Стихотворение Зимний вечер было написано в 1825 году, когда Пушкин находился под строгим надзором государства. Зимний вечер Стихотворение "Зимний вечер" Александр Пушкин написал в 1825-ом году, будучи в ссылке в родном селе Михайловском. Стихотворение "Зимний вечер" написано в период вынужденного отшельничество в селе Михайловском. Литературный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина "Зимний вечер" может быть использован на уроках по литературному чтению в начальной школе.
Пушкин «Зимний вечер» читательский дневник (анализ)
Кажется, будто сам попадаешь в тот уютный вечер, когда за окном воет вьюга, а в небольшой комнатке тепло, хоть и печально, и темно. В стихотворении автор проецирует собственный образ, который и становится лирическим героем. Сюжет Сюжет «Зимнего вечера» незамысловат: за окном воет вьюга, подражая разным голосам и звукам. Валит снег. Типичная картина неспокойного зимнего вечера. Посреди разбушевавшейся стихии стоит маленький домик, в которой находятся лирический герой стихотворения и его няня — старушка. Она тихонько сидит у окошка. Герой смотрит на дорогого человека и начинает вести незамысловатую беседу, спрашивая, что она делает.
Он просит няню спеть песню, поговорить с ним. Композиция Композиция, можно сказать, кольцевая. Произведение начинается тем же, чем потом и заканчивается. Эта особенность ярко выражается в повторяющихся стихах: Буря мглою небо кроет, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Именно ими начинается и первая, и последняя строфы произведения. Выраженных композиционных точек завязки, развязки и пр. Автор просто размышляет под завывания вьюги, подчеркивая свое невеселое, тоскливое настроение.
Художественное своеобразие произведения В создании произведения автор использовал интересный прием: психологический параллелизм.
Вместо Москвы и Петербурга Пушкину разрешили жить в родовом имении Михайловское, где в это время находилась вся его семья. Однако самый страшный удар поджидал поэта тогда, когда выяснилось, что функции надсмотрщика решил взять на себя его отец. Именно Сергей Львович Пушкин проверял всю корреспонденцию своего сына и контролировал каждый его шаг. Боле того, он постоянно провоцировал поэта в надежде, что крупная семейная ссора при свидетелях даст возможность упечь сына в тюрьму. Столь натянутые и сложные взаимоотношения с семьей, которая фактически предала поэта, вынуждали Пушкина несколько раз под различными благовидными предлогами покидать Михайловское и подолгу гостить в соседских имениях. Ситуация разрядилась лишь ближе к концу осени, когда родители Пушкина все же решили покинуть Михайловское и вернулись в Москву. Спустя несколько месяцев, зимой 1825 года, поэт написал свое знаменитое стихотворение «Зимний вечер», в строчках которого можно уловить оттенки безысходности и облегчения, тоски и надежды на лучшую долю одновременно. Начинается это произведение с очень яркого и образного описания снежной бури, которая «мглою небо кроет», словно бы отрезая поэта от всего внешнего мира.
Ставя задачу анализа речевой фактуры стихотворения «Зимний вечер», мы попытаемся показать, как средства языка становятся носителями художественного содержания: как, например, обозначены сам лирический субъект лирическое «я» , его чувства, состояние, переживание — п р я м о или к о с в е н н о. При этом посмотрим, как способы прямой или непрямой номинации лирической эмоции соотнесены с темой стихотворения, как они способствуют выражению лирического замысла; как вообще лирическая эмоция формируется в стихотворении, какие языковые элементы участвуют в ее формировании. Анализ речевой фактуры анализируемого стихотворения по возможности постараемся вести в той последовательности, в какой стихотворение развертывается перед читателем, т. Но при этом будем постоянно учитывать связь и соотношение части и целого и, наоборот, целого и части. В рассматриваемом стихотворении лирическое повествование, чередующееся обращениями к няне, включает описание окружающего поэта пейзажа и интерьера. Однако при всей достоверности изображения окружающей обстановки «Зимний вечер» нельзя отнести к собственно пейзажной лирике. Более того, пейзаж и интерьер не служат здесь ни фоном для развития лирического чувства, ни даже мотивировкой передаваемого состояния, как это наблюдается, например, в стихотворении «Зимнее утро» 1829 , где чудесный, блистающий морозный день мотивирует прекрасное настроение, ощущение радости бытия. Все попадающие в лирическое повествование предметные детали в «Зимнем вечере» важны постольку, поскольку важен характер их восприятия лирическим субъектом и то, как о них здесь говорится. Иными словами, изображение окружающей поэта обстановки не только целиком слито с изображением чувства, переживания, но полностью подчинено его передаче. Надо всем доминирует эмоциональное состояние лирического субъекта. Изображаемое в стихотворении пространство организуется восприятием лирического «я», и важно именно то, как представлено данное восприятие. В I строфе — это зрительные и слуховые эмоциональные восприятия снежной бури, причем последние уже прямо связаны с «избушкой», с ее «обветшалой кровлей», с «окошком», которые защищают поэта от бури, хотя преграды эти и ненадежны. Поэт как бы находится и там, среди непогоды, и здесь, вместе с няней. В следующей, II строфе дается восприятие самой избушки, которая ничем не радует «ветхая», «печальна, темна» , и няни, которая в этот момент далека от поэта. Иными словами, тема «одиночества, грусти» развивается в стихотворении личностно, в нее включается лирический адресат стихотворения. Третья строфа противопоставляется первым двум: в ней предложения-просьбы с обращениями к «подружке бедной юности», сюда же неожиданно введена предметная деталь кружка. И в той же строфе — обращение к няне с просьбой спеть песни. Пространственные планы резко меняются: за морем значит «где-то далеко-далеко». В последней, IV строфе вновь взгляд лирического субъекта обращается к томящей душу буре, ее мгле, вихрям. Но первоначальное восприятие как бы обогащается содержанием предшествующих строф: здесь не только тоска, но и надежда, хотя, как будет показано ниже, одновременно звучат и иронические ноты в призыве Выпьем с горя... Обратим внимание на эпитеты I строфы — обветшалой, запоздалый, глаголы завоет, заплачет, на значения повторяемости и однообразия, развиваемые в I строфе четырежды, в 3, 4, 5-м и 7-м стихах повторяется союз то , несмотря на подчеркнутую наречием вдруг начинательность глагольного действия в завоет, заплачет, зашумит, застучит: сама повторяемость значений начинательности в этих глаголах, повторяемость обозначаемых ими звуков способствует возникновению ощущения тоскливой монотонности, созданию впечатления некоей общности эмоционального восприятия поэтом различных проявлений непогоды.
