Он и раньше отмечался 8 июля, в День Петра и Февронии, но не на таком официальном уровне. И «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в честь которых и существует День семьи, любви и верности, — это чуть ли не единственное произведение древнерусской литературы, посвященное этому прекрасному чувству.
День семьи, любви и верности 8 июля 2023: Петр и Феврония, история и традиции праздника
День их памяти совпадает с общенациональным праздником — Днем семьи, любви и верности. Господь свёл эту чету удивительным образом. Брат муромского князя Петр, заболев тяжким недугом, отправился на поиски лекаря в Рязанские земли. Там он встретил Февронию.
Девушка согласилась исцелить князя при условии, что он станет её мужем. После своего выздоровления Петр сдержал обещание и взял Февронию в жены. За свою земную жизнь святая чета показала невероятную преданность друг другу.
Все радости и невзгоды они привыкли делить пополам. Даже когда муромские бояре взбунтовались против княжны из крестьянского сословия и потребовали у князя отказа от престола, Петр не оставил Февронию и вместе с ней покинул город. Вскоре после их ухода начались распри и смута, сам народ попросил князя вернуться и занять место законного правителя.
Перед смертью по благочестивому обычаю супруги приняли монашеский постриг с именами Давид и Ефросиния. Святые Петр и Феврония скончались в один день. Они завещали положить их в один гроб, который давно для себя приготовили.
И по сей день мощи муромских чудотворцев покоятся в общей раке. Повесть о Петре и Февронии «Повесть о Петре и Февронии» — памятник древнерусской литературы, в котором повествуется о жизни святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. После причисления Петра и Февронии к лику святых на Московском церковном соборе 1547 года Ермолаю было поручено написать житие новых муромских чудотворцев.
В качестве источника автор опирался на устные народные предания, что усилило в «Повести» сказовый элемент и сделало её совершенно не похожей на произведения житийной литературы того времени. Учитывая этот момент, повесть не считается исторически достоверным рассказом о жизни святых. Однако, она безусловно передает суть взаимоотношений святых супругов.
Сюжет повести стал одним из самых популярных на Руси. Текст произведения распространялся в огромном количестве списков. До наших дней их дошло более 300.
К жене Павла стал являться дьявол в облике змея, чтобы соблазнить её на блуд.
Примерно через 300 лет после кончины Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых. Праздником всероссийского масштаба День семьи, любви и верности стал в 2008 году. Символом выбрана ромашка — полевой цветок, самый распространенный в это время года в России, символизирующий мечты о любви и верности. В этом году в день праздника продолжается Петров пост, поэтому накрывать стол богатыми яствами нельзя, как и употреблять алкоголь.
Кроме того, под запрет попадают шитье и вязание. С праздником связано много народных примет. Например, дождливый день считается предвестником богатого урожая меда. А вот если погода сухая и жаркая, то грибы найти в лесах будет сложно.
Явно не наивная невеста предусмотрела возможность отказа кавалера от нерушимого княжеского слова и на всякий случай оставила на его теле одну незаживающую болячку. Даже умерли князь и княгиня каждый в своем монастыре, мужском и женском, хотя после смерти их мощи все время и оказывались, согласно легенде, в одной могиле. Устав переносить останки, народ в результате смирился, да так и оставил их вместе. Получается, что 8 июля россиянам предлагают восторгаться персонажами, странные отношения и насильственные семейные узы которых приводят как пример для подражания? Кстати, такого муромского князя и его супруги в летописях нет. В не самую милосердную эпоху Ивана Грозного повесть о них, как следует из исторических источников, сочинил Ермолай Еразм по просьбе митрополита Московского Макария. Тогда же при Грозном Петра и Февронию объявили святыми. В основу повести легли две народные сказки об огненном змее и мудрой деве. Произведение по праву считается памятником древнерусской литературы, это факт. Но как пример для подражания и воспитания подрастающего поколения - этот сюжет явно не айс. При чем здесь традиции, духовность и все такое? Понятно, что хотели как лучше, а получилось как всегда.
