Новости действующая толпа подразделяется на спасающуюся стяжательскую

Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

§ 2. Поведение людей в социально неорганизованной общности

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте - id43649855 от may12312 13.09.2022 10:07 — Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стяжательскую и паническую, в зависимости от ее поведения и целей.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — Действующая толпа подразделяется на: просмотровую; протестующую; стяжательскую; демонстрационную. — Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное; коллективное поведение; групповое.
Толпа и социальный психоз -убегающая (спасающаяся) толпа.
Психология толпы, ее виды и содержание. Действующая толпа подразделяется на спасающуюся.
ТОЛПА | Сайт психолога Действующая толпа подразделяется на: организованную; спонтанную; стяжательскую; агрессивную. • Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное поведение; коллективное поведение; групповое поведение. •.

Понятие и классификация толпы

Толпа может быть случайной (временной, спонтанной), организованной (предмедитированной) и действующей (осознанной целью или действием, связанным с ней). Действующая толпа подразделяется на агрессивную, стимулирующую, стяжательскую и непоследовательную. В свою очередь, психология поведения активной толпы подразделяется на агрессивный тип, спасающийся и стяжательский. Действующая толпа. Спасающаяся толпа, которая превращается в паническую, если доступ людей к средствам и способам спасения оказывается неопределенным или ограниченным. Стяжательская толпа, то есть скопление людей, движимых стремлением к грабежу. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов.

Схема социального поведения

Паника при наводнениях или землетрясениях, голодные или чумные бунты, мятежи из-за непомерного повышения налога на хлеб, соль или спиртное. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует. Таким образом, становясь частицей толпы, человек спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. В изолированном положении он, может быть, был бы культурным человеком; в толпе — это варвар, т. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также к энтузиазму и героизму, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще более усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния, и совершает поступки, явно противоречащие его интересам и его привычкам».

Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии: предконфликт- ную, непосредственно конфликт и его разрешение. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта, т. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий. На следующей стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Способы разрешения конфликта могут быть различны. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то говорят о компромиссе. В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая показать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству, т. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты происходят в сознании человека, когда ему нужно принять то или иное решение. Выбор в некоторых случаях может быть очень сложным. Социальные конфликты происходят между группами людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. Политические конфликты возникают между властными субъектами. Это могут быть государства, имеющие определенные интересы на международной арене. Внутри страны - это различные политические силы, например: партии, профсоюзы, государственные органы и др.

Консервативные движения противодействуют всяческим преобразованиям. Социальные движения часто возникают в связи с недовольством существующими порядками. В стабильных обществах социальные движения возникают редко, в нестабильных - часто. Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Открыть мини-сайт на портале Pandia для ведения проекта. PR, контент-маркетинг, блог компании, образовательный, персональный мини-сайт. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда индивид включен в общение с другими людьми. На него оказывают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к обществу, предрасположенность и готовность к активной деятельности. Все это называется социальная установка. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Это, во-первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы правила , которые нарушены, и, в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение. Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Ритуализм от слова «ритуал» выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Ретритизм уход проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества, уйти в себя. Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Изоляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление. Зарегистрируйте блог на портале Pandia.

