание с мамой и гроб стал опускаться вниз, у меня пронеслась мысль: «Все, больше никогда». И после меня отпустило. Мне тогда только исполнилось 20 лет.
А еще помню последнюю встречу со своей 85-летней няней: мне было 15, я улетал в Москву, а она уже не вставала. Она сказала, что хочет умереть как можно быстрее: «Я так устала, так устала». Я вышел, у меня покатились слезы — как так, что она не хочет жить? А сейчас понимаю. Когда я заканчивал танцевать, вспоминал наш с ней разговор. Вот я обожал всех и вдруг… А потом закончились силы, я больше не хочу. И спокойно говорю своим ученикам, что мне уже не прыгать, не крутиться… Я уже открутился. Лечит только время… О таких вещах ты говоришь спокойно и взвешенно: они дали тебе какой-то толчок, который отразился на твоем творчестве, работе? Как ты жил после потерь близких?
У меня тогда было много материальных неудобств, некогда было думать о печали. Я был настолько нищим ребенком… Долго стояла проблема — на что поесть. Зарабатывал не много, мне долго не давали хороших зарплат в Большом театре. Ты во многих интервью говоришь о Большом. Говоришь разное, но остро и откровенно. Ты, пожалуй, единственный человек, который свою позицию о нутре Большого обозначил давно и четко. Это «закулисье» принципиально связано только с Большим или такая же история была и в Кировском Мариинском — Прим. И там тоже. Когда я пришел в театр, не было видео, интернета, мы не могли никого прогуглить.
Только через полтора года я начал осознавать, что 80 процентов людей, которых я видел в Большом театре, не выходят на сцену. Это чьи-то дети, любовники, жены. Они просто числились, получали зарплату поверь, больше, чем у меня , участвовали в поездках. Через 2,5 года случилась та знаменитая революция, когда ушел Григорович, Левенталь, Лазарев и Покровский. Пришел Васильев — и должны были сменить всех, а «вымел» он только тех, кто был танцующим, поющим, но в оппозиции к нему. Все прилипалы, так скажем, остались на месте. Будешь удивлен, многие из них по сей день на месте. Это и есть одна из специфик Большого? Не только, это система.
По моему договору и Трудовому кодексу РФ я был неувольняем. Есть пункт, по которому можно судиться: последняя инстанция заставила бы их меня восстановить, но мне не хотелось чувствовать себя ущемленным. Скандал с моим увольнением был создан руководством Большого театра так, чтобы я стал их умолять. Но они не ожидали, что я уже давно подготовил себе плацдарм, перехожу в Академию ректором, уйду на повышение. Когда об этом пошли слухи, они подняли гвалт: хотели меня остановить, им нужно было мое унижение. Я не позволил себя задеть. С моей популярностью уже ничего не могли сделать. Смешной случай был: они наняли какую-то компанию, чтобы она раскручивала артистов театра. Среди прочего организовали поездку на шоу «Форт Боярд», меня включили в группу.
От Большого. Театр, как оказалось, разрешил поездку с одним условием: Цискаридзе будет, но ему категорически нельзя давать на съемках ни одного задания.
Сайт — сайт Михайловского театра, расположенный на доменном имени www. Предметом настоящего Соглашения является предоставление Пользователю Сайта доступа к содержащимся на Сайте сервисам. Сайт Михайловского театра предоставляет Пользователю следующие виды сервисов: - доступ к информации о Михайловском театре и к информации о приобретении билетов на платной основе; - приобретение электронных билетов; - предоставление скидок, акций, льгот, специальные предложения - получение информации о новостях, событиях Театра, в том числе путем распространения информационно - новостных сообщений электронной почте, телефону, по SMS ; - доступ к электронному контенту, с правом просмотра контента; - доступ к средствам поиска и навигации; - предоставление возможности размещения сообщений, комментариев; - иные виды сервисов, реализуемые на страницах Сайта Михайловского театра. Под действие настоящего Соглашения подпадают все существующие реально функционирующие на данный момент сервисы сайта Михайловского театра, а также любые их последующие модификации и появляющиеся в дальнейшем дополнительные сервисы. Доступ к сайту Михайловского театра предоставляется на безвозмездной основе. Настоящее Соглашение является публичной офертой.
