Плюсы и минусы дистанционного обучения. Основной плюс — это, конечно, персонализация образования, подстраивание программ под индивидуальные особенности ребенка. Мы говорили с нашим гостем о том, какие христианские смыслы могут быть заложены в химии и как их раскрыть для учащихся, есть ли противоречия между наукой и религией, а также какие плюсы и минусы есть у семейного образования, и что можно посоветовать родителям. В новом исследовании российские родители назвали самые распространённые причины, по которым перевели бы своих детей на семейное образование. Вне образовательных учреждений обучение происходит в форме семейного образования (с 1-го по 9-й класс) и самообразования (10–11-й классы). Можно перейти на семейное обучение, чтобы совсем не ходить школу.
Семейное образование шестиклашки: наш опыт
Так, в статье 17 подробно объясняется о семейном обучении или самообразовании. Статья 44 посвящена вопросу возможности выбора родителями формы обучения ребенка. В статье 63 говорится об особенностях получения общего образования. Таким образом, согласно законодательству, выделяют 3 формы домашнего образования: семейное надомное дистанционное В соответствии с федеральным законом родители вправе самостоятельно выбирать формат обучения ребенка - дома или в школе. Кроме того, при наличии подтвержденных специальной комиссией заболеваний, ребенок также имеет право учиться дома, прибегая к помощи школьных учителей. Что такое домашнее надомное обучение Надомное обучение предусмотрено для тех, кто имеет серьезные проблемы со здоровьем например, инвалидность. То есть вопрос о том, как перевести ребенка на домашнее обучение, рационален только для родителей детей, имеющих серьезные проблемы со здоровьем. Важно не путать семейное и надомное образование, хотя в обоих случаях школьник фактически находится дома. Надомное обучение - это вынужденная мера. Еще одно отличие: организация учебы при семейном обучении - задача и ответственность родителя. В то время как для ребенка-надомника выделяется учитель, который приходит, выполняет свою работу и получает за это заработную плату от государства.
Так ученик осваивает общую школьную программу, либо же для него может быть составлена индивидуальная программа обучения. Длительность уроков может так же варьироваться - стандартные 40-45 минут или же 20-25 минут. Как правило, надомно обучаются дети с ограничением физических возможностей, а также ребята, проходящие лечение в больницах. Завершается процесс обучения сдачей выпускных экзаменов и получением аттестата о среднем или основном общем образовании. Если есть желание и возможности, ребенок -"надомник" может посещать отдельные уроки и внеклассные мероприятия в школе, а также обязательно сдает все промежуточные и итоговые экзамены. Школа обязана обеспечить такого ученика всеми необходимыми пособиями и книгами. Конечно, основным преимуществом надомного формата является возможность часто болеющим и физически ограниченным детям учиться в обычных, а не специализированных классах. Об аналогичном преимуществе мы говорим и в случае длительной болезни, реабилитации. Тогда школьник не отстанет от программы и не потеряет интерес к знаниям. Впрочем, домашнее обучение имеет свои минусы.
Такой формат разрешен лишь при наличии определенного диагноза, но при этом включает детей, длительное время болеющих или находящихся на реабилитации. В таком случае учебный план включает только обязательные предметы. Тогда по таким урокам, как музыка, ОБЖ и другим, ребенок, скорее всего, окажется не аттестован. Образовательный процесс при учебе на дому требует от родителей немало времени и других ресурсов, с чем мамы и папы справляются не всегда. Поэтому у детей может снижаться интерес к урокам, растет непонимание тем. Наконец, если мы говорим о школьниках с ограниченными физическими возможностями, надомное обучение может стать причиной нарушения социализации. Да и не каждый школьный учитель способен найти подход к особенным детям.
Елена Степовик: —Есть много причин, по которым мы ушли на семейное образование. Например, кроме «синдрома отличника» есть еще и «синдром троечника» — штука не менее сильная, особенно для мальчиков. Сначала эти ярлыки невидимо закрепляют педагоги, а потом и сами дети транслируют их друг другу. Некоторые привыкают, а некоторым приходится биться за себя до 11 класса. Еще одна причина — отсутствие у детей мотивации к учебному процессу в школе. Этому не уделяется должного внимания, и в результате многие дети учатся, мотивируясь не процессом познания, а ожиданиями окружающих, а порой и просто собственным тщеславием. Если говорить о нашем опыте, за год на семейном обучении дети начали различать: что им легче учить, что сложнее, что из всего этого интересно лично им. Предметы, к которым не было интереса, осваиваем творчески, смотрим тематические фильмы. Кроме того, дети не устают, поскольку у них свободный график. Татьяна Куценко: —Мы ушли на семейную форму обучения два года назад, когда сын пошел в четвертый, а дочка — в первый класс. Причин было несколько. Существующая система образования не имеет индивидуального подхода, и в первую очередь страдают дети, процесс развития которых протекает нестандартно. Кроме того, у нас не оставалось времени на кружки. После нескольких лет обучения у старшего ребенка при изначальном интересе возникло неприятие некоторых предметов, в том числе иностранного языка. Уже после ухода из школы пришлось сменить не одного репетитора, чтобы вернуть интерес к изучению английского языка — и тогда появился результат. Самое главное наше достижение на данный момент — это то, что ребенок закрыл пробелы в знаниях.
