«Серия подводных лодок «Лада» строится на «Адмиралтейских верфях» по улучшенному проекту. Четвёртую и пятую подводные лодки проекта 677 "Лада" не планируется оснащать воздухонезависимой энергоустановкой (ВНЭУ). Новости» рассказал о том, что головная дизель-электрическая подлодка проекта 677 «Лада» завершила опытную эксплуатацию и стала полноценной боевой единицей в составе ВМФ РФ. Подводные лодки «Вологда» и «Ярославль» стали четвертым и пятым кораблями в серии проекта 677, строящимися на АО «Адмиралтейские верфи» для Военно-морского флота России.
«Стали тише и зубастее»: как развивается программа по созданию подводных лодок проекта 677 «Лада»
Подлодку «Великие Луки» торжественно спустили на воду в Петербурге | Лодка "Лада" Фото с сайта "" Проект 667 "Лада" разрабатывался на замену уже устаревающим варшавянкам. |
Новости 677 Лада - | Лодка "Лада" Фото с сайта "" Проект 667 "Лада" разрабатывался на замену уже устаревающим варшавянкам. |
Первую российскую подлодку оснастят анаэробной установкой | Главнокомандующий ВМФ России (2007-2012 годы) Владимир Высоцкий остановил производство подлодок этого проекта из-за проблем с силовым агрегатом и акустическим комплексом. |
Перспективная дизельная лодка для Российского флота. Пр.677 "Лада" | Экипаж дизель-электрической подлодки «Кронштадт» проекта 677 «Лада» выполнил погружение на глубину 180 метров в морских полигонах Балтийского флота. |
Подводные лодки «Лада» столкнулись с серьёзными трудностями в производстве | Подводные лодки проекта 677(М) «Лада» — серия российских многоцелевых дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ), разработанных в «ЦКБ Рубин». |
Проект «Лада» станет будущим российского подводного флота
В среду главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков сообщил, что проект по разработке неатомной подводной лодки пятого поколения получил название «Калина», и напомнил, что новая субмарина получит воздухонезависимую энергетическую анаэробную установку. Повышение боевых возможностей неатомных субмарин, а также многоцелевых, как отметил Чирков, планируется обеспечивать за счет интеграции в состав их вооружения перспективных роботизированных комплексов. Кроме того, «в дальнесрочной перспективе предусматривается создание подводных кораблей нового поколения на базе унифицированных подводных платформ», добавил адмирал. Основу подводного флота ВМФ сейчас составляют подлодки третьего поколения. Субмарины четвертого поколения типа «Юрий Долгорукий» проект 955, «Борей» и «Санкт-Петербург» проект 677, «Лада» только начали поступать на вооружение флота. К четвертому поколению АПЛ также относятся корабли проекта 885 «Ясень». О разработке предприятием подлодок пятого поколения гендиректор бюро Игорь Вильнит сообщал в прошлом году. Он рассказывал о проведении научно-исследовательских работ с целью определения облика будущего корабля. Наряду с головным конструкторским бюро в этом участвуют профильные институты Минобороны и Военно-морского флота, а также контрагенты «Рубина» — основные разработчики гидроакустических комплексов, радиоэлектронного оборудования, ракетно-торпедного оружия. Результатами такой работы стали создание проекта атомной подводной лодки «Борей-А» и модернизация проекта 636 для ВМФ РФ, улучшенный проект подлодки «Лада». Высокопоставленный представитель Главного штаба ВМФ заявлял ранее, что подводная лодка пятого поколения, разработка которой заявлена в госпрограмме вооружений ГПВ РФ до 2020 года, будет унифицированной как для баллистических ракет, так и для крылатых.
Еще эти подлодки будут отличаться пониженной шумностью, автоматизацией систем управления, безопасным реактором и дальнобойным оружием. Разработку ВНЭУ планируется завершить в 2015—2016 гг. А в 2016—2017 гг.
Предельная глубина погружения — 300 метров. Под водой она может развивать скорость до 21 узла — это 38 километров в час. И 45 дней провести в автономном походе. На вооружении могут быть торпеды, мины, грозные ракеты «Калибр» и разные системы противовоздушной обороны. Лодки проекта «Лада» одинаково хороши для ведения разведки, защиты морских коммуникаций, военно-морских баз и побережья. Практически каждый месяц флоту передается либо надводный корабль, либо атомная, либо дизель-электрическая подлодка. Труд наших корабелов позволяет, соблюдая сроки, строить самые современные корабли», — прокомментировал статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. Заложили лодку еще в 2005 году, спустили на воду в только в 2018-м.
В ОСК отметили, что решение о заключении госконтракта на строительство новой серии лодок этого проекта принимает Минобороны России. Головная лодка серии «Лада» Б-585 «Санкт-Петербург» в сентябре 2021 года вошла в боевой состав Северного флота.
На глубине она почти бесшумна, оборудована уникальными средствами акустической защиты. То есть, для противника она — незаметна, при этом, сама может обнаружить цель на большом расстоянии. На борту — мощное высокоточное оружие — ракетно-торпедное и радиоэлектронное. Корреспондент «Известий» Максим Облендер обо всем расскажет. Ее прозвали «невидимкой». Незаметной и тихой подводную лодку «Кронштадт» делают уникальные средства акустической защиты, противогидролокационное покрытие, особые обводы корпуса. По параметрам скрытности она превосходит всех своих предшественников. Но сегодня ее не скрыть от камер, особенно в момент поднятия флага Военно-морского флота.
Проект «Лада» станет будущим российского подводного флота
Баранец назвал главные преимущества неатомной подлодки «Лада» | Дизель-электрическую подводную лодку "Кронштадт" проекта 677 "Лада" приняли в состав Военно-морского флота (ВМФ) России. |
Перспективная дизельная лодка для Российского флота. Пр.677 "Лада" | После более чем 10 лет опытной эксплуатации в состав российского флота принята головная подлодка «Санкт-Петербург» проекта 677 «Лада». |
АО «АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ» ЗАЛОЖИЛО ДВЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 677 «ЛАДА» | Две большие многоцелевые дизель-электрические подводные лодки проекта 677 серии «Лада» будут заложены на «Адмиралтейских верфях» в текущем году. |
Новая ДЭПЛ 677 «Лада» вышла на морские испытания
Первая неатомная подлодка типа «Лада» может появиться у ВМФ России в 2022 году. Две большие многоцелевые дизель-электрические подводные лодки проекта 677 серии «Лада» будут заложены на «Адмиралтейских верфях» в текущем году. Это первая подлодка проекта 677, которая войдет в состав бригады Северного флота. Головная неатомная подводная лодка проекта 677 (шифр "Лада") "Санкт-Петербург" Северного флота (СФ) выведена из состава Военно-морского флота (ВМФ) России и будет утилизирована. Смотрите видео онлайн «Невидимая сила: новейшая подлодка «Кронштадт» вошла в состав ВМФ России» на канале «Пятый канал НОВОСТИ» в хорошем качестве и бесплатно.
Перспективная дизельная лодка для Российского флота. Пр.677 "Лада"
Разработка новой лодки была сопряжена с проблемами, что привело к длительным задержкам, но её принятие Северным флотом подтверждает, что, в отличие от ВМС США, российский флот сохраняет приверженность к принятию на вооружение новых подводных лодок с обычными двигателями, а также их атомных собратьев. Построенная на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге, "Кронштадт" имеет длину около 60 метров и водоизмещение в погруженном состоянии 2 700 тонн. Её вооружение включает в себя крылатые ракеты "Калибр" - оружие, широко использовавшееся в украинском конфликте - запускаемые с 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм. Среди других примечательных особенностей - широкая автоматизация, в результате чего экипаж составляет всего 35 человек. После длительного периода, когда подводный флот России, созданный в основном во времена холодной войны, находился в состоянии покоя, в последнее десятилетие ВМФ России получил больше ресурсов, что привело к росту числа операций, в том числе далеко в Атлантике.
За последние 10 лет, по данным Министерства обороны России, ВМФ получил 24 подводные лодки различных конструкций - в восемь раз больше, чем за предыдущее десятилетие. Непростой путь к вводу "Кронштадта" Проект 677 "Лада" был разработан как преемник класса "Кило" - устаревшей конструкции, которая до сих пор составляет большую часть российского флота обычных подводных лодок. Но "Лада" долго не появлялась, что вынудило Россию продолжить строительство менее совершенного проекта 636.
