Как устроены правила жизни в мире арктического постапокалипсиса, где не следует убивать мух, надеяться на технику и бояться большого количества крови. Традиционный образ жизни и деятельности чукчей находится под угрозой исчезновения. В социальных сетях жители Чукотки жалуются на проблемы буквально во всех важных сферах жизни, начиная от нехватки лекарств и кончая авиасообщением и пьянством. Люди стремятся к упрощению и облегчению жизни, тем более если люди живут и работают в суровых условиях чукотской тундры. Чукчей вообще мало, всего 14 тысяч, большинство из которых живет на Чукотке.
11 вопросов о самой неизвестной войне в русской истории
Чукотка - Дикий восток России | На этом месте, рядом с одноимённым мысом, чукчи жили сотни лет. |
Чукотка - Дикий восток России | В основном они живут на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке, сохраняя традиционный уклад жизни, язык и промысел своих предков. |
Воины, маги, танцоры… Чего мы не знали о чукчах
Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов добыть невозможно. Затем в процессе жизни у чукчи возникали новые мелодии, связанные с событиями из его жизни: выздоровление, прощание с другом или возлюбленной. Огромная снежная пустошь на Крайнем Севере, практически безлюдная, где живет немногим больше 50 тысяч а чаще всего ассоциируется с анекдотами про аборигенов.
Расселение и общая численность
- Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете? | Реализуй Мечту
- Где живут чукчи и эскимосы?
- Чукотка: где-то далеко на краю земли - Аргументы Недели
- 7 неожиданных фактов о жителях Чукотки -
- Чукотка - Дикий восток России
Первая кровь: как живут чукотские китобои
Эти условия делают жизнь совершенно невыносимой для каждого, кто не способен заботиться о себе. Не только старики прибегают к добровольной смерти, но также и страдающие какой-нибудь неизлечимой болезнью. Число таких больных, умирающих добровольной смертью, не меньше, чем число стариков [25]. Праздники[ править править код ] Оленные чукчи проводили несколько праздников: убой молодых оленей в августе, установка зимнего жилища кормление созвездия Пегыттин — звезда Альтаир и Таразед из созвездия Орла , разбивка стад весной отделение важенок от молодых быков , праздник рогов Кильвей весной после отёла важенок, жертвоприношения огню и др. Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема.
Оригинальный узор на колчанах и одеждах приморских чукчей — эскимосского происхождения; от чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии. Исконные верования — анимизм ; персонифицирование и обоготворение отдельных областей и явлений природы хозяева леса, воды, огня, солнца, оленей и т. Существовал целый ряд регулярных праздников осенний праздник убоя оленей, весенний — рогов, зимнее жертвоприношение звезде Альтаир , родоначальнику чукчей и т. Каждая семья, кроме того, имела свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня , далее связки деревянных сучков «отстранителей несчастий», деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не было достоянием лишь специалистов-шаманов.
Будущие шаманы, почувствовав своё призвание, переживали предварительный период своего рода невольного искуса, впадали в глубокую задумчивость, бродили без пищи или спали по целым суткам, пока не получали вдохновения. Некоторые даже умирали от этого кризиса; некоторые получали внушение о перемене своего пола , то есть мужчина должен превратиться в женщину, и наоборот. Превращённые принимали одежду и образ жизни своего нового пола, даже выходили замуж, женились и т. Покойников либо сжигали, либо обёртывали пластами сырого оленьего мяса и покидали в поле, предварительно прорезав покойнику горло и грудь и вытащив наружу часть сердца и печени.
Предварительно покойника обряжали, кормили и гадали над ним, заставляя отвечать на вопросы. Старики часто заблаговременно убивали себя сами или, по их просьбе, убивались близкими родственниками. Большинство чукчей к началу XX века было крещено в Русской православной церкви , однако до сих пор встречаются сторонники традиционных верований шаманизма. Фольклор[ править править код ] У чукчей имеется богатое устное народное творчество, которое выражено и в искусстве каменной кости.
Основные жанры чукотского фольклора : мифы , сказки, исторические предания, сказания и бытовые рассказы. Одним из главных персонажей был ворон — Куркыль, культурный герой. Сохранилось много легенд и сказок, как, например, «Хранитель огня», «Любовь», «Когда киты уходят? Пример последней: В тундре жило одно семейство: отец, мать, и двое детей, мальчик и девочка.
До 2005 года он, живя в Лорино, часто ездил на гастроли в Анадырь или Москву — выступать с национальными ансамблями. Из-за постоянных разъездов, перемены климата и перелетов Кайпанау решил окончательно перебраться в Москву. Там он женился, его дочери — девять месяцев. Я и дочке прививаю традиции и обычаи, например, показываю национальную одежду. Хочу, чтобы она знала, что она потомственная чукча». Евгений теперь редко появляется на Чукотке: гастролирует и представляет культуру чукчей по всему миру вместе со своим ансамблем «Кочевник». В одноименном подмосковном этнопарке «Кочевник», где работает Кайпанау, он проводит тематические экскурсии и показывает документальные фильмы о Чукотке, в том числе Владимира Пуи. Но жизнь вдалеке от родины не мешает ему знать о многих вещах, происходящих в Лорино: там осталась его мать, она работает в городской администрации.
Так, он уверен, что молодежь тянется к тем традициям, которые теряют в остальных регионах страны. Молодежь на Чукотке, включая молодежь и из нашего поселка, учится добывать китов. У нас люди живут этим постоянно», — говорит Кайпанау. В летний сезон чукчи охотились на китов и моржей, в зимний — на тюленей. Охотились с помощью гарпунов, ножей и копий. Китов и моржей добывали все вместе, а тюленей — поодиночке. Чукчи ловили рыбу сетями из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, сачками и удилами. Зимой — в проруби, летом — с берега или с байдарок.
Кроме того, до начала XIX века с помощью лука, копий и ловушек охотились на медведей и волков, баранов и лосей, росомах, лисиц и песцов. Водоплавающую дичь убивали метательным орудием болой и дротиками с метательной дощечкой. Со второй половины XIX века начали использовать ружья, а затем — огнестрельное китобойное оружие. Продукты, которые завозят с материка, стоят в селе огромных денег. Про виноград я вообще молчу», — добавляет Кайпанау. Цены отражают печальное социально-экономическое положение в Лорино. Мест, где можно показать профессионализм и университетские навыки, в поселении мало. Кайпанау вспоминает, как его знакомые китобои «приехали, бесплатно забрали у губернатора моторные лодки для промысла и уехали».
Федеральные власти, по его словам, тоже помогают чукчам, но не очень активно. У Кайпанау есть мечта. Он хочет создавать на Чукотке образовательные этнические центры, где коренные народы смогли бы заново узнавать свою культуру: строить байдарки и яранги, вышивать, петь, танцевать. Мне даже иногда заявляют, что я не настоящий чукча. А ведь мы — настоящие люди». Каждое утро 45-летняя жительница села Сиреники Наталья попросила не указывать её фамилию просыпается в 8 утра, чтобы пойти на работу в местную школу. Она — вахтер и технический работник. Сиреники, где уже 28 лет живет Наталья, расположены в Провиденском городском округе Чукотки, на берегу Берингова моря.