Люди, потеряв способность адекватно оценивать информацию, инстинктивно ищут того, кто направит их Потеряв в толпе индивидуальность, человек больше не несет ответственности за свои действия. Он нуждается в лидере, которому подчинятся, безоговорочно верить. Человек, способный стать лидером толпы, должен обладать определенными психологическими качествами. Чаще всего он — психопат, не способный осмыслить собственные идеи. Его стремления с точки зрения адекватного человека может выглядеть настоящим безумством. Но безоговорочная вера в свою правоту делает человека лидером. Он не размышляет, он действует. Готовность к радикальным действиям привлекает к нему последователей. Выделяют две разновидности лидеров: стихийные — энергичные и активные, но их активность проявляется время от времени. Неотъемлемое качество лидера — обаяние Способность восхищать, привлекать и завоевывать внимание некоторым людям дана от рождения, другие получают ее благодаря личным заслугам. Харизматичность человека помогает ему транслировать любые социальные сообщения: от призыва к миру и любви до необходимости срочно начать военное наступление Прирожденный лидер интуитивно догадывается, как воздействовать на людей, чтобы получить нужную реакцию. Он изучает настроения в обществе, интересы и желания, чтобы сыграть на этом. Подстроившись под желания толпы, он постепенно перепрограммирует ее, продвигая свои идеи. Выступая перед толпой, лидер погружается в состояние, близкое к экстазу. Он использует сильные речевые обороты, намерено гипербализирует, использует сильные выражения. Его задача — добиться от толпы состояния полного подчинения. Для этого лидер многократно повторяет лозунги, пока они не станут для людей непреложной истиной. Все влиятельные политики используют этот прием для воздействия на потенциальный электорат. Понятие толпы в психологии Психология дает следующее определение понятию: «толпа» — это неорганизованное, бесструктурное скопление людей, которых объединяют один объект внимания и одни чувства по отношению к нему. Отличительной особенностью такого скопления является отсутствие или потеря четкой, осознанной общей цели. Классическая толпа в социальной психологии — скопление людей во время военных учений, стихийных бедствий, акций протеста, зрелищ массового характера или транспортных перипетий. Каждый из нас хоть раз в жизни наблюдал за поведением толпы или был ее участником. И в первом, и во втором случае не заметить «эффект толпы» невозможно. Он заключается в том, что люди, попавшие в нее, «заражаются» общим настроением и поведенческими реакциями. Часто даже в ущерб своим желаниям и принципам. Человек буквально вливается в толпу, становясь с ней единым целым. В зависимости от царящих внутри нее настроений, она может быть очень непредсказуемой и опасной в плане разрушений и травматизации. Поэтому контролировать такие скопления людей очень сложно. Природа образования толпы позволяет определить ее состав, в который входят: Зачинщики ядро толпы — люди, в задачу которых входит сформировать толпу, правильно настроить и использовать в определенных целях. Участники толпы — люди, которые влились в нее и активно участвуют в ее действиях. При этом попасть под влияние большого скопления людей могут как внушаемые люди и люди с обостренным чувством справедливости сочувствия , так и простые обыватели или праздно шатающиеся. Последние особо активного участия в движениях толпы не проявляют, но при этом способствуют массовости. Наиболее опасными являются люди, которых привлекает толпа только из возможности выплеснуть свою агрессию и негативную энергию. Поэтому поначалу имел весьма ограниченное определение плохо организованных выступлений пролетариата против эксплуататоров. Классификация Психология масс подразумевает наличие множества видов толпы. Они формируются на базе разных признаков и общих характеристик. По признаку управляемости выделяют следующие типы толп. Лидер или инициатор объединения отсутствует. Толпа формируется случайным образом. Обычно местом столпотворения являются общественные места. Изначально может сформироваться стихийно. Главное отличие от предыдущего вида — появление лидера. Эта личность мотивирует людей действовать согласно интересам толпы, которые он выражает. В такой толпе лидер есть с самого начала. Он назначает место и время встречи. Таких людей объединяет конкретная идея.

Сущность и субъекты массового социального поведения

Ее поведение характеризуется нарастающим самоподкрепляющимся психическим заражением — распространением повышенного эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта. Отсутствие ясных целей и организационная диффузность толпы превращают ее в объект манипуляций. Толпа всегда находится в крайне возбужденном предстартовом, установочном состоянии; и для приведения ее в действие необходим лишь соответствующий пусковой сигнал. По-древнегреческому поверью, гнев бога Пана вызывает безумие в стаде: животные начинают метаться, бросаться в пропасть, огонь или воду. Паника блокирует способность адекватного отражения обстановки и ее рациональной оценки, действия людей приобретают оборонительно-хаотичный характер, сознание резко сужается, люди становятся способными на крайне эгоистичные, асоциальные поступки.

Паника возникает в состоянии психической напряженности, в условиях повышенной тревожности, вызванной ожиданием крайне тяжелых событий пожара, голода, землетрясений, затопления, вооруженного нападения , в условиях недостаточной информации об источниках опасности, времени ее возникновения и способах противодействия. Ожидавшие нападения турецких войск жители одного селения пришли в состояние паники, завидя вдали отблески кос односельчан. Вывести толпу из панического состояния можно лишь очень сильным противодействующим раздражителем, целенаправленными, категорическими командами авторитетных лидеров, предъявлением краткой успокоительной информации и указанием на реальные возможности выхода из возникшей критической ситуации. Паника — это крайнее проявление стихийного, импульсивного поведения массы людей при отсутствии их социальной организации, состояние массового аффекта, возникающее в ответ на шокирующее обстоятельство.

