В 2023 году Пасху — самый главный христианский праздник — отмечают 16 апреля. Традиционная православная Пасха пришла на Русь вместе с крещением, и народ принял нового Бога – Иисуса Христа, передав ему функции Царь-Девицы. пасхальный кролик на пасху своими руками. Как отмечают Пасху в разных (других) странах? Несмотря на то, что воскрешение Спасителя является самым важным событием, традиции празднования уникальны у каждого народа. Рассмотрение библейской истории происхождения христианского праздника Пасха и особенностей его празднования в славянских православных странах.
Какого числа православная Пасха в 2023 году
- Православный праздник Пасха
- Как рассказать детям о Пасхе
- реферат на тему: "История праздника Пасхи"
- Православный праздник Пасха: история и традиции — Щи.ру
- Светлое Христово Воскресение
Кулич, паска, пасха — как правильно говорить: история возникновения и традиции.
В Пасху главное — не окраска яиц и выпечка куличей, не суета по уборке дома. Пасха — не соревнование домохозяек, а великий день, когда мы вспоминаем центральное событие мироздания, событие, ради которого и произошло пришествие в наш мир Иисуса Христа, а именно Воскресение Христа из мертвых, то есть победу Богочеловека над смертью. Все богослужения Страстной недели, предшествующей Пасхе 24 апреля , посвящены последним дням земной жизни Христа. В храмах звучат слова Его последней беседы с учениками, рассказ Иисуса о Страшном Суде, о том, как наследовать Царствие Небесное. Мы вспоминаем предательство Христа Иудой, одиночество и молитву Иисуса в Гефсиманском саду — молитву до кровавого пота, арест и несправедливое осуждение Спасителя на Крестную смерть, отречение от Него самых близких учеников, Крестный путь — то есть, буквально, дорогу с Крестом на спине на Голгофу, Распятие, смерть на Кресте, погребение и трехдневное сошествие Христа во ад.
Тем не менее, понимая, что человек не может жить одними мыслями о высоком, Церковь дает нам возможность привнести благую весть о Воскресении Христа в наш дом — на кухню, за стол, где собрались близкие. Душа наша — христианка! Поэтому-то и красят яйца, и освящают куличи. Только священники советуют это делать так, чтобы яйца и куличи не отвлекали от молитвы.
В дореволюционной России хозяйственные хлопоты заканчивали до долгих, напряженных богослужений четверга Страстной недели. И хотя холодильников не было, снедь умудрялись сохранять неиспорченной до ее освящения в субботу. Разговлялись, то есть начинали есть непостную пищу, уже после ночных богослужений самой Пасхи. Поэтому важно притормозить рвение на бытовой почве и начать возделывать ниву своего сердца: молиться дома и в церкви, прийти на исповедь, причаститься, помочь тем, кто нуждается, постараться никого не осудить, воздержаться от гнева, зависти, гордыни, скупости, празднословия… Их много, червей, которые точат нашу душу, и каждый, в глубине сердца, прекрасно о них знает.
Вот об этом, а не о крашеных яйцах стоит думать в первую очередь. А если не постился?
Согласно преданию, Мария Магдалина пришла к императору Тиберию известить о воскрешении Христа. Правитель не поверил ей, сказав, что поверит в чудо только тогда, когда яйцо в его руке станет красного цвета. Яйцо в руках Тиберия покраснело и так родилась традиция кушать яйца в Пасху. Как готовили Пасху и красили яйца? Куличи пеклись с давних времен. Изначально смысл их был в форме: вместе с яйцами они были символами плодородия.
Традиционно пасха была творожным блюдом в виде пирамидки з буквам ХВ — Христос Воскрес. Творог для кулича перетирали несколько раз с добавлением пряностей, орехов, изюма, яиц и сливок. Также выпекали их из теста и покрывали глазурью. По старинке хозяюшки окрашивали вареные яичка в луковой шелухе, которую собирали задолго до праздника, черникой, свекольным соком, куркумой и красной капустой.
Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира. Весь вечер Великого Четверга и в Страстную Пятницу в домах православных христиан пекли куличи и делали пасху, а затем освящали их. Одаривание крашенками друг друга воспринимается как пожелание чистоты, равной Пасхальному яичку: дарение крашенок крёстным и крёстной, своим крестникам, означает, что все худое, под стать скорлупе, в этот день от них отстанет, а светлое, доброе наружу проклюнется. Ты катись, яичко, да ко думе Господней! Дай ты людям защиты, и добра дай, и спасу. Пасхальные гуляния В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. На все дни Святой недели для простого народа устраиваются качели, карусели, балаганы, где дают свои представления комедианты. Везде танцуют, поют, водят хороводы. Пасхи не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывались столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски - возводились общественные качели. На качелях катаются решительно все.
Известно, что у хороводницы, которая, по-видимому, руководила кругом, в одной руке был круглый хлебец, а в другой - красное яйцо. С хлебом и яйцом встречали весну и солнце. Встречая весну, взрослые девушки и парни обливались водой на восходе солнца. Самые смелые купались в реках. Если в Тульской губернии круг водили на пригорке, то в Переславль-Залесском крае его составлялся в середине села. Девушки становились парами «по ровням» то есть пары составляли «погодки» , все в одинаковых белых платках, шли против солнца вокруг церкви, возвращались на середину села и расходились, чтобы переодеться для нового круга. Так повторялось несколько раз. И это тоже называлось встречей весны. Материалы XIX в. Однако исполнялись и хороводы вокруг села. В этом случае хоровод имел охранное и магико-репродуктивное значение. В отличие от хороводов, опахивания в сферу своего ритуального воздействия включали значительную территорию, захватывая селения со всеми крестьянскими угодьями. Обрядом опахивания сопровождалась встреча весны на Красную горку в Инсарском уезде Пензенской губернии с. Весну «закликали» девушки и молодые женщины. Когда же наступала полночь, они шли за околицу, где с помощью сохи обводили бороздой село. Впереди шли старухи с иконой Казанской Божией Матери и молились, чтобы село не постигли никакие беды и напасти, чтобы все несчастья останавливались перед бороздой. Проложив борозду вокруг села, возвращались назад и устраивали пирушку, в которой могли принять участие и парни. Пирушка продолжалась до «третьих петухов», после чего «гулять считалось грехом». Опахивание здесь играло магико-предохранительную роль. Оно как бы предваряло возможность повторения обряда, к которому зачастую приходилось прибегать крестьянам, в прошлом сильно страдавшим от опустошительных эпидемий и эпизоотий. Встреча весны проходила на фоне таких красивейших хороводных игр, как горелки, уточка, Борис. Хороводы Красной горки, или «радуницкие», чаще водились на пригорках, холмах, на берегах рек, в местах более открытых. Бытописатель первой половины прошлого века И. Снегирев предполагал, что эти хороводы в старину сопровождались зажиганием огней. Такими материалами располагал известный хореограф К. Голейзовский: «Колхозница села Исады на Волге, старуха Витюлева, рассказала, что в дни ее юности игра в «Горелки» совершалась ранним утром на высоких местах между кострами из старой соломы». Играли в горелки при появлении солнца наверху холмов. Девичьи весенние хороводы исполнялись от Благовещения и Красной Горки до Троицы и Всесвятского заговенья. В традиционном укладе жизни они были важнейшими ритуальными фрагментами «картины мира». Весенние хороводы, сопровождаемые кострами - символы весеннего солнца, весеннего движения времени. Повсеместно на Красную горку разыгрывались свадебные хороводы «А мы просо сеяли», «Заплетайся, плетень», «Заинька». Особенно популярной была хороводная игра «А мы просо сеяли». Этот хоровод был одновременно земледельческим и свадебным. В некоторых местах например, с. Свинчус Касимовского уезда Рязанской губ. Свадебные хороводы на Красную горку не случайны. В старом быту Красная горка считалась последним сроком для сватовства и свадеб перед весенне-летними работами. Кто упустил свадебный зимний мясоед, не должен был «теряться» на Красную горку. Поэтому осуждались те холостые молодые люди, которые не приходили на гулянья Красной горки. Существовало даже поверье: если парень или девушка не ходят на Красную горку, то они долго не женятся или не выйдут замуж. Подобное поверье в основе своей имеет архаичное представление о том, что весной, особенно в преддверии сева и всходов озимых, все молодые жизнеспособные члены общины должны жить в соответствии с законами природы: как земля отдает свои репродуктивные силы возрождению природы, так и люди должны позаботиться о возрождении своего коллектива.
