Таким образом, русский кафтан имел длину до колен или чуть выше, поскольку исподние кафтаны были немного короче теплых. Сначала в кафтане щеголяли исключительно князья и бояре, но со временем он проник в «туалеты» всех остальных сословий: от священников до крестьян. Сибирка — короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Ответ на вопрос сканворда старинная русская одежда, род короткого кафтана, слово из 7 букв. А. Старинная верхняя мужская одежда, кроем напоминающая короткий кафтан, поддевку. Старинная русская одежда, род короткого кафтана.
старинная русская одежда, род короткого кафтана
Разновидности кафтана были унаследованы культурами по всей Азии и носились людьми в России (Северная Азия, Восточная Европа и ранее Центральная Азия), Юго-Западной Азии и Северной Африке. В старину: род короткого кафтана. Старший посланник Бога. Терлик – род кафтана до пят, с короткими рукавами и с перехватом в талии, с застежкой на груди. В старину род короткого кафтана. Мужской кафтан древней Руси. (устаревшее) азиатское короткое мужское платье, заменяющее халат. В старину род короткого кафтана. Что такое зипун в древней Руси.
Штаны, кафтан да сарафан: как Восток одевал Русь
АРМЯК, -а, м. В старину у крестьян: кафтан из толстого сукна. В других случаях кафтан мог быть короче — до нижней части бедер. в старину род короткого кафтана — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 7 (семи) букв. Сибирка — короткий кафтан, обычно синего цвета, сшитый в талию, без разреза сзади и с невысоким стоячим воротником. Подсказка и ответ на вопрос «Старинная русская одежда, род короткого кафтана, 7 букв» в сканворде.
Значение слова «кафтан»
Однорядка — старинная верхняя мужская одежда. Одонье, одонок — круглая, с острой вершиной, кладь хлеба в снопах или круглый стог сена. Одры страдные — рабочие повозки со скамьями. Ожерелье — пристяжной вышитый стоячий воротник рубахи или зипуна. Оказия — удобный случай; возможность с кем-либо или чем-либо доставить письмо, посылку и т. Окрутить — одеть; нарядить молодую после венца в женскую одежду ; обвенчать. Ометюк — обметенный край платья или покрывала. Омшаник — уконопаченный махом сруб для зимовки пчел. Онучи — обмотки для ноги под сапог или лапоть, портянка. Оный — тот. Опара — заправленное дрожжами или закваской забродившее тесто.
Опашница — короткая мантия свободного покроя из богатой ткани. Опока — иней. Опорки — обувь, сделанная из старых сапог, у которых отрезаны голенища; остатки стоптанной и изодранной обуви. Опорки — рванные сапоги. Опресноки — пресные хлебцы, употребляемые в церковном ритуале. Опричнина — при Иване Грозном часть государства, управляемая непосредственно царем. Орать — пахать. Оргия — пиршество, сопровождающееся безудержным разгулом и распутством. Оселок — точильный камень. Осминник — восьмая часть, доля земли хлеба.
Основа — продольные нитки ткани при тканье на кроснах см. Остронлив — осторожен. Остуда — неприятность, обида, оскорбление, стыд, досада, охлаждение, гнев, размолвка. Отава — трава, выросшая после укоса; свежая трава, выросшая в тот же год на месте скошенной. Отжени — отгони. Отзимок, отзимье — поздяя холодная весна. Отнележе — с тех пор как. Оттопок — стоптанный, изношенный башмак. Отъезжий рубль — заработанный в отхожем промысле, на стороне. Отъем — изъятие.
Охабень, охобень — распашное платье из шелка или легкого сукна с ожерельем и с нечетным числом пуговиц; охабнем назывался также тяжелый плащ внакидку на ферязь. Охлябь — езда верхом на лошади без седла.
Статьи этнографического словаря содержат ссылки на понятия, в той или иной мере связанные с главным термином. Аналогично устроены ссылки на более узкоспециализированные термины — с их помощью можно перейти к более общему понятию. Словарь будет полезен студентам вузов, специалистам и всем, интересующимся этнографией. Стеганный на вате короткий кафтан.
Сам хозяин отправлялся в коротеньком сюртучке, или архалуке, искать какого-нибудь приятеля, чтобы попользоваться его экипажем. Словарь включает более 7 тысяч слов и выражений, а также более 500 иллюстраций, помогающих читателю лучше понять контекст. В словарных статьях приведена информация о происхождении выражения, а также — цитаты из художественной литературы, в которой это выражение употреблялось. Словарь адресован широкому кругу читателей, интересующихся русской классической литературой. Тюркизмы в русском языке архалук архалуг м устар. Радлов архалых аз.
О словаре Под тюркизмами в лингвистике понимаются слова, пришедшие в русский язык в том числе древнерусский, славянский из других тюркских языков, как напрямую, так и опосредовано. Основными источниками опосредованных тюркизмов являются персидский и арабский язык. В словаре приведены тюркизмы домонгольского периода 12 в.
Вышедшая из употребления одежда, род короткого кафтана. На нем [Никите Федорыче] был серый нанковый однобортный архалук, подбитый мерлушками и застегнутый доверху. Григорович, Антон-Горемыка. На разостланном по земле суконном архалуке --- спал старик.
Серафимович, Железный поток.
Быстрый поиск на сайте поможет вам в этом. Все ответы на вопросы прошли тщательную проверку на истинность. Случай ошибки крайне маловероятен, но всё же, если вы обнаружили неправильный ответ или повторяющийся вопрос, нажмите кнопку "пожаловаться" рядом с неверным ответом.
В старину: род короткого кафтана WOW Guru
Д. Ушаков объясняет так же, добавляя сведения о материале, из которого в старину шили одежду, называя его толстым сермяжным сукном. Кафтан на Руси в старину. Ответ на вопрос кроссворда или сканворда: Род кафтана, 7 букв, первая буква А. Найдено альтернативных вопросов для кроссворда — 13 вариантов. В старину: род короткого кафтана Ответы на кроссворды и сканворды 7 букв.
Что нужно знать о кафтане
Род кафтана застегивающегося спереди крючками употребляется на Востоке. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Словарь иностранных слов русского языка архалук —архалук сущ. Верхнй розпашний одяг у деяких народв Кавказу. Архалуки шилися приталеними з глибоким вирзом на грудях у чоловкв вони були довгополими у жнок короткополими з...
В старину род короткого кафтана....
В последующие столетия начинает оформляться предпочтение в крое. Для XVI века это кафтаны прямого покроя либо приталенные с цельнокроеной спинкой. В целом это достаточно объемные силуэты. В XVII веке появляются более тонкие силуэты, чаще встречаются приталенные цельнокроеные кафтаны с борами, защипами и сборками на спине, кафтаны с отрезной спинкой. Также появляются и короткие кафтаны — полукафтанья.
Всё многообразие мужского «платья», как в средневековье называли любую одежду, представлено в акварелях Ф. Солнцева «Одежды Русского государства». Акварели Ф. Солнцева «Одежды Русского государства» Латный полукафтан Именно в эту эпоху в одежде складывается мужской силуэт, который впоследствии лег в основу староверческого силуэта. Их одевали в особую одежду, и, по всей видимости, именно эта одежда церковных служителей повлияла на формирование старообрядческого молельного костюма. Петровские реформы поставили крест на ношении знатью русской одежды вообще, в среде народных масс кафтан продолжает использоваться как повседневная одежда, меняясь и эволюционируя под влиянием моды, в том числе и дворянской.
