В 1927 году Валерий Чкалов женился на ленинградской учительнице русского языка и литературы Ольге Эразмовне Ореховой.
«Сейчас все замерзнет, мотор откажет»
- Валерий Чкалов
- Над белой пустыней
- 4 комментария
- Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
Валерий Чкалов. Легендарный авиатор и любимец Сталина
Сталинский маршрут протянулся на девять тысяч километров! Вся страна с небывалым интересом следила за этим перелётом, а участники его быстро становились любимцами народа. За этот полёт все три лётчика стали героями Советского Союза. Правительство страны настолько высоко оценило этот подвиг, что Валерий Чкалов получил в собственное пользование самолёт У-2. Но не таким был человеком Валерий Павлович, чтобы отступать от намеченной цели. И он рискнул вновь обратиться лично к Сталину с просьбой пересмотреть отказ от предыдущего маршрута. Сталин пересмотрел. Валерий Чкалов и его товарищи были просто счастливы, и уже в июне 1937 года при плохих погодных условиях вылетели из Москвы в Ванкувер. На сей раз за их полётом следил весь мир, и полёт прошёл удачно. Сам этот маршрут, проложенный через Северный полюс, уже сделал лётчиков живой легендой.
А поистине народным героем стал Валерий Чкалов. Биография: семья Учительницу Ольгу Орехову и любовь всей своей короткой жизни встретил всенародный любимец в двадцатитрёхлетнем возрасте. Вот он - Валерий Чкалов: фото с женой, оставшейся верной ему до самой своей смерти, вы можете увидеть выше. Она так и не вышла замуж после его трагической гибели. Да и нашёлся бы человек во всём мире, хотя бы приблизительно равный её мужу по своим мужским качествам? Такой честный, такой бесстрашный в своём упорстве - наверняка нет. И настолько любящий свою семью. Это можно увидеть даже теперь, на таком большом временном расстоянии, просто рассматривая фото. Как нежно обнимал детей - свидетельствуют фото, а не такого легендарного человека, как Валерий Чкалов, биография.
Жена и дети не просто были рядом. Видно, что именно они вдохновляли героя на все его подвиги. Сын Игорь и старшая дочь Валерия помнят эти объятия, а младшая Ольга - нет. Она не успела родиться до гибели отца. Игорь стал военным лётчиком, настоящим полковником, а впоследствии написал несколько книг и множество статей о своём замечательном отце. Его мать тоже писала воспоминания. Гибель Осенью 1938 года Валерий Павлович находился в отпуске, где занимался семьёй, отдыхал, писал. Кстати, у него тоже вышло при жизни несколько книг - впечатлений о межконтинентальных перелётах, в которых очень много и познавательного, и исторического. Рассказы лётчиков практически никогда не бывают скучными, а уж рассказы Чкалова - тем паче.
Наиболее интересна повесть о перелёте в Северную Америку, штат Вашингтон.
В будущем Игорь пойдет по стопам отца. За годы биография Чкалов написал нескольких книг, на страницах которых подробно изложил собственные впечатления о перелетах. Гибель Чкалова Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 г. Важно отметить, что тестовый полет готовился в большой спешке, с нарушением почти всех мер безопасности. Интересен факт, что накануне запланированного полета в истребителе было обнаружено 190 серьезных дефектов.
Тем не менее, Чкалов смог поднять в воздух самолет и провести несколько маневров. Однако при заходе на посадку двигатель «И-180» заглох. Валерий до последнего момента управлял машиной, планируя приземлиться в нежилой местности. Незадолго до посадки истребитель зацепился за электропровода, протаранил крылом электрический столб и, развернувшись, врезался в кучу дров. От мощного удара пилота выбросило из кабины на десятки метров. В итоге он сильно ударился головой о металлическую стойку, что в конечном счете привело к его смерти.
Легендарный летчик умер в стенах Боткинской больницы. Многие люди, включая родственников Чкалова, выдвигали альтернативные версии гибели Валерия Павловича. В частности, его сын заявлял, что смерть отца представляла собой умышленное убийство, организатором которого был Иосиф Сталин. Подобные мнения высказывали и другие люди и на то было немало причин: неожиданный вызов пилота из отпуска, спешка с вылетом, сотни неисправностей, срез жалюзи у двигателя, низкая температура и т. Не исключено, что высокопоставленные политики СССР опасались того, что для их соотечественников Чкалов мог стать более заметной и влиятельной фигурой, чем они. Летчик был похоронен со всеми почестями, а урна с его прахом была установлена в Кремлевской стене.
Встреча после перелёта на Дальний Восток Валерий Чкалов с семьей Место гибели Валерия Чкалова Если вам понравилась краткая биография Чкалова — поделитесь ею в соцсетях. Если же вам нравятся биографии известных людей или интересные истории из их жизни , — подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.
