Можно ли самозанятому нанимать работников? Да, самозанятый может нанять себе помощников, но оформлять трудовой договор нельзя.
Может ли самозанятый нанимать людей на работу?
Может ли самозанятый быть наемным работником? Еще с конца 2019 года, которые фактически нанимают самозанятых в качестве своих работников. Налог на профессиональный доход — это специальный налоговый режим для самозанятых граждан, который можно применять с 2019 года. Можно ли совмещать официальную работу с самозанятостью. Можно ли совмещать официальную работу с самозанятостью. Работодатель обеспечивает работника по найму всем необходимым в отличие от самозанятого.
Может ли самозанятый нанимать сотрудников?
Разберемся, может ли самозанятый нанимать сотрудников и как это правильно сделать. После появления нового статуса некоторые студии нашли ему удобное применение — при найме нового сотрудника с ним заключается не трудовой договор, а договор ГПХ с самозанятым. Согласно законодательству, самозанятый обязан работать самостоятельно, то есть не имеет права иметь в штате сотрудников, оформленных по трудовому договору. Да, самозанятые не могут нанимать сотрудников, но это не означает, что невозможна кооперация нескольких мастеров, когда работа, по сути, выполняется вместе, но налоги каждый сам платит за себя. Может ли самозанятый нанимать сотрудников?
Налог на профессиональный доход
Пандемия всё изменила. Если посмотреть вакансии, которые сейчас публикуются, то можно заметить, что в значительной части из них предлагается работа в удалённом режиме. Дело в том, что содержать сотрудников в офисе достаточно дорого. Работника нужно обеспечить местом, а это около 6 квадратных метров на одного сотрудника, аренда которых, например, в Москве и далеко не в центре города будет стоить работодателю не менее 5—7 тысяч рублей в месяц. Нужно оборудовать рабочее место сотрудника офисной мебелью, обеспечить его компьютером и оргтехникой, расходными материалами, канцелярскими принадлежностями и т. Так что дистанционный формат работы выгоден работодателям, позволяя существенно уменьшить затраты. При определённой самодисциплине удалённого сотрудника и налаженном контроле результатов его деятельности эффективность работы при переходе на «удалёнку» не падает, а вот эффективность бизнеса во многих случаях даже возрастает. Кроме того, использование «удалёнки» позволяет работодателям многократно увеличить количество квалифицированных кандидатов на предлагаемые вакансии за счёт расширения географии поиска потенциальных сотрудников. И даже традиционные совещания с большим числом участников теперь легко проводить дистанционно.
С другой стороны, переход на удалённую работу предоставляет и сотрудникам массу преимуществ. Например, позволяет высвободить 2—3 часа в день, которые раньше тратились на дорогу из дома до офиса и обратно, и использовать их «для себя». Поработав некоторое время в онлайн-формате и оценив все его достоинства, большинство сотрудников компаний отдаёт «удалёнке» предпочтение, что подтверждается многочисленными соцопросами. Вынужденный переход в период пандемии на дистанционный формат работы большого количества сотрудников разных компаний развеял миф о приоритетности работы в офисе. А окончательно добило его становление института самозанятости, которое к преимуществам «удалёнки» добавило для предпринимателей и такой важный фактор, как экономия на выплатах страховых взносов и НДФЛ. Именно поэтому в России наблюдается бум на вовлечение квалифицированных самозанятых работников в сферу информационных технологий, в которой необходимость совместной работы сотрудников в офисе сведена до минимума. Может ли уменьшить налоги компания, привлекая самозанятых вместо найма штатных сотрудников Самозанятость — это не российское «изобретение», похожие статусы для «малых» предпринимателей были введены в Германии, Франции, Японии и ряде других стран раньше, чем в РФ. Но Россия в этом направлении быстро оказалась «впереди планеты всей».
Сегодня вместо обычного найма и оформления сотрудников многие компании «нанимают» самозанятых, оформляя отношения сторон, например, договором гражданско-правового характера как правило — по оказанию услуг. С одной стороны, для компаний это намного выгоднее, чем оформление штатного сотрудника. В случае выполнения того же объёма работ самозанятым предприятие освобождается от уплаты всех страхвзносов и подоходного налога на доход, полученный исполнителем. Кроме того, предпринимателям не приходится оплачивать самозанятым пребывание на больничном и отпуска. И это первая и основная причина того, что миллионы россиян-фрилансеров приняли решение «выйти из тени», оформив самозанятость. Вторая причина в том, что получение статуста самозанятого в России — предельно простая и доступная процедура: процесс оформления, как правило, занимает 10—15 минут. Важно и то, что работающие в таком статусе не сдают отчётности, а система контроля поступлений и уплаты НПД полностью автоматизирована.
