Посмотрев слайд – презентацию с одноименным названием, старшеклассники познакомились с интересными фактами биографии и творчества писателя-классика вского. Русский дом в Нур-Султане представляет четвертый выпуск проекта «Великое пятикнижие Федора Достоевского», приуроченного к. Достоевский через образ Мышкина передает атмосферу кризиса, разобщенности и упадка общества.
Книга 1 – “Преступление и наказание” (1866)
- Пятикнижие достоевского
- Прочитаем классику вместе » Абинская межпоселенческая библиотека
- Федор Достоевский: Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского. Комплект из 5-ти книг
- Описание товара
- Великое пятикнижие Ф. Достоевский
- Достоевский Ф.М - 200 лет & "Великое пятикнижие" [1] - Конференция
Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского, комплект из 5 книг
это неофициальное название для обозначения пяти самых масштабных его романов. Великое пятикнижие звучала тема очередной литературной гостиной, посвященная 200-летию Ф. М. Достоевского. Смотрите видео онлайн «Что такое Великое пятикнижие Достоевского» на канале «Законы магического притяжения» в хорошем качестве и бесплатно. Пятикнижие Федора Достоевского Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Федора. Наследие Достоевского насчитывает восемь романов, 11 повестей, 15 рассказов, публицистические очерки, письма и дневники.
Книга 1 – “Преступление и наказание” (1866)
- Поговорили о пятикнижии Достоевского
- Достоевский, Шекспир и Лабковский: 10 новинок Московской книжной ярмарки
- «Великое пятикнижие Достоевского» - шесть видеопрограмм к юбилею писателя | Profile Russia
- Главные идеи
"Великое пятикнижие Фёдора Михайловича Достоевского"
Общий объем трудов Достоевского был оценен и объединен в так называемое «Великое пятикнижие» в процессе сбора его произведений в 1881-1883 годах. Федор Достоевский Пятикнижие. Романы Великого Пятикнижия Достоевский. Пятикнижие Достоевского по порядку. Роман бесы, подросток, Роман братья Карамазовы. Фёдор Михайлович Достоевский уже давно вышел из узких рамок просто великого русского писателя. В литературных кругах «великим пятикнижием» принято называть неофициальный цикл из пяти самых масштабных романов Фёдора Михайловича Достоевского. Пять главных романов Достоевского даже называют «Великим пятикнижием».
«Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского
На этой странице представлена подборка книг «Пятикнижие Достоевского», в нее входит 6 книг. Подборку добавил пользователь tumoxa. Итогом творческого и жизненного пути Достоевского стал последний роман «великого пятикнижия» «Братья Карамазовы»[291], замысел которого возник весной 1878 года. Период с 1866 по 1881 год стал пиковым в творчестве Достоевского — именно в это время он написал пять своих самых значимых романов, которые исследователи прозвали Пятикнижием.
Достоевский, Шекспир и Лабковский: 10 новинок Московской книжной ярмарки
Произведения Достоевского можно читать бесконечно, неподражаемый стиль, испытываешь неповторимые эмоции и переживания. Но больше всего в своих произведениях Достоевского интересовали вопросы добра и зла, а именно — проблема выбора между ними. Участники: Волгин Игорь (историк, поэт, основатель и президент Фонда Достоевского). Произведения Достоевского можно читать бесконечно, неподражаемый стиль, испытываешь неповторимые эмоции и переживания. Ощущения, которые Достоевский мог испытывать перед казнью, отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот».
Пятикнижие Достоевского — 6 книг
Иван Григорьевич принялся писать Иванову письма, но они почему-то оставались без ответа. Пришёл ответ лишь в конце ноября: по сообщению «Московских ведомостей», в Петровском парке, в пруду, подо льдом было обнаружено окровавленное мёртвое тело. При опознании выяснилось, что убитым оказался слушатель Петровской академии, студент Иван Иванович Иванов. Имя организатора преступления появилось в газетах через месяц.
Вначале его назвали только виновником студенческих волнений, но уже спустя несколько дней — убийцей. Кровью отступника Сергей Нечаев решил сплотить свою социалистическую ячейку «Народная расправа», составленную им в 1869 году. Чуть позже Россия прочитает главный памятник его литературного творчества: «Катехизис революционера».
Текст этого наставления был зашифрован и не предназначался для широкого распространения. Однако он оказал колоссальное влияние на все последующие революционные движения, включая большевизм. В частности, в разделе «Катехизиса революционера» под заголовком «Отношение революционера к обществу» есть такие строки: «Революционер вступает в государственный, сословный, так называемый образованный мир и живёт в нём только с верою в его полнейшее скорейшее разрушение.
Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире. Он не должен останавливаться перед истреблением положения, отношения или какого-либо человека, принадлежащего к этому миру. Все и вся должны быть ему равно ненавистны.
Тем хуже для него, если у него есть в нём родственные, дружеские или любовные отношения; он не революционер, если они могут остановить его руку». Своеобразную интерпретацию «Катехизиса» выдаёт Пётр Верховенский, один из центральных персонажей романа «Бесы»: «Мы проникнем в самый народ... Наши не те только, которые режут и жгут, да делают классические выстрелы да кусаются.
Я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтобы испытать ощущения, уже наши, наши.
Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают!..
Везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный... Знаете ли, сколько мы одними готовыми идейками возьмём? Уже преступление не помешательство, а именно здравый-то смысл и есть, почти долг, по крайней мере, благородный протест.
Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи водки ведро». О, дайте, дайте, взрасти поколению. Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они ещё попьянее стали!
Ах, как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идёт... Одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь — вот чего надо!
А тут ещё «свеженькой кровушки», чтобы попривык... В русском народе до сих пор не было цинизма, хоть он и ругался скверными словами... Надо, чтоб и народ уверовал, что мы знаем, чего хотим, а что те только «машут дубиной и бьют по своим».
Эх, кабы время! Одна беда — времени нет. Мы провозгласим разрушение...
Надо, надо косточки поразмять.
По её словам, не читать Достоевского невозможно, «он не отпускает». И в то же время такое чтение — это труд, но захватывающий и благодарный. Считаю, тот, кто не прочитал «пятикнижия Достоевского», пяти его, без малейшего преувеличения, великих романов — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» — духовно обеднил себя, лишился чего-то очень важного в знании и понимании как русского человека, России, так и человечества в целом Валентина Матвиенко, Председатель СФ Фёдор Достоевский, по мнению спикера палаты регионов, даёт читателям «пищу для размышлений» на тему «в чём суть человека?
Что сбылось и, возможно, еще сбудется? Людмила Сараскина: В 1921 году в столетний юбилей Достоевского в журнале "Печать и революция" появилась публикация, где утверждалось: все сбылось по Достоевскому. Переверзев, - все еще современный писатель; современность еще не изжила тех проблем, которые решаются в творчестве этого писателя.
Говорить о Достоевском для нас все еще значит говорить о самых больных и глубоких вопросах нашей текущей жизни". Это и сценарий падения империи в лицах, и почерк политических убийств, и аристократы, пошедшие в демократию, и их инфернальные "подвиги". Оптика Достоевского, его способность предвидеть, помещая уже случившиеся события в горизонты предстоящего, была поразительной! Будущие итоги настоящих событий ему были ясны до подробностей. Он чувствовал "химию и физику" грядущей революции, предвидел ее соблазны и последствия. Оптика Достоевского, способность предвидеть, помещая случившиеся события в горизонты предстоящего, была поразительной Политические скандалы, болезненный абсурд, хаос, жизнь в стиле беспредела, все то, что принято называть "достоевщиной", станет обыденностью. Крушение нравственных и духовных основ человека, снятие всех законов и правил, норм, границ, запретов, сдерживающих начал, разрушительное торжество антиморали, насилие, вырвавшееся на свободу, изгнание истины - все эти знаковые явления современности в совокупности своей сложатся в антропологическую катастрофу.
Иван Бунин, не будучи поклонником художественной манеры Достоевского, вынужден был вслед за ним с болью и тоской свидетельствовать о расчеловечивании людей в эпоху революционных бесчинств, о неизбежном переименовании добра и зла. Его дневник "Окаянные дни" стал проверкой на практике того, что автор "Бесов" предвидел, а он, Бунин, увидел и пережил. Порой кажется, что история "после Достоевского" продолжает дописывать его, выдвигая новые невиданные сюжеты. Пять его романов, "пятикнижие", обрели репутацию диагноза всего следующего столетия, многоликой бесовщины ХХ века. Вряд ли можно усомниться, что история исчерпана и ей нет продолжения в XXI столетии. Несбывшееся из предвиденного не доказывает ошибочность того, кто предвидел. Несбывшееся не сбылось ПОКА.
История, описанная Достоевским "на вырост", еще аукнется и откликнется. Реальность Достоевского остается открытой, и это ее фундаментальное свойство! Кто будет жить, тот увидит. Как в мире отмечается 200-летие Достоевского? Пандемия сильно изменила планы и форматы? Людмила Сараскина: Одними из первых юбилейный марафон начали литераторы Японии, предложив достоевсковедам написать эссе для спецвыпуска журнала "Современная мысль". Одна из тем - "Достоевский во время пандемии".
Кажется, будто специально для нас, сегодняшних, был написан сон Раскольникова, которому пригрезилось, как неслыханная и невиданная моровая язва, пришедшая из глубины Азии в Европу, поражает мозг и души людей, отнимает разум, обрекает человечество на гибель. Очевидно главное: именно во времена глобальных бедствий аукается нам Достоевский, подает сигналы тревоги. Его "указующий перст" и напоминает, и предостерегает... Пандемия многое изменила, прежде всего в образе жизни - уже полтора года научное общение привыкает к дистанционному формату: в Сети даже появилось, в подражание Рене Декарту, утверждение: covido ergo zoom обыгрывается знаменитое изречение "cogito ergo sum" - "мыслю, следовательно существую", - Прим. Сон Раскольникова в точности описывает то, что происходит сегодня. Но согласитесь, что дистанционные формы общения дают и новые возможности. Ведь тем не менее юбилей отмечают широко?
Людмила Сараскина: Отмечают - празднуют! Известия приходят из мест, где, казалось бы, есть только свои кумиры. Особенно приятно сознавать, что юбилей считают долгом отметить все без исключения российские музеи писателя, многие институты и университеты - выставками, конференциями, семинарами, "круглыми столами". Прошла Международная конференция "Достоевский в диалоге культур: взгляд из XXI века" в Государственном институте искусствознания, где я служу, с обширной географией участников - от Мельбурна и Ланкашира до Севастополя. И можно ли не назвать в череде юбилейных торжеств замечательный проект - чтение "Преступления и наказания" на 22 языках, прозвучавшее от Буэнос-Айреса до Токио?! Фото: Телефильм Кажется, мы сильно рассорились с Европой... Что сказал бы в связи с этим Федор Михайлович?
Ведь он считал, что русские даже больше европейцы, чем сами европейцы. Людмила Сараскина: Предвидения автора "Дневника писателя" о будущих взаимоотношениях России и дальнего Запада, России и славянского мира поистине ошеломительны.
Достоевского», «Антропоцентризм Ф. Достоевского: современное прочтение русской классики», «Ф. Достоевский глазами современника», «Преступление и наказание: пространство смысла». Студенты филологического факультета показали инсценированный отрывок «Воскрешение Лазаря» из романа «Преступление и наказание». После пленарного заседания работа конференции продолжилась в секциях по следующим направлениям: «Cлово и образ в творчестве Ф.
Достоевского», «Художественная антропология Ф. Достоевского», «Ф.
Пятикнижие Достоевского — 6 книг
Они были написаны один за другим и составляют своеобразный романный марафон этого великого прозаика. В состав великого пятикнижия входят следующие романы: "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Подросток" и "Братья Карамазовы". Роман "Преступление и наказание" 1866 является историей об одном преступлении. Это рассказ о двойном убийстве, совершенном бедным студентом по причине денег. Сюжет этого романа кажется простым, но он производит глубокое интеллектуальное и эмоциональное впечатление, которое оставляет неизгладимый след. В чем заключается его загадка? Помимо очевидного ответа, связанного с гениальностью Достоевского, есть еще один аспект: "проклятые" вопросы не имеют простых и однозначных ответов. Бедность, собственные страдания и страдания близких всегда ставят перед человеком выбор: есть ли у меня право нарушить нравственные законы, чтобы впоследствии стать спасителем униженных и утешителем слабых? Должен ли я сначала полюбить себя и только потом, став сильным, полюбить ближнего своего?
Эти вечные вопросы затрагивают глубинные аспекты человеческой природы. Из воспоминаний жены писателя А. Достоевской известно, что в романе "Преступление и наказание" изображен реальный Петербург. Автор описывает реально существующие дома, мосты, улицы, распивочные и другие места. Интересно, что даже двор, в котором Раскольников прятал украденное имущество, также реально существовал.
Вскоре, Родион получает письмо от матушки, где говорится, что сестра Раскольникова Дуня готова выйти замуж за Лужина, человека, которого она совершенно не переносит на дух и жертвует собой ради спасения семьи. Далее все происходит как в тумане — сумбурные события, безысходность и мысли в голове студента сбиваются в груду мыслей людей необыкновенных. Раскольников смело относит себя ко второму типу людей, планирует и совершает убийство. На создание данной книги ушло 2 года. В 1868 году, когда произведение было готово наполовину, Федор Михайлович отправил письмо А. Майкову, в котором подробно изложил основную суть романа «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно». Было совершено политическое убийство, убит студент Иван Иванов революционером Сергеем Нечаевым, впоследствии чего зародилось движение «нечаевцы».
Незаконнорождённый Аркадий оказывается в обстоятельствах, которые делают проблему жизненного выбора неизбежной и полной возможностей. Возможности — в его юности, незавершённости процесса становления, а неизбежность — в том состоянии уже начавшегося распада его личности, морального и психического, который отмечает критическая сторона сознания самого героя. Неизбежность и в авторской предрешённости. Девятнадцатилетний возраст Аркадия в период описываемых им событий подчёркивается Достоевским уже в первых набросках к роману. Существенно при этом, что, соотнося понятие «подросток» с девятнадцатью годами героя, автор отмечает несоответствие между его возрастом и традиционным толкованием возрастных границ этого определения. Обосновывая для себя право называть героя «подростком», Достоевский продолжает: «В самом деле, растут ли после 19 лет? Характерно и следующее замечание Достоевского: «То, что его так запросто выписали, выслав ему деньги из Москвы, тётки, объясняется его 19-ю годами: и церемониться нечего, и разговаривать не стоит». Замысел романа оформлялся в период редакторской работы писателя в журнале «Гражданин» и был связан как с опубликованными там публицистическими выступлениями, предшествующими неосуществлёнными планами, так и с некоторыми ранними произведениями «Двойник», «Маленький герой», «Записки из подполья» и зрелыми романами «Идиот», «Бесы». Наряду с многими протагонистами романов «великого пятикнижия» главный герой «Подростка» — носитель идеи. На этом основании «Преступление и наказание», «Идиота», «Бесов», «Подростка» и «Братьев Карамазовых» литературоведы называют идеологическими романами термин впервые употребил Б. При этом главным в произведении Достоевский считал не проверку «идеи» Долгорукого на прочность, а поиск им идеала. Наряду с темой «отцов и детей», отражённой в «Бесах», на первый план выходит тема воспитания подростка, поэтому литературоведы причисляют произведение к жанру романа воспитания. В конце «Записок» своего рода покаянной исповеди герой пишет о неузнаваемом изменении «идеи Ротшильда»: «... Роман «Братья Карамазовы» 1879-1880 гг. Это заключительный роман «великого пятикнижия» Фёдора Михайловича Достоевского. В итоговом произведении по-новому повторились многие мотивы, сюжеты, образы его предыдущих сочинений. К созданию «Братьев Карамазовых» писатель, по сути, шёл всю жизнь. Здесь поставлены коренные проблемы человеческого бытия: вопрос о смысле жизни каждого человека и обобщённой истории человечества, вопрос о нравственных основах и духовных опорах существования людей. Эта книга созревала на национальной ниве, складывалась на почве общих исканий философско-религиозной и художественно-гуманистической мысли и знаменует новый этап в её развитии: стремление сблизить, свести воедино науку и религию, философию и сердечную веру. Это стремление отчётливо