Отмечая 150-летие Всеволода Мейерхольда, пройдём по его петербургским адресам и поймём, где рождался театр наших дней. Всеволод Мейерхольд — великий режиссер, новатор, реформатор сцены — до конца своих дней был предан единственной женщине, актрисе, которую сам же и создал, — Зинаиде Николаевне Райх.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд
Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874-1940) – российский режиссер, актер, педагог, народный артист России (1923), один из реформаторов театра ХХ века. Биография Всеволода Эмильевича Мейерхольда до 1902 года тесно связана с деятельностью в Художественном театре. Но уже в 1902 году Всеволод Мейерхольд стал отходить от Художественного театра. Биография Мейерхольд Всеволод Эмильевич в архиве мемориала ПомниПро.
Всеволод Мейерхольд: Темный гений
Истории жизни. Интересные факты из жизни писателей и артистов. Биографии сопровождаются фотографиями. Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий.
В 1917-м Мейерхольд снял еще один фильм — «Сильный человек», в котором также выступил режиссером и актером. Увы, картины не сохранились. Увидеть «живого» Мейерхольда можно только в блестящей роли сановника в фильме «Белый орел» Якова Протазанова, созданном уже в послереволюционные годы. Но своей практической работой Мастер привнес в кино высокую культуру театра, систему осмысленного художественного процесса работы. Однако тема «Мейерхольд и кино» приобретает безграничный размах, если говорить о его учениках. Блистательные ученики 76 Кинематограф советской России 20-х годов ХХ века историки признали самой яркой страницей в истории кино, его «золотой эпохой». Смелые эксперименты, яркая новизна киноязыка, невиданные кинематографические открытия потрясли мир. Занимались в его московских и питерских мастерских, играли в его театрах. В их творчестве, перенесенном на почву кинематографа, преломились и обогатились уроки Мастера. Кинорежиссер Григорий Козинцев говорил: «Настоящие ученики Мейерхольда работают не в театре, а в кино. Советская кинематография научилась у гениальных работ Мейерхольда гораздо большему, чем советский театр. Люди, которые сидели на школьной скамье у Мейерхольда, в советской кинематографии очень верно и радостно держат флаг своего учителя». Именно кинематографисты назвали Мейерхольда: «Всеволод — большое гнездо», отец советского кино. Они безоговорочно признавали ведущую роль Мейерхольда в преображении российского кинематографа.
Зато как было интересно долгими зимними вечерами устраивать представления в домашнем театре, летом купаться и ловить рыбу в Суре, играть с заводскими рабочими в лапту! Провинциальная жизнь тех времен была размеренной, интересной и привольной. Ежегодные ярмарки на Базарной площади — карусели, лотереи, балаганные зазывалы, марионетки, шарманщики и толпы народа, бесшабашное веселье и чарующая романтика запретного. Эти впечатления, навсегда врезавшиеся в детскую память, прорастут образами блоковского «Балаганчика». Быт губернского города средней полосы России, с помещичьими усадьбами, тихого, пыльного, торгующего лесом, спиртом, хлебом, знаменитым «бессоновским луком», угадывается в знаменитом «Ревизоре». Именно в Пензе закладывался фундамент знаний, взглядов, интересов будущего режиссера-новатора. Размеренный купеческий быт всегда соседствовал с активной интеллектуальной жизнью, наверное, потому эта земля дала миру великого Лермонтова, Белинского, Мозжухина и Мейерхольда. Здесь формируется увлечение литературой и музыкой, не ставшие основными профессиями, но превратившиеся в необходимый инструмент для творчества. Для Карла Теодора Казимира все впервые в этом городе: первые шаги, первый сценический опыт, первая режиссерская работа и первая любовь, — казалось, что раз и на всю жизнь.
Он всей душой хотел создать новый театр, глубокий, не внешний — яркий и праздный, а затрагивающий глубинные чувства, сеющий зерна бесконечного раздумья, погружая в далекий и непонятый мир знаков и кричащего молчания. Его провокационные эксперименты в авангардном театре стали основой современного театрального искусства. Имя Мейерхольд стоит за созданием совершенно новой актёрской системы, названной «биомеханика». Именно он, по словам Евгения Вахтангова, «дал корни театру будущего». Как и многие великие люди, Всеволод Мейерхольд ошибся в своих политических убеждениях. Его гений невозможно было вписать в рамки четкой и прямой советской действительности. Всеволод Мейерхольд всегда останется гением театра, не только на Родине, но и во всем мире. Волшебник театра. Один из величайших творцов современного театра и его Мученик. Вдохновленный Станиславским Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года в Пензе в лютеранской семье винозаводчика Эмиля Фёдоровича Мейергольда, выходца из старинного рода немецкого рода, и его жены, балтийской немки Альвины Даниловны. При рождении будущий драматург получил имя Карл Казимир Теодор Мейергольд. Его отец и мать владели небольшим винно-водочным заводом. Эмилий Федорович был человеком крайне деспотичным и постоянно третировал членов своей семьи жене изменял почти в открытую. В результате из дома ушел старший сын, средний стал спиваться, а младший — Карл — однажды заявил: «Такого отца я должен ненавидеть! На карманные расходы отец давал сыновьям гроши и придирчиво контролировал их траты. В отличие от мужа Альвина Даниловна была натурой возвышенной, невзирая на скупость мужа, устраивала музыкальные вечера. Именно она приобщила детей к театру. Карл и его брат играли в любительских спектаклях. Известно, что 14 февраля 1892 года «любители драматического искусства» давали комедию «Горе от ума». Уже тогда Карл, игравший Репетилова, выделял свою сверстницу красавицу Олю Мунт, исполнявшую роль Софьи. Но наукам в доме Мейергольдов уделялось не слишком большое внимание, поэтому в