Поэтому композиционно его можно разделить на четыре части. В первой описывается зимняя непогода. Во второй и третьей — уют и покой старого дома, который явно контрастирует с зимней стихией за окном. Эти части посвящены няне поэта. Последнее восьмистишие в точности повторяет начало стихотворения с описанием вьюги и обращение к няне из третьей части. Авторская тавтология, судя по всему, была использована Пушкиным, чтобы подчеркнуть основную тему стихотворения — борьбу поэта с внешними обстоятельствами. Здесь символом враждебного окружения выступает непогода. Противоречие между хрупким внутренним миром лирического героя в виде домашнего тепла и уюта «ветхая лачужка» с «кровлей обветшалой» и неистово бушующей вьюгой злые силы характерно для романтических стихотворений Пушкина. Поэт очень тонко использует зрительные и звуковые образы. Для изображения зимней непогоды Пушкин подбирает колоритные сочетания: покрытое мглою небо, крутящиеся снежные вихри. И тут же читатель погружается в мир звуков: буря воет и плачет, шуршит соломой, стучит в окно. Завывание метели передают гласные «а», «у», «о» в союзе с согласными «р», «з», «ш». Звуки «ж», «ч», «ш», «т» во второй части стихотворения подчеркивают жужжание веретена и потрескивание поленьев. В стихотворении ничего не говорится о свете. Напротив, «лачужка и печальна и темна». Но перед читателем предстает картина огня в печи и одинокой свечи, при свете которой прядет няня. Эти образы возникают сами по себе, без слов автора. Настолько велика сила воображения, порождаемая мастерством поэта. С особой теплотой Александр Сергеевич рисует образ Арины Родионовны. Он называет ее доброй подружкой «бедной юности». Поэт ищет защиту от жизненных бурь в единственном близком человеке. Он просит няню спеть народную песню и выпить с ним, чтобы сердцу было веселей. Метафор и сравнений в стихотворении «Зимний вечер» немного. Они в основном характеризуют бурю: «как зверь». Основную художественную нагрузку в произведении несут многочисленные глаголы, которые создают настроение, служат противопоставлению, помогают раскрыть основную мысль. В первой части стихотворения глаголы подчеркивают динамику неистовой стихии: кроет, воет, заплачет, зашумит, застучит. В середине произведения они обращены к няне: «что же ты… приумолкла». Поэт не хочет поддаваться унынию. Он стремится сохранять бодрость и веселье в любой ситуации. Стихотворение «Зимний вечер» обладает особой тональностью и мелодичностью. Его перекладывали на музыку более сорока раз.
Ссылка на юг (1820-1822)
- Навигация по записям
- Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина
- Средства выразительности в стихотворении Пушкина “Зимний вечер”
- История написания
- Похожие вопросы
- Анализ стихотворения «Зимний вечер» (А.С. Пушкин).
Анализ стиха зимний вечер
Герой просит ее отвлечься, выпить да спеть ему. Видимо ее песни мысленно возвращают его в беззаботное детство, и он на фоне грусти и ностальгического порыва хочет вновь ощутить себя несмышленым ребенком, которому не ведомы происки и интриги жестокой судьбы. Стихотворение затрагивает вынужденное отчуждение из-за чего человек особо остро воспринимает чувство одиночества. Невозможность вернуться к светской жизни томит, печалит и заставляет вновь и вновь переосмысливать смысл своего бытия, утопая в грусти, сентиментальности и хандре.
