Сверхтяжёлая российская ракета-носитель, первый полёт которой должен состояться в 2028 году с космодрома Восточный, получила официальное название "Енисей". Сверхтяжёлая российская ракета-носитель, первый полёт которой должен состояться в 2028 году с космодрома Восточный, получила официальное название "Енисей". Создание первых модулей перспективной российской сверхтяжелой ракеты-носителя "Енисей" началось в России весной 2020 года.
В Самарской области начали изготовление и сборку частей сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей»
Продукт Енисей (ракета-носитель), Россия отказалась от создания сверхтяжелой ракеты «Енисей» для полета на Луну, РАН рекомендовала отложить создание ракеты "Енисей" для полета на Луну, Начало проектирования, заключен контракт, Финансирование в размере 1,5. На базе ракеты-носителя "Енисей" разрабатывается ракета-носитель "Дон" (РН СТК-2) с добавлением еще одной ступени.[4]. Сверхтяжелая ракета-носитель получила название «Енисей», запустить ее планируется в 2028 году. Создание первых модулей перспективной российской сверхтяжелой ракеты-носителя "Енисей" началось в России весной 2020 года. Проект сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей», предназначенной для полетов к земному спутнику, откладывается в долгий ящик.
В Самарской области начали изготовление и сборку частей сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей»
По информации из открытых источников, все космические проекты ближайшего будущего, с некоторыми оговорками, могут быть запущены на имеющихся тяжелых ракета-носителях. Но это не означает, что «Енисей» не нужен. Скажем, какие-то элементы орбитальной станции можно выводить в космос за один раз на сверхтяжелой ракете, либо доставлять несколькими рейсами на ракетах поменьше. В последнем случае отдельные элементы придется состыковать на орбите, и их потребуется делать меньшего размера. Не то, чтобы эти трудности были непреодолимыми, просто мощное средство доставки могло бы облегчить жизнь разработчикам. Разработка «Енисея» важна с точки зрения сохранения инженерных школ, и поддержания космических технологий, включая сопутствующие производства. Возможно, со стороны это смотрится как неэффективное расходование средств — мол, мы все разрабатываем и разрабатываем, а сделать ничего не можем. Но на деле это не так. Сама по себе разработка сверхтяжелой ракеты — изготовление документации, проведение опытных работ и испытаний, освоение новых технологий и открытие сопутствующих производств, — уже работа, которая имеет огромный побочный «выхлоп». Скажем, вы построили завод по производству новых материалов, которых на всю ракету требуется буквально несколько килограммов. Но завод ведь не будут простаивать, он материалы будет выпускать для других отраслей — той же авиации.
Причем, очень важно не прерывать этот цикл. Практика показывает, что всего несколько лет простоя убивают целые области знаний. Так было, например, с советской сверхтяжелой ракетой Н-1. Ее изначально планировалось использовать для доставки на околоземную орбиту 75-тонной станции с перспективой обеспечения сборки межпланетного корабля для полетов к Венере и Марсу.
Этот полет, добавил он, будет включать в себя давно обещанный российский космический корабль следующего поколения «Федерация» — замену старому надёжному «Союзу».
Рогозин также сообщил, что в этом году состоится еще один испытательный полет в рамках другой крупной ракетной программы России — разработки семейства ракет-носителей «Ангара», будет снова продемонстрирован тяжелый вариант А5 с четырьмя боковыми ускорителями. Но больший интерес вызвала сверхтяжелая ракета для полетов на Луну, которая соединит в себе «Союз-5» с «Ангарой», что позволит сэкономить на разработке значительную сумму. Возможно, Рогозин не хотел забегать слишком далеко вперед в присутствии Путина. Ведь, как отметил позднее на этой неделе один из подчиненных Рогозина, правительство не намерено выделять дополнительное финансирование на лунную программу до апреля. Но в Твиттере, всего за несколько часов до встречи с Путиным на самом деле за месяц — avianews , Рогозин опубликовал фотографию большой папки, в которой, по его словам, содержится детальный график разработки сверхтяжелой ракеты.
Основными подрядчиками по проекту станут «Энергия» и «Прогресс», а Хруничев будет отвечать за третью ступень. Список подрядчиков соответствует тому немногому, что мы знаем о предлагаемой российской лунной ракете.
Что и говорить, проект уникальный, а главное, дорогой.
