В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного.
В Ярославле открываются Дни Ярослава Мудрого
Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника. К эпохе Ярослава Мудрого многие историки относят и начало губительной для единства Руси раздробленности. Среди них благоверный князь Ярослав Мудрый и герои Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Из-за деятельности Ярослава со временем за ним закрепилось наименование "Мудрого". По данным информационной службы Собора, в числе канонизированных в лике святых Русской церкви — преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий. Войдя в Киев, Ярослав Мудрый сразу пожелал почтить память погибших братьев и похоронить их по-христиански. В киевском храме в честь благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках почтили память святого.
Ярослав Мудрый: биография, правление, личная жизнь
Но на тот момент он был в преклонных летах. Вскоре заболел и скоропостижно умер, так и не наказав сына. Место отца занял старший сын — Святополк Окаянный. Чтобы обезопасить себя и удержать власть в руках, он уничтожил троих братьев: Бориса, которого особенно любили киевляне, Глеба и Святослава. Такая же судьба ждала и новгородского посадника. Но тот сумел победить Святополка в кровавой битве под Любечем и в 1016 году вошёл в Киев. Хрупкое перемирие между братьями, поделившими Киев по Днепру, время от времени переходило в «горячую» стадию.
Но в 1019-ом Святополка не стало, и Ярослав Мудрый начал безраздельное правление киевским престолом. Огромной заслугой князя Ярослава Мудрого стала победа над печенегами. Это случилось в 1036 году. Как говорят летописи, город был осажен кочевниками в тот период, когда правитель отлучился в Новгород, где принял участие в закладке храма. Но получив известие об опасности, он быстро вернулся и разбил печенегов. С этого момента их опустошительные и кровавые набеги на Русь навсегда прекратились, хотя через 20 лет их сменили половцы.
Так началось «золотое» время Ярослава Мудрого. После одержанных побед он взялся за грандиозное строительство. На месте блистательной победы над кочевниками был заложен Софийский собор. Он во многом был копией собора в Царьграде. Украшенный великолепными фресками и мозаикой, храм поражал красотой современников и радует глаз сегодня. В 1028 году норвежский король Олаф Святой был вынужден бежать в Новгород.
Он прибыл туда вместе с пятилетним сыном Магнусом, оставив в Швеции его мать Астрид. В Новгороде Ингигерда, сводная сестра матери Магнуса, жена Ярослава и бывшая невеста Олафа, настояла, чтобы Магнус остался у Ярослава после возвращения короля в Норвегию в 1030 году, где тот и погиб в битве за норвежский престол. В 1029 году, помогая брату Мстиславу, совершил поход на ясов, изгнав их из Тмутаракани. В следующем 1030 году Ярослав победил чудь и заложил город Юрьев ныне Тарту, Эстония. В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов, попов и бояр.
В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету. В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому, опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей — псковского князя Судислава — в темницу поруб.
Только после этих событий Ярослав решился переехать со двором из Новгорода в Киев. В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Киевскую Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 — Всеслав Брячиславич. В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию. В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней.
Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключён параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде, в знак союза с Польшей. В 1043 году Ярослав за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году. В 1044 году Ярослав организовал поход на Литву.
Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде. Умер Ярослав Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде в праздник Торжества православия [63] на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года — старшего сына Владимира.
В надписи граффити на центральном нефе Софийского собора под ктиторской фреской самого Ярослава Мудрого, датированной 1054 годом, говорится о смерти «царя нашего»: «В 6562 мца феврари 20 успен и е ц а ря наш е го в в оскресенье в н еде лю му ч Феодора». В разных летописях точная дата смерти Ярослава определялась по-разному: или 19 февраля, или 20-го. Эти разногласия В. Драчук объясняет тем, что Ярослав умер в ночь с субботы на воскресенье. В Древней Руси для определения начала дня существовало два принципа: по церковному счету — с полуночи, в быту — с рассвета. Вот почему по-разному называется и дата смерти Ярослава: по одному счёту, это была ещё суббота, а по другому, церковному, — уже воскресенье [64]. Карпов считает, что князь мог умереть 19 по летописи , а похоронили его 20-го [63].
Тем не менее, дата смерти не принимается всеми исследователями. Профессор Виктор Зиборов датирует это событие 17 февраля 1054 года [65]. Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе святой Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. По результатам вскрытия января 1939 года [66] антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя. Рост его был 175 см.
Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко , резко выступающий подбородок [66]. Известно также, что он был хромым из-за чего плохо ходил : по одной из версий, от рождения, по другой — в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов. Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса. По сообщению журнала Newsweek , при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды [66] [67] [комм 7]. В ходе проведённого журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США юрисдикция Константинопольского патриархата. Браки, дети и династические связи[ править править код ] Родословное древо государей Российских.
Была в 1018 году захвачена в Киеве в плен польским королём Болеславом Храбрым вместе с сёстрами Ярослава и навсегда увезена в Польшу [68]. Их дети разъехались по всей Европе. Сыновья: Илья до 1018—? Гипотетический князь Новгорода [комм 1]. Изяслав Дмитрий 1024—1078 — женился на сестре польского короля Казимира I — Гертруде. Святослав Николай 1027—1076 — князь черниговский , предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии или Кикилии, Цецилии , неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе Оде , дочери графа Леопольда. Вячеслав 1033—1057 — князь смоленский [комм 8].
Игорь 1036—1060 — князь волынский [комм 9]. Некоторые историки [69] отводят Игорю пятое место среди сыновей Ярослава, в частности, опираясь на порядок перечисления сыновей в известии о завещании Ярослава Мудрого и известие о том, что по смерти Вячеслава в Смоленске Игорь был выведен из Владимира «Повесть временных лет». Дочери: Елизавета 1025—? Анастасия стала женой короля Венгрии Андраша I. В городе Тихонь, на берегу озера Балатон, в честь них названа церковь и установлен памятник. Анна Киевская 1032 или 1036 — между 1075 и 1089 вышла замуж за короля Франции Генриха I. Во Франции она стала известна как «дочь короля Руси Анна» [70].
Во Франции, в городе Санлисе Анне установлен памятник. Основная статья: Ингигерда Будущий православный святой благоверный князь Ярослав конунг Ярицлейв был свояком общехристианского [комм 10] будущего святого, норвежского конунга Олафа Святого — они были женаты на сёстрах: Ярослав на старшей сестре, будущей православной [комм 11] святой Ингигерд , Олаф на младшей сестре — Астрид. До того у обоих святых была одна невеста — принцесса Ингигерд Шведская на Руси благоверная княгиня Ирина , которая весной 1018 года дала согласие выйти замуж за Олафа Норвежского и собственноручно вышила плащ с золотой застёжкой своему жениху, а осенью того же года по требованию отца дала согласие выйти замуж за Ярослава свадьба состоялась в 1019. Романтические отношения Олафа и Ингигерд с 1018 по 1030 год описываются в трёх скандинавских сагах: « Саге об Олафе Святом », « Пряди об Эймунде » и т. В 1029 году Олаф, будучи в изгнании в Новгороде, написал вису стихотворение об Ингигерд; часть его дошла до настоящего времени. После гибели и прославления Олафа в Новгороде, б. Малолетний сын будущего святого Олафа Магнус Добрый был после гибели отца усыновлён будущим святым Ярославом Мудрым, воспитывался в его семье и по достижении совершеннолетия при помощи приемного отца получил обратно престол Норвегии, а затем и Дании.
Также Ярослав Мудрый — брат православных [комм 12] , первых прославленных на Руси святых — князей Бориса и Глеба , отец православных святых Владимира и Святослава Ярославичей, дед местночтимого православного святого Владимира Мономаха и католического Гуго Великого, графа Вермандуа. Ярослав был похоронен в Софии Киевской в бывшей шеститонной проконесского мрамора гробнице святого римского папы Климента , которую его отец Владимир Святославич вывез из завоёванного им византийского Херсонеса. Гробница цела до сих пор. Спорная генеалогия[ править править код ] Существует также точка зрения, что у Ярослава Мудрого была ещё одна дочь по имени Агата , которая стала женой Эдуарда Изгнанника , наследника престола Англии. Некоторыми исследователями ставится под сомнение факт, что Ярослав был сыном Рогнеды, а также существует гипотеза [71] , что у него была жена — Анна, которая умерла около 1018 года. Возможно, Анна была норвежкой, а в 1018 году она была пленена Болеславом Храбрым во время захвата Киева. Там же выдвигается гипотеза о том, что некий Илья — «сын короля Руси» Ярослава Мудрого.
Происхождение жены одного из сыновей — германской принцессы Оды , дочери Леопольда, — является спорным фактом в части принадлежности к роду Штаденов правителям Северной марки или к Бабенбергам правителям Австрии до Габсбургов. Спорным является и то, чьей женой была Ода — Владимира, Святослава или Вячеслава. Сегодня господствующей является точка зрения, что Ода Леопольдовна была женой Святослава и происходила из рода Бабенбергов [72]. Ярослав Владимирович Мудрый — предки.
Из-за деятельности Ярослава со временем за ним закрепилось наименование "Мудрого".
По данным информационной службы Собора, в числе канонизированных в лике святых Русской церкви — преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий Черниговский, Иона, Васса, Марк и Симеон Псково-Печерские, святители Филарет Амфитеатров и Геннадий, архиепископ Новгородский, старец Аристоклий Амвросиев и Христа ради юродивый Феофил Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, благоверный князь Ростислав Мстиславич в крещении Михаил Киевский, великий князь Смоленский и ряд других почитаемых церковных деятелей и подвижников.
Только четыре года спустя после смерти отца князю Ярославу в результате междоусобной борьбы удалось утвердиться на киевском великокняжеском престоле…» Новости.
Ярослав Мудрый и монахи-воины Пересвет и Ослябя стали святыми Русской Церкви
ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Святой благоверный князь Киевский Ярослав (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. |
Князь Ярослав Мудрый вошел в общецерковный список святых - Вести Ярославль | К эпохе Ярослава Мудрого многие историки относят и начало губительной для единства Руси раздробленности. |
Правление Великого князя Ярослава Мудрого | Святой благоверный князь Ярослав Мудрый, подвижник благочестия, во многом продолжил дело своего отца – святого равноапостольного князя Владимира Святославича. |
Никитин: Ярослав Мудрый – символ образования и просвещения - МК Великий Новгород | Дата начала мероприятия выбрана не случайно, ведь именно 20 февраля по старому стилю был день памяти святого князя Ярослава Мудрого. |
4 марта 2024 года верующие вспоминают благоверного князя Ярослава Мудрого. | 4 марта 2024 года Церковь отмечает день памяти князя Ярослава Мудрого. |
Отзывы, вопросы и статьи
- Telegram: Contact @svlavra
- Ярослав Мудрый
- Правление Ярослава Мудрого: достижения
- Имя Ярослав в православном календаре (Святцах)
- В Ярославле открываются Дни Ярослава Мудрого
- Главное меню
Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси
Русская линия / Новости / «И бе Ярослав любя церковныя уставы и книгам прилежа» | 1. Владимир Святой и Ярослав Мудрый: выбор религии и мировое значение принятия Русью православия. |
Благоверный князь Ярослав Мудрый. | В области внешней политики Ярослав Мудрый добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства. |
20 февраля 1054 года умер Ярослав (Мудрый) | Поскольку Великий князь Руси Ярослав Мудрый и император Священной Римской империи Оттон III были потомками византийского императора от его разных жен, то между ними могли быть сложные отношения. |
Онколог Минздрава заявил, что князья Владимир и Ярослав Мудрый умерли от рака. Историк это опроверг
Прошлое это у обоих государств общее. Елена Москвитина: «Я родилась в этот день, для меня это двойной праздник. Я считаю его своим небесным покровителем. То есть можно помолиться этому святому о своем благополучии и о благополучии всей русской земли. Всего русского православного народа». О мире в своем обращении говорил и митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон.
Медведя одели в алую княжескую накидку и шлем, в лапы дали щит.
Символ Ярославля уже не в первый раз меняет свой облик в важные для города событийные и исторические даты. Он уже побывал в роли медика, студента, железнодорожника, а всего для бронзового зверя готовы более 150 костюмов.
Сетевое издание «МК в Великом Новгороде» mk-novgorod. Санкт-Петербург, Ул.
Торжества сегодня прошли возле памятника бронзовому медведю на улице Первомайская. Великий князь Ярослав Мудрый основал Ярославль, прекратил междоусобные войны, при Ярославе Мудром Русь стала одной из сильнейших стран Европы, строились новые города и храмы, открывались школы, переписывались книги.
Благодаря ему на Руси появился и самый первый свод законов «Русская Правда».
