Одну из самых известных пьес Александра Островского поставил лауреат театральной премии "Золотая маска" режиссер Антон Яковлев. Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского не исключение. Что и происходит с пьесами Островского уже более 160 лет. Одну из самых известных пьес Александра Островского поставил лауреат театральной премии "Золотая маска" режиссер Антон Яковлев.
«Гроза как формула современной России»: зачем сегодня читать Островского?
Пьеса "Гроза" с момента появления занимает одно из главных мест в творческом наследии ского. Но остается одна сложность: в пьесе очень подробно изображена среда, поэтому окончательный вывод нужно сделать таким: пьеса Островского «Гроза» – это трагедия с элементами драмы. Неожиданно вспыхнувшие чувства к родственнику мэра города меняют жизнь Катерины, а эта история любви обречена закончится так же печально, как в одноименной пьесе Островского. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет.
Краткое содержание пьесы "Гроза" по действиям (главам) | А. Н. Островский
Во многом благодаря Добролюбову «Гроза» долгое время воспринималась как символ борьбы с традиционными крепостническими устоями России первой половины XIX века, чему способствовал созданный образ Катерины. В свою очередь, по задумке режиссёра Михаила Фейгина, основной акцент должен быть сделан на силе женской души, обилию чувств и её беззащитности. Стоит сказать и про название спектакля. Название «Гроза. Среда обитания» было выбрано не случайно.
По словам Михаила Фейгина, спектакль «Гроза. Среда обитания» стал отчётной работой студентов театральной школы «Инклюзион. Постановка пьесы позволила талантливым актёрам с ограниченными возможностями проявить себя, появившись на сцене драматического театра Москвы. Каждый из актёров в рамках спектакля говорил как на русском, так и на русском жестовом языке. По задумке режиссёра, постановка «Грозы» носила качественно новый характер.
Но постановщик Меленчев окунает в реальный мир, перед нами герои в современной одежде: рубашки и платья с рисунками, кеды и шорты. Они так же, как и герои Островского обсуждают «волю», «неволю» и «почему люди не летают как птицы». Но всё это на доступном, современном языке. Сами актёры по ходу пьесы меняли местами элементы реквизита, переставляли столбы со светодиодными лампочками. В спектакле даже использовалась пенная пушка. Феклуша вынесла на сцену плазменный телевизор, на котором во время её повествования включается передача в стиле National geographic. Как и в классической трактовке эта «странница» незаметна, но играет немаловажную роль. И здесь Феклуша рассказывает про другие страны, как «у них всё плохо, а у нас хорошо». Как и режиссёрская постановка, сценография так же придумывалась на ходу, в течение двух месяцев до премьеры.
Впечатления от увиденного и были им потом отображены в драме. Так, например, его поразила разница между образом жизни девушек города Торжка и его замужних обитательниц. Если незамужним девушкам там было позволено и свободно гулять, и открыто общаться с парнями, то после вступления в брак молодые женщины должны были сидеть дома, а если и выходить, то кутаться в несколько платков. Это наблюдение затем и отразилось в «Грозе». В пьесе об этом говорит Кулагин: «А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часик, другой, ну и гуляют парочками».
Другие издания
- Гроза (проект "Пушкинская карта") | Московский Молодежный Театр под руководством В. Спесивцева
- Краткое содержание: «Гроза» Островского - ReadRate
- Гроза (пьеса) | Наука | Fandom
- Смысл пьесы «Гроза» — Островского
Краткое содержание Грозы Островского
- Подробный пересказ по действиям
- Островский Александр
- Гроза. Пьесы
- Краткое содержание «Гроза»
- Краткое содержание «Грозы» — как прочитать книгу за 10 минут
Гроза - краткое содержание
Искушение» по пьесе Александра Островского. В оригинале пьесы, кажется, мистического мало — разве что странник Фекл Андрей Ребенков выступает посредником между Словом Божиим и жителями вымышленного Калинова. Ощущение таинственного мистицизма усиливает и освещение — то холодное, делающее все лица мертвенно-бледными, то, наоборот, теплое — в сценах, где желтый прожектор светит из глубины сцены и оставляет лишь графичные силуэты персонажей. Трагический исход истории здесь предвосхищается с первых же сцен, когда знаменитый монолог Катерины «Отчего люди не летают?
То, что она лишилась этой опоры, своей веры, и привело ее к трагическому исходу.