Первое эскимосское поселение здесь появилось примерно три тысячи лет назад, и в окрестностях села до сих пор находят остатки жилищ древних людей. В 60-е годы прошлого века к коренным жителям присоединились чукчи. Поэтому названия у села существует два: с экимосского оно переводится как «Долина солнца», а с чукотского — «Каменистая местность». Сиреники окружены сопками, и добраться сюда сложно, особенно зимой — только снегоходом либо вертолетом. С весны по осень сюда заходят морские суда. Сверху село выглядит, как коробка с разноцветными конфетами: зеленые, синие и красные коттеджи, здание администрации, почта, детский сад и амбулатория. Раньше в Сирениках было много ветхих деревянных домов, но многое изменилось, рассказывает Наталья, с приходом Абрамовича. Потом Валера заболел туберкулезом, и его лечащий врач посодействовал, чтобы нам по болезни выделили новый коттедж.
Теперь у нас евроремонт». Одежда и пища Чукчи мужчины носили кухлянки из двойной оленьей шкуры и такие же брюки. Торбазу из камуса с подошвами из нерпичьей кожи они натягивали на чижи — чулки из собачьей шкуры. Шапку из двойного пыжика окаймляли спереди длинношерстным мехом росомахи, не смерзающимся от дыхания человека ни при каком морозе, а меховые рукавицы носили на сыромятных ремешках, которые втягивались в рукава. Пастух был словно в скафандре. Одежда на женщинах облегала тело, ниже колен она завязывалась, образуя что-то вроде штанов.
Кстати, с Абрамовичем сюда приехал и Сергей Капков ;. Относительно цветных пятиэтажек. Вы же помните, что главное — это не цвет, а качество? Если говно посыпать сахарной пудрой, пирожком оно не станет. Ну и к цветовой гамме есть вопросы. Раз уж сам Капков приложил руку к покраске, можно было дизайнера получше нанять. Но кроме раскраски при Абрамовиче тут построили и новые дома! Строили, кстати, турки. Помимо пятиэтажек на Чукотке при губернаторе-олигархе строились и частные дома, причём некоторые семьи получали жильё бесплатно. Чтобы было ещё веселее, на торцы пятиэтажек прилепили баннеры с патриотическими высказываниями. Сейчас эти баннеры выцвели и смотрятся совсем грустно. В советское время на торцах зданий делали мозаики. Уж Абрамович мог бы и и мозаики заказать! Когда он только приехал, надо было где-то прописаться. Вот и прописался в обычной пятиэтажке — вон, вдалеке подъезд его. Говорят, там до сих пор долги за коммуналку. Но тут есть один тонкий момент. До 2003 года Чукотка была "внутренним офшором", то есть зарегистрированные там компании могли получать большую скидку на налог на прибыль. При Абрамовиче на Чукотке были зарегистрированы филиалы его компании "Сибнефть", которые не вели там никакой хозяйственной деятельности, но, тем не менее, были очень полезны. Вот как описывает чукотскую схему "Коммерсантъ" : "Зарегистрированные на Чукотке компании, аффилированные с «Сибнефтью», до 2003 года получали значительную скидку по налогу на прибыль. Схема выглядела следующим образом: офшорные чукотские компании покупали у дочерних компаний «Сибнефти» нефть по низкой цене, а затем перепродавали сырье им обратно, по существенно более высоким ценам, таким образом, основной налог на прибыль приходился именно на чукотские компании, а у них была значительная льгота. Поскольку Абрамович направлял большие деньги на развитие региона, ему удалось довольно легко отбиться от проверки Счётной палаты, которую та затеяла в 2003 году. В городе много собак. И много собачьего говна. Одна из главных проблем — снег. Во время пурги тут всё заносит. Странно, что архитекторы для подобных погодных условий никак не адаптировали типовые панельки, чтобы решить проблему заноса снегом оконных проёмов. На откосах оконных проёмов нарастает много снега. Некоторые окна заносит так. А открыть окно и почистить его зимой не всегда возможно, особенно если окно старое и на зиму заклеивается утеплителем. Сугробы 19. Абрамович выстроил себе маленький домик, где и жил, когда бывал на Чукотке. А бывал он тут наездами. Кроме дома у него была своя баня и даже свой ресторан, который после отъезда именитого губернатора закрылся. Домик, кстати, довольно скромный. Но обратите внимание, окна сделаны правильно, и на них снег не налипает.
Библиотека, дом культуры и столовая — вот весь набор развлечений. В Анадыре всё это есть, причём вполне современного европейского уровня, но, как я уже говорил, Анадырь — это почти материк. Впрочем, на Чукотку едут не для того, чтобы посидеть в баре, поиграть в бильярд или сходить в кино. Сюда едут работать — за «длинным северным рублём». Далеко не все выдерживают. Приедет иной раз человек даже на непыльную работу — учителем, директором школы, врачом, — помучается полгода-год, сломается и уедет. Не все выносят местный ритм жизни, климат, когда полгода длится полярная ночь, метели наметают сугробы высотой с двухэтажный дом и даже в июле воздух редко прогревается выше плюс 10, а короткое северное лето заканчивается уже в августе. Но многие остаются, искренне влюбившись в эту землю, которую здесь называют «землёй настоящих людей». В Анадыре стоит забыть про ночные клубы, кафе и кинотеатры. Их здесь нет. Media Настоящих, потому что умеют выживать, не теряя при этом лучших человеческих качеств и веры в хорошее. Не утратив её даже в суровых 1990-х, когда вымирали целые посёлки не было света, тепла, воды, топлива , закрывались предприятия, люди продавали трёхкомнатные квартиры по цене билета в Москву, отправляясь в неизвестность, где у них не было ни работы, ни родственников, ни перспектив. Сегодня Чукотка едва ли не рекордсмен России по числу масштабных «заброшек» — от военных городков до гражданских. Настоящий рай для сталкеров. Хотя местным больно видеть руины на месте домов, в которых они родились, росли, учились, влюблялись, создавали семьи. Тем не менее сегодня многие возвращаются. Просто потому, что невозможно забыть эту землю. Возвращаются, как только появляется возможность. Тундра, киты и фьорды И, конечно, сюда едут туристы. Пока не массово, но с каждым годом регион становится всё популярнее. Всякий раз, когда собираюсь на Чукотку, знакомые и родственники крутят пальцем у виска: «Там же холодно и делать нечего, давай лучше с нами в Турцию». Возможно, хоть однажды побывав здесь, они изменили бы своё мнение. Север может покорить сердце с первого раза. Чукотка — это бескрайняя тундра, особенно красивая в начале осени, когда она покрывается красно-жёлтым ковром. Это чистейшие студёные моря, в водах которых резвятся огромные киты, а вдоль береговой линии можно встретить стада моржей. Чукотка — это невысокие, но очень живописные горы, окутанные облаками, фантастически красивые заливы, бухты и фьорды, нисколько не хуже, чем в Норвегии. По числу уникальных по красоте мест Чукотка может побороться с Камчаткой. На Чукотке расположен самый северный российский город — Певек, с единственной в мире плавучей атомной теплоэлектростанцией. Недалеко от посёлка Эгвекинот находится точка пересечения 180-го меридиана и Северного полярного круга — единственное место на земном шаре, где вы можете шагнуть не только в Заполярье и обратно, но и из восточного полушария в западное. Любителям гор обязательно нужно посетить бухты Провиденского района и пролива Сенявина. Там же можно увидеть легендарную Китовую аллею на острове Итыгран и мистическое «китовое кладбище» в селе Янракыннот.