Многие родители в Москве подали иски в суд, где в некоторых случаях выиграли дело». Еще одна сложность, с которой могут столкнуться родители — воспроизведение школьных порядков. Забирать ребенка из школы и после этого создать ту же среду дома — нелогично. Это совсем не пойдет никому на пользу, поэтому необходима постоянная работа над собой. Наконец, кого-то мучают сомнения. Вот что советует таким родителям Игорь Чапковский: «Процесс обучения ребенка в семье — это путешествие в неизвестность. Сомнения — проблема внутренняя, за счет внешних правильных ответов она не решается. Когда же есть задор решить любую проблему, то все получается. Сомнения порождают выдумки вроде: в школе ребенок будет слушаться учителя, который для него авторитет. Уже ко второму классу для большинства детей самый радостный праздник — училка заболела. Это был один из фактов, подтолкнувших меня и супругу взяться за обучение в семье, так как мы хотели, чтобы ребенок учился с радостью, а не ждал обстоятельств, освобождающих от учебы. Если действительно потерян родительский авторитет, то надо думать, как его восстановить, что существенно важнее, чем размышлять о выборе формы обучения. Совет могу дать как на дороге — не уверен, не обгоняй. Дождитесь, когда необходимость обучения в семье станет очевидной и возникнут вопросы по организации дела в конкретных условиях». В решении любых проблем могут помочь родительские ассоциации, занимающиеся семейным образованием уже много лет. Они всегда придут на помощь и подскажут, что делать. В одной только Москве сейчас насчитывается уже 25 таких объединений! И хотя существует множество сложностей, плюсы все равно перевешивают минусы. Как говорят многие, кто выбрал семейное обучение — школа делает ребенка ведомым, и ему сложно избавиться от этой привычки во взрослой жизни. Семейное образование позволяет избежать этого и помогает ребенку стать настоящей личностью.
Есть ли минусы? Что стоит предусмотреть заранее, чтобы вам было комфортно? А кому совершенно не подходит?
Плюсы и минусы семейного обучения
- Что такое семейное образование и как на него перейти?
- Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка | РБК Тренды
- Современность: что говорит закон?
- Семейное образование шестиклашки: наш опыт
- Минусы и плюсы семейного обучения - Блог Наукадеми
Семейное обучение в 2024 году
С детьми работают не только преподаватели. Наставники заменяют им классных руководителей, тьюторы всегда готовы дать дополнительные разъяснения по новому материалу, психолог оказывает моральную поддержку. Онлайн-школа «Синергия» имеет лицензию и государственную аккредитацию. Хоумскулеры и их родители выбирают семейную форму обучения за ряд преимуществ. Хоумскулеры занимаются по удобному графику, благодаря которому у них остается достаточно свободного времени на спортивные тренировки или творчество. В отличие от самостоятельного семейного обучения, с детьми постоянно работают преподаватели и другие специалисты. Более того, родителям не нужно нанимать репетиторов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ — эта услуга включена в стоимость программы, разработанной экспертами онлайн-школы «Синергия»! Заключительный вывод Конечно, школьники имеют право обучаться самостоятельно, однако это совсем не так просто, как кажется. Хоумскулинг стал решением номер один для многих детей, которые не хотят или не могут присутствовать на занятиях в силу определенных причин.
Альтернатива очной форме обучения в онлайн-школе гарантированно обеспечивает более высокий уровень знаний и постоянную поддержку специалистов учителей, наставников, тьюторов, психологов. Зачисление в «Синергию» проводится круглый год — вы можете записать ребенка в нашу онлайн-школу прямо сейчас! Запишитесь на консультацию с куратором и получите бесплатно на выбор: Доступ к платформе.
А насчёт садиков, у нас сам ребёнок максимум сколько она ходила в садик, это месяц, потом ей там надоедает и если в начале она ходит туда с большим удовольствием то последнюю неделю, из месяца я имею ввиду, она ходит туда со скандалом. И насчёт общения между детmvb, это тоже всё не однозначно, ИМХО, конечно, так как я когда разговариваю с ребёнком на эту тему, она говорит, что у неё есть во Владивостоке 2 друга, а больше ей и не надо, и даже с этими друзьями она общается очень мало, даже когда они рядом, предпочитает побыть одна, поиграть сама с собой. Я конечно сглаживала ситуацию как могла, но ребёнка своего я тоже очень хорошо понимаю, сама такая.
А когда она была маленькая, что то около 2 лет, мы где то пол года жили осёдло, для нас это большой срок, так Майюшу водили играть на берег моря в песочницу, там ещё очень много было малышей и её возраста и постарше, она всё равно предпочитала играть одна, сядет в песочницу и не вылазеет из неё часами, я пытаюсь её заинтересовать другими играми, бесполезно.
Кроме того, респонденты говорили о том, что альтернативная форма учёбы помогла улучшить домашнюю атмосферу, укрепить семейные связи, увеличить время, которое родители проводят вместе с детьми, повысить свой авторитет в глазах детей и активнее включать их в домашние дела. Почему традиционная школа не соответствует ожиданиям родителей Некоторые респонденты отмечали, что современная школа не даёт того результата, который они хотели бы получить. К примеру, отдающие предпочтение семейному образованию прежде всего хотят, чтобы их дети были более самостоятельными, умели брать на себя ответственность, любили учиться, развивали эмоциональный интеллект, уверенность в собственных силах и прочие гибкие навыки.
