Славянский праздник зимнего солнцеворота посвящен Богу Коляде и рождению нового, молодого солнца. Христианские святки покрывают собой языческий новый год (1 января) и особые разгульные русальные «бесовские» игры, отмечаемые язычниками 6 января. Сведений о праздновании восточными славянами Нового года в дохристианские времена не сохранилось.
Комментарии в эфире
- Костры для предков и дары страшному Деду. Как отмечали Новый год на Руси | АиФ Черноземье
- Славянский Морозко
- Другие статьи в литературном дневнике:
- Когда раньше отмечался славянский Новый Год — Новолетие
- Языческий новый год. Славянский языческий новый год
- Требуется авторизация
Новый год. Древнерусская версия
Достаточно привести выдержку из «Памятной книги Киевской губернии на 1894 год»: «Хронологический указатель на 1894 год От Рождества Христова -1894 г. Продолжение традиции наблюдаем и в 1900 году: После введения новой календарной системы еще довольно долго продолжали указывать дату и по прежнему летоисчислению. Добавим, что праздновать Новолетие осенью на Руси продолжали вплоть до 1700 года от Р. В этом году Петр I отменил древнеславянский календарь, вычеркнув, как минимум, пять с половиной тысячелетий славной истории Предков и учредил перенести празднование Нового года на 1 января. Однако в народе прежний праздник сохранился, невзирая на постановления и указы. По сути, славянское Новолетие не имеет никакого отношения к нынешнему Новому году. В этот день прославляют древних Предков, ратуя не столько о личном благоденствии, сколько о мире и процветании всего Рода. Да и само время благодатное, урожай собран, запасы в закромах.
Это праздник плодородия, семейного благополучия. В это время часто устраивали смотрины, ладили свадьбы Любомир , к этому дню приурочивали и обряды Имянаречения.
Кто-то даже — по передвижению скота. В толковании знамений помогали волхвы. Лучшим местом для обряда считались огороды и перекрестки, подпадавшие под звание «мистических». Гадание считалось опасным, ведь любое, даже малейшее, нарушение правил могло привести к смерти. Конечно, гадали и на суженого.
Обычно это происходило дома, в ночи. Считалось, что после призыва молодой деве являлась нечистая сила в виде юноши, с которым ей суждено было обручиться. Святочные гулянья После крещения Руси Коляду языческие обряды сменили Святки христианские обряды , но традиции остались прежними и почти не поменялись. Период между Рождеством и Крещением отмечали в сопровождении больших гуляний, на которые даже церковь порой закрывала глаза. Дело в том, что песни и танцы считались своего рода ритуалом и неотъемлемой традицией для встречи нового года. Ярко одетые люди заходили в дома и развлекались, распевая нередко бранные песни-колядки, шутя и поздравляя хозяев с праздниками. Именно от гуляний пошла традиция, сохранившаяся до наших дней, когда Дед Мороз просит детей читать стихи, танцевать, петь или как-то иначе демонстрировать таланты в обмен на подарок.
Переходный период с декабря на январь славяне соотносили с повышенной активностью нечистой силы. Граница между земным и потусторонним мирами стиралась, поэтому жители деревень старались, чтобы — не дай бог! Славяне размещали специальные обереги в бане или прихожей. Эти места считались «воротами» в потусторонний мир. В то же время приходилось обходить все хозяйство вместе со специальными магическими атрибутами, чаще всего с вениками или помелом, дабы уберечь дом и скот. После этого животных выпускали на улицу, где они ели из заготовленных кормушек. Затем хозяева трижды обходили зверье по кругу и перебрасывали через них топор крест-накрест.
Современные люди, когда смотрят по телевизору киносказку «Морозко», даже не догадываются, что в ее основу лёг столь страшный ритуал. С приходом христианства человеческие жертвоприношения были строго запрещены. Языческий праздник ушел в подполье и, самое главное, утратил издревле присущую ему жестокость. Внутренности людей и животных заменили мирными подарками духам: пряниками, яблоками, деревянными и соломенными игрушками, свистульками. И тем не менее крестьяне еще долго верили, что в дереве живут духи. Ёлка, древо жизни и смерти, считалась у них растением мёртвых, порталом в загробный мир. Дары предназначались миру мёртвых и духам предков. Здесь же прослеживается четкая взаимосвязь новогоднего дерева с обычаями похорон. Как известно, дорогу, где несут гроб, устилают еловым лапником. Смысл все тот же: ель — дерево жизни и смерти.
Ее ветки отпугивают вредоносных духов, пришедших с того света, охраняют оставшихся в живых от их воздействия. А неупокоенную душу колючие иголки не пустят обратно в дом, если она решит вернуться с кладбища и навредить живым. С той же целью рекомендовалось после похорон сжечь лапник или обложить им свежую могилу — чтобы покойник не возвращался с того света в виде призрака. До сих пор запрещается на похоронах наступать на разбросанные ветки. Существует примета, что тот, кто нарушит этот запрет, вскоре и сам отправится по той же дорожке, то есть на кладбище. Вот такой вот новогодний символ — древо мёртвых. Хоровод вокруг ёлки тоже водят не случайно — это древнее магическое действо, объединяющее мир живых с миром мертвых, с вечностью. Хоровод символически изображает неумолимый бег времени, движение солнца. Эзотерики утверждают, что хороводы, если их водить правильно, меняют энергетику места, где происходит действо. Сцепленные руки — это тот же жест, как, например, на спиритических сеансах.
Люди соединяют свою энергию, чтобы открыть портал — всё туда же, в мир мертвых.
Обереги размещались в местах, которые считались «воротами» в потусторонний мир: баню или прихожую. Члены семей, возглавляемые самым старшим, обходили все хозяйство вместе с «магическими вещами», чаще всего вениками или помелом, дабы защитить дом и скот от разгула нечистой силы. Новогодние гадания Неотъемлемой частью новогоднего праздника наших предков, ещё не познакомившихся с прелестями христианской религии, были гадания. Человек всегда стремится узнать о своём будущем, о том, что ждёт его в новом году. Взрослые члены общины гадали по передвижению их скота или кур. Правильное направление их перемещения могло много рассказать о том, что ждёт их владельца — в толковании знамений, безусловно, помогали волхвы, жрецы славянской языческой религии.
Святочные гадания. Источник: pinterest. Этот сюжет очень часто описывался в художественной литературе, даже появление христианства на территории Руси не помешало жить этой традиции вплоть до наших дней. Ряженые Ещё одной традицией, сохранившейся на долгое время и после принятия христианства, было ряжение. Эти игры были достоянием холостой деревенской молодёжи и носили иногда эротический характер — безусловно, в обрядовом смысле этого слова.
Славянский Морозко
- Языческий новый год. Славянский языческий новый год
- Новый год — языческий праздник?
- Когда издревле отмечали Новый год наши предки? И с чем это было связано?
- НОВОЛЕТИЕ – славяно-арийский Новый "Год"
- Как древние славяне встречали весну - Royal Сheese
Как древние славяне встречали весну
Чтобы поторопить Коляду, древние славяне зимой разводили большие костры, собирались вокруг и обращались к языческому богу с мольбой. Но исследователи склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. Древние славяне праздновали начало Нового года в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. Новый год Древние славяне Новый год праздновали 1 марта — с наступлением тепла и началом полевых работ. новый год у древних славян Более всего сохранилось в памяти людей празднование Нового Года в сентябре — православная церковь лишь относительно недавно перенесла начало года к официально принятым принципам летосчисления. Главная» Новости» Новый год у славян в марте.
Как древние славяне встречали весну
Зимой славяне отмечали праздник Коляда. Торжество длилось 12 дней — с 25 декабря по 6 января. Число 12 почитали особо. Жрецы использовали его в различных праздничных ритуалах: судили о будущем урожае по двенадцати снопам, пользовались водой из двенадцати колодцев для особых гаданий, двенадцать дней горел священный огонь на все время празднования Коляды. Славяне считали, что 26 декабря день начинает прибавляться в свете и зарождается новое солнце, которое может подарить радость жизни и другие земные богатства. Главным украшением праздника были новогодние песни и колядование.
Фольклор тех времени, пусть и со многими поправками, дошел и до наших дней. Привычка украшать дом елкой пришла к нам из Древней Руси: колючки отгоняли злых духов от жилища. Морока, Трескуна и Морозко, добрых зимних духов, приносивших снега и морозы, задабривали с помощью киселя, кутьи и блинов. Все это выставляли на окна. Позднее появилась привычка ходить с подарками для духов по улице и угощать всех желающих.
Славяне отличаются двумя лицами Солнца - солнцем лета, но Солнцем зимы. Никто не знает древних имен дней недели. До 18 века мы использовали буквы вместо цифр. Если мы рассмотрим 5-дневную неделю, то это День Велеса. Его название связано с городом Йоджлома, центром региона, где производство этих изделий происходило из окрестных деревень и откуда оно было распространено по всей России, Азии и Европе. Тема всегда овощная: ветви, листья и ягоды, такие как земляника, малина, черника и т.