Что такое Пасха — краткое содержание событий Дня воскресения Христова
- Пасха - главный праздник на Земле реферат
- Реферат на тему "Пасха – самый великий и загадочный праздник" скачать бесплатно
- Пасхальный стол
- Пасха (христианский праздник). Большая российская энциклопедия
- Пасха в 2024 году
История и традиции праздника Пасха
Пасха в России, как и во всем остальном мире – центральный христианский праздник. Пасха является центральным праздником в христианском календаре, и вместе с тем, самым радостным и торжественным днем в жизни верующих людей. На пасхальном столе обязательными были заранее освящённые в храме крашеные яйца, куличи и творожная пасха. На пасхальном столе обязательными были заранее освящённые в храме крашеные яйца, куличи и творожная пасха.
35 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ПАСХЕ
Ошибка приходить на Пасху на кладбище, это противоречит самой сути праздника. О смерти и о мертвых в Светлое Христово Воскресение вспоминается чаще, чем в другие праздники. Но на Пасху — это победное воспоминание о том, что Своею смертью Богочеловек Христос победил смерть как таковую, потому что Воскрес! И теперь это путь для всех нас, верующих во Христа. Потому на Пасху не бывает поминальных молений, не отпевают умерших. И это мудро.
Горечь потери оживает в нашем сердце, что естественно. Поэтому, чтобы мы не испытывали противоречия в своих чувствах: то ли скорбь, то ли радость о Воскресении Христа, чтобы не ввергать нас в фальшь в каком-либо из этих, одинаково дорогих для Церкви переживаний, Церковь и не поощряет походы на кладбище на Пасху и во время всей последующей Светлой недели. Для поминовения усопших дан особый день — Радоница 3 мая. Страстная — время строгого поста, многие верующие на Страстную едят только хлеб, фрукты, овощи, орехи. Но это наш добровольный выбор — наша жертва Христу в ответ на Его подвиг Любви.
Страстная пятница 22 апреля — день самого строгого поста. На Светлую неделю 25 апреля — 1 мая пост, наоборот, отменен, но в дни светлой и, подчеркну, духовной радости не венчают. Запрещены венчания и плотские утехи. Радость-то у нас духовная, не будем все смешивать.
Кулич — круглый сдобный хлеб с белой «маковкой» - это символ церкви. Белая воздушная макушка означает ни что иное, как купол церкви. Раньше куличи пекли не только на Пасху, но и на другие события, например, перед посевными работами. Этот хлеб был обрядовый: он символизировал хороший урожай. Именно поэтому в куличе всегда должен быть изюм — это символ семени, плодородия. Почему принято «стукаться» яйцами на Пасху? Этот обряд не имеет отношения к Пасхе. Это языческий обычай, у крестьян было своего рода соревнование перед посевными работами: чье семя крепче? Что символизирует творожная пасха? Посмотри на творожную пасху — что она тебе напоминает? Правильно, гору. Пасха из творо га символзирует гору Голгофа, на которой был распят Иисус. Почему на пасхальных открытках часто изображают цыплят и кроликов? Цыпленок — это тоже символ жизни, возрождения, непрерывности жизни.
Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники. Кроме того, обрядовые пасхальные блюда связаны с ритуальной символикой урожая. К примеру, остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных блюд кости закапывали в поле. Одно пасхальное яйцо сохраняли до начала сева. Его брали с собой идя первый раз сеять, чтобы урожая был богатым Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных. В деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами. В русских деревнях и селах на пасхальной неделе следовало проявлять милосердие. Считалось богоугодным делом накормить нищего, юродивого, помочь нуждающемуся. Богослужения в Пасху сочетались с веселыми народными гуляньями, где главными элементами были игры и гадания. Например, девушки прыгали через сани. Кто перепрыгнул - та и замуж выйдет осенью. Дети играли с пасхальными яйцами - катали их на горочках. Чье быстрее скатиться - тот и выиграл. В этом случае проигравшие должны были ему «платить». В качестве платы принимались различные вкусности. Молодежь каталась на качелях. Считалось, чем выше ты взлетишь, тем счастливее будешь. По местечкам и городам ходили волочебники, пели песни во славу Христа, поздравляли с праздником, разыгрывали различные маленькие сценки, за что и получали съестное вознаграждение. В церквях или костелах в ночь субботы на воскресенья шла и всегда идет всенощная. Совершается она всегда с литургией Василия Великого. А на вечерней службе всегда читаются те места из Ветхого Завета, где предсказывается смерть и Воскресенье Христово. Церковь призывает в Пасху творить добро. Например, в древности уже христианской на волю выпускали узников. При поздравлении друг друга с праздником принято говорить: «Христос воскресе! Раньше проспавших пасхальную заутреню обливали водой. Символ Пасхи - крашеное яйцо. Им первым разговлялись. Часть освященных яиц берегли в течение года. Их использовали, когда хотели уберечь дом от пожара, посевы - от града. По старинному правилу, кто умирал на Пасху, того хоронили с яйцом в правой руке. Эти обычаи отражают древние верования народов мира, по которым яйцо символизировало новую жизнь, пробуждение природы, земли, солнца. Все известные игры, связанные с катанием яиц по земле и озимям - суть отражение верований и магических приемов, цель которых вызвать плодородие. Поэтому, по традиции, на Пасху красят яйца в красный цвет - цвет жизни и солнца. Вся Пасхальная неделя посвящалась обходу селений религиозного прихода церковным причтом в сопровождении «богоносцев». Это был особый обход, так как на Пасху, единственный раз в году, выносятся запрестольные образа. Принимая иконы у себя дома, на некоторое время помещали запрестольную икону Богоматери в зерно, приготовленное для посева. Встречая иконы, каждый домохозяин выставлял на улицу застланный скатертью стол с угощением. Празднование пасхальной недели нередко сопровождалось местными своеобразными обычаями, своими корнями связанными с особенностями локальной ритуальной традиции. Например, во владимирском селе Баглачево уезд не указан после окончания пасхальной обедни на колокольню всходили два «крикуна». Они обращались лицом к востоку и трижды пели «Христос воскресе», затем повторяли песнопение, обратившись к югу, западу и северу. Эти «крикуны» сопровождали церковный причт во время обхода с иконами по крестьянским домам, каждый раз громко и протяжно выкрикивая: «Христос воскресе воистину!
В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху, могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно испекают пирог. В южных странах — Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» болг. Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, дня выноса Святой Плащаницы и молитвы. Непосредственно перед Пасхой православные собираются в храме, откуда в полночь начинается крестный ход с громким пением стихиры праздника. Затем шествие подходит к дверям храма и начинается богослужение пасхальной утрени. В Римско-католической церкви крестный ход также совершается в богослужение навечерия Пасхи, однако не перед Литургией, а после неё. В России, а также других православных странах, после молчания колоколов во время Страстных дней на саму Пасху особенно торжественно звонится благовест. Всю Светлую седмицу любой желающий может подняться на колокольню и позвонить в честь Христова Воскресения. В Бельгии детям говорят, что колокола молчат до Пасхи, потому что уехали в Рим и вернутся уже вместе с кроликом и яйцами. Звуковое сопровождение праздника имеет и евангельский смысл. Так, в некоторых церквях Греции, как только в Евангелии начинают читать о землетрясении в Иерусалиме, в церкви поднимается невообразимый шум. Прихожане, дождавшись, начинают колотить палками по деревянным лестницам, а пожилые гремят сиденьями скамеек, люстры-паникадила при этом раскачиваются из стороны в сторону. Рукотворное «землетрясение», таким образом, символизирует отверстие гроба при воскресении Христа. Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горка. В Болгарии сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков разукрашенных добрыми пожеланиями сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье. В Сербии и дореволюционной России пасхальными яйцами «христовались» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христовались трижды в щёки.