Как живут современные чукчи (29 фото)
На окраине поселения находится баня, где оленеводы могут помыться — в тундре это недоступно, но у них есть свои способы соблюдать гигиену. Кочевники используют мох сфагнум, который на ненецком называется «нярцу». Им обтираются, моют посуду, используют в качестве средства дезинфекции, женской гигиены и памперсов. Белые олени священны, их не едят.
В России все обязаны получить 9 классов образования, поэтому каждое лето вертолеты собирают по тундре прячущихся школьников и привозят их в интернат. Люди поначалу относились к нам максимально настороженно — приезжих тут встретишь нечасто. В Сеяхе ходило много слухов: говорили, что к ним прямо из Москвы прилетел вертолет, нагруженный сыром дор блю и дорогим вином хотелось бы, но нет.
В стаде может быть от нескольких десятков до нескольких сотен оленей. Сеяха была сама по себе потрясением и экзотикой, но увидеть кочевников в их стихии хотелось больше всего. Заказать еще один вертолет было невозможно, поэтому мы поехали на трэколах.
Это огромные машины — единственные, которые могут проехать по заболоченной местности. Вести ее должен только опытный водитель, знающий опасные кочки. Если заехать на такую, она может взорваться и утянуть в болото.
Поэтому на всех неровностях а их было много мы бились головами об потолок. Несколько раз пришлось эвакуироваться: трэкол засасывало в болото, за секунду пол покрывался водой по щиколотку. Мы выскакивали и ждали, пока соседняя машина нас вытащит.
RU Ехать по болотам нужно очень осторожно и с маленькой скоростью. Расстояние в 30 километров мы преодолели за 6 часов в одну сторону. Обратно, по темной дороге, ехали в два раза дольше: 12 часов с учетом всех внештатных ситуаций.
Зато можно было полюбоваться видами ночной тундры. В августе она выглядела точно так же, как на фото: всё ярко-синее.
Во внутренних районах Чукотки предки чукчей и коряков жили по меньшей мере 6 тыс. В середине II тыс. Чукчи представлены двумя этнографическими группами: оленные расселяются в континентальной части Чукотки и занимаются оленеводством, береговые сидячие, пешие, приморские — прибрежные жители, охотники на морского зверя. Помимо оленеводства и охоты чукчи занимались резьбой по кости и моржовому клыку, вышивкой оленьим волосом. Общество У прибрежных чукчей к началу контактов с русскими родовая община почти полностью заменилась соседской. Как у алеутов и эскимосов, существовали байдарные общины.
Главой общины был хозяин байдары. В общину входили члены его семьи и семьи гребцов. Семьи, входившие в общину, селились рядом и были связаны обязательствами взаимопомощи. У оленных сохранялись патрилинейные роды, объединенные общими ритуалами и обычаями. С конца XIX в. Встречались случаи переменного брака, товарищества по жене, отработки за невесту и т.
Он принадлежит общине морских зверобоев «Дауркин», названной в честь первого чукотского картографа.
В 1747 году, в разгар русско-чукотских войн, его семья попала в плен к русским. Отец бежал; мать, родственницу одного из чукотских вождей, сожгли заживо, а мальчика отправили в Анадырь. Там Дауркина крестили именем Николай, дали ему образование, и до конца жизни он верно служил российскому государству в качестве первопроходца и географа. Чукчи встретили русских первопроходцев настолько ожесточённым сопротивлением, что в 1742 году Сенат издал указ «оных немирных чюкч искоренить вовсе». По разным подсчётам, в процессе исполнения указа российские войска уничтожили до трети коренного населения полуострова, но войну всё равно проиграли. В решающей битве чукчи убили главу карательной экспедиции — майора Павлуцкого, захватили полковое знамя и перешли в наступление. Империи пришлось договариваться.
В обмен на мир и прекращение нападений на остроги колонистов чукотским вождям предложили дворянство и практически полное самоуправление — в состав империи чукчи вошли номинально, без уплаты ясака. Там, где оказались бессильны ружья и артиллерия, роковую роль сыграли сначала алкоголь, а в советское время — интернаты, куда насильно забирали детей малых народов Севера. В перестройку китобои фактически спасли тающее население полуострова. Тогда магазины опустели по всей стране, но здесь это вылилось в настоящую гуманитарную катастрофу и полномасштабный голод. Без дотаций, без современного оружия и скоростных катеров китобои кололи морского зверя пиками со старых лодчонок и кормили людей. Владимир говорит о трудных временах просто: «Когда киту зимой нужно вдохнуть, он проламывает лёд». Но вымирание Чукотки, начавшееся в советское время, продолжается.
Сегодня чукчей осталось около 16 тысяч, из них родным языком владеют менее трети — в основном старики. Речь не об ассимиляции, поскольку коренные жители Арктики не становятся русскими. Утратив язык и культуру, чукчи в посёлках спиваются и гибнут, особенно если не заняты оленеводством и не ходят за морским зверем. У ангара китобоев из «Дауркина» тяжёлые железные ворота с двух сторон: одни обращены на село, другие открываются в море. У входа — тёмная комнатка, где пьют чай, чуть дальше — общая мастерская, где китобои точат гарпуны и ремонтируют снаряжение. Над столом Владимира висит большая фотография осетинских гор — напоминание о кавказских корнях. За мастерской — бобина с ржавой цепью и крюком, на котором катера спускают в море и вытаскивают обратно.
В углу охотники бросают отрубленные головы нерп — пригодятся для отчёта. Морского зверя коренные народы Чукотки добывают по особым правительственным квотам. Продавать добытое мясо запрещено — только есть самим и делиться с односельчанами. Сведения о добытых нерпах, моржах и китах вносятся в специальный документ, по которому государство выплачивает потом компенсацию за труд охотника. Большая часть правительственных квот приходится на нерп. Разве что зрачок сложно прожевать, — рассказывает Владимир. Пытается раскусить — не выходит.