Проще говоря, по мнению этих родителей, традиционная школа таким результатам не очень способствует. Помимо этого, некоторым мамам и папам важно принимать участие в образовательном процессе и знать, что при необходимости они могут повлиять на него. Но в традиционной школе им не всегда удаётся быть услышанным. Интересно, что в то же время часть респондентов высказала противоположное мнение: при альтернативных формах обучения им не нужно так плотно включаться в процесс обучения, как в школе, потому что больше доверия к его организации вероятно, речь о родителях, которые привлекают для обучения репетиторов.
И благодаря этому остаётся достаточно времени, чтобы заняться с ребёнком чем-то другим. А ещё участники исследования указывали на то, что их ценности не совпадают с теми, которых придерживаются школы или отдельные их сотрудники — учителя или руководство. Причём разногласия возникают не только в государственных, но и в частных учреждениях. Иногда родители не готовы отказаться от своей точки зрения.
И даже если они согласны проявить лояльность, их отталкивает жёсткая позиция школы по отдельным вопросам. Читайте также: «Я скорее лишусь школы, чем откажусь от тех ценностей, в которые верю» Некоторые опрошенные отметили, что ценят комфорт и гибкость в организации учебного процесса, готовность школы идти навстречу, однако на деле в образовательных организациях бывают сложности с этим. Кроме того, семейное образование кажется более оптимальным вариантом тем семьям, в которых родители работают удалённо, вынуждены часто менять место жительства из-за профессии или предпочитают надолго уезжать за город или в другие страны. Ещё одна причина для выбора альтернативной формы учёбы — транспортная недоступность выбранной школы.
Нередко проблемой становилась и финансовая сторона вопроса — некоторым родителям удавалось найти подходящее учебное заведение, но не было возможности оплачивать учёбу в нём. Другой вариант — когда получается платить за обучение только одного ребёнка, а в семье несколько детей школьного возраста. Порой причиной для перехода на семейное образование становилось сразу несколько из перечисленных факторов. Читайте также: «Я убеждён, что человекоориентированная школа — та, где дети учатся, а не где их учат» Какие ресурсы требуются для организации семейного обучения Как и насколько качественно получается организовать семейное обучение, зависит от возможностей в том числе финансовых , сил и даже состояния здоровья родителей.
Чаще всего это связано с частыми переездами, трудностями в адаптации, буллингом, а также ощущением, что школа не дает достаточно знаний. Почему еще формат домашнего образования становится популярным, стоит ли выбирать его в 2024 году, как выстраивается распорядок дня детей и что об этом думают специалисты — в материале «Ленты. Создание условий для семей с детьми, поддержка многодетных и улучшение демографических показателей — одни из главных задач российского правительства в 2024 году.
Для этого в стране проводится Год семьи. В ходе оглашения послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин назвал воспитание детей предназначением семьи и объявил о запуске нацпроекта под названием «Семья». Новый нацпроект, среди прочего, призван создать условия для гармоничного развития и воспитания детей.
Перешли на формат семейного образования или хотя бы задумываются об этом 30 процентов опрошенных родителей. Большинство респондентов 94 процента заявили, что им нравится такой подход, однако некоторые отметили сложности, связанные с переходом на домашнее обучение. Это и дополнительные затраты их отметил 51 процент опрошенных , и проблемы с самоорганизацией ребенка 43 процента , и совмещение работы и занятий с ребенком 37 процентов.
Среди преимуществ опрошенные родители называли отсутствие привязки к школьному графику 86 процентов , возможность обучаться из любой точки мира 75 процентов и больше фокусироваться на интересных ребенку предметах 75 процентов. Еще 73 процента респондентов отметили, что домашнее обучение экономит время в пути от школы до дома. Отрицательно о домашнем обучении высказались только 18 процентов опрошенных.
Впервые она услышала об этом методе, когда ребенок был еще маленький. Ольга помогала перейти на домашнее обучение многим родителям, но идея опробовать этот метод на себе ей пришла, когда сын был второклассником. По словам собеседницы «Ленты.
Ольга перевела сына на семейное обучение с пятого по девятый класс. Она утверждает, что инициатива во многом исходила от ребенка. После окончания четвертого класса, в июне, Ольга с сыном забрали документы из школы.
Директор поначалу сопротивлялась, вспоминает собеседница «Ленты. Она звонила и не понимала, как будет учиться ребенок, ведь Ольга перевела сына не на домашнее обучение, с которым знакомы все учителя, а на семейное. Домашнее обучение чаще всего продиктовано необходимостью, медицинскими показаниями.
Учителя здесь приходят к ребенку каждый день домой. Семейное же обучение предполагает, что контроль за образованием полностью лежит на родителях и ребенке Ольга Вещагина Все лето перед новым учебным годом Ольга изучала программу пятого класса. Она помогла сыну освоить ее за сентябрь и октябрь.
Экзамены он сдал уже в середине ноября. После этого Ольга приступила к обучению сына программе шестого класса и заметила в ней много своего рода повторов. Я зову это методом погружения».
Ольга считает, что выступила в качестве так называемого ментора или наставника для сына — помогла ему разработать план обучения, научила, где находить информацию и как с ней работать. Распорядок дня у сына Ольги был простой: он высыпался и приступал к занятиям, ориентируясь на составленный накануне план. В мае первого года семейного обучения он начал чередовать занятия с прогулками и велосипедом.
Ольга считает, это помогало ему настроиться на нужный лад. В занятиях на дому, по словам женщины, особенно важна самоорганизация. Несмотря на то что все 45 минут условного урока уходят только на одного ребенка, а не на 25-30 человек, как в общеобразовательной школе, мотивация ребенка играет большую роль.