проявилось в те же годы в деятельности Владимира Соловьёва, в его «Чтениях о Богочеловеке», послуживших одним из стимулов к работе Достоевского над его последним романом. Вместе с тем «Братья Карамазовы» опираются на длительную европейскую литературную традицию в осмыслении названных вопросов, вступают в диалог с произведениями Шекспира, Гёте, Шиллера, Гюго, включены в широчайший культурный контекст эпохи. В личной творческой лаборатории писателя истоки романа восходят к его масштабным замыслам — «Атеизм» 1868-1869 гг. Весной 1878 года окончательно оформляется проект в двух-трёх томах о нравственных мытарствах Алексея Фёдоровича Карамазова и его братьев. Один из них, Иван — тип Атеиста, а сам герой — монастырский послушник, уходящий в мир. Позиции братьев Карамазовых предельно обобщены: в их судьбах представлена судьба всей современной интеллигенции, будущее человечества поставлено в зависимость от нравственно-этического развития личности. По одному из планов, «один брат — атеист. Другой — весь фанатик. Третий — будущее поколение, живая сила, новые люди». В романе представлены три поколения: отцы, взрослые дети и будущие «бродящие силы» — мальчики-гимназисты. Однако целью писателя было дать не исторический роман, а картины и лица текущей жизни. Достоевский обратился к недавнему прошлому, к событиям тринадцатилетней давности, которые должны были стать введением к современной деятельности Алексея Карамазова. Даже в самой топографии романа воспоминания детства соединяются с впечатлениями последних лет: город, в котором происходит действие романа, отражает облик Старой Руссы, а окружающие его деревни Чермашня, Мокрое связаны с имением отца писателя Даровое в Тульской губернии. Дмитрий, Иван и Алёша Карамазовы — три этапа биографического и духовного пути самого Достоевского. Дочь писателя, Любовь Фёдоровна, утверждает, что Иван Карамазов, «согласно нашему семейному преданию, — это Достоевский в его ранней молодости. Есть также известное сходство между моим отцом, каким он был, вероятно, во второй период жизни, между каторгой и длительным пребыванием в Европе после второй женитьбы, и Дмитрием Карамазовым. Дмитрий напоминает моего отца шиллеровским сентиментализмом и романтическим характером, наивностью в отношениях с женщинами... Но больше всего это сходство проявляется в сценах ареста, допроса и суда над Дмитрием Карамазовым. Очевидно, сцена суда занимает так много места в романе потому, что Достоевскому хотелось описать страдания, пережитые им во время процесса Петрашевского и никогда им не забываемые.
Не каждый может выдержать такое давление. В произведениях разбираются глубинные душевные порывы человека, причем не всегда добрые. Вспомнить хотя бы сцену убийства старухи-процентщицы. В ней детально описывается, как Раскольников проломил череп Алены Ивановны, как растеклась кровь по полу и как она липла к рукам убийцы. Момент расправы занимает две страницы, — поделилась Ирина Марюхина. В связи с этим многие читатели разделились на два лагеря: кто-то автора обожает, а кто-то терпеть не может и утверждает, что даже не прикоснется к книгам Достоевского. Она соответствует запросам времени и даже необходима читателю. Мир агрессивен к человеку. Пусть лучше ребенок выработает мнение и отношение по поводу сложных сторон жизни через искусство, а не столкнувшись с проблемой лицом к лицу. Нам не нужно проживать бесконечное число жизней, наступая на одни и те же грабли, — мы сможем понять какие-то моменты благодаря истории книжного персонажа, — отметила Наталья Свитенко. Вопросы добра и зла В этом «Преступление и наказание» дает читателю колоссальный опыт. Судьба Сонечки Мармеладовой, например, показывает, что счастливым может быть любой человек. Девушка чиста перед Богом и собственной совестью, а потому спасает других героев. Раскольников же становится доказательством того, что интеллект в отрыве от сердца ничего не значит. Если герой находит искусственную опору, на самом деле не отвечающую его внутренним ощущениям, он просто погибает. Об этом и рассказывают ребятам в рамках школьных уроков.