За испытание самолета И-16 Валерий Чкалов вместе с конструктором Поликарповым были награждены высшей наградой того времени — орденом Ленина. По иронии судьбы погиб Чкалов во время испытания самолета И-180, созданного тем же конструктором Поликарповым. Для полета пошили костюм из оленьего меха Однако по-настоящему мировая слава пришла к Валерию Чкалову после совершения им двух беспосадочных перелетов: сначала по маршруту Москва — остров Удд 56 часов , а затем по маршруту Москва — Ванкувер 63 часа.
Кроме того, советское правительство подарило Чкалову личный самолет У-2. Рядом с музеем построен ангар для самолетов, связанных с Чкаловым. Есть здесь и тот самый Ант-25, на котором летчик совершил полет над Северным полюсом. Второй перелет был еще более сложным — летчикам предстояло пересечь Северный полюс. Специально к этому рейсу каждому из них сшили специальный костюм, включающий в себя кухлянку из теплого оленьего меха, кожаную куртку, легкие водонепроницаемые брюки на гагачьем пуху и меховые сапоги-унты.
Под костюмы надевалось шерстное белье, под шерстяное — шелковое. Как оказалось, такая подготовка была не напрасной — в дороге у самолета отказала система отопления. К слову, костюм этот до сих пор хранится в доме-музее Чкалова в Нижегородской области. Здесь же стоит тот самый легендарный самолет Ант-25, на котором Чкалов совершил оба беспосадочных полета. Любимец Сталина Впервые с «отцом народов» Чкалов познакомился в 1935 году на воздушном параде, когда продемонстрировал истребитель И-16.
Самолет Чкалов посадил там, где посадить его было почти невозможно — вокруг заполненные водой глубокие овраги, крупная галька, валуны. Общая протяжённость маршрута составила 9370 километров, а члены экипажа был удостоены звания Героя Советского Союза. По прибытии Чкалову был вручен второй орден Ленина. Медаль Золотая Звезда, которую ввели уже после его смерти, была передана детям прославленного летчика в 2004 году. О важности этого перелёта говорит тот факт, что Сталин лично приехал на московский аэродром встречать возвращающихся героев. После этого перелета Чкалов просил руководство позволить ему отправиться на войну в Испанию. Летчику не терпелось проверить свое мастерство в боевых условиях, мечтал он на многократно испытанном им И-16 схватиться с фашистскими МЕ-109. Однако ему этого не позволили.
Но, Чкалов не был бы Чкаловым, не сумей он «дожать» проект по перелёту в США через Северный полюс, — в конце весны 1937 разрешение, наконец, было получено. Самолёт с экипажем в составе штурмана Белякова и летчиков Чкалова и Байдукова взлетел на испытанном «АНТ-25» в воздух ранним утром 18 июня, а 20 июня вечером перелет был окончен, самолёт Валерия Павловича благополучно приземлился на военном аэродроме Ванкувера, преодолев положенное расстояние за 63 часа и 16 минут. Скорость полета согласно бортовому журналу составляла в среднем 200 километров в час. Сам полюс Чкалов проспал — не его было дежурство. Друзья не стали будить летчика, за что потом он их долго ругал. Условия этого полёта были значительно более сложными, чем в предыдущий раз — самолет постоянно попадал в циклон, видимость отсутствовала, имелись проблемы с обмерзанием, не хватало запасов кислорода, и маска по очереди переходила от одного члена экипажа к другому. Однако и люди, и самолет с честью выдержали испытание, за подобный подвиг все участники были награждёны орденами Красного Знамени. Беспосадочные перелёты Арктики в 1937 г.
Более того, беглый осмотр самолета показал, что Чкалов вполне мог добраться до Лос-Анджелеса, пробыв в небе еще несколько часов. Летчики после приземления совершили небольшое путешествие по городам Америки, а 27 июня их принимал президент Рузвельт в Белом доме. Он долго пожимал Валерию Павловичу руку и даже поднялся из кресла при помощи помощников, дабы поприветствовать героев стоя. Через некоторое время через Северный полюс пролетел еще один отечественный самолет под командованием Громова. А следующим тем же маршрутом вылетел Сигизмунд Леваневский, участник операции по спасению челюскинцев. Над Ледовитым океаном его самолет пропал, до сих пор о судьбе экипажа ничего не известно. Он стал всенародным любимцем, фаворитом самого Сталина. По воспоминаниям современников, Иосиф Виссрионович искренне любил «героя-летчика».