Получая доступ к Сайту Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации 4. Михайловский театр вправе: 4. Изменять правила пользования Сайтом, а также изменять содержание данного Сайта. Изменения правил пользования вступают в силу с момента публикации новой редакции Соглашения на Сайте. Пользователь вправе: 4. Регистрация Пользователя на сайте Михайловского театра осуществляется с целью идентификации Пользователя для предоставления сервисов Сайта, распространения информационно - новостных сообщений по электронной почте, телефону, по SMS, иным средствам связи , получения обратной связи, учета предоставления льгот, скидок, специальных предложений и акций. Пользоваться всеми имеющимися на Сайте сервисами.
Естественно, освидетельствование прошло нормально, никаких патологий у студента выявлено не было. Когда же Цискаридзе, став старше, понял, что за процедуру с ним проводили, то испытал жгучий стыд за тех взрослых людей, которые в угоду собственных амбиций подвергли его унизительному осмотру. Но он в тот раз справился с травлей. В первую очередь, благодаря своему педагогу и твёрдой уверенности в том, что он станет одним из лучших выпускников. О битом стекле в пуантах девочек-балерин он истории только слышал, но сам не видел. Но однажды он был свидетелем того, как его ровесник на сцене танцевал буквально сквозь слёзы, когда нижнее бельё ему намазали финалгоном.
Николай Цискаридзе сказал тогда: «Это страшная боль». Конечно, имел в виду он не только этот конкретный случай, а вообще историю с травлей среди балетных. Впрочем, в его жизни та история была вовсе не последней. Новый виток нелюбви Николай Цискаридзе. Он был слишком ярким и способным, а в театре царила определённая клановость, когда продвигали детей артистов, а талантам со стороны не давали роли. Юрий Григорович ставил Николая Цискаридзе на роль, но стоило ему уехать из Москвы а отлучался по делам нередко , как имя артиста тут же исчезало из афиш, и его снова отправляли в кордебалет.
Случалось, Цискаридзе откровенно подставляли, когда внезапно исчезал необходимый ему на сцене реквизит непосредственно во время спектакля. Но ничто не могло его сломать. По словам премьера, за это он всю жизнь благодарит своего педагога Петра Антоновича Пестова. Его жесткая методика приучила его выходить на сцену в любом состоянии и работать так, будто не было ни исчезнувшего реквизита, ни каких-то ещё гадостей. Он просто танцевал так, что ни у кого не оставалось сомнений в его уникальном балетном таланте. Всё тот же Пётр Пестов, выпустив его из училища, сказал своему ученику о том, что танцевать он должен 21 год, а после этого уйти со сцены, потому что с возрастом из-за своего типа телосложения он потеряет всё очарование.
И это оказалось на самом деле так.
«Кого-то раздражало»: Николай Цискаридзе покинул высокий пост в Академии балета
Под конец не самого простого года премьер Большого театра, ректор Вагановской академии, народный артист РФ Николай Цискаридзе рассказывает «Москвич Mag» о важном, случившемся в этом году: о книге мемуаров про его личный Большой театр. Город - 31 января 2023 - Новости Новосибирска - Николай Цискаридзе, Российский артист балета: полное расписание событий на Яндекс Афише с возможностью покупки билета на ближайшие мероприятия. Николай Цискаридзе рассказал, останутся ли зарубежные театры без отечественной классики. В мае 285-летие отметила Академия русского балета имени Вагановой, в октябре исполнилось 10 лет с тех пор, как ее возглавил Цискаридзе, наконец, 31 декабря 50 лет исполнится самому танцовщику. Последние новости о персоне Николай Цискаридзе новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Далее увидеть «Клеопатру» можно будет 24 октября и 22 ноября. Балет в феврале 2024 года.
