«В первую очередь будут востребованы именно инженерно-технические специальности.
Какие технические специалисты сейчас востребованы и как ими стать
Профессия "инженер" становится синонимом "технического специалиста", поэтому среди инженерных специальностей есть и инженеры-химики, инженеры по бурению, инженеры. как в реальной плоскости, так и гуманитарной, повышая таким образом престиж профессии, сообщил президент России. Нехватка квалифицированных инженеров летом 2023-го наблюдается во всех отраслях промышленности РФ.
Передовые инженерные школы выпустили будущую элиту российской промышленности
В мае этого года по результатам конкурсного отбора будут определены 30 вузов, на базе которых создадут пилотные инженерные школы. До конца года будут разработаны 30 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров. На данном этапе ключевая задача —ускоренная подготовка профессорско-преподавательского состава и привлечение инженеров-практиков к преподаванию в школах нового формата. Работа сфокусирована прежде всего на тех областях, где «нам именно сейчас нужно наращивать компетенцию»: микроэлектроника, фармацевтика, генетика, агроинженерия и другие критически важные направления.
Фактически речь идет об укреплении экономического суверенитета страны. Мы их формируем именно в партнерстве с нашими высокотехнологичными компаниями», — пояснил Чернышенко. Цель — чтобы выпускники остались работать в родном регионе.
Чернышенко обратил внимание на то, что такие школы будут оснащены по высшему классу: «Суперэкспериментальные лаборатории, цифровые фабрики, технопарки с опытными производствами, современным оборудованием, мощными вычислительными системами, с хорошим российским прикладным программным обеспечением». Выделяя бюджетное финансирование, правительство рассчитывает и на привлечение внебюджетных инвестиций. Судя по обзорам, которые ежемесячно публикует Институт Гайдара, основываясь на опросах промпредприятий, в российской индустрии фиксировался хронический дефицит кадров — прежде всего высококвалифицированных.
Предприятия были готовы буквально «пылесосить» рынок труда. Ситуация изменилась весной 2022-го. Как сообщалось в мартовском выпуске обзора, «в марте российская промышленность перешла к сокращению численности работников — баланс фактических изменений занятости впервые с сентября 2020 года стал отрицательным».
Хотя, как уточняли в Институте Гайдара, снижение оказалось совсем небольшим для начала кризиса и сопоставимым «скорее с периодом промышленной стагнации 2012—2016 годов». Одновременно с этим «планы найма предприятий рухнули в марте так, как не падали еще никогда».
Одна из первых установок, на которых эта система была применена, изготавливалась для Новосибирского авиационного завода. В результате процесс сварки кабины самолета сократился с тридцати рабочих смен до четырех. Самая первая кабина была вообще сварена от начала до конца за 24 часа непрерывной работы, что было весьма примечательным событием. Постоянно обновляется применяемое стороннее оборудование, и стоят задачи его освоения.
Есть желание на регулярной основе улучшать свой английский, а также хотя бы для начала на базовом уровне изучить язык программирования Go. Старое оборудование активно заменяется новым. В текущих условиях у отечественных производителей есть все условия и возможности для роста. Одним из сдерживающих факторов как раз и является кадровый дефицит как классических айтишников, так и инженеров-программистов. Но если работа в IT-отрасли уже сейчас является престижной и привлекает много молодых специалистов, то профессии инженера-программиста в сфере промышленной автоматизации только предстоит стать таковой.
Так, создаваемая на средства гранта наша передовая инженерная школа «Моторы будущего» ориентирована на подготовку специалистов в тесном сотрудничестве с предприятиями — это и организация стажировок, практик в высокотехнологичных компаниях, и последующее трудоустройство выпускников. Что касается инициатив, прозвучавших на парламентских слушаниях, то мы считаем их своевременными.
Думаю, этих изменений технические вузы ждали и вполне могут качественно реализовать. Этот комментарий — часть проекта «Вопрос ректору», в рамках которого редакция сайта РСР дает возможность ректорам российских вузов высказаться на этой площадке на актуальные темы.