После их знакомства «вождь» выделил ему автомобиль с водителем, а потом подарил и личный самолет По-2. Чкалов держал его в одном из ангаров Химкинского авиазавода, катая на нем по выходным своего сына и друзей. Также Сталин потребовал, чтобы Валерий Павлович присутствовал на всех государственных мероприятиях. Медленно, но верно летчик превращался в фигуру политическую. Популярность Чкалова в стране была огромна, когда в декабре 1937 года его выдвинули депутатом Верховного Совета от Горьковского избирательного округа, за него единодушно проголосовало более двух с половиной миллионов избирателей. За выдающиеся заслуги в феврале 1938 года ему было присвоено звание комбрига. Однако можно сказать с определенностью, что в кругу сталинской «аристократии» прямой и вызывающе резкий Валерий Чкалов всегда выглядел белой вороной. В 1938 году после сессии Верховного Совета Иосиф Виссарионович пригласил летчика к себе.
В ходе беседы Сталин прямо сказал, что желает отстранить от должности товарища Ежова и поручить ему почетную должность наркома внутренних дел. Но Валерий Павлович отказался. У него были совсем иные планы на будущее, он мечтал довести до ума новые истребители, по расчетам превосходящие лучшие образцы немецкой техники, а также доделывал проект «кругосветки», разрабатываемый с верными Беляковым и Байдуковым. К началу 1938 года советский истребитель «И-16» уже не соответствовал требованиям времения. КБ Поликарпова начало готовить ему замену — новейший истребитель «И-180», оснащенный мощным мотором С. Сдать суперсовременный летательный аппарат, хотелось как можно быстрее, желательно ко дню рождения Сталина то есть к 21 декабрю , поэтому все работы шли в страшной спешке. Протестовавшего Поликарпова отстранили от работ по подготовке самолета к вылету. Первый полёт истребителя «И-180» состоялся 15 декабря 1938 года.
Валерий Павлович должен был провести только самое первое испытание, после чего летательный аппарат перешел бы в руки другого лётчика. Поликарпов отговаривал Чкалова лететь, но летчик не согласился. Он благополучно поднялся в воздух и согласно полетному заданию совершил круг над Центральным аэродромом на высоте около 600 метров, а затем, покинув границы Ходынского поля, пошел на второй, с большим удалением, и на высоте в полторы тысячи метров. Когда до посадочной полосы оставалось около 500 метров, двигатель истребителя заглох. Чкалов попытался дотянуть до аэродрома, но уже в последний момент, очевидно, осознал, что самолёт не перелетит через жилые бараки, в которых могли находиться люди. Столкновение было таким сильным, что летчика выбросило вместе со штурвалом из кабины. Не приходя в сознание, Валерий Чкалов скончался от полученных травм в Боткинской больнице. Ему было всего 34 года.
Специальная комиссия, расследовавшая обстоятельства гибели летчика, обнаружила в системах истребителя свыше сорока неустраненных дефектов. Самолет был допущен к испытаниям в совершенно неудовлетворительном состоянии: карбюратор, винт, мотор — все важнейшие составляющие не могли выдержать нагрузку в воздухе, помимо этого, в летательном аппарате отсутствовала система регулируемого охлаждения. По делу Чкалова арестовали свыше шестидесяти человек. На вопрос о том, кто виноват, официально называли имена директора завода Усачева, главного конструктора Поликарпова и его заместителя, талантливого инженера Томашевича. К сожалению, после этого карьера «короля истребителей» Поликарпова резко пошла на спад — никто, кроме Валерия Чкалова, не умел так хорошо учить его машины летать. Место падения самолёта Чкалова на Ходынском поле в Москве «Чуть в авиации не считается» — любил поговоривать Чкалов и был убежден, что спасение собственной жизни — это последнее, о чем необходимо думать в экстремальной ситуации. Его образ, жизненный путь, бесстрашие, дерзновенная воля и преданность Родине служили и будут служить вдохновляющим примером для каждого русского летчика. Во время Великой Отечественной войны пилоты брали с собой в полет его фотографию.
Чкалов был выдающимся авиатором, и при этом никогда не ставил себя выше других. В США, беседуя с корреспондентами, он обмолвился, что второй пилот Байдуков является летчиком более высокого класса, что именно он смог вести самолет в облаках «вслепую». На подобное признание способен далеко не каждый. У Валерия Павловича было огромное количество друзей. Его любили и уважали за твердость характера, за прямоту, за отзывчивость и за желание помочь товарищам, когда возникала нужда. Чкалов обожал застолье и гостей.
Детство и юность Валерия Чкалова
- Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова
- Свой первый полёт Чкалов совершил в Борисоглебске
- Мы в Соц.сетях
- Валерий Чкалов: биография ::
Биография Валерия Чкалова
Валерий Чкалов окончил теоретическую школу авиации в Егорьевске, Вторую военную школу летчиков Красного воздушного флота в Борисоглебске и Первую высшую школу красных военных летчиков в Москве. Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года в городе Василево, Нижегородской области. Валерий (имя при рождении Валериан) Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января) 1904 года в селе Василёво Нижегородской области. Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года в селе Василево (ныне — город Чкаловск Нижегородской области) в семье мастера-котельщика.