Дьячков заявил, что лодки проекта будут модернизированы по доработанному техническому проекту в СМИ встречается как проект 677М, а в некоторых источниках - 677Д.
Новый технический проект будет готов в 2013 году, после чего вторая и третья лодки проекта 677 будут достроены по новому проекту. В феврале 2012 года в интервью СМИ главком Черноморского флота России Александр Федотенков заявил, что после успешных испытаний НПЛ "Санкт-Петербург" на Северном флоте, там, где есть большие глубины, и в случае, если будут подтверждены заложенные в проект передовые технические идеи, а также учтен опыт эксплуатации головного корабля, будет принято окончательное решение о достройке двух заложенных корпусов. В отличие от головной НПЛ "Санкт-Петербург" на серийном корабле устанавливаются модернизированные образцы оборудования - системы управления корабельными техническими средствами, электродвижения, навигационный комплекс. В ближайшей перспективе НПЛ типа "Лада" планировали оснастить анаэробной воздухонезависимой установкой.
Контракт на строительство Б-587 "Великие Луки" до 2015 года - "Севастополь" был перезаключен в конце 2014 года. Контракт на строительство еще одной четвертой по счету неатомной подлодки проекта 677 "Лада" планировалось подписать в конце 2015 года, со сроком получения флотом в 2019 году. Преполжительно этот проект будет сочетать в себе лучшие качества "Лады" с учетом современных технологий и самых высоких требований к современным подводным кораблям. Командование флота приняло решение достроить две лодки проекта 677 "Лада" и на этом прекратить строительство серии.
Предположительно все три лодки этого проекта войдут в боевой состав Северного флота. Министерство обороны России заключило госконтракты на поставку двух многоцелевых атомных подлодок «Ясень-М», а также партии дизель-электрических подлодок «Лада». Об этом 28. Редакция газеты "Московский Комсомолец" уточнило, что Военно-морской флот России в ближайшие годы получит две подводные лодки усовершенствованного проекта 677 «Лада».
Флот ВМФ получит первые серийные подлодки проекта "Лада" не ранее 2022 года Первые две серийные дизель-электрические подводные лодки четвертого поколения проекта 677 «Лада» - «Кронштадт» и «Великие Луки» - будут переданы ВМФ России не ранее 2022 года. Головная подлодка проекта 677 «Санкт-Петербург» была передана флоту в опытную эксплуатацию в 2010 году. Две другие субмарины «Кронштадт» и «Великие Луки» находятся в различной степени строительства уже более 15 лет.
Подводная лодка оснащена радиоэлектронным вооружением нового поколения, использующим достижения мировой радиоэлектроники последних лет. Подводная лодка может эксплуатироваться в любых районах Мирового океана, кроме районов со сплошным ледовым покрытием, при любых метеоусловиях, в мелководных и глубоководных акваториях. Ее строительство велось с 1997 по 2009 год. А затем подводная лодка проходила этапы заводских ходовых испытаний, на ней обкатывались реализованные принципиально новые решения в вопросах электродвижения, средств обнаружения и оружия. Летом 2013 года "Санкт-Петербург" совершила переход с Балтийского на Северный флот, где в 2016 году в Баренцевом море успешно выполнила стрельбу крылатой ракетой из подводного положения по морской мишенной позиции, что стало серьезным подтверждением возможного успешного окончания опытной эксплуатации головной "Лады". По состоянию на сегодня "Санкт-Петербург" прошел все основные виды испытаний, подтвердив заложенные в нее характеристики.
Благодаря этому, строительство остальных подлодок проекта идет по плану.
Первую серийную подлодку проекта 677 "Лада" передали ВМФ России
Вторая дизель-электрическая подлодка проекта 677 "Лада" Б-586 "Кронштадт" будет оснащена крылатыми ракетами "Калибр". Подводные лодки «Вологда» и «Ярославль» стали четвертым и пятым кораблями в серии проекта 677, строящимися на АО «Адмиралтейские верфи» для Военно-морского флота России. Подлодки ВМФ РФ нового поколения (проекта 677 "Лада") будут оснащены анаэробными. Вторая дизель-электрическая подлодка проекта 677 "Лада" Б-586 "Кронштадт" будет оснащена крылатыми ракетами "Калибр". Подводная лодка проекта 677 обладает очень мощными гидроакустическим комплексом, ракетно-торпедным и радиоэлектронным вооружением.