Лирический герой — это проекция автора на самого себя, именно от этого читатель получает настолько реалистичные эмоции, будто сам попадает в тот неспокойный день, когда за окном разбушевалась вьюга, а в избе все равно теплится надежда и царит уют. Зимний пейзаж автор умело переплетает с настроением героев, рассуждая о том, как прекрасно, когда в такой ситуации рядом есть родной и душевный человек. Пушкин рад, что у него есть такая замечательная поддержка и опора в лице няни.
Она дорога ему, как никто иной. Няня практически заменила ему мать, поэтому столь трепетно, нежно и тепло проходит их неторопливое общение. Автор мог излить ей свою душу, поведать свои сокровенные мысли и чувствовать себя в меньшей степени одиноким и несчастным, находясь в заточении и вдалеке от бурлящей общественной жизни.
Пушкин переживал исключительно тяжелое состояние духа, «тяжелую духовную болезнь». Такого же мнения придерживался и Б. Благой, напротив, полагает, что в стихотворении намечен выход из состояния печали, тоски, что в нем преобладает вообще свойственное Пушкину жизнеутверждение, оптимизм. В чем же дело? Что особенного в этом стихотворении? Что дает основания для столь противоречивых суждений? Попробуем ответить на этот вопрос, рассматривая только текст стихотворения, не подключая к его разбору и толкованию никаких других фактов, кроме фактов самого текста. Пушкин как-то заметил: «Самый ничтожный предмет может быть избран стихотворцем... Дело в том, как он его обработал ».
Попробуем понять, как средства и приемы «обработки» поэтом избранного «предмета» представляют сам этот «предмет», или тему стихотворения, как приемы поэтического преображения мира формируют сам этот мир. Ставя задачу анализа речевой фактуры стихотворения «Зимний вечер», мы попытаемся показать, как средства языка становятся носителями художественного содержания: как, например, обозначены сам лирический субъект лирическое «я» , его чувства, состояние, переживание — п р я м о или к о с в е н н о. При этом посмотрим, как способы прямой или непрямой номинации лирической эмоции соотнесены с темой стихотворения, как они способствуют выражению лирического замысла; как вообще лирическая эмоция формируется в стихотворении, какие языковые элементы участвуют в ее формировании. Анализ речевой фактуры анализируемого стихотворения по возможности постараемся вести в той последовательности, в какой стихотворение развертывается перед читателем, т. Но при этом будем постоянно учитывать связь и соотношение части и целого и, наоборот, целого и части. В рассматриваемом стихотворении лирическое повествование, чередующееся обращениями к няне, включает описание окружающего поэта пейзажа и интерьера. Однако при всей достоверности изображения окружающей обстановки «Зимний вечер» нельзя отнести к собственно пейзажной лирике. Более того, пейзаж и интерьер не служат здесь ни фоном для развития лирического чувства, ни даже мотивировкой передаваемого состояния, как это наблюдается, например, в стихотворении «Зимнее утро» 1829 , где чудесный, блистающий морозный день мотивирует прекрасное настроение, ощущение радости бытия. Все попадающие в лирическое повествование предметные детали в «Зимнем вечере» важны постольку, поскольку важен характер их восприятия лирическим субъектом и то, как о них здесь говорится.
Иными словами, изображение окружающей поэта обстановки не только целиком слито с изображением чувства, переживания, но полностью подчинено его передаче. Надо всем доминирует эмоциональное состояние лирического субъекта. Изображаемое в стихотворении пространство организуется восприятием лирического «я», и важно именно то, как представлено данное восприятие.
Он просит няню спеть народную песню и выпить с ним, чтобы сердцу было веселей. Метафор и сравнений в стихотворении «Зимний вечер» немного. Они в основном характеризуют бурю: «как зверь». Основную художественную нагрузку в произведении несут многочисленные глаголы, которые создают настроение, служат противопоставлению, помогают раскрыть основную мысль. В первой части стихотворения глаголы подчеркивают динамику неистовой стихии: кроет, воет, заплачет, зашумит, застучит.
В середине произведения они обращены к няне: «что же ты… приумолкла». Поэт не хочет поддаваться унынию. Он стремится сохранять бодрость и веселье в любой ситуации. Читайте также: Анализ стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой» Маяковского Стихотворение «Зимний вечер» обладает особой тональностью и мелодичностью. Его перекладывали на музыку более сорока раз. Но самым популярным остается первый романс композитора Яковлева, с которым Пушкин подружился еще в лицее. История создания История создания «Зимнего вечера» связана с ссылкой поэта в Михайловское. В 1824 г.
Александр Сергеевич возвратился на Родину из южной ссылки, однако ему не позволили быстро вернуться к светской жизни, отправив в родовое имение. Надзор за поэтом лег на плечи его отца, поэтому Александр Сергеевич «убегал из дому» и подолгу гостил в имениях соседей. В родном доме он чувствовал себя неуютно, ведь Сергей Львович был его надзирателем. Осенью 1825 г. Вместе с молодым человеком осталась няня Арина Родионовна. Зимой 1825 г. Тема В произведении А. Пушкин развивает любимую зимнюю тему, переплетая её с темой теплого общения с родным человеком.
