Равноправие женщины в области политических прав провозглашались в декрете об образовании рабоче-крестьянского правительства, принятом в первый день революции. Вернее, далеко не только о самом празднике, а вообще о борьбе женщин за свои права.
Когда у Женщин Появились Права в России: История и Значимость
Однако, их право было временным и действовало только по особым разрешениям. Самое интересное, что противники прав женщин-водителей, говорили о том, что если им дать право ездить на автомобиле, они смогут легко уехать из семьи и обрести независимость. В России женщины получили право на работу и получение образования уже в конце XIX века. Благодаря своим стараниям и борьбе суфражистки смогли убедить общество и законодателей в необходимости предоставления женщинам избирательного права. В Саудовской Аравии женщины получили право на вождение автомобиля в 2024 году, а до этого им это было запрещено. Однако, вопросы, связанные с деторождением и беременностью, оставались спорными.
Надо было бороться за право на свободное и безнаказанное прерывание беременности и на безопасные роды. В конце XIX века женщины начали бороться за равные права с мужчинами в выборах. В 1917 году они получили права на выборы, однако некоторые другие права женщины получили в России только в 1944 году. Таким образом, в истории своей страны женщины прошли долгий путь к получению равенства и защиты своих прав. Начав с тяжелых времен и лишений, они постепенно добивались изменений и реформ, что открывало перед ними все больше возможностей и свободы.
Где впервые женщины получили избирательное право В историческом контексте, женщины получили избирательное право в разные периоды в разных странах. Ниже приведены несколько примеров стран, где женщины впервые использовали свое избирательное право. Россия В России женщины получили право участвовать в выборах после Революции 1917 года. Ранее, женщинам было запрещено голосовать и использовать свое избирательное право. Однако, после Революции, женщины стали активно бороться за свои права и получили возможность голосовать и быть выбиранными в различные должности, включая должность президента России.
Сейчас в России существуют различные программы и льготы для женщин, такие как материнский капитал и пенсии, чтобы обеспечить равные возможности между полами. Саудовская Аравия В Саудовской Аравии женщины получили право голосовать в 2024 году. До этого они не имели права на участие в выборах и других политических процессах. Однако, поскольку Саудовская Аравия является монархией, где все политические решения принимаются королем, изменение законов и введение избирательных прав для женщин происходят только после принятия соответствующего решения короля. Женщины стали иметь право голосовать и быть выбранными в различные деятельности, в том числе и в политике.
Это решение было связано с широкими реформами и усилиями по обеспечению равенства между полами в Советском Союзе. Таким образом, избирательное право для женщин появлялось в разных странах в разное время в истории. Сегодня в большинстве стран мира женщины имеют полные политические права и могут голосовать и быть выбранными на различные должности. Права женщин в Российской Империи до революции 1917 года В древней Российской Империи права женщин ограничивались их ролями в семье и обществе. Они не имели полных гражданских прав и были подчинены мужчинам.
Однако, с течением времени, женщины в России постепенно начали добиваться некоторых прав.
Бестужева-Рюмина, по фамилии которого они и получили свое наименование. Среди организаторов курсов были Н. Стасова, М. Трубникова, А. К преподаванию в новом учебном заведении были привлечены крупнейшие ученые, в их числе Д. Менделеев, А.
Бутлеров, И. Сеченов, С. Изначально срок обучения на курсах был 3 года. С 1881 года он увеличился до 4 лет. На курсы принимались женщины не моложе 21 года, получившие среднее образование. Обучение было платным, но многие педагоги читали лекции безвозмездно. Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое.
По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чего курсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсы стали подготавливать самостоятельный преподавательский персонал из числа бывших слушательниц; девять из них были оставлены при курсах в качестве ассистенток или руководительниц практических занятий. Некоторые из слушательниц выступили с самостоятельными трудами по разным отраслям науки, с докладами на съездах естествоиспытателей. В 1886 году Бестужевские курсы, как и другие высшие женские учебные заведения, были закрыты правительством и лишь в 1890 году, после настойчивых ходатайств представителей прогрессивной интеллигенции, возобновили свою деятельность. Однако теперь курсы лишились автономии, повысилась плата за обучение, был введен ряд ограничений. В 1906 году права Бестужевских курсов были частично восстановлены. Выпускницы получали право преподавать во всех классах женских средних учебных заведений и четырех младших классах мужской средней школы.
В 1914 году на Бестужевских курсах насчитывалось 6996 слушательниц; выпускницы получали право преподавать в женских средних учебных заведениях. Проблемы женского профессионального образования в России XIXв. Вопрос о женском профессиональном образовании был выдвинут в России в конце XIX века, когда вовлечение в производство большого количества женщин потребовало некоторой их предварительной профессиональной подготовки. Еще в 1888 году при Министерстве народного просвещения была учреждена комиссия по вопросам женского профессионального образования. Комиссия разработала «Положения о двух типах женских профессиональных школ». Предполагалось, что в школах первого типа будет установлен семигодичный срок обучения. В первых пяти классах должны были изучаться общеобразовательные предметы, а в двух последних - специально ремесленные.
В школах второго типа срок обучения ограничивался четырьмя годами, причем преподавание общеобразовательных и специальных предметов проводилось на всех курсах. Организация этих школ не была осуществлена. Лишь в 1900г. К началу ХХ века 1901г. Как отмечает А. Рослякова, «отсталость женского профессионального образования отмечалась даже правительственными органами». Так, в объяснительной записке к проекту закона о женских профессиональных учебных заведениях, представленного Министерством народного просвещения в Государственную Думу 18 февраля 1914г.
Законоположения, касающиеся народного просвещения, не предусматривают ни общих руководящих начал, ни способов для распространения и правильной постановки сего образования. Существующие в значительном числе учебные заведения для профессионального образования женщин обязаны своим учреждением преимущественно частной инициативе: открываясь и развиваясь без определенного плана, они остаются не объединенными и, в большинстве случаев, не имеют ни ясно выраженной цели преподавания, ни твердо установившегося учебного курса, ни соответствующей организации, ни прав, ни преимуществ». Проблемами женского профессионального образования в царской России занимался известный педагог и историк И. Он полагал, что женское профессиональное образование в России было обусловлено потребностями самой жизни и распространялось преимущественно по частной инициативе. Школы организовывались неудачно, потому что учредительницы брали за основу лишь свои личные, субъективные взгляды на женское профессиональное образование. Михайлов подразделял женские профессиональные школы на четыре разряда или категории: 1 Профессиональные школы. По уровню образования они приближались к женским прогимназиям, но в них усиленно преподавались специальные предметы.
В профессиональные школы брали девочек после окончания трехклассной начальной школы. Срок обучения четыре — пять лет. В последних классах ученицы специализировались в каком-то ремесле: белошвейное дело, вышивание, изящное рукоделие, изготовление одежды и т. В качестве примера можно привести рукодельные классы. Наряду с этим существовали курсы коммерческой арифметики и черчения. Программа обучения была рассчитана на шесть - семь лет. В этих школах общеобразовательные предметы не проходили.
К таким школам можно отнести школу М. Иевлевой в Петербурге. Отдельное, но немаловажное значение представляли учебные мастерские. Они существовали иногда отдельно, самостоятельно, но чаще при профессиональных школах. В них ученицы приучались непосредственно к ремеслу. Женщины стремились получать высшее образование наравне с мужчинами. Но долгое время вопрос о высшем образовании женщин оставался под запретом.
В 1906 году в автономной Финляндии в составе Российской империи женщины также получили право голоса. В 1917 году Временное правительство, а затем и большевики дали политические права женщинам. Через год женщины старше 30 лет получили избирательное право в Британии, а в 1920 году начали голосовать американки. Энни Кенни и Кристабель Панкхёрст проводят кампанию за избирательное право женщин Право на образование Знания и умения — один из основных рецептов карьерного роста в Новейшее время. Именно поэтому женщинам без права на образование тяжело было добиться равного социального положения. С 18 века в России начали появляться Институты благородных девиц. Формально они готовили дам для семейного общества либо преподавательниц, они стали первыми учебными заведениями России, где женщины смогли получать образование, выше, чем начальное. В 1878 году в Калькутте Индия, тогда колония Британии женщинам разрешили свободный доступ в университет и получение ученой степени.
Примерно в тоже время в Британии и США на базе университетов формируются колледжи, в которые открыт доступ женщинам. Позже им дают место и в университетах. Лист из альбома к 25-летию Высших женских курсов. Санкт-Петербург, [1903]. Фотоателье Карла Буллы. Некоторые из них становятся частью пролетариата, вступая в ряды социалистических партий. Равное участие в производстве — предпосылка равного статуса в обществе. Более того, государства создают сеть школ и детских садов, тем самым снимая с женщин часть функций, они получают шанс развития профессиональной карьеры.
Корсини и писательницы М. Корсини, ставшая одной из первых слушательниц Петербургского университета По воспоминаниям тех девушек, поначалу студенты-мужчины не принимали их всерьез, свистали, дерзили, кидали косые взгляды и насмешки. Однако со временем такая реакция сошла на нет, так как видеть девушек на лекциях стало вполне обычным делом. Хотя в самом университетском уставе не было прописано о праве женщин: не было четкого запрета или разрешения девушкам находиться на лекциях. Поэтому вся ответственность возлагалась на плечи профессоров университета: разрешали ли они девушкам посещать лекции или нет. Спустя время вольнослушательницы могли посещать Московские, Киевские, Харьковские и другие университеты крупных городов.
Запрет на женщин-вольнослушательниц В будущем в обществе стал вопрос о женском праве на образование, но мнения разделились. Кто-то считал, что делить знания по половому признаку - пережиток прошлого, а кто-то выступил о полном запрете высших учебных заведений для женщин. Вторых было большинство, поэтому, когда в правительстве устроили голосование по данному вопросу, было решено не допускать ни в коем случае женщин к занятиям. Решение считалось правильным, так как противники заявляли, что девушки превращают храм науки в выставку «фей с декольте», да и не должны женщины забивать свои головы ненужной им информацией. Поэтому в 1863 году в университетский устав ввели запрет на посещение занятий посторонними. Так что россиянкам, жаждущим знаний, ничего не оставалось кроме как получать образование за рубежом.
Тогда самым популярным считался университет Цюриха, где еще с 1840 года пускали девушек на лекции. Кстати, первой из русских женщин этот университет окончила сестра возлюбленной писателя Федора Достоевского - Надежда Суслова. После получения диплома доктора медицины, она стала идейной вдохновительницей для десятков ее соотечественниц, которые по ее примеру решили обучаться в этом университете. В Алуште установлен памятник первой в России женщине врачу - Надежде Сусловой, которая с трудом добилась подтверждения своего диплома и признания её врачом К тому же Швейцария являлась центром русской революционной эмиграции, поэтому женщины могли не только получать образование, но и посещать различные кружки, читать литературу, которая была запрещена в царской России, а также узнать об эмансипации женщин. Такое просвещение русских женщин беспокоило правительство нашей страны, ведь студентки, вернувшиеся из-за границы, могли рассказывать и продвигать революционные идеи, а также иностранные устои. Поэтому в 1872 году в Москве появились Высшие женские курсы, а через пару лет уже и в Петербурге открылось первое учебное заведение, где могли обучаться представительницы прекрасного пола.
Как женщины боролись за свои права и начали революцию в России
Многих сознательных граждан беспокоит судьба женщин Саудовской Аравии, которым законом запрещено садиться за руль. Борьба за экономическое и политическое равноправие женщин началось чуть больше ста лет назад в США. А мне хотелось разобраться в сути, как обстоит дело по закону: мужчины или женщины имеют больше прав? Первые женщины-юристы на территории бывшей Российской империи появились задолго до Октябрьской революции. Но еще у женщин есть особое право: выйти на пенсию раньше, если они воспитали как минимум троих детей. Читайте далее, как женщины России начали революцию в 1917 году, не дожидаясь, когда им «дадут права».
История становления института прав женщин в России
Некоторые стихийные митинги перешли в массовые стачки и демонстрации, стычки с казаками и полицией. Создан Совет рабочих и солдатских депутатов, одновременно создан Временный комитет Государственной думы, который сформировал правительство. Таким образом, именно Международный Женский День 1917 года явился спусковым крючком, приведшим к Февральской революции, которая в свою очередь привела к Октябрьскому перевороту и возникновению СССР… В СССР 8 марта долгое время был обычным рабочим днем, но 8 мая 1965 года, в канун 20-летия Победы в Великой отечественной войне, Международный женский день 8 марта был объявлен в СССР праздничным днём. Другие исследователи полагают,чтоне все так просто. Клара Цеткин,приветствуя 8 Морта,руководствовалась не только чисто социалистическими позывами. Эта героиня спасла свой народ от тирана. Возможно,КлараЦеткин стремилась связатьмировое женское движение с историей своего народа и тешила себя мыслью,что,празднуя 8 Марта,вся планетана самом деле отмечает её любимый ПУРИМ!!!
Остальные ответы.
Женщина на экране — это не женщина, а «товарищ». Например, в фильме «Член правительства» 1939 чем дальше главная героиня Александра продвигается по карьерной лестнице, тем более строгими становятся ее костюмы, а характер — более «мужским». А в фильме «Трактористы» 1939 Марьяна, бригадир женской тракторной бригады, оценивает своего жениха не по личным качествам, а по трудовой удали. Личные отношения становятся не местом для любви, а партийным заданием. Как война повлияла на положение советских женщин Вторая мировая война значительно сказалась на численности населения. Такая диспропорция сохранялась и в 1950-х годах. При этом правительство стремилось стимулировать рождаемость: в 1944-м было введено звание «Мать-героиня», которое давали за рождение десяти детей, увеличивались социальные выплаты и поддержка матерей-одиночек, была ужесточена процедура разводов — появились знаменитые народные суды, где решение о разводе обсуждалось на общем собрании.
А также именно в годы войны был введен налог на бездетность. Репродуктивное и трудовое давление на женщин только усиливалось. Гендерная исследовательница Элла Россман в предисловии к книге «Феминистский самиздат. Женщинам пришлось переосмыслить свою роль в обществе и столкнуться с беспрецедентным уровнем сексуализированного насилия — как со стороны немецких, так и со стороны советских солдат. Изнасилования — часть любой большой военной кампании. Государство использовало женщин, чтобы заткнуть брешь, оказавшуюся на месте мужчин, при этом заставляло их рожать. Советская власть полагалась на самоотверженность женщин, их полную самоотдачу и лояльность во имя высокой цели, игнорируя их усталость. Таким образом оно компенсировало пробелы в здравоохранении, в сфере услуг и рынке товаров, которые могли бы облегчить участь работающих матерей.
При этом их внутренний мир считался не таким важным. Ценность мужчин самих по себе при этом возрастала в разы, поскольку их стало намного меньше. Таким образом, именно в этот период в обществе особенно закрепляется миф о «суперженщине», которая успевает все. При номенклатурном равенстве, как отмечают исследователи , сохранялся гендерный разрыв в оплате труда: женщины получали в среднем меньше, чем мужчины, занимали более низкие должности, не могли осваивать многие профессии и сталкивались с дискриминацией при приеме на работу. Тем не менее подобные притеснения трактовались как «забота» государства о своих гражданках. Агрессивная пронаталистская политика не принесла особых результатов: всплеска рождаемости не последовало, а женщины продолжали прерывать беременность, только делали это подпольно. В 1955 году, уже после смерти Сталина, женщинам вернули право на аборт, заменив политику запрещения политикой разъяснения. Однако средств контрацепции практически не было, и в СССР сложилась «абортная контрацептивная культура» — когда прерывание беременности стало единственным способом предохранения.
К середине 60-х число абортов в стране достигало 7 миллионов в год. Сохранялись меры поддержки матерей, доступность абортов, система детских садов и продленок. В 1965 году 8 марта, прежде «день восстания работниц против кухонного рабства», становится выходным и начинается трансформироваться в «праздник весны и женственности». Иногда вводились отдельные консервативные меры — например, список запрещенных профессий в 1974 году. Женщины были активно вовлечены в экономику и ощущали себя членами «коллектива», однако домашний труд и воспитание детей так и оставались их негласными обязанностями. Освободиться от такой нагрузки было невозможно, поскольку на одну зарплату советская семья выжить не могла. В советском обществе также сохранился бытовой сексизм, который мешал женщинам продвигаться по службе: в высших эшелонах власти женщин было очень мало. Кроме того, как отмечает Россман, на советских женщин еще накладывалась «третья ноша» — постоянная потребность в уходе за собой.
Одна из радикальных феминисток - Андреа Дворкин - даже стала героиней порнографических комиксов, опубликованных журналом "Хастлер" в отместку за поданный ею судебный иск. Именно представительницы этого направления феминизма организовали в 1968-м году знаменитую демонстрацию против проведения конкурса "Мисс Америка", во время которой они выбрасывали в мусорные баки бюстгалтеры, шелковые чулки и косметику. В это время в России Количество работающих женщин в США и Европе в среднем увеличилось на 113 процентов с 1970-х годов, а к 2010 году женщины будут составлять в развитых странах 48 процентов рабочей силы. За прошедшие годы снизилась и разница в средних мужских и женских зарплатах - в США она сейчас составляет всего 33 цента с доллара. На одной шестой части света под названием Российская империя с правами женщин, как и со всем остальным, дела обстояли несколько иначе.
Первая женская общественная организация появилась здесь в 1812 году и называлась Женским патриотическим обществом. Настоящая же борьба за равноправие женщин началась в России в 1859 году с появлением основанного аристократками М. Трубниковой и Н. Стасовой "Общества дешевых квартир". О борьбе за избирательные права здесь речи не шло за отсутствием выборов как таковых.
Основным интересом участниц российского женского движения было достижение представительницами слабого пола экономической самостоятельности. Если вы читали роман Чернышевского "Что делать? Его клиентки - в основном малообразованные работницы, жили в нанятых на кооперативные деньги помещениях, занимались рукоделием, которое шло на продажу, усердно самообразовывались и соблюдали установленные обществом правила. Что касается представительниц российской интеллигенции, то именно благодаря деятельности Стасовой они получили возможность посещать Высшие женские курсы. К 1878 году в России было уже пять подобных заведений, включая вошедшие в историю Бестужевские курсы.
Для завершения высшего образования россиянки уезжали в Европу, и в конце XIX века из 1200 иностранных студенток Цюрихского университета 700 имели российский паспорт. Уже в конце позапрошлого века российское женское движение а россиянки почти никогда не называли себя "феминистками" заметно отличалось от своих западных аналогов. Во-первых, женщины в России всегда считали себя "помощницами мужчин" и не собрались бороться с ними. Кстати, и количество мужчин, занятых решением "женского вопроса", в дореволюционной России было беспримерно высоким. Во-вторых, борьба за права женщин в России всегда являлась частью борьбы за права других категорий граждан, что также делало мужчин и женщин "доброй воли" скорее союзниками, чем противниками.