Направления специалитета по инженерным специальностям востребованы обучающимися и работодателями-нашими индустриальными партнерами. Так, создаваемая на средства гранта наша передовая инженерная школа «Моторы будущего» ориентирована на подготовку специалистов в тесном сотрудничестве с предприятиями — это и организация стажировок, практик в высокотехнологичных компаниях, и последующее трудоустройство выпускников. Что касается инициатив, прозвучавших на парламентских слушаниях, то мы считаем их своевременными. Думаю, этих изменений технические вузы ждали и вполне могут качественно реализовать.
Названы самые востребованные специалисты при мобилизации
Росстандарт и Сириус начинают сотрудничество для профориентации школьников на инженерные профессии | Количество бюджетных мест по инженерным специальностям в вузах РФ увеличится на 835 в 2023/2024 учебном году. |
Самые востребованные инженерные специальности в России | Минстрой России рассматривает Всероссийский инженерный конкурс как отраслевую площадку для популяризации профессии «строитель». |
Проект «ТехноНаставники» | Российский учёный, доктор технических наук, профессор Леонид Вайсберг рассказал, как уже в ближайшем будущем изменится профессия инженера. |
Инженеры 2.0 - Проектория | Образование - 3 июля 2023 - Новости Челябинска. |
Названы самые востребованные специалисты при мобилизации | В инженерной профессии существует гендерный разрыв, наблюдаются гендерная специализация, горизонтальная и вертикальная сегрегация. |
Обзор мероприятия
- Домен припаркован в Timeweb
- Онлайн-курсы
- Проект «ТехноНаставники»
- Рынку труда снова понадобились инженерные профессии - Ведомости
- Почему инженерные специальности – самые востребованные в Петербурге
- Форма поиска
Конкурс «Инженерные кадры России-2023»
Владимир Шевченко рассказал о будущем инженерной профессии на форуме «Технопром-2022» | В Политехе не сомневаются, что по мере развития новых технологий и усиления цифровой революции набор инженерных специальностей станет ещё шире. |
Инженеров много, но они в дефиците. В чём дело? | Образование - 3 июля 2023 - Новости Челябинска. |
Проект «ТехноНаставники» – Telegram | Инженер 3D-печати, биоинженер, инженер по возобновляемой энергии, проектировщик «умной» среды – эти профессии де факто уже присутствуют на рынке труда. |
В стране приступят к формированию инженерной элиты
Очевидное последствие такой реформы — снижение грамотности у выпускников, поступающих на инженерные специальности, добавил Панин. Если ЕГЭ по русскому языку не будет играть большой роли при поступлении, то не только подготовке к экзамену, но и самому предмету школьники будут уделять меньше внимания. С физикой быстро таких результатов достичь не удастся. Соответственно, снизится и рейтинг школ, который формируется в том числе с учётом среднего балла ЕГЭ, — отметил Виктор Панин. Ректоры вузов в целом поддерживают предложения министров. Их аргумент прост: при обязательности русского языка в технические вузы за счёт высокого балла по этому предмету проходят абитуриенты с низкими баллами по физике или математике. При наличии выбора между информатикой и физикой большинство поступающих выбирает экзамен по первому предмету, и университеты сталкиваются с тем, что студенты массово не знают физики. Достоинство реформы заключается в том, что вузы будут набирать студентов с более высокими баллами по профильным предметам, но обратная сторона медали — усугубление проблемы недобора поступающих, заметил член приёмной комиссии одного из технических вузов Николай. Об изменениях объявляют всего за год, непонятно, когда будет подписан окончательный приказ. Физика — сложный предмет, за такой срок подготовиться к экзамену проблематично, если есть серьёзные пробелы в знаниях. В результате выпускники, которые изначально собирались на инженерные направления, могут сделать выбор в пользу других специальностей, чтобы не сдавать экзамен по физике.