Пасха Христова: история и традиции праздника
Празднование Пасхи — переходящее, и вычисляется Пасхалия (методика расчета даты Пасхи) следующим образом: отмечается Светлое Христово Воскресение после первого весеннего полнолуния — это первое полнолуние, наступившее не раньше дня весеннего равноденствия. День празднования Пасхи, в зависимости от года, находится в пределах от 4 апреля до 8 мая нового стиля. Так повелением Божиим была установлена ветхозаветная Пасха, прообразующая собой святую христианскую Пасху. На Пасху англичане надевают новую одежду, символизируя тем самым приход весны. Какого числа празднуется Пасха в 2024 году, как ее правильно отмечать, что в этот день нельзя делать и на какие народные приметы стоит обратить внимание, читайте в материале «Царьграда».
Пасха в 2024 году
Доклад-сообщение на тему Пасха 4, 5 класс. Сообщение о Пасхе кратко расскажет о истории и традициях празднования этого православного праздника. Традиционная православная Пасха пришла на Русь вместе с крещением, и народ принял нового Бога – Иисуса Христа, передав ему функции Царь-Девицы.
Пасха, Светлое Христово Воскресение
Другие общины, в том числе Римская и Александрийская, понимали Пасху как воспоминание прежде всего Воскресения Христова и совершали её в воскресный день после иудейского праздника. Конец пасхальным спорам положило определение I Вселенского собора 325 о праздновании Пасхи в ближайшее воскресенье после полнолуния, следующего за днём весеннего равноденствия точная формулировка постановления не сохранилась, но на него ссылается 1-е правило Антиохийского собора 341. Тем не менее фактические разногласия в выборе точной даты празднования Пасхи неоднократно имели место и позднее в связи с разницей в астрономических и календарных расчётах в разных регионах христианского мира. Принципы исчисления даты Пасхи, а также специальные таблицы, облегчающие эту задачу, называются пасхалией. Ныне дата празднования Пасхи у православных христиан отличается от даты празднования у западных христиан из-за применения разных пасхалий. Пасхальные службы С раннехристианских времён Пасхе предшествует Великий пост. Богослужение в день Пасхи в первые века христианства представляло собой ночное бдение с субботы, предваряющей Пасху Великая Суббота , на пасхальное воскресенье.
Во время этого бдения читались и пелись библейские отрывки о ветхозаветных установлениях, посвящённых Пасхе, о Страстях Христовых и Воскресении Христа, а также, вероятно, читались сочинение Мелитона Сардийского «О Пасхе» 2 в. На рассвете бдение оканчивалось торжественной пасхальной Евхаристией.
Для верующих Пасха - это окончание Великого поста, а для всех вместе, включая неверующих, - радость встречи с родными и друзьями за особым, праздничным столом, к достоинству которого можно отнести традиционные, чисто российские блюда и забавы. Пасха всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. Этому не противоречит религиозный смысл Пасхи, символизирующей бессмертие, - главного праздника в православии, К этому дню христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад.
На Пасху наряжаются в праздничную одежду, и обед готовят тоже праздничный. После семи недель говения дозволяется, наконец вкушать всё, чего душа пожелает, веселиться и развлекаться. Обряды и обычаи Пасхи Вспоминания о страданиях и воскресении Христа легли в церковную обрядность Страстной недели поста и Святой недели Пасхи. Всего же Пасха празднуется сорок дней. От весеннего праздника христианская Пасха взяла ритуал освящения куличей, изготовление творожной пасхи, крашение яиц и т.