Цискаридзе сообщил о давлении на иностранных студентов Академии Вагановой
В последний день 2023 года отпраздновал свой 50-летний юбилей уникальный артист балета и ректор Академии русского балета Николай Цискаридзе. Николая Цискаридзе можно было встретить на премьерах драматических театров, концертов консерватории, выставках художников. Н Цискаридзе Интервью (декабрь 2023) – 81 просмотр, продолжительность: 1:49:08 мин., нравится: 4. Смотреть бесплатно видеоальбом Etoile du Ballet ნიკა ცისკარიძე в социальной сети Мой Мир. Сергей Филин и Николай Цискаридзе — когда-то два этих артиста балета были очень дружны. Последние новости на сегодня. Николай Максимович Цискаридзе (род. 31 декабря 1973, Тбилиси, Грузинская ССР, СССР) — российский артист балета и педагог, премьер балета.
Николай Цискаридзе: «Увидев этот спектакль, дети раз и навсегда полюбят балет»
Теперь мы даже искусственные цветы для спектаклей стали закупать в Китае. Пуанты покупать стало негде, а ведь это очень индивидуальная вещь. Все производство многие годы разбазаривалось. Но если вы в него зайдете, вы не увидите этих денег. У меня все время вопрос, когда я смотрю на сантехнику, на состояние репетиционных помещений...
Почему так грязно, не убрано и все течет? На шее государства сидит много лишнего груза, и я уверен, что скоро будет необходимо делать ревизию. У нас в академии бюджет гораздо меньше, но спросите любого нашего педагога — и вам скажут, что зарплаты в пандемию не изменились. Я считаю, что ситуация, которая сейчас произошла, позволит перезагрузить систему балета и вообще искусства, отделить зерна от плевел.
Очень надеюсь, что все наконец поймут, что «эффективные менеджеры», которые дербанили государственный бюджет, культуре не нужны, потому что они не смогут ничего сделать. Нас приравняли к сфере услуг — к сантехникам, токарям и т. Мы не могли этого допустить. Я очень много ходил по совещаниям, выступал в Госдуме.
Члены правительства меня услышали. Вузы культуры не тронули, и Болонская система не распространилась на балет, на консерватории. Ваши студенты лишены плюсов системы? Все дипломы нашей страны надо переподтверждать в мире за исключением балета и музыки.
Нам нет равных в балете и в музыкальном образовании. На Западе прекрасно понимают свою несостоятельность рядом с нами. С английским газоном очень сложно соревноваться, потому что его 400 лет стригут и удобряют. И то же самое с балетом: с нами сложно соревноваться.
У нас 300 лет идет обучение без остановки, и идет на очень серьезном уровне. Я им ответил со ссылками на нормативные документы международного права и Конвенцию о правах ребенка, что они поступают противоправно. Понимаете, если бы они лично меня осудили, я бы промолчал. Но из их письма следовало, что они разрывают отношения с целой школой.
Со школой, выпускники которой создали понятие «балет» в мире: выберите любой театр — и вы найдете там выпускников с улицы Зодчего Росси. Мне вчера позвонили коллеги из Хельсинки и сказали, что мой ответ обсуждали даже там: мол, вот что значит у Николая два высших образования и что он юрист. Но здесь кроется наша трагедия. До того как в 1956 г.
Большой театр выехал первый раз за границу, СССР был закрытым государством, и настоящие версии постановок до этого никто не видел. Потом мы стали их привозить, и некоторые артисты смогли сбегать — оставались после гастролей за границей.
Одни дети вырастают без книг, другие — на «Курочке Рябе» и «Колобке», а мальчик Коля Цискаридзе — сразу на трагедиях Шекспира.