При этом у них есть возможность привлекать в качестве субподрядчиков третьих лиц и сохранить право на уплату налога на профессиональный доход НПД , рассказала "Реальному времени" основатель и управляющий партнер ГК "РосКо", аттестованный аудитор и налоговый консультант Алена Талаш. Для этого, отмечает эксперт, третьих лиц необходимо привлекать в качестве субподрядчиков и оформлять работы по договорам гражданско-правового характера ГПХ , в противном случае можно нарваться на штрафы и в худшем варианте потерять право на уплату НПД. При этом нужно соблюдать определенные правила, чтобы у налоговых органов не возникли основания для изменения договора ГПХ в трудовой. Какое количество помощников допустимо иметь плательщику НПД, в законе не указано. Это значит, что ограничений на сегодняшний момент нет, — отмечает эксперт. Так, например, если самозанятый занимается ремонтом или является копирайтером, то в этом случае можно заручиться поддержкой коллег, чтобы они выполнили часть работы. Так, можно вызвать маляра, который окрасит стены, обратиться к дизайнеру, который создаст логотип, заказать услуги расшифровщика, который превратит голосовое интервью в текст, приводит примеры Алена Талаш. Эксперт отмечает, что договоры ГПХ можно заключать с другими самозанятыми гражданами, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. На этот счет никаких ограничений не введено.
Наиболее распространенные ошибки следующие: Использование формулировок, характерных для трудовых договоров например, работник, работодатель, зарплата, режим работы, должностные обязанности и т. Установление рабочего времени. Обязанность подчиняться заказчику, выполнять работу под его контролем, отчитываться в процессе выполнения работ оказания услуг и т. Выполнение работником работы на территории заказчика с использованием предоставляемых им материалов, инструментов и т. Оценить ГПД как трудовой контролирующие органы могут, если заказчик и исполнитель сотрудничают на постоянной основе, регулярно перезаключая ГПД. Рассмотрим различные варианты правоотношений: Заказчик и исполнитель зарегистрированы как плательщики НПД как со статусом ИП, так и без такового. Это самый простой вариант, при котором исполнитель уплачивает за себя НПД. У заказчика обязанности платить налоги и страховые взносы не установлены. Также выгодный для самозанятого вариант, при котором сотрудник как ИП самостоятельно уплачивает за себя налоговые платежи и страховые взносы.
Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства в части применения НПД с целью недопущения формальной регистрации сотрудников организации индивидуального предпринимателя в качестве «самозанятых». Выявление признаков трудовых отношений является основанием для привлечения работодателя к ответственности за нарушение налогового законодательства в виде доначисления НДФЛ, страховых взносов, штрафов и пеней, требований о предоставлении отчетности. В качестве признаков трудовых отношений в этом случае будут рассматриваться: наличие постоянного рабочего места у работника на территории работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы сменности ; обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату; устойчивый длительный и стабильный характер отношений; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск. Подробную информацию о порядке применения НПД, в том числе об ограничениях в применении данного налогового режима можно узнать на официальном сайте ФНС России в разделе « Как стать плательщиком налога для самозанятых граждан » или по телефону Единого Контакт-центра ФНС России 8-800-222-22-22. Поделиться: Нет Да Форма предназначена исключительно для сообщений об отсутствии или некорректной информации на сайте ФНС России и не подразумевает обратной связи.
Как самозанятому нанять сотрудников
В рамках данной статьи нас интересует подпункт 4 п. 2 ст. 4: плательщики НПД не имеют возможности нанимать работников по трудовому договору. Цель создания новых комиссий – проверка, является ли заключение договоров с самозанятыми оправданным, и не являются ли самозанятые скрытыми штатными сотрудниками. Соответственно, имеющим статус самозанятого можно не работать самостоятельно, использовать наемную рабочую силу, но необходимо учесть ряд особенностей.