Достаточно только того факта, что диаметр основной ступени носителя «Енисей-5» - 4,1 м, а это по заявлениям самих же представителей Центра им. Хруничева потребует переоборудования части железнодорожных путей и тоннелей для обеспечения доставки ракеты к месту запуска — космодром «Восточный». Вместе с тем, не взирая на трудности финансирования, еще в 2012 году российское космическое агенство «Роскосмос» принимает предложение ГКНПЦ Хруничева по проектированию сверхтяжелых систем носителей, а в декабре того же года генеральный директор научно-исследовательского института ЦНИИмаш Геннадий Райкунов, как руководитель организации, ответственной за реализацию отечественной космической программы, заявляет о первых запусках ракет-носителей сверхтяжелого класса «Енисей» или «Амур» в 2028 году с космодрома «Восточный».
После чего в отечественных СМИ наступает затишье. Понятно, что переоборудование стартовых столов, поиск и создание систем доставки элементов сверхтяжелой ракеты-носителя — все это потребует огромных инвестиций. Но созданием подобных ракет уже вплотную заняты и американцы SLS , и китайцы «Чжанжэн-9».
Включаются в гонку частные компании, американская компания SpaceX уже запустила сверхтяжелый «Фалькон» и готовит еще более мощный носитель «BFR».
К примеру, на Луну ракета сможет доставить груз массой 27 тонн. Также Рогозин заявил, что весь цикл создания новой ракеты обойдётся примерно «под 1 трлн рублей».
Упрощенные характеристики ракеты Енисей
- Курсы валюты:
- Популярные материалы
- В РАН назвали несвоевременной сверхтяжелую лунную ракету «Енисей»
- Проект сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей» скоро отправят на согласование
Путину рекомендуют сдвинуть сроки создания многоразовой ракеты-носителя
- Другие новости
- Ракета-носитель Енисей: фото, характеристики, видео
- Разработка сверхтяжелой лунной ракеты "Енисей" продолжается
- Путину рекомендуют сдвинуть сроки создания многоразовой ракеты-носителя
- Рогозин обмолвился о новой российской сверхтяжёлой ракете «Енисей»
- РН-Ванкор начал строительство подводного перехода нефтепровода через Енисей для проекта Восток Ойл
Разработчик "Энергии" одобрил создание российской лунной ракеты на метане
В РФ приостановили создание сверхтяжелой ракеты для полетов к Луне // Новости НТВ | Продукт Енисей (ракета-носитель), Россия отказалась от создания сверхтяжелой ракеты «Енисей» для полета на Луну, РАН рекомендовала отложить создание ракеты "Енисей" для полета на Луну, Начало проектирования, заключен контракт, Финансирование в размере 1,5. |
Роскосмос начал изготовление составных частей сверхтяжелой ракеты «Енисей» — Новости Космонавтики | "Енисей-1" будет в 15 раз мощнее, чем ракеты среднего класса типа "Союзов". |
Проект российской сверхтяжелой ракеты приостановили для переработки | Сверхтяжелая российская ракета-носитель, первый полет которой должен состояться в 2028 году с космодрома Восточный, получила официальное название «Енисей». |
«Малышка» на триллион: Зачем России сверхтяжелая ракета «Енисей» | «Сегодня подписан детальный план-график создания к 2028 году ракеты-носителя сверхтяжелого класса (класс “Енисей”). |
От «Волги до «Енисея»: мощнейшие ракеты будущего | Госкорпорация «Роскосмос» собирается использовать сверхтяжёлую ракету-носитель «Енисей» для полётов не только на Луну, но и на Марс, Юпитер и Сатурн. |
Рогозин назвал дату начала строительства стартового комплекса под «Енисей»
С очень сложными перспективами Вытянуть целесообразность использования двух самых дорогих в истории России ракет могут лишь очень крупные проекты. Если говорить по существу, то Федеральная Космическая Программа может и дальше исполняться с помощью ракет «Союз» — военным совершенно без разницы, на чем отправлять спутники на орбиту, и чем дешевле для них будет пуск, тем лучше. А вот будущее «Ангары» и «Енисея» пока под большим вопросом. Загрузить российские предприятия в таких условиях прибыльными проектами — это вопрос даже не национальной гордости, а выживания. Нужно срочно придумывать, как и где заработать денег на космосе.
Важно конкурировать с другими разработчиками мира и не сдавать позиции, находясь в тренде вектора развития космической отрасли! Если использовать советские наработки и добавить к ним современные системе спуска боковых блоков, то эта система позволит разработать универсальную платформу. Вот как происходит автоматический спуск блоков первой ступени у SpaceX: Видео посадки первой ступени ракеты Falcon 9: Не стоит так же забывать о том, что первом в мире многоразовым ракетоносителем должен был стать проект «Энергия-2». Многие не слышали о существовании этого проекта, а тем временем уже на проекте Энергия-Буран были заложены некоторые элементы будущей многоразовой ракеты.
