Борьба гайдуков обострялась в периоды подъема национально-освободительной и антифеодальной борьбы на Балканском полуострове, нередко сливаясь с народными восстаниями. ГАЙДУКИ — (хайдуки) (от венгерского hajduk пехотинцы), в 15 19 вв. участники вооруженной борьбы южно славянских народов, молдаван и других против турецких завоевателей. гайдуки — (хайдуки) (от венг. hajdúk пехотинцы), в XV XIX вв. участники вооруженной борьбы южнославянских народов, молдаван и др. против турецких.
Кто такие гайдуки?
Значение слова Гайдуки по словарю Брокгауза и Ефрона: Гайдуки (от венгерск. слова hajdù — погонщики). Узнайте, что такое гайдук и какие функции выполняли эти военные служители на территории Украины и Беларуси в XVI-XVIII веках. Хочешь знать что значит ГАЙДУК? тогда слушай до конца. -а,м. 1. На Балканах и в Венгрии в эпоху турецкого владычества: повстанец-партизан.
Горный Дагестан. Кто такие кунаки? Старый Кахиб и Гоор. Язык тролля. Датунский храм
Гайдуки Гайдýки, хайдýты — вооружённые крестьяне, угнетённые османским игом и боровшиеся против османского владычества на Балканах и в Западной Ар. Гайдуки кто это у барыни. погонщик) - так назывались первоначально свободные пастухи в горах северной части Балканского полуострова. Гайдук — ГАЙДУКОВ ГАЙДУК Гайдуком в XVII-XIX веках у южных славян называли. издавна это отчаянный лихой вояка-южанин, почти запорожец.
Как в XIX веке в станице Ладожской складывались отношения между помещиками и дворовыми
Гайдуки были вольнонаёмными. Дети гайдуков часто получали университетское образование. Придворные гайдуки участвуют в праздничных церемониях коронациях, бракосочетаниях в непосредственной близости от царственных особ. Обычно гайдуки отличались очень крупным телосложением. С XVI века — до начала XVIII века гайдуки — пехота восточноевропейского образца, вооружённая огнестрельным оружием, обычно дополненным характерными гайдуцкими секирками или топорками, а иногда — саблями. В войсках Речи Посполитой гайдуки и венгры составляли восточноевропейскую пехоту, вооружённую огнестрельным оружием, единого гайдуцкого строя. Пехоту эту, по мнению некоторых исследователей, в Речь Посполитую привёл Стефан Баторий при избрании его королём Польским и великим князем Литовским.
Барыни, которые владели землями, широко пользовались услугами гайдуков и оплачивали их услуги защиты. Их работа была связана с разными аспектами жизни барынь: от ухода за домашним хозяйством до охраны их имущества. Гайдуки были назначаемыми слугами, которые были подчинены барыням и были обязаны следовать их приказам. Они могли заниматься различными видами работы, такими как кухонная работа, уход за лошадьми, охрана имущества и т. Гайдуки были также известны своей преданностью барыням. Они часто сопровождали и защищали своих барынь в течение дня, и ночью спали в тех же помещениях, что и их хозяева. Это позволяло быстро реагировать на любые внезапные происшествия. Барыня, в свою очередь, также заботилась о гайдуках. Она обеспечивала их материально и давала им жилье, питание и одежду. В некоторых случаях барыня могла освободить гайдука от службы, но это было достаточно редко.
Советская историческая энциклопедия Гайдуки венгер. Партизаны, к-рые в 15-19 вв. Господства над их странами вели вооруж. Борьбу против завоевателей. Обычно Г. Объединялись в отряды численностью в несколько десятков человек, возглавляемых харамбашами, или воеводами. Иногда образовывали крупные отряды четы в 300 и более человек. Устраивали засады на дорогах, убивали тур. Чиновников и феодалов, нападали на торг. Стихийность и слабая организованность гайдуцкого движения, тяжелы..
В фундаментальном труде российского и украинского историка Владимира Антоновича «Исследование о гайдамачестве по актам 1700—1768 гг. Массовые восстания охватили Волынь, Подолье и часть Украины. В качестве гайдамаков выступали крестьяне, раскольники, мещане, русские солдаты и донские казаки, польские обедневшие шляхтичи. Главными врагами гайдамаков были польские паны и евреи. Примечательно, что гайдамакам втайне от епархии помогали некоторые настоятели или отдельные монахи киевских монастырей — предоставляли провизию и оружие, укрывали отряды. Польские власти просили русское правительство выделить войска для усмирения гайдамаков. Речь Посполитая не могла противопоставить бунтующим сколь-нибудь серьезной силы, поскольку численность ее основного войска едва достигала тысячи человек, а на народную милицию, зачастую сочувствующую гайдамакам, надежды было еще меньше. В 1733—1734 годах во время политического кризиса в Польше гайдамаченское движение стало более активным.