Кризисная ситуация создает потребность немедленных действий, а их сознательная организация невозможна из-за информационно-ориентировочной недостаточности. На примере поведения людей в условиях толпы мы видим, что отсутствие социальной организации, системы регламентированных норм и способов поведения ведет к резкому снижению уровня поведения людей.

Работа в экспрессивной толпе: находясь в ней, необходимо направлять вектор своего движения от центра к периферии, не обращать на себя внимания толпы недовольными высказываниями, присоединиться, при необходимости, к выкрикиваемым лозунгам, постараться свою одежду максимально приспособить к общему внешнему виду толпы, например, надеть сверху кожаную куртку — делать всё, чтобы выбраться в безопасное место и, - по возможности, - организовать и вывести с собой часть людей. Например: Стадион «Лужники», популярная московская команда встречалась с зарубежным клубом. Результат был важен, но игра текла вяло, люди теряли надежду на то, что гол будет забит.

За 15-20 минут до окончания матча люди стали покидать трибуны, некоторые успели выйти за ворота, другие находились на пути к выходу. И вдруг, буквально на последней минуте матча, долгожданный гол был забит, вызвав бурную реакцию болельщиков. Успевшие покинуть стадион бросились обратно, чтобы принять участие в общем ликовании, и столкнулись в узком проходе с теми, кто под давлением задних рядов по инерции продолжал двигаться к выходу. Десятки людей были задавлены насмерть. Экстатическая толпа представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы.

Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т. Работа в экстатической толпе: переключение внимания толпы, снятие с возвышенного места экстатически заражённых людей, выведение их из транса в удалении от зрителей. В первую очередь — людей с самоповреждающим поведением, тех кто хлещет себя цепями, трясётся, доводя себя до исступления, рвёт на себе одежду. Действующая толпа: Формируется как конвенциональная, превращается в толпу, осуществляющую действия относительно конкретного объекта. Например: Около здания ДК в Беслане, где на такой-то час вечера был объявлен общий сбор родственников захваченных заложников, собралась большая группа людей.

Они прибывали и прибывали, однако долгое время к родственникам никто не выходил: ни представитель администрации, ни представители штаба по ликвидации последствий ЧС. Затем на крыльце появилась тоненькая девушка лет 20, которой было поручено объявить, что она представляет администрацию и что новостей нет. Террористы пока требований не выдвигают, однако делается всё возможное для спасения детей. Толпа, простоявшая к тому времени несколько часов, мгновенно превратилась в агрессивную. Часть людей начали возмущаться и громко кричать, послышались негативные отзывы о властях города, слух, они давно все в аэропорту сидят и только ждут самолёта, чтобы улететь.

Затем толпа превратилась в действующую, несколько человек поднялись на крыльцо, чтобы стащить оттуда выступавшую девушку. Один из первых отечественных исследователей толпы Л. Войтоловский отмечал, что общие чувства предполагают не только общее настроение в ней, но и общие усилия для их достижения. Чувства, переживания, взволнованность начинают приобретать активную направленность. В речах появляются критические высказывания в адрес каких-то руководителей, управленческих структур, начинается «поиск виноватых», предложения «вызвать», «направить».

Порой в какую-то инстанцию даже делегируется небольшая группа с поручением получить ответ или предъявить требования «от народа». При работе с действующей толпой психологу нужно помнить, что самые опасные персонажи находятся вокруг лидера. Своими руками он вряд ли начнёт физические действия, но первый круг окружающих его лиц — самые опасные исполнители. Необходимо также помнить о быстром перемещении толпы, чтобы не оказаться в её центре. То, что может делать психолог в действующей толпе, это работать с её периферией, вести информационно-разъяснительную работу и выводить часть людей в безопасное место.