Начинается стихотворение с описания вьюги, к которой прислушивается лирический герой. Он представляет, как за окном кружатся снежные вихри, улавливает каждый звук бури. Вьюга проявляет себя по-разному— она воет подобно зверю, плачет, как ребёнок, шуршит соломой и стучит в окно. Буря становится главным героем первой строфы, но и после этого она ещё не раз появится в рассказе лирического «Я». Во второй строфе появляется образ няни, но сначала автор описывает ветхую избу. Она «печальна и темна», что можно сказать и о настроении лирического героя. Старушка-няня сидит молча у окна. Герой спрашивает, не уснула ли она, заслушавшись звуками своего веретена.
Чтобы развеять печаль, герой предлагает старушке выпить и спеть ему. Видимо, песни напоминают герою о беззаботном детстве, а поэтому приносят его сердцу умиротворение. В последнем восьмистишии снова описывается снежная буря, а лирический герой повторяет предложение выпить. При помощи повтора стихов подчеркивается невесёлое настроение лирического героя. В произведении реализуется идея о том, что никакая буря не страшна, когда рядом близкий человек. Автор утверждает, что приятный разговор с хорошим человеком способен развеселить сердце. Средства выразительности Стихотворение А. Пушкина богато на средства выразительности.
Они помогают отобразить зимнюю непогоду, создать образы лирического героя и няни, передать внутреннее состояние героев. В тексте есть метафоры: «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей». Они поражают простотой и выразительной передачей настроения, царящего в «лачужке». Детали подчеркиваются при помощи эпитетов: ««кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка». Сравнения используются для того, чтобы наполнить описание бури звуками: «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит». В произведении есть антитеза: тишина в доме противопоставляется завываниям бури. В некоторых строфах важную роль играет интонация. В обращении к няне несколько раз используются риторические вопросы.
Сочинение на тему мое любимое стихотворение пушкина зимний вечер Анализ стихотворения 1. История создания произведения.
Обитателям ее грустно и тоскливо. Зимний вечер здесь — это и внезапное молчание «приумолкла у окна» , и дремота «дремлешь под жужжаньем Своего веретена» , и утомление от жизни «ты, мой друг, утомлена». Эти ощущения сближают лирического героя «Зимнего вечера» с героем стихотворения «Зимняя дорога»: Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик. Зимняя ночь здесь порождает в герое не страх, а грусть и смутное, неясное томление, неясную тоску, необъяснимую тревогу. То же самое мы видим в стихотворении «Зимний вечер». И здесь особое значение приобретают мотивы света и тьмы, всегда столь важные для пушкинского творчества.
Свет и тьма символизируют в творчестве поэта добро и зло, а борьба этих двух начал выглядит у него как победа света над тьмой. Однако в «Зимнем вечере» тьма явно превалирует над светом, предрекая победу силам зла: лачужка «печальна и темна».
Александр Пушкин — Зимний вечер
Поэт пользуется сравнениями, чтобы описание зимней бури было реалистичным, живым. Например: «как зверь, она завоет», «заплачет, как дитя», «как путник запоздалый… в окошко застучит». Антитеза создает намеренный контраст. Завывания вьюги противопоставлены тихой обстановке в избе. Читайте по теме:.
Но буря в поэзии уже не просто природное явление, она символизирует неодолимое давление внешнего мира, которое изолирует лирического героя от внешнего мира. И буря, как дым, покрывает небо, выражает то , что герой смутен будущей жизни. Буря, тоже как герой с разными психологическими изменениями.
У героя есть гнев, который завоет, как зверь; чувствует одиноко и грустно, как дитя; а также как путник хочет найти теплый и тихий домик. Благодаря сопровождению няни, лачужка уже не простая домик, а символизирует духовное место героя, который стремится к теплому и спокойству. В третьем строфе поэт рисует воображаемые образы героя: синица, море и девочка, берущая воду, эти образы составляют символ свободы и счастья героя. Поэт трансформирует невидимый и внутренний дух и характер героя в материальные, видимые и осязаемые предметы, возбуждая воображение читателя. Стихотворение не только создает скрытую и глубокую лирическую среду, но и передает внутреннюю эмоцию героя. В естественном языке такие символы, как «буря», «лачужка», «девица», «море», значения их обогащены повтором и контрастом в структуре поэзии. Семантика поэтического текста - это не простое наложение и комбинация слов, а специальный текст с глубокими мыслями. По мнению Лотмана: «художественный текст строится на основе двух типов отношений: со-противопоставления повторяющихся эквивалентных элементов и со-противопоставления соседствующих не эквивалентных элементов»[5].
Следует отметить, что в поэтическом тексте нет просто монотонных фонетических, грамматических, словарных, и других повторов, каждое повторение несет новое значение; слова, которые кажутся не связанными, вызывают ассоциации и фантазии у читателей с принципом параллелизма. Под комбинированным эффектом повтора и параллелизма обогащается внутрипоэтический смысл. В структуре поэтического текста фонетические повторы или фонетические групповые повторы могут образовывать отношения со-противопоставления, тем самым увеличивая семантическую информацию структуры текста. Обширное содержание и глубокие эмоции стихотворения ярко выражены в гармоничной музыки, создают эстетическое мир поэзии и музыки. Пушкин придает большое значение красоте ритма, он сказал, что самое прекрасное в мире - это музыка, кроме любви, но даже музыка ритмична. В первой строфе стихотворения слова параллелизма кроет - завоет, крутя - дитя, обветшалой - запоздалый, зашумит - застучит позволят читателей ощущать на слухе целостную гармоничную и симметричную красоту. Пушкин также использует повторы согласных и гласных для специально создания звуковых эффектов и улучшения атмосферы. Большинство слов в первой строфе в встречается ударение на звуки «у», «о», «а» буря, мглою, кроет, завоет, заплачет, кровле, обветшалой, соломой, путник, запоздалый, окошко , - как звук бури; слова: соломой, зашумит, обветшалой, окошко, их звукам «с», «ш» кажутся шелест соломы в ночь бури.
В стихотворении поэт также использует анафору. Шестая строка «Вдруг соломой зашумит» нарушает ритм анафоры, ритм меняется, и поэт подчеркивает тот момент, когда буря унесла солому с крыши. Голосовые повторы приставки «за» завоет, заплачет, зашумит, застучит усиливают ритм движения ветра.
Чтобы хоть как-то унять душевную боль, автор обращается к няне со словами: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей». Поэт искренне верит, что от этого «сердцу станет веселей» и все житейские невзгоды останутся позади. Трудно сказать, насколько это утверждение было справедливым, однако известно, что в 1826 году после того, как новый император Николай I пообещал поэту свое покровительство, Пушкин добровольно вернулся в Михайловское, где прожил еще целый месяц, наслаждаясь покоем, тишиной и осенним пейзажем за окном. Сельская жизнь явно пошла поэту пользу, он стал более сдержанным и терпеливым, а также начал более серьезно относиться к собственному творчеству и уделять ему гораздо больше времени. Когда поэт нуждался в уединении, ему не приходилось долго раздумывать над тем, куда поехать. После ссылки Пушкин неоднократно бывал в Михайловском, признавая, что его сердце навсегда осталось в этом ветхом родовом поместье, где он всегда является долгожданным гостем и может рассчитывать на поддержку самого близкого для него человека — няни Арины Родионовны.
Писать по команде не получается, вдохновение приходит, когда ему заблагорассудится. Правда, есть ещё одна отдушина в тоскливой веренице дней: рядом с Пушкиным — женщина, которая для него была олицетворением доброты. Она не была его матерью, но любила и заботилась об Александре с тех пор, когда он был ещё младенцем. Нелюбимый собственной матерью, ребёнок нашёл тепло и нежность у крепостной Арины, которую взяли в господский дом нянькой. Прошли годы, но повзрослевший воспитанник по-прежнему привязан к этой седой старушке. Когда Саше было плохо, в детстве он бежал к ней. Теперь ему тоже худо. И она становится для двадцатипятилетнего поэта не только источником народных песен, сказок и легенд, но и утешительницей. Долгие разговоры под аккомпанемент вьюги или ливня дарили покой мятежной душе. И совершенно не имеет значения то обстоятельство, что эти 2 человека относились к разным классам: один помещик, другая — крепостная крестьянка. Один из множества подобных эпизодов Пушкин описал в стихотворении «Зимний вечер». Иллюстрации к произведению можно легко представить: Заснеженная изба едва виднеется сквозь вьюгу, в окне, затянутом морозными рисунками, мерцает огонёк свечи. Внутри — полумрак, скромное убранство няниного жилища едва просматривается. Свет озаряет лишь Арину Родионовну и Пушкина за столом. Женщина прядёт, а поэт, облокотившись, наблюдает за нею. Размер, рифма и строфика Текст состоит из четырех восьмистиший, причем первое и четвертое начинаются одними и теми же строчками, что только усиливает чувство тоски и печали, ведь настроение лирического героя не улучшается, хотя и становится немного легче. Произведение написано четырехстопным хореем — размером, больше подходящим народным частушкам, чем элегиям. Почему Пушкин выбрал именно такую форму, неясно. Возможно, хорей подбадривал поэта, настраивал на оптимистичный лад. Рифмовка перекрестного типа АБАБ. Стихотворение представляет собой прекрасный образец пейзажной лирики. В нём присутствуют и романтизм, и реализм. Особенности пушкинского сочинения Настроение лирического героя ощущается с первых строк. Оно показано через описание природы. Это произведение относится к разным жанрам одновременно. Совершенно оправданно эти чудесные стихи можно назвать: элегией — герой грустит и ностальгирует; посланием — вторая половина текста представляет собой прямое обращение к няне. Четыре строфы составляют это произведение, написанное 4-стопным хореем. Каждая образована восьмистишиями. Рифма перекрёстная АБАБ. В принципе, использовать хорей для написания оды — довольно смелое решение: этот размер привычнее воспринимается в частушках. Темой первой октавы стала непогода, вьюга, которая бушует за окном. Вторая и третья — описание уютного, хоть и бедного, жилья няни Пушкина. В нём царят умиротворение и любовь, именно эти чувства привлекают сюда поэта. Самая последняя, четвёртая строфа состоит из двух повторов, лишь усиливающих психологический эффект. Из-за этой особенности можно говорить о кольцевой композиции. Описание бушующей бури и обращение к Арине Родионовне — как просьба о помощи, адресованная самому близкому человеку, который всегда рядом. В этом основная мысль: одному очень сложно противостоять невзгодам, важно, чтобы была возможность открыться и получить поддержку от кого-нибудь, пусть даже только моральную. Художественные средства и приёмы Психологический параллелизм — интереснейший приём. В описании зимней непогоды поэт отмечает, что бушующая буря даже небо закрыла мглой. Мощь стихии такова, что ей подвластно всё: и снежные вихри, и буйные ветры. Кажется, что природа вокруг подавлена и печальна. Это всё подчёркивает эмоциональное состояние поэта-изгнанника. Александр Сергеевич прекрасно владел богатством русского языка и очень эффективно использовал многие художественные средства.