120 лет со дня рождения Валерия Чкалова: чем известен нижегородец и как живут его потомки
Валерий Чкалов. Краткая биография летчика-испытателя. Личная жизнь. Причина смерти - Helperia | Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года в селе Василёво, ныне город Чкаловск, Чкаловского района Горьковской области, в семье рабочего. |
2 февраля 1904 года – Родился Валерий Чкалов – – Портал о развитии Арктики | Валерий Павлович Чкалов (1904–1938) известен во всем мире. Родился этот легендарный летчик-испытатель в селе Василево (Нижегородская область). |
Валерий Чкалов. Ректификация гороскопа
В 1919 году (в 15 лет) Валерий Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород[7], где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке. Фото: Валерий Чкалов со своей мачехой. легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. Биография Валерия Павловича Чкалова. Родился 2 февраля 1904 г в с. Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области. Где «Баян» и где самолеты? Валерий Павлович родился в рабочей семье 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии – теперь это город Чкаловск. Еще подростком, работая кочегаром на пароходе «Баян», в 1919 году Валерий увидел самолет.
Биография Валерия Павловича Чкалова
Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 г. с. Василёво Балахнинского уезда Нижегородской губернии. В 1919 г. в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов в авиапарке. С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года в селе Василево (ныне — город Чкаловск Нижегородской области) в семье мастера-котельщика. Гибель Валерия Чкалова Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января по ст. ст.) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск), в семье котельщика Василёвских казённых мастерских — Павла Григорьевича Чкалова. Валерий Чкалов Имя: Валерий Чкалов (Valeriy Chkalov).
Валерий Чкалов. Краткая биография летчика-испытателя. Личная жизнь. Причина смерти
Биография Валерия Павловича Чкалова - «Нижегородская правда» | Валерий Чкалов разбивал самолеты, пил водку и самогон, сидел в тюрьме, выгонялся из армии. |
Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова | Валерий Павлович Чкалов родился (20 января) 2 февраля 1904 года в слободе Василёво Нижегородской губернии, в семье мастера-котельщика. Окончил сельскую школу, затем техническое училище в Череповце.В 1919 году вступил в ряды Красной армии, где был мас. |
115 лет со дня рождения: Чкалов вдохновляет лётчиков на подвиги | котельщика Василёвских казённых мастерских. |
ЧКАЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия | Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво, расположенном в Балахнинском уезде Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск Нижегородской области)[3]. |
Валерий Чкалов: биография | В августе 1937 года, еще при жизни Валерия Чкалова, поселок Василево в Нижегородской области, где он родился, был переименован в Чкаловск. |
Биография Валерия Чкалова
Вскоре он добился, что лётчики стали его брать с собой в полет. Побывав в воздухе, Валерий почувствовал, что другой жизни, кроме летной, у него быть не может. Вскоре его желание было удовлетворено. Он получил направление в Егорьевскую авиационную школу. Там для Валерия начался трудный перид. Нужно было освоить не только специальные авиационные предметы, но и общеобразовательные - физику, математику, русский язык, политграмоту. Упорно, настойчиво учился Валерий Чкалов, стараясь не отставать от более подготовленных товарищей, а по математике даже показал незаурядные способности. Учился он прилежно, но не зубрил теорию, а усваивал материал осмысленно. Успешно закончив Егорьевскую теоретическую школу, весной 1923 года Валерий, как и все его товарищи, получил звание красного командира, или, как тогда говорили, краскома.
Весь выпуск тут же направили в Борисоглебскую школу лётчиков для практических занятий. Чкалов 16 апреля 1923 г. Здесь только началось формирование 2-й военной школы лётчиков. В ней в числе лётчиков - инструкторов и преподавателей было не мало участников боёв на фронтах гражданской войны. От них Чкалов и другие курсанты узнавали много поучительного о славных боевых делах первых красвоенлетов, отважно и самоотверженно сражавшихся с врагами молодого советского государства под Царицыном, Петроргадом, на Южном фронте, в Туркестане, у Каховки. С огромным интересом Чкалов слушал рассказы боевых авиаторов о победоносных воздушных боях с хорошо оснащёнными новой авиационной техникой интервентами и белогвардейцами. Эти беседы имели огромное значение для Чкалова. Они способствовали формированию характера будущего лётчика, патриотических чувст и любви к своей Советской Родине.
В Борисоглебской лётной школе Чкалов сразу же включился в работу. Его можно было видеть на перестройке кавалерийского манежа, в ангаре и на аэродроме, в мастерских на сборке самолётов и в библиотеке. В свободное время он увлекался футболом, участвовал в художественной самодеятельности. Всюду успевал этот энергичный, подвижный и общительный волжанин. В Борисоглебске Валерий Чкалов попал в группу инструктора Очева Вениамина Алексеевича , очень требовательного и строгого лётчика. Обучение летному мастерству началось с рулёжки на самолете "Моран-Парасоль". Рулёжка в то время входила в программу обучения курсантов и производилась на самолётах, у которых с плоскостей была снята обшивка, чтобы самолёт не взлетел. Курсанты учились управлять самолётом на земле при разбеге, имитируя взлёт, и на пробеге - посадку.
В этих случаях очень важно уметь выдерживать направление рулёжки. Такие упражнения Чкалов выполнял отлично и закончил рулёжку одним из первых в группе. Если на теоретически занятиях Чкалов учился хорошо, то во время практического обучения он сразу же показал незаурядные способности, напористость, неукротимую жажду в освоении лётного мастерства. У Чкалова было много друзей. Его уважали за прямоту, за твёрдость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались. В аттестации Валерия было записано: «Чкалов являет пример осмысленного и внимательного лётчика… Он быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет. Хорошо чувствует самолёт и скорость полёта». В октябре 1923 года в числе десяти лучших учеников, Чкалова отправляют в Московскую школу высшего пилотажа.
Здесь он уже слушатель, а не «учлёт», и самолёты здесь боевые, немецкие «фоккеры» и английские «мартинсайды», на которых будут обучать фигурам высшего пилотажа. Его учителем и наставником, в Московской авиашколе, стал Александр Иванович Жуков. В мае 1924 года Чкалов окончил московскую школу и получил направление в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Его определили в группу лётчика-инструктора Михаила Михайловича Громова , великолепнейшего лётчика, прекрасного педагога и душевного человека. В своих воспоминаниях о тех далёких днях бывший инструктор Серпуховской школы, М. Громов так характеризовал Чкалова в своем рассказе «Самородок»: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано — сделано. Он шёл, как говорится, напролом.
Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе.
Помимо героев революции, соратников великих Ленина и Сталина, чтились Герои Труда, лучшие представители пролетарского искусства и культуры, полярники и летчики. Чкалов был летчиком и полярником одновременно. Всенародную славу ему принес беспосадочный перелет на специально созданном для дальних полетов самолете «РД» АНТ-25, «РД» означает «рекорд дальности» по маршруту Москва — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Петропавловск-Камчатский — остров Удд, стартовавший 20 июля 1936 года и продолжавшийся 56 часов 20 минут до посадки на песчаной косе острова Удд в Сахалинском заливе Охотского моря. Протяженность маршрута — 9374 километра — превышала тогдашний мировой рекорд беспосадочных полетов 9105 километров , однако в качестве официального рекорд засчитан не был, так как в то время учитывалось лишь расстояние по прямой. Для советского народа подобные буржуазные формальности значения не имели, тем более что значительная часть полета проходила за Полярным кругом, в исключительно суровых условиях. За этот подвиг Валерий Чкалов и члены его экипажа были удостоены званий Героя Советского Союза Однако перелет из Москвы на Камчатку был лишь репетицией и прологом к главному событию — беспосадочному перелету из Москвы в США через Северный полюс на том же самом самолете АНТ-25, который состоялся 18-20 июня 1937 года. После этого имя Чкалова стало известно во всем мире.
Молодой Советской России были нужны настоящие, молодые, красивые и отважные герои. Летом 1938 года Чкалов превратился в главного супергероя Страны Советов, обожаемого народом и обласканного властью. Вряд ли он понимал, что тяга к самолетам и станет причиной его смерти. На календаре 15 декабря 1938 года. Стоял яркий морозный и ветреный зимний день. Чкалову предстояло испытание нового истребителя И-180. Это был первый полет перспективного боевого самолета. Конструктор Николай Поликарпов и испытатель Валерий Чкалов очень хотели сделать подарок родине к 7 ноября. Спешили, но к сроку самолет готов не был. Первый испытательный полет несколько раз откладывали.
На их устранение отвели всего десять дней. Тем не менее 15 декабря Чкалов продавил разрешение на первый полет. Препятствовать герою никто не решился. Полетное задание включало круг над аэродромом и посадку. Но Чкалов, сделав круг, и не подумал садиться, вместо этого он ушел на второй круг, более того — ушел за пределы аэродрома. В тот день был мороз около 25 градусов. На втором круге мотор отказал. Планируя, Чкалов пытался дотянуть до посадочной полосы, но расстояние оказалось слишком большим. Примерно в километре от аэродрома И-180 упал. Сталину и В.
Молотову «Самолет обнаружен на территории дровяного склада Магистральная ул. Самолет при снижении зацепил и оборвал провода на территории склада и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. При ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут». Усачев и Беляйкин получили по 15 лет, Порай — 10. Последний сгинул в лагерях. Беляйкин освободился в 1945-м и вскоре погиб при невыясненных обстоятельствах.