Сегодня – день памяти Ярослава Мудрого
К эпохе Ярослава Мудрого многие историки относят и начало губительной для единства Руси раздробленности. В эти дни в Запорожской епархии проходит информационно-просветительская программа, посвященная памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого. На центральной площади Ярославля возвышается памятник основателю города, святому благоверному князю Ярославу Мудрому.
Благоверный князь Ярослав Мудрый.
В том же году он взял Белз в Галиции. В это время против короля Мешко II в Польской земле поднялось восстание, народ убивал епископов, попов и бояр. В 1031 году Ярослав и Мстислав, поддержав притязания Безприма на польский престол, собрали большое войско и пошли на поляков, отвоевали города Перемышль и Червен, завоевали польские земли, и, взяв в плен множество поляков, поделили их. Ярослав расселил своих пленных вдоль реки Рось. Как принято считать, он участвовал в кампании Ярослава против поляков и был со-руководителем войска. Впоследствии Харальд стал зятем Ярослава, взяв в жены Елизавету. В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира.
В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому, опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей — псковского князя Судислава — в темницу поруб. Только после этих событий Ярослав решился переехать со двором из Новгорода в Киев. В 1036 году он одержал победу над печенегами и этим освободил Киевскую Русь от их набегов. В память о победе над печенегами князь заложил знаменитый собор Святой Софии в Киеве, для росписи храма были вызваны художники из Константинополя. В этом же году после смерти брата Мстислава Владимировича Ярослав стал единоличным правителем большей части Руси, за исключением Полоцкого княжества, где княжил его племянник Брячислав, а после смерти последнего в 1044 — Всеслав Брячиславич. В 1038 году войска Ярослава совершили поход на ятвягов, в 1040 году на Литву, а в 1041 году водный поход на ладьях в Мазовию.
В 1042 году его сын Владимир победил ямь, причём в этом походе случился большой падёж коней. Кроме того, в 1042 году князь Ярослав Мудрый оказал большую помощь в борьбе за польский королевский трон внуку Болеслава Храброго — Казимиру I. Казимир взял в жены сестру Ярослава — Марию, ставшую польской королевой Добронегой. Этот брак был заключён параллельно с женитьбой сына Ярослава Изяслава на сестре Казимира — Гертруде, в знак союза с Польшей. В 1043 году Ярослав за убийство «одного знаменитого россиянина» в Константинополе послал сына своего Владимира совместно с Харальдом Суровым и воеводой Вышатой в поход на императора Константина Мономаха, в котором военные действия разворачивались на море и суше с переменным успехом и который закончился миром, заключённым в 1046 году. В 1044 году Ярослав организовал поход на Литву.
В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина Ингегерда направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного. В 1047 году Ярослав Мудрый разорвал союз с Польшей. Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде. Умер Ярослав Владимирович Мудрый 20 февраля 1054 года в Вышгороде в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерду и на два года — старшего сына Владимира. После его смерти завершился золотой этап рассвета Киевской Руси.
Перед блаженной кончиной составил завещание сыновьям, которое начиналось словами: «Любите друг друга. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас и покорит вам врагов ваших, и вы будете жить мирно. А если будете ненавидеть друг друга и ссориться, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую достали они трудом великим». Я смертен был, теперь я в бронзе вечен И в вечности я присягаю вам. Дремучий брег сей я крестил секирой, От сей земли вовек не отступлюсь- Здесь градом стал, чтоб даровать вас миром, Чтоб защитить заставой нашу Русь. Нельзя, чтоб вы об этом забывали.
Кто позабудет, тот отступник, трус… Я стану здесь, коль вы меня призвали, Чтобы стоять в веках за нашу Русь! Геннадий Некрасов К святому Ярославу обращаются с молитвами за помощью в учении и в работе в поиске работы. Молитва благоверному князю Ярославу Мудрому. Памятник Ярославу Мудрому - легендарному основателю города - есть теперь практически у каждого в кармане - на 1000-рублёвой купюре. С тех пор как изображение памятника Ярославу Мудрому попало на тысячерублевую купюру, о нем узнала вся страна. Сам же монумент, расположенный на площади Богоявления в центре Ярославля и обращённый лицом к въезжающим в центр города с московского направления, стал одной из ярких достопримечательностей нашего города - молодожены приезжают сюда возложить цветы, туристы обожают фотографировать памятник на срезе с тысячерублевкой, да и вообще его не минует ни один гость.