А что тут мельчить? Любимая няня, «баба», как звал ее Коля, замахнулась сразу на Вильяма нашего, и не прогадала: у ребенка к 4 годам развилось критическое мышление, он как знатный театровед делал выводы, с тревогой относился к незрелой любви Ромео и рыдал, когда Отелло душил Дездемону. А к 5 годам Колю уже трясло от горя известие о том, что Марию Стюарт обезглавили.
Трагедии Шиллера с маминой подачи были еще приправлены великой музыкой Верди его «Травиату» Коля впервые услышал в Тбилиси и балетом «Жизель», перевернувшего ребенку всю жизнь. Как и бессмертный голос Каллас, ставшей проводником и камертоном чистоты и честности в искусстве: всегда жить на сцене, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. В Московском хореографическом училище Колей занимался Петр Антонович Пестов — великий педагог, воспитавший целую плеяду больших мастеров балета.
Цискаридзе — его главная педагогическая победа. Пестов с первых занятий понял, что этот парень абсолютный лидер, на все имеет свое мнение, спорит с педагогами, иногда огрызается, отстаивает свою точку зрения. Ну куда такое годится?
Такой попался ученик с характером. Колина мама даже принесла Пестову в класс палку с просьбой бить нещадно, если тот начнет дурить. Но бить особо не пришлось, Пестову достаточно было сказать: «Коля, тебя Бог накажет, если ты зароешь свой талант в землю!
Дмитрий Кириллов: Я помню, Пестов тебе говорил: «Даже если тебя будут убивать уже, ты будешь... Дмитрий Кириллов: «Ты обязан доиграть до последнего. Уже будешь падать на сцене, но ты должен это сделать».
Николай Цискаридзе: Мне это очень помогло, потому что во многих театрах были разные ситуации. Допустим, выключался свет, включался, а я все продолжал танцевать, не обращал внимания ни на что. Точно так же, как доктор, да, который оперирует, и вот все может произойти во время операции; скорость реакции, от его профессионализма, от его смекалки в этот момент зависит и жизнь человека, и вообще дальнейшее существование.
Николай Цискаридзе, 1992 год: Трудности в нашей профессии тоже есть, но это все очень маленькое, их мало по сравнению с тем, что мы получаем. И стоять на сцене Большого театра, когда нам аплодирует полный зал, — это великое счастье для меня и для моей партнерши. Дмитрий Кириллов: Он вошел в этот дом по имени Большой театр, конечно, не как Алиса в Страну чудес, но многие персонажи, словно герои Льюиса Кэрролла, открывались совершенно с иных сторон.
Они были закрыты масками, и порой под невинной картонной улыбкой прятались просто зловещие существа... Все это будет потом. А пока великий Юрий Григорович берет под свое крыло молодого танцовщика, подающего большие надежды, и произносит свою легендарную фразу: «Грузину пять и взять в театр!
Он Меркуцио имел колоссальный успех, колоссальный успех. А дальше так, дальше, так сказать, я все говорил: «Коля, все, что ты хочешь, давай танцуй». Потому что я считаю, что это уникальный талант.
Дмитрий Кириллов: Григорович не позволил им загрызть Цискаридзе заживо. Началось большое, трудное путешествие длиной в 20 лет. Николай Цискаридзе: Когда я попал в этот огромный мир под названием Большой театр, где была своя жизнь, где было огромное количество нереализованных судеб, я был безумно потрясен.
У нас в школе, когда я еще учился, был один дяденька, он преподавал характерный танец, и у него было два сына, и оба были, так скажем, по меньшей мере неспособные. И когда я уже пришел в театр, старший работал там. И как бы меня брал великий Григорович, руководитель труппы, ко мне было немножко другое отношение...
Но были люди, которые претендовали на это место, понимаешь. И вот, допустим, там начинались уроки в 10 утра, я приходил всегда пораньше, и вот уже эти люди занимались. Я все время с ужасом на это смотрел, потому что мне хотелось всегда подойти к этому папе и сказать: «Вы не понимаете?
Он не может! Он никогда не затанцует! Большой театр набит ими до сих пор, и в опере, и в балете...
И они вот живут, и они на самом деле отравляют пространство гигантскому количеству людей. В нашей профессии, еще, знаешь, как у певцов: ну нет голоса, ну разрабатывай не разрабатывай, его нет. То же самое в балете: фактура должна быть.
Этой профессией не может заниматься каждый. Понимаешь, к сожалению, вот эта тенденция по миру сейчас, что любой крокодил может быть принцем, она чудовищна. Но, слава богу, в России этого нет.
Но все равно крокодилы лезут. Дмитрий Кириллов: Большой театр оказался клеткой с хищниками, и чтобы вырваться из их лап, надо было срочно взлетать. И у Цискаридзе появились крылья.
Марина Тимофеевна Семенова и Галина Сергеевна Уланова — две великие женщины, великие танцовщицы, по-матерински закрывшие собой своего позднего балетного ребенка от ударов врагов. Именно они стали живым примером, как сохранить себя, потому что они были истинными и неподдельными народными артистками Советского Союза, окруженными серостью. Николай Цискаридзе: Я расскажу тебе удивительную историю, которой я был непосредственно свидетель.
Значит, был такой балет «Любовью за любовь» Тихона Хренникова. И вот в те годы в Большом театре была такая традиция, давали молодежные составы, вот все главные роли танцевала молодежь. Я был Доном Хуаном, я танцевал отрицательного персонажа.
И нам не шили костюмы, потому что мы были молодые, ну и мы пошли подбирать себе костюмы, естественно, все же разного размера. И вот одна из главных героинь, ей подошел костюм одной народной артистки. А эта народная артистка была редкая гадина, просто редкая гадина.
Она уже не работает в труппе, ее гримерный столик уже отдали другой артистке... Дмитрий Кириллов: Ну не работает человек. Николай Цискаридзе: Она всегда приходила, собирала вещи, выбрасывала в коридор, устраивала истерики, ее из театра выводили...
Она редкая сволочь была. И вот, значит, девочке подошел костюм ее. Мне подошел костюм такой-то».
Она говорит: «Только в этом! И так как все знали характер этой народной артистки, вот перед спектаклем, вот представь себе, мы греемся, Марина Тимофеевна стояла на сцене и следила: она понимала, что эта сволочь появится ниоткуда. И мы уже все, дирижер пошел в оркестр, Марина Тимофеевна ушла в ложу, началась увертюра, мы все зарядились на заднике, где должны выходить.
И вдруг появляется эта народная артистка вот с такими ножницами, вот которые портняжные, вот эти ножницы, которыми кроят. Она со скоростью света подлетает к этой девочке, хватает ее вот так за грудки, оттягивает костюм и перерезает ей резинки, которые держат костюм, и с проклятьями убегает. Вот на этом моменте я вышел на сцену, и она вот так держит, потому что никто не успел к ней подбежать подшить...
И она, держа вот так костюм, выходит и танцует. Это был первый год моей работы, когда, знаешь, вот ты смотришь и понимаешь: вот так, даже будучи народным артистом, я не хочу. Со всем надо прощаться легко.
Дмитрий Кириллов: Николай Цискаридзе еще задолго до ухода из Большого театра знал день и час, когда ему надо будет собрать вещи и закрыть за собой дверь, тихо, не разрезая ножницами костюмы молодым артистам. Но совсем тихо не получилось, поскольку последние годы работы в театре он почти круглосуточно находился под прицелом телекамер. Зная, что артист за словами в карман не полезет, журналисты получали сочные и меткие цискаридзевские афоризмы и о качестве реконструкции Большого, и о людях, пытавшихся заставить его предавать коллег.
Но ничего не вышло, потому что учителя у него были хорошие, да и друзья великие — те, которые, сами находясь на вершине Олимпа, не стеснялись открыто поддерживать его, потому что понимали цену этого успеха. Я вспоминаю, очень много лет назад, когда мы беседовали с Натальей Георгиевной Гундаревой, мы с ней дружили одно время, короткое время. И она мне говорит: «Я никогда не видела Цискаридзе на сцене!
Николай Цискаридзе: Ты привел Наталью Георгиевну. Дмитрий Кириллов: С Филипповым с Михаилом.
Хочешь видеть только хорошие новости? Вернуться в обычную ленту? До 2013 года был премьером балета Большого театра в Москве. Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси.
Еще в детстве он увлекся искусством: няня познакомила мальчика с классической литературой, сам он любил стихи, мать часто водила сына в театр.
Одним из вопросов победителей стал: «Какие роли вам больше нравится играть — принцев или демонических личностей? Я могу вам сказать, демонические роли играть очень легко, тем более с моей внешностью. С той фигурой, что у меня была, достаточно было надеть темный костюм, и я уже становился самым заметным. А сыграть положительного героя, тем более в таком жанре, как балет, где ты лишен выразительных средств — голосовых, — намного сложнее. А потом, во всем классическом репертуаре принцы поставлены гораздо менее выгодно, чем принцессы. И остаться в истории человеком, который запомнился, — это чрезвычайно непросто.
Я безумно счастлив, что по сей день всем принцам, которых я исполнял, пока замены не нашлось. Потому что ни один человек не звучит в этом репертуаре. Да, называют одну фамилию, другую, говорят: дескать, он такой милый мальчик… А так, чтобы пошла волна, что на этого человека есть поток зрителей, — этого нет. И мне, с одной стороны, грустно, потому что я работал со многими учениками, а с другой стороны — приятно, потому что я пока все равно победитель. Так что быть принцем гораздо сложнее. Автор этого вопроса Ольга Полицан была отмечена звездным гостем наградой в виде книги с дарственной надписью «Мой театр. По страницам дневника.
Второй вопрос-победитель звучал так: «Какой герой вам ближе — Вронский, Левин или Каренин? И почему?
Николай Цискаридзе раскритиковал положение дел в современном балете
Реалии; Крым. НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М.
Я в этом смысле не оригинален. В Грузии и сегодня, несмотря на то что это очень верующая страна, ни одно серьезное решение в жизни человека без совета гадалки или экстрасенса вообще не принимается.
Так в ней совмещались, казалось бы, несовместимые вещи. Кстати, она никогда никому не рассказывала, почему, при каких обстоятельствах научилась гадать. Когда ее уже не было в живых, меня находили люди, которые к ней обращались, рассказывали, как мама все правильно им предсказала. И таких людей было немало. Да что про других! Мама перед моими экзаменами всегда раскладывала карты и называла номер билета, который я вытяну.
Он признается, что имел о театре возвышенное представление. И считает, что мама совершила ошибку. Оказалось, что в закулисье живут не фантастические существа, а сволочи сплошные. Там клубок интриг и так далее, но осознание этого пришло гораздо позже», — не скрывает Николай.
Николай Цискаридзе Тбилисское, затем Московское хореографическое училище. Там все плакали. Но в какой-то момент слезы у меня высохли и все», — вспоминает Цискаридзе. Поднять Волочкову В труппу Большого театра он будет принят в начале 1990-х.
Потом окончит еще и Московский хореографический институт. Что касается интриг, то одна из самых громких историй, которые хранит память Цискаридзе, была связана с Анастасией Волочковой.
Российские звезды Legion-Media Как сообщает «Пятый канал» , Николай Цискаридзе объяснил, почему является исполняющим обязанности ректора Академии. Народный артист РФ подчеркнул, что для него важнее всего не как называется должность, а каков результат его труда. Это все то же самое, зарплата та же. Просто, если Вам скажут, что ты должен уйти, ты просто в эту же секунду становишься не ректором. Я сказал: "Да, ради бога, мне это ничего.