На Кубани переименуют станцию «Gayduck»
Часть граждан Гайдука стали членами этого колхоза. За расхищение леса на граждан Гайдука налагался штраф в размере 2-х рублей. Рассматривался вопрос о работе лесника. Указывалось, что лесник получает зарплату 25 рублей в месяц, а доходности даёт всего на 15 рублей. В связи с этим зарплату установить в размере 10-и рублей и принять меры о замене его новым лесником. После митинга будет произведён пуск 2-го отделения завода и открытие клуба, а прежде всего — художественная самодеятельность. Комендантом и руководителем празднования в Гайдуке назначается Герасичкин. О предоставлении льгот передовым колхозникам. Считать передовыми по выполнению плана урожайности и отчётности следующие колхозы: 1. Колхоз своей работой добился следующих результатов по повышению урожайности в центнерах.
Бононьяну, горсовету т. По мобилизации средств поселковый совет выполнил полностью до указанного срока. В колхозе было развито и животноводство. В сведениях, отчётности за 1-е полугодие 1935 года указывается, что в колхозе было 269 крупного рогатого скота, в том числе коров — 115, молодняка — 82, свиней — 60, овец и коз — 270. Тем временем Гайдук продолжал расти и расширяться.
Их героические поступки и смелость позволяли им отомстить за притеснения турок и защитить своих соотечественников.
Они надзирали за городами и селами, наказывая злых турок, а также оказывая помощь бедным и защищая купцов и князей. В Сербии народное негодование с развитием времени переросло в массовое восстание, которое возглавляли известные гайдуки, такие как Георгий Черный и Милош. Болгарский писатель Георгий Раковский тоже был известным гайдуком. Когда гайдуков поймывали турки, их наказывали, обычно сажая на кол, и предлагали им принять ислам для спасения жизни. Однако гайдуки всегда отвергали эти предложения с презрением.
В крепостнической России: выездной лакей. Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир м. Служитель у вельмож, для прислуги при езде, запяточник высокого роста, в венгерской, гусарской или казачьей одежде. Плясать гайдука. Необычайно рослый человек вообще, смол. Гайдучка, гайдучиха ж. Машиностроительный запасные части для заводов цементной промышленности и цементный заводы. Возникнув в целях самообороны на территории той части Венгрии, которую сумели удержать австрийские Габсбурги, общины венгерских гайдуков не останавливались перед тем, чтобы грабить своих единоверцев и компатриотов. Во время нападения гайдуков на Марошвашархей совр. Тыргу-Муреш в Румынии в 1601 году местный житель Ференц Надь Сабо записал следующее мнение о гайдуках: «Эти гайдуки — очень грубый безбожный народ, хоть и христиане, но исключительно дурные христиане. Когда мы говорили им, чтобы они не били и не безбожничали, ведь и мы тоже венгры и христиане, и что их Господь непременно покарает, они отвечали нам: «Этот и тот — сыны духа, вы же — турки волосатые и с турками якшаетесь. Мы не желаем рубить вас, собак, как мы рубим турка, да поможет нам в этом Господь. От Бога же мы ничего не боимся, поскольку Его мы оставили в Затисье».
Во время русско-турецкой войны 1877—78 Г. Подвиги Г. Этнографический словарь: гайдуки от венг. Советская историческая энциклопедия: венгер. Обычно Г. Иногда образовывали крупные отряды четы в 300 и более человек. Стихийность и слабая организованность гайдуцкого движения, тяжелые условия жизни Г. По своей клас. Действия Г. Много гайдуцких отрядов участвовало в Первом сербском восстании 1804-13. Во время рус. XV — нач. XIX в. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: от венгерск. В Венгрии первоначально назывались так пастухи, затем мадьяры, сербы и валахи, которые бежали от притеснений турок в леса и оттуда вели партизанскую войну, и, наконец, пешие легко вооруженные воины.