Поэтому для Катерины дальнейшая жизнь — абсолютная несвобода. Эта несвобода становится убийственной для такого мощного живого чувства. Вот в чём схема трагедии». Сочиняя спектакль, Константин Райкин размышляет не только о личной драме, но и о глобальном унижении таланта, катастрофе любого художника, сила чувств и идей которого откровеннее и пронзительнее рамок дидактики, темноты в мозгах, закостеневшего общепринятого шаблона. В спектакле занято 30 артистов труппы. Главную роль, которая считается одной из вершин мирового женского трагического репертуара, играет Мария Золотухина.
Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество. Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома. Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, недоумевает. Под напором матери шутя просит Катерину покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл. Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт». Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой. Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдёшь! Да скорей! Говорит, что все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом. Не могу я больше терпеть! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…» Действие 5 Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Тихон обвиняет мать, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом. Мечется тоже, плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали,— молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите, делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет. Хороший он человек, сударь. Все отправляются на поиски Катерины. Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого. Ну, вот и поплакали вместе, привел бог. Ты не забыл меня? Как забыть, что ты!.. Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. В могиле лучше… Под деревцом могилушка…. Ах, скорей, скорей! Подходит к берегу. Друг мой!
Кабанов говорит с матерью. Этот диалог показан как типичная беседа в этой семье. Тихону надоели нравоучения матери, но он всё равно лебезит перед ней. Кабаниха просит признать сына, что жена ему стала важнее матери, будто Тихон вскоре и вовсе перестанет уважать мать. Катерина, присутствуя при этом, отрицает слова Марфы Игнатьевны. Кабанова с удвоенной силой начинает наговаривать на себя, чтобы окружающие переубеждали её в обратном. Кабанова называет себя помехой супружеской жизни, но в её словах нет искренности. Уже через мгновение она берёт ситуацию под свой контроль, обвиняя сына в слишком мягком характере: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого? Кабанов признаёт, что у него нет собственной воли. Марфа Игнатьевна уходит. Тихон жалуется на жизнь, упрекая во всём деспотичную мать. Варвара, его сестра, отвечает, что Тихон сам в ответе за свою жизнь. После этих слов Кабанов уходит выпить к Дикому. Катерина и Варвара разговаривают по душам. Она совсем завяла в этом обществе. Особенно хорошо это прослеживается на фоне её жизни до замужества. Катерина много времени проводила с мамой, помогала ей, гуляла: «я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Катерина чувствует приближение смерти; признаётся, что больше не любит своего мужа. Варвара обеспокоена состоянием Кати, и, чтобы улучшить её настроение, Варвара решает устроить Катерине встречу с другим человеком. На сцене появляется Барыня, она указывает на Волгу: «Вот красота-то куда ведёт. В самый омут». Её слова окажутся пророческими, хотя в городе её предсказаниям никто не верит. Катерина испугалась сказанных старой женщиной слов, но Варвара скептически отнеслась к ним, так как Барыня во всём видит гибель. Кабанов возвращается. В то время замужним женщинам нельзя было разгуливать в одиночестве, поэтому Кате пришлось его дожидаться, чтобы уйти домой. Действие 2 Варвара видит причину страданий Катерины в том, что Катино сердце «ещё не уходилось», ведь девушку рано выдали замуж. Катерине жалко Тихона, но других чувств к нему у неё нет. Варвара давно это подметила, но просит скрывать правду, потому что ложь — основа существования семьи Кабановых. Катерина не привыкла жить нечестно, поэтому говорит, что уйдёт от Кабанова, если больше не сможет быть с ним. Кабанову нужно срочно уехать на две недели. Карета уже готова, вещи собраны, осталось только попрощаться с родными. Тихон приказывает Катерине слушаться маменьку, повторяя фразы за Кабанихой: «скажи, чтобы не грубила свекрови…, чтобы почитала свекровь, как родную мать, …чтобы сложа руки не сидела,… чтобы на молодых парней не заглядывалась! Слова о других мужчинах смущают Катю. Она просит мужа остаться или же взять её с собой. Кабанов отказывает жене и ему неловко за фразу матери о других мужчинах и Катерине. Девушка предчувствует надвигающуюся беду. Тихон, прощаясь, кланяется матери в ноги, исполняя её волю.