В действующей толпе внимание и зарождающаяся агрессивность нередко переключаются с первоначального объекта или событий на другие, которыми становятся порой случайные объекты и люди. Прибытие сотрудников правоохранительных органов, их предложения не нарушать общественный порядок и расходиться обычно вызывает новый всплеск возмущения. Наиболее разгорячённое и дерзкое лицо из толпы совершает агрессивное действие бросает камень, бутылку, пытается ударить.

Случайную толпу составляют зеваки, собравшиеся около места уличного происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест, либо поддержку какому-либо лицу или группе лиц. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения.

Например, неиствующие болельщики на стадионе. Самое читаемое за неделю.

Например, решение отдельных семей по поводу того, иметь или не иметь детей, может привести к демографическому взрыву или катастрофе. Решение вкладчиков о доверии или недоверии банкам неизбежно отразится на состоянии финансовой системы государства. Единичный поведенческий акт может и не быть предметом изучения социологии. Однако если такие действия принимают массовый характер, то речь идет о массовой поведенческой реакции. Дата добавления: 2015-07-30; просмотров: 5009; Популярные статьи: Века вооружений.

История доспехов. Современное оружие Археология. Датировка по древесным кольцам Ядерная энергия. Типы ядерных реакторов.

Виды толпы — Типы толпы и модели поведения

Спасающаяся толпа возникает при появлении состояния паники, а также в случае спасения от реального или воображаемого источника опасности. § убегающая (спасающаяся) толпа. Действующая толпа подразделяется на: организованную; спонтанную; стяжательскую; агрессивную. • Разновидностями социального поведения являются: индивидуальное поведение; коллективное поведение; групповое поведение. •. это большое число людей, поведение которых определяется гневом, их стремления направлены на уничтожение и разрушение.

Субъекты стихийного массового поведения. Социальное поведение

Действующая толпа подразделяется на. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов. Также активными считают спасающиеся толпы, которые легко превращаются в стяжательные и панические. Действующая толпа – осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа.

Курс лекций по социологии. Массовое социальное поведение, его субъекты и разновидности

Слайд 28 Причины девиантного поведения объясняются с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов Слайд 29 Биологическая теория учёного Ч. Ломброзо Итальянский врач-психиатр Ч. Ломброзо утверждал ,что отклоняющееся поведение связано с вырождением личности, которая с рождения наделена преступными наклонностями. Прирождённый преступник имеет специфические анатомо-физиологические признаки.

Ломброзо Слайд 30 Теория психоанализа З. Фрейда Австрийский психиатр З.

Подражание также является одним из способов психологического воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания осуществляется не только принятие поведения другого человека или массовых политических состояний, но и воспроизводится, тиражируется это поведение. Виды толпы Различают простую окказиональную , экспрессивную, конвенциональную и действующую толпу. Естественно, что выделенные виды толпы во многом условны. Простая или окказиональная толпа представляет собой скопление лиц, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств. Обычно ее образуют лица, испытывающие потребности в острых ощущениях, впечатлениях любящих, иначе говоря, поглазеть. Такая толпа может объединять от нескольких десятков до нескольких сотен лиц. Поводами для скопления ее служат: какое-либо происшествие, как правило, дорожно-транспортное, поведение лиц, не соответствующее общепринятым нормам поведения, необычное явление и т.

В принципе простая толпа не представляет опасности, хотя и создает помехи и неудобства. В то же время простая толпа может перейти в действенную, агрессивную. Иногда такая толпа устраивает самосуд, суд Линча. Экспрессивная толпа—это группа людей, выражающая чувства радости, горя и гнева. Так, поклонники рок-групп, эстрадных звезд отличаются высокой экзальтированностью в поведении. Конвенциональная толпа. Ее образуют, например, люди, во время спортивных состязаний. Болельщики на стадионе неистовствуют так, как никогда не ведут себя в других ситуациях. Это обстоятельство является далеко не безобидной вещью. Действующая толпа распадается на спасающуюся, стяжательскую и так называемую агрессивную.

Признаки правомерного поведения схема. Схема механизма индивидуального преступного поведения. Схема внутреннего строения механизма преступного поведения. Элементы механизма преступного поведения. Этапы механизма преступного поведения. Социальные регуляторы поведения человека в обществе. Социальные регуляторы поведения личности и социальный контроль. Механизмы социального поведения личности. Механизмы регуляции социального поведения. Концепции личности.