Не забудьте, в день Светлого Христова Воскресения троекратно похристосоваться со всеми родными и знакомыми. При этом люди целуются, прощая друг другу все обиды, недоразумения, а может быть и злобу. Как же иначе, ведь нынче светлый, радостный день Воскресения. Крашенка, писанка не просто крашенное - расписное яйцо. Из всех красок люди и сейчас предпочитают красный кирпичный цвет.
И на глазах у всех белое яйцо в руках Марии Магдалины стало красным! Когда Тиберий это увидел, он был поражен и ответил: «Воистину воскрес! Главное украшение стола на Пасху С тех пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и мы каждый год празднуем Светлое Воскресенье! Перед праздником взрослые держат строгий 40 - дневный пост, во время которого они кушают только постную пищу, молятся, каются, таким образом, происходит духовное очищение. Убирают и в домах после зимы, лишний мусор, раньше каждому члену семьи шили новую вещь. В пасхальное воскресенье люди приходят в церковь, где батюшка освящает куличи, яйца. Затем семья собирается за праздничным столом, угощаются пасхальными куличами, и пасхальными яйцами.
Все поздравляют друг друга, говорят: «Христос воскрес» и слышат в ответ: «Воистину воскрес! Почему на Пасху красят яйца в красный цвет? В наше время яички раскрашивают в любые цвета, используют разные наклейки, бусы, краски. Крест стал главным символом христианства. А вот традиция стукаться яйцами не имеет отношения к Пасхе. У крестьян было своего рода соревнование перед посевными работами: чья семья крепче?
Название происходит от еврейского слова «песах» — «прошёл мимо» — и связано с моментом ветхозаветной истории исхода иудеев из египетского плена. В память о своём освобождении иудеи празднуют Песах — центральный праздник, корни которого уходят во времена древних пастухов и земледельцев, отмечавших весеннее солнцестояние. У христиан Пасха приобрела несколько иное значение — как народ иудейский обрёл свободу, так и христиане освобождаются от рабства греха благодаря жертве и воскресению Христа. Христосование Важнейший церковный праздник начинают отмечать торжественным богослужением. После него верующие в течение 40 дней приветствуют друг друга словами «Христос воскрес! Этот обычай установлен в апостольские времена. В православной среде, а также среди членов некоторых восточных церквей принято обмениваться троекратными поцелуями и дарить друг другу крашеные яйца. Традиция красить яйца Этот обычай связан с преданием о Марии Магдалине, преподнесшей в качестве дара императору Тиберию яйцо — больше у неё для подношения ничего не было, кроме вести о воскрешении Христа. Правитель было усомнился: «Как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают». В доказательство обычное куриное яйцо на его глазах изменило цвет на красный — цвет крови Христа, цвет жизни и победы. Это лишь одна из версий, которая объясняет появление такой пасхальной традиции. Люди, готовясь к этому празднику, красят яйца в разные цвета, рисуют на них узоры, всячески украшают. Само яйцо — это жизнь, которая спрятана под скорлупой.
Пасха - главный праздник на Земле
Пасха - это воскресение, оживление, победа жизни над смертью. Воскресение происходит в природе. Мы знаем, что, как бы ни было холодно зимой, она закончится и придет весна, мы будем радоваться тому, что все снова оживает. После ночи обязательно наступает рассвет — это тоже воскресение. А Пасха — оживление души каждого из нас. Христос воскрес на второй день после еврейской Пасхи — праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой — радостью освобождения от рабства.
Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников — Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь! Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» - благой вестью о воскресении Христа.
В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В этот день убирали в избе, все мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и "животинку" от нечисти и болезней. Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти.