“Гроза” – пьеса А.Н. Островского. Краткое содержание
Мечтает построить вечный двигатель, постоянно старается улучшить жизнь населения города, однако ему не дает продвигаться жадный Дикой. Служанка в доме Кабановых. Путешественница, с которой Глаша сплетничает о жизни в столице. Действие первое События истории происходят в городе Калинов на Волге, который на первый взгляд кажется спокойным, однако в нем господствует произвол. Действие разворачивается вокруг богатого купца Савелия и вдовы Кабановой Марфы Игнатьевны. Первый славится своей жесткостью и постоянно ругается со своими работниками и семьей. Купчиха, которую зовут Кабанихой, больше известна своими нудными лекциями и нотациями. Одним из немногих положительных характеров является Кулигин — бедный механик, который мечтает изобрести что-то вроде вечного двигателя, который мог бы принести пользу всем людям. В первом действии продолжается знакомство с персонажами. В доме Савелия Дикого живет Борис, который мирится с произволом купца, потому что надеется получить от него наследство. Он старается наладить отношения, так как умершая бабка завещала ему деньги, однако купец не спешит отдавать их законному наследнику.
В семье Кабановой живет жена ее сына Тихона Катерина, выделяется добротой, сильной волей и религиозностью, которая воспринимается в положительном ключе. Катерина и Борис периодически встречаются в городе, часто на службах в церкви. Между ними возникает взаимная симпатия, которая, однако, не перерастает в нечто большее. Борис слишком стеснительный и нерешительный, а для Катерины завести отношения при наличии живого мужа — тяжкий грех. Кроме того, Борис не собирается оставаться в захолустном городе навсегда. Тихон, муж Катерины, постоянно выслушивает нравоучения матери, после чего обвиняет ее за глаза во всех своих неудачах. Сестра Тихона Варвара пытается сказать ему, что он сам в ответе за собственную жизнь. Катерина боится за свою жизнь, чувствует приближающуюся гибель. Это связано с тем, что она разлюбила мужа. Ей кажется, что за такое ей полагается страшное наказание.
Ситуацию накаляют слова Барыни, которая говорит об омуте, в который ведут воды Волги. Катерина считает эти слова дурным знаком. Однако Варвара скептически относится к высказыванию, так как Барыня постоянно видит во всем смерть и гибель. Действие второе Варвара видит страдания Катерины, поэтому хочет ей помочь. Она считает, что девушку слишком рано выдали замуж, поэтому ее сердце еще не успокоилось. Варвара видит, что Катерина больше не любит Тихона, а та признается, что не испытывает к нему ничего, кроме жалости. Варвара просит девушку лгать, ведь вся их семья построена на вранье. Однако Катерина не привыкла к такому, поэтому она отвечает, что уйдет от Тихона, если больше не сможет быть с ним рядом. Тихону предстоит поездка в другой город по делам на несколько дней. Варвара предлагает Кате встретиться с Борисом, однако та в ужасе отказывается.
Она очень боится, поэтому просит Тихона взять ее с собой. Муж, который едет больше не по работе, а для того, чтобы напиться без постоянных упреков и лекций матери, отказывается. Тогда Катерина со слезами на глазах бросается к нему и дает весьма странную для Тихона клятву, что в его отсутствие она не будет видеться ни с кем чужим. Перед отъездом Тихона, мать Кабаниха заставляет того прочитать длительную унизительную нотацию жене. Ее суть сводится к тому, что Катерина должна сильно тосковать по мужу, не показываться никому на глаза и даже не смотреть ни на кого, помимо мужа. Кабаниха упрекает девушку за то, что та не кинулась рыдать по мужу сразу же после его отъезда. Катерина теряется от таких несправедливых упреков, отчаивается. Оставшись одна, Катерина не успокаивается и не радуется тишине — ей становится скучно. Она жалеет, что не успела завести детей, полагает, что была бы хорошей матерью. Девушка мечтает о свободе, полетах и представляет, как могла бы сложиться ее жизнь.
Приходит Варвара и дает Катерине ключ от дальней калитки в саду. Они собираются ночевать там в эти дни, чтобы быть подальше от злобной купчихи. Сестра Тихона собирается таким образом устраивать тайные свидания для Катерины и Бориса. Она не отказывается от мысли помочь девушке. Катерина сначала хочет отказаться, ей кажется, что ключ, сунутый сестрой мужа, жжется в ее руке. Однако прочитанная лекция Кабанихи и тот факт, что Тихон холодно отказался взять ее с собой в другой город, становятся последней каплей. Поэтому девушка все же забирает ключ. Действие третье События начинаются с беседы Глаши и Феклуши. Они обсуждают дом Кабанихи. Он кажется им оплотом спасения в этом развратном городе.