Ролевая концепция личности. Концепции личности схема. Ролевая теор я личности. Поведение человека и животных. Деятельность человека и поведение животных. Изучение поведения животных. У человека деятельность а у животных. Факторы влияющие на поведение покупателей. Факторы влияющие на поведение покупателей на потребительском рынке. Факторы влияющие на поведение потребителей схема.

Факторы влияющие на покупательское поведение потребителя. Модель социального поведения шарф. Социальное поведение примеры. Кто является субъектом социального поведения. Субъекты и разновидности социального поведения. Виды толпы и характеристика. Иерархическая структура диспозиций личности Ядова. Теория личности Ядова. Диспозиционная концепция личности Ядова. Структура личности по Ядову.

Социальное поведение личности и его регуляция. Факторы регуляции поведения. Психологические механизмы поведения личности. Становление личностных механизмов поведения.. Психологические механизмы развития личности. Психологические механизмы формирования поведения. Виды адекватного поведения. Отклоняющееся поведение схема. Виды отклоняющегося поведения схема. Социальные нормы.

Социальные нормы поведения. Социальные нормы иллюстрации. Социальные нормы правила поведения. Социальные явления примеры. Социальные явления примеры виды. Виды социального поведения человека. Общественные явления примеры. Классификация поведения.

Работа психолога в конвенциональной толпе: до назначенного мероприятия определить все факторы, способствующие мгновенному преобразованию толпы в паническую или стяжательскую, например, при жаре — отсутствие освежительных напитков, при дожде — отсутствие навесов. Необходимо тщательно изучить запланированные места ожидания, входа и выхода, время проведения мероприятия, - чем тщательнее будет проведена подготовительная работа, тем спокойнее пройдёт само мероприятие. Если вы оказались в центре конвенциональной толпы, постарайтесь выбраться на периферию. Помните о правилах нахождения в толпе: не выделяться, идти по движению и пр. Помнить, что стяжательская толпа лучше панической или агрессивной! Например: г. Невельск, ситуация, когда заранее объявлено, что в таком-то месте, во столько-то часов, будет выдаваться питьевая вода и хлеб. Люди начали подтягиваться с разных мест, многие приходили издалека, оставляя маленьких детей на попечение соседей. Воду давали по бутылке в одни руки и хлеб по буханке, - ситуация моментально вышла из-под контроля. Те, кто привёл с собой детей, получили больше, чем тот, кто пришёл один. Раздача воды по бутылке в руки вызывала большее раздражение, чем выдача хлеба по буханке на одного человека. Работа психологов была информационно-разъяснительной, людям сообщали о том, что городков временного размещения организовано 9, что в каждом из них будут выдаваться и вода, и хлеб, что не надо специально приходить к зданию администрации, чтобы получить всё необходимое. Экспрессивная толпа. Формируется как и конвенциональная толпа, на основе интереса к заранее объявленному массовому развлечению. В экспрессивной толпе совместно выражается общее отношение к какому либо событию радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. Экспрессивная толпа возбуждена и психологически уже созрела для стихийных действий, поэтому опасна для людей. Работа в экспрессивной толпе: находясь в ней, необходимо направлять вектор своего движения от центра к периферии, не обращать на себя внимания толпы недовольными высказываниями, присоединиться, при необходимости, к выкрикиваемым лозунгам, постараться свою одежду максимально приспособить к общему внешнему виду толпы, например, надеть сверху кожаную куртку — делать всё, чтобы выбраться в безопасное место и, - по возможности, - организовать и вывести с собой часть людей. Например: Стадион «Лужники», популярная московская команда встречалась с зарубежным клубом. Результат был важен, но игра текла вяло, люди теряли надежду на то, что гол будет забит. За 15-20 минут до окончания матча люди стали покидать трибуны, некоторые успели выйти за ворота, другие находились на пути к выходу. И вдруг, буквально на последней минуте матча, долгожданный гол был забит, вызвав бурную реакцию болельщиков. Успевшие покинуть стадион бросились обратно, чтобы принять участие в общем ликовании, и столкнулись в узком проходе с теми, кто под давлением задних рядов по инерции продолжал двигаться к выходу. Десятки людей были задавлены насмерть. Экстатическая толпа представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т. Работа в экстатической толпе: переключение внимания толпы, снятие с возвышенного места экстатически заражённых людей, выведение их из транса в удалении от зрителей. В первую очередь — людей с самоповреждающим поведением, тех кто хлещет себя цепями, трясётся, доводя себя до исступления, рвёт на себе одежду. Действующая толпа: Формируется как конвенциональная, превращается в толпу, осуществляющую действия относительно конкретного объекта. Например: Около здания ДК в Беслане, где на такой-то час вечера был объявлен общий сбор родственников захваченных заложников, собралась большая группа людей. Они прибывали и прибывали, однако долгое время к родственникам никто не выходил: ни представитель администрации, ни представители штаба по ликвидации последствий ЧС. Затем на крыльце появилась тоненькая девушка лет 20, которой было поручено объявить, что она представляет администрацию и что новостей нет.