После Октябрьской революции большевики объявили, что все женские вопросы будут решены в ближайшее время и запретили феминистские организации.
Во многие сферы жизни они попросту не имели доступа и сталкивались с сильнейшим общественным порицанием, если пытались туда вмешаться. Однако, такие жёсткие ограничения сочетались и с наличием у них весьма передовых прав, например, с возможностью развестись с супругом в случае его измены и получить назад всё своё приданое. Привлечение лиц женского пола к занятиям в учреждениях [Государственного] банка … безусловно и ни под каким предлогом не допускается. Они управляли княжествами, становились послами в других странах и были советницами при высокопоставленных мужьях. В эпоху Московской Руси требования к женщинам стали более строгими, женщинам не разрешалось даже выходить на улицу без разрешения мужа или отца.
Эти правила отражены в знаменитом « Домострое ». У крестьян женщина также была обязана во всем подчиняться воле мужчины. Пётр I запретил превращать женщин в домашних затворниц и обязал своих приближенных брать с собой жен и дочерей на увеселительные мероприятия при дворе ассамблеи. В 1863 году женщинам разрешали слушать лекции в российских университетах но не становиться полноправными студентками. В 1869 году открылись первые Высшие женские курсы , дававшие образование, которое приравнивалось к университетскому. Женщины России имперского периода, в отличие от женщин Западной Европы того времени, пользовались большей юридической свободой: они могли владеть недвижимым собственностью, участвовать в судебных процессах, заключать договоры.
Но в личных правах женщины сохраняли полную зависимость от мужчин.
Права женщин в России: факты и мифы
И нигде не будет написано, что ребенок на самом деле усыновлен. Обычно отпуск по беременности и родам дают на 70 дней до родов и 70 дней после, это где-то 4,5 месяца. Этот срок могут продлить, если детей двое и больше, если роды были сложными или в каких-то других случаях, установленных законом. А при усыновлении ребенка отпуск дают на 70 дней после его рождения.
Мужчины могут взять только отпуск по уходу за ребенком. Например, если в семье решили, что с ребенком дома будет сидеть папа, то женщина может выйти из отпуска по беременности и родам раньше или вообще его не оформлять. Тогда мужчина сможет оформить на себя отпуск по уходу.
Женщины и экономика Достижения Правительства привели законодательства в соответствие с международными конвенциями о труде, защищающими экономические права женщин, равный доступ к экономическим ресурсам и равенство при трудоустройстве. Число женщин-работниц значительно возросло, особенно в сфере обслуживания. Правительствами приняты постановления, запрещающие дискриминацию и злоупотребления на рабочих местах и труд женщин в опасных для здоровья условиях. Препятствия Плоды глобального экономического роста распределяются неравномерно, порождая все большие экономические несоответствия, небезопасные условия труда и постоянное неравенство полов в неофициальном секторе экономики и сельском хозяйстве.
Женщины, имея одинаковую с мужчинам квалификацию, отстают от них в доходах и продвижении по службе. Лишь немногие страны законодательно закрепили за женщинами право собственности на землю и другое имущество. Непризнание того факта, что женщины выполняют как продуктивную, так и репродуктивную функции, означает, что на долю женщин по-прежнему выпадает больше ответственности и обязанностей, а также неоплачиваемой работы. Участие женщин в работе директивных органов и в процессе принятия решений Достижения На государственном и негосударственном уровнях продолжалось широкое обсуждение вопроса о важности для общества участия женщин в принятии решений и государственном управлении.
Это способствовало укреплению осознания необходимости коренных изменений для достижения гендерного равновесия. Все большее число стран проводят политику позитивных действий в этом направлении, вводя системы квот и контрольные цифры, разрабатывая программы обучения для женщин-лидеров, принимая меры, облегчающие совмещение семейных и профессиональных обязанностей как для женщин, так и для мужчин. Препятствия Продолжал существовать разрыв между равенством де юре и де-факто. Традиционное понимание гендерных ролей ограничивает женщин в выборе профессии и карьеры и принуждает их взваливать на себя весь груз домашних обязанностей.
Инициативы и программы, нацеленные на расширение участия женщин в принятии важных решений, тормозились нехваткой людских и финансовых ресурсов для организации обучения и недостаточной пропагандой для занятия ими государственных постов, а также отсутствием ответственности со стороны выборных должностных лиц за содействие в достижении равенства полов и участии женщин в общественной жизни. Институциональные механизмы улучшения положения женщин Достижения Были созданы национальные механизмы, признанные институциональной базой и катализаторами борьбы за равенство полов, ответственные за учет гендерной проблематики в основных направлениях работы по этому вопросу и контроль над выполнением положений Пекинской платформы действий. Достигнут прогресс в отношении прозрачности, статуса, доступности и координации деятельности таких структур. Эти структуры способствовали усилению возможностей государства по сбору, обработке и распространению информации по признаку пола.
Препятствия Главным препятствием в работе таких национальных структур является нехватка финансовых и людских ресурсов в сочетании с недостаточным пониманием проблемы равенства полов и главных направлений деятельности по решению этой проблемы, а также преобладание в этом вопросе мировоззренческих стереотипов в противовес государственным приоритетам и недостаточная связь с общественностью. Женщины и средства массовой информации Достижения Женщины стали занимать высокие руководящие должности в различных областях, а создание местных, национальных и международных женских информационных сетей обеспечило распространение информации по всему миру, обмен мнениями и поддержку женщин, активно работающих в средствах массовой информации. Развитие информационных и коммуникационных технологий, особенно Интернета, расширило возможности для общения и активизировало участие женщин в работе средств массовой информации. Достигнут прогресс в установлении профессиональных норм и добровольных кодексов поведения, обеспечивающих честное и беспристрастное изображение мужчин и женщин, а также использование литературного языка в информационных программах.
Препятствия Число женщин, занимающих ключевые руководящие должности, все еще недостаточно для оказания серьезного влияния на политику в области средств массовой информации.
Пётр I запретил превращать женщин в домашних затворниц и обязал своих приближенных брать с собой жен и дочерей на увеселительные мероприятия при дворе ассамблеи. В 1863 году женщинам разрешали слушать лекции в российских университетах но не становиться полноправными студентками. В 1869 году открылись первые Высшие женские курсы , дававшие образование, которое приравнивалось к университетскому. Женщины России имперского периода, в отличие от женщин Западной Европы того времени, пользовались большей юридической свободой: они могли владеть недвижимым собственностью, участвовать в судебных процессах, заключать договоры. Но в личных правах женщины сохраняли полную зависимость от мужчин. Так, Свод законов 1832 года ст. Х говорил об обязанности жены следовать за мужем.
