Баку представил 5 предусловий подписания мирного соглашения с Ереваном. В идеале мирное соглашение Армении и Азербайджана может на долгие годы заморозить армяно-азербайджанский территориальный спор. Свои предложения по мирному договору Армения передала Азербайджану 7 ноября на встрече в Вашингтоне. Судя по тому, как Азербайджан настаивает на немедленном заключении мирного договора с Арменией, ряд экспертов полагают, что мирный договор нужен в первую очередь именно противной стороне.
Азербайджан и Армения могут подписать мирный договор – Алиев
Ранее премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения готова подписать мирный договор с Азербайджаном до конца 2023 года. Армения представила Азербайджану свою версию мирного договора 7 ноября, Азербайджан передал Армении предложения по мирному соглашению через месяц — 6 декабря. рамках размещения сил НАТО в странах Балтии 18:08 В Армении отметят День гражданина 18:07 МИД: Армения получила предложения азербайджанской стороны по проекту «Мирного договора» 17:59 Армения объявила в розыск двоих азербайджанских шпионов 17:56. Идёт поступательный процесс к мирному договору, новые переговоры нужны и важны.
Переживёт ли Армения теперь уже политический геноцид
Это нужно и Армении и Азербайджану, и это правда, они готовы заключить мирный договор и поделить территорию. В телеграм-каналах опубликован полный текст заявления лидеров России, Армении и Азербайджана Владимира Путина, Никола Пашиняна и Ильхама Алиева о прекращении войны в Нагорном Карабахе и условиях мира. Баку представил 5 предусловий подписания мирного соглашения с Ереваном. По его словам, Азербайджан и Армения «хорошо продвигаются вперед» в вопросе мирного договора, но в Баку придерживаются подхода, что мир должен быть между этими странами, «потому что этот регион принадлежит нам».
Выход из ОДКБ и сдача Карабаха: какую игру затеял Ереван против Москвы 25 мая
О каких гарантиях безопасности говорит премьер Армении? Чьим гарантиям он верит? Где так называемая «эпоха мира», которая должна была наступить, по мысли властей Армении, после подписания трехстороннего документа по итогам 44-дневной войны? Это просто другие слова. Он требует гарантий для армянского населения, а гарантии для армянского населения всё равно, в представлении армянской стороны, превращаются в ту или иную форму автономии, чего категорически не приемлет Азербайджан и Алиев. Поэтому, другими словами, Пашинян требует другого.
Эта позиция армянской стороны будет и дальше превалировать. Пашинян будет признавать, а потом говорить, что мы требуем вот этого. Трудно сказать, чем это закончится. Общества, они такие — там всё непросто с общественными настроениями. Сегодня может быть один запрос, а завтра — другой.
Сегодня запрос на окончание войны, скорее, мы уже не можем, а завтра, если появятся беженцы из НК, общество скажет, что это предательство. Как в своё время было с распадом СССР. Сначала люди не отреагировали, а потом поняли, что это всерьёз. И тогда, чем дальше, тем больше стало появляться желание всё переиграть. Люди стали вести себя по-другому, видеть в распаде СССР какой-то заговор.
С восприятием карабахской проблемы в Армении ситуация может быть сходной.
Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20. На информационном ресурсе dailystorm. Минина и Д.
Напомню, что Зангезур в Армении эту область именуют Сюник отделяет Нахичевань от Азербайджана, кроме того, именно в этом регионе проходит граница Армении с Ираном, но развитие транспортного сообщения в регионе было одним из условий мирного соглашения, подписанного в ноябре 2020 года после второй карабахской войны. Правда, в соглашении нет ни слова о том, в каком статусе должно быть развито сообщение. Армяне гарантируют Баку обычное сообщение, то есть примерно такое же, какое и сейчас действует между Калининградом и Россией. Азербайджанцы же, наученные горьким опытом России, настаивают на экстерриториальном статусе коридора.
План Блинкена незамысловат: раз Армения признала, что Карабах — это Азербайджан, то, стало быть, и никакие российские миротворцы там больше не нужны. После этого российская база в Гюмри закрывается, и открывается американская. Что будет дальше с армянами, населяющими Карабах, американцев не волнует совершенно, как их не волновала судьба тех же сербов в Косово. Понятно, что и обещаниям Азербайджана будет грош цена. Ведь за идеей восстановления связей Баку с анклавами сейчас сообщение с Нахичеванью идёт через Иран стоит Турция, заинтересованная во включении анклава в тело новой Оттоманской империи.
По его словам, Ереван подтверждает приверженность достигнутым договоренностям.
Ереван также освободил двух азербайджанцев. Кроме обмена военнопленными страны договорились, что Армения отзывает свою кандидатуру на проведение 29-й сессии Конференции сторон рамочной конвенции ООН СОР-29 об изменении климата в поддержку кандидатуры Азербайджана.
Ильгар Велизаде: Мирный договор между Азербайджаном и Арменией – база мироустройства в регионе
Президент Азербайджана Ильхам Алиев подтвердил готовность Баку подписать договор о мире с Арменией. Стороны также условились, что «в качестве жеста доброй воли Армения выражает поддержку поданной Азербайджаном заявки на проведение 29-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29) и снимает свою кандидатуру». Ереван получил от Баку новые предложения по мирному договору. Глава Евросовета Шарль Мишель сообщил, что Армения и Азербайджан договорились активизировать работу по мирному соглашению, об этом говорится в тексте пресс-релиза на сайте Евросовета. Встреча глав МИД России, Армении и Азербайджана Сергея Лаврова, Арарата Мирзояна и Джейхуна Байрамова касательно подготовки мирного договора планировалась на 23 декабря, однако арм. Ранее премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Армения готова подписать мирный договор с Азербайджаном до конца 2023 года.
Запад – против. Могут ли Армения и Азербайджан заключить мир в Москве
Армения и Азербайджан могут заключить мирное соглашение в течении 15 дней, если азербайджанская сторона проявит политическую волю Об этом во вторник заявил спикер армянского парламента Ален Симонян “При желании мирное соглашение может быть. Мирное соглашение между Арменией и Азербайджаном станет реальным в случае признания сторонами территориальной целостности друг друга. Никаких препятствий для подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией больше нет, уверен президент Ильхам Алиев.
Внешняя политика
Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы.
На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы. Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах. Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией.
По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов.
Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта.
В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности.
Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров.
В то же время Москва, напоминает политолог, недовольна политикой Иревана, и она об этом прямо говорит.
Все более громкая антироссийская риторика из Иревана и его артикулированные действия по сближению с Западом вынуждают Москву ужесточать свою риторику в отношении Армении. Комментарий М. Здесь мы видим, что официальная позиция России заключается в том, что именно Армения сорвала трехстороннее заявление и сейчас пытается перенести всю тяжесть решения вопросов постконфликтного урегулирования на западные площадки. Мы подходим к тому, что на самом деле наблюдается серьезное противоречие между Россией и западными странами, эти противоречия находят отражение в проволочках, связанных с финализацией мирного договора», - считает эксперт. В то же время Баку, по мнению собеседника, видя настойчивые усилия Иревана избегать российского посредничества, а также попытки западных посредников использовать подписание мирного договора на собственных площадках с целью выступить последующими гарантами мирного соглашения, предлагает избрать нейтральную площадку для достижения окончательного соглашения. При этом, в случае с Соединенными Штатами уже Баку не торопится принимать положительные решения, учитывая ранее занятую Госдепом ангажированную проармянскую позицию», - подчеркнул он. При этом И.
Велизаде обратил внимание на значимость соглашения в масштабах региона: «Мирный договор согласован и представляет собой возможность для реализации комплексной политики по созданию новых условий и базы для постконфликтного устройства в регионе. Это не просто договор между двумя странами, а база миростроительства в регионе. Естественно, такой лакомый кусочек не может оставаться без внимания внешних интересантов, которые пытаются сделать так, чтобы и подписание мирного договора, и согласование постконфликтного устройства происходило при их непосредственном участии и при их непосредственной гарантии». Политолог убежден, что в Баку понимают и видят эту конкуренцию, которая выступает в качестве препятствия для подписания договора, и «предлагает Армении собрать всю оставшуюся у них волю, чтобы подписать соглашение на нейтральных площадках».
Мне кажется, что армянская сторона не готова к этому чрезвычайно смелому шагу, потому что ей придется держать ответ в Вашингтоне, Брюсселе. А там возлагают очень большие надежды на Армению с тем, что она может фактически заманить Азербайджан на их площадки своими действиями. С другой стороны, для Азербайджана важно, чтобы действия Армении все-таки были более последовательными», - отметил эксперт. Говоря о возможности заключить соглашение без посредников, он предположил, что «если мы сумели провести встречу комиссий по делимитации и демаркации без посредников, если смогли принять последние решения по обмену задерживаемыми лицами тоже без посредников, то эту линию нужно продолжить до конца.
Более того, это означает что мы сейчас будем иметь войну", - сказал Пашинян. По мнению премьера, действующая декларация, на которую ссылается Конституция республики, отражающая идею воссоединения Армянской ССР и Нагорного Карабаха, в данный момент стала проблемой. По его словам, усиление экономики, армии Армении в условиях существующей Декларации о независимости "провозглашает, что мы идем по пути реализации положений нашей декларации". Он отметил, что обратное понимание вопроса "застрахует нас от проблем при приобретении и экспорте вооружения, поскольку понятно, что мы закупаем оружие не для нападения, а для защиты своей территории".