В любом случае в первые годы после реформы проходной балл на инженерные специальности снизится». Николай член приёмной комиссии технического вуза Формированию любви к физике и увеличению престижа инженерных специальностей обязательный ЕГЭ по этому предмету никак не поможет, уверен репетитор по физике Сергей Горбатенко. К тому же массовые школы и вузы сейчас оторваны друг от друга, и даже очень высокий балл ЕГЭ по физике не гарантирует, что выпускник будет легко осваивать дисциплину в вузе.
Речь зашла о подготовке кадров, премьер отметил важность взаимодействия школ с вузами и предприятиями. Мишустин: «Более 4,5 миллионов ребят сейчас учатся в точках роста, которые по всей стране развернуты. Это как раз ребята из удаленных территорий страны, из сельской местности. Современное оборудование, доступ в интернет, технологии. Это все позволяет делать, скажем так, популяризацию в том числе инженерных наук.
Еще одно направление — это инженерная школа.
Ввести льготы по аналогии с мерами поддержки ИТ-отрасли ИТ-отрасль в России в последние годы была обласкана вниманием государства — и радиоэлектронная промышленность требует введения аналогичных мер поддержки как для специалистов, так и для компаний: льготные ипотеки и отсрочки от армии, налоговые поблажки и дешевые кредиты. Алексей Переверзев, доктор технических наук, доцент, проректор по инновационному развитию НИУ «Московский институт электронной техники», уверен, что необходима долгосрочная поддержка научных и инженерных коллективов за счет реализации комплекса мер поддержки как минимум на 10—15 лет для создания заделов, сохранения и развития коллективов. Переиспользование лучших практик ИТ-отрасли с учетом особенностей инженерных профессий поспособствует росту необходимого интеллектуального капитала». Поднять инженерам зарплаты Стоит признать, проблема не только в том, что школьники редко выбирают инженерные вузы, но и в том, что выпускники не всегда идут работать по специальности.
Так, в 2023 г. Одна из причин заключается в том, что зарплаты инженеров оставляют желать лучшего, и с доходами, например, ИТ-специалистов сравняться не могут. Согласно исследованию, опубликованному в июле на сайте HeadHunter, в мае 2023 г. Эти цифры несколько отличаются от тех, что есть у Минпромторга: в интервью CNews замглавы Минпромторга Василий Шпак отмечал, что средняя зарплата инженера, конструктора в электронике простого члена команды, разработчика — не меньше 100 тыс. Лидер маленькой команды, начальник подразделения или отдела зарабатывает, по его оценкам, минимум 200 тысяч, а руководитель разработки следующего уровня — минимум 300 тысяч.
Все дело в том, что дефицит специалистов на рынке огромный. За инженерами будущее, объем решений, который нам необходимо будет создать, огромен. Даже одну десятую того, что нужно создать, еще не создали. Все меняется очень быстро, а создавать должны люди — без этого никуда не денешься», — отметил Шпак. Как бы то ни было, для повышения престижа инженерных специальностей стоит увеличивать зарплаты и развивать на предприятиях культуру производства.
Нужно, чтобы молодые люди видели, зачем им это нужно. Существует все же чисто прикладное позиционирование, и не очень хорошо, когда предложить свои компетенции можно исключительно в коммерческой сфере. А государство или не предлагает реально масштабных проектов, или ограничивает там зарплаты до полной несопоставимости с зарплатами в тех же банках », — отмечает директор Физтех-школы МФТИ Андрей Райгородский. Популяризовать инженерную специальность «Для популяризации профессии инженера надо действовать быстро, используя все возможности информационных технологий, — уверен декан факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами НИЯУ МИФИ Александр Путилов. Умной тратой денег на такую массовую пропаганду сдвинуть проблему с мертвой точки можно быстро».
Для повышения популярности профессии инженера важно также проведение научно-популярных и соревновательных мероприятий среди студентов и работников инженерных специальностей — по аналогии с ИТ-хакатонами. Это может помочь не только привлечь изобретательных и активных специалистов, но и найти эффективные и нестандартные решения разнообразных проблем.
Проходной балл в эти вузы, несмотря на их гораздо большую численность, имел гораздо меньший разброс и укладывался в цифры от 67 до 61. Назовем вещи своими именами - все, кроме лидеров, были мало кому интересными и непрестижными институтами, куда все желающие поступали влегкую. Чем дальше, тем гуще. Средний проходной балл в технические вузы пугал суеверных людей - 66,6.
ТОП-200 в 2019 г. Что изменилось к 2019 году? Как мы видим, распределение технических вузов по топу стал более равномерным - если восемь лет в первой сотне инженерных специальностей практически не было, то сейчас во всех промежутках примерно треть вузов - технические.
Путин заявил о росте интереса молодежи к инженерным профессиям
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными. Эксперты в разговоре с Brif отметили, что на текущий момент инженерные специальности действительно востребованы на рынке труда. это новые профессии, которые будут востребованы на рынке еще долгое время.
Опережая время. Школьникам рассказали об инженерах XXI века
Большинство прогнозов по трендам глобального бизнеса сегодня сходятся на том, что роль реального сектора экономики продолжит возрастать, а значение финансового капитала и дальше будет сокращаться. Цена труда в экономике, в конечном счёте, определяется уровнем добавленной стоимости в той или иной отрасли. Но даже опережающий рост материального стимулирования не решит проблемы дефицита профессионалов с востребованными компетенциями. Разговор на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 18 июля 2022 года показал, что правительству ещё только предстоит выстраивать чёткую кадровую политику в технической сфере, в том числе и в плане подготовки специалистов. Не случайно по итогам встречи Президент РФ Владимир Путин поручил кабмину до 1 ноября представить предложения по повышению привлекательности инженерно-технических профессий.
И сейчас особенно нужно, чтобы современные специалисты владели прогрессивными технологиями», — сказал он. Правительство запускает федеральный проект по созданию 30 передовых инженерных школ на вузовских площадках в различных регионах страны. На эти задачи в течение трех лет предусмотрено свыше 36 млрд руб. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко раскрыл детали. В мае этого года по результатам конкурсного отбора будут определены 30 вузов, на базе которых создадут пилотные инженерные школы. До конца года будут разработаны 30 новых программ опережающей подготовки инженерных кадров. На данном этапе ключевая задача —ускоренная подготовка профессорско-преподавательского состава и привлечение инженеров-практиков к преподаванию в школах нового формата. Работа сфокусирована прежде всего на тех областях, где «нам именно сейчас нужно наращивать компетенцию»: микроэлектроника, фармацевтика, генетика, агроинженерия и другие критически важные направления. Фактически речь идет об укреплении экономического суверенитета страны. Мы их формируем именно в партнерстве с нашими высокотехнологичными компаниями», — пояснил Чернышенко. Цель — чтобы выпускники остались работать в родном регионе. Чернышенко обратил внимание на то, что такие школы будут оснащены по высшему классу: «Суперэкспериментальные лаборатории, цифровые фабрики, технопарки с опытными производствами, современным оборудованием, мощными вычислительными системами, с хорошим российским прикладным программным обеспечением». Выделяя бюджетное финансирование, правительство рассчитывает и на привлечение внебюджетных инвестиций. Судя по обзорам, которые ежемесячно публикует Институт Гайдара, основываясь на опросах промпредприятий, в российской индустрии фиксировался хронический дефицит кадров — прежде всего высококвалифицированных. Предприятия были готовы буквально «пылесосить» рынок труда.
У женщин же вертикальные траектории возникают в условиях нехватки специалистов или обходной траектории, когда достижение управленческих позиций происходит через менеджерские должности. Среди горизонтальных у женщин преобладают нетехнические траектории с перемещением между местами работы. Мы также объяснили возникновение гендерно-специфичных карьерных траекторий, проанализировав структурные, культурные и деятельностные факторы. Среди структурных факторов большое возрастающее значение имеют организационные трансформации и перестройка взаимосвязей между ВУЗами и предприятиями. Мы обнаружили ряд культурных установок, поддерживающих гендерный разрыв в профессии, и основные карьерные стратегии, с помощью которых реализуются выделенные карьерные траектории. В результате мы можем утверждать, что реалии инженерной профессии и практики ее осуществления сильно различаются по отраслям и организациям, ситуация множественности и диверсификации организационного и институционального контекста наряду с устойчивыми представлениями о «женской» и «мужской работе» формируют условия формирования и реализации инженерных карьер.