При нарушении данного закона судом мог быть издан приказ о принудительном водворении жены в доме мужа. Дети при раздельном проживании родителей обычно оставались с отцом и только в исключительных случаях могли передаваться матери [9]. Для западноевропейской женщины выработалась особая недееспособность, наступающая со вступлением её в брак и оканчивающаяся с прекращением брака. Крайнее проявление этой недееспособности дало английское право. В силу своего замужества женщина совершенно утрачивала свою юридическую личность.
С одной стороны, 8 марта отмечался с невероятным размахом. В метро появлялись боязливо оглядывавшиеся старушки, торговавшие букетиками мимозы довольно жалкого вида — букетики сметали моментально. В начальной школе мы каждый год тщательно готовили открытки мамам, распевали песенки: «Сегодня мамин праздник, сегодня мамин день…» В старших классах девочкам полагалось поздравить мальчиков на 23 февраля совершенно не обращая внимания на то, что большинство из них уже обдумывает, как бы им отвертеться от военной службы , а мальчикам поздравить девочек перед 8 марта.
Потом так же происходило в университете и на работе. Дома у нас, конечно же, ничего такого не было. Помню, как, вдохновленные школьной жизнью, мы с одноклассницей отправились в магазин, попытались купить своим папам по бутылке вина, вино нам не продали, тогда купили… ну конечно же, носки.
Краткая история феминизма
Так появились женские курсы при заводах и профшколы для обучения женщин квалифицированному труду. Польским женщинам удалось отстоять свои права, но пока — временно: власти лишь отложили вступление решения в силу. права женщин в России.
Женщины в Древней Руси: формальные права и реальные возможности
Древний Рим Права женщин. – 124 просмотра, продолжительность: 58:56 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Александра Кашицына в социальной сети Мой Мир. Появляются первые объединения для защиты прав женщин. Мужское / Женское на канале «Первый канал» в хорошем качестве, опубликованное 25 апреля 2024 года в 13:05, длительностью 00:41:26 на видеохостинге RUTUBE. 200 тысяч детей поздравили женщин. Право на обезболивание при родах появилось у женщин в 1853 г. только благодаря смелости королевы Виктории, которая решилась применить хлороформ во время родов.
Женская «революция». Что мы на самом деле отмечаем 8 марта?
Летом 2009 года в США на небольшой промежуток времени женщины заняли больше половины рабочих мест. По оценкам компании PriceWaterhouseCoopers в ближайшие десятилетие на рынок труда выйдет еще миллиард женщин. Но женщины все еще очень плохо представлены на руководящих должностях. Женщины и зарплата Равная оплата труда с мужчинами до сих пор остается несбыточной мечтой. Гендерный разрыв в оплате труда сохранятся в большинстве стран мира.
Одни эксперты считают , что женщины уделяют меньше внимания своей карьере и тратят больше времени на домашние дела. Другие предполагают , что женщины меньше реагируют на бонусы и поощрения, чем мужчины.
Это уже вторая стадия сокращения гендерных ограничений в России. Летом 2019 года был опубликован новый список профессий с вредными или опасными условиями труда, и по сравнению с действовавшим ранее реестром 2000 года он сокращен в 4,5 раза: с 456 профессий до 100. С тех пор женщины могут, наконец, становиться водителями-дальнобойщиками, ремонтниками и строителями, трактористами и автослесарями. В самом деле, автоматизация и механизация привели к тому, что естественные различия между полами становятся несущественными, а стало быть, и ограничения ни к чему. Это внимание к условиям труда для женщин лишний раз подчеркнуло лидерство России в деликатном вопросе баланса интересов полов, который на Западе сейчас выродился в феминизм самого радикального толка. В эти дни не лишним будет напомнить, что именно наша страна первой сняла всякие ограничения, ущемлявшие права женщин: уже Конституция РСФСП 1918 года узаконила полное равенство полов, а уж последующая борьба за освобождение женщин в республиках Средней Азии — это настоящий подвиг государственного масштаба.
От равенства — к привилегиям Иногда советское равенство приводило к перегибам либералы в таких случаях вспоминают профессию шпалоукладчицы , но, может быть, именно эта привычка женщин к тяжелой работе стала решающим кирпичиком в победе нашей страны в Великой Отечественной войне, когда труд тыла почти полностью лег на их плечи. После войны, когда помимо восстановления хозяйства одной из главных задач был рост численности населения сейчас бы это назвали "стимулирование беби-бума" , советское правительство начало предоставлять женщинам привилегированное положение: была провозглашена установка на сокращение рабочего дня, одна за другой появлялись льготы женщинам с детьми, росли сроки "декретного" отпуска и выплаты по нему. И да, увеличивался список профессий, по которым женщинам работать не рекомендовалось — но это было не притеснением, а наоборот, заботой. Безо всякой словесной шелухи о "половом вопросе" СССР сделал женщин не просто полноценными членами общества, но и, пожалуй, привилегированной его частью. Независимой России, при всех издержках первых лет после распада СССР, удалось сохранить, а впоследствии и развить эти достижения.
Причем речь не о считающихся отсталыми государствах Азии или Африки: к примеру, право голосовать и быть избранными США предоставили женщинам в 1920 году, Великобритания - в 1928, а Швейцария - так и вовсе в 1971.
На этом фоне удивительно, что при выдаче водительских удостоверений никаких ограничений по половому признаку не было. В США несколько женщин получили права в том же 1899 году, в котором власти Нью-Йорка и Чикаго ввели обязательный экзамен для желающих передвигаться на автомобилях. Более того, целый ряд привычных сейчас узлов придуман женщинами: к примеру, первые дворники резиновый валик с ручным приводом запатентовала американка Мэри Андерсон, а первые дворники с электроприводом - ее соотечественница Шарлотта Бриджвуд в тот же год, кстати, когда еще одна американка спроектировала самый первый глушитель.