Поповец и безпоповец. Гравюра Мы же сосредоточим наше внимание на том, как развивался кафтан в среде староверов. Как уже было сказано выше, по всей видимости, одежда церковных служителей певчих дьяков повлияла на формирование мужского молельного кафтана у староверов. Более ранние источники «молящиеся новгородцы» позволяют нам судить о том, как одевались люди на молитву. Одевались в обычную одежду того времени. Выделялась ли как-то одежда для хождения в церковь от повседневной в Средневековье — мы не можем сказать наверняка, но старообрядческая среда как раз таки пестрит подробностями на эту тему и даёт нам много материала.
Но обо всём по порядку. XVIII век раскидал староверов по разным окраинам страны, куда люди привозили с собой в том числе и моду. На окраинах начинали формироваться свои предпочтения на основе кафтанов разных уголков московского царства. Обращает на себя внимание то, что начинает формироваться моленная одежда и особое отношение к ней. Важной особенностью является то, что кафтаны становятся однотонными, уходят яркие восточные ткани, жаккардовая парча и муар. Кафтаны с гасниками у Выговских отцов Большим приветом из XVII века являются кафтаны со шнурками гасниками, гашниками , на которых крепились пуговицы.
Это рудимент средневековых разговоров, на левой поле крепились пуговицы по 2-3 штуки в ряд через равное расстояние. Кафтан на гаснике из Нижнего Тагила Н. Лесков Такой тип крепления пуговиц встречается еще в конце XIX — начале XX веков на кафтанах часовенных староверов и сохранялся в поморской среде. Моленные кафтаны: история и виды Староверы Урала будущие часовенные с начала XVIII века очень подробно регламентируют свою моленную одежду и внешний вид в общем. На Ирюмском Соборе 1723 года в 7 главе сказано: «Иноземное одеяние християном не носить… браду и ус не постригать… Главы сверху постригать мужем в воспоминание и отражение печали, понеже истинная вера гонима, и мы имеем печать на главе печали. Молитися должно в кавтанах мужем, по 3 борка на стороне в посаткахе [должна иметь по бора-защипа с каждой стороны на спинке — авт.
Таким образом, на лицо начало регламентации моленной одежды. Постановления Ирюмского Собора были действительны более ста лет и впоследствии лишь дополнялись запретами на конкретные вещи, появляющиеся с модой времени.
Это слово уже IV века до Р. Впоследствии это персидское слово вошло в употребление почти во все новые языки. Штаны — из тюркских слов: ич — «внутренность» и то «платье» в словаре Гоутсма так и написано «irmоn». Шуба — от перс.
Это слово вошло и в турецкий язык в виде джюббе или джюппе с тем же значением. Поляки из джюббе сделали свой жупан. Проникнув к нам значительно позже кружным путем с Запада, арабское слово джубба получило у нас значение юбки, сильно отойдя по смыслу от своего прообраза. Здесь уместно отметить, что исконная русская рубашка или сорочка, шившаяся в старину до колен и даже ниже и имевшая разрез для ворота напереди, после нашествия татар, надо думать, что не без их влияния, стала шиться выше колен и ворот разрезаться не по середине, а на левой стороне груди. Головные уборы Башлык — теплый головной убор с длинными концами, надеваемый поверх шапки от тюрк. Клобук — монашеская высокая цилиндрическая шапка.
Хотя большинство филологов производят это слово от тюркского калпак, но проф. Мелиоранский и Брандт затрудняются признать это словопроизводство. Колпак, калпак — высокая, к верху суживающаяся шапка, с узким меховым отворотом и с одним или двумя разрезами напереди и сзади до половины, к которым прикреплялись пуговицы и запонки. Этой формы шапки носили все, не исключая и простонародья. У последних шапки были из сукна или войлока и подбивались овчиною; богатые носили колпаки из атласа, обычно белого цвета. Колпаками называлось также и воинское наголовье тат.
Малахай — большая шапка на меху с широкими наушниками калмыц. Попаха, папах — высокая косматая меховая шапка, обычно с суконным верхом тюрк. Тафья — скуфья, шапочка, закрывающая плотно макушку головы вроде татарской тюбетейки. Их носили в комнате, а царь Иван Грозный ходил в ней и в церковь, и за это поссорился с митрополитом Филиппом. Последний протестовал против тафьи как против чуждого, мусульманского «агарянского» обычая. Русские времени Ивана Грозного, подражая мусульманам, не только очень плотно стриглись, но даже брили свои головы.
Слово такия, от которого произошла тафья, употребляется и теперь у татар в значении «колпачок», «скуфья» тат. Тюбетейка — маленькая круглая шапочка, обычно расшитая узорами тат. Фата — древнее русское головное женское покрывало тюрк. Шаль — большой головной вязаный или тканый платок перс. Шапка — тур. Шлык — род высокого повойника из тюрк.
Обувь Бабуши перс. Башмаки вошли в употребление, как говорит Савваитов, около XVII столетия, но, как прозвище, это слово встречается в Софийском временнике в 1447 году. Слово башмак татарское и значит обувь. В Московском государстве башмаки носили как мужчины, так и женщины. Они делались с таким высоким подбором, что, если стать на каблук, то передняя ступня не касалась земли. Ичеготы, ичетоги, ичетыги, ичитычи, ичотоги, четычи — иначе назывались также русским словом ногавицы.
Это собственно были сафьянные мягкие сапоги, которые вплоть до Октябрьской революции носили татары всегда с кожаными калошами-башмаками. Татарское название их читек от эч — «внутренность», и итек — «сапог» по-русски обычно произносилось ичиги. Каблук тур. Чоботы, чеботы — муж. Обувь, похожая на глубокий башмак с каблуками и с острыми, к верху загнутыми носками. Сапоги, башмаки чоботы и ичетыги были в старину всегда цветные, чаще всего красные и желтые.
Крестьяне обычно ходили в лаптях, посадские жены — в сапогах, а дворянки —в чоботах и башмаках. Чоботы были и царской обувью тат. Чулки относятся обычно к тюркским позаимствованиям. Чувяки, чевяки — мягкие туфли без каблуков тат. Различные украшения одежды и обуви из материи, драгоценных металлов и самоцветных камней Алам, олам, олом — нашивка на платье в виде серебряной бляхи или вырезки из ткани, низанной жемчугом с драгоценными камнями. Алам — слово татарско-арабское и означает «знак, значок, знамя».
Бахрама, бахрома — тесьма, один край которой снабжен сплошным рядом свисающих нитей, шнурков или других подвесков. Пришивалась к краям одежд и уборов от араб. Гайтан, гойтан — шнурок для подвешивания крестов или иконок на груди. Однако Фасмер полагал, что в виду христианского значения этого слова его надо считать заимствованным у греков греч.
Теплые телогреи подбивались куньим или собольим мехом.
Шуба Для женских шуб употреблялись различные меха: куница, соболь, лисица, горностай и более дешевые — белка, заяц. Шубы покрывались сукном или шелковыми материями разных цветов. Сделанный спереди разрез, с нашивками по сторонам, застегивался пуговицами и окаймлялся расшитым узором. Лежавший вокруг шеи воротник ожерелье делался из другого меха, чем шуба; например, при куньей шубе — из черно-бурой лисы. Украшения на рукавах могли сниматься и хранились в семье как наследственная ценность.