Томашевича и Усачева вернули в 1943 году: советскому авиапрому были нужны опытные специалисты. Комиссии, занимавшиеся разбором катастрофы в 1938 и 1955 годах, пришли к заключению, что ее причиной стал «отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом». В конце 1980-х — начале 1990-х в перестроечной прессе появились публикации, авторы которых придерживались версии умышленного устранения знаменитого летчика. По версии дочери, «отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина». Впрочем, никаких убедительных доказательств убийства никто предъявить не смог. Торжественное прощание прошло в Колонном зале Дома Союзов. Несмотря на сильные морозы люди выстаивали многие часы, чтобы подойти к гробу прославленного авиатора.
Это было связано с плохой видимостью, точнее, ее отсутствием, и обледенением. Экипаж преодолел восемь с половиной тысяч километров и был удостоен ордена Красного Знамени. Валерий Чкалов, фото которого представлены в статье, смог осуществить свои планы. Несмотря на то что он был избран депутатом, и Сталин предложил ему должность наркома НКВД, он не прекратил заниматься летными испытаниями, считая это своей основной работой. Гибель Зимой 1938 года Валерий Чкалов, биография которого рассматривается в обзоре, был срочно отозван из отпуска в связи с проведением испытания нового истребителя. Спустя две недели летчик погиб 15. По существующей информации, полет готовили в спешке, потому что хотели успеть сделать все до конца года. В собранном самолете было выявлено почти двести дефектов. Поликарпов был против ненужной спешки. За это его отстранили от работ. Испытания сначала проводились на земле, после без уборки шасси. В итоге было дано добро совершить полет, но только до высоты семь тысяч метров с убранным шасси. После этого испытуемая машина должна была перейти к другому летчику. В день испытаний температура воздуха была минус двадцать пять градусов Цельсия, но Чкалов решил вылетать. При заходе на посадку остановился двигатель. Летчик попытался сесть, но самолет зацепился за провода на столбе. Причиной смерти стала травма из-за удара головой о металлическую арматуру. После этого летчик прожил не более двух часов. Он умер по дороге в больницу. В это время его жена носила под сердцем их третьего ребенка. Ей сообщили о случившемся только поздним вечером. Похоронили Чкалова в Москве, урну с прахом поместили в Кремлевской стене. Некоторые руководители завода, которые оказались причастны к поспешному испытанию, были приговорены к длительным срокам заключения. Семья и дети С женой Валерий Чкалов, биография которого - тема нашего обзора, познакомился еще в молодые годы. В 1927 году они поженились и вскоре обзавелись первым ребенком. Ольга Эразмовна была в девичестве Ореховой, работала учительницей. Жена Валерия Чкалова пережила его на пятьдесят девять лет. Она написала ряд трудов и воспоминаний о муже. Прожила Ольга Эразмовна девяносто шесть лет, замуж больше не выходила.
Эта радостная новость разнеслась по городу мгновенно. Молодёжь, которая не знала о его существовании, теперь буквально атаковала его. Следует отметить, что Чкалов был не первым, кто хотел преодолеть огромное расстояние на механической птице. Идея сверхдальнего перелёта в Америку через Северный полюс принадлежит Сигизмунду Ливаневскому. После тщательной подготовки в 1935 году самолёт под его командованием взял направление на Сан-Франциско, однако через 2000 км машина развернулась назад: потекло масло из бака. Ребенок рано лишился матери и поэтому в основном воспитывался отцом, который работал котельщиком. После окончания местной школы, Чкалов поступает в училище. После обучения он приобретает специальность кочегара и молотобойца. Его летная биография, возможно, так и не началась, если бы в 1919 году, во время изнурительных работ в качестве кочегара, Валерий не увидел самолет, летящий высоко в небе. Зрелище пересекающей небо машины настолько захватило Чкалова, что он решил вступить в Красную армию. Таким образом и начался путь к небу. Сначала он работал слесарем и вряд ли подозревал, что когда-то станет героем. Проработав некоторое время, он пошел учиться в Егорьевскую авиационную военную школу. Верный своей мечте, Чкалов стал старательным учеником, поэтому далее он поступил в авиашколу в Борисоглебске, и именно там Чкалов совершил свой полностью самостоятельный полет. Валерий учился с удовольствием и преодолевал любые трудности в обращении с самолетом: осваивал новые приемы и всеми силами совершенствовал свое мастерство. Благодаря своему трудолюбию, Чкалов вошел в число лучших. В те времена бытовала практика, что лучших учеников отправляют совершенствоваться в военно-авиационную школу в Москве, а потом — в авиашколу в Серпухове.
Строка навигации
- Начало службы
- 120 лет Валерию Чкалову — биография
- Семья Чкалова отреклась от правнучки после ее слов о ядерном ударе по Москве - МК
- Чкалов Валерий Павлович - Памятные даты Оренбургской области - Оренбургский край
115 лет со дня рождения: Чкалов вдохновляет лётчиков на подвиги
Чкалову доставались новейшая техника и экипировка. В 1936 году Чкалов пошел на рекорд по дальности полетов. Он родился 2 февраля (20 января по с/с) 1904 года на Волге в Василёво под Нижним Новгородом у известного на всю округу котельщика Павла Григорьевича Чкалова. Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года, в селе Василёво, ныне г. Чкаловск, Чкаловского района Горьковской области, в семье рабочего. Чкалов Валерий Павлович родился в Балахнинском уезде в селе Василёво под Нижним Новгородом в суровую вьюжную зиму 1904 года 2 февраля в семье котельщика Павла Григорьевича и домохозяйки Ирины Ивановны (в девичестве Кожирновой). Валерий Чкалов родился в 1904 году в одном из сёл Нижегородской губернии.
Великий и скандальный Чкалов. Жизнь и смерть любимого авиатора Сталина
Пожара не было. Чкалов был тотчас же взят еще живым работниками склада и доставлен в Боткинскую больницу, где скончался через несколько минут". По другим данным, Чкалов был жив еще от 40 минут до двух часов. И последними его словами по воспоминаниям очевидцев были следующие: "В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам". Сразу после гибели Чкалова начались аресты Тем не менее, сразу после катастрофы были арестованы заместитель Поликарпова Д.
Усачев, начальник главка Наркомата авиационной промышленности С. Порай и др. Гибель прославленного летчика породила массу слухов, легенд. И до сего времени, несмотря на заключения официально созданных комиссий, существует несколько версий о причинах падения самолета, которым управлял В.
Все они сводятся к попыткам ответить на главный вопрос: это было роковое стечение обстоятельств или Чкалов стал кому-то неугоден и его убрали? Несмотря на существенные расхождения выводов, сделанных комиссиями 1938 и 1955 годов, основная причина трагедии названа ими одна и та же — переохлаждение двигателя самолета. При этом в акте от 17 декабря 1938 года формулировка следующая: "отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадежной конструкции управления газом". Вторая экспертная комиссия, созданная в 1955 году на основании постановления Главной военной прокуратуры под председательством генерал-полковника авиации М.
Громова, также констатировала, что многие узлы самолета И-180 являлись опытными и в воздухе до этого не были, "на самолете отсутствовала система регулируемого охлаждения, без чего производство полета и особенно первого вылета в морозный день -25 град. В качестве "наиболее верной причины вынужденной посадки самолета" эта комиссия назвала отказ мотора в результате его переохлаждения, умолчав о ненадежной конструкции управления газом. В одном комиссии были единодушны — самолет был недоработан Как бы там ни было, но обе комиссии пришли к выводу — самолет недоработан. Первая комиссия, кроме того, прямо указала, что "гибель т.
По поводу недоделок и дефектов в моторе, крыльях, шасси самолета, и, особенно, по поводу отсутствия снятия жалюзи, написаны десятки статей, собраны целые тома свидетельств очевидцев и непосредственных участников испытаний. На самолете действительно имелись многочисленные дефекты и недоделки, а при его сборке и испытаниях допущена недопустимая поспешность. Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя подробно отражена в материалах следственно-судебного дела, описана Г.
Байдуковым, а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы, старшей дочерью летчика В. Чкаловой в написанных ею книгах "Чкалов без грифа "секретно" и "Валерий Чкалов". Надо отметить, что помимо перечисления "усовершенствований" и недоработок, любая из которых, а не только переохлаждение мотора, могла сыграть тогда роковую роль, комиссия 1955 года назвала в числе основных виновников трагедии Н. Поликарпова и В.
Чкалова: "Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок.
Усачев М. Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить". А вот какую оценку действиям летчика дал К. Ворошилов в своем приказе от 4 июня 1939 г.
Чкалов, погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен; больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, тов. Сталин лично дал указание о запрещении тов. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее, комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился, и комбриг Чкалов погиб". Ссылаясь на эти и другие документы, некоторые исследователи пытаются доказать, что трагедия произошла не только а может быть и не столько по причине дефектов самолета, сколько из-за недисциплинированности самого Чкалова, нарушившего полетное задание.
Основания для этого у них есть, так как ни одна комиссия по существу не сказала, что же превалировало — дефекты самолета или, как принято сегодня говорить, человеческий фактор? Были ли беспристрастны эксперты? При анализе этих заключений сразу бросается в глаза их поверхностность — выводы ничем не обоснованы, отсутствуют какие-либо расчеты.
Очеву от его учеников». Лётчик-инструктор Вениамин Очев — второй справа, Валерий Чкалов — крайний справа. Фото: www. Чкалов окончил школу на «отлично» и вместе с другими десятью лучшими курсантами был направлен в Москву в 1-ю Высшую школу красных военных лётчиков РККА ВВФ, где он осваивал боевые истребители — британский «Мартинсайд» и германский «Фоккер». На «Мартинсайде» Чкалов впервые выполнил сложнейшую фигуру высшего пилотажа — восходящий штопор.
А на «Фоккере» фигуру Иммельмана не выполнял никто, кроме Чкалова. Лётчик Михаил Громов, который был инструктором у Чкалова Затем Валерий Чкалов окончил Серпуховскую Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. После окончания Серпуховского училища лётчик-истребитель Валерий Чкалов прибыл для прохождения службы в Ленинград, в 1-ю истребительную авиаэскадрилью. За что Чкалов дважды угодил под суд За время службы Валерий Чкалов отличался не только отвагой и лётным мастерством высочайшего класса, но и недисциплинированностью и какой-то вызывающей дерзостью. Будучи гениальным пилотом, он порой творил невообразимые вещи: мог отправиться в полёт в нелётную погоду, выполнять сложные элементы на сверхнизкой высоте или демонстрировать фигуры высшего пилотажа прямо над Ленинградом. Однажды самовольно решил облететь вокруг Исаакиевского собора, а как-то на спор выполнил 66 мёртвых петель подряд!
За все эти выкрутасы командование отстраняло его от полётов, отправляло на гауптвахту. А в 1925 году по решению военного трибунала «за поведение, дискредитирующее звание бойца Красной армии» якобы пришёл на службу подшофе , его приговорили к одному году лишения свободы. Правда, на свободу он вышел через полгода, в 1926-м его восстановили в армии и вернули в часть. Через два года, в 1927-м, Чкалова направили в Липецк на курсы усовершенствования лётного мастерства, в то время там по соглашению между странами обучалось много немецких лётчиков-истребителей. В показательных полётах Валерий Чкалов занял 1-е место. Стоит отметить, Валерий Чкалов сам создал около 15 фигур высшего пилотажа, в том числе восходящий штопор и замедленную бочку. В ноябре того же года в честь 10-й годовщины Октябрьской революции в Москве состоялся военный парад и авиашоу. Чкалов выполнил на малой высоте сложные фигуры высшего пилотажа.
Высшее руководство страны, в том числе Иосиф Сталин, было очень довольно. За лётное мастерство Чкалов получил благодарность в приказе наркома обороны Климента Ворошилова. Вскоре Валерий Павлович написал своей жене Ольге: «Раньше меня за это на гауптвахту сажали, а теперь премию дали». Ленинградская учительница русского языка и литературы Ольга Эразмовна Орехова и лётчик-истребитель Валерий Чкалов поженились в феврале 1927-го. Причём не просто заключили брак, но ещё и обвенчались — в годы богоборчества это был довольно смелый поступок для советского военного лётчика. В конце того же года Чкалова направили в Брянск, в 15-ю авиабригаду. Супруга была на последних месяцах беременности и осталась в Ленинграде. Во время перелёта авиазвена из Гомеля в Брянск самолёт Чкалова врезался в провода и потерпел аварию, в результате чего крылатая машина разбилась.
Чкалова обвинили в опасном воздушном лихачестве и нарушении дисциплины. По их ходатайству реальный срок был заменён условным. Стал лётчиком-испытателем Уволенный из армии 25-летний Чкалов устроился в ленинградский Осоавиахим Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. В Осоавиахиме Валерий Чкалов работал лётчиком-инструктором и руководил школой планеристов. Своим бывшим сослуживцам Чкалов говорил: «Раньше летал, теперь долётываю». Валерий Чкалов решил поступать в институт и засел за учебники. Но в ноябре 1930 года лётчика вновь восстановили в рядах Красной армии и направили в Московский научно-исследовательский институт ВВС РККА на лётно-испытательную работу. Валерий Чкалов Фото: www.
В мае 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и лётчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина. Был ли полёт под мостом? Многие при упоминании имени Чкалова сразу же вспоминают его легендарный пролёт под Троицким мостом над Невой в Ленинграде.
Валерий Чкалов — в центре 15 декабря 1938 года Чкалов разбился в ходе испытательного полёта на истребителе И-180 конструкции Поликарпова. При заходе на посадку у самолёта отказал мотор. Урна с прахом Валерия Чкалова находится в Кремлёвской стене. В нашем городе Валерий Чкалов был один раз, 4-5 сентября 1937 года.
Однако Сталин по началу внес свои коррективы. Вождь изменил маршрут на «Москва — Петропавловск-Камчатский». Отважный летчик безо всяких пересадок совершил этот полет в течение 56 часов. Он приземлился на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Маршрут составил 9 тыс. Сталин поздравляет Чкалова с успешным полетом на Дальний Восток После этого знаменитого полета летчик добился разрешения выполнить рекордный маршрут в США через Северный полюс. Протяженность маршрута составила 8 тыс. За этот перелет летчика наградили орденами Красного знамени.
Чкалов на приеме у президента США Рузвельта в Белом доме Вместе с тем, буквально через год Валерий Чкалов погиб при проведении первого испытательного полета на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.