Home ⇒ Грабарь Игорь ⇒ Описание картины Игоря Грабаря «Мартовский снег» (Март). Грабарь уловил ту ускользающущю голубизну снега, которую можно увидеть только в определённое время дня, точнее, когда день вот-вот сменят сумерки. тэги: грабарь игорь эммануилович, март, описание картины. Описание картины «Грабарь — Март» воздействует на скрытые чувства ребенка, раскрывая. Несравненный март Нам преподносит ярко, живо сказку. Картина «Мартовский снег» написана Игорем Эммануиловичем Грабарем в 1904 году, в расцвет его увлечения импрессионизмом.
Игорь Эммануилович Грабарь
тэги: грабарь игорь эммануилович, март, описание картины. Картина Грабаря Мартовский снег создана по всем канонам импрессионизма. Но теперь Грабарь переходит к большему охвату пространства, к широкой, обобщенной композиции. Картина «Мартовский снег» написана Игорем Эммануиловичем Грабарем в 1904 году, в расцвет его увлечения импрессионизмом. Март - одно из многих произведений художника.
Картина Грабаря Мартовский снег. 1904 г.
В последней картине Грабарь поставил цель «передать контраст шероховатой скатерти, блестящей посуды и матовых нежных цветов при помощи соответствующей каждому предмету фактуры и характера окраски»[24]. В последней картине Грабарь поставил цель «передать контраст шероховатой скатерти, блестящей посуды и матовых нежных цветов при помощи соответствующей каждому предмету фактуры и характера окраски»[24]. Грабарь И.Э. «Мартовский снег» (1904). Девушка с коромыслом, ставшая смысловым центром картины, появилась на ней случайно. Главная» Новости» Картина март грабарь.
Грабарь Игорь Эммануилович «Март»
Картина «Мартовский снег» написана Игорем Эммануиловичем Грабарем в 1904 году, в расцвет его увлечения импрессионизмом. Март, автор - Igor Grabar., коллекция - The State Russian Museum, Exhibition - Игорь Грабарь. Подробная информация: описания экспоната, жанр, сюжет, оригинал, сочинения. Картина грабаря март. Грабарь Березовая аллея картина. одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. удивительное время года, природа дарит нам столько новых красок, что нельзя н.
Описание картины Игоря Грабаря «Мартовский снег»
А этот март он написал спустя треть века. Грабарь Игорь Эммануилович «Март», 1939 Холст, масло 81x101 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Картина была написана в 1939 году в Абрамцеве. Художник Игорь Грабарь на картине «Март» изобразил весенний солнечный день. Грабарь. Март. Картина, зимний пейзаж, зеленые елки, белый снег, фото. Сайт о русском художнике Игоре Грабаре. Грабарь Игорь Эммануилович «Март», 1939 Холст, масло 81x101 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Картина была написана в 1939 году в Абрамцеве.
Мартовский снег — Игорь Грабарь
Яблонская Татьяна Описание картины Игоря Грабаря «Мартовский снег» Сельский пейзаж Игоря Грабаря «Мартовский снег» изображает весенний, но ещё по-зимнему холодный день в небольшом посёлке. На переднем плане торопится за водой молодая девушка, неся коромысло с двумя ведрами на одном плече. Несмотря на то, что на улице март, зима не торопится сдавать позиции — девушка одета достаточно тепло: телогрейка, юбка до пола, на голове платок. Кроме девушки, на картине изображены несколько избушек, деревья, на которых уже нет снега и они готовы сбросить оковы зимы. Но земля ещё укутана толщей снега, и ещё не скоро проснется от холодного сна.
В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Портал работает под эгидой Российского союза писателей.
Сам автор называл себя махровым дивизионистом одно из направлений этой техники, связанное с мелкими дробными мазками, складывающимися в общее целое, притом неосязаемые блики света кажутся не менее материальными, чем изображенные предметы. В данном полотне автор решил отойти от традиционной для себя эстетики изображения деревьев, стоящих на лесной поляне, вокруг которых нет ни единой живой души ни человека, ни дикого животного — а ведь подобных пейзажей было написано им сотни. Сюжет Здесь изображена жанровая сцена: деревня, тепло одетая девушка с коромыслом и, согласно традиции, изумительно изображенные зимние образы природы. На переднем плане лежат длинные голубые тени от ветвей дерева, оттеняющие грязно-белый мартовский снег.
Яблонская Татьяна Описание картины Игоря Грабаря «Мартовский снег» Сельский пейзаж Игоря Грабаря «Мартовский снег» изображает весенний, но ещё по-зимнему холодный день в небольшом посёлке.
На переднем плане торопится за водой молодая девушка, неся коромысло с двумя ведрами на одном плече. Несмотря на то, что на улице март, зима не торопится сдавать позиции — девушка одета достаточно тепло: телогрейка, юбка до пола, на голове платок. Кроме девушки, на картине изображены несколько избушек, деревья, на которых уже нет снега и они готовы сбросить оковы зимы. Но земля ещё укутана толщей снега, и ещё не скоро проснется от холодного сна.
Грабарь. Март. Картина, зимний пейзаж, зеленые елки, белый снег, фото
Кто будут эти желанные люди, в каком направлении они сделают свой шаг вперед - этого сказать нельзя. Но мы имеем все данные для того, чтобы надеяться и ожидать»[5]. Постепенно от публикаций критических статей Грабарь перешел к монографическим исследованиям. Наиболее известными стали его труды о творчестве архитекторов Д. Жилярди и М. Серова и И. Тома «Истории русского искусства» под редакцией И. Фотография В 1906 году Грабарь выступил редактором и одним из авторов «Истории русского искусства» М.
В 1908-м он написал всего несколько картин, а уже со следующего года и до конца 1914-го «не брался за кисть, находясь во власти пера»[6]. Действительно, научная деятельность потребовала много времени и сил. Необходимо было в краткие сроки представить четкую концепцию, подобрать авторов, готовых участвовать в коллективном труде, заняться редактированием чужих и написанием своих текстов. Опираться на опытный коллектив авторов его научил А. Маркс - издатель журнала «Нива». Грабарь писал: «Осторожный и умный Маркс создал свое гигантское издательское дело не столько сам, собственными усилиями, сколько умелым подбором людей»[7]. Параллельно художник взялся за подготовку посмертной выставки В.
Серова и написание монографии о его творчестве. В эти же годы он работал над проектом для архитектурного комплекса корпусов Захарьевской больницы в Химках[8]. Кроме того, в 1913 году Московская городская дума избрала его попечителем Третьяковской галереи. В советские годы ученый инициировал издание новой многотомной «Истории русского искусства» М. Лазаревым и В. Основная задача этого фундаментального исследования состояла в том, чтобы дать всестороннюю картину развития русского искусства с древнейших времен до современной выходу книг советской эпохи. В это время он сотрудничал с журналами «Среди коллекционеров», «Русское искусство», «Красная Нива», «Красная панорама».
В 1941 году за фундаментальный труд о творчестве И. Репина Грабарь получил Сталинскую премию. По его подсчетам, было опубликовано более 100 научных статей. Ученый сам раскрыл секрет своей работоспособности. Он объяснил, что на протяжении жизни вставал в 6 часов утра, а ложился спать в 10 часов вечера, «не любил заседать, никогда нигде не бывал по вечерам и по гостям, ибо берег свое время для дела»[10]. Февральская лазурь. Живописец создал яркие, эффектные, жизнеутверждающие полотна, основываясь на опыте европейского импрессионизма, постимпрессионизма и модерна.
Незабываемы его зимние пейзажи. Вслед за известной картиной «Февральская лазурь» 1904, ГТГ он исполнил большой пейзажный цикл, получивший название «Сказка инея». Истинными шедеврами его творчества как дореволюционного, так и последующего советского периода становятся натюрморты. В таких картинах, как «Хризантемы» 1905 , «Неприбранный стол» 1907 , «Груши на зеленой драпировке» 1922; все - ГТГ , мастер находит множество изысканных колористических и композиционных решений. В художественном развитии Грабарь прошел путь от импрессионизма к декоративной плоскостности и обобщенности сезаннизма и закончил его как мастер соцреализма. В 1920-1930-е годы художник с увлечением работал в жанре портрета. Ему позировали родственники, друзья, люди творческих профессий.
Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 25-го по новому стилю 1871 года в Будапеште, в семье русинов[11], посвятивших жизнь борьбе против курса мадъяризации[12], насильственно проводимого правительством Австро-Венгрии со второй половины XIX века. Со стороны матери, О. Добрянской 1843-1930 , художник принадлежал к дворянскому сословию. Его дед, Адольф Иванович Добрянский фон Сачуров 1817-1901 , был записан в книгу старинного дворянского рода Сас, который велся от православного воеводы Томова Совы, который переселился из русских земель в Венгрию в Х веке. Большинство польских и украинских историков считают, что родоначальниками фамилии Добрянских являются двоюродные братья Юрий, Занько и Дмитрий, которым король Польши Владислав пожаловал грамотой от 28 июня 1402 года Добру в Саноцкой земле Русского воеводства[13]. Добрянские были признаны дворянами предположительно в 1445 году. Отец Адольфа, так же как и дед, был униатским священником.
Выходцем из священнической семьи был и отец художника, Эммануил Иванович Грабарь 1831-1910 , преданный последователь и ученик Адольфа Добрянского. Отец получил юридическое образование и одно время был депутатом Будапештского парламента. В 1863 году Эммануил Грабарь женился на дочери учителя. Через несколько лет у них родился сын Владимир 1865-1956 , в 1871-м - Игорь. В 1876 году отец эмигрировал в Россию и, взяв фамилию Храбров, первоначально поселился в Егорьевске, где стал преподавать немецкий язык в местной прогимназии. Со временем к нему перебрались сыновья, а жена некоторое время оставалась на родине, помогая Адольфу Добрянскому бороться за права русинов. Лишь в 1882 году, после громкого судебного дела, получившего название «процесс Ольги Грабарь»[14] обвинялись в государственной измене она и ее отец, однако дело завершилось не смертным приговором, как предполагалось, а полным оправданием , смелая женщина смогла перебраться в Россию, к своей семье.