Например: парашютная система спасения! Подробнее о проекте Энергия-2 читайте в отдельном материале — Первый в мире многоразовый ракетоноситель Энергия — 2 статья в стадии написания. Сравнение сверхтяжелых ракет Энергия и Енисей Прежде чем сравнить две сверхтяжелые ракеты Энергия и Енисей читателю пришлось прочесть много подготовительной информации. Об этом я прошу прошения, но к сожалению, без этого никак!
Подойдя к сути проблемы сразу оговорюсь, что мнение в этом сравнении субъективное, хоть и обоснованное. Автор статьи очень скептически смотрит на проект сверхтяжелой ракеты Енисей и рациональность ее применения по выводу больших весов на орбиту Земли и вот почему: Енисей — это не прогресс, а попытка повторить сделанное через 41 год Проектная документация не имеет новых идей: используются старые двигатели на разных блоках, применяется компоновка пробованная на Ангаре и многое другое. Нет проектов под использование сверхтяжелой ракеты! На ближайшие 30 лет у Роскосмоса нет планов по использованию сверхтяжелой ракеты.
Просто нет достойных проектов в стране. Стресс для экономики государства при создании сверхтяжелого ракетоносителя непосилен для России. Высокая стоимость двигателей РД 170 14 млн. Но с тенденцией уменьшения стоимости двигателей и попытками сделать многоразовые ракетоносители перспектива одноразового дорого РД 170 смотрится с каждым годом менее перспективно.
Для решения большинства задач проще использовать несколько пусков более дешевых и менее подъемных ракет, но вывести на орбиту большегруза за счет количества стартов. Ракета одного запуска Мировая тенденция — это многоразовость использования дорогих космических компонентов.
Но как такового двигателя пока нет. Выигрыш, если он возможен, будет незначительным, особенно при использовании метана в двигателе первой ступени. Из-за того, что метан меньше по плотности, чем кислород-керосин, для него потребуется создание более крупных топливных баков, за счет чего возможно придется экономить на полезной массе. К примеру, Falcon Heavy у Маска имеет такие возвращаемые двигатели. Кстати, когда мы создавали двигатели РД-170 и РД-171 для ракеты-носителя «Энергия», тоже закладывали для них возможность неоднократного применения, до 20 раз.
А теперь подсчитайте, сколько надо вложить средств на создание не только самих метановых двигателей, но и ракеты для них, заправочных комплексов... Все это сделает проект дороже при том, что особой выгоды от него будет не слишком много. Есть и другое мнение по поводу строительства сверхтяжелой ракеты-носителя в России. Его озвучил нам кандидат технических наук, аналитик Андрей Ионин: - Я всегда был против создания сверхтяжелой ракеты. Во-первых, тот проект сверхтяжа, который продвигался «Енисей» , это проект масштабирования имеющегося задела, а не проект технологического развития.
RU - Разработка ракеты сверхтяжелого класса "Енисей", которую создавали для лунной программы, приостановлена. Об этом сообщил глава Ракетно-космического центра "Прогресс" Дмитрий Баранов. Сейчас этот вопрос пока до конца не решен, поэтому сейчас разработка поставлена на паузу. Мы готовы продолжить работу после того, как соответствующее решение будет принято. Я думаю, что это вопрос нескольких месяцев, я бы так сказал, до середины этого года", - сказал Баранов журналистам.
Рогозин назвал сроки первого запуска сверхтяжелой российской ракеты
Продукт Енисей (ракета-носитель), Россия отказалась от создания сверхтяжелой ракеты «Енисей» для полета на Луну, РАН рекомендовала отложить создание ракеты "Енисей" для полета на Луну, Начало проектирования, заключен контракт, Финансирование в размере 1,5. Роскосмос рассчитывает в течение ближайших месяцев подготовить новую концепцию сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей». "Роскосмос" поставил задачу сократить бюджет разработки ракеты "Енисей" на 0,5 трлн рублей.
Рогозин назвал сроки первого запуска сверхтяжелой российской ракеты
«Роскосмос» приостановил разработку российской сверхтяжелой ракеты-носителя для полетов к Луне «Енисей». Об этом сообщил генеральный директор Ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» Дмитрий Баранов, передает «РИА Новости». Специалисты Ракетно-космического центра «Прогресс» (Самара) начали изготавливать составные части российской сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей», передает ТАСС. Сверхтяжёлая российская ракета-носитель, первый полёт которой должен состояться в 2028 году, получила название «Енисей».
Создание российской ракеты носителя сверхтяжелого класса Енисей приостановлено
Пошла работа! Как сообщал ранее Рогозин, российская ракета-носитель сверхтяжелого класса "Енисей" будет собираться по принципу технологического конструктора - каждая часть должна стать самостоятельным изделием. На первом этапе она должна будет выводить на низкую околоземную орбиту более 70 тонн груза. В соответствии с Федеральной целевой программой, первый запуск сверхтяжелой ракеты "Енисей" должен состояться в 2028 году. Стартовый стол для этой ракеты будет построен на космодроме Восточный.
Рогозин сообщил СМИ, что Лунная программа, важной частью которой является создание сверхтяжелой ракеты, не будет представлена правительству в марте, а будет представлена на рассмотрение в Совет безопасности РФ до лета. В настоящее время она еще до конца не согласована с профильными министерствами и ведомствами [95]. В тот же день пресс-служба «Роскосмоса» опровергла сообщения об отклонении правительством концепции РН СТК, заверив СМИ, что концепцию даже не отправляли на рассмотрение [97]. Рогозин сообщил СМИ, что в «Енисее» не будут использованы предложенные Московским институтом теплотехники разработчик стратегических ракет «Ярс» и «Булава» боковые твердотопливные ускорители из-за недостаточной грузоподъемности получающегося варианта: выведение полезной нагрузки на низкую околоземную опорную орбиту при использовании ТТУ составит не 103 тонны, а примерно 83 тонны; соответственно к Луне — не 27 тонн, а 20 тонн. Предпочтительным является вариант «Енисея» с шестью боковыми блоками с двигателями РД-171МВ первая ступень , центральным блоком с двигателем РД-180 вторая ступень и третья ступень ракеты «Ангара-А5» с кислородно-водородным двигателем [98]. Первая ракета имеет стартовую массу 3167 тонн и способна доставить на низкую околоземную орбиту полезный груз массой не менее 100 тонн, на геостационарную орбиту — 26 тонн, к Луне — 27 тонн. Вторая более мощная ракета имеет показатели, соответственно, 3281 тонну, 140 тонн, 29,5 тонны и 33 тонны [99] [100]. Рогозин в интервью СМИ сообщил, что госкорпорация совместно с РАН разработала концепцию Федеральной целевой программы «Создание космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса на 2020—2030 годы». Рогозин пояснил, что в рамках ФЦП запланировано создание не только транспортной инфраструктуры, состоящей из ракеты-носителя сверхтяжелого класса, пилотируемого транспортного корабля и лунного взлетно-посадочного комплекса, но и средств поддержки пилотируемых миссий, поскольку создание указанных средств, за исключением пилотируемого транспортного корабля, не запланировано в рамках действующих федеральных программ [1]. Участники научно-технического совета одобрили результаты разработки эскизного проекта ракеты-носителя сверхтяжёлого класса и её составных частей и подтвердили возможность создания ракеты-носителя с заданными в ТЗ требованиями [101]. В итоге решили найти и обосновать дополнительные задачи, таких как запуск тяжелых исследовательских аппаратов в дальний космос, выведение на орбиту крупных научных обсерваторий. Научную программу для сверхтяжелой ракеты специалисты планируют представить в 2020 году, хотя жестких сроков им не поставили [103]. Рогозин сообщил СМИ, что эскизный проект сверхтяжелого носителя получил значительное число замечаний при обсуждении на расширенном заседании научно-технического совета Роскосмоса, однако они будут устранены в ходе технического проектирования, которое начнется в 2020 году [106]. Результаты технического проекта дополнят подготовленный в 2019 году эскизный проект ракеты. В частности, рассматривается возможность удлинения центрального блока носителя [108]. Пересмотр проекта в пользу перехода к метановым и композитным технологиям 15 декабря 2020 года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин на своей странице в социальной сети Facebook сообщил, что сверхтяжелая ракета-носитель должна создаваться на основе принципиально новых технических решений: должен быть разработан новый маршевый двигатель, позволяющий добиться «горячего резервирования» и многократного использования с целью удешевления серийного производства. Также для сверхтяжёлой ракеты, уточнил Рогозин, нужны новые облегчённые материалы для обечаек и топливных баков, незатратное производство с минимизацией накладных расходов с продуманной