Объединение нескольких направлений в одном институте приводит к интеграции образовательных и научных ресурсов, а использование передовых традиций и преподавательского опыта позволяет максимально усилить научно-исследовательский и кадровый потенциал и в результате вывести качество образования на еще более высокий уровень. Стратегические проекты Политехнического института: «Умные машины умного города, энергоэффективные двигатели»; «Ракетно-космическая техника и аэрокосмические технологии»; «Новые материалы и технологии»; «Цифровые технологии и роботизированные технологические системы в машиностроении»; «Цифровая энергетика, интеллектуальный электропривод и мехатроника». Источник: ЮУрГУ Сотрудники и студенты Политехнического института участвуют в работе Уральского межрегионального научно-образовательного центра «Передовые производственные технологии и материалы» УМНОЦ , созданного в рамках национального проекта «Наука» для проведения прикладных научных исследований и разработок мирового уровня. Центр участвует в получении конкурентоспособных технологий и продуктов, их коммерциализации, а также подготовке кадров. Проекты УМНОЦ представлены по пяти направлениям: «Аэрокосмические технологии», «Новые материалы», «Новая энергетика», «Экология промышленности и городской среды» и «Новые производственные технологии».
Дмитрий Артюхов: популяризировать инженерные специальности нужно со школы
Он входит в национальный проект «Наука и университеты». В качестве флагманских составляющих реализуются две программы. Это отбор ведущих инженерных исследовательских университетов, гуманитарных школ, медицинских вузов, а также отбор инженерных школ», — рассказал вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин. Он отметил, что в Петербурге 31 вуз ведет подготовку по инженерным специальностям.
За последние 15 лет вырос объем контрольных цифр приема на инженерные направления. На данный момент это самый большой контингент студентов. Ранее же доминировали управленческие и юридические специальности.
Грантовые средства идут не вузу в целом, а именно инженерным школам.
Интернет вещей Новую магистратуру открыл и Томский политехнический университет. На направлении «Интернет вещей и цифровое производство» будут изучать системы промышленной безопасности, беспроводные интерфейсы, киберфизические системы, искусственный интеллект, автоматизацию промышленных производств. Искусство и инженерные технологии неразрывно связаны, специалистов в этой сфере давно готовят во многих зарубежных университетах. Получить такую профессию можно и в России. Курс делится на два направления: «Прикладная информатика» и «Технологические машины и оборудование».
А еще формирует уважение к рабочим и инженерным специальностям, знакомит детей с историей ведущих предприятий региона, помогает осознать, как важно для страны качество выпускаемой ими продукции. Все это в конечном итоге способствует ранней профориентации. В рамках подготовки участники знакомятся с промышленными предприятиями региона, получают задание на создание модели производственного участка, осваивают профессиональные компетенции, тесно взаимодействуя с ведущими инженерами, конструкторами и начальниками цехов.
Навыки, которые школьники получают непосредственно от специалистов, помогают в разработке проекта, моделировании технологических процессов и создании инженерной книги.
Об этом сообщает пресс-служба Минобрнауки Хабаровского края. С начала учебного года ученики инженерных классов судостроительного профиля участвовали в программе профессиональной подготовки: они изучали особенности выявления дефектов при визуальном и измерительном контроле, проводили аналитическую работу, выполняли практические задания и успешно сдали квалификационные экзамены. Специально для ребят были разработаны профессиональные программы, направленные на освоение профессиональных компетенций с учетом возраста, специфики отрасли и актуальных потребностей экономики региона.