Выплёвывать не хочется. И давай делать отцу знаки, чтобы разрезал глаз прямо во рту». Под притолокой ангара висит вяленое китовое мясо. Члены общины макают его в прокисший жир, заедают салом — вот и весь обед. Женщина неопределённого возраста заглядывает и со смущённой развязностью клянчит кусок китовой кожи. Охотники отмахиваются как от мухи. Она делает пару шагов назад, но не уходит, вертится рядом.
Я интересуюсь, когда ближайшая охота на кита, но Владимир только усмехается: «Здесь так не планируют. Сегодня поздно, а завтра будет завтра. В море В ангаре готовят новенькие катера к первому спуску на воду. Их предстоит доставить филиалам общины в других сёлах, раскиданных по берегу Чукотского полуострова. Владимир прикрикивает на работников, чтобы пошевеливались, и зовёт их лентяями. Подгонять не нужно только Рустама, сына инженера по промыслу. Его смуглое, вечно сосредоточенное лицо не оставляет сомнений: как и у Владимира, часть предков мальчика пришли сюда откуда-то с юго-запада.
На вопросы он отвечает односложно и оживляется лишь при виде охотничьего или рыболовного снаряжения. Рустаму тринадцать, но он мало общается со сверстниками из посёлка. Он трудится у зверобоев и по первому зову бросается помогать каждому, кто попросит. В свободное время мальчик приводит в порядок гарпун: строгает древко и точит металлический наконечник, застревающий в теле кита. По принципу действия он мало отличается от костяного предка, которым чукчи, по данным археологов, пользовались как минимум последние две тысячи лет. К наконечнику крепится верёвка с буем. Когда гарпун попадает в кита, тот ныряет, верёвка натягивается и разворачивает наконечник на 90 градусов.
Когда кит выбивается из сил, его добивают из карабинов. Сотрудники заповедника «Берингия» считают, что промысел морского зверя ручным гарпуном не наносит существенного урона популяции. На четырнадцать чукотских сёл годовая квота разрешает коренным легально добывать сто сорок китов в год — меньше одного кита на село в месяц. Старожилы вспоминают, что в пятидесятых китов добывали здесь в промышленных масштабах, расстреливая из противотанковых пушек. Около трети тонули, к остальным успевали подплыть, засунуть внутрь шланг и накачать сжатым воздухом. Мясо после такой процедуры в пищу людям не годилось, поэтому им кормили голубых песцов на зверофермах. Современные экологи называют советские методы и объёмы промышленной охоты на китов одним из самых бессмысленных преступлений против окружающей среды в истории.
По подсчетам экологов, с 1930-х по 1980-е в акватории СССР добыли порядка 540 тысяч крупных китов разных видов — в обход всех международных соглашений. Однако к восьмидесятым годам численность крупных китов на планете упала настолько, что усилиями международных организаций был введён мораторий на коммерческую охоту. Тогда мировой объём добычи китов единовременно упал с 50—60 тысяч голов в год до примерно 4—5 тысяч — охота на морского зверя стала почти исключительной привилегией учёных-океанологов и коренных народов Арктики. В остальном мире профессия охотника на морских гигантов фактически исчезла. Гренландские инуиты сегодня имеют право добывать 170 больших китов в год — немногим больше, чем чукчи в России. СССР короткое время сопротивлялся введению моратория, но вскоре началась перестройка — и вопрос решился сам собой. Остовы старых китобойных судов Чукотки до сих пор догнивают на окрестных отмелях.
Новые катера, обзаведясь в ангаре номерами и моторами, покидают залив Лаврентия, чтобы отправиться через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан.
Жить в тундре страшно, а без тундры - тоска. Как живут и чем занимаются сегодня коренные жители Чукотки? Они называют себя «настоящими людьми» или на их языке луораветланами. Жизнь на Чукотке нелегкая, но и правда настоящая. Всего их около 16 тысяч человек, и большинство обитает на Чукотском полуострове. Многие из них, как сто, двести и даже триста лет назад занимаются традиционными для своего народа промыслами. Их профессия и быт могут показаться архаичными, однако их жизнь протекает вовсе не в изоляции от окружающего мира. Они пользуются и смартфонами, и ноутбуками, и банковскими картами. Бригада номер три Вертолет "Чукотавиа" посреди тундры.
Найти их непросто. Современные кочевники поделены на бригады, каждая из которых, перемещаясь с места на место, сообщает свой маршрут руководителям оленеводческих предприятий. Где все? И над тундрой можно лететь несколько часов и не увидеть ни человека, ни зверя. Это стойбище бригады номер три. Сюда редко садятся вертолеты, потому что до поселка Эгвекинота всего 70 км. А гостям всегда рады. В бригаде три семьи. Сейчас мужчины ушли в тундру пасти оленей, и в стойбище остались только женщины, дети и пожилые мужчины. Валерия с детьми.
Воины, маги, танцоры… Чего мы не знали о чукчах
В отличие от приморских чукчей оленеводы зимовали на юге, а летом уходили от жары и надоедливых насекомых на север, к берегам Северного Ледовитого океана. При этом постоянная необходимость переселения не мешала кочевым чукчам воздвигать достаточно большие жилища — яранги. Сверху его покрывали полотнищами из шкур оленей мехом наружу, а чтобы закрепить конструкцию и обеспечить устойчивость в сильный ветер , к столбам шалаша привязывали камни. Входили в ярангу между двумя половина ми покрытия, откидывая их в стороны.
Для зимы шили покрытия из новых шкур, а для лета использовали прошлогодние. Пол внутри жилища укрывали ветками, на которые в зимнее время настилали шкуры в несколько слоев. В центре яранги, под дымовым отверстием, устанавливали очаг, который окружали санями, загруженными различными принадлежностями для хозяйства.
Напротив входа, у задней стенки яранги, устанавливали спальное помещение полог из шкур, а для отопления жилища чукчи использовали жировую лампу из глины, дерева или камня. У приморских чукчей яранга отличалась от жилья оленеводов тем, что в ней не было дымового отверстия. Каркас их шатров сооружал и как из дерева, так и из костей кита, что делало ярангу устойчивой к штормовым ветрам.
Приморский народ покрывал свои яранги моржовыми шкурами, а для вентиляции в стенках делали отверстия, которые затыкали пробками из меха. Мясо оленей ели мороженым в мелко нарубленном виде или слабо отваренным. При этом летом животноводы старались питаться как вегетарианцы, чтобы сохранить поголовье оленей.
А если и ели оленя, то полностью, вплоть до рогов и копыт, даже заготовляли содержимое оленьих желудков, проварив его с кровью и жиром. В кухне чукчей известно своеобразное блюдо под названием «моняло» — это немного переварившийся мох, который извлекался из желудка оленя после убийства животного. Самым распространенным горячим блюдом у чукчей была жидкая похлебка из моняла с кровью, жиром и измельченным оленьим мясом.