Еще при жизни супруги просили похоронить их вместе, однако "неразумные люди" положили тела усопших в разные обители. На следующий день их обнаружили в одном гробу, после чего княжескую чету захоронили вместе, как они и просили. Мощи святых Тела святых были погребены в церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной в 1553 году. После установления советской власти, в 1921 году, мощи перенесли в городской музей. Собор Рождества Богородицы незадолго до Великой Отечественной войны был разрушен. В 1989 году мощи святых вернули Русской православной церкви. Они были помещены в Благовещенский собор Мурома, а 19 сентября 1992 года - в Троицкий собор Свято-Троицкого монастыря. В 2018 году в Муроме было принято решение восстановить кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Церемония освящения закладного камня с участием патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоится 8 июля 2018 года, в день памяти святых Петра и Февронии Муромских. Памятники 7 июля 2012 года в Муроме у стен Свято-Троицкого женского монастыря был открыт памятник Петру и Февронии работы скульптора Владимира Суровцева и архитекторов Олега и Владимира Сягиных. Фигуры князя и его супруги водружены на семиметровый каменный постамент. Петр держит в руках меч, который, по задумке авторов, символизирует власть, защиту и силу духа. Покрывало Февронии, накинутое на плечи мужа, означает женскую мудрость и заботу. У ног княгини, как и в "Повести о Петре и Февронии Муромских", сидит заяц. Учреждение праздника Традиция празднования дня Петра и Февронии возникла в Муроме еще в 1990-х годах, однако праздник отмечался неофициально. В 2006 году по инициативе администрации города был проведен сбор подписей в поддержку учреждения в РФ дня семьи.
Праздник святых Петра и Февронии Муромских
12 московских семей получили памятные медали «За любовь и верность» и статуэтки святых Петра и Февронии Муромских, покровителей христианского супружества. История возникновения праздника: святые Петр и Феврония Легенда о Петре и Февронии Как появился праздник День любви семьи и верности. С прошлого года в день памяти покровителей православного брака — святых Петра и Февронии Муромских — в России официально отмечают День семьи, любви и верности. Праздник святых Петра и Февронии Муромских. Опубликовано: 08.07.2021. овский Грибановский ЦО Святые Петр и Феврония Муромские чудотворцы Храм Богоявления Господня п.г.т. Грибановский.
День Петра и Февронии: что нельзя делать 8 июля
Почему и как день памяти святых чудотворцев Петра и Февронии превратился в День семьи, любви и верности? Традиция празднования дня Петра и Февронии возникла в Муроме еще в 1990-х годах, однако праздник отмечался неофициально. 8 июля 2023 года на главной сцене Городского сада г. Твери состоялось мероприятие «Хранимы любовью Петра и Февронии», посвященное Дню семьи, любви и верности. Информацию о героях праздника — Петре и Февронии — мы можем найти в «Повести о Петре и Февронии Муромских», которую создал в эпоху Ивана Грозного известный автор Ермолай-Еразм. У святых Петра и Февронии в этот день принято просить супружеского счастья, одинокие люди молятся о встрече со второй половинкой. Торжественное мероприятие началось со слов ведущей – библиотекаря Еланской центральной районной библиотеки Е. вой, которая рассказала об истории праздника, самом предании о Петре и Февронии, о традиции награждать лучшие семейные пары в нашем районе.
Памятник святым Петру и Февронии открылся в Томске в День семьи, любви и верности
Это посеяло раздор и смуту в городе. Тогда бояре, уже не смущаясь крестьянским происхождением Февронии, были вынуждены попросить князя с женой вернуться и продолжить своё правление. Достигнув преклонных лет, по благочестивому обычаю Петр и Феврония приняли монашество с именами Давид и Ефросиния. Будучи разделены монастырскими стенами, они просили у Бога единовременной кончины. Супруги завещали положить их в один гроб, который они давно для себя приготовили. Господь послал им то, о чем они просили у него в молитвах — благоверные князья скончались в один и тот же день, в один и тот же час. Посчитав непристойным хоронить монаха и монахиню в одном гробу, супругов похоронили отдельно друг от друга. Однако на следующий день их тела чудом оказались рядом. Тогда стало понятно, что на это есть особое Божье благословение, и никто не дерзнул разлучать их вновь.
С установлением в 2008 году Дня семьи, любви и верности, который совпадает с днём памяти святых супругов, количество памятников им значительно увеличилось. Скульптурные композиции устанавливаются в рамках программы «В кругу семьи». Петр и Феврония. Село Жайск. Фото Ширяевых Игоря и Ларисы, проект «Интересный мир». Её деятельность направлена на укрепление института семьи в нашей стране. На сегодняшний день памятники святым Петру и Февронии установлены в более чем 20 городах России, среди которых Сергиев Посад, Ярославль, Екатеринбург, Сочи, Новосибирск, Иркутск и другие. Композиция носит название «Союз любви — мудрый брак».
Согласно местной традиции, молодые люди в день бракосочетания приезжают в это место, чтобы попросить благословения у святых, чья супружеская жизнь, исполненная любви, преданности и доверия, является примером для подражания. Монастырь Петра и Февронии Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме — место, где сегодня покоятся мощи святых благоверных князей Петра и Февронии. Каждый день тысячи паломников приезжают сюда, чтобы поклониться святым супругам — покровителям православной семьи и брака, и помолиться им о помощи в решении проблем в личной жизни. По воскресным дням у открытой раки с мощами Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с чтением акафиста. Мощи святых были перевезены сюда в 1992 году. Во времена советской власти они хранились в Благовещенском мужском монастыре, а до 1921 года — в Рождественском соборе города Мурома.
К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните.
Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Светлана Медведева: О преданности, семье и настоящей любви Источник: журнал «Фома» В прошлом году в России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. О смысле этой даты и о том, что можно сделать сегодня, чтобы вновь поднять в нашем обществе статус семейных ценностей, мы беседуем с супругой Президента России, Председателем оргкомитета празднования Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации Светланой Владимировной Медведевой. Не могли бы Вы поделиться своими впечатления от прошлогоднего праздника? Больше всего вдохновило то, с какой радостью он был воспринят людьми. Читая письма, пришедшие в адрес нашего оргкомитета, мы были приятно удивлены, поскольку сами не ожидали такой ответной реакции. Замечательно, что семейные ценности и такие понятия, как «любовь», «верность», по-прежнему очень много значат для наших соотечественников. Очень важно, что мы получили широкую поддержку со стороны прессы и общественных организаций, оказавших нам неоценимую помощь.
Именно такая поддержка, надеюсь, позволит сделать День семьи, любви и верности действительно народным — днем радости отцовства и материнства, заботы о родителях, а также о своих близких и любимых. Хочется, чтобы у нас появился еще один день, когда можно собраться в кругу семьи, с друзьями — как это было раньше. Уверена, что День семьи, любви и верности — это праздник, направленный в будущее, то есть в значительной мере обращенный к молодым людям, которые пока еще не вступили в брак. Будет замечательно, если 8 июля влюбленные и молодые пары проведут друг с другом или вместе со своими родителями, бабушками и дедушками… Поблагодарят их за любовь и заботу, которые и создают настоящее семейное тепло. Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и почившего Патриарха Алексия поддержала идею проведения Дня семьи, любви и верности. Очень важно, что праздник этот является частью забытой традиции нашего народа, которую хотелось бы возродить. Ведь раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Несмотря на то что это день памяти православных святых, его охотно приняли как представители других традиционных религий России, так и люди нерелигиозные. Нашу инициативу сразу же активно поддержал Межрелигиозный совет России.
В прошлом году, например, широкие торжества прошли в Казани. Ничего удивительного здесь нет: история Петра и Февронии, их пример важны в равной степени для всех нас, близки и понятны каждому. Центром торжеств в этом году, как и в прошлом, станет город Муром, где жили и правили святые супруги. Нам кажется, что это позволит живее ощутить связь времен и прочувствовать ту культуру, которая взрастила наши великие семейные традиции. Это был Ваш личный выбор? С чем он был связан? Когда я думала над тем, что может стать образом преданности, чистоты, любви, мысль о цветке ромашки пришла, как говорится, сама собой. Я сразу позвонила подруге, с которой мы в тот день обсуждали идею праздника, ей очень понравился придуманный мною символ. Ромашка — простой, но в то же время удивительно красивый цветок, к тому же привычный для каждого из нас.
Это очень родной, близкий, домашний символ. Кроме того — это символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности. В чем, по-Вашему, причина этого явления и как следует на него реагировать? Семья — это прежде всего жертвенность, но в наши дни актуален вопрос: зачем жертвовать собой ради другого человека? Почему нужно предпочесть ответственность сиюминутным удовольствиям? Сложно сказать, как вышло, что сегодня мы, может быть, не готовы к такой жертвенности — даже ради любви к другому человеку, более того — нередко не понимаем ее смысла. Необходимо искать ответ на этот вопрос. Лично мне кажется, что здесь во многом сказался и произошедший в прошлом веке разрыв с традициями. Ведь что такое традиция?