Социальное поведение

Обоснование: Типы поведения отражают различные способы адаптации и взаимодействия с обществом. В данном случае, предлагается указать пять типов поведения, которые включают конформизм подражание и следование общепринятым правилам и нормам , инновация активное освоение новых идей и методов , ритуализм подчинение формальным правилам без достижения реальных результатов , отчуждение отказ от общественных норм и ценностей и бунтарство активное противодействие и нарушение общественных правил. Обоснование: Социальный контроль представляет собой наблюдение, оценку и реагирование на поведение людей в соответствии с установленными правилами и нормами общества. В данном случае, предлагается указать два вида социального контроля, которые включают формальный осуществляемый официальными институтами и органами власти и неформальный осуществляемый самими членами общества. Обоснование: Методы формального социального контроля применяются официальными институтами и органами власти для наказания и регулирования поведения людей в обществе.

Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1 имитация, то есть механическое повторение; 2 проигрывание, то есть переход от одной роли к другой; 3 групповое членство, то есть освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы. Вместе с тем ключевое понятие этой теории - "социальная роль" - было разработано в начале XX в. Дюркгейма, М. Вебера, позднее -Т. Парсонса, Р. Липтона и др. Социальная роль от франц, гоlе - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию статус в системе общественных отношений.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах; ролевого ожидания и ролевого исполнения. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию социальный статус. Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: "Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях... Эксперимент планировалось провести в течение одной -двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей.

Они раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность необходимость поддерживать порядок и социокультурные традиции как следует себя вести предопределили поведение его участников. Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента.

Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1 описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2 предписания, требования, связанные с данным поведением; 3 оценка выполнения предписанной роли; 4 санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер. Каждый человек обладает множеством социальных статусов , и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором, Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию. Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход.

Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества. В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман 1978 установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола. В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей , Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, "переступать через самих себя". Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго.

Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

Это сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики» Щепаньский Я, Элементарные понятия социологии. Механизм психологического объединения, в общем, вполне очевиден. После внешнего, физического соединения в одном помещении публика редко действует на улице , под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов среди публики образуются определенные сходные или общие реакции, переживания или устойчивые ориентации. Такая публика обычно быстро осознает рождающиеся у нее настроения, что усиливает впечатления, вызванные действием общего стимула.

Однако Щепаньский делает вынужденное признание: «Таким образом, в публике могут возникнуть такие же явления, как и в толпе, а именно общее эмоциональное напряжение, утрачивание рефлексивности, ощущение единства, солидарности. Поэтому некоторые виды публики, как, например, сборища, собрания или митинги, могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу» Щепаньский, 1969. Значит, при наличии определенных различий между толпой и «собранной публикой» есть и немало общего. Особое значение разных видов толпы и собранной публики проявляется в периоды социальных волнений, развития революционных настроений, войн, забастовок, когда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она, в свою очередь, в толпу повстанческую, если ею овладеют организованные группы, которые сумеют направить ее действия в желательном для них направлении. Примеров единства такого рода со стороны элитной «публики» и «низких» массовых толп в истории было очень много.

Из последнего времени — в ходе целой серии «бархатных революций» в Восточной Европе на рубеже 80-х-90-х гг. XX века. Несобранная публика. По мнению Я. Щепаньского, несобранной публикой являются, например, читатели одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телевизионных программ, читатели одних и тех же журналов.

Не без причины в Польше укоренился термин «культура "Пшекруя"» «Kultura "Przekroju"» , имеющий в виду способы выражения, поведения, мышления и деятельности, созданные этим популярным еженедельником. Примером российской действительности 1990-х гг. Однако развитие прогресса порождает все новые общности. Сегодня уже необходимо всерьез рассматривать в качестве несобранной часто уже достаточно единую публику «жителей Интернета». С внешней точки зрения, несобранная публика — это всего лишь «поляризованная масса», т.

Это сходство может проявляться не только в бытовых, но и в более социально важных вопросах — в идеологии и политике. В несобранной публике внешне не проявляются феномены, характерные для толпы или собранной публики. Не проявляется в таком объеме «эмоциональное заражение», не исчезает полностью рефлексивность и не развивается в полном объеме процесс деиндивидуализации. Хотя заражение и идет, но это — заражение со стороны радио или телевидения. Разумеется, и электронные, и печатные средства массовой информации активно способствуют снижению рефлексивности и деиндивидуализации аудитории, однако в полной мере, как в толпе, для них это трудно достижимо.

Всякие виды «поляризованных масс», несобранной публики, представляют собой базу для выработки сходных взглядов, готовности к некритичному восприятию определенной информации, базу для создания мнения по некоторым вопросам, готовности к реагированию сходным образом на идентичные стимулы. Следовательно, они являются готовой базой для возникновения мнений и настроений — макроформ массового сознания и соответствующего поведения. Особым примером такой эволюции несобранной публики является действие избирательных кампаний и возникающее в результате массовое электоральное поведение. Данной проблеме посвящено множество специальных исследований. Однако общие механизмы электорального поведения достаточно просты.

Несмотря на все разговоры о «новых технологиях», массовое электоральное поведение в целом продолжает оставаться в значительной степени стихийным, подчиняясь общим закономерностям. В конечном счете, электорат делится на две неравные части. Первая, меньшая часть — это организованный электорат, действующий на основе индивидуального или группового сознания и подчиняющийся управляющим этим сознанием структурам и институтам. Вторая, значительно большая для любой современной демократической страны часть, представляет собой неорганизованный электорат. Общим механизмом поведения несобранной публики являются массовые настроения, возникающие на основе веры в завышенные обещания.

На этом всегда играли и продолжают играть до сих пор основные политические игроки — политические партии, движения и отдельные кандидаты на выборные посты. Как писал в свое время Г. Лебон, «избиратель требует невозможного, и поневоле приходится обещать требуемое. Отсюда появляются сплошные реформы, утверждаемые без малейшего понятия об их возможных последствиях. Всякая партия, желающая добиться власти, знает, что это возможно только превзойдя обещаниями своих соперников» Лебон, 1908.

Соответственно, основной инструмент массовой демократии по Лебону — это воздействие на массовые настроения и целью побуждения определенного поведения людей. С течением времени мало что изменилось. Основываясь на богатом практическом опыте, американские специалисты так описывали модель «несобранного» электората: «У избирателя есть определенные принципы. Он в какой-то мере рационален и располагает информацией. У него есть и интересы, однако присутствуют они не в той экстремальной, отработанной, совершенной и детализированной форме, в которую их унифицированно облекли политические философы» Berelson et al.

В решениях большинства избирателей даже в обществах с рациональной политической культурой преобладает стихийный выбор, основанный на эмоциональном отношении и присутствующих в данный момент массовых настроениях. Ольшанский, Психология масс, М.

Существует пять типов поведения: конформизм: Подчинение общественным нормам и ожиданиям. Социальный контроль бывает двух видов: формальный: Осуществляется через законы, правила и организации, такие как полиция и суды.

К методам формального социального контроля относятся: наказание: Применение наказания или санкций в ответ на нарушение правил. К типам неформального контроля относятся: социальные вознаграждения: Положительные реакции и поощрения со стороны окружающих. В протекании любого конфликта можно выделить три стадии: зарождение: Начало конфликта, возможно, из-за различий и противоречий.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий