Защитительная речь адвоката была блестящей. После выступления первого адвоката с убедительной и блестящей речью вышел второй и построил свою речь практически на обвинении подзащитного первого адвоката. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Судебная речь адвоката. Речь юриста в суде. Защитительная речь адвоката была блестящей. Неверно употреблены слова в предложениях 2 и 3. Причина ошибки: неправильное употребление паронимов защитный – защитительный, целостный – цельный.
Лексические ошибки и их исправление, 10 класс
Речевые ошибки. Речевая ошибка — это нарушение лексических норм, т. е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова. 2. Защитная речь адвоката была блестящей. Нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, речевая недостаточность, речевая избыточность, канцелярит, употребление слова в несвойственном значении, неуместное употребление слов и фразеологизмов разговорной речи. Крупный ученый-юрист, анализируя композицию судебной речи, пишет: «Именно здесь-, имеется широкое поле для проявления способности к логическому мышлению, созданию убедительных психологических догадок».
Беседа прочитана лексическая ошибка
Стилистические ошибки: виды и примеры. Стилистическая ошибка – это употребление слов, словосочетаний, конструкций, неуместных в данном стиле, нарушение требований точности, ясности, краткости, выразительности высказывания. Его защитительная речь была настолько блестящей и убедительной, что судьям ничего другого не оставалось, как оправдать его. В предложении Выслушав речь адвоката, у свидетелей возникли сомнения в собственной правоте нарушена синтаксическая норма, так как деятель (подлежащее) — сомнения — не может выполнять названное добавочное действие — слушать речь адвоката.
Предложения со словосочетанием "блестящую речь"
Заяц ночью прыгает по полям и лесам, А следы путает утром. Туча прошла, НО не приносила дождь. Осенью солнце не греет, НО блестит ярче летнего. Скворцы бегали.. За отдёрнутой занавеской виднелась столовая. На картине кафельной печки сидела пучеглазая, румяная матрёшка. Одна нога матрёшки была босая, другая — в роскошной бархатной туфельке.
Сбоку дремалдубовый буфет, за гранёными стёклами блестел прабабушк.. Шёпот, сделать, циркуль, разжечь, ягодка, корзина, подтягивать, гигантский, ремень, линейка, просьба, раздвинуть, надкусить, доложить, бинокль, заросли, испечь, предлагать, вырастить. Орфограмма проверяемый и не проверяемый согласный. Я шла по улице и уидела кошку. Мне было четыре года когда умер дедушка. Сегодня илет дождь, и на улице пасмурно.
Мне было холодно вчера. Заря разгоралась так что золотые полосы потянулись по небу. Всходила луна потому что окрестность освещалась бледные светом. Весной пригревает солнышко поэтому все ожидае вокруг. Я купил новую удочку. Я рыбачу новой удочкой.
У меня сломалась удочка. У меня есть удочка. Она очень красивая. И мне она очень нравится. Они подл носят сказ в клювах обст. Однородные дополнения — носят что?
В каждом задании может быть 1, 2 или более примеров с речевыми ошибками. Лексические нормы 1. Выделите слова, употребленные без учета их семантики. Исправьте ошибки замените соответствующими паронимами : 1. Речь прокурора отличается, прежде всего, доказанностью. Ваша фирма является гарантом по реализации контракта.
Вина подсудимой не доказана. Психолог доказал, что преступление совершено в состоянии аффекта. Лицо, привлекающееся к ответственности, должно быть зарегистрировано. Его выступление можно считать удачным. Криминальная обстановка в городе улучшилась. Адвокат делает судей как бы соучастниками поиска истины.
Командировочные курсанты были размещены в общежитии. Эта девушка произвела на всех хорошее впечатление. Решение было принято без согласованности с директором.
К сожалению, мы часто этого не замечаем, ведь гораздо легче добиться «манны небесной» и уповать на высшие силы. Вместо добиться «манны небесной» надо ждать «манны небесной» разрушение фразеологизма. У Кити было два ухажёра: Левин и Вронский.