Плюсы и минусы самозанятости, о которых стоит знать
В то же время законодательство не содержит прямых ограничений на использование подряда и субподряда самими самозанятыми. Однако это порождает дополнительные сложности и может стать предметом пристального внимания контролирующих органов как к самозанятому лицу, так и к другим сторонам договоров, заключенных данным лицом. Так, они не могут одновременно с налогом на профессиональный доход применять какие-либо другие налоговые режимы. Поэтому прежде чем начинать сотрудничать с самозанятым лицом, необходимо как можно более тщательно проверить его историю и наличие сведений о нем в открытых реестрах субъектов предпринимательской деятельности, чтобы избежать излишних рисков. Отдельно стоит отметить, что п. Однако для большей безопасности взаимодействия с самозанятыми лучше не рисковать и избегать работы с лицами, все еще числящимися плательщиками данных налогов. Так, АПК РФ , определяющий порядок деятельности арбитражных судов в России, не содержит упоминания о том, что в юрисдикцию данных судов входят вопросы деятельности самозанятых граждан как плательщиков налога на профессиональный доход.
Из-за этого возникающие в рамках договорных отношений с самозанятыми гражданами спорные ситуации не могут быть решены в порядке арбитражного судопроизводства в отличие от споров с другими контрагентами-предпринимателями. Для заказчика услуг самозанятого гражданина это может стать значительной неприятностью — в случае конфликта с самозанятым лицом нужно обращаться в суды общей юрисдикции, что предполагает в том числе иные сроки рассмотрения споров.
В нем самозанятые граждане самостоятельно регистрируют поступления денег в виде чеков. Копии таких чеков плательщик НПД может отправлять по запросу организациям или физлицам, с которыми сотрудничает.
Преимущества и недостатки самозанятости Сперва о плюсах статуса самозанятого: Процесс регистрации максимально простой и быстрый. Официальное ведение деятельности. Раньше не все мелкие предприниматели оформляли ИП, так как это было не выгодно и связано с определенными сложностями, и поэтому укрывались от уплаты налогов. То есть, по сути, вели незаконную коммерческую деятельность.
Самозанятость дает возможность уплачивать налоги на максимально упрощенных условиях. Возможность подтверждения дохода. Самозанятые также могут брать ипотеку и кредиты. Пониженное налогообложение, по сравнению с ИП и юрлицами.
Освобождение от уплаты взносов на ОПС. При регистрации в качестве самозанятого гражданин разово получает от государства налоговый вычет 10 тыс.
Вынужденный переход в период пандемии на дистанционный формат работы большого количества сотрудников разных компаний развеял миф о приоритетности работы в офисе. А окончательно добило его становление института самозанятости, которое к преимуществам «удалёнки» добавило для предпринимателей и такой важный фактор, как экономия на выплатах страховых взносов и НДФЛ. Именно поэтому в России наблюдается бум на вовлечение квалифицированных самозанятых работников в сферу информационных технологий, в которой необходимость совместной работы сотрудников в офисе сведена до минимума. Может ли уменьшить налоги компания, привлекая самозанятых вместо найма штатных сотрудников Самозанятость — это не российское «изобретение», похожие статусы для «малых» предпринимателей были введены в Германии, Франции, Японии и ряде других стран раньше, чем в РФ.
Но Россия в этом направлении быстро оказалась «впереди планеты всей». Сегодня вместо обычного найма и оформления сотрудников многие компании «нанимают» самозанятых, оформляя отношения сторон, например, договором гражданско-правового характера как правило — по оказанию услуг. С одной стороны, для компаний это намного выгоднее, чем оформление штатного сотрудника. В случае выполнения того же объёма работ самозанятым предприятие освобождается от уплаты всех страхвзносов и подоходного налога на доход, полученный исполнителем. Кроме того, предпринимателям не приходится оплачивать самозанятым пребывание на больничном и отпуска. И это первая и основная причина того, что миллионы россиян-фрилансеров приняли решение «выйти из тени», оформив самозанятость.
Вторая причина в том, что получение статуста самозанятого в России — предельно простая и доступная процедура: процесс оформления, как правило, занимает 10—15 минут. Важно и то, что работающие в таком статусе не сдают отчётности, а система контроля поступлений и уплаты НПД полностью автоматизирована. Для самозанятых создано удобное и простое в использовании приложение «Мой налог», которое без всяких проблем можно самостоятельно установить на компьютере, ноутбуке, планшете или смартфоне. От работника требуется только своевременное внесение сумм поступлений от заказчиков. Приложение позволяет ему буквально за секунды создавать необходимые документы — чеки по оплате товаров или услуг, предоставленных заказчику, а в необходимых случаях оформлять счета на оплату. Таким образом, самозанятым не нужно использовать онлайн-кассы.
А ещё они освобождены от обязательной уплаты страховых взносов и, если выплачивают страхвзносы, то только на добровольных началах, обеспечивая себя пенсией по достижении пенсионного возраста. Если дать короткое определение, самозанятые — это физлица, зарегистрированные в спецстатусе независимых подрядчиков, осуществляющих свою трудовую деятельность без заключения стандартных договоров, регламентирующих трудовые отношения между работодателем и работником. При этом самозанятые в РФ могут пользоваться некоторыми федеральными и региональными льготами и мерами поддержки, предоставляемыми малому бизнесу, в т. Есть у них, правда, и ограничения: максимальный годовой доход не может превышать 2,4 млн руб. Законодательство РФ, с одной стороны, фактически не ограничивает направления деятельности самозанятых. Но, с другой стороны, им нельзя заниматься перепродажей товаров, они не могут быть посредниками при проведении сделок, работать по агентским договорам, по договорам поручения или комиссии.
Как компании правильно оформить договор с самозанятым Расширение практики сотрудничества с самозанятыми объективно увеличивает активность налоговых и трудовых инспекций по проверке документального оформления такого партнёрства. Часто это приводит к обвинению со стороны контролирующих органов к подмене трудовых отношений при работе с самозанятыми.
Для создания личного сайта можно заключить договор с веб-дизайнером.
При доставке цветов — с курьером. Для продвижения своего бренда в сфере оказания услуг- маркетолога, и т. Главное грамотно составить договор.
В нём обязательно должны быть указаны: -Весь перечень работ или услуг. Количество обращений тоже может быть любым: на постоянной основе или на один раз. Гражданско-правовой договор заключают для оплаты конкретной разовой услуги.
Как правильно заключить договор при найме работников самозанятыми
Российские работодатели все чаще нанимают самозанятых - Ведомости | Но может ли самозанятый иметь сотрудников-помощников, имеет ли он право подключать к работе подрядчиков? |
Как выгоднее работать: по трудовому договору или быть самозанятым? | Можно ли одновременно работать официально и быть самозанятым, сдавая в аренду имущество работодателю. |
Как стать самозанятым в 2024 году: пошаговая инструкция | Банки.ру | Может ли самозанятый выполнять ту работу, которую ему планирует поручить заказчик в рамках договора? |
Можно ли нанимать на работу самозанятых: позиция ФНС | Может ли человек быть плательщиком НПД и одновременно работать по трудовому договору, можно ли быть самозанятым и оказывать услуги своему нынешнему или бывшему работодателю? |
Самозанятый или ИП: что выбрать фрилансеру
Может ли самозанятый нанимать сотрудников и как это сделать — Борис Фролов на | Может ли официально работающий человек стать самозанятым? |
Может ли самозанятый брать на работу сотрудников? — БизнеСинергия | Может ли ИП оформить самозанятость. Самозанятые и ИП отличаются по таким критериям. |
6 правил работы с самозанятыми | Можно ли работать официально и быть самозанятым: может ли самозанятый оказывать услуги работодателю или быть госслужащим, как самозанятому платить налоги, если он работает по найму. |
Хочу принять на работу самозанятого: как составить договор и подтверждать расчёты | То есть обычный гражданин, который стал применять НПД, при найме другого гражданина (не самозанятого и не ИП) должен платить страховые взносы. |
Новые комиссии для проверки самозанятых и нелегальной занятости
- Как правильно заключить договор при найме работников самозанятыми
- Разбираемся, можно ли нанять самозанятого на работу
- Популярное за неделю
- Кому подходит этот налоговый режим
- Альтернативное движение
- Для тех, кто ценит свое время
Налог на профессиональный доход
Можно ли нанимать самозанятых на работу? | Могут ли сотрудника перевести в статус самозанятого. Работодателям финансово выгодно привлекать самозанятых вместо штатных работников, чтобы уменьшить налоговую нагрузку. |
Могут ли самозанятые нанимать работников: кого касается и как платить налоги при найме | Налог на профессиональный доход — это специальный налоговый режим для самозанятых граждан, который можно применять с 2019 года. |