В Малом театре, который считают домом Островского, ее не ставили полвека. Алексей Дубровский, режиссер-постановщик : «Малый театр, часто говорят традиционалисты, консервативный. Я считаю, что это комплименты: должны быть традиции. Другое дело, традиции, как было сказано, это не поклонение пеплу, а передача огня. У театра есть свое лицо.
Мне кажется, это очень важно». По-своему секрет Островского раскрыл Константин Райкин, поставив «Грозу» как трагический балаган. Константин Райкин, , художественный руководитель театра «Сатирикон», народный артист России: «Сейчас для мощнейшей пьесы Островского очень важно придумать какое-то место действия. Где это?
Островский только что «пройден», написано сочинение … но, увиденное вчера глубоко тронуло сердце каждого..
Это не спектакль -это разрыв души! В такие минуты особенно остро понимаешь суть бессмертия классики! Так близко к оригиналу , но так современно и трепетно , что захватывало дух. Сильная ,но ранимая, вопреки всему миру восставшая в своей исключительной искренности и покаянии. Каждая роль!
Столько театра в спектакле!!! В первом же «луче Катерины» сжалось все внутри и слезы душили от искренности и правды. Режиссер так тонко передал все наши страхи, внутреннюю борьбу , ангелов и демонов, вызов обществу и чувствам, покаяние , а актеры так точно отразили это в своей игре , что декорации , образы, иллюзорные превращения и ассоциации на экранах только усиливали остроту восприятия. Восторг и низкий поклон режиссеру и актерам, которые смогли «взрослых» детей погрузить так глубоко, чтоб им невольно пришлось замереть от восторга. Эти слова в отчаянии произносит Катерина , героиня Островского из «Грозы», как крик души по свободе, которой она лишена.
Свободе любить того , кого хочешь... Вот легко сказать: «Все в наших руках». Уж если даже сейчас мы зависим от множества обстоятельств и делаем часто свой выбор по жизни из соображений практичности, удобства, пользы, предавая свои желания, свободу, а по сути предавая СЕБЯ, то что уж говорить о том времени, когда была написана пьеса. В 19 веке единственный путь для женщины было замужество. Как правило женщины выходили за тех, кого выбрали родители.
Женщины не имели прав, были забитыми, полностью подчинялись мужу. Островский был мировым судьей одно время и изучал судебные разбирательства, вникал в причины преступлений. На основе реальных историй он сформировал женские образы своих произведений. Его по праву можно назвать знатоком и психологом женских душ. Вот почему так интересно наблюдать за его женскими образами.
Все его пьесы о них, обманутых и страдающих. Он и сам был несчастлив в любви. Интересный факт, который я недавно узнала: оказывается прототипом Катерины была возлюбленная Островского - актриса Любовь Косицкая, которая была замужем. Идя в театр Гоголя на «Грозу», скажу честно, боялась сравнения. Уж очень мне по сердцу была сатириконовская «Гроза» она была номинирована на «Звезду театрала- 2023».
Ну и ,конечно же, после того как перестал существовать Гоголь -центр, к которому я привыкла и полюбила его репертуар, была некоторая насторожённость к новому театру. Но посмотрев несколько спектаклей там, я убедилась лично -они прекрасные. Акцент сделан на эмоциональных переживаниях героев, ведь в нем не одна жертва обстоятельств- Катерина, а и муж ее, вынужденный подчиняться воле матери,и сестра его Варвара. Режиссёр Антон Яковлев даёт возможность зрителю вместе с героями пьесы включиться в процесс осмысления происходящего. Ведь перед каждым человеком может встать выбор между страстями и долгом.
И эту историю я увидела по-новому,оценивая на своей чаше весов морали и нравственности поступки героев: «Терпеть или приспособиться? Поддаться искушению или нет? Заплатить за этот грех или все-таки не грех?
Лучанинов Александр - Каменка Миккеро 1 час назад Спасибо огромное что проявили внимание к данной проблеме которая время от времени имеет место быть.! Добра вам за... Дни за Гранью Сергей 2 часа назад Живут в многоэтажках, есть телефоы и ножи, то есть промышленность хорошо развита. И ходят с копьями!!!
Я в восторге от... Наталья Богатова 3 часа назад Охренел что ли чтец?! Совершенно не возможно слушать!
«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского
Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Островский востребован, а «Гроза», о которой несколько поколений без содрогания и вспомнить не могли, измученные хрестоматийным мемом «про луч света в темном царстве», оказалась актуальнейшим произведением. В 2024 году исполняется 165 лет драме Александра Николаевича Островского «Гроза». Изображения: Эскиз декорации Бориса Кустодиева «Под сводом старинной церкви» к постановке драмы Александра Островского «Гроза». Югорчане увидят «Грозу» Островского в интерпретации белорусского режиссера.
Современное прочтение «Грозы» Островского
На основе анализа пьесы А. Н. Островского «Гроза» ставится задача доказать, что социометрия может использоваться для анализа художественного текста с целью извлечения из него этнологической информации. "Гроза" была завершена Островским в 1859 году и вскоре поставлена в театрах Москвы и Петербурга, а уже в 1860 году была опубликована. Немалое значение для понимания смысла разыгравшейся в пьесе Гроза драмы имеет финал произведения. «»Гроза», — писал Добролюбов, — без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий». Одну из самых известных пьес Александра Островского поставил лауреат театральной премии "Золотая маска" режиссер Антон Яковлев.
Гроза - краткое содержание
Ясно, что это люди верующие, но вера у них довольно специфическая. Так ли это, мы не знаем, но общее ощущение, что калиновцы принципиально не хотят иметь ничего общего с новым временем, Мельников-Печерский уловил верно. Народ-то так и снует, один туда, другой сюда». По мнению Феклуши, в больших городах у суетных людей не осталось даже времени на себя. Кулигин замечает: «Бедным гулять, сударь, некогда, у них день и ночь забота. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают?
Ну что бы, кажется, им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены». Тайна размахивания руками «К у л и г и н показывает в сторону. Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает? Это Дикой племянника ругает».
Это первое упоминание Дикого в пьесе: он ругается и машет руками.
Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики вызывала широкий общественный резонанс. В 1856 году Островский участвовал в «Литературной экспедиции» по городам Верхней Волги с целью изучения и описания жизни рыбаков и мореходов. Во время этой поездки он знакомился не только с самими городами, но и с бытом, традициями, нравами их жителей. Заинтересовавшие его детали и характеры он непременно записывал. Впечатления от увиденного и были им потом отображены в драме. Так, например, его поразила разница между образом жизни девушек города Торжка и его замужних обитательниц.
Нет в спектакле и привычных сцен, наполненных патетическими восклицаниями. Герои просто живут, делятся друг с другом мыслями, драмой в отношениях. Интерпретация и осовременивание выполнены с уважением к классику. Пьесу не переделали, а перенесли в другую эпоху, адаптировав высказывание. Над спектаклем работал приглашённый режиссёр Тульского академического театра драмы Евгений Маленчев. Постановщик рассказал в соцсетях, что придумать и создать представление, пришлось за два месяца. Надеюсь, что адаптация поможет нам сделать глобальный и доступный современному человеку спектакль», — процитировали Евгения в калининградском драмтеатре. Декорации и костюмы Перед началом спектакля мы не видим привычного тяжёлого занавеса. Сцена и закулисье как на ладони.
С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть. Ну, вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи! Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет. А то что бы? Я б его уважил. Больно лих я на девок-то! Кулигин снимает шапку. Шапкин Кудряшу. Отойдем к сторонке: еще привяжется, пожалуй. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Пропади ты пропадом! Праздник; что дома-то делать! Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет? Я и слушаю, что ж мне делать еще! Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. Вот навязался! Плюет и уходит. Явление третье Кулигин, Борис, Кудряш и Шапкин. Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить. Уж какая охота, Кулигин! Да какая же неволя, сударь, позвольте вас спросить. Коли можно, сударь, так скажите нам. Отчего ж не сказать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну? Ну, как не знать! Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось.
Английский перевод «Грозы»: в Калининграде показали современную интерпретацию пьесы Островского
Девушка долго хранила в себе эту тайну. Однако Варвара — сестра Кабанова — настояла, чтобы Катерина доверилась своей любви и открылась Борису. Произошла встреча влюбленных. Катерина, не в силах скрывать измену, призналась во всем мужу. Тихон готов простить оступившуюся жену, однако, деспотичная Кабаниха не позволила. Катерина таяла на глазах. Она ушла из дома.
Борис случайно встретился на ее пути. Девушка готова была уехать с возлюбленным хоть на край света, но это оказалось невозможным. Борис отправился в Сибирь. Влюбленные попрощались. У Катерины пропал смысл дальнейшего существования. Люди искали пропавшую девушку по всему городу.
Катерина умерла, бросившись с обрыва. Тихон тяжело пережил это горе. Смысл произведения «Гроза» Главный конфликт в произведении заключается в противостоянии морали самодуров, которая уже изжила себя, с новой моралью людей, обладающих чувством человеческого достоинства. Островский показывает мир, полный жестокости и страха. Мир, в котором хозяевами являются Дикие и Кабановы. Их жизненная цель — накопить побольше денег.
Они находятся в постоянной войне друг с другом, не уважая никого вокруг. В их мире нет места искренности и состраданию. Они негативно относятся к жизненным изменениям, стараясь всеми силами сохранить старые устои и обычаи. Их боятся, с ними не спорят и не конфликтуют. Все персонажи «Грозы» — жертвы.
Неожиданно возвращается Кабанов. Действие 4 события разворачиваются спустя 10 дней после третьего действия Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой. Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савла Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество. Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома. Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, просит ту покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл. Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт». Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой. Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдёшь! Да скорей! Все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом. Действие 5 Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Часть вины Тихон опять перекладывает на Кабаниху, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом. Глаша сообщает о пропаже Катерины. Все отправляются на поиски девушки. Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого. После прощания с Борисом Катерина бросается в реку.
Также подсмотренные истории легли в основу пьес «Не сошлись характерами» и «Воспитанница». А драму «Гроза» Островский написал в 1859 году. В это время он был увлечен актрисой Малого театра Любовью Никулиной-Косицкой, которая не отвечала ему взаимностью. Именно для неё влюбленный драматург создал роль Катерины, наделив главную героиню пьесы некоторыми качествами Косицкой. Общее, например, то, что они обе совершенно не умели лгать. Также он использовал для своей пьесы рассказы актрисы о её прошлой подневольной жизни в барском доме, и даже по воспоминаниям драматурга совпало так, что в момент написания им сна Катерины он «услышал от Любови Павловны про такой же сон в этот же день…». Любовь Косицкая с блеском исполнила роль Катерины, играла ещё в восьми спектаклях Островского и дружила с ним до самой своей смерти.
Варвара и Кудряш тоже уединяются. После этого все четверо договариваются на завтра снова встретиться. Действие 4 Проходит десять дней. Варвара встречает Бориса и сообщает ему, что Тихон вернулся домой раньше срока, а Катерина ведет себя странно. Тем временем Кабаниха с сыном Тихоном и Катериной гуляют по городу и встречают Бориса. Увидев его, Катерина вскрикивает и рыдает. Варвара намекает Борису, чтобы тот ушел. Люди на улице говорят, что будет сильная гроза, которая, вероятно, вызовет пожар или кого-нибудь убьет. Услышав это, Катерина говорит мужу Тихону, что гроза убьет ее. Мимо Катерины проходит "полусумасшедшая барыня", которая внезапно называет Катерину грешницей. Не в силах скрывать правду, Катерина сознается мужу Тихону и свекрови Кабанихе в том, что она 10 ночей ходила на свидания с Борисом. Действие 5 Тихон встречает на улице Кулигина и рассказывает ему новости: Варвара убежала из дома с Кудряшом, Катерина ведет себя странно, Дикой отправляет Бориса в другой город на три года. Кулигин советует Тихону простить Катерину. Но Тихон объясняет, что его мать, Кабаниха, не позволит этого, а он во всем слушается матери. Тут же Тихон слышит от служанки, что Катерина ушла из дома.
«Грозу» с хантыйским колоритом поставили в театре «Солнце»
По замыслу режиссёра, это нисколько не вредит пьесе, которую Островский задумал как драму приволжской жизни собирательного города Калинова. Он определяет главные правила драмы и затем выясняет, что в пьесе Островского большинство из них нарушено. В Кировском драмтеатре готовят к выпуску новый спектакль по пьесе Островского «Гроза».