Также чукчи употребляли свежую и мороженую кровь оленя. Оседлые же чукчи питались мясом моржей. Свежее моржовое мясо в основном варили.
А чтобы оно дольше хранилось, существовал особый метод «копалгын»: из спинной и боковых частей туши вырезали квадратные куски мяса вместе с салом и шкурой, в вырезку закладывали печень и другие очищенные внутренности. Затем края сшивались кожей наружу, в виде рулета. Ближе к холодам края рулета стягивались еще сильнее, чтобы не допустить закисания мяса.
Копалгын чукчи ели в свежем, подкисшем и мороженом виде. Несмотря на различия в образе жизни, тундровые и приморские чукчи помогали друг другу. У них был взаимный обмен продуктами хозяйства, что позволяло оленеводам получать обувь, кожаные ремни и арканы, сделанные из шкур морских млекопитающих, а береговым — оленьи шкуры для зимней одежды.
Чукотскую одежду можно разделить на повседневно-бытовую и празднично-обрядовую, которую обильно украшали орнаментом, вышитым цветными нитками и подшейным волосом оленя. Традиционный комплект мужского костюма состоял из меховых штанов до щиколоток, внизу штаны стягивали и завязывали ремешками поверх голенищ сапог, чтобы снег не проникал в обувь. Нижняя одежда была из оленьего меха шерстью внутрь.
В зимнее время поверх нижней одежды надевали шерстью наружу верхнюю, которая была немного короче. Одежду подпоясывали поясом. Украшалась верхняя одежда кисточками из меха нерпы, окрашенного в красный или оранжевый цвет.
Женщины носили меховой комбинезон длиной до колен. Комбинезон имел глубокий вырез, поэтому его удобно было надевать через ворот. Вырез ворота украшали меховой опушкой из собачьего или росомашьего меха и завязывали кожаными ремешками.
Книзу комбинезон стягивался поверх обуви также при помощи ремешков. Зимой, во время перекочевок или на праздники, женщины надевали верхнюю одежду из тонкошерстных шкур шерстью внутрь, а наружную сторону окрашивали в коричнево-оранжевый цвет ольховым настоем. Свои волосы женщины заплетали в косы и украшали пуговицами и бусами.
Такие результаты были зарегистрированы по итогам Всероссийской переписи населения. Согласно статистике на территории Чукотского АО проживают представители свыше 90 национальностей, а также граждане иностранных государств, сообщает ИА "Чукотка". Согласно документов, которые опубликовал Хабаровскстат, из 47,5 тысяч жителей Чукотки 25,5 тысяч — русские. На втором месте по численности представители коренного населения округа. Национальность "чукча", а также "лыгъоравэтлъан" или "чаучу" в анкетах указали 13 292 опрошенных. На третьем месте представители украинского народа.
В статье расскажу, как люди живут на Чукотке, с какими трудностями сталкиваются и чем уникален мой родной город Певек. Он находится на берегу пролива Певек и Чаунского залива. До столицы Чукотки — города Анадыря — от Певека 640 км, до Магадана — 1450 км, а до Москвы — 5600 км по прямой. Здесь есть свой аэропорт и морской порт, через который проходит Северный морской путь. По уровню преступности Чукотка тоже стабильно находится на последних местах по стране Первые русские появились на Чукотке в 17 веке. В поисках пушного зверя казак Семен Дежнев с отрядом прошел вдоль всего северного побережья, вышел в Тихий океан и достиг устья реки Анадыри. В 1933 году геологи нашли на Чукотке олово, и власти обратили внимание на этот регион. Когда-то тут были лагеря, а сейчас добывают золото, серебро, олово, уран и ртуть. Чукотка — пограничная зона. До 2018 года, чтобы приехать сюда, даже гражданам РФ нужно было получать специальное разрешение погранслужбы. Сейчас это ограничение действует только для острова Врангеля и соседних заповедников. Город Певек получил свое название от возвышенности, которую чукчи называли «пээкиней», что означает «толстая, вздутая гора». Город возник в 1933 году и стал портом с удобной гаванью: сюда могут заходить большие корабли, она защищена островами. До 1967 года Певека не было на географических картах из-за секретности. Порты поселков Тикси и Диксон по координатам севернее на 4 градуса, но в Певеке не очень считаются с этим фактом Певек окружен сопками Население Чукотки — 50 тысяч человек. В Анадыре из них живет 15 тысяч, а в Певеке — всего чуть меньше 5 тысяч. В 90-е здесь перестали работать многие предприятия, а там, где работа была, зарплату не платили вовремя.
Помимо оленеводства и охоты чукчи занимались резьбой по кости и моржовому клыку, вышивкой оленьим волосом. Общество У прибрежных чукчей к началу контактов с русскими родовая община почти полностью заменилась соседской. Как у алеутов и эскимосов, существовали байдарные общины. Главой общины был хозяин байдары. В общину входили члены его семьи и семьи гребцов. Семьи, входившие в общину, селились рядом и были связаны обязательствами взаимопомощи. У оленных сохранялись патрилинейные роды, объединенные общими ритуалами и обычаями. С конца XIX в. Встречались случаи переменного брака, товарищества по жене, отработки за невесту и т. Расселение Чукчи расселены на территории Чукотского АО 12,6 тыс. Живут также на севере Камчатского края 1,4 тыс. Язык Чукотский язык входит в чукотско-камчатскую семью.
Как живут современные чукчи
Живущие на северо-востоке Чукчи не боятся холода, не пахнут потом и иногда меняются женами. Культура жителей Чукотки полна интересными особенностями, причем некоторые факты могут оказаться весьма неожиданными. Морскими зверобоями чукчи стали относительно недавно, переняв секреты промысла у потесненных ими с побережья аборигенов — эскимосов. Морскими зверобоями чукчи стали относительно недавно, переняв секреты промысла у потесненных ими с побережья аборигенов — эскимосов.
15 фактов о чукчах, которые кажутся абсурдными, но являются правдой
Морскими зверобоями чукчи стали относительно недавно, переняв секреты промысла у потесненных ими с побережья аборигенов — эскимосов. Чукчи, народ в России. Численность 16,2 тыс. человек, в том числе в Чукотском автономном округе 13,3 тыс. человек (2020, перепись); живут также на. Недавние раскопки на территории Чукотки, где проживают чукчи, позволили обнаружить древние поселения и артефакты, свидетельствующие о наличии постоянной человеческой активности на этой земле уже более 10 000 лет назад. Он побывал на самом краю нашей страны и увидел, как чукчи живут на берегу Северного Ледовитого океана. самые аутентичные.