И для того, чтобы люди держались за Явь, им дано было ощущение времени. Люди получили способ оглядываться назад, всматриваться вперед, в будущее, и отслеживать этот поток времени, ощущать и ценить каждое мгновение, проведенное в этой жизни. Вот и славят Коляду, давшего людям такую важную защиту , светлым праздником , суть которого — радость земного существования, веселье этого мира, по времени и по законам которого мы ведем свое земное существование. Это золото, с любопытством, получается без использования золота в любое время, через долгий и трудоемкий процесс. Среди этих неподчиненных, старообрядцы, верных древним православным культам, было множество мастеров-иконописцев, которые начали применять техники иконописи к различным объектам домашнего хозяйства, которые интенсивно производились в их новом доме. Сначала изготавливается объект, который должен быть украшен.
Наиболее используемым материалом для этого является липовая древесина, которая ранее сушилась не менее 3 лет. Как только окончательная форма получена, ее сначала обрабатывают льняным маслом , а затем глинистым элементом, который наносится кожаным тампоном. После того как вы оставите объект сухим в течение 8 часов, нанесите 3 или 4 слоя высушивающего масла, хорошо распределенного по всей поверхности. Эта часть процесса имеет решающее значение для устойчивости к окраске и конечного продукта высокого качества. Он также длинный, так как между слоями масла объект должен быть полностью высушен. Праздновали так.
Ряженые, толпой, вваливались в избы, в окне которых горели свечи — особый знак. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Участники веселья рассказывают истории, сказки, кто — то начинает гадать, кто — то просить угощенья. Исследователи замечали, что пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на обычных праздниках. Парни и девушки изображали «странные движения», «прыжки и гарцевание», «удивительные и преотчетливые движения ногами», «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т.
Только последний слой остается слегка липким, чтобы облегчить нанесение металлического порошка. После нанесения металлического порошка объект остается серебристого цвета. Теперь, когда краска наконец применяется. Используемые цвета: черный и красный, и, в меньшей степени, зеленый, желтый и коричневый. Процесс лаковой печи повторяется между 4 и 5 раз и имеет два следствия: первый заключается в том, что под горячим лаком все части рисунка, которые были посеребрены, то есть, обрабатывались только металлическим порошком, но без окраски они приобретают свой золотой цвет. Святочные развлечения были насыщены сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом.
Вот почему и сейчас Дед Мороз на новогодних утренниках всегда просит детей спеть, сплясать, стишок рассказать. На Русском Севере всегда ценили этот праздник, зажигающий людей светом в темные и холодные декабрьские дни и ночи. Во-вторых, лак затвердевает, что позволяет конечному продукту стать устойчивым к теплу и влажности и может использоваться на кухне и столе. В настоящее время этот метод продолжает выживать, организованный на нескольких заводах, расположенных в районе, который был его колыбелью. Несмотря на то, что он остался функциональным, его использование в основном декоративно. Потому что благодаря своему цвету он способен скрасить любое пребывание.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Старый русский новый год - история праздника. В ночь с 13 на 14 января отмечается Старый Новый год, который украинцы знают как щедрую ночь и южные районы России как Овсен. Фестиваль был посвящен святому Василию Великому. Три совета, как почувствовать настоящий праздник: Первое: дарите круглые калачи. На зеленые и красные святки Комоедицу и Овсень пекли блины - символ единения земли и солнца.
На желтые святки Купала выпекались «жаворонки» - булочки из каральки связанной в узел и уложенной как «Сидящий жаворонок». Утром 13-го мы приготовили кашу, приготовленную из цельного зерна пшеницы. Вы можете добавить мясо или бекон или смешать с медом, сахаром или вареньем. Кроме того, женщины сделали Блини, приготовили торты и Вареники, чтобы поблагодарить посетителей. Это животное символизирует плодородие и богатство. В тот день нам пришлось поставить щедрый стол, так как это придаст вам щедрость на оставшуюся часть года.
Во второй половине дня люди посетили своих соседей, и первый посетитель получил важное значение. Считалось, что это принесло удачу, что первым посетителем был молодой человек из хорошей семьи с большим количеством детей. Утром 14-го молодые люди пошли на перекресток, чтобы сжечь «старую» соломинку. Молодые люди перепрыгнули через огонь, что символизировало чистоту всего нечистого. А на белые святки - на Коляду пекли именно круглые калачи. Русские ели преимущественно ржаной хлеб, иногда примешивали муку ячную.
Пшеничная мука употреблялась на калачи, которые были лакомством в праздник.
В этот день проводились особые обряды в поле пелись песни, читались заклички , чтобы урожай в следующем году уродился хорошим. К этому времени также был приурочен переезд в новые дома и «постриг» — посвящение в воинство и крестьянство детей, которым исполнилось 3-4 года. Устраивались также смотрины и свадьбы. Люди ходили друг к другу в гости, обменивались подарками.