Автор нам тонко намекает на виновника происшествия. Этот пример показывает, как человек, удовлетворив свою потребность, наплевательски отнёсся к природе и к другим людям. Принцип равенства перевирают в собственных интересах. В литературе, искусстве, живописи часто ставятся вопросы смысла жизни. Я люблю правду и хорошую книгу. Это был круглый стол с острыми углами.
Писатель доказывает тот факт, что несмотря на колоссальный прогресс человечества, Земля все еще нас кормит, дает нам дышать и снабжает водой. Таким образом автор напоминает о том, что людям стоит беречь родную планету и природу. Эти знания понадобятся нашим предкам на многие тысячелетия вперед. Он учит сохранять и хранить в себе память. Автор, желая показать свою привязанность к коню, показывает.. У каждого человека свое мировоззрение на мир искусства.
В тексте изображен типичный образ художника. Данным высказыванием Р. Даль хотел сказать, что... Конкуренция стимулирует производителей производить более совершенный продукт.
Термины, нашедшие широкое употребление в разных областях знания, теряют свой узкоспециальный характер. Нередко они переходят в разряд "книжных" слов, которые не закреплены за какой-либо узкой сферой употребления или каким-либо отдельным видом письменной речи. Например: "Частично доставленные заготовки зубчатых колес не имеют маркировки и свидетелей. Прошу принять меры к обеспечению". Под словом свидетели адресат понимал макеты деталей, прилагаемых к партии. Этот термин образцы-свидетели используется узким кругом специалистов. Текст не был понят получателем документа. Неуместное или неоправданное употребление иностранных слов. Сейчас многие имеют пристрастие к иностранным словам, даже не зная иногда их точного значения. Иногда контекст не принимает иностранное слово. Пример: Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов. Лимитировать - установить лимит чего-нибудь, ограничить. Иностранное слово лимитировать в данном предложении следует заменить словами: идет медленнее, приостановилась и т.
Она… подлежала суду присяжных. По наряду ли или так, по прихоти, защитником старушки выступил Плевако. Прокурор решил заранее парализовать влияние защитной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старушки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначительная, подсудимая вызывает не негодование, а только жалость. Но собственность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собственности, если мы позволим людям потрясать ее, то страна погибнет. Поднялся Плевако: "Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки.
Присутствующие пристально слушали речь прокурора исправить ошибки
Типичные ошибки речевого оформления части С. Критерий К6. речевые ошибки, - грамматические - орфографические - пунктуационные - логические - фактические. Читайте о типичных речевых ошибках. Если говорить неправильно или допускать ошибки в речи или тексте, есть риск быть недопонятым, понятым превратно или показаться смешным и необразованным. В предложении Выслушав речь адвоката, у свидетелей возникли сомнения в собственной правоте нарушена синтаксическая норма, так как деятель (подлежащее) — сомнения — не может выполнять названное добавочное действие — слушать речь адвоката. В данной речи этим словам придается иронический оттенок, что подтверждается самим приемом иронии, который использовал в своей речи защитник. Речевые ошибки. Речевая ошибка — это нарушение лексических норм, т. е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова.
№1. Исправьте предложения. Укажите какие критерии хорошей речи были нарушены. 1. Взрыв
В основе каждого термина обязательно лежит дефиниция обозначаемого им понятия. В соответствии с содержанием этого понятия и следует употреблять термины в деловых и процессуальных документах. Термины-синонимы затрудняют восприятие текста, вызывают у адресата предположение о том, не новый ли данный термин. Большинство многозначных слов обозначает особые юридические понятия. Так, привод - принудительное доставление кого -либо в органы расследования и суда; склонить - заставить совершить преступление; погашение - прекращение срока судимости; эпизод - часть преступных действий и др. Поэтому в языке права наблюдаются словосочетания, не употребляющиеся за пределами правовой сферы общения, например: организатор преступления, применить меры, совершение преступления, аморальный поступок и др. Многословие, или речевая избыточность, может проявиться в употреблении лишних слов даже в короткой фразе.
Лишние слова в письменной речи свидетельствуют не только о стилистической небрежности, они указывают на нечеткость, неопределенность представлений автора о предмете речи. Французский ученый, философ и писатель Б. Паскаль заметил: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко». Действительно, краткость и ясность формулировок достигаются в результате напряженной работы со словом. Речевая избыточность проявляется в употреблении большего количества слов, чем требуется для выражения мысли, что может быть вызвано плеоназмом, тавтологией, употреблением слов, ничего не прибавляющих к сказанному и т. Плеоназм от греч.
Обычно плеоназмы используются в тексте для усиления его выразительности, но нередко их употребление является результатом небрежного отношения автора к языку, незнания семантики слова, неумения или нежелания вдуматься в смысл сказанного. К ошибкам чаще всего приводит употребление плеонастических сочетаний, содержащих иноязычные слова, семантика которых недостаточно хорошо известна автору документа: хронометраж времени хронометраж - измерение затрат времени на что-либо , прейскурант цен прейскурант -текущие цены , первый лидер лидер -первый, ведущий , странный парадокс парадокс -странное мнение, расходящееся с общепринятыми и др. Немало плеоназмов, в составе которых имеются исконно русские слова: рыбная уха, впервые знакомиться, чрезвычайно громадный, очень крохотный, несколько побыстрее, в мае месяце, неиспользованные резервы, простаивать без дела, поступательное движение вперед и т. Плеонастической является также речь, в которой неоднократно повторяется одна и та же мысль, выраженная с помощью различных языковых средств. Однако некоторые сочетания подобного типа все же закрепляются в языке, что обычно связано с изменением значений входящих в них слов: период времени, реальная действительность, монументальный памятник, экспонаты выставки, букинистическая книга. Тавтология греч.
Тавтология может быть явной, лексической, то есть выраженной в повторении тех же или близких слов и скрытой, пропозициональной, то есть проявляющейся в смысловой тождественности логического субъекта и предиката предложения например: неустойчивый человек часто меняет свои убеждения и склонности; здесь предикативная часть дублирует смысл субъектной части. Тавтология может быть и тонким стилистическим приемом, и речевой ошибкой организовать организацию, изобразить образ, приблизиться ближе, полностью заполнить, множить во много раз; спросить вопрос; возобновить вновь; необычный феномен; движущий лейтмотив. К тавтологии как недостатку часто приводит неумение пользоваться синонимами. Например: Жители Калинова живут скучной однообразной жизнью. Тавтология в предложении неизбежна, если в языке нет другого равнозначного слова следственные органы расследовали, закрыть крышкой, словарь иностранных слов, бригадир первой бригады, постелить постель, сослужить службу, всякая всячина, горе горькое. Иногда неизбежны тавтологические сочетания при употреблении составных терминов: словарь иностранных слов, учащиеся педагогического училища, звеньевая первого звена и др.
Тавтология и плеоназмы не являются речевыми ошибками в выражениях фразеологического характера; в конце концов, мал мала меньше, вокруг да около и т. Как источник выразительности речи тавтология особенно действенна, если однокоренные слова сопоставляются как синонимы. В результате забвения первоначального смысла слова или изменения его значения этимологически плеонастические или тавтологические сочетания перестают восприниматься как избыточные. Так, монументальный памятник, реальная действительность, информационное сообщение, букинистическая книга, реальная действительность, экспонаты выставки и другие соответствуют нормам современного литературного словоупотребления, так как определения в них перестали быть простым повторением основного признака, заключенного в определяемом слове. И все-таки нет оснований для вывода, что тавтология как явление языка в принципе противоречит его природе и эстетическому вкусу человека. Она складывалась веками в речевой деятельности народа.
Словосочетания черные чернила, белое белье, красная краска, имеющие этимологически общий корень, в настоящее время не воспринимаются как избыточные, так же, как и город Волгоград, город Симферополь, поскольку морфемы - град город и - поль от греч. Таким образом, тавтология — сложное, противоречивое по содержанию и разнообразное по структуре явление. Роль ее в языке определяется принятым употреблением, необходимостью в контексте, а также индивидуальным вкусом и мастерством автора. Неоправданное повторение слов и форм — это недостаток, снижающий культуру письменной речи, целенаправленное же повторение — средство смысловой и эмоциональной выразительности. Ущерб информативной насыщенности речи наносит и повторение слов. Лексические повторы нередко сочетаются с тавтологией, плеоназмами и обычно свидетельствуют о неумении автора четко и лаконично сформулировать мысль.
Мебель в комнате была затейливая, из цельного дерева. Мы готовы представить Вам слово. Теперь ошибки исправлены, и предложения стали более правильными и логически корректными. FreeПроверьте этот ответ с помощью Pifagor.
Снег повсеместно начал оседать от влажного оттепельного ветра, пробудившегося в степи с приходом марта. Сегодня был приведен брифинг. Мы весело провели выходные. Это был молодой талантливый напористый футболист. Пока суть да дело, мы решили прогуляться. Поезд потерпел крушение из-за стрелочника… 20. Я беседовал с инженером, у которого большой опыт работы на производстве. Добрый день.
Найдите в предложении нарушения лексических норм русского литературного языка. Какие были допущены ошибки? Запишите предложение, исправленное согласно нормам русского литературного языка. Тест 3 1 Нормативными являются согласования прилагательного с несклоняемым существительным в таких конструкциях, как … укажите 2 варианта ответа 2 Установите соответствие между родами в грамматике русского языка и примерами существительных каждого рода: 3 Форма родительного падежа множественного числа существительного … является нормативной укажите 2 варианта ответа 4 Все формы степеней сравнения прилагательных являются нормативными в ряду … 5 Ошибка в образовании формы числительного допущена в таких конструкциях, как … укажите 2 варианта ответа 6 Установите соответствие между видами ошибок в предложениях и примерами ошибок каждого вида: 7 Употребить числительное двое можно, в частности, с существительным … укажите 2 варианта ответа 8 Правила образования форм различных частей речи рода, числа, падежа и др. В каких из них допущены ошибки? Исправьте ошибки в данных словосочетаниях. Выпишите исправленные словосочетания. Найдите нарушения синтаксических норм и исправьте предложение. Тест 5 1 Если цель речи — убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, то речь называется … 2 Расположите в правильной последовательности элементы риторического канона этапы работы над речью : 3 Установите соответствие между гуманитарными дисциплинами, с которыми пересекается риторика, и общими темами, по которым имеет место данное пересечение: 4 Основоположником теории риторической науки считается … 5 Выступления А. Кони, Ф. Плевако представляют вид … красноречия 6 В ряду примеров метонимии — «…» укажите 2 варианта ответа 7 К словесным средствам, которые используются ритором в аргументации предложений, относится … 8 Стилистическая фигура, сочетающая противоположные по смыслу определения или понятия например, оглушительный шепот, злобная нежность , — это … 9 Диспозиция — это раздел риторического канона, в котором происходит … речи 10 Жанром диалогической речи является … 11 Установите соответствие выразительных средств и примеров их использования: 12 Аргументация, которая опирается на опыт, называется … 13 Намеренные ошибки в доказательствах — это … 14 Такая уловка, как …, является позволительной в споре 15 В приведенном ниже примере использована такая уловка, как … Вы, как человек умный, не станете отрицать того факта, что моё предложение правильное. Ахматова 2 Где стол был яств, там гроб стоит.
Правильными являются утверждения, согласно которым в научных текстах преимущественно используются …
- Похожие вопросы
- Топ-10 речевых ошибок, которые мы допускаем, по версии филолога ЮУрГУ
- Виды речевых ошибок в деловом письме, Лексические ошибки
- Незыблемое правило хорошего адвоката – тщательно готовить защитительную речь.
- Предложения в которых упоминается "защитительная речь"
Топ-10 речевых ошибок, которые мы допускаем, по версии филолога ЮУрГУ
Найдите в начале текста повторение одного и того же слова. Найдите ошибки в построении предложений с причастным оборотом и запишите их правильный вариант. Бром С Иваном Петровичем творилось что-то неладное. Иван Петрович быстро возбуждался. На обычный вопрос Иван Петрович отвечал повышенным тоном, раздражался по пустякам, кричал, а иногда и плакал. Иван Петрович плохо спал. Мы с Иваном Петровичем пошли к врачу.
Врач объяснил, что это — заболевание нервной системы. Заболевание называется неврозом. При этом заболевании расстраивается процесс торможения. Больной жалуется на быструю усталость, тоску. Врач порекомендовал Ивану Петровичу правильный режим жизни, покой, рациональную диету. Но есть средства, изменяющих процесс торможения и возбуждения в центральной нервной системе химическим путем.
Самым лучшим средством , действующего на нервные клетки мозга, являются соли брома. Бром — химический элемент, открытый в 1821 году французским химиком Баларом. В природе встречается бром в соединении с калием или натрием. В чистом виде бром — темно-красная жидкость с резким неприятным запахом бром по-гречески — зловоние. Он применяется при гипертоническом болезни, диабете, язвенном болезни, бронхиальном астме и многих кожном болезнях. Но пить бром без указаний враче только вредит здоровьем.
Павлов говорил, что «человечество должен быть счастлив тем, что располагает таким драгоценным для нервной системы препаратом, как бром». Работа в малых группах. Задание 1. Найдите в последнем абзаце текста «Бром» ошибки, связанные с нарушением согласования и управления. Запишите правильный вариант предложений. Задание 2.
Найдите в цитате И. Павлова нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Задание 3. Постройте устно текст-рассуждение. В качестве тезиса возьмите цитату И. Павлова: «человечество должно быть счастливо тем, что располагает таким драгоценным для нервной системы препаратом, как бром».
Приведите доказательства и сделайте вывод 5. Лингвистическая игра «Скажите одним словом» - раздел языкознания, изучающий различные стили стили языка, стили речи, индивидуальный стиль писателей и т. Литература: Дополнительная литература: 7. Контроль: тесты 1. Определение практической стилистики. Проблемы выбора словесных единиц в процессе выражения мысли и построения связного высказывания.
Цель: познакомить обучающихся с основными понятиями и категориями практической стилистики, а также стилистическими свойствами фонетических, лексико-фразеологических и морфолого-синтаксических средств языка. Задачи обучения: - стилистические нормы употребления маркированных языковых средств в различных речевых ситуациях; Стилистические нормы употребления вариантных форм словоизменения в книжных стилях в отличие от разговорного; Параллельные синтаксические конструкции в зависимости от сферы общения. Студент должен уметь: Практический анализ текстов различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых стилистических средств на всех уровнях структуры языка; Стилистической правкой рукописи с учетом наиболее целесообразного употребления речевых средств в текстах различной жанровой и функционально-стилевой принадлежности. Основные вопросы темы: 1. Практическая стилистика. Практическая стилистика, стилистика языковых единиц - один из основных разделов стилистики, изучающий использование языковых единиц в типических речевых ситуациях и контекстах повседневного речевого общения носителей литературного языка.
Экспрессивная окраска языковых или речевых единиц и их вариантов распределяется по «шкале экспрессивности», т. Нейтральные стилистические средства языка и соответственно речевые средства повышенной и пониженной экспрессии. Такую парадигму следует рассматривать лишь как общий принцип распределения языковых и речевых единиц в рус. Для реальной рус. Поскольку П. Такие рекомендации и их квалификационная оценка не стабильны.
Они модифицируются и уточняются в зависимости от литературно-языковой эволюции и дальнейшего изучения совр. Для П. В связи с обсуждением вопросов о нормативном употреблении языковых единиц и их вариантов в П. В соответствии с основными уровнями языка П.
Спасатели увидели, что в море утопает человек.
Раненый князь Андрей упал ничком. Очнувшись, он увидел высокое, бесконечное небо. Теща Катерины постоянно учила жизни домочадцев. Наши товары импортируются во многие страны мира. Я перешел на более экономический тариф.
Задания 1 Отметьте предложения, в которых какое-либо слово употреблено в несвойственном ему значении. Ответы: 1 — демонстрационная, 2 — одолжил или дал в долг, 3 — хлопал глазами, 4 — виновным, 5 — энциклопедистом, 6 — тонет, 7 — упал навзничь, 8 — свекровь, 9 — экспортируются, 10 — экономичный. Разговор с этим человеком играл важное значение. Красивые портьеры украшали комнату. Я хочу поднять тост за здоровье именинника.
Содержимое пакета нужно залить горячим кипятком. Чтобы увеличить впечатление читателя, автор ведет повествование от первого лица. В повести Гоголя «Шинель» повествуется о жизни чиновника Башмачкина. Наше агентство предоставляет студентам много свободных вакансий. Эта победа досталась мне дорогой ценой.
Ты не видишь очевидных фактов. В этом магазине дорогие цены. Задания 1 Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости. Ответы: 1 — играл важную роль или имел большое значение, 2 — великолепные портьеры, 3 — поднять бокал или произнести тост, 4 — горячей водой или кипятком, 5 — чтобы усилить впечатление, 6 — рассказывается о жизни, 7 — много вакансий, 9 — ты не замечаешь, 10 — высокие цены. Именно Софья пустила слух о том, что Чацкий с ума спятил.
Мой брат закончил школу с медалью. Ты довел меня до белого колена.
Это человек, крадящий деньги у семьи вм. Среди с и н т а к с и ч е с к и х ошибок, связанных с нарушением грамматических норм в структуре словосочетания, выделяют следующие группы: Ошибки в нарушении норм согласования подлежащего и сказуемо- го; определения и определяемого слова. Например: За ночь прорубь покрылся тонкой коркой льда. Высоко в небе виднелись стая уток. Часть птиц уже улетели на юг.
Ряд столов стояли накрытыми. Группа ребят пришли на занятия. В голубом дали виднелись огни. Одна из ярких черт характера Татьяны является искренность. Дети ели вареную кортофель. В школе действуют драматический и хоровой кружок. Валентина Ивановна — отличная доктор.
Ошибки в нарушении норм управления предложного и беспредложного. Касаться к этой теме Насте было неприятно вм. Андрий встал на стороне врагов вм. Мальчик долго смотрел вслед поезда вм. Владимир обрадовался приездом друга вм. Он был удивлен этим словам вм. Мы не описали все разновидности вм.
Саша любит и гордится своим сыном любит кого? Наличие подобных ошибок свидетельствует о недостаточно сформированном умении учащихся соотносить лексическое и грамматическое значение слов, о затруднении в определении рода имен существительных. Особенно это касается разносклоняемых имя, пламя и несклоняемых кино, пальто имен существительных, имен существительных 2-го склонения мужского рода и 3-го склонения картофель, тюль, мышь , существительных с отвлеченным значением жизнь, треск. Ошибки, связанные с нарушением норм управления, свидетельствуют о неумении строить глагольные словосочетания, применять полученные знания на практике, о недостаточном внимании и самоконтроле со стороны школьников в процессе создания высказывания. В построении предложения наиболее часто встречаются следующие ошибки: использование разных видо—временных форм глаголов: 1. Ребята прошли через березовый лес и выходят на знакомую поляну. В лесу холодней и быстро потемнело; нарушение порядка слов в предложении: 1.
Князя Андрея сестра осталась в Богучарове. Созданная книга начинающим автором имела большой успех. Запрещаются сварочные на верхней палубе без устройства навеса в дождливую погоду работы; неправильное употребление местоимений, затрудняющее понимание смысла высказывания: 1. Пушкин показал образ Татьяны в своем развитии. В комедии изображена жизнь чиновничества, среди которых были взяточники и казнокрады. Мать просила Павла пригласить его друзей к себе; неправильное употребление причастного и деепричастного оборотов: 1. Зайдя в комнату, его там не оказалось.
Выйдя на опушку леса, мне показалось, что в кустах кто-то прячется. Шум реки, доносившийся снизу, не давал покоя. Большинство людей, живущие на земле, не знают названия всех цветов; ошибки в преобразовании прямой речи в косвенную: 1. Аркадий сказал, что меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов. Собакевич наконец спросил, какая будет ваша последняя цена. Ученик сомневался, что можно ли так выполнить задание. Когда Ларру спросили, за что он убил девушку, он ответил, что почему он должен объяснять свои поступки; ошибки в построении сложных предложений: 1.
Книга рассказывает о жизни замечательного русского художника Валентина Серова, которую мне подарила мама. Ребята свернули в лес, который тянулся до реки, по которой плавали теплоходы. Чтобы избежать ошибок в построении словосочетаний и предложений, необходимо проводить систематическую работу по их предупреждению в процессе усвоения языковых понятий. Целесообразно использовать упражнения, в основе которых лежит наблюдение над готовой конструкцией, работа по образцу, приемы редактирования, конструирования и др. Так, при работе над номинативными и коммуникативными единицами большое внимание следует уделять не только анализу этих единиц с точки зрения лексического построения, но и целесообразности употребления. Объясните, как характеризуют речь человека данные глаголы и словосочетания. Укажите их лексическое значение, сферу употребления.
Составьте предложения с двумя словами. Буркнул, ответил, промямлил, выдавить из себя, пробормотал, отчеканил, процедил сквозь зубы, пробубнил. Составьте и запишите словосочетания со следующими главными словами, укажите падеж зависимых слов. С некоторыми словосочетаниями составьте предложения. Заинтересовать — заинтересоваться, задумать — задуматься, беспокоить— беспокоиться, смотреть — присматриваться, увидеть — увидеться. В следующих предложениях согласуйте сказуемое с подлежащим в числе. Объясните свой выбор.
Вдруг под ногами вспыхнул… множество огней и ослепил… Лизу. Студенчество всех стран прибыл… на Всемирный фестиваль молодежи. Большинство людей хотел… что-нибудь делать. Много огней и раньше и после манил… не одного меня своей близостью В. Несколько рыбачьих баркасов заблудил…сь в море. Укажите ошибки в построении предложений. Запишите исправленные предложения.
Дом, который стоит на берегу реки, освещался лучами солнца, в ко- тором давно никто не жил. Увидев приближающегося Аркадия, лицо ее осветилось радостью. Ноздреву отведена роль разоблачителя Чичикова, который срывает все его маски, но сам является не меньшим подлецом. Чичиков говорил, что давненько я не брал в руки шашек. Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить — не наше дело. Работу по предупреждению речевых ошибок, формированию речевой культуры в целом следует проводить не только в процессе построения словосочетаний и предложений, но и в процессе работы над текстом. Текстовые ошибки — это вид ошибок в построении текста, в результате чего затрудняется восприятие речевого произведения.
К текстовым ошибкам относятся и логические ошибки. Логические ошибки — это ошибки в изложении фактов, событий вследствие нарушения связности текста. К таким ошибкам можно отнести и соединение разноуровневых, не сопоставимых по семантике и грамматике понятий. На веранде стояли мама, Гриша и банка с вареньем. В театре было много людей и родителей с детьми. Софья очень похорошела и охладела к человеку, которого обещала ждать. К логическим ошибкам относятся также соединение в качестве однородных членов предложения родовых и видовых понятий: В магазине большой выбор тетрадей, ручек, карандашей и канцелярских товаров.
Среди речевых ошибок в построении текста особое место занимают ошибки, связанные с недостаточным владением речевеческими понятиями, что приводит к неумению правильно выделить абзац, совершить логический переход от одной микротемы к другой, сохранить стилистическое единство высказывания. В качестве примера можно рассмотреть построение сочинения ученика 5-го класса на тему «Волки в зоопарке». В воскресенье мы с родителями пошли в зоопарк. Я долго ждал этого дня. Погода была ясная. Ветер качал деревья. Начиналась весна.
Когда мы подошли к клетке, волки вышли на прогулку. Волки внимательно смотрели на посетителей. Один волк нюхал воздух. Другой волк пошел поесть. Волки были серого цвета. С них слезает шерсть клоками. Это начиналась весенняя линька.
На груди у волков шерсть белая, а лапы черные. Волки мне нравятся, но не очень. Это злые звери. Волки едят других животных и ненавидят человека. Итак: а ученик использует разные типы речи: повествование 1-ый абзац, 1-4 предложения 2-го абзаца , описание 5-8 предложения 2-го абзаца , рассуждение последний абзац ; б работа имеет ряд речевых недочетов, связанных с построением высказывания; в в сочинении выделены не все абзацы. Так, не выделен абзац, в котором идет описание волков. Само описание животных поверхностное, не имеет стройности.
Отсутствует логическая связь между предложениями в 1-ом абзаце, в описании животных. Автор неудачно использует в качестве средств связи лексический повтор слово волки. В работе встречается нарушение видо—временных форм глагола. На груди у волков шерсть белая, лапы были черные. В целом сочинение страдает бедностью и однообразием синтаксических конструкций используются в основном простые, недостаточно распространенные предложения , невыразительностью речи; тема раскрыта неполно, поверхностно. Основной причиной речевых ошибок учащихся является отсутствие опоры на механизмы речи отбор слов, упреждение и удержание, контроль и критика текста , недостаточное внимание к вопросам культуры речи на уроках русского языка. Таким образом, анализ речевых и грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует формированию умений школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств для построения высказывания, основой которых является не только значение лексических и грамматических значений слов, его сочетательных способностей, но и учет целесообразности их употребления в определенном контексте.
Список рекомендуемой литературы Анисимов Г. Арефьева С. Бутакова Л. Капинос В. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развёрнутым ответом: Русский язык. Цейтлин С. Речевые ошибки и их предупреждение.
Подборка по базе: Юридическая ответственность за нарушения норм земельного права. Нарушения кровообращения и лимфообращения часть 1 , лечебн, Реферат Нарушения речи. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. Обладать и собственность — повторение. Собственность подразумевает обладание чем-то Теперь каждый гражданин получил возможность обладать владеть собственностью. Проходит процесс формирования рыночных структур.
Формирование — это уже процесс 3. Фирмы предлагают товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. Цены не могут быть дешевыми, они бывают только низкие и высокие Фирма предлагает товары большого широкого ассортимента и по самым дешевым низким ценам. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах. Во время поездки префект Северного округа проверил чистоту на улицах. Чистота подразумевает состояние 5. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году.
Можно ожидать роста экономических показателей уже к следующему году. Экономика не может расти, могут расти только экономические показатели 6. Ломка феодальных пут дала свои результаты. Есть возможность тяжелых осложнений. Есть вероятность тяжелых осложнений «возможность» говорят о том, что от тебя зависит, «вероятность» — о том, что от тебя не зависит Б. В то же время негативное отношение к положению дел в российском текстильном производстве проявила международная обстановка. В то же время негативное отношение к положению дел в российском текстильном производстве оказала международная обстановка.
В предпринимательство в среднем оказалось вовлечено до 30 тысяч граждан, практически полностью порвавших с прошлым образом жизни. В предпринимательство в среднем оказалось вовлечено до 30 тысяч граждан, практически полностью изменивших образ жизни. Страх понести наказание за нетрудовые доходы вызвал к жизни подстановку в число учредителей вымышленных людей. Страх понести наказание за нетрудовые доходы спровоцировал подстановку в число учредителей вымышленных людей.
Эта блестящая речь произвела огромное впечатление, хотя вряд ли была нужна, так как наши новые друзья и без того были уже потрясены нашими магическими талантами. Генри Райдер Хаггард, Копи царя Соломона.
Урок 3: Виды речевых ошибок
- Задание 14 ЕГЭ по русскому языку. Практика
- Речевые ошибки | Медиашкола | Дзен
- УкраИна или УкрАина?
- Незыблемое правило хорошего адвоката – тщательно готовить защитительную речь.
- [Синергия]Русский язык и культура речи.Компетентностный тест Синергия/МТИ 2023г (Решение → 72136)
- Речевые ошибки | Медиашкола | Дзен
Смотрите также
- Зимаков Е.В. - Речевые ошибки
- Соблюдать крепкую конспирацию лексическая ошибка
- [Синергия]Русский язык и культура речи.Компетентностный тест Синергия/МТИ 2023г (Решение → 72136)
- Как избежать речевых ошибок в сочинении на ОГЭ и ЕГЭ?