Культура, обычаи и традиции чукчей
Чтобы нагулять жир, летом они перебираются в чукотские фьорды, к берегам Аляски и Сахалина. Серый — единственный из китов, кто освоил донное питание. Кит ныряет на глубину и там носом роет ямы длиной до 2,5 метров и глубиной до 10 сантиметров. Поднятый грунт фильтрует через китовый ус. Таким образом, вместе с планктоном в желудок кита попадает и донная галька. Другой способ питания, когда кит наклоняется правой стороной ко дну и всасывает придонные отложения со всей живностью.
Больше прочих китов серый страдает от кожных паразитов — моллюсков и китовых вшей. Чтобы избавиться от них кит подходит вплотную к берегу и трется о грунт спиной в полосе прибоя. Серый кит не боится обмеления, известны случаи когда во время отлива серый кит полностью оставался на над водой и обсыхал, а потом с приливом уходил обратно в океан. Серые киты иногда выныривают и осматриваются, чтобы определить свое положение относительно берега. Известно две популяции серых китов: западная мигрирует между Китаем, Кореей, Японией и Сахалином; восточная, мигрирующая между Калифорнийским заливом и Чукотским морем.
Восточная — это 26 000 китов, она самая многочисленная. Раньше существовала атлантическая популяция, мигрировавшая в северной Атлантике, Балтийском и Средиземном морях. Этих серых китов полностью истребили в 18-19 веках европейские китобои. Сейчас промышленный лов китов запрещен международной китобойной комиссией. Исключение сделано для коренных народов севера.
Чукчи и эскимосы, проживающие в России, имеют право в год выловить 150 серых китов. При этом можно использовать только металлический ручной гарпун и легкомоторную лодку. Китовое мясо и другие продукты они не могут продавать за деньги. Япония и Норвегия не присоединились к комиссии и продолжают промышленный вылов китов в научных целях. Познакомиться с серыми китами поближе вы сможете в в туре "Киты и моржи национального парка Берингия" Горбатый кит Горбатые киты из всех самые привлекательные для туристов: во-первых, они охотно идут на общение, подплывают близко и не проявляют агрессии, во-вторых, они выпрыгивают из воды, прямо как дельфины в дельфинарии, такой себе дельфинчик в 30 тонн.
Длинна взрослого кита составляет от 13,5 до 18 метров. Грудные плавники горбатого кита огромные и волнистые, достигают трети длинны тела и похожи на крылья. Голова также размером в треть тела. На спине есть плавник форма которого и дала русское название горбатому киту. Горбатого кита легко узнать в океане по его хвосту, он похож на то, как его рисуют на детских рисунках, как два крыла соединённых вместе с загнутыми назад краешками, посмотрите на фото.
Что интересно, на хвосте у каждой особи индивидуальный рисунок, по нему, как по отпечаткам пальца, можно опознать кита. Таким образом ученые узнают горбатых китов во время миграций. Охота на горбатых китов Чукчи, эскимосы, алеуты и другие северные народности не охотились на горбатых китов из-за их высокой подвижности. Их байдары и каяки были слишком хрупки, чтобы пережить такое столкновение. Местные горбатых китов не ели.
Зато европейские китобои на шхунах с начала 17 века по середину 20 века поставили популяцию на грань исчезновения. Их привлекало большое количество китового жира, больше только у синего кита. В северной Атлантике первоначально водилось около 15 000 китов, к 1950 году их численность сократилась до 700 особей.
Как живут чукчи — оленеводы? Один день из жизни общины на Чукотке. Она без ширмы пафосного налета цивилизации, открытая, суровая, проверяющая тебя на прочность каждый день и каждый час, захватывающая твое сердце раз и навсегда, заставляя тебя думать о ней и ждать возвращения сюда снова и снова… Где-то в глубине Чукотки, на границе Якутии, Камчатки и Колымы затерялся труднодоступный и дикий край, сотни лет населяемый малыми коренными северными народами — эвенами, чукчами, коряками, юкагирами и эскимосами.
Места настолько же труднодоступные и жёсткие для жизни, насколько и красивые и захватывающие дух. Край суровых морозов большую часть года, и выгрызающей все живое — мошки и комаров, в короткое северное лето. Здесь есть и протяженные труднопроходимые горные хребты с вершинами до 2000 метров, и богатые растительностью горные долины, и бурные холодные северные реки зажатые между прижимами горных хребтов. Именно здесь сотни лет эвены и чукчи, занимались оленеводством, выращивая свои многочисленные стада домашнего оленя, перегоняя его от зимних пастбищ на летние и обратно. Но в этот раз я хочу рассказать вам об одной удивительной встрече с чукчами — оленеводами, большой семьей от некогда большой бригады крупнейшего оленеводческого колхоза Чукотки, с последовавшей за этой встречей беседой, о жизни и о быте коренного населения. Оказались мы в этих краях почти случайно, решив возвращаться с Чукотки на материк не через уже знакомый нам зимник "Арктика", а через Омолон, что расположилось на границе Чукотки, Якутии, Камчатки и Колымы, ну а дальше по "дикому" 450 — километровому зимнику на Магадан.
Преодолев по зимнику труднопроходимые горные Анюйские и Олойские хребты Чукотки, через безлюдные горные долины, перевалы, многочисленные болота, мы добрались до покинутого села Уляшка. В советское время здесь была метеостанция и перевал-база одного из отделений оленеводческого колхоза "Омолон". А до начала прошлого века здесь была стоянка эвенов- оленеводов на реке Олой. А вообще, река Олой — важная река в жизни коренного населения этого района. Вдоль нее располагаются многочисленные летние пастбища оленей, а на одном из её притоков, выше по — течению располагалось стойбище чукотских оленеводов — Кайэттын. Здание брошенной метеостанции И вот уже за чашкой чая пролетело несколько часов в беседах об истории этих мест, о былой славе крупнейшего чукотского оленеводческого колхоза "Омолон", который вел свою деятельность в этих краях, о быте и жизни современных чукч и эвенов.
История колхоза проста и сложна одновременно. С приходом советской власти, большевики убедили старейшин общины вступить в коллективные хозяйства и на стойбищах эвенов и чукч были образованы коллективные оленеводческие хозяйства.
Posted 18 января 2023,, 12:34 Published 18 января 2023,, 12:34 Modified 18 января 2023,, 13:23 Updated 18 января 2023,, 13:23 Доска позора: как живет Чукотский автономный округ в первой трети 21-го века 18 января 2023, 12:34 Фото: Соцсети Ассортимент одного из продовольственных магазинов Чукотки: как будто СССР вернулся В социальных сетях жители Чукотки жалуются на проблемы буквально во всех важных сферах жизни, начиная от нехватки лекарств и кончая авиасообщением и пьянством Сюжет Авиация Иван Зубов Как известно, Россия в последние годы постоянно прирастает территориями, даже несмотря на то, что и без этого является с огромным отрывом самой большой страной мира. Но вот парадокс: при всей этой экспансии, жизнь в привычных российских регионах лучше не становится.