Гайдамаки: кем на самом деле были украинские «абреки»
Гайдуки жили за счёт военной добычи, однако после заключения Житваторокского мирного договора с Портой 1606 им было запрещено совершать грабительские набеги. Учащалась практика, когда вместо жалования гайдукам выдавались крестьянские наделы. Королевские гайдуки исчезли с упразднением системы пограничных крепостей в 1702 году, однако в XVIII веке гайдуков продолжали время от времени нанимать для обороны иных рубежей как например, комитата Марамарош от нападений крымских татар в 1737—1743 гг. Третью группу составляли частные гайдуки, которые сопровождали венгерских магнатов и имели свою долю в военной добыче. В XVII веке гайдуки приобретали привилегии. В 1606 году Иштван Бочкаи — трансильванский князь, возглавивший венгерскую оппозицию против Рудольфа II Габсбурга — пожаловал дворянское достоинство и свободную, то есть наследуемую землю более чем десяти тысячам гайдуков. В результате этого возникло семь гайдуцких городов, число которых впоследствии увеличилось до двадцати за счёт поселений в Трансильвании.
Однако в 1660-х гг. Иштван Рац делает вывод, что в число дворян привилегированные гайдуки так и не вошли, заняв в обществе промежуточное положение в качестве свободных военных поселенцев. Гайдуки участвовали в Первом сербском восстании 1804—1813, а во время русско-турецкой войны 1877—78 сражались против турок в Болгарии вместе с русскими войсками. Деяния гайдуков были темой народного творчества, и реальные лица становились легендарными персонажами. Гайдуками также звались воины личной охраны местных правителей, аристократов; «придворные гайдуки» — охрана русских царей. Гайдуки были вольнонаемными.
Светлых мыслей поднабраться. И приезжает Вася через неделю на Рижскую, в чайную, где концерт будет, с Гайдуком ручкается, камеры-диктофоны свои заводит, морду серьезную делает, как у настоящего журналиста, и разговор с Гайдуком начинает. Ты, читатель, этот разговор можешь прочесть, а ежели лень, видюху посмотри — вот она, прямо тут. Про юность — Сегодня вы выступаете в Москве. Как вам этот город? Как ощущаете себя здесь?
Удобный город Москва. А кто ваши родители, чем они занимались в то время? Но отец достаточно быстро ушел с инженерской работы, и работал рефрижераторщиком на поездах. Это был формат турпохода на байдарках, ездил я с ними в Карелию, по Украине много, по Беларуси. У железнодорожников в советское время был бесплатный билет один раз в год. И можно было брать с собой детей на этот билет.
В общем, ни один из этих билетов не пропадал. Использовал любую возможность передвигаться. Борода появилась лет в 18, а хаер хипповский — где-то после 22-х. Пишу я сколько себя помню, сочиняю еще раньше. Было, но вряд ли это заслуживает внимания. Это было больше похоже на постмодернистскую прозу.
Борхес, Кортасар, вот это всё. То, что я писал до растаманских сказок, было похоже на постмодернистскую прозу. Вряд ли это заслуживает внимания. А в центре вашего внимания индийская мифология. Вы пишете новые растаманские сказки? Ждать ли читателям-слушателям новых историй из здешней жизни?
Поскольку мало я общаюсь с нынешними растаманами, а общаюсь, в основном, с индофилами. Я же сказки-то не придумываю за редким исключением. У меня своих сказок штук 20, может быть, 30. А остальные три сотни — это все, что я насобирал. Растаманские сказки собирались, когда я плотно общался с местными растаманами. Тогда мне пришла в голову идея все эти истории трактовать как фольклор малой этнической группы.
Про интернет 90-х и полтавских растаманов — А что представляла собой в те же годы — середина-конец 90-х — полтавская тусовка? Та, в среде которой рождались первые растаманские сказки. Что это были за люди? Чем занимались, как жили? С той только разницей, что гроверство в шкафах тогда не было распространено. Люди сеяли у себя на дачах, на пустырях.
Вокруг этого все вертелось. Была тусовочка чернушников, куда ж без них, которые за маком ездили. Потом какой-то умник привез в Полтаву винт. Пошло-поехало, тусовка стала превращаться из растаманской в более наркоманскую. Ну, а потом, когда я уехал в 98-м, я туда несколько раз заезжал, и где-то вот лет через 5 понял, что в Полтаву я уже не вернусь. Потому что там все осталось как было, а я уже другой.
Как сложилось, что вы еще в те годы стали пользователем интернета? Как компьютер появился? Я ему дал, и на другой день эти сказки были в ФИДО. Вот, собственно, и всё. Чем, помимо немассовости и разных технических моментов, он отличался от нынешнего? Он был гораздо более текстоориентирован.