Еще один обычай - освящать соль и в ночь под Четверг ставить на стол с хлебом. Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. Издревле птичьи яйца считались символом перерождения, символом жизни. Традиция их крашения пришла в Европу из Древнего Египта и не менее древнего Китая. На территории Беларуси крашенные яйца назывались писанками.
Наиболее известный способ украшения - воскование. На яйцо специальной леечкой, иголочкой или гвоздиком наносили требующийся восковой узор. Получалось красивое двухцветное яйцо с рисунками или разводами. Чтобы получить многоцветное яйцо, его по очереди опускали в разные красители, нанося при этом все новые и новые узоры. Также было распространен тонкий графический рисунок, который получался путем «скрябания» на скорлупе яйца.
Помимо этого хозяйки, которые имели склонность к художествам, могли, и это было какое-то время очень популярно, разрисовывать яйца вручную. Но на такую долгую и кропотливую работу не у каждого хватит терпения. Традиционными цветами считаются те, которые можно получить при помощи натуральных красителей. Так на Беларуси, яйца красили в красный, оранжевый, коричневый, зеленый, синий. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника.
С Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца. В Чистый же четверг варили овсяный кисель для "ублажения" мороза. Кое-где его хранили до воскресенья, а на Пасху его ели даже раньше кулича. К праздничному столу готовили много снеди, запекали барашка, окорок, жарили телятину.
Горячие блюда и рыбу к Пасхальному столу не подавали. Кроме того, обрядовые пасхальные блюда связаны с ритуальной символикой урожая. К примеру, остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных блюд кости закапывали в поле. Одно пасхальное яйцо сохраняли до начала сева. Его брали с собой идя первый раз сеять, чтобы урожая был богатым Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных.
В деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами. В русских деревнях и селах на пасхальной неделе следовало проявлять милосердие. Считалось богоугодным делом накормить нищего, юродивого, помочь нуждающемуся. Богослужения в Пасху сочетались с веселыми народными гуляньями, где главными элементами были игры и гадания.
Например, девушки прыгали через сани. Кто перепрыгнул - та и замуж выйдет осенью. Дети играли с пасхальными яйцами - катали их на горочках. Чье быстрее скатиться - тот и выиграл. В этом случае проигравшие должны были ему «платить».
В качестве платы принимались различные вкусности.
В Александрии были созданы пасхальные таблицы — пасхальный календарь , позволяющие определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, а за дату весеннего равноденствия принято 21 марта. В 520-е годы эта пасхалия была принята Римской церковью [29]. Исходное определение Первого Вселенского собора относительно Пасхи стало основанием для церковного устава. Поместный Антиохийский собор 341 года в своём первом правиле требует строгого соблюдения решений Первого Вселенского собора о дне празднования Пасхи под страхом отлучения от Церкви и извержения из священнического сана [30]. Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья.
Только в V веке название «Пасха» стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчётливее, за что получил название «царя дней» [2]. Средние века и Новое время[ править править код ] В VI веке Римская церковь приняла восточную пасхалию. Но в течение почти 500 лет после Никейского собора Пасха праздновалась по разным пасхалиям [31]. Александрийская Пасхалия использовалась во всём христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Восточная или Александрийская Пасхалия построена на четырёх ограничениях, изложенных Матфеем Властарем [32] : Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило 7-е и два получили начало из ненаписанного предания. Первое — мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия; второе — совершать не в один день с иудеями; третье — не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; четвёртое — и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счёту.
Поэтому, чтобы сии четыре ограничения соблюдались равно мудрыми и простыми, и чтобы христиане по всей вселенной праздновали Пасху в одно время, не имея притом нигде надобности в особых астрономических вычислениях, — отцы составили канон и предали Церкви, без нарушения сказанных ограничений. Вследствие изменения пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583 году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности в правиле Великого Константинопольского собора 1583 года сказано [33] [34] : Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св.
Праздник молодежи, начинавшийся детскими играми, хороводами, песнями, первое гулянье девушек.
Игры, гулянья проводились на пригорках, ранее других освобождающихся от снега, откуда произошло название «красная» — красивая горка , в некоторых местностях России к Красной горке приурочивались свадьбы, в других местах Красная горка начиналась поминовением покойников на кладбище , после которого устраивался праздник. Византийское православие, оказавшее влияние на балканских славян, заменило масленицу другим днем церковного календаря — Пасхой, ассоциирующейся с окончательным торжеством света. Радуница, радоница, навий день др. По древней традиции во время радуницы совершались трапезы на могилах родителей и близких родственников. Православная церковь длительное время пыталась искоренить среди славянского населения этот «варварский» обычай, но безуспешно, поэтому она включила впоследствии радуницу в свой культ и приурочила ее к первой неделе после пасхи.
В этот день проводятся богослужения, сохраняется и традиция посещать кладбища. Радуница происходит от славянского слова «радость», после смерти человека необходимо радоваться, он якобы после долгих мучений на земле, попал в радостное место. Эти представления идут с древних времен и называются чередованием хороших и плохих полос — по аналогии в природе — ночь и день, зима и лето, человек в древности полагал, что так должно быть и в жизни, также можно трактовать и жизнь и смерть, если в жизни было плохо, будет хорошо после смерти и наоборот. На Украине существовал обычай веселиться возле покойника, у ложа покойника разыгрывали веселые сценки, пили горилку, пели, играли на музыкальных инструментах, рассказывали сказки и анекдоты, играли в игры игры свойственны и высшим животным. Немецкие народные календарные обряды, обычаи, танцы и песни.
Вербное воскресенье Palmsonntag — последнее воскресенье перед Пасхой, и этим воскресеньем начинается Страстная неделя. Считалось, что пальмовые или оливковые ветви после освящения их в храме защищают человека от злых сил. Освящение «пальм» в церкви происходит с первых веков христианства Palmweihe и представляет собой повторение того ликования, которое прокатилось по Иерусалиму, когда Христос с триумфом вошел в город, — и так как навстречу Иисусу прежде всего выбежали дети, они и сегодня несут в руках во время процессии после освящения пальм в церкви празднично украшенные ветви Palmstecken. Из-за природных условий пальмы заменяются вербными веточками, самшитом или барвинком, можжевельником, пихтой, ветками орешника, елью, буком и другими деревьями или кустарниками. Простейшие Пальмштекен состоят из шеста, который увивается растениями; наверху крест, привязываются яйца, шест перевязывается фиолетовыми или зелеными лентами.
Во время Страстной недели не должно происходить судебных разбирательств, не взыскивают долгов, это время освобождения и помилования заключенных и ожидающих наказания. В повседневной жизни это означает: никаких танцев, никаких празднеств, никакой стрельбы и охоты, никакого шума.
Православная Пасха
- Близкие понятия
- Пасха 2024. Какого числа, дата Пасхи | Правмир
- Пасха – самый великий и загадочный праздник
- Как рассказать детям о Пасхе
- Пасха в 2024 году: какого числа отмечают, дата и история праздника
Пасха – самый великий и загадочный праздник
Пасха – 2023: как православные отмечают Светлое Воскресение: что можно и нельзя делать. Пасху в этом году отмечают 5 мая. Почему праздник так называется, когда начинать печь куличи и что делать с пасхальными яйцами, если они испортились? Тема этой статьи — история Пасхи для детей.
Презентация, доклад на тему Пасха по ОРКСЭ
Да, названия похожи, но ведь казнь Христа произошла после Песаха, а Пасха считается именно тем днем, когда свершилось его воскресение. Этот опыт открыл мои глаза на истинное значение Пасхи и его смысл для современных христиан во всех поколениях». Пасха в 2021 году: когда отмечается, даты празднования православной пасхи в 2021 году. Одним из самых знаковых элементов Пасхи является пасхальный кролик, который символизирует новую жизнь и воскрешение. Тем не менее в европейских странах праздник Пасхи имеет больше светское значение, нежели религиозное.