История создания стихотворения Пушкина Зимний вечер, содержание и анализ
Этот переход от свободной жизни на юге и множества романтических приключений к одиночеству с одной лишь няней оказал на поэта угнетающее воздействие. Стихотворение «Зимний вечер» было создано в следующем, 1825-ом году на фоне ощущения полного одиночества и уединения писателя. К сожалению, точная дата написания стиха доподлинно неизвестна, однако, исходя из описанных погодных условий, легко предположить, что оно было написано либо в январе, либо в феврале. Анализ стихотворения Структура композиции повторяется, начинаясь и заканчиваясь одной и той же идеей. Стихотворение Пушкина изобилует литературными приемами, которые используются для изображения унылой зимней погоды, иллюстрации характеров главного героя и няни и передачи их внутренних эмоций. Метафоры очевидны в стихе, они мощно передают атмосферу в описываемой «лачужке». Сравнения используются, чтобы придать слуховое восприятие изображению бури. Антитеза также присутствует в этом произведении; она построена на контрасте: спокойствие внутри дома с воем вихрей снаружи. Интонация некоторых строф также служит важной цели; риторические вопросы несколько раз задаются няне на протяжении всего произведения.
Не часто доходили до него книжные и журнальные новинки. К тому же поэт всё время ощущал тягость подневольного, ссыльного состояния. Он не мог покинуть занесённого снегом Михайловского, — каждый шаг его был известен губернскому начальству; и сколько времени продлится такое тягостное положение, никто, конечно, не знал. Было от чего прийти в сумрачное настроение. Особенно трудно давалась ему долгая студёная зима, когда слушал Пушкин надрывное гудение вьюги за окном и размышлял о своей, казалось бы, безнадёжной горестной судьбе. Глухой, зимний вечер. На дворе воет метель — ни зги не видно. В комнатушке тепло, — потрескивает затопленная няней печка. Сама няня сидит на скамейке и прядёт свою пряжу. Пушкин тут же, у стола, в тёплом халате… Он смотрит в окно… и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле. Буря мглою небо кроет, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
Это прекрасное стихотворение оставляет после прочтения чувство лёгкой грусти и надежду на лучшее. Однако это не просто поэтическое описание природы. Снежная буря, ненастье подчёркивают настроение автора, оказавшегося в деревне, в ссылке, вдали от друзей и литературной жизни. Он грустен, подавлен и одинок. Только старая няня скрашивает его печальные вечера.
Оно было впервые опубликовано в 1830 году в альманахе «Северные цветы», который издавал друг Пушкина по лицею Антон Дельвиг. Стихотворение «Зимний вечер» написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой и состоит из четырех восьмистиший. Поэтому композиционно его можно разделить на четыре части. В первой описывается зимняя непогода. Во второй и третьей — уют и покой старого дома, который явно контрастирует с зимней стихией за окном. Эти части посвящены няне поэта. Последнее восьмистишие в точности повторяет начало стихотворения с описанием вьюги и обращение к няне из третьей части. Авторская тавтология, судя по всему, была использована Пушкиным, чтобы подчеркнуть основную тему стихотворения — борьбу поэта с внешними обстоятельствами. Здесь символом враждебного окружения выступает непогода. Противоречие между хрупким внутренним миром лирического героя в виде домашнего тепла и уюта «ветхая лачужка» с «кровлей обветшалой» и неистово бушующей вьюгой злые силы характерно для романтических стихотворений Пушкина. Поэт очень тонко использует зрительные и звуковые образы. Для изображения зимней непогоды Пушкин подбирает колоритные сочетания: покрытое мглою небо, крутящиеся снежные вихри. И тут же читатель погружается в мир звуков: буря воет и плачет, шуршит соломой, стучит в окно. Завывание метели передают гласные «а», «у», «о» в союзе с согласными «р», «з», «ш». Звуки «ж», «ч», «ш», «т» во второй части стихотворения подчеркивают жужжание веретена и потрескивание поленьев. В стихотворении ничего не говорится о свете. Напротив, «лачужка и печальна и темна». Но перед читателем предстает картина огня в печи и одинокой свечи, при свете которой прядет няня. Эти образы возникают сами по себе, без слов автора. Настолько велика сила воображения, порождаемая мастерством поэта. С особой теплотой Александр Сергеевич рисует образ Арины Родионовны. Он называет ее доброй подружкой «бедной юности». Поэт ищет защиту от жизненных бурь в единственном близком человеке. Он просит няню спеть народную песню и выпить с ним, чтобы сердцу было веселей. Метафор и сравнений в стихотворении «Зимний вечер» немного. Они в основном характеризуют бурю: «как зверь». Основную художественную нагрузку в произведении несут многочисленные глаголы, которые создают настроение, служат противопоставлению, помогают раскрыть основную мысль. В первой части стихотворения глаголы подчеркивают динамику неистовой стихии: кроет, воет, заплачет, зашумит, застучит. В середине произведения они обращены к няне: «что же ты… приумолкла». Поэт не хочет поддаваться унынию. Он стремится сохранять бодрость и веселье в любой ситуации.