Всё это сопровождалось песнями, гуляниями и пирами. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому Новый год стали отмечать 1 января. Тогда же появился и пришедший из Западной Европы обычай украшать в эти дни дома ветками хвойных деревьев. А устанавливать на Рождество елки у нас стали лишь с середины ХIХ века.
Точного ответа на этот вопрос, скорее всего, уже не будет.
Ясно одно — конец декабря и начало января для дохристианской общины имел примерно такое же значение, как, например, известный праздник Ивана Купала. И многие традиции, имевшие и до сих пор имеющие место быть у россиян, берут своё начало ещё с языческих времён. Нечистая сила: способы новогодней борьбы В переводе на современный календарь новогодние празднества у древних славян проходили с 25 декабря по 6 января, а на первое число приходилась кульминация. Все 12 дней в центре поселения согревал тела и души жителей священный огонь в честь верховного божества. Присутствие костра в общине можно сравнить с нынешней наряженной ёлкой, пришедшей в Россию с принятием христианства.
Огонь — обязательный атрибут крупных праздников у древних славян. Источник: Pinterest Особое место в обрядах дохристианских славян занимали святки, также длившиеся 12 дней. Их смысл немного поменялся с принятием на Руси христианства. Яркий пример можно увидеть в известном произведении Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Переходный период конца декабря — начала января соотносился у славян с повышенной активностью нечистой силы.
Граница между земным и потусторонним мирами стиралась, и жители деревни предпринимали значительные усилия, чтобы предохранить свой дом от пагубного влияния нечисти. Обереги размещались в бане или прихожей, которые считались «воротами» в потусторонний мир. Всё хозяйство обходили вместе с «магическими вещами», чаще всего вениками или помелом, дабы защитить дом и скот от разгула нечистой силы. После этого скот выпускали на улицу, предварительно разместив во дворе кормушки. Пока животные трапезничали, хозяева обходили их по кругу три раза, после чего перебрасывали через них топор крест-накрест.
Новый год по славянскому календарю
Древние славяне 14 марта отмечали собственный «Новый год» под названием «Овсень малый» — время прихода весны и обновления природы. При этом и Новый год, и даже Старый Новый год – праздники, в народе нашем очень популярные. Современный новой год — это мандарины, подарки, новогодняя ёлка, украшенная разноцветными гирляндами и игрушками. С точки зрения языческой мифологии, новый год у славян обязательно отмечался в один из дней, связанных с положением солнца на небе, но в какой именно, историки к единому мнению еще не пришли. В языческие времена восточные славяне отмечали Новый год с началом весны – 1 марта.
Славянский языческий Новый год
уникальный праздник с многовековой историей, который умело сплел в себе языческие и православные традиции. Ниже представлен список древних славянских праздников, которые были отмечены в календаре на 2024 год: Семик (7-8 января) — праздник нового года, посвященный богатым урожаям и хозяйственным успехам. Новый Год в славянской традиции: – Журнал Ярмарки Мастеров о рукоделии, творчестве, дизайне. Читай! Узнавай! Делись! Все славянские племена праздновали с незапамятных времен новый год.
Поклонники древних славян отмечают языческий Новый год
Гадание считалось опасным, ведь любое, даже малейшее, нарушение правил могло привести к смерти. Конечно, гадали и на суженого. Обычно это происходило дома, в ночи. Считалось, что после призыва молодой деве являлась нечистая сила в виде юноши, с которым ей суждено было обручиться.
Святочные гулянья После крещения Руси Коляду языческие обряды сменили Святки христианские обряды , но традиции остались прежними и почти не поменялись. Период между Рождеством и Крещением отмечали в сопровождении больших гуляний, на которые даже церковь порой закрывала глаза. Дело в том, что песни и танцы считались своего рода ритуалом и неотъемлемой традицией для встречи нового года.
Ярко одетые люди заходили в дома и развлекались, распевая нередко бранные песни-колядки, шутя и поздравляя хозяев с праздниками. Именно от гуляний пошла традиция, сохранившаяся до наших дней, когда Дед Мороз просит детей читать стихи, танцевать, петь или как-то иначе демонстрировать таланты в обмен на подарок. Переходный период с декабря на январь славяне соотносили с повышенной активностью нечистой силы.
Граница между земным и потусторонним мирами стиралась, поэтому жители деревень старались, чтобы — не дай бог! Славяне размещали специальные обереги в бане или прихожей. Эти места считались «воротами» в потусторонний мир.
В то же время приходилось обходить все хозяйство вместе со специальными магическими атрибутами, чаще всего с вениками или помелом, дабы уберечь дом и скот. После этого животных выпускали на улицу, где они ели из заготовленных кормушек. Затем хозяева трижды обходили зверье по кругу и перебрасывали через них топор крест-накрест.