Там вообще мало что изменилось за последние лет триста. Самый яркий пример того — далекая Чукотка. Если сравнить жизнь этого региона с жизнью похожих по условиям американской Аляски, или северных канадских провинций, то разница будет просто невероятной. Эксперты канала «Образ будущего» обратили свое внимание на чукотские паблики, которые буквально завалены жалобами и взываниями о помощи к властям.
К примеру, жители Чукотки жалуются на то, что этот и без того невероятно отдаленный регион страны еще больше отрезают от внешнего мира. Местные СМИ работают на дотациях, и проблему освещать не планируют. В прошлом году местные жители заказывали подарки детям, костюмы и продукты на Новый год еще в сентябре, потому что привыкли, что всё идёт долго. Но посылки не пришли даже после Нового года.
Те, кому посылки пришли, получают открытые коробки, в которых не хватает товаров. Из коробок воруют даже колбасу. Чукотские почтовые приключения В чукотских пабликах подавляющее большинство жалоб приходится на работу почты. Чаще всего почта застревает на сортировочном центре в поселке Угольные Копи.
Вот только один из многочисленных примеров. Губернатор региона у себя в телеграмме не раз заявлял, что в 2022-м будет построен новый сортировочный центр. Да и «Почта России» по поручению полпреда Трутнева также обещала сделать это, но в итоге ничего не построено. А работает все это так: «Теперь у нас почта, прежде чем попасть адресату, должна из Москвы прибыть в Угольные Копи, потом вернуться в Москву, и опять в Угольные Копи, а потом по адресу?
Странно сортировка работает в Углях. Теперь ещё месяц, а может больше, ждать, когда же она правильно полетит по адресу, застряв в Углях! Вот и новогодние праздники прошли, а проблемы остались. Скажите, когда прибудет почта, посылки.
Ещё до нового года прибыли в сортировочный центр Угольные Копи. Уже и авиарейс был на Усть-Белую-Снежное, а посылок именно в село Снежное так и не было.
И хотя родственные связи ценились, случалось, что близкие так допекали человека, что он или она уходил от них. Особенно сложно приходилось женщинам чукчей-оленеводов. На них возлагалось множество обязанностей от самостоятельной установки яранги до стирки, готовки и присматривания за стадом , и нередко они терпели придирки со стороны тестя или других родных, пока не решались жить самостоятельно или примкнуть к другой семье. До начала XX века существовала традиция группового брака в котором инициатива все-таки принадлежала женщине , но потом постепенно исчезла.
Женщины во время родов не стонали и не просили о помощи Обычай запрещал роженицам каким-либо образом выражать страдание. Им не помогали даже другие женщины. Молодая мать сама обрезала пуповину, выбрасывала послед и делала все для новорожденного. Если роженица просила о помощи — всю жизнь потом терпела насмешки. И даже ее мужа дразнили «повитушный». А на грудничков надевали своеобразные подгузники — подкладки из мха и оленьего меха, которые хорошо впитывали продукты жизнедеятельности.
Подросшего мальчика быстро отучали от привычки мочиться в постель: если утром оленья шкура, на которой он спал, была мокрой, то утром его отправляли бегать вокруг яранги, держа ее на себе. Остальные могли лишь роптать, но даже не пытались ему противодействовать. Мужчина мог иметь 2—3 жен, причем во время обеда все лучшие куски мяса доставались супругу, а жены и дети довольствовались остатками. Кузнецова, которая длительное время прожила в яранге, в своих дневниках отмечала, что количество еды, выделяемое членам семьи, зависело от объемов проделанной работы. Так как у нее не хватало сил выполнять физически тяжелый труд чукотских женщин, при дележе ей доставались самые маленькие, лишенные жира куски мяса или вообще только чай. Не переносили соли, зато ели похлебку с мохом, извлеченным из желудка оленя Пища коренных жителей Чукотки могла показаться отталкивающей неподготовленным людям.
Они ели мороженое мясо, нерпичий жир, кашу из щавеля, коренья, внутренности животных, пили их кровь. А в числе самых популярных блюд у этого народа были ферментированное мясо копальхен и горячая похлебка с монялом — полупереварившимся мхом, извлеченным из желудка оленя. Зато соль чукчам казалась горькой, а мягкий хлеб они считали кислым на вкус. Сейчас многие представители этого северного народа едят и консервы, и хлебобулочные изделия. Однако именно мясо оленей для них является наиболее здоровой и подходящей пищей. Проявляли нечеловеческую выносливость и нечувствительность к холоду и голоду Маленькие дети целые дни проводили на открытом воздухе и, несмотря на сильный ветер и мороз, не выказывали никаких признаков неудовольствия.
А женщины в 30-градусные морозы устраивались на улице с шитьем. Их руки оставались открытыми в течение нескольких часов работы. Причем труд настолько согревал их, что они скидывали верх одежды, оставляя открытыми плечи, и бросали за пазуху комья снега, чтобы охладиться.
Почему чукчи до сих пор разводят оленей и охотятся на морских зверей
Это указывает на то, что чукчи появились в этом регионе уже давно и имеют древнюю историю. Однако, происхождение чукчей не ограничивается только генетическими исследованиями. Археологические находки также играют важную роль в понимании истории этого народа. Недавние раскопки на территории Чукотки, где проживают чукчи, позволили обнаружить древние поселения и артефакты, свидетельствующие о наличии постоянной человеческой активности на этой земле уже более 10 000 лет назад. Это подтверждает теорию о том, что чукчи являются одной из самых старых этнических групп в этом регионе. Согласно одним исследованиям, прародиной чукчей является Камчатка.
Закладки: 0 Как выясняется, квартирный вопрос не только портит, но и бросает вызов эрудиции ряда наших сограждан, имеющих доступ к расширению эрудиции остальной части нашего многонационального населения. Проблема уходит в недалекую отечественную историю. В книге замечательного философа Мих. Лифшица "Мифология древняя и современная" М. Одно из своих произведений Разумный посвятил болезненной для нас проблеме эстетического вкуса.
И увидел проявление этой болезненности, в частности, в продукции киргизского промсовета: "Так, еще совсем недавно магазины города Фрунзе ныне Бишкек - Владимир Кудрявцев были забиты поразительными по своей безвкусице "рельефными" картинами, изображавшими бюргерские замки над водами" цит. Мифология древняя и современная. По этому поводу Мих. Лифшиц резонно замечает: "Возможно, что вкус киргизского промсовета нуждается в исправлении, но неужели наш учитель хорошего вкуса думает, что бюргеры жили в замках?
И что может рассказать культура этого народа? Так несколько веков тому назад русские и якуты стали называть основное население Чукотки. Именно так называли себя оленеводы.