Знатные женщины в торжественных случаях надевали на свою одежду приволоку, то есть безрукавную накидку червчатого цвета, из золотной, сребротканой или шелковой материи, богато разукрашенной жемчугом и драгоценными камнями. На голове замужние женщины носили «волосники» в виде маленькой шапочки, которая у богатых женщин делалась из золотной или шелковой материи с украшениями на ней. Сверх волосника голову покрывали белым платком убрусом , концы которого, украшенные жемчугом, завязывались под подбородком. При выходе из дома замужние женщины надевали «кику», окружавшую голову в виде широкой ленты, концы которой соединялись на затылке; верх покрывался цветной тканью; передняя часть — очелье — богато украшалась жемчугом и драгоценными камнями; очелье могло отделяться или прикрепляться к другому головному убору, смотря по надобности. Спереди к кике подвешивались спадавшие до плеч жемчужные нити поднизи , по четыре или по шесть с каждой стороны.
Выезжая из дома, женщины поверх убруса надевали шляпу с полями и со спадавшими красными шнурами или черную бархатную шапку с меховой оторочкой. Кокошник служил головным убором и женщинам и девушкам. Он имел вид опахала или веера, прикрепленного к волоснику. Очелье кокошника вышивалось золотом, жемчугом или разноцветным шелком и бисером. Шапки Девицы носили на головах венцы, к которым прикреплялись жемчужные или бисерные подвески рясы с драгоценными камнями.
Девичий венец всегда оставлял открытыми волосы, что являлось символом девичества. К зиме девушкам из богатых семей шили высокие собольи или бобровые шапки «столбунцы» с шелковым верхом, из-под которого на спину спускались распущенные волосы или коса с вплетенными в нее красными лентами. Девушки из небогатых семей носили повязки, которые суживались сзади и спадали на спину длинными концами. Женщины и девушки всех слоев населения украшали себя серьгами, которые были разнообразны: медные, серебряные, золотые, с яхонтами, изумрудами, «искрами» мелкими камушками. Серьги из цельного драгоценного камня были редкостью.
Украшением для рук служили браслеты с жемчугом и камнями, а на пальцах — перстни и кольца, золотые и серебряные, с мелким жемчугом. Московские женщины любили украшения и славились приятной наружностью, но, чтобы считаться красивой, по мнению московских людей XVI—XVII веков, надо было быть дородной, пышной женщиной, нарумяненной и накрашенной. Стройность тонкого стана, изящество молодой девушки в глазах тогдашних любителей красоты имели мало цены. По описанию Олеария, русские женщины имели средний рост, стройное сложение, были нежны лицом; городские жительницы все румянились, брови и ресницы подкрашивали черной или коричневой краской. Этот обычай настолько укоренился, что когда жена московского вельможи князя, Ивана Борисовича Черкасова, красавица собой, не захотела было румяниться, то жены других бояр убедили ее не пренебрегать обычаем родной земли, не позорить других женщин и добились того, что эта прекрасная от природы женщина вынуждена была уступить и применять румяна.
Хотя по сравнению с богатыми знатными людьми одежда «черных» посадских людей и крестьян была проще и менее нарядна, тем не менее и в этой среде встречались богатые наряды, которые накапливались из поколения в поколение. Одежда обычно шилась дома. А самый покрой старинной одежды — без талии, в виде халата — делал ее пригодной для многих. Об отличии западноевропейского кафтана от русского уже говорилось в начале этой главы. Остается добавить, что крестьянский кафтан отличался большим разнообразием.
Общим для него был двубортный покрой, длинные полы и рукава, закрытая доверху грудь. Целый гардероб русских кафтанов проходит перед нами в классической литературе. Мы видим их на мужиках, приказчиках, мещанах, купцах, кучерах, дворниках, изредка даже на провинциальных помещиках «Записки охотника» Тургенева. Каков был первый кафтан, с которым мы познакомились вскоре после того, как научились читать, - знаменитый «Тришкин кафтан» у Крылова? Тришка явно был бедным, неимущим человеком, иначе вряд ли бы ему понадобилось перекраивать самому свой продравшийся кафтан.
Стало быть, речь идет о простом русском кафтане? Отнюдь нет - на Тришкином кафтане были фалды, которых крестьянский кафтан никогда не имел.
(ахалук) в России XIX в. мужской кафтан без пуговиц и плечевых - слово из 7 букв
Ферезя — плащ с рукавами одевался во время дороги. Епанча был двух родов: одна дорожная из верблюжьей шерсти или грубого сукна, другая нарядная из богатой материи ,подбитая мехом больше для пышности, чем для тепла. Шубы были самым нарядной одеждой. Множество мехов в доме было признаком зажиточности и довольства. Шубы покрывались сукном и и шелковыми тканями и шились мехом вовнутрь. Но были так же шубы и и просто меховые, назывались подобные шубы — нагольные. Одежда предпочиталась ярких цветов и с отделкой.
Траурные цвета носили только в печальные дни. По шапке можно было узнать происхождение и достоинство. Высокие шапки означали знатность происхождения и сана. Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, белых и красных цветов. К рукавам пристегивались запястья, вышитые золотом и украшенные жемчугом. Поверх рубах надевался летник: одежда, не доходившая до пят, но с длинными и широкими рукавами.
Подол обшивался другой материю с золотой тесьмою и унизывался так же жемчугом. Вдоль одежды на передней стороне был разрез,который застегивался до самого горла, потому что приличие требовало,чтобы грудь женщины была закрыта как можно плотнее. Летник у зажиточных шился из более легких тканей, например,. Цвета летников были различны. К летникам, как и мужским зипунам, пристегивалось шейное ожерелье. У женщин оно прилегало более тесно.
Эта была одежда длинная со множеством пуговиц от верха до низа, у богатых пуговицы были золотыми и серебряными, у бедных — медными. Опашень шился из сукна, чаще красного цвета, рукава были длинными , чуть ниже плеча был разрез для рук. Таким образом женщина могла показать не только широкие накапки своего летника, но и запястья своей рубахи, шитые золотом и жемчугом. Вокруг шеи пристегивался широкий меховой воротник- ожерелье, круглого вида, который закрывал грудь, плечи и спину. По разрезу и подолу опашни окаймлялись другими видами ткани и были расшиты золотом и шелком. В плечах она делалась Уже, а вот в подоле — шире.
Рукава были длинные с проймами, как в опашне, на краях этих рукавов пристегивалось запястье из другой ткани, чаще вышитое, подол подпушался широкой полосою другой материи, а разрез, который застегивался пуговицами, обыкновенно 15 штук, окаймлялся металлическим кружевом или тесьмою, густо расшитою золотом. Телогреи в 15-17 веках были как холодными так и теплыми, подбитыми куницею или соболем. Женская шуба отличалась от мужской. Они были холодными и теплыми на меху. Если летник в женском одеянии соответствует зипуну в мужском, то опашень и телогрея соответствовали кафтану, а шуба означала верхнюю накидную одежду. Они так же были как холодными из ткани, так и теплыми с рукавами или на меху, или стеганными на вате.
ШУБЫ в народной одежде Меховые женские шубы шились на соболе, куницах, лисицах, горностаях, белках,з айцах, смотря по состоянию хозяйки, покрывались сукнами и шелковыми материями разных цветов и цветными. Шубы так же красиво были отделаны металлическим кружевом и тесьмою. Рукава женских шуб украшались по краям кружевом ,они снимались и хранились, переходя от матерей к дочерям как фамильная ценность. В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывалась лентами на три банта. В конце 18- первой половине 19 столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки и была модной одеждой на Русском Севере.
Другие виды женской одежды: подволока, волосники и проч. В торжественных случаях женщины надевали на обыкновенные свои одежды богатую мантию — подволоку или приволоку. На голову замужние женщины надевали волосники или подубрусники — шапочки на подобие скуфьи из шелковой ткани, нередко из золотой, делались с узлом, с помощью которого регулировался размер с отторочкой по краю ошивками из жемчуга и каменей. Скромная женщина боялась, чтобы даже члены семьи, исключая мужа, не увидали её волос. Поверх волосянки накладывался платок, чаще белого цвета, его висячие концы, завязанные под подбородком , были усеяны жемчугом. Этот платок назывался убрусом.
Когда женщин выезжала, то на убрус надевала белую шляпу с полями. Так же надевали шапки.
Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка, они могли быть без украшений, но чаще всего богато расшивались яркими нитками. Рукава у кисти узкие, длина зависела от назначения рубахи. Горловина, рукава и низ украшали вышитыми мотивами, вышивку на рубахе, в которой женились, должна была сделать невеста. В этом обычае есть сакральный смысл, такая вышивка, сделанная руками любящей женщины, служила оберегом. Шили косоворотки - рубахи из разных тканей с воротом или без него просто круглая горловина , либо - в виде стойки, круглой или четырёхугольной «каре» , с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5—4 см; застегивался на пуговицу.
Самыми популярными были: лен; хлопок; шелк. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева косоворотка , с пуговицами или завязками. Поверх рубахи одевался кафтан. Мужчины могли носить длинный кафтан или короткий полукафтан. Застёгивался кафтан на пуговицы или завязывался на тесёмки. Мужчины всегда дополняли костюм головным убором. Вначале это был шерстяной колпак—грешевик, позже появился картуз, особый вид кепки, украшался лентами, цветами, бисером. Зимой защищали голову шапкой-ушанкой. Под зимнюю шапку носили маленькую шапочку тафью.
Защищали голову в стужу, расширенные к верху мурмолки. Шапки украшались мехом, который хорошо грел голову. Осенью и в зимнюю стужу мужчины носили тулупы, шубы, и свиты. Одежда зажиточных крестьян украшалась меховым воротником, в верхней одежде бедняка стоячий воротник защищал от холодного ветра. Шубы носили все: у бедняков были заячьи тулупы или из овчины, богатые носили шубы из соболя или куницы. Чтобы было теплее, шубу носили мехом внутрь, а верх покрывался сукном. Женская одежда Женский национальный костюм гораздо красивее и интереснее мужского. Основные части комплектов пришли из Древней Руси. В женском национальном костюме заложены представления того времени о женской красоте и семейных ценностях.
Силуэт прямой или расширенный вниз, подчеркивать фигуру было не принято, для национального комплекта характерна многослойность. Женский костюм различают по назначению: - повседневная одежда изготавливалась из хлопка, льна и шерстяной ткани, включала в себя до семи предметов; - в пошиве нарядной одежды использовались бархат, парча, хорошего качества шерсть. Праздничный женский комплект одежды мог состоять из двадцати предметов. Такие вещи стоили дорого, тщательно украшались, надевали по особым праздникам и в церковь. Нарядные комплекты хранили в сундуках, лучшее передавали по наследству. Основой северорусского костюма служила рубаха, её шили из льняной и хлопковой ткани. Низ рубахи, рукава и горловина украшались вышивкой. Вышивка была скромнее для повседневной рубахи, а праздничная рубаха обильно украшалась вышитыми мотивами. На рубаху надевали сарафан или поневу.
Понева представляет собой юбку. Различают глухую и распашную поневу. Состояла она из трёх полотнищ, богато украшалась ткаными узорами и вышивкой. Основой была шерстяная ткань «в клетку», подол и полотнище декорировались рядами вышивки или тесьмы. На талии поневу удерживал узкий поясок, гашник. В деревнях был обычай «надевание поневы», означал он, что девушка теперь может быть просватанной. Сарафан — одна из характерных деталей русского национального комплекта. В переводе с иранского означает «одетый полностью». Поверх сарафана подпоясывались красивым поясом и передником.
Носили на Руси распашной сарафан с вышивкой по краю полы и застёжкой на пуговицы. По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой. Поверх сарафана в праздничном костюме крестьянки, одевалась нарядная душегрея. В верхней части она была собрана в мелкие складочки, к низу была широкой. Длина едва прикрывала талию. Шилась такая душегрея из дорогих тканей, парчи и бархата. Зимний сарафан был из сукна, поверх одевалась тёплая душегрея, шубея, опашень или телогрея. Тёплая душегрея простёгивалась ватой и украшалась меховой оторочкой. Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой.
На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай. Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку. Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15—20 килограммов. Дополняли наряд тёплые шерстяные чулки, шаль и тёплый головной убор. Головной убор не только защищал голову, но и мог рассказать о женщине многое. Головной убор незамужней девушки состоял из лент и тесьмы. Волосы были частично открыты взору.
После замужества женщина надевала кику, поверх надевался платок убрус, волосы были полностью закрыты. На праздники замужние женщины надевали нарядный головной убор — кокошник. Кика и кокошник предназначались для выхода в люди, дома женщина носила повойник чепец и платок. Дополняли наряд нагрудные и шейные украшения, нашивки, съёмные воротники-«ожерелья», зарукавья, запоны. Такие украшения состояли из бус, цветной шерсти и бисерных нитей. В нарядной женской одежде богато украшались даже пуговицы. Обувь В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх.
Шили их из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями. В конце XVII века знать начинает носить низкие туфли. Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см. Виды обуви: Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками. Чёботы — вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки. Голенища назывались прежники. Стельки войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота. У холодных — из атласа, у тёплых из бобрового меха.
Богатые чеботы украшались золотым и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками. Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником. Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь. Онучи — длинная, широкая около 30 см полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета холщовой, шерстяной для обмотки ноги до колена при обувании в лапти. Поршни — простейшая русская кожаная обувь. Татары В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах.
По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека. Под татарским костюмом следует понимать весьма широкий спектр национальной одежды различных подгрупп татар. На формирование единообразного современного вида национального костюма значительное влияние оказал сформировавшийся в конце XIX века комплекс одежды поволжских татар. Сильное влияние на татарский костюм оказали также традиции восточных народов и ислам. На внешний вид костюма очень сильно повлиял кочевой образ жизни татар. Одежда продумывалась таким образом, чтобы в ней было удобно ездить верхом, в ней было не холодно зимой и не жарко летом. Она должна была быть достаточно легкой и красивой. Помимо того, что костюм состоит из рубахи, распашного халата и шароваров, он имеет еще одну особенность: шьется в довольно ограниченной цветовой гамме.
В основном, это вишневый, синий, белый, желтый и зеленый цвет. Для наряда, головного убора и обуви характерно обильное использование декора. Обычно, это вышивка золотыми нитями, бусинами, монетами. Традиционным орнаментом для вышивки является растительный. Наряды для торжеств или особых случаев отличаются от будничных, прежде всего, материалом, из которого они шьются и обилием декора и украшений. Сегодня национальный костюм редко встретишь на улицах Татарстана. Чаще всего его можно увидеть в качестве танцевального либо сценического наряда. Мужская одежда Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма.
Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой. Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, где не было плечевых швов, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища с ластовицами, вставными боковыми клиньями и глубоким разрезом по центру груди, чтобы движения были максимально свободными и ничем не стеснялись. Носить ее следовало без пояса. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой. От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась. Штаны изготавливались также из натуральных материалов — льна или хлопка, ткань была однотонной. Для мужчин допускались полоски. Крепость и прочность изделий позволяли длительное время носить штаны без дополнительного ремонта.