Хотя с окончанием войны женщинам пришлось сдать многие позиции и уступить рабочие места вернувшимся домой солдатам, большинство юридических препятствий для их активного участия в экономической и общественной жизни к началу шестидесятых годов были сняты. Однако для достижения полного равноправия полов было необходимо окончательно устранить различия в положении мужчин и женщин, причем не только перед лицом закона, но и в головах людей. Этим и занялись феминистки "второй волны", благодаря которым феминизм стал одиозным понятием. В 1960-е годы широкое распространение получил радикальный феминизм, сторонницы которого считали порабощение женщин главной формой порабощения в обществе и подавали в суд на порнографические журналы за превращение женского тела в товар. Одна из радикальных феминисток - Андреа Дворкин - даже стала героиней порнографических комиксов, опубликованных журналом "Хастлер" в отместку за поданный ею судебный иск. Именно представительницы этого направления феминизма организовали в 1968-м году знаменитую демонстрацию против проведения конкурса "Мисс Америка", во время которой они выбрасывали в мусорные баки бюстгалтеры, шелковые чулки и косметику. В это время в России Количество работающих женщин в США и Европе в среднем увеличилось на 113 процентов с 1970-х годов, а к 2010 году женщины будут составлять в развитых странах 48 процентов рабочей силы. За прошедшие годы снизилась и разница в средних мужских и женских зарплатах - в США она сейчас составляет всего 33 цента с доллара. На одной шестой части света под названием Российская империя с правами женщин, как и со всем остальным, дела обстояли несколько иначе. Первая женская общественная организация появилась здесь в 1812 году и называлась Женским патриотическим обществом. Настоящая же борьба за равноправие женщин началась в России в 1859 году с появлением основанного аристократками М. Трубниковой и Н. Стасовой "Общества дешевых квартир". О борьбе за избирательные права здесь речи не шло за отсутствием выборов как таковых. Основным интересом участниц российского женского движения было достижение представительницами слабого пола экономической самостоятельности. Если вы читали роман Чернышевского "Что делать? Его клиентки - в основном малообразованные работницы, жили в нанятых на кооперативные деньги помещениях, занимались рукоделием, которое шло на продажу, усердно самообразовывались и соблюдали установленные обществом правила. Что касается представительниц российской интеллигенции, то именно благодаря деятельности Стасовой они получили возможность посещать Высшие женские курсы. К 1878 году в России было уже пять подобных заведений, включая вошедшие в историю Бестужевские курсы. Для завершения высшего образования россиянки уезжали в Европу, и в конце XIX века из 1200 иностранных студенток Цюрихского университета 700 имели российский паспорт. Уже в конце позапрошлого века российское женское движение а россиянки почти никогда не называли себя "феминистками" заметно отличалось от своих западных аналогов.
Борьба за равные права женщин. Фото.
Его проводила еще не ФИФА, но это было первое международное соревнование топ-уровня. Сильнейшими стали датчанки, а через год они защитили титул. В 1980-х вместо Кубка мира проводили так называемый Мундиалито, где успеха по два раза добивались Италия и Англия. А в 1991 г. К тому моменту своя сборная была уже и у СССР.
Бессмысленный запрет Госкомспорта отменили в конце 1980-х, тогда же возникли первые женские футбольные клубы, а в 1990 г. Американский женский футбол Хотя чемпионат Европы среди женщин — статусное соревнование, лучшая команда планеты в нем не участвует. Сборная США — лидер по числу побед на чемпионатах мира: выиграла в 1991 г. Ранее по теме: В новом сезоне чемпионата Италии дебютирует арбитр-женщина Успех американской команды вновь отсылает к 1970-м, когда в США приняли федеральный закон о запрете половой дискриминации во всех сферах, в том числе в спорте.
С тех пор женские спортивные организации могли рассчитывать на финансирование из государственного бюджета в той же мере, что и мужские. Законодательная инициатива сработала. Если в 1972 г. Стремительный рост популярности этого вида спорта заложил основу для будущих побед.
В 1999 г. США принимали женский чемпионат мира по футболу, и он оказал, возможно, даже большее влияние, чем мужской Кубок мира-1994, тоже проходивший в Штатах. Американки выиграли, по пенальти одолев китаянок в финале. А уже в 2000 г.
Позже лиги умирали и создавались вновь, а сегодня топ-матчи собирают под 30 000 зрителей. В мужской футбольной лиге MLS над такими показателями, скорее всего, посмеются, зато у мужской сборной США нет таких успехов на международной арене. Отчасти это связано с тем, что за американских мальчиков соккер конкурирует с баскетболом, бейсболом, хоккеем и другими видами спорта, активно развивающимися в учебных заведениях. У девочек столь широкого выбора пока нет, поэтому в США соккером занимается уже под 400 000 школьниц.
А состоявшиеся игроки продолжают борьбу за гендерное равенство в футболе, в том числе и в финансовых вопросах. К примеру, 36-летняя Меган Рапино, выступающая за национальную команду с 2006 г. Например, в 2019 г.
Женщины и политическая активность в России В историческом контексте России женщины долгое время были лишены политических прав и не имели возможности участвовать в выборах исключительно из-за своего пола. Однако, с течением времени, женщины начали бороться за свои права и иметь возможность влиять на политические процессы. Знаете ли Вы хорошего юриста по правам собственности? ДаНет В России первое избирательное право для женщин появилось в 19 веке, когда им разрешили участвовать в выборах местных земств.
Однако это были формальные изменения, которые не обеспечивали полную политическую свободу женщинам. На рубеже 19-20 веков сформировалось движение женщин-суфражисток, которые активно боролись за политические права женщин в России. Одной из самых известных суфражисток в России была Александра Коллонтай. В первых десятилетиях 20 века женщины продолжали бороться за равные права и участие в политике. Когда в России произошла революция 1917 года, женщины стали гораздо активнее участвовать в политической жизни страны. Они вступали в партии, работали в советских органах власти и принимали участие в выборах. С 1917 года женщины получили право голосовать и быть избранными во все органы государственной власти.
В России также были введены другие политические изменения, касающиеся женщин. Например, женщинам было разрешено служить в армии и получать пенсии. Раньше им такая возможность не предоставлялась. В более ранние времена, в старину, женщины в России не имели права водить автомобиль. Однако с течением времени, это право также было предоставлено женщинам. Важно отметить, что политическая активность женщин присутствует не только в России, но и во многих других странах. Например, в США суфражистки боролись за равные права женщин и возможность голосовать.