«Зимний вечер»: анализ стихотворения.
В 1824 году поэт добился возвращения из южной ссылки, однако не подозревал, что его ждет еще более серьезное испытание. Вместо Москвы и Петербурга Пушкину разрешили жить в родовом имении Михайловское, где в это время находилась вся его семья. Однако самый страшный удар поджидал поэта тогда, когда выяснилось, что функции надсмотрщика решил взять на себя его отец. Именно Сергей Львович Пушкин проверял всю корреспонденцию своего сына и контролировал каждый его шаг.
Боле того, он постоянно провоцировал поэта в надежде, что крупная семейная ссора при свидетелях даст возможность упечь сына в тюрьму. Столь натянутые и сложные взаимоотношения с семьей, которая фактически предала поэта, вынуждали Пушкина несколько раз под различными благовидными предлогами покидать Михайловское и подолгу гостить в соседских имениях. Ситуация разрядилась лишь ближе к концу осени, когда родители Пушкина все же решили покинуть Михайловское и вернулись в Москву.
Спустя несколько месяцев, зимой 1825 года, поэт написал свое знаменитое стихотворение «Зимний вечер», в строчках которого можно уловить оттенки безысходности и облегчения, тоски и надежды на лучшую долю одновременно. Начинается это произведение с очень яркого и образного описания снежной бури, которая «мглою небо кроет», словно бы отрезая поэта от всего внешнего мира. Именно так Пушкин чувствует себя под домашним арестом в Михайловском, которое может покинуть лишь после согласования с надзорным управлением, да и то ненадолго.
Однако, доведенный до отчаянья вынужденным заточением и одиночеством, поэт воспринимает бурю как нежданного гостья, который то плачет, словно ребенок, то воет диким зверем, шуршит соломой на крыше и стучится в окно, словно запоздалый путник. Впрочем, в родовом имении поэт находится не один. С ним рядом — его любимая няня и кормилица Арина Родионовна, которая продолжает заботиться о своем воспитаннике все так же преданно и самоотверженно.
Ее общество скрашивает серые зимние дни поэта, который подмечает каждую мелочь в облике своей наперсницы, называя ее «моя старушка». Пушкин понимает, что няня относится к нему, как к собственному сыну, поэтому переживает за его судьбу и пытается помочь поэту мудрыми советами. Ему нравится слушать ее песни и наблюдать за веретеном, ловко скользящим в руках этой уже немолодой женщины.
Но унылый зимний пейзаж за окном и снежная буря, так схожая с бурей в душе поэта, не позволяют ему в полной мере наслаждаться этой идиллией, за которую приходится расплачиваться собственной свободой. Чтобы хоть как-то унять душевную боль, автор обращается к няне со словами: «Выпьем, добрая подружка бедной юности моей». Поэт искренне верит, что от этого «сердцу станет веселей» и все житейские невзгоды останутся позади.
Трудно сказать, насколько это утверждение было справедливым, однако известно, что в 1826 году после того, как новый император Николай I пообещал поэту свое покровительство, Пушкин добровольно вернулся в Михайловское, где прожил еще целый месяц, наслаждаясь покоем, тишиной и осенним пейзажем за окном. Сельская жизнь явно пошла поэту пользу, он стал более сдержанным и терпеливым, а также начал более серьезно относиться к собственному творчеству и уделять ему гораздо больше времени. Когда поэт нуждался в уединении, ему не приходилось долго раздумывать над тем, куда поехать.
После ссылки Пушкин неоднократно бывал в Михайловском, признавая, что его сердце навсегда осталось в этом ветхом родовом поместье, где он всегда является долгожданным гостем и может рассчитывать на поддержку самого близкого для него человека — няни Арины Родионовны. После южной ссылки поэту запретили проживать в Москве и Петербурге. Высочайшим повелением императора Пушкину было определено место жительства в имении его родителей Михайловском.
Самым ужасным оказался официальный надзор, который осуществлял отец поэта. Сергей Львович контролировал каждый шаг сына и проверял его корреспонденцию. Поэтому Пушкин старался подолгу гостить в соседних имениях у друзей и знакомых, чтобы не так часто бывать с семьей.