Особенный праздник подчеркивался костюмом насыщенного синего цвета с традиционным народным узором в качестве украшения. Жених должен был выглядеть богато, чтобы о нем сложилось положительное мнение. Мужской головной убор был двойным: вниз надевали тюбетейку, а сверху — калфак шапочка из войлока. В качестве альтернативного варианта наверх надевали чалму. К нижним или домашним уборам относилась тюбетейка, на которую сверху надевалась войлочная шапка колпак , меховая шапка или чалма. Колпак - конусообразная шляпа иногда с загнутыми полями. Такую шляпу носили аристократы, украшая ее бархатом или атласом снаружи, а внутренняя часть была выстлана белым мягким войлоком. Для того чтобы окружающие смогли связывать человека с богатым сословием, головные уборы украшались атласом и бархатом. Обычно тюбетейки были однотонными.
Яркие и пестрые варианты выбирали молодые парни. Верхняя одежда, надеваемая на рубаху, была обязательно распашная. Она имеет несколько приталенный силуэт, боковые клинья и запахивается на правый бок. Обязательным элементом для верхней одежды был вязаный или текстильный пояс. Молодой татарин использовал в качестве украшений печатки и поясные пряжки. Крымский мальчик нередко носил перстни с раннего возраста. Также мужчины не носили бороду. Современный красивый праздничный наряд имеет характер народности. Традиционные элементы сохраняются и сегодня — длина ниже колен, орнаменты.
Богатое прошлое диктует свои правила: редкий элемент одежды лишен украшений. Зимний каракулевый ворот или меховая шуба присутствуют как неотъемлемый элемент образа. Женская одежда Женский вариант длиннее мужского — рубаха доходит до ступней. Для пошива используются натуральные ткани и материалы: хлопок, шелк, парча, бархат. В качестве элементов украшения применяются яркие ленточки, тесьма серебро и золото по оттенкам , разноцветный бисер, тонкое кружево и различная бижутерия. Женщинам, девушкам и девочкам необходимо было дополнительно надевать тешелдрек или кукрекче. Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди. Грациозности женскому образу придавала легкая приталенность штанов. Верх камзол запахивался на правую сторону, имел боковые клинья выкройка уже учитывает эти особенности.
Особенность в том, что верхняя часть татарского женского повседневного костюма была украшена богаче — присутствовал мех и вышивка. Верх женского костюма: широкий халат запахивается , блуза, камзол до бедер с рукавами и без них. Украшение этих элементов велось монетами, перьями или тесьмой. Для пошива туники применяли бархат, меховые элементы, позолоченную тесьму. Особого внимания заслуживает пояс. Его украшали крупные пряжки, изготовленные из серебра. Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей — шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой. В зимний период к костюму добавляли меховой элемент — шубу.
Праздничный вариант платья выполнялся из ткани различных цветов: белого, вишневого, зеленого в сочетании с голубым, морской волны. В качестве обуви выбирались удобные сапожки сапожок или ичиг мог иметь элементы украшения. Дополнительно невесты могли надевать камзол. В качестве головного убора использовалась тканевая накидка и расписной калфак. Невозможно представить себе татарский народный костюм без разнообразных украшений и декоративных элементов. Именно по ним люди судили о благополучии и достатке в семье. Свадьба могла быть отменена, если наряды выглядели недостаточно роскошно. Количество нарядов, качество пошива давали возможность судить о паре в целом. Национальный татарский костюм дополняется головными уборами.
Голова женщины покрывалась особым элементом, состоящим из трех слоев: ткань, покрывало и обруч, шапка или платок для фиксации покрывала. Юные девушки носили однотипную тканевую или меховую шапочку, которая называется бурек. Ее также украшали, используя для этого вышивку, бисер, бусы, серебро и различные камни. Богатое оформление указывало на статус владелицы шапочки. Привычная многим шляпа не является частью национальной одежды татар. Обязательный ювелирный элемент для женщины — серьги. Их носили с 3 лет. Форма и размеры изделий были разными. Значение украшений для шеи — не только визуальная красота, но и сохранение чести и достоинства, так как они закрывали слишком глубокий вырез на груди.
Часто мастер изготавливал серьги и ожерелья на заказ. Спросом пользовались такие камни, как сердолик, бирюза, топаз, аметист. Происхождение каждого элемента имело историю, поэтому коллекции украшений всегда высоко ценились и передавались по наследству. Перевязь — украшение, считающееся традиционным у татар, представляет собой широкую полоску ткани, которую нужно было носить через плечо. Верующая мусульманка могла хранить в ней религиозные тексты. Национальная прическа — тугие косы. Для их создания использовались ленты, резинка не применялась. Обувь Как и любой другой, крымско-татарский народный костюм имеет обувь. Она представлена сапогами читек.
Носили их постоянно, в зимний период надевая на утепленные чулки. Национальной обувью у татар считались сапоги. Их носили в течение всего года. Для лета использовалась более мягкая кожа, женские сапоги украшались аппликацией и вышивкой. Для повседневного использования выбирали черные сапоги, праздничный вариант имел украшения вышивкой и аппликацией. Была и рабочая обувь, название которой — чабата. Отличительная черта национальной обуви — слегка завернутые вверх носки, так как по поверьям татар родную землю царапать нельзя. Однотонные черные ичиги носили, главным образом, мужчины. Носили их и женщины, только у них сапожки были покороче и без отворотов.
Праздничным вариантом женской обуви были узорные каюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Если однотонные ичиги были мало оригинальны и являлись характерными для большинства тюрко-монгольских народов, то мозаичная обувь, безусловно, составляет этноспецифику именно татарской обуви. При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой — полуваленки. Ичиги скорее представляли собой кожаные чулки, но были более универсальны. Особенно они устраивали старшее поколение. Бытовали и сапоги на твердой подошве итек. Из низкой кожаной обуви более обыденной и повседневной были калоши ковеш, ката. Выходной обувью считались туфли башмак. У женщин бытовали и узорчатые, нередко с каблуком.
Женские башмачки изготавливались и из бархата, богато расшивались золотой и серебряной канителью, бисером, речным жемчугом. Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки тула оек. Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.
Этим ремеслом занималось практически всё население села.
Крестьяне переселенцы из Рязанской губернии основали деревню в 1809 году и наладили производство одежды, в том числе шушпана. Шили его не только для себя, но и для продажи, за что население и было прозвано «шушпанами». Это прозвище за жителями села Максимовка сохраняется до настоящего времени. Тамбовский шушпан не похож ни на мордовский балахон, ни на рязанское холщовое полукафтанье, это короткая суконная одежда вроде кофты, с перехватом и пестрой отделкой. Нагибин, «Сирень», 1972—1979 г. Есенин, «Яр», 1915 г.
Эртель, «Записки Степняка», 1883 г. Гоголь, «Записная книжка 1842—1844 гг. Формы жанровых направлений ОНН: Техники и технологии. Оренбург, ул. Пролетарская, д.
Одежда царь Борис Годунов. Зипун, камзол, кафтан, кокошник, Жупан, Шушун. Боярский кафтан 17 век. Камзол и кафтан.
Царский камзол. Камзол одежда. Исторический костюм камзол. Жупан и кунтуш. Шляхтич кунтуш 17 век. Польский кафтан кунтуш. Зипун на Руси в 17 веке. Кафтан русского мужика 17 века. Кафтан Петра 1 17 века в России.
Зипун дворянина 17 века. Камзол дворянина в России 17 века. Мужской кафтан камзол при Петре 1. Камзол Петра 1 в Эрмитаже. Камзол и кафтан 18 век в России. Мужская мода при Петре 1 камзол. Кафтан и камзол при Петре 1. Венгерские кафтаны при Петре 1. Парадный костюм Петра 1 : кафтан, камзол.
Мужская одежда славян древней Руси. Мужской костюм крестьянина древней Руси. Одежда крестьян в древней Руси. Рубаха и Порты древней Руси. Старинные костюмы. Старинные костюмы мужские. Старинная мужская верхняя одежда. Старинная мужская одежда кафтан. Верхняя мужская одежда древней.
Пуговицы на рукавах мундира при Петре 1. Военная форма времен Петра 1 с кратким описанием. Военная одежда при Петре 1. Военная форма времен Петра 1. Армяк кафтан камзол. Кафтан и рубаха. Рубашка кафтан. Кафтан поверх зипуна. В старину род короткого кафтана Зипун одежда древней Руси.
Зипун 15-16 века. Мужской Боярский костюм 16 века. Кафтан мужской 16 век. Русский Боярский костюм 21 века. Сермяга зипун 19 века. В старину род короткого кафтана Кафтан 17 век. Кафтан магазин одежды. Ферязь Ивана Грозного Оружейная палата.
Русский кафтан: история и традиции
Воротники у кафтана были невысокими из под них высовывалась обнизь зипуна или ожерелье рубахи. На изнанку кафтана использовалась ткань низшего достоинства, чем лицевая. Зимние кафтаны делались на мехах, но легких, подобные теплые кафтаны назывались кожухами. Мужчины красовались так же своими поясами. Они были и длинными и различны по отделке. Чуга подпоясывалась поясом, за который закладывался нож или ложки. Чуги застегивались на пуговицы и были, по желанию, так же расшиты как кафтаны. Ферязями назывались одежды, надеваемые так же как и кафтаны, на зипуны.
Они были с длинными рукавами, широкие в плечах и уже кафтанов в подоле. У Флетчера при описании русской одежды ферязь представлена третьим верхним платьем — первое зипун, второе или среднее — узкий кафтан с ножем и ложкою за поясом под которым англичане разумели чугу , третье ферязь — просторное платье, окаймленное пазументом. Все, что можно вывести из сбивчивых описаний других авторов по ферязи, это то, что ферязь был более комнатный род кафтана. Название его персидское и вошло к нам в 16 веке. Оно было в употреблении как у царей, так и в народе. Опашень была летняя одежда, осенью и весной одевали однорядку. Как опашень ,так и однорядка были широкими и длинными до пят с длинными рукавами.
Охабень — плащ с рукавами и с капюшоном. Ферезя — плащ с рукавами одевался во время дороги. Епанча был двух родов: одна дорожная из верблюжьей шерсти или грубого сукна, другая нарядная из богатой материи ,подбитая мехом больше для пышности, чем для тепла. Шубы были самым нарядной одеждой. Множество мехов в доме было признаком зажиточности и довольства. Шубы покрывались сукном и и шелковыми тканями и шились мехом вовнутрь. Но были так же шубы и и просто меховые, назывались подобные шубы — нагольные.
Одежда предпочиталась ярких цветов и с отделкой. Траурные цвета носили только в печальные дни. По шапке можно было узнать происхождение и достоинство. Высокие шапки означали знатность происхождения и сана. Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, белых и красных цветов. К рукавам пристегивались запястья, вышитые золотом и украшенные жемчугом. Поверх рубах надевался летник: одежда, не доходившая до пят, но с длинными и широкими рукавами.
Подол обшивался другой материю с золотой тесьмою и унизывался так же жемчугом. Вдоль одежды на передней стороне был разрез,который застегивался до самого горла, потому что приличие требовало,чтобы грудь женщины была закрыта как можно плотнее. Летник у зажиточных шился из более легких тканей, например,. Цвета летников были различны. К летникам, как и мужским зипунам, пристегивалось шейное ожерелье. У женщин оно прилегало более тесно. Эта была одежда длинная со множеством пуговиц от верха до низа, у богатых пуговицы были золотыми и серебряными, у бедных — медными.
Опашень шился из сукна, чаще красного цвета, рукава были длинными , чуть ниже плеча был разрез для рук. Таким образом женщина могла показать не только широкие накапки своего летника, но и запястья своей рубахи, шитые золотом и жемчугом. Вокруг шеи пристегивался широкий меховой воротник- ожерелье, круглого вида, который закрывал грудь, плечи и спину. По разрезу и подолу опашни окаймлялись другими видами ткани и были расшиты золотом и шелком. В плечах она делалась Уже, а вот в подоле — шире. Рукава были длинные с проймами, как в опашне, на краях этих рукавов пристегивалось запястье из другой ткани, чаще вышитое, подол подпушался широкой полосою другой материи, а разрез, который застегивался пуговицами, обыкновенно 15 штук, окаймлялся металлическим кружевом или тесьмою, густо расшитою золотом. Телогреи в 15-17 веках были как холодными так и теплыми, подбитыми куницею или соболем.
Женская шуба отличалась от мужской. Они были холодными и теплыми на меху.
Выходящая — в городах уже вышедшая — из употребления мужская долгополая верхняя одежда. Кучерской к.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Толстой, «Князь Серебряный» Фразеологизмы и устойчивые сочетания.
Среди различных согласий существуют различные фасоны и покрои кафтанов [17]. В старообрядческих кафтанах, в основном не изменившихся с XIX века, присутствуют архаичные, восходящие к допетровской Руси детали, например, кафтаны со шнурами, на которых через равный отрезок длины закреплены две-три пуговицы рудимент застёжки на разговоры , носившиеся до конца XIX-начала XX века [17]. В разделе не хватает ссылок на источники см.
Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. Верхние часто делались тёплыми, с мехом или со стеганной ватной подкладкой ватник. Кафтаны допетровской Руси[ править править код ] Домашний кафтан — носился в домашней обстановке богатыми людьми. Становой кафтан — долгополый кафтан с клиньями в полах, шившийся «по стану», то есть по фигуре, с перехватом на талии. Имел короткие рукава, до локтя.
По другой версии, становой кафтан обладал широкими рукавами [3] [24]. Терлик — кафтан, носившийся царскими стражниками- рындами , сокольничьими и т. Спереди присутствовал особый нагрудник, застегивавшийся на правой стороне груди и правом плече. По покрою был похож на польский кафтан. Чуга — кафтан для верховой езды и для военных. Этот кафтан имел короткие рукава и отложной воротник, а на подоле по два боковых разреза.
В сочинении итальянца Ф. Тьеполо, составленном по рассказам очевидцев, русская пехота середины XVI века описывается следующим образом: « Пехота носит такие же кафтаны как и конница , и немногие имеют шлемы ». Турский кафтан — долгополый кафтан без ворота и свободного покроя с очень длинными порой откидными рукавами, застёгивавшийся у горла на две пуговицы [2]. Жупан , он же польский кафтан — кафтан, плотно охватывавший фигуру в верхней части и обладавший широкими нижними полами. Рукава были очень широкими у плеча, сужаясь от к локтю и бывшие узкими до кисти.
Эти колпаки делались с продольными разрезами спереди и сзади до половины; разрезы эти окаймлялись жемчужными нитями и застегивались пуговками. Этой формы шапки носили и бедные мужики, из сукна или из войлока, зимой подбивая овчиной или каким-нибудь недорогим мехом. Третий род шапок — четырехугольная низкая шапка с меховым околышком из черной лисицы, соболя или бобра; летом этот околышек пристегивался для красоты, а зимой вся шапка была подбита мехом или хлопчатой бумагой. На ней делались также прорехи, как и на колпаке, с пуговками, по шести на каждой прорехе. Вершок ее был чаще всего суконный, вишневого, червчатого, зеленого и часто также черного цвета: избегая черного цвета на платьях, русские считали его приличным на шапках.
Этого рода шапки носили дворяне, дьяки и бояре, когда не были в параде. Четвертый род шапок были так называемые горлатные шапки — исключительная принадлежность князей и бояр. Одинаковость одежды у всех сословий здесь имела границы. По шапке можно было узнавать происхождение и достоинство. Высокие шапки означали знатность породы и сана. Как бы великолепно ни оделся посадский, он не смел надеть высокой шапки, и даже в самих колпаках, обыкновенной народной шапке, вышина соизмерялась со знатностью носившего шапку. Горлатная шапка делалась из драгоценных мехов с суконным верхом, а иногда с меховым. По своей фигуре она составляла противоположность колпаку, ибо кверху была шире, книзу уже. Спереди делалась прореха, окаймленная вдоль образцами или плащами с насечками. На одной стороне прорехи делались петли, густо обложенные жемчугом, изображавшие какую-нибудь фигуру, например, в виде змейки, львиной головки и прочее, на другой стороне прикреплялись золотые пуговки, иногда с драгоценными камнями в средине.
Во время парада боярин надевал тафью, на тафью колпак, а на колпак горлатную шапку. Также и в царских выходах царям подавались шапки с колпаком. Знатные люди считали приличием и достоинством своего сана кутать как можно больше голову и часто в комнате за нарядными столами сидели в своих тяжелых шапках. Когда они возвращались домой, то, сняв шапку, напяливали ее на болванец, расписанный нарядно иконописцами и составлявший украшение в доме. Обычай так закутывать голову поддерживался тем, что русские, по восточному обычаю, очень плотно стриглись, а иногда даже и брили себе головы. Только те, которые теряли родных или попадали в царскую немилость, отращивали на голове волосы в знак печали; без этого все старались стричься как можно плотнее и перед каждым большим праздником считали долгом непременно остричься. Зато все носили бороды, и чем борода была длиннее, тем осанка человека считалась почтеннее и величественнее. Богатый человек холил ее, берег и расчесывал гребешком из слоновой или моржовой кости. При Василии Ивановиче начало было входить в обычай бритье бород, и сам великий князь последовал этому обычаю; но духовенство вопияло против него, и Стоглав предал неблагословению Церкви дерзавших отступать от дедовского обычая. Под влиянием Церкви борода долго сохранялась и почиталась необходимой принадлежностью человека, и если у кого от природы не росла борода, к тому имели недоверие и считали его способным на дурное дело.
Различные виды традиционной русской обуви Девушка в рубахе. XVII в. В довершение блеска своих одежд русские украшали уши серьгами или одной серьгой и вешали на шею драгоценные золотые или позолоченные цепи, а к самим цепям прикрепляли кресты, и такие цепи передавались вместе с крестами от родителей к сыновьям как залог благословения. Также цари жаловали ими своих приближенных. Иногда они были так массивны, что весили до двух фунтов. На пальцы русские надевали множество перстней с алмазами, яхонтами, изумрудами и сердоликами, с вырезанными на них печатями; можно было встретить перстни в золотых ободочках и с железной печатью. В старину не было наследственных и гербовых печатей; всякий делал себе произвольно по вкусу на перстнях печати. Кроме перстня с печатью на руках у русского было еще их несколько с камнями, так что иногда трудно было разогнуть пальцы; обилие камней в старинном русском туалете не должно изумлять читателей, потому что по большей части эти камни были низкого достоинства, так называемое, по тогдашнему образу выражения, плохое каменье, да и люди с состоянием часто платили хорошие деньги за дурные камни, потому что не умели распознавать их достоинства. Для утирания носа русские носили платки, которые у зажиточных делались из тафты и отстрочивались золотой бахромой, но их хранили не в карманах, а в шапках, и когда сидели в гостях, то держали в руках шапку, а в ней платок. Впрочем, не считалось неприличным высморкаться и двумя пальцами, даже за столом, и потом обтереть руки о скатерть.
Простонародье не знало носовых платков вовсе и не предполагало, чтобы они могли быть необходимы. В довершение русского наряда люди знатные привешивали шпаги. Это право предоставлялось только служилым и тем, которые по своему происхождению его заслуживали, именно: боярам, окольничим, стольникам, иноземцам, начальным людям, дворянам и детям боярским; простолюдинам, посадским и крестьянам запрещалось ходить с оружием, зато и знатные, и незнатные не иначе выходили из домов, как с тростью или палкой, которая украшалась точеным набалдашником с вычеканенным наконечником. Набалдашник раскрашивался или окладывался перламутром. Посох служил эмблемой степенности и важности; от этого цари не иначе даже выходили из своих покоев, как с посохом. Женские одежды, по свидетельству очевидцев, были похожи на мужские, тем более что последние вообще делались длинными. Но, однако, в одеждах двух полов были и особенности, так что можно было с первого взгляда отличить женщину издали. Не говоря уже о головных уборах, к самим одеждам, носившим те же названия, как у мужчин, прибавлялось слово «женский», например, женская шуба, женский опашень. Женская рубаха была длинная, с длинными рукавами, цвета белого или красного: красные рубахи, как и у мужчин, считались нарядным бельем. К рукавам рубахи пристегивались запястья, вышитые золотом и украшенные жемчугами.
Поверх рубашки надевался летник: одежда эта не была длинна и по крайней мере не доходила до пят, как это видно из кроильной книги, где на царицу Евдокию Лукьяновну полагается для длины летника аршин с тремя четвертями, тогда как длина другой одежды на ту же особу простирается до двух аршин с полувершком. Рукава его были так длинны, как целый летник, и чрезвычайно широки, например, до тринадцати вершков и даже до тридцати. Эти рукава назывались накапками: они вышивались золотом и унизывались жемчугом. Подол обшивался иной материей с золотой тесьмой, со шнурком и бахромой. Вдоль одежды на передней стороне делался разрез, который застегивался до самого горла, потому что приличие требовало, чтобы грудь женщины была застегнута как можно плотнее. Зимой летники подбивались мехом и назывались кортелями. Душегрея вид сзади Женщина в летнике. Принадлежность летника составляли вошвы, то есть вшитые места; но трудно решить, где именно они вшивались; некоторые полагали, что они пристегивались к рукавам, но так как они были очень широки, например, семнадцать вершков, то едва ли была возможность пришить их к рукавам или накапкам, которые были и без того широки. Если только они не одно и то же, что накапки, то, быть может, они накладывались на полы летника по обеим сторонам разреза, как нашивки на мужских кафтанах. Эти вошвы были всегда расцвечены и распещрены разными фигурами в виде листьев, трав, зверей и тому подобное.
Материи, из которых делались летники, у зажиточных были по большей части легкие, так, как для мужского зипуна, например, тафта, но иногда эти одежды делались также из тяжелых золототканых и сребротканых материй. На подкладку употребляли менее ценные материи, например, киндяки или дороги. Цвета их были различны. Упоминаются летники лазоревые, зеленые, желтые, но чаще всего червчатые. Чтобы иметь понятие о наружном виде этой одежды, приведем несколько примеров летников из богатой материи. Вот летник червчатого атласа, сотканного пополам с золотом; вошвы черного бархата с вышитыми узорами. Вот другой летник: он сделан из червчатой камки с серебряными и золотыми узорами, поочередно представляющими листья; вошвы к нему из червчатого бархата, расшитого канителью и трунцалом; подол из лазоревого атласа. Вот третий летник: он из материи сребротканой пополам с золотом, вошвы к нему черного бархата, с расшитыми по нему узорами. Вошвы чаще всего были другого цвета, чем сам летник, например: летник желтой камки, а вошвы к нему золотного бархата; летник полосатый, а вошвы черного бархата; летник червчатый, вошвы из синего аксамита. Небогатые женщины носили летник из зуфи, дорогов, киндяков, а вошвы расшивали шелками и цветной пряжей.
К летникам, как к мужским зипунам, пристегивалось шейное ожерелье. У женщин оно теснее прилегало к шее, чем у мужчин, и потому иностранцы находили его похожим на собачий ошейник. Оно состояло из тесьмы, очень часто черного цвета, вышитой золотом и унизанной жемчугом; к воротнику летника оно пристегивалось пуговками, обыкновенно числом до пяти. Верхняя женская одежда была опашень, длинная одежда с частыми пуговицами от верху до низу; у богатых они были золотые или серебряные вызолоченные, у бедных оловянные. Эта одежда делалась из сукна, обыкновенно красных цветов; рукава были длинными до пят, но пониже плеча делались прорезы или проймы, сквозь которые свободно входила рука, а остальная часть рукава висела. Таким образом женщина могла показывать не только широкие накапки своего летника, но и запястья своей рубахи, шитые золотом. Вокруг шеи пристегивался широкий меховой, обычно бобровый, воротник, называемый ожерельем, круглой формы, покрывавший грудь, плечи и спину. По прорезу и по подолу опашни окаймлялись кусками другой материи, расшитыми шелками и золотом. Сарафан Боярыни в шапках. В подробности отличие покроя ее от опашня неизвестно; в плечах делалась она уже, к подолу шире; рукава были длинные с проймами, как в опашне, на краях этих рукавов пристегивалось запястье из другой материи, обыкновенно вышитое; подол окладывался подпушался широкой полосой другой материи, а разрез, который застегивался пуговицами, обыкновенно пятнадцатью, окаймлялся металлическим кружевом или же тесьмой, густо расшитой золотом.
Телогреи были холодные и теплые, например на куницах или соболях. Женские шубы отличались от мужских, ибо упоминается название женская шуба. Шуба, по-видимому, у женщин означала не всегда одно только меховое платье, потому что встречается название холодная шуба.
В старину: род короткого кафтана Ответы и Решения
- Традиционные народные костюмы
- Кафтан — Википедия
- Русский костюм. Словарь старинных понятий.
- Ответы на сканворды и кроссворды
- Род кафтана, 7 букв
Старинный короткий кафтан на крючках со сборками сзади
Александр Иванович Ригельман. Одежда донских Казаков Ригельман. Кафтан на Руси. Кафтан 19 век Россия. Зипун казака. Зипун донских Казаков. Мужская одежда до Петра 1 и при Петре 1.
Одежда дворян до Петра 1 и при. Одежда дворян до Петра 1 и после Петра 1. Одежда дворян до и после Петра 1. Кафтан картинка для детей. Рисунок без фона кафтан. Зипун картинка.
Кафтан PNG на белом фоне. Устаревшие названия одежды. Старинная одежда названия и картинки. Старинная одежда кафтан. Парадный костюм Петра 1 : кафтан, камзол. Кафтан и камзол при Петре 1.
Кафтан камзол Петр 2. Дворянский камзол 17 века. Русский народный костюм зипун. Камзол Англия 18 век. Камзол мужской 19 век Англия. Камзол на пуговицах мужской 18 век.
Камзол мужской 18 век Германия. Камзол мужской 17 век. Камзол Франция 17 век. Жюстокор 17 века. Одежда бояр, царей 16-17. Одежда бояр Московской Руси 16 века.
Одежда русских бояр 16 века. Жупан зипун. Крестьянский зипун 17 век. Казацкий зипун. Камзол Петра 1. Камзол эпохи Петра 1.
Мужская мода при Петре 1 камзол. Польский кунтуш 17 век. Жупан и кунтуш. Шляхтич кунтуш 17 век. Польский кафтан кунтуш. Русский мужской костюм 17 века Боярин.
Одежда бояр 17 века. Боярская одежда в 17 веке. Русские бояре 16 века. Старинная одежда описание. Сообщение на тему старинная одежда. Кафтан описание.
Кафтан описание одежды. Головин портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова. Шаляпин в костюме Ивана Грозного. Одежда царь Борис Годунов. Польский Жупан 17 век.
Мужская мода при Петре 1 камзол.
Польский кунтуш 17 век. Жупан и кунтуш. Шляхтич кунтуш 17 век. Польский кафтан кунтуш. Русский мужской костюм 17 века Боярин. Одежда бояр 17 века.
Боярская одежда в 17 веке. Русские бояре 16 века. Старинная одежда описание. Сообщение на тему старинная одежда. Кафтан описание. Кафтан описание одежды.
Головин портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова. Шаляпин в костюме Ивана Грозного. Одежда царь Борис Годунов. Польский Жупан 17 век. Польский кафтан 17 век. Кафтан древней Руси.
Русский Боярский костюм 17 века мужской. Кафтан бояр 17 века-. Ферязь одежда в древней Руси. Мужской костюм крестьянина древней Руси. Старинная одежда названия. Старорусская одежда названия.
Название одежды в древней Руси. Казачий костюм черкеска. Одежда Казаков кубановедение 4 класс. Национальная одежда Казаков и казачек сообщение. Описание казачьей черкески. Костюм польского шляхтича 16-17 век.
Камзол это в древней Руси. Камзол мужской 18 век сзади. Кафтан 17 века вид сзади. Кафтан Петра 1 вид сзади. Мужская одежда славян древней Руси. Древнерусская мужская верхняя одежда зипун.
Мужская одежда Русь 16 век. Кафтан дворянина 17 века Русь. Одежда горожан 17 века. Мужская одежда крестьян 19 века. Кафтан Петра 1 17 века в России. Зипун дворянина 17 века.
Камзол дворянина в России 17 века. Коронационный костюм Петра 2. Коронационный костюм Петра 1. Венгерские кафтаны при Петре 1. Мужской кафтан камзол при Петре 1. Камзол Петра 1 в Эрмитаже.
Камзол и кафтан 18 век в России. Рубаха косоворотка 16 век. Рубаха-косоворотка древняя Русь. Рубаха косоворотка 19 века. Рубаха косоворотка 14-17 века музей.
Серафимович, Железный поток. Популярен в России 1-й пол. Позднее словом А. Словарь слов из произведений русской литературы Архалук, а, м. Стеганный на вате короткий кафтан.
О словаре Этнографический словарь — справочный словарь, посвященный народам мира, их вероучениям и культуре. Словарные статьи содержат подробные определения большинства применяемых в этнографии терминов и определений, а также сведения о мифологии и религии народов мира, отражают формирования народов, народностей и наций в контексте мировой истории. Статьи этнографического словаря содержат ссылки на понятия, в той или иной мере связанные с главным термином. Аналогично устроены ссылки на более узкоспециализированные термины — с их помощью можно перейти к более общему понятию. Словарь будет полезен студентам вузов, специалистам и всем, интересующимся этнографией. Стеганный на вате короткий кафтан. Сам хозяин отправлялся в коротеньком сюртучке, или архалуке, искать какого-нибудь приятеля, чтобы попользоваться его экипажем. Словарь включает более 7 тысяч слов и выражений, а также более 500 иллюстраций, помогающих читателю лучше понять контекст. В словарных статьях приведена информация о происхождении выражения, а также — цитаты из художественной литературы, в которой это выражение употреблялось.
Словарь адресован широкому кругу читателей, интересующихся русской классической литературой. Тюркизмы в русском языке архалук архалуг м устар. Радлов архалых аз. О словаре Под тюркизмами в лингвистике понимаются слова, пришедшие в русский язык в том числе древнерусский, славянский из других тюркских языков, как напрямую, так и опосредовано.