Сегодня женщины в России имеют полные политические права и могут активно участвовать в политической жизни страны. Однако, несмотря на достигнутые успехи, вопрос равенства между мужчинами и женщинами остается актуальным. Первые шаги к получению прав женщинами в России Когда-то в России женщинам были лишены многих прав и свобод, считая их неспособными разумно принимать решения и управлять собственной жизнью. Однако в течение истории женщины смогли преодолеть препятствия и начать бороться за свои права. Одна из причин, почему женщины долгое время оставались в неравных условиях, заключалось в том, что им запрещалось обеспечивать себя и своих детей. Раньше женщина была зависима от своего мужа или отца, и только он мог принимать решения по поводу ее денег и имущества. В России женщины не могли быть водителями автомобилей вплоть до 1955 года.
Первые шаги к получению права ездить на автомобиле женщины-водители сделали еще в 1910 году. Однако, их право было временным и действовало только по особым разрешениям.
ООН признала расширение прав и возможностей женщин одним из ведущих факторов устойчивого развития. Женщины сегодня — политические лидеры и руководители компаний, но многие из них по-прежнему лишены возможности самостоятельно решать свою судьбу, в том числе из-за ограниченного доступа к средствам планирования семьи. Доступ к контрацепции и информации о женском здоровье — не только по-прежнему актуальная проблема, но и важный шаг навстречу устойчивому миру. О сложностях древней контрацепции и долгой дороге к праву на выбор рассказываем вместе с Bayer. Именно эта компания стояла у истоков рынка оральных контрацептивов, а сегодня участвует в ряде глобальных инициатив по устойчивому развитию и помогает популяризировать планирование семьи по всему миру.
Как деторождение определило отношение к женщинам В древности предполагали, что женщина и мужчина устроены одинаково, если не считать очевидных отличий. Именно эти отличия определили отношение к женщине: вынашивать и рожать считалось главной целью ее жизни. Однако уже древние люди пытались контролировать этот процесс. В Древней Греции для контрацепции использовали кедровое и оливковое масла. В Индии — помет слонов. В Китае — ртуть. А в египетском Папирусе Кахуна содержится перечень ингредиентов контрацептива: кислое молоко, крокодилий навоз, акация и мед.
Надо сказать, в таком безумном сочетании даже был смысл: смола акации в смеси с медом выделяет ангидрид молочной кислоты, который используют в современных спермицидах. Первая революция в контрацепции К XIX веку контрацепция уже была широко распространена — использовались презервативы, правда, тогда они в основном снижали риск подхватить заболевания, передающиеся половым путем. Революция пришла откуда не ждали: в 1844 году американский изобретатель Чарльз Гудьир запатентовал процесс вулканизации резины, благодаря которому из обычного сырого каучука получался эластичный и прочный материал. В 1880-х годах немецкий врач Вильгельм Менсинг описал резиновое приспособление для женской контрацепции — влагалищную диафрагму. Это был первый контрацептив, применение которого почти полностью могла контролировать женщина, а не мужчина. Диафрагма Менсинга представляла собой колпачок, купол которого прикрывал шейку матки и создавал барьер для сперматозоидов. Правда, продукт не стал популярным.
Для установки диафрагмы нужно было обращаться к врачу. Это дорого обходилось, к тому же культуры посещения гинекологов тогда не было. Проще говоря, женщины стеснялись. Как пуританам не удалось остановить прогресс Даже узнать о том, что контрацептивы существуют, женщинам было непросто. В XIX веке Запад накрыла очередная волна борьбы за нравственность. Так, в США в 1873 году принимают «закон Комстока» — контрацепцию впервые регулируют на законодательном уровне. Но закон не был прогрессивным — напротив, он признал распространение контрацептивов по почте или через границы штатов федеральным преступлением.
Окончившие Бестужевские курсы, правда, могли преподавать в старших классах женских гимназий: это право они получили с 1904 года, а с 1906-го — и право преподавать в четвёртых классах мужских учебных заведений. В 1910 году Государственный Совет признал Бестужевские курсы высшим учебным заведением с объёмом преподавания, равным университету. Это была маленькая победа, однако не полная: свидетельства об окончании ВЖК были приравнены к выпускным свидетельствам университета, но не к дипломам.
С 1911 года каждый раз с особого разрешения министра окончившие слушательницы допускались, после предварительной сдачи дополнительных испытаний по программе мужских гимназий, к государственным экзаменам при Петербургском университете по всем обязательным предметам, входившим в программу факультета за годы обучения на курсах. Лишь законом 1911 года выпускницам женских курсов, чьи программы официально признавались равнозначными университетским, разрешалось проходить «окончательные испытания» в государственных комиссиях при университетах наравне с выпускниками-мужчинами. Для этого каждой выпускнице требовалось получить особое разрешение министерства, а сдавать нужно было, ни много ни мало все обязательные предметы, входившие в программу факультета за годы обучения на курсах.
Причём предварительно следовало сдать ещё и экзамены по программе мужских гимназий. Кстати, появление женщин в университетских испытательных комиссиях, где сдавали экзамены и обычные студенты, привело к забавной проблеме. О ней упоминала в 1915 году в своих дневниках Надежда Платонова, жена историка С.
Источник: Платонова Н. Дневник 1889—1921. Полторацкой, выданное для представления в испытательную комиссию Московского университета для сдачи экзаменов Изображение: Центральный государственный архив г.
Москвы Удостоверение выпускницы Высших женских юридических курсов В. Москвы Выдержавшие такие экзамены получали диплом и звание и могли пользоваться «всеми правами и преимуществами, предоставляемыми дипломами соответствующих мужских учебных заведений, кроме прав служебных и сословных». То есть поступить на госслужбу, имея диплом, женщина по-прежнему не могла, как и стать, например, адвокатом частным поверенным.
Но могла устроиться на частное предприятие, что некоторые и делали, работая с документами и бухгалтерией. Некоторые выпускницы становились ассистентами и преподавательницами на своих же курсах. Но большинству приходилось довольствоваться лишь учительской и низкоквалифицированной работой вроде телефонисток и телеграфисток.
Читайте также: Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи Даже среди преподавателей женских курсов не все придерживались мнения, что это образование должно давать и профессиональные права, а не только знания. Так, упомянутая выше Надежда Платонова писала в своих дневниках о декане историко-филологического факультета Бестужевских курсов И. Под занавес существования Российской империи в Петербурге открылись, наконец, и первые государственные женские институты — медицинский в 1897 году и педагогический в 1903-м , а также Высшие женские богословско-педагогические курсы в Москве в 1914-м.