Родитель ни в коем случае не должен заставлять ребенка выбирать формат семейного образования против его воли, убеждена Ольга. Может быть, где-то услышал, прочитал.
Без школьного звонка: плюсы и минусы семейного обучения
Такую же участь для меня она не хотела». Некоторое время семья Серафима жила за границей, потом вновь вернулась в Россию, и везде он учился в форме семейного образования, так и окончил 11-й класс. Серафим считает, что «после того, как столько лет проучился дома, уже как-то нет смысла возвращаться». Как учатся «семейники» Законодательство никак не регулирует процесс обучения детей на семейном образовании, поэтому каждая семья строит обучение по-своему. Первые несколько лет Наташу по всем предметам учил и готовил к экзаменам отец, а начиная с 7-го класса она стала самостоятельно обучаться гуманитарным предметам: «Папа очень помогал мне первые годы и отпускал в самостоятельное плавание только тогда, когда понимал, что я уже готова.
По русскому языку, например, я начала учиться сама уже с 7-го класса, по другим предметам — позже». С 10-го класса Наташа полностью училась самостоятельно. Мама Серафима учила его примерно до 5-го класса, после он осваивал программу сам. В 9-м и 11-м классах в рамках подготовки к ГИА с ним также занимались репетиторы по русскому языку и математике.
Другие предметы Серафим предпочел изучать самостоятельно: «Хороший репетитор на вес золота в прямом смысле — он дорогой. Я не хотел заставлять родителей тратиться, поэтому решил готовиться к экзаменам сам». Томас же с первого дня на семейном обучении учился самостоятельно: «Родители помогали мне решать юридические трудности, оказывали поддержку, но не более, учился и сдавал экзамены я всегда сам». Вначале учиться самому было сложно, но уже на следующий год стало даже проще, чем в школе.
Процесс обучения у ребят строился тоже по-разному. Серафим и Томас учились по мере своего желания, свободное время занимали кружками, чтением научных и художественных книг. Экзамены на семейном обучении Взаимодействие с традиционной образовательной системой во время семейного обучения может строиться по-разному.
Приучайте к компьютеру, либо обучайте экономике. В том случае, если ваша кроха обожает читать, отлично справляется с грамматикой, развивайте ее, придерживаясь творческих специальностей. Появляется возможность изучить редкие предметы, которые не преподают в школах, — языки, архитектуру, искусство и т. Обучение проходит в домашней обстановке, поэтому ребенку не придется следовать школьным правилам и ритуалам например, встать возле парты при звонке. Возможность воспитать личность по специальной индивидуальной программе. Можно освоить школьную программу менее чем за 10 лет и сдать экзамены экстерном. Обучение носит централизованный характер-в центре внимания только ваш ребенок, без отвлечений на других сверстников.
Возможность распределить оставшееся время от учебы на хобби или секции. Кроме того, они смогут определять его питание, ведь в школьной столовой, как правило, выбора не дают. Исключается насилие со стороны педагогов и сверстников. Минусы : Ребенок будет чувствовать себя отчужденно, ему будет скучно, особенно если он до этого посещал детский сад, был в коллективе.
Я вижу ее новых преподавателей, слышу, что говорят на лекциях, и очень довольна уровнем. Однако, несмотря на свое полное удовлетворение, Анастасия Кузина уверена, что такая форма обучения подойдет не всем. Если вы понимаете, что ваше дитя склонно лениться и может «прогуливать» виртуальные уроки, так оно и произойдет.
Защита от буллинга и сокращение расстояний Конечно, причин, по которым российские родители забирают детей на домашнее обучение, очень много. И, к сожалению, очень часто это бывает вынужденный шаг. Так, взрослые, проживающие в отдаленных поселках и деревнях, вынуждены выбирать для детей заочное обучение просто из-за отсутствия возможности добираться до ближайшей школы, которая им подходит. Дело в том, что в нашей поселковой школе удалось набрать только один класс с физико-математическим уклоном, а моя дочь — чистейший гуманитарий, такую нагрузку не потянула бы, да и не нужна ей углубленная физика и математика. А ежедневно добираться до школы в райцентре, где есть гуманитарный класс, нереально», — объясняет одна из мам. Другой причиной перехода на заочное обучение часто становятся сложные отношения ребенка с одноклассниками, в том числе и злосчастный буллинг. Он всегда хорошо учился, плюс носит очки и немного упитанный, все это регулярно становилось причиной издевательств и травли со стороны других детей.
Дошло до того, что у ребенка начался невроз, он боялся ходить в школу. В результате по совету психолога мы ушли на дистанционное обучение, пока нас все устраивает. Кроме того, все чаще родители выбирают дистанционное образование из-за конкретного недовольства качеством обучения в обычной школе. При этом подобные проблемы возникли не только у моего ребенка, но и у львиной доли класса. Конечно, перестроиться на дистанционный тип обучения сыну было сначала непросто, он ленился и пытался бездельничать. Однако уже через год его отношение к учебе сильно изменилось, а наша помощь сократилась до минимума. Большой плюс онлайн-школы в том, что ребенок в ней учится таким важным навыкам, как правильная организация времени, поиск и анализ информации и, собственно, желанию и умению мыслить самостоятельно.
Опасности виртуальной школы Учитывая, что массовую популярность заочное образование стало приобретать лишь в последние два года, реальных исследований о его результативности в сравнении с традиционным образованием в нашей стране пока нет. Однако наряду с положительными отзывами об онлайн-обучении, естественно, появляются и примеры негативного опыта виртуального образования. С олимпиадами так и произошло, а вот по остальным предметам картина получилась просто катастрофическая. К счастью, промежуточную аттестацию мы сдавали в своей школе, у знакомых учителей. Они популярно объяснили мне, что происходит, и уговорили вернуть сына в школу. Хорошо, что все это случилось в 8-м классе, а не в 9-м, когда нужно сдавать ОГЭ, хотя вернуться к обычному школьному режиму ему оказалось непросто — были и скандалы, и истерики, и «двойки». Наш опыт показал, что при переводе на дистанционку родители должны жестко контролировать весь процесс.
Нужно понимать, что, если такой возможности нет, виртуальное обучение может преподнести весьма неприятные сюрпризы. Могу сказать, что на промежуточных аттестациях эти ученики показывают очень разные результаты.
Также в статье рассматриваются актуальные вопросы необходимости использования семейного образования в современности, приводятся пути решения тех, или иных проблем, в основном связанных с проблемами социализации и адаптации личности к жизни в социуме. Ключевые слова: обучение, воспитание, образование, семейное образование, педагог, родитель, учащийся на дому, инклюзивное образование. Современная система Российского образования строится на принципах индивидуальности характера обучения. Такой подход обуславливает одобрение различных методик получения образования учащимися, в число которых входит образование на дому. Большинство людей, так или иначе, слышали о таком понятии, как «семейное образование», однако не понимали до конца сущности такого вида обучения. На этой основе до сих пор организуется множество дискуссий вокруг темы семейного обучения и воспитания, основанных на незнании людей сферы данного вопроса. Многие родители путают понятие «семейного образования» и «домашнего обучения», что и обуславливает тенденцию к появлению различного рода проблем по заданной тематике.
Цель работы: выявить характерные черты семейного образования, а также отметить положительное и отрицательное влияние на обучающегося при применении данной методики получения образования. Методика исследований. С целью выявления теоретических аспектов исследования использовался метод анализа и синтеза педагогических литературных источников. Результаты и их обсуждение. Современный педагогический процесс предполагает всесторонний охват эффективных методик получения образования ребенком. В случае необходимости перевести ребенка на индивидуальную форму обучения, родитель может выбрать более удобную для него и его ребенка форму дальнейшего получения образования. Инклюзивный характер образования является одним из основополагающих на законодательном уровне в Российской Федерации. Так, например, вынужденный переход на домашнее обучение является в той или иной степени формой получения инклюзивного образования. Под инклюзивным, понимается то образование, которое в равной мере доступно любому обучающемуся с различными индивидуальными потребностями и возможностями [1].
Семейное образование также является инклюзивным, так как основывается на принципах учета индивидуальных потребностей учащегося в ходе обеспечения равного доступа к получению образования. Многие родители сопоставляют и приравнивают понятия «домашнее обучение», «семейное образование», что является актуальной проблемой, так как на этом фоне появляется множество мифов, связанных с путаницей этих понятий. Для должного понимания теоретических аспектов темы стоит сформулировать и сравнить вышеперечисленные понятия: Семейное образование - процесс освоения учащимся общеобразовательных программ в форме семейного обучения с прохождением промежуточной итоговой аттестации в общеобразовательном учреждении [2]. Домашнее обучение - процесс освоения учащимся школьных программ по индивидуальному плану изучения на дому по причине отклонений от нормального психического, физического развития или реабилитации после болезни [3]. Стоит отметить, что семейное образование предполагает не просто обучение ребенка на дому, но и полный переход ответственности на родителя законного представителя ребенка по исполнению своих обязанностей по освоению общеобразовательных учебных программ и воспитанию обучающегося. Преподавание предметов в ходе семейное образование осуществляется родителем или приглашенным специалистом. В случае, если родитель не справляется со своей обязанностью по обучению, то школьная администрация ставит вопрос о переводе ребенка на школьную форму обучения или повторном прохождении курса обучения на дому.
Семейное обучение, или Жизнь без школы
Домашнее (семейное) образование. Плюсы и минусы, как оформить домашнее обучение юридически, вопросы по школьному аттестату при домашнем обучении, ЕГЭ. Ответы на эти вопросы Вы найжете в этой статье. Многие родители, которые выбрали семейное образование, выступают именно за их изучение, а не предложенными Министерством образования вариантами ФГОС. На практике оказывается, что изучать семь полезных искусств полезно и нужно. Домашнее (семейное) образование. Плюсы и минусы, как оформить домашнее обучение юридически, вопросы по школьному аттестату при домашнем обучении, ЕГЭ. Ответы на эти вопросы Вы найжете в этой статье. Семейное обучение: плюсы и минусы у него, конечно же, есть. При этом то, что для одной семьи плюс, для другой может оказаться минусом. Семейное образование — это обучение дома, но формат может быть любым. Плюсы и минусы.
Российские семьи назвали плюсы и минусы обучения детей на дому
Что, если попробовать обучать свое чадо по индивидуальной методике, — так ли тернист этот путь или у него одни сплошные плюсы? В этом MedAboutMe поможет разобраться специалист, руководитель Центра семейного и заочного образования, отец трех детей-«хоумскулеров» Алексей Семенычев. Пройдите онлайн-тест, чтобы узнать есть ли у вас аллергия Историческая справка: что за «зверь» — семейное образование?
Без промежуточной аттестации учащийся не сможет получить допуск к государственной итоговой аттестации. Также промежуточная аттестация может выявить серьёзные недочёты в освоении дисциплин. В этом случае администрация школы вправе сообщить в органы управления образованием, что ребёнок должен обучаться в образовательной организации. Также в ходе программы была затронута тема домашнего задания. Ведущие поинтересовались, в какой степени родители должны принимать участие в его выполнении.
Я считаю, что родители не должны стремиться к идеальному домашнему заданию и идеальным оценкам, фактически выполняя самостоятельное задание за своего ребёнка. Должно быть понимание, для чего ребёнок учиться — ради оценки или ради приобретения самого навыка «учиться».
Да и сама домашняя атмосфера расслабляет. В этом я вижу минус домашнего обучения.
Школа с ее расписанием уроков и звонками дисциплинирует. Детей надо контролировать, система пряника и кнута уже не действует на старшую. Системы самозапуска и самоконтроля, когда они понимают, что надо сделать уроки, у них нет. Ида до последнего будет тянуть, пока не скажешь строго, что уже все, времени откладывать больше нет.
В месяц мы тратим на домашнее обучение 30 тысяч рублей и больше. Я вижу по окружению, что, обучая детей в школах, родители тратят столько же, но платят они за какую-то элитарность заведения, например. А мы за эти деньги получаем от учителей и передаем детям гораздо больше. Мы живем за городом.
Школа поблизости меня не устраивала, а возить детей в Казань каждый день не представлялось возможным. Поэтому я начала искать альтернативные варианты обучения. Сначала семейное образование казалось мне домашней тюрьмой: я не представляла, как можно обучать самой, и волновалась за социализацию детей. Но постепенно я поняла, насколько узко мыслю и сколько на самом деле свобод дает семейное образование.
Ты можешь вписать обучение детей в свой ритм жизни, не вредя при этом ни себе, ни детям. Семейное образование дает возможность использовать время ребенка для того, что ему действительно необходимо в его возрасте. Например, в начальной школе должна преобладать игровая деятельность, пока ребенок сам не захочет углубиться в книги и чем-то заинтересоваться. Чтобы заинтересовать его, нужны и эксперименты с методиками, и личный пример родителя, и просто свободное время.
А когда ребенок учится в обычной школе, у него просто нет на это сил: учеба, домашняя работа и злая из-за двойки мама — все это не слишком мотивирует. Самые большие сложности с семейным образованием оказались совсем не там, где я ждала. Нам было совсем не трудно решить вопрос с аттестацией и прикреплением к школе. Зато появилась необходимость пересмотреть свои жизненные принципы, взгляд на образовательный процесс, который должен соизмеряться с целями и временем, в котором мы живем.
Почти год я изучала информацию о том, что же действительно важно в образовательном процессе детей, и о зависимости этого процесса от их психологической готовности. В образовании ребенку важно научиться делать выбор в сторону своего, никем не навязанного интереса. В процессе обучения мне было сложно не встать на рельсы школьного учителя, ведь у меня самой есть только опыт школы с оценками, классом, доской, контролем и авторитаризмом. Я считаю, что самый эффективный метод образования — это личный пример.
Если родитель получает кайф от своего дела, если он постоянно занимается самообразованием и владеет навыками тайм-менеджмента, если он верит себе и быстро принимает решения, то ребенку повезло. Будет он ходить в школу или не будет, уже не так важно. Главное — чтобы перед его глазами не маячили вечно уставшие после работы зомби, которым нет до ребенка дела. Поэтому, прежде чем решаться забирать детей из школы, родителям нужно крепко подумать и начать с себя.
Семьеведение и философия гуманной педагогики На семейном образовании в этом году находятся двое моих детей. Они не любят вставать каждый день рано, не любят однообразие, не могут долго сидеть на одном месте. Поэтому все, что избавляет их от этих перспектив, воспринимается на ура. Программа, по которой они учатся, для меня, если честно, не имеет большого значения: главное — как ее давать детям.
Мы выбрали «Русскую классическую школу». Она составлена по книгам известного дореволюционного педагога Ушинского Константина; основоположник научной педагогики в России. В Екатеринбурге его систему переработали на современный лад и издали учебники. Еще бы я посоветовала изучать русский язык по методике Соболевой, а «Окружающий мир» — по учебнику Анатолия Гина, который занимается ТРИЗ—педагогикой педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.
Математику очень нестандартно дает Женя Кац. Дома мы с детьми углубляем знания по истории, географии и природоведению. Также для меня важно говорить с ними об устройстве семьи, традициях, генеалогии. На обучение уходит не более двух часов в день.
Я думаю, что начальная школа у моих детей точно пройдет в таком свободном ритме. Потом, исходя из моей занятости, будем решать, куда двигаться дальше, но, я думаю, к этому времени в Казани появится какая-нибудь сильная заочная школа. За ЕГЭ я совершенно не боюсь. Считаю, что школьникам нужно уходить после девятого класса на самообразование такая форма тоже существует и два года спокойно готовиться к ЕГЭ с помощью репетиторов, не тратя время на ненужные дополнительные школьные предметы.
Мои дети привязаны к школе в Санкт-Петербурге и сдают аттестацию дистанционно в формате тестов для прохождения аттестации ребенок, находящийся на семейном обучении, может быть прикреплен к любой школе; обучение при этом может проходить как дома, так и в центрах семейного образования. Я экономлю на этом свои нервы и время. Казанские школы неохотно работают с детьми на семейной форме обучения. Их можно понять: компенсации школам за таких детей государство не отчисляет, а возни и учета много.
Поэтому найти школу, которая в рамках закона исполнила бы все пожелания родителя по поводу проведения аттестаций, не так уж и просто. В большинстве случаев родитель должен прогибаться под условия школы, хотя по закону делать это не обязан: например, сдавать аттестацию четыре раза в год вместо одного или делать это в неудобное для него время либо проходить аттестацию в непонятной форме, потому что учителя не провели консультацию. Качать права осмеливается не каждый родитель. В нашем случае обучение проходит в семейной школе в Казани.
Она работает с разновозрастными детьми, используя философию гуманной педагогики Шалвы Амонашвили советского, грузинского и российского педагога, психолога, академика Российской академии образования. В школе учатся 20 детишек в возрасте от 6 до 12 лет. Оценок там не ставят, а приходить можно когда угодно. С детьми занимаются индивидуально в разновозрастной группе.
У каждого ребенка свой ритм и своя программа освоения предмета. Обучают их по школьной программе два учителя с педагогическим образованием, остальные преподаватели — эксперты в разных сферах. Предметы интересные — например ушу, «Безопасное знакомство с медиапространством интернета», семьеведение. Конечно, у семейного образования есть минусы.
Ответственность за обучение лежит только на тебе, так что приходится работать и вовремя реагировать на страхи и риски. Я считаю, что мотивация к учебе, как и ко всему остальному, — это естественный процесс. И главная задача как родителя, так и учителя — этот огонек не потушить.
Общение с преподавателями организуется через форумы, видеоконференции, личные сообщения и пр. Когда курс будет пройден, то ученикам предлагается написать контрольные работы и диктанты при использовании включенного Skype или других онлайн-мессенджеров. Есть возможность выбора ребенком в дистанционной школе предметов для углубленного изучения, степени интенсивности их изучения и выстраивания программы с учетом индивидуальных особенностей и запросов. Такая форма обучения отличается гибкостью. У дистанционных школ заключены договора с учреждениями образования с лицензией и аккредитацией, что позволяет прикрепить детей к школе и сдавать государственные аттестации. Есть возможность аттестации в школе, к которой прикреплен ребенок по месту жительства. Школа дома Этот метод максимально близок к традиционному школьному образованию. Ребенок учится по школьным учебникам, в определенном программой темпе с выполнением необходимых контрольных и самостоятельных работ. Классическое образование Классическое образование представляет собой примерную версию античной и средневековой образовательной системы, когда изучались семь свободных искусств. Многие родители, которые выбрали семейное образование, выступают именно за их изучение, а не предложенными Министерством образования вариантами ФГОС. На практике оказывается, что изучать семь полезных искусств полезно и нужно.
Домашнее обучение в школе. Обучаем ребенка на дому
Многие родители, которые выбрали семейное образование, выступают именно за их изучение, а не предложенными Министерством образования вариантами ФГОС. На практике оказывается, что изучать семь полезных искусств полезно и нужно. Чтобы перейти на семейное обучение по Закону об образовании в РФ, родителям следует оформить уведомление и направить его в органы управления образования либо местный профильный департамент по адресу проживания о принятом решении. «АиФ-Воронеж» поговорил с многодетными матерями, которые рассказали о плюсах и минусах семейного образования, о том, как происходит обучение вне школы, и каких ошибок стоит избегать при переходе на СО.
Меньше общения и больше свободы. Родители – о семейном образовании
Семейное образование подразумевает, что родители полностью заменяют ребенку школьное обучение. Тем не менее, ребенок прикрепляется к школе и обязан сдавать экзамены и проходить ежегодную аттестацию. Закон о семейном образовании в России. Семейное обучение можно попробовать без официального расторжения связей со школой, например, на пару недель «заболеть» или уйти на месяц на заочку «по семейным обстоятельствам».
Домашнее обучение: за и против
Плюсы и минусы семейного обучения Мы не можем сказать, хорошо или плохо домашнее обучение. Для каких-то детей, конечно, обучение может стать интенсивнее — не тратить время на дорогу, на бессмысленное времяпрепровождение: один читает, все следят, физкультура — все по очереди бегают, остальные большую часть сидят на скамейке. Конечно, этот конкретный ребенок мог бы этот же материал усвоить за гораздо более короткий срок и успеть к этому еще кучу всего дополнительно, если это надо ему и его родителям. При этом есть и минусы. Какие-то дети могут оказаться в абсолютно бесконтрольной власти людей, которые могут делать что угодно.
Какие-то дети лишаются общения со сверстниками и условий для развития социального интеллекта. Другие не сталкиваются с жизнью больших систем и необходимостью подстраиваться под них, что дает много плюсов прямо сейчас — например, не надо рано вставать, но откладывают эту задачу адаптации. Это не значит, что обязательно караул, может быть, он в 17 лет пойдет и быстро адаптируется. Почему так трудно учить своего ребенка Может быть, какие-то дети в старших классах могут учиться сами, но не все.
Я знаю таких детей. Семейное обучение требует больших ресурсов, не всякая семья на это способна. Если ребенок не в самых старших классах, это значит, что кто-то должен этим заниматься.
По итогам 2023 года в России не закрыты сотни учительских вакансий Среди плюсов семейного обучения Александра Калинина выделила свободу передвижения. Оно подойдет для тех, кто часто переезжает с места на место или живет в другой стране, где нет подходящих русскоязычных школ.
Еще один положительный аспект — возможность учиться по индивидуальной программе. Также это удобное расписание, контроль качества образования и комфортная обстановка. Родители сами вместе с детьми определяют подходящий график и стиль обучения, что особенно удобно для семей, где оба родителя работают удаленно или по нестандартному графику, считает Калинина. Среди минусов эксперт указала необходимость организовывать всё самостоятельно.
В школу вы подаете заявление о переходе на семейное образование, по которому ребенка из школы отчисляют, а вам выдают на руки его личное дело, справку о последней аттестации и медицинскую карту. Потом необходимо действовать быстро, потому что вы должны успеть в установленный срок прикрепить ребенка к выбранной вами школе для прохождения аттестации или зачисления в школу — если вы выбрали не семейную, а заочную форму обучения. И наконец, получив приказ школы на руки, об этом надо уведомить РОНО. Как выбрать школу, которая будет вас аттестовать?
В РОНО вам могут рекомендовать школу для прикрепления. Но обязать вас прикрепиться именно к ней никто не вправе, выбор исключительно за вами. И тут интернет в помощь: есть сайты школ, есть отзывы родителей. Наконец, у вас самих тоже наверняка есть определенные запросы. К примеру, если у ребенка родной язык русский и вы не планируете изучать какой-либо из национальных языков, а хотите обеспечить изучение родного в максимально полном объеме, можно выбрать школу, например, в Петербурге, Москве. Или в любом другом регионе — и изучать родной башкирский, мордовский… Либо прикрепиться к школе с татарским языком обучения. Семейное или заочное? На сегодня ребенка можно перевести на семейное обучение.
А можно — на заочное. Если вы выбираете платную школу а такое тоже возможно , принципиальной разницы нет, тут можно исходить из стоимости обучения — что выгоднее. У заочной школы есть ряд плюсов. Ребенок не просто проходит в ней аттестацию, а числится учеником со всеми вытекающими правами и возможностями. Например, он получает доступ к материалам для обучения рабочие тетради, рабочие программы, тесты и т. В заочной школе аттестация проходит чаще, чем при семейном обучении, и это повышает качество обучения, дисциплинирует и родителей, и ребенка. При семейном обучении можно сдавать промежуточные аттестации один или несколько раз в год, но это необязательно, а обязательно ученик должен сдать только две итоговые аттестации — в 9-м и 11-м классах. При этом заочная аттестация для ребенка — гораздо меньший стресс, у нее более удобный график.
Зато сопровождение семейного обучения в местных школах полностью бесплатно.
Только обеспечив ребенку как можно более широкий круг общения. Это общение с соседскими детьми во дворе, разнообразные кружки, при выборе которых на первое место ставятся не спортивные или какие-то еще «вещественные» результаты, а возможность для ребенка выстраивать отношения со сверстниками, со взрослыми чужими людьми. Как осуществить перевод ребенка на семейное обучение? Достаточно просто, и никаких сложностей или противодействия со стороны местного отдела образования тут ожидать не стоит.
Вы должны уведомить РОНО о том, что приняли решение перевести ребенка на семейное обучение. Обратите внимание: именно уведомить, а не получить его разрешение. Хотя в школе могут попросить именно разрешение — в таком случае вы объясните директору учебного заведения, что закон этого не требует. В школу вы подаете заявление о переходе на семейное образование, по которому ребенка из школы отчисляют, а вам выдают на руки его личное дело, справку о последней аттестации и медицинскую карту. Потом необходимо действовать быстро, потому что вы должны успеть в установленный срок прикрепить ребенка к выбранной вами школе для прохождения аттестации или зачисления в школу — если вы выбрали не семейную, а заочную форму обучения.
И наконец, получив приказ школы на руки, об этом надо уведомить РОНО. Как выбрать школу, которая будет вас аттестовать? В РОНО вам могут рекомендовать школу для прикрепления. Но обязать вас прикрепиться именно к ней никто не вправе, выбор исключительно за вами. И тут интернет в помощь: есть сайты школ, есть отзывы родителей.
Наконец, у вас самих тоже наверняка есть определенные запросы. К примеру, если у ребенка родной язык русский и вы не планируете изучать какой-либо из национальных языков, а хотите обеспечить изучение родного в максимально полном объеме, можно выбрать школу, например, в Петербурге, Москве. Или в любом другом регионе — и изучать родной башкирский, мордовский… Либо прикрепиться к школе с татарским языком обучения. Семейное или заочное? На сегодня ребенка можно перевести на семейное обучение.
А можно — на заочное. Если вы выбираете платную школу а такое тоже возможно , принципиальной разницы нет, тут можно исходить из стоимости обучения — что выгоднее.
Семейное обучение: «за» и «против»
В новом исследовании российские родители назвали самые распространённые причины, по которым перевели бы своих детей на семейное образование. Семейное образование — это обучение дома, но формат может быть любым. У них нет чëткой организации семейного обучения. Семейное обучение: плюсы и минусы у него, конечно же, есть. При этом то, что для одной семьи плюс, для другой может оказаться минусом. Семейное образование подразумевает, что родители полностью заменяют ребенку школьное обучение. Тем не менее, ребенок прикрепляется к школе и обязан сдавать экзамены и проходить ежегодную аттестацию.