Из-за того, что скорости интернета были низкие, слушать аудио на модеме 56 килобайт в секунду было совершенно нереально, можно было только качать. Скачивание трека занимало несколько часов. Поэтому очень большой популярностью пользовались именно тексты. Их было превеликое множество. Тогда, собственно, началась эпопея с оцифровкой всего и вся, появилась библиотека Мошкова. Выплыло огромное количество книг, которые без интернета я бы не нашел, выплыло большое количество писателей, которые без интернета никуда бы не продвинулись.
О смелости и самоотверженности свободолюбивых армянских воинов, вступавших в бой со значительно превосходящими силами противника, уже тогда ходили легенды. Последней крупной военной операцией гайдуков стала оборона Сасуна в 1904-м, после чего движение пошло на убыль. Многие историки объясняют это отсутствием единой программы действий, многократным превосходством сил турецкого противника и тщетностью попыток объединения гайдукских групп в единую структуру. Именно это, по сути, и предопределило исход некогда сильной по боевому духу национальной организации, оставившей яркий след в истории армянского национально-освободительного движения.
Столетие спустя возрождение гайдукского движения в Армении получило новый импульс, когда была создана национально-общественная организация «Гайдук», возглавляемая Наири Саакяном. Сегодня одной из основных целей является общенациональная идея единения и сплочения, что, в первую очередь, может стать решающим фактором при защите рубежей нашего Отечества, — говорит председатель движения «Гайдук». Конечно, имеются и устав, и герб, но опять-таки главным считаю тот факт, что люди на основе идеи патриотизма объединяются в наших рядах по зову сердца». Кстати, по мнению главы движения, именно это обстоятельство позволило 24 апреля нынешнего года собраться вместе двадцати тысячам гайдуков, чтобы единой колонной прошествовать к мемориальному комплексу Цицернакаберд для возложения цветов в память о жертвах резни 1915 года, учиненной Османской Турцией.
У нас уже есть там свои представители, которые занимаются формированием отрядов армянских гайдуков среди соотечественников, проживающих за пределами Армении. В планах создание аналогичных отделений в Карабахе. Наш проект предусматривает не просто формальное членство, а целесообразное использование, скажем так, внутреннего ресурса каждого гайдука, исходя из его потенциала. Мы не подавляем личность строгой дисциплинарной подчиненностью, а наоборот, позволяем развиваться на профессиональной основе талантам гуманитариев, технарей, юристов, интеллектуалов, да и просто умельцев, называемых в народе «мастер — золотые руки».
В 1750 году гайдамаки предприняли попытку общего восстания, но из-за неорганизованности оно не увенчалось успехом — шляхта разбила разрозненные отряды «абреков». Историк Яков Шульгин в своем «Очерке Колиивщины», повествуя о последнем крупном восстании гайдамаков, одной из основных его причин называет давление конфедератов на православную веру. Предводитель гайдамаков Максим Железняк, объявивший о наличии у него «золотой грамоты» от российской императрицы Екатерины якобы документ давал добро на восстание против поляков , собрал большое войско и занял местечки Жаботин и Лисянка, перебив там всех шляхтичей и евреев. Надворные казаки во главе с сотником Иваном Гонтой, посланные на усмирение отряда Железняка, перешли на его сторону. Затем восставшие взяли Умань и также уничтожили там польское и еврейское население. При помощи русских войск бунт удалось ликвидировать — хитростью были захвачены в плен сам Железняк и Гонта. Гонту казнили, а Железняка сослали в Сибирь. Разрозненные отряды гайдамаков еще долгое время бродили по Малороссии, но после вхождения ее правобережной части в состав России это движение практически сошло на нет.
Форейтор, мажорд и гайдук - кто такие?
Андраник-паша после смерти Геворга Чауша возглавил движение гайдуков в Муше и Сасуне, а в дальнейшем создал Добровольческую армию из западных армян, который не проиграл ни одного сражения регулярным турецким войскам. Спас во время геноцида сотни тысяч беженцев, но никак не мог примириться с армянскими дашнакскими лидерами и в конце жизни уехал в Соединенные штаты. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез на Аллее Героев, как единственный полководец, который не только давал сражения, но и защищал интересы беженцев. В этом году армяне отмечали 150-летия со дня рождения своего национального героя Андраника Озаняна, а турки до сих пор пугают своих детей его именем... Часто они нанимались как охранники которых мог нанять состоятельный владелец.
Гайдуки были символами храбрости и преданности своей земле и народу. Их героические поступки и смелость позволяли им отомстить за притеснения турок и защитить своих соотечественников. Они надзирали за городами и селами, наказывая злых турок, а также оказывая помощь бедным и защищая купцов и князей. В Сербии народное негодование с развитием времени переросло в массовое восстание, которое возглавляли известные гайдуки, такие как Георгий Черный и Милош. Болгарский писатель Георгий Раковский тоже был известным гайдуком. Когда гайдуков поймывали турки, их наказывали, обычно сажая на кол, и предлагали им принять ислам для спасения жизни.
Гайдуки также играли важную роль в развитии общественных отношений и культурного наследия. Их братства были центром культурной жизни, где проводились праздники, торжества и спортивные соревнования. В период расцвета гайдуки стали символом сопротивления и свободы. Их отвагу и патриотизм ценили и уважали во всей стране. Они стали легендами, о которых рассказывали с поколения на поколение. В целом, период расцвета гайдуков был богатым и ярким. Они оставили неизгладимый след в истории России и до сих пор остаются одной из наиболее важных и символических фигур национальной культуры. Доблестные подвиги гайдуков во время войн и конфликтов Гайдуки, исторические воины и защитники, сыграли значительную роль в истории России. Во время войн и конфликтов они проявляли особую доблесть и мужество, за что получили признание и уважение. Гайдуки вели бои на фронте, защищали свою землю и свой народ. Во время Наполеоновских войн гайдуки принимали активное участие в сражениях, демонстрируя свою боевую технику и мастерство. Они отличались высокой физической подготовкой и смелостью, что позволяло им справляться с самыми сложными ситуациями на поле боя. Гайдуки показывали пример отваги и решительности, впечатляя не только своих соотечественников, но и противников. Во время Крымской войны и русско-турецких войн гайдуки продолжали демонстрировать высокий уровень воинской подготовки и мужество. Они выполняли смелые рейды на тылы противника, захватывали важные объекты и проводили разведку. Гайдуки были необходимым звеном в военной машине Российской империи, обеспечивая безопасность своей страны. Гайдуки также принимали участие во Второй мировой войне, где отличились своими подвигами. Они принимали участие в защите родной земли, сражаясь с фашистскими захватчиками на фронтах и в партизанском движении. Смелость и решительность гайдуков помогли сократить военные операции противника и способствовали победе над нацистской Германией. Доблестные подвиги гайдуков во время войн и конфликтов заслуживают особого восхищения и уважения. Они стали героями своего времени, примером высокой преданности и любви к своей Родине. Гайдуки оставили неизгладимый след в истории России и продолжают быть символом отваги и мужества. Развитие гайдушных братств и их влияние на общество Гайдушие братства и их роль в обществе имеют древнюю историю. С формированием и расцветом гайдуков появлялись и развивались специфические организации, которые стали называться гайдушными братствами. Эти братства объединяли гайдуков и служили им поддержкой и защитой. В начале своего развития гайдушные братства были малочисленными и имели локальное значение. Они создавались в определенных районах страны и выполняли задачи по охране и защите этой территории от внешних угроз, включая нападения враждебных группировок, разбойников и враждебных армий. Со временем гайдушные братства начали активно развиваться, укреплять свое влияние и значимость. Они расширили свою географию и появились в разных частях страны. Каждое братство имело свою иерархию и правила, исходя из которых формировались его члены и управляющие органы. Читайте также: Байкер - кто такой байкер и что он представляет Влияние гайдушных братств на общество было значительным. Они не только выполняли функции защиты и поддержки гайдуков, но и формировали определенные ценности и нравственные принципы. Братства пропагандировали честность, мужество, доблесть и самоотверженность, что стало важным элементом формирования общественного сознания и поведения. Гайдушие братства проводили различные священные обряды и церемонии, которые придавали им особую религиозную и культурную значимость. Они собирались на общие собрания, где обсуждались важные вопросы жизни и деятельности братства, принимались решения и издавались уставы и правила. Братства также играли важную роль в развитии образования и культуры. Они занимались обучением своих членов боевым искусствам, тактике, стрелковому делу, а также распространяли знания в области философии, литературы и искусства.
Одна бедная женщина с ребенком на руках подошла к порогу двери, чтоб уйти от пожара, но в ту же минуту была поражена несколькими ружейными выстрелами и убита вместе с ребенком. Турки не знали, кто был виновником этого пожара, но подозрение могло пасть только на Сочивицу. Поэтому, раздраженные таким свирепым мщением, они обратились с самыми горькими жалобами против него к правителю Далмации Eccellentissimo General della Dalmazia , и тогда мудрейшим образом было повелено, чтобы дом его был разрушен, его сообщники наказаны, и назначена награда в двадцать цекинов тому, кто убьет его, и сорок, кто возьмет его живым. Когда Сочивица потерял уверенность, что может жить в Имоцки с обычной свободой, он постарался выбрать капитал из своей торговли прежде еще, чем узнал о декрете, вышедшем против него. Он был в постоянной тревоге, не будучи уверен в своей участи, и употреблял всевозможные предосторожности, чтобы не быть взятым врасплох. Пятнадцатого августа 1754 года, в который он сделал упомянутое злодейство, он был на ярмарке в Сине По-итальянски — Zeng, близ границы — тогда венецианско-турецкой, ныне турецко-австрийской. И так как предполагалось, что Сочивица имел своих шпионов, солдат направили по другой, а не по обыкновенной дороге. Но он из страха, так как дело шло об его жизни, не доверял никому, кроме самого себя, и предположил, что кроатский отряд идет наверно в Имоцки, хотя и непрямым путем. Тогда он немедля пошел напропалую, перерезывая то тернистые долины, то крутые горы, прибыл в Имоцки до прихода солдат и успел предупредить свое семейство, которое собрало все, [731] что было лучшего в доме и обратилось в поспешное бегство. Таким образом, когда дом его был при этом разрушен, в нем не нашлось вещей большой цены. Но, предвидя, что пребывание в Венецианских владениях может принести ему худой конец, Сочивица нашел благоразумным поскорее переменить государство, и перешел с семейством в Австрийские владения, в Карловац, у реки Церманьи. Это место не представляло удобств для жизни человеку, имевшему правилом убивать магометан. И Сочивица много переменился. Он прожил неполных три года с своим семейством, которое состояло из пяти других лиц именно: двоих братьев, жены, сына и дочери , не вредя никому, и быть может, прожил бы так до самой смерти, если бы некто, имевший на то возможность, из жадности к золоту не предал его в руки турок, вместе с двумя братьями. Говорят, что человек, который был способен на такую самовольную выдачу, понес наказание. Сто турок взяли Сочивицу с его братьями в Куче Cuc , за Удбиной, которая находится около тройной границы, и отвели к травницкому паше; несколько лет перед тем этот самый паша умертвил одного из его братьев, по поводу которого Сочивица, как мы видели, навлек на себя негодование турок. Сочивица и его братья были посажены в тюрьму под крепкий надзор, и им предложено было два условия: или сделаться турками т. Так как им не нравилась эта последняя любезность, они согласились скорее на обрезание, и Сочивица принял имя Ибрагима. Двое братьев через несколько времени были взяты из тюрьмы, и один из них сделан был агой — довольно почетный титул у турок. Но ага предпочел отказаться от этой почести и убежать; то же сделал другой брат. Тогда паша велел наложить на Сочивицу двойные цепи и стеречь еще строже, так что ему не оставалось ни малейшей надежды на освобождение. Сочивица притворился, что стал хорошим турком, но этого было мало. Прежде он и в самой тюрьме говорил гордо с турками, теперь он стал послушен; но и этого было мало для его освобождения. Однажды, ведя свои обыкновенные диалоги с тюремными сторожами, он сказал: «меня теперь уж не тяготит быть заключенным в тюрьму; я совершил преступление, и заслужил тюрьму. Но меня заботит только, что много денег остается зарыто в землю в горах, и роздано в долги моим землякам. Если б только паша захотел, он мог бы получить их. Без меня, конечно, он не может добыть их, потому что каждый может отказаться, что брал их от меня». Сторожа с величайшей поспешностью донесли паше об этом разговоре. Паша, от природы жадный как обыкновенно турки , велел, чтобы Сочивицу повели, под конвоем из десяти турок, указать, где зарыты деньги. Сочивица прошел много мест, где, по словам его, зарывал деньги, но нигде не находил их. Подозревая, не хотел ли он таким способом освободиться из их рук, турки решили отправиться с ним в Синь, и там два часовых строго стерегли закованного Сочивицу день и ночь, с заряженными ружьями. Призывали множество людей, [732] которые, по словам Сочивицы, должны были ему большие суммы. При очной ставке он с большой храбростью настаивал, но в конце концов все его утверждения оказывались ложными. Он объяснял это тем, что ошибался в именах лиц, и говорил, что надо позвать других. Таким образом он обманывал турок целый месяц, и делал это лишь затем, чтобы найти какой-нибудь случай к бегству. Наконец, турки догадались об обмане. Они вытребовали в Синь его жену с двоими детьми, сыном и дочерью, которые жили около Задра, чтобы и их отвести в Травник В Боснии. Но чем виноваты были невинные дети в преступлениях отца и бедная жена в делах мужа? Но таково оттоманское правосудие. Жена с детьми явилась к эфенди, начальнику турок, стороживших Сочивицу. Какую нежность и сострадание должно было вызвать в ней зрелище мужа, удрученного цепями? Ей велят поцеловать руку у начальника турок. Она повинуется, то же делает дочь, и Сочивица выносит это. Но когда он увидел, что ту же церемонию велят исполнить его сыну, он в озлоблении сказал: «уйди отсюда, не целуй руку у этой собаки». Турки, выражая сожаление и как бы извиняясь перед Сочивицей, говорили, что это делалось просто по обычаю. Двадцать шестого ноября 1758 г. Его вывели из дома, где он жил. Турки окружали его. Один из них подошел, чтобы вести его за руку. Сочивица несколько раз ударил его своей цепью, велел ему отойти, и сказал грубым голосом: «Разве ты думаешь, собака, что я женщина, что хочешь вести меня за руку? Он сел потом один на лошадь и позволил только самому эфенди привязать его внизу к самой лошади. Жена и дети также были посажены на лошадей. Жители Синя, видя их в таком плачевном положении, давали им небольшую милостыню». Потом, как увидим далее, эта милостыня помогла ему больше, чем все значительные суммы денег, какие он награбил прежде. Он отправился из Синя в сопровождении десяти турок, и для большей безопасности — еще сорока наших пандуров. Человеколюбивый Сочивица употребил всю собранную милостыню на то, чтобы по дороге изобильно угостить турок водкой. Они удивлялись его любезности, и, выпивая за его здоровье, опьянели окончательно. Когда они перешли венецианскую границу у Билибрега На нынешней границе Далмации с турецкой Хорватией , Сочивица притворился, что озяб; он просил чем-нибудь покрыться, и ему тотчас принесли кабаницу, или плащ. Он добыл себе, — не знаю, каким образом — нож, и мало по малу обрезал им веревку, которой был привязан к лошади, и ему удалось разрезать ее совсем, так что турки этого не заметили. Около двадцати-четырех часов По итальянскому счету времени, — что приходится ввечеру , турки, больше чем когда-нибудь разогретые ракией, прибыли к башне Пролог недалеко от Билибрега , где всегда стоит турецкий караул. Здесь поднялся спор, остановиться или идти дальше, но, наконец, решили идти. Они не успели отойти от [733] башни на два мушкетные выстрела, как Сочивица, бросившись с лошади, ударил цепью по голове ближайшего из стражей, и, спустившись по обледеневшей земле, в один миг очутился во рву и спрятался на первом встретившемся дереве. Турки, бросившись его отыскивать, думали, что он все бежал, и ушли далеко вперед, надеясь услышать стук цепей. Когда ночь стемнела больше и Сочивица нашел возможным слезть, он вернулся спокойно к башне Пролог, и после, по необычным дорогам, отправился к венецианской границе. Странствуя среди гор всю эту чрезвычайно холодную ночь, когда, с одной стороны, шел снег, с другой — дул бешеный Борей, он встретил стаю волков, которые страшно выли от холода, и таким образом, убежавши от одной опасности, он впал еще в худшую. Он подошел к первому дереву, чтобы взобраться на него, но тяжесть цепей влекла его вниз. Это было его единственное оружие, и он уже собирался сражаться им и защищаться, как древние герои, которые сражались ветвями и стволами деревьев. Но — волки прошли мимо и не тронули его. Так оправдывается пословица, что волк никогда не съест волка. Турки, полные стыда и сожаления, что упустили из рук Сочивицу, с утра разыскивали его по всем закоулкам леса, где, как можно было думать, он скрылся; но, отчаявшись найти его, увели с собой его жену и детей к травницкому паше. Они заставили детей принять магометанство, но никак не могли убедить к этому их мать. Дочь Сочивицы так понравилась одному турку, что он взял ее в жены, говоря, что было бы несправедливо, если б такая прекрасная кровь затерялась у морлаков. Один итальянец, который женился на одной из наших морлачек, говорят, сделал такое же замечание. Кто больше варвар: турок или итальянец? Возвратимся к Сочивице. Как скоро морлаки узнали об его избавлении, они, разумеется, тотчас сложили песню в честь этого храброго национального героя. Я охотно поместил бы ее здесь в конце, если бы мне удалось иметь ее в целом виде, хоть бы затем, чтобы показать, как наши морлаки, не изучавши никогда поэзии и даже не умея читать, умеют слагать стихи, в которых, — если они не испорчены, переходя из уст в уста, — никогда не бывает недостатка в должном числе слогов, а также и в счастливых искрах воображения. Травницкий паша, до последней степени раздраженный тою шуткой, какую сыграл с ним Сочивица после таких предосторожностей в надзоре за ним, и в особенности считая успех бегства вечным позором для своего имени, решился во что бы ни стало добыть его живого или мертвого. Он тотчас отправил посольство к превосходительному синьору Карлу Контарини, тогдашнему генералу Далмации, прося у него этого человека и давая понять, что Контарини обязан его возвратить» Но благоразумный генерал отвечал, что не знает, где находится Сочивица, а что турецкая стража, имевшая его в руках, должна была лучше за ним смотреть, и давал понять, как неразумно было их требование, когда они упустили его из рук в своем собственном государстве, и, наконец, что он не может отвечать за их неряшество. Тогда турецкие посланцы стали жаловаться на [734] наших несчастных пандуров, изображая их перед генералом как соучастников бегства Сочивицы. Чтобы удовлетворить отчасти клевете упрямых оттоманов, этим людям сделано было легкое наказание, хотя потом найдено было, что они вовсе не были виноваты. Но Сочивица не был доволен тем только, что сам освободился от рук турок, и постоянно думал об освобождении жены и бедных детей. Это была его единственная забота, чтобы начать потом спокойную жизнь. Он много раз извещал травницкого пашу, что решился не делать больше никаких неприятностей туркам, если только они отпустят его жену и детей; но паша смеялся над его предложениями, и вместо того, чтоб укротиться, ожесточался еще более. Сочивица попробовал убеждать его письмом, и между прочим отправил ему письмо приблизительно такого содержания: «Я слышал, паша боснийский, что ты жалуешься на мое бегство. Спрашиваю тебя: что сделал бы ты на моем месте? Дал ли бы ты связать себя, как животное, дал ли бы вести себя людям, которые, пришедши на известное место, по всей вероятности, умертвили бы тебя? Природа научает всех бежать от смерти. Что я сделал, кроме того, что последовал ее законам? Но какое преступление, о, паша, совершили моя жена и мои дети, и за что, против всякой справедливости и здравого смысла, их держат у тебя рабами? Быть может, ты думаешь сделать этим меня послушнее? Ты ошибаешься. Ты делаешь меня более упрямым. Но послушай: ты можешь над ними удовлетворить свое бешенство, но это не принесет тебе никакой пользы; я удовлетворю свою ненависть над твоими подданными, турками, и это послужит тебе величайшим вредом. Отдай же мне, прошу тебя, мою кровь. Добудь мне прощение от моего государя, и не вспоминай прошлых обид. Я оставлю в покое твоих подданных, и когда могу, буду даже служить им охраной. Если ты откажешь мне в этой милости, жди от меня всего, что может сделать человек, пришедший к отчаянию. Я соберу товарищей, я расстрою твою торговлю, буду грабить твоих купцов, и с этой минуты, если ты не обратишь внимания на мои слова, даю торжественную клятву убивать всякого турка, какой попадется мне в руки». Паше неприлично обращать внимание на письма разбойника, но он не подумал о последствиях. Сочивица, видя, что паша как будто насмехается над ним, начал отплачивать на его подданных, чтоб не изменить своему обету. В первый раз после освобождения он собрал двадцать пять товарищей, и пошел к Сараеву Serraglio , в нескольких днях пути за венецианской границей. Там он напал на караван во сто лошадей и семьдесят человек. Все они, увидев Сочивицу с такими спутниками, поступили благоразумно — бросились бежать.
Гайдуки — история, роль и значение
Гайдуки изначально были пастухами в Венгрии и в силу своего тяжелого положения вынуждены были вести партизанскую войну. Гайдуки, правильнее хайдуки (от венгерского hajduk — пехотинцы), участники вооружённой борьбы южнославянских народов против турецких завоевателей (в 15—19 вв.). Во время русско-турецкой войны 1877-78 многие гайдуки вместе с русскими войсками боролись за освобождение Болгарии. ГАЙДУКИ — (хайдуки) (от венгерского hajduk пехотинцы), в 15 19 вв. участники вооруженной борьбы южно славянских народов, молдаван и других против турецких завоевателей. Для нас эту поездку в Дагестан организовала Анна Денисова: 0:00 Вступление 0:09 Завтрак в "ИСТОКАХ" 1:03 Уезжаем из гостевого дома "ИСТОКИ" 5:21 Датунский храм 11:37 Едем в Старый Кахиб 18:03 Едем в Г Смотрите видео онлайн «Горный Дагестан. Кто такие кунаки?