Он получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых — Петре и Февронии, которые, как предполагается, правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Читайте также Союз Петра и Февронии: что можно и нельзя делать 8 июля Согласно жизнеописанию святых, за несколько лет до княжения Петр заболел проказой. Произошло это во время борьбы с огненным змеем, чье кровью Петр испачкался. Никто не мог излечить его от этого недуга.
Однако во сне ему было откровение, согласно которому исцелить от болезни может дочь пчеловода — Феврония, крестьянка деревни Ласково в Рязанской земле. Как оказалось, девушка была не только красива, благочестива и добра, но и умела врачевать многие болезни. Феврония согласилась исцелить Петра, только если он станет ее мужем. Он пообещал жениться на ней, но его смущало, что девушка — простолюдинка, поэтому он решил не сдерживать своего обещания. Вскоре болезнь возобновилась, и князь снова приехал к Февронии.
В благодарность ли за услугу ее Петр женится на деве, обладающей даром исцеления? Вот что Феврония отвечает слуге князя, который передает его просьбу об излечении: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». Петр же не хочет брать в жены незнатную девушку, а потому пробует обмануть ее — приняв лечение, но обещания жениться не исполнив. Но Феврония, будущая святая, оказывается куда хитрее: по ее совету Петр оставил один из струпьев не помазанным целебным средством, и от него после отъезда вновь разрослась болезнь. И уж на этот раз Петр кается и, дав обещание на брак, получает исцеление. Ермолай Еразм ни в коей мере не сомневается в святости Февронии, позже описывая чудеса, которые она в состоянии творить Божьей милостью, но этот элемент знакомства, характерный скорее для плутовской сказки про хитрую крестьянку делает Повесть произведением уникальным, и о многом заставляет задуматься.
Повесть о Петре и Февронии — вопрос о жанре Вопрос о жанре Повести, наверное, один из самых широко обсуждаемых и интересных. Да, произведение не включено в Великие Четьи Минеи, но после канонизации Петра и Февронии в 1547 году за ней был признан агиографический характер. Первым исследователем, который отказал Повести вправе называться житием, был В. Он пишет: «Легенда о Петре… не может быть названа житием ни по литературной форме, ни по источникам, из которых почерпнуто ея содержание». Исследователь Я. Лурье, изучая Повесть, перенес на нее характеристики «плутовской повести», делая упор на образе Февронии как хитрой крестьянки, способной заполучить в мужья князя. Такой вывод является следствием сопоставления Повести с западноевропейской новеллой эпохи Возрождения.
Существуют также трактовки Повести как средневековой литературной притчи и немалозаметный взгляд на нее как на богословско-аллегорическое житие, рассматривая союз Петра и Февронии как аллегорию христианской власти на Руси. Исторические прототипы образов Петра и Февронии В Повести нет никаких прямых или косвенных упоминаний, какие конкретно муромские князья имеются автором в виду. Но в работах В. Ключевского и Е. Что касается выбранной для празднования даты, она несколько расходится с историческими свидетельствами. Праздник семьи, любви и верности отмечается 25 июня по старому стилю, то есть 8 июля по-новому. В источнике XVII века «Книге глаголемой описание русских святых» эта дата указана как дата преставления чудотворцев.
Но в сведениях касательно Давида Муромского, которые мы находим в летописи, сказано, что преставился он в апреле, да и даты отличаются на 1 год 1228-1227. Точка зрения на исторический прототип Петра, выраженная Н. Квашиным-Самариным вызвала некоторые сомнения у других исследователей, но мне она кажется весьма интересной. По его мнению, св.
День Петра и Февронии: что это за праздник и причем тут ромашки
8 июля православные верующие чтят день памяти Святых Петра и Февронию Муромских, которые в народе считаются покровителями семейного очага и хранителями любви между супругами. История возникновения праздника: святые Петр и Феврония Легенда о Петре и Февронии Как появился праздник День любви семьи и верности. 7 июля 2022 года в областной библиотеке им. Н.К. Крупской прошли семейные посиделки «Народные праздники: День Петра и Февронии», приуроченные ко Дню семьи, любви и верности. день святых Петра и Февронии из Мурома, отмечаемый православными 25 июня по юлианскому, а по новому стилю - 8 июля. Скульптуру Петра и Февронии установят около Христорождественского собора в Челябинске. По ее мнению, вместо этого нужно «мягко и аккуратно» популяризировать в России День святых Петра и Февронии, чтобы вместо 14 февраля россияне считали праздничной датой 8 июля.