Они, конечно, всё рано не были равны университетам, но профессию давали. Педагогический вуз готовил учительниц, а богословские курсы — преподавательниц женских епархиальных училищ. Выпускницы же медицинского института поначалу получали звание «врач женщин и детей» , не могли поступать на государственную службу, но имели право вести частную практику и занимать должности в некоторых медучреждениях, работать в женских отделениях больниц.
Лишь с 1904 года выпускницам института предоставили возможность работать наравне с мужчинами в лечебных заведениях всех профилей, а также претендовать на соискание учёных степеней в области медицины. Группа слушательниц женского педагогического института, открытого в 1903 году в Петербурге. В центре — директор института историк С.
Санкт-Петербург, 1906 г. Как женщины стали вольнослушательницами университетов во второй раз Ехать за границу большинству было не по карману. Учиться на частных курсах, при всей их популярности, могли и хотели не все: это не давало полноценных прав, да и не везде соответствовало университетскому уровню преподавания, а одни только Бестужевские курсы, конечно, не могли вместить всех желающих, хоть количество учащихся там и росло.
Поэтому многие женщины по-прежнему стремились в университеты. Новый виток борьбы за женское высшее образование непроизвольно вызвал своим неосторожным высказыванием министр народного просвещения П. Он заявил, что собирается пересмотреть университетский устав 1884 года, и у сторонников равноправия вновь появилась надежда на решение женского вопроса.
Выпускники Московского университета 1901 года министру народного просвещения П. Социально-историческая судьба Однако в высоких кабинетах этот оптимизм мало кто разделял. Например, на страницах газеты «Гражданин», не стесняясь в выражениях, рвал и метал князь В.
Он призывал не пускать «баб» в университеты, заявляя, что иначе вузы превратятся в «притоны разврата», обвинял «учёных женщин» и «курсисток» в «гадких манерах» и «распущенности». Вот только одна из его фраз: «Когда в аудиториях прибавится ещё тысчонка представителей прекрасного пола, то им очень удобно будет слушать лекции, сидя на коленях студентов, и от этого удобства будет весело и тем, и другим». Газета «Гражданин», выпуск от 11 сентября 1901 г.
Социально-историческая судьба В условиях не стихавших с 1899 года студенческих забастовок статья Мещерского произвела эффект разорвавшейся бомбы. Волнения разразились с новой силой, отдельные сходки собирались конкретно против выпада Мещерского. Считаться приходится не с г.
Мещерским, приходится считаться с тем, что стоит за его спиной, что даёт ему силу говорить нагло и невозмутимо…». Из резолюции «Союза студентов Петербургского университета». Социально-историческая судьба Мещерский за свою выходку отделался «высочайшим порицанием».
Но критиковалось не содержание статьи, а лишь тон автора. Слушательницы историко-филологического факультета Высших женских курсов, участницы семинара профессора Ивана Михайловича Гревса. Правда, для этого всё равно выпускницам иностранных вузов приходилось заново подтверждать свои знания: в 1902 году их допустили к сдаче экзаменов при императорских университетах и Петербургском женском медицинском институте.
Второй «женский поход» в университеты Первая революция 1905 года вынудила власти не только возродить высшие женские курсы, но и стала толчком для нового «женского похода» в университеты. Свою роль в этом сыграли женские организации. Например, «Союз равноправия женщин», «Русское женское взаимно-благотворительное общество», «Женская прогрессивная партия».
Так, Русское женское взаимно-благотворительное общество стало рассылать прошения о допуске женщин вольнослушательницами по университетам страны. К 1906 году советы всех российских университетов, за исключением Варшавского на тот момент временно закрытого , допустили женщин в качестве вольнослушательниц. Это стало возможным благодаря тому, что под давлением революционного движения правительство в 1905 году приняло временные правила для университетов, и те получили ограниченную автономию.
Постепенно советы вузов и вовсе стали признавать ненормальным то, что вольнослушательницы при прочих равных не имеют права без высочайшего разрешения сдавать экзамены и получать дипломы. Профессор права Московского университета В. Два этюда по женскому вопросу».
Социально-историческая судьба Несмотря на это ограничение, многие женщины, замужние и незамужние, с детьми и без, вдовы, поспешили воспользоваться открывшейся возможностью. Всего за пару лет в России появилось около 2130 вольнослушательниц. Училась вольнослушательницей на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
Получив по высочайшему соизволению допуск к итоговым экзаменам в юридической испытательной комиссии, сдавала их не там, а в Московском университете. Испытания Дзюбинская успешно прошла в 1914 году Фото: Центральный государственный архив г. Москвы Стать вольнослушательницей было не так-то просто.
Многие университеты, не желая снижать требования к поступающим, хотя те и шли учиться на изначально неравных со студентами условиях, решили проводить дополнительные экзамены для женщин. В основном приходилось проходить испытания по математике и древним языкам. Учитывая, что во многих школах для девочек не преподавали эти предметы совсем либо преподавали их гораздо более поверхностно, чем мальчикам, абитуриенткам приходилось готовиться самостоятельно.
Наиболее популярными среди девушек юридическое и медицинское направления. Были и те, кто стремился в инженерно-промышленные, политехнические и сельскохозяйственные институты. Характерно, что педагогическое поприще, к которому готовили историко-филологические и физико-математические факультеты, не особо привлекало женщин.
А ведь именно эту деятельность как наиболее «подходящую» им навязывало государство. В целом, преподаватели были довольны вольнослушательницами. Так, профессор Томского университета М.
Соболев отмечал , что те были хорошо подготовлены, прекрасно разбираются в теоретических вопросах, умело излагают свои мысли, учатся прилежно и сознательно. У вольнослушательниц была возможность получить полноценный диплом, испросив допуск к экзаменам в испытательных комиссиях. Диплом Евгении Дзюбинской, выданный после экзаменов в испытательной комиссии Московского университета Изображение: Центральный государственный архив г.
Москвы Борьба за полноценный доступ женщин в университеты Либеральный министр народного просвещения И. Толстой не чинил вольнослушательницам препятствий. Он даже предложил председателю Совета министров С.
Витте допустить женщин в университеты на равных с мужчинами. Но Витте идею не оценил. Он считал, что совместное обучение — «лучший способ вконец революционизировать высшую школу, так как женщины являются носительницами и вдохновительницами разрушительных идей».
Якобы только дай им вкусить от науки, то они посчитают себя «развитыми» и «врагами всякой рутины и отсталости». Никакие доводы Толстого не переубедили председателя царского кабинета министров.