логистикой доставки готовых изделий на космодром [109]. В техническом задании отмечается, что «Енисей» будет включать шесть боковых блоков — первых ступеней ракет « Союз-5 » с двигателями РД-171МВ — вокруг центрального блока — первой ступени ракеты « Союз-6 » с двигателями РД-180МВ, а также разгонный блок класса ДМ [110]. Рассматривается два варианта компоновки ракеты. Первый: блоки нижних ступеней будут использовать в качестве топливной пары метан-кислород и будут созданы на базе первой ступени ракеты « Амур-СПГ ». Второй: центральный блок от « Амур-СПГ » и боковые блоки от первой ступени ракеты « Союз-5 » на паре кислород-керосин [111]. При создании ракеты ученые предлагают использовать прорывные, перспективные и экономически оправданные технологии [114] [115]. По словам источника, инициатива перехода на метановое топливо с керосин-кислорода принадлежит лично главе Роскосмоса Дмитрию Рогозину [120]. Баранов не исключил, что в будущем соответствующие работы могут быть возобновлены, если такое решение примет Роскосмос. При этом предприятие совместно с госкорпорацией "ведет работу по уточнению программы создания космического ракетного комплекса ракеты-носителя сверхтяжелого класса" [123]. Программа как проект уже сверстана, разослана на согласование [129]. Создание сверхтяжелой ракеты займет 8-10 лет [130]. Критика метанового проекта[ править править код ] За 18 сентября 2021 года бывший генеральный конструктор КБХА 1993-2015 годы Владимир Рачук сообщил СМИ, что концепция кислородно-керосинового "Енисея" базируется на технологиях 40-летней давности и не предусматривает многоразового использования и включения в полете двигателей. Применение метана вместо керосина позволит реализовать современные технологии многоразовости и многократного включения двигателей в полете [132].
Ее намерены собирать по принципу технологического конструктора. Ориентировочные сроки озвучил в Twitter глава корпорации Дмитрий Рогозин, ответив на соответствующий вопрос пользователей. Российскую ракету-носитель сверхтяжелого класса «Енисей», напомнил ТАСС , должны собирать как технологический конструктор: каждая часть в ней будет самостоятельным изделием.
Также ракета будет необходима во время миссий на Луну, включая возможность посадки российских космонавтов на поверхность естественного спутника Земли. Рогозин пошутил, что считает Маска почти родственником. Фото: ТАСС.
Новая сверхтяжёлая российская ракета получила название «Енисей»
Российская сверхтяжелая ракета получила название «Енисей» — ЯСИА | Создание первых модулей перспективной российской сверхтяжелой ракеты-носителя "Енисей" началось в России весной 2020 года. |
Новая сверхтяжелая ракета-носитель получила название «Енисей». СКРИН | Работа по созданию сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей» не останавливалась никогда, сообщил журналистам глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин во время посещения НПО автоматики в Екатеринбурге. |
Рогозин назвал дату начала строительства стартового комплекса под «Енисей» | ИА Красная Весна | Специалисты Ракетно-космического центра «Прогресс» (Самара) начали изготавливать составные части российской сверхтяжелой ракеты-носителя «Енисей», передает ТАСС. |
«Роскосмос» раскрыл название новой сверхтяжелой ракеты. Ее запустят вокруг Луны | Первая постсоветская сверхтяжёлая ракета-носитель «Енисей-1» обойдётся государству примерно в 1 трлн рублей. |
Россия отказалась от создания сверхтяжелой ракеты на Луну | Работы по созданию сверхтяжелой ракеты «Енисей» временно приостановлены, поскольку ее технический облик может быть изменен в ближайшие месяцы, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на главу РКЦ «Прогресс». |
Сверхтяжелая ракета «Енисей»: Луна подождет
На базе ракеты-носителя "Енисей" разрабатывается ракета-носитель "Дон" (РН СТК-2) с добавлением еще одной ступени.[4]. Также при разработке ракеты-носителя (РН) сверхтяжелого класса будут использованы основные элементы и технологии создаваемой в настоящее время РН среднего класса «Союз-5». С 2017 года в России официально разрабатывается сверхтяжёлая ракета-носитель «Енисей» грузоподъёмностью в 100 тонн. Разработка ракеты-носителя «Енисей» неоднократно переносилась, а теперь была прекращена полностью. «Сегодня подписан детальный план-график создания к 2028 году ракеты-носителя сверхтяжелого класса (класс "Енисей").