Обряд был просто необходим в условиях, когда скот служил ключевой частью жизнью селян, полагавшихся на его дары. Богом плодородия восточных славян был Велес. Ритуальный хлеб заменял жертвенного теленка.
Поскольку в декабрьско-январские дни полевые сельскохозяйственные работы не совершались, земледельцы ограничивались знаками оберега на хранилищах хлеба и самом хлебе; обрядовые же действия проводились преимущественно с целью предохранить от несчастья имеющийся в наличии домашний скот и птицу, игравших большую роль в экономике крестьянского земледельческого хозяйства. В проведении таких обрядов принимала участие вся семья, обычно возглавляемая старшим членом ее. В орловской губернии этот обряд выглядел следующим образом: после обедни брали икону с зажженной свечой, топор, миску с освященной водой и соломенное кропило. Хозяин при этом, одевал шубу, шерстью наружу. Вся семья отправлялась на скотный двор впереди сын или брат хозяина, согнувшись, несет топор острием вниз, за ним - кто-нибудь из женщин с иконой, затем несут кадильницу и сзади всех хозяин с крещенской водой. Идут молча и останавливаются посреди двора, где приготовили корм для скота: разломанный на куски хлеб, ржаные лепешки, испеченные на рождество и новый год, зерновой хлеб и по шесть немолоченных снопов разных злаков.
Хозяйка отпирает хлев и выпускает скотину, которая, увидев еду, начинает ее есть. Хозяева трижды обходят скотину кругом, и хозяин каждую голову ее кропит водой; топор перекидывают через скот крест накрест. Его олицетворяли всякие вещные символы, в том числе и живые персонификации. В конце праздника их уничтожали торжественно. На святки это жареный поросенок или кабан, солнечное божество. Умирающий и возрождающийся бог, воплощение праздника, в ритуальной еде символически умерщвлялся и возрождался в человеке.
В этом был главный праздничный акт. Кроме съедания мяса зверя или сделанного из теста изображения его, в новогодних трапезах столь же широкое распространение имеют кушанья, приготовленные из зерен злаков, разной муки, плодов, ягод - из продуктов, добываемых трудом земледельца. Как у древних славян, у русских эти трапезы приходились преимущественно накануне трех главных дней зимних праздников: рождества, нового года, крещения. Наименование обрядовый трапез дано по названию одного из главных блюд, употребляемого на них - кутьи. Это блюдо было исконным в новогоднем ритуальном столе. В новогодних обрядах различаются кутья бедная и богатая.
Бедная или постная кутья проводится в рождественский сочельник, богатая в новогодний а иногда и в крещение. Кутья рождественского сочельника у русских значительно проще и беднее обрядами, сопровождающими еду, чем у древних славян. Русские, в сущности не праздновали сочельник рождества, отмечая его одним постом до первой вечерней звезды. У ряда древних славянских народов сочельническая трапеза вырастала в целую сеть обрядов, сливаемых с обрядовым столом, осложнялась ассоциациями с религиозной легендой христианского праздника рождества. Простота русской кутьи обусловлена отсутствием в ней отголосков культа Христа и изобразительных моментов легенд о волхвах. Малорусы варят также свою особенную кутью.
Кутья обычно варится из зерен пшеницы; но в некоторых случаях приготовление ее варьируется.
В старину в этот день замечали: иней на деревьях — к богатому урожаю зерна. У древних славян в день зимнего солнцестояния праздновался языческий Новый год, он связывался с божеством Колядой.
Главным атрибутом празднества был костер, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше. Ритуальный новогодний пирог — каравай — по форме тоже напоминал солнце.
Внутренности людей и животных заменили мирными подарками духам: пряниками, яблоками, деревянными и соломенными игрушками, свистульками. И тем не менее крестьяне еще долго верили, что в дереве живут духи. Ёлка, древо жизни и смерти, считалась у них растением мёртвых, порталом в загробный мир. Дары предназначались миру мёртвых и духам предков. Здесь же прослеживается четкая взаимосвязь новогоднего дерева с обычаями похорон. Как известно, дорогу, где несут гроб, устилают еловым лапником. Смысл все тот же: ель — дерево жизни и смерти. Ее ветки отпугивают вредоносных духов, пришедших с того света, охраняют оставшихся в живых от их воздействия.
А неупокоенную душу колючие иголки не пустят обратно в дом, если она решит вернуться с кладбища и навредить живым. С той же целью рекомендовалось после похорон сжечь лапник или обложить им свежую могилу — чтобы покойник не возвращался с того света в виде призрака. До сих пор запрещается на похоронах наступать на разбросанные ветки. Существует примета, что тот, кто нарушит этот запрет, вскоре и сам отправится по той же дорожке, то есть на кладбище. Вот такой вот новогодний символ — древо мёртвых. Хоровод вокруг ёлки тоже водят не случайно — это древнее магическое действо, объединяющее мир живых с миром мертвых, с вечностью. Хоровод символически изображает неумолимый бег времени, движение солнца. Эзотерики утверждают, что хороводы, если их водить правильно, меняют энергетику места, где происходит действо.
Сцепленные руки — это тот же жест, как, например, на спиритических сеансах. Люди соединяют свою энергию, чтобы открыть портал — всё туда же, в мир мертвых. Новогодние костюмы зайцев и фей, в которые сейчас принято наряжать детишек, ведут свое начало от пугающего обряда устрашения нечисти. Ведь в новогоднюю ночь она тоже не прочь погреться у праздничного огонька и пристроиться к уставленному яствами столу. Чтобы не допустить такого безобразия, предки выворачивали тулупы мехом наружу и напяливали страшные маски.
Новый год по славянскому календарю
Лето тёмного Сохатого - наш славянский Новый Год начнётся 20 марта 2024 года Период, начиная со дня весеннего равноденствия 20 марта 2024 года и до следующего весеннего равноденствия 2025 года пройдёт под тотемом Сохатого. Закончить то, что не успели в предыдущий период огнегривого Коня - или не выйдет уже, или будет не так, как изначально задумывали. Так как, это последний год в 16-ти годичном славянском цикле. Именно тёмному Лосю выпала честь открыть новый цикл. Именно он проложит ту дорогу, по которой мы пройдём в ближайшие годы.
Сразу поспешу заверить - слово "тёмный" не стоит понимать в контексте "плохой". В данном случае слово обозначает цвет. То есть тёмный Лось - Лось тёмного окраса, а не стоящий на стороне Тёмных Сил. Сохатый у наших предков всегда считался добрым животным и незаменимым помощником.
Лось идёт так, как сам считает нужным, а не как ты ему продиктуешь. Кто мечтает о стабильности - забудь.
Язычники верили, что он может показываться людям в образе медведя, поэтому косолапого особенно почитали. В Комоедицу славяне относили первые выпеченные блины в лес и раскладывали их на видных местах, чтобы пробудившиеся от зимней спячки медведи полакомились этими дарами. Интересен тот факт, что привычное сегодня выражение «первый блин комом», пошло именно из язычества и имеет совсем не тот смысл, который в него сегодня вкладывают.
В древности медведей называли комами, а первые блины по обряду доставались именно им, отсюда и пошло выражение, что первый блин — комам. Славяне с нетерпением ждали наступления теплых времен, чтобы начать трудиться в поле и обеспечить себя пропитанием на последующую длинную зиму. Кроме этого, в теплое время года было множество других забот: запасти дрова впрок, подготовить к следующей зиме свои жилища и сараи для животных. Поэтому по окончании веселых и шумных гуляний люди сразу приступали к работе, надеясь на то, что достаточно задобрили Богов и те не оставят их в трудный час. Историки склонны полагать, что именно Комоедицу можно считать древним языческим новым годом.
По сути, у славян год делился на зиму и лето и после весеннего равноденствия, когда Бог Ярило побеждал холод и снег, у них наступало новое лето или новолетие. Позже Комоедица трансформировалась в Масленицу, которая широко отмечается и по сей день, а Коляда стала частью рождественских и новогодних ритуалов у христиан. Понравилась статья? Поделись с друзьями Возможно, вас заинтересует:.
Весна у древних славян имела большое значение.
Пока получение урожая зависело от ручного труда, многие народы продолжали славить это время года и считать его самым важным в году. Через проведение весенних праздников и ритуалов древние славяне призывали весну, славили ее, чтобы теплые дни пришли как можно скорее. Ниже расскажем о них более подробно. Авдотья Весновка Первый праздник, о котором пойдет речь, связан с наступлением первого дня весны. Известен этот праздник как Авдотья Весновка, а также как Авдотья Плющиха.
Образовано это слово от старославянского глагола «плющить», что означает «разбивать». Весной лед на реках начинал таять, и в честь этого проводился этот славный праздник. Как отмечают исследователи, изначально этот праздник был связан с языческим, а позже он получил новое христианское прочтение. Так появилась святая Авдотья, которая заведовала приходом весны. В другой, более древней версии приходом весны заведовали кукушки, которые приносили ключи языческому богу-громовержцу Перуну.
Именно в этот день люди шли колядовать, закликая весну и призывая птиц принести тепло. Молодые девушки и дети выходили на улицу для того, чтобы петь заклички и разбросать печенье в форме жаворонков для приближения весны. Жаворонки Еще один важный весенний праздничный день носит название Жаворонки. Отмечали его 22 марта, в день весеннего равноденствия. Именно в этот день длина светлого и темного времени суток выравнивается.
Название свое этот праздник получил по той причине, что именно жаворонки первыми возвращаются с зимовки с приходом тепла.
Таким образом украшение дерева приобрело другое значение. Божество не просто задабривали, но и «намекали» ему на те блага, которые празднующие хотели бы получить в следующем году. На ветвях ели появлялись определенные символы. Верхушка дерева была «отдана» богам, заведующим судьбой человека и украшалась изображением солнца, сделанным из колосьев пшеницы. Ближе к земле располагались символы попроще: фигурки людей, которые хотели избавиться от болезней или улучшить свою жизнь, плоды, которые намекали на хороший урожай. Постепенно лесные празднества переходили под крыши. Ель выкапывалась вместе с корнями и переносилась в храм, где стояла живая в течение семи дней — дух приглашался в гости. Потом так же осторожно дерево пересаживали обратно, закопав под корнями дары или жертвы. А вот рубить живое дерево, чтобы принести его в дом, было запрещено.
Дедушка мороз Персонаж без которого невозможно представить себе новый год. Дед мороз приносит подарки — это все, что нужно о нем знать. Но мы ведь на этом не остановимся?
Языческая обрядность православных праздников. Годовой круг.
Та, разумеется, конфузится и не соглашается. Тогда «кузнец» говорит одному из ряженых стариков: «Ну-ка ты, старый, полезай под наковальню, я тебя перекую! Изюминка игры состояла в том, что при каждом ударе у кузнеца сваливаются портки, и он остается совершенно обнаженным. Когда всех стариков «перекуют» на молодых, кузнец обращается к девушкам, спрашивая у каждой: «Тебе, красавица, что сковать? Тебе, умница, что сковать? Игра в «кузнеца» была популярнейшим святочным представлением, а было их бесчисленное множество. Собравшиеся на святочные посиделки играли «в молчанку». По команде «раз, два, три» все парни и девушки замолкали, словно набрав в рот воды... Не выдержавшие испытания подвергались условленному наказанию, например съесть пригоршню угля, поцеловать какую-нибудь старуху, позволить облить себя водой с ног до головы, бросить в рот горсть пепла, сходить на гумно и принести сноп соломы. Последняя санкция считалась одним из тягчайших, так как ночью на гумно не ходят из опасения попасть в лапы «огуменника».
Бывало, в «жировую» избу врывалась целая ватага «нечисти» — парни наряжались в белые длинные рубахи с рукавами до пола, вывернутые тулупы, надевали страшные маски и с шумом и гиком заскакивали в избу и пугали девушек. Когда первый испуг проходил, девушки, конечно же, знавшие о возможности прихода подобных «гостей», начинали выгонять нечистую силу. Игра не только носила веселый и развлекательный характер, но и имела магический смысл: выгнав из дома нечисть, пусть ряженую, были уверены, что обезопасили наступающий год, расчистили дорогу приближающемуся Новому году. Иногда парни переодевались девушками, а девушки парнями и затем разыгрывали друг друга. Святочные забавы, ряжение продолжались и днем. Так, в Ярославской губернии все девушки и молодые люди, холостые и женатые, наряжались цыганами и цыганками и ходили по домам ворожить на ладони и собирать яйца или наряжались в красные рубахи, брали косы, грабли и отправлялись с песнями по соседним деревням, как будто во время сенокоса. Некоторые представления, вроде знаменитой народной драмы «Царь Максимилиан» или «Степан Разин», «Лодка», разыгрывались в специально отведенных для этих целей больших помещениях, например в амбаре. Гадания Святочные торжества не обходились без гадания — отголоска языческих представлений. Во времена язычества гадание, предсказание будущего было одним из главных обрядов в богослужении.
Особую радость и волнение приносили Святки незамужним девушкам: считалось, что как раз в это время лучше всего можно узнать, выйдешь ли в следующем году замуж, как будут звать твоего суженого и будет ли он богат или беден. Святочными гаданиями занимались вечером или ночью. Гадали во все дни Святок, но наиболее важным и значимым считался обряд накануне Рождества, Нового года и в особенности Крещения. Способов гадания было множество. Так, в Сибири собирали кольца, запонки, сережки, клали их в блюдо и накрывали салфеткою, нарезали маленькие кусочки хлеба и клали сверх салфетки. Сначала пели «хвалебную» песню хлебу и соли и брали кусочки; ложась спать, клали их под головы, загадывая, что приснится. Затем пели песни; по окончании каждой из них трясли блюдо, и один ловил что попадалось по одной вещице. Тот, чья вещь, по песне определял, какая судьба ему нагадалась. А на другом конце России — в Ржевском уезде Тверской губернии — гадали подобным же образом.
Для этого брали шапку, и каждый клал в нее кольцо, серьгу или что-либо такое, после шапку встряхивали и пели песни-стишки, под которые вынимали вещицы. Девушки ходили «слушать» за деревню на перекресток дорог: в какой стороне залает собака, туда и замуж идти. Подслушивали под окнами: если ругаются — в плохой дом выйдешь, смеются — в хороший. Сняв крест и не благословясь, девушка одна или с подругой шла к конюшне, становилась спиной к дверям и ударяла три раза по ним левой пяткой, приговаривая: «Если выйду замуж, то оцепайте лошадей» то есть надевайте узду. Если лошади забренчат уздами, то гадающая в этом году выйдет замуж. Отправлялись и к амбару, предварительно сняв крест. Сказав: «Суженый-ряженый, приходи рожь мерить! Повсеместно девушки на святках выходили «снег полоть». Снег собирали в полу одежды и говорили: «Поля, полю снежок на собачий следок!
Весьма распространено было гадание с помощью петуха. Гадальщицы раскладывали на полу или на столе щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу — к богатству; хлеб — к урожаю; ножницы — суженый будет портной; золу — табачник; уголь — к вечному девичеству; монетки — к деньгам; если петух клюнет зеркало — муж будет щеголем; если начнет пить воду — быть мужу пьяницей и т. На ночь девицы подвешивали в сарае гребень: жених ночью чешется, и его узнают по масти оставшихся волос. Выдергивали из стога колосок: если попадется с зерном, замужем быть за богатым. Страшным, но «самым верным» считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое высматривание «суженого» далеко не каждая девушка.
На Руси этот день был большим праздником с множеством традиций и поверий. В связи с наступлением осени и нового года заканчивались многие работы в поле и начинались засидки, то есть работа в избах при огне. Кстати, накануне вечером гасили старый огонь в доме, а ранним утром зажигали «новый» с особыми приговорами. В этот день было принято обходить все поля с особыми песнями и закличками, чтобы в будущем году урожай был хорошим, а ещё — перебираться в новые дома и справлять новоселье.
В день зимнего солнцестояния люди собирались перед старой могучей елью и приносили ей дары, что бы задобрить духа живущего в нем. Задобрить считалось принести в жертву живое существо. Странно что бы задобрить, надо убить… Так вот, что бы задобрить живущего в ели духа, ему, вернее ели, приносили жертву. С начало это были человеческие жертвы. Позже стали приносить в жертву животных. Внутренности жертв навешивали на ель как гирлянды, а само дерево обмазывали кровью. Можно посчитать этот обряд прообразом нынешних елочных игрушек. Прошло время, и ритуал в корне изменился. Жертвоприношение заменили дарами — фруктами, кусочками хлеба, конфетами и т. Как бы говоря божеству, что бы они хотели иметь в следующем году. Рубить дерево, было запрещено, разрешалось лишь срезать ветки ели.
В церквях начинали звонить колокола. Люди обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли, желали добра и мира. Интересно, что последний раз осенний Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 года. Указ Петра предписывал отмечать это событие особенно торжественно. Одну из главных и любимых традиций, которая сохранилась и сегодня, Петр I перенял у Германии. Речь идет об украшении елки. Что такое день осеннего равноденствия: инфографика Историки отмечают, что царь очень строго следил за тем, как его подданные украшают дома. Он лично на Новый год объезжал дома ближних стольников, и хозяина дома, в котором он не находил елки, приказывал нещадно бить батогами. Впервые наряженная ель засветилась огоньками в 1852 году в Санкт-Петербурге. Лесная красавица была установлена в помещении Екатерининского Московского вокзала.
Новолетие, Славянский Новый год
Новый год у славян. гласят многие источники. Современный новой год — это мандарины, подарки, новогодняя ёлка, украшенная разноцветными гирляндами и игрушками. Пронизанный мудростью предков и отголосками древних обычаев, славянский народный календарь олицетворяет собой удивительное путешествие по золотому кругу года. Доподлинно известно, что у языческих славян, как и у других земледельческих народов, новый год начинался с началом весны, то есть с пробуждением новой жизни.
Как древние славяне встречали весну
В России проживает народ, который, пожалуй, самым необычным образом отмечает Новый год, или Шорыкйол, как его называют марийцы, последние язычники Европы. Так праздновался Новый год у славян (не «бог», разумеется, а «временной цикл»). Языческий Новый год: почему отмечали в марте и какие традиции соблюдали. Древние славяне праздновали новый год 1 марта. Ученые также склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта.