Президент Сербии Александр Вучич в годовщину бомбардировок Югославии спросил у руководства НАТО, кто дал альянсу право убивать местных жителей.
Ночной геноцид: Как США и НАТО убивали Югославию
Операция НАТО "Союзническая сила". 20 лет с начала бомбардировок Югославии - ТАСС | США могут развязать войну на Балканах, чтобы дестабилизировать ситуацию в Европе, пишет китайский военный эксперт и телекомментатор Сонг Чжунпин в статье для Global Times. |
Новости сербии 1999 | Начиная с марта 1999 США и НАТО вели 78-дневную воздушную войну против Сербии. |
Операция НАТО "Союзническая сила". 20 лет с начала бомбардировок Югославии - ТАСС | Большинство экспертов, оценивающих ситуацию в Косово, признают, что ситуация для Сербии очень сложная: в случае задействования в конфликте сербских войск они вступят в прямое столкновение с миротворцами из НАТО, а это грозит повторением трагических событий 1999. |
Операция НАТО "Союзническая сила". 20 лет с начала бомбардировок Югославии | Ровно 25 лет назад, 24 марта 1999 года, военная авиация НАТО начала бомбардировки Югославии. |
«Наступают самые тяжелые времена для Сербии». Будут ли снова бомбить Белград? | Впервые после бомбардировок Союзной Югославии авиацией НАТО в 1999 году высшее руководство Сербии скорректировало свой подход к событиям 20-летней давности. |
Эксперт о причинах поражения Белграда в 1999 году: старая ПВО и слабые ВВС
РИА Новости: «Минздрав Сербии рассказал, к чему привело применение НАТО обеднённого урана», «Минобороны описало последствия ударов НАТО урановыми бомбами по Югославии», «Боцан-Харченко: Запад хочет похоронить тему урановой агрессии НАТО в Сербии». День 24 марта 1999 г.: военное вмешательство антихристианских сил "Нового мирового порядка" во внутренние дела православной Сербии. Операция закончилась 10 июня 1999 года после подписания в Куманово (в Македонии, недалеко от границы с Сербией) военно-технического соглашения между СРЮ и НАТО, согласно которому с территории Косова начался вывод югославских войск. И наоборот — в Сербии создавались автономные края Косово и Воеводина, которые должны были сдерживать сербский национализм.
Актуальные новости Сербии и Балкан!
- Балканская драма: для чего Запад и НАТО стерли с лица земли Югославию
- Югославская трагедия / Славянское поле
- Как в НАТО объясняли удары по энергетической инфраструктуре Югославии в 1999 году
- Югославия, 12.06.1999 года: конец ужаса неравной войны, начало ужаса навязанного мира
- 20 лет спустя: Как пережили сербы бомбардировки НАТО — видео
Бросок на Приштину: «И тогда я доложил командованию, что у меня нет связи с батальоном»
В Югославии этого не было продемонстрировано, так как не было активных боевых действий НАТО на земле и больших масс бронетехники. Неуправляемые суббоеприпасы BLU-97 использовались, как правило, после ударов управляемым ракетами и авиабомбами по тем или иным объектам. Использование этих суббоеприпасов подобным образом не только увеличивало потери противника, но и затрудняло восстановительные работы, так как до 20-30 процентов этих суббоеприпасов при попадании в снег, густую растительность, болотистую почву или просто на мягкий грунт песок, пашня не разрывались. Боеприпасы этого типа по причине наличия пьезоэлектрического взрывателя представляют собой нажимные мины, а их разминирование усугубляется свойством углубляться в грунт до полуметра. Исключения представляла территория Косово и Метохии, где было отмечено применение таких боеприпасов по югославским войскам. Применение авиацией НАТО кассетных боеприпасов в Косово, в частности, способствовало срыву сербского контрнаступления на захваченный албанцами пограничный участок Кошари.
В случае начала наземной операции НАТО, для отражения которой могло быть привлечено свыше 200 тыс. Впрочем, при существовавшим положении дел любое передвижение сербских войск по Косову и Метохии было рискованно. Сербы выходили из такой сложной ситуации с применением… тракторов, отобраных у албанцев, накрывая прицеп красным полиэтиленом, который UNHCR Комиссариат ООН по делам беженцев выдавал албанцам. Новые боеприпасы значительно изменили тактику войск, и не учитывать этот факт равносильно самоубийству. Опыт боевых действий в Ираке в 2003 г.
В Югославии в 1999 г. Глава 3 Основные средства ПВО в мире. Развитие и применение средств электронной разведки и РЭБ в вооруженных конфликтах. Создание ПРО и средств космической разведки. Стратегические бомбардировщики.
Противодействие системе ПВО противника. Противорадиолокационные ракеты В пртиводействии авиации США и их союзникам в Ираке и Югославии главную роль в ПВО сыграли советские зенитно-ракетные комплексы средней дальности. В первую очередь разработанный в 1961 г. ЗРК С-125 "Нева" стационарный и созданные в 1967 г. В ходе войны в Боснии и Герцеговине 2 июня 1995 г.
В 1999 г. Что касается ЗРК С-300, отсутствие которого, по заявлению некоторых "специалистов" якобы и предопределило поражение Югославии в 1999 году, и Ирака в 2003 году. ЗРК большой дальности С-300 принципиально новый тип оружия был принят на вооружение Советской Армии в 1978 году. Столь же ошибочны были и жалобы иных политиков на якобы устаревшее и советское электронное оборудование. Россия использует до сих пор советские разработки в данной области.
Еще в 90-х годах в объединении "Квант" были созданы такие системы радиоэлектронного подавления как СПП-2 и СПП-4, позволявшие эффективно противодействовать системам РТР радиотехническая разведка противника. Подобные системы куда легче было доставить в 1999 г. К тому же радиоэлектронная промышленность Югославии и сама в состоянии была производить такие системы по лицензии. Впрочем ею не производилось и то, что было разработано в самой Югославии. Точность определения частоты до 6,25 Гц, при дополнительных возможностях работы по подавлению в широком диапазоне до 15 МГц и узком определенный частотный канал.
Применение подобных средств радиоэлектронной борьбы даёт возможность некоторым государствам уже сегодня оснастить свою армию такими системами оружия, которые могут во многом нейтрализовать действия дорогостоящих систем радиоэлектронной разведки и наведения современных армий. Не зря в США факты "нарушения" некоторыми российскими компаниями эмбарго на поставку электронного оборудования в Ирак вызвали столь резкую реакцию. Подобными системами и Югославия в 1998-1999 гг. По сути, деление любой техники на технику "западного" и "восточного" образца некорректно и выгодно, разве что, для западных предпринимателей, поставляющих на Восток оружие "соответствующие стандартам НАТО". Американская фирма Raytheon создала новую буксирующую ловушку ALQ-184, основанную на использовании фибер-оптического кабеля.
Следует поднять вопрос о электромагнитном оружии. Ядерный взрыв создает такой же электромагнитный импульс, уничтожающий электронные приборы, как и электромагнитное оружие. Подобные разработки ведутся в американской лаборатории в Лос-Аламосе Los Alamos Laboratory с 50-х годов. Успешные разработки в этом направлении ведет и Великобритания. Главным препятствием в этих разработках являются пока безуспешные попытки создать компактный и мощный источник питания, который мог бы вырабатывать ток силою несколько сот тысяч ампер.
Ранее велись разработки генератора типа MHD Magneto Hydrodynamic Generator , но трудно определить, насколько были успешны эти разработки. Тем не менее уже существуют проекты оснащения электромагнитными боевыми частями беспилотных летательных аппаратов, предназначенных для уничтожения систем пуска и наведения оружия массового поражения, а также создания миниатюрных БПЛА с электромагнитной боевой частью. Несмотря на скудные сведения, известно, что по заказу Пентагона разрабатывается несколько электромагнитных установок, в частности электромагнитные генераторы для уничтожения наземных целей и целей в воздушном пространстве проект "Goodbye" , а также для создания "щита" тяжелым самолетам LASP и легким самолетам SASP и применения в уже упомянутых беспилотных летательных аппаратах. Вместе с тем, разрабатывается и аппарат создания помех электромагнитным генератором для самолетов. Очевидно,что в условиях широкомасштабного применения противником систем кассетного и самонаводящегося оружия, в боевых действиях могут принимать участия как единое целое ,части с максимальным числом всех бронемашин в 500 единиц.
В современных воженных силах назрела необходимость создания АСУ не только в оперативном звене фронт-армия-дивизия , но и в тактическом дивизия-полк-батальон. Подтверждением тому опыт боевых действий в Югославии и Ирака, когда вышестоящие штабы получали уже устаревшую информацию о боевой обстановке, на основе которой принимали устаревшие решения и отдавали еще более устаревшие приказы. Так как командование югославской армии сконцентрировало основную массу войск, за исключением двух бригад в пограничных с Македонией и Албанией районах Косова и Метохии, то первый удар артиллерии НАТО накрыл бы сербские войска градом кассетных и управляемых боеприпасов. Тут не мог бы помочь спецназ, который был "любимым пропагандистским оружием" югославских властей. Кроме бессмысленности сопоставления оружия спецназа с современными боеприпасами артиллерии и авиации следует отметить, что албанские "партизаны" не являлись малозначительным фактором в этой войне.
При прорыве сербского фронта в Косове и Метохии, туда прорвалось бы несколько десятков тысяч албанских боевиков из Македонии и Албании. Боевики хорошо знали местность, и разгромленные части югославской армии при отступлении потеряли бы сотни и тысячи людей. Такой сценарий серьезно рассматривался американцами и НАТО, и военно-политическое руководство Сербии знало об этом. В войне 1999 года югославские войска не потеряли боеспособность и не только организовали оборону границы Сербии в районе Косова и Метохии в том числе, путем установки около 10000 противотанковых мин и 30000 противопехотных мин , но и силами разведывательно-диверсионных и парашютно-десантных подразделений совершали рейды на территорию Албании и Македонии. Надо учесть, что кроме 15-20 тыс.
Таким образом, становится очевидным, что действия авиации НАТО и боевиков УЧК были совместными и координируемыми, насколько это позволяла хаотичная ситуация в рядах албанцев Сербы все же оборонялись относительно упорно. Не последнюю роль сыграли пограничные подразделения югославской армии, поставившие заслон, который албанские боевики не всегда могли преодолеть. Впрочем, сегодня эти войска заменены полицией, что чревато тяжелыми последствиями для безопасности Сербии. В тоже время сербами не уделялось должного внимания созданию глубоко эшелонированной обороны. Войска, переброшенные в эти районы, местности не знали, а организованной связи с пограничниками не имели.
Через границу могли бы хлынуть тысячи албанских боевиков усиленные наемниками и моджахедами , поддерживаемые Силами специальных операций НАТО. Войскам НАТО пришлось бы во многих случаях спасать пленных сербских военных и местное гражданское сербское население от албанского террора что фактически и произошло после 17 июня 1999 г. Правда, командование югославской армии приняло правильное решение разместить две танковых бригады в центре Косова и Метохии, что по замыслу давало возможность нанести ими удар по растянувшимся в горно-лесной местности Косово и Метохии войскам НАТО. Впрочем командование НАТО не предусматривало подобного нападения. Югославская армия имела в в Косово и Метохии в шесть раз больше солдат и в 2-3 раза больше бронетехники.
Командование НАТО и не собиралось проводить наземную наступательную операцию, так как было уверенно в успехе своих политиков. Это доказывается, тем, что в Македонии был дислоцирован контингент НАТО, в состав которого входили всего 20 тыс. Их основу составляли силы Франции представленные 2 и 8 парашютными полками 11-ой воздушно-десантной дивизии до 4000 человек, несколько десятков БТР , Германии - 21-я танковая бригада около 3700 человек, 90 танков, 90 БТР и БМП , Великобритании - 4-я танковая бригада около 4500 человек, свыше 100 танков, 100 единиц БТР и БМП , Италии - батальон "Гарибальди" около 1000 человек, 50 единиц БТР , Голландии - 650 военнослужащих Сил специального назначения, США - около 2000 пехотинцев из 24-ой механизированной дивизии до двух батальонов и 100 "зеленых беретов" ССО. Кроме того, американские солдаты вместе с военнослужащими скандинавских стран находились в силах ООН, дислоцированных в Македонии еще до начала бомбардировок, но тысячный контингент ООН роли не играл. В Албании находилось всего 12 тыс.
Находившиеся в Албании войска имели мало бронетанковой техники и в приграничную зону с Косовом и Метохией не входили. Естественно, с таким контингентом командование НАТО не собиралось нападать на сербские силы. Главная их задача заключалась в том, чтобы не позволить сербским войскам занять саму Албанию, войска которой находились в состоянии развала и зачастую подчинялись УЧК. Для сербов не составляло бы труда быстрым ударом отбросить войска НАТО из Албании и Македонии, хотя качество командования и подготовки в сербских рядах оставляли желать лучшего. Войны в Югославии и Ираке не дают оснований для какого-то широкого анализа действий танков и прочей бронетехники, который можно было делать на примере Второй Мировой войны.
Единственный вывод — это то, что бронетехника, лпродолжает оставаться основным вооружением сухопутных войск, и ее предназначение на современном поле боя в очередной раз было продемонстрировано США в Ираке Касаясь вопроса применения боеприпасов с обедненным ураном в Югославии следует отметить, что в ходе войны в Югославии для сербской бронетехники куда большую опасность представляли американские штурмовики А-10 "Thanderbolt-2" базирующиеся на македонском аэродроме Петровац, а для населения последствия использования "грязного оружия". Данный штурмовик, практически был создан для применения семиствольной 30-миллиметровой автоматической пушки GAU-8A "Avenger" массой в 1814 кг. Эта пушка действует по так называемой "gatling"-системе с вращением блока стволов и поочередной подачей боеприпасов. Благодаря хорошей бронезащите этот штурмовик "Thanderbolt-2" может достаточно свободно действовать на поле боя при прикрытии его с воздуха истребителями ПВО и самолетами РЭБ. По опыту арабо-израильской войны 1973 года американцам хорошо было известно, что значительная часть штурмовиков терялась в ходе задач непосредственной подержки сухопутных войск.
Прямое попадание в А-10 также может привести к подрыву боеприпасов, что, вероятно, и произошло 16 апреля на аэродроме Петровац. Это происшествие иписано в статье Горана Мемана в журнале "Нови Гласник", и даже было заснято телекамерами ведущих мировых агентств. Последствия применения снарядов из обедненного урана на экологию и здоровье человека до сих пор не изучены, так как территория, на которой оно было применено, в Косово и Метохии находится под контролем международных сил KFOR и албанского руководства края. Подобная ситуация сохраняется и на территории Боснии и Герцеговины, где авиация НАТО применяла в августе-сентябре 1995 г. Данная территория согласно договору в Дейтоне была передана мусульманской стороне, и все ее сербское население зимой 1996 г.
Впрочем, был отмечен рост числа раковых заболеваний среди сербских беженцев из Хаджичей и среди итальянских, испанских и бельгийских военнослужащих KFOR. Однако официального признания со стороны UNEP ООН United Nations Environment Programme — управление в компетенции которого находятся вопросы применения боеприпасов эти факты не получили должной реакции. Разумеется, не следует верить слухам, но не стоит и забывать, что обедненный уран в сто раз превышает максимально разрешеннюю дозу, предусмотренную стандартами International Basic Sorety Standards Международного агентства контроля атомной энергии в Вене в 1995 году. Но не только боеприпасы PGU-14 содержат обедненный уран. Применяют обедненный уран и в "сэндвич-броне" танков М-1А1 "Abrams".
Безусловно, что это угрожает и здоровью самих американских военнослужащих, что вызвало многочисленные протесты ветеранских организаций. Однако по причине того, что американское правительство придерживается внутри своей страны несколько других стандартов, чем те стандарты, которые оно навязывает остальному миру, то до сих пор официально не указаны причины плохого самочуствия около 10000 участников войны 1991 г. Это официально зарегистированное количество ветеранов жалующихся на боли в суставах, психическую усталость и неврологические болезни. Конечно все списывать на последствия применения обедненного урана некорректно, так как в американской армии существует большое количество различных химимческих веществ не обязательно химического оружия , последствия влияния которых на здоровье человека окончательно не изучены. Об изучении последствий применения обедненного урана на население Ирака сказать нечего - исследования не проводились.
В бывшей Югославии последствия подобного рода отличаются наличием большого количества подземных вод, в которые попадают радиоактивные вещества, тогда как в Ираке в силу наличия песчаных бурь, данные вещества разносятся практически сразу по всему региону. США опробовали новую доктрину боевого воздействия на всю глубину территории противника. Данная концепция была разработана Джоном Ворденом John Warden и принята верховным командованием американской армии. Пентагон принял также теорию Джона Бойда John Boyd о действиях на опережение противника в принятии и проведении им в жизнь решений, что одновременно сопряжено с действиями по разрушению цепи командных пунктов противника, деморализации гражданского населения и армии. Югославия в войне 1999 г.
FM 100-5 требовал от командования задействовать сухопутные войска США и их союзников в операциях по "установлению мира" в рамках традиционной войсковой операции с поэтапным наступлением на противника. Подобная стратегия была закрепленна в июне 2001 г. Практически данная стратегия ориентируется на создание "компактных" вооруженных сил, оснащенных современными системами управляемого оружия, средствами разведки и радиоэлектронной борьбы. Такие вооруженные силы могут без долгой подготовки самостоятельно переходить к боевым действиям в любой точке планеты при помощи местных союзников. При этом государственный аппарат не проводил бы традиционных мероприятий перевода жизнедеятельности страны на военное положение.
Естественно, подобные предложения вызвали отрицательное отношение среди части американского высшего командования, но успех операции в Югославии послужил весомым аргументом для вышеупомянутой реорганизации Вооруженных сил США и их союзников. Тому подтверждение - начало сокращения частей сухопутных войск стран-членов НАТО, что никак не связано с отсутствием денег на их содержание. В рамках новой американской доктрины следует рассматривать и применение американской авиацией новых типов боеприпасов. К ним относится и так называемые графитные боеприпасы, лишающие государство и общество столь привычной для них электроэнергии. Последствия действия графитных боеприпасов BLU-114, опробованных сначала в Ираке в 1991 г, а затем использованных в Югославии в 1999 г.
Данные боеприпасы представляют собой округлые контейнеры весом 0,75 кг, длиной 166 мм, диаметром 66 мм. Внутри находится 147 катушек с намотанными на них алюминиевыми нитями в графитно-карбоновой оплетке 30 волокон толщиной 6-7 микрон.
Этим документом сербы юридически, но не фактически защитили суверенитет и целостность своего государства.
Агрессия закончится тогда, когда будут аннулированы ее последствия — после реинтеграции временно оккупированной колыбели сербского государства Косово и Метохии — в состав Сербии. Как и в 1941 году или в 1914 году сербы ответили «нет» на дикарские ультиматумы «цивилизаторов», и своими действиями во имя свободы и чести повлияли на мировую историю. Агрессия НАТО 1999 года стала увертюрой для возобновления намного более здоровой многополярной концепции международной политики.
Это время я запомнил по самым длительных каникулам и дружбе. Помню его по солидарности, которую люди проявляли друг к другу — такой солидарности между соседями, друзьями и даже между абсолютными незнакомцами я никогда не видел ни до, ни после этого момента. Я отлично помню экзистенциальный страх, который я ощутил в ночь, когда «Томагавк» угодил в теплостанцию в районе Новый Белград неподалеку от нашей квартиры.
Взрыв меня разбудил, а свет от пожара был настолько сильный, что мне казалось, что горит комната, в которой находились мы с братом. Брат успокаивал меня, пока я безуспешно пытался зашнуровать ботинки. После этого мы бросились вниз по лестнице и выбежали на улицу.
При атаке ракетами «Томагавк» погибли 16 сотрудников, которые находились в телецентре и в тот момент передавали ночную сводку новостей. Тогда же, в апреле, был совершен налет на торговый центр «Ушче». Сербские власти приняли решение не восстанавливать некоторые поврежденные бомбами строения. Что бы помнили. Хотя… Странные вещи случаются с исторической памятью народов, а некоторые, такие как украинцы, грузины, болгары — впадают в полное историческое беспамятство. Общий вес боеприпасов, сброшенных на Югославию в марте 1999 года, составил 22 тысячи тонн.
Варварская акция нанесла большой ущерб экологии. В результате целенаправленных бомбардировок НПЗ в атмосферу и грунт попали отравляющие вещества: ядовитые щёлочи, соляная кислота, соединения хлора. Разлитая нефть попала в воды Дуная. Это привело к отравлению не только территорий современной Сербии, но и стран, которые находились ниже по течению крупнейшей европейской реки. Американцы применили боеприпасы с обеднённым ураном ОУ. Видимо, современным варварам хотелось повторить опыт Хиросимы и Нагасаки.
В результате бомбардировок произошло радиоактивное заражение местности. Тысячи людей ощущают его последствия по нынешний день. В южной части Сербии зафиксированы вспышки раковых и наследственных заболеваний. Медики говорят о «тихой эпидемии злокачественных заболеваний». В Сербии темпы роста заболевания значительно выше, чем в Западной Европе, и показатели растут из года в год, констатируют медики. Вокруг снарядов с ОУ уже больше 20 лет ведутся жаркие споры.
Американцы и их сателлиты доказывают, что ОУ настолько безвреден, что его можно на хлеб мазать… На протяжении многих лет вопросами вредности ОУ занимались: МАГАТЭ, различные международные комиссии, специальный комитет при ГА ООН, который после проведённой работы выпустил отчёт под названием «Последствия применения боеприпасов, содержащих обеднённый уран». Выводы многочисленных исследований настолько противоречивы, что тексты одних и тех же документов служат доказательством правоты обеих сторон! Как же достал здравомыслящих людей этот поехавший крышей западный мир со своими двусмысленностями, размытыми формулировками, двойственными толкованиями и двойными стандартами! На самом деле Запад выступил на стороне так называемой «Армии освобождения Косова» АОК — по сути криминальной и террористической организации, состоящей из косовских албанцев и албанцев диаспоры, финансировавшей свою деятельность торговлей наркотиками, оружием, людьми и человеческими органами. Об этом в конце 90-х годов сообщала The Washington Times, со ссылкой на западные разведслужбы. С Таким образом, АОК была мутным конгломератом, состоящим из: радикальных албанских националистов, исламских радикалов и откровенных социопатов мафиозного толка.
Есть достоверные свидетельства того, что эти силы виновны в многочисленных зверствах, включая убийство сербских гражданских лиц и военнопленных и продажу их органов на международном черном рынке.
Правительство непризнанного Косово, как заявил Вучич, спровоцировало конфликт и обвинило армию и полицию Сербии для того, чтобы втянуть в войну с НАТО. Очевидно, это сделано вместе с международными силами, логистически и всеми способами. После окружения на них совершено жестокое нападение, мы спрашивали себя, почему этого не делает миссия НАТО, — прим. KFOR, а они дали карт-бланш косовскому премьеру, — прим.
Курти, чтобы, как говорят, разобрались с террористами, то есть убили как можно больше людей», — приводит слова Вучича РИА «Новости». При этом он подчеркнул, что Сербия укрепилась в своем убеждении о недопустимости признания независимости Косово. Также Вучич анонсировал заседание совета нацбезопасности Сербии и не исключил «решений». Реакция мира Председатель неправительственной некоммерческой организации Европейского комитета по развитию НАТО Гюнтер Фелингер призвал Североатлантический альянс нанести удар по Сербии. По его мнению, Сербия развязывает новую войну на Балканах.
Кроме бомбардировок, он призвал ввести санкции против Белграда.
Империя лжи. Часть 2. Кровавый маскарад
Правда, название села Рачак в сербском автономном крае Косово и Метохия не столь известно, как Гляйвиц или Хан-Шейхун. Однако сходство произошедшего в Рачаке с тем, что ныне творят киевские власти и их западные покровители заставляет вспомнить именно события января 1999 года в Югославии. Чтобы понять сложившуюся к тому времени ситуацию в Косово и Метохии далее Косово , нужно вернуться как минимум в 1992 год, когда местные албанцы, уже тогда составлявшие подавляющее большинство населения автономии, создали террористическую организацию «Армия освобождения Косово» АОК. В организационном плане АОК состояла из штаба, расположенного в городе Кукеш в соседней Албании, и семи оперативных зон на территории Косово. Поначалу количество боевиков было невелико, но после завершения войны в Боснии и Герцеговине в конце 1995 года в ряды АОК влились отряды боснийских мусульман, албанцы, воевавшие на их стороне, а также многочисленные исламисты из Афганистана, Алжира, Чечни, Египта, Саудовской Аравии и Судана. В 1996 году АОК начала кампанию террора в Косово, за два года было убито несколько десятков человек.
При этом боевики взяли на себя ответственность за смерть пяти полицейских и 16 гражданских лиц, из которых 11 были албанцами — их объявили «коллаборационистами». В первой половине 1998 года армия и полиция Югославии изгнала большинство боевиков с территории Косово, что вызвало резкое недовольство НАТО. После заседания Совета НАТО за закрытыми дверями 2 июля 1998-го было объявлено, что Альянс ускоренными темпами готовит военную интервенцию на территорию Косово. При этом войска стран НАТО будут размещены на границах Югославии с Албанией и Македонией которые тогда не входили в этот блок , и Альянс будет готов начать операцию, «когда ситуация будет требовать применения силы». После этого чуть ли не каждый день из штаб-квартиры НАТО стали звучать угрозы бомбардировок Югославии.
В октябре 1998 года в Белград прибыл специальный американский посланник Ричард Холбрук. После нескольких дней переговоров между ним и президентом Югославии Слободаном Милошевичем был подписан договор, который предусматривал мирное решение проблемы Косово и Метохии и «немедленное прекращение насилия и терроризма». Однако фактически это была капитуляция Югославии: АОК свою деятельность не прекратила, а Белград согласился вывести из автономии часть военных и полицейских сил. Кроме того, НАТО получило право патрулировать Косово с воздуха, а на территорию Косово вводилась «наблюдательная миссия ОБСЕ», фактически состоявшая из действующих военных и офицеров спецслужб. Уокер имел опыт проведения «операции под чужим флагом», когда служил послом США в Сальвадоре в 1988-1992 годах.
В 1989 году люди в форме сальвадорской армии убили шесть ведущих интеллектуалов страны, известного католического священника, его домоправительницу и её дочь. Уокер тогда заявил, что это дело рук местной герильи, которая специально надела форму регулярной армии, чтобы вина за эту резню легла на власти Сальвадора. Это и неудивительно, ведь в то время албанских боевиков начали тренировать инструкторы из ЦРУ и британской Специальной авиадесантной службы. Рачак был превращён в опорный пункт АОК, ведь подавляющее большинство жителей покинули село ещё летом 1998-го. Вечером 14 января полицейский спецназ окружил Рачак, поскольку была информация, что там скрываются убийцы полицейского Светислава Пржича, погибшего 10 января в засаде у села Слилово.
Рано утром 15 января полиция начала обстрел Рачака со стороны двух близлежащих холмов, одновременно были обстреляны также соседние села Петра, Малопольце и Реная. При этом за действиями правительственных сил наблюдали три группы представителей ОБСЕ, с которыми были и съёмочные группы информационных агентств Associated Press и Reuters.
Югославия не получила противовоздушный комплекс С-300, и ей практически нечего было противопоставить натовской авиации. Результат бомбардировок. За время военных действий самолёты НАТО совершили 35 219 боевых вылетов, применив против сербов 23 000 бомб и ракет, в том числе кассетные бомбы и бомбы с обеднённым ураном. Разрушения после бомбардировок. Югославская сторона оценивает потери противника в десятки раз больше. Истина, как обычно, где-то посредине.
Потери же Сербии невосполнимы. Прежде всего, это мирное население — более 2000 убитых, десятки тысяч раненых, лицемерно названные западом «сопутствующими потерями». Военнослужащих погибло сравнительно немного — около 500 человек. Так с кем же тогда воевали натовцы? Население укрывалось в подвалах и бомбоубежищах. Стране грозила экологическая катастрофа. Экономике Сербии был нанесён прямой ущерб в 1 миллиард долларов, а с учётом потерянного внутреннего валового продукта — до 30 миллиардов долларов. А в каких долларах оценить потерю 11 тысяч квадратных километров Косова?
Любица Стожимирович, в 1999 г. Мы с удивлением смотрели, как демократический Запад поддерживал откровенных бандитов». Бомбежки Югославии продолжались 2,5 месяца. В результате чего погибло более 2,5 тысяч человек, 89 детей. Ущерб, по разным данным, составил от 30 до 100 млрд долларов. Промышленность союзного государства была уничтожена.
Ведь никто в верхах Запада не ожидал, что события могут выйти из-под контроля руководства сербского государства. Но произошло неожиданное… - многие офицеры среднего и нижнего командных звеньев восприняли войну всерьез и сделали все, что бы сопротивление армии затянуло "блицкриг-1999" на 78 дней, вопреки надеждам командования НАТО на быструю победу чему свидетельством официальные заявления командования объединенной группировкой войск НАТО. Упоминать об этом факте после войны никто не хочет.
Старая власть, провозгласив "победу", предпочитала не вспоминать о подобных "мелочах", а новая "демократическая" вопреки всякой логике связала вопрос защиты страны с вопросом действительно совершенных массовых военных преступлений и… стала готовить армию к вхождению в блок НАТО. На пенсию поспешно отправлялись опытные специалисты, а на свалку -добротные системы вооружения, не попадающие под стандарты НАТО. О том же в феврале 2008 г. Так как все это стало "притчей во языцех", то можно несколько отвлечься и коснуться этого вопроса. Показательно, что в Ираке охранников частных американских, британских и австралийских компаний вооружают 7,62-мм автоматами Калашникова, патроны для которых закупаются в странах бывшего СССР и в Сербии на фабрике "Пырви Партизан" в Ужицэ. Говоря об этой войне, не стоит переоценивать роль техники. Многие писали и говорили о том, насколько югославский МиГ-21бис уступал характеристиками американским самолетам F-15 и F-16, при этом не упоминали, что самолеты "Super Etandar", "Jaguar", "Harrier", AMX, F-104ASA, так же участвовавшие в этой операции имели схожие летные характеристики с этой модернизированной версией МиГ-21. Во время войны во Вьетнаме даже МиГ-19 успешно боролись с современными F-4. К тому же от истребителей ВВС Югославии требовалось наносить удары с собственных аэродромов над собственной территорией, а в этом случае летные характеристики имели не такое большое значение.
От истребителей требовалось совершать нападения на противника о приближении которого было известно. В Югославской армии существовала методика ведения засадных действий истребителей со взлетом с шоссейных дорог, но почему эта методика широко не применялась — вопрос, на который пока нет ответа. Можно только предположить, что на принятие такого решения не было воли у номенклатурного госаппарата. Впрочем, все разговоры на эту тему были глупостью дилетантов, верхом которой были распускаемые слухи очевидно по инициативе кого-то из номенклатурного аппарата о том, что Россия "не хочет" предоставить Сербии ЗРК С-300, и именно это, а не политика официального Белграда, является причиной сербских "бед и неудач". По моему мнению, каждый народ должен предъявлять претензии руководству собственной страны. К тому же комплексы С-300 не стали бы решением проблем, в случае их появления командование НАТО увеличило бы количество самолетов на несколько эскадрилий и уничтожило бы системы хотя бы ради пропагандистского эффекта. Да и в горной местности база С-300 имеет ограниченные маневренные возможности по преодолению крутых поворотов, грузоподъемности мостов и наличию площадок для развертывания ЗРК. Включение в боевой состав ПВО Югославии С-300 требовало бы установления взаимодействия с остальной ПВО, что за несколько недель сделать было бы трудно. Хотелось бы заметить, что после подписания Дейтонского мира и до начала бомбежек Югославии самолетами НАТО, руководство Югославии не проявляло интереса к закупкам техники и вооружения для ВВС и ПВО, которые испытывали недостаток в запасных частях для истребителей.
Что винить Россию, если руководство Югославии отказалось погасить долг России, унаследованный ею от бывшего СССР поставками вооружения. Войска НАТО планомерно готовились к операции, целью которой было не "приближение" к Сибири и Каспийскому морю как утверждают некоторые сербские специалисты, хотя логичнее было бы добиваться этой цели через Турцию, Японию, Аляску и Прибалтику , а слом центров мощи Сербии. Так как в госаппарате Сербии на должностях преобладали сербы, а не люди других национальностей, главой целью НАТО был выбран "сербский национализм", завоевавший при Милошевиче достаточно сильные позиции в обществе, а тем самым и в государстве. По этой причине удары авиации были направлены против органов государственной власти Сербии, что в сочетании с ударами по мостам, энергетическому комплексу должно было вызвать окончательный распад Югославии, массовое бегство югославских солдат с фронта в Косово и Метохии. Конечно, эти цифры приблизительные, так как югославский Генштаб, опубликовавший эти данные не обладал точной информацией. Вследствие затягивания операции в Италию были переброшены новые силы американских ВВС, в том числе штурмовики А-10А авиабаза Петровец в Македонии для удара по Косову и Метохии и Южной Сербии, где была дислоцирована основная масса югославской армии. В воды Адриатического моря позднее вошел авианосец "Invisible" с самолетами "Harrier" на борту, а число самолетов F-117A на базе Авиано было увеличено вдвое. Там же располагались самолеты радиоэлектронной разведки и борьбы ЕС-130. Одна авиагруппы этих сил согласно данным сербских спецслужб это была 325-ая группа имела несколько иную задачу по содействию 10-ой группе специального назначения, которая с конца 1997 г.
Успешные действия спецназа в этой войне нередко недооценивают, впрочем как и в других… Задача спецназа состояла не в организации засад и захвате "языков", а в наведении управляемых авиабомб с лазерной ГСН с помощью лазерных целеуказателей, установке радиолокационных маяков и обеспечении работы различных систем радиотехнической разведки. В этих условиях вступать в прямой огневой контакт спецназу британских и американских сил не было смысла. Хотя при необходимости их огневую поддержку могли обеспечить уникальные самолеты АС-130, вооруженные 105-мм и 90-мм пушками. Создание новых систем управляемого оружия увеличило возможности ССО НАТО, что позволило разведывательно-диверсионным группам в несколько человек или даже одиночным военнослужащим ССО поражать любые цели на всю глубину территории Югославии. Не случайно в военно-политических кругах США не раз выдвигали предложения о сокращении сухопутных войск и создании небольшого воинского контингента, достаточного для переброски по воздуху в любую точку мира. По сути, контингент представлял бы из себя моторизированную пехоту, оснащенную легкобронированной техникой. Позднее, в Ираке, по этой схеме были созданы так называемые бригады "Striker", оснащенные колесными бронетранспортерами LAV-25 и различными машинами огневой поддержки на их базе. Главная их задача заключалась бы в обеспечении эффективного применения систем управляемого оружия в сотрудничестве с местными союзниками. Освоение занятых территорий будут вести аэромобильные войска, оснащенные легкобронированной техникой и полагающиеся на огневую мощь артиллерийско-ракетных и авиационных систем оружия.
Американское военное командование настолько уверено в своем превосходстве, что считает возможным уже сегодня эту теорию осуществлять на практике. Эта теория была разработана бывшим командующим корпусом морской пехоты генералом Чарльзом Крулаком. Он является автором доктрины "войны в трех кварталах", согласно которой в то время, пока в одном квартале морские пехотинцы ведут боевые действия, во втором они могут вести "зачистку" территории, а в третьем раздавать гуманитарную помощь… - "Ой Вань, ты глянь, какие парни к нам пришли. Подарки на халяву раздают". Правда опыт войны в Ираке и Афганистане показывает, что до третьей стадии "бравые американские парни" так и не доходили… Руководство США, основываясь на своем превосходстве, полагает возвратиться к практике начала XX века, когда американская морская пехота проводила многочисленные операции в странах Центральной Америки и Карибского бассейна. Насколько это вероятно — вопрос более чем спорный, тем более что на практике превосходство этой системы не доказано. Югославию нельзя считать показателем, так как развала системы обороны страны не произошло, а победа была достигнута мерами тайной дипломатии. В подтверждение этому может служить арест Слободана Милошевича через два года после окончания войны, который был осуществлен полицией… Сербии, и бывший президент Югославии не был захвачен в плен как Саддам Хусейн. Безусловно, США ушли далеко в разработках различных "экзотических" видов оружия, которые могут быть использованы спецназом.
Можно привести в качестве примера различные химические составы на основе галиума, цезиума, рубидиума, индиума , приводящих в негодность металлические конструкции или горючее. Эти разработки однако больше полезны для партизан, а не для крупнейшей в мире военной державы, как и разработки мелкой крошки из керамики, которая при распылении на аэродроме вызывает повреждения двигателей машин при их запуске путем всасывания в них при запуске. Однако куда более важной задачей для спецназа являлось ведение разведки, в том числе и агентурными методами. Ведение разведки на территории противника неразрывно связано с с обеспечением применения высокоточного оружия. Системы электронной разведки, приборы оптико-тепловизионного наблюдения, спутниковые системы разведки и не всегда дают полную и достоверную информацию о противнике. Только разведывательная информация получена непосредственным визуальным контактом человека с объектом разведки может дать о нем достоверную информацию близкую к 100 процентам. Но люди слишком дорого стоят затраты на обучение, денежное содержание и компенсацит в случае ранения или гибели, вывод в район разведки и обеспечение действий…. По этой причине командование НАТО все шире использует более "дешевые" беспилотные летательные аппараты. Как правило, боевая группа имеет два аппарата "Hunter", машину управления с четырьмя пультами дистанционного видеонаблюдения, три станции дистанционного наблюдения, две станции приема данных, одну установку запуска БПЛА их запускали с помощью реактивного ускорителя или, при наличии ВПП, с земли.
Данный аппарат при массе до 600 кг оснащен телевизионными камерами дневной и ночной съемки, контейнером для тепловизионной ночной разведки местности FLIR, а также лазерным целеуказателем и аппаратурой РЭБ радиоэлектронной борьбы. Общая масса полезной нагрузки может достигать 110 кг. При наличии в воздухе второго БПЛА в качестве ретрансляционной станции, радиус ведения разведки может достигать 300 км. Наивно полагать, что съемка территории бывшей Югославии при этих запусках не проводилась. Помимо телевизионной и тепловизионной камер аппарат имеет приемник спутниковой навигации и РЛС, разработанные компанией Dornier совместно с Thompson-CSF. На одном из грузовиков смонтирована пусковая установка, на другом — находится станция управления. Управление осуществляется при помощи радио и цифровых снимков с БПЛА возможен полет по запрограммированному маршруту с помощью спутниковой навигации. В Югославии 90-х годах различные БПЛА в воздухе были привычной картиной в "мирное" и в военное время. Даже Хорватией в годы войны 1991-95 гг был разработан БПЛА "Amater", правда довольно ограниченных возможностей и не получивший распространения.
РЛС MSTAR в состоянии обнаружить идущего человека на дальности до 11 км, легковую машину на дальности до 24 км, грузовик на дальности до 36 км, а легкий самолет на дальности до 12 км. В войне 1999 г. Тот самый, что был сбит советской зенитной ракетой 1 мая 1961 г. В мае-июне 1999 г. Это бездействие легко объяснить. Авиация НАТО до конца войны не получила приказ начать массированные удары по югославским войскам. Вследствие этого, сербские подразделения практически бесперпятсвенно со стороны авиации НАТО наносили удары по многочисленным "албанским" районам, нередко проводя операции в одном и том же районе по нескольку раз. В это время над ними кружили самолеты патрульной авиации НАТО. Все же иногда командование НАТО отдавало своим пилотам приказ нанести удар, и пилоты нескольких самолетов обычно в составе звена приводили его в исполнение.
Однако в большинстве случаев югославские военные старались "не допускать раздражения" командования НАТО. Фактически командование НАТО ограниченными ударами стремилось удержать сербов от нападения на албанские районы, тогда как югославское командование искало возможность взять под свой контроль территории удерживаемые албанскими сепаратистами, что им удавалось с переменным успехом. Командование НАТО, изучив природу и поведение югославского номенклатурного аппарата, научилось оказывать на него давление, в том числе… ударами авиации и крылатых ракет, о которых нередко было объявлено заранее. Между тем, массированные удары по сербским войскам в Косово и Метохии могли привести к непредсказуемым последствиям в сербской военной среде. Никто не мог бы дать гарантию, что какой-нибудь командир батальона или командир бригады не перешел бы границу с Албанией и Македонией и начал бы громить подразделения НАТО, так как они не были готовы к обороне. Отдельные сербские подразделения проникали вглубь территории Албании и Македонии, и даже в одном из таких рейдов захватили в плен троих американских военнослужащих. Командование НАТО, а прежде всего военное руководство США, в этой ситуации действовало совместно с лидерами западных государств, оказывая давление на Югославию, государственный номенклатурный аппарат которой следил, чтобы "давление не было чрезмерным". Таким образом, вопрос решался просто. Американские ВВС располагали достаточным арсеналом для нанесения мощных ударов по сербским войскам.
При принятии командованием НАТО такого решения, потери сербов исчислялись бы тысячами человек, но наступивший в этом случае хаос невозможно было бы контролировать. Созданный по stelth-технологии американский истребитель-бомбардировщик F-117, имеет боевую нагрузку в 2000 кг и в состоянии нанести удар по командному пункту армии или корпуса, тем самым лишив войска централизованного командования, что, по мнению специалистов, влечет увеличение потерь войск в 4 раза. То, что один F-117 или два самолета был сбит над Сербией, ничего не доказывает. Эти машины в дальнейшем вполне успешно действовали в Югославии и Ираке. Именно Ирак и Афганистан стали полигон для отработки новой тактики использования подобных боеприпасов, которые частично были опробованы и в Югославии. Американские бомбы проникающего действия достигают необходимого проникающего эффекта применением их с больших высот. При этом при необходимо учитывать, что вследствии различной плотности слоев в грунта и наличия пустот в подземных укрытиях они могут менять под землей угол проникновения. Европейские компании, в отличии от американских, при конструировании павиабомб проникающего типа отдают преимущество тандемным кумулятивным зарядам. Их преимущество заключается в том, что системы оружия, снаряженные подобной БЧ, могут применяться с малых высот вследствие проникающего действия кумулятивного заряда, но их главный недостаток повышенная себестоимость и недостаточная глубина проникновения.
При условии сохранения фактора неожиданности при базирования авиации на прифронтовых полевых ВПП, эффективны и дозвуковые боевые самолеты малопригодные к воздушному бою. В силу этого, даже такие боевые самолеты как югославо-румынский J-22 IAR-93 в ходе войны 1999 г. Эти самолеты благодаря возможности их применения с травяных ВПП, нередко скрывались в горно-лесисстой местности. Пользуясь горным рельефом эти самолеты организовывали засады используя ракеты класса "воздух-воздух" малой дальности " Grom " даже против современных четвертого поколения истребителей-бомбардировщиков НАТО и принимали участие в борьбе против крылатых ракет. Впрочем и силы НАТО использовали довольно успешно для наземных ударов принятые на вооружение еще в 1969 г. Истребители-бомбардировщики "Jaguar" успешно применялись в Ираке 1991 г. В ходе бовых действий кроме неуправляемых авиабомб этот самолет использовал американские УАБ GBU-12 с комплектом ИК наведения "Opher" израильской компании Elbit, имея самообороны американские ракеты класса "воздух-воздух" AIM-9L В силу этого в будущей войне будет важно именно число самолетов,а не столько их качество, тем более, что в воздушных боях самолеты худших летных характеристик, действуя над собственной территорией будут иметь подержку с земли и возможность организации засадных действий. В конце концов война во Вьетнаме как раз показало что в таком случае даже ВВС столь сильного государства как США будут находится в весьма незавидном положении. Даже в Югославии в 1999 г.
Показательно, что куда большую роль, чем наземная ПВО мог сыграть в 1999 г. Если бы сербское командование обладало несколькими МиГ-31, то это помогло бы лишить командование НАТО информации о ходе боевых действий путем уничтожения нескольких самолетов ДРЛО и электронной разведки над территорией Боснии и Герцеговины, Албании, Хорватии, Македонии, а также над Адриатическим морем. Удивительно, что ни ВВС Ливии в 1986 г. Между тем, нахождение дорогостоящего самолета в воздухе ставило бы под угрозу выполнение боевых задач против неприятеля, обладающего более или менее сильной ПВО и современной истребительной авиацией. Странно, но Югославия не смогла эффективно использовать, столь мощное оружие как морские мины в 1999 г. Между тем в Югославии, на заводе "Савва Ковачевич" в г. То, что они не были применены в Югославии очередной раз доказывает, то что все-таки в этой войне закулисная дипломатия играла ключевую роль. Мощность описанных типов вооружения такова, что в случае развязывания широкомасштабной войны большую часть жертв будет составлять гражданское население. Гибель наступит как от прямых последствий его применения, так и от косвенных — в наступившем хаосе в результате разрушения системы государственного управления и связи, путей сообщения и энергетической системы, инфраструктуры жизнеобеспечения крупных городов и др.
Уже само существование городов столь огромных размеров — прямой источник угрозы государственному порядку. Свидетельством тому являются технологическая катастрофы в Нью-Йорке и Москве сбой в энергетической системе и экологическая катастрофа в Новом Орлеане последствия удара урагана "Катрин".
В Сербии с ужасом и болью вспоминают события весны 1999 года
24 марта - кровавая годовщина агрессии против Югославии - ПУЛЬС СЕРБИИ | Отсюда ненависть западников к Сербии, стремление любой ценой разрушить Югославию – державу с сербским ядром. |
20 лет спустя: Как пережили сербы бомбардировки НАТО — видео | Отсюда ненависть западников к Сербии, стремление любой ценой разрушить Югославию – державу с сербским ядром. |
24 марта 1999 г - начало НАТО бомбардировок Сербии и Черногории. | США могут развязать войну на Балканах, чтобы дестабилизировать ситуацию в Европе, пишет китайский военный эксперт и телекомментатор Сонг Чжунпин в статье для Global Times. |
Эксперт о причинах поражения Белграда в 1999 году: старая ПВО и слабые ВВС | Сербию (тогда «малую» Югославию) действительно бомбили в 1999 году, причем далеко не пару дней, а несколько месяцев. |
Война NATO против Сербии (1999)
«В Баньске началась сербская война против Косово. Я призываю НАТО немедленно подготовить интервенцию против Сербии. Неудивительно – ведь объем госзаказа на вооружение и военную технику только в 1991-1994 годах снизился в 8 раз. Воевать с НАТО в 1999 году. Война Запада с Сербией и сербским народом в 1999 году была остановлена, но не закончена. Новости сербии 1999. Сербская армия в Косово 1999. Граница Сербии и Косово. Новости сербии 1999. Сербская армия в Косово 1999. Граница Сербии и Косово. Ровно 25 лет назад, 24 марта 1999 года, военная авиация НАТО начала бомбардировки Югославии.
Ночной геноцид: Как США и НАТО убивали Югославию
В настоящее время коллективный Запад активно взялся за обсуждение и критику российских ударов по инфраструктуре Украины, однако в 1999 году выражал совершенно противоположное мнени. В январе 1999 года американский дипломат Уильям Уокер, тесно связанный с ЦРУ, совместно с албанскими боевиками организовал в косовском селе Рачак провокацию, которая стала поводом для бомбардировок ЮгославииЗападные поджигатели войны имеют огромный опыт. 24 марта 1999 года войска НАТО начали бомбардировки Югославии в рамках операции Союзническая сила. В январе 1999 года американский дипломат Уильям Уокер, тесно связанный с ЦРУ, совместно с албанскими боевиками организовал в косовском селе Рачак провокацию, которая стала поводом для бомбардировок ЮгославииЗападные поджигатели войны имеют огромный опыт.
Операция НАТО "Союзническая сила". 20 лет с начала бомбардировок Югославии
24 марта 1999 года начались бомбардировки Югославии военно-воздушными силами НАТО. Начиная с марта 1999 США и НАТО вели 78-дневную воздушную войну против Сербии. Формальным поводом начала военных действий (casus belli) было неисполнение Сербией требования НАТО «вывести сербские войска из сербской автономной области Косово и Метохия». В марте-июне 1999 года натовские войска вели бомбардировки военных и гражданских объектов, рассчитывая помочь косовским сепаратистам выйти из-под контроля Белграда. Двадцать лет назад, 24 марта 1999 года, авиация НАТО обрушила на Сербию бомбовые удары.
«Бомбардировки и вмешательство НАТО»: как 25 лет назад началась война в Косове
Даже по признанию афиллированных с Западом правозащитных организаций Amnesty International и Human Rights Watch, сотни инцидентов того периода подпадают под разряд военных преступлений. Балканская операция НАТО привела к большему числу жертв среди мирного населения, чем сам косовский конфликт, ради разрешения которого она якобы была предпринята», — признал спецпредставитель ООН по правам человека в бывшей Югославии Иржи Динстбир. Экономика Сербии оказалась отброшена «в каменный век«, от страны были отторгнуты Косово и Метохия, куда в середине XX века во время гитлеровской оккупации активно переселялись албанцы. И это помимо политических, экономических и культурных санкций, под гнетом которых находились страны Югославии с 1991 по 2001 годы. В 2017 году Сербия заявила о подготовке судебных исков против 19 стран блока НАТО, участвовавших в бомбежках.
Над сбором материалов, необходимых стороне обвинения, работают специалисты в области медицины, физики, химии, а также международные юристы из Германии, Франции, Италии, России, Китая, Великобритании и Турции. Как объяснили в Академии наук, ущерб здоровью граждан атакованной натовцами страны будет в основе большинства исков. Первые судебные процессы по искам от сербских граждан, страдающих от рака, как ожидается, начнутся осенью.
Трансформация современной политики в сторону активизации гибридных войн, когда происходит сращивание силовых и гуманитарных полей, футуро-архаизация и десуверенизация больших пространств как следствие вмешательства внешних игроков государств, ТНК, наднациональных структур , рост радикальных в том числе, террористических [19] движений на «лоскутном одеяле» Балкан, формирование НАТО-Югославии - эти и целый ряд других деструктивных процессов, запущенных 20 лет назад, требуют не только однозначной оценки, но и анализа рисковых последствий ненаказания агрессии. Подобный аналитический подход видится необходимым для формирования российской дипломатией стратегически верных внешнеполитических решений и действий не только на Балканах, но и в других геополитически уязвимых зонах. Своей очереди в печати ждут научные статьи, монографии, сборники документальных материалов.
К роковой дате был приурочен и выход на мировые экраны российско-сербской военной драмы «Балканский рубеж», посвящённой операции по захвату аэродрома «Слатина» в Косово и Метохии. Марш-бросок российских десантников на Приштину мог изменить военно-политический расклад в регионе. Для закрепления успеха военной акции у российского руководства не хватило политической воли. Что же касается научной составляющей, то 2019 г. Дело политиков превратить их в информационное и правовое оружие против агрессоров - рано или поздно НАТО должна понести наказание за совершённые преступления. В рамках одной статьи не представляется возможным охватить весь спектр последствий агрессии, поэтому остановимся на трёх больших блоках: международно-правовом, военно-стратегическом и геополитическом.
Международно-правовые последствия агрессии 1999 г. Именно в 1999 г. Карт-бланш на «гуманитарные интервенции» был дан с высокой трибуны ООН 27 марта 2000 г. В докладе «Мы народы» К. Аннан задавшись вопросом: «Если гуманитарная интервенция действительно является неприемлемым ущемлением суверенитета, то как тогда отвечать на такие ситуации, как Сребреница и Руанда - грубые и систематические нарушения прав человека, которые противоречат всем правилам человеческого бытия? Такого рода заявления выглядят лукавыми.
В лучшем случае они свидетельствуют, что Запад гуманитарная сторона вопроса в отличие от геостратегической и политической интересует меньше всего. Яркое тому подтверждение - реакция на события в Руанде, где количество жертв среди мирного населения было кратно больше, нежели в КиМ. Иными словами, любая интервенция даже без одобрения ООН может быть оправдана жертвами среди мирного населения. Вопрос о том, как появляются эти «жертвы», посредством каких технологий они становятся casus belli выносится за рамки дискуссии. На практике это превращается в не раз используемый сценарий: «Если для победы кандидата в президенты нужна война, значит она будет». К сожалению, это происходит не только на голливудской площадке, как это было прекрасно показано в фильме Б.
Левинсона «Плутовство» за два года до бомбардировок - в 1997 г. В докладе, представленном в августе 2002 г. Международной комиссией по вопросам вмешательства и государственного суверенитета в её состав входил и представитель РФ - В. Лукин Генеральной ассамблее ООН, концепция «гуманитарной интервенции» была прикрыта принципами т. В итоге «гуманитарная интервенция» из концепции, использованной 9 We the peoples: the role of the United Nations in the twenty-first century. Report of the Secretary-General.
На практике это означает возможность международного сообщества, а точнее - ведущих акторов - нарушать суверенитет любого государства, поскольку «вмешательство по защите» не требует согласия государства-мишени или его обращения в ООН11. Замаскированные «гуманитарными» соображениями - обеспокоенностью судьбами косовских албанцев - масштабные, на протяжении почти трёх месяцев бомбардировки, будучи первой силовой акцией без санкции ООН против суверенного европейского государства, открыли международно-правовой ящик Пандоры. После югославской войны 1999 г. И это лишь некоторые «вехи большого пути». На наших глазах ведётся активная подготовка к вооружённому вторжению в Венесуэлу, где для подготовки почвы к интервенции используются многие политтехнологии, прошедшие обкатку на Балканах. Это стало возможным потому, что агрессия против Югославии не получила должного осуждения со стороны мирового сообщества.
Ни одна страна в мире не ввела против США санкций, ни разорвала дипломатические отношения с Брюсселем. Даже уничтожение в Белграде китайского посольства высокоточной бомбой и гибель трёх граждан КНР было покрыто только финансовыми выплатами. Поступившие от Вашингтона 4,5 млн долл. Накануне 10-летней годовщины бомбардировок - 22 марта 2009 г. По понятным причинам, расследование не выявило связей нападавших с профессиональной деятельностью военного [30]. В большой геополитической игре не только судьба одного человека, но десятков и сотен тысяч - разменная монета.
Сложившаяся ситуация даёт основания утверждать, что концепция «ответственность по защите», не имеющая чёткой международно-правовой дефиниции и потому открывающая широкий простор для расширительных трактовок, остаётся важнейшей базовой концепцией коллективного Запада для осуществления вмешательства в собственных геополитических и экономических целях. Расклад сил в конфликтных регионах предвещает дальнейшее расширение зоны её применения. Доклад Международной комиссии по вопросам вмешательства и государственного суверенитета. В настоящее время не только Сирия, но Венесуэла, Иран и Северная Корея могут стать полигонами для «гуманитарной интервенции» с далеко идущими геополитическими последствиями, а само это понятие становится универсальным и удобным инструментом манипулирования общественным мнением для оправдания любой агрессии. Полагаем, что стабилизировать международную обстановку может только возвращение к пониманию агрессии, зафиксированному в документах ООН 1974 г. В этом случае в качестве агрессии квалифицируется: «вторжение или нападение вооружённых сил государства на территории другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила; бомбардировки вооружёнными силами государства территории другого государства или применение любого другого оружия против территории другого государства; действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовались этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства», а также, что крайне важно в современных условиях ведения гибридных войн -«засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения вооружённой силы против другого государства, носящие столь серьёзный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них»14.
Единственное необходимое уточнение - не только описанные действия государства должны пониматься как агрессивные, но поведение наднациональных структур и блоков. В завершение этого раздела ещё одна - супер-важная - ремарка. Запущенный агрессией НАТО «новый интервенционализм» оказался перед двойной дилеммой. С одной стороны, в большинстве этнополитических конфликтов, на которые теперь в зависимости от интересов гегемона «разрешалось» воздействовать силой Североатлантического альянса, сталкивался принцип территориальной целостности, «освящённый международным правом» [9, с. С другой - «гуманитарная интервенция» однозначно предполагает вмешательство во внутренние дела, то есть нарушение и ограничение суверенитета. В первом случае до кульминации косовского кризиса принцип территориальной целостности, как и нерушимость границ, а именно отказ от силового их изменения был безусловно доминирующим в практике международного права.
После агрессии 1999 г. Гуманитарные интервенции в контексте геополитики [Электронный ресурс]. The General Assembly. В результате до сих пор нет вразумительного ответа на вопрос В. Путина, заданного 15 сентября 2015 г. Мы живём в мире, где вместо коллективной работы главенствует эгоизм, где «всё больше диктата и всё меньше равноправия, меньше реальной демократии и свободы», в мире, в котором вместо понастоящему независимых государств множится число протекторатов, управляемых извне территорий15.
Вторая дилемма не менее сложная. Жизнь человека, его права - высочайшая ценность, посягательства на которую вызывают озабоченность мирового сообщества. Однако убийства мирных жителей под прикрытием «гуманитарной интервенции» должны быть равно недопустимы и осуждаемы. После битвы: военно-стратегический ландшафт региона 3 июня 1999 г. Скупщина парламент Сербии одобрила документ «по достижению мира», представленный представителями ЕС и России М. Ахтисаари и В.
Сербия брала на себя обязанности вывести из Косово и Метохии все военные и полицейские силы и соглашалась на размещение в крае международных сил безопасности «при существенном участии Организации Североатлантического договора» и на «создание временной администрации в Косово как части международного гражданского присутствия»16. Документ предполагал, что «согласованному числу югославских и сербских военнослужащих» будет разрешено вернуться в край для разминирования, обеспечения охраны сербских святынь и несения службы на ключевых погранзаставах. Что же касается политического процесса, то План мирного урегулирования предусматривал «существенное самоуправление для Косово, при всестороннем учёте соглашений, заключенных в Рамбуйе, и принципов суверенитета и территориальной целостности СРЮ и других стран региона и демилитаризации Освободительной армии Косово». Однако «добрые» намерения так и остались на бумаге. Армия СРЮ в течение 11 дней обязалась вывести все войска. На следующий 15 Выступление президента России В.
Security Council. Полное освобождение края от военно-силового присутствия сербов, конечно же, не было продиктовано заботой об албанском населении. В современных войнах прав оказался И. Сталин тот, «кто занимает территорию, насаждает там, куда приходит его армия, свою социальную систему. Иначе и быть не может» [6, с. Планы отторжения Косово, формирования на этом кусочке «Старой Сербии» [14; 23] полностью подконтрольной политии и создания там крупнейшей американской военной базы были очевидны ещё до начала агрессии.
Сценаристы вторжения хорошо усвоили урок начальника Генерального штаба вооружённых сил Австро-Венгрии с 1881 по 1906 гг. После периода «горячей войны» против Югославии США приступили к войне гибридной. В военно-стратегическом плане в отношении сначала Союзной республики Югославии как целого, а затем в отношении её составных частей - Сербии и Черногории - ставилось несколько целей: резкое сокращение структуры армии, её численности и вооружения особенно тяжёлого ; переход армии на контрактую основу; перевод обучения и вооружений армии на стандарты НАТО; включение сербской и черногорской армий в партнёрские, а затем и союзнические отношения с альянсом; постановка республиканских спецслужб под т. Аналогичные цели были поставлены в отношении Македонии, но поскольку самыми дееспособными единицами в регионе были на тот момент сербские армия и разведслужбы, то акцент был сделан именно на их трансформацию, а фактически, на уничтожение. Учитывая роль, которую в сербской истории и в процессе формирования государственности играл военный фактор [1; 2], превращение армии в дисфункциональную систему сделало аморфным и общество, и государство. Деструкция армии и спецслужб как цементирующей сербское общество силы происходила постепенно.
После октябрьского переворота 2000 г. В 2001 г. За командующего Третьей армией вступился даже сербский патриарх Павел. Однако президент В. Коштуница проигнорировал эту просьбу, обосновав это тем, что «таково распоряжение американцев, и это нужно сделать» [24, с. Убрать боевых генералов, организовывавших сопротивление в ходе агрессии, было необходимо для перехода к следующему этапу - установлению пар- 17 Security Council.
Очевидно, что действовавший в 1999 г. Перед этим во всех югославских СМИ была развернута информационная кампания по формированию положительного отношения к Партнёрству, как к «гибкой структуре, дающей новые возможности защиты национальной безопасности»19. Министром обороны Югославии был назначен Б. Тадич, прошедший в конце 2002 - начале 2003 гг. Аналогичные курсы закончил ещё один сторонник евроатлантических ценностей и министр обороны в период с 2007 по 2012 гг. Шутановац [24, с.
В июне 2007 г. Первым его шагом как министра обороны стало сокращение численного состава армейских подразделений СРЮ с 200 тыс. В настоящий момент, со слов сербских военных, сказанных в приватной обстановке, боеспособные части армии республики представлены всего двумя бригадами чуть более 12 тыс. Количество резервистов насчитывает не более 50 тыс. Уже в качестве президента Тадич завершил не только реформирование армии, но фактически лишил страну части суверенитета. С тех пор альянс имеет возможности беспрепятственного транзита своих войск через территорию балканских республик; получения в полное распоряжение аэродромов, бухт, шоссейных и железных дорог, казарм и информационных систем.
Временной предел соглашения весьма условен - «до окончания всех операций поддержки мира в регионе Балкан»20. Показательно, что в 2006 г. В период с 2006 по 2009 гг. Belgrade-Home [Электронный ресурс]. Окончательно закрепило проникновение военных и разведслужб иностранных государств на территорию Сербии «Соглашение о статусе сил» Status of Forces Agreement, СОФА , подписанное в январе 2014 г. Родичем и ратифицированное в июле 2015 г.
Аналогичное соглашение было подписано и с Черногорией. Согласно букве договора, республики добровольно взяли на себя все обязанности полноправных членов альянса23. Форма же требует решения «косовского вопроса», то есть признание Сербией «Республики Косово» РК как суверенного образования, что даст возможность остальным членам НАТО признать, как это не парадоксально звучит - территориальную целостность самой Сербии, но уже в новых границах без Косово. Дело в том, что, согласно ст. По итогам бомбардировок 1999 г. International Security Advisory Board.
January, 16. IPAP - оперативный документ, предполагающий максимальное углубление сотрудничества между Сербией и НАТО, проникновение структур альянса практически во все сферы сербского государства25. Последующие договорённости, например, Соглашение о сотрудничестве в области материально-технического обеспечения февраль 2016 , лишь детализируют уже имеющиеся положения. Справедливости ради, стоит отметить, что получение MAP Membership action plan - плана действий по членству, когда уже вся политико-экономическая жизнь страны приспосабливается к условиям альянса, для Сербии не столь актуально. Страна может формально и не вступать в блок, поскольку уже применяет все учредительные стандарты и выполняет все обязательства НАТО. Поэтому - и это важно - нельзя верить в мантру А.
Вучича о нейтральном статусе Сербии и о не вступлении республики в альянс.
Пока он этого не сделает, мы продолжим атаковать цели, которые снабжают его армию электроэнергией. Если это будет иметь последствия для населения, это его [Милошевича] проблемы.
Водоснабжение и электричество используются против народа Сербии, мы "отключили" их навсегда или на долгое время ради жизней 1,6 млн. Эта разница понравится не всем, но для меня эта разница фундаментальна", - сказал пресс-секретарь НАТО.
По понятным причинам, расследование не выявило связей нападавших с профессиональной деятельностью военного [30]. В большой геополитической игре не только судьба одного человека, но десятков и сотен тысяч - разменная монета. Сложившаяся ситуация даёт основания утверждать, что концепция «ответственность по защите», не имеющая чёткой международно-правовой дефиниции и потому открывающая широкий простор для расширительных трактовок, остаётся важнейшей базовой концепцией коллективного Запада для осуществления вмешательства в собственных геополитических и экономических целях. Расклад сил в конфликтных регионах предвещает дальнейшее расширение зоны её применения. Доклад Международной комиссии по вопросам вмешательства и государственного суверенитета.
В настоящее время не только Сирия, но Венесуэла, Иран и Северная Корея могут стать полигонами для «гуманитарной интервенции» с далеко идущими геополитическими последствиями, а само это понятие становится универсальным и удобным инструментом манипулирования общественным мнением для оправдания любой агрессии. Полагаем, что стабилизировать международную обстановку может только возвращение к пониманию агрессии, зафиксированному в документах ООН 1974 г. В этом случае в качестве агрессии квалифицируется: «вторжение или нападение вооружённых сил государства на территории другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила; бомбардировки вооружёнными силами государства территории другого государства или применение любого другого оружия против территории другого государства; действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовались этим государством для совершения акта агрессии против третьего государства», а также, что крайне важно в современных условиях ведения гибридных войн -«засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наёмников, которые осуществляют акты применения вооружённой силы против другого государства, носящие столь серьёзный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них»14. Единственное необходимое уточнение - не только описанные действия государства должны пониматься как агрессивные, но поведение наднациональных структур и блоков. В завершение этого раздела ещё одна - супер-важная - ремарка. Запущенный агрессией НАТО «новый интервенционализм» оказался перед двойной дилеммой. С одной стороны, в большинстве этнополитических конфликтов, на которые теперь в зависимости от интересов гегемона «разрешалось» воздействовать силой Североатлантического альянса, сталкивался принцип территориальной целостности, «освящённый международным правом» [9, с.
С другой - «гуманитарная интервенция» однозначно предполагает вмешательство во внутренние дела, то есть нарушение и ограничение суверенитета. В первом случае до кульминации косовского кризиса принцип территориальной целостности, как и нерушимость границ, а именно отказ от силового их изменения был безусловно доминирующим в практике международного права. После агрессии 1999 г. Гуманитарные интервенции в контексте геополитики [Электронный ресурс]. The General Assembly. В результате до сих пор нет вразумительного ответа на вопрос В. Путина, заданного 15 сентября 2015 г.
Мы живём в мире, где вместо коллективной работы главенствует эгоизм, где «всё больше диктата и всё меньше равноправия, меньше реальной демократии и свободы», в мире, в котором вместо понастоящему независимых государств множится число протекторатов, управляемых извне территорий15. Вторая дилемма не менее сложная. Жизнь человека, его права - высочайшая ценность, посягательства на которую вызывают озабоченность мирового сообщества. Однако убийства мирных жителей под прикрытием «гуманитарной интервенции» должны быть равно недопустимы и осуждаемы. После битвы: военно-стратегический ландшафт региона 3 июня 1999 г. Скупщина парламент Сербии одобрила документ «по достижению мира», представленный представителями ЕС и России М. Ахтисаари и В.
Сербия брала на себя обязанности вывести из Косово и Метохии все военные и полицейские силы и соглашалась на размещение в крае международных сил безопасности «при существенном участии Организации Североатлантического договора» и на «создание временной администрации в Косово как части международного гражданского присутствия»16. Документ предполагал, что «согласованному числу югославских и сербских военнослужащих» будет разрешено вернуться в край для разминирования, обеспечения охраны сербских святынь и несения службы на ключевых погранзаставах. Что же касается политического процесса, то План мирного урегулирования предусматривал «существенное самоуправление для Косово, при всестороннем учёте соглашений, заключенных в Рамбуйе, и принципов суверенитета и территориальной целостности СРЮ и других стран региона и демилитаризации Освободительной армии Косово». Однако «добрые» намерения так и остались на бумаге. Армия СРЮ в течение 11 дней обязалась вывести все войска. На следующий 15 Выступление президента России В. Security Council.
Полное освобождение края от военно-силового присутствия сербов, конечно же, не было продиктовано заботой об албанском населении. В современных войнах прав оказался И. Сталин тот, «кто занимает территорию, насаждает там, куда приходит его армия, свою социальную систему. Иначе и быть не может» [6, с. Планы отторжения Косово, формирования на этом кусочке «Старой Сербии» [14; 23] полностью подконтрольной политии и создания там крупнейшей американской военной базы были очевидны ещё до начала агрессии. Сценаристы вторжения хорошо усвоили урок начальника Генерального штаба вооружённых сил Австро-Венгрии с 1881 по 1906 гг. После периода «горячей войны» против Югославии США приступили к войне гибридной.
В военно-стратегическом плане в отношении сначала Союзной республики Югославии как целого, а затем в отношении её составных частей - Сербии и Черногории - ставилось несколько целей: резкое сокращение структуры армии, её численности и вооружения особенно тяжёлого ; переход армии на контрактую основу; перевод обучения и вооружений армии на стандарты НАТО; включение сербской и черногорской армий в партнёрские, а затем и союзнические отношения с альянсом; постановка республиканских спецслужб под т. Аналогичные цели были поставлены в отношении Македонии, но поскольку самыми дееспособными единицами в регионе были на тот момент сербские армия и разведслужбы, то акцент был сделан именно на их трансформацию, а фактически, на уничтожение. Учитывая роль, которую в сербской истории и в процессе формирования государственности играл военный фактор [1; 2], превращение армии в дисфункциональную систему сделало аморфным и общество, и государство. Деструкция армии и спецслужб как цементирующей сербское общество силы происходила постепенно. После октябрьского переворота 2000 г. В 2001 г. За командующего Третьей армией вступился даже сербский патриарх Павел.
Однако президент В. Коштуница проигнорировал эту просьбу, обосновав это тем, что «таково распоряжение американцев, и это нужно сделать» [24, с. Убрать боевых генералов, организовывавших сопротивление в ходе агрессии, было необходимо для перехода к следующему этапу - установлению пар- 17 Security Council. Очевидно, что действовавший в 1999 г. Перед этим во всех югославских СМИ была развернута информационная кампания по формированию положительного отношения к Партнёрству, как к «гибкой структуре, дающей новые возможности защиты национальной безопасности»19. Министром обороны Югославии был назначен Б. Тадич, прошедший в конце 2002 - начале 2003 гг.
Аналогичные курсы закончил ещё один сторонник евроатлантических ценностей и министр обороны в период с 2007 по 2012 гг. Шутановац [24, с. В июне 2007 г. Первым его шагом как министра обороны стало сокращение численного состава армейских подразделений СРЮ с 200 тыс. В настоящий момент, со слов сербских военных, сказанных в приватной обстановке, боеспособные части армии республики представлены всего двумя бригадами чуть более 12 тыс. Количество резервистов насчитывает не более 50 тыс. Уже в качестве президента Тадич завершил не только реформирование армии, но фактически лишил страну части суверенитета.
С тех пор альянс имеет возможности беспрепятственного транзита своих войск через территорию балканских республик; получения в полное распоряжение аэродромов, бухт, шоссейных и железных дорог, казарм и информационных систем. Временной предел соглашения весьма условен - «до окончания всех операций поддержки мира в регионе Балкан»20. Показательно, что в 2006 г. В период с 2006 по 2009 гг. Belgrade-Home [Электронный ресурс]. Окончательно закрепило проникновение военных и разведслужб иностранных государств на территорию Сербии «Соглашение о статусе сил» Status of Forces Agreement, СОФА , подписанное в январе 2014 г. Родичем и ратифицированное в июле 2015 г.
Аналогичное соглашение было подписано и с Черногорией. Согласно букве договора, республики добровольно взяли на себя все обязанности полноправных членов альянса23. Форма же требует решения «косовского вопроса», то есть признание Сербией «Республики Косово» РК как суверенного образования, что даст возможность остальным членам НАТО признать, как это не парадоксально звучит - территориальную целостность самой Сербии, но уже в новых границах без Косово. Дело в том, что, согласно ст. По итогам бомбардировок 1999 г. International Security Advisory Board. January, 16.
IPAP - оперативный документ, предполагающий максимальное углубление сотрудничества между Сербией и НАТО, проникновение структур альянса практически во все сферы сербского государства25. Последующие договорённости, например, Соглашение о сотрудничестве в области материально-технического обеспечения февраль 2016 , лишь детализируют уже имеющиеся положения. Справедливости ради, стоит отметить, что получение MAP Membership action plan - плана действий по членству, когда уже вся политико-экономическая жизнь страны приспосабливается к условиям альянса, для Сербии не столь актуально. Страна может формально и не вступать в блок, поскольку уже применяет все учредительные стандарты и выполняет все обязательства НАТО. Поэтому - и это важно - нельзя верить в мантру А. Вучича о нейтральном статусе Сербии и о не вступлении республики в альянс. Сербия не будет в НАТО...
Это должен знать каждый человек в России, как это знает и каждый человек в Сербии. А всё остальное - пустяк. Сербия - нейтральная с военной точки зрения и эту позицию будет тщательно соблюдать»26. В то же время Ву-чич не может не понимать, что НАТО - это жёстко иерархичная и разветвлённая военная структура, имеющая стратегические цели и чёткий план действий. Более того, размещённая на юге Сербии, модернизированная и оснащённая на американские средства современным вооружением база «Юг», входящая в оргструктуру альянса, находится в 400 км от воздушной границы Крыма. Характер проводимых на базе «Юг» учений показывает, что там отрабатываются не только навыки борьбы с терроризмом, как это заявляется в официальных документах. Не нужно быть профессионалом, чтобы понимать, что танки используются только против вероятного противника, когда тот прорвал линию обороны, и боевые действия ведутся непосредственно на территории страны.
Следует также помнить, что в стратегических документах НАТО именно Россия определяется как вероятный противник и «агрессор». Не хочется в это верить, но вполне возможно, что в случае боевых действий сербские танки окажутся не в тылу врага - НАТО, а на передовой и под натовским флагом. Последние в хронологическом порядке совместные учения с НАТО были проведены в Сербии в октябре 2018 г. Причём А. Столтенберга за «поддержку в организации учений и за то, что он ни одной секунды и никаким образом не хотел влиять на независимое 25 Individual partnership action plan. Вучича Первому каналу российского телевидения [Электронный ресурс]. Как говорится, почувствуйте разницу.
Международное право оперирует термином «сотрудничество», а вот «добрые отношения» ему не известны. Получается, что понятие «военный нейтралитет» - это, скорее, медийный шум, который нравится Москве. Действительно нейтральный статус должен быть зафиксирован в международно-правовых документах. Для этого необходимо подать заявку в соответствующие структуры ООН с просьбой о признании международного статуса страны как военно-нейтрального или просто нейтрального. До тех пор, пока такая процедура не запущена, пока ООН не признала этого статуса, строго юридической нейтральности в международно-правовом понимании не существует. Однако дело даже не в международных, а во внутренних документах. Ни в Конституции, ни в Стратегии национальной безопасности, ни в Стратегии обороны Сербии нет даже намёка на нейтралитет.
Наоборот, в последних двух документах указывается, что одной из стратегических целей Сербии является «интеграция в европейские и другие международные структуры безопасности и участие в программе НАТО "Партнёрство во имя мира"»28, что рассматривается как «основа близкого, долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества со странами-членами НАТО»29. О России в этих документах нет ни слова. Откуда же взялось в сербском и российском дискурсе понятие «военный нейтралитет»? Первый и последний раз в официальном документе это понятие фигурировало в Резолюции «О защите суверенитета, территориальной целостности и конституционного порядка Республики Сербии», принятой Скупщиной 26 декабря 2007 г. C 2007 г. Фактическая и добровольная включённость Сербии в структуру НАТО -таков ещё один отложенный итог бомбардировок. Однако нынешнему сербскому руководству потери национального и военного суверенитета явно мало.
Выступая 18 марта 2019 г. Вучич призвал сербов простить агрессоров32. Правда, чуть позже в интервью Первому каналу российского телевидения он уточнил: «простить мы можем, но забыть мы не сможем никогда» и поэтому мы должны «напоминать следующим поколениям об этом страшном совершившемся преступлении»33. С такой позицией категорически не согласны в Республике Сербской, где исходят из позиции: «прощать преступления Североатлантического альянса против сербов недопустимо»34. Политический «вирус забвения» заразен. В Черногории, которая в 1999 г. Саму эту табличку собираются демонтировать».
Ещё более ужасный поступок сделал президент Черногории М.
Новости сербии 1999
Истинные причины нападения НАТО на Югославию | США могут развязать войну на Балканах, чтобы дестабилизировать ситуацию в Европе, пишет китайский военный эксперт и телекомментатор Сонг Чжунпин в статье для Global Times. |
Интервенция США на Балканах: история и причины югославских войн 1990-х годов | Президент Сербии Александр Вучич в годовщину бомбардировок Югославии спросил у руководства НАТО, кто дал альянсу право убивать местных жителей. |
Повод для агрессии. Что предшествовало операции НАТО?
- Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела»
- "Петля Примакова": разворот над Атлантикой и его значение
- 78 дней ада: бомбардировки Югославии стали чудовищным и неприкрытым геноцидом со стороны НАТО
- Ночной геноцид: Как США и НАТО убивали Югославию
«Это другое»: как и зачем убийцы и современные варвары уничтожали Югославию
началась 22 апреля в 1996 год на территории сербской автономной п. Полковник Миливое Новакович сделал сообщение — с начала войны по 90 военным и другим объектам в Сербии и Черногории выпущено 250—300 крылатых ракет. В январе 1999 года поступила информация о том, что сербская полиция якобы казнила 45 мирных албанцев в косовском селе Рачак.