Пензенской гимназии Карла трижды оставляли на второй год. Поэтому вместо 8 лет он проучился 11 и получил аттестат зрелости 8 июня 1895 года. Тем же летом 1895 года Карл поступил на юридический факультет Московского университета, после чего совершил ряд поступков, поразивших его родственников. Здание 2-й мужской гимназии в г. Пензе, которую окончил Мейерхольд. В этой гимназии позже учился выдающийся актёр немого кино Иван Мозжухин здание гимназии по ул. Володарского, 5 сохранилось 13 июня Карл Мейергольд по достижении совершеннолетия 21 год принимает православие и берет себе новое имя Всеволод в честь Всеволода Гаршина, своего любимого писателя. Он также решил изменить немецкую фамилию «Мейергольд» на более звучную и по-русски грамматически правильную «Мейерхольд», как рекомендовала русская грамматика Грота. В те же дни он объявляет близким о своей помолвке с Ольгой Мунт, но семья относится к этому отрицательно. Доводы вроде бы убедительны: следует подождать до окончания университета, ведь студенческие браки так недолговечны. Но Мейерхольд ничего не хочет слушать. Упрямство и взрывной темперамент достались ему в наследство от отца. Всеволод Мейерхольд с первой женой Ольгой Мунт В следующем году в его жизни происходят еще два важных события. А 29 января 1896 года он побывал на спектакле «Отелло» Общества искусства и литературы. Постановка Константина Станиславского была воспринята Мейерхольдом как озарение. Он настолько проникся талантом режиссера, что бросил юридический факультет и в сентябре того же года поступил в Театрально—музыкальное училище Московского филармонического общества ныне — ГИТИС в класс В. На экзаменах он читал монологи с таким темпераментом, что экзаменаторы были приятно поражены и зачислили его сразу на второй курс. В этом заведении, в отличие от пензенской гимназии, Мейерхольд вскоре станет лучшим учеником. Мейерхольд в молодости. Первые шаги навстречу театру Наставником Мейерхольда во время учёбы стал В. Несмотря на то, что внешне Всеволод не сильно подходил для сцены, Немирович-Данченко не мог не принять во внимание его настойчивость и прекрасное образование. Поэтому Мейерхольд был одним из первых, кому мастер рассказал о создании нового театра — Московского художественного театра — на сцене которого планировал видеть своих учеников. После окончания учёбы в 1889 году Всеволод Мейерхольд вместе с некоторыми другими сокурсниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, был принят в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра с 1902 г. Он сходится с революционером А. Ремизовым, который приобщает его к идеям К. Пензенская жандармерия вносит Мейерхольда в список «неблагонадежных особ». В первых спектаклях великого новаторского театра он играл значительные роли: в спектакле «Царь Федор Иоаннович», которым 14 26 октября 1898 года открылся театр, он играл Василий Шуйского, в постановке трагедии А. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» он сыграл самого царя Иоанна. Мейерхольд в роли царя Иоанна в спектакле по трагедии А. Толстого "Смерть Иоанна Грозного". В Художественном театре Мейерхольд изо всех сил стремился выбиться в ведущие актеры, однако это его желание не всегда находило понимание со стороны других участников коллектива. Например, в постановке «Царь Федор Иоаннович» ему сперва отводилась главная роль, он к ней готовился, но затем роль была отдана И. Зато вскоре в легендарной постановке чеховской «Чайки» ему достается роль Треплева сам Мейерхольд считал ее своей лучшей ролью , В. Мейерхольд в роли Треплева, К. Станиславский в роли Дорна. Спектакль "Чайка". Всеволод Мейерхольд в роли Тузенбаха. Шекспира 1898 г. Характеры Мейерхольда на сцене разнились от буффонадных до глубоко драматических. Всеволода Эмильевича можно назвать универсальным актером. Он не считал оскорблением после Гамлета играть второстепенную роль в водевиле. К нему приходит настоящая слава, фотокарточки с его изображением продаются во всех писчебумажных магазинах города. С ним сближается А. Чехов с артистами Художественного театра. Справа сидит с газетой В. Мейерхольд И все же полного удовлетворения от пребывания в Художественном театре Мейерхольд не испытывает. Там он прошел школу психологического театра, но не принял ее. Его ждала другая дорога. У него не ладятся отношения с В. Немировичем-Данченко, и, хотя Всеволод занят в четырех спектаклях из пяти, мысли об уходе все чаще приходят ему в голову. Ситуация достигла кульминации 12 февраля 1902 года. В тот день Мейерхольд узнал, что он не включен в число пайщиков-учредителей театра. Всеволод Эмильевич, чуть не единственный из труппы, стоявшей у истоков театра, не получил ссуды от Саввы Морозова, не попал в число пайщиков строящегося здания Художественного театра в Камергерском переулке. Его гневу нет предела, и он тут же заявляет о своем уходе. Зал Московского художественного театра после перестройки 1900-1903 гг.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Всеволод Мейерхольд: авангардистские опыты, биомеханика и след в литературе | Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года в Пензе в лютеранской семье винозаводчика Эмиля Фёдоровича Мейергольда, выходца из старинного рода немецкого рода, и его жены, балтийской немки Альвины Даниловны. |
149 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда | Краткая биография Всеволода Мейерхольда, ссылки на некоторые его работы (eng). |
Мейерхольд, Всеволод Эмильевич | Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января [9 февраля] 1874. |
Рыцарь и Мученик театра: Всеволод Мейерхольд | Режиссёр и актёр Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года. |
Возвышение
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Биография
- Мейерхольд, Всеволод Эмильевич
- Любовное помешательство Мейерхольда - Совсем Другой Город
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память
- Великие истории любви. Любовное помешательство Мейерхольда
- Мейерхольд Всеволод Эмильевич, 1874-1940
Всеволод Эмильевич Мейерхольд — биография режиссера
Всеволод Мейерхольд: Темный гений | Мейерхольд работал ответственным руководителем и заведующим художественной частью (главным режиссером) в 1922-1924 гг. |
Любовное помешательство Мейерхольда - Совсем Другой Город | Всеволод Эмильевич Мейерхольд нам известен как театральный режиссёр-новатор и создатель биомеханики. |
Мейерхольд, Всеволод Эмильевич — Википедия с видео // WIKI 2 | 2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. |
Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Биография | Всеволод Мейерхольд пережил жену: после жестоких пыток в Бутырской тюрьме его обвинили в работе на японскую разведку. |
Мейерхольд Всеволод Эмильевич — Биография | Имя выдающегося режиссера, народного артиста РСФСР Всеволода Эмильевича Мейерхольда неразрывно связано с Новороссийском. |
Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
Вот Мейерхольд — чуть не первый из всех деятелей театра — и вступил в коммунистическую партию. Актеры вздумали саботировать репетиции и спектакля «красного режиссера» — он отыскал на улице первого попавшегося красноармейца и потребовал арестовать «врагов революции» — пареньку-красноармейцу с трудом удалось объяснить Мейерхольду, что с этой целью нужно звонить в ЧК. Впрочем, Мейерхольд скоро совсем порвал с опостылевшими труппами — на премьере неслыханной «Мистерии-буфф» исполнители, которых он наспех набрал по объявлению в газете, по ходу действия рвали в клочки афиши старых императорских театров. Весной 1918 года в Питере стало голодно. Из темной муки пеклись пироги с начинкой из конины. Распаривалась старая, каменная вобла. Варились картофельные очистки. Мороженная капуста почиталась за счастье! Старшая дочь, Мария, еще в 1914 году перебравшаяся в Новороссийск, звала родителей и сестер к себе, откормиться сметаной, творогом и медом.
Мейерхольд не поехал — некогда! А Ольгу Михайловну и двух младших дочерей отправил. Вскоре в Новороссийск вошли деникинцы, отрезав семью от Всеволода Эмильевича линией фронта. Впрочем, сам Мейерхольд тоже вскоре оказался по ту сторону этой линии. В театральных баталиях он подорвал здоровье, и врачи отправили его немного подлечиться в Ялту — как раз накануне того, как белые заняли Крым. Так большевик Мейерхольд оказался «под белыми». Там его, действительно, арестовали, но обошлись мягко: давали читать книги из библиотеки и позволили поставить прямо в тюрьме спектакль. Чтобы задействовать всех арестантов — а их в камере набралось пятьдесят, Мейерхольд избрал многолюдного «Бориса Годунова».
Раздевал ли он бояр донага, как предположил Булгаков в «Роковых яйцах» — осталось неизвестным. В конце концов, благодаря униженным просьбам и неустанных хлопотам жены, Мейерхольда выпустили на поруки. В марте 1920 года в Новороссийск вошли войска Красной Армии, и семья получила возможность уехать. Предполагалось, что скоро они воссоединятся. Кто же мог предположить, что через несколько месяцев Мейерхольд встретит Райх? Кстати, после развода с Ольгой он почти прекратил отношения и с дочерьми. Говорил: «Не хочу, чтобы мне рожали внуков — еще не хватало мне старости! Горе тому, кто зависел от него, как от человека».
И в Москве очень скоро в полной мере оценили эти «горе» и «счастье». Началось с того, что Луначарский назначил Всеволода Эмильевича заведующим Театральным отделом Наркомпроса — что-то вроде комиссара советских театров. Мейерхольд стал носить шинель, гимнастерку, брюки-галифе, военную фуражку с приколотой фотографией Ленина. Пристрастился к фразе: «Я говорю вам от имени революции! И перенял хамоватый, бесцеремонный пролетарский стиль. Друзья качали головами: «Только прирожденный актер может так вжиться в образ! Администратором Мейерхольд оказался смелым, но очень плохим. Его идеи были одна завиральнее другой.
К примеру, упразднить профессиональных актеров и предоставить возможность рабочим и крестьянам самим играть на сцене — в свободное от основной работы время мол, что будет хорошего, если артист будет целый день болтаться в театре? Ну а для быстрого обучения пролетариев актерскому ремеслу Мейерхольд планировал применять биомеханику — им же самим разработанную систему гимнастических упражнений, которая позволит исполнителю роли механически выполнить поставленную режиссером задачу. Заменить театральные билеты жетонами и раздавать их трудящимся и красноармейцам бесплатно по какой-то невероятно сложной и запутанной системе. Луначарский только и успевал отменять все это! Упражнение по биомеханике: Стрельба из лука. Там ударялись в отчаянную «левизну»: с лож содрали перила, с потолка — лепнину, оголили стены до кирпичной кладки, повсюду развесили плакаты и лозунги. Актеры все-таки профессиональные — Мейерхольд быстро убедился, что с одними рабочими и крестьянами театральной каши не заваришь! Зрителям разрешилось лузгать семечки и курить махорку, но вменялось в обязанность заполнять длиннющие опросные листы — так Мейерхольд «нащупывал» интересы новой, пролетарской аудитории.
При этом Мейерхольд был одержим настоящей шпиономанией. Во время каждой репетиции несколько раз прерывался, чтобы осмотреть зал — нет ли здесь каких-либо недругов? Во время спектаклей стоял за кулисами и, прищурившись, напряженно следил за игрой актеров: нет ли какого саботажа? Спиной чувствуя его неподвижный, полубезумный взгляд, бедняги нервничали и играли значительно хуже, чем на репетициях — что, кстати, и считалось саботажем. Мейерхольда многие всерьез боялись. На всех заседаниях, собраниях и съездах он неизменно устраивал сумбур и скандал с истерическими криками, проклятьями, обвинениями вроде: «Вы — охвостье Чайковского! Гнездо реакции! Враги революции!