Ученики инженерных судостроительных классов Хабаровска получили первую профессию
УГАТУ , сохраняя традиции отечественной инженерной школы, всегда ответственно подходит к подготовке специалистов. Например, мы уже продолжительное время готовим инженеров по специальности «Проектирование авиационных и ракетных двигателей» в течение 5,5 лет. Направления специалитета по инженерным специальностям востребованы обучающимися и работодателями-нашими индустриальными партнерами. Так, создаваемая на средства гранта наша передовая инженерная школа «Моторы будущего» ориентирована на подготовку специалистов в тесном сотрудничестве с предприятиями — это и организация стажировок, практик в высокотехнологичных компаниях, и последующее трудоустройство выпускников.
Грантовые средства идут не вузу в целом, а именно инженерным школам. Эффективность будет оцениваться в сфере, отрасли или рыночном секторе, в которых эти школы будут специализироваться и развиваться. Поэтому для нас было очень важно влиться в этот проект. В мире сейчас происходит очередная технологическая революция, и отставать от нее никак нельзя. Также очень важно в нынешней ситуации достичь полного технологического суверенитета», — выразил уверенность ректор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Глеб Туричин. Он добавил, что на данный момент стало возможно создание подразделений, которые будут обеспечивать элитное обучение кораблестроителей.
Раньше такую практику затрудняла дороговизна. Сейчас же благодаря финансированию никаких препятствий не осталось, созданы все необходимые рыночные условия.
Поэтому есть специалисты, которые проектируют, те, что налаживают производство деталей. Есть инженеры, которые следят за безопасностью, и те, кто обслуживает созданную технику. Насколько мне близка профессия инженера?
Он закончил Принстонский университет по специальности "Электроинженерия и компьютерные технологии". В 2000 году Безос даже основал частную аэрокосмическую компанию Blue Origin, которая может похвастаться успешными тестовыми запусками корабля New Shepard. Плюсы и минусы профессии Профессия инженера - это творческая и социально значимая профессия, но в ней есть как плюсы, так и минусы. Строить дома и создавать прогрессивные механизмы всегда было нужно, полезно и престижно.
Плюс из-за ограниченности бюджета мало возможностей тестировать проекты в виде опытных образцов и проверять гипотезы. У коммерческого сектора здесь есть определенное преимущество. Через этот канал можно найти людей с собственными идеями разработок, креативным мышлением, которые в научно-исследовательской сфере по разным причинам не получалось реализовать. Личные рекомендации сотрудников Наши часто сотрудники рекомендуют своих коллег из тех же НИИ или производств. У них свой круг общения, общие научные интересы. В инженерной среде такая общность, по нашему опыту, особенно важна — она часто становится определяющей при выборе работы. Какую задачу решает продукт, как он делает жизнь лучше — эти вопросы мы регулярно слышим на собеседованиях. Наша система предотвращает аварии на дорогах, спасает жизни, и большинство сотрудников именно это называют главной ценностью работы в компании. Во многом благодаря личным рекомендациям нам удалось собрать команду с общими взглядами и единой системой координат. Сотрудничество с организациями, которые занимаются профессиональной переподготовкой, повышением квалификации Специфика нашей работы тесно связана с техникой, микроэлектроникой, автомобильной промышленностью, и мы сотрудничаем с учебными организациями из этих отраслей. Такой подход можно перенести на любой другой бизнес с учетом его направлений: AgroTech, HealthTech, производство различных девайсов, пищевая, легкая промышленность и другие.
Поступающим на инженерные направления, вероятно, придётся сдавать больше экзаменов
Когда-то инженерная школа в нашей стране была одной из лучших в мире, и во времена Советского Союза профессия инженера считалась одной из самых статусных. Одной из главных тем встречи стала ранняя профориентация на инженерные профессии. Процент молодежи, которая выбирает инженерные профессии, в ЯНАО выше, чем в целом по стране. Инженерные профессии, которые, вероятно, будут востребованы в будущем, включают инженеров-программистов, инженеров-электриков, инженеров-механиков, робототехников.