Кажется, что памятник благоверному князю, основателю Ярославля стоял здесь всегда. Между прочим, в свое время обсуждались разные варианты установки монумента - рассматривали и Стрелку, и набережную в районе Арсенальной башни. Причем, для разных мест готовились и разные варианты памятника. Однако решили остановиться на строгом монументе, соответственно, и местом установки выбрали центральную, Богоявленскую площадь. Но и здесь наметилось как минимум три места для установки памятника.
А еще нельзя хвастаться своими достижениями. Даже если вы в чем-то преуспели, лучше отложить рассказ на потом. Подробнее об истории этого дня и о том, что можно, а что не рекомендуется делать в этот день - в материале АиФ:.
Ярослав Мудрый стал наследником и продолжателем главного дела своего отца, Владимира Святого — а именно, исторического Русского проекта.
Сегодня, на изломе эпох, в начале XXI века, Русский проект получает дополнительные силы и общенациональную поддержку в реализации исторической миссии России среди народов. Для него, как и многих русских людей его поколения, Русская земля являла отражение Света неземного: духовного образа Святой земли и представлений о Небесном Иерусалиме. Этот образ и становится позднее частью представлений о Святой Руси и нетленном величии Третьего Рима, как земли, избранной Богом для спасения человечества. Святая Русь не совпадала с реальной Русью ни географически, ни исторически: она отражала вечное и непреходящее, в ее пределах текли реки Евфрат, Фисон и Иордан, ее центром являлся Небесный Иерусалим, а ее населением было все человечество, обратившееся к Богу и обретшее сияющее счастье, которое окутывало бескрайние просторы мира. В контрасте с сияющим счастьем, уже начинавшим наполнять душу русского народа в X-XI веках, пребывал суровый образ реального мира, в котором происходили всякие нестроения и творились ужасные вещи. Время было непростое. Князь Владимир, отец Ярослава и святой креститель Руси, умер в 1015 году, так и не завершив победу над печенегами. В Киеве стал властвовать старший брат Ярослава Святополк, который учинил расправу над младшими братьями Борисом и Глебом, войдя в историю России под именем Окаянного. Кровь святых братьев Бориса и Глеба взывала к справедливости в душе Ярослава.
Начинался период длительной борьбы Ярослава со Святополком, который, после его разгрома в 1016-м у Любеча на Днепре, обернулся нашествиями поляков во главе с тестем Святополка Болеславом Храбрым, к которому тот бежал после разгрома. В 1020 году полоцкий князь Брячислав, племянник Ярослава, грабит Новгород и уводит в плен часть жителей; в 1024-м его младший брат Мстислав захватывает Чернигов и левобережье Днепра. Все это требует внимания и военного участия Ярослава, включая поход на Царьград 1043 года, с целью избавиться от внешнего «кураторства» Русского государства со стороны Константинополя. В реализации идеалов Святой Руси и исторического Русского проекта рассчитывать можно было только на собственные силы и христианскую солидарность народа. Ждать поддержки любых устремлений христианского Русского государства от «христианского Запада» Х-XI веков уже тогда было совершенно невозможно. Связано это было не только с колоссальной деградацией и варваризацией всего пространства западной Европы в сравнении с западной Римской империей. Так, младшая дочь Ярослава Анна, которую он выдал замуж в 1051-м за французского короля Генриха I, и которая стала родоначальницей французских королей, согласно легенде, писала отцу: «В какую же варварскую страну ты меня заслал! Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, нравы ужасны». Портрет Анны Ярославны Но дело в другом.
Это период, когда христианский проект будущего Западного мира прекращал свое существование. Германский историк Г. Вебер в своей многотомной «Всемирной истории» описывает это время: «Всеми сословиями овладела жажда наслаждений… люди думали только о чувственных удовольствиях, о еде, питье, вешнем блеске, красивых женщинах, высшие блага утратили всякую цену для этих изнеженных и нравственно грубых людей… Единственной связью между людьми был расчет выгод, всеми поступками управлял эгоизм, и духовенство отдалось чувственным страстям одинаково с мирянами. В нем почти не было людей, которые вели бы такую жизнь, как требовала церковь, религиозность ограничивалась исполнением обрядов, в монастырях не осталось следов нравственного порядка»1. Главным фактором разложения христианской души Запада стала сама Римская церковь, которая в 1054 году выходит из поля ценностей Единой Апостольской Соборной церкви и вырывается «на свободу» для самых античеловеческих преступлений перед Богом и историей в реализации жажды Власти земной и стяжания богатств.
В 1046 г. Его условия нам неизвестны. Возможно, Византия, пользуясь победой, постаралась восстановить своё утраченное значение на Руси. Неслучайно под влияние Византии попал пятый сын Ярослава - Всеволод. I, стб.
От этого брака в 1053 г. Приняв вслед за отцом государственную доктрину Владимира Святого, он окончательно развернёт Русь в сторону православного востока. Ярослав же не стал ограничиваться одной войной против Византии и шёл дальше. В 1051 г. Этим был нанесён первый большой удар по авторитету византийской духовной власти на Руси, а сама духовная власть у нас в первый раз попала в зависимое положение от главы государства. Важно и то, что агрессивная политика Ярослава в отношении Византии и «греческой церкви» проводилась в канун её окончательного разрыва с престолом святого Петра в 1054 г. Именно в эти годы норманны при поддержке римского папы отняли у Византии земли на юге Италии, пользуясь её борьбой с Русью и внутренними неурядицами. Следовательно, проводя свою политику, Ярослав думал не о сближении, а о разобщении с Византией. Отталкиваясь от её берега - берега её духовной и политической культуры, он направлял «русский корабль» к иной пристани. Этой пристанью был для него католический Запад.
Веским подтверждением тому служат широкие брачные союзы Ярослава. Сам он был женат на дочери шведского короля. Ярослава Мудрого, как и Петра I, православные династии не интересовали. Западный дух меркантилизма стал основой проводимой ими государственной доктрины. Неслучайно Петр, подобно Ярославу, тяготел к абсолютизации своей власти, став в 1721 г. А Ярослав, благодаря 1 Макарий Булгаков , митрополит. История Русской Церкви. II, с. В данной связи важно видеть принципиальное отличие между такими терминами, как «самовластец» и «самодержец». На первый взгляд может показаться, что это близкие по смыслу слова.
В действительности разница между ними определяется понятиями «владеть» и «держать». В первом случае подразумевается широкое единоличное правление. Оно позволяет главе государства самому определять характер политической системы, ибо он сам есть персонифицированное воплощение закона и власти. Во втором случае держание носит договорной характер дать подержать. Страна даётся в держание конкретному лицу на определённых условиях, ограничивающих его власть. Неслучайно термин «самодержавие» оказался связан с институтом соборности и принципом «симфонии властей». О тяготении Ярослава к Западу указывают монеты и печати того времени. Если Владимир на них изображён с бородой и с короной в подвесках и крестом, как требовал православный этикет, то голову Ярослава венчает конический шлем, а лицо украшают одни только усы, подобно тем, которые носил Карл Великий. В заключение отметим, что нормативная составляющая новой доктрины Ярослава Мудрого также отличалась от той, что была принята Владимиром Святым. Если «Устав» ориентировал власть на ценности православной жизни, утвержденные первыми Вселенскими Соборами, то «Русская Правда» такой привязки не имела.
Она имела характер договора между наёмниками-варягами, составлявшими военную опору Ярослава Мудрого, и жителями Руси. Здесь, в отличие от «Устава», бросается в глаза ослабление нравственных начал в регламентации социальных сфер.
5 марта – День памяти князя Ярослава Мудрого
Сегодня в нём тоже молились святому князю. В этот день Новгородский музей-заповедник предлагает вспомнить, какие музейные артефакты и места связаны с этим знаковым для Великого Новгорода именем. В богатейшей коллекции древнерусских актовых печатей музея есть поистине выдающийся артефакт. Это печать Ярослава Мудрого XI века. Находку сделали в 1994 году во время археологических исследований на Троицком раскопе. С именем князя Ярослава связаны два важнейших события новгородской, а по существу — всей русской истории.
Переживания этих мучительных лет составили цикл "Реквием". В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения.
По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинг рада до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. В первые послевоенные годы Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Снова возник запрет на публикации. Исключение было сделано в 1950 г. В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно пришли к новому читателю. В 1965 г. На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина в 1964 г.
В марте 1966 года в Домодедово Анна Андреевна Ахматова скончалась. Ее отпевали в Морском соборе. Бог даровал Анне Андреевне мирную кончину. Знаменательно, что последняя запись, которую она сделала в своем дневнике в день кончины, была посвящена почитаемым ею мученикам и исповедникам Христовым: "Мы так много и подробно знаем о поведении первых христиан. Римские матроны еще носили свои обычные одеяния и драгоценности, так что палач не знал, как отрубать голову, чтобы не повредить жемчуга и изумруды на шее мучениц". Ровно 360 лет назад скончался Данила Нечай, герой освободительной войны украинского народа против шляхетской Польши в 1648-1654 гг. Данила Нечай г.
Хмельницкого, брацлавский полковник. Нечай был противником компромиссного Зборовского договора 1649 г. В 1649-1650 гг. Погиб в бою с польским войском в местечке Красное Подолия в 1651 г. О героических подвигах Нечая украинский народ сложил песни и думы. Сегодня мы вспоминаем Александру Павловну 1783-1801 , великую княжну, дочь Павла I. Александра Павловна, великая княжна, старшая дочь Императора Павла I и его супруги императрицы Марии Федоровны, родилась 29 июля 1783 г.
Воспитание великой княжны велось под непосредственным надзором Екатерины II. Уже в 13 лет Александра Павловна печатала переводы с французского в журнале «Муза». В 1796 г. Брак не состоялся из-за требования Екатерины II сохранить за невестой православие. В 1799 г. Александра Павловна вышла замуж за наследника австрийского престола эрцгерцога Иосифа, палатина венгерского. В 1801 г.
Похоронена в приделе русской православной церкви в Иреме предместье Офена. В этот день скончался Данило Самойлович Самойлович Сущинский ок. Самойлович настоящая фамилия - Сущинский родился 22 декабря 1744 г. В 1756 г. В 1761-1765 гг. В 1767 г. В 1768-1770 гг.
Как полковой врач, достиг значительного снижения заболеваемости и смертности личного состава.
Физического присутствия мощей Ярослава здесь нет, но духовное присутствие Ярослава Мудрого мы ощущаем, потому что более 100 лет в этом месте продолжается развитие русской или славянской культуры, у истоков которой стоял Ярослав Мудрый", - говорит протоиерей Владимир Алексеев, настоятель храма Святой Троицы в Бруклине. Напомним, что пропажа мощей из саркофага в Софийском соборе Киева была обнаружена после генетической экспертизы останков. Оказалось, что скелет, который находится в гробу, составлен из останков двух разных женщин, жизни которых разделяет почти тысяча лет. Причем ни одна из них не имеет никакого отношения ни к Ярославу, ни к его жене. Останки князя изучал в 1939 году академик Михаил Герасимов, антрополог, археолог и скульптор, но с началом Великой Отечественной прах исчез и, как теперь уверены в Киеве, через Польшу и Германию был вывезен в США.
Почему на иконах у святых супругов в руках — храмы? Об этом и многом другом узнают наши герои, Вера и Фома.
А совершить путешествие к князю Ярославу Владимировичу и княгине Ирине им помогут доктор Михаил Гаврилович и его верный Алтай.
Житие Ярослава Мудрого и почитание святого, иконография и тексты молитв
Крещение святого князя Владимира В «Повести временных лет» дата рождения Ярослава Мудрого не приведена, но сказано, что он прожил «всех лет 70 и 6» [1] , — по счету возраста, принятому в Древней Руси, это значит, что он умер, прожив 75 лет, на 76-м году жизни. В таком случае он родился в 978-м или 979-м г. Летописное известие о продолжительности его жизни подвергается сомнению, главным образом, ввиду того, что в исторической науке считается доказанным, что он родился от Рогнеды не до, но после Святополка, а значит, после 979 г. К тому же в «Повести временных лет» под 6524 1016 г. Получается, что он родился не в 978-м, а на 10 лет позже, — в 988-м г. Татищев считал, что в летописную запись под 6524 г. Вскоре после Крещения Руси Великий князь Владимир посадил своих сыновей княжить в разных уделах. Ярослав послан был им в Ростов Мерянский. Но он был тогда либо еще младенцем, либо совсем юным отроком, чтобы править уделом самостоятельно: возле него находился наставник, которого, возможно, звали Будый в «Повести временных лет» под 6526 1018 г. В ту пору Ярослав был уже зрелым мужем, и его «кормильцем» — воспитателем, дядькой — тот мог быть лишь в прошлом.
В княжение Ярослава в Ростовском уделе был основан город, названный его именем, — Ярославль, хотя первое летописное упоминание этого города относится уже только к 1071 г. В 1014-м г. До его приезда княжеская резиденция находилась близ Новгорода, в Рюриковом городище, а Ярослав выстроил себе терем в самом Новгороде. Угроза военного столкновения с отцом была предотвращена последовавшей вскоре кончиной святого Владимира, после которой власть в Киеве захватил Святополк Окаянный. Одолев Святополка и помирившись с другим братом, Мстиславом, Ярослав употреблял вооруженные силы на защиту границ государства и на расширение его пределов. В 1029-м г. В следующем году Ярослав успешно воевал с чудью, заложив на отвоеванной у нее земле город Юрьев, позже переименованный в Дерпт и затем в Тарту. В том же году был возвращен в состав Русского государства захваченный ранее поляками город Белз. В ту пору Польша охвачена была смутой, разразившейся после смерти Болеслава Храброго, постигшей его в 1025-м г.
Против его преемника Мешко II вспыхнул мятеж, в ходе которого «вьставше, людье избиша епископы, и попы, и бояры своя» [4]. Соправители Руси решили вмешаться в польскую смуту, поддержав притязания на королевский престол старшего брата Мешко Безприма. В 1031-м году Ярослав и Мстислав «собраста воя многы, и идоста на Ляхы» [5]. В русском стане находился тогда и король Норвежский Харальд III Суровый, который, потерпев поражение в междоусобице, бежал из своей страны к Ярославу Мудрому в Новгород, как это сделал ранее, в 1028-м г.
Кроме легендарных участников Куликовской битвы, схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби, и благоверного князя Ярослава Мудрого, в лике святых Русской церкви накануне канонизировали ещё около двадцати местночтимых святых. В их числе преподобные Корнилий Переяславский, Амфилохий Почаевский, святители Геннадий и Филарет Амфитеатров , старец Аристоклий Амвросиев , преподобноисповедник Кукша Одесский, благоверный князь Ростислав Мстиславич в крещении Михаил Киевский, Христа ради юродивый Феофил Киевский и другие религиозные деятели и подвижники.
Ярослав Мудрый — сын Владимира — скончался в 1054 году.
После смерти брата Мстислава в 1035 г. Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.
Важнейший из них — храм Киево-Софийский. В 1036 г. Собрав многих воинов из варягов и новгородцев, Ярослав поспешил в свою столицу и здесь, присоединив к ним еще дружину киевскую, выступил против врагов, которых было несметное число. Злая сеча продолжалась целый день, и едва к вечеру Ярослав одолел.
В память столько важной и благодетельной для отечества победы Ярослав и заложил великолепный каменный храм во имя святой Софии, или Ипостасной Премудрости Божией Господа Иисуса. Вслед за Софийским собором Ярослав воздвиг каменную церковь на Золотых Воротах, находившихся на западе от собора в земляном валу, которым в том же 1037 г. В царствование Ярослава были открыты мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Вскоре у могилы страстотерпцев начали совершаться знамения и чудеса.
И когда церковь святого Василия по неосторожности пономаря сгорела, то старейшина града, доводя о том до сведения великого князя Ярослава, сообщил ему вместе и об этих знамениях. Ярослав немедленно пригласил к себе митрополита Иоанна, который по совещанию с великим князем сделал чрез несколько времени торжественный церковный ход из Киева в Вышгород к могиле святых. Он подал великому князю совет построить в Вышгороде церковь во имя святых страстотерпцев и установить день священного торжества в память их. Князь с радостью последовал доброму совету.
Житие Ярослава Мудрого и почитание святого, иконография и тексты молитв
Дата начала мероприятия выбрана не случайно, ведь именно 20 февраля по старому стилю был день памяти святого князя Ярослава Мудрого. 1. Ярослав Мудрый причислен Православной церковью к лику Святых. Созидая контуры Святой Руси и исторического Русского проекта, Ярослав Мудрый В ХI веке становится родоначальником сакральной географии Руси.