Наконец, в феврале 1921 года Всеволода Эмильевича сместили с комиссарского поста — ко всеобщему облегчению, не исключая и Луначарского. Сцена из спектакля «Баня» по Маяковскому. В главной роли И. И проруководил им долгих пятнадцать лет! При этом судился со своими актерами по пустякам был однажды даже оштрафован на 300 рублей за клевету, когда он в очередной раз подал в суд на группу «саботажников», посмевших уволиться из театра и вечно опасался, что кто-то из обиженных его застрелит. Он почему-то предчувствовал, что погибнет от пули… А вот Зинаиде Николаевне напророчили нож — крепко не любившие коллеги вечно шептали ей в спину: «Хоть бы скорее ее зарезали! Не прибили, не отравили, а именно зарезали. Ты отступаешь, ты дрожишь от холода, подставляя копну волос бурному ветру суровой зимы, ты потерял чувство дороги, — мастер, ты гибнешь, величественный, негнущийся Мейерхольд!
Решено было вернуться. Мейерхольд оставался в фаворе у советской власти еще несколько лет. В изданной в 1933 году толстенной «Истории советского театра» он — единственный — был прямо обозначен, как гениальный режиссер. Он по-прежнему входил во всевозможные комиссии и комитеты — вплоть до 1936 года. Но к этому времени художественные пристрастия новой власти стали стремительно меняться. Вот тут-то Мейерхольду и стали припоминать «грешки»: и выезд за границу, слишком похожий на попытку эмиграции, и использование в спектаклях произведений опального Шостаковича в музыке ведь тоже формализму был дан бой, в 1936 в «Правде» вышла разгромная статья про Шостоковича «Сумбур вместо музыки». Действительно же — создателю Красной армии… Словом, стоило в газете один раз появиться подлому словечку «мейерхольдовщина», и началось! Отречения учеников, клятвы «вывести на чистую воду», требования «покончить», рекомендации «разоблачить»… Постановка «Бориса Годунова», на которую Мейерхольд только-только окончательно решился, была запрещена.
Может, дело и дошло бы до голых бояр на трапеции — кто ж теперь скажет? Ведь театр был закрыт еще до первой репетиции… Последним спектаклем Мейерхольда и Райх стала «Дама с камелиями» — отчасти это была попытка задобрить власти: мол, и мы возвращаемся к классике, решительно отказываемся от формализма и намерены отныне идти благонадежной дорогой соцреализма. И последние слова героини: «Ты видишь, я улыбаюсь, я сильная… Жизнь идет», — Райх, говорят, произносила с настоящей актерской силой. Затем она опускалась в кресло спиной к зрителям. После долгой паузы левая рука ее падала с подлокотника и повисала как плеть. Так Мейерхольд показывал смерть. Когда вечером 7 января 1938 года рука Райх повисла в воздухе — это действительно был конец. Была даже иллюзия, что все наладится — Райх взяли в театр Ленсовета, Мейерхольда приютил Станиславский в оперном театре.
На первое занятие оперной студии он пришел в мятом костюме, с небрежно завязанным галстуком, нечесаный. У Станиславского сердце сжалось от жалости. Сломали человека! Кажется, Мейерхольда горячо, до умопомрачения жалела и Райх. Иначе трудно объяснить то, что она сделала. Или она под конец совсем разучилась понимать что-либо, кроме себя самой, своих нужд и переживаний?
После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия 21 года , Мейерхольд принял православие и изменил своё имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина. В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным, вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 26 октября 1898 года открылся театр, он играл Василия Шуйского. В легендарной постановке чеховской «Чайки» Мейерхольд играл Треплева, а в 1901 году стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в «Трёх сёстрах». Среди ролей, сыгранных на сцене Художественного театра — принц Арагонский в «Венецианском купце» У. Шекспира 1898 , Иоанн Грозный в трагедии А. В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название Новая драма Товарищество новой драмы. В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей. Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику. Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». В октябре 1905 года Студия была закрыта, и Мейерхольд вернулся в провинцию. В 1906 году он был приглашён Верой Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра. В 1907 году ставит «Балаганчик» Александра Блока, идёт от текста. Это стало началом «театра условности» в России. Иванова с В. Шварсалон с роли Эусебио. Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. Оно было найдено в имении писательницы М. Крестовской в Молодёжном фин. Здесь был прекрасный сад, от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка. Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». Эта затея не воплотилась по техническим причинам, и было принято решение ставить спектакль в помещении. В Александринском театре Мейерхольд поставил пьесы «У царских врат» К. Гамсуна 1908 , «Шут Тантрис» Е. Гиппиус, «Стойкий принц» Кальдерона 1915 , «Гроза» А. Островского 1916 , «Маскарад» М. Лермонтова 1917.
Его стремление к экспериментам и поиску новаторских способов постановки пьес привело к появлению «Биомеханики». Как новатор он понимал, что культура и театр должны активно развиваться и открывать новые горизонты, чтобы сохранить свою актуальность и привлекательность для зрителя. Полет его режиссерской мысли выходил за рамки обыденного театрального, расширяя границы и переосмысливая традиционные подходы к сценическому искусству. Его режиссерская концепция находилась на стыке искусств — он включал в свои постановки музыкальные номера, танцы и акробатику, которые вместе со смелым визуальным оформлением, создавали оригинальные комбинированные жанры, отличавшиеся от традиционных постановок. Режиссер Мейерхольд подчеркивал важность развития физических и пластических способностей актера, чтобы он мог совершенно осязательно воплотиться в роли. Сам Мейерхольд работал с актерами, помогая им достичь максимального выражения эмоций, физической гибкости и пластической красоты. Такой подход к актерскому искусству в значительной степени повлиял на технику актеров в последующие годы. Карл Теодор Казимир Мейергольд родился 10 февраля 1874 года в Пензе в лютеранской немецкой семье. Приняв в 90-е годы православие, сменил имя на Всеволода, которое выбрал, как дань уважения любимому писателю Всеволоду Гаршину. После окончания Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, Мейерхольд присоединился к труппе Московского художественного театра, основанного Владимиром Немировичем-Данченко и Константином Станиславским. Проявив себя как блестящий актер, Мейерхольд, однако, видит свое призвание в режиссуре.
Детей обучали репетиторы у Карла было пять братьев и две сестры. Однако на карманные расходы отец давал сыновьям гроши и придирчиво контролировал их траты. В отличие от мужа Альвина Даниловна была натурой возвышенной, устраивала музыкальные вечера. Именно она приобщила детей к театру. Карл и его братья играли в любительских спектаклях. Гимназический курс Карл Мейергольд, трижды остававшийся на второй год, завершил поздно. В 1895 году окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В этом же году, по исполнении совершеннолетия 21 года , Мейергольд принял православие и изменил собственное имя на Всеволод в честь своего любимого писателя В. Изменил он и фамилию: стал писать не "Мейергольд", как принято было в немецкой семье, а "Мейерхольд", как рекомендовала русская грамматика Грота. Свадьбу отпраздновал в Пензе, там же провели и медовый месяц. В 1897 году у них родилась первая дочь Мария. В 1896 году он переходит на 2-й курс Театрально—музыкального училища Московского филармонического общества в класс Вл. В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками О. Книппер, П. Москвин вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. Во МХТе Мейерхольд прошел школу психологического театра, но не принял ее. Уже тогда многие почувствовали его резкий, неуживчивый нрав. С этого времени началась его самостоятельная режиссерская работа. Он возглавил вместе с А. Кошеверовым группу молодых актёров в Херсоне. Труппа получила название «Товарищество новой драмы». Сезон открылся 22 сентября 1902 года. В преддверии весны Мейерхольд отправил жену в Пензу, где 31 мая 1903 года у них родилась вторая дочь, татьяна.
Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
один из них 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. А Всеволод Эмильевич Мейерхольд ко дню своего рождения — 28 января 1940 года — получил, наконец, копию своего обвинительного заключения. Всеволод Эмильевич Мейерхольд — чем известен, биография, творческие достижения — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Внук Всеволода Мейерхольда и Ольги Мунт Петр Меркурьев о своем деде. Наиболее объективно о Мейерхольде в ходе диалога с журналистом рассказал внук режиссера Петр Меркурьев [22]. Краткая биография Всеволода Мейерхольда, ссылки на некоторые его работы (eng). Мейерхольд Всеволод Эмильевич - театральный режиссёр, актёр и педагог д.р. 9.2.1874 г.,10.01.2014.
Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина
В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра. В конце 80-х гг. прошлого века на заре перестройки вдруг в печати стало к месту и не к месту склоняться имя Всеволода Мейерхольда. один из них 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск.
Травля Мейерхольда
В детстве Мейерхольд часто играл в любительских спектаклях с братьями и сестрами, их мать устраивала дома музыкальные вечера. Будущий режиссер окончил Пензенскую гимназию и в 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году он принял православие и взял фамилию Мейерхольд и имя Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина. Мейерхольд получил русский паспорт, отказался от прусского подданства и обвенчался со своей ровесницей Ольгой Мунт.
Вскоре Всеволод Мейерхольд оставил юридический факультет и перешел на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества — в класс Владимира Немировича-Данченко. Мейерхольд с удовольствием изучал литературу, музыку и историю театра, хорошо писал и мечтал попробовать себя в роли режиссера. В 1898 году создавался Художественно-общедоступный театр — будущий Московский Художественный театр.
Выпускник училища Всеволод Мейерхольд вместе со своими сокурсниками Ольгой Книппер и Иваном Москвиным вступил в его труппу. За первые четыре сезона в МХТ Мейерхольд сыграл 18 ролей. В 1902 году Мейерхольд покинул Художественный театр.
Вместе с актером Александром Кошеверовым он опубликовал в газете открытое письмо, в котором объяснял причину ухода — желание реализовать свою собственную творческую программу. Всеволод Мейерхольд переехал в Херсон и возглавил там труппу «Товарищество новой драмы». Премьера нового театра прошла в 1902 году.
За три года режиссер поставил около 200 спектаклей. В 1905 году режиссер Константин Станиславский задумал открыть в Москве Театр-студию. Всеволод Мейерхольд написал ему, что мечтает стать режиссером: «Моя idee fixe.
Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои силы!!! Позже он написал в своей книге «Моя жизнь в искусстве»: «Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актеров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу».
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд 22 мая 2017, 16:04 12520 поделиться с друзьями поделиться с друзьями Создателя новой театральной системы погубило письмо любимой жены В начале 1930-х Мейерхольд на гастролях в Берлине встретился с великим актером Михаилом Чеховым племянником А. Чехова , живущим в эмиграции. Тот советовал не возвращаться в Москву, прямо сказав: «Вас там погубят». Но режиссер считал свое возвращение делом чести - он не только был неистово предан революции, но и не мог расстаться с обожаемой Зинаидой Райх.
Справка: Впервые Мейерхольд женился еще студентом в 1896 году на подруге детства Ольге Мунт. У супругов родились три дочери, младшая из которых - Ирина - впоследствии вышла замуж за известного актёра театра и кино Василия Меркурьева, а их сын Петр Меркурьев стал актером и музыкальным журналистом. Второй брак с актрисой Зинаидой Райх продлился с 1922 по 1939 гг. Режиссер усыновил ее детей от первого брака с поэтом Сергеем Есениным Татьяну и Константина.
Три справки о смерти Дети Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх сиротами стали трижды — когда в 1925 году повесился их настоящий отец Сергей Есенин, когда в 1939-м, через несколько дней после ареста отчима, была жестоко убита их мать, и когда был убит сам Мейерхольд. Им выдали в НКВД два свидетельства о смерти отчима: в первом было написано, что он умер 2 февраля 1940 года в результате сердечной недостаточности, во втором стояла дата смерти 17 марта 1942 года и прочерк вместо причины. Бывшая семья режиссера получила извещение, что ему дали «10 лет без права переписки». Несколько лет жена и дочери носили в Бутырку передачи с продуктами, пока не узнали от знакомых, что Всеволода Эмильевича расстреляли в подвале Бутырской тюрьмы в феврале 40-го года.
Бутырская тюрьма. Немирович-Данченко и К. Фото: mxat. Мятежная натура юноши проявилась в студенчестве - он отказался от участия в семейном бизнесе, принял православие, женился вопреки родительской воле, взял новое имя и изменил фамилию в соответствии с нормами русского языка.
Так появился Всеволод Мейерхольд — будущий юрист, который бросил Московский университет в тот же день, когда увидел спектакль «Отелло» в постановке Константина Станиславского. Он поступил в театрально-музыкальное училище при Московской филармонии, где его наставником стал театральный режиссер, драматург и критик Владимир Немирович-Данченко. В 1898 году Мейерхольд вошел в число 14 избранных и стал актером труппы Московского Художественного театра, созданного его педагогами. Мейерхольд стал звездой МХТ, но в результате творческих разногласий разорвал отношения с наставниками, набрал свою труппу «Товарищество новой драмы» и гастролировал с ней по провинции.
Отец был немцем-винозаводчиком, а мама любила устраивать собирать у себя дома местную аристократию, поэтому дети частенько получали небольшие роли в домашних спектаклях. Что касается прилежания в обучении, то будущий режиссер не обременял себя изучением наук, отчего его три года подряд оставляли учиться в одном и том же классе в гимназии. Наконец родители вздохнули спокойно, т. Карл отправился в Москву изучать юриспруденцию. Когда Мейерхольду исполнился 21 год, он крестился и взял себе имя Всеволода Михайловича Гаршина - писателя, любимого им с детства.
Мейерхольд в роли клоуна Ландовского в пьесе «Акробаты». Фото: gua. Все изменилось в жизни Мейерхольда, когда он посетил спектакль «Отелло», поставленный Константином Станиславским. Спектакль произвел настолько сильное впечатление на Мейерхольда, что он без тени сомнения бросил юриспруденцию и поступил на театральное отделение. В студенческие годы наставником Всеволода Эмильевича стал Владимир Немирович-Данченко, который спустя некоторое время пригласил выпускников в свой новый театр.
Там Мейерхольд проработал четыре сезона. Всеволода Ивановича можно назвать универсальным актером. Он не считал оскорблением после Гамлета играть второстепенную роль в водевиле. Всеволод Мейерхольд - российский и советский режиссер. Фото: otzyv.
После ухода от Немировича-Данченко Всеволод Мейерхольд пытался создать театр в провинции. На первых порах он частично копировал репертуар московского театра, но уже тогда у молодого режиссера начали формироваться свои взгляды на манеру исполнения актеров. В отличие от Станиславского, уделявшего внимание душевным переживаниям на сцене, Мейерхольд делал акцент на визуализации.
Внешности Эмилий Федорович был необычайной. Из воспоминаний. Он выгнал из дома Федора, старшего сына, за то, что тот, против его воли, женился на актрисе; поднимал руку и на младших. Федор, старший сын, покончил с собой в подвале отцовского дома, повесившись на своем шарфе…. Мы иногда оставались по вечерам шить костюмы для домашних спектаклей, как это было при Мейерхольде, это наша дань традициям этого дома и этому человеку, но работники музея боялись задерживаться допоздна, так как складывалось впечатление, что в доме кто-то есть. Мы даже вызывали наряд патрульных… Они, конечно, никого не обнаруживали, но ощущение «странного» дома все равно не проходило…и сейчас не проходит. К холодному воздуху, врывающемуся через открытые двери, примешивается запах лекарств.
Тяжело болен отец Карлуши, то бишь Всеволода, Эмилий Федорович… Февраль 1892 года отнял у него отца, и тот же февраль впервые вывел его любительскую сцену в роли Репетилова в грибоедовском «Горе от ума». Решение было принято, и Мейерхольд в феврале бросает университет и поступает в Московский Художественный театр. А позже, опять же в феврале, уйдя их МХАТа, в Петербурге возглавляет свою театральную студию под именем фантастического «доктора Дапертутто», гофмановского персонажа, носившего плащ алого цвета. По безошибочной классификации антрепренеров, старый губернский город Пенза считался театральным городом. Кроме театра на центральной площади был еще один, летний, в так называемом «верхнем гулянии», стоявший в глубине городского парка. Пензенские театралы охотно приглашали на обеды и ужины любимых артистов, особенно приезжих «гастролеров». Когда маленькому Карлуше Мейерхольду было пять-шесть лет, в труппе пензенского театра служил на небольших ролях Владимир Гиляровский, в будущем знаменитый журналист. В книге «Мои скитания» он описал неровные, грязные пензенские улицы, своеобразных извозчиков, называвшихся «Удобки» и удивительную местную водку, производившуюся заводом Э. Мейерхольда и носившую странное название «Углевка». Гиляровский уверял, что после Пензы он нигде и никогда такой водки больше не пробовал, и что знаменитые на всю Россию водочные изделия Смирнова и вдовы Поповой не могли с ней сравниться.
Мейерхольд на всю жизнь сохранил старомодную фотографию Василия Далматова с автографом, подаренную артистом Санкт-Петербургского Александринского театра его отцу Эмилию Федоровичу. Незадолго до смерти Далматова судьба свела с ним Мейерхольда, уже известного режиссера в труппе «Александринки». И едва ли не самым проникновенным и теплым откликом на смерть замечательного, любимого артиста был некролог, подписанный доктором Дапертутто Мейерхольдом. Театр был захвачен все усиливавшимся интересом новой публики к малознакомому материалу, к событиям недавно закончившейся гражданской войны, к ушедшему и настоящему быту. Классические произведения переосмысливались и подлаживались к современным веяниям и уровню восприятия людей, заполнявших театральные залы, Театр- как явление- вызывал у зрителя, подчас никогда не переступавшего порога этого заведения, неподдельный, искренний и почти детский непосредственный интерес… Одной из первых новых форм театрального искусства были так называемые массовые действа, мистерии, в которых принимали участие тысячи солдат и рабочих, руководили ими профессиональные актеры и режиссеры. Горького в Петрограде, многочисленные студийные спектакли поражали зрителей остротой, новизной. Никогда прежде театральное искусство в России не пользовалось таким успехом. В огне революции рождался «новый театр». Москву того времени вообще называли «театральной Меккой». И в этой шумливой, яркой, буйной, театральной Москве работал Мейерхольд.
Оно мелькало с афиш, газетных полос, оно звучало в рабфаковских вузах и общежитиях. В книге Александра Гладкова, секретаря и биографа Мастера «Мейерхольд», читаем: «На Триумфальной площади, в просторном, неуютном, как бы недостроенном здании, поражал воображение своими спектаклями самый удивительный, неповторимый, невозможный, единственный а свете — ГосТИМ- театр им. Всеволода Мейерхольда.
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера
Судейкин, А. Головин, Л. Бакст, В. Денисов, Б. Анисфельд, К.
Коровин, М. Добужинский, В. Дмитриев, Н. Ульянов, К.
Малевич, Л. Попова, В. Степанова, А. Родченко, Л.
Лисицкий, А. Дейнека, В. Шестаков, А. Тышлер, Кукрыниксы, В.
Из всей суммы влияний необходимо выделить одну: в мае 1905, в новом Театре-студии на Поварской, куда Станиславский пригласил работать Мейерхольда, он встретил Сапунова, Судейкина, Ульянова и Денисова. Мейерхольд понял тогда, насколько велики выразительные возможности внешнего облика спектакля. За год работы 1906—1907 в Театре В. Комиссаржевской он поставил пятнадцать спектаклей вместе с Сапуновым, Судейкиным, Денисовым , став создателем символистского направления и особого, нового языка.
Неглубокая сцена. Растянутость мизансцен в ширину. Символическая роль цвета в декорации и костюмах. Внебытовой характер аксессуаров, мебели.
Сгармонизированность форм и цвета обстановки и живописного панно. Новый этап — «Жизнь человека» Л.
Мейерхольду грозно припомнили о его посвящении в 1923 г. Троцкому, он составил черновик объяснительной записки об истории посвящения данного спектакля. В данной записке он, в частности, писал: «Трудколлектив был настолько беден, что спектакль этот, сложный по монтировке, не мог бы состояться, если бы не была оказана помощь со стороны Военного комиссариата.
Было сделано обращение к Военному комиссариату, и Военный комиссариат поддержал…». Троцкий действительно поддержал театр. Аржанову с просьбой об оказании помощи театру им. Прошу все, что возможно, отпустить театру во временное пользование. Троцкий Приложение: записка и «список вещей» от Всеволода Мейерхольда от 8 февраля 1923 г.
Премьера спектакля «Земля дыбом» состоялась 4 марта 1923 г. Мейерхольд и в этом спектакле «продолжал бесконечно экспериментировать и на пути этих экспериментов ошарашивать и удивлять зрителей». В действие были введены подлинные автомобиль, мотоциклы, велосипеды, пулемет, полевые телефоны, походная кухня, жатвенная машина. Как писал П. Марков, в «Земле дыбом» у Мейерхольда «через зрительный зал на сцену, шумя и треща, вкатываются мотоциклы и автомобили».
Это производило сильное впечатление. Бесков восхищался тем, что спектакль «буквально ставит дыбом театр. Пропорции взяты живые, инженерные, технические… Рядом с актером подлинная вещь. Посредине театра - широкая дорога, ведущая отлогим помостом на сцену. По ней мчатся велосипеды, пыхтя влетают мотоциклы и даже автомобили…» Автомобиль и мотоциклы для спектакля Мейерхольд получал с разрешения председателя Реввоенсовета Л.
Однако осенью 1923 г. На ряд спектаклей «Земля дыбом » не был выслан мотоцикл и театру, пришлось, выяснять данный вопрос с военными. В связи с этим 27 октября 1923 г. Ввиду того, что военное ведомство в настоящее время эксплуатирует лишь небольшое количество машин, выделение мотоциклов для участия в спектакле «Земля дыбом» является уже перегрузкой в работе и даже вызывает перебои в ней, особенно в авточасти РВСР, несущей ответственную службу машинами без ограничения времени их работы, почему, очевидно, и не был выслан мотоцикл на последние спектакли. В силу вышеизложенного, а также принимая во внимание, что снабжением театра всем необходимым для постановки пьесы должен озаботиться Наркомпрос, сообщаю, что, к сожалению, Вашу просьбу в дальнейшем удовлетворить не представляется возможным.
Троцкому и он ему на бланке театра пишет следующее письмо. Глубокоуважаемый Лев Давыдович. Ввиду того, что спектакль «Земля дыбом» и в этом сезоне собирает большое количество рабочих, красноармейцев и комсомольцев, и так как снятие названной пьесы с репертуара поставит наш театр в крайне затруднительное положение у нас в репертуаре всего 3 пьесы , просим Вас, Лев Давыдович, подтвердить прежние приказы Ваши о снабжении нашего театра, никем кроме Вас не поддерживаемого, всем необходимым для спектакля «Земля дыбом». Приношу извинение за беспокойство. От лица всего коллектива приношу Вам глубочайшую благодарность.
Так, в спектакле «Д. Подгаецким по произведениям И. Эренбурга и Б. Келлермана участвовали красноармейцы и военные моряки. Правда, на этот счет В.
Маяковский с обычной категоричностью сказал: «Ввод красноармейцев и матросов на сцену - дикость». И добавил: «Это какой—то институт театральных денщиков». Театр Мейерхольда шефствовал над Первым Московским стрелковым полком Московской пролетарской стрелковой дивизии, над Высшей военно—педагогической школой. Тесную связь театр поддерживал и с Объединенной школой им. ВЦИК, его актеры работали в красноармейских клубах в качестве инструкторов драмкружков.
Каждую неделю в театре, как правило, проводились просмотры работ красноармейских драматических коллективов. А в апреле 1926 г. Мейерхольд был избран почетным красноармейцем Отдельного Московского стрелкового полка и утвержден в данном звании приказом Реввоенсовета СССР, чем он очень гордился. Москва 28 апреля 1926 г. Утверждается в звании почетного красноармейца народный артист Всеволод Эмильевич Мейерхольд, избранный общим собранием начальствующего и красноармейского состава Отдельного Московского стрелкового полка.
Мейерхольд вместе с З. Райх неоднократно выезжали за границу, прежде всего во Францию, как по делам театра, так и на лечение. В 1930 г. В документах иностранного происхождения, а именно в фонде Государственного управления национальной безопасности Франции, имеются сведения о том, когда Мейерхольд — Райх Всеволод и Зинаида так они проходят в большинстве документов ходатайствовали о выдаче им разрешения на въезд во Францию. В документах указывается, для какой цели они ехали, кто располагал о них сведениями во Франции, когда, в каких отелях и по каким конкретно адресам они проживали в Париже, Виши или Ницце.
Мейрехольд также руководил Театром Революции 1922-1924 , ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Пушкина на радио 1937. Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх. Режиссер влюбился в нее с первого взгляда, хотя был старше ее на двадцать лет. Райх стала женой Мейерхольда и переехала к нему на Новинский бульвар. Потом они перебрались в новую, стометровую квартиру. Мейрехольд усыновил Константина и Татьяну, ее детей от первого брака с Сергеем Есениным. Мейерхольд регулярно выезжал за границу, где гастролировал с театром, либо лечился. Осенью 1928 года Мейерхольд как раз находился за границей. Вскоре в Москву полетели депеши, в которых он сообщал, во-первых, что заболел и по состоянию здоровья предполагает провести за границей целый год.
А во-вторых, что он договорился о европейских гастролях ГосТИМа и просит разрешить театру турне по Германии и Франции. У Луначарского возникло подозрение, что Мейерхольд собирается покинуть Советский Союз. И недоверие, которое высказал Луначарский, Мейерхольда оскорбило. Началась травля Мейерхольда. Мейерхольда в течение всего своего существования не мог освободиться от чуждых советскому искусству, насквозь буржуазных формлистических позиций". В эти трагические дни Станиславский не побоялся протянуть руку поддержки своему ученику и сопернику. Мейерхольд принял приглашение Станиславского и перешел в его оперный театр. В мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступления студентов института им. Лесгафта на параде физкультурников в Ленинграде.
Это была его последняя режиссерская работа. Последний и неожиданный триумф Мейерхольда был устроен ему на Первой всесоюзной режиссерской конференции. В его честь в зале гремели овации. Речь Мейерхольда стала его последним публичным выступлением. Сразу же после конференции Всеволод Эмильевич уехал в Ленинград для подготовки парада.
В этом смысл нашей задумки». В рамках «Мейерхольдоведения» уже состоялись творческие встречи с Валерием Фокиным и Анатолием Васильевым, лекции, перформансы и трехдневный музыкальный фестиваль «Джаз М». Февральская программа выстроена вокруг дня рождения Мейерхольда и премьеры спектакля Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр». В день юбилея режиссера, 10 февраля, во дворе Новой сцены состоится церемония возложения цветов к памятнику Всеволода Эмильевича Мейерхольда 14:00.
Вечером на Новой сцене Александринского театра зрители увидят премьерную постановку Валерия Фокина «Мейерхольд. Показы спектакля пройдут также 9 и 11 февраля начало в 19:00. В числе других событий февральской афиши: 3 февраля 16:00, 19:00 : медиации на Новой сцене им. Мейерхольда — проект Александринского театра, рассказывающий о возможностях пространства, о его прошлом и о том, какие идеи Мейерхольда определяют сегодняшние направления сценической площадки.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд — биография режиссера
История любви Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх: гениальный режиссёр помог раскрыться великой актрисе, но оба они погибли в репрессиях. Краткая биография Всеволода Мейерхольда, ссылки на некоторые его работы (eng). Всеволод Мейерхольд остался в истории как великий русский актер, педагог, народный артист Республики, а также теоретик и практик театрального гротеска. В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (28.01.1874-2.02.1940 г) родился в Пензе, в семье предпринимателя.