АО «АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ» ЗАЛОЖИЛО ДВЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 677 «ЛАДА»
В Санкт-Петербурге на воду спустили новую дизель-электрическую подводную лодку Великие Луки проекта 677 Лада, передает ТАСС со ссылкой на сообщение департамента информации. Контракт на строительство еще одной (четвертой по счету) неатомной подлодки проекта 677 "Лада" планировалось подписать в конце 2015 года, со сроком получения флотом в 2019 году. Новости» рассказал о том, что головная дизель-электрическая подлодка проекта 677 «Лада» завершила опытную эксплуатацию и стала полноценной боевой единицей в составе ВМФ РФ.
Первую серийную подлодку проекта 677 "Лада" передали ВМФ России
Проект «Лады» допускает размещение новых корабельных систем и нового вооружения», — сказал И. Он напомнил, что серия подводных лодок «Лада» строится на «Адмиралтейских верфях» по улучшенному проекту. Все комплексы радиоэлектронного вооружения переведены на современную элементную базу, увеличены их возможности и надежность. Модернизировано корабельное оборудование, в том числе система электродвижения, дизель-генераторы, устройство РДП. Возможности развития проекта «Лада» этим не исчерпывается.
Из ТА могут запускаться торпеды, крылатые ракеты "Калибр". При необходимости может вести скрытную постановку морских мин, либо высаживать диверсантов. Лодка является очень перспективной заменой пр. Эта лодка отличается еще меньшей шумностью. Когда будет законченна ВНЭУ то у нее появится еще больше возможностей. На лодке очень много новшеств, различных технических решений ранее на Российских ПЛ не применявшихся. Это тоже дало свои сложности в разработке и постройке. Но большие сложности дал бардак в стране после 90-х годов, когда наше либерально настроенное правительство развалило и продало все американцам. Эти проблемны частично решены и продолжают решаться. Поэтому Командование ВМФ говорит что 5-6 корпусами серия не ограничится. Экспорт: Индия: — 2011 г.
Офицерская кают-компания, например, при необходимости, может стать медицинским кабинетом и даже операционной! Ведущий побывал в роли пациента, а еще поучаствовал в эвакуации с подводной лодки через торпедный аппарат. Эвакуация учебная, но нормативы вполне реальные. Нужно уложиться в отведенное время. Экипаж подводной лодки в рамках курса спасательной подготовки отработал покидание подводной лодки, а также выполнил холостой торпедный выстрел.
Общая длина лодки — более 107 м, полное водоизмещение порядка 4750 тонн, масса — 2558 тонн — гигантские размеры потребовали соответствующих усилий от всех участников проекта. По суше лодка прошла 4,5 км и попала в объективы ведущих мировых и российских СМИ», — отметила руководитель проекта «Остров фортов» Ксения Шойгу. После транспортировки и воссоединения частей лодки на ней были проведены завершающие работы по восстановлению внешнего облика. Экспозиция «Ленинского комсомола» построена с акцентом на иммерсивность, где мультимедийные технологии органично интегрированы в интерьеры.
Появились новые подробности о разработке российской подлодки пятого поколения
Подводные лодки «Вологда» и «Ярославль» стали четвертым и пятым кораблями в серии проекта 677, строящимися на АО «Адмиралтейские верфи» для Военно-морского флота России. Главнокомандующий Военно-морским флотом России Николай Евменов назвал сегодняшнее событие очередным этапом развития Военно-морского флота нашей страны. Военно-политическая обстановка в мире требует, чтобы у России был сильный, высокосбалансированный Военно-морской флот. В завершении своей речи Николай Евменов поблагодарил кораблестроителей за добросовестный труд и профессионализм. Главный инженер АО «Адмиралтейские верфи» Андрей Веселов назвал знаменательным то, что в День России старейшее судостроительное предприятие является центральной площадкой церемонии массовой закладки кораблей для ВМФ РФ.
Напомним, контракт на строительство четвёртой и пятой третьей и четвёртой серийных подводных лодок проекта 677 был заключен межу Минобороны и "Адмиралтейскими верфями" в июне 2019 года. Головной корабль проекта 677 "Санкт-Петербург" был передан ВМФ в апреле 2010 года и в настоящее время находится в опытной эксплуатации на Северном флоте.
Вместе с экипажем "Кронштадта" и теми, кто его проектировал, строил, проводил испытания и терпеливо доводил новейшие системы корабля до заявленных параметров, в церемонии приняли участие статс-секретарь - замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, командующий Северным флотом адмирал Александр Моисеев, врио генерального директора Адмиралтейских верфей Андрей Быстров, генеральный директор Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" Игорь Вильнит. Накануне Игорь Владимирович дал развернутое интервью "Российской газете" - рассказал, в каких условиях рождалась новая субмарина, как изменился за эти годы исходный проект 677 "Лада" и чем в итоге отличается первый серийный корабль "Кронштадт" от головного "Санкт-Петербурга". Полная версия интервью - по этой ссылке. Строительство: "Адмиралтейские верфи" Санкт-Петербург. Предназначение: борьба с наземными целями, подводными лодками и надводными кораблями противника, ведение разведки, защита морских коммуникаций, побережья и военно-морских баз.
Параллельно ту же технологическую гонку вела и гитлеровская Германия. Однако ее ученые пошли других путем. Для увеличения продолжительности подводного хода они предложили использовать перекись водорода. Они были способны в течение шести часов развивать на глубине просто удивительную и для сегодняшних дней подводную скорость до 25 узлов. Но тут Третий рейх приказал долго жить, все так и не повоевавшие корабли XXVI серии достались союзникам в качестве трофеев. И для многих стран стали основой для разработки собственных анаэробных установок для субмарин. Их двигатели работали в замкнутом цикле с использованием кислорода и твердого химического поглотителя углекислого газа.
Эти корабли оказались настолько пожароопасными, что моряки прозвали их «зажигалками». Первый объемный взрыв произошел в Финском заливе 2 августа 1956 года на подводной лодке М-259 под командованием капитана 3 ранга Бутузова. Погибли три члена экипажа. Саму аварийную М-259 на буксире притащили в Кронштадт. После этого проект 615 было решено доработать. Вместо жидкого кислорода попытались использовать надперекись натрия. Так родился новый проект советских подводных лодок — 637.
Но и он особых лавров не снискал. Проектирование новых отечественных анаэробных установок надолго прекратили. Тем временем в интересующей нас сфере снова вперед вырвались немцы. В Германии к 1999 году были спроектированы и запущены в серийное производство достаточно эффективные подводные лодки с анаэробными энергетическими установками на основе электрохимического генератора. Их работа, как и в годы Второй мировой войны, была основана на использовании водорода. Проект корабля получил номер 212 экспортный вариант — проект 214. Еще четыре проданы итальянцам, четыре — грекам.
В 2009 году Турция заключила с Берлином контракт на постройку для нее шести лодок проекта 214 на общую сумму 3,5 миллиарда долларов. В Израиле на базе проекта 212 спроектированы собственные субмарины типа «Дольфин», коих построено уже шесть штук. А что же наша страна? Как уже сказано, на рубеже 80-х годов в уходящий поезд постарались запрыгнуть и мы. За дело взялось конструкторское бюро «Рубин», которое попыталось скопировать германский опыт. Поскольку нас уже обгоняли все, кому не лень, а собственной ВНЭУ у России все не было, решено было спешно приступить к строительству первой подлодки проекта «Лада» под обещание конструкторов, что пока новый корабль стоит на верфи энергетика для него будет доработана. Под эти посулы «рубиновцев» в декабре 1997 года на «Адмиралтейских верфях» приступили к созданию головной «Лады» — неатомной подводной лодки «Санкт-Петербург».
Эта волынка тянулась почти полтора десятилетия. Но — с обычными дизелями, без всякой ВНЭУ. Северный флот принял этот полуфабрикат в так называемую опытную эксплуатацию. То есть — не как боевую единицу, а в качестве умеющей нырять площадки для всяческих экспериментов. Между тем, в 2005 году «Адмиралтейские верфи» под все те же пустые пока обещания «Рубина» занялись двумя другими «Ладами» — «Кронштадтом» и «Великими Луками».
Дизель-электрическая подводная лодка «Кронштадт» вошла в состав ВМФ России
Подлодка «Кронштадт» выполнила погружение на испытаниях: Оружие: Наука и техника: | Четвёртую и пятую подводные лодки проекта 677 "Лада" не планируется оснащать воздухонезависимой энергоустановкой (ВНЭУ). |
Шойгу: Подлодку "Кронштадт" оснастят крылатыми ракетами "Калибр" | Просто замечательная для неатомных субмарин скорость подводного хода — до 21 узла. |
Новая ДЭПЛ 677 «Лада» вышла на морские испытания
Новости» рассказал о том, что головная дизель-электрическая подлодка проекта 677 «Лада» завершила опытную эксплуатацию и стала полноценной боевой единицей в составе ВМФ РФ. Проект туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» в Кронштадте по реставрации и экспонированию первой советской атомной подводной лодки. ДЭПЛ проекта 677 типа "Лада" относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. На "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге 12 июня заложили две дизель-электрические подводные лодки проекта 677 "Лада". Подводные лодки проекта 677 «Лада» — серия российских многоцелевых дизель-электрических подводных лодок четвёртого поколения и на сегодняшний день признаны. Новости» рассказал о том, что головная дизель-электрическая подлодка проекта 677 «Лада» завершила опытную эксплуатацию и стала полноценной боевой единицей в составе ВМФ РФ.
В День России в Петербурге заложили две подлодки проекта «Лада»
Эти боеприпасы с фугасными боеголовками могут достигать целей на расстоянии до 190 миль The National Interest Журналисты издания отметили, что подлодки, несущие баллистические ракеты с ядерными боеголовками, могут поражать стратегические цели на чрезвычайно больших расстояниях. Подлодки этого проекта разработали в КБ «Рубин». Подлодка «Кронштадт» находится на завершающем этапе испытаний. Ранее сообщалось, что атомная подводная лодка «Лошарик» готовится к глубоководным испытаниям.
Подлодка оснащается комплексом торпедно-ракетного вооружения. Еще в проекте предусмотрена возможность оснащения ДЭПЛ воздухонезависимыми энергетическими установками с электрохимическими генераторами, значительно увеличивающими автономность и дальность плавания. Эпопея «Кронштадта» У третьей по счету подлодки в серии проекта 677 достаточно долгая история.
Она началась на «Адмиралтейских верфях» 28 июля 2005 года. И спустя 13 лет — 20 сентября 2018 года — состоялся торжественный спуск субмарины на воду. Дело в том, что в 2009 году Минобороны РФ приняло решение остановить строительство «Кронштадта» до передачи в опытную эксплуатацию головного заказа серии подлодок «Санкт-Петербург».
АО « Адмиралтейские верфи » — базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения России. В настоящее время в строительстве находятся две серии подводных лодок для ВМФ России и серия патрульных кораблей ледового класса для Военно-Морского Флота, серия больших морозильных рыболовных траулеров. Численность предприятия составляет более 7500 человек. АО «ЦКБ «Рубин» — один из мировых лидеров создания атомных и неатомных подводных лодок и крупнейшее в России конструкторское бюро морской техники. За 123 года работы по проектам конструкторского бюро «Рубин» построено свыше 1000 подводных лодок, в том числе свыше 900 подводных лодок для ВМФ РФ. Предприятие также ведет разработку подводных роботизированных комплексов и техники для освоения шельфа. Входит в состав государственного судостроительного холдинга АО «Объединенная судостроительная корпорация».
На судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге в День России, 12 июня, в торжественной обстановке состоялась закладка двух дизель-электрических подводных лодок самого современного проекта 677 «Лада». АО «Адмиралтейские верфи» Закладка подлодок проекта 677 Подводные лодки с именами «Вологда» и «Ярославль» стали четвертым и пятым кораблями в серии субмарин проекта 677, которые строятся на АО «Адмиралтейские верфи» для Военно-морского флота России. На новых подлодках этой серии модернизированы система управления корабельными техническими средствами, система электродвижения и навигационный комплекс. Вторым кораблем серии стала подлодка «Кронштадт», спущенная на воду в 2018 году.