В это время Эммануил Грабарь переехал в город Измаил, где в местной прогимназии получил место преподавателя иностранных языков, а младший сын, благодаря связям деда с русскими славянофилами, был зачислен стипендиатом в престижный Императорский лицей в память цесаревича Николая в Москве. В этом заведении, основанном в 1868 году по инициативе и частично на средства М. Каткова и П. Леонтьева, Грабарь получил классическое образование. В 1889 году Грабарь поступил на юридический факультет Петербургского университета и окончил его в 1893-м. Затем учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств 1894-1896 , обучался в Мюнхене в частной художественной школе Антона Ашбе Ажбе 1896-1898 , где обрел высокие профессиональные навыки. На выставке представлено несколько произведений раннего периода творчества живописца, исполненных под влиянием немецкого педагога и живописи мюнхенского объединения «Сецессион», в недрах которого формировались новейшие течения, в частности символизм и югендштиль.
Среди них большое полотно «Дама с собакой» 1899, ГТГ. Манера его написания свидетельствует о том, что Грабарь усвоил один из принципов Ашбе - «кристаллизацию красок», то есть научился работать широкой кистью, не смешивая краски на палитре. В картине художник добился цветовой гармонии и музыкальности, но главное - то, на чем особенно настаивал опытный руководитель, - вибрации и мерцания красок. Вернувшись в 1901 году из Германии, где провел пять лет, в Россию, Грабарь сразу заявил о себе как талантливый пейзажист. До этого здесь его знали исключительно как художественного критика, публиковавшего свои статьи в популярном иллюстрированном журнале «Нива», а затем в «Мире искусства». Долгожданная встреча с русской природой произошла осенью 1901 года - художник жил и работал в наро-фоминском подмосковном имении князей Щербатовых. Уже первые осенние пейзажи, написанные в Наре и показанные на выставке журнала «Мир искусства» 1901-1902 годов, произвели сенсацию среди зрителей необычной трактовкой природы и манерой исполнения.
Тогда никому не известный автор, только что вернувшийся из Европы, предоставил для экспонирования девять произведений. Все они сразу были замечены и раскуплены коллекционерами. Остроухов и В. Новизна заключалась уже в том, что на первое место в композиции Грабарь выдвигал архитектуру, изображая ее фрагментарно крупным планом.
Результат такого плотного наложения красочной массы проявлялся лишь на расстоянии, то есть то, что казалось с близкого расстояния смешением густых мазков красок, на расстоянии приобретало очертания осмысленной формы. Знакомство Грабаря, как и многих русских художников, с импрессионизмом произошло заочно, еще в те годы, когда он учился в Высшем художественном училище. В 1894 году живописец примкнул к дружескому кружку, сложившемуся вокруг ученицы И. Репина Марианны Веревкиной. Безусловно, Грабарь-импрессионист имел свою тему и индивидуальную живописную манеру.
В отличие от французов, любивших изображать частную жизнь людей - их будни, отдых, прогулки и развлечения, русский художник не проявлял к подобным темам должного интереса. Бессмысленно искать в его творчестве сюжеты с социальной заостренностью, раскрывающие процессы урбанизации и промышленного развития нарождающегося в России капитализма. Современность и ее стремительное движение Грабаря мало увлекали. В наследии мастера найдется всего несколько индустриальных пейзажей и, наверное, столько же полотен, в которых активно действует человек. Персонажи таких картин, как «Мартовский снег» 1904, ГТГ , «Под березами» 1904, ГТГ , «В гололедицу» 1908, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань , хотя и взаимодействуют с природой, но изображены так, что утратили свою жизненную энергию и превратились в образы-символы. В них никак не отражена страстная природа личности, которая так явственно воплощалась французскими живописцами. Значительно позже, рассуждая об искусстве голландского художника Яна Вермеера Дельфтского, Грабарь-искусствовед напишет так, как будто имел в виду свои картины: «Здесь незачем искать психологии или особой выразительности жестов, улыбки, взгляда, это только приведенное в состояние покоя видение жизни»[21]. В советский период для него, как и для большинства советских живописцев, в пейзажной живописи стала основополагающей тенденция реалистического изображения природы - особенностей ландшафта, состояния атмосферы, освещенности, колористического богатства. Работая на пленэре, Грабарь создал целую серию замечательных подмосковных пейзажей, пронизанных радостным и оптимистичным настроением.
Особенно его увлекали городские пейзажи. В 1930-е годы он часто их писал из окна своей мастерской, находившейся в бывшем доме Мещериных на Пятницкой улице, среди них «Московский дворик в снегу» 1930, ГРМ и «Проходной двор в Замоскворечье. Серый день» 1941, ГТГ. Живописец вновь возвращается к старой теме - изображению эффекта инея, мотиву, принесшему ему популярность в дореволюционной России. Как и прежде, его вновь увлекла «красота бесконечных бирюзово-сиреневых переливов на снегу»[22]. В этих зимних пейзажах, так же как в написанном ранее «Сентябрьском снеге» 1903, ГТГ , а потом «Светлане» 1933, ГТГ , ему удалось выразить «налет поэзии, теплого отношения, внимания и нежности к теме, которая никогда не дается холодному рассудку и формальному подходу»[23]. В начале 1900-х Грабарь, пожалуй, первым из русских художников Серебряного века обратился к картине-натюрморту. Следует напомнить, что Константин Коровин, мастер этого жанра, стал писать свои изысканные композиции с букетами роз и рыбами, блистающими серебристой чешуей, только в начале 1910-х годов. Среди них такие шедевры, как «Хризантемы» 1905 и «Неприбранный стол» 1907.
В последней картине Грабарь поставил цель «передать контраст шероховатой скатерти, блестящей посуды и матовых нежных цветов при помощи соответствующей каждому предмету фактуры и характера окраски»[24]. Для этого он использовал смешанную технику. Вся работа написана маслом, но для изображения цветов применена темпера, а в качестве материала для лессировок - акварель. Все перечисленные произведения, разные по композиции и колориту, объединяет общее настроение восторга перед красочным изобилием материального мира. Не трудно заметить, с каким вниманием и какой изысканностью живописец изображал фарфоровую и хрустальную посуду, серебряные приборы, роскошные цветы и фрукты, сверкающие белизной крахмальные скатерти, тем самым выражая через них счастье бытия. Лишь на рубеже 1914-1915 годов, в период увлечения живописью Поля Сезанна, ему удалось выработать новый подход в живописи. По примеру гениального новатора он стал писать натюрморты с фруктами на плоской поверхности, взяв точку зрения сверху вниз и используя контрастные локальные краски. В плоскостной, декоративной манере исполнены «Васильки» 1914, частное собрание и два варианта пейзажа «Рябинка» 1915, ГТГ. Первая писана в мае, вторая - в сентябре.
Обе вышли неплохо, в особенности вторая, находящаяся в Третьяковской галерее»[26]. Коренной перелом во всех сферах жизни и радикальное ее преобразование, последовавшие после Октябрьской революции, не могли не отразиться на искусстве Грабаря. Несмотря на административную занятость, погруженность в выставочную работу и постоянное участие в научно-исследовательских экспедициях по разным уголкам России, он не прекращает заниматься живописью. В период соцреализма Грабарь по-прежнему работал в жанре натюрморта и пейзажа, но, постепенно переключившись на портрет, стал одним из ведущих портретистов страны. Еще в 1929 году, находясь в Германии с иконной выставкой, он сумел вновь побывать во многих европейских городах и любимых музеях, обращая внимание преимущественно на портреты старых мастеров. Особенно его тогда взволновал Франц Хальс. Эмоциональный Грабарь сразу тогда приступил к написанию портретов, используя себя в качестве модели. Это были небольшие погрудные изображения, исполненные на нейтральном фоне. Художник пытался передать свою внешность и отчасти внутренний мир.
С этой целью его внимание сосредотачивалось на изображении лица и глаз. В целом автопортреты демонстрировали явную попытку самоанализа. На репрезентативном «Автопортрете с палитрой в белом халате » 1934, ГТГ Грабарь изобразил себя практически в полный рост и во всех свойственных ему ипостасях: художника палитра и кисти , ученого деловой костюм , реставратора белый халат. Из портретной живописи наиболее соответствовала духу времени «Светлана» 1933, ГТГ - воплощение идеала советской молодежи. Портрет создавался быстро, на одном дыхании, и явно нравился автору. Умение увидеть внутренний мир человека и изобразить его так, чтобы не было заметно натянутости во время позирования, помогло Грабарю при написании многих картин, в частности «Зимой. Свою дочь Ольгу он изобразил на фоне зимнего пейзажа, с разрумяненным от мороза лицом и сияющей чистой, детской улыбкой. Девятилетний сын Мстислав, сидящий с раскрытой книгой за столом, напротив, чрезвычайно сосредоточен и строг. Многие портреты художник исполнил по заказу.
Часто заказчиками оказывались государственные учреждения, в том числе Академия наук, но были и частные обращения. Дочь художника отмечала, что отец «быстро нащупал уязвимое место людей, достигших определенного положения в обществе, - желание быть увековеченным»[27]. Совершенно иным по поставленным задачам стал «Портрет С. Прокофьева» 1941, ГТГ. Грабарь был поклонником таланта композитора и первый его портрет выполнил в 1934 году. Во время эвакуации в Нальчике они оказались с композитором в соседних номерах гостиницы, и у художника появилась возможность не только общаться с Прокофьевым, но и присутствовать во время его работы над оперой «Война и мир». На полотне он как раз попытался зафиксировать миг творческого озарения - рождения музыки. Прокофьева» художник считал одним из лучших в своем творчестве и при жизни с ним не расставался. Грабарь, как и многие его современники - А.
Герасимов, Е. Кацман, И. Бродский, П. Кончаловский, - не избежал периода увлечения советским салонным искусством. Обращение к подобному жанру - довольно необычное явление, особенно для творчества таких авторов, как Кончаловский и Грабарь. Действительно, кумирами Грабаря всегда были выше названные художники. Известно также, что он восхищался живописной пластикой полотен Андреса Цорна и маэстрией Филиппа Малявина, но к академическому, тем более салонному искусству относился критически. Сам мастер в лучшую пору деятельности работал экспрессивно, не заботясь о рисунке, четком контуре и тщательно прописанных деталях, выражая лишь самую суть. Однако впоследствии Грабарь так же, как и многие другие художники, не избежал «срыва в салон», угождая массовому вкусу.
Сюжет Здесь изображена жанровая сцена: деревня, тепло одетая девушка с коромыслом и, согласно традиции, изумительно изображенные зимние образы природы. На переднем плане лежат длинные голубые тени от ветвей дерева, оттеняющие грязно-белый мартовский снег. Фигурка девушки совсем незначительна, хотя привлекает внимание, будучи помещенной в центр композиции.
На задней половине полотна находится освободившийся ото льда ручей, а вдалеке можно разглядеть небольшие нарядные домики.
В данном полотне автор решил отойти от традиционной для себя эстетики изображения деревьев, стоящих на лесной поляне, вокруг которых нет ни единой живой души ни человека, ни дикого животного — а ведь подобных пейзажей было написано им сотни. Сюжет Здесь изображена жанровая сцена: деревня, тепло одетая девушка с коромыслом и, согласно традиции, изумительно изображенные зимние образы природы.
На переднем плане лежат длинные голубые тени от ветвей дерева, оттеняющие грязно-белый мартовский снег. Фигурка девушки совсем незначительна, хотя привлекает внимание, будучи помещенной в центр композиции.
Описание картины Игоря Грабаря «Мартовский снег» (Март)
Ею он не переставал восторгаться: «Что может быть прекраснее березы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, в то время как все остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил березу и долгое время одну ее и писал». Полотно невольно вызывает в памяти знаменитую картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели», но вместо весеннего преображения природы здесь зимний сон природы; вместо тающего снега — его глубокое покрывало, в которое укутаны земля и сараи; вместо простора и движения — одно величавое дерево. На фоне как бы набухшего снегом неба оно кажется погруженным в непробудный сон, а в его опущенных ветвях дремлют гнезда. Крона березы, взметнувшаяся среди сараев, написана в изысканной графической манере, дающей представление о многослойном сплетении плакучих ветвей. Экспериментируя с техникой дивизионизма, Грабарь пытается озвучить серые ветки вспыхивающими то там, то здесь мазками пурпурных, бирюзовых, синих цветов. Также стены сараев переливаются оттенками «оксидированного серебра», по собственному замечанию Грабаря. Это внутреннее звучание цветового тембра роднит его полотно с работой Константина Коровина «Зимой» 1894.
Художник разрешает сложную пластическую задачу — пишет белое на белом, достигая вертикальными мазками струения влажного, пропитанного снежными испарениями воздуха. На поиски Грабаря отозвался Валентин Серов, сказав автору ободряющую фразу: «Трудная задача, а вышла у вас. Зима действительно белая, но без белильности». Февральская лазурь Игорь Грабарь. Февральская лазурь. Государственная Третьяковская галерея В пейзаже «Февральская лазурь» воплотилось восторженное восприятие русской зимы, открытое Грабарём. В истории русского зимнего пейзажа картина занимает особое место. Художник ушел от изображения глубокого пространства, сосредоточив внимание на одном дереве в своеобразном аккомпанементе берёзовой рощи.
Грабарь написал полотно в окрестностях имения Дугино. Невозможно лучше самого художника передать то потрясение красотой природы, которое он пережил: «Когда я взглянул на верхушки берез снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося мне зрелища фантастической красоты. Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба». Нагнувшись за упавшей тростью, он увидел березу снизу вверх, словно расправляющей свои белые ветви. Отсюда избранный художником вертикальный формат. Грабарь вырыл в снегу траншею и запечатлел это красочное великолепие. Он работал под голубым зонтиком, что вынуждало делать цвета более интенсивными. Экзальтированное восприятие красоты природы соединилось в картине с рационалистическим методом разложения цвета на мазки контрастных цветов — дивизионизмом.
Цветное конфетти разноцветных мазков, мелькающее в глазу зрителя, озвончает все краски, создает ощущение рассыпавшейся на миллионы брызг радуги и одновременно ослепительной белизны. Белый ствол березы на белом снегу превращается в своеобразный экран, отражающий цветные блики. Береза стала идеальной «моделью» для Грабаря. Исполнив ствол и ветви дерева рельефными мазками дополнительных цветов, небо художник передает длинными вертикальными мазками жидкого лака поверх рельефного белильного слоя. Если у «коралловых» верхушек берез это интенсивный ультрамарин, то ближе к горизонту тон неба становится бирюзовым, а верхушки берез — пурпурными. Таким образом, Грабарь последовательно применяет свой метод работы масляными красками, который он определял как масляно-лаковый. Это написанное под непосредственным впечатлением от натуры полотно воспринимается и как прекрасный миф о русской зиме. Береза подобна чудо-дереву или сказочной морозной жар-птице, разметавшей свои, напоминающие морозные узоры перья, предвещая горением красок весеннее пробуждение природы.
Это произведение по-прежнему производит на зрителя впечатление открытого свежего взгляда на природу и является самым последовательным воплощением импрессионистической поэтики в русском искусстве. Мартовский снег Игорь Грабарь. Мартовский снег. Государственная Третьяковская галерея «Мартовский снег» относится к числу снежных пейзажей, созданных в Дугино на пленэре, и отмечен наиболее новаторским взглядом на натуру. Композиция производит впечатление перемотки кадров пленки снизу вверх, когда верхний кадр с идущей по подтаявшей дорожке девушкой с коромыслом представляет собой вполне традиционный сельский пейзаж с фигурой, домиками и деревьями, а следующий кадр — изображение фактуры тающего снега с прозрачной тенью березы. Этому эффекту способствуют высокий горизонт и прием своеобразного «зуммирования», когда взгляд зрителя упирается в рельефную фактуру снега. Первоначально в названии работы было имя девушки, которую Грабарь попросил попозировать 10—15 минут, — Лампейка Евлампия , но впоследствии пейзаж был переименован, так как главные живописные открытия совершаются именно в изображении снега и играющих на нем прозрачных теней. Здесь проявилось своеобразие видения Грабаря, умевшего сфокусировать взгляд на одном пейзажном фрагменте и погрузиться в любование им.
Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался.
Произведения из собрания Русского музея».
Сюжет Здесь изображена жанровая сцена: деревня, тепло одетая девушка с коромыслом и, согласно традиции, изумительно изображенные зимние образы природы. На переднем плане лежат длинные голубые тени от ветвей дерева, оттеняющие грязно-белый мартовский снег. Фигурка девушки совсем незначительна, хотя привлекает внимание, будучи помещенной в центр композиции. На задней половине полотна находится освободившийся ото льда ручей, а вдалеке можно разглядеть небольшие нарядные домики.
Весенние пейзажи на полотнах Игоря Грабаря
На улице — умиротворение, так тихо и спокойно, и только слышно как ступает девушка, ломая тонкую ледяную корочку, образовавшуюся на дорожке. Лишь этот хруст раздаётся в тишине. В воздухе уже пахнет весной, и чтобы показать это, картина написана мягко и легко. Зрителя картина привлекает незамысловатостью сюжета, гармонией и красотой сельской жизни. Художник изобразил обычные будни жителей деревни. Но он увидел в них неподражаемую красоту. Грабарь любуется пробуждающейся природой, восхищается наступающей весной, стремясь показать пока ещё скрытую мощь талой воды, которая вот-вот ворвётся ручьями в деревенский пейзаж.
Мартовский снег Еще одна картина с названием "Мартовский снег", была создана художником в 1921 году. Грабарь Игорь Эммануилович "Мартовский снег", 1921 Картон, масло 51 x 69 см. Грабарь Игорь Эммануилович В том же году художник поделился впечатлениями о написании картины: Погода стоит на манер нашего конца февраля, каждый день солнце, мороз градусов пять, но на солнце чуть-чуть тает, - дивно.
Молодые липки не облетели, и среди огромных обнаженных лип их листва дает отличные красно-оранжевые пятна. Пишешь на воздухе, пахнет уже весной Возможно, что речь шла именно о "Мартовском снеге", по описанию похоже. Хотя, глядя на красноватые листья, у меня закрадывается мысль, может все-таки писалась осень и потом в название работы вкралась ошибка? Весенний пейзаж. Апрель Очень приятной работой получилась картина "Весенний пейзаж. От творения веет свежестью и теплом одновременно. Апрель», 1939, 66х91 см. Масло, Холст. Грабарь Игорь Эммануилович «Весенний пейзаж.
Мартовский снег Еще одна картина с названием "Мартовский снег", была создана художником в 1921 году. Грабарь Игорь Эммануилович "Мартовский снег", 1921 Картон, масло 51 x 69 см. Грабарь Игорь Эммануилович В том же году художник поделился впечатлениями о написании картины: Погода стоит на манер нашего конца февраля, каждый день солнце, мороз градусов пять, но на солнце чуть-чуть тает, - дивно. Молодые липки не облетели, и среди огромных обнаженных лип их листва дает отличные красно-оранжевые пятна. Пишешь на воздухе, пахнет уже весной Возможно, что речь шла именно о "Мартовском снеге", по описанию похоже. Хотя, глядя на красноватые листья, у меня закрадывается мысль, может все-таки писалась осень и потом в название работы вкралась ошибка? Весенний пейзаж. Апрель Очень приятной работой получилась картина "Весенний пейзаж. От творения веет свежестью и теплом одновременно. Апрель», 1939, 66х91 см. Масло, Холст. Грабарь Игорь Эммануилович «Весенний пейзаж.
Несмотря на холод, солнышко начинает уже по весеннему пригревать, снег становится рыхлым и ноздреватым и на дорожке уже почти полностью стаял. Тропинка ведёт вдаль, девушке, спешащей за водой, предстоит ещё неблизкий путь. Скоро начнёт вечереть, деревья отбрасывают на тающий снег длинные синеватые тени. Игорю Грабарю на картине «Мартовский снег» удалось поймать и передать тот неуловимый миг перехода дневного освещения в вечернее. В воздухе стоит звенящая тишина, кажется, что можно услышать скрип снега под ногами девушки, идущей с ведрами за водой.
Картина Грабаря Мартовский снег. 1904 г.
И особенно это заметно в сельской местности. Вот и Грабарь решил запечатлеть мартовский день на фоне сельского пейзажа. Девушка спешит с коромыслом и ведрами к источнику за водой. Она тепло одета: плотно завязан платок, полушубок и длинная цветная юбка. Видно, что эта девушка не прочь и пофасонить. Ведь рядом с источником всегда собирается молодежь, и каждая из них старается перещеголять своих подруг и соседок, словно на смотринах. На картине Мартовский снег видны деревенские хозяйственные постройки, а самих домов не видно. Значит, героиня уже отошла от села и на пути к колодцу.
Малютин и И. В специально оборудованной для товарищей мастерской работалось спокойно и плодотворно, а привольная русская природа с открывающимися панорамными видами на луга и леса, впечатляющая архитектура Дугина и близлежащих усадеб, так же как тихая поэзия деревенских улиц, печально застывших в зимних сумерках или утопающих в аромате цветущей сирени, вдохновляли многих живописцев. Известно, что в мещеринской усадьбе живописец впервые попал под обаяние белоснежных российских просторов и создал эффектные зимние пейзажи. Первый среди них - «Белая зима. Грачиные гнезда» 1904, ГТГ , в котором ему удалось успешно передать «эффект белого снега на белом небе, с белой березой»16. По словам Грабаря, работа вызвала похвалу В. Серова, сказавшего: «Трудная задача, а вышла у вас. Зима - действительно белая, а белил не чувствуешь»[17]. С большим воодушевлением и подъемом Грабарь в это время изображал пушистые сугробы, заснеженные крыши домов и сараев и, главное, сверкающий иней на выразительных ветвях берез. Это «зрелище фантастической красоты»[18] - звенящее мерцание инея в ослепительной синеве мартовского неба - помогло Грабарю обратиться к новым живописно-пластическим средствам. Он стал использовать технику пуантилизма, в которой в России до него еще никто не работал. Основоположником этого метода считается французский пейзажист Жорж Сёра. Художник применял красочные точки, покрывая ими поверхность холста. Эффект метода заключался в расчете на оптическое смешение отдельных мазков на сетчатке глаза при восприятии картины зрителем. Пуантилизм Грабаря существенно отличался от предложенного французами варианта. Русский живописец не обособляет мазок от мазка, точку одного цвета от точки другого цвета, напротив, он стремился придать мазку особую пластичную структуру, подчиняя ее текучей, подвижной форме изобразительного объекта. Кроме того, в отличие от французов, которые создавали свои картины в мастерской, полагаясь на память и руководствуясь результатами научных исследований в области оптических свойств цвета, Грабарь всегда отталкивался от натуры и предпочитал работать на пленэре. Среди созданных тогда пейзажей «Февральская лазурь» 1904 - наиболее яркий и выразительный пример использованного художником метода цветового разложения, иначе дивизионизма. Картина была написана чистым цветом, без смешения контрастных пигментов на палитре, причем каждый слой он наносил на поверхность основы отдельными густыми и пластичными мазками. Зная действие закона дополнительных цветов и применяя его на практике, Грабарь сумел придать краскам особую звучность в воспроизведении эффекта инея. Сложная красочная комбинация из соседства белил с рельефными, тягучими мазками синих, лиловых, желтых цветов передавала иллюзию вибрации воздуха. Результат такого плотного наложения красочной массы проявлялся лишь на расстоянии, то есть то, что казалось с близкого расстояния смешением густых мазков красок, на расстоянии приобретало очертания осмысленной формы. Знакомство Грабаря, как и многих русских художников, с импрессионизмом произошло заочно, еще в те годы, когда он учился в Высшем художественном училище. В 1894 году живописец примкнул к дружескому кружку, сложившемуся вокруг ученицы И. Репина Марианны Веревкиной. Безусловно, Грабарь-импрессионист имел свою тему и индивидуальную живописную манеру. В отличие от французов, любивших изображать частную жизнь людей - их будни, отдых, прогулки и развлечения, русский художник не проявлял к подобным темам должного интереса. Бессмысленно искать в его творчестве сюжеты с социальной заостренностью, раскрывающие процессы урбанизации и промышленного развития нарождающегося в России капитализма. Современность и ее стремительное движение Грабаря мало увлекали. В наследии мастера найдется всего несколько индустриальных пейзажей и, наверное, столько же полотен, в которых активно действует человек. Персонажи таких картин, как «Мартовский снег» 1904, ГТГ , «Под березами» 1904, ГТГ , «В гололедицу» 1908, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань , хотя и взаимодействуют с природой, но изображены так, что утратили свою жизненную энергию и превратились в образы-символы. В них никак не отражена страстная природа личности, которая так явственно воплощалась французскими живописцами. Значительно позже, рассуждая об искусстве голландского художника Яна Вермеера Дельфтского, Грабарь-искусствовед напишет так, как будто имел в виду свои картины: «Здесь незачем искать психологии или особой выразительности жестов, улыбки, взгляда, это только приведенное в состояние покоя видение жизни»[21]. В советский период для него, как и для большинства советских живописцев, в пейзажной живописи стала основополагающей тенденция реалистического изображения природы - особенностей ландшафта, состояния атмосферы, освещенности, колористического богатства. Работая на пленэре, Грабарь создал целую серию замечательных подмосковных пейзажей, пронизанных радостным и оптимистичным настроением. Особенно его увлекали городские пейзажи. В 1930-е годы он часто их писал из окна своей мастерской, находившейся в бывшем доме Мещериных на Пятницкой улице, среди них «Московский дворик в снегу» 1930, ГРМ и «Проходной двор в Замоскворечье. Серый день» 1941, ГТГ. Живописец вновь возвращается к старой теме - изображению эффекта инея, мотиву, принесшему ему популярность в дореволюционной России. Как и прежде, его вновь увлекла «красота бесконечных бирюзово-сиреневых переливов на снегу»[22]. В этих зимних пейзажах, так же как в написанном ранее «Сентябрьском снеге» 1903, ГТГ , а потом «Светлане» 1933, ГТГ , ему удалось выразить «налет поэзии, теплого отношения, внимания и нежности к теме, которая никогда не дается холодному рассудку и формальному подходу»[23]. В начале 1900-х Грабарь, пожалуй, первым из русских художников Серебряного века обратился к картине-натюрморту. Следует напомнить, что Константин Коровин, мастер этого жанра, стал писать свои изысканные композиции с букетами роз и рыбами, блистающими серебристой чешуей, только в начале 1910-х годов. Среди них такие шедевры, как «Хризантемы» 1905 и «Неприбранный стол» 1907. В последней картине Грабарь поставил цель «передать контраст шероховатой скатерти, блестящей посуды и матовых нежных цветов при помощи соответствующей каждому предмету фактуры и характера окраски»[24]. Для этого он использовал смешанную технику. Вся работа написана маслом, но для изображения цветов применена темпера, а в качестве материала для лессировок - акварель. Все перечисленные произведения, разные по композиции и колориту, объединяет общее настроение восторга перед красочным изобилием материального мира. Не трудно заметить, с каким вниманием и какой изысканностью живописец изображал фарфоровую и хрустальную посуду, серебряные приборы, роскошные цветы и фрукты, сверкающие белизной крахмальные скатерти, тем самым выражая через них счастье бытия. Лишь на рубеже 1914-1915 годов, в период увлечения живописью Поля Сезанна, ему удалось выработать новый подход в живописи. По примеру гениального новатора он стал писать натюрморты с фруктами на плоской поверхности, взяв точку зрения сверху вниз и используя контрастные локальные краски. В плоскостной, декоративной манере исполнены «Васильки» 1914, частное собрание и два варианта пейзажа «Рябинка» 1915, ГТГ. Первая писана в мае, вторая - в сентябре. Обе вышли неплохо, в особенности вторая, находящаяся в Третьяковской галерее»[26]. Коренной перелом во всех сферах жизни и радикальное ее преобразование, последовавшие после Октябрьской революции, не могли не отразиться на искусстве Грабаря. Несмотря на административную занятость, погруженность в выставочную работу и постоянное участие в научно-исследовательских экспедициях по разным уголкам России, он не прекращает заниматься живописью. В период соцреализма Грабарь по-прежнему работал в жанре натюрморта и пейзажа, но, постепенно переключившись на портрет, стал одним из ведущих портретистов страны. Еще в 1929 году, находясь в Германии с иконной выставкой, он сумел вновь побывать во многих европейских городах и любимых музеях, обращая внимание преимущественно на портреты старых мастеров. Особенно его тогда взволновал Франц Хальс. Эмоциональный Грабарь сразу тогда приступил к написанию портретов, используя себя в качестве модели. Это были небольшие погрудные изображения, исполненные на нейтральном фоне. Художник пытался передать свою внешность и отчасти внутренний мир. С этой целью его внимание сосредотачивалось на изображении лица и глаз. В целом автопортреты демонстрировали явную попытку самоанализа. На репрезентативном «Автопортрете с палитрой в белом халате » 1934, ГТГ Грабарь изобразил себя практически в полный рост и во всех свойственных ему ипостасях: художника палитра и кисти , ученого деловой костюм , реставратора белый халат. Из портретной живописи наиболее соответствовала духу времени «Светлана» 1933, ГТГ - воплощение идеала советской молодежи. Портрет создавался быстро, на одном дыхании, и явно нравился автору. Умение увидеть внутренний мир человека и изобразить его так, чтобы не было заметно натянутости во время позирования, помогло Грабарю при написании многих картин, в частности «Зимой.
Дети: Весенний, мартовский, солнечный день. В: - Почему вы решили, что день солнечный? Дети: - На снегу видны тени, а стволы деревьев освещены. В: - Какие краски использовал художник, чтобы это показать? Дети: - Голубой и синий цвет теней, а стволы берёзок и ветви елей имеют золотистый оттенок. В: - Что изобразил художник в нижней части картины? Дети: - В нижней части картины много снега. В: - Какой снег и какими красками рисовал художник? Дети: - Снег рыхлый, влажный, бугристый нарисован белой с розовым и жёлтым оттенками, голубой краской, а тени от деревьев и под елями снег нарисован синей краской. В: - Что делает снег на солнце? Дети: - Снег на солнце блестит, искрится, сверкает, тает. В: - Что вы видите ещё на снегу? Дети: - 2 синие полосы, это следы от саней. В: - Что мы видим в верхней части картины между деревьями? Дети: - Ярко-синее прозрачное высокое небо.
Язык его живописи стал заметно проще и сдержаннее, что, конечно, было связано с его желанием дистанцироваться как можно дальше от импрессионизма и других формальных «измов» и приблизиться к реалистической трактовке образа. Художник приглашает зрителя прогуляться или проехать на санках сквозь анфиладу легких прозрачных берез и плотных колючих елей в глубину леса, туда, где голубой эмалью сияет небо.