Но, как я сказала, у чукчей существует несколько групп, различающихся по месту расселения и виду деятельности. А вот самоназвание чукчей вам вряд ли приходилось слышать. Чукчи воины из книги Александра Нефёдкина «Военное дело чукчей» Особенности языка Культуру этого народа относят к смешанному типу, а именно азиатско-американскому. Ряд преданий и поверий подтверждает родственные связи и схожесть обычаев чукчей и индейцев Северной Америки. Кстати, старинный тип собачьей упряжки приморских племён принадлежит к американскому типу по своей конструкции. А вот в языковом плане чукчи родственны ительменам, корякам и эскимосам. Чукотский язык является одним из наречий камчатской языковой семьи, принадлежит к палеоазиатской группе.
До появления русских на Чукотке история чукчей напоминает ряд преданий и легенд, но подтверждённых фактов сохранилось совсем немного. Логгин Андреевич Хорис «Чукотская семья перед своим домом», 1816 год Причиной тому является отсутствие письменности. Интересно, что в первой половине прошлого века чукотский пастух Теневиль сумел создать оригинальную идеографическую письменность.
Из аэропорта, расположенного на одной стороне анадырского лимана, в поселке Угольные Копи, на другой берег, в саму столицу Чукотки, можно попасть только вертолетом. Летний ход водой уже невозможен, а прочный зимник еще не встал. Говорят, в эпоху губернаторства Абрамовича шла речь о строительстве моста, но население слишком незначительно, чтобы мост окупился.
Местные, правда, предпочитают обвинять во всем мафию, наживающуюся на вздорожании товаров, когда связь рвется. Цены здесь действительно шокируют, впервые в жизни я видел бананы за 700 рублей. Ну что тебе сказать про Анадырь? Полчаса в воздухе, придавленный многочисленным багажом, которого больше, чем людей, — и ты в Анадыре. Если повезет с погодой. А если нет?..
Винтокрылая машина летает лишь в пределах прямой видимости. Иной раз можно застрять в районе аэропорта на несколько суток. И что делать? Имеет смысл побродить по Угольным Копям — их часть представляет своего рода призрак на месте заброшенных военных городков, где когда-то базировались части, призванные захватить Аляску в случае конфликта. С окончанием «холодной войны» городки эти опустели: внутри безжизненных домов с пустыми оконными глазницами гуляет ледяной ветер. Но если похолодание в международных отношениях продолжится, здесь снова затеплится жизнь — отсель грозить мы будем янки.
Пока же среди брошенных домов в здании бывшего военторга оборудована твердыня духа — храм Почаевской иконы Божией Матери. Его настоятель отец Василий происходит из закарпатского села, откуда вышло 300 священников и 50 православных архиереев. Оказываешься как бы одновременно и на дальнем северо-востоке, и на дальнем юго-западе русской земли. Но Чукотка — не «далекая окраина», а передовой форпост России, ближе всего примкнутый к Америке и частично выдвинутый в Западное полушарие. Полуостров, давший название региону с его поселками Провидения и Лаврентия, мысом Дежнёва и островом Ратманова, расположен по ту сторону 180-го меридиана — в одном полушарии с Нью-Йорком и Рио-де-Жанейро. Впрочем, реальные географические границы не совпадают с условностями сетки координат.
Подчиняясь «суровому закону», о котором писал еще Киплинг, даже линия перемены дат огибает Чукотку справа, и редкий картограф, рисуя Западное и Восточное полушария, решится отрезать от последнего Чукотский полуостров. Чукотка все-таки не самый запад Запада, а самый восток Востока — место, где рождается день и начинается Россия. Не случайно Ново-Мариинск так назывался до 1924 года Анадырь возник в качестве форпоста. Военврач Леонид Францевич Гриневецкий — ему стоит в городе красивый обледенелый памятник — видел в нем приморский перевалочный пункт между морем и поселком Марково, основанного еще Семеном Дежнёвым первого русского поселения Чукотки. Развивался Ново-Мариинск на деньги с продажи таможенного конфиската — бдительные «Верещагины» перехватывали огненную воду, которую везли чукчам, вопреки прямому запрету русского правительства, защищавшему здоровье коренного населения, американские и канадские контрабандисты. Впервые положение форпоста сказалось на судьбе Ново-Мариинска в 1914 году.
Немцы прервали связь России с союзниками — Британией и Францией, перерубив подводные телеграфные кабели. И тогда царское правительство распорядилось построить по всей стране цепь длинноволновых радиостанций, ставших надежным средством связи с заграницей. Одна из таких башен, нацеленная прямо на Америку, появилась и здесь. Функцию центра дальней связи сохраняет город и по сей день — антенны высятся совсем недалеко от ТЭЦ — своеобразной крепости цивилизации в здешнем суровом климате: ее трубы — настоящий знак независимости человека от холода. На улице при малейшем ветерке превращаешься в ледышку за полминуты, в помещении холодно не бывает нигде. Дежнёв и его внучата История современного Анадыря делится на «до» и «после» Абрамовича.
Пусть олигарх и занимался здешним благоустройством «на сдачу» с «Челси», но хороший асфальт, окрашенные в яркие краски дома, современные больницы, школы со спортивными залами и современными кабинетами — все осталось от него. Поэтому не слишком удивляешься резьбе по моржовому клыку «Чукотка встречает Абрамовича», выставленной в музее. При советской власти экономика была живее, но качество жизни — все-таки заметно хуже.
Как живут современные чукчи (29 фото)
НАРОДЫ АРКТИКИ | Огромная снежная пустошь на Крайнем Севере, практически безлюдная, где живет немногим больше 50 тысяч а чаще всего ассоциируется с анекдотами про аборигенов. |
Народы Севера. Чукчи – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Alexandr Postovoi | Познакомились с коренными Чукчами, которые проживают на отдаленных островах. |
Чукотка: очарование Севера, которое влюбляет навсегда | Октагон.Медиа | Люди стремятся к упрощению и облегчению жизни, тем более если люди живут и работают в суровых условиях чукотской тундры. |
Воины, маги, танцоры… Чего мы не знали о чукчах
Чукотка: где-то далеко на краю земли | Особой категорией считаются чукчи-собаководы, что разводят собак для упряжек, на которых народ путешествует по снежным просторам. |
Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете? | Это национальное село, жители которого – чукчи и эскимосы – получают квоты на добычу китов (в коммерческих целях она запрещена). |
Чукотка, сэр! | Ново-Чаплино совсем недалеко в 4-х километрах, где живут чукчи. |
Почему чукчам не нужно разрешение на охоту | Репортаж из тундры, где кочуют оленеводы. |
7 неожиданных фактов о жителях Чукотки
Печальная судьба старинной усадьбы, где жил молодой Ленин. Познакомились с коренными Чукчами, которые проживают на отдаленных островах. Печальная судьба старинной усадьбы, где жил молодой Ленин. Фотограф и путешественник Тимур Ахметов с детства живет на Чукотке и не устает исследовать край, в котором вырос. Именно здесь сотни лет эвены и чукчи, занимались оленеводством, выращивая свои многочисленные стада домашнего оленя, перегоняя его от зимних пастбищ на летние и обратно.