Главная» Новости» Приоритетные национальные проекты как инструмент решения социальных проблем 2023. Главная» Новости» Результаты реализации национальных проектов на 2024 год.
Другие новости
- Национальные проекты России. Вклад Москвы / Проекты / Сайт Москвы
- Заседание Госсовета РФ и Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов
- Идет загрузка галереи...
- Комплексный план и внеплановые рекорды
- Национальные Проекты России - YouTube
Национальные проекты Российской Федерации: какие программы в России?
Начало реализации четырех приоритетных национальных проектов год | Итоги осуществления приоритетных национальных проектов оцениваются неоднозначно: не вызывает сомнения, что определенные качественные социально-экономические преобразования были осуществлены. |
Национальные проекты Российской Федерации: какие программы в России? | Разрабатывая параметры реализации национальных проектов, мы определили показатели, на которые должны выйти в ближайшие два года работы. |
Национальные проекты России до 2030 года: Новые направления и перераспределение | Эффективность реализации приоритетных национальных проектов зависит от следующих факторов: организация управления. |
Деньги есть. Путин начал внедрять новые нацпроекты России | Аргументы и Факты | Национальный проект «Образование» обеспечивает в первую очередь достижение национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом Российской Федерации, по обеспечению возможности для самореализации и развития талантов. |
Задачи национального проекта РФ «Образование»:
- Национальные проекты России. Вклад Москвы / Проекты / Сайт Москвы
- Башкирия в 2023г направила на нацпроекты 40,4 млрд руб
- Правительство России приступило к разработке новых нацпроектов
- Национальные проекты России – Telegram
- Национальные проекты России 2019—2024 — Википедия
- ВЦИОМ. Новости: Национальные проекты — 2023: итоги и ожидания
Заседание Госсовета РФ и Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов
Реализация приоритетных национальных проектов несет как преимущества, так и вызовы для России. Эффективность реализации приоритетных национальных проектов зависит от следующих факторов. Начало реализации приоритетных национальных проектов в россии.
Владимир Путин провел заседание Совета по реализации приоритетных национальных проектов.
Национальные проекты России | Group on OK | Join, read, and chat on OK! | Начало реализации приоритетных национальных проектов в россии. |
Обновленный нацпроект будет донастроен под актуальные запросы МСП | Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к федеральному правительству, парламенту страны и руководителям регионов. |
Национальные проекты Российской Федерации: какие программы в России? | Национальные проекты — инструмент социально-экономического развития государства, призванный вывести приоритетные отрасли на новый уровень. |
Ильченко С.В. Национальные проекты России и риски их реализации | Судьба приоритетных национальных проектов после выборов до сих пор остаётся неясной. |
Национальные проекты или бег по кругу | Новые национальные проекты "Семья", "Молодежь России", "Продолжительная и активная жизнь", "Кадры" и "Экономика данных" запустят в России. |
Национальный проект «Семья» в России в 2024 году
Национальные проекты — инструмент социально-экономического развития государства, призванный вывести приоритетные отрасли на новый уровень. 29 февраля 2024 года президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию анонсировал новые национальные проекты. Подводя итоги реализации нацпроектов в 2023-м и предыдущих годах, Путин подметил, что в стране остается много проблем, над которыми нужно работать: и в социальной сфере, и в экономике, и в финансах. Начало реализации приоритетных национальных проектов в россии. Реализация проектов была начата 1 января 2019 года. Помимо этих 12 нацпроектов, указ президента предусматривал масштабную модернизацию магистральной инфраструктуры страны.
Третья волна: Россия вступает в новый этап нацпроектов
На июль 2019 года она работает меньше полугода, в режиме онлайн в ней работают более 12 тыс. Система проходит тестирование, оптимизацию и исправление технических сбоев и ошибок, которые в её работе фиксируются [20]. Президент России Владимир Путин дал поручения 23 июля 2019 года правительству принять до 15 декабря законы, необходимые для реализации национальных проектов. Перечень поручений опубликован на сайте Кремля по итогам совещания с членами правительства [21]. На сегодняшний день сформированы показатели, доведены до регионов все необходимые ресурсы» [22]. В конце февраля 2020 года Правительство определило кураторов по общим вопросам реализации нацпроектов. Куратором проектов « Образование », « Демография », « Здравоохранение » и « Наука » осталась Татьяна Голикова , а Дмитрий Чернышенко будет отвечать за проекты «Демография» в части исполнения федерального проекта «Спорт — норма жизни» , « Культура » и « Цифровая экономика » [23].