Но каждый такой отъезд поэт должен был согласовывать с губернским начальством. Александр Сергеевич чувствовал себя одиноко и остро переживал предательство самых близких людей. К осени семья Пушкиных переехала в Москву, и поэту стало немного комфортнее.
О каждом своём шаге он был обязан сообщать губернскому начальству. Дни поэта были заняты работой и чтением. Особенно трудно давалась долгая и суровая зима.
В доме поэт явно не один. Но это стихотворение — монолог. Нет слов героини. Человеку, который так хорошо умеет уговаривать, увлечь приятным разговором, вряд ли можно отказать. Пушкин в разговоре со своей любимой и интонацию выбирал особенную. Для описания А. Пушкин использует ёмкие эпитеты. Лес прозрачный. Стоящие без листвы деревья в струях солнечного света кажутся прозрачными. Комната озарена блеском. Для характеристики блеска автор использует эпитет "янтарный" Лучи и огонь озаряют комнату. Но янтарный отблеск огня мы не только можем увидеть, но и можем услышать. Пушкин и слова подбирает созвучные треску сухих поленьев. Стихотворение Зимний вечер было написано в 1825 году, когда Пушкин находился под строгим надзором государства. Он только что вернулся со ссылки, ему был закрыт доступ к Москве и Петербургу. Поэту пришлось жить в родительском имении под тотальным контролем. Само стихотворение Зимний вечер было написано в год, когда вся семья поэта и многие их соседи переехали в Москву. Тогда Пушкину приходилось безвыездно сидеть в семейном поместье вместе со своей няней. Размер стиха Зимний вечер — это 4-стопный хорей. Рифмовка перекрестная. Композиция сложена из четырех восьмистиший. Первая часть стиха говорит о непогоде во время зимы. Вторая и третья части посвящены няне поэта. Описан уютный дом, где можно спрятаться от ненастья. Четвертая часть снова обращена к зиме. Такой кольцевой сюжет наводит на мысль, что поэт хотел показать нам своим сложные обстоятельства.
Слова «завоет» и «заплачет» олицетворяют природу, делая ее живой и чувственной. В этой строфе автор устанавливает мрачное настроение и ощущение зимней меланхолии. Строфа 2: В этой строфе Пушкин переносит нас внутрь дома. Он описывает обстановку как «ветхую» и «темную». Слова «мрачна» и «молчит» подчеркивают отсутствие жизни и радости в доме. Слово «лачужка» может быть интерпретировано как маленький дом или крошечная избушка, что создает образ уединенного и скромного жилья. Сравнение снаружи и внутри дома подчеркивает контраст между жесткой зимней природой и уютом дома. Строфа 3: В этой строфе появляется изменение настроения. Пушкин описывает желание преодолеть тоску и уныние. Слова «отряхнуть» и «пробудиться» указывают на стремление преодолеть мрачное состояние. Здесь просыпается надежда на лучшее будущее.
Анализ стихотворения Пушкина Зимний вечер 5
Со стихотворением А.С. Пушкина "Зимний вечер" (1825г.) мы знакомы с детства и воспринимаем его обычно в контексте детских впечатлений. В стихотворении «Зимний вечер» отчетливо наблюдается угнетенное и в каком-то роде, отшельническое настроение автора. Стихотворение "Зимний вечер" строится на контрасте между природой и настроением поэта.
Анализ стихотворения «Зимний вечер» (А.С. Пушкин).
Анализ стихотворения а «Зимний вечер», сделанный поэтом твенским. Литературный анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина "Зимний вечер" может быть использован на уроках по литературному чтению в начальной школе. Стихотворение «Зимний вечер» написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой и состоит из четырех восьмистиший. Стихотворение «Зимний Вечер (Буря мглою небо кроет)» создано автором в 1825 году. В стихотворении «Зимний вечер» много приёмов, которые помогают читателю увидеть и непогоду, и сильные переживания лирического героя. В стихотворении “Зимний вечер” поэт передает образ зим и настроение, которое навеял ему этот ненастны зимний вечер.
Жанр, направление, размер
- Александр Пушкин — Зимний вечер
- История создания стихотворения Пушкина Зимний вечер, содержание и анализ
- Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»
- Идейно-художественный анализ стихотворения Александра Пушкина «Зимний вечер»
- «Зимний вечер», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
- Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.
"ЗИМНИЙ ВЕЧЕР" — А.С. Пушкин (анализ стихотворения)
«Зимний вечер» – стихотворение, принадлежащее перу величайшего поэта. Зимний вечер Стихотворение "Зимний вечер" Александр Пушкин написал в 1825-ом году, будучи в ссылке в родном селе Михайловском. Темой стихотворения «Зимний вечер» является изображение одного из вечеров, которые поэт провел под зорким взглядом надсмотрщика. К анализу стихотворения «Зимний вечер» нужно приступать, предварительно ознакомившись с историей создания элегии и биографией поэта. Александр Пушкин Анализ стихотворения Александра Пушкина «Зимний вечер» Период, к которому относится написание стихотворения «Зимний вечер», является одним из самых сложных в жизни Алекс. приготовить выразительное чтение стихотворения а «Зимний вечер» наизусть; произвести его литературный анализ, основываясь на материале урока.