Летом 2020 года вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко заявил о работе Кабинета министров над согласованием нового национального проекта в сфере туризма, который приведёт к общему знаменателю все задачи по развитию отрасли в России [24].
На портале iMonitoring доступны ежемесячные данные в соответствии с отчетом об исполнении бюджета по каждому из национальных проектов и государственных программ. В их число входят "Цифровая культура", "Цифровые технологии", "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами", "Системные меры по повышению производительности труда", "Развитие интеграционных процессов в сфере науки, высшего образования и индустрии", "Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров" и "Промышленный экспорт".
В федеральном бюджете, который ранее распределялся, по функциям и направлениям деятельности органов власти, появились так называемые "федеральные целевые программы" далее - ФЦП , выделенные направления работы под особым контролем Правительства РФ и имеющих форму долгосрочных, от 4 лет и более планов. ФЦП курировались отвечающими за них Министрам.
В 2006 году таких программ было 51 без учёта подпрограмм которых, также, было немало. Бюджет ФЦП был относительно невелик. Например, ФЦП "Электронная Россия" в общей сложности составил 20,36 миллиардов рублей за период с 2002 по 2010 годы. Это сравнительно немного и эта ФЦП охватывала только создание информационных систем органов власти, не затрагивая экономику в целом. Другие ФЦП, были, в основном больше, многие охватывали субъекты федерации и были предметом кооперации нескольких органов власти. Для отдельных ФЦП создавали специальные сайты информирования и взаимодействия участников.
Большая часть этих сайтов уже недоступны, но по некоторым программам, например, по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, сайт ещё существует fcpk. Государственные программы - это итог долгих обсуждений о необходимости перехода на программно-целевое бюджетное финансирование. Переводя на русский язык с бюрократического - это когда Вы можете проследить на что конкретно идут госрасходы. В бюджетном послании Президента РФ в 2013 году упоминался переход к программно-целевым методам стратегического и бюджетного планирования. Государственные программы И действительно с 2014 года в бюджете появились так называемые программные и непрограммные статьи. Подавляющая часть федерального бюджета была разделена на государственные программы, а также появился портал раскрытия по государственным програмам programs.
Федеральные целевые программы были, или закрыты закончились , или преобразованы в государственные программы, или продолжены и стали подпрограммами государственных программ. При этом мониторинг ФЦП остался у Минэкономразвития и продолжился. Тем самым возникло, как минимум, два публичных контура мониторинга целей, задач, мероприятий и расходов по госпрограмам. К нашей радости, довольно публичных. Что такое госпрограмма? На портале раскрытия госпрограмм Что такое госпрограмма?
С одной стороны по государственным программам стало меньше информации, поскольку отдельные сайты раскрытия по ним не были предусмотрены, с другой стороны на портале госпрограмм стали появляться сведения о ходе исполнения, показателям, а сами показатели были связаны с запланированными мероприятиями. Разработка госпрограмм была строго регламентирована, а сам бюджет можно было, наконец-то увидеть в разрезе изменений по планируемым показателям в разрезе госпрограмм.
Мастерицы мануфактуры изготавливают игрушки полностью вручную.
Сначала они делают основу из проволочного каркаса, ваты и клейстера, а затем украшают её, превращая в Арлекина или белого мишку. Мастериц обучают прямо на предприятии, и в дальнейшем они могут открыть собственное дело.
Идет загрузка галереи...
Что известно о российских национальных проектах | В рамках Послания Федеральному Собранию Президент России заявил о необходимости реализации четырёх новых национальных проектов: «Семья», «Продолжительная и активная жизнь», «Молодёжь России» и «Кадры». |
Подходы к реализации новых нацпроектов обсудили на заседании комиссии Госсовета | Рассматриваются основные направления реализации национальных проектов, исследованы проблемы реализации приоритетных национальных проектов, проводимых с 2005 года. |
Что хотите найти? | Путин заявил, что оценивать результаты реализации нацпроектов будут россияне. |
Обсуждены итоги реализации приоритетных национальных проектов | Власти обсудили предварительный перечень национальных проектов, среди них — как действующие, так и новые, выяснил РБК. |
Национальные цели развития России | РИА Новости, 1920, 29.02.2024. |
Третья волна: Россия вступает в новый этап нацпроектов
По словам главы государства, дефицит квалифицированных кадров и отсутствие собственных передовых технологий могут привести к замедлению экономического роста и развития страны. Он отметил, что власти понимают это, «и здесь нужно работать на опережение». Глава государства поручил правительству реализовать программу ремонта и оснащения учреждений СПО. В порядок предстоит привести учебные здания, спортобъекты, общежития техникумов и колледжей.
За шесть лет на эти цели выделят 120 млрд рублей из федерального бюджета. Кроме того, будет дополнительно выделено 124 млрд рублей на капитальный ремонт около 800 общежитий вузов и университетов. До 2030 года в России построят 25 университетских кампусов.
Путин предложил расширить эту программу и в общей сложности построить не менее 40 таких студенческих городков и выделить на эти цели около 400 миллиардов рублей из федерального бюджета, предусмотрев в кампусах все условия, чтобы студенты, аспиранты, преподаватели, молодые семьи могли учиться, работать и воспитывать детей. До 2030 года будет продлена программа «Приоритет — 2030» и на ее финансирование выделят дополнительно порядка 190 миллиардов рублей. Новый проект «Экономика данных» предполагает поддержку властями стартапов и предприятий, которые производят оборудование для хранения и обработки данных.
На программу российские власти планируют выделить около 700 миллиардов рублей. Главное — это оценка людей. Владимир Путин подытожил, что все параметры всех новых национальных проектов должны быть утверждены правительством уже до конца 2024 года.
Главное — это оценка людей, то, как меняется к лучшему их жизнь. Масштаб исторических вызовов, которые стоят перед Россией, требует предельно чёткой, слаженной работы государства, гражданского общества, бизнеса. Это программа сильной, суверенной страны, которая уверенно смотрит в будущее.
Для каждого сегмента определяется стимулирующие меры, многие из которых являются весьма спорными. Например, коммерческое строительство, почему-то названо «нестимулируемым сегментом рынка», хотя именно коммерческое строительство является основным источником нового жилья в России, во много раз опережая все иные формы строительства. Указание «уровня доходов», как основного признака сегмента, полностью справедливо только для выделения сегмента социального жилья для малоимущих граждан.
Граждане, зачастую, принципиально арендуют жилье, предпочитая быть мобильным в выборе места жительства и вкладывать деньги в иные инвестиционные инструменты. А граждане, способные самостоятельно купить жилье, не откажутся от его приобретения на условиях «лучше рыночных» через «некоммерческие формы жилищного строительства». К сожалению, логика последовательного перемещения граждан по этой лестнице доходов, прослеживается во многих разделах Стратегии.
Означает ли это, что только люди с определенным уровнем дохода смогут участвовать в программах кооперативного строительства? А сможет ли гражданин, построивший квартиру в кооперативе, сдать ее или его будут заставлять жить в ней? Индивидуальное жилье в нашей обширной стране со временем должно занять одну из позиций по объему строительства.
Значение жилищно-строительных кооперативов в стратегии сильно преувеличено. ЖСК — это в первую очередь форма накопления и инвестирования средств, причем не самая удобная. Позитивный эффект от ее использования обозначен в Стратегии как «возможность строить жилье по цене на треть дешевле рыночной с учетом прибыли подрядных строительных организаций».
Главной ошибкой государства может стать обозначенная первой мера «предоставление преимущественного права приобретения земельных участков в целях жилищного строительства некоммерческими объединениями граждан путем ограничения участия застройщиков с иными организационно-правовыми формами в аукционах, инициированных объединениями граждан». На практике это станет очередным механизмом бесплатного или почти бесплатного «растаскивания» государственной земли разного рода проходимцами, «представляющими интересы» различных групп граждан. Объективная и долгосрочная тенденция к росту цен на сельхозпродукцию в мире дает уникальный шанс для нашей страны.
Увеличение благосостояния и численности населения земли при отсутствии резервов для быстрого наращивания объемов производства позволяют говорить о неизбежно нарастающем дефиците продовольствия тренде увеличения цен минимум на 10 лет вперед. Уникальность положения России заключается в том, что Россия практически единственная страна в мире, которая способна в большом объеме расширить площадь пахотных земель, и в первую очередь, за счет земель выбывших из оборота за годы реформ. Потенциал нашей страны в аграрной сфере сложно переоценить.
Увеличив эффективность сельхозпроизводства и вернув в оборот выбывшие земли, экономическое значение АПК в перспективе вырастет до уровня сопоставимо с сырьевым экспортом России. Подтверждением серьезности такой заявки могут стать примеры других крупнейших стран — Китай и Индия обеспечивает в 8-мь раз большее население за счет примерно такого же объема пашни, как и в России, а США, обеспечивая в два раза большее население, экспортирует сельхозпродукцию на 100 млрд. Текущее состояние сельского хозяйства прямое следствие политики 90-х годов, когда оно было «принесено в жертву» либеральной экономике.
Государственная поддержка не просто уменьшилась, она просто исчезла. Чего стоят только пресловутые «ножки буша», которые поставлялись в Россию бесплатно. Все дело в том, что на американском рынке востребована только грудка курица и в бюджете были заложены значительные средства для компенсации производителям утилизации всего остального.
Средние по России значения ключевых аграрных показателей производительности в 1,5—3,5 раза ниже, чем в развитых странах. Из представленных графиков динамики объемов производства сельхозпродукции видно, что за годы реформ животноводство пострадало больше чем растениеводство. Это связано с более высокой доходностью растениеводства.
Также современное животноводство требует гораздо больших инвестиций, а затраты на содержание животных в нашем климате заведомо выше, чем во многих других странах. Таким образом, представляется правильным, что один из главных упоров в национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса» делается на развитие животноводства и, в частности, за счет решения одной из ключевых проблем — доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, требуемым в первую очередь для создания новых животноводческих комплексов. Данная мера показала свою эффективность.
Даже владельцы средних по масштабу земельных наделов, не имеющие большой административной поддержки, в один голос отмечают, что «национальный проект, как это не удивительно, начал работать». Компенсация процентной ставки и условия лизинга создали отличные стимулы для строительства новых комплексов. Помимо приоритета на «ускоренное развитие животноводства» национальный проект «Развитие АПК» включает в себя еще два направления: «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов или их семей на селе».
Последнее направление является крайне важным, поскольку отсутствие квалифицированных кадров и в первую очередь управленческих, очень сильно тормозит развитие АПК. К сожалению, отзывы по поводу реализации данной меры во многом негативные. Отмечается, что несмотря на значительные субсидии на строительство жилья, молодые специалисты не имеют возможности найти источники даже для оплаты оставшейся части.
Самым важным недостатком национального проекта является отсутствие обозначенной стратегии России в достижении лидирующих позиций среди мировых сельхозпроизводителей и как следствие отсутствие комплексного подхода. Будущее российского сектора АПК за крупными, современными, высокотехнологичными и как следствие капиталоемкими хозяйствами. Стимулирование их развития не требует дополнительных затрат со стороны государства.
Гораздо важнее обозначить приоритеты и зафиксировать «правила игры». К частным недостаткам нацпроекта можно отнести отсутствие программ поддержки расширения зернового производства, невнятная позиция государства на рынке элеваторных услуг и определение закупочных цен госзаказа со значительным опозданием. Крупные хозяйства Около половины сельскохозяйственной продукции в России производится сегодня в малых хозяйствах, в том числе личных подсобных хозяйствах.
Развитие неестественного по рыночным меркам уклада случилось не от хорошей жизни: не только сельских, но и многих городских жителей выживать за счет своего «подножного корма» заставил коллапс государственной экономики. Несмотря на высокую производительность достигаемую не техникой, а трудоинтенсивностью , крестьянские подворья не могут обеспечить высокий уровень достатка и проигрывают всем: они очень скромны там, где успешен крупный агробизнес, или там, где население имеет возможность добывать «хлеб» другим ремеслом. По большому счету, натуральные и малотоварные личные хозяйства существуют лишь благодаря бедности и проблеме занятости сельского населения, с улучшением экономической ситуации они станут быстро терять свои позиции.
Мировая практика, несмотря на ряд устойчивых заблуждений, наглядно демонстрирует успешность крупных хозяйств. По настоящему крупных агрохолдингов в России, обрабатывающих более 100 000 гектар, единицы. Крупных хозяйств, обрабатывающих десятки тысяч гектар также пока мало — большая часть довольно точно очерчена популярным рейтингом крупнейших предприятий отрасли «Агро-300».
При этом существуют объективные предпосылки для роста количества крупных компаний. С учетом нормального севооборота валовая прибыль с одного гектара пашни достигает 10-12 тыс. Правильный вывод для государственной политики в сельском хозяйстве можно сформулировать так — надо стремиться не к умножению числа мелких игроков, а к обеспечению как можно более быстрого транзита успешных хозяйств от мелких форм к крупным.
Что мешает развитию? Рабочие и управленцы. Часто упоминается кадровая проблема, но она, несмотря на депопуляцию, пьянство и отходничество, состоит не в нехватке людей, как часто полагают обыватели.
Количество занятых на селе за годы реформ сократилось в полтора раза, однако оно по-прежнему избыточно для реально эффективного аграрного производства Подвох современного сельского хозяйства состоит в том, что требуемое количество занятых во много раз меньше.
Непосредственными руководителями проектов, которые несут персональную ответственность за выполнение заложенных в нацпроекты показателей, выступили профильные министры российского правительства [5]. Владимир Путин о нациоанльных проектах сказал следующее: «Национальные проекты крайне важны для наших граждан. Они должны вести к повышению благополучия российских семей, менять к лучшему городскую среду, социальную сферу, создавать новые возможности для бизнеса… Задача каждого национального проекта не в том, чтобы просто построить, сдать в эксплуатацию или отремонтировать какой-либо объект. Нужно добиться того, чтобы с помощью нацпроектов на деле решались самые чувствительные проблемы людей. В этом и заключается главный критерии эффективности нашей общей работы». Этот консультативный орган заменил упраздненные советы при главе государства по модернизации экономики и инновационному развитию России, по развитию финансового рынка РФ, Экономический совет, а также Комиссию по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России.
В задачи нового Совета вошли подготовка предложений по определению и актуализации целевых показателей национальных проектов и программ, координация работы органов государственной власти в этой сфере, анализ и оценка процесса реализации нацпроектов. Решением текущих вопросов деятельности Совета занимается его президиум — Федеральный проектный офис, который возглавляет премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Последнее заседание Совета состоялось 21 декабря 2023 года [6]. Среди них — сохранение населения, здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство, а также цифровая трансформация. В рамках указа главы государства правительство России представило корректировки в паспорта нацпроектов [7]. В 2021 году был утвержден новый, тринадцатый нацпроект: «Туризм и индустрия гостеприимства». В 2023 году по поручению Путина были разработаны ещё два нацпроекта: «Беспилотные авиационные системы» и «Экономика данных», данные проект находятся в стадии документального оформления.
Они рассчитаны на срок до 2030—2035 года.
Объективно требуются дальнейшие усилия по совершенствованию образовательных процессов и системы образования в стране. Так, в частности к основным проблемам реализации проекта относятся: отсутствие системного характера изменений в образовательной сфере; отсутствие внимания к воспитательной работе; отсутствие ориентации образовательной системы на запросы бизнеса и др. Реализация приоритетного национального проекта в области обеспечения жильем: проблемы и перспективы Результат реализации приоритетного национального проекта в области обеспечения российских граждан жильем оценивался исходя из параметра доступности жилья, то есть коэффициента который отражает доступность жилья и рассчитывается как соотношение между среднерыночной стоимостью стандартного жилого помещения к среднегодовому доходу российской семьи, состоящей из трех человек. В начале реализации проекта данный параметр снижался, и только с 2010 г.
The implementation of priority national projects in the Russian Federation: problems and prospects
- Обновленный нацпроект будет донастроен под актуальные запросы МСП
- Национальные проекты России. Вклад Москвы / Проекты / Сайт Москвы
- Национальные проекты России. Вклад Москвы / Проекты / Сайт Москвы
- Суть нацпроекта «Семья»
- Реализация приоритетных национальных проектов в Калужской области
- Результаты исполнения национальных проектов в 2022 году: общие итоги
Деньги есть. Путин начал внедрять новые нацпроекты России
Правительство РФ приступило к разработке новых национальных проектов, которые были объявлены президентом РФ Владимиром Путиным в послании. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» инициирован Президентом РФ и курируется первым вице-премьером Правительства РФ Андреем Белоусовым. Подводя итоги реализации нацпроектов в 2023-м и предыдущих годах, Путин подметил, что в стране остается много проблем, над которыми нужно работать: и в социальной сфере, и в экономике, и в финансах.
Регион участвует в реализации приоритетных национальных проектов
В свою очередь Федеральному центру необходимо определить финансовые и организационные механизмы достижения поставленных целей. Плохие дороги, отсутствие инфраструктуры, а главное невозможность трудоустроиться с долгосрочной перспективой заставляет сельскую молодежь перебираться в города. Многое в развитии сел, по словам Путина, зависит и от муниципальных властей. Президент России здесь же поручает разработать долгосрочную стратегию устойчивого развития сельских территорий.
Хочу еще раз подчеркнуть: это не проекты отдельных ведомств. Они должны работать на общие системные задачи, на достижение наших национальных целей развития. Это программа сильной суверенной страны, которая уверенно смотрит в будущее для достижения поставленных целей», — резюмировал Владимир Путин. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым!
Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. В начале послания к Федеральному посланию 2024 года президент подчеркнул, что в программе действий многие меры формировались в ходе его поездок в регионы, прямого общения с инженерами, врачами, учителями, учеными, многодетными семьями, добровольцами. Путин отметил, что Россия сталкивается со снижением рождаемости.
Особое внимание президент призвал уделить сельским территориям, регионам, где продолжительность жизни ниже, чем в среднем по России. Об этом комплексном плане в конце января просил Путина герой ДНР Артем Жога, который также является доверенным лицом президента, сопредседателем предвыборного штаба. Президент подчеркнул, что дефицит кадров и технологий создают риски для устойчивого экономического роста России. Вопрос по этой проблеме поднимался неоднократно.
The solution to these problems may be the work on improving the system of financial control, finding additional sources of project financing, including through public-private partnerships, active involvement of the public in the development and implementation of priority national projects. Костарева Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия Рассмотрены теоретические и практические аспекты реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации. Определено понятие, сущность и содержание приоритетных национальных проектов. Проведён анализ организационных аспектов реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации, а также их итогов. Сформулированы основные проблемы и перспективы использования приоритетных национальных проектов в решении социально-экономических проблем в России. Ключевые слова: приоритетный национальный проект, субъекты управления проектной деятельностью, технология разработки приоритетных национальных проектов.
Kostareva Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia One of the most important innovations of recent years in the public administration has been priority national projects. Keywords: priority national project, subjects of project management, technology of development of priority national projects. Одной из важнейших инноваций последних лет в системе государственного управления стали приоритетные национальные проекты. Результаты реализации данных проектов с 2006 г. С одной стороны, есть качественные социально-экономические изменения, наметилось движение в направлении инновационного развития страны, но с другой стороны — глубина решаемых проблем, сложность реализации отдельных проектов ставят под угрозу использование данного инструмента государственного управления. В связи с этим актуальным является вопрос научного исследования проблем реализации приоритетных национальных проектов и определение направлений их решения. В 2004—2005 гг. Президент РФ в своём Послании Федеральному Собранию определил социальные инициативы, которые должны были стать ключевыми вопросами государственной демографической политики, основой экономического курса в направлении повышения качества жизни граждан России — курса на инвестиции в человека. Социальные инициативы Президента РФ легли в основу четырёх приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильём населения и развития агропромышленного комплекса, указанных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 гг. Фахрутдиновой, к 2005 г.
Во-первых, у государства было достаточно ресурсов для решения социальных проблем при отсутствии риска инфляции. Во-вторых, новая система избрания высшего регионального руководства укрепила государственную власть и создала новые административные возможности для реализации масштабных проектов: возможность обеспечить согласованные действия на всех уровнях государственного управления. В-третьих, переход к государственному бюджетному планированию на трёхлетний период расширил горизонты для экономического планирования, сделал возможным постановку крупных и детализированных задач. В-четвёртых, государственные деятели осознали потребность в сосредоточении усилий в указанных приоритетах. Необходимо отметить, что на законодательном уровне в России термин «приоритетный национальный проект» не определён. Законодательно закреплены такие понятия: 1 проект — комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений2; 2 государственная программа Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации3. В научных исследованиях предприняты по- 1 Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. Так, А. Абдусала-мова определяет приоритетный национальный проект как комплексную систему мероприятий с чётко обозначенными социально-экономическими ориентирами, направленную на качественное улучшение жизни граждан Российской Федерации за счёт модернизации системы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального и агропромышленного комплексов, инициированную и контролируемую государством [1]. По мнению А.
Сон, приоритетные национальные проекты — это комплекс взаимосвязанных мероприятий общенационального уровня, реализуемых с целью достижения стратегических целей развития российского общества и обеспечения социально-экономической безопасности страны [12]. Приоритетные проекты в современной России занимают особое место в системе национального программирования и проектирования. Они тесно переплетаются со стратегическими направлениями и госпрограммами рис. С 2005 г. И теперь это не четыре, а 11 приоритетных направлений, в рамках которых формируются приоритетные проекты рис. Приоритетные национальные проекты органично были вписаны в систему государственного управления, и в 2006 г. Огромную роль в реализации приоритетных национальных проектов по отраслям занимают министерства, а также подведомственные им службы, агентства, под руководством которых происходят разработка и внедрение последовательных мероприятий по осуществлению поставленных в проектах задач. Организационная структура управления реализацией приоритетных национальных проектов в России представлена на рис. С внедрением приоритетных национальных проектов изменились принципы управления государством: 1 федеральный бюджет верстается с учётом реализации приоритетных проектов, а все остальные программы тщательно анализируются и оптимизируются; 2 аксиомой признаётся сбалансированный бюджет; государство должно обеспечить реализацию принятых социальных обязательств; 3 особое внимание уделяется эффективности расходов: к финансированию подходят Рис. Место приоритетных проектов в системе национального программирования и проектирования в РФ Рис.
Приоритетные направления, утверждённые Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам в 2016—2017 гг.
О здоровье граждан Владимир Путин объявил о новом национальном проекте «Продолжительная и активная жизнь», направленном на повышение внимания государства к вопросам здравоохранения и роста качества жизни. Особое внимание должно быть уделено сельским территориям, где пока средняя продолжительность жизни ниже, чем по стране в целом. Также будет запущена комплексная программа по охране материнства и сбережению здоровья детей, эту сферу в ближайшие шесть лет дополнительно профинансируют.
В числе приоритетов здесь будет расширение сети женских консультаций, а также модернизация перинатальных центров и детских поликлиник и больниц. На эти суммы планируется направить более 1 трлн рублей. Для поддержки детства будет проводиться и ремонт в детских садах и школах. До 2030 года проблема капитальных ремонтов должна быть полностью решена.
Дополнительно на эти цели за шесть лет будет выделено более 400 млрд рублей. Так, среди мер, которые предлагает Путин, — налоговый вычет с 2025 года для тех, кто будет проходить диспансеризацию и сдавать нормативы ГТО. За счет федерального бюджета в сельских территориях и в малых городах будет построено не менее 350 спортивных объектов, универсальных комплексов и быстро возводимых площадок для взрослых и детей. На эти цели запланировано направить 65 млрд рублей.
О поддержке молодежи и учителей Обратил внимание Владимир Путин и на развитие компетенций молодежи. В частности, в этих целях будет реализован нацпроект «Молодежь России»: необходимо обеспечить связку всех уровней образования — от школы до вуза, — а также простимулировать развертывание широкой системы профориентации для учащихся. Уже с 1 сентября 2024 года будет введена федеральная выплата в размере 5 тыс. С марта 2024 года до 10 тыс.
Какие стратегические разработки уже стоят на вооружении ВС РФ и на что они способны Кроме того, будет создана система дополнительной мотивации для молодежи, чтобы она приходила работать в школы и видела для себя перспективы профессионального развития. В том числе в этих целях на обновление инфраструктуры педвузов будет направлено 9 млрд рублей. Будет повышен и уровень оплаты труда преподавателям фундаментальных дисциплин, правительство должно разработать параметры этого решения и начать их внедрение уже с 1 сентября. По предварительным подсчетам, в нынешнем году на эту задачу потребуется 1,5 млрд рублей, далее требуемая сумма возрастет до 4,5 млрд.
Все необходимые бюджеты уже просчитаны, подчеркнул президент. О программах для малого бизнеса Отдельный блок был посвящен мерам поддержки бизнеса. В частности, президент предложил проработать параметры амнистии в отношении некрупных компаний, которые при фактическом росте бизнеса вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации.